Темы сочинений по литературе 11 класс
Темы сочинений по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна
Любовь в понимании И.А.Бунина (А.И.Куприна).
Тема любви на страницах произведений И.А.Бунина (А.И.Куприна).
Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник».
Любовь на страницах рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи».
Трагическая тема любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Темы сочинений по пьесе А.М.Горького «На дне».
Проблематика пьесы А.М.Горького «На дне».
«Бывшие люди» в пьесе А.М.Горького «На дне».
Пьеса «На дне» как социально – философская драма.
Образ Луки в пьесе «На дне».
Две правды о человеке в пьесе «На дне».
Споры о человеке в пьесе А.М.Горького «На дне».
Темы сочинений по творчеству А.А.Блока.
1. Тема родины в творчестве А.А.Блока.
2. Любовь в лирике А.А.Блока.
3. А.Блок – символист.
4. Образ возлюбленной в лирике А.А.Блока.
5. Тема революции в поэме А.Блока «Двенадцать».
6. Идейно – художественное своеобразие поэмы А.А.Блока «Двенадцать».
Темы сочинений по роману М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита».
Как я понимаю основную идею романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита».
Роман «Мастер и Маргарита» — итоговое произведение М.А.Булгакова.
Силы добра и зла в романе «Мастер и Маргарита».
Тема бессмертия и воскресения души в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Тема свободы в романе «Мастер и Маргарита».
Темы сочинений по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
1. Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон» как произведение о земле, любви и свободе.
2. Путь исканий Григория Мелехова.
3. Женские образы в романе.
infourok.ru
Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2018: стали известны темы
Стали известны направления для итогового сочинения, которое выпускники будут писать 6 декабря этого года. Напомним: сочинение оценивается по системе зачет-незачет, и является допуском для сдачи ЕГЭ.
Всего Федеральный институт педагогических измерений составил пять примерных направлений. Точные темы выпускники узнают уже на самом экзамене. Для каждого часового пояса будут составлены свои варианты. Писать сочинение надо с опорой на прочитанную литературу, но можно использовать книги не из школьной программы.
1. «Верность и измена». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
2. «Равнодушие и отзывчивость». Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
3. «Цели и средства». Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
4. «Смелость и трусость». В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
5. «Человек и общество». Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Те ученики, кто получил «незачет» на сочинении, получат еще две попытки пересдачи — 7 февраля и 16 мая.
www.kp.ru
Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2018: стали известны темы
Стали известны направления для итогового сочинения, которое выпускники будут писать 6 декабря этого года. Напомним: сочинение оценивается по системе зачет-незачет, и является допуском для сдачи ЕГЭ.
Всего Федеральный институт педагогических измерений составил пять примерных направлений. Точные темы выпускники узнают уже на самом экзамене. Для каждого часового пояса будут составлены свои варианты. Писать сочинение надо с опорой на прочитанную литературу, но можно использовать книги не из школьной программы.
1. «Верность и измена». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
2. «Равнодушие и отзывчивость». Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
3. «Цели и средства». Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
4. «Смелость и трусость». В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
5. «Человек и общество». Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Те ученики, кто получил «незачет» на сочинении, получат еще две попытки пересдачи — 7 февраля и 16 мая.
www.lipetsk.kp.ru
Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2017: темы, примеры
Итоговое сочинение (для некоторых категорий лиц изложение) является своеобразным допуском к сдаче ЕГЭ. Что необходимо знать выпускникам 2017 года?
Кто может писать?
Сочинение обязаны написать все учащиеся 11 классов. Исключение составляют подростки с ограниченными возможностями здоровья – они пишут изложение. Выпускники прошлых лет также могут быть допущены к экзамену, для этого необходимо предъявить оригиналы документов об образовании. Написание этого испытания для абитуриентов имеет определенные преимущества, ведь сейчас многие вузы добавляют за него до десяти баллов.
Кризис 2017
года в России — читайте прогнозы в нашей публикации. О диспансеризации более подробно можно узнать из этой статьи.
Отсюда можно узнать о прогнозе курса доллара на 2017 год.
Когда пишем?
Выпускники пишут экзамен в первую среду декабря. Если они получили «незачет», есть еще две попытки пересдать: в первую среду февраля и в первую рабочую среду мая. Не позднее двух недель до указанной даты необходимо подать заявление.
Начало написания – 10:00. На выполнение отводится 235 минут (3 часа 55 минут).
Темы сочинения 2017
Точные темы станут известны в 09:45, за 15 минут до начала экзамена. Для каждого часового пояса они будут разными. А вот тематические направления (их всего пять) озвучат ближе к началу учебного года.
Критерии оценки – «зачет» или незачет»
В первую очередь учитывайте, что к проверке допускаются сочинения, соответствующие определенным требованиям. Первое – это объем. Рекомендуемое количество слов – от 350. Работа объемом менее 250 слов оценивается 0 баллов и считается невыполненной. Второе требование – самостоятельность написания. За списанный текст экспертом выставляется «незачет».
Если сочинение соответствует вышеуказанным требованиям, его проверяют и оценивают по пяти критериям.
- «Соответствие теме».
«Незачет» выставляется за тексты, не соответствующие теме и не содержащие конкретную цель высказывания. Помните, это один из главных критериев. Получив по нему минус, вы автоматически получаете «незачет» за всю работу. Придерживайтесь главного!
- «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Это второй обязательный критерий. Если вы не привлекаете литературный материал, получаете «незачет».
- «Композиция и логика рассуждения».
Тут все не так страшно. «Незачет» ставят, только если пониманию смысла вашего текста мешают грубые логические ошибки или нет тезисно-доказательной части.
- «Качество письменной речи».
Здесь тоже легко получить «зачет». «Незачет» выставляется за тексты с низким качеством речи, к примеру, если речевые ошибки затрудняют понимание смысла вашего творения.
- «Грамотность».
Получить плюс по этому пункту несложно – тщательно проверьте свое творение на ошибки. «Незачет» ставится, если текст имеет больше 5 ошибок на 100 слов.
Чтобы получить «зачет», необходимо набрать по критериям хотя бы три плюса из пяти. По первому и второму – в обязательном порядке, а также хотя бы один положительный результат по любому из оставшихся трех.
Как научиться писать сочинение?
Не стоит надеяться только на удачу. Если вы испытываете трудности в написании, придется потренироваться над этим. Начните с малого: заставьте себя ежедневно составлять хотя бы несколько предложений. Это могут быть размышления о погоде, о природе, о чьем-нибудь поступке. И, конечно же, больше читайте! Возьмите в привычку не ложиться спать, если вы не почитали в течение дня хотя бы полчаса. Это не только поможет в написании сочинения, но и повысит ваш интеллектуальный уровень.
На следующем этапе вы должны научиться находить связь между событиями вашей жизни и похожими примерами из произведений литературы.
Мало-помалу вы приобретете навык размышлять над определенными вопросами, привлекая литературный материал. А это и есть два самых необходимых критерия, по которым оценивается работа. Не говоря уже о том, что благодаря чтению по остальным пунктам автоматически можно получить положительный результат.
Будет полезно потренироваться над несколькими направлениями. Они станут известны за несколько месяцев до экзамена. Можно выбрать два-три направления, которые приходятся вам по душе, и написать по ним несколько сочинений. Этот опыт поможет вам в день сдачи экзамена.
На экзамене
В 09:00 начинается вход на место проведения экзамена. До его начала организаторы проведут инструктаж, выдадут бланки, которые нужно будет заполнить, и озвучат темы. Помните, что с собой вы обязательно должны иметь гелевую ручку и паспорт. На экзамене разрешается пользоваться орфографическим словарем, который выдадут вам члены комиссии. Кроме этого у вас ничего не должно быть. Ни в коем случае не пытайтесь пронести с собой сотовый телефон или какой-нибудь другой гаджет.
- Выбираем тему. Не торопитесь выбором! Времени для написания достаточно. На этот этап можно отвести минут 10-15. Внимательно прочитайте предложенные варианты. Возможно, на какую-то проблему вы уже хоть что-нибудь да писали. Если таких нет, ищите темы, которые вам понятны. Сразу обдумайте примерный план, подберите аргументы. Если все сошлось – вперед.
- Пишем на черновик. Лихорадочные мысли, мелькавшие в вашей голове при выборе направления, нужно как-то систематизировать. Для этого составляем план. Любое сочинение стоит на трех китах: вступление, основная часть и заключение.
Первая часть – это введение в тему, сформулированную в заголовке сочинения. Можно разъяснить ключевые слова названия, актуальность данной темы и обозначить главный тезис.
В основной части приводим аргументы, примеры из литературных произведений (хотя бы из одного). Доказываем главный тезис, обозначенный во вступлении. Не отклоняйтесь от ключевых слов названия, все время держите их в уме. Соответствие теме – это главный критерий оценки.
В заключении делаем вывод. То есть подводим итог из всего ранее написанного. Не забывайте, что вступление и заключение должны занимать не более 1/3 от всего объема.
- Проверяем и переписываем на чистовик. Для начала убедитесь, что ваше творение соответствует теме и содержит аргументы из художественной или публицистической литературы. Без этих двух критериев «зачет» получить не удастся!
Пересчитайте слова. Их должно быть не меньше 250, включая служебные. Рекомендуемый объем – от 350 слов. Проверьте текст на абзацное членение. Каждая часть: вступление, основная часть и заключение – должны начинаться с красной строки. Отдельная мысль основной части – тоже новый абзац.
Проверьте текст как минимум два раза: первый – на наличие орфографических ошибок, второй – пунктуационных. Аккуратно переписываем и сдаем.
Результаты сочинения
Узнать об итогах экзамена можно в своей школе или на месте регистрации для участия, а также зарегистрировавшись на официальном сайте ЕГЭ в интернете. Если вы получили неудовлетворительную оценку, не расстраивайтесь. Есть еще две попытки – пересдать можно в феврале и в мае. Результаты испытания действительны в течение четырех лет.
Подойдите к написанию итогового сочинения со всей ответственностью. Это испытание не только допуск к сдаче государственной аттестации, но и возможность получить заветные 10 баллов при поступлении в вуз.
Следите за новостями, появляющимися на официальных сайтах, следуйте советам, размещенным в этой статье – и вам не придется трястись от страха перед экзаменом. А в таком случае – успех вам гарантирован!
И еще немного дополнительных советов, как написать хорошее итоговое сочинение.
god-2017.su
Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2018: стали известны темы
Стали известны направления для итогового сочинения, которое выпускники будут писать 6 декабря этого года. Напомним: сочинение оценивается по системе зачет-незачет, и является допуском для сдачи ЕГЭ.
Всего Федеральный институт педагогических измерений составил пять примерных направлений. Точные темы выпускники узнают уже на самом экзамене. Для каждого часового пояса будут составлены свои варианты. Писать сочинение надо с опорой на прочитанную литературу, но можно использовать книги не из школьной программы.
1. «Верность и измена». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
2. «Равнодушие и отзывчивость». Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
3. «Цели и средства». Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
4. «Смелость и трусость». В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
5. «Человек и общество». Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Те ученики, кто получил «незачет» на сочинении, получат еще две попытки пересдачи — 7 февраля и 16 мая.
www.ul.kp.ru
Школьный портал для учителей и учеников
Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение. Дата проведения: 2 декабря 2015.
Время
И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
А.П. Чехов «Вишнёвый сад»,
А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
Дом
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»,
И.А. Гончаров «Обломов»,
Л.Н. Толстой «Война и мир»,
А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
Любовь
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»,
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»,
И.А. Бунин «Чистый понедельник».
Путь
М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Герой нашего времени»,
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,
А.П. Чехов «Ионыч»,
М.А. Шолохов «Тихий Дон».
Год литературы в России
Д.И. Фонвизин «Недоросль» (270 лет со дня рождения),
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (220 лет со дня рождения),
Джек Лондон «Мартин Иден».
Для ленивых и любознательных составил список небольших рассказов и повестей.
Время
Э. Хемингуэй «Старик и море»,
А.П. Чехов «Ионыч»,
И.А. Бунин «Окаянные дни»,
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».
Дом
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»,
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на Ёлке»,
А.П. Чехов «Ванька».
Любовь
А.П. Чехов «Тоска»,
А.П. Чехов «Душечка»,
В.Г. Распутин «Уроки французского»,
К.Г. Паустовский «Телеграмма».
Путь
А. Никитин «Хождение за три моря»,
Д. Лондон «Любовь к жизни»,
Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»,
А.П. Платонов «Усомнившийся Макар».
Составляем план к сочинению
«Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении», – эту цитату я взял из книги «Делегирование» Брайана Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по маршруту и не сбиваться на посторонние детали.
Надеюсь, вы осознали, что писать сочинение по плану действительно важно и нужно. Но я уже предвижу иронические выпады: «…я и без плана хорошо пишу и составляю его только после того, как, собственно, получится само сочинение. А план мне ни сдался вовсе, его учитель только зачем-то требует!». Учителя, читающие это, думаю, сейчас вспомнили некоторых своих подопечных, не раз говоривших нечто подобное.
Никогда не поздно меняться в лучшую сторону, если мы действительно этого хотим. Я не перестану повторять, что грамотно составленный план – это основа вашего сочинения. Поэтому призываю вас поработать над этим.
Да, это придёт не сразу, однако вы ощутите всю пользу такой подготовительной работы, когда приступите непосредственно к сочинению.
– Можно ли отступать от плана?
– Разумеется!
– Так, а смысл писать, если отступать от него?
– Ваши незначительные отступления – это контролируемый процесс. У вас будут поставлены границы, вам будет ясна первоначальная мысль и понимание того, к чему надо прийти. А когда вы уже погружены в написание, то всегда готовы к тому, чтобы привнести в сочинение что-то такое, о чем сразу и не задумывались.
Введение, основная часть, заключение – 3 кита вашего сочинения.
Структура сочинения
Основная часть всегда разбивается на подпункты.
I.
II.
1.
2.
3.
4.
III.
Пишем план
Порассуждаем на примере такой темы: «Из двух друзей всегда один раб другого» (по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова). Сразу видим, что наше сочинение будет посвящено теме дружбы. Поэтому во введении мы должны сразу поднять её. И пункт под римской цифрой I мог бы звучать примерно так: «Тема дружбы в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени”». Основную часть, как правило, озаглавливают по теме сочинения. И затем уже разбивают ее на части. И в качестве подпунктов можно выделить следующее:
1. Неспособность Печорина к дружбе.
2. Печорин и Максим Максимыч.
3. Печорин и Грушницкий.
4. Печорин и доктор Вернер.
Меня в школе ругали, когда не мог подобрать синонимы в пунктах плана, но в данном случае, это вполне, считаю, уместно. Как мы видим, наше сочинение получается строго литературное. Поэтому данный вариант скорее подойдет тем, кто хорошо и уверенно пишет в таком ключе, и умеет рассуждать с литературных позиций. Плюс ко всему, здесь необходимо хорошо помнить текст романа, иначе ничего написать не получится.
В заключении нам следует еще раз задаться вопросом, почему всё-таки «Из двух друзей всегда один раб другого»? Я бы стал развивать мысль, что Печорину просто не везло в дружбе, отсюда и такое к ней отношение. Завершил бы тем, что не согласился с этим высказыванием. Ведь, если исходить из такой позиции, то и дружбы как таковой не будет.
Понятно, всё это субъективно, каждый может высказывать свою точку зрения. Но очень важно в заключении всё же не отходить от темы. И ключевые слова из неё должны прозвучать обязательно.
«В дружбе не всегда везёт», – так бы звучал мой последний пункт плана.
Теперь еще раз пройдемся по структуре. И сформулируем основные тезисы:
1. I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему.
II (основная часть) – то, что нам требуется доказать.
III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении.
2. Во введении также можно порассуждать:
a. Об эпохе;
b. Вспомнить факты из биографии писателя;
c. А лучше всего поговорить глобально о поднятой теме.
3. Оптимальное количество подпунктов в основной части – 4.
4. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Нежели наоборот.
5. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать).
6. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
– Жестко определенных тем сочинения не будет, – рассказала журналистам начальник управления Департамента образования Москвы Марина Смирницкая. – Скорее, они будут связаны с просьбой дать нравственную оценку, жизненную позицию, которая показывает личность ребенка. А чтобы сделать это, конечно, надо знать литературное произведение, много читать.
1. Отрабатывайте хотя бы 2 блока тем. Чередуйте их.
2. Чтобы произведение лучше усваивалось, старайтесь писать сочинение через пару дней, чтобы осмыслить прочитанное.
3. Выбирайте такие блоки, которые похожи между собой. Например, хорошо сочетаются «Чем люди живы?» и «Вопросы, заданные человечеству войной». Также сочетаются «Спор поколений: вместе и врозь» и «Человек и природа». Лермонтова можно соединить как с «Чем люди живы?», так и «Человек и природа» (вспомнить хотя бы поэму «Мцыри»).
4. Не забывайте о критериях. Всегда помните о них, когда пишете сочинение.
5. Пишите план сочинения! Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении.
6. Введение, основная часть, заключение – 3 кита вашего сочинения.
7. Когда косвенно привлекаете текст произведения (пересказываете его), привлекайте и свои мысли, иначе получится изложение, а не сочинение.
8. Нежелательно использовать выражения типа: «я считаю», «мне кажется», «я думаю», «всем известно, что» и т.д.
9. Меньше восторженных/восклицательных предложений. Будьте спокойнее, меньше пафоса.
10. Чтобы ваши мысли не выглядели смешно, умоляю вас, читайте хотя бы немного учебники по литературе. Вам необязательно вчитываться в критическую литературу, но знать, что хотел сказать своим произведением автор, – крайне важно.
11. Меньше штампов, друзья, это же литература!
Учимся подбирать аргументы для основной части сочинения
Очень полезное упражнение – учиться писать короткий ответ на прямо поставленный вопрос в объёме 5-10 предложений.
Сразу вспоминаются школьные уроки литературы, когда часто проводились подобные проверочные работы на 10 минут от начала урока. На некоторые вопросы можно было писать много и долго, но в этом и прелесть: привести наиболее весомый аргумент, подтверждающий твою точку зрения. «Почему Онегин так холодно обошёлся с Татьяной?» Полемичный вопрос. А вы ответьте на него кратко.
Что представляет собой 8 задание в ЕГЭ по литературе? (С1, если по-старому). Это сочинение, в котором нет введения и заключения. Поэтому для начала крайне важно научиться писать в объёме 5-10 предложений, чтоб потом у нас не было проблем при подборе аргументов в основной части сочинения.
И как раз основная часть состоит из нескольких абзацев, где мы приводим цитату, аргумент, комментарий.
Разберемся на примере: «В чем заключается трагедия Евгения Онегина?» Для начала подберем аргументы:
1. Лучшая часть жизни прошла впустую.
2. Безуспешные попытки найти интересное занятие.
3. Трагедия в любви.
Напомню, отвечать нужно прямо, без пространных введений, перефразируя вопрос:
«Трагедия Евгения Онегина во многом заключается в том, что он потратил большую часть своей жизни на бесконечные балы, праздники, походы в театр. Но «Измены утомить успели; /Друзья и дружба надоели…». После долгих лет праздной жизни им овладела хандра.
Переехав в деревню, он начинает писать, «но труд упорный ему был тошен», пробовал читать, но книги также его не увлекли. Пытался заниматься хозяйством, но вся его деятельность ограничилась лишь: «Ярем он барщины старинной Оброком лёгким заменил».
Онегин, который не верил в искренние любовные чувства, холодно отверг Татьяну. Пробудились давно угаснувшие чувства в герое только после того, как Онегин увидел Татьяну на балу, где она предстала в облике светской барыни. Но ему было суждено получить ответный урок от Татьяны: она его отвергла».
Мы привели 3 аргумента. Получилось 8 предложений. Этот каркас можно еще расширять и расширять предложениями, раскрывающими каждый из аргументов, но суть данного задания в том, чтобы научиться лаконично отвечать на прямо поставленный вопрос.
Список литературы по всем направлениям итогового сочинения 2015-2016
Список, естественно, не претендует на исчерпывающую полноту. В него вошли только произведения русских писателей и поэтов из школьного курса литературы, так как по ним легко найти дополнительные материалы (историю создания, идею, проблематику, авторскую позицию и т.д.).Помните, что поверхностного знания текста для написания выпускного сочинения будет недостаточно. Выберите несколько произведений и комплексно изучите, опираясь на литературоведческие источники. Почитайте критические статьи, биографию автора, значение творчества в целом, качественные сочинения и т.д. Сделайте краткие конспекты по выбранным произведениям и только потом начинайте тренироваться в написании собственных текстов.
НО! Вы можете привлекать литературный материал на своё усмотрение. Главное, чтобы ваши аргументы по выбранной теме итогового сочинения были исчерпывающими.
Произведения, актуальные для всех направлений:
• М.А. Шолохов повесть «Судьба человека» (110 лет со дня рождения)
• А.П. Чехов пьеса «Вишнёвый сад» (155 лет со дня рождения)
• А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума» (220 лет со дня рождения)
• Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль» (270 лет со дня рождения)
• А.С. Пушкин повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин» (ежегодные даты: День памяти – 10 февраля, Пушкинский день России – 6 июня)
Произведения, актуальные для всех направлений, кроме «Года литературы»:
• «Слово о полку Игореве»
• Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»
• М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»
• Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»
• И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»
• Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»
• М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»
Время + Путь:
• А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»
• М. Горький трилогия «Детство. В людях. Мои университеты»
• М.А. Булгаков повесть «Собачье сердце»
Дом + Любовь:
• И.А. Гончаров роман «Обломов»
• Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль»
• Н.М. Карамзин повесть «Бедная Лиза»
• А.Н. Островский драма «Гроза»
• А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор»
Любовь:
• Любовная лирика таких поэтов, как М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, Ф.И. Тютчев, Н.А.Некрасов, А.А.Блок, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, М.И.Цветаева, А.А.Ахматова, Б.Л.Пастернак и др.
• А.И. Куприн повести «Гранатовый браслет», «Олеся»
• И.А. Бунин рассказы «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Тёмные аллеи»
• М. Горький рассказ «Старуха Изергиль»
• Ф.М. Достоевский повесть «Белые ночи»
Год литературы в России:
• 10 февраля — День памяти А.С. Пушкина
• 3 марта – Всемирный день писателя
• 21 марта — Всемирный день поэзии
• 6 июня – Пушкинский день России. 216 лет со дня рождения русского поэта и писателя А. С. Пушкина (1799-1837г.)
• 15 января — 220 лет со дня рождения писателя, дипломата А.С. Грибоедова (1795—1829)
• 29 января — 155 лет со дня рождения писателя А.П. Чехова (1860—1904)
• 10 февраля – 125 лет со дня рождения поэта, прозаика и переводчика Б.Л. Пастернака (1890—1960)
• 14 февраля – 160 лет со дня рождения писателя В.М. Гаршина (1855–1888)
• 24 мая – 110 лет со дня рождения писателя М. А. Шолохова (1905—1984)
• 24 мая – 75 лет со дня рождения поэта, драматурга, переводчика И. А. Бродского (1940—1996)
• 21 июня – 105 лет со дня рождения поэта А. Т. Твардовского (1910-1971)
• 27 июля – День памяти М.Ю. Лермонтова (1814-1841), 174 года со дня смерти писателя
• 7 сентября – 145 лет со дня рождения писателя А. И. Куприна (1870-1938)
• 3 октября – 120 лет со дня рождения поэта С. А. Есенина (1895—1925)
• 22 октября – 145 лет со дня рождения писателя И. А. Бунина (1870-1953)
• 26 октября – 135 лет со дня рождения поэта, писателя А. Белого (1880-1934)
• 28 ноября – 135 лет со дня рождения поэта А. А. Блока (1881-1921)
• 5 декабря – 195 лет со дня рождения поэта, переводчика А. А. Фета (1820—1892)
shkola-zanyatij.ru
Персональный сайт учителя — Итоговое сочинению по литературе
Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году
Время написания – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Даты проведения итогового сочинения 2017-2018
- 6 декабря 2017 года;
- 7 февраля 2018 года;
- 16 мая 2018 года.
Направления итогового сочинения 2017-2018 учебного года
5 открытых направлений тем итогового сочинения:
«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».
1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.Что требуется?
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Критерии оценивания
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Материалы для учащихся
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Объёмный список литературы по направлениям с разбивкой по группам
Бланки для написания сочинения
Бланк регистрации
Бланк записи
Направление «ВРЕМЯ»
Рекомендации
Образец сочинения
Направление «ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ»
Направление «ПУТЬ»
Характеристика, литература, цитаты
Рекомендации
Видеоуроки о написании сочинения
Образцы сочинений (для примера)
elena-bel.ucoz.ru