Оплата труда в здравоохранении
Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда, Это одна из самых трудноразрешимых проблем в экономике любой отрасли, поскольку она не только экономическая, но и, прежде всего, социальная, политическая.Оплата труда — главный источник формирования денежных доходов работника. Работодатель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы. При этом одна из вечных проблем — в какой сумме компенсировать затраты труда работающего, чтобы заработная плата не только возмещала трудовые затраты работника, но и стимулировала его интерес к качественному и производительному труду.
Две главные составляющие, которые определяют размер заработной платы работников здравоохранения: первая — форма оплаты труда, вторая — общая сумма денежных средств, которыми располагает организация здравоохранения для оплаты труда своих работников. Каждая организация здравоохранения ежегодно, ежеквартально, ежемесячно формирует фонд оплаты труда исходя из имеющихся в наличии и планируемых денежных поступлений с учетом налоговых отчислений.
Финансовые средства организаций здравоохранения распределяются на две составляющие: первая — фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государственные фонды, вторая — средства, направляемые на содержание и развитие организаций здравоохранения. В последующем эти средства подлежат распределению между подразделениями организации здравоохранения, а в рамках подразделений — между сотрудниками с учетом квалификационных групп и достигнутых показателей объема и качества выполненной работы.
Фонд оплаты труда — суммарные денежные средства организации здравоохранения, израсходованные в течение определенного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, доплаты работникам, а также компенсирующие выплаты.
На первом этапе планирования фонда оплаты труда определяется число должностей медицинского персонала. Причем здесь возможно дна подхода: первый — в соответствии со штатными нормативами, которые в настоящее время носят рекомендательный характер, второй — исходя из объема работы организации здравоохранения и ее подразделений. На практике, как правило, встречается сочетание того и другого подходов.
Штаты административно-хозяйственного и прочего персонала устанавливаются в соответствии с типовыми штатами, утвержденными для данного типа организаций с учетом особенностей и объема работы. На основании штатного расписания составляются тарификационные списки должностей работников, которые служат основными документами для определения должностных окладов работников здравоохранения.
Наименование должностей из числа врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала должно соответствовать Номенклатуре специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, которая утверждается МЗиСР Российской Федерации.
Должностные оклады и другие виды оплаты медицинских работ-пиков определяются исходя из занимаемой должности, стажа непрерывной работы, образования, квалификации и других условий, предусмотренных в соответствии с приказом, определяющем порядок оплаты соответствующих должностей.
Основные формы оплаты труда медицинских работников:
• повременная;
• сдельная;
• контрактная.
При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от объема выполненной работы.
Сдельная форма оплаты труда основывается на установлении заработной платы в зависимости от объема выполненной работы за определенный период времени (чаще — за месяц).
Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что величина заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, который измеряется объемом выполненной работы.
Однако в здравоохранении трудно измерить объем выполненных работ, услуг в натуральном исчислении. К тому же если выполненная работа носит коллективный характер, то приходится либо выделять долю объема работ, выполненных каждым работником, либо исчислять сдельную заработную плату в расчете на весь коллектив, а затем делить ее между членами коллектива в соответствии с мерой их участия в труде, определяемой так называемым коэффициентом трудового участия (КТУ).
Контрактная форма оплаты труда позволяет достаточно объективно учесть объем и качество выполненной работы. В настоящее время данная форма считается наиболее прогрессивной.
С 1 декабря 2008 г. осуществлен переход на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе здравоохранения. Введение данной системы позволит отказаться от ранее существовавшего директивного подхода к формированию заработной платы работников здравоохранения (на основе Единой тарифной сетки) и учитывать специфику медицинского труда.
Новая система оплаты труда предусматривает следующие составляющие, которые будут учитываться при исчислении заработной платы конкретного медицинского работника:
• базовый оклад;
• компенсационные выплаты;
• стимулирующие выплаты.
Базовый должностной оклад (базовая ставка заработной платы) — минимальный должностной оклад работника государственного или муниципального учреждения, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Профессиональная квалификационная группа устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями органа управления здравоохранением.
Компенсационные выплаты — доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению).
Стимулирующие выплаты — доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (например, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы).
Механизм реализации этой системы оплаты труда состоит в заключении трудовых договоров с каждым работником организации здравоохранения.
О.П. Щепин, В.А. Медик
medbe.ru
28.Порядок формирования зп в мед-х организациях
Принципиальную роль и особое место в регулировании труда и трудовых отношений занимают вопросы оплаты труда.
Оплата труда — это главный источник формирования денежных доходов работника. Работодатель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы. Другое дело, одна из самых вечных проблем экономики — в какой сумме компенсировать затраты труда работающего. Немаловажно и то, что заработная плата должна не только возмещать трудовые затраты работника, но и стимулировать его интерес к качественному производительному труду.
3.1 Формирование фонда оплаты труда учреждений здравоохранения С 1 декабря 2008 г. осуществлен переход на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе здравоохранения. Введение данной системы позволит отказаться от ранее существовавшего директивного подхода к формированию заработной платы работников здравоохранения (на основе Единой тарифной сетки) и учитывать специфику медицинского труда. Эта система оплаты труда предусматривает следующие составляющие, которые должны учитываться при исчислении заработной платы конкретного медицинского работника:
базовый должностной оклад;
стимулирующие выплаты.
Базовый должностной оклад (базовая ставка заработной платы) – минимальный должностной оклад работника государственного или муниципального учреждения, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Профессиональная квалификационная группа устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями органа управления здравоохранением.
Компенсационные выплаты – доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению).
Стимулирующие выплаты – доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (например, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы).
Механизмом реализации этой системы оплаты труда состоит в заключении трудовых договоров с каждым работником организации здравоохранения
На заработную плату влияет не только способ установления ее величины, но и в не ‘меньшей степени — общая сумма денежных средств учреждений
Каждое учреждение здравоохранения ежегодно формирует и ежеквартально, ежемесячно уточняет фонд оплаты труда, исходя из имеющихся в наличие и предвидимых денежных поступлений с учетом налоговых отчислений, которые приходится оплачивать из этого фонда.
Часть денежных поступлений учреждений здравоохранения, непосредственно используемая для уплаты заработанной платы в соответствии с установленными ставками и нормами, именуются «Фондом заработанной платы». Понятие «Фондом заработанной платы» несколько отличается от термина «Фонд оплаты труда». Фонд заработанной платы обычно представляет собой основную часть фонда оплаты труда, который может превышать фонд заработанной платы на величину резервных средств: дополнительных к зарплате поощрительных выплат, отдельных платежей, непосредственно связанных с оплатой труда.
Фонд оплаты труда учреждений здравоохранения принято делить па следующие составляющие:
оплата труда персонала вспомогательных подразделений;
оплата труда административно-хозяйственного и управленческого персонала;
Как уже говорилось, учреждение здравоохранения в рамках действующего законодательства может получить финансирование не менее чем из 7 источников. Эти финансовые средства распространяются на две составляющие: первая – фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государственные фонды, вторая – средства, направляемые на содержание и развитие учреждений здравоохранения.
В последующем эти средства подлежат распределению между подразделениями учреждений здравоохранения, а в рамках подразделений – между сотрудниками с учетом тарифных разрядов и достигнутых показателей объема и качества выполненной работы.
На начальном этапе планирования фонда оплаты труда определяется число должностей медицинского персонала, причем здесь возможны два подхода: первый — в соответствии со штатными нормативами, утвержденными приказами Министерства здравоохранения СССР и РФ (которые в настоящее время носят рекомендательный характер), второй — исходя из объема работы учреждений здравоохранения и ее подразделений. На практике часто встречается сочетание и того, и другого подходов.
Штаты административно-хозяйственного и прочего персонала устанавливаются в соответствии с типовыми штатами, утвержденными для данного типа организаций с учетом особенностей и объема работы.
На основании штатного расписания составляются тарификационные списки должностей работников, которые являются основными документами для определения должностных окладов работников здравоохранения.
Наименование должностей из числа врачебного, фармацевтического и среднею медицинского персонала должно соответствовать «Номенклатуре врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», «Номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтическою персонала», а также «Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения».
Наименование должностей заместителей руководителя (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет (например, «заместитель главного врача по медицинской части»).
Наименование должности «врач» и должности «заведующий» (структурным подразделением) дополняется наименованием специальности, предусмотренной действующей номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку, и работа, но которой вменяется в круг его обязанностей (например, «врач-терапевт», «заведующий отделением — врач-хирург»).
Необходимо также строго придерживаться наименований структурных подразделений организации здравоохранения.
Должностные оклады и другие виды оплаты медицинских работников определяются исходя из занимаемой должности, стажа непрерывной работы, образования, квалификации и других условий, предусмотренных в соответствии с приказом, определяющим порядок оплаты соответствующих должностей.
studfiles.net
Приказ 597 — О повышении зарплаты: дорожная карта
Что такое «дорожная карта»
Изменения в отрасли здравоохранения, разработанные региональными властями в соответствии с Постановлением Правительства № 2599-рр, принятым 28.12.2012, призваны повысить зарплаты медицинскому персоналу и одновременно в разы улучшить эффективность работников, в первую очередь путем материального стимулирования.
Высокая зарплата по «дорожной карте» в медицине является не единственной приоритетной задачей принятого Указа Президента № 597 и Постановления Правительства № 2599-рр. Целями формирования плана мероприятий также являются:
- Организация конкурентной среды.
- Установление прямой зависимости заработной платы от объема оказанных населению услуг, а также их качества.
- Заключение эффективных контрактов, по которым устанавливается зарплата медиков по «дорожной карте». Договора сотрудников должны содержать критерии оценивания работы, а также показатели, достижение которых позволит работнику получать поощрительные выплаты.
- Тщательная проработка и принятие региональных программ в области здравоохранения, вносящих изменения в имеющуюся систему.
Как отразится на заработной плате и для кого
Ответив на вопрос, «дорожная карта» — что это такое в зарплате, следует определиться, как будет оплачиваться труд медперсонала при выполнении разработанного плана мероприятий. При реализации программы зарплата по «дорожной карте» в здравоохранении должна вырасти в 2 раза у сотрудников, относящихся к категории среднего и младшего персонала, и в 3 — у квалифицированных врачей.
Однако не все работники медицины могут претендовать на повышение заработных плат путем назначения стимулирующих выплат. Зарплата по «дорожной карте» в здравоохранении не увеличится:
- у заведующих медицинских учреждений, занимающихся исключительно административной работой. Исключение составляют сотрудники, совмещающие врачебную практику и руководящую должность;
- у медперсонала, деятельность которых подпадает под действие федеральной программы «Здоровье»:
- врачей, занимающихся родами, а равно уходом за появившимися на свет младенцами;
- семейных врачей;
- участковых педиатров и терапевтов, а также у работающих с ними младших медицинских сотрудников;
- у врачей, оказывающих высокотехнологичные услуги.
«Дорожная карта» по зарплате медработников не распространяется на лиц, у которых отсутствует документ о получении профильного образования. Препятствием к получению дополнительных средств является отсутствие медицинской страховки у работника.
Что делать, если заработную плату не повышают
Даже у медицинских работников, не попадающих в категории, на которые не распространяется действие Указа Президента № 597, и знающих, «дорожная карта» — что это в медицине, зарплата увеличивается не всегда. Дело в том, что оплата труда повышается в основном за счет стимулирующих выплат, которые назначаются специальной комиссией при оценке следующих показателей работы сотрудника:
- количество болезней, обнаруженных у пациентов;
- наличие жалоб и положительных отзывов — степень удовлетворенности обслуживаемых врачом больных;
- стремление специалиста постоянно повышать квалификацию, изучать новейшие методики работы, профессиональные достижения;
- наличие осложнений и несвоевременных госпитализаций;
- аккуратность при работе с отчетами и другой документацией.
Если зарплата у работника после проведенной проверки качества работы не изменилась, в первую очередь необходимо ознакомиться с актом экспертной оценки и узнать количество начисленных сотруднику баллов, на основании которых и формируется надбавка к ежемесячной оплате труда. Далее следует обратиться к нормативным документам учреждения здравоохранения, регулирующим процесс расчета дополнительных выплат. Если сотрудник постоянно и, по его мнению, безосновательно лишается надбавки, за защитой следует обратиться в судебный орган.
clubtk.ru
Врачи-бюджетники не разобрались в новой системе оплаты труда – журнал Vademecum
Так называемая новая система оплаты труда (НСОТ) медицинских работников создавалась, как водится, с самыми лучшими намерениями – ликвидировать «уравниловку» и поощрить за хорошую работу лучших специалистов. Однако, как показал опрос работников и руководителей государственных стоматологических клиник, они оказались не способны правильно ответить почти на две трети вопросов об основных принципах НСОТ. По данным Vademecum, осведомленность о структуре своей зарплаты у врачей и администраторов в учреждениях других профилей находится примерно на том же уровне. Представители клиник жалуются, что понять логику НСОТ им мешает избыточное количество нормативных документов и недостаток информации от руководства.
Опрос среди работников государственных стоматологических клиник проводили Центральный научно-исследовательский институт стоматологии, Институт повышения квалификации ФМБА и Рязанская стоматологическая поликлиника №1.
Целью исследования, проведенного тремя медучреждениями, стало изучение того, насколько врачи и организаторы здравоохранения в стоматологии компетентны в новой системе оплаты труда, то есть насколько они разбираются в принципах формирования своей заработной платы. Раздача и сбор анкет проводились в 2016 году в государственных стоматологических поликлиниках Москвы и Рязани. Кроме того, врачи-стоматологи анкетировались на конференциях, мастер-классах, на форумах и выставках. Всего на вопросы анкеты ответили 630 профильных специалистов.
Анкета, предложенная респондентам, содержала семь тематических вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Из 6 138 полученных от респондентов ответов верными оказались только 2 253, или 36,7%. То есть основная часть врачей и управленцев в стоматологии не разбираются в принципах НСОТ, резюмируют авторы исследования.
«Одной из главных проблем реализации НСОТ является недостаточное понимание работниками учреждений здравоохранения ее основных принципов и конкретных критериев оценки качества их труда, что нивелирует потенциально высокий эффект от ее введения, – говорится в отчете. – Повышение прозрачности системы оплаты труда позволит значительно увеличить мотивацию персонала на достижение качественных и количественных показателей труда, заложенных в нее администрацией учреждения и связанных с целями работы как самого учреждения, так и здравоохранения в целом».
Почему же показатель осведомленности о системе оплаты труда у врачей и управленцев в стоматологии оказался таким низким?
Что такое НСОТ?
Реформирование системы оплаты труда для всех бюджетных организаций предполагало переход от оплаты труда по единой тарифной сетке к зарплате, состоящей из фиксированного оклада, а также стимулирующих и компенсационных выплат. В здравоохранении НСОТ должна была мотивировать специалистов на оказание качественных медицинских услуг, удержать в госсегменте компетентных врачей и привлечь молодые кадры, что в целом должно было позитивно отразиться на качестве и доступности помощи населению. Соответственно, упор делался на стимулирующих выплатах, то есть мотивационной части зарплаты за интенсивность и качество работы.
Внедрение НСОТ в здравоохранении, как и в других бюджетных сферах, началось с постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583. Дальше Минздравсоцразвития утвердило целый ряд нормативных документов, регулирующих, как новый механизм должен быть реализован на практике. Среди них, например, Перечень видов выплат компенсационного характера (приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 №822) и Перечень видов выплат стимулирующего характера (приказ Минздравсоцразвития России от 20.12.2007 №818). Были утверждены профессиональные квалификационные группы, критерии и рекомендации по разработке примерных положений об оплате труда в медицинских организациях. Когда основная нормативная база была утверждена, окончательная доработка системы стимулирования специалистов легла на плечи самих медицинских организаций – первыми внедрять механизм начали федеральные медицинские центры, а затем и все остальные.
Предпринятое в 2012 году изучение результатов реформы показало, что за четыре года существования система не решила задачу стимулирования специалистов по результатам их работы и требует изменений. За это время было принято большое число нормативно-правовых документов, но все они регулировали НСОТ фрагментами, отсутствовал ряд определений.
Выяснилось, что размер базовой части заработной платы врача оказался очень низким. Поэтому на практике стимулирующая часть НСОТ определялась по критериям без измеримых параметров, например, «за добросовестное выполнение обязанностей», и выплачивалась как часть фиксированной зарплаты, без привязки к результатам работы.
В результате была разработана программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда на 2012–2018 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р).
В распоряжении правительства от 2012 года были расписаны все мероприятия, которые должны привести к нормальному функционированию системы. Среди них утверждение новых нормативных документов и методических рекомендаций, которые должны были способствовать созданию прозрачного механизма оплаты труда специалистов государственных клиник.
Из чего состоит зарплата врача?
Основа зарплаты врача – это ее базовая часть, состоящая из оклада и доплаты за уровень.
Конкретные размеры окладов врачей устанавливаются руководителем медицинской организации, здесь учитываются установленные законодательно минимальные рекомендуемые размеры окладов, ранжированные по профессиональным квалификационным группам.
К окладу могут устанавливаться повышающие коэффициенты: по занимаемой должности, по учреждению (структурному подразделению учреждения), персональный повышающий коэффициент, коэффициент за квалификационную категорию, ученую степень, почетные звания.
Стимулирующие выплаты – это мотивационная часть заработной платы врача, они могут устанавливаться за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.
Компенсационная часть зависит от условий труда работника. К выплатам компенсационного характера относятся надбавка за вредность, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, доплата за совмещение профессий (должностей), доплата за расширение зон обслуживания, доплата за увеличение объема работы, доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, доплата за выполнение работ различной квалификации, доплата за работу в ночное время, надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Структура зарплаты и долевое распределение ее компонентов менялись в процессе внедрения НСОТ. До 2016 года в медицинских организациях большинства регионов страны доля окладной части составляла 30% и менее. Но позже руководители субъектов РФ снизили размер стимулирующих выплат в составе зарплаты медработника. В результате доля окладной части стала доходить до 55–60%, а стимулирующие выплаты снизились до 30%. Таким образом, гарантированная часть заработной платы, которая не зависит от оценок эффективности, увеличилась почти вдвое, а стимулирующая часть составила треть зарплаты врача.
Основанием для этих мер стал указ Президента России «О мероприятиях по реализации социальной политики» №597 от 07.05.2012, согласно которому средняя заработная плата медработников к 2018 году должна дойти до 200% средней оплаты труда в соответствующем регионе, а также Решение трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений №12 от 25.12.2015 (п. «б» ст. 37).
Что врачи знают о НСОТ?
Как показал опрос сотрудников и руководителей государственных стоматологических клиник, врачи и управленцы не ориентируются в том, что такое заработная плата в принципе и что представляют собой ее базовая, стимулирующая и компенсационная части.
Только 38,4%, или 242 респондента, считают, что зарплата – это сумма всех денежных выплат, причитающихся работнику за отработанный месяц, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, премии, а также иные регулярные выплаты. Больше трети специалистов затруднились ответить, что такое зарплата, а 10% респондентов ответили, что это вознаграждение, «предоставляемое работодателем работнику по результатам проделанной работы в зависимости от выработанных единиц трудоемкости».
Всего 8,62% из 630 опрошенных ответили, что базовая часть зарплаты зависит от профессиональной квалификационной группы работника, и только 25,20% знают о повышающих коэффициентах. При этом 19,59% респондентов считают, что базовая часть определяется общей суммой дохода, поступившего на счет стоматологической организации, 26,34% – эффективностью трудовой деятельности. Пятую часть ответов составляет доля затруднившихся ответить на вопрос.
Результаты анкетирования свидетельствуют, что 37,78% затрудняются ответить на вопрос, какова доля базовой части в фонде оплаты труда в их организации.
К стимулирующей части зарплаты 30,63% опрошенных относят выплаты за интенсивность и высокие результаты, 29,73% – выплаты за качество работ, 16,65% – повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию, ученую степень, почетные звания, 2,11% – выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Затруднились ответить на вопрос 20,88% респондентов. При этом 50,48% опрошенных сказали, что стимулирующая часть – это 50 и более процентов заработной платы.
О том, что к компенсационной части относятся выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, знают только 24,81% опрошенных, 22,90% знают о выплатах за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни». Однако почти четвертая часть – 23,6% медицинских работников – к компенсационным выплатам отнесли выплаты за качество выполняемых работ и 13,22% – выплаты за стаж работы, выслугу лет, которые относятся к стимулирующим выплатам.
Почему медики так и не разобрались в принципах оплаты своего труда?
Vademecum провел мини-опрос среди врачей других специальностей и выяснил, что их осведомленность о принципах НСОТ находится примерно на том же уровне.«Люди не хотят разбираться – они хотят стабильности. В понимании врачей зарплата – это фиксированный месячный доход, она не делится на части. И если в одном месяце врач получил меньше, чем в другом, врач не осознает, что это уменьшилась стимулирующая часть. Причиной здесь может быть отсутствие разъяснений со стороны работодателей о том, как зарплата строится», – рассуждает попросивший об анонимности кардиолог Российского кардиологического научно-производственного комплекса им. А.Л. Мясникова (РКНПК).
Другой специалист РКНПК врач-кардиолог Екатерина Смолякова полагает, что врачи сами должны проявлять инициативу и спрашивать о зарплате. Со стороны организации этот вопрос поднимается один раз – при трудоустройстве, а потом в тонкостях оплаты труда нужно разбираться самостоятельно.
А представитель Республиканской клинической психиатрической больницы им. В.М. Бехтерева Минздрава Республики Татарстан считает, что разъяснения нужны не всем. «Система реформируется постоянно, есть детали, которые ежегодно пересматриваются, но об этом с сотрудниками никто толком не говорит. Врачам это тоже не очень интересно, все привыкли, что зарплата меняется на несколько тысяч ежемесячно, но средний доход при этом стабилен, из чего он состоит – уже не так интересно», – говорит собеседник Vademecum.
«На данный момент система управления медицинских организаций должна задействовать новые инструменты для повышения компетенций персонала. Необходимо обеспечить пространство для профессиональной коммуникации с коллегами по НСОТ», – отмечают в своем отчете авторы опроса стоматологов. Какие именно инструменты должны быть для этого задействованы, в отчете не уточняется.
зарплаты врачей, врачи, зарплата медработников, эффективные контракты, минздрав
Поделиться в соц.сетях
vademec.ru
Типовые вопросы и ответы по вопросам оплаты труда в государственных учреждениях здравоохранения
Обращаем Ваше внимание на то, что в департаменте здравоохранения Воронежской области образована «горячая линия» , которая осуществляет консультирование работников государственных учреждений здравоохранения, подведомственных департаменту здравоохранения Воронежской области, по вопросам, относящимся к оплате труда работников государственных учреждений Воронежской области.
Работники подведомственных учреждений здравоохранения могут обратиться по телефону 8(473)2-12-71-61 в рабочий день с 9-00 до 18-00 и получить консультацию, а именно разъяснения положений, регламентирующих оплату труда, повышения заработной платы, сообщить о задолженности по заработной плате, иных нарушениях при оплате труда. Кроме того для защиты трудовых прав Вы вправе воспользоваться информационно-консультационным порталом Роструда: ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ
Типовые вопросы и ответы по вопросам оплаты труда в государственных учреждениях здравоохранения
Согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» необходимо обеспечить:
- повышение к 2018 году средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), — до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
- повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) — до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Однако часто вопросы об оплате труда медицинских работников рождены из заблуждений. Попытаемся развеять некоторые основные мифы, связанные с заработной платой медицинских работников:
Мифы | Реальность |
Все работники должны получать среднюю зарплату |
Средняя заработная плата рассчитывается как соотношение фонда оплаты труда и списочной численности работников. При этом, в соответствии с новой системой оплаты труда, работа каждого сотрудника оценивается индивидуально в зависимости от результатов его труда.
Таким образом, даже по одноименным должностям зарплата в медицинской организации может отличаться по размеру. |
Должностной оклад = заработная плата |
Зарплата медработника складывается из нескольких параметров:
1) должностной оклад; 2) компенсационные выплаты: a) носят постоянный характер – это работа во вредных условиях труда, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, работа в ночное время; б) из месяца в месяц могут меняться – это выплаты за совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, сверхурочная работа. 3) стимулирующие выплаты: a) носят постоянный характер – это надбавки за выслугу лет, ученую степень, ученое и почетное звание, выплата молодым специалистам; б) из месяца в месяц могут меняться – это премиальные выплаты по итогам работы, за интенсивность труда и высокие результаты работы, за выполнение особо важных и сложных работ. Размер этих выплат зависит от объема финансовых средств, которое учреждение ежемесячно получает от страховых медицинских организаций по выставленным счетам за оказанную медицинскую помощь и средств областного бюджета, выделяемых на выполнение государственного задания. По методике Росстата, размер начисленной зарплаты учитывается на одно физическое лицо — работника в конкретной медицинской организации. В зарплату включаются все подработки, совмещения, совместительство работника, премиальные выплаты. Если работнику, проживающему и работающему на селе, установлены меры социальной поддержки, то и они включаются в размер начисленной заработной платы. |
Размер зарплаты сотрудника учреждения здравоохранения не зависит от объема выполненной работы |
Размер начисленной зарплаты из месяца в месяц может изменяться в зависимости от отработанных часов и установленных премиальных выплат.
Размер зарплаты работника должен зависеть от его личного вклада в деятельность всей медицинской организации. Это очень важное условие реализации майского указа. «Уравниловки» здесь не может быть и увеличение уровня зарплаты каждого конкретного работника должно обеспечиваться за счет качества и результативности его труда. В этих целях руководители медицинских организаций заключают с сотрудниками эффективный договор. Это трудовой договор, в котором конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты его труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки. |
1. Как устанавливается надбавка за качество выполняемых работ при наличии у работника двух и более почетных званий и нагрудных знаков?
В соответствии со ст. 134 Трудового Кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В государственных и муниципальных учреждениях системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень выплат стимулирующего характера (в том числе надбавка за качество выполняемых работ), размеры и условия их осуществления определяются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.
2. Устанавливаются ли выплаты компенсационного характера совместителям?
В соответствии со статьей 285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, на условиях, определенных трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая доплаты и надбавки компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Может ли руководитель учреждения здравоохранения совмещать другие должности?
Статья 60.2 ТК РФ предусматривает возможность выполнения работником, в том числе руководителем учреждения, дополнительной работы за дополнительную оплату. Дополнительная работа в порядке совмещения должностей может быть поручена руководителю учреждения здравоохранения лицом, уполномоченным на изменение условий его трудового договора, а именно руководителем департамента здравоохранения Воронежской области.
4. Может ли учреждение самостоятельно проводить аттестацию рабочих мест?
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей специальным требованиям, в том числе — указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда.
При этом организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
- указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
- наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
5. Есть ли установленная форма штатного расписания в бюджетных учреждениях? Можно вносить изменения в штатное расписание в течение года или утверждать новое?
Форма штатного расписания учреждений здравоохранения утверждена приказом Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения». Штатное расписание составляется по установленной форме всеми учреждениями здравоохранения и утверждается по состоянию на 1 января ежегодно. При этом утвержденные руководителем учреждения штатные расписания согласовываются департаментом здравоохранения Воронежской области. В течение года допускается внесение изменений в штатное расписание. При этом данные изменения также подлежат согласованию.
6. Какие сроки предусмотрены Трудовым кодексом РФ при выплате заработной платы, отпускных сумм, расчетов при увольнении?
В соответствии со ст. 136 Трудового Кодекса РФ:
- заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором;
- оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.
- В соответствии со ст. 140 Трудового Кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
7. Должны ли дополнительно оплачивать работу, которая выполняется во время отсутствия другого работника (находится в очередном отпуске)?
В соответствии со ст. 151 Трудового Кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
8. Как производится начисление выплат стимулирующего характера и какие выплаты к ним относятся?
Системы оплаты труда, включая размеры доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.
9. Каков размер доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни?
Доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится работникам, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации. Размер доплаты составляет не менее одинарной часовой ставки сверх оклада (должностного оклада) за каждый час работы, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой ставки сверх оклада (должностного оклада) должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
10. В каком размере устанавливаются выплаты стимулирующего характера (премия)?
Размеры выплат стимулирующего характера (премия) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников.
11. Как оплачивается сверхурочная работа?
Повышенная оплата сверхурочной работы составляет за первые два часа работы не менее полуторного размера, за последующие часы — двойного размера оклада (должностного оклада) в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
12. Каким документом определены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников? Какие существуют профессиональные квалификационные группы должностей?
Для учреждений здравоохранения приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» установлены четыре профессиональные квалификационные группы должностей работников отрасли:
- первая — «Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня»;
- вторая — «Средний медицинский и фармацевтический персонал»;
- третья — «Врачи и провизоры»;
- четвертая — «Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)».
Третья квалификационная группа «Врачи и провизоры» состоит из четырех уровней:
- к первому уровню относятся врачи-стажеры.
- второй уровень формируют должности специалистов всех направлений.
- третий уровень – врачи-специалисты стационарных подразделений лечебно-профилактических учреждений, станций (отделений) скорой медицинской помощи и учреждений медико-социальной экспертизы; врачи-терапевты участковые; врачи-педиатры участковые; врачи общей практики (семейные врачи).
- четвертый уровень состоит из должностей врачей-специалистов хирургического профиля, оперирующих в стационарах лечебно-профилактических учреждений; старших врачей.
zdrav36.ru
ОСОБЕННОСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Слепцова, Е. В. Особенности оплаты труда в организациях системы здравоохранения / Е. В. Слепцова, А. В. Бадиленко. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 169-171.
ОСОБЕННОСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент
А.В. Бадиленко, магистрант
Кубанский государственный университет
(Россия, г. Краснодар)
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основной проблемы в области управления медицинскими кадрами – уравнительному подходу к оплате труда медицинского персонала, который снижает престиж медицинской профессии. В настоящей статье рассмотрены принципы оплаты труда в системе здравоохранения, составляющие заработной платы медицинских работников, подходы к расчету заработной платы.
Ключевые слова: система здравоохранения, формирование заработной платы, заработная плата, базовый оклад, компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты.
Модернизация системы здравоохранения направлена на максимально эффективное использование всех видов ресурсов: человеческих, финансовых, материальных, информационных. Поэтому наиболее актуальным является вопрос о внедрении новой системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения. Значение внедряемой системы заключается в использовании экономических методов управления как инструмента воздействия на мотивацию персонала.
Предлагаемая система оплаты труда в организациях здравоохранения позволяет реализовать следующие принципы:
1. Соблюдение законодательных норм и требований.
2. Равная оплата за равный труд.
3. Дифференциация оплаты труда в зависимости от его качества и напряженности.
4. Соответствие оплаты труда финансовым возможностям организации.
5. Формирование адекватной структуры заработной платы в части соотношения ее базовой и стимулирующей частей.
6. Учет индивидуальных профессиональных характеристик работников медицинского учреждения.
7. Формирование стимулов у медицинских работников к профессиональному росту и развитию.
8. Соответствие стимулирующего вознаграждения основным целям медицинского учреждения.
Заработная плата является основным источником формирования денежных доходов любого работника, ведь работодатели обязаны компенсировать затраты физического и умственного труда своих работников при помощи денежных выплат в виде заработной платы. При этом, основная проблема – конкретная сумма компенсации труда работника, ведь заработная плата должна не только возмещать трудовые затраты работников, но еще и стимулировать их интерес к качественному и высокопроизводительному труду.
Двумя основными составляющими, определяющими размер заработной платы работников здравоохранения, являются форма оплаты труда и общая сумма денежных средств, которыми для оплаты труда своих работников обладает организация здравоохранения. Отметим, что все организации здравоохранения ежемесячно, ежеквартально и ежегодно формируют фонды оплаты труда соразмерно с уже имеющимися в наличии и планируемыми поступлениями денежных средств при учете необходимых налоговых отчислений.
Распределение финансовых средств организаций здравоохранения осуществляется по двум следующим направлениям: первое – это фонд оплаты труда со всеми необходимыми начислениями во внебюджетные государственные фонды; вторая – это средства, которые направляются на содержание и развитие самой организации здравоохранения. В дальнейшем эти средства будут распределены между подразделениями учреждения здравоохранения, а внутри самих подразделений они будут распределены между сотрудниками с учетом квалификационных групп, а также показателей качества и объема выполненных работ.
При планировании фонда оплаты труда в первую очередь определяется число должностей медицинских работников. Отметим, что определение числа должностей возможно двумя способами: в соответствии со штатными нормативами учреждения здравоохранения и в соответствии с объемом работ всей организации здравоохранения и ее подразделений. На сегодняшний день, как правило, используется сочетание и первого и второго подходов в совокупности [1].
Штаты административно-хозяйственного и иного персонала устанавливаются в полном соответствии с типовыми штатами, которые утверждены для организаций здравоохранения при учете особенностей и объема их работ. На основании данного штатного расписания впоследствии составляются тарификационные списки должностей работников организации, которые как раз и являются основными документами при определении должностных окладов работников организаций здравоохранения.
Наименование должностей из числа фармацевтического, врачебного и среднего медицинского персонала должно полностью соответствовать Номенклатуре специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденной МЗиСР Российской Федерации [2].
Определение должностных окладов и иных видов оплат медицинских работников осуществляется исходя из занимаемой ими должности, квалификации работника и иных условий, которые предусмотрены приказом, где определен порядок оплаты тех или иных должностей.
Основными формами оплаты труда работников здравоохранения являются: повременная оплата труда, сдельная оплата, контрактная оплата труда.
Основным достоинством сдельной формы оплаты труда является то, что величина заработной платы работника напрямую связана с количеством затраченного им труда, измеряющегося в объеме выполненных работ.
Однако, в системе здравоохранения достаточно проблематично измерить объем выполненных работником работ в натуральном выражении. Кроме того, если выполненная работа обладает коллективным характером, то в этом случае необходимо выделить объем работ выполненный каждым работником или же осуществлять начисление заработной платы в расчете на весь коллектив, а уже потом делить ее на всех членов коллектива в соответствии с мерой участия каждого из них в труде, иными словами определять так называемый коэффициент трудового участия (КТУ) [3].
Достаточно объективно учитывать объем и качество выполненных работником работ позволяет контрактная форма оплаты труда. Отметим, что на сегодняшний день именно эта форма оплаты труда считается самой прогрессивной.
С 1 декабря 2008 года был осуществлен переход на новую систему оплаты труда всех работников здравоохранения. Введение данной системы оплаты труда дало возможность отказаться от существовавшего ранее директивного подхода к формированию заработной платы работников здравоохранения и учитывать саму специфику труда медицинских работников.
Новая система оплаты труда предусматривает следующие необходимые составляющие, которые учитываются при исчислении заработной платы каждого конкретного медицинского работника: базовый оклад; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты.
Базовый должностной оклад или базовая ставка заработной платы, представляет собой минимальный должностной оклад работника муниципального или государственного учреждения, который входит в состав соответствующей профессиональной квалификационной группы, при этом не учитываются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Профессиональная квалификационная группа, в свою очередь, устанавливается в полном соответствии с методическими рекомендациями органа управления здравоохранения.
Стимулирующие выплаты представляют собой надбавки и доплаты стимулирующего характера, различные премии и поощрительные выплаты, например, это могут быть выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за высокое качество выполненных работ, за непрерывный стаж работы, за выслугу лет и т.д.
Таким образом, существующая сегодня система оплаты труда медицинских работников способствует увеличению производительности труда, а также помогает сокращению разрывов в заработной плате у работников здравоохранения в городах и сельской местности, что, несомненно, положительным образом сказывается на качестве их работы.
В тоже время, формируя новую систему оплаты труда в организациях здравоохранения, следует помнить, что количественные и качественные показатели, которые используются при установлении заработной платы, не всегда объективны, так как результат работы медицинского персонала не всегда можно оценить однозначно. Не все показатели соотносятся с индивидуальными результатами труда, поскольку в этой сфере труд часто является коллективным. Тем не менее, исключать стимулирующий компонент заработной платы не следует, так как именно он в конечном итоге влияет на качество оказываемых медицинских услуг.
Библиографический список
1. Галимова А.Ш., Закирова Д.Р. Особенности применения стимулирующих форм оплаты труда медицинских работников // Экономика и предпринимательство. – 2014. – №12-3 (53-3). – С. 417-421.
2. Журавлева О.В. Методический подход к оплате труда медицинских работников // Российское предпринимательство. – 2010. – №6 (1). – С. 134-137.
3. Темницкий А.Л. Феномен справедливости в оплате труда медицинских работников // Мир России: социология, этнология. – 2017. – Т. 26. №3. – С. 64-89.
FEATURES OF WAGES IN THE BUDGETARY ORGANIZATIONS
OF THE HEALTH SYSTEM
E.V. Sleptsova, candidate of economic sciences, associate professor
A.V. Badilenko, graduate student
Kuban state university
(Russia, Krasnodar)
Abstract. The article is devoted to consideration of the main problems in the management of medical personnel — egalitarian approach to remuneration of health personnel, which reduces the prestige of the medical profession. This article describes the principles of remuneration in the health system, the components of wages of health workers, approaches to payroll.
Keywords: healthcare system, wage formation, wages, base salary, compensation payments, incentive payments.
economyandbusiness.ru
Формы и системы оплаты труда в здравоохранении
Поиск ЛекцийГосударственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж имени Клары Цеткин
Департамента здравоохранения города Москвы »
Методический материал
Для проведения теоретического занятия
по теме: Формы и системы оплаты труда, многофакторные системы
Заработной платы
по дисциплинеЭкономика и управление здравоохранением
для специальности:
Лечебное дело,52
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Теоретического занятия по дисциплине «Экономика и управление здравоохранением»
Тема: Формы и системы оплаты труда, многофакторные системы
Заработной платы
Количество часов:2 часа
Место проведения:аудитория
Цели занятия:
уметь:
ориентироваться в формах и системах оплаты труда в здравоохранении.
знать:
- критерии результативности и эффективности труда медицинских работников;
- основные формы оплаты труда;
- особенности оплаты труда в бюджетной сфере здравоохранения;
4. многофакторные системы заработной платы.
Междисциплинарные связи:экономика, право, основы сестринского дела
Обеспечение занятия:
· Наглядные пособия:
Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы (2010 год). |
Литература:
основная:
Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М., Экономика и управление здравоохранением.Ростов- на — Дону., «Феникс», 2004; с.150- 157
дополнительная:
1. Перфильева Г.М. и др. «Экономика здравоохранения», учебное пособие для студентов «Сестринское дело», М., 2004,с.190-198.
2. Дробышев А.А. и др. «Основы общей экономической теории с экономикой здравоохранения»,М.,2002; с. 399-413.
3. Журнал «Экономика здравоохранения»,2006,№5,с.15-18
Термины и понятия: заработная плата . повременная зарплата, сдельная зарплата аккордная зарплата, дифференцированная зарплата, условная единица трудоемкости,ЕТС
Хронокарта занятия
I. Организационный момент – 3 мин
II. Проверка исходного уровня знаний студентов — 10 мин
III. Изложение нового материала- 60 мин
IV. Контроль усвоенного материала- 15 мин
V.Организационный момент: (домашнее задание) — 2 мин
Содержание занятия
1. Факторы, определяющие величину зарплаты средних медицинских работников.
2. Формы и системы оплаты труда в здравоохранении..
3. Различные уровни оплаты труда. Единая тарифно-квалификационная сетка
(ЕТС) оплаты труда. Система повышений, доплат и надбавок.
4. Оплата труда медицинских работников в условиях рынка в зависимости от количества и качества проделанной работы.
5. Аттестация средних медицинских работников как один из факторов повышения их заработной платы.
6. Способы экономического стимулирования труда средних медицинских работников.
Домашнее задание:
Основной учебник: с. 20-25; 145-150, конспект, СР по теме:
Заработная плата – стимулирование труда (написание реферата) или рассчитать количество баллов гипотетического медицинского работника по аналитической оценке работ многофакторной системы оплаты труда.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Тема: Формы и системы оплаты труда, многофакторные системы
Заработной платы
Специфика профессии медработников такова, что умственные, эмоциональные, физические и нравственные затраты прямо не переходят в здоровье пациента. Но это не принижает труд медработника, не означает его бесполезность – остается благородство профессии.
Особенностью труда медработников в России состоит в том, что она ниже в 15-20 раз, чем в развитых странах, равняясь от 2 до 3 долларов в час у средних медработников. В то время как в Польше – 4,3; Южной Корее -7,2; Японии -12,3; США – 16,4; Германии – 22,7.
Факторы, определяющие величину заработной платы средних медицинских работников
1) Объем работы — который может быть определен условными единицами трудоемкости (например: 1 инъекция, 1 медуслуга).
2) Время – определенное пятидневной или шестидневной рабочей неделей (рабочая неделя — 38,5 ч: при шестидневной рабочей неделе рабочий день длится 6,5 ч, ри пятидневной неделе — 7 ч 42 мин.; всего- 144 час. в месяц).
3) Качество работы – слабое звено в здравоохранении и отражается в таком понятии, как квалификационная категория (высшая, первая, вторая).
Следует отметить, что из всех норм по труду основополагающими являются нормы
времени, все остальные нормы и нормативы — производные от этого показателя.
Формы и системы оплаты труда в здравоохранении
Заработная плата в здравоохранении — это денежное вознаграждение медработнику за число медицинских услуг, принятых больных или выполнения лечебно-профессиональных мер в течение определенного времени,т.е за исполнение своих должностных обязанностей в рабочее время
До настоящего времени не разработано идеальной формы оплаты труда, каждая из применяемых форм имеет свои достоинства и недостатки
Виды заработной платы:
1. Основная — это заработная плата, начисленная медработнику за фактически проработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии, доплаты в ночное время, за сверхурочные работы. Это оплата по основной работе (по трудовому договору).
2. Дополнительная — денежные выплаты работникам, не связанные непосредственным образом с выполненной ими работой, но включаемые в фонд заработной платы (оплата отпусков, льготных часов, различные надбавки).
3. Номинальная заработная плата — то количество денег, которое получает работник в виде вознаграждения за труд.
4. Реальная заработная плата — то количество, которое можно приобрести за номинальную заработную плату, т.е. то количество товара и услуг, которое можно приобрести за з/п.
Основными формами оплаты труда в ЛПУ являются:
1. повременная;
2. сдельная;
3. аккордная.
Первые две формы оплаты груда имеют свои системы.
Повременная заработная плата форма заработной платы, при которой оплата труда производится за выполнение функциональных обязанностей в течение определенного времени, независимо oт качества и количества выполненной работы. Она определяется на основании тарифных ставок (окладов) и фонда отработанного рабочего времени.
Повременная заработная плата подразделяется на два нити
1. простая повременная;
2. повременно-премиальная
Простая повременная система- наиболее распространенная система оплаты; расчет зависит от тарифной ставки или оклада, и отработанного времени.
Повременно-премиальная система-предусматривает оплату сверх заработка по тарифной ставке (окладу) — получение премии за достижение определенных количественных и качественных показателей.
Основные недостатки этой формы оплаты груда:
• нет заинтересованности в оказании качественной медицинской помощи;
• нет заинтересованности в здоровье населения;
• снижается профилактическая направленность;
• неудовлетворенность медицинских работников, что приводит к большой текучести кадров;
• требует большого контроля за работником – надо содержать контролирующий персонал, что повышает стоимость МУ.
2.Сдельная заработная плата — форма заработной платы, при которой оплата труда производится в зависимости от количества произведенной продукции (медицинских услуг, принятых больных) на основании сдельных тарифных ставок и сдельных расценок на единицу выпущенной продукции или от количества произведённых трудовых операций.
Сдельная заработная плата также подразделяется на несколько видов:
• прямая сдельная;
• сдельно-премиальная;
• сдельно-прогрессивная;
• косвенно-сдельная.
При сдельной оплате труда гонорар медработника прямо пропорционален числу услуг.
Основные недостатки этой формы оплаты груда:
· может появиться необоснованное стремление к удорожанию медицинской услуги и увеличению их количества;
• нет заинтересованности в здоровье пациентов;
• недостаточно проводится профилактическая работа;
• возможны злоупотребления (назначение ненужных или дорогостоящих медицинских процедур, лекарств).
3. Аккордная заработная плата — начисляется за выполнение особо важной работы в сжатые сроки. за весь объем работы, а не на отдельную операцию, плюс премии за сокращение сроков. Такую систему можно применять при оценке работы зубных техников.
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru