Пятидневка или шестидневка в школе по закону – Закон о пятидневке в школе 2018 — Юридический статус

Содержание

Повлияет ли на успеваемость и оптимальный отдых школьников пятидневка в школе?

Российские школы постепенно отказываются от шестидневной учебной недели в пользу пятидневной, что дает возможность иметь полноценный отдых на выходных. Предполагается, что пятидневка в школе будет способствовать укреплению семейных отношений. Такая перспектива воспринята положительно родителями и, безусловно, детьми. Дополнительный день отдыха позволит всей семье отдохнуть с утра и провести день вместе.

При всех очевидных достоинствах наличия двух выходных, пятидневная учебная неделя имеет и недостатки. Они связаны с изменением в учебном плане и увеличением нагрузки для детей с понедельника по пятницу.

Преимущества перехода на пятидневную учебную неделю

Кроме возможности иметь полноценный сон в субботу, выходной обеспечит:

Психологическую устойчивость учащихся и как результат, повышение успеваемости и качества обучения.

Согласно словам детских психологов, шестидневная учебная неделя оказывает негативное влияние на уравновешенность ребенка. Многообразие предметов распыляет внимание учащегося, а ему остается лишь один выходной, который он тратит на подготовку домашнего задания. Постоянное напряжение и отсутствие полноценного отдыха приводит к нарушению дисциплины, нежеланию учиться, капризам, высокой тревожности и неуравновешенности ребенка. Это вполне объяснимо: его не нужно ругать, а стоит помочь.

Переход на пятидневку и призван стать облегчением для учеников. Это позволит тщательно подготовиться к понедельнику и при этом восстановить силы для новой учебной недели. Нужный настрой способствует лучшему усвоению учебного материала и повышению успеваемости ученика.

Отдых в кругу семьи, родители смогут больше времени проводить с детьми, заниматься воспитанием.

Ответственные родители, заинтересованные в развитии своего ребенка, обязательно найдут, чем его занять. Это могут быть культурные мероприятие, спортивные соревнования для всей семьи, экскурсионные поездки, посещение океанариума или планетария, занятия по интересам, вечерние настольные игры.

День, проведенный в кругу семьи, поможет родителям наблюдать за своим ребенком. Они смогут, узнать, как он себя ведет в различных ситуациях, заметить, в чем ему требуется помочь. Подобный опыт сохранит семейные связи прочными, что станет особенно ценно, когда ребенок достигнет подросткового возраста.

Недостатки пятидневки в школе

Основным минусом является тот факт, что придется вместить шестидневную учебную программу в пять дней. Таким образом, можно выделить следующие недостатки:

  1. Изменение учебного плана.

Это произойдет путем добавления уроков в расписание с понедельника по пятницу, что особенно нежелательно, если в школе две смены. Или же возможен другой способ – сокращение часов отдельных предметов. Закон «Об образовании в российской Федерации» устанавливает государственные образовательные стандарты. Это Федеральный компонент, который учитывается при составлении учебного плана. Также есть Региональный и Школьный компонент, согласно которым в школе прописывают учебную нагрузку по каждому предмету. Переход на пятидневку заставит пересмотреть необходимость каких-то уроков.

2. Замена предметов внеурочной деятельностью.

Этот пункт напрямую связан с первым: для того, чтобы выдать необходимый материал, будут организованы факультативы и элективные курсы. Существуют санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательном учреждении, которые устанавливают границу к максимальной нагрузке в пятидневную учебную неделю. Так, например, для четвертых классов, количество уроков не должно превышать 23 часа. Таким образом, если ребенок занимает в школе с пятидневкой, то увеличение нагрузки даже на один час будет нарушением норм СанПиНа, а именно СанПиН 2.4.2.2821-10.

Если предмет важен для обучения, а учащийся волен посещать его по желанию, то он может упустить нужную информацию для обучения. Поэтому часто, чтобы избежать подобных ситуаций, администрация школы выбирает способ сокращения часов за счет других предметов. Это позволяет сохранить все предметы, но в меньшем объеме.

Похожее

uchitelskaia.ru

В чью компетенцию входит установление режима работы школы (пяти- или шестидневной недели) и установление длительности урока 40 минут или 45 минут?

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Кроме того, согласно ч. 7 ст. 12 и п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Согласно п. 9 ст. 2 данного Федерального закона образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и календарный учебный график образовательных организаций.

Ограничения в данном вопросе установлены санитарными правилами и нормативами. Так, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189) продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут (за исключением 1 класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут). Кроме того, устанавливаются гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки.

Таким образом, продолжительность уроков (40 или 45 минут) и учебной недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем) устанавливается самостоятельно образовательной организацией при условии соблюдения требований СанПиН и федеральных государственных образовательных стандартов.

xn--273—84d1f.xn--p1ai

Шестидневка в школах: за и против | Статьи

Младшая дочь Татьяны Света учится во втором классе в школе № 18 в Юбилейном. В образовательном учреждении действует шестидневная учебная неделя. Занятия в субботу начинаются в 11 утра. Вторую смену в начальной школе сдвинули по просьбе родителей с 14 часов дня, чтобы дети могли раньше освобождаться.

— В субботу день разбит. С ребенком невозможно никуда пойти, за город, например, не съездишь. В воскресенье уже нужно делать уроки на понедельник, — объясняет Татьяна. — Дети сильно перегружены. Ребенку хочется в дополнительные секции ходить, но из-за большой нагрузки не получается.

Ученицы младших классов

Как рассказывает Татьяна, из-за учебной субботы дочери пришлось бросить танцы, которыми она занималась с четырех лет. В этом году Света начала ходить в волейбольную секцию, но и на занятия спортом ребенку едва хватает времени и сил.

— Дочка устает сильно, по утрам тяжело встает, не может проснуться, потому что организму не хватает отдыха. Уроки и вечером делаем, и утром. Бывает, что и до 23:00 сидим с домашними заданиями, — поясняет мама второклассницы.

По нормам СанПиН у учащихся начальной школы должно быть не больше пяти уроков в день. У дочери Татьяны такое количество занятий раз в неделю, в остальные дни — по четыре урока.

По мнению мамы школьницы, уроки, проводимые в субботу, можно распределить по будням, тем самым освободив детям выходной день.

Родители школьников неоднократно обращались к директору с просьбой перейти на пятидневную неделю. В прошлом учебном году им отказали, поскольку учебный план на год уже утвердили. Весной этого года родители вернулись к этой теме, снова писали письма директору, участвовали в круглом столе с представителями департамента образования Иркутска.

— В итоге директор сказала нам, что есть возможность перейти на пятидневку. Но в августе, перед началом нового учебного года, мы узнали, что у нас сменился директор. Причин смены руководства нам не называли, — говорит Татьяна. — Возможно, это было сделано, чтобы наша школа не перешла на пятидневную неделю, что вызвало бы волну недовольства со стороны родителей в других учебных заведениях.

Старшеклассники на уроке физкультуры

Родители учащихся начального звена 18-й школы настроены решительно и не собираются оставлять эту тему без внимания. Новому директору тоже отправили письмо с просьбой о переходе на пятидневку, ответ на него был кратким и категоричным: в середине учебного года это невозможно. Родители надеются услышать конкретные причины.

У Ксении дочь учится в десятом классе. Мама старшеклассницы считает, что при переходе на пятидневку у школьников будет больше времени на подготовку к выпускным экзаменам, в том числе на занятия с репетитором.

— К сожалению, в школе не могут должным образом подготовить к экзаменам. Приходится обращаться к репетиторам. На дополнительное образование необходимо время, в этом смысле суббота бы очень пригодилась, — рассказывает Ксения.

В департаменте образования Иркутска пояснили, что режим работы по пятидневной или шестидневной неделе определяется школой самостоятельно. При этом должны быть соблюдены правила чередования времени обучения и отдыха и максимальной недельной учебной нагрузки.

— Образовательный процесс в школе основывается на образовательной программе, которую школа формирует и утверждает самостоятельно. Один из её элементов — учебный план. Формируя его, школа сама определяет количество учебных часов, необходимых для освоения основной образовательной программы, а соответственно, определяет режим работы, — отмечает начальник департамента образования Иркутска Александр Костин.

Александр Костин

При этом в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены права родителей. К ним относится, например, участие в управлении школой в той форме, которая определена её уставом, а также знакомство с уставом, лицензией, учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности.

Важно, что по закону у родителей нет права устанавливать режим работы школы. То есть они могут лишь высказать пожелания руководству образовательного учреждения или обратиться к нему с просьбой о переходе на пятидневную неделю.

— Департамент образования считает, что проблема не в том, сколько дней учится ребёнок. Гораздо важнее, справляется ли школьник с нагрузкой, — добавляет Александр Костин. — Поэтому за выбором школой пятидневной или шестидневной учебной недели стоит главный вопрос: будет ли учебная нагрузка правильно структурирована, и как ребёнку легче справиться с нагрузкой при организации своего учебного процесса.

Те, кто поддерживает пятидневную учебную неделю, относят к плюсам то, что у родителей появляется больше времени для общения с ребенком, у школьника становится больше времени на отдых, а также возможностей посещать дополнительные кружки и секции. Сторонники шестидневки говорят о том, что она позволяет равномерно распределять максимальную учебную нагрузку.

На занятии по настольному теннису

Мы поговорили с директорами и учителями, чтобы узнать отношение к пятидневке и шестидневке в педагогических коллективах. По словам директора школы № 6 города Шелехова Елены Дворянской, развитие учащихся идет в том числе за счет факультативов и внеурочной деятельности, которые проще и удобнее проводить при шестидневной неделе.

На субботу в школе вынесены практически все факультативы и консультации для подготовки к ГИА и ЕГЭ. В выходной день также проходят спортивные и другие мероприятия.

— Я как директор всё-таки за шестидневку. Потому что я смотрю на учеников 9 и 11 классов, когда их готовят к государственной итоговой аттестации, ребятам приходится это делать либо во второй половине дня, либо после уроков. После уроков это крайне сложно, — объясняет Елена Дворянская. — Вы сами понимаете, что если сделать им по семь уроков в день пять дней, то тогда детям будет сложно, если приходить им часа в три, допустим, четыре, то половина из них заняты где-то в дополнительном образовании, поэтому получается, что такие консультации будут некачественными. В субботу они приходят отдохнувшие, выспавшиеся, мы консультации им делаем не в восемь утра, позже, поэтому вот здесь только в плюс.

Стрелковый тир в школе

Кроме того, учебный план при пятидневке не предусматривает факультативы, то есть более глубокое изучение школьных предметов. Дополнительно школьникам преподают «Основы русской словесности», «Решение задач реальной математики», «Правоведение» и «Программирование».

— Мы будем при пятидневке изучать лишь основные предметы, а углублять их за счет факультативов уже не получится. При шестидневке мы имеем возможность это делать, — добавляет директор 6-й школы Шелехова.

Как рассказала Елена Дворянская, явного недовольства родителей по поводу шестидневки не было, но тема периодически обсуждается. Так, родители вносили предложение перевести начальную школу на пятидневную неделю, сейчас руководство школы думает над этим.

— В коллективе говорим об этом постоянно. Есть свои за и против, конечно. И учителям хочется по субботам дома быть, естественно, все же мамочки, — говорит директор шелеховской школы.

Учитель русского языка и литературы гимназии № 1 города Усолье-Сибирское Лариса Чугина считает пятидневку замечательным вариантом, но признает, что переход наверняка произойдет не скоро. Для этого министерству образования нужно полностью пересмотреть образовательные программы.

— Ту программу, по которой мы работаем сейчас, невозможно вместить в пять дней, в ней много лишнего. Зачем, например, в 11-м классе школьникам преподают высшую математику? Выпускники, которые изучают её в университете, рассказывают, что первый курс они просто бездельничают, — добавляет Лариса Чугина.

По словам учителя русского языка и литературы, детям не на пользу такая нагрузка. Школьники не отдыхают, у них портится зрение, появляется сколиоз, потому что они без отдыха занимаются в школе, на факультативах, а затем с репетитором и дома.

В школе № 14

Несмотря на просьбы родителей, о возврате к пятидневке речи не идет. Ни одна из школ пока что не готова вводить такой режим работы. Как рассказала одна из родительниц, на вопрос, когда школа перейдет на пятидневку, директор ответила прямо: «Другие же не переходят, почему мы должны быть первыми?» И вопрос из решаемых сразу перешел в разряд риторических.

Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»

www.irk.ru

Пятидневка или шестидневка? Родители школьников в Горбунках спорят о режиме учёбы

Пятидневка или шестидневка? В горбунковской школе спорят о режиме работы

В Ломоносовской школе №3 в Горбунках назрел конфликт. Инициативная группа родителей выступает за сокращение шестидневной учебной недели. По мнению взрослых, расписание с одним выходным неблагоприятно отражается на детях. Администрация школы парирует — если ввести пятидневку, дети лишатся профильных уроков и внеурочных занятий. LL разбирался в ситуации.

Об изменении режима работы горбунковской школы заговорили в сентябре прошлого года. Именно тогда стали появляться первые обращения родителей в администрацию учебного заведения. Взрослые сетовали на то, что нынешняя шестидневка — тяжелая ноша для школьников. У ребенка всего один выходной в неделю, ни уехать, ни полноценно провести время вместе семья не может.

«У меня дочка в этом году была в пятом классе и училась по шесть дней в неделю. А до четвертого класса мы учились пятидневку. Сейчас очень неудобно – никуда не уехать, к бабушке ребенка не отправить… А ведь в субботу всего четыре урока! Их вполне можно раскинуть по будним дням», – считает председатель родительского комитета 5Б класса Катерина Леонова-Ласточкина.

В начале года администрация приняла решение вопрос не поднимать — все-таки, план уже составлен, и менять его на полпути было бы непросто. Мнения согласились выслушать в апреле – руководство школы инициировало общее собрание с анкетированием. На голосование вынесли вопрос – какой, по мнению родителей, режим работы оптимален для учеников.

По словам директора школы Татьяны Акатновой, младшая школа показала хорошую явку: пришли 285 родителей из 302. Старшая же школа повела себя иначе: из 326 человек явились всего 84.

«После голосования некоторые классы донесли анкеты, в итоге по старшей школе я обрабатывала 108 голосов. Действительно, все они за пятидневку. Но это одна треть школы. А две трети не пришли. И я знаю, что эти родители сделали это умышленно, чтобы не конфликтовать. Я считаю, что они встали на сторону школы и согласны учиться шестидневку», – рассказала LL Татьяна Акатнова.

Пятидневка или шестидневка? В горбунковской школе спорят о режиме работы

Вопросы у родителей возникали и по поводу времени начала уроков. В этом году в Горбунках учились с 8:25. Часть семей одобряли такой ранний старт, ведь взрослые успевали вовремя приехать на работу в город, другая часть жаловалась — дети не высыпаются.

После голосования и ряда бесед с родителями директор распорядилась ввести следующий режим: шестидневка с началом уроков в 9:00. Время сдвинули умышленно — по словам Акатновой, школа добавила полчаса на сон, ведь выспавшиеся дети куда лучше воспринимают информацию. Объявление о принятом решении опубликовали в социальной сети. Пост вызвал шквал негодования. Вот некоторые комментарии:

-Время которое можно потратить на хобби, отдых или тот же сон теперь будет значительно сокращено. Спасибо вам!

– 9 класс, 10 часов на дополнительные занятия, домашние задания, теперь еще и с 09:00 начало… КУДА ЕЩЕ ХУЖЕ?!? Дети сейчас даже с 8 классов начали уходить…

– Это полнейший бред, полчаса разницы нам выспаться не дадут нормально, а вот в субботу мы могли отдыхать, но нет же! И где логика, когда родители в субботу не работают и отдыхают, а мы должны учиться!

По закону, последнее слово о режиме работы все равно за администрацией школы. Норма не запрещает и родителям принимать участие в решении вопроса. Но образовательная организация, по сути, может и проигнорировать общественное мнение.

«Родители имеют право высказывать свое мнение, но решение всё равно принимает администрация. Подавляющее число школ в нашем районе работает шестидневку. Вопрос о сокращении недели поднимают отнюдь не все родители, а только те, кому это удобно. В пятидневку дети будут сидеть по 6-7 уроков ежедневно! Поэтому мы рекомендуем провести обязательно очное собрание, на котором соберется большинство взрослых. И если это не профанация, то ради Б-га. Для нас важно, чтобы родители взвесили – потянет их ребенок такой режим или нет», – отметила председатель районного комитета по образованию Ирина Засухина.

Горбунковская школа выступает исключительно за шестидневный режим. Как пояснила директор Татьяна Акатнова, на то есть веская причина: при сокращении учебных дней придется полностью переписывать программу. Она, к слову, составлена для каждого класса на все 11 лет обучения. В пятидневку «потеряются» профильные уроки и дополнительные занятия.

«Наша школа отличается от других. У нас три профиля: математика, гуманитарные науки (два иностранных языка) и универсальная направленность. Плюс «внерурочка» — робототехника и медиажурналистика. Наш учебный план область распечатала в методических рекомендациях! Сельская школа, а дает возможность полноценно заниматься. Неужели сейчас всё это надо порушить? Это капитальный ремонт образовательной базы! Наш коллектив сейчас в полной растерянности… От чего отказываться, от какой направленности? Мы отвечаем целиком за процесс образования, именно поэтому мы не можем позволить себе всё так серьезно переделать», – говорит Татьяна Акатнова.

Причем, компромиссов в программе быть не может, замечает директор. План обучения компонуется следующим образом: часть уроков ставится согласно федеральному перечню обязательных предметов. Это стандартные русский язык, математика и история. Их преподают по всей стране. Еще часть формируется регионом — в Ленобласти, например, в расписание обязательно добавляют краеведение. И всего несколько часов в неделю — занятия по усмотрению школы.

Это тот самый шанс сделать акцент на профиле, то есть добавить классу уроки иностранного языка или алгебры. При шестидневке школа может внести от четырех до шести часов в неделю, а при пятидневке — всего два. Профильность в таком случае сильно страдает.

«Еще несколько лет назад назад дети переходили в школы Петергофа, – добавляет Акатнова. – А сейчас ученики стремятся к нам! Едут из других поселений, даже из города. Стало больше на 130 детей, мы учим 27 классов».

Позицию родителей, впрочем, педагоги тоже принимают. Учиться шесть дней тяжелее. Но уроки в субботу, говорят учителя, завершаются уже к полудню. По сути, остаётся бОльшая часть светового дня на отдых.

Противоречия вот-вот должны разрешиться: администрация повторно проведет собрания для родителей. И вновь состоится голосование. На этот раз — привлекут максимальное число «избирателей». Первая встреча назначена на 2 июня. Сидеть без дела не будет и инициативная группа. По словам организаторов, 4 июня все родители, выступающие за пятидневку, придут к школе.

Впрочем, как отмечает руководство, к коренным изменениям учебное заведение, в принципе, готово. Если взрослые всё же проголосуют за сокращение недели, школа прислушается, пообещала Татьяна Акатнова. «Завуч останется без отпуска, но перелопатит программу. Мы же не можем срывать начало учебного года», – резюмирует директор.

Татьяна Баженова

Фото: http://www.m24.ru


Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

comments powered by HyperComments

www.lomolenobl.ru

Какова процедура перехода ОУ с шестидневной на пятидневную учебную неделю?

Какова процедура перехода ОУ с шестидневной на пятидневную учебную неделю?

Решение о переходе на пятидневную учебную неделю образовательная организация принимает самостоятельно. Процедура такого перехода законодательно не закреплена.

Обоснование
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Так, решение вопроса о переходе с шестидневной учебной недели на пятидневную образовательная организация принимает самостоятельно.

Принимая решение о переходе на пятидневную учебную неделю необходимо всесторонне проанализировать и оценить возможности работы образовательной организации в этих условиях, исходя из интересов обучающихся и их родителей (законных представителей).

Решение об утверждении нового учебного плана и о переходе на пятидневную учебную неделю оформляются приказом, вносятся изменения в правила внутреннего распорядка обучающихся.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) (п. 3 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Образовательная организация корректирует учебный план с учетом пятидневной учебной недели.

При распределении учебной нагрузки должны быть соблюдены нормы СанПиН 2.4.2.2821-10.

Приказом вносятся изменения в образовательную программу. В справочной системе «Образование» размещена примерная форма такого Приказа (перейдите по ссылке).

Информация о переходе на пятидневную учебную неделю должна быть размещена на официальном сайте образовательной организации и информационном стенде (ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Если в Уставе образовательной организации содержались сведения о продолжительности учебной недели и режиме занятий, то в этой части в него необходимо внести соответствующие изменения. Для этого нужно обратиться к учредителю.

Режим рабочего времени и времени отдыха является предметом трудового договора с работниками (ст. 57 ТК РФ).

Работодатель обязан уведомить работников о предстоящих изменениях в письменной форме, не позднее, чем за два месяца до предполагаемых изменений (ст. 74 ТК РФ), затем заключить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

  Что обновить в штатном расписании школы на 2018/19 учебный год

  Как изменить документы по оплате труда по новым рекомендациям Минобрнауки

  Какие сведения включить в анализ работы школы за год, чтобы подготовить августовский педсовет и публичный доклад

  Что написать в новой образовательной программе по ФГОС среднего общего образования

  Как оформить и выдать аттестат

  Как организовать работу лагеря с дневным пребыванием детей

www.menobr.ru

Статья на тему: «Пятидневка или шестидневка?»

Сколько дней должна длиться учебная неделя? Погодите, не торопитесь отвечать. Если вы – школьник, я и так с вероятностью предположу, каков будет ответ: «Чем меньше, тем лучше».

Я тоже в свое время с радостными криками встретила в середине восьмидесятых переход нашей школы с шестидневки на пятидневку. Так обидно было раньше: у родителей выходной, а у тебя – снова ранний подъем и тернистый путь в родную школу. Введение пятидневной учебной недели устранило эту историческую несправедливость… однако не уменьшило количество учебной нагрузки. Сидеть за домашней работой приходилось и в субботу и даже в воскресенье. Та же история происходила и с моим ребенком – учебный «гнет» в школе и дома не давал ему полноценно использовать «лишний» выходной день. Так что, если спросить меня, то я даже и не знаю, как лучше учиться – пять дней или шесть?

Голосуй, а то…

Начало этого года школы Подмосковья встретили с этой же дилеммой. Школьникам Московской области и их родителям предложили ответить на вопрос «Пятидневка или шестидневка?» с помощью онлайн голосования на портале «Голосование-2018.рф». Голосование шло с 15 по 18 марта. По опубликованным в СМИ данным, в основном школы голосовали за пятидневную учебную неделю. Причем – со значительным отрывом. Согласно законодательству, решение о количестве учебных дней в школе принимает общественный совет школы. В школах Москвы пятидневная учебная неделя была введена в 2014 году. Подмосковье – на очереди.

На официальном сайте школ московского региона преподаватель одной из подмосковных школ по ссылке убеждает родителей и учеников голосовать именно за пятидневку. И такая «агитация» имеет под собой определенную основу: большинству учителей и родителей удобна «нерабочая» и «неучебная» суббота. Да и школьники, согласно нескольким интернет-исследованиям, согласны с тем, что лучше учиться больше, но получить два выходных.

Впрочем, далеко не все родители в восторге от грядущей пятидневной учебной недели. Отец двух школьников (3 и 6 класс). Роман Яковлев из города Электросталь аргументирует позицию за шестидневку следующими словами: «Если у нас будет пятидневка, ситуация с загруженностью детей значительно ухудшится. Мы видим, что сегодня в Москве некоторые школьники делают «домашку» до десяти вечера. Каждый день там по 6-7 уроков. Даже если тинейджер пойдет работать, занятость может оказаться меньше — для трудоустройства несовершеннолетних свои нормы. А здесь получается, что школьник пашет практически по 40 часов в неделю».

6 дней: показания и противопоказания

Зачем вообще предлагают ввести шестидневную рабочую неделю, чем мотивируют? Дело в том, что загруженность учащихся средних и старших классов сегодня такова, что практически невероятно «разбросать» все нужные уроки по пятидневному расписанию, с учетом всех санитарных требований и коэффициентов.

Что за требования такие? Например, уроки по таким дисциплинам как иностранные языки, физика, математика нельзя делать первыми или последними. Те предметы, где особенно важно, чтобы ученик был усидчив и внимателен, не должны оказываться в расписании после физкультуры. Учитель-предметник не должен читать более трех уроков без перерыва – хотя это требование оказывается нарушенным достаточно часто. Перечислять все нормы не будем – достаточно уточнить, что правильно разделить учебную нагрузку согласно этим требованиям гораздо проще на шесть дней, чем на пять.

Итак, что в идеале должны получить дети, у которых шестидневная учебная неделя? Вот «плюсы» шестидневки:

• Более щадящая учебная нагрузка

• Меньший объем домашней работы

• Уроки начинаются раньше и заканчиваются позже.

Врач-психотерапевт Анна Куликова считает, что эти преимущества могут оказаться очень полезными для здоровья школьника – если школьник их действительно получит: «Ребенку, особенно в условиях современной реальности, очень важно правильно распределять учебную и физическую нагрузку, а так же уделять достаточное время полноценному отдыху. Принцип лучше — не значит больше, имеет здесь первостепенное значение. Учеба по 6- дневной программе несет в себе именно такую цель — снять излишнюю нагрузку с программы буднего дня ( сократить количество уроков с 8 до 6 ежедневно), но к сожалению, это не всегда получается. В таком случае это приносит большой вред психическому и физическому здоровью ребенка, и как следствие идея 5-дневной программы более здорова и рациональна. Помимо процессов эмоционального выгорания (что проявляется в нестабильном внутреннем состоянии, повышенной агрессии, нарушении ночного сна и аппетита ), так же может нарушаться и физическое состояние(снижается иммунитет, обостряются хронические заболевания и аллергические реакции), что по итогу не способствует развитию полноценной и здоровой личности ребенка».

Шестидневка: гладко было на бумаге…

Да, «минусов» у шестидневной учебной недели тоже хватает. Например, существуют конфессии, где работать и учиться в субботу неприемлемо. Праздничные дни, в случае, если они попадают на субботу, не будут переноситься, как это делается в учреждениях, где установлена пятидневная рабочая неделя.

Кроме того, случается и так, что сами «плюсы» шестидневной рабочей недели нивелируются негативным отношением учеников и родителей к учебе в субботу. Вот что говорит Е.Н. Лыткина, преподаватель английского языка в одной из подмосковных школ:

«Наша школа на шестидневке уже несколько лет. Это решение было принято исходя из того, что сложно вместить все уроки в пятидневный график. И что сейчас? Каждую субботу достаточно много тех, кто отсутствует. Я не говорю даже о прогулах, но многих «отпрашивают» родители — на соревнования, на дачу, в поездку. Я бы не переживала так, если бы английский был у нас каждый день. А в случае, когда в неделю только 2-3 урока и один из них «попадает» на субботу — сразу возникают сложности. Учителя ведь в ответе за непройденный материал в связи с пропущенными субботами и переносом праздников».

«Пять дней» – это отлично?

Главное преимущество пятидневного учебного графика, о котором говорят ученики, родители, и педагоги одно – свободная суббота.

День, который ученик может провести дома, в семье. Получая ту «роскошь человеческого общения», которой ему так не хватало всю неделю: с работы приходят усталые родители, помогают делать домашнее задание усталому ребенку, какое уж тут общение? Не разругаться бы…

Есть еще один аспект – за один выходной и взрослому то сложно восстановить силы перед новой рабочей неделей, что говорить о ребенке или подростке? А лишний день позволит ему больше общаться не только с родителями, но и с друзьями, ездить на экскурсии, ходить на «кружковые» занятия. Хобби – это ведь тоже отдых.

Так что же важнее для психологического состояния школьника – возможность «разгрузить» учебу или отдохнуть, побыть с родителями. Врач-психотерапевт Анна Куликова считает, что однозначного ответа на этот вопрос нет:

«Важно и то, и другое и желательно – вкупе со здравым смыслом. Теряя контакт с родителями, ребенок не формирует полноценного «примера для подражания», не получает заботу и любовь, которая ему так необходима. А разгружает ли на самом деле 6-дневная система психику ребенка это еще очень большой вопрос — неимоверное количество домашних заданий и интенсивная подготовка к экзаменам может больше разрушить, чем развить полноценные адаптационные навыки, несмотря на атмосферу «родного дома».

Так какая же учебная неделя предпочтительней? Как видим, аргументы pro и contra есть и для шестидневки и для пятидневки. Однако Подмосковье голосует за пять дней учебы. Более того, сегодня в СМИ активно обсуждается информация о том, что уже в текущем году все школы страны будут переведены на пятидневную учебную неделю. Правда, это или нет, пока сложно определить. Но эта новость отрадна хотя бы и потому, что, по мнению большинства учеников, педагогов, родителей и даже психологов у «пятидневки» – больше «плюсов», чем «минусов».

Елена Борисова

infourok.ru

Пятидневка или шестидневка?

 

Все наше поколение пережило школьную шестидневку. Думаю, хоть однажды каждому из нас приходило на ум, почему родители работают всего пять дней в неделю, а мы, как каторжные, вынуждены вкалывать шесть, а в единственное свободное воскресенье еще успевать выполнять домашнюю работу. Неужели детям, как всем нормальным людям, нельзя оставить на отдых два выходных? Оказывается, можно, и в нашем районе такими счастливчиками являются некоторые сельские школы. Так почему же пятидневка по-прежнему остается для большинства школ несбывшейся мечтой?
Не против, но…
— Первое, что я хочу отметить, вся начальная школа в нашем районе учится пять дней в неделю, — прокомментировала ситуацию начальник районного управления образования Ольга Дударева. — Начиная с пятых классов, многие школы переходят на шестидневную рабочую неделю.
Как рассказала нам Ольга Константиновна, по закону решение о том, сколько дней в неделю будут проходить занятия, принимает само учебное заведение. Происходит это коллегиально на школьном совете с участием родителей. Как правило, решение зависит от действующего учебного плана. Если программа профильная или включает углубленное изучение предметов, то по принятым в нашей стране нормам СанПиНа, ее в пять дней никак не уложить. В пятидневку легко умещается только федеральный базовый учебный план. По нему в районе работают некоторые сельские школы, например, в Воздвиженском. А вот Сергиево-Посадской гимназии им. И. Ольбинского, которая работает по расширенной углубленной программе, пятидневка не подходит.
— Я убеждена, что вся начальная школа должна учиться не больше пяти дней в неделю, — заявляет Ольга Дударева. — Все остальные могут выбирать, какой стандарт образования они хотят получить и каких целей достичь. Если школы планируют, чтобы их учащиеся поступили в хорошие вузы, придется потрудиться. Углубленное школьное образование удобно для всех, оно позволяет родителям не тратиться на дополнительных репетиторов, потому что эту работу уже взяла на себя школа.
С начальником управления образования солидарна и ее заместитель Наталья Уфимцева.
— Везде есть свои плюсы и минусы, но надо исходит из того, что будет лучше для ребенка, — поясняет Наталья Анатольевна. — Я не считаю, что шестидневная рабочая неделя так уж тяжела. Все мы через нее прошли и не испытывали особого дискомфорта. Конечно, я допускаю, что все дети индивидуальны. Кому-то для отдыха достаточно одного дня, а другому будет мало и трех. Тут многое зависит и от родителей, которые порой сами чересчур перегружают своих детей дополнительными занятиями на курсах или с репетиторами.
По слухам
Как сообщают некоторые СМИ, в правительстве уже задумались над тем, чтобы оставить все школы на пятидневной неделе обучения. Медики констатируют, что перегруз дополнительными учебными занятиями на некоторых школьниках сказывается не лучшим образом. За два выходных выступают и многие родители, которые хотят больше времени проводить со своими детьми. Судя по тому, как стремительно проходит в нашей стране реформа образования, пятидневка во всех школах может стать реальностью.

Глас народа
Екатерина ПЕТРУШКИНА, мама шестилетнего малыша:
— Лучше оставить пятидневку, чтобы на отдых оставалось два дня. Один день можно использовать для кружков и секций, один — просто для того, чтобы побыть с родными, семьей. Пятидневка удобнее и для родителей, и для детей.
Ксения МЕДОВА, учащаяся 7 класса:
— Мне достаточно одного выходного. Я не против учиться шесть дней в неделю, ведь за это время получаешь больше знаний. Если учебу уложат в пять, придется дольше быть в школе и не останется времени на дополнительные занятия. Я, например, серьезно увлекаюсь хореографией, после школы собираюсь идти учиться по этому направлению. А с шестидневной неделей у меня времени хватает и на уроки, и на танцы.
Наталья Гурьевна МИЩЕНКО, преподаватель ДШИ № 8:
— Я обеими руками за пятидневку. Ребенок должен элементарно отдыхать. А с одним выходным полноценного восстановления у наших детей не получается. Сейчас по новой учебной программе учащихся до предела загрузили дополнительными факультативами, элективами. Но, возможно, для многих это уже перебор? Я училась в политехнической школе, у нас была пятидневка и старая-престарая программа, по которой занятия выстраивались парами. Вот это, я понимаю, система! Нам ставили по три урока в день, но они были парные. Мы занимались по шесть часов в день и успевали и погулять, и на секции с кружками. В итоге никто глупым из школы не вышел.
Владимир ФИНАШКИН, отец пятилетней дочери:
— Мне кажется, пять дней для учебы вполне достаточно. Нужно, чтобы ребенок проводил выходные с родителями. А сегодня детей слишком много заставляют заниматься, так что им даже погулять некогда. Не хватает им и общения с родителями, а это не менее важно, чем знания.
Валентина КОТОВА, мама двоих детей:
— Считаю, что шестидневка для де-тей очень тяжелая, потому что в школе новая трудная программа. Сама я всю школу проучилась на шестидневке, по старой программе, которая была значительно проще. А сейчас третьеклассники осваивают то, что нам давали в пятом классе. Это дается ребенку очень тяжело. Из-за того что дети не успевают по каким-то предметам, приходится нанимать репетиторов. Дочка в четвертом классе устает очень сильно, программа тяжелая и вечером голова иногда болит. Чтобы нормально разгрузить мозг для следующей учебной недели, одного выходного дня явно недостаточно. Тем более что в воскресенье требуется еще выполнить домашнее задание, которое в среднем занимает по 4-5 часов. А когда отдыхать, гулять, общаться?!
К тому же, по субботам иногда очень странное расписание составляется. Вот скажите, зачем ребенку в субботу три урока физкультуры? Когда дочка училась на пятидневке, мы успевали всей семье и на лыжах в лес сходить, и на каток. Она больше общалась с родителями. А сейчас времени на общение просто нет. Получается, что ребенка лишают детства.
Екатерина АБРОСИМОВА, учащаяся 7 класса:
— Одного дня на отдых мало. Порой хочется просто погулять с друзьями, а у тебя всего один выходной, который приходится тратить на выполнение домашнего задания.
Валерия АРУСТАМЯН, учащаяся 7 класса:
— Должна быть пятидневка. Уроков много, задания трудные, мы устаем так, что иногда болит голова. В субботу у нас пять уроков: геометрия, биология и обществознание. В воскресенье хочется хотя бы один день элементарно выспаться, но и это порой не удается, потому что многие в нашем классе по утрам ходят в храм.

На днях я разговаривала с одной знакомой учительницей, которая посетовала на то, что ее дочери-выпускнице, которая очень хорошо успевает в школе, приходится нанимать еще трех репетиторов – по английскому языку, математике и истории. Неужели при такой нагрузке, которая сейчас существует в школе, без этого никак нельзя обойтись, спросила я. Оказывается, нет, так как многие вопросы в ЕГЭ шире, чем учебная программа. Впрочем, при поступлении в вуз так было всегда, и до введения ЕГЭ. Тот, кто хочет получить крепкое образование – неважно,  для поступления в рейтинговый вуз или для себя, — так или иначе должен учавствовать в «образовательной» гонке. В которой побеждает сильнейший.

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА

   Погода -5 -7
утром -6 -8 днем -7 -9 Котировки
USD ЦБ РФ 67,0820 -0.1100
EUR ЦБ РФ 76,9498 -0.1194

Партнеры

все партнеры
 

www.mosoblpress.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *