Победители учитель года – Назван победитель конкурса «Учитель года-2018» — Российская газета

В Петербурге назвали имена пяти лучших учителей России

Пятерку самых активных, успешных и умелых педагогов страны выбрали в культурной столице. Именно здесь проходит финал всероссийского конкурса «Учитель года – 2018».

В минувшую субботу, 29 сентября, после испытаний семинаром перед коллегами и уроком перед школьниками от 85 представителей каждого региона осталась лишь золотая «пятнашка» лауреатов. А сегодня лучших из лучших выбрали для заключительного тура – разговора с министром просвещения России, который состоится завтра, 4 октября, в Москве. Абсолютного победителя конкурса объявят в столице в День учителя, 5 октября.

ПЯТЕРО ИЗ МИЛЛИОНА

В Георгиевском зале Михайловского замка сегодня в полдень собралось около двухсот гостей. Среди них – первые лица российского образования: ректор МГУ Виктор Садовничий, глава Педуниверситета имени Герцена Сергей Богданов.

– Наш город впервые принимает федеральный этап конкурса, идля нас это большие честь, доверие и ответственность, – признался со сцены губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. – Войти в пятерку в таком конкурсе – это значит доказать свой высочайший профессионализм, показать всем, что вам можно доверить наших маленьких россиян.

Церемония прошла в Георгиевском зале Михайловского замкаФото: Олег ЗОЛОТО

Конверты с заветными именами вскрывали под напряженное молчание, которое быстро сменялось овациями.

– Сегодня самый волнительный день: мы с вами проделали долгий путь, многое позади, – сказала заместитель министра просвещения России Татьяна Синюгина. – Это история нашей страны, Петербурга, каждого из вас. Только подумайте: из одного миллиона 62 учителей страны, которые каждый день входят в классы, именно вы представляете свой регион! Уверена, за этим успехом последуют и другие.

Георгий Полтавченко и Алихан ДинаевФото: Олег ЗОЛОТО

Замминистра поблагодарила представителей гимназии №56, которая стала главной площадкой конкурса в Петербурге: здесь проходили и семинары, и открытые уроки, на учениках 56-ой «тестировали» умения конкурсантов.

– От души поздравляю вас с тем, что… все это закончилось! – улыбнулась Татьяна Синюгина.

Певец Петр Захаров назвал учителей вторыми родителямиФото: Олег ЗОЛОТО

Заслуженный учитель России, глава Комитета по образованию Петербурга Жанна Воробьева отметила, что, несмотря на накал страстей, конкурс прошел в дружеской атмосфере.

– Успех приходит к тому, кто щедро делится своими умениями и навыками, с любовь смотрит на учеников, с вниманием – на их родителей, с уважением – на коллег, – добавила Жанна Воробьева. – Уверена, теперь вы будете под защитой петербургского ангела-хранителя с Петропавловской крепости и вам всегда будет сопутствовать удача.

ВЫРАСТИТЬ ЛЮДЬМИ

С поздравлениями к финалистам спешили и учредители конкурса.

– Это замечательная площадка для обмена опытом, для понимания, что у вас получается лучше, а чему надо еще поучиться, – подчеркнула зампред Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова. – Но, хотя через эти горнила пройдете вы, ваш опыт будет важен для учителей всей страны. Надеемся, вы будете активны в движении экспертов, которые очень нужны в оценке новых метолов и технологий образования. Давайте объединяться! Ради нового качества образования, ради учеников, ради всего учительства.

Жанна Воробьева и Илья КазанцевФото: Олег ЗОЛОТО

– У меня в жизни были замечательные учителя. В школе, в университете, после университета, – поделился главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. – До сих пор вспоминаю их, горжусь ими, поддерживаю с ними отношения. Рассказываю о них сыну и внукам. Желаю, чтобы через десятилетия ваши ученики тоже вспоминали вас с любовью и гордостью.

Игнат ИгнатовФото: Олег ЗОЛОТО

Следуя тренду нынешнего года – вслед за победителем «Учителя года – 2017» Ильей Демаковым, который поразил всех вокалом на открытии финального этапа конкурса, – запел и директор гимназии №56 Сергей Данилов.

Следом для лучших учителей страны играл аккордеонист-виртуоз Петр Дранга и пел Александр Панайотов.

Александр Панайотов до сих пор не понимает, как учителям удается направлять молодежь в правильное руслоФото: Олег ЗОЛОТО

– До сих пор не понимаю, как вы это делаете, – признался Панайотов. – Нужно иметь столько выдержки и терпения, особенно в наше время! Спасибо, что направляете энергию непростого поколения в правильное русло.

– Учителя – вторые родители, – сказал певец Петр Захаров. – И сегодня в зале находятся педагоги, благодаря которым дети не только получат знания, но и вырастут людьми.

«ЭТО НЕ ПРО ПОБЕДУ»

За все предстоящие 28 лет среди 30 абсолютных победителей конкурса было всего шесть представительниц прекрасного пола. И это при том, что мужчин среди участников всегда было меньше. Причина, по словам Петр Положевца, в том, что сильная половина в состязании проявляет свои прирожденные качества воина.

В этом году организаторы зафиксировали своеобразный рекорд: мужчин среди конкурсантов аж тридцать процентов. Неудивительно, что дамы не попали даже в пятерку.

Победителями «Учителя года – 2018» стали:

– Алихан Динаев, преподаватель обществознания и права (Чеченская республика),

– Игнат Игнатов, преподаватель информатики и ИКТ, технологии (Москва),

– Илья Казанцев, преподаватель истории, обществознания и права (Псковская область),

– Григорий Назаров, преподаватель истории и обществознания (Московская область),

– Юрий Клюев, преподаватель химии (Брянская область).

Для лучших учителей страны играл аккордеонист-виртуоз Петр ДрангаФото: Олег ЗОЛОТО

Сразу после церемонии финалисты поделились впечатлениями.

– Для меня конкурс стал возвращением в практически родной город: в Петербурге я учился, – поделился Алихан Динаев. – Счастлив, что именно здесь удалось добиться такого успеха, а главное, познакомиться с замечательными людьми. Конкурс – отличная школа для каждого из нас. Мы привыкли учить, но здесь сами стали учениками: учимся друг у друга.

– Каждый из нас прекрасно понимает, что конкурс «Учитель года» – это не про победу, отметил Илья Казанцев. – Мы приехали сюда с малым опытом, а уезжаем в сотни раз богаче. Мы счастливы, что познакомились, уже договорились о сотрудничестве. Будем укреплять связи между регионами.

Юрий КлюевФото: Олег ЗОЛОТО

– Здесь не может быть победителя и побежденного: мы стали родными людьми, – улыбнулся Юрий Клюев.

– Не считаю себя достойным победы, – отметил Григорий Назаров. – Достойны мы все.

– Для меня конкурс – это люди, – сказал Игнат Игнатов. – Спасибо всем коллегам, организаторам. Скоро конкурс закончится. И впереди нас ждет много работы.

В завершение праздника пятерке победителей вручили малых пеликанов. Пока из белого шоколада. На хрустальные «копии» их поменяют на церемонии закрытия конкурса в Москве. А один из пяти учителей приютит сразу двух хрустальных птиц – малую и большую.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Илья Казанцев из Пскова вошел в пятерку лучших учителей России

«Как же хорошо верить ребенку, верить в то, что он справится, сможет, преодолеет все трудности и, наконец, откроет себя истинного, чтобы спустя годы научить своих детей смело и самостоятельно идти к цели», — это строчка из эссе Ильи Казанцева, учителя истории, обществознания и права псковского лицея №4. Его он писал на заочном этапе отборочного тура конкурса «Учитель года – 2018». (подробности)

www.spb.kp.ru

Учитель года 2018: интервью с победителем

5 октября в Государственном Кремлёвском дворце был назван победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018». Им стал Динаев Алихан Мавладиевич – учитель обществознания и права Математической школы № 1 им. Х. И. Ибрагимова города Грозный. Несмотря на повышенное внимание к нему и его работе сейчас, Алихан Мавладиевич нашёл время, чтобы ответить на несколько вопросов «Инфоурока», издания, которое, по его словам, много раз помогало ему в работе.

ИУ. Что для Вас значит эта победа? Ожидали ли Вы, что станете лучшим учителем страны? 

Победа стала большим праздником для меня, моей семьи и школы. Я горжусь тем, что за меня болели тысячи человек не только в республике, но и в других регионах России. За последние дни я получил колоссальное количество сообщений, в которых знакомые и незнакомые мне люди благодарили меня, рассказывали, как сильно они переживали, плакали от счастья и т.п.

Сейчас я понимаю, что эта победа – большая ответственность для меня, а предстоящий год будет невероятно сложным. Но это ответственность, которую я готов нести с честью и достоинством, как и полагается «Учителю года России».

Ожидал ли, что выиграю конкурс? Это было моей целью. Весь прошлый год я упорно готовился к участию в этом конкурсе. За победу пришлось отдать сотни и сотни часов тяжелой работы.

ИУ. Как Вы думаете, повлияет ли такое громкое звание на Вашу карьеру? Даст ли ощутимые преимущества? 

Опыт других победителей показывает, что это звание, безусловно, сильно влияет на карьеру. Конкурс часто становится трамплином. Многие становятся директорами школ, кто-то идет на госслужбу. Преимущества у этого статуса, конечно, есть. В какой-то степени «Учитель года России» становится голосом всего педагогического сообщества, его приглашают на семинары, мастер-классы и конференции по всей стране, у него есть доступ к руководителям системы образования. Впрочем, это в теории. Что это даст мне? Время покажет.

Фото из личного архива Алихана Динаева

ИУ. Правда ли, что победитель конкурса может стать помощником министра образования на добровольных началах? Если так, то есть ли у Вас идеи или проекты, которые Вы бы хотели предложить министру?

Правда! Идеи, к счастью, есть. И, думаю, будут появляться новые, в том числе за счет предложений моих коллег со всей России, которые, надеюсь, мне удастся донести до министра.

Первым делом я бы предложил повысить зарплаты учителей в два раза! Но, боюсь, что эта чудесная мысль хоть и понравится многим, но натолкнется на финансовые проблемы бюджета. 🙂

Если говорить серьезнее и реалистичнее, то я бы предложил для начала несколько идей. Имеет смысл создавать методические объединения в основной и старшей школе не только по предметам, но и по параллелям – МО 8 класса, например. Это позволило бы учителям системно смотреть на преимущества и проблемы ребенка.

Во-вторых, нашим детям нужно больше заданий на развитие функциональной грамотности (на умение применять знания на практике), больше заданий с открытым и неединственным ответом, в том числе в той форме, в которой они представлены в PISA и других международных сравнительных исследованиях. Такие упражнения надо обязательно включать в учебники, наполнять ими образовательные ресурсы, проводить в школах и на более высоких уровнях соответствующие олимпиады.

В-третьих, уверен, что мы должны бороться с бумажной нагрузкой на учителя, в том числе избавлять от двойного (и электронный, и бумажный) ведения журналов.

ИУ. Безусловно, учитель – это творческая профессия. Знаком ли Вам творческий поиск? Расскажите о своих проектах и методиках работы с детьми.

Учитель – одна из самых творческих профессий. Вместе с детьми и коллегами мы реализуем множество проектов. Самый известный и успешный из них – «Грозный в цвете», в рамках которого удалось объединить несколько сотен человек – учеников, учителей, родителей и других неравнодушных людей. Объединить с целью превратить грязную и исписанную стометровую бетонную стену напротив нашей школы в галерею под открытым небом. О нашем проекте говорили даже на федеральных ТВ.

Другое направление работы – благотворительные проекты. Важно давать детям возможность совершать добрые дела, формируя в них чувство ответственности за окружающих.

Есть и проекты в сфере патриотического воспитания. Мы участвуем в «телемостах памяти», посвященным важным датам Великой Отечественной войны. В этом году я предложил своим ученикам написать небольшие статьи о своих (и не только своих) дедушках и прадедушках – участниках ВОВ. В результате получилась целая серия материалов, которые нам удалось опубликовать в республиканской прессе.

Из интересных проектов могу назвать и наши регулярные встречи с успешной молодежью, которые всегда вызывают большой энтузиазм у детей. Именно горящие глаза моих ребят во время общения с молодыми бизнесменами, учеными, юристами, врачами подсказали мне идею написания книги «20 обычных чеченцев». Примеры Джоан Роулинг или Федора Овчинникова, конечно, хорошо мотивируют, но еще лучше это делают примеры людей, которые живут в той же республике, которые являются современниками детей, которых они могут встретить на улицах родного города.

Фото из личного архива Алихана Динаева

Что же касается моей методики, то о ней я подробно рассказывал во время методического семинара на конкурсе «Учитель года России 2018». Пересказывать сейчас нет смысла, желающие могут посмотреть запись. Скоро все выступления также добавят на YouTube.

Если коротко и обобщенно, то моя методика выглядит так – объяснять сложные вещи просто и интересно, используя актуальные примеры, опираясь на социальный опыт детей и применяя практикоориентированный подход. Стараюсь широко использовать активные и интерактивные методы, всегда помня, что дети нынче не представляют своей жизни без интернета и гаджетов.

ИУ. Ваш возраст – это преимущество? Возникают ли проблемы с субординацией? 

Мой возраст – это преимущество. Молодому учителю гораздо легче найти общий язык с детьми. У нас во многом схожие интересы. Мы смотрим одни и те же сериалы и фильмы, пользуемся теми же соцсетями, где, кстати, активно общаемся (один из моих приемов — общая группа в соцсетях с каждым классом для обмена полезной информацией и улучшения отношений между нами) и т.п. Это то, что ученики называют «быть на одной волне».

У меня демократичный стиль преподавания и общения. Уверен, что авторитаризм на уроках излишен, что педагогических целей проще добиться через искренность, открытость, улыбки и шутки, чем через приказы, крики и критику.

Да, здесь важно не допускать панибратства с детьми. Но это уже зависит от умения учителя держать дистанцию. В нашей Математической школе Грозного этому способствует строгое правило – все со всеми должны говорить исключительно на «Вы», в том числе учителя с первоклассниками, например. Если учитель смог завоевать доверие и уважение детей, то они не будут пытаться сесть ему на шею. По крайней мере мой опыт говорит именно об этом.

ИУ. Преподавали ли Вы где-либо кроме Чеченской Республики? Насколько сильно влияют традиции на образовательный процесс?

Все шесть с половиной лет своей педагогической карьеры я преподавал в Грозном. Вместе с тем у меня есть и другой педагогический принцип – надо выходить за пределы кабинетов и расширять образовательное пространство. Поэтому я активно записываю видеоуроки, выкладываю их в интернет и даже собираюсь запустить в ближайшее время онлайн-школу. Так что в какой-то степени я преподаю для школьников со всей России. А то, что у моих видео уже около полумиллиона просмотров и более тысячи положительных комментариев, говорит, что такой подход востребован и эффективен.

Фото из личного архива Алихана Динаева

ИУ. И сразу же о дистанционных технологиях обучения. Как можно развивать эту область? Какие еще инструменты в этой сфере используете лично Вы?

Дистанционные технологии – это будущее системы образования. Они позволяют обеспечить равенство возможностей для детей из разных школ, регионов и с разным социально-экономическим положением. В этом отношении нельзя не отметить проект Российской электронной школы, благодаря которому школьники со всей страны получат бесплатный доступ к урокам и многочисленным материалам от лучших учителей России.

Несколько раз мне доводилось проводить вебинары в прямом эфире. Онлайн-приложения дают сегодня возможность совмещать приятное с полезным. Например, играть в Castle Quiz, соревноваться с друзьями и готовиться к ЕГЭ. Особенность этой игры еще и в том, что каждый может бросить вызов каждому. В прошлом учебном году я не раз «сражался» таким образом со своими учениками.

ИУ. Меняется ли роль учителя в XXI веке? Какие новые цели должен ставить перед собой преподаватель, когда он уже не является единственным источником знаний? 

В вашем вопросе уже есть ответ. Учитель больше не транслятор знаний, кем он был тысячи лет. Знания стремительно устаревают, а выпускники школ их не менее стремительно забывают. Поэтому мы, сохраняя фундамент в виде предметной компетенции учителей и обучающихся, должны делать больший акцент на развитие soft skills. У них много названий – ключевые или глобальные компетентности, новая грамотность. Речь идет об умениях разрешать конфликты, работать в группе, эффективном применении ИКТ, системном мышлении, креативности и т.д.

Фото из личного архива Алихана Динаева

ИУ. Раз уж Вы упомянули, что пользуетесь Инфоуроком, то расскажите, пожалуйста, как часто Вы обращаетесь к нашему сайту? И какие наши продукты Вам наиболее полезны?

Инфоурок – незаменимый помощник для учителя. Для меня он полезен в первую очередь большим и разнообразным банком методических разработок, из которых всегда можно почерпнуть много полезных идей. Читая их, невольно понимаешь, насколько богата российская земля талантливыми педагогами. Спасибо вам и нашим замечательным учителям!

 

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

infourok.ru

Учитель года России — Википедия. Что такое Учитель года России

Учитель года России — ежегодный всероссийский конкурс, который проводится Министерством образования и науки Российской Федерации, Общероссийским профсоюзом образования и «Учительской газетой». Целью конкурса являются выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя.

Конкурс проводится с 1992 года. В предшествующие два года, до роспуска СССР, проводился аналогичный конкурс всесоюзного масштаба. Аналогичные конкурсы проводятся в Белоруссии, Казахстане, Молдавии, на Украине, а также в Австралии, Великобритании и США[1].

Порядок проведения

В 2011 году очный финал конкурса проводится в сентябре-октябре и проходит в три этапа. На первом этапе конкурсантам предстоит выполнить следующие задания:

  • Интернет-ресурс: размещение на вебсайте или в блоге учебных, методических или других авторских разработок, отражающих новаторский опыт работы и демонстрирующих способности к представлению образовательной информации в Интернете
  • Методическое объединение: устное представление своего профессионального опыта как продукта взаимодействия с коллегами, родителями учеников, общественными организациями и работниками других сфер хозяйства и культуры
  • Учебное занятие
  • Разговор с учащимися (обсуждение актуального для учащихся вопроса в течение 20 минут в режиме импровизации)
  • Беседа с родителями: обсуждение (до 20 минут) с родителями учащихся педагогической ситуации, требующей решения, с формированием решения в конце обсуждения

Второй этап включает в себя проведение мастер-класса и участие в открытой дискуссии по общественно значимой проблеме с участием общественности. Третий, заключительный этап, представляет из себя «„круглый стол“ образовательных политиков» на актуальную тему с участием Министра образования и науки Российской Федерации.

По итогам первого этапа финала определяются 15 лауреатов конкурса, по итогам второго тура — пять победителей (суперфиналистов) и по сумме баллов, набранных во втором и третьем турах, — абсолютный победитель конкурса. Абсолютный победитель получает сроком на один год должность общественного советника Министра образования и науки Российской Федерации.

История

1989—1991

В СССР идея проведения всесоюзного учительского конкурса, по примеру американского аналога, проводившегося к тому времени уже несколько десятилетий (с 1952 года), обсуждалась с начала перестройки, озвучивалась на учредительном съезде Союза учителей. Весной 1989 года редактор школьного отдела «Учительской газеты» В. Жуков предложил идею её главному редактору Г. Селезневу, и в июне на страницах газеты открылось обсуждение проекта конкурса[2][3]. После одобрения в ЦК КПСС — «Учительская газета» с 1 января 1989 года была его органом — 30 декабря 1989 года появилось первое Положение о конкурсе «Учитель года»: предусматривалось, что организатором станет редакция «Учительской газеты» при поддержке Госкомитета СССР по народному образованию, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, Академии педагогических наук, ЦК ВЛКСМ и общественных педагогических объединений. Определено было и общее задание для финалистов: проведение открытого урока в одной из московских школ (класс по выбору) с получением темы урока за два часа до его начала.

В заочном туре конкурса 1990 года приняли участие 99 человек (при этом следует отметить, что конкурс проводился далеко не во всех регионах страны). Из этого числа жюри отобрало шесть финалистов, представлявших Москву, Сумы, Челябинскую и Тульскую области, Красноярский край и Казахстан. Первый абсолютный победитель конкурса был объявлен 6 июня, им стал Александр Сутормин, учитель русского языка и литературы Поповской средней школы Тульской области. Некоторое время спустя учреждённый специально для конкурса приз — «Хрустального пеликана» — Сутормину вручил президент СССР Михаил Горбачёв.

В финале 1991 года были представлены шесть республик СССР — Белоруссия (В. Гербутов), Киргизия (О. Абдувалиева), РСФСР (А. Яранцев), Таджикистан (Ю. Рустамов), Узбекистан (А. Суюнов) и Украина (А. Шапиро). В силу дезинтеграционных процессов некоторые из других республик не пожелали принять участия в конкурсе. Так, к примеру, замминистра культуры и образования Литовской республики прислал письмо в «Учительскую газету», в котором мотивировал отказ от участия тем, что в Литве началась реформа просвещения, которая должна была полностью вывести республику из образовательного поля Союза[4].

Помимо показательного урока, в конкурсные задания финалистов были включены также собеседование и тест на компьютере. Вторым и последним Учителем года СССР стал преподаватель физики из Минска Валерий Гербутов; его «Хрустальный пеликан» оказался единственным, покинувшим пределы России. Награду победителю 20 сентября 1991 г. в последний раз вручил глава Союзного государства М. С. Горбачёв.

1992—1999

В 1992 году конкурс «Учитель года» стартовал уже не как всесоюзный, а как всероссийский. Участие в нём приняли 118 кандидатов, а финалисты проводили не импровизированные, а заранее подготовленные уроки. Песня нового абсолютного победителя конкурса, учителя музыки Артура Зарубы, на слова Р. Рождественского «Школьным учителям» стала гимном конкурса, с тех пор каждый год исполняемым на его открытии. Второе место занял учитель немецкого языка из Белгородской области Виктор Сумин, а третье — учитель физкультуры из Барнаула Василий Табышкин.

В августе 1993 года приказом Министерства образования России был учреждён нагрудный знак «Учитель года» («Золотой пеликан»), вручаемый победителю конкурса (в последние годы этот знак утратил официальный статус, но продолжает вручаться). 15 финалистов, собравшихся в Москве, судили три жюри — детское, учительское и общественное, — а критерии оценок вырабатывали с жюри сами конкурсанты. В список заданий добавилась «защита педагогической идеи». В суперфинал, транслируемый по телевидению из концертной студии «Останкино», вышли пять учителей, а победа досталась словеснику из Брянска Олегу Парамонову. На следующий день после суперфинала сторонниками Верховного Совета России была предпринята попытка штурма телецентра «Останкино».

В марте 1994 года в сургутской Гимназии-лаборатории Салахова открылся первый слёт участников конкурса «Учитель года», с тех пор ставший традиционным. Осенью в Москву на финал были приглашены победители всех региональных отборов — 54 человека, хотя показательные уроки в московских школах по-прежнему давали только 15 человек. Молодые журналисты «Учительской газеты» на время проведения финала организовали выпуск информационного издания «ПеликантЪ-дейли», распространявшегося каждое утро бесплатно среди участников.

В марте 1995 года Президент России Борис Ельцин, согласившийся возглавить попечительский совет конкурса, учредил премию, вручавшуюся с этого года всем 15 лауреатам конкурса вплоть до 2004 года, когда она была отменена Владимиром Путиным. Осенью в Москву собрались 63 финалиста, в отличие от прошлого года соревновавшиеся во всех конкурсных дисциплинах. 15 лауреатов в отдельных номинациях были определены малыми жюри, а большое жюри, которое с этого года возглавляет ректор МГУ В. А. Садовничий, отобрало из их числа пятерых суперфиналистов, а затем и абсолютного победителя — учительницу младших классов из Рязани Зинаиду Климентовскую. В 1996 году в список конкурсных заданий был добавлен урок-импровизация (на подготовку даются сутки) для взрослой аудитории, обеспечивающий преподавателю полноценную обратную связь. Аудиторию составляли другие лауреаты конкурса. Кроме того, конкурсантам было предложено написать эссе «Моя педагогическая философия». Абсолютной победительницей второй год подряд стала представительница Рязани, Екатерина Филиппова.

Финал 1997 года посетили победительница аналогичного конкурса в США, педагог и писательница Шэрон Дрейпер (англ. Sharon Draper), и координатор американского конкурса Джон Куэм. Дрейпер особо отметила сложность конкурсной программы в России и заявила, что в США стать Учителем года проще. В финале 1997 года впервые победил москвич, учитель труда Александр Глозман.

На следующий год от участников конкурса впервые требовалось прислать видеозаписи открытых уроков в своей и чужой школе. По итогам региональных отборов в финал прошли 74 педагога, а в 1999 году в нарушение традиции помимо 15 лауреатов право провести открытый урок-импровизацию получила ещё одна участница, самая молодая за историю конкурса: Марии Филиппенко, преподавательнице латыни и дочери актёра Александра Филиппенко, в этот момент было только 23 года.

2000—2004

В 2000 году к числу учредителей конкурса, наряду с министерством образования, профсоюзом учителей и «Учительской газетой», добавилась Федерация Интернет Образования. На её базе уже в марте состоялись курсы обучения пользованию Интернетом и Microsoft Windows, а также основам создания вебсайтов для участников конкурса. Место проведения финала было перенесено из Юго-Западного округа Москвы, где он проходил уже несколько лет, в Западный. На следующий год организации-учредители конкурса при поддержке Российского Союза Молодёжи, Московского городского педагогического университета и издательского центра «Владос» учредили новый некоммерческий Фонд поддержки российского учительства, который с этого момента отвечает за проведение конкурса. В октябре абсолютным победителем стал конкурсант с неоконченным высшим образованием — учитель труда из Екатеринбурга Алексей Крылов.

В 2002 году начал работу Межрегиональный клуб «Учитель года», в задачи которого входят поддержка талантливых педагогов, обмен опытом и повышение престижа профессии школьного учителя. Под эгидой клуба проводятся межрегиональные экологические экспедиции учащихся старших классов; целью первой такой экспедиции в 2002 году стало озеро Байкал. 78 финалистов конкурса 2002 года были распределены по 10 проблемным номинациям, среди которых «Активные формы обучения», «Традиции в образовании», «Учитель-воспитатель». Во второй круг финала малые жюри отобрали не 15, а 26 наиболее достойных кандидатов, на этот раз продолжавших борьбу в рамках мастер-классов вместо уроков-импровизаций. В начале октября все 26 участников второго финального тура были приглашены в Кремль на встречу с Президентом России Путиным.

В 2003 году в финал вышли 80 победителей региональных отборов. Финалисты давали по два открытых урока в московских школах и соревновались в двух номинациях проблемной («творческая мастерская», продолжительность 30 минут) и предметной (20 минут, на основе домашних разработок). Церемония чествования победителей конкурса с участием звёзд российской эстрады впервые транслировалась Первым каналом из Государственного Кремлёвского дворца.

Финал конкурса 2004 года был разделён на четыре этапа. Жюри, в состав которого входили, в частности, ведущий передачи «Умницы и умники» Юрий Вяземский и школьники-победители передачи, оценивало работы под кодовыми номерами, не зная, кому из 76 конкурсантов принадлежит конкретный номер. До этапа мастер-классов «Учитель учителей» дошли 39 участников, выбывшие же присоединились к судейской коллегии. В четвёртый, финальный тур, как и раньше, вышли 15 человек, которые должны были прочитать публичную лекцию и участвовать в «Педагогическом ринге». В пятёрку суперфиналистов вошли Людмила Правдина (физика, Саратов), Наталья Кирилюк (математика, Владикавказ), Александр Рахно (история, Омская область), Андрей Лукутин (история, Москва) и Евгений Славгородский (русский язык и литература, Калининградская область), ставший абсолютным победителем всего в 25 лет.

2005—2010

С 2005 года по решению министра образования финал Всероссийского конкурса проводится на родине предыдущего абсолютного победителя. Таким образом, финал 2005 года с участием 77 конкурсантов прошёл в Калининградской области, основной площадкой стала гимназия № 1 Калининграда, где также преподаёт абсолютный победитель конкурса 2000 года — словесник Владимир Морар. В число лауреатов вошли 17 участников, а суперфинальную пятёрку составили Юлия Марчук (русский язык и литература, Москва), Ирина Ломакина (Ульяновск), Владимир Лысогорский (литература, Саратов), Татьяна Сараева (учитель начальных классов, Липецкая область) и будущий абсолютный победитель, физик Иван Иоголевич из Челябинска.

Финал 2006 года прошёл в Челябинске при участии 53 конкурсантов. В суперфинал вышли Сергей Букинич (Санкт-Петербург, Игорь Апольский (Ростовская область, Екатерина Уба (Ульяновск), Ольга Ковалева (Тюмень) и Андрей Успенский (Череповец). Интересно, что четверо из пяти суперфиналистов, за исключением историка Сергея Букинича, были преподавателями языка и литературы. Имя абсолютного победителя — Андрея Успенского — объявили министр образования и ректор МГУ в ноябре в Большом Кремлёвском дворце в рамках программы Всероссийского общественно-педагогического форума «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии». Финал 2007 года, в котором соревновались 68 участников, прошёл в школе № 37 Череповца, где преподаёт Успенский. В рамках мероприятий министр образования и науки России, губернатор Вологодской области и директор школы поставили свои подписи под сертификатом, удостоверяющим тот факт, что она стала первой «цифровой школой» России. Суперфиналистами 2007 года стали Дмитрий Гущин (математика, Санкт-Петербург), Анастасия Комарова (русский язык, Мурманская область), Сергей Маринченко (мировая художественная культура, Ростовская область), Марина Мельникова (русский язык, Ярославская область) и Анна Мехед (математика, Москва). В октябре в Москве впервые в истории конкурса абсолютными победителями были объявлены сразу двое — Дмитрий Гущин и Анна Мехед, набравшие одинаковое число голосов членов жюри.

Конкурсные мероприятия 2008 года прошли в Санкт-Петербурге. Конкурс открывала в выставочном комплексе «Ленэкспо» губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, являющаяся членом Межрегионального клуба «Учитель года», а сами конкурсные задания участники проходили в гимназии № 56, дважды признававшейся «Лучшей школой России». В конкурсной программе приняли участие 74 финалиста, разбитых на четыре тематических группы (гуманитарно-общественная, естественно-научная, искусство и культура, начальное образование). Победителями конкурса были объявлены 15 участников, получивших малых Хрустальных пеликанов, семь специальных призов были также вручены по отдельным номинациям: «Открытие», «Первый учитель», «Через тернии к звездам», «Технология», «Мастер», «Обыкновенное чудо» и приз зрительских симпатий детского пресс-центра. Абсолютного победителя снова объявляли в Москве, и им второй год подряд стал представитель столицы — учитель музыки Михаил Стародубцев.

С 2009 года для финалистов, на сей раз представлявших 68 регионов, были введены новые конкурсные правила. Первый тур включал пять конкурсных заданий, второй — мастер-класс и открытые дискуссии, третий — «„круглый стол“ образовательных политиков». Суперфиналистами стали Нина Заварыкина (русский язык и литература, Владимирская область), Владимир Кружалов (история и обществознание, Москва), Вадим Муранов (физика и информатика, Ногинск), Светлана Прокофьева (немецкий язык, Псков) и Наталья Никифорова (математика, Магнитогорск), ставшая абсолютной победительницей 2009 года. Суперфиналисты и лауреаты конкурса были приглашены на приём к президенту Дмитрию Медведеву.

В 2010 году, объявленном Годом учителя, отдельные призы вручались конкурсантам за лучшие вебсайты. В основном финале в Магнитогорске собрались 76 региональных победителей. Со всех конкурсных мероприятий велась Интернет-трансляция, а первый очный тур проходил в родной школе Натальи Никифоровой — школе № 5. В пятёрку суперфиналистов вошли Михаил Случ (математика, Москва), Гульнара Сабитова (русский язык и литература, Челябинск), Вячеслав Вахрамеев (русский язык и литература, Вологодская область), Андрей Гарифзянов (биология и химия, Тульская область) и Роза Халадова (химия, Грозный)[5]. Абсолютный победитель объявлялся в Москве. Как и в 2007 году, их оказалось двое — Михаил Случ и Андрей Гарифзянов. Впервые за историю конкурса появилось среднее общеобразовательное заведение, в котором преподают сразу два Учителя года России — им стала московская Школа № 1060, учителем которой, помимо Михаила Случа, является абсолютный победитель 2008 года Михаил Стародубцев. В итоге «Хрустального пеликана» после церемонии увёз в Тульскую область Гарифзянов, а второй экземпляр приза месяц спустя вручил Михаилу Случу премьер-министр России Владимир Путин[6].

2011—2014

Финальная часть конкурса 2011 года проходила в Туле и Москве — прямое следствие двойной победы в прошлом году. В Тулу приехали 73 победителя региональных конкурсов, из которых после недели мастер-классов, открытых уроков и дискуссионных клубов Большое жюри отобрало 15 финалистов, перебравшихся в Москву. В Москве была определена пятёрка суперфиналистов: Татьяна Усова (история, Саратов), Хеди Солсанова (физика, Грозный), Алексей Осипов (физкультура, Тольятти), Антон Молев (история и обществознание, Москва) и Алексей Овчинников (биология, Липецкая область)[7], ставший абсолютным победителем.

В финале 2012 года, прошедшем в Липецке, из числа 77 участников в пятёрку победителей вошли представители Тюмени (учитель физики и физической культуры Дмитрий Коляденко), Ставрополя (учитель русского языка и литературы Наталья Малахова), Санкт-Петербурга (преподаватель математики Вадим Соломин), Москвы (учитель русского языка и литературы Вита Кириченко) и Московской области (учитель мировой художественной культуры, драматург Александр Демахин). Последние двое и разделили между собой звание абсолютного победителя[8].

В финале 2013 года были представлены Дагестан (учитель истории Ахбердило Ахбердилов), Ростовская область (словесница Светлана Колесниченко), Самара (завуч по воспитательной работе Владимир Кильдюшкин), Томск (учитель физики Сергей Колпаков и Мытищинский район Московской области (ставший абсолютным победителем[9] преподаватель информатики Андрей Сиденко)[10]. Финалистами конкурса 2014 года стали педагоги из Москвы (учитель испанского языка Екатерина Новикова), Ленинградской области (преподаватель немецкого языка Денис Рочев), Самарской области (учитель информационно-коммуникационных технологий Алексей Фоломкин), Челябинской области (преподаватель литературы и основ религиозных культур и светской этики Анна Стельмахович) и Татарстана (будущая «Учительница России-2014», преподаватель биологии Алла Головенькина)[11].

Абсолютные победители конкурса

По данным на 2011 год 83 % победителей конкурса за более чем 20 лет его существования — мужчины, несмотря на то, что в городских и сельских школах РФ на 2008 г. женщины составляли 91,2 % и 82,7 % работающих соответственно[12].

Учитель года СССР

Учитель года России

  • 1992 — Заруба, Артур Викторович, учитель музыки, Детгородковская средняя школа Волоколамского района Московской области
  • 1993 — Парамонов, Олег Геннадьевич, учитель русского языка и литературы, Гимназия № 1 (Брянск)
  • 1994 — Нянковский, Михаил Александрович, учитель литературы, Провинциальный колледж (Ярославль)
  • 1995 — Климентовская, Зинаида Викторовна, учитель начальных классов, Школа-лицей № 4 (Рязань)
  • 1996 — Филиппова, Екатерина Алексеевна, учитель французского языка, Школа № 34 (Рязань)
  • 1997 — Глозман, Александр Евгеньевич, учитель технологии, Школа № 293 (Москва)
  • 1998 — Ильин, Владимир Леонидович, учитель математики, Гимназия № 30 (Санкт-Петербург)
  • 1999 — Шилов, Виктор Васильевич, учитель музыки, Школа № 138 (Челябинск)
  • 2000 — Морар, Владимир Алексеевич, учитель русского языка и литературы, Гимназия № 1 (Калининград)
  • 2001 — Крылов, Алексей Валентинович, учитель технологии, Школа № 67 (Екатеринбург)
  • 2002 — Смирнов, Игорь Борисович, учитель немецкого языка, Школа № 9 (Гатчина)
  • 2003 — Карачевцев, Игорь Альбертович, учитель истории и обществознания, Гимназия № 166 (Санкт-Петербург)
  • 2004 — Славгородский, Евгений Игоревич, учитель русского языка и литературы, Средняя школа (Крылово) Правдинского района Калининградской области
  • 2005 — Иоголевич, Иван Александрович, учитель физики, Лицей № 31 (Челябинск)
  • 2006 — Успенский, Андрей Геннадьевич, учитель русского языка и литературы, Школа № 37 (Череповец)
  • 2007 —
  • 2008 — Стародубцев, Михаил Леонидович, учитель музыки, Школа № 1060 (Москва)
  • 2009 — Никифорова, Наталья Сергеевна, учитель математики, Школа № 5 (Магнитогорск)
  • 2010 —
  • 2011 — Овчинников, Алексей Васильевич, учитель биологии, средняя школа села Баловнево Данковского муниципального района Липецкой области
  • 2012 —
  • 2013 — Сиденко, Андрей Григорьевич, учитель информатики, школа № 29 деревни Беляниново Московской области
  • 2014 — Головенькина, Алла Николаевна, учитель биологии, школа № 1 (Нурлат, Татарстан)
  • 2015 — Кочережко, Сергей Сергеевич, учитель истории и обществознания, гимназия № 1 (Самара)
  • 2016 — Шагалов, Александр Михайлович, учитель русского языка и литературы, школа № 7 им. Г. К. Жукова (Армавир)
  • 2017 — Демаков, Илья Сергеевич, учитель истории, права и обществознания, гимназия № 116 (Санкт-Петербург)

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Абсолютным победителем конкурса «Учитель года России – 2018» стал педагог из Чеченской Республики

В Москве в Государственном Кремлевском дворце назван Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» — им стал учитель обществознания и права математической школы №1 им. Х.И. Ибрагимова города Грозного Чеченской республики Алихан Динаев. 

Имя Абсолютного победителя объявили Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева и ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Они вручили Учителю года главный приз — Большого хрустального пеликана.

Динаев в своем выступлении отметил, что посвящает свою победу городу Грозному, всем учителям и своим ученикам и поблагодарил их. 

Специальный приз «За социальное лидерство» получил учитель физической культуры школы № 156 им. Б. И. Рябцева Нижнего Новгорода Сергей Лебедев. Его вручила председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова.

Специальный приз имени Г.Н. Селезнева «За настойчивость в достижении целей» вручил главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Награду получил учитель музыки Лицея села Хлевное Хлевенского муниципального района Липецкой области Николай Щеглов.

Также специальный приз «За содействие гражданскому воспитанию и формированию культуры мира среди обучающихся» вручила исполнительный директор Еврейского музея и Центра толерантности Елена Проничева. Приз вручен учителю английского языка Гимназии №39 города Уфы Республики Башкортостан Эмме Сафиуллиной.

Кроме того, специальный приз «За профессиональное владение русским языком» вручила первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования Людмила Дудова. 

Его получили учитель начальных классов средней школы № 29 с углубленным изучением отдельных предметов города Смоленска Анна Игнатенко, учитель истории и обществознания Гимназии №1 города Челябинска Екатерина Казакова и учитель биологии средней общеобразовательной школы №32 города Братска Татьяна Пронович.

Специальный приз «За мастерство в использовании современных цифровых технологий» представители компании Mail.ru учителю информатики школы «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области Екатерине Балькиной.

Особые слова благодарности прозвучали в адрес педагогов, обучающих детей, которым требуется длительное лечение. Специальным призом «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах» были отмечены Екатерина Сергеевна Зорина, Марина Игоревна Кропычева, Иван Алексеевич Гусев и Мария Васильевна Иванова.

Советник Президента Российской Федерации А. Ю. Левицкая вручила награду абсолютному победителю Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2018» Наталье Александровне Черновой, учителю-логопеду, учителю-дефектологу детского сада № 40 комбинированного вида города Петропавловск-Камчатский Камчатского края.

Всероссийский конкурс «Учитель года России» направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников, поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства, утверждение приоритетов образования в обществе.

Главные цели конкурса: выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение; повышение престижа учительского труда; распространение педагогического опыта лучших учителей России.

Победителями регионального этапа конкурса стали 53 мужчины и 32 женщины. Из них 62 педагога представляют образовательные учреждения городов, а 23 — сельской местности. 31 педагог обладает стажем работы от 3 до 6 лет, 29 – от 7 до 14 лет, 25 – от 15 лет. Пятеро педагогов обладают степенью кандидата наук, четверо имеют звание Почетного работника общего образования, двое награждены почетной грамотой Министерства образования. 43 преподавателя обладают высшей категорией, 32 – первой.

В финал вышли 16 учителей истории, 14 учителей иностранного языка, по 10 учителей информатики и начальных классов, по 7 физиков и  математиков, по 5 – учителей  биологии, русского языка и литературы, 3 учителя химии, по 2 педагога географии, музыки, обществознания и физической культуры.

www.edu.ru

Учитель года России — Википедия (с комментариями)

Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Учитель года России — ежегодный всероссийский конкурс, который проводится Министерством образования и науки Российской Федерации, Общероссийским профсоюзом образования и «Учительской газетой». Целью конкурса являются выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя.

Конкурс проводится с 1992 года. В предшествующие два года, до роспуска СССР, проводился аналогичный конкурс всесоюзного масштаба. Аналогичные конкурсы проводятся в Белоруссии, Казахстане, Молдавии, на Украине, а также в Австралии, Великобритании и США[1].

Порядок проведения

В 2011 году очный финал конкурса проводится в сентябре-октябре и проходит в три этапа. На первом этапе конкурсантам предстоит выполнить следующие задания:

  • Интернет-ресурс: размещение на вебсайте или в блоге учебных, методических или других авторских разработок, отражающих новаторский опыт работы и демонстрирующих способности к представлению образовательной информации в Интернете
  • Методическое объединение: устное представление своего профессионального опыта как продукта взаимодействия с коллегами, родителями учеников, общественными организациями и работниками других сфер хозяйства и культуры
  • Учебное занятие
  • Разговор с учащимися (обсуждение актуального для учащихся вопроса в течение 20 минут в режиме импровизации)
  • Беседа с родителями: обсуждение (до 20 минут) с родителями учащихся педагогической ситуации, требующей решения, с формированием решения в конце обсуждения

Второй этап включает в себя проведение мастер-класса и участие в открытой дискуссии по общественно значимой проблеме с участием общественности. Третий, заключительный этап, представляет из себя «„круглый стол“ образовательных политиков» на актуальную тему с участием Министра образования и науки Российской Федерации.

По итогам первого этапа финала определяются 15 лауреатов конкурса, по итогам второго тура — пять победителей (суперфиналистов) и по сумме баллов, набранных во втором и третьем турах, — абсолютный победитель конкурса. Абсолютный победитель получает сроком на один год должность общественного советника Министра образования и науки Российской Федерации.

История

1989—1991

В СССР идея проведения всесоюзного учительского конкурса, по примеру американского аналога, проводившегося к тому времени уже несколько десятилетий (с 1952 года), обсуждалась с начала перестройки, озвучивалась на учредительном съезде Союза учителей. Весной 1989 года редактор школьного отдела «Учительской газеты» В. Жуков предложил идею её главному редактору Г. Селезневу, и в июне на страницах газеты открылось обсуждение проекта конкурса[2][3]. После одобрения в ЦК КПСС — «Учительская газета» с 1 января 1989 года была его органом — 30 декабря 1989 года появилось первое Положение о конкурсе «Учитель года»: предусматривалось, что организатором станет редакция «Учительской газеты» при поддержке Госкомитета СССР по народному образованию, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, Академии педагогических наук, ЦК ВЛКСМ и общественных педагогических объединений. Определено было и общее задание для финалистов: проведение открытого урока в одной из московских школ (класс по выбору) с получением темы урока за два часа до его начала.

В заочном туре конкурса 1990 года приняли участие 99 человек (при этом следует отметить, что конкурс проводился далеко не во всех регионах страны). Из этого числа жюри отобрало шесть финалистов, представлявших Москву, Сумы, Челябинскую и Тульскую области, Красноярский край и Казахстан. Первый абсолютный победитель конкурса был объявлен 6 июня, им стал Александр Сутормин, учитель русского языка и литературы Поповской средней школы Тульской области. Некоторое время спустя учреждённый специально для конкурса приз — «Хрустального пеликана» — Сутормину вручил президент СССР Михаил Горбачёв.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

В финале 1991 года были представлены шесть республик СССР — Белоруссия (В. Гербутов), Киргизия (О. Абдувалиева), РСФСР (А. Яранцев), Таджикистан (Ю. Рустамов), Узбекистан (А. Суюнов) и Украина (А. Шапиро). В силу дезинтеграционных процессов некоторые из других республик не пожелали принять участия в конкурсе. Так, к примеру, замминистра культуры и образования Литовской республики прислал письмо в «Учительскую газету», в котором мотивировал отказ от участия тем, что в Литве началась реформа просвещения, которая должна была полностью вывести республику из образовательного поля Союза[4].

Помимо показательного урока, в конкурсные задания финалистов были включены также собеседование и тест на компьютере. Вторым и последним Учителем года СССР стал преподаватель физики из Минска Валерий Гербутов; его «Хрустальный пеликан» оказался единственным, покинувшим пределы России. Награду победителю 20 сентября 1991 г. в последний раз вручил глава Союзного государства М. С. Горбачёв.

1992—1999

В 1992 году конкурс «Учитель года» стартовал уже не как всесоюзный, а как всероссийский. Участие в нём приняли 118 кандидатов, а финалисты проводили не импровизированные, а заранее подготовленные уроки. Песня нового абсолютного победителя конкурса, учителя музыки Артура Зарубы, на слова Р. Рождественского «Школьным учителям» стала гимном конкурса, с тех пор каждый год исполняемым на его открытии. Второе место занял учитель немецкого языка из Белгородской области Виктор Сумин, а третье — учитель физкультуры из Барнаула Василий Табышкин.

В августе 1993 года приказом Министерства образования России был учреждён нагрудный знак «Учитель года» («Золотой пеликан»), вручаемый победителю конкурса (в последние годы этот знак утратил официальный статус, но продолжает вручаться). 15 финалистов, собравшихся в Москве, судили три жюри — детское, учительское и общественное, — а критерии оценок вырабатывали с жюри сами конкурсанты. В список заданий добавилась «защита педагогической идеи». В суперфинал, транслируемый по телевидению из концертной студии «Останкино», вышли пять учителей, а победа досталась словеснику из Брянска Олегу Парамонову. На следующий день после суперфинала сторонниками Верховного Совета России была предпринята попытка штурма телецентра «Останкино».

В марте 1994 года в сургутской Гимназии-лаборатории Салахова открылся первый слёт участников конкурса «Учитель года», с тех пор ставший традиционным. Осенью в Москву на финал были приглашены победители всех региональных отборов — 54 человека, хотя показательные уроки в московских школах по-прежнему давали только 15 человек. Молодые журналисты «Учительской газеты» на время проведения финала организовали выпуск информационного издания «ПеликантЪ-дейли», распространявшегося каждое утро бесплатно среди участников.

В марте 1995 года Президент России Борис Ельцин, согласившийся возглавить попечительский совет конкурса, учредил премию, вручавшуюся с этого года всем 15 лауреатам конкурса вплоть до 2004 года, когда она была отменена Владимиром Путиным. Осенью в Москву собрались 63 финалиста, в отличие от прошлого года соревновавшиеся во всех конкурсных дисциплинах. 15 лауреатов в отдельных номинациях были определены малыми жюри, а большое жюри, которое с этого года возглавляет ректор МГУ В. А. Садовничий, отобрало из их числа пятерых суперфиналистов, а затем и абсолютного победителя — учительницу младших классов из Рязани Зинаиду Климентовскую. В 1996 году в список конкурсных заданий был добавлен урок-импровизация (на подготовку даются сутки) для взрослой аудитории, обеспечивающий преподавателю полноценную обратную связь. Аудиторию составляли другие лауреаты конкурса. Кроме того, конкурсантам было предложено написать эссе «Моя педагогическая философия». Абсолютной победительницей второй год подряд стала представительница Рязани, Екатерина Филиппова.

Финал 1997 года посетили победительница аналогичного конкурса в США, педагог и писательница Шэрон Дрейпер (англ. Sharon Draper), и координатор американского конкурса Джон Куэм. Дрейпер особо отметила сложность конкурсной программы в России и заявила, что в США стать Учителем года проще. В финале 1997 года впервые победил москвич, учитель труда Александр Глозман.

На следующий год от участников конкурса впервые требовалось прислать видеозаписи открытых уроков в своей и чужой школе. По итогам региональных отборов в финал прошли 74 педагога, а в 1999 году в нарушение традиции помимо 15 лауреатов право провести открытый урок-импровизацию получила ещё одна участница, самая молодая за историю конкурса: Марии Филиппенко, преподавательнице латыни и дочери актёра Александра Филиппенко, в этот момент было только 23 года.

2000—2004

В 2000 году к числу учредителей конкурса, наряду с министерством образования, профсоюзом учителей и «Учительской газетой», добавилась Федерация Интернет Образования. На её базе уже в марте состоялись курсы обучения пользованию Интернетом и Microsoft Windows, а также основам создания вебсайтов для участников конкурса. Место проведения финала было перенесено из Юго-Западного округа Москвы, где он проходил уже несколько лет, в Западный. На следующий год организации-учредители конкурса при поддержке Российского Союза Молодёжи, Московского городского педагогического университета и издательского центра «Владос» учредили новый некоммерческий Фонд поддержки российского учительства, который с этого момента отвечает за проведение конкурса. В октябре абсолютным победителем стал конкурсант с неоконченным высшим образованием — учитель труда из Екатеринбурга Алексей Крылов.

В 2002 году начал работу Межрегиональный клуб «Учитель года», в задачи которого входят поддержка талантливых педагогов, обмен опытом и повышение престижа профессии школьного учителя. Под эгидой клуба проводятся межрегиональные экологические экспедиции учащихся старших классов; целью первой такой экспедиции в 2002 году стало озеро Байкал. 78 финалистов конкурса 2002 года были распределены по 10 проблемным номинациям, среди которых «Активные формы обучения», «Традиции в образовании», «Учитель-воспитатель». Во второй круг финала малые жюри отобрали не 15, а 26 наиболее достойных кандидатов, на этот раз продолжавших борьбу в рамках мастер-классов вместо уроков-импровизаций. В начале октября все 26 участников второго финального тура были приглашены в Кремль на встречу с Президентом России Путиным.

В 2003 году в финал вышли 80 победителей региональных отборов. Финалисты давали по два открытых урока в московских школах и соревновались в двух номинациях проблемной («творческая мастерская», продолжительность 30 минут) и предметной (20 минут, на основе домашних разработок). Церемония чествования победителей конкурса с участием звёзд российской эстрады впервые транслировалась Первым каналом из Государственного Кремлёвского дворца.

Финал конкурса 2004 года был разделён на четыре этапа. Жюри, в состав которого входили, в частности, ведущий передачи «Умницы и умники» Юрий Вяземский и школьники-победители передачи, оценивало работы под кодовыми номерами, не зная, кому из 76 конкурсантов принадлежит конкретный номер. До этапа мастер-классов «Учитель учителей» дошли 39 участников, выбывшие же присоединились к судейской коллегии. В четвёртый, финальный тур, как и раньше, вышли 15 человек, которые должны были прочитать публичную лекцию и участвовать в «Педагогическом ринге». В пятёрку суперфиналистов вошли Людмила Правдина (физика, Саратов), Наталья Кирилюк (математика, Владикавказ), Александр Рахно (история, Омская область), Андрей Лукутин (история, Москва) и Евгений Славгородский (русский язык и литература, Калининградская область), ставший абсолютным победителем всего в 25 лет.

2005—2010

С 2005 года по решению министра образования финал Всероссийского конкурса проводится на родине предыдущего абсолютного победителя. Таким образом, финал 2005 года с участием 77 конкурсантов прошёл в Калининградской области, основной площадкой стала гимназия № 1 Калининграда, где также преподаёт абсолютный победитель конкурса 2000 года — словесник Владимир Морар. В число лауреатов вошли 17 участников, а суперфинальную пятёрку составили Юлия Марчук (русский язык и литература, Москва), Ирина Ломакина (Ульяновск), Владимир Лысогорский (литература, Саратов), Татьяна Сараева (учитель начальных классов, Липецкая область) и будущий абсолютный победитель, физик Иван Иоголевич из Челябинска.

Финал 2006 года прошёл в Челябинске при участии 53 конкурсантов. В суперфинал вышли Сергей Букинич (Санкт-Петербург, Игорь Апольский (Ростовская область, Екатерина Уба (Ульяновск), Ольга Ковалева (Тюмень) и Андрей Успенский (Череповец). Интересно, что четверо из пяти суперфиналистов, за исключением историка Сергея Букинича, были преподавателями языка и литературы. Имя абсолютного победителя — Андрея Успенского — объявили министр образования и ректор МГУ в ноябре в Большом Кремлёвском дворце в рамках программы Всероссийского общественно-педагогического форума «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии». Финал 2007 года, в котором соревновались 68 участников, прошёл в школе № 37 Череповца, где преподаёт Успенский. В рамках мероприятий министр образования и науки России, губернатор Вологодской области и директор школы поставили свои подписи под сертификатом, удостоверяющим тот факт, что она стала первой «цифровой школой» России. Суперфиналистами 2007 года стали Дмитрий Гущин (математика, Санкт-Петербург), Анастасия Комарова (русский язык, Мурманская область), Сергей Маринченко (мировая художественная культура, Ростовская область), Марина Мельникова (русский язык, Ярославская область) и Анна Мехед (математика, Москва). В октябре в Москве впервые в истории конкурса абсолютными победителями были объявлены сразу двое — Дмитрий Гущин и Анна Мехед, набравшие одинаковое число голосов членов жюри.

Конкурсные мероприятия 2008 года прошли в Санкт-Петербурге. Конкурс открывала в выставочном комплексе «Ленэкспо» губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, являющаяся членом Межрегионального клуба «Учитель года», а сами конкурсные задания участники проходили в гимназии № 56, дважды признававшейся «Лучшей школой России». В конкурсной программе приняли участие 74 финалиста, разбитых на четыре тематических группы (гуманитарно-общественная, естественно-научная, искусство и культура, начальное образование). Победителями конкурса были объявлены 15 участников, получивших малых Хрустальных пеликанов, семь специальных призов были также вручены по отдельным номинациям: «Открытие», «Первый учитель», «Через тернии к звездам», «Технология», «Мастер», «Обыкновенное чудо» и приз зрительских симпатий детского пресс-центра. Абсолютного победителя снова объявляли в Москве, и им второй год подряд стал представитель столицы — учитель музыки Михаил Стародубцев.

С 2009 года для финалистов, на сей раз представлявших 68 регионов, были введены новые конкурсные правила. Первый тур включал пять конкурсных заданий, второй — мастер-класс и открытые дискуссии, третий — «„круглый стол“ образовательных политиков». Суперфиналистами стали Нина Заварыкина (русский язык и литература, Владимирская область), Владимир Кружалов (история и обществознание, Москва), Вадим Муранов (физика и информатика, Ногинск), Светлана Прокофьева (немецкий язык, Псков) и Наталья Никифорова (математика, Магнитогорск), ставшая абсолютной победительницей 2009 года. Суперфиналисты и лауреаты конкурса были приглашены на приём к президенту Дмитрию Медведеву.

В 2010 году, объявленном Годом учителя, отдельные призы вручались конкурсантам за лучшие вебсайты. В основном финале в Магнитогорске собрались 76 региональных победителей. Со всех конкурсных мероприятий велась Интернет-трансляция, а первый очный тур проходил в родной школе Натальи Никифоровой — школе № 5. В пятёрку суперфиналистов вошли Михаил Случ (математика, Москва), Гульнара Сабитова (русский язык и литература, Челябинск), Вячеслав Вахрамеев (русский язык и литература, Вологодская область), Андрей Гарифзянов (биология и химия, Тульская область) и Роза Халадова (химия, Грозный)[5]. Абсолютный победитель объявлялся в Москве. Как и в 2007 году, их оказалось двое — Михаил Случ и Андрей Гарифзянов. Впервые за историю конкурса появилось среднее общеобразовательное заведение, в котором преподают сразу два Учителя года России — им стала московская Школа № 1060, учителем которой, помимо Михаила Случа, является абсолютный победитель 2008 года Михаил Стародубцев. В итоге «Хрустального пеликана» после церемонии увёз в Тульскую область Гарифзянов, а второй экземпляр приза месяц спустя вручил Михаилу Случу премьер-министр России Владимир Путин[6].

2011—2014

Финальная часть конкурса 2011 года проходила в Туле и Москве — прямое следствие двойной победы в прошлом году. В Тулу приехали 73 победителя региональных конкурсов, из которых после недели мастер-классов, открытых уроков и дискуссионных клубов Большое жюри отобрало 15 финалистов, перебравшихся в Москву. В Москве была определена пятёрка суперфиналистов: Татьяна Усова (история, Саратов), Хеди Солсанова (физика, Грозный), Алексей Осипов (физкультура, Тольятти), Антон Молев (история и обществознание, Москва) и Алексей Овчинников (биология, Липецкая область)[7], ставший абсолютным победителем.

В финале 2012 года, прошедшем в Липецке, из числа 77 участников в пятёрку победителей вошли представители Тюмени (учитель физики и физической культуры Дмитрий Коляденко), Ставрополя (учитель русского языка и литературы Наталья Малахова), Санкт-Петербурга (преподаватель математики Вадим Соломин), Москвы (учитель русского языка и литературы Вита Кириченко) и Московской области (учитель мировой художественной культуры, драматург Александр Демахин). Последние двое и разделили между собой звание абсолютного победителя[8].

В финале 2013 года были представлены Дагестан (учитель истории Ахбердило Ахбердилов), Ростовская область (словесница Светлана Колесниченко), Самара (завуч по воспитательной работе Владимир Кильдюшкин), Томск (учитель физики Сергей Колпаков и Мытищинский район Московской области (ставший абсолютным победителем

o-ili-v.ru

Назван лучший учитель года — Парламентская газета

Абсолютным победителем конкурса «Учитель года России — 2017» стал преподаватель истории и обществознания Илья Демаков, работающий в гимназии №116 Санкт-Петербурга. Торжественная церемония награждения прошла в День учителя, 5 октября, в Государственном Кремлёвском дворце.

«Все мы — и учителя, и родители — знаем, что каждая награда разделяется с тем, кто рядом. И эта награда стала возможна благодаря моим наставникам и всем петербургским учителям», — цитирует триумфатора состязания ТАСС.

«Искорка» выдающегося человека

Демаков в последнем испытании конкурса — «Круглом столе образовательных политиков», где у каждого финалиста была возможность блеснуть своими ответами — обошёл других претендентов. В пятёрку лучших также вошли учитель математики из Татарстана Алмаз Хамидуллин, московский педагог по биологии Иван Смирнов, преподаватель русского языка и литературы Анастасия Мингачева, представляющая Ульяновскую область, и Владимир Пономаренко — учитель математики из Самарской области.

Главный приз — Большого хрустального пеликана — абсолютному победителю вручили министр образования России Ольга Васильева и ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий.

«Этот конкурс был очень сложным, было много трудных заданий, новых заданий. Но сегодняшнее окончание — это начало следующего конкурса «Учитель года». Я хочу поздравить от всей души с нашим праздником», — отметила глава Минобрнауки.

Выступление Владимира Путина на торжественном вечере по случаю Дня учителя. Фото: пресс-служба Кремля

Во время торжественного вечера перед церемонией также выступил Президент России Владимир Путин. В своей речи он отметил, что «педагог — не просто профессия, это призвание, нелёгкая и ответственная миссия».

«Настоящий учитель всегда даёт гораздо больше, чем заложено в школьной программе. Он помогает молодому человеку, подростку, ребёнку понять себя, раскрыть лучшие человеческие каче­ства, найти в конечном итоге свою дорогу в жизни», — цитирует главу государства пресс-служба Кремля.

По словам российского лидера, базовые фундаментальные ценности — порядочность, справедливость, доверие, уважение друг к другу и любовь к своей стране — «не выучишь по учебнику». Обязанность привить эти качества ребёнку ложится, в том числе, и на учителей. Именно они ищут в воспитаннике «искорку» и доводят его до победы — как, например, в международных олимпиадах, так и в жизни.

«Здесь многое зависит от личности педагога, от его навыков и компетенций. И мы будем развивать систему, позволяющую учителям постоянно повышать свою квалификацию, обмениваться лучшими практиками между собой. Конечно, мы с вами как никто другой лучше знаем, что учитель и сам должен постоянно учиться», — пообещал президент.

Фото: пресс-служба Кремля

Перед торжественным вечером Путин успел провести встречу с 15 лауреатами всероссийского конкурса учителей.

«Поздравляю их и, обращаясь к более широкой аудитории, хочу поздравить всех учителей России с профессиональным праздником», — заключил глава государства.

Чествовали участников конкурса «Учитель года России-2017» и в Государственной Думе. С финалистами 5 октября встретилась заместитель председателя Комитета нижней палаты по образованию и науке Любовь Духанина.

«Этот конкурс для меня — самое главное событие в году, когда можно увидеть действительно неравнодушных и прекрасных педагогов России. Я поздравляю всех вас с профессиональным праздником и желаю успехов на этом сложнейшем творческом пути», — сказала депутат.

Честь и огромное нервное напряжение

Всероссийский ежегодный конкурс «Учитель года России», учреждённый Министерством образования и науки России, Общероссийским профсоюзом работников образования и «Учительской газетой», проводится с 1992 года. В 2017 году в федеральном туре конкурса участвовало 85 педагогов — по одному от субъектов Федерации.

Каждому из претендентов на звание лучшего сначала нужно было пройти школьный, муниципальный, зональный и региональный этапы отбора. Все они имеют свою специфику, но всегда подразумевают проведение двух туров с экспертизой образовательных проектов кандидатов, анализом интернет-ресурса преподавателя, оценкой качества проведения им урока с незнакомыми детьми, мастер-классами и участием в круглом столе. Побороться за звание лучшего учителя может абсолютно каждый гражданин России, работающий педагогом — вне зависимости от возраста и квалификационной категории. Единственное условие — стаж работника на момент подачи заявки должен быть не менее трёх лет.

В 2017 году конкурсные испытания первого и второго туров федерального этапа прошли в конце сентября на базе сочинской школы №100. По их итогам были определены 15 лауреатов конкурса, а из них — пять победителей, которые отправились в Москву на финальную дискуссию с участием министра образования Ольги Васильевой.

«Парламентская газета» поинтересовалась у пятёрки лучших, что для них значит и какие эмоции вызывает триумф в конкурсе.

Алмаз Хамидуллин Учитель математики, МАОУ «Лицей-интернат № 2», Республика Татарстан Для нас выйти в пятёрку финалистов — это большая честь и огромная ответственность, потому что мы является представителями нашей профессии. Я чувствую радость и усталость, потому что всё-таки десять дней напряженной работы дают о себе знать. Тем не менее, сегодня у нас праздник, поэтому в День учителя мы вспоминаем только о хорошем. Всех поздравляю ещё раз с этим праздником!

Илья Демаков Учитель истории и обществознания, ГБОУ гимназия № 116 Приморского района Санкт-Петербурга Ожидания у меня были точно такие же, как у всех моих коллег, с которыми мы прошли все эти конкурсные дни и дошли до Всероссийского финала. Во-первых, это огромное облегчение, что та огромная ответственность, которую мы привезли с собой из наших регионов от наших детей, от тех, с кем мы работаем — всё это воплотилось в наш результат, каким бы он не был в плане материального выражения. Главный же итог — это то, что мы оправдали ожидания наших детей, в том числе и я.

Анастасия Мингачева Учитель русского языка и литературы, МБОУ «Лицей № 16 при УлГТУ города Димитровграда Ульяновской области» Когда конкурс только начинался, казалось, что эти десять дней будут длиться бесконечно, потому что это огромное нервное напряжение. Ты представляешь не только свой округ, но и свой регион на этом конкурсе, поэтому хотелось выглядеть достойно, грамотно и не подвести ту команду, которая с тобой работала. Уже после объявления пятнашки и пятёрки волнение ещё больше усиливалось. Но, когда вчера всё закончилось, подходили ребята, с которыми мы успели подружиться за это время, и говорили, что им приятно от того, что именно мы представляем всё учительство России — это, наверное, самое ценное и самое дорогое

Владимир Пономаренко Учитель математики, МБОУ «Школа № 132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г. П.» городского округа Самара За десять дней мы не только показали свой опыт, но мы ещё нашли большое количество друзей и соратников, которые останутся в наших сердцах надолго. Будем поддерживать связи, обмениваться опытом. Меня уже пригласили в другие регионы России, чтобы поделиться знанием и опытом.

Иван Смирнов Учитель биологии, ГБОУ города Москвы «Школа № 171» Это очень важный день. Мне кажется, что все, кто стал победителями, достойны стать и абсолютным победителем. Я поражён работой своих коллег.

www.pnp.ru

Названы 15 лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018»

29 сентября в Санкт-Петербургском Дворце творчества юных на Всероссийском конкурсе «Учитель года России – 2018» подвели итоги первого очного тура «Учитель-профи», в ходе которого 85 финалистов принимали участие в испытаниях «Методический семинар» и «Урок». По итогам жюри определило 15 лауреатов конкурса, набравших максимальное количество баллов в заочном и первом очном турах. 

Лауреатами конкурса стали:

  • Анисимова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов Медведевской школы №2, посёлка городского типа Медведево, Республика Марий Эл
  • Гончарова Марина Николаевна, учитель музыки школы посёлка городского типа Ровное, Саратовская область
  • Динаев Алихан Мавладиевич, учитель обществознания и права Математической школы № 1, город Грозный, Чеченская республика
  • Игнатов Игнат Андреевич, учитель информатики ИКТ, технологии школы № 1540, город Москва
  • Казанцев Илья Сергеевич, учитель истории, обществознания и права лицея № 4 «Многопрофильный», город Псков, Псковская область
  • Капалкина Юлия Александровна, учитель математики, алгебры и геометрии школы № 1 имени В. П. Леонова станицы Зеленчукской, Карачаево-Черкесская Республика
  • Клюев Юрий Александрович, учитель химии Брянского городского лицея № 1 имени А. С. Пушкина, Брянская область
  • Колесникова Екатерина Александровна, учитель английского и французского языков школы № 10 с углублённым изучением отдельных предметов города Сургута, Ханты-Мансийский автономный округ
  • Лебедев Сергей Валерьевич, учитель физической культуры школы № 156 имени Б. И. Рябцева города Нижнего Новгорода, Нижегородская область
  • Ляховец Анастасия Борисовна, учитель английского языка школы № 10 города Ессентуки, Ставропольский край
  • Назаров Григорий Андреевич, учитель истории и обществознания гимназии № 9 города Химки, Московская область
  • Новиков Максим Юрьевич, учитель информатики и ИКТ школы № 145 с углублённым изучением отдельных предметов города Екатеринбурга, Свердловская область
  • Прохорова Марина Викторовна, учитель информатики и ИКТ лицея № 9 Новосибирска, Новосибирская область
  • Сафиуллина Эмма Эдуардовна, учитель английского языка гимназии № 39 города Уфы, Республика Башкортостан
  • Стафейкова Виктория Сергеевна, учитель начальных классов Толвуйской средней общеобразовательной школы села Толвуя, Республика Карелия 

– Сегодня мы перелистываем 29-ю страницу истории нашего профессионального конкурса. Вы все вписали в эту историю свои имена, – обратилась к участникам конкурса заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина. – За эти пять конкурсных дней вы прожили целую профессиональную жизнь. И теперь каждый из вас вернётся в свою школу с осознанием великой роли и миссии учителя. Возможность профессионального общения с коллегами делает осознание этой миссии ещё более важным и результативным.

По мнению Т. Ю. Синюгиной, «каждый участник не только смог продемонстрировать свои выдающиеся профессиональные качества, но и по-новому открылся в этом конкурсе».

Теперь лауреатам предстоит принять участие в конкурсных испытаниях второго очного тура «Учитель-мастер» – «Мастер-класс», «Классный час» и «Образовательный проект». 70 финалистов, не вошедшие в число лауреатов конкурса, станут членами зрительского жюри.

Имена 5 призёров конкурса будут названы 3 октября после завершения второго очного этапа. Они примут участие в заключительном испытании третьего очного тура конкурса «Учитель – лидер» – «Разговор с Министром».

Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» будет объявлен 5 октября, в День Учителя, на торжественной церемонии закрытия конкурса в Государственном Кремлевском дворце.

edu.gov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *