Профстандарт 2019 для педагогов – Профстандарт педагога 2019, утвержденный правительством РФ

Содержание

Профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года

Профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года — это нововведение, ожидающее всех работников, трудящихся в образовательной системе. Оно коснется всех учреждений, относящихся к этой сфере. Документ заменит должностные инструкции, квалификационные справочники. Подробней об этом в нашем обзоре.

Профстандарт педагога: цель введения, структурный состав

Целью введения профстандарта педагога в 2019 году является:

  1. Точное установление степени квалификации педработника.
  2. Обеспечение требуемой подготовки будущих педагогов.
  3. Предупреждение педагогов о новых запросах к их профессиональным качествам.
  4. Вовлечение педагогов в процесс повышения образовательного уровня.

Он станет базой для прохождения аттестации, присвоения категорий, руководством при формировании ставок и приеме на работу. Все профстандарты для педагогов, вступающие в силу в 2019 году, созданы по одному макету. Основой для них является педагогическая деятельность. Обобщенно структура документа содержит 2 части:

Базовую, отражающую 3 темы, касающиеся:

  • обучения;
  • воспитания;
  • развития.

Дополнительную, предусматривающую разработку проектов, реализацию учебных программ.

Первые 2 раздела из базовой части дают представление о требованиях, предъявляемых к работнику образования — об объеме знаний в рамках своей специализации, методике, технике проведения урока, приемах, позволяющих наиболее эффективно доносить информацию до учащихся, о способности педагога быть примером, человеком у которого учатся. В последнем разделе идет речь о том, что педагог обязан научить познавать новые предметы, сделать так, чтобы ученики поняли необходимость учебы, пользу самообразования и саморазвития.

Мнение преподавателей о профпрограмме

Как только документ был опубликован, начались активные обсуждения его среди преподавателей. Все понимают, что общеобразовательная сфера должна повысить свою планку. В свете быстрого развития технологий в области информации, новых научных открытий и возможностей обучения, общеобразовательный процесс должен совершенствоваться, поэтому важность внедрения профстандарта огромная.

Еще в ходе тестирования всплыли старые проблемы, затрудняющие возможность выполнения новых требований:

  • возросшие нагрузки;
  • недостаточное материальное обеспечение учебных заведений;
  • дефицит узкоспециализированных педагогов — дефектологов, психологов.
  • неудовлетворительная организация быта учащихся.

Все, кто выразил свое мнение, сходятся в одном — педагог должен оставаться человеком чутким, интеллигентным, добрым, способным сопереживать неудачам и успехам своих учеников. Текст профстандарта, можно скачать и принять участие в дискуссии. Не вызывает сомнений тот факт, что педагог должен иметь такие обязательные качества:

  • универсальную образованность;
  • максимальную компетенцию;
  • креативность;
  • высокий интеллект;
  • гибкость;
  • безукоризненный внешний вид.

Профстандарты для разных категорий

Работа над профстандартами началась еще в 2013 году, зачем был год перерыва, и в 2015 г. Правительство утвердило сразу 3 новых профстандарта.

Год утверждения проектаТрудовые функции для категорий преподавателей
2013работающих с детьми, которым не исполнилось 7 лет;
педагогов начальных школ (для 5-9 классов; до 11 класса)
2015для психолога учебного заведения;
преподавателя, работающего как с детьми, так и со взрослыми, получающими дополнительное образование;
учителя, работающего в сфере профессионального обучения.

В профстандарте педагога есть 2 добавочных блока: «Русский язык», «Математика». Если рассмотреть квалификацию учителя математики, то она содержит 5 трудовых функций:

  1. Три из базовой части — обучение, воспитание, развитие.
  2. Две дополнительных:
  • внедрение образовательных программ;
  • блок «Математика».

Утвержденное правительством РФ Постановление № 584 предусматривает закончить полный переход на профстандарты педагогов до 1.01.2020 г. Его содержание допускается дополнять новыми требованиями с учетом региональных особенностей и стандартов конкретного образовательного учреждения.

Главная задача настоящего современного педагога — вовремя обнаружить психологические и педагогические проблемы, возникающие у ученика и решать их совместно с узкими специалистами.

Видео

На заметку

Нововведение для педагогов России существует многие годы в других странах мира, а именно в Великобритании (Qualified Teacher Status) и Финляндии («Рамка компетенций работников профессионального образования и обучения»).

Рассматривая опыт зарубежных цивилизованных государств, чиновники РФ решили внедрить аналогичную программу у себя на Родине.

2019gd.ru

Профстандарты для педагогов в 2019 году: подробный разбор


Быть учителем в современном обществе однозначно прекрасно, это уважаемая, ценная профессия. На педагогические плечи ложится не просто обучение младшего поколения, а также частично воспитание ребят, но и их стабильное развитие в разных направлениях. Никто не станет спорить, что есть логика в этом, но требования к учителю однозначно высокие. Если ранее компетенция подобных специалистов определялась исключительно выполнением должностных инструкций, то в 2019 году вводятся профстандарты для педагогов. Это обозначает, что для подтверждения личной квалификации педагоги проходят некую аттестацию, и отныне власть вводит новые правила.

Немаловажно отметить, что касательно введения других стандартов разговоры идут давно, ранее говорили, что закон реализуют еще в 2015 году. Но новость вызвала только критику у тех, кто связан с образовательной системой.

Педагоги настаивают, что на них постоянно идет давление, а новые требования дополнительно усложняют работу. С учетом всего сказанного, новые реформы были отложены, но и этого времени тоже недостаточно. Представители сферы образования отметили, что учителя не готовы к столь большой нагрузке, поэтому по их инициативе нововведения вступят в силу в новом году.

В чем кроется основная суть?

Стандарты для учителей разрабатывали с подачи президента страны, более того документ формируют еще с 2012 года. В те времена представления Минобразования настаивали, что подход к педагогической аттестации однозначно устарел, поэтому нужны обновления. Новый стандарт назвали «Педагог», он рассчитан на главные требования преподавания в местных школах. По нормам, каждый учитель обязан уделить достаточное количество времени для личного совершенствования выбранного предмета. Также он обязан изучать дополнительные дисциплины. Такое решение даст шанс школам максимально точно оценивать показатель квалификации преподавателей, формируя однозначно профессиональный коллектив, где нет исключительно узкого профиля.

Стандарт будет учитывать современные запросы к качеству преподавания разных предметов, также к форме подачи данных.

По изложенным требованиям понятно, что любой из педагогов обязан эффективно прорабатывать сразу несколько направлений:

  • Обучать детей;

В этом деле ученики должны получать максимальное количество полезных знаний, рационально использовать лишь интересные и понятные для младшего поколения виды изложения информации. Ее подача должна быть такой, чтобы все дети восприняли данные идентично.

  • Акцентировать внимание на воспитании;

Учитель должен выступать примером воспитанности, не забывая о собственных манерах, потребностях людей, которые его окружают. Кроме того, следует прикладывать усилия, чтобы найти подход ко всем ребятам, не глядя на их социальное положение, возрастную категорию, некоторые особенности.

  • Стабильное развитие.

Не считая классических уроков, педагог должен следить за физической подготовкой и психологическим состоянием школьников, развитием каждого из них. Если понадобится, рационально проводить беседы, помогая детям побороть личные проблемы.

Получается, что как только стандарт будет действенен, педагогам не удастся просто рассказывать информацию по предмету. Они будут вынуждены уделить максимальное количество времени выбору методик изложения данных, постепенно совершенствуя личный подход к школьникам из разных классов.

Жесткие требования

Предположительно, в описываемом стандарте четко пропишут требования, которым напрямую должен отвечать коллектив учителей. То есть, ради того, чтобы устроиться на работу в школу, специалисту следует грамотно планировать личное время, которое выделяется на изложение предмета. Затем научиться разбираться в информационных технологиях, рассказывая ребятам обо всех их тонкостях. Ценно изначально отмечать наклонности и таланты школьников для их потенциального развития. При работе с детками, имеющими физические отклонения, крайне важно быть толерантным.

Нельзя забывать о стабильном контакте с родителями, попутно привлекая их к обучающему процессу.

Это лишь небольшой перечень требований, но все они важны, ведь учителям доведется прикладывать по максимуму усилий, с целью успешно пройти аттестацию. Многие специалисты взволнованы, что их ждет, вдруг не смогут подтвердить личную квалификацию по новым канонам. Особенное опасение со стороны того, что педагогов за несоответствие уволят из школы.

Не стоит паниковать раньше времени, вдруг не удастся справиться с аттестацией, учитель может выбрать курсы повышения квалификации, определенное направление для обучения, которое позволит поднять свой уровень знаний. Тем, кто не готов совершенствоваться, а также мириться с нововведениями, предложат другую должность в той же структуре.


Какие могут возникнуть сложности?

Новый стандарт позволит немного усовершенствовать систему педагогики, подстраивая ее под современные требования в образовательном процессе, также немаловажен уровень знаний, который должны получать ребята. Понятное дело, что некоторые правила внедрить достаточно сложно, а иногда и вовсе едва возможно.

Допустим, в проекте говорится о том, что учитель должен отлично ориентироваться в информационных технологиях, попутно применяя их на деле, дети обязаны знать предмет, как следует. Но действительно не во всех школах для этого предусмотрена серьезная база. В некоторых провинциальных заведениях о таком даже не слышали. Но Министерство дает четко понять, что дополнительное финансирование выделяться не будет, с целью закупить планшеты, ПК, интерактивные доски, прочее.

Другая актуальная проблема сосредоточена на нехватке кадров, ведь часто учителя работают на 2 ставки, поэтому у них просто не хватает времени, чтобы дополнительно изучать иные предметы, оттачивая свои навыки.

Есть сомнения, что педагогам удастся найти подход к каждому школьнику, уделяя ему по максимуму внимания. Стандарт настаивает, что у учителя должно быть высшее образование, хотя в селах не все отвечает подобному требованию. Автоматически появляется проблема и как с ней справиться, временно не известно. Как бы ни было, результативность нововведений обсуждать следует после их официальной реализации.

2019year.net

Профстандарты для педагогов в 2019 году: особенности, требования

Профессия учителя в нашем обществе всегда считалась самой уважаемой и важной. На плечи педагогов ложится не только обучение детей основам наук, но и частично их воспитание и развитие. Вполне логично, что требования к ним всегда были достаточно высокими.

Но если раньше компетенции учителей определяли только должностные инструкции, то теперь для них введут специальный профстандарт. Это значит, что для подтверждения своей квалификации педагогам придется пройти аттестацию по новым правилам.

Стоит отметить, что о введении новых профессиональных стандартов объявили известно уже давно: ранее планировалось, что вступить в силу он должен в 2015 году. Но эта новость вызвала бурю негодования у представителей системы образования.

Педагоги указывали, что на них и так оказывается немалое давление, а очередные требования только усложнят их работу. Учитывая это, внедрение норм отложили до 2017 года, но и этого оказалось недостаточно. Представители профсоюза заявили, что учителя еще не готовы к дополнительной нагрузке, и инициировали перенос профстандарта на сентябрь 2019 года.

Введение профстандарта

Речь о необходимости стандартизации параметров оценки профессиональной деятельности в различных сферах труда, ведется еще с 2012 года. Тогда Владимир Путин в своем выступлении заявил, что именно введение единых профессиональных стандартов поможет стране укрепить экономику и поднять систему образования на качественно новый уровень. Результатом первого этапа стала разработка стратегии введения профстандартов. В Федеральном законе о труде появились такие понятия, как «профессиональный стандарт» и «квалификация работника», а на рассмотрение специальной комиссии предложено более 300 проектов, в числе которых был и проект профессиональных стандартов для педагогов, который должен был вступить в силу уже в 2018 году.

На этапе рассмотрения и открытых дискуссий очевидной стала неготовность отечественной системы образования к столь кардинальным переменам. Специалисты решили, что и учителям, и организациям, на плечи которых ляжет обязанность проверять компетенцию учителей, необходим определенный переходный период, который позволит легко и максимально безболезненно адаптироваться к новым требованиям.

Особенности профессиональных стандартов для педагогов

По сути, в тексте нового документа подробно прописаны характеристики современного учителя, способного эффективно преподавать свой предмет, прививать ученикам практические навыки, выстраивая межпредметные связи, учитывая специфику современного общества и находя индивидуальных подход к каждому с учетом его интеллектуальных и физических возможностей. Для молодых, активных и открытых к инновациям специалистов изменения понятны и очевидны, а вот педагогам, привыкшим работать по стандартам «старой» школы идеи пришлись не по душе.

Итак, новые профстандарты для педагогов, введение которых плавно отодвинули на 2019 год, потребуют от учителей не только наличия диплома о высшем образовании, но и ряда компетенций:

КомпетентностьПояснения
1Глубоких знаний по предмету.Даже если вы читаете математику исключительно в 5 и 6 классах, необходимо в идеале владеть всей школьной программой, включая темы старшей школы.
2Базовых знаний в смежных областях и других предметах.Необходимое условие для проведения интегрированных уроков, ставку на которые делает новый стандарт обучения.
3Компетентности в сфере IT-технологий.Использование на уроках мультимедийных презентаций, видео-роликов, виртуальных сред и различных компьютерных программ уже давно стало нормой и неотъемлемой частью образовательного процесса.
4Понимания психических и физиологических процессов, протекающих в организме детей разных возрастных групп.Эти знания помогут учителю правильно построить формат общения с учениками, найти оптимальный подход к каждому ребенку и подобрать материал, который дети воспримут с интересом и смогут понять.Важным аспектом для современного учителя будет готовность к тому, что в классе может оказаться ученик с особыми потребностями.
5Умения работать с родителями и улаживать конфликтные ситуации.Это сегодня базовые требования в любой сфере, где есть непосредственный контакт с людьми.

Педагоги, стремящиеся шагать в ногу со временем, уже давно взяли все эти моменты на вооружение, не ожидая, когда государство их пропишет в определенном документе. Тем же, кто упорно старался не замечать того, что мир вокруг меняется, придется приспосабливаться и учится работать по-новому, реализуя тройственную структуру:

  1. эффективное обучение;
  2. воспитание уверенной в себе и способной принимать решения личности;
  3. всестороннее развитие.

Новые требования к учителям

Планируется, что в профстандарте будут четко изложены требования, которым обязаны отвечать учителя. Так, чтобы работать в школе, педагог должен уметь:

  • грамотно планировать время, выделенное на преподавание предмета;
  • разбирать в информационных технологиях и посвящать учеников в их тонкости;
  • распознавать наклонности и таланты ребенка для дальнейшего их развития;
  • контактировать с родителями и привлекать их к учебному процессу;
  • работать с детьми, у которых диагностированы физические отклонения.

Это только краткий список требований, но этого достаточно, чтобы понять: учителям придется приложить немало усилий, чтобы пройти аттестацию. При этом многих учителей интересует, что их ждет в случае, если они не смогут подтвердить свою квалификацию по новым нормам. Особенное опасение вызывают слухи о том, что таких педагогов будут просто увольнять из школы.

Но все не так страшно. Если учитель не пройдет аттестацию, то ему предложат пройти курсы повышения квалификации и специальное обучение, согласно профстандарту. Тем, кто откажется получать новые знания и приспосабливаться к новым требованиям, могут предложить другую должность в том же учебном заведении.

Основные сложности

Профстандарт призван «подогнать» педагогов и школы к современным требованиям к образовательному процессу и уровню получаемых учениками знаний. Но очевидно, что многие нововведения внедрить будет очень сложно, если вообще возможно.

К примеру, в документе сказано, что учителя должны хорошо ориентироваться в информационных технологиях и применять их в процессе обучения детей своему предмету. Но далеко не во всех школах есть для этого необходимая техническая база.

Так, во многих провинциальных школах компьютерная техника очень устарелая, а в некоторых учебных заведениях ее вовсе нет. При этом Минобрнауки дает ясно понять, что дополнительного финансирования для обеспечения школ современными компьютерами, планшетами и интерактивными досками ждать не стоит.

Еще одна не менее важная проблема – нехватка кадров. Очень часто учителя в школах работают на 1,5-2 ставки, поэтому вряд ли у них будет время на углубленное изучение других предметов и оттачивание различных навыков. Кроме того, сомнительно, что у педагогов будет возможность найти к каждому ученику индивидуальный подход и уделить много внимания.

Немаловажно и то, что профстандарт обязывает каждого учителя иметь высшее специальное образование, но сотрудники многих сельских школ не отвечают этому требованию. Исходя из этого, возникает вопрос: таких педагогов ждет увольнение или им придется получать соответствующее образование?

Таким образом, новый профстандарт для учителей вызывает много сомнений и вопросов. Несмотря на многолетнюю доработку, документ остается достаточно «сырым», поэтому все работники сферы образования со страхом ждут его вступления в силу.

По мнению многих педагогов, выполнение большинства требований является маловероятным и эти нормы имеют все шансы остаться простой формальностью.

В любом случае результативность новации можно будет анализировать только после ее введения, что случится уже в 2019 году.

Минусы грядущей реформы

Если все так радужно, то почему многие учителя не в восторге от нововведения?

Новые профстандарты, которые Правительство планирует ввести для педагогов в грядущем 2019 году, могут поднять на поверхность такие непростые вопросы:

  • Что делать с учителями, которые не смогут подтвердить свою квалификацию?
  • Кто оплатит дополнительное обучение «провалившим» экзамены?
  • Кем заменить тех, кто не пройдет аттестацию или решит уйти из образования, испугавшись новых требований?

На сегодняшний день вопросов остается достаточно много. Хотя создатели новых стандартов и уверяют, что никаких массовых увольнений не произойдет, а возможность повысить свой уровень будет предоставлена каждому желающему, неопределенность пугает. Только время покажет, будет ли новый стандарт прорывом, способным поднять уровень преподавания и престижность профессии или большой головной болью для небольших школ, у которых и сегодня немало кадровых проблем.

Видео-новость





Сохранить и поделиться:

pro2019god.ru

Профстандарт педагога 2018, утвержденный правительством РФ

Профессиональный стандарт педагога в 2018 году — основа трудовой деятельности учителей и воспитателей, но как применять стандарты в практике, пока еще не всем понятно. Всю нужную информацию читайте в нашей статье, скачайте необходимые документы

Читайте в нашей статье:

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога

Профессиональные стандарты (ПС) призваны перевести образовательный процесс в России на новый, более высокий уровень. Многие учителя сейчас работают «по старинке», не имея большого набора инструментов и мотивации для улучшения результатов своей деятельности. Что необходимо знать кадровику образовательной организации о том, как должны работать педагоги, читайте здесь.

Внедрение профстандартов должно последовательно изменить ситуацию: стандартизировать и оценить квалификации работников, сформировать кейсы критериев по различным специальностям для работодателей и учебных учреждений, создать работающие методики для повышения качества образования в целом. При этом должны учитываться региональные и другие особенности этой сферы.

Для администраций школ, садов, иных образовательных организаций ПС должны стать ориентиром для работы с коллективом, а для самих педагогов – возможностью повысить собственную ответственность.

Читайте по теме в электронном журнале

Профстандарты в образовании с 1 января 2018 года: перечень

В сфере образования утверждены и действуют 5 профессиональных стандартов:

  • педагога-психолога,
  • специалиста в области воспитания,
  • педагога начальных классов (учителя, воспитателя),
  • педагога дополнительного образования.
  • педагога высшего образования ( профессионального обучения)

Были изданы приказы о переносе сроков действия некоторых из них, но в Минюсте эти документы регистрацию не прошли, а значит, все утвержденные профстандарты уже в силе. Весь процесс перехода должен завершиться к 1 января 2020 года (Постановление Правительства №584).

Проект профстандарта учителя-логопеда пока находится в разработке. Это важный шаг для работников этой специальности, находящейся на стыке педагогики и здравоохранения. Профессиональный стандарт стал основой и для приема на работу, и для аттестации логопедов, нашел свое отражение в содержательной части должностных инструкций.

Также разрабатываются проекты стандартов для педагогов-библиотекарей и руководителей образовательных организаций.

Структура и характеристики профстандарта

Профстандарты разрабатываются и публикуются в форме структурированного документа с необходимым количеством приложений, направленных на дифференциацию по специальностям и различным уровням квалификации.

Коротко структуру профессионального стандарта можно описать следующим списком:

  • Информация о профессии педагога: точное название и классификация, сведения о трудовой деятельности.
  • Регламентирование выполняемых функций и соответствующих им квалификационных уровней или подуровней.
  • Подробное описание выполняемых функций и требований к квалификации, образованию и опыту.
  • Данные об организации-разработчике.

В приложениях дается еще более конкретная информация. Так, например, стандарт педагога имеет 4 приложения: требования к «электронной» компетенции, психологические требования, требования для учителей-«предметников» (русский язык и математика как вошедшие в систему ЕГЭ), рекомендации по внедрению ПС.

Компетенции учителей согласно профессиональному стандарту

Компетенции педагогов естественным образом проистекают из требований, прописанных в профстандартах. Очень коротко их можно описать как функции, непосредственно связанные с возрастом обучаемых, преподаваемым предметом и местом предмета в общей воспитательной системе не как чего-то отдельного, а «кирпичика» в «стене» образования.

► Как предоставить педагогу длительный отпуск

Педагог профессионального образования

Так, для педагога профобразования необходимо знать и уметь использовать базовые приемы, применяющиеся в психодиагностике, понимать возрастные принципы и особенности развития и мировоззрения, быть готовым помогать при необходимости «вливаться» в сложившийся коллектив.

Скачать профстандарт педагога высшего образования (профессионального обучения)
Скачать в .doc

Учитель начальных классов

В первую очередь учитель начальных классов берет на себя ответственность за «плавный переход» детей от дошкольного детства к «взрослой жизни» — то есть уметь организовать учебный процесс после игровой деятельности, быть готовым к контактам с родителями, создавать доверительный образ педагога, уметь внятно доносить учебные материалы.

Скачать профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Скачать в .doc

Воспитатель ДОУ

Педагог в «садике» работает на будущее: его компетенции связаны с возрастом детей и, следовательно, преимущественно обучением через игру.

Также важно, чтобы педагог мог организовывать самостоятельную познавательную деятельность, вовремя замечать необходимость и эффективно осуществлять контакты с профильными специалистами и родителями.

Скачать профстандарт социального педагога (специалист в области воспитания)
Скачать в .doc

Педагог-организатор (допобразование)

Компетенция педагога образования в основном заключается в активизации познавательной деятельности обучаемых, умении направлять и поощрять самостоятельную работу и самоуправление в коллективе. Очень важно не пренебрегать индивидуальным подходом и работать в тесной «связке» с другими педагогами образовательного учреждения.

Скачать профстандарт педагога-организатора (дополнительное образование)
Скачать в .doc

Соответствие педагога профстандарту

Профстандарт можно рассматривать в том числе и как систему квалификационных навыков, обязательно присутствующих как у претендующего на работу по специальности, так и уже опытных педагогов.

Если при найме на работу достаточно отказать тому, кто не соответствует требованиям ПС, то с уже работающими сотрудниками сложнее.

Одна из целей внедрения ПС – регулярные аттестации, контроль и, при необходимости, направление педагога на дообучение. Конечно, будет возможен вариант и повышения квалификации по собственному желанию.


Внедрение профстандарта педагога

Какого-либо разработанного плана, направленного на регламентизацию внедрения ПС, не существует, все происходит индивидуально. Выше мы написали о сроках, данных на то, чтобы осуществить начало работы с профстандартами, а здесь расскажем о последовательности шагов внедрения.

Перечень действий администрации учебного заведения, вводящего профессиональный стандарт, будет таким:

Шаг 1.Определить состав комиссии по внедрению, рабочей группы

Шаг 2.Составить список стандартов, необходимых для использования в конкретной организации. Это производится путем сверки штатного расписания (указанных в нем должностей) и ПС. Мероприятие фиксируется в итоговом протоколе комиссии.

Шаг 3.Исследование документооборота учебного заведения в части содержания трудовых договоров и разнообразных локальных нормативных актов, внесение необходимых корректив в соглашения с педагогами.

Шаг 4.Проверка работников, их квалификации на соответствие требованиям ПС и оформление последующего отчета для руководства образовательного заведения.

Пока не существует законодательного механизма для случаев, если педагог не отвечает условиям профстандарта, администрация может только сообщить ему об этом, но никак не уволить!

Все действия по внедрению должны быть открыты, прозрачны для всех участников процесса и тех, кого это напрямую касается, – от родителей и детей до представителей педагогического профсоюза и администрации.

► Как кадровику образовательной организации подготовиться к новому учебному году

Идеальным вариантом представляется создание общественных организаций для того, чтобы они взяли на себя контролирующую функцию. А также поощрение учреждений, активно занявшихся вопросами внедрения профстандартов на своей территории.

Надеемся, дело недалекого будущего и появление «третейских судей» — органов, имеющих право вмешиваться в спорные ситуации, защищать права учителей и воспитателей.

www.pro-personal.ru

Профстандарты для педагогов с 2018 года

Учитель считается некой путеводной звездой в жизни каждого человека, поскольку он дает необходимые знания и навыки. Профессия ответственная, зачастую от нее зависит будущее ребенка, поэтому к педагогам выдвигаются особые требования. Профстандарты для педагогов в 2018 году включают ряд новых требований. Чтобы подтвердить профпригодность, работникам сферы образования необходимо будет пройти аттестацию новой усовершенствованной формы.

Особенности профстандартов для педагогов в 2018 году

От профессиональных навыков педагога, его внимательности к детям и использования методов подачи материала зависит будущее учеников, достижения поставленных целей и реализация личности. Проверка квалификации учителей является необходимой составляющей учебного процесса. Требования, выдвигаемые к педагогам, прописываются в профессиональном стандарте.

Преподаватель обязан не только следовать должностным инструкциям, но и обращать внимание на другие немаловажные аспекты. Уделять достаточно внимания развитию навыков и умений, расширять свои познания не только в сфере своего предмета, но и изучать иные дисциплины.

Профессиональный стандарт может использоваться для различных целей:

  1. Позволяет определить уровень грамотности и компетентности педагога.
  2. Может использоваться руководителями в качестве инструмента для построения квалифицированного педагогического коллектива.

Поскольку документ имеет нормативно-правовую силу, он может применяться при подписании трудового договора, в качестве стимула для проведения обучения или повышения квалификации, создания новых схем оплаты труда и так далее.

Изначально новый профстандарт для учителей должен был вступить в силу с 1 января 2018 года, но недавно в СМИ появилась информация о том, что внедрение новых требований к педагогам перенесено на 1 сентября 2019 года. Причина кроется в том, что документ имеет немало «сырых» мест и недоработок, которые невозможно пока реализовать.

Направления профессиональных стандартов для педагогов с 2018 года

Учитель должен соответствовать реалиям современного мира. За последние годы подход к учебному процессу сильно изменился, как и требования к работникам образования. Согласно новым профстандартам, педагог должен быть всесторонне развитым и работать одновременно в трех направлениях:

  1. Обучение. Подавать максимум необходимой информации детям, использовать понятные и интересные методы подачи, способствовать хорошему усвоению материала вне зависимости от особенностей ребенка (гиперактивный или с физическими отклонениями).
  2. Воспитание. Учить детей на собственном примере быть толерантным, воспитанным, внимательным к другим людям, приходить на помощь и так далее. В то же время учитель должен уметь найти подход к каждому ребенку вне зависимости от его возраста, социального статуса, умственных способностей и других характеристик.
  3. Развитие. Обучать детей применять полученные знания на практике, следить за психологическим и физическим развитием, оказывать помощь в случае необходимости.

Новые профстандарты подразумевают, что учитель будет всесторонне развитым человеком, который сможет найти взаимопонимание с детьми, суметь донести необходимую информацию и закрепить её в качестве применения на практике.

Новые требования к учителям

Профстандарты с 2018 года будут представлены документом с четкой структурой. В нем прописаны все требования, выдвигаемые к педагогам. Итак, чтобы человек мог учить детей, он должен обладать такими навыками и умениями:

  1. Быть специалистом в различных сферах, обладать широкой базой данных. К примеру, учитель математики должен быть еще и психологом или иметь познания в другом предмете.
  2. Уметь распознавать талант и задатки у ребенка и способствовать их развитию.
  3. Уметь находить общий язык с учениками различного возраста, пола, уровня образованности, финансового благополучия и так далее.
  4. Хорошо знать специфику работы с детьми, уметь работать с учениками с физическими ограничениями или другими особенностями.
  5. Создавать для детей комфортную и безопасную среду для обучения.
  6. Иметь познания в информационных технологиях, использовать их в учебном процессе.
  7. Знать об особенностях психологического и физического развития ребенка в определенном возрасте.
  8. Уметь налаживать контакт с родителями, совместно использовать педагогическо- психологические инструменты в обучающем процессе.
  9. Правильно планировать учебное время для наиболее рационального его использования.
  10. Быть внимательным и любящим по отношению к ученикам.

Список требований еще долго можно продолжать, но и из этого понятно, что педагогу предстоит больше, нежели просто обучать детей своему предмету.

Почему нововведения могут не начать работать?

Главным назначением профстандартов выступает определение квалификации учителя, его уровня знаний, личностных характеристик и иных важных аспектов работы с детьми. Но если разобраться, многие нововведения реализовать сейчас не удастся. К примеру, согласно профессиональному стандарту учитель должен обладать знаниями и навыками в сфере информационных технологий. Кроме этого, он должен их использовать в учебном процессе, но главная проблема кроется в том, что во многих школах, особенно провинциальных, нет соответствующей технической базы. Для реализации этого пункта документа требуются немалые финансы, которые из бюджета выделять никто не собирается.

Иной проблемой выступает нехватка кадров в школах. В результате учителя работают на две ставки. У них просто физически не будет хватать времени на изучение еще одной дисциплины, развитие навыков и знаний. Чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку, педагог также должен обладать достаточным количеством времени.

Во многих школах, в частности это касается провинциальных городов, работают учителя без высшего специального образования, но профстандартом предусмотрено обязательно наличие диплома о получении педагогического образования. Остается непонятным, кто будет оплачивать второе образование таким работникам, или их просто будут увольнять.

Что грозит педагогам, не соответствующим профстандарту 2018 года?

В Интернете можно встретить высказывания о том, что педагогов, которые не соответствуют профессиональному стандарту, будут увольнять. Если результаты их аттестации будут оставлять лучшего, то им грозит увольнение, но так ли это на самом деле.

С юридической точки зрения уволить педагога за то, что не соответствует нормам нового документа нельзя. Его должны направить на повышение квалификации или обучение. Если человек отказывается от предложенных вариантов, ему обязаны предложить иную должность в заведении, в котором он работает.

Директоры школ озадачены тем, кем заменять педагогов, которые отправятся на повышении квалификации, ведь работников обычно и так не хватает. Правда, головная боль будет актуальна, если профессиональный стандарт вступит в силу. Многие работники сферы образования надеются, что чиновники прислушаются к ним и внесут в документ изменения.

Читайте также:

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

2018god.net

Новый профстандарт педагогов введут к 2019 году — Новости Тулы и области

на фото: Евгений Ямбург.

В Московском государственном психолого-педагогическом университете состоялась Всероссийская конференция по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога. Об этом пишет Учительская газета.

Новый стандарт, в частности, предполагает систему карьерного роста учителя. 

Напомним, о введении новых должностей для педагогов в сентябре 2016 года говорила министр образования Ольга Васильева.

Выступая на конференции, глава группы разработчиков профстандарта, директор Центра образования №109 Евгений Ямбург отметил:

«Сегодня родители вправе привести своего ребенка-инвалида в обычную школу, и учитель обязан работать с ним. А для работы с этим сложным контингентом нужны новые профессиональные компетенции».

Такие компетенции будут закреплены в новом профстандарте педагога, а вместе с ними и определенный уровень знаний предметников. По данным последних исследований, каждый десятый российский учитель показал низкий уровень знания своего предмета.

Также Евгений Ямбург пояснил, что новый профстандарт будет дифференцировать учителей не только «по зарплатам, но и по почету, обеспечивая им вертикальный, но не административный, а профессиональный рост».

Так, чтобы занять должность просто учителя, достаточно будет иметь педобразование и обладать представлением об основных навыках педагогического ремесла.

Старший учитель, помимо теории, должен владеть педагогической практикой и, более того, демонстрировать ее своим коллегам даже в классах с самым сложным контингентом.

Ведущий учитель — координатор усилий всех участников образовательного процесса, включая учителей, родителей, школьных психологов и тому подобного, работающих на главный результат — личный прогресс каждого ребенка.

Причем, таких должностей, по оценке Евгения Ямбурга, «не может быть слишком много: не более 4-6% учительского корпуса. Это — носители передового педагогического опыта не на словах, а на деле, и они должны обслуживать не одну, а несколько школ».

Полномасштабное введение нового стандарта произойдет в 2019 году. За оставшееся время предстоит решить проблемы, выявившиеся в ходе апробации учительского профстандарта в ряде регионов.

myslo.ru

Профстандарт педагога 2019, утвержденный правительством РФ

Опубликовал: admin в В 2019 год 02.11.2018 231 Просмотров

Профессия учителя в нашем обществе всегда считалась самой уважаемой и важной. На плечи педагогов ложится не только обучение детей основам наук, но и частично их воспитание и развитие. Вполне логично, что требования к ним всегда были достаточно высокими.

Но если раньше компетенции учителей определяли только должностные инструкции, то теперь для них введут специальный профстандарт. Это значит, что для подтверждения своей квалификации педагогам придется пройти аттестацию по новым правилам.

Стоит отметить, что о введении новых профессиональных стандартов объявили известно уже давно: ранее планировалось, что вступить в силу он должен в 2015 году. Но эта новость вызвала бурю негодования у представителей системы образования.

Педагоги указывали, что на них и так оказывается немалое давление, а очередные требования только усложнят их работу. Учитывая это, внедрение норм отложили до 2017 года, но и этого оказалось недостаточно. Представители профсоюза заявили, что учителя еще не готовы к дополнительной нагрузке, и инициировали перенос профстандарта на сентябрь 2019 года.

Суть нового профессионального стандарта

Профстандарт для учителей разрабатывался по указанию президента РФ, при этом создавать документ начали еще в 2012 году. Еще тогда представители Минобрнауки заявили, что подход к аттестации педагогов порядком устарел и требует обновления.

Новый стандарт получил название «Педагог» и включил в себя основные требования к преподавателям российских школ. Согласно опубликованным в нем нормам, каждый учитель должен уделять внимание не только совершенствованию в своем предмете. Но и изучению других дисциплин.

Этот документ позволит школам более точно оценивать уровень квалификации преподавательского состава и создавать действительно профессиональный коллектив.

Профстандарт учитывает современные требования к качеству преподавания различных предметов и форме подачи информации. Следуя изложенным в нем требованиям, каждый педагог должен эффективно работать сразу в нескольких направлениях:

  • Обучение – педагог должен доносить к ученикам максимум необходимых знаний, используя интересные и понятные детям формы изложения материала. При этом подача информации должна быть таковой, чтобы ее одинаково хорошо воспринимали все дети.
  • Воспитание – учителя должны стать для учеников примером воспитанности, доброты, толерантности, внимательности к потребностям других людей. Также они обязаны находить подход ко всем детям, независимо от их социального статуса, возраста или других особенностей.
  • Развитие – кроме обучения учеников, в обязанности педагогов входит отслеживание физического и психологического состояния и развитие каждого ребенка. В случае необходимости учителя должны проводить беседы с детьми и помогать им справляться с проблемами.

Таким образом, со вступлением стандарта в силу педагогам будет недостаточно просто изложить свой предмет ученикам. Учителя должны будут уделять больше времени подбору методик изложения материала, а также совершенствовать свой подход к ученикам.

Новые требования к учителям

Планируется, что в профстандарте будут четко изложены требования, которым обязаны отвечать учителя. Так, чтобы работать в школе, педагог должен уметь:

  • грамотно планировать время, выделенное на преподавание предмета;
  • разбирать в информационных технологиях и посвящать учеников в их тонкости;
  • распознавать наклонности и таланты ребенка для дальнейшего их развития;
  • контактировать с родителями и привлекать их к учебному процессу;
  • работать с детьми, у которых диагностированы физические отклонения.

Это только краткий список требований, но этого достаточно, чтобы понять: учителям придется приложить немало усилий, чтобы пройти аттестацию. При этом многих учителей интересует, что их ждет в случае, если они не смогут подтвердить свою квалификацию по новым нормам. Особенное опасение вызывают слухи о том, что таких педагогов будут просто увольнять из школы.

Но все не так страшно. Если учитель не пройдет аттестацию, то ему предложат пройти курсы повышения квалификации и специальное обучение, согласно профстандарту. Тем, кто откажется получать новые знания и приспосабливаться к новым требованиям, могут предложить другую должность в том же учебном заведении.

Основные сложности

Профстандарт призван «подогнать» педагогов и школы к современным требованиям к образовательному процессу и уровню получаемых учениками знаний. Но очевидно, что многие нововведения внедрить будет очень сложно, если вообще возможно.

К примеру, в документе сказано, что учителя должны хорошо ориентироваться в информационных технологиях и применять их в процессе обучения детей своему предмету. Но далеко не во всех школах есть для этого необходимая техническая база.

Так, во многих провинциальных школах компьютерная техника очень устарелая, а в некоторых учебных заведениях ее вовсе нет. При этом Минобрнауки дает ясно понять, что дополнительного финансирования для обеспечения школ современными компьютерами, планшетами и интерактивными досками ждать не стоит.

Еще одна не менее важная проблема – нехватка кадров. Очень часто учителя в школах работают на 1,5-2 ставки, поэтому вряд ли у них будет время на углубленное изучение других предметов и оттачивание различных навыков. Кроме того, сомнительно, что у педагогов будет возможность найти к каждому ученику индивидуальный подход и уделить много внимания.

Немаловажно и то, что профстандарт обязывает каждого учителя иметь высшее специальное образование, но сотрудники многих сельских школ не отвечают этому требованию. Исходя из этого, возникает вопрос: таких педагогов ждет увольнение или им придется получать соответствующее образование?

Таким образом, новый профстандарт для учителей вызывает много сомнений и вопросов. Несмотря на многолетнюю доработку, документ остается достаточно «сырым», поэтому все работники сферы образования со страхом ждут его вступления в силу.

По мнению многих педагогов, выполнение большинства требований является маловероятным и эти нормы имеют все шансы остаться простой формальностью.

В любом случае результативность новации можно будет анализировать только после ее введения, что случится уже в 2019 году.

Видео-новость

vrusha.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *