Образец итогового сочинения по литературе в 11 классе образец – Шаблон итогового сочинения по литературе в 11 классе

Презентация по литературе Критерии проверки итогового сочинения. Образец работы над сочинением 10- 11 класс


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Готовимся к итоговому сочинениюАлгоритм работы над сочинением. Критерии проверки Алгоритм работы над сочинениемШаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы. Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» (ключевое) слово или выражение, в котором мне видится главный смысл. Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему. Алгоритм работы над сочинениемШаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?». Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения. Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения. Алгоритм работы над сочинениемШаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту. Шаг восьмой. Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств. Шаг девятый. Записываю их, составляю план. Алгоритм работы над сочинениемШаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочиненияШаг двенадцатый. Я проверяю написанное; проверяю пунктуацию и орфографию; переписываю в чистовик; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их. Требование № 1. «Объем итогового сочинения»Рекомендуемое количество слов – от 350.Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания). Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то

weburok.com

Литература 11 класс Итоговое сочинение

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 11 КЛАССЕ на 2017-2018 год

1. «Верность и измена»

-Л. Н. Толстой «Война и мир»

-Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

-М.А. Шолохов «Судьба человека»

-А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

-А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»

-В.Г.Распутин «Живи и помни»

-И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ», «Тёмные аллеи»

-И.С. Тургенев «Отцы и дети»

2. «Равнодушие и отзывчивость»

-А.П. Платонов «Юшка»

-А.И. Куприн «Чудесный доктор»

-Л.Н. Андреев «Кусака»

-М.А.Горький «Легенда о Данко»

-М.А. Шолохов «Судьба человека»

-А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

-А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

-В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

-Н.С. Лесков. «Старый гений»

-А.С. Грин «Алые паруса»

-А.Н. Островский «Бедность не порок»

-А.П. Чехов «Тоска»

-Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

-В.Г.Короленко. «В дурном обществе»

-К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

-И.С. Тургенев «Отцы и дети»

3. «Цели и средства»

-М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

-А.Н. Островский «Бесприданница»

-А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

-А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»

-В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

-Н.С. Лесков. «Старый гений».

-А.С. Пушкин «Дубровский»

-А.С. Грин «Алые паруса»

-А.Н. Островский «Бедность не порок»

-Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

-А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

-С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

4. «Смелость и трусость»

-И.С. Тургенев «Муму»

-Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

-М.А. Шолохов «Судьба человека»

-А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

— Н.С. Лесков. «Старый гений»

-А.С. Пушкин «Дубровский»

-А.Н. Островский «Бедность не порок»

5. «Человек и общество»

-Житие «Повесть о Петре и Февронии»

— М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

-А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский»

-Г.Р. Державин «Властителям и судиям»

-И.С. Тургенев «Бирюк», «Отцы и дети»

-И.А. Гончаров «Обломов»

-Н.А. Некрасов «Кому нам Руси жить хорошо»

-А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Тоска»

-И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи»

-М.А. Булгаков «Собачье сердце»

-Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на ёлке»

-В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»

-А.И.Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг»

-В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

-Н.С. Лесков. «Старый гений».

-Л.Н. Толстой. «После бала».

-Н.С. Лесков «Левша»

-А.С. Грин «Алые паруса»

-В.Г.Короленко. «В дурном обществе»

Пьесы:

-М. Горький пьеса «На дне»

-А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

-А.Н. Островский «Бедность не порок», «Гроза», «Бесприданница»

-Н.В. Гоголь «Ревизор»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

-Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Дополнительно:

-Д. Лондон «Мартин Иден»

У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Итоговое сочинение (изложение) 2017-2018 учебный год

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

  • «Верность и измена»,

  • «Равнодушие и отзывчивость»,

  • «Цели и средства»,

  • «Смелость и трусость»,

  • «Человек и общество».

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

  1. «Верность и измена». 


В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

  1. «Равнодушие и отзывчивость»


Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

  1. «Цели и средства» 


Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

  1. «Смелость и трусость»


В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

  1. «Человек и общество» 


Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям:

-соответствие теме;

-аргументация, привлечение литературного материала;

-композиция;

-качество речи;

— грамотность. 

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

infourok.ru

Шаблоны сочинений для подготовки к Итоговому сочинению в 11 классе

  1. Пример сочинения по направлению Природа и человек.

«Учись у них – у дуба, у березы»

Афанасий Фет
Культура и искусство, природа и естество. Вот два вечно противоборствующих лагеря философских категорий нашего бытия. Победы одной или другой стороны ожидать невозможно, потому как человек-существо биосоциальное. Мы должны следовать законам и культуры, и природы. Часто мелькающий по ТВ рекламный слоган «Бери от жизни всё!» мне кажется очень опасным. Такое отношение к жизни может быть только у бездумного потребителя, эгоиста. Для меня это сродни поговорке «После нас-хоть потоп!» Ученые-экологи пришли к выводу, что из ста процентов нанесенного вреда природе человечеством на XX и XXI век выпадает девяносто девять! А что дальше? Есть ли будущее у нашей планеты хотя бы в том виде, какой мы знаем её сегодня? Что оставим мы своим детям и внукам? «Красота спасет мир»,- говорил устами своего литературного персонажа Ф.М.Достоевский. И, действительно, единственное проявление человеческой культуры, которое протягивает руку помощи, дружбы Природе,-это Искусство. Конечно, существуют мнения, что искусство может быть просто ради искусства, что искусство не обязано ничему учить и что понятие эстетического не всегда подразумевает что-то прекрасное. Но не стоит забывать, что искусство все равно вторично по отношению к природе. Природа-мать, а искусство- только попытка подражать ей. И это хорошо, потому что по-другому не всегда можно примирить или познакомить человека с природой. Мы знаем, что такие виды искусства, как музыка, живопись и ,наконец, литература обладают огромной силой внушения, которой должны умело пользоваться художники.Но, наверно, Петр Ильич Чайковский, русский композиторXIX века, и не ставил себе такую задачу, когда создавал, например, «Времена года». Только силой своего таланта он заставляет слышать нас запах земляники в своём произведении «Июнь» или веселый звон первой капели- в «Марте».
Как же хочется, чтобы и в далеком будущем наши внуки в реальной жизни смогли ощутить и запах цветов, и радость купания в чистой реке — в общем все то, что даст вдохновение собственному творчеству. Больно замечать, что не все люди дорожат остатками сил природы. Как долго она еще сможет бороться с нами? Человек-венец природы — словно старается как можно быстрее дойти до точки невозврата.
Писателя В.П.Астафьева глубоко волновала эта проблема. В своём рассказе «Царь-рыба» он поднимает тему жадности наживы, человеческой расточительности по отношению к природным богатствам. Сюжет строится на том, как заядлый браконьер Игнатьич оказывается в ловушке, запутавшись в собственных снастях вместе с гигантским осетром, тянущего теперь его на дно. Эта рыба здесь символизирует силы всей Природы, которая мстит человеку за его преступную ненасытность. И только, когда главный герой осознает свои грехи и обращается к Господу: «Да разведи ж ты нас!»- все путы спадают. Размышляя над этим рассказом, вспоминаются строки стихов Р.Рожденственского: «
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.»
Рассказ «Царь-рыба»- рассказ-предупреждение всем нам. Только тогда, когда мы научимся не разрушать, а созидать, мы избежим наказания со стороны Природы. Как и героиня одноименного рассказа А.И.Куприна Олеся, мы должны учиться у Природы умению отдавать, а не постоянно что-то брать. Олеся — тип естественного человека в литературе. Живя на лоне природы, не нарушая ее гармонии, она — часть ее. Пример естественного человека находим и в рассказе Астафьева «Васюткино озеро», и в романе «Робинзон Крузо» британского писателя Даниэля Дефо, где герои сумели выжить в глухой тайге или на необитаемом острове, только поняв и приняв законы неизвестной и порой суровой природы, только сумев подружиться с ней.

Просыпаясь каждое утро, мы обязаны помнить, что вся наша жизнь — это большой аванс, и говорить спасибо за то, что пока ещё у нас за окном- голубое небо, зеленая трава. А те, кто все-таки нас не услышат или не захотят понимать, пусть тогда не забудут хрюкнуть, бросая в очередной раз бумажку мимо урны.Закончить свое сочинение хочу вновь стихами Роберта Рождественского:

«Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!»
630 слов. Вступление можно сократить

2.Сочинение по направлению Человек и природа на тему «Человек – хозяин природы», или «Человек – венец природы», или «Техника, природа и человек», или «Потребительское отношение человека к природе»

Земля, нелегко тебе в этот грохочущий век,

в тревожное это с кровавыми распятьями время.

Так писал С.Щипачёв. Писал, листая страницы истории своего народа, своей земли.

Земля и на ней – человек – это главная тема многих и многих поколений писателей, поэтов. Поэт мечтает о том, чтобы люди радовались красоте земли, красоте самого человека:

«Земля!

Пусть будет кружиться тебе

по орбите спокойно,

чтоб ты…

глазами людей удивлялась своей красоте».

Мечтой о счастье земли, о счастье, радости человека на земле наполнены эти строки.

О высоком назначении тех, кто пришел на Землю, об ответственнрости человека перед собой, окружающими, перед Землей говорит писатель Валентин Распутин. Земля – это наш общий дом. И об этом его повесть «Прощание с Матерой».

Матёра – маленькая деревня на острове посреди могучей Ангары. К осени остров будет затоплен, так как рядом возводится плотина новой гидроэлектростанции. Жители деревеньки должны переехать на материк в построенный современный поселок. Состояние тревожного ожидания пронизывает всю повесть. Мы видим, как пронзительно больно расставаться жителям с родным пределом, особенно старому поколению. Они до последнего оттягивают переезд. Не манят их комфортабельные городские квартиры на большой земле.

Авторские раздумья о противоречиях современной цивилизации мы слышим из уст малограмотной, но мудрой старухи Дарьи: « Нынче свет пополам переломился…Все сломя голову вперёд бегут…под ноги себе глянуть некогда…будто кто гонится».

Писатель заставляет нас подумать, как далеко может простираться власть человеческого разума над окружающей средой, над природой и даже над людьми, привыкшими жить естественной жизнью…

Поэтому, если случился конфликт — причину ищи в человеке. В этом убеждает нас и случай из жизни главного героя повести «Царь-рыба» В.П.Астафьева, где рыбак-браконьер оказался за бортом лодки, запутавшись в собственных снастях со своим чудо-уловом. Судьба приготовила смерть и рыбе, и человеку. Человек, убивающий природу, оказывается в роли той самой «природы», которую он истребляет. Смерть стоит перед ним, а он думает об икре, о той выгоде, которую он получит! И только, когда дрожащим голосом просит прощения за все, что совершил в жизни, тогда царь-рыба тихонько уплывает от него. Природа предстает здесь как неотвратимый судья. Она ждет от нас бережного и заботливого отношения.

Закончить свое сочинение хочу словами Р. Рождественского: «Люди – человеки, страны и народы, мы теперь навеки должники природы….»

  1. ов

3.Шаблон сочинения по направлению «Спор поколений»
Эпиграфы:
Во всяком возрасте почитай родителей. Екатерина II Великая.
Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью. «
( Конфуций) .
«Отец- последний человек в этом мире, с которым можно испортить отношения»
(Конфуций).
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.
Пушкин
Перефразировав слова драматурга Л.С.Петрушевской, можно сказать, что дети нужны не для того, чтобы » на старости наших лет им было кому стакан воды в морду швырнуть». Да, звучит грубо. Но почему все же так происходит во многих семьях? Вспоминаются слова разбойницы из сказки «Снежная королева»: «Надо баловать своих детей-только тогда из них вырастут настоящие разбойники!» Действительно, вседозволенность часто заставляет детей относиться с пренебрежением к родителям: мол, никуда «предки» не денутся — простят. Как не допустить разрыва связующих нитей между поколениями? Как заставить детей понять, что они рубят сук, на котором сидят? Педагогика веками ищет способы решить эти проблемы, но до сих пор не все мы понимаем, что не потребительское отношение к родителям должно брать верх. Часто эгоистичные, мы пользуемся родительской любовью, забывая и о своих обязанностях перед ними. Яркие примеры из литературы иллюстрируют бесчисленное количество вариантов внутрисемейных отношений между родителями и детьми как достойных подражания, так и порицания.
(и далее аргументы из Отцы и дети Тургенева (про сухие отношения между Базаровым и его родителями, или Недоросль-про потребительские отношения между Митрофанушкой и родителями, или Толстого Война и мир- сравнение Ростовых и Курагиных, или Гроза Островского, или станционный смотритель Пушкина, но часто и взрослые не делают понять мир ребенка «Маленький принц» экзюпери (см.краткие содержания на briefly.ru )
«Давайте говорить друг другу комплименты!»-пел Булат Окуджава. Друзья, так давайте же и мы будем говорить своим родителям слова благодарности, ежедневно выражать свою сыновнюю любовь. Делайте это уже сегодня, пока не поздно. Закончив школу, мы начнем совсем взрослую жизнь. Многие из нас, возможно, упорхнут из-под родительского крыла. И только тогда мы поймем смысл строк известной песни: «Родительский дом-начало начал, он в жизни твоей -надежный причал»…

4.Чем люди живы

Хлеб- всему голова.

Не хлебом единым жив человек.

(Поговорки)

Чем люди живы?

Этим вопросом человечество задается вот уже многие тысячелетия. Так что же главное в жизни человека, какие потребности первостепенны?

«Хлеб- всему голова!»- говорит народная поговорка. Действительно, еще с первобытных времен страх перед голодом, смертью, во-первых, диктует человеку потребность в еде, тепле, свете… Но с развитием человеческой цивилизации возросла и расширилась иерархия наших потребностей. И сразу вспоминаем другое мудрое изречение: «Не хлебом единым жив человек!»

Так что же может быть главнее, чем еда, вода и воздух в нашей жизни?..

Маленький принц – герой одноименной сказки французского писателя Антуана де Сента-Экзюпери- говорил: «Я знаю одну планету, там живет такой господин… Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил…И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!»

Понятно, что извечная война «физиков» и «лириков» никогда не будет закончена. Главное, если быть физиком по профессии, то не быть «физиком» в душе.

Как видим, юный герой философской сказки Экзюпери удивляется человеку, лишенному потребности любить, созерцать, понимать красоту природы. Но с этим недостатком человеческого восприятия нам ещё можно смириться — главное, чтобы люди, не чувствующие в мире прекрасное, не насаждали свою философию- философию черствости души. Человеку трудно жить, стыдясь своих чувств,- нужно быть искренним, ведь напускная серьезность делает нас неполноценными и, тем более, никого не восхитит.

Так, например, и герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров, будучи человеком науки, был не только очень «серьёзным» и скупым на положительные эмоции, но часто — грубым в отношениях с друзьями и родителями. Не веря и в любовь, он, как можно дольше, пытался подавлять в себе это чувство к Анне Одинцовой. В итоге, он получал лишь страдания, став заложником своей философии нигилизма. Поэтому человеку не стоит стесняться своих добрых и искренних чувств и эмоций. Стремление современных людей только к материальным благам, а также чопорность, снобизм, цинизм и практицизм всё-таки должны уступать умению и желанию любить, радоваться каждому дню, чувствовать прекрасное, воспринимать духовные ценности. Тем более, что кроме слуха, зрения, обоняния, осязания и тактильной чувствительности множеству людей даровано тонкое душевное восприятие, — так называемое, шестое чувство. Русский поэт Серебряного века Николай Гумилёв писал об этом удивительном, не описанном наукой чувстве так:

«Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится…

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать…»

Далее поэт дает нам понять, что чувство эстетического восприятия, рождающееся «под скальпелем природы и искусства», и должно делать нас настоящими людьми. Здесь невольно вспоминается великая фраза Достоевского: «Красота спасет мир».

Действительно, не хлебом единым мы живы! И как жаль, что до сих пор не все люди имеют потребность и понимают смысл, например, похода в театр или музей, посещения галереи или вечера поэзии в старой библиотеке…

Да, труд сделал из обезьяны человека, но будем верить, что все-таки потребность в пище духовной сделает из человека Человека.

P.S. Можно подогнать под тему : «Жить — значит чувствовать, мыслить….»

5.Сочинение «Чем люди живы» (С опорой на творчество И.А.Бунина)

Чем люди живы? Этот вопрос сопровождает человечество уже многие века. Что же главное в нашей жизни, какие наши потребности первичны?

Вспомним поговорку: «Хлеб -всему голова». Действительно, одна из первых человеческих потребностей — утоление голода. Но с первобытных времен прошли тысячелетия, и пирамида потребностей лишь возросла. Поэтому стремление людей к нормам морали, нравственности, эстетического диктует потребность не только в «хлебе», но и в пище духовной.

Эту же тему- тему людских стремлений- и связанные с ней проблемы поднимает Иван Алексеевич Бунин в своих рассказах. Герои произведений этого писателя — очень разные в своих потребностях персонажи: для кого-то на первом месте- иметь возможность зарабатывать и тратить деньги, для кого-то главное -любить и быть любимым, для кого-то — ощущать причастность к своей Родине…

Стремление человека в первую очередь к материальным благам, а не духовному принадлежит безымянному герою рассказа «Господин из Сан- Франциско «. Не дав своему персонажу имя, автор намеренно его обезличивает, намекая, что таков тип большинства богачей в буржуазном мире Запада. «Атлантида»- название погибшей цивилизации и имя роскошного лайнера, на котором и ведет свое путешествие американский «господин» в Европу. Тяга нашего героя к материальным излишествам, удовлетворению своей похоти, алкоголю, тщеславию, приводит его , по-видимому, к инфаркту и смерти прямо во время круиза. Весь рассказ построен на антитезе или контрасте, где блеск, роскошь, шик кают и залов соседствуют с описанием бури за бортом, рыжего капитана, похожего на дьявола, пассажира-принца, напоминающего мумию. Используя символику смерти, автор даёт понять нам, что мир, где духовных ценностей нет, обречён на гибель, как и герой его рассказа. Цивилизация, вдохновляемая лишь культом доллара и его властью, поклоняется греховным , мнимым ценностям. Господин жил лишь любовью к деньгам, которые он зарабатывал всю жизнь. Но после его смерти деньги не обеспечили ему уважение даже со стороны персонала корабля: тело господина поскорее отнесли в подсобное помещение, как ненужный хлам, дабы не омрачать настроение остальных отдыхающих.

Другим героям произведений Бунина, как и самому писателю, дороги воспоминания детства, юности больше, чем что бы то ни было. В автобиографическом рассказе «Антоновские яблоки»Бунин идеализирует прошлое, видит в нем только хорошее. И неудивительно, ведь рассказ создавался, когда автор находился далеко от России. Семья главного героя этого бессюжетного рассказа — пример разумных помещиков, ведь их крестьяне » не знали крепостного права». Но все равно семье Бунина пришлось эмигрировать. Сад -символ Рая в христианской культуре. Яблоневый сад при имении, в котором работали крестьяне и где много времени проводил мальчик, — символизирует потерянный Рай, как и чеховский «вишневый сад». Расставание сада с листвой осенью и расставание с самим садом героя — символ наступления осени в душе и самого писателя. Автор живет лишь прошлым, ему горько воспринимать настоящую Россию без интеллигенции, с грубыми манерами новых хозяев. Вдвойне обидно Ивану Алексеевичу было потому, что ничем он помочь России не мог и оставалось лишь » сказать прости родному дому».

В рассказе «Чистый понедельник» главный герой живет любовью к своей невесте. Он полностью поглощен ею; он любит ее больше, чем она его. Она лишь позволяет себя любить. Они — безумно красивая пара, и все ими восхищены. Героиня ведет светскую жизнь: капустники в театрах, поэтические вечера, рестораны… Но ее поведение оказалось обманчиво. По-видимому, она давно тяготилась всей этой яркой жизнью, возможно, понимала , что в будущем принесет страдания и нелюбимому человеку. В душе ее образовался «вакуум». Без объяснений она уходит в монастырь, потому что не хочет никого больше обманывать. А что он? Он так и не разлюбил ее и через много лет. Герои этого рассказа живут любовью и честностью.

На примере рассказов Бунина, полных философскими размышлениями, противоречивыми героями и бесхитростными, мы увидели, что спектр человеческих потребностей широк. Многие люди и в XXI веке живы тягой к наживе и богатству, любви и признанию, тоской и жаждой служения Родине.

6. Вопросы, заданные человечеству войной.

Эпиграфы

Солдатский путь

Суров и горек,

Тяжел и глух

Солдатский шаг

Исай Тобольский

Или:

Гудит земля,

Шагают части.

Идут – и края не видать,

На бой идут.

И кто – на счастье,

И кто – на смерть, не угадать.

Или:

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова.

А.Твардовский.

(Вступление) О какой войне эти строки? О солдате какой войны? Война всегда не ко времени…

Тревогой своей, своими переживаниями писатели и поэты напоминают, предупреждают, требуют, чтобы ужас войны не повторялся.

Поэты и писатели всегда на передовой. Мы вновь и вновь убеждаемся в этом, знакомясь с произведениями писателей прошлых столетий и наших современников.

(Аргументы) Л.Н.Толстой утверждает, что война – это нелепость, безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. «Вопрос , не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью,» — говорит он. Гневные интонации пронизывают страницы «Севастопольских рассказов», изображающие злое дело войны. «Сотни свежих окровавленных тел,»- читаем мы, явно ощущая боль и негодование писателя- судьи.

В рассказе есть пронзительная сцена. Солдаты воюющих между собой армий во время перемирия с любопытством стремятся один к одному, завязываются беседы, слышатся шутки, смех. Десятилетний ребенок бродит меду убитыми, собирая голубые цветы, с тупым любопытством разглядывает страшные трупы и вдруг в ужасе бежит прочь.

М.А.Шолохов уже в раннем своем творчестве — рассказе «Родинка» — показывает преступность гражданской войны. Трагична и страшна судьба человека в братоубийственной войне. Только по родинке и узнает отец в убитом им противнике сына.

Льется кровь.Льются и льются слезы. Гибнут и гибнут люди. О какой бы войне ни рассказывали писатели, главная мысль – такое не должно повториться!

«Смерть да война не званы всегда,» — рассуждает дедушка Селиван мз повести Е.Носова «Усвятские шлемоносцы». Сюжет этого произведения состоит из получения известия о начале Вов в с.Усвятцы, проводов мобилизованных, их дороги на сборный пункт. Для всякого крестьянина – война всегда не ко времени: кто ожидал рождение первенца, кто рассчитывал дорубить амбарушку, а кто не успел припасти сенца на зиму. «Что бы ей, окаянной, повременить недельку-другую», — слышим мы слова героев этой повести. Эти слова звучат еще драматичнее из их уст, ведь они еще не знают, что незваная гостья пришла на долгие 1418 дней и ночей… С досадой оставляя свои мирные труды и заботы, становился мирный пахарь ополченцем, грозным воителем, когда глубоко оскорбляли святыни его, когда опасность грозила его детям, семье, Родине, всему Русскому миру!

(Заключение) К голосу разума взывают поэты: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

«Помните!Через века, через года Помните о тех, кто уже не придет никогда…Не плачьте, в горле сдержите стоны, горькие стоны…Памяти павших будьте достойны, вечно достойны…»

Или: Вспомним строки из песни «Бухенвальдский набат»: «Берегите мир!»

7. Вопросы, заданные человечеству войной

С каждым годом всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил рассвет 22 июня 1941 года.

Были 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Были миллионы погибших, истерзанных, заживо сожжённых.

А.Твардовский писал:

«Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.»

И разве можно забыть, если книги, а в них живые свидетели тех дней встают перед нами один за другим, открывая страницы суровой и страшной правды.

Читателей глубоко взволновала трагическая судьба двухсот тридцати девяти кремлевских курсантов, погибших под Москвой в ноябре 1941 года. Об этом рассказывает повесть Константина Воробьёва «Убиты под Москвой». Эти юноши из роты кремлёвских курсантов, ведомые на фронт капитаном Рюминым, молодые, красивые, полные жизни, поставлены в нечеловеческие условия. Безоружные, брошены они под немецкие самолёты и танки. Курсанты вооружены только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином. Их путь, проделанный по Подмосковью в эти пять дней со времени вступления на фронт до их трагической гибели, полон страданий и немыслимых мук. Рота обречена, гибель неизбежна — ребята окружены. И капитан Рюмин бросает в атаку курсантов, чтобы погибли они не в животном страхе отступления, а в бою, ничего не зная об окружении. Ужас первых месяцев показан через восприятие всего происходящего главного героя Алексея Ястребова, который по-ребячьи радуется «своему гибкому молодому телу в статной командирской шинели», думая о себе: «Как наш капитан». Он радуется снегу, морозному утру. И это ещё сильнее обнажает перед нами, читателями, противоестественность войны. И в тупую звериную жестокость фашистов его сердце не хочет верить: ведь в физическом облике их всё было от обыкновенных людей. В конце повести лейтенант Ястребов на пределе сил вступает в единоборство с фашистским танком и побеждает.

Мы видим на протяжении повести Алексея и в минуту слабости во время ощущения одиночества в лесу, и в минуту радости, когда смерть, несомая «Юнкерсами», пролетела мимо. Это путь приобретения мужества.

Кремлёвские курсанты свято выполняли свой долг перед Отечеством, но они погибли, они убиты, убиты под Москвой.

Эта повесть вызывает глубокие, искренние переживания, сохраняет нашу историческую память и становится повестью-предупреждением.

Не гаснет и «поэтический Вечный огонь», восславляющий великий подвиг нашего народа. «Солдаты в окопах шалели И падали в смертном бою, Но жизни своей не жалели За горькую землю свою,»- пишет А.Твардовский. Роберт Рождественский призывает: «Люди!Покуда сердца стучатся,

Помните,

Какою ценой завоевано счастье.»

«Люди мира…Берегите мир!»- вот ответ на все вопросы, заданные человечеству войной. Эти слова из известной песни должны и сегодня стать набатом для всех живущих на земле и для наших братьев в Украине.

kopilkaurokov.ru

Итоговое сочинение в 11 классе. Образец сочинения по направлению «ДОМ»

ДОМ

(проблема экологии) Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек,

его характер, его философия, его душа,

его отношение к другим людям.    

 С.П. Залыгин

Понятие «дом» многогранно. Для каждого человека он имеет своё значение, вызывает свои ассоциации. Для большинства людей это место, связанное с детством, с родными людьми, мамой. Мысли о доме вызывают приятные, трогательные воспоминания: это начало жизненного пути; это аромат свежеиспечённых блинчиков, ворсинки шерсти на стареньком диване, детские рисунки на стенах; мамин голос, тепло…

Многое в нашей жизни определяется домом и семьёй: с детства мы впитываем атмосферу домашнего очага, семейные традиции. Именно в семье, в родном доме нам прививаются нравственные ценности, формируется особое видение мира. Со временем понятие расширяется, родными становятся улица, край, страна, планета.

На нашей планете живет более шести миллиардов человек. Сколько из них считают ее настоящим домом? Многим кажется, что для этого нужно побывать в разных странах, чувствовать себя одинаково хорошо в любой точке земного шара. Однако это не так.

Земля – наш общий дом. Каждый сознательный человек понимает, что все в мире взаимосвязано. Веками мы пользуемся дарами природы, воспринимаем её как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Такое отношение к природе неизбежно приводит к угрозе экологической катастрофы и причина всему – деятельность человека. Ярким примером может служить катастрофа в Чернобыле, на АЭС в Фукусиме, взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе. Эти трагедии унесли жизнь многих людей и продолжают отравляют жизнь. Последствия ещё многие годы будут служить страшным упрёком всему человечеству.

В литературе проблема экологии не нова. Писатели разных поколений затрагивают в своих произведениях тему взаимоотношений человека и природы, бережного отношения к природе.

Еще в 70-е годы Чингиз Айтматов поднимал вопрос безысходности пути, при котором человек губит природу. Она обязательно отомстит вырождением и бездуховностью. Эту тему автор рассматривает в таких произведениях, как «После сказки», «Буранный полустанок», «Плаха». Сильное впечатление оставляет после себя роман «Плаха». Этот роман – призыв одуматься. Интересно, что проблему экологии писатель рассматривает неразрывно с проблемами разложения человеческой личности.

Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая обитает на своей территории, пока не появляется человек. Он бессмысленно и грубо уничтожает все на своем пути. Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков. В этой бойне погибают волчата Акбары. На этом несчастья волчицы не кончились: еще пять волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: “Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву”. Автор понимает причину такой жестокости – алчность, борьба за собственное благополучие.

А люди не подозревают, что природа за все отомстит и намного раньше, чем они думают. У природы, в отличие от людей, есть только одно несправедливое действие: она, мстя людям за разорение, не разбирает, виновен ты или нет. Волчица, оставшись одна по вине человека, тянется к людям. Свою неистраченную материнскую нежность она хочет перенести на человеческого детеныша. Это оборачивается трагедией, но на этот раз и для людей. Акбара не виновата в гибели мальчика. Это человек в своем жестоком порыве страха к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но промахивается и убивает собственного сына. Человек поплатился за свою жестокость.

В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» также звучит мысль об ответственности человека за природу. Главного героя романа беспокоит поведение приезжих туристов. Он видит озеро, опустевшее от браконьерской ловли, муравейник, облитый бензином и подожжённый туристами для забавы, белых лебедей, некогда украшавших озеро, а теперь сваренных в котле.

 Хочется закончить словами русского писателя Ю. Бондарева: «Порой самодовольному человечеству кажется, что оно, подобно вселенскому полководцу, природу подчинило, покорило, обуздало…Человек забывает о том, что в длительной войне победа обманчива, а мудрая природа чересчур терпелива. Но в срок положенный приходит всему конец. Природа грозно поднимает карающий меч».

Мы убиваем свой дом.  Живой, развивающийся и меняющийся дом, в котором первоначально было всё для человека. И этот дом рано или поздно перестанет им быть, если мы не научимся его беречь.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *