Мцко эстафета – МЦКО

Содержание

Ежегодный международный фестиваль русского языка

Фильм о Ежегодном международном фестивале русского языка!

Посмотреть фильм

Цели мероприятия.

Фестиваль проводится с целью осуществления мероприятий по реализации Указа Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Фестиваль русского языка — это образовательная и творческая площадка, на которой участники получают возможность совершенствовать знания русского языка в живом общении, продемонстрировать свои таланты, обменяться мнениями и найти единомышленников.

Фестиваль способствует развитию всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога.

Фестиваль оказывает содействие формированию положительного имиджа Российской Федерации за рубежом как демократического государства, гарантирующего удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений.

К участию допускаются:

  • школьники, изучающие русский язык как иностранный или как второй родной в государственных и негосударственных учебных заведениях города Москвы и других регионов России, включая образовательные заведения при Посольствах, консульствах и представительствах зарубежных стран в РФ;
  • школьники, изучающие русский язык как иностранный или как второй родной в государственных и негосударственных учебных заведениях, включая образовательные заведения при Посольствах, консульствах и представительствах РФ в странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

Фестиваль включает шесть конкурсов:

1-й конкурс – Знатоки русского языка, истории и культуры России (только индивидуальное участие).
2-й конкурс – Театральное творчество и художественное слово (индивидуальное или коллективное участие – не более 5-и человек).
3-й конкурс – Современное декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство (только индивидуальное участие).
4-й конкурс – Детское и юношеское кино и телевидение (индивидуальное или коллективное участие – не более 5-и человек).

5-й конкурс – Хореографическое творчество (индивидуальное или коллективное участие – не более 8-и человек).
6-й конкурс – Вокально-хоровое творчество (индивидуальное или коллективное участие – не более 5-и человек).


Воронина Эльвира Эдуардовна, педагог с большим стажем работы (музыкальный педагогической стаж более 20 лет) с вокально-хоровыми коллективами г. Москвы и Московской области.
Окончила музыкальное училище по классу фортепиано, музыкальную кафедру Педагогического Университета в г. Москве.
Работала как педагог фортепиано в Школе искусств и Гимназии № 1528, участвовала в инновационных музыкальных проектах под руководством видных музыкальных деятелей, является разработчиком развивающихся программа по духовно-нравственному и музыкальному образованию школьников. Воронина Э.Э. имеет международный опыт выступлений. В 2014г она участвовала в международном фестивале- конкурсе «Весенняя волна», в номинации «Инструментальный жанр» стала Лауреатом 1 Степени.
В 2011 и 2012 г вместе с вокально – хоровым коллективом принимала участие в Международном музыкальном фестивале в Лоретто, Италия.
В настоящее время Воронина Э.Э является педагогом дополнительного образования по музыке, инструментальное отделение, класс- фортепиано «Юный пианист» и вокально –хоровому пению, много и активно работает над развитием творческих способностей учащихся, имеет многочисленные грамоты и благодарности, пользуется заслуженным уважением среди коллег –музыкантов и снискала искреннюю любовь у своих учеников. Ученики Ворониной Э.Э постоянно участвуют в музыкальных творческих конкурсах и фестивалях (инструментальных и вокально –хоровых) г. Москвы и Московской области.

Шорина Татьяна Александровна, ученая степень: кандидат педагогических наук, доцент кафедры поликультурного образования МИОО.
Кандидатская диссертация посвящена подготовке и методическому сопровождению учителей русского языка при обучении учащихся-инофонов аудированию.
Автор многочисленных научных публикаций, учебно-методических пособий по языковой и социально-культурной адаптации мигрантов, участник международных конференций и научно-практических семинаров по проблемам преподавания русского языка как неродного, разработчик авторский образовательных программ КПК по обучению мигрантов, государственный сертифицированный тестолог.
Почетный учитель Пушкинской школы г. Лейден, Нидерланды.
Награждена почетными грамотами, благодарственными письмами за участие в акциях по продвижению русского языка за рубежом, за проведения конкурсов в поддержку русского языка.

Боговая Александра Геннадьевна, член жюри в номинации «Театральное творчество и художественное слово»
Выпускница Архангельского театрального училища.
В 2010г. окончила актерскую группу режиссерского факультета РАТИ-ГИТИС (мастерская С. Голомазова).
Актриса Театра «Школа драматического искусства» (лаборатория Н. Коноваленко, И. Лысова).
Номинирована на литературную премию как лучший чтец стихов.
Фильмография:
Театр:
«Чайка» (А. Чехов) / Маша (реж. — В. Лысов), «Снежная королева» (Е. Шварц) / Маленькая разбойница (реж. — В. Берзин), «Дульсинея Тобосская» (А. Володин) / Санчика (реж. — О. Бородина), «Гранатовый браслет» (А. Куприн) / Анна (реж. — А. Новоселов).
Кино:
«Точка», «Муха», «Тайны института благородных девиц», «Жемчуга», «Ищите маму», «Алиби надежда, алиби любовь».
Сериалы:
«Обреченная стать звездой», «Детки в клетке», «Мачеха», «Ералаш», «Обручальное кольцо», «Маруся», «Терминал», «Немного не в себе» и др.

Евгения Лила, член жюри в номинации «Детское и юношеское кино и телевидение»
Выпускница Института Современного искусства.
На счету Евгении сьемки и монтаж десятков видеороликов и короткометражек для региональных и международных мероприятий (конференций, международных акций, лагерей и т.д.).
В настоящее время звукорежиссёр в студии речевого озвучивания Greb&Creative.
В составе команды студии, успешно реализует множество проектов по адаптации зарубежных сериалов, анимационных фильмов, сериалов и музыкальных мультсериалов на русский язык. Среди работ: «Русалки острова Мако», «Шахерезада. Нерассказанные истории.», «Эй, Пип», «Шоу Мо», и др.

Анна Александровна Шевцова, член жюри в номинации «Современное декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство»
Профессор Института социально-гуманитарного образования МПГУ, доктор исторических наук.
Член редакционного совета журнала «Палеоэтнология»
Член Союза художников России
Имеет благодарность:
Российской академии художеств (2014)
Федеральной миграционной службы (2016)
Образование:
Исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (2001 г.)
Aспирантура Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (2003 г.)
Автор многочисленных книг, монографий, учебных пособий, статей.

Заявки принимаются с 1 февраля по 1 мая 2018 года.

Сроки проведения заочного (дистанционного) тура всех конкурсов определены с 1 мая по 1 июня 2018 года. Все материалы по конкурсам — текстовые файлы, фотографии и видеозаписи (или ссылку на полнометражную видеозапись, загруженную на видеохостинг YouTube) необходимо направить на электронную почту оргкомитета

[email protected] в установленные Настоящим Положением сроки.

Результаты заочного (дистанционного) тура по всем конкурсам будут оглашены 25 июня 2018 года.

Финальный (очный) тур Фестиваля для всех конкурсов проводится в период с 29 августа по 1 сентября 2018 года в городе Москве.

Регистрация

Открыть форму

mcko.ru

МЦКО

В Москве проходит эстафета фестивалей межрайонных советов директоров школ «Наши общие возможности – наши общие результаты». Мероприятия проводятся по субботам на площадках образовательных организаций города. Школы, входящие в межрайонные советы, демонстрируют свои учебные и внеучебные достижения за последние пять лет, образовательные возможности, знакомят гостей с дополнительными услугами. Посмотреть видеорепортажи участников и проголосовать за понравившиеся видеоролики можно на сайте: http://estafeta.mcko.ru/.

О том, как проходят мероприятия и чем участники удивляют своих гостей, пресс-службе Московского центра качества образования рассказали директора нескольких школ, которые уже приняли участие в эстафете фестивалей.

Светлана Барбашина, директор школы № 1400:

– Праздничная программа фестиваля началась церемонией открытия на самой высокой точке межрайона – в Крылатском, в школе № 1440. В актовом зале проводился музыкально-танцевальный марафон юных талантов. В помещениях школы участникам фестиваля были предложены творческие мастерские, мастер-классы, прошли круглые столы по вопросам социального партнерства и взаимодействия семьи и школы. Свои успехи продемонстрировали кадеты и творческие коллективы школ.

В районе Кунцево на базе гимназии № 1584 работала площадка, посвященная учебным достижениям учащихся и инновациям в образовании. Гостей праздника пригласили познакомиться с работой Школы молодого ученого, Клуба китайской культуры, достижениями робототехники и провели экскурсию по школьным лабораториям. Гости с интересом посмотрели спектакль школьного театра и посетили бал XIX века.

В районе Можайский на межшкольном стадионе школы № 1195 все желающие могли испытать свои физические возможности, принимая участие в мастер-классах по правилам дорожного движения, в спортивных играх, таких как мини-гольф, флорбол, футбол, волейбол, бадминтон. Любителям туризма был интересен мастер-класс по правилам поведения в экстремальных условиях и культуре безопасности жизнедеятельности.

Фестиваль дал возможность показать индивидуальность каждого ребенка и удивительный дух работы в команде.

Наталия Файдюк, директор школы № 2065:

– Во время фестиваля многочисленные гости могли посетить так называемые тематические улицы: научный проспект, аллею мастеров, спортивный проспект, аллею художников, которые разместились как на центральной площадке в городе Московский, так и на площадках во всех образовательных комплексах ТиНАО.

Мероприятия остальной программы также вызвали живой интерес у всех присутствовавших. В рамках литературной гостиной проходило общение молодого поколения с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами труда, которые, размышляя о будущем образования, наставляли сегодняшних школьников, приводя примеры из собственной жизни. Гостям фестиваля очень понравилось ток-шоу на тему «Школа будущего», также всех удивил танцевальный флешмоб, высокую оценку получили мастер-классы, проводимые педагогами.

Среди гостей фестиваля было много желающих поучаствовать в проектах Межрайонного совета директоров ТиНАО. Так, проект «Школа выбора» объединил учителей, родителей и учащихся, которые моделировали школу будущего. В «Детской общественной приемной» можно было получить ответы на вопросы, касающиеся правовых основ современного образования, а проект «Школа – территория для всех!» дал возможность получить консультации психологов и логопедов.

Можно много говорить о разных сторонах фестиваля, но я позволю себе в качестве иллюстрации вспомнить реплику одного из учащихся о гуманитарно-научной модели школы, с которой он познакомился на мероприятии: «Я и не представлял, что математика может быть такой интересной и занимательной! Она, оказывается, может описать все, что я вижу вокруг».

Светлана Ершова, директор школы № 1494:

– Процесс подготовки к эстафете фестивалей нас очень объединил. В ходе подготовки рождались очень интересные идеи, которые были воплощены в преддверии мероприятия. Так, например, родилась идея продемонстрировать все наши достижения не только на фестивале, но и перед ним. Мы провели целую тематическую неделю для того чтобы было представлено каждое образовательное учреждение.

В рамках предфестивальной недели мы показали, как у нас работает Ассоциация учителей физкультуры, провели сдачу норм ГТО. Также был проведен урок в музее. Они есть во многих школах, и этот урок показал, что все школьные музеи можно связать единой идеей о музейной педагогике.

Сам фестиваль проходил на базе школы № 1494, в нем приняли участие все организации, которые находятся на территории нашего межрайонного совета. Это школы, досуговые центры, высшие образовательные учреждения. Таким образом, была показана непрерывная линия образования, выстроилась очень интересная траектория, которая была познавательной и интересной и для детей, и для родителей, и для педагогов.

Самое интересное – это мастер-классы, где в интерактивном режиме все гости могли попробовать свои силы, показать свои знания и тут же получить результат.

Кроме мастер-классов, у нас прошли спектакли, творческие отчеты, концерты. Вся программа была построена так, чтобы показать весь спектр образования: основное, профильное и дополнительное.

Ирина Пшенина, директор гимназии № 1637:

– Фестиваль – это всегда праздник и долгожданное путешествие. Мероприятия проходили на четырех площадках: в гимназии № 1504, лицее № 1502, Московской международной гимназии и во Дворце творчества «Восточный». Каждая работала на определенной волне: «Открытому городу – открытое образование!», «Интерактивное пространство: Наука 0+», «Международное образовательное пространство: доступ есть!», «Дополнительное образование – всем и каждому».

Четыре разных направления были как четыре стороны света, и чтобы не сбиться с курса, навигационная команда работала слаженно. Было создано общее информационное пространство, площадки фестиваля были связаны телемостами. Родители, бабушки, дедушки, дети приятно удивились, узнав, сколько необычных возможностей предлагает сегодня столичное образование.

В течение всего дня на площадках провели 43 мастер-класса, интерактивные экскурсии по Музею боевой Славы 3-й Армии, по выставке интерактивных экспонатов «Зазеркалье». На четырех площадках фестиваля можно было реализовать самые смелые идеи. Например, сдать нормы ГТО, покататься на велодроме, посетить технопарк и скалодром, найти выход их запутанного лабиринта, поплавать в бассейне, принять участие во флешмобе, победить в веселых стартах.

Для тех, кто хотел отправиться в будущее и посетить мир последних научных достижений, работал мобильный планетарий, робот-манипулятор удивлял гостей своими возможностями, 3D-принтер на глазах изумленной публики создавал объемные модели. После посещения передвижной учебной лаборатории «Нанотехнологии и наноматериалы «Нанотрек»» мир ученых, который иногда кажется недосягаемым, стал намного ближе и понятней. Каждый почувствовал в себе силы для дальнейших свершений!

Большой интерес вызвало первое открытое заседание единого межрайонного управляющего совета районов «Ивановское», «Новогиреево», «Перово». А заседание межрайонного совета ученического самоуправления не осталось без внимания подростков, на нем был дан старт конкурсу «Лучший ученик – 2016».

Завершающим аккордом фестиваля стал видеофильм «Время движется Мастерами и надеется на Мастеров!», который собрал самые красочные моменты путешествия по удивительным просторам образовательного пространства районов Ивановское, Новогиреево, Перово.

mcko.ru

Эстафета фестивалей межрайонных советов директоров школ

estafeta-peremogi.blogspot.com

8 травня — День пам’яті та примирення

8 травня — День пам’яті та примирення. Середа, 13 травня 2015 р. Незабутні зустрічі поколінь в Неполоківецькому ЗНЗ І-ІІІ ст. Кіцманського району. Яті та примирення за участю ветерана Другої світової війни . Зустріч з учасником АТО Гречанюком Андрієм . Ми вдячні вам за життя. 9 травня відбувся урочистий мітинг з нагоди 70-ї річниці визволення України від фашистських загарбників та 70- річниці. Підготували музично-літературну композицію «Ми вдячні вам за життя. Ми хочемо без воєн жити…. 8 травня, у День п…

estafeta.com

:: Estafeta ::

Intégrate a Nuestro Equipo. Mensajeria y Paquetería. Empresa Brasileña líder en e-commerce, llega a México en mayo 2012 para dar inicio a sus operaciones requería establecer una relación de Negocios con un Operador. Ver más. Ver casos de éxito. Cómo realizar un envío? Lista de Artículos Prohibidos. Información de Servicios de Consumo. Envío de Confirmaciones y Excepciones. Información de Servicios Prepagados. Proceso de Rastreo de Envíos. Proceso para Generar un Reporte. Rastreo Estafeta Carga Aérea.

estafeta.com.ua

Спортивный интернет магазин — купить спортивную одежду и обувь

Тапочки / Балетки / Сандалии. Майки / Топы / Бра. Юбки / Платья / Туники. Футболки / Майки / Поло. Шапки / Шарфы / Перчатки. Оборудование / аксессуары для командных видов спорта. Аксессуары для бега / тренинга. Мужские плавки / Шорты. Сноуборд / горные лыжи. Сумки на пояс / через плечо. Аксессуары для бега / тренировок. Шапки / Шарфы / Перчатки. Электроника для бега / тренировок. Кроссовки для волейбола / гандбола. Кроссовки для волейбола / гандбола. Футболки с длинным рукавом. Толстовки / Свитера / Флис.

estafeta.gesein.com

Gesein: Sus Soluciones A Medida

Solicitamos su permiso para obtener datos estadísticos de su navegación en esta web, en cumplimiento del Real Decreto-ley 13/2012. Si continúa navegando consideramos que acepta el uso de cookies. OK. Navegar En Nuestra Web. Empresa Todo sobre Gesein. Gesein 2.0 Comunicaciones. Una oficina con un enfoque. Orientado a los procesos. Podemos ayudarte en lo que necesites:. Desde implantaciones técnicas hasta. La creación de una Oficina de Calidad. Soluciones a medida e Implantación de. Nuestra visión del mundo.

estafeta.ics.es

ICS_Estafetas /login.php

Esta aplicación se diseño para el navegador Internet Explorer 7.0 o superior, utilice Internet Explorer. Sistema Estafetas 1.0.

estafeta.mcko.ru

Эстафета фестивалей межрайонных советов директоров школ

estafeta.nl

ESTAFETA — DAADKRACHT

Daadkracht en samenwerking, het werkelijk uitvoeren van ideeën en kansen, gaat regelmatig verloren door het ontbreken van gezamenlijk draagvlak en goede communicatie onderling. De oplossing is het werkelijk verbinden van mensen, daarbij is communicatie in de vorm van dialogen essentieel. De dialoog verbindt: persoonlijk, zowel mens als omgeving. Ontmoet. De schoen die mij past gezien door andermans ogen. Ik ben waar mijn voeten zijn, mijn hart is mijn kompas.

estafeta.pt

Best Estafetas

Entregas urgentes com rapidez e segurança. Somos o seu parceiro. De serviços de estafeta. Ligue 213 801 040. Somos uma empresa criada em Março de 2007 por profissionais do sector com Know How e experiência de mais de 15 anos, com o propósito de desenvolver um novo conceito de serviços de estafeta na Grande Lisboa. Estamos sempre atentos na perspetiva de melhorar e inovar a nossa oferta. Somos profissionais experientes e altamente motivados. Temos meios para cumprir as tarefas mais delicadas. Bastar um só…

estafeta1.wordpress.com

Издатель — автору. Рукопись — книга. | Издательство Добрыни. Книги и цифровая продукция. Издание и реализация.

Издатель — автору. Рукопись — книга. Издательство Добрыни. Книги и цифровая продукция. Издание и реализация. Часть 2. По сути. Творчество справедливо, когда оно нужно кому-нибудь, кроме автора. Не обретая читателя, творчество писателя становится бесполезным…. Какова цель издания книги? Дать миру шанс увидеть жизнь в ином аспекте? Открыть новые мотивы мировосприятия? Книга меняет мировоззрение факт. Это следует знать, но для Вас важны именно Ваши мотивы. Три формы печати: офсет, цифровая, ризограф. И тут …

estafetaagent.com

Estafeta Mensajaría Envíos a México

SOBRES MENOS QUE 2 LIBRAS. LESS THAN 2 LBS. DESDE AUSTIN, TX. Esto es Servicio Express — Mensajería. Llega en 3 Días Hábiles — 3 Day Arrival. Pon tus artículos para México en un sobre — no es importante qué tamaño sobre pero no una caja. En el exterior de este sobre para México. Escriba en un papel la dirección en México y nombre tuya y su dirección y número de teléfono — ponga la hoja en el sobre. En el exterior de este sobre para México. PONGA SU SOBRE PARA MÉXICO EN OTRO SOBRE O CAJA PEQUEÑA Y ME ENVÍA.

estafetablog.com

estafetablog

Cómo finaliza la Industria el 2016. Definitivamente 2016 fue un año lleno de retos para PyMes y emprendedores, y es que diversos factores influyeron en el desarrollo económico y sustentable de empresas a nivel logístico. Aquí te traemos lo más destacado: El tipo de cambio: Muy sonado el tema? Pues sí, esto debido a la variación en la cotización del dólar […]. En busca de un socio. Ventajas de vivir asegurado. El transporte ha evolucionado en su diseño, velocidad y seguridad, jugando un papel fundamental …

www.pageglimpse.org

МЦКО

Стартовал заочный этап Ежегодного международного фестиваля русского языка, организатором которого выступает Московский центр качества образования. Заявки принимаются с 1 февраля по 1 мая 2018 года.

Ежегодный международный фестиваль русского языка – это образовательная и творческая площадка, на которой участники получают возможность совершенствовать знания русского языка в живом общении.

Цель фестиваля ­­ – способствовать развитию всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога.

В фестивале могут принять участие иностранные школьники, изучающие русский язык на территории России и в других странах мира.

Организатором мероприятия выступает Московский центр качества образования. Заявки на участие в конкурсе принимаются с 1 февраля по 1 мая 2018 года. Чтобы принять участие в фестивале необходимо пройти по ссылке на сайте https://mcko.ru/ в разделе «Педагогам» — «Ежегодный международный фестиваль русского языка» — «Регистрация» и заполнить форму заявки (на русском языке).

В рамках фестиваля пройдёт шесть конкурсов:

1-й конкурс – Знатоки русского языка, истории и культуры России (только индивидуальное участие).

2-й конкурс – Театральное творчество и художественное слово (индивидуальное или коллективное участие – не более 5-и человек).

3-й конкурс – Современное декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство (только индивидуальное участие).

4-й конкурс – Детское и юношеское кино и телевидение (индивидуальное или коллективное участие – не более 5-и человек).

5-й конкурс – Хореографическое творчество (индивидуальное или коллективное участие – не более 8-и человек).

6-й конкурс – Вокально-хоровое творчество (индивидуальное или коллективное участие – не более 5-и человек).

Результаты заочного тура по всем конкурсам будут оглашены 25 июня 2018 года. Финальный тур фестиваля для всех конкурсов и торжественная церемония награждения победителей состоится с 29 августа по 1 сентября 2018 года в городе Москве.

По итогам фестиваля все работы и материалы победителей будут размещены на сайте https://mcko.ru/ в разделе «Педагогам» — «Ежегодный международный фестиваль русского языка».

С более подробной информацией о фестивале можно ознакомиться в Положении о конкурсе на сайте Московского центра качества образования.

mcko.ru

МЦКО

1 декабря в Московском центре качества образования в рамках проекта «Субботы будущего» пройдет мероприятие, посвящённое надпрофессиональным навыкам и новым профессиям. В качестве спикера выступит заместитель руководителя проекта «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив Евгений Виноградов.

Мероприятие будет разделено на две части: тридцатиминутная лекция о профессиях будущего и игра живого действия на развитие и тренировку надпрофессиональных навыков («soft skills»), которая продлится полтора часа. В качестве участников приглашаются обучающиеся 8-10 классов столичных школ.

В ходе лекции участники узнают об «Атласе новых профессий», а также ознакомятся с надпрофессиональными навыками, которые будут необходимы любому специалисту в будущем. После лекции участники смогут применить навыки на практике в ходе живой игры.

Интерактивная игра пройдёт в формате работы тренировочной базы по подготовке специалистов для работы на Марсе. Школьникам предстоит выбрать один из 4 проектов из разных сфер деятельности (досугово-развлекательная, инфраструктурная, сфера терраформирования и т.п.), в котором они хотят участвовать при полёте на Марс. Участники, работая в группах, будут выполнять разнообразные задания и смогут прокачать свои надпрофессиональные навыки, которые включают в себя эмоциональный интеллект, работу в режиме неопределенности, системное и творческое мышление.

Программа мероприятия:

10:30 – 11:00. Сбор участников, распределение по командам.

11:00-11:30. Выступление о последних тенденциях в системе образования.

11:30 – 12:00. Лекция о надпрофессиональных навыках и новых профессиях.

12:00 – 13:30. Игра живого действия на развитие и тренировку надпрофессиональных навыков («soft skills»).

Дата: 1 декабря 2018 года

Время: 11:00 — 14:00

Место проведения: г. Москва, Семёновская пл., д. 4.

Для участия необходима предварительная регистрация, доступная по ссылке: http://future.educom.ru/event/2431

Важно: каждый участник должен быть зарегистрирован индивидуально.

mcko.ru

МЦКО

В конце августа – начале сентября в столице пройдет одно из самых значимых мероприятий для сферы образования – Московский международный форум «Город образования». Об изменениях в формате, интерактивных возможностях, новинках и перспективах развития форума журнал «Столица Москва» попросил рассказать директора Московского центра качества образования, программного директора форума «Город образования» Павла Владимировича Кузьмина.

Павел Владимирович, в этом году во второй раз будет проходить данный форум, он заявляет о себе как об основном событии в сфере образования Москвы. Как возникла идея форума? В чем его уникальность и значимость для Москвы?
— Надо понимать, что международных образовательных площадок в мире немало, но практически все они посвящены образованию внутри школы. Несмотря на то, что в центре всеобщего внимания находится ребенок и его интересы, акцент делается на внутришкольный образовательный процесс. Москва – мегаполис, с огромным количеством учреждений культуры, вузов, предприятий. Они все влияют на развитие школы. Школа выступает интегратором всех воздействий на ребенка. То есть школьник оказывается не только в центре учебного процесса в образовательной организации, но и в центре образовательных процессов, которые происходят в городе Москве.
Перед нами стояла задача в рамках форума показать все, что есть в столице как одном из центров мирового образования. Показать те возможности, которые открываются для московского школьника в урочной и во внеурочной деятельности, в дополнительном и профессиональном образовании.

А где пройдет форум в этом году?
— Форум так же, как и в прошлом году, пройдет в 75-м павильоне ВДНХ, но теперь масштабнее – он займет более 20 тысяч квадратных метров. А значит, мы сможем показать намного больше интересных проектов, механизмов, инструментов по повышению качества образования наших учащихся, выпускников, дошкольников. Весь 75-й павильон превратится в один большой класс. Можно будет опробовать в действии возможности московской электронной школы, изучить Курчатовский проект, почувствовать себя участником научно-академических, медицинских, инженерных и кадетских классов. Будет работать отдельная экспозиция, посвященная дополнительному профессиональному образованию для педагогов. Крупнейшие российские компании представят свои наработки в области образования, примут участие и наши городские партнеры – это представители крупнейших предприятий и московских вузов. Вузы презентуют свои проекты для школьников, например, «Университетские субботы».

Что будет отличительной чертой форума в этом году?
— Интересной особенностью будет то, что мы представим сразу несколько современных больших классов. Философия «Большого класса» мне очень близка, в том числе и как в прошлом учителю, с огромным интересом работавшему с большим количеством учащихся.
Мир большой, наше взаимодействие становится глобальным, поэтому я считаю, что ребенок должен уметь работать с разными социальными группами, с ребятами разных интересов, увлечений, темпераментов и вместе учиться находить информацию, общаться, выстраивать правильный диалог. Московская электронная школа объединяет разных ребят, разные классы вокруг общих тем, для них это дополнительная мотивация, происходит развитие навыков продуктивной коммуникации. Можно отметить это одной из важных особенностей форума в 2018 году.
Еще одна особенность – это количественное и качественное расширение числа участников. Мы думаем, что будущий форум поставит определенный рекорд. В этом году ожидаем более 100 тысяч посетителей, у нас выступят более 400 спикеров, пройдет 300 мероприятий деловой программы.
Программа для школьников будет включать в себя Олимпиаду мегаполисов, городской фестиваль хакатонов и квестов, флешмоб «Профессии будущего», а также благотворительный забег. Для самых маленьких посетителей мы приготовили 3D-мейкертоны и джуниор–хакатоны.

Будут ли принимать участие представители других стран?
— Да, конечно, мы ждем представителей 70 стран. Уже подтвердили участие специалисты из США, Канады, Дании, Финляндии, Сингапура и др. Тема интеграции школ и городских ресурсов, научного, бизнес-сообщества, предприятий и организаций интересна сейчас в крупных городах России и далеко за ее пределами. Она идет, движется, развивается. Все признают, что школа стала открытой.

Какие еще запланированы мероприятия?
— Будет серия международных круглых столов, где как раз будет обсуждаться грамотное использование ресурсов города в образовании. Не вместо школьного образовательного процесса, а вместе с ним.
Основными событиями деловой программы станут общегородской педагогический совет, съезд учителей, интерактивный педагогический марафон и международная конференция руководителей систем образования городов мира.
Важный акцент этого года – программа мероприятий рассчитана на самый широкий круг посетителей, а не только на профессионалов отрасли.
Будет много всего интересного для школьников. Можно будет создать масштабное полотно в стиле граффити; примерить на себя роль пилота, став участником соревнований «Гонки дронов»; собрать башню LEGO; познакомиться с новейшими образцами деловых и интерактивных игр; внести свой вклад в улучшение экологии; очутиться в пространстве дополненной и виртуальной реальности.

Аудитория форума большая. Это дети, педагоги, родители, представители предприятий и так далее. На ваш взгляд, какие актуальные вопросы волнуют эту аудиторию? На какие злободневные вопросы вы готовите ответы?
— У нас вся программа форума ориентирована на разные категории. Любая секция будет открыта, и по работе нашего родительского экспертно-консультационного совета мы понимаем, что родители сейчас практически во всех процессах принимают участие. Что особенно интересно? У нас будет сильный блок профориентации. Эта тема, которая волнует всех, потому что мы понимаем, что идет изменение списка наиболее востребованных профессий. Одни профессии будут исчезать, другие появляться или трансформироваться.
Будем много говорить о важных навыках для профессий будущего, об участии родителей в работе управляющих советов. Родители смогут увидеть презентацию московской электронной школы. И нам очень важно, чтобы они посмотрели, «своими руками пощупали», как ведется урок с использованием цифровых технологий.
Мы все учились иначе, у нас в памяти бумажный учебник, меловая доска. Многие родители беспокоятся, что цифровизация может привести к упрощению мира у ребенка, уходу от глубины знаний. Мы же хотим показать все возможности московской электронной школы, все плюсы, какие она дает, как она используется в учебном процессе. Четыре дня будут непрерывно идти мастер-классы ведущих учителей Москвы с использованием ресурсов московской электронной школы. Мы надеемся, что большое количество родителей примут участие не только как наблюдатели, но и как участники.

Что касается технологий предпрофессионального образования, могли бы коротко рассказать о них?
— В Москве активно развивается предпрофессиональное образование. В рамках форума «Город образования» представим инженерные, медицинские, научно-академические классы. Нам бы хотелось, чтобы родители пришли и увидели, какое в школе сейчас современное оборудование. В павильоне будут представлены реальные классы. Все можно будет опробовать в работе, провести эксперименты с помощью выставленного оборудования и планшетов, посмотреть на использование виртуальной и дополненной реальности. Это позволит чуть лучше понять современное техническое и медицинское образование.

Какие еще новинки будут в этом году на форуме?
— У нас будет зона «Мои достижения». В рамках московской электронной школы работает интересный сервис самооценки, самопроверки. На форуме мы представим все виды диагностики, которые есть, начиная от начальной школы и заканчивая 11 классами. Например, диагностика по астрономии в формате виртуальной реальности. Также стоит посмотреть экспозицию у издательства «Просвещение». Они, как всегда, готовят серию мастер-классов. Представят свои электронные учебники.

Одна из основных миссий форума – это продвижение московского опыта в регионах. Как это направление сейчас развивается?
— «Город образования» посетило в прошлый раз более 60 регионов. В Москву приезжают целыми делегациями, смотрят, изучают наш опыт работы. Есть большой проект «Школы России – партнеры Москвы», в рамках которого делегации московских школ посещают регионы, а из регионов коллеги приезжают в Москву. В день открытия форума мы организуем большую дискуссионную площадку, в том числе и с видео-конференц-связью, к которой будут подключены большинство российских регионов. Будет обсуждаться вопрос, какой московский опыт востребован регионами, чем они сами могут поделиться, с точки зрения основной идеи форума. Также «очно» мы ждем представителей практически всех российских регионов.

Какие ключевые темы на форуме будете поднимать?
— Основная тема – чему, где и как учиться в XXI веке, раскрытие талантов каждого ребенка. Это наша ключевая позиция – что каждый ребенок талантлив, и современная школа должна, во-первых, понять, в чем у него талант, а во-вторых, в нужном ему режиме, в нужном темпе развивать эти таланты. Московская электронная школа, кстати, позволяет делать уроки в нужном темпе для каждого ребенка. Такая же философия внедряется у нас в диагностические работы. Мы делаем это практически одними из первых в России. Диагностика нужна не для оценок, а чтобы увидеть дефициты у ребенка и помочь учителю, семье понять те проблемы, которые у него есть.
Одна из перспективных задач для нас – это создание цифрового портфолио, которое необходимо для ребенка в наступающем цифровом мире. Нас ожидает в ближайшие годы появление новых удобных сервисов, дальнейшее видоизменение взаимодействия учителей и учеников, появится много дополнительных возможностей, повышающих качество образования. Нам крайне важно, чтобы и учитель, и ребенок были грамотны в наступающей цифровой эпохе.

Вы в этом видите основной тренд развития качества образования?
— Да, этот тренд дает нам индивидуализацию образования, а значит, в перспективе более высокий образовательный результат. Все взаимосвязано. Будет меньше рутинной работы у учителя, например, по оцениванию детей. Не секрет, что учитель тратит на нее очень много времени. Грамотные цифровые ресурсы позволяют снять с него эту нагрузку. Он становится настоящим тренером, который работает с детьми для достижения определенного результата. Цифровые ресурсы эту рутинную работу берут на себя, готовят контрольные работы, проводят их, оценивают, дают понимание учителю про дефициты учеников, рекомендации, как с ними работать, адаптируют задания. Уход от рутины позволяет учителю стать творцом на уроке. Более креативно, более интересно открывать ребятам мир.

По каким основным критериям вы оцениваете уровень качества московского образования?
— Есть критерии общепризнанные. Это результаты независимых диагностик, результаты итоговой аттестации и так далее.
Качество столичного образования повышается с каждым годом. За последние пять лет в Москве в два раза улучшились все основные базовые показатели школьного образования: качество сдачи Единого государственного экзамена, количество московских учеников, которые являются победителями и призерами всероссийских олимпиад, а также число московских школ, которые применяют самые современные технологии и входят в топ-25 и в топ-500.
Позитивные изменения подтверждает и высокая динамика результатов Москвы в международных исследованиях PISA и PIRLS.
Московские четвероклассники заняли первое место в престижном международном исследовании читательской грамотности PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), которое проходило в 2016 году. В исследовании участвовали школьники из 50 стран.
Другие международные рейтинги также показывают, что Москва является одним из крупнейших мировых центров образования. По результатам PISA (The Programme for International Student Assessment) Москва заняла одну из ведущих позиций в мире по среднему уровню математической и читательской грамотности учеников. В соответствии с этим исследованием, качество читательской и математической грамотности в Москве находится на шестом месте в мире среди всех лучших образовательных систем мира.
Мы сейчас все больше и больше, благодаря новым цифровым технологиям, можем по учителю прогнозировать перспективы его работы. А значит, более серьезно подходить к защите прав школьников на качественное образование.

Если говорить о международном статусе форума, как развивается партнерство?
— Мы в этом году сделали очень интересную экспозицию на крупнейшей международной выставке образовательных технологий «Bett Show» в Лондоне. Популярная выставка, более 40 тысяч посетителей. Мы представляли московскую электронную школу, переведенную на иностранные языки, наши независимые диагностики и, конечно, «Город образования». К нашим экспозициям выстраивались очереди из иностранцев, которые хотели посмотреть. Для них в диковинку такая общегородская система, которая позволяет объединить электронный журнал, дневник, цифровые ресурсы для построения сценария урока в рамках целого мегаполиса. В мире много разных практик, но они разрозненные. Никто не ставит задачу единых ресурсов, удобных для всех. У нас была серия круглых столов внутри выставки, где мы рассказывали о московском опыте, говорили об удобстве того, когда у ребенка есть такое единое типовое решение, которое удобно для учителей, для родителей, для школы. Все данные о ребенке появляются в электронном портфолио, которое когда-нибудь в дальнейшем, мы надеемся, будет использоваться и при приеме в вузы. Мы в чем-то даже опережаем тренды, заявленные нашими партнерами в других странах. Сегодня у нас есть интерес сотрудничества с азиатскими, американскими площадками. Интерес обоюдный, поэтому будем двигаться в этих направлениях.

А что-то из мирового опыта берете для московского образования?
— Мне очень понравился ряд конструкторов для робототехники, который был предложен партнерами из Южной Кореи и Сингапура. Мы пригласили их на будущий форум, надеюсь, они будут успешно представлены у нас. Очень интересная была алгоритмика для дошкольников. Дети еще не умеют читать, но при помощи значков уже создают алгоритмы для движения робота по площадке. Мы ищем и российские компании, которые готовы такие инновационные продукты поставлять. Большой блок на форуме будет посвящен робототехнике, заработает аллея стартапов, представят образовательные проекты.

Как будет дальше развиваться форум «Город образования»?

— Тренд будет в интеграции различных электронных ресурсов, в интеграции возможностей в единую систему, которая объединит различные организации города Москвы, и дальнейшей цифровизации системы образования. Если мы хотим соответствовать идеологии развития города, мы понимаем, что Москва – это в чистом виде уже смарт сити, то и образовательный процесс тоже должен идти в этом же русле. Часто говорят, что цифровая школа – это школа без учителей. Я и мои коллеги не поддерживаем этот тезис. Никогда взаимодействие ребенка с роботом не будет таким же эффективным, как взаимодействие человека с человеком. Главенствующая роль учителя должна остаться. Цифровая школа – это школа, где грамотные учителя эффективно используют цифровые образовательные технологии. Профессия учителя не отмирает, а, наоборот, приобретает более высокий статус.

Какие наиболее важные компетенции сейчас вы бы выделили для учителя?
— Первая – это организация продуктивной групповой и самостоятельной работы, что очень важно. Второе – умение воспитать в ребенке грамотную оценку себя и окружающего мира.

Источник: http://moskva-capital.ru/news_list/synergy-global-…

mcko.ru

МЦКО

Глава Департамента образования Москвы рассказал о причинах качественного роста столичной системы образования.

В последние несколько лет система образования Москвы демонстрирует резкий рост качества – об этом свидетельствует рост результатов ЕГЭ, увеличение числа победителей и призеров финального этапа Всероссийской олимпиады школьников, победы на национальном чемпионате WorldSkills, высокие результаты в международном исследовании качества образования PISA и другие объективные показатели. О способах достижения результатов, о развитии разных уровней образования, о методах управления и миссии столичной школы рассказал Борису Старцеву глава столичного Департамента образования Москвы, министр правительства Москвы Исаак Калина .

О результатах и способах их достижения

Исаак Иосифович, начнем с анализа причин побед москвичей на Всероссийской олимпиаде школьников. Как удалось добиться кратного роста числа дипломов? Как в городе была организована работа с потенциальными победителями?

– На первый взгляд для достижения таких результатов можно было собрать потенциальных участников олимпиад в 10–15 школах и там с ними интенсивно заниматься. Но так вряд ли удалось бы кратно увеличить количество дипломов. Поэтому мы пошли по другому пути, развивая интерес к интеллектуальным состязаниям у всех московских детей.

До 2011 года во многих школах Москвы по многим предметам школьный этап олимпиады вообще не проводили. Мы собрали директоров и объяснили, что они обязаны проводить школьный уровень олимпиады по всем предметам. Если не получается сделать это в одиночку (например, не оказалось учителей, способных проверить работы), можно сотрудничать с соседними школами. И в 2011 году школьный этап Всероссийской олимпиады прошел по всей Москве.

А дальше дети и родители, учителя и директора почувствовали вкус победы. Как раз в это время начался процесс интеграции школ, и организовать школьный уровень стало легче. Заставлять детей участвовать в олимпиаде по всем предметам подряд не требовалось (наш рейтинг школ учитывает победу ребенка в олимпиаде не более чем по двум предметам), но возможность должна была быть у каждого.

И сегодня мы гордимся не только количеством москвичей – победителей и призеров Всероссийской олимпиады, а еще более тем, что их за три последних года подготовила 321 школа, то есть более половины школ города. И еще гордимся тем, что в столице практически нет ни одной школы, в которой хотя бы один ученик не стал победителем или призером городской олимпиады, то есть потенциальным членом сборной Москвы. Советский спортивный лозунг «Массовость – основа наших побед», как бы забыто он сегодня ни звучал, в полной мере отражает суть нашей работы.

При таком количестве потенциальных победителей и призеров мы вынуждены проводить для них сборы, отбирать лучших для участия в финале, где количество участников от региона ограничено. Два года назад мы усилили олимпиадное движение в Москве, предложив победителям Всероссийской олимпиады, ставшим студентами, работать со школьниками. Так появилась Ассоциация победителей олимпиад и проект «Кружки от чемпионов».

Именно благодаря Москве в стране появляется мода на олимпиады. Увидев результаты московских школьников, многие регионы стали большее внимание уделять олимпиадному движению.

В 2016 году Москва по математической и читательской грамотности вошла в число ведущих образовательных систем по результатам международного исследования качества образования PISA. Как была организована подготовка в этом случае и корректно ли сравнение столичного мегаполиса со странами?

– Если имеется в виду, что население города меньше, чем население той или иной страны, напомню, что Москва по этому показателю опережает многие страны, участвовавшие в PISA. Если же возникает вопрос о каком-то особом составе населения Москвы, то, уверяю вас, Москва настолько многообразна, что ее можно считать моделью населения России. Даже состав национальностей здесь примерно такой же, как в стране. Да и материальное, социальное положение граждан достаточно многообразное. А вот в Сингапуре, который был участником PISA, 60% населения – экспаты из всех стран мира с очень высоким уровнем и образования, и материального положения, поэтому вклад семей в результаты детей там максимален.

Во всех странах-участницах задания PISA выполняли дети из случайной выборки. А в Москве в тестировании участвовали все ученики 15-летнего возраста. У сплошной проверки результаты достовернее.

К данному тестированию мы детей никак не готовили – о том, что оно будет проведено, никто не знал. Все в городе думали, что это обычная диагностическая работа Московского центра качества образования, к которым за пять лет уже все привыкли. Разница была только в наличии международных наблюдателей, которые появились в последний момент. Честно скажу – мы ожидали неплохих результатов, но уверенности в таких высоких не было. Дело в том, что российская система образования, к сожалению, пока нацелена на передачу знаний и меньше на формирование умений, которые в первую очередь проверяет PISA. Но в городе сказалась такая причина успеха московских школьников, как соединение общего образования, ориентированного на знания, с дополнительным образованием, ориентированным на умения.

Сегодня у любой московской школы есть возможность дать ребятам дополнительное образование самого широкого спектра и высокого уровня. Ресурсы системы дополнительного образования тоже стали доступнее. Кому-то не нравилось, что часть Домов творчества интегрировали со школами, хотя это проблема лишь директоров, теряющих свои посты. Но мы объединяли не учреждения, а возможности. Объединение возможностей общего и дополнительного образования повлияло на достижения.

Есть ли в московской системе образования рост результатов, которые не являются учебными, но которые можно измерить?

– Образование – это воспитание и обучение. Результатами воспитания, изменениями в поведении сложнее управлять, чем результатами обучения, и мы не спешим предавать их огласке, хотя они есть. Это прежде всего сокращение количества ребят, совершающих правонарушения с 2010 по 2017 год. Понимаю, что в идеале оно должно быть равно нулю, но нас интересует и динамика, а она очевидна и очень значительна. Тем более что и здесь статистика внешняя и абсолютно независимая.

Чем объяснить такую динамику?

– Новые результаты – это всегда следствия новых решений. А самое заметное за это время новое решение – изменение модели финансирования школ.

Когда в 2011 году школы начали переходить на нормативно-подушевое финансирование, коллективам стало понятно, что каждый отторгнутый из школы ученик – это потеря денег. Фразу «каждый ученик нам дорог» легко было произносить как лозунг, но в то время она обрела и материальный смысл.

Первый показатель, который удалось снизить, – доля несовершеннолетних, нигде не работающих и не обучающихся, совершивших правонарушения. Вряд ли такие дети стали вести себя лучше, но их стало намного меньше, потому что школа перестала от них отказываться. Педагоги стали относиться к ребенку и как к основе материального благополучия школы, появилось уважительное к нему отношение, а в ответ – соответствующее поведение.

Показатель, связанный с правонарушениями, есть в нашем рейтинге. Мы не наказываем школы за правонарушения, но они получают баллы, если ребенок, оступившийся ранее и попавший на учет в органы внутренних дел, не совершает правонарушения повторно. Поэтому школа старается с ними работать. Более того: мы не критикуем директоров за постановку детей на школьный учет, и, если такие дети не совершают правонарушений, школа тоже получает за это бонусы.

Я убежден, что причина детских правонарушений – неуважительное отношение к ним взрослых и в школе, и в семье. А если к ребенку относятся с уважением, он не совершит ничего плохого и преодолеет любые жизненные трудности. В семье уважение к родному ребенку не зависит от денег, а в организации, обязанной финансово обеспечивать своих работников, правильная модель финансирования очень сильно помогает уважительному отношению к субъекту этого финансирования – ученику.

И конечно, детей нужно воспитывать, привлекать их внимание к истории, культуре. У нас есть серьезные просветительские программы, из них наиболее известна олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Число ее участников превышает сотню тысяч, и директора музеев удивляются, что к ним стало приходить слишком много детей.

Уже год вместе с традиционными конфессиями Москвы мы проводим еще одну олимпиаду – «История и культура храмов столицы». Она повышает интерес ребят к истории религии, религиозной культуре и выведет на новый уровень изучение курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

Одна из главных задач московского образования – консолидация московского сообщества, и такие олимпиады способствуют ее решению. Любой фанатизм – проявление невежества, а религиозный фанатизм – проявление невежества религиозного. Чем больше наши ребята будут знать об истории религии и о религиозной культуре, тем меньше будет межконфессиональных конфликтов. И результат опять же будет измеряться сокращением правонарушений, потому что многие конфликты рано или поздно приводят к правонарушениям.

Результаты образования во многом зависят от качества работы учителей, и вы не раз говорили, что директора школ благодаря росту зарплат получили возможность брать на работу лучших. Откуда берутся эти лучшие? Изменились ли механизмы обновления учительского корпуса в Москве?

– Дело не только в росте зарплаты. В типичной московской школе 2010 года, где было два восьмых, два девятых, один десятый и один одиннадцатый класс, у учителя, например, физики не было полной нагрузки. Теперь же, когда школа стала большой, солидной, нагрузки ему хватает, и физику там преподает не один человек, а два или три. У учеников, их родителей и у директора появилась возможность сравнения. А у учителей физики появилась возможность общения, взаимообогащения, а главное – взаимного сравнения, а это мощная мотивация для развития. Учитель, может быть, все тот же человек, но, по сути, он стал иным. Он теперь более ответственно относится к своей школе, не бежит на следующий день подрабатывать в другую.

И конечно, в систему образования пришли люди из университетов, научных институтов, с производства. Многие из них когда-то из школы ушли, потому что нагрузки не хватало и платили мало.

Надо отдать должное городу – в школах созданы современные условия учительского труда, появилось оборудование. В маленькие школы не было смысла поставлять оборудование для физических лабораторий: оно там использовалось 10 часов в неделю, это нерационально. А в больших школах оно используется весь день. Шансов, что в такой школе ученик, интересующийся физикой или химией, встретит учителя, способного удовлетворить этот интерес, гораздо больше.

Есть и другие последствия интеграции школ, в том числе пока не реализованные. В будущем они обязательно проявятся.

О детских садах, профессиональных колледжах и о мотивации педагогов

По образному выражению Ирины Абанкиной из ВШЭ, «в Москве не осталось ни одного детского сада». Что сейчас происходит с детскими садами, присоединенными к школам? Есть ли там рост результатов?

– За семь лет число детей в дошкольных группах Москвы выросло более чем в 1,5 раза, и массовый возраст их прихода – 2,8 года. Доступность обеспечена. Мы пытаемся найти показатели качества, которые невозможно сфальсифицировать. В детском саду в принципе недопустим ЕГЭ и любые его аналоги, поэтому был предложен другой критерий: какая доля родителей, водивших детей в дошкольные группы той или иной школы, отдает затем ребенка в эту школу?

Если дошкольное образование было хорошим, если его связь с начальной школой была налажена, то родитель скорее всего предпочтет ребенка в школе оставить. И процент таких детей ежегодно растет, сейчас этот показатель – почти 60%. Это не очень много – очевидно, играет роль временной фактор. В этом году в школы пошли дети, которых отдали в детские сады в 2012–2013 годах, а тогда выбора особого не было – отдавали в детский сад, куда удалось попасть, часто очень далеко от дома.

Директора школ вникают в ситуацию в своих детских садах?

– Конечно. Школы в рейтингах получают значимые баллы за развитие дошкольного образования. Жалоб на дошкольное образование – что воспитательница плохая, что с детьми плохо обращается – у нас стало кратно меньше. Правда, были жалобы от работников, которым новые правила не очень понравились. Конечно, раньше коллектив детского сада был «дружной семьей» во главе с заведующей. Там были «все свои» и многое друг другу прощалось. А теперь это работа в очень солидном коллективе с жесткими вертикально интегрированными взаимными требованиями: начальной школе важно, что происходит в детском саду.

Как в Москве развивается среднее профессиональное образование? Там ведь не проводилась структурная реформа, как в общем образовании.

– Эту реформу провела Любовь Петровна Кезина еще в 2006 году, и она стала образцом для реструктуризации школ. Более 360 ПТУ и техникумов Москвы превратились примерно в 100 больших, солидных профессиональных колледжей. Их обеспечили оборудованием, и московские колледжи к 2010 году были на очень хорошем уровне, мы стараемся его поддерживать. Новый мощный толчок их развитию дало движение WorldSkills. И конечно, в колледжах постепенно меняется структура специальностей с учетом изменений в экономике города.

У города есть свой университет – МГПУ. Что он делает такого, чего не могут сделать для Москвы федеральные вузы?

– В Московском городском педагогическом университете лучше, чем в других вузах, знают, видят, понимают и принимают вектор развития московской системы образования, в которую он интегрирован. Поэтому у него есть возможность готовить кадры на опережение.

В МГПУ раньше других поняли, что педагогика может быть не только в школе. Есть еще педагогика городского пространства, потому что детей воспитывает весь город. И если педагог, выпускник педвуза идет работать на ВДНХ, в Зарядье, в любой московский музей, это правильный педагог. Он не ушел из отрасли и работает по специальности. Все городское пространство педагогично, и МГПУ готовит для него кадры.

Наш педагогический университет раньше других вузов сделал ставку на магистерские программы – набор на них равен набору в бакалавриат и будет дальше расти. Огромное количество выпускников федеральных вузов готовы прийти со своими знаниями в школу, но при всем уважении к любым другим профессиям, педагог – это особая специальность, и ее нужно получить. Многим кажется, что если они когда-то учились в школе, то они и педагогом смогут быть, но это заблуждение. В педвузе изучают не только профильные предметы, но и ребенка, его психологию в разном возрасте, и это важный элемент профессии.

Город помогает педагогическому университету развиваться. Его ректор хорошо чувствует будущее специальности педагога, поэтому ему удалось без резких кадровых изменений настроить коллектив университета на работу с будущим.

Как и в других регионах, в Москве есть своя система повышения квалификации учителей. Что в ней изменилось? Как формируется мотивация учителей повышать свой профессиональный уровень?

– Программы повышения квалификации в Москве предлагает не только и не столько Московский институт открытого образования, сколько другие организации, включая федеральные вузы.

Деньги на повышение квалификации сосредоточены в руках школы. Ей невыгодно оплачивать курсы своему учителю, если они ему не нужны или если они плохие. Более того, если учителю на курсах не понравилось, он может написать заявление с просьбой его отчислить. И тогда организация, которая проводит курс, не получит деньги, а она их может получить только после того, как учитель его завершил. Такие заявления пишут редко, хотя мы это поощряем.

Конечно, меня заботит мотивация учителей, но уровень решений департамента – это мотивация школ и их директоров на высокие результаты. Она в городе сформирована. Есть рейтинг школ, есть публичная аттестация директоров на основе результатов, есть зарплата директоров, зависящая опять же от результатов его работы, от места школы в рейтинге. Ну а о мотивации каждого конкретного учителя может и должен заботиться, конечно же, директор.

Говоря о повышении квалификации, я не могу согласиться с распространенным мнением, что взрослых учить сложнее, чем детей. Сегодня знание разлито по миру, нужно только захотеть его взять, поэтому современная педагогика – это педагогика мотивации. Маленького ребенка мотивировать сложно, а взрослые люди приходят учиться с уже сформированной мотивацией. Все просто: будут учиться хорошо – смогут быть очень нужными школе, будут учиться плохо – школа потеряет к ним интерес. Это азбука управления.

Какую роль играет в Москве общественное управление в образовании? Не становится ли оно фиктивным, превращаясь в ширму для принятия решений?

– Мне больше нравится термин «профессионально-общественное управление». Общественник, не являющийся профессионалом в деле, в которое вмешивается, может принести больше вреда, нежели пользы.

В Городской экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования Москвы входят люди, являющиеся профессионалами в том или ином направлении деятельности. Поэтому мы их воспринимаем как экспертов и консультантов. Родители – это общность, из которой совет рекрутирует людей, а суть работы совета – в слове «экспертно-консультативный». В московском образовании есть и другие профессионально-общественные организации: межрайонные советы директоров, Молодежная ассоциация директоров школ Москвы, предметные ассоциации учителей-предметников.

А общественным ресурсом в управлении школами становятся управляющие советы школ. Их возглавляют авторитетные люди, умеющие эффективно решать сложные вопросы. Среди них: ректор РАНХиГС Владимир Мау, президент группы компаний «Просвещение» Владимир Узун, экс-руководитель администрации президента России Александр Волошин, президент Курчатовского института Михаил Ковальчук, другие известные фигуры.

Это не «свадебные генералы»?

– И еще и не «карманные ефрейторы». Увы, вначале бывали случаи, когда директор проводил на этот пост «своего» человека, соседа по лестничной площадке, который все делал только так, как ему укажут.

О стиле управления и об ответственности директоров

В Москве больше нет окружных управлений образования – директора напрямую подчиняются департаменту. В чем преимущества такой системы управления?

– В том, что теперь я ни на кого не могу свалить ошибки директоров. В 1989 году, когда я стал руководителем районного отдела образования, там был огромный аппарат и вдобавок методический центр. Поскольку я раньше работал в этом районе директором интерната, то знал объем пользы от этих структур. В первую неделю удалось сократить аппарат в четыре раза, создать мобильную методическую службу из лучших учителей района, а в самом методическом кабинете осталось два координатора этой службы. Кто-то из соседнего района меня раздраженно спросил, повысилось ли от этого качество управления. Я ответил, что недовольство школ чиновниками точно уменьшилось пропорционально проведенным сокращениям.

В Москве мы тоже кратно сократили чиновничий аппарат. В 2010 году доля административно-управленческого персонала в системе образования составляла 21%, сейчас – 3,4%. На почти 1,5 миллиона обучающихся в системе осталось около 100 госслужащих (то есть 1 специалист на 15 тысяч учеников). Специалисты говорят, что это «мировой рекорд».

Почему перемещение директоров между школами в Москве стало привычным явлением?

– Если человека назначают править чем-то, это навечно. А если его назначают реализовать проект по развитию учреждения, этот проект для него должен когда-то закончиться. Если проект реализован удачно, надо ему дать возможность реализовать новый, а если неудачно – пусть придет другой человек, а для прежнего найдется новая работа, необязательно первым лицом. Директор школы, как и руководитель департамента, – это всего лишь элемент системы.

О вашем жестком стиле управления в Москве ходят легенды – достаточно посмотреть видео, где вы распекаете подчиненных на селекторе. Лично мне некоторые директора школ признавались, что вас боятся. В столичном образовании нельзя иначе?

– В теории управления описано много разных стилей, но не помню, чтобы там упоминался стиль жесткий или мягкий. Все результаты системы образования достигаются коллективами, а все ошибки совершаются директорами. Даже самые высокие образовательные результаты не являются индульгенцией директору, если он совершает два вида ошибок: во-первых, не может обеспечить безопасность детей в школе и, во-вторых, наносит своей школе финансовый ущерб.

И если кандидат, претендующий на должность директора московской школы, не осознает уровень предстоящей высочайшей ответственности, то ему нужно искать другую работу.

В случае с безопасностью у директоров всегда будет соблазн скрыть факты, например, детского школьного травматизма, оказывая давление на детей и родителей.

– Это возможно в маленьких школах, которых в Москве не осталось. В больших школах, где люди ощущают себя на работе, а не в «маленькой дружеской компании», такие случаи невозможно скрыть: всегда найдется человек, который об этом доложит. Опасность маленьких коллективов в том, что они постепенно сливаются, по их мнению, в семью, а на деле – в группу, не буду уточнять, какую именно. Интересы их сообщества становятся для них важнее интересов ребенка, системы образования города.

Уже семь лет в городе на сайте департамента существует раздел «Обращения к руководителю». Обращения, в которых содержится информация об угрозе жизни и здоровью детей, даже анонимные, я всегда читаю в первую очередь.

Кроме того, мы систематически получаем от медиков справку обо всех обращениях детей с травмами. Родители обязательно сообщают медикам, где и при каких обстоятельствах травма получена.

Кстати, попытка скрыть травматизм, как правило, только усугубляет последствия для администрации школы, и в последнее время такие попытки стали крайне редкими.

В Москве в последние пять лет нет жалоб на поборы в школах, при этом развиваются платные образовательные услуги. Как отличить одно от другого? И почему тема недопустимости поборов иногда возникает в выступлениях московских директоров?

– Потому что в школах остаются люди, которые когда-то или были вынуждены собирать деньги с родителей, или хотели собирать. А это как огонь, ушедший под землю, – в любой момент может вспыхнуть пожар. Тем более что родителей, желающих организовать сбор денег неизвестно на что и тем самым обратить на себя внимание учителей или директора, достаточно. И я рад, что о недопустимости поборов директора предупреждают.

Поборы – это когда родительский комитет просит сдать деньги непонятно на что, непонятно кому и никакой квитанции не дает. А платная образовательная услуга конкретна – когда ребенок, например, учит испанский язык, которого нет в учебном плане, или занимается ушу, которого нет в программе уроков физкультуры. И деньги приходят на счет школы, а не в карманы.

Но ведь школа может побуждать родителей оплачивать дополнительные услуги, замещать ими занятия, финансируемые из бюджета.

– Когда мы видим в мониторинге, что у школы резко увеличивается объем внебюджетных средств, то сразу проверяем, сохранились ли там дополнительные бюджетные услуги на прежнем уровне. Если объем бюджетных услуг снизился, потому что их заместили платными, то нам удается поправить коллег, и все восстанавливается в прежнем объеме.

Уместно ли сравнение в едином рейтинге московских школ, работающих с разным контингентом детей? У школы в центре Москвы и на окраине, как правило, разные стартовые условия.

– Я счастливый педагог: мне довелось работать с очень разными детьми: дети-сироты в школе-интернате, учащиеся профтехучилища, ученики математического класса – и я не встречал среди этих детей бесталанных. У каждого обязательно был свой вид одаренности.

Тому, кто оправдывает низкие результаты качеством контингента, не нужно заниматься педагогикой. Бесталанных детей нет! Те педколлективы, которые хорошо работают, получают результаты. И есть немало примеров, когда школы и профессиональные колледжи с очень сложным контингентом занимали ведущие места в рейтингах. Вопрос о том, почему отсутствуют результаты, каждый коллектив должен обсуждать внутри себя и не пытаться выписывать себе индульгенций. Не надо уподобляться герою анекдота, объясняющему, почему его не взяли работать на радио.

Наш рейтинг показывает вклад школ Москвы в развитие города и в обеспечение консолидации городского сообщества. В нем учитывается все! И если ученики не побеждают на олимпиадах, они могут набирать больше баллов на ЕГЭ. Если в школе учатся инвалиды, они могут показать результаты в конкурсах для детей этой категории. Социально сложные дети обычно состоят на школьном учете, и школа может получать баллы за профилактику правонарушений. Можно развивать в школе спорт – спортивные достижения тоже учитываются.

Более того, сегодня трудно обвинить Москву в том, что она разбита на «парижские кварталы». Это уже не город контрастов – за прошедшие семь лет разницу между районами города удалось серьезно нивелировать. У нас, например, нет района, где бы не учились победители и призеры олимпиад.

Как помочь школам, отстающим в рейтинге?

– Самой действенной помощью чаще всего бывает замена директора.

Можно ли считать структурную реформу московского образования вашим авторским проектом?

– Тот, кто считает, что системой управляет человек, плохо понимает, что такое система. Системой управляет цель. А цели московской системы образования, поверьте, определяю не я. Их определяют время, эпоха, страна и город в лице горожан, мэра и правительства Москвы. Поэтому система образования Москвы будет и дальше развиваться, исходя из целей, которые перед ней поставлены и которые не зависят от того, кто руководит Департаментом образования.

Другой вопрос, что разработка механизмов достижения целей, поиск инструментов и решения задач, очевидно, не обходились без моего участия. Но я буду очень благодарен тому, кто сможет рассказать, с помощью каких других механизмов и инструментов можно было бы обеспечить за шесть лет такой же рост результатов. В Москве есть люди, эмоционально недовольные новой структурой системы, – в основном это те, кто оказался за ее пределами. Я понимаю их эмоции, но не пытаюсь им возражать. Ведь никто ни разу не предложил альтернативный набор рациональных инструментов. Все предложения напоминают слова песни из фильма «Не бойся, я с тобой!»: «Чтобы с этих пор по-новому оставалось все по-старому».

Пусть мой стиль управления называют жестким, но его нельзя назвать авторитарным. Такого количества обсуждений задач образования с профессионалами, примеров совместного поиска решений никогда не было ни в одной региональной системе. Наш сайт и наши селекторы открыты для всех. Мы абсолютно прозрачны и дистанцированы от субъективности решений. От департамента не зависит финансирование школ и оценка их работы. Если кто-то обижен лично на меня, то он обижен на объективность процессов, на время, страну, город. Хотя обижаться лучше всегда только на себя.

В чем же тогда состоит роль департамента в московской системе образования?

– Департамент играет роль будильника, камертона и навигатора. И если поначалу людей действительно приходилось будить, то со временем они привыкают просыпаться сами. Следовательно, остается задача настройки системы на цель.

О преимуществах столичных школьников и о миссии столичного образования

В Москве на образование расходуются большие средства. Не получают ли из-за этого московские школьники преимущество перед сверстниками из других регионов?

– По моим наблюдениям, годовой объем средств на одного ученика должен быть примерно равен двухмесячной средней зарплате педагогов. Этого достаточно для нормальной организации работы. Могу подтвердить арифметическими расчетами, но это вряд ли интересно. Годовой расход на одного ученика превышает двухмесячную среднюю зарплату педагога не только в Москве, но и во многих регионах, и там не должно быть проблемы нехватки средств. Если есть проблемы, значит, деньги направлены не по назначению.

У московских школьников есть другое преимущество – возможность пользоваться культурно-образовательными ресурсами столицы. Раньше оно было скорее потенциальным, а теперь реализовано в полной мере. Мы уговорили школы уйти на пятидневку и освободили московским детям субботы для таких проектов, как «Университетские субботы», «Профессиональная среда», «Субботы мужества» и многие другие. Запускаем проект «Учебный день московского школьника на ВДНХ», апробированный с кадетскими классами. Аналогичный проект планируется в парке «Зарядье». С 1 сентября 2017 года все московские музеи работают для школьников бесплатно, и это продолжение проекта «Урок в музее», олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы».

Раньше далеко не все школы водили детей в музеи, и дружба с ведущими вузами была привилегией нескольких десятков школ. Сегодня же совместные проекты доступны каждому ребенку и каждой школе. Мы стремимся к тому, чтобы каждая школа была точкой входа московского школьника в единую общегородскую систему образования с ее общегородскими проектами, общегородскими возможностями, общегородскими правилами и общегородскими результатами. Каждый ребенок, включенный в контингент школы с конкретным номером, фактически сегодня учится в школе с названием «Москва».

В СМИ и социальных сетях представители московского образования, прежде всего директора, нередко хвалятся – высокими зарплатами в системе, новым оборудованием, результатами учеников. Каково все это читать коллегам в других регионах?

– Люди радуются и хотят поделиться своей радостью – что же тут плохого? Когда я работал директором интерната для детей-сирот, у меня был воспитанник – накачанный, сильный парень. Утром, когда я приезжал на работу, мы с ним вместе отжимались во дворе на брусьях. Он единственный из общежития туда приходил упражняться до подъема. Однажды он обидел своего одноклассника, я его отругал, как обычно в таких случаях, упрекая в том, что он сильнее, и услышал в ответ: «А почему он такой? Пусть тренируется!» Потом они начали дружить, и мы уже втроем во дворе отжимались по утрам – тот накачался, а этот стал более толерантным.

Так и московские директора хотят, чтобы другие тоже начали «отжиматься». Но при этом уверен, что каждый из них много приобретает для себя и как личность, и как руководитель.

Они для этого ездят по регионам? В социальных сетях регулярно появляются отчеты о командировках в Махачкалу, Казань, Сочи, самые разные города.

– Ездят, потому что их приглашают. Горизонтальные связи в образовании были и раньше – будучи начальником областного управления, я куда только не ездил, и директора наши ездили. Это роскошь человеческого общения, не стоит ею пренебрегать. Любого человека развивает общение в разнородной среде.

Но московские директора ездят не только в города. Вместе с председателями межрайонных советов директоров мы инициировали проект «О сотрудничестве между образовательными организациями, подведомственными Департаменту образования города Москвы, и сельскими школами различных регионов Российской Федерации». У каждой московской школы появляется партнер – сельская школа, и это миссия столицы. Школы в лице учителей, учеников, директоров должны понимать, что жизнь в Москве накладывает определенные обязательства перед страной. Мы должны ценить, что живем в столице, и помогать развиваться остальным.

А чему Москва может поучиться у регионов?

– В первую очередь добрым межличностным отношениям. В мегаполисе межличностные отношения сложнее, чем в провинциальном городке, селе. Кроме того, наши директора начинают понимать, что, работая в совершенно разных условиях, люди могут находить эффективные решения и обеспечивать высокие результаты учеников. Наши директора изучают в регионах интересный опыт и потом его у себя учитывают.

Начались обмены визитами со школами других стран, и здесь есть интересная тенденция. Раньше, когда наши директора ездили за границу, они там рассказывали, как здесь все трудно, а вернувшись – как там все хорошо. Будучи заместителем федерального министра, я летал в командировку в Токио, и мне японцы рассказали, что недавно у них была делегация из 18 московских директоров, которые жаловались на жизнь. Сейчас такие ситуации в принципе невозможны.

Наши директора не только перенимают опыт зарубежных коллег, но и сами их могут многому научить. И нам очень важна оценка нашей работы коллегами из других регионов, других стран – для этого прежде всего в Москве мы провели первый международный форум «Город образования – 2017». Мы получили предложения по дальнейшему развитию столичной системы образования и, конечно, больше узнали об интересном опыте других.

Чего, на ваш взгляд, не хватает сегодня московской системе образования?

– Ей не хватает доверия общества, и это проблема не только Москвы, но и любой системы образования. Люди не готовы поверить в ее профессионализм, как верят в профессионализм, например, хирургов. Конечно, в любой системе есть плохо работающие элементы, но ни одна другая система не поступает с собой так, как унтер-офицерская вдова.

Это не только наша беда, но и наша вина. Представители системы образования слишком долго рассказывали не о ее результатах, а о своих проблемах. Те, кто слушал, не могли ничем помочь тем, кто рассказывал, но при этом они начинали воспринимать систему образования как беспомощную. И хотя система давно уже другая – сильная, мощная, – доверия ее профессионализму все равно не хватает. Люди все еще помнят школу слабой, беспомощной, жалующейся на свою жизнь и собирающей деньги на родительских собраниях.

И хотя город, школы сегодня делают все, чтобы люди забыли такую школу – память дает о себе знать. Да и чего греха таить, некоторым представителям школ очень хочется вернуться в то время. Многим сочувствие милее результата, ведь сочувствие дается даром, а результат надо заработать.

Чего ждать москвичам от системы образования в ближайшем будущем?

– Во-первых, город становится цифровым, и школа тоже становится цифровой. Поэтому будет развиваться «Московская электронная школа» (МЭШ) – цифровой помощник, инструмент в руках учителя. МЭШ не заменит учителя, но усилит всех учителей, все школы, а значит – улучшит результаты учеников.

Во-вторых, будет и дальше развиваться предпрофессиональное образование. Москва – самый высокотехнологичный город страны, поэтому мы открыли инженерные классы, в которых возможны специализации – IT, авиа, любые другие. Москва – центр российской медицины, поэтому мы открыли медицинские классы. Москва – центр безопасности и обороны страны, поэтому мы открыли кадетские классы. Москва – центр науки, поэтому совместно с ФАНО мы открыли академические классы.

Все это не наши кабинетные выдумки. Просто мы стараемся слышать город, прислушиваемся к мнению ведущих специалистов в своих отраслях. Недавно ректор Медицинского университета предложил открыть инженерно-медицинские классы. Ведь врачи должны понимать, что такое современные технологии в медицине, как работают сложнейшие медицинские приборы.

Уверен, что нам удастся реализовать в Москве проект с условным названием «Математическая вертикаль»: создать в школах вертикаль 7–9-х классов, где дают очень хорошую математическую базу, которая пригодится всем вне зависимости от выбранной специализации, будь то медицинский, кадетский или академический класс. И вот это, пожалуй, моя личная инициатива – мечта учителя математики.

Источник: Независимая газета

mcko.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *