Темы сочинений по литературе 11 класс в декабре 2019 примеры сочинений – Все шаблоны сочинения по литературе в декабре 2019

Содержание

Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2019. Темы, структура, как писать

В 2015 году указом президента РФ в список итоговых испытаний для выпускников 11 классов было введено итоговое сочинение по литературе. Для успешной сдачи этого экзамена важно знать о правилах его проведения.

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение по литературе – экзамен, обязательный к сдаче для каждого ученика 11 класса. Лишь учащимся с ограниченными возможностями и индивидуальной программой обучения предлагается пройти данное испытание в формате изложения. При подготовке к сочинению важно помнить два ключевых момента:

  • только при условии успешного написания итогового сочинения выпускник допускается к основным ЕГЭ;
  • большинство ВУЗов учитывают результаты этого испытания, начисляя абитуриенту до 10 дополнительных баллов.

Итоговое сочинение было введено с целью проверить уровень культурного развития учащихся, их способность красиво и грамотно излагать свои мысли. Поэтому темы сочинений охватывают направления, максимально отвлеченные от школьной программы. При написании работы ученик должен самостоятельно рассуждать на жизненные и патриотические темы, вставляя при необходимости выдержки из литературных произведений.

Правила проведения итогового сочинения в 2019 году

Основной день для написания сочинения традиционно приходится на первую среду декабря. Для ребят, не справившихся с испытанием, будут предложены два резервных дня для пересдачи – первая среда февраля и первая среда мая.

Продолжительность экзамена достаточно велика – 3 часа и 55 минут. Во время экзамена ученик может иметь при себе лишь строго ограниченный перечень предметов:

  • гелиевая ручка черного цвета;
  • проштампованные листы;
  • паспорт;
  • орфографический словарь.

Категорически запрещено приносить с собой телефон или любой другой гаджет.

За пятнадцать минут до начала экзамена будут озвучены 5 тем сочинений, из которых каждый выпускник выбирает одну. После написания работы необходимо сдать не только само сочинение, но и черновые листы.

Требования к итоговому сочинению и критерии оценивания работ

Итоговое сочинение оценивается по системе “зачет-незачет”. К полноценной проверке работа будет допущена только при соблюдении двух важных условий:

  1. Объем текста не должен быть меньше 250 слов. Рекомендуется превысить порог в 350 слов вместе со служебными частями речи.
  2. Сочинение не должно быть списано полностью или частично. Каждая работа должна быть уникальной.

Подходящие по этим двум критериям работы внимательно проверяются членами комиссии по нескольким пунктам:

  • соответствие выбранной теме;
  • упоминание литературных произведений, приведение выдержек из них;
  • логичное и последовательное изложение мыслей;
  • отсутствие грубых речевых ошибок;
  • отсутствие грамматических ошибок.

Для получения зачета достаточно соблюсти два первых пункта и один из последних трех, набрав таким образом три плюса из пяти.

Темы итогового сочинения по литературе 2019

Ближе к началу 2018-2019 учебного года станут известны пять общих направлений тем. Например, это могут быть:

  • “Любовь”
  • “Семья”
  • “Дом”

Преподаватели литературы предоставляют своим ученикам список произведений, рекомендуемых к повторению и прочтению в качестве подготовки к экзамену. Конкретные узкие темы станут известны лишь за пятнадцать минут до испытания в день экзамена. Во избежание утечки информации для разных часовых поясов темы итоговых сочинений будут отличаться.

Примеры направлений и тем итогового сочинения по литературе в 2015-2016 учебном году.

Общая тематика сочинения Конкретные примеры тем сочинений 
ВремяКогда хочется остановить мгновение?

Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?

Зачем человеку заглядывать в будущее?

ДомЧто дом может рассказать о своем хозяине?

В какой дом хочется приходить снова и снова?

Какую роль играет дом в сохранении и передаче жизненного опыта?

ЛюбовьКакие качества раскрывает в человеке любовь?

Почему в любви важно понимать и прощать?

Почему любовь не всегда приносит счастье?

ПутьСогласны ли вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?

Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

Какое влияние могут оказать старшие на выбор человеком жизненного пути?

Год литературы в РоссииЧтение литературного произведения – труд или отдых?

Помогает ли человеку книга лучше понять себя?

Согласны ли вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

 

Структура итогового сочинения

Готовое сочинение по литературе должно состоять из трех частей:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Во вступлении необходимо указать главную мысль работы, утверждение или вопрос, вокруг которого строится сам текст.

Основную часть лучше разбить на подпункты, это облегчит написание работы и обеспечит понимание текста членами комиссии. В этой части необходимо привести хотя бы одну выдержку из литературного произведения, подходящего по тематике.

В заключении нужно сделать вывод и еще раз подчеркнуть главную мысль.

Рекомендации по подготовке и написанию итогового сочинения 2019

На этапе подготовки к итоговому сочинению выпускнику известна лишь общая направленность возможных тем. Поэтому необходимо проработать несколько данных направлений.

  • обязательно прочитайте рекомендуемую учителем перед летними каникулами литературу. Помните, что упоминание литературного произведения – необходимое условие получения зачета за испытание;
  • напишите тексты на темы предыдущих экзаменов. Это поможет разработать стратегию написания сочинения, развить навыки письменной речи;
  • больше читайте, пополняйте словарный запас;
  • заведите словарь новых слов, постоянно просматривайте его и пополняйте;
  • ознакомьтесь с примерами готовых сочинений.

Во время написания итогового сочинения не спешите с выбором темы. На экзамен отводится почти 4 часа, поэтому 10-15 минут можно смело посвятить обдумыванию темы. На этом этапе лучше сразу подобрать литературное произведение, на которое вы сможете опереться в основной части. Если выбранная тема кажется удачной, но подходящего произведения вы не помните, лучше остановиться на другой.

Составьте план своего сочинения и раскройте каждый пункт. Важно не отступать от темы работы, постоянно возвращаться к ней.

На этапе проверки сочинения необходимо подсчитать количество слов, проверить грамотность и речевые ошибки. Перечитайте свой текст. Исправьте те места, где вы “спотыкаетесь” при прочтении. Член экзаменационной комиссии должен понять ход ваших мыслей, суть сочинения.

При проверке грамматических ошибок лучше читать текст с конца по одному предложению. Если вы сомневаетесь в необходимости запятой, измените предложение или разбейте его на несколько маленьких. Исключите слова, в правильности написания которых вы не уверены.

Итоговое сочинение по литературе – вполне выполнимое задание для подготовленного школьника. Главное помнить об обязательных условиях получения зачета по этому экзамену.

Интересное

Одним из актуальных советов написания красивого и грамотного сочинения является использование черновика. Изначально выберите предметы, людей, которые будут задействованы в письме, а после подберите к ним глаголы, эпитеты.

Когда общая картинка будет готова – приступайте сочинять.

2019gd.ru

Итоговое сочинение

Тематические направления итогового сочинения 2018-2019 года по литературе

Сочинение оценивается по пяти критериям:
— соответствие теме;
— аргументация, привлечение литературного материала;
— композиция;
— качество речи;
— грамотность.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Итоговое сочинение 2018-2019 по литературе
Тематические направления итогового сочинения


          Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

    |      Отцы и дети.

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

                   Примеры сочинений на тему: Отцы и дети


          Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

    |      Мечта и реальность.

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

                   Примеры сочинений на тему: Мечта и реальность


          Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

    |      Месть и великодушие.

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

                   Примеры сочинений на тему: Месть и великодушие


          Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

    |      Искусство и ремесло.

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

                   Примеры сочинений на тему: Искусство и ремесло


          Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

    |      Доброта и жестокость.

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

                   Примеры сочинений на тему: Доброта и жестокость


www.rus.fizolimpiada.ru

Примеры итоговых сочинений

&nbsp

ПРИМЕРЫ ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ 2018-2019 ГОДА

&nbsp

&nbsp

Направление «Отцы и дети»

Пример итогового сочинения на тему: «Важен ли для нас опыт предыдущих поколений?»

&nbsp

Важен ли для нас опыт предыдущих поколений? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: конечно, да. Опыт наших отцов и дедов, всего нашего народа, несомненно, значим для нас, ведь накопленная за века мудрость указывает нам дальнейший путь, помогает избежать многих ошибок. Так, старшее поколение россиян прошло испытание Великой Отечественной войной. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Нынешнее поколение, хотя и знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимает, что ничего страшнее нет и быть не может. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь.

&nbsp

&nbsp

Страшные испытания военных дней ярко показаны в произведениях русской и зарубежной литературы. Вспомним роман А.Лиханова «Мой генерал». В главе «Еще одна история. Про трубача» автор повествует о человеке, попавшем в концлагерь во время Великой Отечественной войны. Он был трубач, и немцы заставили его вместе с другими пленными музыкантами играть веселые мелодии, провожая людей в «баню». Только это была вовсе не баня, а печи, где пленных сжигали, и музыканты знали об этом. Невозможно без содрогания читать строки, в которых описываются зверства фашистов. Николай, так звали героя этой истории, чудом остался жив после расстрела. Автор показывает, какие страшные испытания выпали на долю его героя. Его освободили из лагеря, он узнал, что во время бомбежки пропала его семья – жена и ребенок. Он долго искал своих близких, а потом понял, что война погубила и их. Лиханов так описывает состояние души героя: «Словно умер трубач. Живой, да не живой. Ходит, ест, пьет, но будто не он ходит, ест, пьет. А другой человек совсем. Музыку до войны больше всего любил. После войны слышать не может». Читатель понимает, что рана, нанесенная человеку войной, никогда не затянется до конца.

В стихотворении К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» также показана трагедия войны. Мы видим маленького мальчика, которого отец вывез из Брестской крепости. Ребенок прижимает к груди игрушку, а сам – седой. Читатель понимает, какие недетские испытания выпали на его долю: у него погибла мать, а сам он всего за несколько дней видел столько страшного, что нельзя передать словами. Недаром писатель говорит: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней». Мы видим, что война не щадит никого: ни взрослых, ни детей. И нет более важного урока будущим поколениям: мы должны беречь мир на все планете, не позволять трагедии снова повторяться.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: опыт предыдущих поколений учит нас не повторять трагических ошибок, предостерегает от неверных решений. Показателен эксперимент, проведенный журналистами Первого канала. Они подходили к людям на улице с вопросом: нужно ли нанести превентивный удар по США? И ВСЕ опрошенные однозначно отвечали «нет». Эксперимент показал, что современное поколение россиян, знающее о трагическом опыте отцов и дедов, понимает, что война несет только ужас и боль, и не желает, чтобы это повторилось.

(481 слово)

&nbsp

sochitog.ru

Главное про итоговое сочинение по литературе 11 класс 2019 темы примеры сочинений даты

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

 

А какие вообще темы самые популярные у школьников?

Все, что связаны со сферой чувств. Три года назад были направления: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы в России». Так вот о любви писали больше половины выпускников.

За что чаще всего получают «незачет»?

Прежде всего за грамотность: с ней традиционные проблемы. Допустимое количество ошибок не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

Есть выпускники, которые списывают сочинения. Нередко звучит объяснение: просто запомнили прочитанные ранее тезисы. Такая у некоторых «уникальная» память. Но цель сочинения проверить не навыки зубрежки, а способность создавать собственный связный текст на заданную тему. Поэтому два года назад ужесточили требования: не допускается не только списывание, но и воспроизведение по памяти чужого текста. Эксперт может проверить уникальность работы через Интернет.

Ссылаться можно на любой источник?

На любой литературный источник: художественное произведение, дневники, мемуары, публицистику, философские трактаты, устное народное творчество… Исключение малые жанры: пословицы, поговорки, прибаутки. В остальном список открытый. Хочешь сослаться на труды Шопенгауэра? Нет возражений. Библия? Коран? Пожалуйста: подойдет любое произведение, которое реально существует. Это подчеркну особо. Самое грустное, когда читательский багаж ребенка настолько скуден, что он начинает придумывать несуществующих авторов и вымышленные произведения. Такие случаи были не единожды. Жульнический прием требует смекалки, фантазии, но «зачетом» подобное «творчество» не поощряется.

А что поощряется?

Объем сочинения не менее 250 слов (также идут в зачет предлоги и другие «служебные» слова — Прим. ред.). При этом рекомендуемый объем от 350 слов. За четыре часа можно написать и в два раза больше: некоторые ребята пишут по 600 — 700 слов. Были даже предложения увеличить требования к объему. Но пока говорить об этом рано, все-таки нужно учитывать способности всех детей. Кроме того важно писать на одну из предложенных тем, не подменяя ее своей. Плюс получить «зачет» хотя бы по одному из трех критериев: композиция, качество речи, грамотность. Работа обречена на «незачет», если выполнена настолько небрежно, что теряется смысл текста. В целом без «зачета» остается меньше двух процентов выпускников.

Собеседование по русскому для девятиклассников стало обязательным. А в 11-м классе устный экзамен нужен?

Все, кто неравнодушен к детям, к нашей системе образования, нововведение в 9-м классе поддерживают. Что касается 11-го класса, то введение устного экзамена требует серьезной проработки. Нужно досконально продумать все организационные, содержательные, технические вопросы. Создать устойчивую модель, которая бы не подорвала саму идею.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать вместо сочинения изложение. «Незачет» можно пересдать. Даты проведения: 5 декабря 2018 года, 6 февраля и 8 мая 2019 года.

 

Подготовлено по материалам портала rg.ru

worknet-info.ru

Объявлены пять направлений тем итогового сочинения для 11 классов в 2018-2019 учебном году

Министр просвещения Ольга Васильева объявила 5 открытых направлений тем, по которым ученики российских школ будут писать итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году:

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. Оценивается сочинение по системе «зачет» — «незачет». При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Федеральный институт педагогических измерений опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год.

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса. Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

В 2018-2019 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 декабря, 6 февраля и 8 мая.

www.uchportal.ru

Итоговые сочинения по литературе 11 класс примеры по направлениям в 2018-2019 году

О.Ю. Васильева объявила открытые направления тем итогового сочинения, которые были определены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Наталии Дмитриевны Солженицыной. 

– Не так давно я была в Новосибирске, где посетила музей учительства. Меня своей глубиной поразили темы сочинений, которые писали гимназисты начала ХХ века: «О высоком достоинстве человеческого слова и письма», «Родина и чужая сторона», «На чём основывается духовная связь между предками и потомками». И сегодня мы стараемся разрабатывать направления, которые дадут возможность каждому на бумаге раскрыть свои знания и умения, мы хотим дать не только возможность выбора, но и пространство для раскрытия своих творческих талантов, — сказала Ольга Юрьевна. 

Министр просвещения объявила 5 открытых направлений тем, по которым ученики российских школ будут писать итоговое сочинение в 2018/19 учебном году: «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость».

– Я неслучайно начала свой рассказ с музея в Новосибирске, потому что эти пять тем, они тоже очень глубокие, очень философские, – резюмировала О.Ю. Васильева. 

В Калуге глава Минпросвещения России приняла участие в торжественных в школах № 13 и № 45, где поздравила школьников с Днём знаний.

– Вы сегодня вступаете во взрослую жизнь, и у вас впереди долгих счастливых 11 лет в родной и любимой школе. Вам не терпится поскорее сесть за парту, посмотреть в глаза своей первой учительнице, начать замечательную школьную жизнь. Я завидую от всей души, пусть для каждого из вас школьный путь будет счастливым и замечательным! Вам, 11-классники, хочу пожелать, чтобы вы с хорошими результатами прошли ЕГЭ, чтобы тот путь, который вы наверняка определили, стал для вас не очень сложным. Ещё раз всем хочу сказать: в добрый путь!

Справочно

Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право и возможность выбрать вместо сочинения написание изложения.

Результатом итогового сочинения станут отметки «зачёт» или «незачёт». В том случае, если выпускник получит за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему представится возможность его пересдать, но не более двух раз.

 

Источник — Минпросвещения России

 

Регистрация педагогов, воспитателей, учителей и других представителей системы образования России во Всероссийской сети работников образования осуществляется здесь https://worknet-info.ru/socset_rabotnikov_obrazovaniya

worknet-info.ru

Примеры тем итогового сочинения по направлениям


 

Итоговое сочинение 2019 по литературе

Тематические направления итогового сочинения 2018 — 2019 года по литературе

Сочинение оценивается по пяти критериям:
— соответствие теме;
— аргументация, привлечение литературного материала;
— композиция;
— качество речи;
— грамотность.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Вы можете заказать уникальное итоговое сочинение Заказать (ответ от 2 часов)

Тематическое направление итогового сочинения 2018 — 2019 года по литературе:

| Разум и чувство — направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Тематическое направление итогового сочинения 2018 — 2019 года по литературе:

| Честь и бесчестие — в основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Тематическое направление итогового сочинения 2018 — 2019 года по литературе:

| Победа и поражение — направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Тематическое направление итогового сочинения 2018 — 2019 года по литературе:

| Опыт и ошибки — в рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Тематическое направление итогового сочинения 2018 — 2019 года по литературе:

| Дружба и вражда — направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Источник: rus.fizolimpiada.ru

 

ПРИМЕРЫ ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ 2018-2019

Направление «Опыт и ошибки»

Пример сочинения на тему: «Опыт – сын ошибок трудных»

Жизненный опыт… Из чего он складывается? Из совершённых поступков, сказанных слов, принятых решений, как верных, так и неверных. Зачастую опыт – это те выводы, которые мы делаем, допуская ошибки. Есть вопрос: чем жизнь отличается от школы? Ответ звучит так: жизнь дает контрольную прежде урока. И действительно, человек порой неожиданно для себя оказывается в сложной ситуации и может принять неверное решение, совершить опрометчивый поступок. Иногда его действия ведут к трагическим последствиям. И лишь позже он осознаёт, что допустил ошибку, и усваивает урок, преподанный ему жизнью.

Обратимся к литературным примерам. В рассказе В.Осеевой «Рыжий кот» мы видим двух мальчиков, которые извлекли жизненный урок из собственной ошибки. Случайно разбив окно, они были уверены, что хозяйка, пожилая одинокая женщина, непременно пожалуется их родителям и тогда наказания не избежать. В отместку они украли у нее ее любимца, рыжего кота, и отдали того незнакомой старушке. Однако вскоре мальчики поняли, что своим поступком причинили невыразимое горе Марье Павловне, ведь кот был единственным напоминанием о рано умершем единственном сыне женщины. Видя, как она страдает, мальчики прониклись сочувствием к ней, поняли, что совершили ужасную ошибку, и попытались исправить ее. Они отыскали кота и вернули его хозяйке. Мы видим, как они меняются на протяжении рассказа. Если в начале рассказа ими руководят эгоистические побуждения, страх, желание избежать ответственности, то в конце герои уже не думают о себе, их поступки продиктованы состраданием, желанием помочь. Жизнь преподала им важный урок, и ребята усвоили его.

Вспомним рассказ А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! Теперь ей придется жить с непреходящим чувством вины. Совершив, возможно, непоправимую ошибку, героиня приобрела хотя и горький, но ценный жизненный опыт, который в будущем, возможно, убережет ее от неверных шагов, изменит отношение к людям и к себе, заставит задуматься над последствиями своих действий.

Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что опыт, будучи часто следствием «ошибок трудных», оказывает большое влияние на нашу дальнейшую жизнь. С опытом приходит понимание многих важных истин, меняется мировоззрение, наши решения становятся более взвешенными. И в этом его главная ценность.

Пример сочинения на тему: «Важен ли для нас опыт предыдущих поколений?»

Важен ли для нас опыт предыдущих поколений? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: конечно, да. Опыт наших отцов и дедов, всего нашего народа, несомненно, значим для нас, ведь накопленная за века мудрость указывает нам дальнейший путь, помогает избежать многих ошибок. Так, старшее поколение россиян прошло испытание Великой Отечественной войной. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Нынешнее поколение, хотя и знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимает, что ничего страшнее нет и быть не может. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь.

Страшные испытания военных дней ярко показаны в произведениях русской и зарубежной литературы. Вспомним роман А.Лиханова «Мой генерал». В главе «Еще одна история. Про трубача» автор повествует о человеке, попавшем в концлагерь во время Великой Отечественной войны. Он был трубач, и немцы заставили его вместе с другими пленными музыкантами играть веселые мелодии, провожая людей в «баню». Только это была вовсе не баня, а печи, где пленных сжигали, и музыканты знали об этом. Невозможно без содрогания читать строки, в которых описываются зверства фашистов. Николай, так звали героя этой истории, чудом остался жив после расстрела. Автор показывает, какие страшные испытания выпали на долю его героя. Его освободили из лагеря, он узнал, что во время бомбежки пропала его семья – жена и ребенок. Он долго искал своих близких, а потом понял, что война погубила и их. Лиханов так описывает состояние души героя: «Словно умер трубач. Живой, да не живой. Ходит, ест, пьет, но будто не он ходит, ест, пьет. А другой человек совсем. Музыку до войны больше всего любил. После войны слышать не может». Читатель понимает, что рана, нанесенная человеку войной, никогда не затянется до конца.

В стихотворении К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» также показана трагедия войны. Мы видим маленького мальчика, которого отец вывез из Брестской крепости. Ребенок прижимает к груди игрушку, а сам – седой. Читатель понимает, какие недетские испытания выпали на его долю: у него погибла мать, а сам он всего за несколько дней видел столько страшного, что нельзя передать словами. Недаром писатель говорит: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней». Мы видим, что война не щадит никого: ни взрослых, ни детей. И нет более важного урока будущим поколениям: мы должны беречь мир на все планете, не позволять трагедии снова повторяться.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: опыт предыдущих поколений учит нас не повторять трагических ошибок, предостерегает от неверных решений. Показателен эксперимент, проведенный журналистами Первого канала. Они подходили к людям на улице с вопросом: нужно ли нанести превентивный удар по США? И ВСЕ опрошенные однозначно отвечали «нет». Эксперимент показал, что современное поколение россиян, знающее о трагическом опыте отцов и дедов, понимает, что война несет только ужас и боль, и не желает, чтобы это повторилось.

Пример сочинения на тему: «Какие ошибки можно назвать непоправимыми?»

Возможно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. Порой он совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям, ценой неверных решений становится чья-либо жизнь. И, хотя человек в конце концов понимает, что поступил неправильно, изменить уже ничего нельзя.

Непоправимую ошибку совершает героиня сказки Н.Д. Телешова «Белая цапля». Принцесса Изольда пожелала иметь необыкновенный свадебный наряд, в том числе украшение из хохолка цапли. Она знала, что ради этого хохолка цаплю нужно будет убить, но это не остановило принцессу. Подумаешь, одна цапля! Она ведь все равно умрет раньше или позже. Эгоистическое желание Изольды оказалось сильнее всего. Позже она узнала, что ради прекрасных хохолков цапель стали убивать тысячами и в итоге полностью уничтожили. Принцесса была потрясена, узнав, что из-за нее истреблен весь их род. Она поняла, что совершила ужасную ошибку, которую теперь невозможно было исправить. В то же время эта история стала жестоким уроком для Изольды, заставила ее задуматься над своими поступками и их последствиями. Героиня решила, что больше никогда никому не причинит зла, более того, она станет творить добро, будет думать не о себе, а о других.

Вспомним рассказ «Каникулы на марсе» Р.Бредбери. В нем описывается семья, прилетевшая на Марс. Сначала кажется, что это увеселительная поездка, но позже мы узнаем, что герои – одни из немногих, кто успел спастись с Земли. Человечество совершило страшную, непоправимую ошибку: «Наука слишком стремительно и слишком далеко вырвалась вперед, и люди заблудились в машинных дебрях… Не тем занимались; без конца придумывали все новые и новые машины — вместо того, чтобы учиться управлять ими». Мы видим, к каким трагическим последствиям это привело. Увлекшись научно-техническим прогрессом, люди забыли о самом важном и стали уничтожать друг друга: «Войны становились все более разрушительными и в конце концов погубили Землю… Земля погибла». Человечество само уничтожило свою планету, свой дом. Автор показывает, что ошибка, совершенная людьми, непоправима. Однако для горстки спасшихся она станет горьким уроком. Возможно, человечество, продолжив жить на Марсе, выберет иной путь развития и избежит повторения подобной трагедии.

Подводя итоги сказанному, хочется добавить: некоторые ошибки, совершаемые людьми приводят к трагическим последствиям, которые невозможно исправить. Однако даже самый горький опыт — наш учитель, который помогает пересмотреть свое отношение к миру и предостерегает от повторения неверных шагов.

Пример сочинения на тему: «Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?»

Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: читая книги, мы черпаем мудрость поколений. Должен ли человек постигать важные истины лишь на собственном опыте? Конечно, нет. Книги дают ему возможность учиться на ошибках героев, осмысливать опыт всего человечества. Уроки, извлеченные из прочитанных произведений, помогут человеку принимать верные решения, предостерегут от совершения ошибок.

Обратимся к литературным примерам. Так, в произведении В. Осеевой «Бабка» рассказывается о пожилой женщине, к которой пренебрежительно относились в семье. Главную героиню в семье не уважали, часто упрекали, даже не считали нужным здороваться. Ей грубили, даже называли не иначе как «бабка». Никто не ценил того, что она делала для близких, а ведь она целыми днями чистила, мыла, варила. Ее забота не вызывала чувства признательности у семьи, воспринималась как нечто само собой разумевшееся. Автор подчеркивает беззаветную, всепрощающую любовь бабушки к детям и внуку. Прошло много времени, прежде чем внук Борька стал понимать, как он и его родители были неправы по отношению к ней, ведь ни разу никто из них не сказал ей доброго слова. Первым толчком стал разговор с приятелем, который рассказал, что в его семье бабушка — самая главная, ведь она всех вырастила. Это заставило Борьку задуматься об отношении к собственной бабушке. Однако только после ее смерти Борька понял, как сильно она любила свою семью, как много для нее делала. Осознание ошибок, мучительное чувство вины и запоздалое раскаяние пришли лишь тогда, когда уже ничего нельзя было исправить. Глубокое чувство вины охватывает героя, но изменить уже ничего нельзя, бабушку не вернуть, а значит нельзя сказать слова прощения и запоздалой благодарности. Этот рассказ учит нас ценить близких людей, пока они рядом, проявлять к ним внимание и любовь. Несомненно, эту важную истину человек должен усвоить до того, как станет слишком поздно, и горький опыт литературного героя поможет читателю избежать подобной ошибки в собственной жизни.

В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится об опыте преодоления трудностей. Главная героиня — девочка по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену. Доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех. Именно этот случай научил героиню владеть собой. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи. Опыт героини рассказа поможет читателю задуматься над собственным поведением в трудных ситуациях, укажет верный путь.

Таким образом, можно сказать, что читательский опыт играет важную роль в жизни человека: литература дает нам возможность понять важные истины, формирует наше мировоззрение. Книги – это источник света, который озаряет нам жизненный путь.

Пример сочинения на тему: «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?»

Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что это могут быть самые разные события.

Быстрее всего ребенок взрослеет, когда оказывается в тяжелой ситуации, например во время войны. Война отнимает у него близких, на его глазах погибают люди, рушится мир. Испытывая горе и страдания, он начинает иначе воспринимать действительность, на этом его детство заканчивается.

Обратимся к стихотворению К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Мы видим маленького мальчика, которого отец вывез из Брестской крепости. Ребенок прижимает к груди игрушку, а сам – седой. Читатель понимает, какие недетские испытания выпали на его долю: у него погибла мать, а сам он всего за несколько дней видел столько страшного, что нельзя передать словами. Недаром писатель говорит: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней». Война калечит душу, отнимает детство, заставляет преждевременно взрослеть.

Но не только страдания дают толчок к взрослению. Для ребенка важен опыт, который он приобретает, когда самостоятельно принимает решения, учится отвечать не только за себя, но и за других, начинает о ком-то заботиться.

Так, в повести А.Алексина «А тем временем где-то…» главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании его бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и его первым порывом было просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его выбрать другой путь. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Автор подчеркивает, что именно этот жизненный опыт героя делает его взрослее, недаром Сергей признается: «Быть может, потребность стать чьим-то защитником, избавителем пришла ко мне первым зовом мужской взрослости. Нельзя забыть того первого человека, который стал нуждаться в тебе».

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что ребенок взрослеет, когда в его жизни наступают переломные моменты, кардинально меняющие его жизнь.

Источник: lektsii.org

 

Список литературы. Итоговое сочинение 2018-2019

Список литературы по всем направлению итогового (выпускного) сочинения 2018-2019 учебного года. Напомним, что уже третий год выпускникам 11-ых классов предстоит написать выпускное или как часто говорят — президентское сочинение, использую одно из пяти направлений.

Наш портал помогает ученикам подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ, а также к итоговому сочинению, если у вас есть полезные материалы и вы желаете поделиться ими с другими учениками, жмите на кнопку «Добавить материал».

«Разум и чувство»

А.П. Чехов, пьеса «Вишнёвый сад»;

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин»;

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

И.А. Гончаров, роман «Обломов»

Н.М. Карамзин, повесть «Бедная Лиза»

А.Н. Островский, драма «Гроза»

Любовная лирика таких поэтов, как М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, Ф.И. Тютчев, Н.А.Некрасов, А.А.Блок, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, М.И.Цветаева, А.А.Ахматова, Б.Л.Пастернак и др.

А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

И.А. Бунин, рассказы «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Тёмные аллеи»

Ф.М. Достоевский, повесть «Белые ночи»

Короленко В.Г. повесть «В дурном обществе»

Андерсен Х.К. сказка «Снежная королева»

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Н.А.Некрасов. поэма «Русские женщины»

Е.И.Носов. рассказ «Кукла»

О.Генри, новелла «Дары волхвов»

Р.Д.Бредбери, рассказ «Каникулы»

В. Скотт, роман «Айвенго»

Пушкин А.С. роман «Дубровский»

Грин А.С. феерия «Алые паруса»

А.П.Чехов, «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь», «Палата №6», «Дама с собачкой»

«Честь и бесчестие»

М.А. Шолохов, повесть «Судьба человека»;

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;

«Слово о полку Игореве»;

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»

Н.М. Карамзин, повесть «Бедная Лиза»

А.Н. Островский, драма «Гроза»

А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор»

А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

М. Горький, рассказ «Старуха Изергиль»

Толстой Л.Н. повесть «Кавказский пленник»

Паустовский К. Г. сказка «Тёплый хлеб»

Стивенсон Р. баллада «Вересковый мёд»

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Н.В.Гоголь. повесть «Тарас Бульба»

Ф.Купер, роман «Последний из могикан»

А.П.Платонов. рассказ «Юшка»

В. Скотт. роман «Айвенго»

Пушкин А.С. роман «Дубровский»

Грин А.С. феерия «Алые паруса»

Мериме П. новелла «Маттео Фальконе»

Л.Н.Андреев, повесть «Иуда Искариот»

Н.С. Лесков, «Тупейный художник», «Очарованный странник»

Г.де Мопассан, «Ожерелье»

«Победа и поражение»

М.А. Шолохов, повесть «Судьба человека»;

«Слово о полку Игореве»;

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»

М.А. Булгаков повесть «Собачье сердце»

И.А. Гончаров, роман «Обломов»

А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

Гаршин В.М.,сказка ««Attalea Princeps»

Лермонтов М.Ю. стихотворение «Бородино»

Тургенев И.С. рассказ «Муму»

Дефо Д. роман «Робинзон Крузо»

Лондон Д. «Сказание о Кише»

Платонов А.П. рассказ «В прекрасном и яростном мире»

М.Ю.Лермонтов. поэма «Мцыри».

В. Скотт. роман «Айвенго»

Распутин В.Г. «Прощание с Матёрой»

«Опыт и ошибки»

А.П. Чехов, пьеса «Вишнёвый сад»;

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

М. Горький трилогия «Детство. В людях. Мои университеты»

М.А. Булгаков повесть «Собачье сердце»

И.А. Гончаров, роман «Обломов»

А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор»

И.А. Бунин, рассказы «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Тёмные аллеи»

Астафьев В.П. «Васюткино озеро»

Л.Н.Андреев. рассказ «Кусака»

Л.Н.Толстой. рассказ «После бала»

Астафьев В.П.,«Конь с розовой гривой»

Распутин В.Г. повесть «Уроки французского»

Н.В.Гоголь, «Невский проспект»

Н.С. Лесков, «Тупейный художник», «Очарованный странник»

«Дружба и вражда»

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;

«Слово о полку Игореве»;

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

М. Горький трилогия «Детство. В людях. Мои университеты»

Толстой Л.Н. повесть «Кавказский пленник»

А.И.Куприн, повесть «Белый пудель»

Ю.П.Казаков.,рассказ «Тихое утро».

В. Скотт. роман «Айвенго»

Пушкин А.С. роман «Дубровский»

Источник: vopvet.ru

 

Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2019

Если по первому и второму критерию получено 0 баллов, то далее работа не подлежит проверке.

Также к данному виду творческой работы предъявляются требования к объему (от 250 до 350 и более слов) и к самостоятельности написания работы.

О времени и результатах экзамена

На выпускное сочинение отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Проверяются работы в том же образовательном учреждении, где обучаются и пишут экзамен учащиеся 11 класса, независимыми экспертами (учителями, не ведущими предмет у выпускников текущего года).

Узнать результаты творческого экзамена можно в своей школе по окончании проверки работ. Если ученик получил «неуд» за сочинение, то он может переписать его в феврале и в мае текущего года.

Примеры сочинений можно найти на различных образовательных сайтах в Интернете. А общие рекомендации к написанию итогового сочинения можно посмотреть здесь:

Идя на экзамен, надо верить в себя и помнить, что хорошо подготовленному ученику все по плечу!

Источник: god2018.su

 


Загрузка…

2018-2018.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *