Огэ география подготовка – Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по географии.

как сдать ОГЭ по географии — Учёба.ру

Евгения Назарова,

учитель географии школы «Класс-центр», репетитор

Девятиклассники сдают на ОГЭ четыре предмета: два обязательных и два по выбору. Как часто ребята выбирают географию? Чем они руководствуются?

Я работаю с учениками в школе и готовлю ребят к ОГЭ по географии в качестве репетитора. Главный аргумент, который я из года в год слышу от своих учеников: «География — это несложно. Биологию я не потяну, там учить много, историю тем более, там вообще можно закопаться, а вот география попроще». Многие ребята, которые не имеют каких-то конкретных предпочтений по выбору предметов на ОГЭ, сдают географию из-за того, что она кажется простой.

По своему опыту могу сказать, что эта «простота» объясняется, в первую очередь, тем, что на экзамене можно пользоваться источниками информации. Школьники могут взять с собой на экзамен атласы с картами с 7 по 9 класс. Атласы могут быть любого издательства, но должны быть рекомендованы для школьников Министерством образования. Конечно, наличие карт по всем темам облегчает поиск верного ответа на вопросы, главное — научиться этими картами правильно пользоваться.

Насколько сложен для девятиклассников ОГЭ по географии? Требуются ли дополнительные занятия?

В школе географию изучают в 5 и 6 классе один час в неделю, с 7 по 9 класс — два часа в неделю. В 10 классе предлагается на выбор: либо заниматься два часа в неделю и пройти программу за один год, либо заниматься один час в неделю и разделить программу на два года. Курс географии выстроен так, что в 5-7 классах школьники изучают общее землеведение, физическую географию и страноведение, а 8 и 9 классы посвящены только географии России. Чтобы сдать ОГЭ по географии, нужно знать весь материал курса, начиная с 5 класса. Поэтому необходимо дополнительно заниматься либо самостоятельно, либо с преподавателем, чтобы вспомнить и проработать все темы предмета за все годы обучения.

Расскажите, пожалуйста, про структуру ОГЭ по географии. Всего на экзамене предлагается 30 заданий.

Работа состоит из 17 заданий базового, 10 заданий повышенного и трех заданий высокого уровня сложности. Но разделение вопросов по уровням не всегда объективно. Для некоторых учеников базовые задания намного сложнее, чем задания повышенного и высокого уровня.

При том, что заявленный уровень вопросов отличается, разграничения в баллах фактически нет. Только за два задания (№ 15, № 20) можно получить по два балла. Все остальные задания оцениваются в один балл. Таким образом, за всю работу максимально можно набрать 32 первичных балла. Пятерка ставится за результат от 27 баллов, четверка — от 20 баллов, тройка — от 12 баллов.

По Вашему опыту, какие разделы географии самые сложные для школьников и вызывают наибольшее затруднение? А какие темы самые простые?

Наибольшие трудности у школьников вызывают особенности основных отраслей хозяйства России, природохозяйственные зоны и районы. К этим темам относятся задания № 5 и № 23. Это объемные и сложные разделы, которые проходят в 9 классе в рамках экономики и хозяйства России. Мне кажется, что эти социально-экономические темы в 9 классе некоторым ребятам еще просто не по возрасту. Они становятся понятными и интересными, когда уже накоплен какой-то жизненный опыт.

К самым простым темам можно отнести математическую основу карты — систему координат, масштаб. С темой «Природопользование» у ребят тоже редко возникают вопросы.

Как нужно готовиться к ОГЭ по географии?

Тренироваться как можно больше в решении задач. Во время подготовки необходимо обязательно использовать те атласы, которые ученик потом возьмет на экзамен. Если готовиться по одним атласам, а на экзамен идти с другими, не будет привычного образа. В атласах каких-то изданий может не оказаться определенных карт, и школьник может растеряться. Лучшая стратегия подготовки к ОГЭ по географии — это отработка материала и решение наибольшего количества заданий по разным темам.

На какие темы следует обратить внимание?

Здесь все зависит от того, какая цель у ребенка. Очень многие хотят получить хотя бы четверку и забыть об этом экзамене. В этом случае надо отрабатывать базовые задания до автоматизма, решать как можно больше вариантов. Если цель — получить пятерку или даже есть претензия на высший балл, нужно уметь решать еще и сложные задачи, детально проработать все темы курса географии и очень хорошо уметь работать с картой.

Какие источники Вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?

  • «Решу ОГЭ». Здесь вы найдете огромное количество заданий для подготовки.
  • «Сайт ФИПИ». Тут выложены задания прошлых лет.
  • «ВКонтакте». Здесь есть много полезных тематических групп для подготовки к ОГЭ по географии. Там можно прочитать объяснения к задачам по разным темам, которые написаны самими школьниками, пусть не так, как в книжках, но на доступном и понятном им языке.
  • «Инфоурок». Если вам не хватает содержательного материала, используйте этот проект. Здесь вы найдете короткие видеоролики по всем темам программы географии с 5 по 9 класс. Они дают необходимую выжимку. Можно остановить ролик и посмотреть заново, выписать определения, отметить закономерности. Такой формат дает возможность повторить материал и разобрать непонятные темы.

Реально ли получить на экзамене максимальный результат?

Каждый год среди моих учеников есть кто-то, кому удается набрать максимальные 32 балла. Если посмотреть статистику 2017 года по Московской области, то мы увидим, что максимум получили около 1% школьников, пятерку — 20%, четверку — 42%, не сдали экзамен примерно 1% девятиклассников. Средний балл составил 3,82 по пятибалльной шкале.

На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенного и высокого уровня сложности? Какие есть подводные камни у этого типа заданий?

Задание № 9

Школьникам предлагается график, таблица или климатограмма со статистическими данными, и надо рассчитать, например, миграционный прирост, естественный прирост, рождаемость и смертность, амплитуду температур, плотность транспортной сети. Ответы чаще всего необходимо рассчитать по формуле. При подготовке обратите внимание на определения географических понятий в разных темах, выучите расчетные формулы.

В ответе авторы чаще всего пишут единицы измерения. Если, например, требуется рассчитать плотность населения, а в ответе вписать количество человек на квадратный километр, это и есть подсказка. В единицах измерения в ответе нам уже показали формулу расчета.

Задание № 14 Школьникам предлагается определить объект по географическим координатам. Для выполнения этого задания один раз нужно сесть и разобраться, как определяются географические координаты. А дальше уже обращайте внимание на подсказку в задании, например, какая горная вершина, какой город, центр какой республики имеет такие-то координаты. Нужно открыть соответствующую карту и ответить на вопрос. Задание относится к повышенному уровню сложности, но если вы разобрались с определением координат один раз, вопросов, как правило, больше не возникает.
Задание № 15 Необходимо прочитать текст и обосновать что-то. Например, в демоверсии требуется объяснить, почему происходят землетрясения, указать причину. Это вопрос по географическим явлениям на понимание причинно-следственных связей. Нужно найти в атласе карту, которая поможет ответить на поставленный вопрос.
Задание № 17

Чаще всего здесь предлагают расположить города в порядке увеличения или уменьшения численности населения. Нужно открыть карту по этой теме, внимательно изучить условные знаки, найти эти города и по условным обозначениям выстроить нужную последовательность.

Не стесняйтесь делать пометки в КИМаХ! Около каждого города подписывайте численность населения и дальше, отложив карту, составляйте последовательность.

Задание № 20

Участникам экзаменов предлагается топографическая карта местности. Требуется подобрать на ней участок под предложенную ситуацию. Это может быть, например, катание на лыжах, закладка фруктового сада, футбольного поля. Нужно выбрать участок и объяснить, почему вы предпочли именно его.

Внимательно просмотрите условные знаки и прочитайте по ним карту. Задайте вопрос: какими условия должны быть? И дальше уже сравнивайте участки. Например, для катания на лыжах не подходит участок с лесом, для футбольного поля мы не выберем участок на склоне горы. Сформулировать ответ нужно внятно и коротко. Например: «Я выбираю этот участок, потому что соблюдены такие-то условия». Или от противного: «Я выбираю этот участок, потому что на двух других не соблюдены такие-то условия».

Задание № 21 Даны четыре профиля местности, которые построены по линии A — B по топографической карте из предыдущего задания. Здесь нужно понимать условные знаки и то, как показан рельеф — с помощью горизонталей. Важно пространственное мышление, чтобы взглянуть на объект сбоку.
Задание № 23 Вопрос по теме «Хозяйство». Здесь нужно обратить внимание на факторы размещения отраслей хозяйства. Что нужно для обеспечения сырьем предприятия? Нужен ли потребитель рядом с предприятием?
Задание № 24 Классический вопрос про Новый год. Необходимо расположить регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Нужно запомнить, что Новый год первыми встречают на востоке страны. Далее найти на карте субъекты РФ и расположить их с востока на запад.
Задание № 25 Надо сопоставить регион России с предложенными слоганами. В слоганах обычно есть какой-то яркий признак, который поможет определить регион. Какие-то объекты можно найти на региональной карте, а по каким-то просто сделать предположение.
Задание № 27

В этом задании необходимо сопоставить климатограмму с картой. На климатограмме показаны температура воздуха, осадки по месяцам, а также общее количество осадков, выпадающих за год. Школьник должен определить, какому региону мира соответствуют эти данные.

Во время подготовки к экзамену необходимо составить таблицу с характеристикой климатических поясов, где в столбцах должны быть отображены температуры воздуха по месяцам, количество осадков и сезон их выпадения. Благодаря этому школьник будет понимать, какие условия действуют в различных климатических поясах. А уже во время экзамена нужно работать с климатической картой 7 класса, сопоставляя имеющиеся данные.

Задание № 28

В условии дана таблица, где собраны данные метеонаблюдений по четырем городам (географические координаты, высота над уровнем моря, средняя температура в июле и январе, среднегодовое количество осадков). Далее предлагается четыре утверждения, из которых, проанализировав таблицу, нужно выбрать верное.

Каждый вариант утверждения состоит из двух частей. Например: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков». Я предлагаю своим ученикам разобрать каждое из предложенных утверждений следующим образом. Первое: берем четыре города и нумеруем их в порядке с северо-запада на юго-восток. Второе: работаем со второй частью утверждения и нумеруем города по количеству осадков — от большего к меньшему. Если обе составленные последовательности совпали, значит утверждение верное.

Задание № 29 Задание на пространственное мышление. Во время подготовки нужно посмотреть видеоролик о движении Земли вокруг Солнца, чтобы представлять себе, как изменяется положение Земли относительно Солнца в опорные даты: дни летнего и зимнего солнцестояния и дни весеннего и осеннего равноденствия. От этого будет зависеть угол падения солнечных лучей и, соответственно, выбор ответа.
Задание № 30 Задание-загадка. Требуется определить страну или регион России по предложенным характеристикам. При работе с текстом нужно выделить ключевые особенности, которые будут отделять этот субъект от остальных. Текст составлен так, что каждое следующее утверждение сужает круг поиска. Далее нужно работать с атласом, вам понадобятся разные карты. От общих карт мы постепенно переходим к региональным и климатическим, приближаясь к правильному ответу.

www.ucheba.ru

Подготовка к ОГЭ по географии.

Задания №16. В географии можно считать на калькуляторе!!!

I тип.

1. В классе 20 обучающихся. Из них 11 девушек. Определи долю девушек в 9 классе?

Со­став­ля­ем про­пор­цию:

20 — 100%

11 — Х

(11х100):20=55%

2. Опре­де­ли­те долю го­род­ско­го на­се­ле­ния в % от общей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния Се­ве­ро-За­пад­но­го окру­га, если из­вест­но, что чис­лен­ность его на­се­ле­ния на 1 ян­ва­ря 2013 г. со­став­ля­ла 13 718 994 че­ло­век, из ко­то­рых го­ро­жан − 11 498 212. По­лу­чен­ный ре­зуль­тат округ­ли­те до це­ло­го числа.

По­яс­не­ние.

Со­став­ля­ем про­пор­цию:

13718994 — 100%

11498212 — Х

(11498212 х 100) : 13718994 = 84%

3. За­да­ние 16 № 1214. Ис­поль­зуя дан­ные таб­ли­цы «Зе­мель­ная пло­щадь в РФ (на на­ча­ло 2009 г.)», опре­де­ли­те долю (в %) сель­ско­хо­зяй­ствен­ных уго­дий от общей зе­мель­ной пло­ща­ди. По­лу­чен­ный ре­зуль­тат округ­ли­те до це­ло­го числа.

 Зе­мель­ная пло­щадь в РФ (на на­ча­ло 2009 г., млн га)

 

Всего зе­мель

1709,8

в том числе:

сель­ско­хо­зяй­ствен­ные уго­дья

220,5

лес­ные земли

870,8

по­верх­ност­ные воды, вклю­чая бо­ло­та

225,0

дру­гие земли

393,5

 По­яс­не­ние.

Со­став­ля­ем про­пор­цию:

1709,8 — 100%

220,5 — Х

(220,5х100):1709,8=13%

4. За­да­ние 16 № 1244. Ис­поль­зуя дан­ные таб­ли­цы «Пас­са­жи­ро­обо­рот транс­пор­та об­ще­го поль­зо­ва­ния в Рос­сии в 2011 г.», опре­де­ли­те долю же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та (в %) в общем пас­са­жи­ро­обо­ро­те. По­лу­чен­ный ре­зуль­тат округ­ли­те до це­ло­го числа.

 Пас­са­жи­ро­обо­рот транс­пор­та об­ще­го поль­зо­ва­ния

в Рос­сии в 2011 г., млрд пас­са­жи­ро-км

Пас­са­жи­ро­обо­рот транс­пор­та об­ще­го поль­зо­ва­ния

443,9

в том числе:

же­лез­но­до­рож­но­го

139,7

ав­то­мо­биль­но­го (ав­то­бу­сы)

136,9

воз­душ­но­го (транс­порт­ная авиа­ция)

166,6

 По­яс­не­ние.

Со­став­ля­ем про­пор­цию:

443,9 — 100%

139,7 — Х%

(139,7х100):443,9=31

II тип.

5. За­да­ние 16 № 1286. Сред­няя солёность по­верх­ност­ных вод Сре­ди­зем­но­го моря со­став­ля­ет 38‰. Опре­де­ли­те, сколь­ко грам­мов солей рас­тво­ре­но в двух лит­рах его воды. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

По­яс­не­ние.

Со­ле­ность воды опре­де­ля­ет­ся в про­мил­ле — ‰ (ты­сяч­ная доля числа).

38‰ — это зна­чит, что в 1 литре воды со­дер­жит­ся 38 грамм соли. В двух лит­рах:-

38х2=76

6. За­да­ние 16 № 1316. Сред­няя солёность по­верх­ност­ных вод Бал­тий­ско­го моря со­став­ля­ет 8‰. Опре­де­ли­те, сколь­ко грам­мов солей рас­тво­ре­но в трёх лит­рах его воды. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

По­яс­не­ние.

Со­ле­ность воды вы­ра­жа­ет­ся в про­мил­ле — ‰(ты­сяч­ная доля числа).

8‰ — это зна­чит, что в 1 литре со­дер­жит­ся 8 грамм соли. В 3 лит­рах:

8х3=24

 III тип.

7. За­да­ние 16 № 1647. Опре­де­ли­те, какая тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха будет на вер­ши­не горы, обо­зна­чен­ной на ри­сун­ке бук­вой А, если у под­но­жия горы её зна­че­ние со­став­ля­ет 12 °С, и из­вест­но, что тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха по­ни­жа­ет­ся на 0,6°С на каж­дые 100 м. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

 

По­яс­не­ние.

1)500:100=5

2)0,6*5=3

3)12-3=9

IVтип.

8. За­да­ние 16 № 1124. Опре­де­ли­те, какое ат­мо­сфер­ное дав­ле­ние будет на­блю­дать­ся на вер­ши­не горы вы­со­той 600 мет­ров, если у её под­но­жия его зна­че­ние со­став­ля­ет 760 мм и из­вест­но, что дав­ле­ние из­ме­ня­ет­ся на 1 мм на каж­дые 10 м. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

По­яс­не­ние.

Каж­дые 10 м дав­ле­ние по­ни­жа­ет­ся на 1мм. Сле­до­ва­тель­но:

760 — (600:10) = 700

infourok.ru

Шпоры ОГЭ по географии

2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки.

Атлас 8 класс. Карта «Географическое положение России».

Страны, граничащие с Россией: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, КНР (Китай), Монголией, КНДР (Корея), Абхазия, Южная Осетия,

по морю -Япония и США

3. Вопросы о климате России.

Атлас 8 класс. Климатическая карта.

Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.

5. Вопросы по экономике России.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

6. Вопросы о заповедниках.

Атлас 8 класс. Природные святыни России

7. В каком из регионов плотность населения наибольшая?

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше — чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

8.Вопросы по графикам.Определить по графику, таблице необходимую величину.

9. Вопросы: определить:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения — Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения — Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Площадь

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Иммиграция – въезд в страну

Эмиграция – выезд из страны

10. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте. В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)

11. Вопрос по синоптической карте.

В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

12. Вопросы по экологии

Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

Природные ресурсы

Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов

Невозобновимые Возобновимые

(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

13. В каком высказывании говорится о процессе:

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни

Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое

Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)

Отраслевая структура хозяйства России — это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

14. Определить координаты.

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Координаты: например, 400 с.ш.; 800 в.д.

Широта: северная и южная Долгота: западная и восточная


с.ш.

з.д. в.д.

ю.ш

16. Задача на расчеты

Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.

20 – 100% х= 8 х100

8 — х% 20

Определить относительную влажность (составляем пропорцию).

Определить температуру на вершине горы.

Определить соленость (Измеряется в промилле %0, если соленость 15%0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)

17. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения.

Атлас 9 класс. Ката плотность населения. Смотрим города по кружочкам.

Города миллионеры России:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара,

Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж

18. Определить расстояние по топографической карте.

1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например 100 м)

4 см х 100 = 400 м

19. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта

С

З В

Ю

20. Определить какой из участков подходит для:

-Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)

-футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)

— фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)

21. Определить какой профиль подходит

_по высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)

22.Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….

Атлас 8 класс «Административная карта», 9 класс «Экономическое районирование»

24. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год

Атлас 8 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке.

26. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста

(от самого молодого до самого древнего).

Чем выше слои горных пород – тем моложе

28. Задания по таблицам. Анализируем таблицы

29. — В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

— Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим.

Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим

— Выше всего над горизонтом

В день летнего солнцестояния Солнце в зените над северным тропиком. В день зимнего солнцестояния Солнце в зените над южным тропиком

intolimp.org

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по географии

Дата

Корректировка

Тема

Вид работы

1

Вводное занятие. Особенности государственной аттестации выпускников 9 классов по  географии. Инструктаж по выполнению работы

2

Обучение заполнению бланков

Тренировочное заполнение бланков

3

План местности. Работа по построению профилей рельефа местности

Выполнение заданий из сборника КИМов

4

Географические координаты.

Работа с географическими картами

5

Литосфера. Определение горных пород

Выполнение заданий  из сборника КИМов

6

 Рельеф

Работа с географическими картами

7

Гидросфера :реки, озёра мира

Работа с географическими картами

8

Гидросфера: части Мирового океана

Работа с географическими картами

9

Атмосфера. Климаты Земли.

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими картами.  Работа с климатограммами.

10

Распределение солнечного света и тепла на Земле

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими картами.  

11

Движение литосферных  плит. Стихийные природные явления

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими картами.  

12

Природные зоны Земли

Характеристика природных зон Земли.  Работа с географическими картами.  

13

Имена на карте мира

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими картами

14

Африка

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими картами.  

15

Южная Америка

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими картами.  

16

Австралия. Антарктида

Тест. Работа с географическими картами.  

17

Северная Америка

Тест. Работа с географическими картами.  

18

Евразия

Тест. Работа с географическими картами

19

Изменение природы хозяйственной деятельностью человека. Рациональное и нерациональное природопользование

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими картами.  

20

Географическое положение России

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими картами.  

21

Часовые пояса

Решение задач. Работа с географическими картами.  

22

Природа России (рельеф, ресурсы, природные зоны, климат)

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими картами.  

23-24

Регионы России

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими картами.  

25-26

Население России

Работа с картой плотности населения. Работа с таблицами

27-28

Хозяйство России

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими картами.  

29

Выполнение тренировочного варианта экзаменационных работ

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими картами

30

Выполнение тренировочного варианта экзаменационных работ

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими картами

31

Выполнение тренировочного варианта экзаменационных работ

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими картами

32

Выполнение тренировочного варианта экзаменационных работ

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими ка ртами.

33

Выполнение тренировочного варианта экзаменационных работ

Выполнение заданий  из сборника КИМов. Работа с географическими картами

34

Заполнение бланков и выполнение тренировочного варианта экзаменационных работ

Заполнение бланков и выполнение тренировочного варианта экзаменационных работ

35

Заполнение бланков и выполнение тренировочного варианта экзаменационных работ

Заполнение бланков и выполнение тренировочного варианта экзаменационных работ

nsportal.ru

Подготовка к огэ (гиа) по географии.

Инструкция по выполнению работы

     Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. На выполнение работы по географии отводится 2 часа (120 минут).

     Работа содержит 17 заданий, в которых представлены варианты ответа. Ответ к таким заданиям записывается в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

     Работа содержит 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания, и 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр. Для этих заданий ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте.

      В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Работа содержит 3 задания (14, 20 и 23), на которые следует дать полный развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются на отдельном листе или бланке. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

      При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 7, 8 и 9 классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.

     При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

      Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Вариант 1

1. Кто из мореплавателей является первооткрывателем Америки для европейцев?

1)        Васко да Гама

2)        Америго Веспуччи

3)        Христофор Колумб

4)        Фернан Магеллан

Ответ:________________

2 .  Какое утверждение о крайних точках территории России является верным?

1)        Крайняя восточная точка имеет восточную долготу.

2)        Крайняя южная точка находится на границе с Грузией.

3)        Крайняя северная материковая точка находится на полуострове Таймыр.

4)        Крайняя западная точка находится в Ленинградской области.

Ответ:_________________

3.   Для какого из перечисленных регионов России характерен муссонный климат?

1)        Мурманская область

2)        Приморский край

3)        Республика Коми

4)        Калининградская область

Ответ:__________________

   

4. Оползневые процессы оказывают значительное влияние на рельеф отдельных частей территории нашей страны. На территории какого из перечисленных регионов России наиболее вероятны оползни?

1)        Астраханская область

2)        Псковская область

3)        Республика Калмыкия

4)        Республика Алтай

Ответ:_________________

5 .  Какие из перечисленных народов являются коренными жителями Европейского Севера России?

1)        буряты и тувинцы

2)        чуваши и башкиры

3)        якуты и татары

4)        карелы и ненцы

Ответ:_________________

6.  Группа туристов из Австралии хочет своими глазами увидеть необычную для них природу средней полосы Европейской части России. Какой из перечисленных заповедников для этого им необходимо посетить?

1)        Усть — Ленский

2)        Курильский

3)        Окский

4)        Кандалакшский

Ответ:_________________

Задания 7, 8 выполняются с использованием приведённой ниже таблицы.

Общие итоги миграции населения в России в 2000-2010 гг. (человек)

Показатель

Число прибывших

Число выбывших

2000 г.

2010 г.

2000 г.

2010 г.

Миграция в пределах России:

2 302 999

1 910 648

2 274 854

1 910 648

внутрирегиональная

1 284 592

1 035 899

1 284 592

1 035 899

межрегиональная

1 018 407

874 749

990 262

874 749

Международная миграция

359 330

191 656

145 720

33 578

Всего:

2 662 329

2 102 304

2 420 574

1 944 226

7.  Какое утверждение, характеризующее миграции населения в России в 2000-2010 гг., верно?

1)        В 2010 г. число прибывших в Россию из других стран было больше, чем в 2000 г.

2)        В 2010 г. число переселенцев из одного региона России в другой было больше, чем в 2000 г.

3)        В 2000 г. число выбывших из России в другие страны было больше, чем в 2010 г.

4)        В 2000 г. число переселенцев внутри регионов России было меньше, чем в 2010 г.

Ответ:________________

8.| Определите миграционный прирост (всего) населения России в 2010 г. Ответ запишите в виде числа.

Ответ:_________________ человек.

9. | Какой из перечисленных регионов России находится в пределах Основной полосы рас-селения?

1)        Тюменская область

2)        Ханты-Мансийский АО — Югра

3)        Ненецкий АО

4)        Самарская область

Ответ:___________________

Задания 10, 11 выполняются с использованием приведённой ниже карты погоды.

10. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?

1) Воронеж

2) Санкт-Петербург

3) Калининград

4) Салехард

Ответ: _______________

11. Карта погоды составлена на 2 апреля 2012 г. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?

1)        Петрозаводск

2)        Архангельск

3)        Элиста

4)        Волгоград

Ответ:________________

12. В климатической доктрине Российской Федерации говорится о высокой скорости глобального потепления климата, наблюдаемого в течение последних десятилетий. К возможным последствиям изменений климата в пределах южных регионов Европейской части России относят:

        1) уменьшение высоты снеговой линии в горах

        2) рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в степной зоне

        3) расширение ареалов распространения хвойных лесов

        4) увеличение продолжительности светового дня

Ответ:_________________

13. В каком из перечисленных высказываний о Енисее содержится информация о режиме реки?

1)        Для Енисея характерно весенне-летнее половодье — с конца апреля по июль.

2)        До заполнения Саянского водохранилища река Енисей имела горный характер, изобиловала перекатами и порогами.

3)        Гидрографическая сеть Енисея включает около 200 тыс. рек и около 130 тыс. озёр.

4)        Длина Енисея до впадения в Енисейский залив Карского моря — 3487 км (или 4092 км от истоков Большого Енисея и 4050 км от истоков Малого Енисея).

Ответ:__________________

Задание 14 выполняется с использованием текста, приведённого ниже.

14.  13 марта 2010 г. возле восточного побережья о. Хонсю в Японии произошло землетрясение магнитудой 5,8. Эпицентр подземных толчков находился в 71 км к северо-востоку от города Иваки. В результате землетрясения никто не пострадал. 14 марта 2010 г. в 11 ч. 30 мин. на о. Хонсю вновь произошло сильное землетрясение. Магнитуда землетрясения, по оценкам сейсмологов, достигала 6,6. Сообщений о разрушениях, жертвах и пострадавших не поступало.

Почему в Японии часто происходят землетрясения?

Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

15. Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы А с абсолютной высотой 5000 м, если у её подножия значение температуры воздуха составляет 25 °С, и известно, что температура понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.

Ответ:____________________°С

16.  Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

1)        Абакан

2)        Тюмень

3)        Уфа

Ответ:

17.  Определите, какой город имеет географические координаты 59° с.ш. 18° в.д.

Ответ:_______________________________

Задания 18-21 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.

18. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки В до колодца. Измерение проводите между точкой и центром условного знака. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

Ответ:__________________

19. Определите по карте, в каком направлении от точки В находится колодец.

Ответ:____________________

        

20. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

21. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А — В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Ответ:_______________________

Задания 22, 23 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

     В Омске в 2013 г. открыли комбинат по производству полимеров. Новый завод стал частью крупного нефтехимического кластера, который создается в регионе. Предприятие будет производить полипропилен не только для российских регионов, но и на экспорт. По прочности и надежности полипропилен значительно превосходит полиэтилен. Изделия из него не деформируются в агрессивных средах и выдерживают резкие перепады температур. Омский завод — единственное в России предприятие, способное выпускать около ста марок полимерной продукции.

22.  Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы более детально территорию Омской области?

1)        Европейского Юга

2)        Восточной Сибири

3)        Поволжья

4)        Западной Сибири

Ответ:_________________

23.  Какая особенность хозяйства Омска делает возможным бесперебойное снабжение комбината по производству полимеров в городе сырьем?

Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

24. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).

Запишите цифры, которыми обозначены слои горных пород, в правильной последовательности в таблицу.

1)        глина

2)        супесь

3)        суглинок с валунами

Ответ:

25. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганами и регионами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СЛОГАНЫ

А) Окунитесь в чистейшие воды самого глубокогоозера в мире!

Б) Здесь вас ждут морские пляжи, целебные термальные источники и прогулки в горах!

 

РЕГИОНЫ

1)        Республика Дагестан

2)        Республика Карелия

3)        Калининградская область

4)        Иркутская область

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

26. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите цифры, которыми обозначены регионы, в правильной последовательности в таблицу.

1) Ненецкий АО

2) Калининградская область

3) Республика Саха (Якутия)

Ответ:

27. Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.

1) А                      

2) Б

3) В

4) Г

Ответ:________________

Задания 28, 29 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

      Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными о средних температурах воздуха в июле и в январе, полученными на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

Пункт наблюдения

Географические координаты пункта наблюдения

Высота

над уровнем моря, м

Средняя температура воздуха, °С

Среднегодовое количество осадков, мм

июль

январь

Сортавала

61° c.iu. 30° в.д.

17

+16,4

-9,8

570

Петрозаводск

61° с.ш. 34° в.д.

110

+15,6

-11,0

557

Вытегра

61° с.ш. 37° в.д.

55

+17,1

-ИД

547

Сыктывкар

61° с.ш. 50° в.д.

96

+16,6

-15,4

496

28. Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

1)        Иван: «Температура воздуха в июле последовательно повышается при движении с запада на восток».

2)        Ольга: «Чем южнее, тем меньше выпадает атмосферных осадков».

3)        Пётр: «Количество атмосферных осадков последовательно уменьшается при движении с запада на восток».

4)        Оксана: «Температура воздуха в январе последовательно повышается при движении с севера на юг».

Ответ:________________

29. В каком из перечисленных населённых пунктов Солнце будет выше всего над горизонтом 1 сентября в полдень по времени Гринвичского меридиана?

1)        Сортавала

2)        Петрозаводск

3)        Вытегра

4)        Сыктывкар

Ответ:_________________

30. Определите страну по её краткому описанию.

     Эта страна протянулось узкой полосой вдоль восточного и южного побережья одного из крупных полуостровов Евразии. Рельеф в основном гористый; равнины, расположенные в дельте двух крупных рек, занимают около четверти территории страны. Климат субэкваториальный, часты тайфуны и наводнения. Недра богаты полезными ископаемыми: разведаны запасы нефти, каменного угля, железных, оловянных и вольфрамовых руд. Большая часть экономически активного населения занята в сельском хозяйстве; специализируется на производстве риса, сахарного тростника, чая, кофе и натурального каучука.

Ответ:_______________________________

nsportal.ru

ОГЭ география 9 кл подготовка

Подготовка к ОГЭ география 9 кл —7-

План

подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии на 2017-2018 учебный год

Цель: создание условий для реализации прав учащихся на качественное образование в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации.

Задачи:

— Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;

— Выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;

— Обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации.

График консультационных занятий:

Повторение раздела 6-7 кл.

Карта и план местности

Литосфера. Атмосфера. Гидросфера

Тренировочное тестирование.

СЕНТЯБРЬ

7.09

Гео­гра­фи­че­ская оболочка Земли. Ши­рот­ная зональность и вы­сот­ная поясность

Форма, размеры, дви­же­ние Земли

Ми­ро­вой океан и его части. Воды суши.

Тренировочное тестирование.

14.09

По­го­да и климат. Рас­пре­де­ле­ние тепла и влаги на Земле

Определение координат.

Тренировочное тестирование.

21.09

Итоговое тестирование.

Анализ тестов.

Работа над ошибками.

28.09

2

Повторение раздела 8 кл

Гео­гра­фи­че­ские особенности России

Этапы гео­ло­ги­че­ской истории зем­ной коры. Гео­ло­ги­че­ская хронология.

Тренировочное тестирование.

ОКТЯБРЬ

5.10

При­род­ные ресурсы. Природопользование Административно-территориальное устрой­ство России .

Тренировочное тестирование.

12.10

Ча­со­вые зоны

При­зна­ки географических объ­ек­тов и явлений

Тренировочное тестирование.

19.10

Итоговое тестирование.

Анализ тестов.

Работа над ошибками.

26.10

3

Население России.

По­ло­воз­раст­ной состав населения

Гео­гра­фи­че­ские особенности раз­ме­ще­ния населения

Го­род­ское и сель­ское население. Города

На­прав­ле­ние и типы ми­гра­ции населения России

Тренировочное тестирование.

НОЯБРЬ

1.11

Природно-хозяйственное рай­о­ни­ро­ва­ние России. Ре­ги­о­ны России..

Тренировочное тестирование.

8.11

Гео­гра­фия отраслей про­мыш­лен­но­сти России, сель­ско­го хозяйства и важ­ней­ших видов транспорта.

Тренировочное тестирование.

15.11

Гео­гра­фия отраслей про­мыш­лен­но­сти России. Тренировочное тестирование.

22.11

Итоговое тестирование.

Анализ тестов.

Работа над ошибками.

29.11

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 1

ДЕКАБРЬ

7.12

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 2

14.12

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 3

21.12

ОГЭ вариант (декабрь)

Итоговое тестирование.

Анализ тестов.

Работа над ошибками.

28.12

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 4

ЯНВАРЬ

11.01

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 5

18.01

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 6

25.01

ОГЭ вариант (январь)

Итоговое тестирование.

Анализ тестов.

Работа над ошибками.

8.02

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 7

ФЕВРАЛЬ

8.02

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 8

15.02

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 9

22.02

ОГЭ вариант (февраль)

Итоговое тестирование.

Анализ тестов.

Работа над ошибками.

28.02

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 10

МАРТ

1.03

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 11

9.03

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 12

16.03

ОГЭ вариант (март)

Итоговое тестирование.

Анализ тестов.

Работа над ошибками.

23.03

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 13

АПРЕЛЬ

5.04

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 14

12.04

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 15

19.04

ОГЭ вариант (апрель)

Итоговое тестирование.

Анализ тестов.

Работа над ошибками.

26.04

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 16

МАЙ

3.05

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 17

10.05

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 18

17.05

Тренировочное тестирование.

КИМ вариант 18

24.05

ОГЭ вариант (май)

Итоговое тестирование.

Анализ тестов.

Работа над ошибками.

28.05

ОГЭ вариант (май)

Итоговое тестирование.

Анализ тестов.

Работа над ошибками.

ИЮНЬ

Ресурсы: www.mioo.ru

www.ege.edu.ru

www.fipi.ru

www.mon.gov.ru

сайт решу ОГЭ по системе Д. Гущина (вариант 1-15 — новые каждый месяц)

Используемые пособия по подготовке к ОГЭ:

1.

Пробные тесты по географии

2

Учебник:

География: начальный курс 6кл

География материков и океанов 7 кл

География: природа России 8 кл

География России. Население и хозяйство 9 кл.

Атлас. География 6, 7, 8, 9 кл.

3

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для

проведения в 2017-2018 году основного государственного экзамена по ГЕОГРАФИИ;

4

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ГЕОГРАФИИ

5

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения

в 2018 году основного государственного экзамена по ГЕОГРАФИИ

Учитель _________________ (_Жуленко О.А._)

infourok.ru

Практические наработки по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по географии

Практические наработки по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по географии

Сообщение из опыта

работы подготовила

учитель географии

МБОУ «СОШ №10»

Латина О.П.

для обсуждения на

районном семинаре МО

учителей географии

29.03.2016

Экзаменационная работа по географии в форме ГИА позволяет с достаточной степенью объективности оценить качество общеобразовательной подготовки по предмету.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся.

Она проверяет умения анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в практической деятельности.

Я свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу (как правило это пробная версия ОГЭ)

Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

Результаты вношу в индивидуальную карту ученика.

Затем разрабатываю индивидуальный план подготовки каждого ученика, где отражаю пробелы в знаниях по темам, указываю §, которые необходимо повторить ученику и затем по данной теме предлагаю ученику решить ряд тестов для закрепления данной темы. ( Эту работу провожу как на уроке, так и на консультации, тренировочные тесты для выполнения даю домой.)

« Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Поэтому необходимо чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. Тем более что на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. Поэтому при подготовке я даю тренировочные задания которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты (например страны – соседи 1 порядка) (№2).

На некоторые темы например «Топографическая карта» (№18,19,20), «Синоптическая карта» (№ 10) я использую пошаговую инструкцию.

Задание: Найди все города где действует циклон (антициклон)

Прохождение тёплого и холодного фронта. Тёплый фронт-потепление, холодный фронт – похолодание. Задание: найди все города в которых ожидается потепление (или похолодание).

«Топографическая карта» (№18,19,20)

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. Известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

В заданиях КИМ есть вопросы которые можно отрабатывать на уроках в 9 классе. Это важно потому что некоторые учащиеся выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к ОГЭ очень мало. Что можно отработать на уроках: 1. Координаты (например,определить координаты городов Федерального значения) (№17) 2.Факторы размещения промышленных предприятий. (№23,№5)

3.Циклоны, Антициклоны.

(при изучении природы отдельных районов). (№10,№11)

Задача

Карты

Алгоритм действий

9

Определение основных занятий населения

Народы России

Природные зоны России

1.Какие условия необходимы для заданных занятий?

2. Определите район проживания народов

3. В какой природной зоне расположен район? Есть ли в ней необходимые условия?

7

Динамика показателей населения

Данные задания

1. Найти в таблице или графике временной промежуток в соответствии с заданием

2. Найти строки (столбцы или точки графика) того показателя, динамику

которого необходимо проследить

3. Ответить на вопрос

8

Вычисление показателей населения

(естественный и миграционный прирост, плотность населения и т.д)

Данные задания

1. Вспомнить формулы вычислений:

О пр = Е пр + М пр

Е пр = Р – С М пр = Им – Эм

Плотность = Население/ S(площадь)

  1. Найти в таблице нужные данные

  2. Подставить в формулу

ВНИМАТЕЛЬНО выполнить подсчеты

16

Численность населения городов (города миллионеры)

Плотность населения России

Вспомнить список (11) городов-миллионеров

4. Рельеф, стихийные явления. (при изучении природы отдельных районов). (№14,№15,№4,№24)

5. Города – миллионеры (при изучении состава районов)(№16)

Для самостоятельной работу учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы. Например,

Алгоритм решения типовых тестовых заданий ГИА

Тема «Население России»

«Климат России и мира»

Задача

Карты

Алгоритм действий

10

Чтение синоптической карты, определение зоны действия

атмосферных вихрей

Данные задания

1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков.

2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое

давление) и антициклонов (высокое давление)

3. Найти города, расположенные в зоне их действия

4. В соответствии с условиями задания

определить нужный город

11

Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды

Данные задания

1.По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление)

2. Найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения

3. Найти на карте города(варианты ответов) расположенные на пути движения фронта

27

Чтение климатограммы

Карта климатических поясов мира

1. Определите по клим-ме: температуру мах и min, прикиньте амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения.

2. По изменению температуры определите полушарие на карте (отбросьте два неверных ответа)

3. По амплитуде, количеству осадков и их режиму определите верный ответ (вспомните о факторах климатообразования и континентальности)

4. Найдите точку на карте поясов, проверьте ход своих рассуждений. Выберите ответ.

Строение земной коры и процессы, происходящие в ней и в других оболочках Земли, рельеф

Задача

Карты

Алгоритм действий

15

Установление причинно-следственных

связей явлений

Карты строения земной коры (или другое)

1. Внимательно прочтите текст к заданию

2. Определите явление, о котором идет

речь, вспомните его причины и места распространения

3. Найдите на карте объект, о котором говорится в задании

4. Соотнесите ваши знания причин явления и данных карты.

5. Постройте цепочку причинно-следственных связей ( строение лит.плит — тектоническую структуру – их внешнее проявление)

16

Определение районов распространения данного явления

Те же и политическая карта мира

1. Определите по основной карте область проявления процессов, описанных в тексте задания

2. Найдите эти области на политической карте мира.

3. Выберите страну, которая расположена в этой области

17

Чтение рельефа по карте

Физическая карта

1. Найдите города, указанные в задании

2. По цвету и шкале высот и глубин определите высоту, на которой они расположены

3. Запишите в черновике город- его высота

4. Расположите ответы в заданном заданием порядке

«План местности»

Задача

Алгоритм действий

18

Определение расстояний по плану

Найдите на карте заданные точки.

С помощью линейки измерьте расстояние, округляя до десятых (в см)Найдите именованный масштаб на плане

В соответствии с масштабом переведите полученное расстояние в метры (или км)

Запишите полученный результат

19

Определение направлений по плану

Найдите на плане точку отправления и точку назначения

От точки отправления проведите луч — направление на север

Соедините точки отправления и назначения

Определите заданное условиями задачи направление (учитывая, что запад слева)

20

Умение читать план, определять и оценивать заданные условия

1.Определите по условию задания предназначение участка

2.Составьте список необходимых условий ( особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д)

3. Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия.

4. Сделайте вывод, в котором укажите Ваш выбор. Обоснуйте его.

21

Выбор профиля местности по отрезку плана

1. Соедините точки отрезка на плане.

2. Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В

3. Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей.

4. Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная)

Определите плавные и крутые склоны.

5. Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты

6. Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ.

«Географические координаты»

Задача

Алгоритм действий

17

Определение по географическим координатам

объекта

1. По наименованию долготы (восточная или западная) определите нужное полушарие

2. По наименованию широты (северная или южная) определите нужное полушарие (четверть).

3. Найдите параллель, на которой лежит объект

4. Выберите более крупную карту (мира, материка, России)

5. Найдите меридиан, на котором лежит объект

6. Проведите одновременно по линиям параллели и меридиана до точки их пересечения. Найдите объект.

«Факторы размещения промышленного производства»

 

Задания 23 и 22 

АО «Тульский комбайновый завод» — одно из крупнейших в России предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Основу современной производственной специализации составляют: комплекс зерноуборочной техники, комплексы кормоуборочной техники для заготовки силоса, сенажа и сена. Все конструкции

моделей сельскохозяйственных машин разработаны с учетом современных технологий.

 

Задание 22 Картами какого географического района нужно воспользоваться для того, чтобы определить местоположение г.Тулы?

1) Европейского Севера

2) Урала

3) Центральной России

4) Северо-Запада России

Задание 23

Чем можно объяснить размещение производства комбайнов в г.Тула? Укажите две причины. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

 

Задание 22 обычно затруднений не вызывает. В данном случае, проверяется знание состава экономических районов страны. Если ученик сомневается в правильности ответа, то он имеет возможность проверить свою версию ответа по атласу (с 2009 года на экзамене разрешается пользоваться атласами 7, 8, 9 классов).

Задание 23. Основной материал, которым должен владеть учащийся – знание факторов размещения отраслей российской промышленности. Для каждого производства набор факторов будет различный. Полное, логичное, последовательное объяснение – это главное в этом ответе. За правильное выполнение этого открытого задания ученик получает 2 балла.

 

Ошибки, допускаемые учащимися:

1) Перечисляются все факторы, которые знает ученик

2) Ученик называет фактор и не дает объяснение (Пример ответа: На размещение влияет сырьевой фактор)

3) Ученик называет только один фактор, а в задании просят назвать две причины. В этом случае ученик получит только один балл за правильный ответ.

Последовательность (алгоритм) действий,

рекомендуемая учащимся при выполнении задания типа 23

 

1. Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое предприятие?»

2. Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.)  Каковы технико-экономические особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)

3. Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)

4. Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.

5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта экономического района в атласе. В некоторых вариантах работы картосхема предлагается прямо в задании.

 

Давайте посмотрим, как эта схема применима к заданию указанному выше. Итак:

 

1) Какую продукцию производит описываемое предприятие?

АО «Тульский комбайновый завод» производит сельскохозяйственную технику (зерноуборочные и кормоуборочные комбайны)

 

2) Какие условия необходимы для выпуска этой продукции?

При изготовлении сельскохозяйственной техники требуется достаточно

много металла, следовательно, это производство материалоемкое

3 3)    Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)

Сельхоз техника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие.

4)     Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.

При размещении материалоемкие производства будут ориентированы на предприятия выпускающие металл – металлургические комбинаты. Предприятия, выпускающие продукцию, перевозка которой обходится очень дорого, размещаются вблизи потребителя. В данном случае потребителем является сельское хозяйство.

 

5)     Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе указанном в задании.

В городе Тула (Центральная Россия) есть металлургические предприятия. Такие предприятия есть и в других городах Центральной России (напр. Липецк). В Тульской области развито сельское хозяйство, а следовательно, необходима и сельхоз техника.

Если знания факторов размещения промышленного производства вас подводят, то рекомендуем следующую таблицу:

 

Факторы размещения некоторых отраслей промышленного производства

 

Отрасли

Технико-экономические особенности производства и особенности готовой продукции, влияющие на размещение

Ведущие факторы размещения производства.

Черная металлургия

 

 

 

 

 

 

Передельная

металлургия

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и топлива на изготовление одной единицы готовой продукции)

 

 

 

В качестве сырья использует металлолом.

 

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (железной руды), Топливный – тяготение к местам добычи каменного угля .

Размещение на пересечении потоков сырья и топлива.

 

Сырьевой фактор – тяготение к районам с высокой концентрацией промышленного производства и транспортных магистралей т.е. к районам, где в наличии большое количество металлолома

Цветная металлургия

 

 

 

 

 

 

Металлургия тяжелых металлов

 

Металлургия легких металлов

 

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и на изготовление одной единицы готовой продукции), затраты

сырья гораздо выше чем в черной металлургии.

 

Низкое содержание металла в руде

 

 

Высокая энергоемкость

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (руд цветных металлов)

 

 

 

 

Сырьевой

 

 

Энергетический фактор — тяготение к источникам дешевой электроэнергии (ГЭС)

Тяжелое машиностроение

 — производит оборудование для других отраслей, например:

— энергетическое

— металлургическое

— химическое

— пр-во горно-шахтного оборудования

— пр-во дорожно-строительного оборудования

Материалоемкость – большие затраты металла на единицу продукции

 

Транспортировка продукции связана с большими затратами

Сырьевой – тяготение к металлургическим предприятиям

 

 

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции (напр. к районам добычи полезных ископаемых, к районам с высокой концентрацией предприятий электроэнергетики и т.д.)

Сложное и точное машиностроение (приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, пр-во вычислительной

техники)

Трудоемкость

 

 

Наукоемкость

Трудовой – тяготение к районам концентрации населения

 

Научный фактор – тяготение к районам и центрам, обладающим

научной базой (крупным НИИ, конструкторским бюро и пр.)

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельхоз. техника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие.

 

 Материалоемкость – большие затраты металла на единицу продукции

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции, т.е. к сельскохозяйственным районам

 

 Сырьевой фактор – тяготение к металлургическим предприятиям

Целлюлозно-бумажная

промышленность

Водоёмкость – высокие затраты воды в

производстве

 

 

Высокая энергоемкость – высокие затраты электроэнергии

Водный фактор – тяготение к источникам пресной воды (рекам, озерам,

водохранилищам)

 

Энергетический фактор — тяготение к источникам дешевой электроэнергии (ГЭС)

Производство минеральных удобрений (азотных)

В качестве сырья могут использоваться отходы коксохимического производства, природный газ, нефть и пр.

Достаточно свободное размещение

Фактор комбинирования производства – тяготение к коксохимическим производствам

Транспортный фактор – тяготение к линиям трубопроводов

Сырьевой — тяготение к местам добычи или переработки нефте- газового сырья.

Электроэнергетика

 

 

 

 

тепловая

 

 

 

 

 

гидроэнергетика

 

 

атомная

Стоимость электроэнергии входит в себестоимость любой продукции. Электроэнергия определяет развитие НТР.

-использует в качестве топлива торф, сланцы, бурый уголь

 

— использует в качестве

топлива природный газ, мазут)

строятся на реках с большим падением и расходом воды

низкая материалоемкость – 1 кг ядерного топлива выделяет столько же энергии, сколько образуется при сжигании 3000 т угля.

Для всех видов электростанций ведущий фактор при размещении потребительский – тяготение к потребителю продукции (население и производства)

топливный — тяготение к районам добычи топлива

 

потребительский –

тяготение к потребителю

природно-ресурсный фактор

потребительский фактор

Пищевая промышленность (сахарная)

Сырье имеет ограниченный срок хранения, большое количество отходов

Сырьевой фактор – тяготение к районам выращивания сырья (в нашей стране это сахарная свекла)

Пищевая промышленность (кондитерская, хлебопекарная)

Готовая продукция имеет ограниченный срок хранения, сырье (мука, сахар и пр.) можно перевозить на дальние расстояния

Потребительский – тяготение к потребителю продукции

 

 

ВНИМАНИЕ! Учащиеся нередко неправильно понимают выражение горное оборудование (горношахтное оборудование), подразумевая под этим оборудование для работы в горах и в ответах пишут, что данная отрасль получила развитие т.к. в этом районе есть горы. Горношахтное оборудование предназначено для добычи горных пород, т.е. полезных ископаемых, которые могут добываться не только в горных районах.

Задания № 29 на тему «Земля – планета Солнечной системы»

При решении данных задач необходимо учитывать два движения Земли: вокруг Солнца и вокруг своей оси. Рассмотрим особенности каждого из них:

При движении Земли вокруг Солнца происходит смена сезонов года и изменение продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в течение года. Главная причина – наклон Земной оси на 66,50 и как результат смена полюсов освещенности. Необходимо запомнить несколько знаменательных дат и их характеристики:

22 июня – день летнего солнцестояния – Солнце в зените (под углом 900) над северным тропиком (23,50 с.ш.), от северного полюса до северного полярного круга (66,50 с.ш.) – полярный день, следовательно, от южного полюса до южного полярного круга (66,50ю.ш.)полярная ночь. Закономерность: продолжительность

    21 декабря – день зимнего солнцестояния – и все наоборот: Солнце в зените над южным тропиком, в северном полушарии – полярная ночь, а в южном – полярный день…

    21 марта и 23 сентября – дни весеннего и осеннего равноденствий – Солнце в зените над экватором и продолжительность дня и ночи равна на всех широтах.

дня увеличивается от северного тропика до северного полярного круга и одновременно уменьшается до южного полярного круга .

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *