Математика | Турнир имени М.В.Ломоносова
Математика | ГлавнаяИнформация о конкурсе по математике 41 Турнира (2018-2019 уч. год)
Задания, решения и критерии проверки по математике этого года
Было предложено 8 заданий.
По результатам проверки каждого задания ставилась одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания):
«+», «+-», «+/2», «-+», «-», «0».
Краткое описание этих оценок следующее:
+ | задача решена полностью |
+- | задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения |
+/2 | решена половина задачи |
-+ | задача не решена, но имеются содержательные продвижения |
— | задача не решена |
0 | ставится за задачу, к решению которой участник не приступал |
При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов (см. задания Турнира). Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник Турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении (в таблице результатов они после выкладывания результатов исходя из критериев награждения будут идти с пометкой «мл.кл».)
При подведении итогов решёнными считаются задачи, за которые выставлены оценки «+» и «+-». Задача с оценкой «+/2» не считается решенной.
Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было решить количество задач не менее указанного в таблице):
Класс | «e» (балл многоборья) | «v» (грамота) |
8 и младше | 2 | 3 |
9 и старше | 1 | 2 |
Пояснение: сначала проверяются на критерии задачи своего класса, а потом класса выше. Например, если участник 5, 6, 7 или 8 класса решил задачу, предназначенную в том числе для 9, 10 или 11 класса (4-8 задачи), то ему даётся балл многоборья.
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
Также доступны Критерии награждения по всем предметам 40 Турнира (2017-2018 уч. год)
Задания, решения и разбор задач 38 Турнира (2015 года) в Книжке «XXXVIII Турнир имени М.В.Ломоносова»
turlom.olimpiada.ru
Биология | Главная Информация о конкурсе по биологии 41 Турнира (2018-2019 уч. год) Задания, протокол проверки биологии этого года Было предложено 6 заданий (вопросов, предполагающих развёрнутые ответы). Ответы оцениваются в баллах (целое положительное число или 0). О том, за что и как выставляются баллы, было написано в заданиях конкурса по биологии (тем самым эта информация сообщалась участникам в момент выдачи заданий). Формальных ограничений на максимальное количество баллов нет. Проверка работ осуществлялась с помощью специальных бланков протоколов проверки. При публикации оценок по биологии после баллов также перечисляются все отмеченные при проверке пункты протокола (номера этих пунктов). Первая цифра номера пункта равна номеру задания, к которому этот пункт относится. За четырёхзначные номера пунктов вида « То есть оценка, кончающееся на три нуля («A000»), означает, что задание A решено неверно и баллов за него не начисляют.
Критерии подведения итогов При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, и класс, в котором учится участник. Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов):
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится. Также доступны Критерии награждения по всем предметам 40 Турнира (2017-2018 уч. год) Задания, решения и разбор задач 38 Турнира (2015 года) в Книжке «XXXVIII Турнир имени М.В.Ломоносова» | Оргкомитет По всем вопросам просьба обращаться по электронной почте Получение грамот: Москва, Большой Власьевский переулок, дом 11 |
turlom.olimpiada.ru
Литература | Турнир имени М.В.Ломоносова
Литература | ГлавнаяЗадания, критерии проверки по литературе этого года
Условные обозначения в таблице результатов
Задания по литературе оцениваются в баллах (целое положительное число или 0). Используются две схемы выявления победителей и призеров в многоборье: по сумме набранных баллов и по полноте выполнения одного задания; из итоговых результатов, определённых по этим двум схемам, выбирается лучший.
Критерии подведения итогов
1. Выявление обладателей грамот по сумме баллов.
Победителями являются те, кто набрал следующие баллы в соответствии с классом, в котором обучается участник:
Класс | «e» (балл многоборья) | «v» (грамота) |
5 и младше | 8 | 12 |
6 | 10 | 16 |
7 | 13 | 19 |
8 | 16 | 22 |
9 | 20 | 27 |
10 | 16 | 21 |
11 | 18 | 21 |
Если школьники 5-9 классов получили более 21 балла в сумме за задания №№3-5 (по критериям 10 классов), то они получают грамоту.
2. Выявление обладателей грамот по полноте решения одной из задач.
Победителями считаются те, кто выполнил любое одно задание (кроме заданий №1 и №2 для 10–11 классов) на максимальное количество баллов или «максимум минус один» балл. Призерами в многоборье считаются участники, набравшие «максимум минус два» балла. Максимальный балл за задачу составляет 10.
Обращаем ваше внимание на то, что задания №1 и №2 адресованы только ученикам 6–9 классов и в случае выполнения этих заданий учениками 10–11 классов не оцениваются.
Также доступны Критерии награждения по всем предметам 40 Турнира (2017-2018 уч. год)
Задания, решения и разбор задач 38 Турнира (2015 года) в Книжке «XXXVIII Турнир имени М.В.Ломоносова»
turlom.olimpiada.ru
Физика | Турнир имени М.В.Ломоносова
Физика | ГлавнаяИнформация о конкурсе по физике 41 Турнира (2018-2019 уч. год)
Задания, текст про Кварки по физике этого года
Было предложено 10 заданий. Задания по физике оцениваются в баллах (целое положительное число или 0). Баллы за задания перечисляются в строчку; отсутствующее в работе задание обозначается знаком «-».
Максимальное количество баллов за каждое из заданий и количество баллов, необходимое для того, чтобы считать задачу решенной:
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Максимальный балл | 5 | 5 | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 14 | 8 |
Балл решенной задачи | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 7 | 6 |
Критерии подведения итогов
При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении.
Оценка «e» (балл многоборья за успешное выступление в конкурсе по физике) ставилась в следующих случаях:
Класс | «e» (балл многоборья) |
7 и младше | 3 балла и более (из них минимум 2 балла за одну задачу) |
8 | 5 балла и более (из них минимум 3 балла за одну задачу) |
9 | 4 балла и более (из них минимум 3 балла за одну задачу) |
10 | 6 баллов и более (из них минимум 3 балла за одну задачу) |
11 | 6 баллов и более (из них минимум 4 балла за одну задачу) |
Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по физике) ставилась в следующих случаях:
Класс | «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по физике) |
6 и младше | 6 баллов и более |
одна решенная задача и минимум 5 баллов в сумме | |
7 | 8 баллов и более |
одна решенная задача и минимум 6 баллов в сумме | |
8 | 10 баллов и более |
одна решенная задача и минимум 8 баллов в сумме | |
9 | 7 баллов и более |
одна решенная задача и минимум 5 баллов в сумме | |
10-11 | 13 баллов и более |
две решенные задачи и минимум 11 баллов в сумме |
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
Также доступны Критерии награждения по всем предметам 40 Турнира (2017-2018 уч. год)
Задания, решения и разбор задач 38 Турнира (2015 года) в Книжке «XXXVIII Турнир имени М.В.Ломоносова»
turlom.olimpiada.ru
Турнир им. М.В.Ломоносова для 6-11 классов
Цель Турнира — дать участникам материал для размышлений и подтолкнуть интересующихся к серьёзным занятиям. Задания ориентированы на учащихся 6–11 классов. Можно, конечно, прийти и школьникам более младших классов (только задания для них, возможно, покажутся сложноватыми) — в принципе, в Турнире может принять участие любой школьник.
Программа во всех местах проведения турнира одинакова. Конкурсы по всем предметам проводятся одновременно в разных аудиториях в течение 5–6 часов. Школьники свободно переходят из аудитории в аудиторию, самостоятельно выбирают предметы и время.
==============================================================
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ: ВАЖНО!
Дата, время и место проведения турнира: 1 октября 2017 года (воскресенье) с 10:00 до 15:00 в здании школы по адресу: Новослободская ул. д. 57 ВАЖНО! В Гимназии № 1540 турнир для 11-классников НЕ ПРОВОДИТСЯ!
Для участия в Турнире на площадке Гимназии № 1540 регистрация не обязательна.
Участник может предварительно зарегистрироваться на сайте Турнира (http://turlom.olimpiada.ru/) только для того, чтобы заранее скачать и самостоятельно распечатать бланки для выполнения работы (это не обязательно, но позволит нам сэкономить значительный объем бумаги ;-).
ВНИМАНИЮ УЧЕНИКОВ 11 класса:
В Москве (на территории в пределах МКАД) Турнир для учащихся 11 класса проводится в следующих ВУЗах: СТАНКИН, МГУ, МИРЭА, Высшая Школа Экономики, МПГУ. Во все эти точки обязательна предварительная регистрация.
Напоминаем, что школьникам выпускных 11-х классов необходимо принести на Турнир паспорт и справку из школы.
Опубликован приказ Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 г. N 901 «Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2015/16 учебный год». Согласно Перечню, математика, литература, лингвистика (соответствует предметам иностранный язык, русский язык), химия и физика получают 2 уровень олимпиад, астрономия и науки о Земле (астрономия и физика), история и биология – 3 уровень.
Задания по всем предметам выполняются письменно. Турнир проводится ежегодно с 1978 года.
Стоит напомнить, что в прошлом году на базе нашей школы в Турнире приняли участие 93 школьника (91 человек из Москвы (1 из Одинцово, 1 из Долгопрудного), 38 девочек и 55 мальчиков), из них 47 — наши ученики.
Благодаров Владимир Сергеевич, учитель физики, руководитель направления «Предпрофильное и профильное образование»
1540.ort.ru
Ломоносовский турнир – 2009 6 класс математика
ЛОМОНОСОВСКИЙ ТУРНИР – 2009
6 класс
математика
1. На столе лежало 100 яблок, 99 апельсинов и груши. К столу подходили ребята. Первый взял яблоко, второй- грушу, третий- апельсин, следующий опять взял яблоко, следующий за ним – грушу, за ним – апельсин. Далее ребята разбирали фрукты в таком же порядке до тех пор , пока стол не опустел. Сколько могло быть груш? Объясните свой ответ.
биология
2. Зачем нужен хобот слону? Какие еще организмы имеют хобот (или хоботок), и как они его используют?
физика
3. . По шоссе едет колонна автобусов. Длина колонны 1 км, скорость 60 км/ч. На пути встретился дорожный знак «30 км/ч». Каждый автобус проехав мимо знака, снижает скорость и дальше едет с разрешенной скоростью 30 км/ч. Найти длину колонны после того , как все едущие в колонне автобусы проедут мимо этого дорожного знака.
история
4. Какие прозвища носили средневековые правители?
Вспомни как можно больше таких прозвищ и объясни, за что каждое из них было дано правителю?
Справочный материал может тебе помочь.
Принципы, по которым давали прозвища |
1. по внешности правителя |
2. по типу деятельности, к которому владыка был более всего расположен |
3. по воинским качествам правителя |
4. по отношению к правителю как к государю |
русский язык
5. В начале октября
Ищи слог первый мой,
В начале ноября ищи второй,
А в дом жилой войдешь –
Там целое найдешь.
Ответ?
ЛОМОНОСОВСКИЙ ТУРНИР – 2009
7 класс
математика
1. Мама дала Васе денег на 30 карандашей. Оказалось , что в магазине карандашная фабрика проводит рекламную акцию: в обмен на чек о покупке набора из 20 карандашей возвращают 25% стоимости набора, а в обмен на чек о покупке набора из 5 карандашей 10%. Какое наибольшее число карандашей может купить Вася?
Биология
2. С древнейших времен люди используют растения для лечения болезней. А какие живые существа кроме растений используются человеком для изготовления лекарств и лечения болезней? Приведите как можно больше вариантов ответа.
Физика
3. . По шоссе едет колонна автобусов. Длина колонны 1 км, скорость 60 км/ч. На пути встретился дорожный знак «30 км/ч». Каждый автобус проехав мимо знака, снижает скорость и дальше едет с разрешенной скоростью 30 км/ч. Найти длину колонны после того , как все едущие в колонне автобусы проедут мимо этого дорожного знака.
история
4. Прочитайте отрывок из исторического произведения Наровчатова С.С. «И бысть сеча велика…»
И ответьте на вопросы: 1. О каком сражении идёт речь?
2. Когда произошло это сражение и как оно по преданию началось?
3. Каков был исход сражения для Руси?
«Рано утром , после переправы русское войско стало готовиться к битве. Взошло солнце, но густой туман покрывал землю, и ничего не было видно. Великий князь, воспользовавшись этим, отправил Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка за лес в засаду. Она потом сыграла важную роль в сражении.
Дмитрий Иванович избрал себе место в первых рядах войска. Все начальники советовали ему встать позади или сбоку, но князь сказал: «Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: братья! Умрём за отечество? Слово моё да будет делом! Я вождь и начальник. Стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим»
Русское войско продвинулось к устью Непрядвы. Эта неприметная речка с тех пор навсегда осталась в памяти народной как знак неколебимой стойкости перед лицом неприятеля».
русский язык
5. Что означают слова вена, даль, десна, клин, роман, лист? Какой смысл они приобретают, если их написать с большой буквы?
ЛОМОНОСОВСКИЙ ТУРНИР – 2009
8 класс
математика
1. У Пети в кармане несколько монет. Если Петя наугад вытащит из кармана 3 монеты, среди них обязательно найдется монета «1 рубль».Если Петя наугад вытащит 4 монеты из кармана, среди них обязательно найдется монета «2 рубля». Петя вытащил наугад из кармана 5 монет. Назовите эти монеты.
биология
2. Известно, что всеядность – одно из качеств человека, которое позволило ему уйти в своем эволюционном развитии дальше , чем другим животным. Попробуйте привести примеры еще каких нибудь организмов, которые также могут похвастаться этой способностью, и попытайтесь найти у них другие особенности , характерные и для человека.
физика
3. Самолет марки ИЛ-96-300 имеет 4 двигателя. Сила тяги каждого двигателя достаточна для подъема груза массой 16000 кг (то есть всего 4 ×16000 = 64000 кг). Однако допустимая для этого самолета взлетная масса в 15 раз больше: 240000 кг. Как же самолет взлетает?
химия
4. Определите вещество по его свойствам: вещество твердое, кристаллическое,
хорошо растворимо в воде: в 1 л воды можно растворить 2 кг этого вещества,
имеет температуру плавления 167 градусов, термически неустойчиво, при
сильном нагревании обугливается, при этом образуются я летучие вещества, имеющие запах, и твердое вещество черного цвета.
история
5. Определите исторического деятеля:
Сын сельского священника, этот человек и сам готовился к духовной карьере. Он окончил Петербургскую духовную академию;
— гражданская служба началась у князя Куракина, затем он стал личным секретарём императора, позднее и госсекретарём;
— его отличали уникальная широта взглядов и феноменальные способности. Наполеон, шутя, предлагал Александру I обменять этого человека на какое – нибудь королевство;
— этот человек в 1809 году подготовил проект государственных преобразований, однако в марте 1812 г. был арестован по ложному обвинению в шпионаже и сослан в Нижний Новгород.
Русский язык
6. В чем ошибка? Запиши правильно и объясни:
У которых учеников были лопаты, они рыли ямы для деревьев.
Мы пошли в ту сторону, где доносились голоса людей.
ЛОМОНОСОВСКИЙ ТУРНИР – 2009
9 класс
математика
1. В вершинах правильного девятиугольника расставляют числа 1,2,3,4,5,6,7,8,9, после чего на каждой диагонали пишут произведение чисел, стоящих на ее концах. Можно ли так расставить числа в вершинах, чтобы все числа на диагоналях были разные?
биология
2. . Мухи, которых мы привыкли считать неприятными и вредными существами, иногда могут приносить человеку пользу. Приведите как можно больше примеров возможного использования мух или их личинок человеком.
физика
3. Самолет марки ИЛ-96-300 имеет 4 двигателя. Сила тяги каждого двигателя достаточна для подъема груза массой 16000 кг (то есть всего 4 ×16000 = 64000 кг). Однако допустимая для этого самолета взлетная масса в 15 раз больше: 240000 кг. Как же самолет взлетает?
химия
4. Соль какого металла используется в медицине как дезинфицирующее средство
(для прижигания бородавок), оставляя на коже пятна коричневого цвета, эта
соль ранее называли «адским камнем».
история
5. Соотнесите имена учёных – нобелевских лауреатов русского происхождения со сферами их деятельности
Имена лауреатов | Область деятельности |
А) Н.Н.Семёнов, И.Р.Пригожин | 1. по физиологии или медицине |
Б) Л.Д.Ландау, И.М.Франк | 2. по литературе |
В) И.П.Павлов, И.И.Мечников | 3. по химии |
Г) М.А.Шолохов, А.И.Солженицын | 4. по физике |
Русский язык
6. Как об этом говорят? Вспомните фразеологизм.
1) О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо;
2) О том, кого трудно уговорить пойти, приехать, сделать что-либо.
ЛОМОНОСОВСКИЙ ТУРНИР – 2009
10 класс
математика
1. Играют двое. В начале игры есть одна палочка. Первый игрок ломает эту палочку на две части. Итак игроки по очереди ломают на две части любую палочку из имеющихся к данному моменту. Если , сломав палочку, игрок может сложить из всех имеющихся палочек один или несколько отдельный треугольников (каждый – ровно из трех палочек). то он выиграл. Кто из игроков (первый или второй) может обеспечить себе победу независимо от действий другого игрока?
биология
2. Американская компания (Genetic Savings and Clone) была создана специально для клонирования домашних любимцев, но, сделав несколько клонированных котят, объявила о прекращении своей деятельности , так как заказчики были недовольны результатами клонирования. Предположите почему хозяев не устроили клонированные животные?
физика
3. . Спортсмен едет на двухколесном велосипеде по круглой велосипедной дорожке (вокруг круглого стадиона). Поверхность дорожки ровная, колеса по ней проскальзывают. Радиусы переднего и заднего колес одинаковы. Какое колесо при этом вращается быстрее?
химия
4. Угадайте вещество по его свойствам:
Вещество кристаллическое, без цвета и запаха, хорошо растворимо в воде, термически
не устойчивое, проявляет свойства многоатомного спирта и альдегида, используется в пищу, а так же как восстановитель металла серебря, при гидрировании из него получают
шестиатомный спирт под названием сорбитол.
Напишите формулу вещества, название и химические реакции с его участием.
история
5. Соотнесите название вспомогательной исторической дисциплины и что она изучает.
Название | Что изучает |
1. Генеалогия | А) системы летоисчисления и календари разных народов |
2. Геральдика | Б) возникновение и развитие родственных отношений |
3. Нумизматика | В) печати |
4. Сфрагистика | Г) историю орденов, медалей и знаков отличия |
5. Фалеристика | Д) историю монетной чеканки и денежного обращения |
6. Хронология | Е) гербы |
ЛОМОНОСОВСКИЙ ТУРНИР – 2009
11 класс
математика
1. Сумма трех положительных углов равна 90° . Может ли сумма косинусов двух из них быть равна косинусу третьего?
биология
2. Долгое время грибы считали растениями и, классифицируя живое, рассматривали их отдельной группой в царстве растений. Теперь грибы рассматривают как отдельное царство живого мира. Какие признаки этих организмов заставили ученых, подчиняясь логике, выделить грибы в царство?
физика
3 . Спортсмен едет на двухколесном велосипеде по круглой велосипедной дорожке (вокруг круглого стадиона). Поверхность дорожки ровная, колеса по ней проскальзывают. Радиусы переднего и заднего колес одинаковы. Какое колесо при этом вращается быстрее?
химия
4. Напишите формулы ( названия веществ):
1. олеум — это _______________________________________________________________
2. карболовая кислота –это__________________________________________-__________
3. кварц – это _____________________________________________________________-
4. фосфин – это_______________________________________________________________
5. бурый газ это________________________________________________________________
6. гашеная известь –это_________________________________________________________
7. «крепкая водка» -это__________________________________________________________
8. «царская водка»- это__________________________________________________________
9. карборунд -это_________________________________________________________
10.угарный газ имеет формулу___________________________________________________
11.золото можно отличить от меди и её сплавов с помощью__________________________
12.Обилие плодов растений зависит от содержания химического элемента_______в почве.
13.Распознать образующийся углекислый газ возможно раствором____________________.
история
5. Прочитайте отрывок из стихотворения, посвященного Петру I. Судя по тому, как была оценена деятельность этого российского императора, определите, кем был автор этого стихотворения по своим взглядам: западником или славянофилом? Свой ответ обоснуйте.
«Могучий муж! Желал ты блага,
Ты мысль великую питал,
В тебе и сила, и отвага,
И дух великий обитал.
Но, истребляя зло в отчизне,
Ты всю отчизну оскорбил;
Гоня пороки русской жизни,
Ты жизнь безжалостно давил.
Вся Русь, вся жизнь ея доселе
Тобою презрена была,
И на твоём великом деле
Печать проклятия легла.»
sov.opredelim.com