Огэ изложение сколько слов – Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку

ОГЭ. Сжатое изложение

Напишите сжатое изложение текста, применяя все способы сокращения исходного текста.

Текст №1 «Доблесть»
   А что такое доблесть? Доблесть – это не только красивая форма, не только выправка, молодцеватый вид, не только смелость. Доблесть – это способность добывать победу. Без победы не бывает доблести, без победы доблесть превращается в карикатуру, в насмешку. Только там, где победа, там – доблесть. А победа – дело трудное. Победа требует напряжения всех сил. Победу нельзя добыть только технической силой, совершенным оружием, правильными знаниями военного дела, хотя и без этого не обойтись. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Никакой доблести не будет, если не будет сильного духа.
   А что значит сильных дух? Разве каждый смелый человек обладает сильным духом? Бывают совершенно безрассудные люди, которые совершают бесшабашные поступки. В них не доблесть, не сила духа, а то, что народ наш называл ухарством – безумной смелостью. Этим ухарством ни одной победы никогда не удавалось достичь, потому в ухарстве – тщеславие, показуха, а в доблести – подлинная сила духа.
   Почему казаки избрали Александра Невского своим покровителем и его именем нарекли войсковой храм? Потому что он был человеком доблести. Став великим князем, он так и правил нашей страной, защищая от нашествия с Запада воинов, стремившихся крестовыми походами покорить Русь, и ублажая умной и мудрой дипломатией ещё более грозного врага с Востока, который тогда оккупировал всё пространство исторической Руси.

(По Кириллу, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси) 198 слов

Первая часть работы на ОГЭ по русскому языку – сжатое изложение текста, который дважды прослушивается в аудиозаписи. Вам придётся не только «включить» память, но и продемонстрировать умение перерабатывать полученную информацию, выделяя в ней самое главное, существенное.

Что такое сжатое изложение?

Сжатое изложение —  текст в сокращении, без мелких подробностей и второстепенной информации. Это что-то вроде грамотно составленного конспекта (очень хорошо, кстати, если правильно писать конспекты вас научили на уроках литературы, истории или географии). Но и в течение года вы постарайтесь освоить этот очень полезный навык.

 

Сжатым считается текст, сокращённый на 1/3. Однако на ОГЭ требования несколько другие. В демоверсии ОГЭ 2018 года в тексте для прослушивания 171 слово, а требуемый объём изложения — от 70 слов (это чуть больше, чем треть исходного текста).

Оптимальное количество слов в изложении ОГЭ — 70-90 (служебные слова и междометия также входят в подсчёт). Многие учителя-эксперты полагают, что изложение большего объёма уже не является сжатым и нещадно снижают баллы за работы, где слов слишком много. Так что не рискуйте — пишите от 70 до 90 слов, не больше и не меньше.

 Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?

Писать изложение нужно в соответствии с утверждёнными критериями, поскольку именно по ним эксперты оценивают работу. Критерии оценивания сжатого изложения можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ.

Разберёмся с каждым критерием в отдельности.

Критерий 1. Содержание.

От вас требуется изложить главное содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Эксперт смотрит, удалось ли вам отразить основные микротемы текста — и выставляет соответствующий балл.

Что такое микротема?

Предложения текста объединяются одной общей темой (напомним, тема — это то, о чём говорится в тексте). Большая тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца

. (Не путайте термины «абзац» и «микротема» — это разные понятия, и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания изложения).

Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по первому критерию можно поставить высший балл.

Нужен конкретный пример? В одной из статей на сайте bacenko.ru такой пример есть — перейдя по ссылке, вы сможете узнать, как выделять микротемы в тексте

Чтобы выделить в тексте главную информацию, нужно правильно его понять. Постарайтесь вдуматься, о чём говорится в тексте уже при первом прослушивании.

 

Критерий 2. Сжатие текста.

При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть, как мы уже сказали, не меньше 70). Однако главное, на что обращается внимание при оценивании работы по второму критерию, — использование приёмов сжатия.

Что такое приёмы сжатия текста?

При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём информации. Эта информация «фильтруется» — вы оставляете главное и отсекаете второстепенное.

Текст сокращается по правилам. Одно из них – использование определённых действий, которые называются приёмами сжатия (их также называют языковыми приёмами компрессии текста). Если вы владеете этими приёмами, вам будет нетрудно изложить содержание текста в лаконичной и понятной форме.

Но помните: как бы вы ни «сжимали» прослушанный текст, постарайтесь не «потерять» главную информацию, которая в нём содержится.

Основные приёмы сжатия текста:

1. Исключение.

Этот приём связан с исключением, «вычёркиванием» второстепенной информации, и некоторые школьники считают его самым лёгким. Действительно, разве сложно зачеркнуть в тексте какие-то слова или даже предложения?

Однако не всё так просто. Ни в коем случае нельзя исключать главную информацию – рискуете потерять баллы. Отсекается только второстепенная информация!

Что же можно исключить из текста при его сжатом изложении?

Исключаем повторы. Пример: Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. – Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.

Можно исключить синонимы (один или несколько). Пример: Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. – Глаза мальчика засияли.

Исключаем уточнения, поясненияСестра жила неподалёку, на соседней улице. – Сестра жила неподалёку.

Возможно исключение частей предложения или даже нескольких предложений, заключающих несущественную информацию. Здесь важно не перепутать второстепенную информацию с главной, существенной для раскрытия темы.

2. Обобщение.

Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием. Пример: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков. – Мы нарвали цветов (разных цветов).

Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением. Пример: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.

3. Упрощение.

Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно 

объединить несколько предложений в одно. Пример: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).

Возможна замена сложноподчинённого предложения простымАвиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями, участвуют в спортивных состязаниях.

Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной. Это ещё одна разновидность упрощения. Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут

.

morozov1974.mya5.ru

ОГЭ. Изложение. Что делать? — запись пользователя Юлия (volokas_j) в сообществе Русский язык без ошибок в категории Прочее и разное


Первая часть экзаменационной работы в 9 классе — сжатое изложение. Чтобы успешно выполнить эту работу, вам нужно продемонстрировать не только хорошую память, но и умения обрабатывать полученную информацию, выделяя в ней главное.

Сжатое изложение — это текст без мелких подробностей и второстепенной информации. Больше всего сжатое изложение похоже на грамотный конспект.



Объем изложения должен составлять не менее 70 слов. Верхняя граница не указана, но оптимальным количеством слов для сжатия считается 80-100. Служебные слова (предлоги, союзы) тоже учитываются. Некоторые эксперты считают, что изложение объемом больше 100 слов не является сжатым и нещадно снижают баллы за «лишние слова». Поэтому постарайтесь придерживаться 80-100 слов.

Прежде чем писать изложение, познакомьтесь с критериями оценки. Их можно найти на сайте ФИПИ или в любом сборнике тренировочных работ. Подробно о каждом критерии оценки я напишу в следующих статьях. А сейчас не сколько рекомендаций об алгоритме вашей работы.

Итак, вы на экзамене…

Запись текста изложения включается дважды. После первого прослушивания у вас будет 4-5 минут для того, чтобы осмыслить текст и сделать наброски на черновике. Затем вам включают запись второй раз и отпускают вас в «свободное плаванье».

Как действовать?

Во время первого чтения ничего бешено записывать не стоит. Наоборот, лучше отложить ручку и внимательно послушать текст. Ваша задача на данном этапе текст понять и осмыслить. Во время первого чтения выделите главную мысль всего текста, посчитайте количество абзацев и определите микротему каждого их них. Обращайте внимание на паузы и интонацию диктора. Эти наблюдения могут стать хорошей подсказкой. Как правило, между абзацами диктор делает бОльшую паузу, чем между предложениями, а главное выделяет голосом. В большинстве случаев, текст для изложения содержит 3-4 абзаца, каждый из которых несет свою композиционную нагрузку. Подробнее об этом с примерами я расскажу в следующих статьях.

После того, как диктор завершит чтение, запишите микротемы, которые вы услышали, делая большие промежутки между ними. 3-4 микротемы у вас должно растянуться на весь лист. Далее запишите ключевые слова к каждой микротеме и ждите второго чтения.

Во время второго чтения постарайтесь записать как можно больше. Для повторяющихся слов можно использовать специальные значки. Обращайте внимание на грамматические основы предложений: часто именно они содержат важную информацию.

После чтений поработайте еще несколько минут с вашими набросками и переходите к построению текста. Обязательно пишите полный текст в черновик, ведь вам предстоит его доработать.

Когда текст собран, внимательно прочитайте его и исправьте логические и речевые ошибки. Затем сделайте паузу (посмотрите в окно, почитайте надписи на парте, оцените одежду и макияж присутствующих). Вам нужно на пару минут переключить свой мозг.

А теперь свежим взглядом проверьте текст от начала к концу и исправьте пунктуационные ошибки. Затем проверьте от конца к началу и исправьте орфографию.

Вот теперь можно переписывать на чистовик! И не забудьте его проверить! Желаю вам успехов!



PS. Если статья оказалась вам полезной, я приглашаю volokas.ru. Возможно, здесь вы тоже найдете что-то полезное для себя.

www.babyblog.ru

Как писать изложение на ОГЭ? Сколько слов? Сколько абзацев? и…

Как писать изложение на ОГЭ? Сколько слов? Сколько абзацев? и т. д.

изложение писать рукой, слов должно быть не менее 70,а абзацев три

Исходный текст воспроизводится дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 3-4 минуты на осмысление текста. При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их положение и последовательность. Не стремитесь записать весь текст! Помечайте только ключевые слова (которые составляют смысловую основу этого текста). Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность (при втором прочтении и редактировании) вставлять слова, словосочетания и даже предложения . Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему. При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи. Микротемы В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы. Микротема — содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена. Например: 1-абзац: Человеческий голос — уникальное явление 2,3-абзацы: Голос характеризует характер и состояние человека. Упрощение (замена) – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций. — замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом; — слияние нескольких предложений в одно; — замена части текста одним предложением; — сокращение количества частей сложного предложения; — замена фрагмента предложения синонимичным выражением; — замена предложения или его части указательным местоимением; Например: Когда читаю его записи, проникаюсь его любовью к матери — Читая его записи, проникаюсь его любовью к матери.

Войдите, чтобы написать ответ

education.ques.ru

ОГЭ: задание 1 (изложение)

21 Сен

2012

Как говорилось ранее в статье Вводная инструкция, текст изложения читается 2 раза с СD-диска. Объём текста относительно небольшой, так что запомнить и записать можно многое.

Во время первого чтения старайтесь прислушаться к тому, что хочет передать вам автор, какую мысль. Когда будет перерыв, оформите ваши записи в стройный план, «скелет», который должен «обрасти мясом» при повторном чтении. И там уже только успевайте ручкой водить по бумаге!

Ваша цель: передать все микротемы. Что же это такое? Давайте рассмотрим пример. Прочитайте отрывок из 2 главы романа Дж.Толкина «Властелин колец» сначала один раз.

— Это тебе виднее, — сказал Фродо. — Только хорошо бы ты все-таки нашел какого-нибудь хранителя понадежней. А пока что, если ты прав, то я в большой опасности, и друзья мои тоже. Вряд ли мне, стало быть, удастся сберечь Кольцо и уберечь друзей, если я останусь дома. Придется мне бросить Торбу, покинуть Хоббитанию и вообще уйти куда глаза глядят. — Он вздохнул. — Лишь бы в Хоббитании все осталось как было — правда, я иной раз клял хоббитов за глупость последними словами, призывая на них землетрясение и драконов, но нет уж, лучше не надо. Пока у меня за спиной Хоббитания, мне как-то легче: я знаю, что есть отступление, хотя отступать и некуда.

Я, конечно, и раньше думал, не уйти ли мне, только представлял себе какой-то пикник, приключения, как у Бильбо или даже интереснее — разные ведь бывают, и все хорошо кончаются. А тут — из страха в страх, и смерть по пятам. Да и путешествовать мне, видно, придется одному, раз мне выпала такая доля — спасать Хоббитанию. Только я же маленький, для всех там чужой и — как бы это сказать? — не из них. А Враг такой усильный и страшный.

Он не признался Гэндальфу, что, пока говорил, в сердце его вспыхнуло желание пойти вслед за Бильбо — пойти и, быть может, даже встретиться с ним. Желание было такое сильное, что страх отступил: он, пожалуй, так бы и кинулся бежать вроде Бильбо — без шапки и наобум.

Что мы видим после первого прочтения? Сразу в глаза бросается противоречие: Фродо говорит, что идти не хочет, но внутри у него горит желание «бежать вроде Бильбо». Первая микротема, главная, потому что самая заметная.

Почему же он говорит, что не хочет идти? Во-первых, ему не нравится, что идти придётся одному. Во-вторых, налицо нессответствие мечты и реальности: он представлял, что приключение — пикничок, а на деле — это страх на страхе.

Третье. Почему же всё-таки он делает выбор в пользу похода? Ответ ищем в самом начале. Дом и друзья для него очень важны, к тому же хоть он и говорит, будто недолюбливает прочих хоббитов, но Хоббитания — родной уголок для него.

Вот так мы выделили главные мысли в тексте, поняли, какая связь между ними. Осталось при втором прочтении оставить нужные слова и убрать лишние, чтобы получилось сжатое изложение. Приведу мой примерный вариант.

Фродо ответил:

— Я не очень надёжный хранитель. Но если ты прав, то я и мои друзья в опасности. Если я останусь дома, не сберегу ни их, ни Кольцо. Придется бросить Торбу и уйти. Лишь бы дома все осталось как было. Хоть я иной раз клял хоббитов за глупость, но пока у меня за спиной Хоббитания, мне как-то легче: я
знаю, что есть отступление.

Я и раньше думал, не уйти ли мне, только представлял себе
какой-то пикник, приключения, как у Бильбо или даже интереснее. А тут — из страха в страх, и смерть по пятам. И путешествовать мне, видно, придется одному. Только я же маленький, для всех там чужой. А Враг сильный и страшный.

Он не признался Гэндальфу, что в сердце его вспыхнуло сильное
желание пойти вслед за Бильбо. Страх почему-то отступил.

Смотрите: всё сохранилось, микротемы объяснены, связь предложений осталась. Текст сокращён почти наполовину.

Теперь перейдём к тоу, как ваше изложение будут оценивать эксперты.

ИК1.  Здесь можно заработать от 0 до 2 баллов. Это то, как вы восприняли и передали микротемы. Если все 3 (а иногда 4) важных мысли переданы и отражены верно (вот тут и проверяется понимание авторской мысли: не додумывайте за него его идеи, пишите только то, что он говорил), вам ставят максимум — 2 балла. Если вдруг вы пропустили одну мысль — не увидели связь, цепочку мыслетворчества — или допридумывали чего-то там своего, насочиняли, то бишь, — только 1 балл. Если же из трёх микротем вы только одну нашли или вообще насочиняли чёрт знает что — звиняйте, вам нолик.

ИК2.  Это как вы сжали текст. Здесь проверяется не объём. Потому не радуйтесь: при написании всего одной строки вам за сжатие максимум не поставят. Тут смотрят на приёмы сжатия. Их всего три. Чтобы особо не загружаться, запомните: убирайте хотя бы несколько лишних слов (примеры, однородные члены) из каждого абзаца, переделывайте прямую речь в косвенную и сложных предложений избегайте. Тггда получите 3 балла гарантированно.

ИК3. Скажу следующее: делайте абзацы, господа.  Пальчик ставим и красная строка. Три абзаца как минимум. И надо сделать так, чтобы абзацы были связанными. Прочитайте ваше изложение про себя перед тем, как переписывать его. Связаны ли абзацы?

Наступила осень Листья пожелтевшие слетают с деревьев. Птицы улетают в тёплые края. Природа готовится к зимней спячке.

Фродо долго смотрел на дорогу перед тем, как решиться отправиться в путь.

Вот вам пример отсутствия связи. Вы его заметили? И проверяющие так же замечают его в ваших текстах. Нельзя говорить об одном и резко переходить на другое. Нужна связь. Давайте её создадим. Надо просто добавить ко второму абзацу пару слов.

В один из таких осенних дней Фродо долго смотрел на дорогу перед тем, как решиться отправиться в путь.

И всё. Если связь будет, скажу по секрету, напиши вы хоть отчаянную лабуду о дружбе мальчика-с-пальчика с мужичком-с-ноготок, проверяющий обязан будет поставить вам 2 балла за абзацное членение и логическую связь 🙂

Вот и всё. Теперь попробуйте свои силы в выделении микротем из прослушанного текста.

Изложение 1

Изложение 2

 

Главная → ОГЭ русский язык → ОГЭ: задание 1 (изложение)

alfring.ru

Сжатое изложение на ОГЭ по русскому языку

Сжатое изложение на ОГЭ по русскому языку

Первая часть работы на ОГЭ по русскому языку – сжатое изложение текста, который дважды прослушивается в аудиозаписи. Вам придётся не только «включить» память, но и продемонстрировать умение перерабатывать полученную информацию, выделяя в ней самое главное, существенное.

Что такое сжатое изложение?

Сжатое изложение —  текст в сокращении, без мелких подробностей и второстепенной информации. Это что-то вроде грамотно составленного конспекта (очень хорошо, кстати, если правильно писать конспекты вас научили на уроках литературы, истории или географии).

Сжатым считается текст, сокращённый на 1/3. Однако на ОГЭ требования несколько другие. В демоверсии ОГЭ 2015 года в тексте для прослушивания 152 слова, а требуемый объём изложения — от 70 слов (это чуть больше, чем треть исходного текста).

Оптимальное количество слов в изложении ОГЭ — 70-90 (служебные слова и междометия также входят в подсчёт). Многие учителя-эксперты полагают, что изложение большего объёма уже не является сжатым и нещадно снижают баллы за работы, где слов слишком много. Так что не рискуйте — пишите от 70 до 90 слов, не больше и не меньше.

 Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?

Писать изложение нужно в соответствии с утверждёнными критериями, поскольку именно по ним эксперты оценивают работу. Критерии оценивания сжатого изложения можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ, а о том, как и кто проверяет экзаменационные работы, почитайте здесь.

Разберёмся с каждым критерием в отдельности.

Критерий 1. Содержание.

От вас требуется изложить главное содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Эксперт смотрит, удалось ли вам отразить основные микротемы текста — и выставляет соответствующий балл.

Что такое микротема?

Предложения текста объединяются одной общей темой (напомним, тема — это то, о чём говорится в тексте). Большая тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца. (Не путайте термины «абзац» и «микротема» — это разные понятия, и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания изложения).

Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по первому критерию можно поставить высший балл.

Нужен конкретный пример? В одной из статей на нашем сайте такой пример есть — перейдя по ссылке, вы сможете узнать, как выделять микротемы в тексте.

Чтобы выделить в тексте главную информацию, нужно правильно его понять. Постарайтесь понять, о чём говорится в тексте уже при первом прослушивании.

Критерий 2. Сжатие текста.

При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть, как мы уже сказали, не меньше 70). Однако главное, на что обращается внимание при оценивании работы по второму критерию, — использование приёмов сжатия.

Что такое приёмы сжатия текста?

При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём информации. Эта информация «фильтруется» — вы оставляете главное и отсекаете второстепенное.

Текст сокращается по правилам. Одно из них – использование определённых действий, которые называются приёмами сжатия (их также называют языковыми приёмами компрессии текста). Если вы владеете этими приёмами, вам будет нетрудно изложить содержание текста в лаконичной и понятной форме.

Но помните: как бы вы ни «сжимали» прослушанный текст, постарайтесь не «потерять» главную информацию, которая в нём содержится.

Основные приёмы сжатия текста:

1. Исключение.

Этот приём связан с исключением, «вычёркиванием» второстепенной информации, и некоторые школьники считают его самым лёгким. Действительно, разве сложно зачеркнуть в тексте какие-то слова или даже предложения?

Однако не всё так просто. Ни в коем случае нельзя исключать главную информацию – рискуете потерять баллы. Отсекается только второстепенная информация!

Что же можно исключить из текста при его сжатом изложении?

Исключаем повторы. Пример: Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. – Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.

Можно исключить синонимы (один или несколько). Пример: Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. – Глаза мальчика засияли.

Исключаем уточнения, пояснения: Сестра жила неподалёку, на соседней улице. – Сестра жила неподалёку.

Возможно исключение частей предложения или даже нескольких предложений, заключающих несущественную информацию. Здесь важно не перепутать второстепенную информацию с главной, существенной для раскрытия темы.

2. Обобщение.

Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием. Пример: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков. – Мы нарвали цветов (разных цветов).

Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением. Пример: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.

3. Упрощение.

Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложений в одно. Пример: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).

Возможна замена сложноподчинённого предложения простым: Авиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями, участвуют в спортивных состязаниях.

Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной. Это ещё одна разновидность упрощения. Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут.

Практические задания. Изложи кратко содержание текста, используя различные приемы сжатия.

Тексты для сжатия.

  1. Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. До ранней весны я никогда не встречался с Есениным, не видал его лица. Не видал даже его портретов. Почему-то представлялся он мне рослым, широкоплечим, широконосым, скуластым, басистым. И слыхал о нем, о его личности очень немного, почти не имел общих знакомых. Но стихи его любил давно. Сразу полюбил, как только наткнулся на них в каком-то журнале. И потом во время гастролей по Европе и Америке всегда возил с собой сборник его стихов. Такое у меня было чувство, как будто я возил с собой горсточку родной земли. Так явственно, сладко и горько пахло от них родной землей.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. И.С.Тургенев – один из первых русских писателей 19 века, который получил всеобще признание за рубежом. Авторитет Тургенева как выдающегося мастера слова признавали самые крупные европейские писатели. Для многих зарубежных литераторов, знавших Тургенева, он был совершенством и как художник, и как личность.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Существует неумолимая зависимость между упадком природы и упадком общества. Бесхозяйственная деятельность людей оказывает ощутимое воздействие на природу. Дмитрий Иванович Менделеев причислял защитников леса к защитникам родины и требовал от правительства освобождения их от срочной службы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Место подвигов богатырей не ограничивается только Киевом и его окрестностями. Илья Муромец освобождает Чернигов о неприятельского окружения, одолевает Соловья-разбойника, преградившего путь от Чернигова к Киеву. Богатыри стоят на заставе, оберегая родную землю, совершают поездки в другие страны. И там им приходится проявлять боевые качества. Всякое сражение богатыря заканчивалось его победой над противником.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тексты для сжатия

(1)Чтение имеет особое значение для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. (2) Ее называли духовной лабораторией человечества. (3) Нашей кудьтуре_всегда было_свойственно особое почитание искусства_слова. (4) Великая литература для нас — это не только возможность стать более информированными, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души. (5) В чтении, в сопереживании литературным героям, в диалоге с автором человек все более одухотворяет свой внутренний мир, возвышает, очеловечивает.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

_________________________________________________________________________________________________

С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, которые изучают естественные науки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универсальный ключ к решению многих задач.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

(2) Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. (3) Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. (4) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Учимся писать сжатое изложение (ОГЭ-2015)

Как научиться сжимать текст? Для начала напомним, что сжатое изложение — проверка навыков информационной обработки текста. Сжатое изложение — это краткая, обобщённая передача содержания исходного текста.

Ученику необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства. Определим стоящие перед собой задачи, выберем определённый ход действий.

Согласно критериям оценивания сжатого изложения, необходимо выполнить ряд задач.

 

Задачи:

1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы.

2) Применить не менее одного способа сжатия текста.

3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объём 90-110 слов).

 

Прослушивание текста

 

Исходный текст воспроизводится  дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 10 минут на осмысление текста.

При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их расположение и последовательность.

Если не успеваете, не стремитесь записать весь текст. Записывайте ключевые слова и словосочетания, которые составляют смысловую основу этого текста. Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность при втором прочтении и редактировании вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы.

Микротема — содержание нескольких предложений, объединённых одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

 

Читаем текст 1

 

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Внимательно прочитав данный текст, выделим в нём следующие микротемы:

1 абзац: Алгоритм чёрной неблагодарности – ответ на добро злом.

2 абзац – Нравственность – это путеводитель по жизни.

3 абзац – Счастье творить добро дано только возвышенным натурам.

 

Способы сжатия (компрессии) текста

 

Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную. Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и замена.

При использовании исключения необходимо определить главную информацию и второстепенные детали (вводные конструкции, повторы, однородные члены, синонимы, несущественные фрагменты и целые предложения). Исключив эти детали, вы сформируете сжатый текст.

При обобщении вычленяем единичные факты, подбираем средства их краткой передачи и составляем новый текст. Используя этот способ, мы можем заменять однородные члены обобщённым наименованием, прямую речь косвенной, несколько простых предложений сложным.

Упрощение (замена) – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций:

— замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом;

— слияние нескольких предложений в одно;

— замена части текста одним предложением;

— сокращение количества частей сложного предложения;

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

— замена предложения или его части указательным местоимением.

 

Редактируем 1 абзац:

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Исключаем прямую речь, вводное словосочетание, упрощаем 2 последних предложения абзаца:

Алгоритм чёрной неблагодарности – это зло в ответ на добро. Так поступают люди, перепутавшие ориентиры на компасе нравственности.

 

Редактируем 2 абзац:

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Применяем способ замены во 2 предложении и исключения  в 3 предложении:

Нравственность – это путеводитель по жизни, и, если отклониться от дороги, можно заблудиться или даже погибнуть. Если неблагодарно вести себя по отношению к другим, то в ответ можно получить то же самое.

 

Редактируем 3 абзац:

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Исключаем вопросительное предложение, применяем способ упрощения, составив из нескольких предложений одно сложное с первой осложнённой частью (однородные члены, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом):

Относиться к явлению неблагодарности нужно философски: совершать добро, получая от этого наслаждение, а значит, и ощущение счастья, что и составляет цель жизни возвышенной натуры. (71 слово)

 

Читаем текст 2

 

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

 

Выделяем микротемы:

1 абзац – Жестокая школа войны.

2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац – Память о войне должна жить.

 

Редактируем 1 абзац:

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни.

 

Редактируем 2 абзац:

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:

Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

 

Редактируем 3 абзац:

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:

Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. (87 слов)

 

Читаем текст 3

 

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга».

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть – функция души, а у предателя её нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает своё поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается всё забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.

 

Задание1:

Самостоятельно выделите микротемы данного текста и запишите их в тетрадь.

 

Задание 2:

Прочитайте текст сжатого изложения и укажите способы сжатия:

Закономерность такова, что чаще всего предают близкие люди – те, в кого мы вложили душу. В таких ситуациях как не вспомнить высказывание Виктора Гюго о том, что удары врага переносятся легче булавочных уколов друга.

Предатель объясняет свой поступок интересами дела, но в действительности его издевательство над другими объясняется отсутствием души, а значит, и совести.

Предательство разрушает достоинство человека, и тогда он пытается оправдать содеянное, или впадает в отчаяние перед неотвратимым возмездием, или старается всё забыть, а жизнь его становится никчёмной. (84 слова)

 

Задание 3:

Отредактируйте текст, выделив микротемы и используя известные вам способы сжатия:

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.                                              

ruslita.ru

Сжатое изложение

Подсчёт слов

 

Каждый ученик в конце работы пишет количество используемых слов. При подсчёте учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете  не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

     

Эксперт проверяет работу в том случае, если в ней насчитывается не менее 50 слов.

При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. Слова, раскрывающие микротему, лучше сохранять.

Экзаменуемый должен писать изложение от того лица, от которого идёт повествование в исходном тексте.

Если в исходном тексте встречаются имена собственные, то они должны быть выписаны на доске.

 

Цель работы.

Проверить умения выделять в текстах микротемы, определять главное, существенное, отсекать второстепенное.

Формулировка задания.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Текст изложения читается два раза. Между прослушиванием учащемуся дается время.

 

Рекомендуемые этапы работы.

 

1. Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Успокойтесь. Приготовьте черновик;

 

2. Пытайтесь зафиксировать текст целиком уже при первом прослушивании. Пишите быстро, максимально сокращайте слова, оставляйте пробелы. Если что-то не успели записать, при втором прочтении это дополните;

 

3. Между прослушиваниями текста попытайтесь определить абзацы и микротемы. Их должно быть три!!!

 

4. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Еще раз продумайте микротемы текста.

   

5. Приступайте к сжатию текста.  

 

Элементы сжатия. (ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ!!!)

1. Исключение:

— исключение повторов;

— исключение одного или нескольких из синонимов;

— исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

— исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;

— исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.

Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

 

2. Обобщение:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

 

3. Упрощение:

• слияние нескольких предложений в одно;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена сложноподчинённого предложения простым;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

• замена прямой речи косвенной.

 

Заключительный этап работы.

Проверьте еще раз, не исказили ли вы микротемы текста.

Проверьте орфографию и пунктуацию текста.

Переписывайте в чистовик.

 

 

Система оценивания изложения

 

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

1.     Содержание изложения. Передача микротем.

 

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослу­шанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,

но

упустил или добавил 1 микротему.

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,

но

упустил или добавил более 1 микротемы.

0

Сжатие исходного текста

 

Экзаменуемый применил приёмы сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3

Экзаменуемый применил приёмы сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

2

Экзаменуемый применил приёмы сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста.

1

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.

0

Смысловая цельность, речевая связность и последова­тель­ность изложения

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуника­тив­ный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

 

Пример и анализ текста сжатого изложения.docx

 

trifonovang.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *