Произведения для итогового сочинения в 11 классе 2018 – Список литературы для итогового сочинения 2018-2019 года

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 11 КЛАССЕ на 2017-2018 год

Верность и измена»

-Л. Н. Толстой «Война и мир»

-Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

-М.А. Шолохов «Судьба человека»

-А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

-А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»

-В.Г.Распутин «Живи и помни»

-И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ», «Тёмные аллеи»

-И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Равнодушие и отзывчивость»

-А.П. Платонов «Юшка»

-А.И. Куприн «Чудесный доктор»

-Л.Н. Андреев «Кусака»

-М.А.Горький «Легенда о Данко»

-М.А. Шолохов «Судьба человека»

-А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

-А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

-В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

-Н.С. Лесков. «Старый гений»

-А.С. Грин «Алые паруса»

-А.Н. Островский «Бедность не порок»

-А.П. Чехов «Тоска»

-Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

-В.Г.Короленко. «В дурном обществе»

-К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

-И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Цели и средства»

-М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

-А.Н. Островский «Бесприданница»

-А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

-А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»

-В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

-Н.С. Лесков. «Старый гений».

-А.С. Пушкин «Дубровский»

-А.С. Грин «Алые паруса»

-А.Н. Островский «Бедность не порок»

-Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

-А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

-С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

Смелость и трусость»

-И.С. Тургенев «Муму»

-Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

-М.А. Шолохов «Судьба человека»

-А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

— Н.С. Лесков. «Старый гений»

-А.С. Пушкин «Дубровский»

-А.Н. Островский «Бедность не порок»

Человек и общество»

-Житие «Повесть о Петре и Февронии»

— М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

-А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский»

-Г.Р. Державин «Властителям и судиям»

-И.С. Тургенев «Бирюк», «Отцы и дети»

-И.А. Гончаров «Обломов»

-Н.А. Некрасов «Кому нам Руси жить хорошо»

-А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Тоска»

-И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи»

-М.А. Булгаков «Собачье сердце»

-Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на ёлке»



-В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»

-А.И.Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг»

-В.Г.Распутин «Живи и помни», «Уроки французского»

-Н.С. Лесков. «Старый гений».

-Л.Н. Толстой. «После бала».

-Н.С. Лесков «Левша»

-А.С. Грин «Алые паруса»

-В.Г.Короленко. «В дурном обществе»

Пьесы:

-М. Горький пьеса «На дне»

-А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

-А.Н. Островский «Бедность не порок», «Гроза», «Бесприданница»

-Н.В. Гоголь «Ревизор»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

-Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Дополнительно:

-Д. Лондон «Мартин Иден»

— У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

 


ПАМЯТКА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (350 слов)

ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Сочинение состоит из трех основных частей:

I. Вступление.

II. Основная часть.

1. Первый тезис+аргумент.

2. Второй тезис+аргумент.

3. Третий тезис+аргумент и т.д.

III. Заключение.

Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – 2. Каждому тезису – свой аргумент!

Ниже приведены примеры всех элементов сочинения.

ВСТУПЛЕНИЕ

Итак, как начать сочинение? Помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.

ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.

Элементы вступления (перечисленные ниже элементы вступления располагаются последовательно друг за другом) Примеры
Ключевые слова темы Родители и дети …
Общие рассуждения о предмете речи
Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.
Вопрос(-ы) (задаем главный вопрос темы, на который отвечаем в основной части). Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких тезисов, подкрепленных аргументами на литературной основе. Каждая пара «тезис+аргумент» выделяется в отдельный абзац.

cyberpedia.su

Итоговое декабрьское сочинение 11 класс шпаргалки, темы, примеры, баллы, критерии, все для успешного написания

Для выпускников российских школ начинается один из самых важных периодов в учебном году. 5 декабря 2018 года им предстоит написать итоговое сочинение по русскому языку, которое является допуском к ЕГЭ.

С собой ученикам разрешается взять лишь письменные принадлежности. Результат данного экзамена учитывается по желанию абитуриента и вуза. Переписать итоговое сочинение можно будет 6 февраля и 8 мая 2019 года.

Смотрите разбор каждой темы итогового сочинения здесь

ДАТЫ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2018-2019 ГОДУ

В утвержденном регламенте указано: датой написания итогового сочинения в 2018 году выбрана первая среда декабря. Дополнительными датами выбраны первые среды февраля, мая 2019 года. Дополнительные даты — это сроки, когда сочинение могут написать школьники, по уважительной причине не участвовавшие в написании 5 декабря, получившие «незачет», нарушившие дисциплину, за что их удалили с испытания.

Так, датами написания сочинения в 2018-2019 году выбраны:

  • 5 декабря — заявку нужно было подать включительно до 21 апреля;
  • 6 февраля — заявку нужно подать включительно до 23 января;
  • 8 мая — заявку нужно подать включительно 24 апреля.

Сочинения пишут в школах, в которых учатся испытуемые. В классы их запускают в 09:00, и в 10:00 они приступают к написанию. За одной партой может сидеть только один ученик, и всех рассаживают в шахматном порядке. Участников ознакамливают с инструкцией. Итоговое сочинения нужно написать за 3 час. 55 мин.

СКОЛЬКО НУЖНО ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТОВ ПРИ НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?

По словам методистов ФИПИ, нужно привести минимум один аргумент из какого-либо литературного произведения. Желательно, чтобы аргументов все же было два. Если не будет аргумента из художественного источника, то выпускник получит «незачет».

Аргументы приводят из любого произведения, как отечественного, так и зарубежного автора: прозы, стихов, дневника, мемуаров, эпосов, былин и прочего. Исключение — пословицы и поговорки.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС  5 ДЕКАБРЯ 2019: НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Смотрите разбор каждой темы итогового сочинения здесь

1 сентября 2018 года стали известны направления тем итогового сочинения. Всего подготовлено пять направлений, как и в прошлом году. Конкретные темы будут опубликованы в день испытания, их вышлют во все образовательные учреждения, учителя должны будут распечатать их либо написать на доске.

На каждое из представленных направлений будет дана одна тема, то есть можно будет выбрать любую из пяти предложенных. В прошлом году темы различались по Федеральным округам, но были общие для регионов, скорее всего, в этом году будет аналогичный порядок.

ОТЦЫ И ДЕТИ

Представители ФИПИ комментируют, что эта тематика затрагивается во многих произведениях и раскрывается разным образом: в отношениях некоторых героев мы видим гармонию и преемственность, другие персонажи конфликтуют друг с другом.

Список литературы:

  • «Детство», «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» У. Шекспира.
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
  • «Географ глобус пропил» А. Иванова.
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
  • «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.
  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

Разработчики направления акцентируют внимание на том, что эти понятия вытекают одно из другого, но иногда противостоят друг другу, а также на том, что мечта может подменить реальность или жизнь может погубить мечту.

Хрестоматийные произведения по этой тематике:

  • «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
  • «Два капитана» В. Каверина.
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
  • «Дон Кихот» М. Сервантеса.
  • «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
  • «Американская трагедия», «Сестра Керри» Т. Драйзера.
  • «Обломов» И.А. Гончарова.
  • «Судьба человека» М.А. Шолохова.
  • «На дне» М. Горького.
  • «Алые паруса» А. Грина.
  • «Три сестры» А.П. Чехова.

МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ

Педагогами ФИПИ разъясняется, что ученики могут рассуждать на тему нравственного выбора и над тем, чем он обусловлен: личностные качества персонажей или свойства, навязанные средой (извне).

Литература:

  • «Дубровский», «Капитанская дочка» А.С, по информации на 14:48:24. Пушкина.
  • «Месть» А.П. Чехова.
  • «Судьба человека», «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Человек, который всегда смеется», «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.
  • «Сотников» В. Быкова.
  • «Василий Теркин» А.Т. Твардовского.
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Бесы», «Идиот» Ф.М. Достоевского.

ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО

Здесь можно как противопоставлять, так и связывать данные понятия, обращаясь к опыту литературных героев. Предлагается поразмышлять над природой таланта и важностью усердного обучения.

Литература:

  • «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
  • «Чайка», «Дом с мезонином» А.П. Чехова.
  • «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М.А. Булгакова.
  • «На дне» М. Горького.
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Победитель» А. Грина.
  • «Слепой музыкант» В. Короленко.
  • «Последний лист» О. Генри.
  • «Улыбка» Р. Брэдбери.
  • «Картина» Л. Гранина.

ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ

Еще одно направление, которое затрагивает вечные проблемы двух нравственных «полюсов» – добра и гуманности, с одной стороны, агрессии и разрушения с другой стороны.

Литература:

  • «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
  • «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский» А.С. Пушкина.
  • «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова.
  • «Гроза» Н.А. Островского.
  • «Отверженные» В. Гюго.
  • «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М. Достоевского.
  • «Война и мир», «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
  • «Олеся», «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Детство», «На дне» М. Горького.

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ТЕМЫ

Комментарии специалистов ФИПИ и опыт прошлых лет позволяют предположить примерные вариации тем. Большинство из них звучит как вопрос, некоторые – как тезисы или цитаты, другие основываются на противопоставлении понятий. Причем не обязательно соглашаться с предложенным тезисом – ученик может построить свою работу «от обратного», то есть доказывать противоположную точку зрения. В построении тем педагоги будут опираться на понятность и доступность тезиса для школьников.

Примерные темы итогового сочинения 2019:

  1. Почему возникает конфликт поколений?
  2. Могут ли дети учить родителей?
  3. «Человек без мечты, как птица без крыльев».
  4. Заветная мечта и жестокая реальность.
  5. Как вы понимаете цитату «сладчайшая месть – это прощение»?
  6. Месть – проявление силы или слабости?
  7. Что важнее – искусство или ремесло?
  8. Может ли творец быть ремесленником?
  9. Что дает людям искусство?
  10. Добрыми людьми рождаются или становятся?
  11. Бывает ли оправданная жестокость?
  12. Человек как воплощение доброты и жестокости.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС  5 ДЕКАБРЯ 2019:  КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

При анализе итогового сочинения по литературе 2019 года в первую очередь будут опираться на соответствие двум требованиям, без соблюдения которых работа не будет проверяться далее и получит «незачет»:

  • объем не менее 250 слов;
  • самостоятельно написанный текст (при подозрении на плагиат проверяющие имеют право обратиться к программам проверки уникальности).

Если сочинение соответствует этим требованиям, далее ее оценивают по 5 критериям. Обязательно получить «зачет» по первым двум, а также по одному из трех других. То есть, чтобы работа получила общий зачет, нужно набрать не менее трех «баллов»:

  • Соответствие теме – обязательно. Здесь нужно, чтобы работа строилась на раскрытии заданного тезиса, а не подменялась другим. Используйте формулировку темы во вступлении и в заключении.
  • Наличие аргументов – обязательно. Необходимо опираться на литературный материал – рассказывать о судьбе героев, цитировать авторов, можно дать отсылку к символике произведений (например, вспомнить горящее сердце Данко как символ любви к людям из «Старухи Изергиль» Горького). В работе должно быть не меньше одного аргумента.
  • Композиция и логика. Заявленный во вступлении тезис должен подтверждаться или опровергаться аргументами. Чтобы соблюсти композиционные требования, постарайтесь придерживаться плана.

  • Качество письменной речи. Здесь важно, чтобы предложения строились правильно, без речевых ошибок.
  • Грамотность. Здесь смотрят на объем текста и количество ошибок. Если на 100 слов приходится более пяти несоответствий правилам (грамматика и пунктуация) – выставляется «незачет». Лучше посмотреть затруднительные моменты орфографии в словаре, а сложные предложения упростить, если возникли сомнения.

КАК СЧИТАЮТСЯ БАЛЛЫ

Для поступающих на гуманитарные направления важно не только получить общий зачет, но и набрать наибольшее количество баллов. Рособрнадзор рекомендовал ВУЗам анализировать сочинения по таким требованиям:

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5
kjlhjk yyuityu adczxc zxc sadfasedf sdfgsdf
mn,bnm, gjhkghjk vzxcvxzc g xcvvcb g sdf fsg
gjhkjbnm, nmbnmg vaszdf asdf dsfg sdf xcv xcv g
,bnm,b hjkgyui zxc zsdxf sert wert sdfg sdfg

Практические советы

Представители ФИПИ утверждают, что некоторые абитуриенты используют выдуманные произведения. Прочитайте при подготовке по 1-2 книги к каждому направлению и опирайтесь на этот материал. Также не обязательно привлекать классику – можно обратиться к «Гарри Поттеру», «Властелину колец» и другим популярным произведениям – в них можно найти много аргументов на заданные вопросы.

При написании итогового сочинения в 2018-2019 году используйте такую методику:

  • Выберите из предложенных тем ту, к которой сможете подобрать аргументы из литературы.
  • Сформулируйте свой тезис или вопрос, на который будете отвечать. Например, тема «месть – проявление силы или слабости?». Здесь можно доказывать, что месть – удел слабых. (89.169.72.61). Скажите об этом во вступлении, а в основной части приводите доказательства из произведений.
  • Приведите один или два примера из литературы (например, поступок Пугачева в «Капитанской дочке», который великодушно пощадил главного героя).
  • Сформулируйте вывод, опираясь на приведенные аргументы.
  • Перечитайте написанное на черновике, перепроверьте все затруднительные моменты и перепишите на чистовик.

ШАБЛОН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

Вступление должно состоять из 60-70 слов, ключевые слова должны отвечать предложенной теме и отражать основную мысль в первой части. Необходимо наметить цель сочинения. Переход к следующей мысли должен быть плавным и логическим. Можно использовать 3 варианта для написания сочинения:

Как связаны между собой понятия «…» и «…»?
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Я считаю, что…
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Попытаюсь объяснить свою точку зрения.
На этот вопрос можно ответить по-разному, но я считаю, что…
Размышляя над поставленным вопросом нельзя дать точный ответ, … (аргументировать свою мысль).

  • тема-утверждение;

«…» — утверждает русская пословица. Нельзя не согласиться с данной мыслью. Ведь правда, …
«…» — утверждал (имя писателя). Это мысль, которая достойна внимания. Действительно, …
Русский писатель утверждал «…». Я считаю также, ведь…

  • тема-ключевые слова.

«…» и «…». Что значит…? А к чему может привести…?
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что значит быть … или …? Я считаю, что…
Наверное, практически перед каждым человек стоял выбор: быть … или …?

Основная часть состоит из 200-250 слов, в которой необходимо написать 1-2 аргумента. Нужно привести несколько примеров из литературных источников, которые описывают рассматриваемую проблему в сочинении (обязательно указать автора и название произведения). Аргументы можно подтвердить своими словами или жизненными примерами:

  • формулировка главной мысли;

Я считаю, что…
На мой взгляд, …

Многие авторы писали об этой теме. Так, в произведении…
К теме … обращались многие русские и зарубежные писатели. В романе…
Обратимся к произведению… (ФИО автора, название).
Тема… затрагивается в романе… (ФИО автора, название).
Проблема… волновала многих писателей. Особенно яро об этом писал… (ФИО автора) в произведении…
Вспомним героя романа… (ФИО автора, название).
Идея… описана в стихотворении… (ФИО автора, название).
Автор описывает…
Поэт размышляет о…
Писатель акцентирует внимание на…
Писатель наводит на мысль…

Заключение состоит из 60-70 слов, подвести итог размышлений по теме.

Подводя итоги, я хочу сказать…
В заключении можно сказать…
Подводя итоги написанному, хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…

lifebiznes.ru

Итоговое сочинение по литературе: возможные темы 2018

Итоговое сочинение по литературе коснется даже тех выпускников, которые не планируют связывать свою жизнь с гуманитарными науками. Проще говоря, не сдашь сочинение – не получишь допуск к физике и математике.

День «икс» – 5 декабря, 10.00. На столе могут находиться лишь ручки, паспорт и легкий завтрак. Максимальное время работы над текстом – 3 часа 55 минут. Выпускников рассаживают в шахматном порядке, проводят инструктаж, выдают черновики, и школьники заполняют бланк регистрации. Только после этого озвучивают темы работ. Общих тематических направлений пять: «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость». В этих больших разделах есть еще порядка десяти тем, которые для каждого региона будут свои.

Произведения для сочинения разрешается брать не только из школьной программы, но и из любой прочитанной литературы. «Готовимся по всем направлениям, учимся использовать всю литературу, которая подходит под описание тем: «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Война и мир», «На дне», – рассказывает выпускница 11 класса средней школы №145 Ангелина Быкова. – Нам сказали – лучше брать аргументы из русской классики, но можно использовать и зарубежную литературу, например, «Гарри Поттера».

Волшебники из Хогвартса могут пригодиться при написании итогового сочинения

Одиннадцатиклассники рассказали, что самыми популярными зарубежными произведениями для подготовки к сочинению стали книги «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэйя и «Над пропастью во ржи» Джерома Дэвида Сэлинджера.

В числе рекомендованной учителями литературы для аргументов – Кенэлли «Список Шиндлера», «Матренин двор» Солженицына, «Тихий Дон» Шолохова и произведения Дж. Роулинг «Гарри Поттер» как пример мести и великодушия.

Критериев оценки пять: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция, качество речи и грамотность. Всего в итоговом сочинении 2018-2019 надо написать 350 слов, если эссе получилось меньше 250 слов, то ученик без проверки автоматом получает незачет.

Русская классика богата жизненными примерами

Как таковой оценки не будет – ставится или зачет или незачет. В случае фиаско итоговое сочинение можно будет пересдать 6 февраля 2019 года. Если же и второй раз выпускник потерпел поражение, остается крайний срок для пересдачи – 8 мая 2019 года. Пересдача коснется не только «двоечников», но и обладателей шпаргалок, нарушителей порядка и тех, кто не смог явиться по уважительной причине. В прошлом году подавляющее количество выпускников получили зачет с первого раза.

«Можно объяснять сто раз, что это допуск к ЕГЭ, что это проверка знаний по литературе. Очень неглупый мальчик как-то мне сказал такую вещь: «Я понял. Чтобы написать хорошее сочинение, достаточно хорошо изучить 1-2 произведения, причем крупных. И можно справиться с любой темой». Ну, прав же! А если так, то чего надрываться?» – говорит учитель русского языка и литературы Елена Аверина. – Основной материал 11 класса еще не пройден. Два важнейших произведения не изучены («Мастер и Маргарита» и «Тихий Дон»). Повторить самое важное из программы 10 класса толком не успеваем».

Сочинение было обязательным экзаменом в системе советского и российского образования. Выпускные сочинения отменили после введения ЕГЭ в 2009 году. В 2014-2015 учебном году сочинение как форму обязательного экзамена вновь вернули в российские школы. Считается, что такое испытание позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свои идеи — все то, что невозможно обнаружить при сдаче тестов.

vn.ru

Итоговое сочинение в 11 классе (2018-2019 учебный год)

Итоговое сочинение

в 11 классе

(2018-2019 учебный год)

В 2018/19 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 декабря, 6 февраля и 8 мая.

 

Комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год

Федеральный институт педагогических измерений опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год.

Итоговое сочинение в выпускных классах введено с 2014/15 учебного года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

 

Пять открытых направлений тем итогового сочинения

на 2018/19 учебный год:

 

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

  

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

 

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

 

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

 

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

 

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса. Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

school15.tim.kubannet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *