Переаттестация учителей – Педагогам — Аттестация

Содержание

что изменится в ближайшее время

Есть вероятность, что привычная система аттестации учителей сильно изменится в ближайшие полтора-два года. Модель может стать единой для всей страны, проходить аттестацию, возможно, придется даже выпускникам вузов, а в школе могут появиться новые должности. 

В пилотных регионах уже прошла апробация нового проекта аттестации педагогов, предусмотренной поправками к закону об образовании (ФЗ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года). Предлагаем разобраться, каких именно перемен стоит ожидать всем российским учителям в ближайшем будущем.

С чего все началось

До сих пор аттестация проходила по-разному в разных частях страны. На федеральном уровне был утвержден только общий порядок, а само содержание находилось в ведении регионов. В результате где-то учителя сдавали портфолио, а где-то – видеозаписи уроков. Изменить этот принцип решили в связи с реализацией долгосрочного плана Министерства образования по созданию так называемой национальной системы учительского роста (НСУР). В основу новых представлений о работе педагога был положен профессиональный стандарт, утвержденный Министерством труда еще в 2013 году. Проект новой модели аттестации разработали в 2017 году, а этот год, согласно «дорожной карте», стал годом апробации в пилотных регионах (их довольно много – девятнадцать). Завершится переход на новую систему в 2020 году. А пока все учителя могут проходить аттестацию на прежних условиях. 

ЕФОМ 

Главная составляющая новой модели – оценка квалификации педагога. Она будет основываться на так называемых единых федеральных оценочных материалах (ЕФОМ). Как заявляли ранее официальные лица, часть учителей не могут выполнять свою работу, так как сами не владеют предметом в достаточной степени. О серьезных проблемах говорят и результаты ЕГЭ в некоторых регионах, а точнее, явно завышенные на их фоне школьные оценки. Поэтому первое, что включают ЕФОМ, это диагностическая работа по предмету. В интернете уже можно найти примеры таких работ по русскому языку и математике, а также материалы для проверяющих. ЕФОМ по всем предметам предполагается разработать не раньше 2019 года. 

Оцениваться будут не только знания, но и методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции учителя. И не только с помощью ЕФОМ. Аттестационной комиссии предстоит анализировать образцы профессиональной деятельности педагога: план урока, примеры самостоятельной работы учеников с оценкой учителя, видеоурок и т. д. Также учителю предложат решить педагогические задачи (кейсы). 

Кстати, демоверсию такой задачи тоже можно найти в Сети. Она посвящена развитию коммуникативных навыков учащихся при проведении урока в игровой форме. Учитель должен найти и обосновать решение, попутно ответив на ряд так называемых шагов-заданий. Всего в демоверсии их девять, и каждый, по замыслу составителей, представляет собой один из этапов на пути решения задачи. 

Доступны и критерии оценки видеоурока. Их одиннадцать, и они поделены на пять блоков. Первый связан с темой и целью урока, второй – с самим материалом и его подачей. Третий предполагает анализ взаимодействия учителя с классом, четвертый касается оценки результатов учащихся. Наконец, пятый блок объединяет такие критерии, как использование разнообразных средств обучения, правильный темп работы и психологически комфортную обстановку на уроке. 

По стобалльной шкале

Что еще будет учитываться при прохождении аттестации? Во-первых, потребуется справка от работодателя. Следующий пункт – результаты образовательной деятельности (в том числе ВПР, ОГЭ и ЕГЭ). Наконец, повлияет на итог, хотя и незначительно, мнение выпускников. Всего по этим трем параметрам учитель может набрать 40 баллов (10, 25 и 5 соответственно). 60 баллов дает ЕФОМ. 

«Вход в профессию»

Ожидается, что обязательная аттестация будет своего рода профессиональным экзаменом для молодых специалистов, которые только собираются преподавать в школе: выпускников вузов и колледжей, а также для учителей с более чем пятилетним перерывом в педагогическом стаже. Об оценке результатов учащихся или мнения выпускников в этом случае речи не идет – все ограничится ЕФОМ. 

Учитель и не только

Аттестация учителей на соответствие занимаемой должности будет обязательной. Кроме того, согласно новым правилам, ее можно будет пройти по желанию, чтобы получить первую или высшую категорию. ЕФОМ в разных случаях («экзамен» перед началом работы, обязательная аттестация, присвоение категории) будет отличаться.   

Педагогам, получившим категорию, обещают новые возможности для карьерного роста, который, в свою очередь, будет влиять на размер зарплаты. Помимо должности учителя, будут введены еще две (и это действительно кажется чем-то новым). Уже звучали определения «старший» и «ведущий учитель», а также «учитель-методист» и «учитель-наставник». Мы не знаем, какие варианты в итоге будут приняты, но использование опыта талантливых, успешных и авторитетных учителей и развитие наставничества среди педагогов заявлено как одно из направлений общего развития российской школы. 

Что будет с теми, кто провалится?

Представители официальных структур неоднократно уверяли, что результатом аттестации по новой модели не станет массовое увольнение «профнепригодных». Учителей, не прошедших обязательную аттестацию, будут ждать курсы повышения квалификации. Они станут еще одной частью НСУР, подробности пока неизвестны. 

Апробация

Первый этап апробации новой модели прошел осенью 2017 года. Второй – этим летом, в нем приняли участие учителя русского языка и математики, всего более 600 человек. Организаторы уверяют, что никаких последствий результаты апробации для добровольцев не повлекут, напротив, они могут выступить в качестве экспертов и первыми оценить новую модель. Также участниками «тест-драйва» стали более 400 студентов профильных специальностей. Итоги подведены в октябре. Стоит отметить, что среди проверяющих были заявлены представители профессиональных ассоциаций и победители конкурса «Учитель года». А желающие узнать больше о самом процессе могут пока познакомиться с опубликованными в интернете рассказами участников тестирования, обычных учителей. При подведении итогов больше всего нареканий вызвал критерий «мнение выпускников»: обеспечить корректную обратную связь сложно с технической точки зрения, не говоря уже о том, что оценка работы учителя бывшими учениками в большинстве случаев крайне субъективна. В дальнейшем обсуждение новой модели предполагается продолжить на специальном сайте ефом.рф (принять участие могут все желающие). 

Наконец, осенью Рособрнадзор объявил о грядущей масштабной проверке учителей на профпригодность. Ожидается, что в ней примут участие 18 тысяч педагогов из 45 регионов страны. Участникам будут предложены задания по школьным предметам.

Критика

Между тем, педагоги и руководство школ, не имеющие отношения к внедрению новой модели, уже вовсю делятся мнениями – и по большей части негативными. Причины недовольства предсказуемы. Для многих уже существующая система успела стать привычной. Мониторинг, проведенный РАНХиГС в 2014-2017 годах, показал, что подавляющее большинство педагогов (почти 92 %) считает результаты аттестации объективными. Напротив, новая, достаточно сложная, модель не вызывает у участников дискуссии доверия. Прежде всего, высказываются опасения, что аттестация будет отвлекать и без того перегруженных учителей (а вместе с ними и директоров) от их непосредственных обязанностей. 

Другой, не менее важный, вопрос – классический: «А судьи кто?» Учителя математики помнят, что найти экспертов для проверки профильной части ЕГЭ в свое время было далеко не просто – кто же будет проверять диагностические работы педагогов? 

Ставится под сомнение и необходимость обязательного экзамена для «вхождения в профессию»: аттестация выпускников вузов автоматически поставит под сомнение выданные этими вузами дипломы. Один из аргументов в пользу нововведения заключается в том, что экзамен поможет бороться с купленными дипломами. Насколько остро эта проблема стоит в сфере школьного образования, судите сами. 

Есть претензии и к содержанию аттестации. Новую модель называют шагом назад, в особенности комментаторы из Москвы: действующая в настоящее время в регионе система не создает лишней нагрузки ни на учителей, ни на бюджет и пользуется заслуженной популярностью. 

Впрочем, новая модель будет дорабатываться, а сейчас учителя могут еще некоторое время проходить аттестацию по-старому и готовиться к введению новых правил. А они, как уже было сказано, вступят в силу не раньше конца 2020 года.

activityedu.ru

Переаттестация учителей — 6 Июня 2014


Блог suhina2

Я знаю, что системе аттестации педагогов существует уже 20 лет. Раз в 5 лет учитель должен был подтверждать или повышать свою квалификацию. Я аттестовалась в этом году на первую категорию по портфолио. Работа проводилась большая, а зарплата увеличилась на копейки.
Недавно учителям нашей школы объявили, что аттестоваться надо будет каждые 3 года. Почему изменились сроки? Во всех ли регионах новые правила по аттестации? Или это из-за введения новых образовательных стандартов ФГОС?
Мое мнение такое, что учитель за такой короткий период просто не успеет даже перевести дух, как следует — снова принимайся за подготовку к переаттестации.



Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

Про аттестацию каждые 3 года разговоры есть, но пока документально это не подтверждено.


suhina2 #7 | 06.06.2014 | 18:02 | 0

Спасибо! Приму к сведению!


cat #14 | 06.06.2014 | 21:04 | 0

Обучение будет каждые три года.


Каждый учитель проходит через аттестацию. Сколько нервов надо истрепать, чтобы её пройти. Учителей хотят добить, если сделают через 3 года, а ещё хлеще, если каждый год будем проходить. Порой думаешь, скорей бы на пенсию. Но кто захочет после нас прийти?


Да, желающих прийти почему-то мало… У меня аттестация в апреле 2015 года, но портфолио заставили сдать сейчас.


suhina2 #9 | 06.06.2014 | 18:05 | 0

Я с портфолио полгода сидела каждый день. Документов кучу собирала, потому что вовремя не отправляют. Жуть.


suhina2 #8 | 06.06.2014 | 18:03 | 0

В нашей школе в основном пенсионеры работают. А молодежь не идет.


У нас пока аттестация по срокам на 5 лет, а вот курсы повышения квалификации будут требовать проходить через 3 года. Это точно. Может, и у Вас речь идет о курсах?


suhina2 #10 | 06.06.2014 | 18:05 | 0

Да нет, аттестация! Да, и курсы на 3 года!


Хотят сделать через 3 года, это пока на рассмотрении.


suhina2 #12 | 06.06.2014 | 18:08 | 0

Спасибо!


а Вы почитали новый порядок аттестации, утвержденный в апреле 2014 года?

Цитата

III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории
24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.


suhina2 #11 | 06.06.2014 | 18:07 | 0

Нам про аттестацию на 3 года говорили совсем не давно, а точнее в мае. Надеюсь, что этого не будет.


Сергей Тимофеевич, а может в разных субъектах РФ свои положения об аттестации? Это приказ нашего министерства, а Пермском крае, где живет Анжелика Анатольевна, свои приказы? Такое может быть?


Любовь Михайловна, этот приказ подписан не нашим министром, а Ливановым. Это федеральный закон.


Ну если федеральный….

Я думаю, что все так и останется — каждые 5 лет. Вы просто получили неверную информацию.


suhina2 #22 | 07.06.2014 | 11:54 | 0

Хорошо бы вообще все это убрали!


А требования к категориям изменятся? Слышала, что требования ужесточатся. Так ли это?


Irishka #18 | 06.06.2014 | 22:32 | 0
Вчера в блоге обсуждали. Посмотрите. Прочитав, думаю: стоит ли подтверждать в феврале 2015 высшую категорию…

Ирина Владимировна, стоит всем «врагам» на зло! Прокатили в этом году, я подам на следующий! Еще лучше подготовлюсь!


И меня прокатили…Но через два года уже и на пенсию.

suhina2 #23 | 08.06.2014 | 10:39 | 0

В чём-то я вам завидую!


Всем бы такого задора!


Я прошла аттестацию в этом году и мне сказали, что следующую аттестацию буду проходить  через 5 лет, а вот курсы повышения квалификации необходимо проходить  один раз в три года!


suhina2 #30 | 10.06.2014 | 14:11 | 0

Хороша вам. Может и нас в конце концов такое же будет.


В 2015 году у меня аттестация, читаю всю эту систему, становится жутко.


suhina2 #29 | 10.06.2014 | 14:10 | 0

Хорошо, что тесты убрали.


Аттестацию проходила в позапрошлом году. Чтобы не храть себе нервы, настроилась так:пройду, значит пройду, нет, значит-нет. Все прошло нормально. Много зависит от настроения и желания.


suhina2 #28 | 10.06.2014 | 14:09 | 0

Я себя так же настраивала. Пройду, значит пройду. Но все же нервничала, когда отправляла портфолио. Завуч за меня нервничала вдвойне, больше меня переволновалась.


cat #31 | 10.06.2014 | 14:23 | 0

Волнуешься еще как! Терпения и оптимизма Вам!


81059 #32 | 10.06.2014 | 14:43 | 0

Всем такие волнения знакомы! А куда деваться!?


у нас недавно прошли курсы повышения квалификации, сказали, что теперь будут каждые три года. Про аттестацию не говорил. Мне предстоит в будущем году.


suhina2 #34 | 16.06.2014 | 17:30 | 0

А я в этом году аттестовалась, в октябре, когда настраиваться на следующую даже и не знаю. А приказ на присвоение категории пришел мне только в апреле.


easyen.ru

Унижает ли новая аттестация преподавателя / Образование / Независимая газета

Проверка знания и умений педагогов не должна сводиться к тотальному контролю и надзору

Положительное отношение к проверкам своих знаний и умений выразили 70% учителей. Фото с сайта минобрнауки.рф

Минпросвещения готовится к обсуждению результатов апробации новой модели аттестации учителей и проекта типового комплекта единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Общественно-профессиональное обсуждение нового документа пройдет в октябре, но уже сейчас известные директора московских школ поспешили выразить свое мнение. Процедура, по их мнению, морально устарела, не успев народиться на свет. Она «откатит педагогов назад и отвлечет от главной работы – учить детей».

Фактически своим заявлением столичные уважаемые спикеры перекрывают долгую работу федерального ведомства. И возникает вопрос: если московская система, которую они приводят в качестве альтернативно успешного варианта, так хороша, то что же со всем этим делать дальше? Но сначала напомним предысторию вопроса.

Апробацию новой модели аттестации учителя проводили на базе школ в 19 регионах. В едином дне апробации на добровольной основе приняли участие 619 учителей из 104 общеобразовательных организаций. После окончательной обработки результаты прохождения единых федеральных оценочных материалов будут вынесены на общественно-профессиональное обсуждение с привлечением федеральных и региональных средств массовой информации с 1 по 30 октября 2018 года. В ноябре 2018 года предложения по внесению лучших апробированных методик в модель аттестации учителей будут обсуждаться на Всероссийской конференции. В 2020 году новая модель аттестации станет обязательной для всех, поэтому результаты, которые даст грядущее обсуждение, очень важны.

Разговоры о сомнительности успеха новой модели возникли в образовательном сообществе столицы практически сразу после обнародования темы. Новшество вызывало двоякое чувство. Одно дело, когда эта штука – добровольная. И ее может пройти любой педагог, желающий понять, чего он достоин. И результаты этой экспертизы нужны ему одному, чтобы понять, каким образом и где можно решить возникшие вдруг пробелы или проблемы. Другое дело – аттестация принудительная. Новая модель аттестации предполагает довольно унизительные для учителя процедуры, говорила часть столичного профсообщества. И перечисляла: сначала тест на знание предмета, затем тест на решение педагогических задач, потом видеосъемка урока. Само наличие этих аттестационных процедур уже говорит о недоверии учителю и его профессионализму.

По мнению председателя Ассоциации содействия развитию столичного образования «Лига столичных директоров», директора школы № 1505 «Преображенская» Леонида Наумова, процедура, которая предлагается сегодня, на самом деле стара. Потому что она в первую очередь ориентирует на контроль процесса, а не на сам результат. В этой ситуации создание единой федеральной системы оценки процесса ни к чему педагогическое сообщество не приведет.

По мнению директора школы № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского, экспертные суждения, которые используются при предлагаемой форме аттестации, «крайне редкая форма». Найти экспертов по всей России для оценивания профильной части ЕГЭ удалось с большим трудом, приводят его слова информационные агентства. А если принять во внимание «массу учительства, которая аттестуется», то об объективности говорить не приходится: «Как можно говорить об объективности, если сегодня я «экспертирую» тебя, а завтра – ты меня?» От нововведения удовольствие получат только работники муниципальных систем управления образованием и районные методисты, получающие новый шанс заниматься контролем и инспектированием, говорили директора столичных школ.

Но другое отношение к аттестации уже демонстрируют учителя из регионов. Мониторинг РАНХиГС, проведя опросы среди региональных учителей, выяснил, что 70,3% опрошенных считают ее необходимой для повышения качества профессиональной деятельности учителя. Только 9,4% респондентов склонны считать ее исключительно формальной процедурой, которая не влияет на их профессиональную деятельность. И 42,4% учителей считают результаты профессиональной аттестации «абсолютно объективными», а 49,4% «скорее объективными». Варианты ответа «скорее необъективны» и «совершенно необъективны» предпочли 6 и 2,2% педагогов соответственно.

Но давайте вернемся к московской аттестации, которую так хвалят директора школ. Чем она особенная? Первое, что сразу бросается в глаза, – в столице введены информационные системы, которые позволяют подать заявку на аттестацию в электронном виде. Это максимально бережет рабочее время учителя. Вторая особенность – аттестация учителя основана на динамике результатов учеников. И поэтому получить категорию может любой педагог – даже если он не работает с одаренными детьми, победителями олимпиад и теми, кто имеет высокие баллы ЕГЭ. Главное, повторим, динамика результатов учащихся у конкретного педагога. Третье отличие – аттестация не рассматривается как инструмент давления или попытка избавления от какого-то учителя либо создания для него некомфортных условий. Школа сама не покажет результаты диагностики учителя никому, но педагог может сделать это самостоятельно, если сочтет нужным: либо показав заинтересованному родителю или ученику, либо опубликовав результаты через свой личный кабинет на сайте Московского центра качества образования. Четвертое – аттестация направлена на выявление не столько знания предмета учителем, сколько умения его преподать.

Возникает параллельно вопрос: если проекты Москвы настолько успешны, а переносу на федеральный уровень вдруг не подлежат, то каким образом будет разрешена эта коллизия – участие столицы в общефедеральных мероприятиях, обязательных для всех? И как найти ту грань, которая не сделает тотальный контроль над школами удушающим ее свободы?

www.ng.ru

Тест на профпригодность. Особенности столичной системы аттестации учителей | Образование | Общество

Минпросвещения обещает, что с 2020 года все учителя страны будут проходить аттестацию по новым правилам. А пока федеральная модель обсуждается, в Москве разработана и действует своя система оценки педагогов на профпригодность.

То, что прежняя система аттестации не устраивала ни учителей, ни чиновников, стало очевидно давно. Ведь, чтобы получить более высокую категорию, педагогам приходилось собирать тонны бумаг, выезжать на курсы повышения квалификации, нередко за свой счёт. Но как объективно оценить профессионализм учителя? И кто должен ставить ему оценку?

Пара кликов мышкой

В Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) – так теперь называется ЕГЭ для учителя – предлагается включить несколько блоков проверки: письменный тест по предмету, видеозапись урока и решение педагогических «кейсов», то есть проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в школе.

Однако такой подход вызывает множество дискуссий и возражений. Да и стоит ли изобретать велосипед, если в Москве с 2014 г. эффективно работает современная система аттестации, опыт которой не прочь перенять даже западные коллеги? Ежегодно аттестацию в столице проходят 25 тыс. преподавателей. Как это работает?

Учитель заполняет заявление в электронном виде в разделе «Аттестация» информационно-аналитической системы «Московский регистр качества образования». Сделать это можно с компьютера, планшета и даже со смартфона. Далее педагог выбирает категорию – первую или высшую, нажимает кнопку «Отправить». Причём никакие справки, бумаги и прочее собирать не надо.

Поскольку модуль «Аттестация» интегрирован с другими городскими информационными системами, то данные об учителе и результатах его учеников собираются автоматически и просто прикрепляются к заявлению на аттестацию. После этого Городская аттестационная комиссия выносит решение о присвоении квалификации либо отказе. И всё! Квалификационная категория устанавливается на 5 лет. Заявление на высшую категорию можно подавать не ранее чем через 2 года после присвоения первой.
«Работа всех систем направлена, прежде всего, на освобождение учителей от дополнительной ненужной и даже вредной работы по составлению отчётов, справок и планов, чтобы у них оставалось больше времени для непосредственного общения с учениками», – подчёркивает директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.

«Главный критерий для Городской аттестационной комиссии – достижения учеников, – объясняет особенности столичной модели аттестации директор школы № 1520 им. Капцовых Вита Кириченко. – Таким образом, помимо рационального использования времени учителя решается задача оценки реального профессионализма учителя «здесь и сейчас», а не процесса его работы, не его потенциальных возможностей. И чем больше вклад школы в качественное образование в Москве (чем выше её рейтинг), тем меньше сил и времени уходит на процедуру аттестации. Чем больше успехов у наших учеников, тем выше шансы учителя на профессиональное признание и поощрение. Таким образом, в высоком уровне профессио­нализма заинтересована вся школьная команда».

Не только ЕГЭ

Согласно порядку аттестации, учитель школы, входящей в топ‑399, внёсший вклад в достижение школой таких позиций, по решению администрации может быть аттестован без выгрузки всех результатов обучения и без рассмотрения их на заседании Городской аттестационной комиссии. Причём учитываются не просто фактические результаты обучающихся у данного педагога, а динамика: улучшение показателей и слабых, и сильных учеников.

А как быть учителю, работающему в школе, где обучается сложный контингент детей, которые не могут сдать ЕГЭ на высокие баллы или стать призёрами олимпиад?

«Москва даёт немало возможностей учителю проявить себя и пройти безболезненно аттестацию, – рассказывает председатель предметной ассоциации учителей иностранных языков города Москвы Екатерина Морозова. – Например, если учитель прошёл обучение на эксперта предметной комиссии ЕГЭ (проверяет работы выпускников) и не менее 3 лет им проработал, то аттестацию проходит автоматически. Если педагог стал призёром в профессиональном конкурсе (есть их утверждённый перечень), активно работает в системе «Московской электронной школы», то тоже может пройти аттестацию по упрощённой схеме».

«Модель аттестации московских учителей постоянно развивается, – продолжает Павел Кузьмин. – Педагогам предлагаются новые возможности для профессионального развития и раскрытия творческого потенциала. (Например, в сентябре этого года было принято решение, что преференции для прохождения аттестации имеют эксперты WorldSkills Juniors, то есть чемпионатов профессионального мастерства в рабочих профессиях среди детей до 16 лет. – Ред.) Процедура аттестации нацелена на то, чтобы достойно оценить труд каждого педагога. Но в Москве она ещё даёт учителю возможность сосредоточиться на решении педагогических задач, достижении высоких результатов, не отвлекаясь на квест под названием «Пройди аттестацию».

Зачем тестировать учителя?

А что думают по поводу новой московской системы аттестации сами московские учителя?
«В прошлом году проходил аттестацию на высшую категорию, – рассказывает учитель информатики образовательного комплекса «Воробьёвы горы» Роман Свирин. – Даже не могу вспомнить сам процесс, потому что мне практически ничего не пришлось делать. У меня 14 призёров муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников, а средний балл ЕГЭ моих выпускников – 70. Все эти сведения уже у школы были. И сотрудник, ответственный за аттестацию в школе, направил их на комиссию. Я слышал про новую модель аттестации, которая сейчас обсуждается на федеральном уровне. У нас, учителей, вопросов к ней много. В частности, от педагога требуется снимать на видео свои уроки и отправлять на комиссию. А когда ему изучать технологию создания ролика? Вместо того чтобы работать с детьми, он будет на это тратить время и силы? Но главное – каковы будут критерии оценки и кому будет дано такое право?»

С коллегой соглашается и преподаватель ИЗО школы № 1324 Алина Бахметьева: «Я потратила максимум полчаса на аттестацию и получила высшую категорию. Конечно, мои ученики не сдают ЕГЭ, зато уже 4 года подряд некоторые из них становятся победителями и призёрами конкурсов и олимпиад. Поэтому руководство школы предложило мне подавать документы на повышение категории. Не совсем согласна с тем, что в предлагаемой федеральной модели аттестации 60 % баллов учитель сможет получить за оценку видеоурока, прохождение теста, решение проблемных теоретических задач и только 40% – за учебные результаты своих учеников. Но ведь именно достижения детей должны быть на первом месте! Общалась с коллегами, которые участвовали в апробации федеральной модели. Некоторым из них школьная администрация помогала снимать и редактировать видео, предоставляла методическую поддержку. А кто-то делал всё сам. В принципе умение создать красивое видео – нелишнее. Но такая работа занимает немало времени. А на подготовку к урокам, работу с детьми его остаётся всё меньше и меньше».

«Думаю, что аттестацией должен заниматься работодатель, – уверена Екатерина Морозова. – А учитель – учить детей, а не бежать куда-то что-то сдавать. По крайней мере насильно. В Москве, кстати, есть Центр независимой диагностики. Если учитель сам хочет себя проверить, он может сдать тесты. Это его ни к чему не обязывает, сделать это можно даже анонимно – и при этом понять, где и каких компетенций ему не хватает, что надо развить. А заставлять идти на экзамены – это неуважение и недоверие к учителям. В стране очень много учителей старшего возраста, они большие профессионалы, и их нужно беречь. Зачем ставить их в ситуацию стресса, психологического дискомфорта?»

Столичную систему аттестации недавно высоко оценили коллеги из регионов и зарубежные учителя. За 2 года для изучения московского опыта приезжали делегации специалистов систем образования из более чем 50 регионов России.

«Одна из составляющих московской модели – это электронный путь прохождения, поэтому её можно назвать всеохватывающей», – поделилась впечатлениями председатель профсоюза болгарских учителей Янка Такева, посетившая с коллегами Московский центр качества образования.

«За внешне простой процедурой – итог работы системы столичного образования, возможный при наличии ресурсов и решения целого ряда комплексных задач, – отмечает Вита Кириченко. – Когда анализируешь достижения московских школьников, результаты столичной системы образования, приходишь к выводу, что модель аттестации, созданная в Москве, – это модель, о которой раньше можно было только мечтать!»

www.aif.ru

Шесть вопросов к авторам новой модели аттестации учителей

Мы собрались в редакции и обсудили процесс внедрения новой системы аттестации, почитали комментарии к публикациям на сайте, чтобы сформировать редакционную позицию. В результате обсуждения поняли, что есть несколько принципиальных вопросов, без ответа на которые мы не можем прийти к единому мнению. Поэтому решили задать их авторам новой системы аттестации публично. Если этот материал наберёт хотя бы 100 «спасибо» и/или 100 000 просмотров, мы, воспользовавшись Законом о СМИ, сделаем официальный запрос в Минобрнауки, Рособрнадзор и все остальные причастные ведомства с просьбой сформулировать на них ответы. 

1. Зачем нужна аттестация?

Практически нигде в других отраслях (кроме медицины) нет подобных, многоступенчатых систем аттестации. Решение о найме на работу принимает руководитель по совокупности факторов, учитывая репутацию  и опыт соискателя. В дальнейшем продолжение сотрудничества идёт на основании результатов работы и с учетом мнения коллектива или выборного представительного органа.

Если ни одна из систем аттестации учителей не смогла удовлетворить разнообразные запросы, и приходилось менять ее формат раз за разом, то почему не ставится вопрос об ее целесообразности?

2. Почему нельзя заменить аттестацию педагогов аттестацией руководителей?

У грамотно работающего директора  не может быть некомпетентных и неквалифицированных сотрудников, поскольку руководитель-профессионал наладит в школе систему наставничества и взаимообучения,самообразования учителей. Иначе руководитель сам некомпетентен.Значит, достаточно аттестовать руководителя образовательной организации, чтобы удостовериться в том, что педагоги школы вполне компетентны в своей деятельности.

3. Почему формы аттестации носят провокационный характер?

Новая модель аттестации предполагает довольно унизительные для учителя процедуры: тест на знание предмета, решение педагогических задач, видеосъемка урока. Само наличие этих аттестационных процедур говорит о недоверии учителю, его профессионализму. Сомнению подвергается даже знание предмета. При этом любой учитель — это дипломированный специалист, который сдал государственные экзамены и защитил диплом. 

4. Почему аттестацией не занимаются профессиональные союзы?

Декларируется, что именно профессиональный союз работников образования занимается защитой прав педагогов, сама логика деятельности этой организации предполагает ее участие в аттестационных мероприятиях, чтобы контролировать, не нарушаются ли права учителей. Так почему же профсоюз остается в стороне от аттестации?

5. Почему нет оценки стоимости внедрения новой системы аттестации?

Опыт ЕГЭ показал, что построение системы независимой государственной оценки не приводит к уменьшению конфликтов, повышению качества образования и уж тем более к уменьшению расходов на администрирования самой системы.Расходы на проведение Единого государственного экзамена растут каждый год, не ожидает ли новую систему аттестации те же последствия?

6. Почему нельзя заменить аттестацию гарантированным качественным повышением квалификации каждого педагога?

Насколько мы понимаем, цель проведения аттестации педагогов состоит в том, чтобы удостовериться в их высоких профессиональных качествах, достаточном для преподавания уровне знаний, умений. Соответственно, прохождение учителями курсов повышения квалификации, направленных на знакомство учителей с новыми, доказавшими свою эффективность методиками преподавания, современными научными открытиями в областях преподавания, послужило бы цели аттестации ничуть не меньше самой аттестации, но при этом снизило бы градус недовольства учителей и уменьшило бы на них нагрузку.

pedsovet.org

Аттестация учителей в 2018 году: последние изменения в законопроекте

Учителя – далеко не самая оплачиваемая, но базовая профессия. Это люди, которые дают нам знания. Соответственно, у них должна быть сопутствующая подготовка, огромная база этих самых знаний и множество инструментов, чтобы донести их до школьников и студентов. Только тогда можно будет говорить о качестве образования в нашей стране. Во времена Советского Союза у нас были отличные педагоги, которыми можно было гордиться – они давали стоящие знания, и дети их усваивали. В России же всё иначе. Однако, в правительстве всерьёз взялись за данный вопрос и собираются выйти на прежний уровень. В этом есть смысл – притом огромный. Так, несколько лет назад ввели аттестацию. И это уже сегодня неплохо отражается на повышении качества знаний. Вам наверняка интересно, какие последние изменения в аттестации учителей в 2018 году стоит ждать? Если так, то эта статья для Вас – мы с радостью разложим всё по полочкам!

Есть ли существенные изменения?

Восемнадцатый год действительно принёс большое число изменений в самые разные сферы жизни россиян, вплоть до законопроектов, связанных с аттестацией учителей. Теперь данная процедура будет разделена на два основных этапа:

  1. На нём педагог должен подтвердить собственные знания. Так удастся выяснить, соответствуют ли его знания занимаемой им должности и может ли этот человек вообще чему-то научить детей.
  2. Второй этап подразумевает под собой защиту учителем своей педагогической квалификации. Всё это ложится на плечи специальной комиссии – они будут анализировать то, правильно ли педагогу была присвоена его квалификация или нет. В случае подтверждения категории, квалификацию ещё раз повысят. Своеобразный карьерный рост для педагогов.

Также стоит плотно остановиться на том, на что будут обращать своё внимание члены комиссии.

Это действительно важно – ведь тогда у учителей будет примерное понимание того, что от них может потребоваться при проверке:

  • Уровень знания преподаваемой дисциплины;
  • Обладание определёнными навыками;
  • Уровень коммуникабельности учителя с детьми – наличие правильного подхода к ученикам;
  • Психологическая составляющая: реакции на разнообразные ситуации – вплоть до стрессовых.

Кого затронет аттестация в 2018 году

Данный вопрос также немало кого волнует. Учителя хотят знать, попадут ли они в этом году под аттестацию или нет, чтобы заранее начать более усиленно к ней готовиться и наверняка подтвердить свою квалификацию.

Для начала остановимся на изменениях. В целом, в конкретном случае их нет – учителя обязаны проходить переаттестацию также раз в пять. В ином случае, работа в школьной системе образования будет для них невозможна. Таким образом, в восемнадцатом году аттестацию должны будут пройти те из педагогов, кто проходил её последний раз ещё в 2013 году.

Список исключений также остался неизменным. От аттестации освободят:

  • Тех учителей, которые вскоре уйдут в декрет. То есть, у них родится ребёнок и они не будут в ближайшее время заниматься своей деятельностью (как правило, в течении полутра-трёх лет). Под аттестацию они попадут спустя год после выхода из декретного отпуска;
  • Тех учителей, квалификация которых является действующей;
  • Молодых учителей, работающих в данной сфере менее двух лет ввиду их неопытности;
  • Педагогов, которые на протяжении длительного времени были на больничном. В случае, если учитель проболел более четырёх месяцев, ему полагается небольшая отсрочка. Аттестацию нужно будет пройти со следующей волной, то есть, спустя год после занятия своего рабочего места вновь.

Добровольная аттестация: изменятся ли правила?

Существует ещё и такое понятие, как добровольная аттестация. Педагоги с ним знакомы, поэтому в его суть мы вдаваться не будем. Предлагаем лучше остановиться на изменениях. В 2018 году их и здесь не будет. Правила ровным счётом такие же, как и раньше.

Производится аттестация в том случае, если педагог хочет повысить свою категорию досрочно. Например, рассчитывая на дальнейший карьерный рост или повышение заработной платы. Так, ему нужно сообщить директору о своём намерении. Последний в свою очередь должен будет передать сопутствующую информацию в органы образования. Те уже соберут комиссию, а она проверит, готов ли учитель к внеплановой аттестации или нет.

Есть и ограничения. Например, если у учителя имеется желание поднять квалификацию, то он должен быть обладателем текущей не менее двух лет. В обратном случае, ничего не получится. Здесь всё строго.

Что касается сроков рассмотрения заявки, то они вполне стандартны – до одного месяца. После чего комиссия, созванная для аттестации, на протяжении двух месяцев будет наблюдать за учителем, выявляя его уровень. Далее – результаты и уже согласно им, он либо остаётся на прежнем месте, либо может получить повышение.

Пробная аттестация и новые правила

Новые правила пока что коснулись далеко не всех. В начале учебного года 2017-2018, т.е. в сентябре, они были апробированы на учителях из Москвы. Благодаря чиновникам из органов образования были собраны учителя разных категорий и возрастов: от молодых до тех, кто проработал в школе практически до самой пенсии. Перед педагогами были поставлены определённые задачи, в которых учитывают грядущие изменения в аттестации в 2018 году. Цель такой апробации – проверка на практике всех задумок на работоспособность и целесообразность.

Учителя получили следующие задания:

  1. Профессиональные задачи, на выполнение которых даётся до двенадцати дней;
  2. Видеосъёмка урока – с таким же сроком выполнения;
  3. Диагностические работы – выполнение в течении четырёх часов.

Суть всего этого была в следующем: есть некоторые восемь задач, связанные с их профессией; из них следует выбрать на своё усмотрение парочку. Для каждой задачи требуется описать девять шагов, которые помогут решить её. Для этого должен был использоваться специально подготовленный шаблон.

Чтобы полноценно решить задачу педагог должен был предоставить конкретные материалы: планы уроков, описания технологий, фрагменты рабочих программ и прочее. Не обошлось и без необходимости чёткой аргументации найденных решений, формулировок способов оценки эффективности. Помимо прочего, были затронуты и последствия, которые могут возникнуть вследствие тех или иных решений – например, на данном уроке, на следующем и даже в конце года.

Не менее интересная задача – организация педагогом видеосъёмки урока, на которую выделяли две рабочие недели. За это время нужно было не только снять его, но и успеть предоставить комиссии либо полную версию, либо фрагмент длительностью не менее 15 минут.

Далее – последний этап: четырёхчасовая диагностическая работа. Для этого педагог должен был приехать в образовательные органы. Суть этой части в экзаменах. Педагога проверяли по следующим направлениям:

  1. Знание собственного предмета;
  2. Уровень методики преподавания;
  3. Наличие знаний в психологии и физиологии детей разных возрастов;
  4. Знание всех критериев оценки работы ГИА;
  5. Наличие навыка в разработке мероприятий.

Согласно имеющейся у нас информации, опробованная схема имеет место быть – педагоги из Москвы отзываются о ней вполне, вполне неплохо. А значит, её могут внедрить в недалёком будущем.

Конечно же, методика нова, к ней нужно привыкать, адаптироваться. Однако, никаких сверхъестественных требований к учителям не предъявляется. А значит, аттестация большинством будет пройдена с лёгкостью.

Ну а что касается выводов от чиновников, то пока они остаются за кадром. В ближайшем будущем узнаем. Возможно, даже с грядущими последними изменениями в аттестации учителей в 2018 году.

Остались вопросы? Задайте их в комментариях ниже.

b2bmaster.ru

Статья «Аттестация учителя как фактор повышения качества школьного образования»

В.М.Чуносова, учитель начальных классов

МОБУ «СОШ №10 им. Д.Г.Новопашина», г.Якутск

Аттестация учителя, как фактор повышения качества школьного образования

Высокое качество образования невозможно без профессионального развития педагога. И здесь важным фактором повышения профессионализма педагогического работника выступает аттестация. Обязанность в прохождении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, закреплена федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1].

Аттестация педагогов – это путь для непрерывного повышения профессионального и личностного роста — с одной стороны, и стимул развития системы школьного образования — с другой. Ведь не секрет, что любые достижения в области школьного образования обеспечиваются, прежде всего, систематической, целенаправленной работой педагогов для главных субъектов образовательной деятельности – обучающихся. Поэтому аттестация педагогов не должна быть самоцелью, прежде всего, она должна быть направлена на совершенствование системы школьного образования в интересах ребенка.   

В настоящее время в разных сферах деятельности широко применяются самые различные процедуры аттестации сотрудников, используются рейтинговые принципы учета персональных достижений. Всё это направлено на повышение качества деятельности, адекватной решаемым задачам. Аттестация является одним из важнейших инструментов развития, а не просто автономным актом оценки. В сфере образования применение аттестационных процедур к педагогическим работникам обозначилось достаточно давно, но в последние годы она стала складываться в новую систему оценки труда педагога, в контексте постоянных процессов модернизации образования.

Актуальность проблемы совершенствования системы государственной аттестации педагогических кадров обусловлено, с одной стороны, необходимостью повышения качества подготовки выпускников общеобразовательных школ в условиях глобализации и интеграции национальных экономик, с другой — потребностью обеспечения инновационных процессов в общеобразовательных организациях в условиях создания единого образовательного пространства [2].

Эффективность аттестации  возрастает при обеспечении объективного комплексного оценивания педагогической деятельности в межаттестационный период. Оценка и самооценка педагога в данном случае выступают не только индикатором уровня профессиональной компетентности, но и позволяют наметить пути дальнейшего самосовершенствования педагога.

Экспертиза педагогической деятельности проводится в соответствии с утвержденными критериями и учитывает качественное усвоение обучающимися образовательных программ, всестороннее развитие детей с результативностью участия в различных конкурсах, олимпиадах, творческих и спортивных соревнованиях, наличие системы воспитательной деятельности.

Также, особое внимание при аттестации учителя уделяется эффективности педагогической деятельности по реализации образовательного процесса, а именно, наличие системы использования методов, средств, организационных форм обучения, применение педагогических технологий, ИКТ-компетентности.

Одним из важных показателей учителя, претендующего на первую и высшую квалификационную категорию, является участие в инновационной и экспериментальной деятельности. Это рассматривается как вклад педагога в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

Повышение качества образования невозможно без личностного профессионального роста педагога. Учитель с квалификационной категорией обязан транслировать среди педагогического сообщества опыт практических результатов своей профессиональной деятельности, активно участвовать в работе методических объединений. Только активность учителя, его желание продвигаться самому может дать ход всестороннему развитию школьников.

Аттестация педагога — процесс многоуровневый и требует не только от педагога определенных усилий в качественной презентации своего педагогического опыта. Важным условием в прохождении аттестации на квалификационную категорию является методическое сопровождение процесса аттестации на нескольких уровнях.

Первый уровень — сопровождение аттестации учителя в образовательной организации, где организационное обеспечение реализуется в педагогическом коллективе:

— изучение опыта работы претендентов на категории через трансляцию открытых занятий, творческих отчетов, презентации материалов из опыта работы;

— организация работы администрации, методических объединений в целях накопления и систематизации материалов о результатах и качестве работы аттестуемых и оказание им методической помощи через проведение групповых и индивидуальных консультаций по разъяснению нормативно-правовых основ аттестации и экспертизы, помощь в оформлении аттестационных документов.

Второй уровень — муниципальная поддержка педагогов в период аттестации. Роль муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, заключается:

— в обеспечении образовательных учреждений методическими разработками, рекомендациями, пособиями по вопросам аттестации, экспертизе;

— в разработке основных направлений, форм и методов организации методической работы и внешнего мониторинга с учетом требований квалификационных характеристик и результатов аттестации: создание собственного банка данных (нормативно-правовых документов, приказов, опыта работы педагогов, получивших первую и высшие категории, авторских программ, результатов опытно-экспериментальной работы и т.д).

Третий уровень – методическая помощь на региональном уровне в подготовке аттестационных документов учителя, подлежащих экспертизе. Для аттестующихся педагогических работников проводятся групповые и индивидуальные консультации по вопросам их прав, обязанностей, нормативным основам процесса аттестации, изучается и анализируется практика подготовки и проведения аттестации кадров в образовательных организациях.

Таким образом, всесторонняя методическая помощь при прохождении педагогом аттестации с целью установления квалификационной категории способствует росту числа квалифицированных педагогических кадров. Это, в свою очередь, приводит к повышению эффективности труда учителя и, как следствие, повышению качества школьного образования. Аттестацию педагогических кадров можно определить как механизм управления карьерой учителя, поскольку присвоение квалификационной категории является значимым формальным показателем позитивного развития профессионализма учителя, при этом в ходе аттестации происходит осознание им собственных целей и результатов деятельности.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Лисовская, Н.Б., Пискунова, Е.В., Трощинина Е.А., Аттестация педагогических работников как способ оценки профессиональной деятельности, Электронный Научный журнал «Современные проблемы науки и образования», 2015 г.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *