Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию
Социальная сфера
Социология – наука о закономерностях, становлении, функционирования, развития общества и общественных отношений. (О.Конт).
Структура социальной сферы включает:
I. Социальные связи – зависимости социальных групп и людей друг от друга (бывают формальными и неформальными). Социальные связи:
1. Социальные контакты – неустойчивые связи, возникающие по конкретным поводам (например, пассажиры метро).
2. Социальные взаимодействия – устойчивые, регулярные связи, основанные на совместной деятельности (например, коллеги на работе).
3. Социальные взаимоотношения – сверхустойчивые, самовозобновляющие связи, носящие системный характер (например, друзья).
Признаки:
численность: малые группы (отличаются прямым контактом и неформальным общением), средние, большие
демографический: по полу, возрасту, образование, состояние в браке
поселенческий критерий: горожане, жители деревни
конфессиональный: католики, православные, мусульмане
по этническому, по профессиональному и т. д.
III. Социальные общности – группы, способные к самовоспроизводству.
Этносоциальные общности: род (племя), народность, нация.
Род – объединение людей на основе кровнородственных связей, племя – объединение родов, народности – объединения людей на основе территориального и языкового признака, нация – большие группы людей, объединенных экономическим пространством, языком, культурой, традициями, национальным самосознанием.
IV. Социальный институт – см. главу Общество. Главный социальный институт – семья.
Функция семьи как социального института: детопроизводство. Семья также малая группа.
V. Социальная культура – социальных норм и социальных ценностей, на основе которых формируются социальные отношения.
VI. Социальные ценности – цели, к которым стремятся люди в обществе. Базовые ценности – жизненно важные для общества (здоровье, благополучие, семья и т. д.)
VII. Социальные нормы – правила социального поведения.
Социальные нормы (бывают писаные и неписаные):
Нормы морали, этические нормы, нормы традиций и обычаев, религиозные нормы, политические нормы, правовые нормы.
Функции социальных норм: регулирующая, объединяющая, воспитательная.
Конформистское поведение – соответствующее принятым нормам.
Поведение, не соответствующее социальным нормам – отклоняющееся.
Отклоняющееся поведение:
Девиантное поведение – нарушение, не соответствующе нормам.
Девиация может быть положительной (герои) и отрицательной (наркоманы, убийцы)
Делинквентное поведение – совершение преступлений.
Соблюдение норм обеспечивается применением санкций – реакция общества на поведение индивида или группы. Функция санкций – социальный контроль.
Санкции:
Позитивные (поощрительные) и негативные (наказывающие)
Официальные и неофициальные.
Социальная стратификация
Социальная стратификация (дифференциация) – расслоение и иерархическая организация общества. (П. Сорокин).
Критерии дифференциации: доход
Социальные слои:
Касты – строго замкнутые слои традиционных обществ.
Сословия – группы людей, различающиеся по правам и обязанностям.
Классы – социальные группы, выделяемые по способу их участия в общественном производстве и распределении, месту в общественном разделении труда.
Страты – неформальные группы, имеющие относительно равное социальное положение, критериями которого являются доход, доступ к политической власти, образование.
Статус
Статус – позиция в социальной структуре общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Личный статус – положение, которое занимает индивид в малой группе
Социальный статус – положение личности в социальной группе.
Статусный набор – совокупность статусов одной личности.
Предписанный (прирожденный) статус: пол, возраст, национальность, родство
Социальная роль — некоторый образец поведения, признанный для людей определенного статуса.
Социальная мобильность
Социальная мобильность (П. Сорокин)– переход индивида или группы из одной позиции в иерархии социальной стратификации в другую.
Социальная мобильность: горизонтальная — внутри одного слоя и вертикальная – переход из одного слоя в другой. Вертикальная мобильность может быть нисходящей и восходящей.
Каналы социальной мобильности («социальные лифты») – образование, армия, школы, семья, собственность.
Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, неспособный адаптироваться к новой социальной среде («на краю»).
Маргинальность – промежуточное положение индивида между социальными группами, связанные с его перемещениями в социальном пространстве.
Люмпены – люди, опустившиеся «на дно» общественной жизни.
Социальный конфликт.
Социальный конфликт (Г. Спенсер) – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, группами, классами в обществе.
Структура конфликта: конфликтная ситуация——инцидент——активные действия——завершение
Типы поведения в конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество. Большинство ученых считают конфликт закономерным, прогрессивным явлением.
Типы конфликтов: внутренние, внешние, глобальные, локальные, экономические, политические, семейные, национальные.
Национальные конфликты связаны с обострением национального вопроса – о самоопределении народов и преодолении этнического неравенства, а также тенденциями в современном мире.
Две тенденции в современном мире:
1. Интернациональная – интеграция, сближение наций.
2. Национальная – дифференциация, стремление к независимости.
Социальная политика государства — целенаправленная деятельность государства по совершенствованию социальной сферы общества. Направления: 1.совершенствование социальной структуры общества, 2. регулирование взаимоотношений между различными слоями, 3. развитие человеческого потенциала (программы развития образования, пенсии, здравоохранение, экология).
Социальная политика: активная — непосредственное воздействие государства (бывает централизованная и децентрализованная) и
multiurok.ru
Человек и общество. Подготовка к ОГЭ (теория). Обществознание. 9 класс
Описание слайда:ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: А) ПОНЯТИЕ Б) СТРУКТУРА: ОБЪЕКТ СУБЪЕКТ МОТИВ ЦЕЛЬ СРЕДСТВА ПРОЦЕСС (ДЕЙСТВИЯ) РЕЗУЛЬТАТ 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ ЦЕННОСТНО- РАЦИОНАЛЬНЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ 3. СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ПОВЕДЕНИЕМ ЖИВОТНОГО 4. ЧЕРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЗНАТЕЛЬНЫЙ, ПРОДУКТИВНЫЙ, ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР 5. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: А) ПО СУБЪЕКТУ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, КОЛЛЕКТИВНАЯ Б) ПО ХАРАКТЕРУ: РЕПРОДУКТИВНАЯ, ТВОРЧЕСКАЯ В) ПО СООТВЕТСТВИЮ ПРАВОВЫМ НОРМАМ: ЗАКОННАЯ, НЕЗАКОННАЯ Г) ПО СООТВЕТСТВИЮ МОРАЛЬНЫМ НОРМАМ: МОРАЛЬНАЯ, АМОРАЛЬНАЯ Д) ПО СООТНОШЕНИЮ С ОБЩЕСТВЕННЫМ ПРОГРЕССОМ: ПРОГРЕССИВНАЯ, РЕАКЦИОННАЯ Е) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ДУХОВНАЯ Ж) ПО ОСОБЕННОСТЯМ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ: ВНЕШНЯЯ, ВНУТРЕННЯЯ З) ПО ИСПОЛЬЗУЕМЫМ СРЕДСТВАМ И РЕЗУЛЬТАТАМ: МАТЕРИАЛЬНАЯ (МАТЕРИАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ) И ДУХОВНАЯ (ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ, ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ) ПЛАН 6. ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: А) ТРУД ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВИДЫ: В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ: УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕПРОДУКТИВНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА: КОНКРЕТНЫЙ И АБСТРАКТНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ЧАСТНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАЁМНЫЙ ТРУД И САМОНАЁМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ: ЖИВОЙ И ПРОШЛЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ И НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ Б) ИГРА ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВИДЫ: ПО ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ: СЕЗОННЫЕ (ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ) ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: ДЛИТЕЛЬНЫЕ КРАТКОВРЕМЕННЫЕ ВРЕМЕННЫЕ, ИГРЫ-МИНУТКИ ПО МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ: НАСТОЛЬНЫЕ, КОМНАТНЫЕ, УЛИЧНЫЕ, НА ВОЗДУХЕ, ДВОРОВЫЕ, НА МЕСТНОСТИ, ПРАЗДНИЧНЫЕ, ЭСТРАДНЫЕ ПО СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ (ПОЛУ И ВОЗРАСТУ) ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ, ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ: ОДИНОЧНЫЕ, ПАРНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ГРУППОВЫЕ, КОМАНДНЫЕ, МАССОВЫЕ ПО СТЕПЕНИ РЕГУЛИРОВАНИЯ: ПЛАНОВЫЕ, СТИХИЙНЫЕ, ИМПРОВИЗИРОВАННЫЕ, ЭКСПРОМТНЫЕ ПО НАЛИЧИЮ АКСЕССУАРОВ: БЕЗ ПРЕДМЕТОВ И С ПРЕДМЕТАМИ В) УЧЕНИЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВИДЫ: ПО ОБРАЗЦУ, СЛУЧАЙНЫЕ ОТКРЫТИЯ, СТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ, ОРГАНИЗОВАННОЕ, НЕОРГАНИЗОВАННОЕ, САМООБРАЗОВАНИЕ 7. ТВОРЧЕСТВО: А) ПОНЯТИЕ Б) МЕХАНИЗМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КОМБИНИРОВАНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, ФАНТАЗИЯ, ИНТУИЦИЯ
infourok.ru
Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию на тему «Человек и общество»
Тема: Общество и человек.
Ученые считают, что общественная жизнь началась одновременно с появлением человека на Земле. Ещё древние люди объединялись в родовую общину, племя. Объединение и взаимодействие древних людей помогли выжить человеческому роду в сложных природных условиях, защищаться от врагов, осваивать новые территории. Отсюда и произошло понятия «сообщества» и «общество».
Понятие общество употребляется в широком и узком смыслах.
В широком смысле:
Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В узком смысле:
Общество— это совокупность людей по каким-либо признакам.
Понятие общество имеет много значений:
Этап в истории человечества
(первобытное общество, рабовладельческое и т.д.)
(объединение)
Круг людей объединенных
общими целями, интересами
(спортивный клуб)
Регион, страна, государство
(Россия, Европейское общество)
Всё человечество
(мировое сообщество)
ОБЩЕСТВОВопрос к ученикам.
Скажите, может ли человек развиваться вне общества?
-нет только в обществе человек может удовлетворять свои материальные и духовные потребности. А так же в обществе между людьми складываются общественные отношения.
Общественные отношения-это отношения, которые складываются между членами различных социальных групп.
Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним, а значить общество- это динамическая система.
Характерные черты общества, как динамической системы.
Саморазвитие, саморегулирования, способность к адаптации и интеграции, отмирание старых частей появление новых.
В обществе имеются подсистемы (части системы)
Сферы общественной жизни
Политическая
Государство и органы государственной власти
(президент, правительство, партии, армия, полиция, налоговая и таможенная службы)
Духовная
(мораль, культура, наука, образование, искусство и религия)
Экономическая
(товары, услуги, предприятия(фирмы), процесс производства.
Социальная
Взаимодействие различных социальных групп, слоев населения, личность.
Все общества можно поделить на 3 исторических типа:
Доиндустриальное (традиционное или аграрное) –люди заняты в сельском хозяйстве, преобладает ручной труд, примитивные орудия труда, общинный уклад жизни, низкая социальная мобильность, культурная отсталость.
Индустриальное – люди заняты в промышленном производстве ,развитие частной собсбвенности, преобладает машинный труд, рост числа городов и городского населения, коллективные ценности, средняя социальная мобильность, светская жизнь и культурное развитие.
Постиндустриальное – люди заняты в основном в сфере услуг и информации, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда, ценность личности, права и свободы человека, высокая социальная мобильность, влияние средств массовой информации.
(социальная мобильность-изменение положения человека или группы в обществе)
Взаимодействие общества и природы
Важно осознать, что общество и природа взаимосвязаны, влияют друг на друга.
Природа-это естественная среда обитания человека.
Отличия общества от природы
-творит культуру
-развивается под влиянием деятельности человека.
Отличие природы от общества
-способна развиваться независимо от человека
-обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека
Человек.
Человек-существо биосоциальное, т.е. в нем переплетается социальное и биологическое.
Индивид-это представитель человеческого рода, обладающий уникальными природными чертами. (один из людей; единичный)
Индивидуальность – неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, черты, свойственны только определенному человеку.
Личность-это человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.
Социализация – это процесс становления личности
Агенты социализации
Семья
Образование
Профессии
Социальное окружение
Государство
СМИ
Самовоспитание
Этапы социализации
Начальный
Средний (юношеский возраст)
Завершающий
Основные отличия человека от животного
Мышление и членораздельная речь
Сознательная целенаправленная творческая деятельность
Человек творец культуры
Способность изготавливать орудия труда и использовать их.
Деятельность человека.
Деятельность –это человеческая активность, направленная на достижение поставленной цели. В результате деятельности он преобразует и природу и общество.
Структура деятельности
1.Субъект деятельности (тот, кто осуществляет деятельность)
2. Объект деятельности(то, на что она направлена)или (на что направлено ваше внимание.
Объектом могут быть не только предметы, но и люди(преподаватель обучает учащихся).
Человек начиная любую деятельность ставит перед собой цель.
Цель-то, что ожидается нами в результате деятельности.
Для того чтобы достичь цель нам нужно:
1.Средства
2.Действия
3.Результат
Мотив-то, что побуждает нас к действию. (Вася читает газету(действие), чтобы узнать новости спорта(мотив).
Деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей.
Три группы потребностей (или классификация потребностей):
Биологические (еда, сон, воздух, вода и т.д.. Они являются врожденными, сближают нас с животными)
Социальные (общение, самореализация, самоутверждение)
Духовные (потребности в познании окружающего мира и самого человека)
Подобная классификация не единственная. Американский психолог А. Маслоу.
Физиологические (пища, дыхание, движение)
Экзистенциальные(в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне)
(1,2 – врожденные потребности)
Социальные (в общении, в заботе о других, в понимании)
Престижные (эгоистические) –в самоуважении, достижении успеха, признании
Духовные (самоактуализация, самовыражение)
(3-5 –приобретенные)
Основные виды деятельности — Труд, игра, учение.
Виды деятельности – практическая, духовная (связана с изменением сознания людей), разрушительная (войны, акты вандализма, врубка лесов), трудовая, образовательная, творческая и др.
Творческая деятельность-направлена на создание чего-нибудь нового.
(помогает нам творить-воображение, фантазия , интуиция)
Трудовая деятельность – это деятельность, которая направлена на получение заведомо полезного результата.
Игровая или досуговая деятельность— ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс-развлечение, отдых.
Учёба-это вид деятельности целью, которого является приобретением человека знаний, умений, навыков.
Социальные и межличностные отношения человека. Общение.
Социальные отношения — это отношения между руководителем и подчиненным.
Формы социальных отношений: односторонние (скрытые, открытые конфликты), взаимные (доступная и ясная социальная действительность).
Межличностные отношения— отношение между друзьями.
Общество представляет собой совокупность социальных групп.
Социальная группа — группа людей, выделенных по социально значимым признакам.
Функции социальной группы
Инструментальная-для выполнения какой либо работы(кафедра, декан, бригада рабочих)
Экспрессивная –для удовлетворения социальных потребностей в уважении, одобрении или доверии (общество анонимных алкоголиков)
Поддерживающая –для ослабления неприятных чувств. (защита интересов социальных групп (профсоюзы и т.д.))
Общение— связь между людьми в результате которой они обмениваются информацией.
Виды общения: речевое(вербальное), при помощи слов и звуков
неречевое(невербальное), при помощи мимики и жестов
Формы общения:
-служебное(деловое)
-повседневное (бытовое)
-убеждающее
-ритуальное (процесс соблюдения предписанного поведения)
-межкультурное
По содержания и смысловой направленности:
-рассказ
-сообщение
-разговор
-отчет
-комплименты
-обмен мнениями
Межличностные конфликты
Межличностные конфликты — это столкновение различных точек зрения.
Способы разрешения конфликтов
1.Диалог-общение между людьми.
2.Компромисс-соглашение на основе взаимных уступок.
3.Консенсус –форма выражения согласия с аргументами противника в споре.
infourok.ru
РАЗРАБОТКИ | В категории разработок: 17 Фильтр по целевой аудитории — Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя Презентация «Итоговый урок по теме «Социальная сфера» предназначена как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию. Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.
Целевая аудитория: для 11 класса Презентация «Итоговый урок по теме «Сфера духовной культуры» предназначена как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию. Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.
Целевая аудитория: для 9 класса Презентация «Итоговый урок по теме «Человек и общество» предназначена как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию. Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.
Целевая аудитория: для учителя Презентация «Итоговый урок по теме «Сфера политики и социального управления» предназначены как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию, 9 класс. Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.
Целевая аудитория: для учителя Презентация «Итоговый урок по теме «Экономика» предназначены как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ОГЭ по обществознанию, 9 класс. Представлены задания первой части разного уровня. Ответы представлены в самой презентации. Работа может быть использована в разных учебных ситуациях.
Целевая аудитория: для учителя Конспект и презентация «Итоговый урок по теме «Человек и его права» предназначены как для текущего контроля знаний и умений учащихся по данной теме, так и для целенаправленной подготовки к ГИА по обществознанию. Представлены задания части А, В, С разного уровня. Ответы представлены как в конспекте, так и в самой презентации. Работа ориентирована на учебник Кравченко А.И., но тем не менее носит универсальный характер, и может быть использована в разных учебных ситуациях.
Целевая аудитория: для 9 класса Цели и задачи презентации – эффективно подготовить учащихся 9-го класса к ГИА по обществознанию, закрепить материал.
Целевая аудитория: для 9 класса Презентация «Право, часть 2» предназначена для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА по обществознанию. К презентации есть методическое сопровождение (задачи, цели, основное содержание, тестовые задания, источники). В презентации понятно и доступно для учащихся раскрыты следующие девять вопросов кодификатора «Право». Тестовые задания из официальных демонстрационных вариантов ФИПИ 2009-2012гг. В презентации содержится большой иллюстративный материал.
Целевая аудитория: для 9 класса Презентация «Право, часть 1» предназначена для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА по обществознанию. К презентации есть методическое сопровождение (задачи, цели, основное содержание, тестовые задания, источники). В презентации понятно и доступно для учащихся раскрыты первые восемь вопросов кодификатора «Право». Тестовые задания из официальных демонстрационных вариантов ФИПИ 2009-2012гг. В презентации содержится большой иллюстративный материал.Целевая аудитория: для 9 класса Презентация «Сфера политики и социального управления» предназначена для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА по обществознанию. К презентации есть методическое сопровождение (задачи, цели, основное содержание, тестовые задания, источники). В презентации понятно и доступно для учащихся раскрыты все вопросы кодификатора «Сфера политики и социального управления». Тестовые задания из официальных демонстрационных вариантов ФИПИ 2009-2012гг. В презентации содержится большой иллюстративный материал.Целевая аудитория: для 9 класса | Конкурсы Диплом и благодарность каждому участнику! |
www.uchportal.ru