Новые требования к рабочей программе по фгос 2019 – Новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году

Содержание

Требования к рабочим программам по ФГОС 2017-2018

В статье рассмотрены новые требования к рабочим программам в 2018-2019 году, структура и положение о рабочей программе на 2018-2019 учебный год с изменениями.

Скачать cтруктуру рабочей программы 2018-2019
Скачать бесплатно в .docx

Требования к рабочим программам в 2018-2019 году призваны повысить эффективность работы педагогов при достижении запланированных образовательных результатов учащихся с учетом их интересов и возможностей. При составлении программ важно принимать во внимание все изменения в требованиях, которые были внесены для совершенствования образовательного процесса.

Скачать книгу «Образовательный процесс — ФГОС»
Скачать бесплатно в .pdf

ФГОС среднего общего образования был изменен Минобрнауки на основе приказа от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (приказ № 613). В ФКГОС вносились изменения на основе приказа от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ № 506).

В ч. II ФКГОС, разделе «Общие положения» описаны предметы, по которым действуют требования ФКГОС. Для любого профиля школьники на базовом уровне обязательно изучают русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю, физическую культуру, астрономию. Кроме того, ученики изучают интегрированные курсы по обществознанию, в том числе право, экономику, естествознание.

Скачать таблицу отличий ФГОС общего образования от ФКГОС в подходах к разработке учебного плана

Структура рабочей программы по ФГОС на 2018-2019 учебный год

Методические рекомендации по составлению рабочих программ 2018-2019 предусматривают разделение учебного плана на перспективный (на срок освоения ООП основного общего образования) и годовой (на текущий учебный год).

Согласно ФГОС, учебный план содержит основную часть и часть, которая формируется учениками, родителями и педагогами. К учебному плану прилагается пояснительная записка, в которой отражается:

  • краткая характеристика обеих частей учебного плана;
  • формы промежуточной аттестации учеников;
  • подходы, которые используются для реализации индивидуальных потребностей детей;
  • аннотации учебников и учебно-методических комплектов;
  • применяемые в образовательной деятельности педагогические методы и технологии.

В основной части описывается краткая характеристика дисциплин, курсов по всем обязательным предметным областям, состав учебных предметов, которые выделяются из предметных областей, а также учебное время, в течение которого планируется их изучение.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, указывается состав дисциплин и курсов, которые отражают потребностей детей и родителей, а также определяется время на их изучение.

Структура учебного плана по ФКГОС основывается на тех же принципах:

  • определяется обязательный для освоения федеральный компонент;
  • предусматривается вариативность обучения, что реализуется через региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

При этом определяется следующее соотношение между федеральным, региональным (национально-региональным) и компонентом образовательного учреждения:

  • на федеральный компонент отводится не менее 75% нормативного времени, которое закладывается для освоения образовательных программ общего образования;
  • на региональный (национально-региональный) – не менее 10%;
  • на компонент образовательного учреждения – не менее 10%.

В пояснительной записке также указывается характеристика учебных предметов, формы промежуточной аттестации и пр.

Региональный и компонент образовательного учреждения являются наиболее специфичными элементами учебного плана по ФКГОС. В базисном учебном плане прописываются конкретные рекомендации относительно содержания этих структурных частей документа. Так, в разрезе организации предпрофильной подготовки в 9 классе вводится изучение дисциплин краеведческой направленности.

Согласно рекомендациям ФГОС по составлению рабочих программ на 2018-2019 формируемая участниками образовательных отношений часть учебного плана используется:

  • для увеличения количества учебных часов, отведенных на изучение отдельных предметов обязательной части;
  • введение специальных курсов, на которых реализовываются потребности детей и родителей, в том числе по этнокультурным дисциплинам;
  • для других видов воспитательной, учебной, спортивной и пр. деятельности учеников.

Что касается рекомендаций БУП по региональному компоненту и компоненту образовательного учреждения, то замдиректора может использовать их для:

  • для углубленного изучения предметов;
  • введения новых предметов, образовательных модулей, факультативных занятий, практикумов, спецкурсов;
  • организации групповых и индивидуальных занятий;
  • разработки и внедрения индивидуальных образовательных программ;
  • организации самостоятельной работы учеников в библиотеках, лабораториях, музеях.

Согласно требованиям ФГОС, образовательным учреждениям следует делать рабочие программы частью школьной документации. Эти документы составляются на основе примерной программы курса, стандартов ФГОС, а также рекомендованного Минобрнауки РФ комплекта учебников. Также следует принимать во внимание учебный план школы и положение ОУ. Допустимо вносить изменения в примерную программу или составлять авторскую.

Документ включает такие составляющие:

  • титульный лист с наименованием образовательного учреждения, названием предмета, класса, должности и ФИО автора, его квалификационной категории и срока, на который рассчитана программа;
  • пояснительная записка с данными об авторе, комплекте используемых учебников, задачами и целями педагога на учебный год, а также планами по работе с детьми одаренными, с ОВЗ;
  • сетка календарно-тематического планирования включает наименование, количество часов, темы разделов, формы занятий по темам.

Согласно ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ федеральные госорганы, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут изменять учебный план и график образовательных организаций.

Принципы и рекомендации по составлению рабочих программ на 2018-2019

Требования к рабочим программам в 2018-2019 году должны обязательно учитываться при составлении документа. Согласно СанПиНа 2.4.2.2821–10, образовательная недельная нагрузка должна быть равномерно распределена по времени, при составлении расписания предметы гуманитарного профиля следует чередовать с естественно-математическими.

Максимальный объем аудиторной нагрузки и общий объем не должны превышать требования, которые установлены в табл. № 3 СанПиН 2.4.2.2821–10. Требования о максимально допустимой недельной нагрузке касаются только аудиторной нагрузки.

В рабочей программе конкретизируется содержание учебного предмета или внеурочного курса в соответствии с целями ООП, частью которого она и является. Программу разрабатывает учитель, а регламент ее разработки и утверждения регулируется локальным нормативным актом под названием Положение о рабочей программе. В этот документ включается:

  • реализуемые к объему содержания рабочих программ подходы;
  • структура программы с учетом требований ФГОС общего образования (по уровням), которые уточняются согласно целям ООП, уровня методического обеспечения, инновационной практикой педагогов и пр.;
  • сроки разработки и порядок согласования программ;
  • подходы к определению периода, на который разрабатываются программы;
  • порядок внесения изменений в рабочие программы.

Скачать пример положения о рабочей программе на 2018-2019 учебный год

Требования к рабочим программам с учетом нового закона об образовании предполагают, что педагоги будут избегать прямого копирования примерных программ, будут как можно больше учитывать индивидуальные особенности детей, используемые методы обучения, а также роль предмета в достижении общих образовательных результатов.

Рабочие программы утверждаются приказом руководителя, их перечень включается в содержательный раздел ООП. Аннотации к рабочим программам приводятся в приложении к ООП и на официальном сайте. Это указывается в Требованиях к структуре официального сайта образовательного учреждения, которые утверждены приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785. При внесении изменений в рабочие программы это утверждается приказом о внесении изменений в ООП.

Особенность учебного плана на 2018–2019 годы

Действующие на сегодняшний день требования к рабочим программам по ФГОС 2018-2019 установлены приказом Минобрнауки. Согласно приказу, программы должны быть максимально упрощенными, рабочими документами. С учителя следует снять часть административной нагрузки, которая необходима для подготовки программы. При этом педагог получил право отступать от рекомендуемых программ, использовать новые стандарты оценки знаний и обучения.

Ранее существовало 8 обязательных пунктов, которые должны отражаться в программе. Сейчас их осталось три для урочной деятельности:

  • основное содержание предмета;
  • запланированные результаты;
  • разбивка курса по отдельным темам и указание часов, необходимых для их усвоения.

В итоге должен получить менее объемный документ, который не только снимет нагрузку с педагога, но и повысит эффективность образовательного процесса.

Для внеурочной деятельности обязательными элементами будут:

  • содержание курса;
  • способы изучения обучающимися;
  • формы проведения занятий;
  • планируемые результаты;
  • тематическое планирование.

Когда программа разработана, администрация школы проверяет ее и включает в учебный процесс. Вносятся изменения в перечень учебников, если в этом возникает необходимость. Документы должны утверждаться не позднее 31 августа. В течение года в программу могут вноситься корректировки относительно особенностей и периодов изучения разделов.

Согласно новым стандартам, учителя не ограничиваются классическими видами занятий. Рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы, фронтальные методы работы, наглядные пособия и пр. При оценке учитываются не только предметные, но метапредметные и личностные знания.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Управление образовательной организацией». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Разработка учебных планов профилей по ФГОС среднего общего образования

Образовательная организация, переходящая на ФГОС среднего общего образования, берет за основу учебные планы из примерной ООП. Они отражают перечень, трудоемкость, распределение по времени и последовательность учебных предметов, внеурочных курсов. Под профилем понимают способ организации образовательного процесса для старшеклассников, который учитывает их интересы и возможности.

Учебный план профиля включает:

  • обязательные предметы;
  • предметы для изучения на базовом уровне из каждой предметной области;
  • предметы, изучаемые на углубленном уровне;
  • элективные курсы.

Предусмотрено пять профилей: гуманитарный, естественно-научный, технологический, социально-экономический, универсальный. В таблице 1 подробно рассматривается каждый.

Таблица 1. Содержание профилей обучения в соответствии с примерной ООП среднего общего образования

Скачать содержание профилей обучения в соответствии с примерной ООП среднего общего образования
Скачать бесплатно в .docx

Сферы деятельности по профилю

Предметные области

Предметы для углубленного изучения

Элективные курсы

Технологический

Производственная, инженерная и информационная

Математика и информатика. Естественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Информатика. Физика

Компьютерная графика. Биохимия. Индивидуальный проект

Естественно-научный

Медицина, биотехнологии

Математика и информатика. Естественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Химия. Биология

Теория познания. Биофизика. Индивидуальный проект

Гуманитарный

Педагогика, психология, общественные отношения

Русский язык и литература. Общественные науки. Иностранные языки

Иностранный язык. История. Право

Психология. Индивидуальный проект

Социально-экономический

Социальная сфера, экономика, обработка информации, управление, предпринимательство, финансы

Математика и информатика. Общественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. География. Экономика

Индивидуальный проект

Универсальный

Сферу деятельности учащийся не определил или его выбор не вписывается в рамки заданных выше профилей. Поэтому универсальный профиль позволяет ограничиться только базовым уровнем изучения учебных предметов, но не исключает углубленное изучение отдельных предметов

Математика и информатика. Общественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. История

Технология. Индивидуальный проект

Русский язык и литература. Иностранные языки

Иностранный язык

Дизайн. История родного края. Индивидуальный проект

Русский язык и литература. Математика и информатика. Естественные науки

Русский язык. Литература. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Биология

Индивидуальный проект

Русский язык и литература

Русский язык. Литература

Индивидуальный проект

Планирование элективных курсов представлено в таблице 2.

Таблица 2. Пример подготовки учебного плана естественно-научного профиля с элективными курсами и курсами по выбору

Скачать пример подготовки учебного плана естественно-научного профиля с элективными курсами и курсами по выбору
Скачать бесплатно в .docx

Предметная область

Учебный предмет

Уровень изучения

Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык

Б

68

Литература

Б

204

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

У

408

Информатика

Б

136

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

136

Естественные науки

Химия

У

340

Биология

У

204

Биофизика

Э

68

Общественные науки

История (Россия в мире)

Б

136

Теория познания

Э

68

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Б

204

Основы безопасности жизнедеятельности

Б

68

Индивидуальный проект

Э

102

Курсы по выбору общеразвивающей направленности

Экология психо-эмоциональной сферы человека

68

Эффективная коммуникация

68

Навыки работы с медиатекстами

102

ИТОГО: 2380 часов. Из них: часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 496 часов – 21%

Сокращения в таблице:
— Б – предмет для изучения на базовом уровне;
— У – предмет для изучения на углубленном уровне;
— Э – элективный курс.

При расчете недельной аудиторной нагрузки учитываются требования СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821–10), требования ФГОС среднего общего образования и рекомендации примерной ООП среднего общего образования.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821–10, учебная неделя может включать 5 или 6 дней. От ее продолжительности зависит максимальная нагрузка на учащихся 10-11-х классов:

  • при 5-дневной учебной неделе составляет 34 часа;
  • при 6-дневной – 37 часов.

По требованиям ФГОС среднего общего образования, количество учебных занятий на одного обучающегося за два года составляет не менее 2170 и не более 2590.

Авторы примерной ООП среднего общего образования строят учебные планы исходя из 35 учебных недель в год.

Таблица 3. Вариант расчета аудиторной нагрузки для естественнонаучного профиля при пятидневной учебной неделе

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю

10-й класс

11-й класс

Русский язык и литература

Русский язык

1

1

Литература

3

3

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

6

6

Информатика

2

2

Иностранные языки

Иностранный язык

2

2

Естественные науки

Химия

5

5

Биология

3

3

Биофизика

1

1

Общественные науки

История (Россия в мире)

2

2

Теория познания

1

1

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

3

3

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

Индивидуальный проект

2

1

Курсы по выбору с общеразвивающей направленностью

Эффективная коммуникация

1

1

Навыки работы с медиатекстами

1

2

Итого в неделю:

34

34

Всего за два года обучения:

2312

www.menobr.ru

Требования к рабочим программам упрощены

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. В частности, согласно им  упростилась структура составления рабочей программы — из восьми пунктов, которых был обязан придерживаться педагог при составлении рабочей программы, остались только три.Теперь рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическо6е планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса с внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическо6е планирование.

Источник:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936). Скачать

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937). Скачать

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020). Скачать

 

eduinspector.ru

Новые требования к рабочим программам ФГОС ООО второго поколения

Зачетная работа.

«Новые требования к рабочим программам 2016-2017»

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения.

Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью.

Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.

Изменения

Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:

 планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

 содержание учебного предмета, курса;

 тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты:

 результаты освоения курса внеурочной деятельности;

 содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

 тематическое планирование.

Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на 2016-2017 учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы. Решение о внедрении разработки в школьный процесс принимает администрация школы.

Будут внесены изменения и в перечень учебников. Будут оставлены или добавлены те комплекты, которые имеют пособие для учителя, методические рекомендации по методике преподавания и изучению предмета.

Структура рабочей программы

В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС , рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить в школьную документацию.

Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методических документаций. Она включает в себя:

  1. Титульный лист

На нем указывается:

 полное наименование учебного заведения;

 название учебного предмета с указанием класса, для которого создана программа;

 автор программы, с указанием должности и при наличии категории;

 срок, на который она утверждается.

  1. Пояснительную записку

Она должна содержать:

 информацию об авторе программы, комплекте используемых учебников;

 цели и задачи педагога на данный учебный год. Так как каждый класс индивидуален, они быть подстроены под каждый класс.

 в каждом классе есть «особенные» дети. В программе необходимо написать методы работы с ними.

 в рабочую программу можно вносить изменения сроков изучения тематических разделов. Должна быть указана причина и целесообразное обоснование корректировки. В дальнейшем, на протяжении учебного года, можно вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.

  1. Сетку календарно-тематического планирования.

Таблица должна состоять:

 из общего названия раздела, количества часов, выделяемых на его изучение;

 далее прописываются темы раздела. В случае, если тема изучается не один урок, также указывается количество часов.

 обязательно необходимо указать планируемые результаты. Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок.

 обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии.


Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки — исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования.

 в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.

 приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.

 деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.

 учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.

Составление программы

Рабочая программа создается на основании:

 стандартов нового поколения ФГОС;

 примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

 при составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.

Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую.

Особенности рабочей программы

Рабочая программа учителя – это авторский документ. Несмотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.

Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.

Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа.

В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений.

multiurok.ru

Рабочая программа педагога (2018-2019 учебный год) — Учимся с удовольствием!

Умение разрабатывать и реализовывать рабочие программы учебных дисциплин и внеурочной деятельности — требование Профессионального стандарта «Педагог», утвержденного приказом Минтруда от 18.10.2013 г. № 544н.

Процитируем пункт 3.1.1 вышеуказанного документа:

В связи с введением в действие ФГОС второго поколения изменились требования к содержанию и структуре рабочих программ. Данный документ за последние 2 года трансформировался из огромного многостраничного документа, в который почти полностью требовали переписать ФГОС по соответствующему предмету, до кратких таблиц с небольшой конкретной пояснительной запиской.

Каждое образовательное учреждение «Положением о рабочих программах на … учебный год»  устанавливает свои требования к рабочим программам в вопросах содержания и оформления. Но общими структурными элементами являются:

  • Титульный лист;
  • Пояснительная записка;
  • Содержание учебной дисциплины, курса;
  • Календарно-тематическое планирование.

Примерный шаблон оформления рабочих программы был представлен в августе на курсах повышения квалификации «Актуальные вопросы экспертизы профессиональной деятельности учителя» (ПК ИРО, г. Владивосток). Подход к разработке и оформлению рабочих программ внеурочной деятельности аналогичен (шаблон для ознакомления).

На какие моменты следует обратить внимание при разработке рабочих программ?

Учебники, учебно-методические комплекты

ФГОС предполагает использование соответствующих учебников, включенных в перечень рекомендованных и допущенных к использованию в текущем учебном году. Кроме того, учебники истории должны соответствовать требованиям Историко-культурного стандарта. Многие учебники, используемые ранее, больше не пригодны для образовательного процесса в классах ФГОС.

Пояснительная записка

Нет жестких требований к тому, как будет расписан курс учебной дисциплины: на один учебный год или на весь образовательный период 5-9 или 10-11 классы. Оба варианта имеют место быть.

Планируемые результаты образовательной деятельности

Требования к предметным результатам указаны в Примерной основной образовательной программе основного общего образования (по тематическим раздела или классам) Скачать данный документ можно на сайте http://fgosreestr.ru/.

Раздел «Содержание рабочей программы

Если используется УМК, соответствующий требованиям ФГОС, раздел «Содержание» можно взять из авторской программы к данному учебнику. В случае использования старых учебников необходимо ориентироваться на Примерную образовательную программу ФГОС.

В последние годы издательство «ВАКО» выпускает уже готовые рабочие программы по всем предметам к основным используемым УМК. В некоторых школах допускается использование именно этих пособий. Достаточно только вписать свои данные на титульный лист — рабочая программа готова.

eacherenkova.ru

Рабочие программы на 2017-2018 год

Действующие новые требования к рабочим программам 2017-2018 года установлены приказом Минобрнауки. Они основаны на стандартах образования первого и второго уровня и должны способствовать созданию авторских документов, полностью реализующих требования государственного стандарта образования второго поколения. Основным содержанием приказа стали положения об обязательном упрощении программ, разрабатываемых школьными учителями для использования в конкретных классах.

Учителя в своей практической работе часто копируют рекомендуемые типовые программы, не перерабатывая их. В результате появляются объемные документы, практически не используемые в методических целях. Приказ предложил существенно сократить программы и снять с учителя часть административной нагрузки, связанной с их подготовкой. Целью нововведений стало повышение качества усвоения учениками предметов, для этого учителю предоставлены права отступать от рекомендуемых программ и внедрять новые стандарты обучения и оценки знаний.

Новые требования к рабочим программам 2017-2018 года

Существенной новинкой стало то, что из 8 ранее обязательных для отражения в программах пунктов осталось только три. В урочной части это:

  • основное содержание предмета или курса;
  • планируемые результаты его освоения;
  • разбивка курса по темам с указанием количество учебных часов, необходимых для изучения каждой.

Сокращение объема документа направлено и на снижение нагрузки педагога, и на повышение качества авторской проработки материала. Кроме того, рабочие программы на 2017 2018 учебный год включают обязательные элементы внеурочной деятельности, это:

  • содержание внеурочной части курса, способы и методы его изучения в рамках домашней работы, формы проведения занятий;
  • предполагаемые результаты проведения внеурочной работы;
  • тематическое планирование.

Новая программа должна полностью соответствовать нормам ФГОС и не отклоняться от рекомендуемой типовой программы, при этом учитель вправе творчески переработать обязательные форматы.

Внедрение новых программ в учебный процесс

Учитель разрабатывает программу самостоятельно или в составе рабочей группы, опираясь на рекомендуемую базовую программу, учебники и методические материалы. Он вправе как внести изменения в базовую, так и создать на ее основе авторскую. В программе обязательно должны учитываться уже имеющиеся наработки и учебный план школы или иного учебного заведения.

После разработки программы администрация школы проводит ее проверку и принимает решение о возможности ее включения в учебный процесс. Вместе с ней должны быть внесены изменения и в перечень учебников, преимущество получит те, в которых есть методические материалы для педагога. Если в школе таких учебников нет, их комплекты должны быть закуплены. Администрация школы обязана утвердить документы не позднее 31 августа.

Весь учебный год в программу могут вноситься корректировки в части особенности и сроков изучения тех или иных разделов, связанные со скоростью изучения материала классом и особенными детьми. При наличии проработанного обоснования дополнительного утверждения таких изменений администрацией школы не требуется.

Администрация учебного заведения обязана контролировать создание программы по новым стандартам и ее выполнение на постоянной основе. Также в обязанности администрации входит информирования преподавателей о стандартах программ и сроках и подготовки.

Структура новой программы

Новые стандарты ФГОС обязывают в обязательном порядке подготовить и внести в учебные материалы и школьную документацию рабочую программу по каждому из преподаваемых предметов. Рабочие программы 2017-2018 годов должны иметь следующую структуру:

  • титульный лист, содержащий обязательные реквизиты (наименование школы, автора, предмета, срока действия программы;
  • задачи учителя на конкретный учебный год и для определенного класса. Любой класс имеет свои особенности, и они должны быть учтены в программе, как в виде упора на отдельные темы так и при определения времени и глубины их изучения;
  • моменты, адаптирующие общую программу под особенных (как одаренных, так и с ОЦВ) детей, эти моменты указываются в пояснительной записке к программе. По мере изучения она может корректироваться в зависимости от развития таких детей;
  • сетка календарного планирования, к которой предъявляется ряд требований, связанных с указанием темы каждого занятия, его формы – лекции, беседы или дискуссии, ожидаемых от него результатов;
  • приемы преподавания, ориентированные на большем использовании нестандартных видов занятий и оценки;
  • стандарты персональной активности учеников, методы оценки знаний.
Новые стандарты не ограничивают учителей классическими видами занятий, могут быть запланированы исследования, фантазии, круглые столы, конференции, путешествия. Рекомендуется активное использование аудио и видеоматериалов, фронтальных методов работы, наглядных пособий, активное вовлечение учеников в процесс постижения знаний.

Очень важно, что программа обязательно должна содержать систему оценивания, ее критерии. Оцениваются не только предметные, но и метапредметные, и личностные знания. Педагог может выбрать любой нестандартный вид проверки и оценки знаний — от викторины до диктантов.

Документ, созданный с опорой на новые правила, должен быть не формальным, а применяемым на практике, давать возможность ученикам лучше усваивать звания, а преподавателям оценивать их наиболее объективно. Программа должна вместить в себя опыт учителя, его стиль работы, методы преподавания, результаты повышения квалификации, а также опираться на внедрение инновационных технологий. Приказ министерства делает упор на сочетание личностных преимуществ конкретного преподавателя с теоретическими разработками рекомендуемых программ и учебников.

Читайте также:

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

2018god.net

Новый образовательный стандарт (ФГОС) будет принят к концу года: основные требования

Обновленный стандарт начального общего образования предложен Министерством просвещения и обозначены сроки его принятия и введения в средних образовательных учреждениях. Министр просвещения РФ Ольга Васильева сообщила, что новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для школы планируется принять к концу года. Какие основные направления и изменения предлагаются в новом ФГОС для школ? Скачать документы — Приказ и ФГОС.

«Двадцать первого марта 2018 года состоялся совет Минобрнауки, по итогам которого было принято решение рекомендовать ФГОС по начальному образованию, что касается общего — его доработать. В настоящее время доработка практически завершена. Мы уверены, что к концу этого года стандарты по общему образованию будут приняты», — сказала Васильева на всероссийском совещании с региональными министрами образования, которое проходит 5-6 июля в Сочи.

Ранее объединение учителей литературы «Гильдия словесников» в открытом письме выступило с критикой нового образовательного стандарта по литературе, который разрабатывает Минобрнауки. По мнению учителей-словесников, он лишает школу вариативности построения программ, а также излишне перегружает школьников.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева сообщила, что новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для школы планируется принять к концу года.

«Двадцать первого марта 2018 года состоялся совет Минобрнауки, по итогам которого было принято решение рекомендовать ФГОС по начальному образованию, что касается общего — его доработать. В настоящее время доработка практически завершена. Мы уверены, что к концу этого года стандарты по общему образованию будут приняты», — сказала Васильева на всероссийском совещании с региональными министрами образования, которое проходит 5-6 июля в Сочи.

Ранее объединение учителей литературы «Гильдия словесников» в открытом письме выступило с критикой нового образовательного стандарта по литературе, который разрабатывает Минобрнауки. По мнению учителей-словесников, он лишает школу вариативности построения программ, а также излишне перегружает школьников. 

Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции» (подготовлен Минобрнауки России 09.07.2017)

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (новая редакция) (скачать) 

Основные требования ФГОС 2018-2019 гг

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • к структуре такой программы, в том числе требования к соотношению ее частей и их объему, а также к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений;

  • к условиям ее реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Проект содержит не предусмотренные действующим стандартом предметные результаты освоения и содержание всех учебных предметов (русский язык, литературное чтение, иностранный язык, изобразительное искусство, музыка, технология, физкультура, математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики), распределенные по годам обучения.

Кроме того, в соответствии с проектом при получении начального общего образования осуществляется в том числе:

  • гражданское и патриотическое воспитание обучающихся;

  • освоение российских традиционных ценностей, нравственных норм и правил поведения; приобщение и культурному наследию России, духовно-нравственным ценностям российского народа;

  • трудовое, экологическое, физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни обучающихся;

  • развитие познавательных интересов, ценностного отношения к образованию, опыта учебно-познавательной деятельности.

Предполагаемая дата начала действия нового стандарта — 1 сентября 2018 года.

Подписывайтесь на каналы «Informatio.ru» в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

informatio.ru

Рабочие программы на 2016-2017 учебный год

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения.

Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью.

Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.

Изменения

Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование.

Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на 2016-2017 учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы. Решение о внедрении разработки в школьный процесс принимает администрация школы.

Будут внесены изменения и в перечень учебников. Будут оставлены или добавлены те комплекты, которые имеют пособие для учителя, методические рекомендации по методике преподавания и изучению предмета.

Структура рабочей программы

В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС , рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить в школьную документацию.

Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методических документаций. Она включает в себя:

  1. Титульный лист

На нем указывается:

  • полное наименование учебного заведения;
  • название учебного предмета с указанием класса, для которого создана программа;
  • автор программы, с указанием должности и при наличии категории;
  • срок, на который она утверждается.
  1. Пояснительную записку

Она должна содержать:

  • информацию об авторе программы, комплекте используемых учебников;
  • цели и задачи педагога на данный учебный год. Так как каждый класс индивидуален, они быть подстроены под каждый класс.
  • в каждом классе есть «особенные» дети. В программе необходимо написать методы работы с ними.
  • в рабочую программу можно вносить изменения сроков изучения тематических разделов. Должна быть указана причина и целесообразное обоснование корректировки. В дальнейшем, на протяжении учебного года, можно вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.
  1. Сетку календарно-тематического планирования.

Таблица должна состоять:

  • из общего названия раздела, количества часов, выделяемых на его изучение;
  • далее прописываются темы раздела. В случае, если тема изучается не один урок, также указывается количество часов.
  • обязательно необходимо указать планируемые результаты. Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок.
  • обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии.


Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки — исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования.

  • в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.
  • приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.
  • деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.
  • учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.

Составление программы

Рабочая программа создается на основании:

  • стандартов нового поколения ФГОС;
  • примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
  • при составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.

Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую.

Особенности рабочей программы

Рабочая программа учителя – это авторский документ. Несмотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.

Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.

Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа.

В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений.

Читайте также:

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

2017god.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.