Когда в рф началась приватизация: История приватизации в России — РИА Новости, 03.03.2020

Содержание

Дети, которых в 1992-1993 годах родители не включили в число собственников квартир, остаются без жилплощади — Российская газета

Варвара Пономарева одна из тысяч молодых граждан, родители которых попали в первую волну приватизации. В 1992-1993 годах таких, как она, малышей при приватизации не включали в число собственников.

Но прошли годы, и эти дети выросли. Взрослая жизнь для очень многих из них, как и у Варвары, началась со знакомства с отечественной системой судопроизводства. Повзрослевшие дети отправились в суды добиваться своей доли в квартире, где они родились, прописаны и живут. Сколько таких, как Пономарева, установить невозможно — подобной статистики никто не ведет.

Часто место проживания этих бедолаг зависит от нескольких факторов — настроения их родителей, продолжают ли они жить в браке, и прочее. Если благоприятные факторы не складываются, то дети первой волны приватизации запросто оказываются на улице.

Формально закон должен защищать их интересы. При обращении в суд таким детям должны выделять долю в их собственной квартире. Но это скорее исключение, чем правило.

Дочки-матери без документов

В 1993 году при приватизации квартиры родители Варвары не включили в число собственников свою дочь. Теперь Варвара регулярно посещает Пресненский суд столицы. И вот почему.

В январе 1993 года, то есть на момент приватизации, в Москве в квартире на Новом Арбате жила обыкновенная семья — бабушка, папа, мама и их дочка-внучка Варвара пяти лет. Ее, конечно, никто не спрашивал, хочет ли она быть собственником. Доли при приватизации жилья определены не были.

В 2003 году умирает бабушка, а папа с мамой расходятся. У каждого из родителей начинается своя жизнь.

Дочь Варвара только в декабре 2008 года узнает у нотариуса, что доли после смерти бабушки закрепляются за родителями, а у нее ничего нет. Отец, который сначала решил написать завещание и подарить долю квартиры своей дочери, уже передумал. Он отменил завещание. В начале этого года Варвара пришла в суд с иском о признании частично недействительной приватизацию 1993 года и о выделении ей доли в квартире, где она родилась, была прописана и жила.

Ответчиками по иску дочери оказались мать и отец. Мать поддержала иск дочери. Отец был категорически против.

В конце лета суд отказал Варваре Пономаревой в иске. Судья, подтверждая свою правоту, в решении записала, что собственник обязан оплачивать жилое помещение, а Варвара этого не делала. Получился абсурд. Выходило, что с неполных пяти лет ребенок должен оплачивать место своего жительства? А на что тогда родители?

На сегодня ситуация такова: девушка 21 года, не имея никакой собственности, остается в своей же квартире просто прописанной. Выходит, она была лишена собственности дважды — в 1993 году родителями, а в 2009 году и судом.

Как забыли малолетних

Когда в самом начале 1990-х годов в России началась приватизация жилплощади, что это такое, толком никто не знал. Взрослое население не понимало, нужно ли включать детей в число собственников. Формально закон в те годы не настаивал на таком обязательном включении несовершеннолетних в приватизационные документы. А какие это будет иметь по следствия в будущем, предсказать в те годы никто не мог. И вот что мы имеем на сегодняшний день.

Выросшие дети, узнав о том, что они в собственной квартире всего лишь прописаны, стали обращаться в суды. Их иски абсолютно одинаковы — все настаивают на выделении им доли в квартире.

Однако по нынешнему закону таким детям отводится только один год «на размышление» с момента, как им стало известно, что у них ничего нет. За 12 месяцев они должны успеть осознать действительность и добежать до суда, чтобы подать иск. И горе тем детям, которые не могут доказать в суде, когда именно они узнали о том, что родители лишили их собственности.

Но неумение быстро суетиться — еще не самое страшное. Есть категория вчерашних детей, которым вообще не позавидуешь. Это те, у кого родители успели разбежаться и у них в силу неприязненных отношений нет общего взгляда на долево-квартирный вопрос своих детей.

Полным абсурдом можно назвать и причину, по которой суды порой отказывают детям в удовлетворении их требований, — это факт того, что ребенок не платил за квартиру. И это при том, что родители не требовали с ребенка оплаты, а выступая его законными представителями, вносили плату самостоятельно.

Ну и совсем трагически складывается ситуация для тех детей, у которых родители развелись, а затем вступили в новые браки. Интересы таких родителей уже категорически расходятся с интересами их собственных детей. Поделятся ли они долей собственности в квартире добровольно или нет? Матери, как правило, отрывают от сердца свои части долей. А вот отцы, у которых уже новые семьи, очень часто не хотят расставаться с тем, что имеют. Так дети рискуют стать бомжами при живых родителях.

В марте 2016 года заканчивается бесплатная приватизация

27.11.2015

Администрация городского округа город Воронеж напоминает, что бесплатно приватизировать свою квартиру можно только до 1 марта 2016 года.  

          

Воронежцев, которые еще не успели приватизировать свои квартиры, просят сделать это как можно скорее.

В соответствии с законом о приватизации каждый гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность занимаемое им жилое помещение в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Воспользоваться этим правом разрешается только один раз. 

      

Исключением являются только несовершеннолетние граждане. Даже если они стали собственниками занимаемой квартиры в порядке приватизации, то все равно сохраняют право однократно приватизировать жилье после достижения совершеннолетнего возраста. Проще говоря, после 18 лет гражданин имеет право на приватизацию жилого помещения независимо от того, участвовал ли он в ней ранее (например, с родителями).

Положительные стороны приватизации:

  • — граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются этими помещениями по своему усмотрению, они вправе продавать, завещать, сдавать в аренду, отдавать в залог, а также совершать иные не запрещенные законом сделки. Наниматель не вправе совершать указанные сделки;
  • — собственник вправе прописать в квартире любое лицо, наниматель же в некоторых случаях должен заручаться согласием наймодателя – собственника квартиры;
  • — у собственника практически невозможно отобрать квартиру, в то время как нанимателя можно выселить, например, за противоправные действия (нарушает права соседей, не платит за квартиру и т. д.). При этом выселить его могут в другое жилое помещение, которое может быть хуже занимаемого; а могут и вообще без предоставления другого жилья.
Жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не ограничивает возможность приватизации таких помещений.

Напоминаем, бесплатная приватизация жилья началась в 1991 году. Срок ее окончания несколько раз продлялся. Предполагается, что после окончания бесплатной приватизации граждане смогут оформить в собственность квартиры, в которых они проживают на условиях социального найма, только выкупив ее у муниципалитета по рыночной цене.

В соответствии со статей 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

    

Специалисты прогнозируют в начале 2016 года  резкое  увеличение  количества желающих приватизировать жилье. Во избежание очередей в будущем, нанимателям для реализации своего права на бесплатную приватизацию рекомендуется уже сейчас обратиться в МФЦ «Мои документы» или в управление жилищных отношений (ул. Пирогова, д.87), получить квалифицированную консультацию от специалистов управления (тел.228-34-32) и помощь в оформлении документов.


В Москве осталось менее девяти процентов неприватизированного жилья

С начала года заключено более восьми тысяч договоров о передаче квартир в собственность горожан. В столице осталось менее девяти процентов неприватизированных жилых помещений, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

«С февраля 2017 года бесплатная приватизация жилья стала бессрочной для всех граждан страны, соответствующие изменения были внесены в федеральный закон. За это время в Москве было заключено почти 50 тысяч договоров на приватизацию жилья. Так, сегодня в столице осталось 382 тысячи неприватизированных жилых помещений, это 8,8 процента от общего числа квартир, находящихся в жилом фонде Москвы», — рассказал он.

Приватизировать жилье в столице могут граждане, которые занимают собственность города на условиях социального найма и в том числе состоят в очереди на улучшение жилищных условий. Оформить такое жилье в собственность могут также дети-сироты, получившие квартиры на условиях безвозмездного пользования. Для этого необходимо по истечении пяти лет с момента предоставления этого жилья заключить договор социального найма и потом приватизировать помещение. Воспользоваться правом приватизации можно лишь один раз.

Документы можно подать двумя способами — через центры госуслуг «Мои документы» или на mos.ru. Вместе с заявлением необходимо предоставить паспорт и оригинал договора социального найма. В случае регистрации по иным адресам после 21 июля 1991 года нужно приложить документы, подтверждающие неиспользованное право на приватизацию.

23 из 35 услуг в имущественно-земельной сфере доступны онлайнНе выходя из дома: какие услуги можно получить в режиме онлайн

Государственная услуга «Приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда города Москвы» пользуется популярностью среди москвичей. Она входит в тройку самых востребованных госуслуг Департамента городского имущества.

«Неоспоримым плюсом приватизации является возможность собственника свободно распоряжаться своим имуществом: продавать, дарить, завещать, проводить капитальный ремонт. В то время как права нанимателей существенно ограничены», — отметил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента городского имущества Максим Гаман.

Приватизация жилья началась в 1991 году. Несмотря на попытки отказаться от такой практики, в феврале 2017-го программу объявили бессрочной.

30 лет назад трое москвичей получили в мэрии первые документы на приватизированные квартиры — Москвич Mag

Массовая приватизация жилья была разрешена еще летом 1991 года. 4 июля Верховный Совет РФ принял закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Но исторический разворот начался только после рокового августа и победы над ГКЧП.

Тогда, после семидесяти с лишним лет советского жилищного кошмара, начавшаяся 3 октября приватизация жилья была невероятным прорывом. Она навсегда оставила в истории имя первого «капиталистического» московского градоначальника Гавриила Попова. Номенклатурный советский ученый-экономист Попов сразу оценил все риски, которые несет для его репутации карьера чиновника такого уровня, и добровольно, причем очень быстро, оставил свой пост. Но первые документы о приватизации москвичи получили именно из его рук.

За 30 лет в России был приватизирован 31 млн жилых помещений, или 83% жилого фонда страны. Возможно, приватизация стала единственным «народным» завоеванием нового русского капитализма и одной из немногих реформ, которые власти 1990-х провели прозрачно и честно.

Приватизация в России проводилась поквартирно. Это существенно отличалось от ситуации Восточной Европы, где сообщества жильцов приватизировали многоквартирные дома. Такая поквартирность радикально изменила стиль жизни горожан. В стране появилась невиданная с 1917 года социальная группа — рантье и новая профессия — риэлтор. Десятки, если не сотни тысяч москвичей неожиданно превратились в обеспеченных людей, получив свободу для индивидуального экономического маневра. Именно первые риэлторы смогли решить тот самый квартирный вопрос, который так долго портил москвичам жизнь. Уже к концу 1990-х были почти полностью расселены страшные коммуналки в центре Москвы.

Разумеется, как и у всех рыночных преобразований, у приватизации жилья почти сразу же проявилась и теневая, даже «зловещая» сторона. Началась настоящая охота за квартирами обездоленных и социально незащищенных горожан, улицы заполонили бездомные, еще недавно бывшие мирными советскими пенсионерами и тихими пьяницами. Поползли и подтвердились слухи о черных риелторах.

Действие закона о бесплатной приватизации продлевали 5 раз, пока не сделали ее бессрочной. При этом государство не полностью отказалось от социальных обязательств в части жилья перед гражданами. Сохранились очереди на улучшение жилищных условий по договору социального найма. Однако обвальная и бессрочная приватизация почти полностью закрыла возможность создания фонда государственного жилья, необходимого для решения социальных задач. Ведь любое жилье, предоставленное очереднику по договору социального найма, на следующий день будет приватизировано. Понятно, что стимула для строительства государственного жилого фонда просто нет.

Конечно, приватизация жилья усугубила неравенство. Но она же дала возможность попытаться жить иначе, лучше и просторнее, не пускаясь на чудовищные ухищрения в духе персонажей, упомянутых в «Мастере и Маргарите» Булгакова и описанных в «Обмене» Трифонова.

Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества / КонсультантПлюс

Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 11. 07.2011 N 201-ФЗ)

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

6) утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 180-ФЗ;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

В случае, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 265-ФЗ)

В случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала акционерного общества, установленного законодательством Российской Федерации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

3 — 4. Утратили силу. — Федеральный закон от 31.05.2010 N 106-ФЗ.

5. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Открыть полный текст документа

Песков не опроверг план о размещении РФ наступательных вооружений в Украине

17. 01.2022, 14:10

Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков не отверг однозначно идею о возможном размещении Москвой наступательных вооружений на территории Украины.

 Официальный представитель Кремля в передаче «Fareed Zakaria GPS» американского телеканала CNN, вышедшей в эфир в воскресенье, 16 января, произнес следующую фразу: «Мы не собираемся утверждать, что не станем размещать наступательные вооружения на территории Украины». Вместе с тем Песков указал, что речи о военных действиях в отношении Украины не идет.

Ранее, 14 января, представители администрации президента США Джозефа Байдена заявили, что российская сторона, «возможно, готовит диверсионные операции, направленные против собственных (пророссийских. — Ред.) сил» в Донбассе, и фабрикует провокации в социальных СМИ, чтобы оправдать вторжение в Украину в случае провала дипломатии, напоминает Bloomberg.

В интервью CNN Дмитрий Песков не стал комментировать эти заявления, отмечает агентство Bloomberg, в распоряжении которого оказалась расшифровка интервью.

Комментируя переговоры России с США и НАТО, Песков, согласно материалу Bloomberg, заявил следующее: «Между нами есть определенное понимание. Но в целом, в принципе, сейчас мы можем сказать, что мы находимся на разных, совершенно разных путях. Это нехорошо, и это вызывает беспокойство».

Кроме прочего, в ходе интервью Песков повторил призыв России к НАТО гарантировать отказ от приема в состав альянса Украины. «Потому что иначе это (вступление Украины в НАТО) будет юридически возможно», — добавил Песков.

Ранее пресс-секретарь Байдена Джен Псаки указала, что если вторжение России в Украину все-таки произойдет, оно случится в период между серединой января и серединой февраля.

Со своей стороны, заместитель госсекретаря Соединенных Штатов по политическим делам Виктория Нуланд в интервью газете Financial Times за 15 января отметила, что в Белом доме заинтересованы в продолжении диалога с Москвой. Об этом сообщает Deutsche Welle.

Что пошло не так? на JSTOR

Абстрактный

В России и других странах сторонники быстрой массовой приватизации государственных предприятий (в том числе и мы) надеялись, что стимулы к получению прибыли, высвободившиеся в результате приватизации, вскоре оживят неустойчивую централизованно планируемую экономику. В России возрождения не произошло. Мы предлагаем здесь некоторые частичные пояснения. Во-первых, массовая приватизация, вероятно, приведет к массовым действиям менеджеров и контролирующих акционеров, если только (что неправдоподобно при начальном переходе от централизованного планирования к рынку) в стране не будет хорошей инфраструктуры для контроля за действиями самих себя.Россия ускорила процесс самодеятельности, задешево продав контроль над своими крупнейшими предприятиями мошенникам, которые передали свои таланты по снятию сливок на приобретенные ими предприятия и использовали свое богатство для дальнейшего подкупа правительства и блокирования реформ, которые могли ограничить их действия. Во-вторых, стимулы прибыли для реструктуризации приватизированных предприятий и создания новых могут быть перекрыты бременем, возлагаемым на бизнес сочетанием (среди прочего) карательной налоговой системы, официальной коррупции, организованной преступности и недружественной бюрократии.В-третьих, хотя самодеятельность все же будет иметь место (хотя, возможно, в меньшей степени), если государственные предприятия не будут приватизированы, поскольку приватизация сопровождает самодеятельность, она политически дискредитирует приватизацию как стратегию реформ и может подорвать долгосрочные реформы. Главный урок: развитие институтов контроля за самодеятельностью имеет решающее значение для успешной приватизации крупных фирм.

Информация о журнале

Стэнфордское юридическое обозрение, основанное в 1948 году, представляет собой академический юридический журнал, представляющий общий интерес.Каждый год Law Review публикует один том, который выходит в шести отдельных выпусках в период с ноября по май. Каждый выпуск содержит материалы, написанные студентами-членами Law Review, другими студентами-юристами Стэнфордского университета и сторонними авторами, такими как профессора права, судьи и практикующие юристы. Около 2600 библиотек, адвокатов, судей, юридических фирм, государственных учреждений и других лиц подписываются на Law Review. The Law Review также проводит лекции и ежегодный живой симпозиум в Стэнфордской школе права.

Информация об издателе

Stanford Law Review полностью управляется студентами Стэнфордской школы права и полностью независим от преподавателей. и административный обзор или надзор. Основная миссия Law Review — внести свой вклад в юридическую науку. путем решения важных юридических и социальных вопросов, а также для обучения и развития интеллектуального дискурса в Стэнфордской школе права. Помимо публикации, Law Review также проводит лекции и ежегодный живой симпозиум.

Приватизация Россия | Массачусетский технологический институт Press

Резюме

«Приватизация России» предлагает взглянуть изнутри на одну из самых замечательных реформ в новейшей истории. Начавшись на заднем плане российской политики осенью 1991 года, массовая приватизация была завершена 1 июля 1994 года, когда две трети российской промышленности находились в частной собственности, быстро растущий фондовый рынок и 40 миллионов россиян владеют акциями компаний.Авторы, все ключевые участники реформ, описывают события и идеи, лежащие в основе приватизации. Они утверждают, что успешные реформаторы должны признать приватизацию как процесс деполитизации фирм перед лицом массовой оппозиции: сделать фирму более восприимчивой к рыночным, а не политическим влияниям. Авторы сначала рассматривают экономическую теорию прав собственности, определяя политическое влияние на фирмы как фундаментальный провал прав собственности при социализме. Они подробно описывают процесс создания коалиции и компромисс, который в конечном итоге сформировал приватизацию.Описаны основные элементы российской программы — акционирование, использование ваучеров и ваучерные аукционы, а также реакция приватизированных фирм на внешних инвесторов. Наконец, рыночная стоимость приватизированных активов оценивается для определения того, насколько далеко страна продвинулась в реформировании своей экономики. Во многих отношениях приватизация прошла успешно. Рыночные концепции собственности и корпоративного управления с головокружительной скоростью встряхивают российские фирмы, создавая мощные экономические и политические стимулы для продолжения рыночных реформ.В то же время, предупреждают авторы, политический ландшафт остается предательским, поскольку политики старой линии неохотно уступают свои права собственности и власть над фирмами.

Твердый переплет
Из печати ISBN: 9780262023894 176 стр. | 5,375 дюйма х 8 дюймов

Мягкая обложка
25 долларов США Икс ISBN: 9780262522281 176 стр.| 5,375 дюйма х 8 дюймов

Авторы

Максим Бойко
Андрей Шлейфер
Андрей Шлейфер — профессор экономики Гарвардского университета, обладатель медали Джона Бейтса Кларка 1999 года. Он является автором книги « без карты: политическая тактика и экономическая реформа в России » (MIT Press, 2000) и других книг.
Роберт В. Вишни

Как велась и проигрывалась битва за российскую приватизацию

Вторая волна экономического кризиса бьет по экономике России. Кроме того, война на Украине и интеграция спорного Крымского полуострова истощают государственные финансы. Ситуацию усугубляет то, что система безопасности правительства — его валютные резервы — быстро рушится, а падающие цены на нефть и стагнация роста ВВП подрывают оставшиеся страховочные ремни. На карту поставлены не только социальные выгоды, включая пенсии, зарплаты учителей и врачей, но и российские военные и службы государственной безопасности также рискуют урезать бюджет.

Чтобы пополнить эти уменьшающиеся резервы, российские власти объявили о плане продажи акций нескольких государственных гигантов: нефтяных и транспортных компаний, а также государственных банков.В Минфине надеются, что эти доходы достигнут астрономической суммы в 1 трлн рублей (около 15,5 млрд долларов).

Процесс российской приватизации вызывает ощущение дежавю. Оправившись от первой волны кризиса 2010-2011 годов, власти планировали подкрепить бюджет за счет приватизации. Главным идеологом инициативы стал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Проект провалился, а вскоре после этого на Украине разразилась война, и Россия отвернулась от Европы.

Будущее приватизации в 2016-2017 годах остается неясным. Но одно можно сказать наверняка: если это произойдет, это будет не то, что должно было быть.

Попытка №1: Захват

Все началось летом 2009 года с обсуждения в кабинете Шувалова стратегии стабилизации казны. Либеральные чиновники, в том числе и Шувалов, настаивали на том, что приватизация является ключом к решению одновременно двух проблем: увеличения бюджета и улучшения управления государственной собственностью.

Считалось, что передача имущества из рук вороватых государственных управленцев в, казалось бы, более способные руки частных собственников, которые живьем сдерут с управляющего шкуру из-за одной неуместной копейки, решит российскую проблему неэффективности. Если бы новый владелец оказался иностранцем, ситуация была бы еще лучше. Россия получит не только качественное управление производственными цехами и инфраструктурой; но страна сможет дешево получить доступ к иностранным технологиям, чтобы увеличить прибыль с минимальными затратами.

Формально в законе о бюджете 2009 года говорилось, что Россия рассчитывает получить 7 миллиардов рублей (тогда около 230 миллионов долларов). Кроме того, чиновники Минфина утверждали, что выручка может составить около 61 миллиарда рублей за счет продажи акций примерно трех десятков корпораций. Об этом они сообщили тогдашнему премьер-министру Владимиру Путину 2 июня 2009 года.

Игорь Шувалов остается главным союзником крупного бизнеса в правительстве. Он часто помогал западным инвесторам, а также российским олигархам.Действительно, всю осень 2008 года, когда алюминиевая империя Олега Дерипаски переживала экономический кризис, олигарх спал в приемной вице-премьера, ожидая возможности получить госкредит.

Неудивительно, что Шувалов был человеком, которого Путин поручил продавать государственные активы частному сектору. 11 августа 2009 года Шувалов поставил перед Минэкономразвития сложную задачу: увеличить бюджет 2010 года не менее чем на 100 миллиардов рублей (3,3 миллиарда долларов) за счет продажи государственного имущества.

Подробности операции начали появляться на следующей неделе. 19 августа чиновники составили обширный список активов, которые могут и должны быть выставлены на торги в 2010 году. На продажу были выставлены государственные доли в энергетических, транспортных и инфраструктурных компаниях, включая электростанции, порты и аэропорты. Это был довольно обширный выбор. Правда, ни одной нефтегазовой компании в списке не было. Нефть и газ в данный момент были убыточными и слишком дешевыми. Так начался первый раунд битвы за приватизацию.

В 2009 году Шувалов не выдержал яростной контратаки госкапиталистов. Блок министров нанес решающий удар по списку Шувалова, оставив на продажу всего четыре компании.

Но битва продолжалась. В конце того же года приватизация обрела мощного союзника. Тогдашний президент Дмитрий Медведев дал понять, что он глубоко привержен эффективному управлению государственной собственностью. В своем ежегодном президентском послании в ноябре 2009 г. Медведев поручил правительству продать стратегические активы и выкорчевать оплоты российского государственного капитализма — госкорпорации:

«Поручаю Правительству подготовить решения по оптимизации масштабов и эффективности участие государства в работе предприятий. Это касается будущего ряда активов, имеющих статус стратегических…

Что касается госкорпораций, то я думаю, что в современном мире у этой формы предпринимательства нет будущего. Они должны оставаться в государственном секторе [только] в случае необходимости [или иначе] должны быть проданы частным инвесторам».

Попытка № 2: Звонок по делу

Плодов приватизации в 2009 году было мало. Доход от продажи госактивов составил чуть менее 2 миллиардов долларов ($63.5 млн) рублей из предполагаемых 7 млрд. Это была лишь капля в море дефицита бюджета, который, по прогнозам, в 2010 году превысит 3 трлн рублей (98,78 млрд долларов). Левицкая, объяснила Шувалову в то время заместитель министра экономического развития.

«Нужно спросить у деловых людей, что им интересно, и что они хотят у нас купить, а потом, в конце разговора, отредактировать список «стратегических» активов», — предложила Левицкая.

Предстояло много работы. В марте 2010 г. они должны были выйти на бизнес-сообщество и провести один, а лучше два круглых стола с его представителями. Затем они представят правительству предварительный список активов для продажи.

В июле 2010 года вице-премьер Алексей Кудрин сообщил Путину, что доходы от приватизации в ближайшие три года могут достичь ошеломительной суммы в один триллион рублей (32,92 миллиарда долларов). Однако список активов, подлежащих реализации, Кудрин не указал.Тогда же уточнялось, что для получения денег государству придется расстаться с некоторыми из лучших активов, которые у него были, в том числе и со «стратегическими».

3 сентября Шувалов принял вызов, проведя ключевое совещание по приватизации. Крупнейшую нефтяную компанию «Роснефть» решили не трогать, но на аукцион все же было отобрано несколько крупных компаний. В список вошли «Транснефть» — монопольный владелец трубопроводной инфраструктуры страны, а также крупнейший банк России Сбербанк и железнодорожная компания «СГ-Транс», перевозившая сжиженный природный газ.

Это была не триллионная сделка, но имущество было значительным.

За четыре дня до встречи Шувалова премьер-министр Путин торжественно открыл трубопровод, по которому в Китай поступают первые баррели нефти. Российская часть принадлежала «Транснефти» — одному из кандидатов, выбранных для приватизации.

Большинство приватизированных компаний и их покровители в различных министерствах яростно сопротивлялись приватизации. В октябре следующего года министр энергетики Сергей Шматко написал разгромный обзор программы приватизации.Продажа акций «Транснефти» одному лицу означала бы, что стратегическая компания подвергается риску злого умысла. Покупатель получит доступ к святая святых — точной информации о планах развития трубопроводной системы, а также к секретной информации, написал он.

Резервуар для хранения нефти недалеко от города Усины, Россия. На вывеске написано «Транснефть». Ведомости

Идея приватизации «Роснефти» была еще менее допустимо по Шматко.Его акции не пользовались повышенным спросом (некоторые свободно продавались на рынке), а государство получало даже меньше, чем было получено во время «народного IPO» 2006 г. , пояснил он. Правительство планировало повысить налог на добычу полезных ископаемых, и оно должны были решить, получать ли доход в виде налогов, уплачиваемых Роснефти или как прибыль от продажи акций компании.

Энергия компании также не могут быть проданы. Самые крупные куски децентрализованного энергетического гиганта ФСК ЕЭС, оставшегося в государственной собственности, были быстро растет, выходит на новые рынки и в этот же момент делает масштабные сделки, в которых нуждалась страна.Все доли другой энергии компании в казне должны были быть переданы им, укрупнены, их управление исправили, и тогда, возможно, их можно было бы продать. Государственный уголь активы также не могли быть проданы, заключил Шматко, потому что это было решил, что его угольные акции будут нужны государству в течение нескольких больше лет.

В Минтранс, они написали, что их компании — железные дороги, специализированные компании по доставке и т. д. — пока не могут быть проданы либо. Несколько акций Совкомфлота, судоходной компании с мировым Масштаб, может быть продан, хотя.

Центральный Банк — акционер Сбербанка — написал, что это не обязательно возражает против продажи своих акций, но что для этого необходимо обсуждение отложено до повышения цен на акции.

Минпромторг предложил приватизировать несколько десятков научных институты и заводы. Они представляли некоторый интерес, но не так предприятий, а скорее как владельцев огромных земельных участков в Москве, Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург и другие крупные города России.

Минсельхоз написал, что ни при каких обстоятельствах акции вновь созданная государственная Объединенная зерновая компания будет продана.Если бы абсолютно необходимо, 49 процентов акций «Росагролизинга» и Россельхозбанк может быть продан. Но было ясно, что они не сделают что: две компании просто выкачивали государственные деньги, накапливая многомиллиардные долги.

Нор могли бы акции государственного производителя водки, компании «Росспиртпром», возможно продадут. Он только начал действовать и будет набирать обороты. до 2015 года, а потом продавать будет смысл, Росалкогольрегулирование (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка) чиновники писали.Чиновники Минобразования согласились все, но попросил, чтобы Энергетический санаторий на Пятницком шоссе исключить из списка объектов недвижимости, предлагаемых к приватизации.

Только Минфин дал Минэкономразвития полную служба поддержки. Он не только одобрил план, изложенный Левицкой, но и предложил расширить свою повестку дня. Несмотря на сопротивление со стороны госкапиталистам и их покровителям, Шувалов не собирался давать вверх. 20 октября 2010 г. он провел очередное совещание по приватизации государственных корпораций.

Шувалов заказал акции Роснефти, Совкомфлота, Сбербанка, ВТБ, United Grain Компания, а также РЖД и крупная государственная энергетика компании РусГидро и ФСК ЕЭС, которые будут проданы в период с 2011 по 2013 год. Всего в все, они были настоящими драгоценностями короны.

Государство корпорации также должны были пойти под нож. К началу 2012 г., Внешэкономбанк (крупнейший инвестиционный банк страны) был вывести все коммерческие проекты и активы в дочерние компании, которые были быть приватизированы.Роснано (государственный фонд, инвестировавший в нанотехнологии) уже начали процесс выпуска акций, и Ростех (промышленный суперхолдинг) пообещал завершить выпуск акций для госпредприятий он получил в 2010 году. Он тоже мог начать подготовка к приватизации в 2011 году.

предложение провалилось. Утвержденный правительством план только на 2011 год включал те же несколько второстепенных активов, что и предыдущая попытка. В этот раз однако в программе было написано, что государство обязуется к продаже Роснефти, РЖД и Транснефти, но не было официальные сроки их продажи.

Попытка №3: ​​Финальная битва

Шувалов предложил третий раунд переговоров о приватизации. В мае 2011 года он написал президенту Медведеву короткую, но энергичную записку, в которой говорилось, что необходимо будет продать акции Совкомфлота и Сбербанка до конца 2011 г. , ВТБ, ОЗК и ТЭК к 2012 г., а в 2013 г.: российские РЖД, Роснефть и Россельхозбанк.

Это время Шувалов нашел поддержку у Аркадия Дворковича, президента помощник Медведев не только согласился с предложениями Шувалова и Дворковича, но призвал их продать больше государственных акций, чем они ожидаемый.«Нужно действовать решительнее», — гласила резолюция Медведева. на заметку Дворковича.

Они должен работать. Банкиры предложили правительству свои услуги на продажу организаторы. Среди них были американские банки Goldman Sachs, Citi, Merrill. Линч, Morgan Stanley и JP Morgan, немецкий Deutsche Bank, швейцарский Credit Suisse, австрийский Raiffeisen, французский Societe Generale и BNP Paribas и сливки российского банковского бизнеса от Газпромбанка и Альфа-банка в ВТБ Капитал и ВЭБ Капитал.

дело стало принимать совершенно новый оборот: приватизация пошла от являясь проектом, призванным пополнить государственный бюджет, к амбициозному проект по открытию России для мирового бизнеса. Это были солидные деньги не только для бюджета, но и для банкиров, которые могли получать до 1 процента по сделкам на сумму более 500 миллионов долларов; до 2 процентов по сделкам от от 100 до 500 миллионов долларов; и до 10 процентов по сделкам менее 50 миллионов долларов.

В В июне 2011 года президент Медведев подогрел пыл банкиров и инвесторов, почувствовавших, что Россия — страна, где можно заработать деньги честно.На Петербургском международном экономическом форуме президент публично заявил, что планы правительства по приватизации были слишком скромны:

«Государственное не нужно так много активов. Правительство разработало предложения по график приватизации крупных компаний. Эти планы должны быть реализованы вне, [и] им нужно идти дальше. Я думаю мы необходимо отказаться не только от контрольных пакетов, но и в ряде случаев также блокирует доли во многих крупных компаниях, которые в настоящее время все еще государственная сегодня… Я уверен, что мы сможем организовать прозрачный и современный процесс приватизации, привлечь эффективных частных инвесторов», — сказал он.

Эти за словами вскоре последовали дела. 27 июня президент направил правительство шпаргалка для крупномасштабной приватизации: энергичный список инструкций из семи пунктов. Он приказал как правительству, так и Премьер-министр Владимир Путин подготовит новый список приватизаторов 1 августа.

Вкл. 8 июля Шувалов провел очередное совещание по приватизации. В этот раз, однако все точки над i были расставлены. К 2017 году Россия должна была продать все свои акции энергокомпаний РусГидро и Интер РАО ЕЭС, нефтяных компаний Роснефть и Зарубежнефть, Росарголизинг и Россельхозбанк, ВТБ, алмазная монополия Алроса, Совкомфлот, аэропорт Шереметьево и Аэрофлот; сохраняя за собой право участвовать в управлении этими компаний с так называемой «золотой акцией».” 

Один раз опять госкапиталисты и государственные органы упорно сопротивлялись инициатива. Однако в июле 2011 года их завещание, по-видимому, сломанный. Шувалов пошел на некоторые компромиссы, такие как сокращение продаж доли «Транснефти» с 50 до 25 процентов. Тем не менее Шувалов был непреклонен: будет масштабная приватизация.

протесты союзника Сечина министра энергетики Шматко, обороны промышленность, ФСБ и СБ игнорировались. 3 августа 2011 год, план приватизации, немного измененный Шуваловым и подписанный Кремль помощником президента Дворковичем, лежал на кровати Медведева. стол письменный.Через три дня Кремль получил те же бумаги, но теперь подписан Шуваловым.

Чиновникам намекнули президенту, что все готово для продаж: правила были подготовлены банкиры для заключения выгодных сделок, и были даже покупатели. Все, что было нужно, это политическая воля и подпись Премьер-министр Владимир Путин, упорно хранивший молчание проблему, отказываясь поддержать или отменить новую приватизацию.

События вскоре достигли своего апогея.22 августа все необходимые бумаги для Подпись премьер-министра Путина были должным образом оформлены и подписаны Министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Соответствующие документы не только колоссальный масштаб программы по привлечению инвесторов в страны, но и огромная сумма, поступающая в бюджет: 300 млрд руб. (9,7 млрд долларов) в 2012 году; 380 миллиардов рублей (11,9 миллиарда долларов) в 2013 году; и почти полтриллиона рублей (13 миллиардов долларов) в 2014 году – всего 1,1 трлн рублей (35 млрд долларов) в течение трех лет.

Тем не менее, Премьер-министр казался незаинтересованным в претензиях Набиуллиной. авг. 23 года, он обсуждал неактуальную тему со своими коллегами в заседание правительства. 25 августа он уехал по делам в Смоленск. авг. 26 марта он встретился с противником приватизации вице-премьером Игорем Сечин и остаток месяца провел на юге, в гостях на байке шоу в Новороссийске и провести несколько спокойных дней в его резиденции в Сочи. Путин явно не хотел заниматься приватизацией.

Это было понятно: элита, бизнес и вся страна ожидая, что он не продаст государственные активы, а сделает что-то совершенно разные. Путину и его преемнику Медведеву пришлось рассказать стране кто из них будет баллотироваться в президенты в марте 2012 года.

Президент России Владимир Путин (сзади) и генеральный директор «Роснефти» Игорь Сечин на церемонии подписания в рамках Петербургского международного экономического форума. Сергей Карпухин / Reuters

Игорь Сечин и конец комедии

Вкл. 24 сентября 2011 г., на съезде партии «Единая Россия», Путин и Медведев объявили, что поменяются местами. Путин вернется в Кремль, а Медведев станет премьер-министром. При этом история закончилась «медведевская оттепель», а вместе с ней закончилась и история приватизация.

Путин не сделал скажите Набиуллиной и Шувалову так в августе или сентябре 2011 года.Но это было ясно, что продажи Роснефти и госкорпораций не будет акций, по крайней мере, в следующем году.

Путин не хотел быть тем, кто убил приватизацию. Он думал, что он позже может понадобиться помощь Шувалова и его союзников. Обойти эту дилемму, он поручил сделать это вице-премьеру Игорю Сечину его. Сечин всегда был против приватизации. Это были его слова в устами Шматко и других чиновников, выступавших против ликвидации новый класс государственных капиталистов в 2009, 2010 и 2011 годах.Он также кажется, знал, откуда ветер дул в ноябре 2011 года когда он начал бесстрашно атаковать приватизаторов со всех сторон. На 16 ноября Сечин отправил Путину краткую, но емкую записку:

«А проект положения о внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации федеральная собственность передана правительству РФ Федерация. Представляется целесообразным [в дополнение к обязательным условий в проекте] включить следующие [условия]:

— Стартовая цена акций не должна быть ниже цены, по которой было проведено первичное публичное размещение

— Как крайний срок, так и размер пакета для приватизации должны быть определяется с прицелом на предотвращение ухудшения условий они работают под, и в обеспечении их текущей капитализации под действующее правовое регулирование.

Пожалуйста, поддержите.»

Путин мгновенно отреагировал. 17 ноября он прочитал записку Сечина и отправил ее подчиненных с резолюцией: «Согласен. Прошу принять к сведению учет при организации работы.»

Собрание оба условия Сечина были невозможны для приватизации государственные акции. Когда они перестанут быть государственными, компании потерять самый высокий кредитный рейтинг с тех пор, как государство было ответственно за их долги. Это означало, что компании могли ожидать именно то, что Сечин запретили – ухудшение условий, в которых они работали.

По получая кредит как государственные компании, платили за него меньше, чем они будут как частные компании. Частный владелец может потерять все, а РФ не смогла. Также не могла стартовая цена акции, предлагаемые к покупке, «ниже, чем цена, по которой было проведено первичное публичное размещение акций». Это также было проблематично. Акции «Роснефти», например, в 2006 году были проданы за 203 рубля (7,47 доллара США). за акцию; но на конец 2011 года они стоили чуть меньше 200 рублей (6 долларов).24), а в феврале 2012 года — 220 рублей (6,83 доллара США).

Сторонники приватизации решили вступить в решающую битву с Сечиным, наверное понимая, что это будет борьба и с Путиным. 1 декабря 2011 г. правительство подготовило компромиссный проект постановления: активы были такие же, как те, которые Шувалов и его союзники выставляли на продажу в летом 2011 года, но размеры упаковки были уменьшены.

план состоял в том, чтобы государство завершило свой уход из столицы РусГидро, Совкомфлот, ВТБ, Объединенная Зерновая Компания и Росагролизинг 2017.Акции Зарубежнефти, Аэрофлота, Алросы, Транснефти, Уралвагонзавод, Объединенная судостроительная корпорация и United Aircraft Корпорация будет предлагаться постепенно.

Сечин запросил новые документы по приватизации для изучения, и получил их 2 декабря. Затем он начал намеренно затягивать предложения. Под государственных правил, на их изучение у него могло уйти до 30 дней. Следующий это, в преддверии Нового года, он нанес решающий удар. 29 декабря он написал Путину новую шестистраничную записку.

Во-первых, Сечин писал, что деньги, которые казна получит от продажи активы были ненужны: цены на нефть росли, поэтому спешка с продажей не имело смысла.

Во-вторых, глобальный экономический кризис еще не закончился, и получить хорошую цену за активы будет сложно. №
«Начало приватизации пакетов акций крупнейших государственных компании в настоящее время не получат адекватной экономической выгоды от продажи», — заключил Сечин, после чего конкретизировал причины, по которым нельзя было продать акции Роснефти, Транснефти, ФСК ЕЭС, Зарубежнефть и РусГидро.

В итоге Сечин сжалился над приватизаторами и предложил Путину поручить им составить план:

«Бетон и последовательное действие по приватизации, содержащее как общие правила и принципы приватизации, а также конкретные действия в отношении каждой компании от начала приватизации до конца» путем 15 февраля. 

В в то же время они могли предоставить правительству «документально сведения о потенциальных инвесторах, заинтересованных в приобретении долей в компании, указанные в проекте приказа.

Это был конец, а Шувалов и все остальные сторонники приватизации знал это. Путин обманул либералов в правительстве. У него было обещал свою поддержку, и все же он по доверенности вмешался, сначала в Шматко и его коллег, а затем с помощью своего главного помощника Игоря Сечин. Масштабной приватизации не произошло, и владение десятками миллиардов долларов остались в руках государства.

После битвы: Закрытие России

Владимир Путин вернулся к теме приватизации в январе 2013-го года до украинского кризиса. Шувалов, все еще восторженный, предложил продажа акций Совкомфлота, ВТБ, Алросы и нескольких более мелких компании. Основная цель заключалась в том, чтобы отправить западному бизнесу положительный свидетельствует о том, что Россия по-прежнему открыта для инвестиций. 23 января 2013 г. официальные лица встретились с президентом Путиным в Ново-Огарево, чтобы обсудить Шувалова, а также другие вопросы, связанные с приватизацией.

После примерно получасовой разговор, разговор зашел о готовности России осуществить продажу государственных акций на Московской бирже.Вставить попросили дать простое объяснение, почему эти акции должны быть проданы в Нью-Йорк, в юрисдикции США, а не в Москве.

Шувалов, руководитель Росимущества – Росимущества – Ольга Дергунова и Эльвира Набиуллина, которая в 2012 году стала помощником Путина по экономическим вопросам, объяснил, что они получат больше денег в Нью-Йорке. Путин выразился просто: 

Если нам нужно, чтобы они покупали акции, мы можем сделать то, что необходимо для их покупки их по той цене, которая нам нужна. Сечин, например, купит их, если мы попросим его.Но нам не нужно везти их в Нью-Йорк. Почему мы должны подчинять российские компании, причем стратегические, американскому законодательству?

Это был момент истины. Отношение президента к продаже предметов государственной собственности России иностранцам и частным владельцам стало ясно: Если мы должны выглядеть так, как будто мы что-то продаем, давайте это сделаем. Попросим Игоря Сечина, и он купит.

Шувалов предпринял отчаянную последнюю попытку изменить мнение своего босса. На 30 минут, поспорил с президентом России, заявив, что:

Даже если вы ничего не размещаете на Нью-Йоркской фондовой бирже, это не означает, что У.S. прокуроры не смогут возбудить дело против Русская компания. Они могут сделать это в любое время. Однако, если вы не разместите акции в Нью-Йорке, вы потеряете много денег.

Но дискуссия не удалась. Путин запретил продажу российских акций за границу.

Константин Гаазе, независимый репортер и политический обозреватель.

Улучшение российской экономики оставляет приватизацию в дураках

МОСКВА (Рейтер) — Улучшение российской экономики устранило основной стимул для приватизации, запланированной на этот год, что позволило политикам, которые всегда сомневались в целесообразности продажи государственных активов, вновь одержать верх , согласно интервью с несколькими официальными лицами.

Вид с крыши небоскреба ОКО, одной из башен Московского международного делового центра, также известного как «Москва-Сити», Москва, Россия, 15 декабря 2016 г. REUTERS/Maxim Shemetov

Министерство финансов России Первоначально планировалось привлечь 138 миллиардов рублей (2,39 миллиарда долларов) от приватизации в этом году, в основном за счет продажи доли в судоходной компании «Совкомфлот» и дальнейшего сокращения доли в ВТБ VTBR.MM, банке №2 в стране.

В начале года распродажи были необходимы для пополнения государственной казны, временно заставив замолчать тех в правительстве и Кремле, которые не верят, что государство должно избавляться от своих активов.

Но с тех пор цена на нефть выросла, и министерство финансов в этом году привлекло около 1,4 триллиона рублей (24,2 миллиарда долларов) на внутреннем рублевом долговом рынке через свои казначейские облигации.

В результате сторонники государственной собственности, влияние которых росло за 17 лет правления Владимира Путина, снова обрели контроль, считают люди, знакомые с дебатами среди политиков.

Приватизация ВТБ отложена до снятия западных санкций с банка, а продажа пакета акций Совкомфлота перенесена с середины года на неопределенный срок.

«Передача собственности не должна быть самоцелью. Целью должен быть надлежащий уровень конкуренции», — сказал Рейтер министр экономики России Максим Орешкин.

«Фискальных причин для приватизации почти не осталось», — сказал он.

Цена на нефть марки Brent LCOc1 в пятницу превысила 59 долларов за баррель, что на 7% больше, чем в начале года. В марте цены падали ниже $50 за баррель, ударяя по доходам бюджета.

ЖАЛЮЗИ

Распоряжение государственными активами в течение многих лет было трудной задачей для российской элиты.

С тех пор как Путин пришел к власти в 2001 году, преобладала противоположная тенденция: государственные национальные лидеры, такие как нефтяная компания «Роснефть», приобретали активы, которые были приватизированы после краха коммунизма.

Необходимость найти наличные деньги для бюджета в то время, когда западные санкции затрудняли для России привлечение долга на международных рынках капитала, открыла краткое окно для сторонников рынка. Это сейчас закрыто.

С исчезновением необходимости затыкать дыры в бюджете вновь появились другие аргументы против приватизации.

Они включают в себя тот факт, что санкции снижают цену, которую Россия может назначить за продажу государственных активов, и веру в то, что государственные фирмы могут быть столь же эффективными, как и частные компании.

Новый пакет санкций, подписанный президентом США Дональдом Трампом, усилил неуверенность инвесторов в отношении покупки российских активов.

«У нас есть компании, которые в основном имеют системное значение или имеют существенное влияние на рынки… В результате продажи государство может потерять контроль», — заявил в июле министр финансов Антон Силуанов агентству Рейтер.

«Стоит ли нам делать это сейчас, когда (новые) санкции нависли над Россией и компании явно недооценены?»

Центральному банку пришлось выручить два крупнейших частных банка России, Открытие и Бинбанк, в то время как государственные банки, такие как Сбербанк SBER.MM, процветают, давая дополнительные боеприпасы прогосударственному лагерю.

«Пример Сбербанка SBER.MM в сравнении с частными банками наглядно показывает, что в целом собственник не так важен, как управление рисками», — заявил Рейтер замминистра финансов Владимир Колычев.

Доп. отчет Полины Никольской и Глеба Столярова; написание Кати Голубковой; Под редакцией Тоби Чопры. 1 — Сегодня Россия сделала свой самый решительный шаг к капиталистической системе, когда правительство начало раздавать ваучеры, которые позволят каждому мужчине, женщине и ребенку покупать акции недавно приватизированных заводов, магазинов и предприятий.

План ваучерной приватизации, аналогичный тому, что используется в Польше и Чехословакии, широко рассматривается как самая амбициозная попытка в бывшем коммунистическом блоке разрушить старую экономическую структуру, контролируемую государством.Но как именно это будет работать — и будет ли это работать — сегодня было далеко не ясно, поскольку меньше россиян, чем ожидалось, пришло в банки по всей стране для участия.

Правительство президента России Бориса Ельцина во многом зависит от успеха своей долгожданной программы приватизации. До сих пор переход к свободному рынку в основном означал постоянно растущие цены и резкое падение уровня жизни. Правительство надеется, что ваучеры быстро создадут обширный средний класс людей, заинтересованных в продолжении ельцинских реформ, которые, как ожидается, в ближайшие месяцы приведут к закрытию заводов и массовой безработице.

Ваучеры номиналом 10 000 рублей, что эквивалентно примерно двухмесячной заработной плате, будут розданы до конца года всем 148 миллионам россиян, родившихся к 1 сентября и появиться в сберегательных кассах, чтобы запросить один. Их можно обналичить — хотя никто не знает, какова будет их рыночная стоимость — продать, инвестировать во вновь созданные ваучерные фонды или обменять на акции предприятий, которые по распоряжению правительства должны поступить в продажу с 1 декабря.Некоторые отрасли, такие как нефть, добыча золота и производство оружия, исключены из процесса.

Правительство в официальных заявлениях и необычной доморощенной телевизионной рекламной кампании призывало людей, стесненных инфляцией, держать кремовые ваучеры и вкладывать их в бизнес, а не продавать сразу, как показывают опросы многие могут сделать.

Новостные агентства сообщили сегодня, что телефонные линии к ваучерным брокерам были переполнены звонками, заинтересованными в продаже своих сертификатов.Российское информационное агентство ТАСС сообщило, что спекулянты скупали у неискушенных сельских жителей путевки на 200 рублей, что примерно равно цене мешка сахара. Перед сегодняшней раздачей некоторые правительственные чиновники заявили, что скоро ваучеры будут стоить в 10-20 раз больше их номинальной стоимости.

Официальные лица обвинили сегодняшнюю небольшую явку в путанице, заявив, что многие россияне не знали, что программа началась и что именно они должны сделать, чтобы получить свой ваучер. Кроме того, многие регионы России не получили ни ваучеров, ни официальных списков льготников.Пока на всю страну напечатано всего около 40 миллионов ваучеров.

«Наконец-то мы начали, и это нормальное начало», — сказал вице-премьер Анатолий Чубайс, руководивший планом приватизации. «Мы решим все рабочие вопросы, и все пройдет гладко».

В одном из нескольких московских банков, ожидавших толпы новых нетерпеливых капиталистов, кассиры коротали день от нечего делать.

«Сегодня утром, когда банк открылся, здесь было около 10 человек, но у нас не было готовых списков», — сказала одна из четырех молодых женщин, работающих в недавно созданном отделе ваучеров банка.«Теперь у нас есть списки, но нет людей».

72-летняя Анастасия Светкова внимательно рассматривала плакат на стене банка под названием «Ваш приватизационный чек», на котором была подробная информация о ваучерах.

Сегодня у банка не было на нее ваучера, так как он еще не получил список на ее многоквартирный дом. Но она не удержалась. «Я скоро получу свой и буду держать его. Тогда я найду подходящее предприятие для инвестиций», — сказала она.

70-летний Иван Митронин, живущий на пенсию в 4700 рублей (16 долларов) в месяц, был менее убежден.«Я старый человек, зачем мне покупать акции? Я лучше салями куплю».

На другом конце города 53-летняя Нина Киряшкина сразу же после работы отправилась в местный банк, решив получить ваучер. Она подошла к окну с ваучерами, предъявила свои официальные документы, чтобы показать, где она живет, заплатила 25 рублей за обработку и подписала справку под пристальным наблюдением четырех молодых клерков.

«Ну как интересно!» — сказала Киряшкина, аккуратно сложив газету, сунув ее в сумочку и объяснив, что она, как и ее друзья, не собирается продавать ваучер, независимо от того, насколько высоким будет предложение.Она планировала объединить деньги с друзьями и найти хорошее вложение, возможно, банк или небольшую фабрику.

«У людей еще есть крупица надежды. Все хотят увидеть, что из этого выйдет», — сказала она. «Вы только представьте себе, перестроить и перевернуть такую ​​громоздкую вещь, как наша страна! Вы даже не представляете, как здесь было. Я не понимаю, как людям удалось выжить, сохранить свою идентичность. все станет более нормальным».

Государственные предприятия на рынке России: структура собственности и их роль в экономике

https://doi.org/10.1016/j.ruje.2017.02.001Получить права и содержание

Abstract

В статье анализируется структура собственности государственных компаний и их роль в экономике России. Используя выборку из 114 крупнейших российских компаний, мы оценили прямое и косвенное участие государства в процентах от доли в прямом и косвенном федеральном имуществе за период 2006–2014 гг. Мы использовали два метода для оценки роли государственных предприятий (ГП), что позволило нам сравнить наши результаты со статистикой ОЭСР и Росстата для более широкой выборки российских компаний, принадлежащих государственному сектору. Это исследование выявило снижение доли госпредприятий в капитализации российского фондового рынка и незначительное увеличение их доли в общих доходах и занятости. Результаты показали, что государственные предприятия с государственным участием продемонстрировали значительно более высокую производительность по сравнению с негосударственными предприятиями с государственным участием, а частные компании имели явное преимущество в производительности по сравнению с государственными предприятиями с государственным участием. Несмотря на значительные преимущества в производительности частных компаний по сравнению с ГП, за 9-летний период мы заметили, что этот разрыв сократился.Это может быть связано с условиями высокой финансовой волатильности и стагнации экономики, что обуславливает определенные преимущества для ГП с точки зрения доступа к источникам долгосрочного финансирования и другим формам государственной поддержки. Тем не менее, ГП с косвенным государственным контролем испытали быстрый рост доходов и производительности по сравнению с другими фирмами. Это может свидетельствовать о наличии специфического механизма отбора акций для перевода более эффективных госпредприятий из прямой государственной собственности в косвенный контроль в качестве альтернативы приватизации.

Jel Clanification

B20

D20

H82

H83

ключевые слова

9 ключевых слов

государственная владение

государственные принадлежности

Приватизация

частные компании

прямое владение

косвенное владение

Рекомендованные статьиСсылка на статьи (0)

© 2017 Некоммерческое партнерство Вопросы экономики.Производство и хостинг Elsevier B.V. Другим легко наблюдаемым процессом является замедление использования ваучеров во второй половине 1993 года. С августа 1993 года количество используемых ваучеров остается практически на том же уровне, варьируя от 5 до

.2 и 7,9 млрд руб. в месяц.

Распределение использования ваучеров в различных регионах России также неодинаково (см. табл. 5).

Таблица 5. Структура ваучера используют как в закрытой подписке

и ваучерные аукционы (региональный аспект)

ваучеры

Используемые

%

Используются

ваучеры, используемые во время:

Закрытые подписки ваучерные аукционы

Северный 4 108 159 66,4% 1 324 291 32.2% 2,783,868 67,8%

868 67,8%

Северо-Западный 7701 095 93,1% 1,316278 17,1% 6,384817 82,9%%

Центральный 15555 015 51,2% 3653,105,05% 11 901,909 76,5%

Волга Вятка 4 673,354 55,1% 1 692 906 36,2% 2980,448 63,8%

центов. Чернозием 2,878 095 37,1% 1,094510 38,0% 1,094 510 38,0% 1,783 585 62,0%

Волга 7,515159 45,2% 2,329 908 31,0% 5,185,252 69,0%

Северный Кавказ 4 492,518 26,1% 1375 386 30,6% 3,117,132 69,4%

Ураль 14 129771 69.2% 5606662 39,7% 8523109 60,3%

Западная Сибирь 8791109 52,1% 3187550 36,3% 5603559 63,7%

Восточная Сибирь 4789424 50,5% 2437258 50,8% 2349165 49,8%

Дальний Восток 2616983 31,0% 1168687 44,6% 1448296 55,3%

Калининград 302 177 33,8 % 87 110 28,8 % 215 067 71,2 %

Итого 77 549 859 51,3 % 25 273 652 32,5 % 52 276 207 67,4 %

* Расчеты Ownja на основе 1 Summarna.

Наибольшая часть ваучеров была использована в Северо-Западном (93.1%), Северный (66,4%) и

Уральский (69,2%) регионы. Относительно наименьшая доля талонов была использована в

периферийных регионах Северного Кавказа, Дальнего Востока и Калининградской области, где до марта 1994 г. было использовано менее 1/3 всех

талонов в обращении.

Снова две трети ваучеров были использованы на ваучерных аукционах и одна треть в закрытых

подписках. В разных регионах видны некоторые различия.Существует сильная положительная корреляция

между степенью использования ваучеров и долей ваучеров, использованных на ваучерных аукционах

(см. Таблицу 5). Эта корреляция особенно видна в случае Северо-Западного региона. В этом регионе

было использовано 93 процента всех ваучеров, и в основном это были ваучеры, использованные на аукционах ваучеров

(82,9%). Дальневосточный регион представляет собой пример другого полюса, где было использовано всего 31

процента всех ваучеров, а на ваучерных аукционах накопилось немногим более половины из

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *