Литература итоговое сочинение 11 класс примеры – Пример итогового сочинения по литературе в 11 классе: «Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?»[по направлению Отцы и дети]

Содержание

Пример итогового сочинения по литературе в 11 классе: «Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?»[по направлению Отцы и дети]


Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться. Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2: «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»

Наверное, нет ни одного человека, который бы не сталкивался с непониманием окружающих. Все мы отличаемся друг от друга характерами, темпераментами и, конечно же, точками зрения на разные явления жизни. Споры между людьми неизбежны, и часто они возникают между, казалось бы, самыми близкими – родителями и детьми. Интересно, почему «отцы» и «дети» не всегда могут найти общий язык?

Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»

Над этим вопросом задумывались многие писатели. Так, в пьесе А.Н.Островского «Гроза» изображён трагический конфликт поколений. Марфа Игнатьевна Кабанова, живущая в одном доме с дочерью Варварой, сыном Тихоном и его женой Катериной, держит в страхе свою семью. Купчиха искренне считает, что молодому поколению необходимо жить по старым нравственным законам. Она осуждает сына за то, что тот не приказывает жене кланяться в ноги. Невестку укоряет в том, что та не рыдает на крыльце, провожая супруга. Катерину Кабаниха постоянно подозревает во лжи. Уверенная в своей правоте, деспотичная Кабанова разрушает жизни своих детей: слабохарактерный Тихон не способен защитить жену от нападок своей матери, что приводит к страшному финалу драмы – самоубийству Катерины. Непонимание поколений связано с душевной слепотой Кабанихи, для которой сохранение домостроевских порядков оказалось важнее счастья её близких.

В повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина мы знакомимся с Самсоном Выриным и его дочерью Дуней. Смотритель души не чает в своей заботливой дочери, ведущей их нехитрое хозяйство на отдалённой станции, где служит отец. Красивая молодая девушка, с одной стороны, любит своего пожилого отца, но с другой, Дуня, очевидно, мечтает о любви и счастье, которые невозможны в этом печальном уголке в старом покосившемся отцовском доме.  Встретив гусара Минского, Дуня доверилась ему и уехала с ним в Петербург, оставив родителя, как оказалось, навсегда. Самсон не понимает, что дочь решилась на отчаянный и рискованный шаг в надежде на счастье. Он уверен, что Минский обманывает Дуню и пытается «спасти» дочь, отправившись в дом ротмистра. Оказалось, что Дуня счастлива в браке с Минским. Вырин так ослеплён своей уверенностью в правоте, что забывает о том, что у взрослой дочери своя судьба…

Да, родители обладают бо/льшим опытом, и могут поделиться знаниями, могут помочь своим детям в трудных жизненных ситуациях. Но не стоит забывать, что младшее поколение стремится жить самостоятельно, реализуя собственные цели, учась на своих ошибках. Возможно, тогда непонимания между отцами и детьми станет меньше.

 

[Направление «Отцы и дети»: пример итогового сочинения в 11 классе 2019]

Читайте другие примеры итогового сочинения по литературе в 11 классе здесь.

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».


Копирование материала допускается только при наличии активной ссылки на наш сайт.

 


Комментирование и размещение ссылок запрещено.

samarus-school.ru

Примеры итоговых сочинений по литературе 2016-17 учебный год

Сочинение на тему: Что может привести человека к бесчестному поступку Автор: «ЛвШ» Просмотров: 42123
Сочинение на тему: Все победы начинаются с победы над самим собой Автор: «ЛвШ» Просмотров: 36776
Сочинение на тему: Опыт учит только тех, кто на нём учится Автор: «ЛвШ»
Просмотров: 21511
Сочинение на тему: «И друзей, и недругов нужно судить равной мерой». Согласны ли вы? Автор: «ЛвШ» Просмотров: 14318
Итоговое сочинение по литературе блока тем «Честь и бесчестие» (вариант 3) Автор: «ЛвШ» Просмотров: 22149
Итоговое сочинение по литературе блока тем «Разум и чувство» (вариант 3) Автор: «ЛвШ» Просмотров: 33627
Итоговое сочинение по литературе блока тем «Победа и поражение» (вариант 2) Автор: «ЛвШ» Просмотров: 77151
Итоговое сочинение по литературе блока тем «Опыт и ошибки» (вариант 2)
Автор: «ЛвШ»
Просмотров: 72389
Итоговое сочинение по литературе на тему «Дружба и вражда» (вариант 2) Автор: «ЛвШ» Просмотров: 120379
Итоговое сочинение по литературе на тему «Честь и бесчестие» (вариант 2) Автор: «ЛвШ» Просмотров: 43900

litera.su

Пример итогового сочинения по литературе в 11 классе: «Почему между мечтой и реальностью пролегает пропасть?»[по направлению Мечты и реальность]

Интересно, существовал ли когда-нибудь человек, в воображении которого не было места мечте? Если да, то, вероятно, он лишился чего-то важного в жизни… Мечта похожа на влюблённость. Она может не сбыться, но подарит вдохновение и полёт души хотя бы на краткий миг. Тем не менее между мечтой и реальностью без сомнения пролегает пропасть. Осталось понять: почему?

Татьяна Ларина. Художник К.И.Рудаков

О мечтах и мечтателях создано немало произведений. Вспомним трагическую историю о молодом горце, сбежавшем из монастыря, чтобы увидеть мир и вернуться к себе домой на Кавказ. Мцыри из одноимённой поэмы М.Ю. Лермонтова – это герой, мечта которого столкнулась с реальностью. Молодой человек сбегает из монастырской крепости и три дня живёт на свободе, как того требует его сердце. Юноша побеждает свирепого и могучего противника – дикого барса, но не доходит до родных мест, сбиваясь с пути. Между мечтой Мцыри и реальностью пролегла пропасть, через которую целеустремлённый пленник хотел построить мост, но усталость и болезнь помешали ему. Человек не всегда может осуществить свою мечту в схватке с реальностью.

Мечтами о любви живёт пушкинская Татьяна Ларина из «Евгения Онегина». Девушка увлекалась чтением:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
и Ричардсона, и Руссо

Увлечение
сентиментальными романами предопределило романтический образ будущего возлюбленного.
Когда Ларина встречает Онегина, выделявшегося на фоне провинциальных соседей-помещиков,
она влюбляется. Воображение девушки «сгорая негой и тоской, алкало пищи роковой»,
поэтому Онегин казался ей мечтой, воплощённой в жизнь. Но Евгений, не искавший
семейного счастья, не отвечает девушке взаимностью. Мечта столкнулась с
реальностью, потому что образ, нарисованный воображением Татьяны, и настоящий Онегин
отличались друг от друга.

Да,
между мечтой и реальностью пролегает пропасть, потому что мечта существует в
воображении, а реальность существует по собственным законам, часто противоречащим
желаниям человека. Но разве люди перестанут из-за этого мечтать?


Комментирование и размещение ссылок запрещено.

samarus-school.ru

Пример итогового сочинения по литературе в 11 классе: «Что можно считать подлинным искусством?»[по направлению Искусство и ремесло]

Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться. Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»

Что такое искусство? Каждый человек имеет собственное представление о том, что это такое. Даже словарные определения искусства отличаются друг от друга, называя его то формой культуры, то творческой деятельностью человека, то образным осмыслением действительности. Ясно одно: искусство – это то, что поднимает нас над повседневностью; то, что отличает людей от животных. Но что можно считать подлинным искусством? 

Мне кажется, что ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Единственный способ определить «подлинность» искусства – это прислушаться к своему сердцу. Откликается ли душа на конкретное произведение? Какое послевкусие оно оставляет и какие чувства пробуждает?

Вспомним очерк Г. И. Успенского «Выпрямила». Рассказчик описывает, как он в угнетённом состоянии «без малейшей нравственной потребности» отправился в Лувр и, чувствуя только усталость, стал рассматривать античную скульптуру. И вдруг герой увидел прекрасную статую Венеру Милосскую, созерцание которой будто бы «выпрямило» его. До встречи с этим удивительным шедевром он чувствовал себя «кожаным комком», «скомканной в руке перчаткой». Ни одно произведение до этого не производило такого впечатления на рассказчика, зато теперь даже воспоминание о Венере Милосской возвращает человеку счастье. Произведение, которое может вернуть радость жизни, разве нельзя отнести к подлинному искусству?

В этом смысле подлинным искусством становится пение Наташи Ростовой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Николай, проигравший крупную сумму денег Долохову, вернулся в родительский дом в мрачном расположении духа. Он думает: «Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. Пулю в лоб — одно, что остается, а не петь». Но услышав голос сестры, Ростов вдруг почувствовал, что на самом деле счастлив, что все невзгоды: «и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор». Весь мир превратился для Николая в ожидание следующей ноты. Возможно, на молодого человека произвели впечатление искренность и доброта сестры, зазвучавшие в её прекрасном голосе.

Искусство – явление многогранное и неисчерпаемое. Среди множества форм, видов и жанров каждый отыщет то, что не оставит равнодушным и останется надолго в его душе. Именно это, на мой взгляд, и можно считать подлинным искусством.

[Направление «Доброта и жестокость»: пример итогового сочинения в 11 классе 2019]

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».

Копирование материала допускается только при наличии активной ссылки на наш сайт.


Комментирование и размещение ссылок запрещено.

samarus-school.ru

Пример итогового сочинения по литературе в 11 классе: «Почему месть разрушает душу?»[по направлению Месть и великодушие]

Желание отомстить обидчику знакомо многим, если не каждому человеку, столкнувшемуся с несправедливостью по отношению к себе или своим близким. И, на первый взгляд, в желании отплатить той же монетой нет ничего страшного. Действительно, почему зло должно быть безнаказанным? Может быть, месть обидчику необходима, и без неё невозможно обрести покой? Но почему же тогда существует мнение, что месть разрушает душу?

Выстрел А.С. Пушкин Иллюстрация художника Д.Шмаринова

Ещё в пятом веке до нашей эры китайский мыслитель Конфуций утверждал, что месть подобна обоюдоострому лезвию меча, которое, уничтожая врага, уничтожает душу того, кто мстит. Примеры того, как и почему месть разрушает душу, можно встретить в литературных произведениях. Вспомним повесть А.С. Пушкина «Выстрел», главный герой которой подчинил свою жизнь желанию отомстить. Сильвио, возненавидевший графа, искал с ним ссоры, и после сказанной «плоской грубости» между молодыми людьми состоялась дуэль. Граф под дулом пистолета равнодушно лакомился черешнями, что взбесило Сильвио. Сильвио решил дождаться подходящей минуты для мщения, чтобы убить легкомысленного графа в тот момент, когда жизнь тому будет действительно дорога. Главного героя разъедало желание отомстить настолько, что он каждый день думал о возмездии. Сильвио «ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке», жил в «бедной мазанке» и в ожидании часа икс постоянно тренировался в мастерстве стрельбы. Обидчик же, скорее всего, уже забывший о своей глупой выходке, радовался жизни и встретил свою возлюбленную. А его оппонент по сути умер при жизни, потому что отказался от полноты жизни в пользу навязчивой идеи отомстить. В конце концов, Сильвио достиг своей цели: он увидел ужас в глазах графа, его страх и смятение. Но принесло ли это главному герою счастье? Вероятно, нет. Недаром в конце повести мы узнаём, что Сильвио был убит в сражении на чужой стороне.

Месть разрушительна прежде всего для того, кто вынашивает
её планы в своей душе. Человек, который хочет во что бы то ни стало отомстить, искренне
надеется, что причинение вреда врагу принесёт долгожданное облегчение, но
зачастую этого не происходит.  Может
быть, иногда, чтобы вернуть душевное спокойствие, лучше простить и отказаться
от мести?

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».

Копирование материала допускается только при наличии активной ссылки на наш сайт.


Комментирование и размещение ссылок запрещено.

samarus-school.ru

Итоговое декабрьское сочинение 11 класс шпаргалки, темы, примеры, баллы, критерии, все для успешного написания

Для выпускников российских школ начинается один из самых важных периодов в учебном году. 5 декабря 2018 года им предстоит написать итоговое сочинение по русскому языку, которое является допуском к ЕГЭ.

С собой ученикам разрешается взять лишь письменные принадлежности. Результат данного экзамена учитывается по желанию абитуриента и вуза. Переписать итоговое сочинение можно будет 6 февраля и 8 мая 2019 года.

Смотрите разбор каждой темы итогового сочинения здесь

ДАТЫ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2018-2019 ГОДУ

В утвержденном регламенте указано: датой написания итогового сочинения в 2018 году выбрана первая среда декабря. Дополнительными датами выбраны первые среды февраля, мая 2019 года. Дополнительные даты — это сроки, когда сочинение могут написать школьники, по уважительной причине не участвовавшие в написании 5 декабря, получившие «незачет», нарушившие дисциплину, за что их удалили с испытания.

Так, датами написания сочинения в 2018-2019 году выбраны:

  • 5 декабря — заявку нужно было подать включительно до 21 апреля;
  • 6 февраля — заявку нужно подать включительно до 23 января;
  • 8 мая — заявку нужно подать включительно 24 апреля.

Сочинения пишут в школах, в которых учатся испытуемые. В классы их запускают в 09:00, и в 10:00 они приступают к написанию. За одной партой может сидеть только один ученик, и всех рассаживают в шахматном порядке. Участников ознакамливают с инструкцией. Итоговое сочинения нужно написать за 3 час. 55 мин.

СКОЛЬКО НУЖНО ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТОВ ПРИ НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?

По словам методистов ФИПИ, нужно привести минимум один аргумент из какого-либо литературного произведения. Желательно, чтобы аргументов все же было два. Если не будет аргумента из художественного источника, то выпускник получит «незачет».

Аргументы приводят из любого произведения, как отечественного, так и зарубежного автора: прозы, стихов, дневника, мемуаров, эпосов, былин и прочего. Исключение — пословицы и поговорки.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС  5 ДЕКАБРЯ 2019: НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Смотрите разбор каждой темы итогового сочинения здесь

1 сентября 2018 года стали известны направления тем итогового сочинения. Всего подготовлено пять направлений, как и в прошлом году. Конкретные темы будут опубликованы в день испытания, их вышлют во все образовательные учреждения, учителя должны будут распечатать их либо написать на доске.

На каждое из представленных направлений будет дана одна тема, то есть можно будет выбрать любую из пяти предложенных. В прошлом году темы различались по Федеральным округам, но были общие для регионов, скорее всего, в этом году будет аналогичный порядок.

ОТЦЫ И ДЕТИ

Представители ФИПИ комментируют, что эта тематика затрагивается во многих произведениях и раскрывается разным образом: в отношениях некоторых героев мы видим гармонию и преемственность, другие персонажи конфликтуют друг с другом.

Список литературы:

  • «Детство», «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» У. Шекспира.
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
  • «Географ глобус пропил» А. Иванова.
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
  • «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.
  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

Разработчики направления акцентируют внимание на том, что эти понятия вытекают одно из другого, но иногда противостоят друг другу, а также на том, что мечта может подменить реальность или жизнь может погубить мечту.

Хрестоматийные произведения по этой тематике:

  • «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
  • «Два капитана» В. Каверина.
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
  • «Дон Кихот» М. Сервантеса.
  • «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
  • «Американская трагедия», «Сестра Керри» Т. Драйзера.
  • «Обломов» И.А. Гончарова.
  • «Судьба человека» М.А. Шолохова.
  • «На дне» М. Горького.
  • «Алые паруса» А. Грина.
  • «Три сестры» А.П. Чехова.

МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ

Педагогами ФИПИ разъясняется, что ученики могут рассуждать на тему нравственного выбора и над тем, чем он обусловлен: личностные качества персонажей или свойства, навязанные средой (извне).

Литература:

  • «Дубровский», «Капитанская дочка» А.С, по информации на 14:48:24. Пушкина.
  • «Месть» А.П. Чехова.
  • «Судьба человека», «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Человек, который всегда смеется», «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.
  • «Сотников» В. Быкова.
  • «Василий Теркин» А.Т. Твардовского.
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Бесы», «Идиот» Ф.М. Достоевского.

ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО

Здесь можно как противопоставлять, так и связывать данные понятия, обращаясь к опыту литературных героев. Предлагается поразмышлять над природой таланта и важностью усердного обучения.

Литература:

  • «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
  • «Чайка», «Дом с мезонином» А.П. Чехова.
  • «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М.А. Булгакова.
  • «На дне» М. Горького.
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого.
  • «Победитель» А. Грина.
  • «Слепой музыкант» В. Короленко.
  • «Последний лист» О. Генри.
  • «Улыбка» Р. Брэдбери.
  • «Картина» Л. Гранина.

ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ

Еще одно направление, которое затрагивает вечные проблемы двух нравственных «полюсов» – добра и гуманности, с одной стороны, агрессии и разрушения с другой стороны.

Литература:

  • «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
  • «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский» А.С. Пушкина.
  • «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова.
  • «Гроза» Н.А. Островского.
  • «Отверженные» В. Гюго.
  • «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М. Достоевского.
  • «Война и мир», «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
  • «Олеся», «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
  • «Детство», «На дне» М. Горького.

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ТЕМЫ

Комментарии специалистов ФИПИ и опыт прошлых лет позволяют предположить примерные вариации тем. Большинство из них звучит как вопрос, некоторые – как тезисы или цитаты, другие основываются на противопоставлении понятий. Причем не обязательно соглашаться с предложенным тезисом – ученик может построить свою работу «от обратного», то есть доказывать противоположную точку зрения. В построении тем педагоги будут опираться на понятность и доступность тезиса для школьников.

Примерные темы итогового сочинения 2019:

  1. Почему возникает конфликт поколений?
  2. Могут ли дети учить родителей?
  3. «Человек без мечты, как птица без крыльев».
  4. Заветная мечта и жестокая реальность.
  5. Как вы понимаете цитату «сладчайшая месть – это прощение»?
  6. Месть – проявление силы или слабости?
  7. Что важнее – искусство или ремесло?
  8. Может ли творец быть ремесленником?
  9. Что дает людям искусство?
  10. Добрыми людьми рождаются или становятся?
  11. Бывает ли оправданная жестокость?
  12. Человек как воплощение доброты и жестокости.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС  5 ДЕКАБРЯ 2019:  КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

При анализе итогового сочинения по литературе 2019 года в первую очередь будут опираться на соответствие двум требованиям, без соблюдения которых работа не будет проверяться далее и получит «незачет»:

  • объем не менее 250 слов;
  • самостоятельно написанный текст (при подозрении на плагиат проверяющие имеют право обратиться к программам проверки уникальности).

Если сочинение соответствует этим требованиям, далее ее оценивают по 5 критериям. Обязательно получить «зачет» по первым двум, а также по одному из трех других. То есть, чтобы работа получила общий зачет, нужно набрать не менее трех «баллов»:

  • Соответствие теме – обязательно. Здесь нужно, чтобы работа строилась на раскрытии заданного тезиса, а не подменялась другим. Используйте формулировку темы во вступлении и в заключении.
  • Наличие аргументов – обязательно. Необходимо опираться на литературный материал – рассказывать о судьбе героев, цитировать авторов, можно дать отсылку к символике произведений (например, вспомнить горящее сердце Данко как символ любви к людям из «Старухи Изергиль» Горького). В работе должно быть не меньше одного аргумента.
  • Композиция и логика. Заявленный во вступлении тезис должен подтверждаться или опровергаться аргументами. Чтобы соблюсти композиционные требования, постарайтесь придерживаться плана.

  • Качество письменной речи. Здесь важно, чтобы предложения строились правильно, без речевых ошибок.
  • Грамотность. Здесь смотрят на объем текста и количество ошибок. Если на 100 слов приходится более пяти несоответствий правилам (грамматика и пунктуация) – выставляется «незачет». Лучше посмотреть затруднительные моменты орфографии в словаре, а сложные предложения упростить, если возникли сомнения.

КАК СЧИТАЮТСЯ БАЛЛЫ

Для поступающих на гуманитарные направления важно не только получить общий зачет, но и набрать наибольшее количество баллов. Рособрнадзор рекомендовал ВУЗам анализировать сочинения по таким требованиям:

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5
kjlhjk yyuityu adczxc zxc sadfasedf sdfgsdf
mn,bnm, gjhkghjk vzxcvxzc g xcvvcb g sdf fsg
gjhkjbnm, nmbnmg vaszdf asdf dsfg sdf xcv xcv g
,bnm,b hjkgyui zxc zsdxf sert wert sdfg sdfg

Практические советы

Представители ФИПИ утверждают, что некоторые абитуриенты используют выдуманные произведения. Прочитайте при подготовке по 1-2 книги к каждому направлению и опирайтесь на этот материал. Также не обязательно привлекать классику – можно обратиться к «Гарри Поттеру», «Властелину колец» и другим популярным произведениям – в них можно найти много аргументов на заданные вопросы.

При написании итогового сочинения в 2018-2019 году используйте такую методику:

  • Выберите из предложенных тем ту, к которой сможете подобрать аргументы из литературы.
  • Сформулируйте свой тезис или вопрос, на который будете отвечать. Например, тема «месть – проявление силы или слабости?». Здесь можно доказывать, что месть – удел слабых. (89.169.72.61). Скажите об этом во вступлении, а в основной части приводите доказательства из произведений.
  • Приведите один или два примера из литературы (например, поступок Пугачева в «Капитанской дочке», который великодушно пощадил главного героя).
  • Сформулируйте вывод, опираясь на приведенные аргументы.
  • Перечитайте написанное на черновике, перепроверьте все затруднительные моменты и перепишите на чистовик.

ШАБЛОН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

Вступление должно состоять из 60-70 слов, ключевые слова должны отвечать предложенной теме и отражать основную мысль в первой части. Необходимо наметить цель сочинения. Переход к следующей мысли должен быть плавным и логическим. Можно использовать 3 варианта для написания сочинения:

Как связаны между собой понятия «…» и «…»?
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Я считаю, что…
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Попытаюсь объяснить свою точку зрения.
На этот вопрос можно ответить по-разному, но я считаю, что…
Размышляя над поставленным вопросом нельзя дать точный ответ, … (аргументировать свою мысль).

  • тема-утверждение;

«…» — утверждает русская пословица. Нельзя не согласиться с данной мыслью. Ведь правда, …
«…» — утверждал (имя писателя). Это мысль, которая достойна внимания. Действительно, …
Русский писатель утверждал «…». Я считаю также, ведь…

  • тема-ключевые слова.

«…» и «…». Что значит…? А к чему может привести…?
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что значит быть … или …? Я считаю, что…
Наверное, практически перед каждым человек стоял выбор: быть … или …?

Основная часть состоит из 200-250 слов, в которой необходимо написать 1-2 аргумента. Нужно привести несколько примеров из литературных источников, которые описывают рассматриваемую проблему в сочинении (обязательно указать автора и название произведения). Аргументы можно подтвердить своими словами или жизненными примерами:

  • формулировка главной мысли;

Я считаю, что…
На мой взгляд, …

Многие авторы писали об этой теме. Так, в произведении…
К теме … обращались многие русские и зарубежные писатели. В романе…
Обратимся к произведению… (ФИО автора, название).
Тема… затрагивается в романе… (ФИО автора, название).
Проблема… волновала многих писателей. Особенно яро об этом писал… (ФИО автора) в произведении…
Вспомним героя романа… (ФИО автора, название).
Идея… описана в стихотворении… (ФИО автора, название).
Автор описывает…
Поэт размышляет о…
Писатель акцентирует внимание на…
Писатель наводит на мысль…

Заключение состоит из 60-70 слов, подвести итог размышлений по теме.

Подводя итоги, я хочу сказать…
В заключении можно сказать…
Подводя итоги написанному, хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…

rusregioninform.ru

Пример итогового сочинения по литературе в 11 классе: «Почему доброта и жестокость встречаются вместе?»[по направлению Доброта и жестокость]

Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться. Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»

Доброта и жестокость… На первый взгляд, кажется, что это слишком разные, даже противоположные явления. Но в жизни часто бывает, что несовместимые, на первый взгляд, понятия сосуществуют, и доброта и жестокость – не исключение. Почему они подчас встречаются вместе?

Родион Раскольников. Художник Д.Шмаринов

О доброте и жестокости написано большое количество литературных произведений, но мне бы хотелось обратиться к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В личности Родиона Раскольникова удивительным образом сочетаются «два противоположные характера». С одной стороны, перед нами жестокий убийца, лишивший жизни старуху-процентщицу и её сестру Лизавету. Главный герой совершает чудовищное преступление, чтобы проверить придуманную им теорию о двух типах людей. С другой стороны, Раскольников совершает добрые поступки. До преступления Родион помогал больному чахоткой товарищу, а после смерти друга ухаживал за его отцом. Раскольников спас двоих детей из загоревшейся квартиры, помог семье спившегося чиновника Мармеладова, защитил девушку от посягательств неизвестного мужчины.

Так почему же в Родионе сочетаются доброта и жестокость? Мне кажется, потому что молодой человек, способный любить и сострадать, не смог противостоять разлагающему влиянию среды. Раскольников, гордый и тщеславный, ежедневно сталкивается с несправедливостью мира. Он видит, что одни всё ниже опускаются на социальное дно (например, семья Мармеладовых). Другие, подобные старухе-процентщице и Свидригайлову, пользуются бесправием и нищетой для своей выгоды. Сам бывший студент и его семья находятся в бедственном положении: ему нечем платить за жильё, он «худо одет», сестра вынуждена работать в доме развратного Свидригайлова. Грязный и зловонный Петербург «с заражённым воздухом» будто бы душит главного героя…

Разумеется, сами по себе эти обстоятельства не оправдывают ужасное преступление, совершённое Раскольниковым. Воспалённый теорией ум самолюбивого героя не выдержал давления обстоятельств и произошло то, что произошло… Можно ли представить, что Родион пошёл бы на убийство, не окажись он в самом центре страшного петербургского мира? Возможно, в благополучной среде противоречивая натура Раскольникова проявила бы только лучшие свои качества. На мой взгляд, это косвенно доказывает тот факт, что в эпилоге романа душа главного героя под влиянием любви Сони пробуждается: скорее всего, он искренне раскаивается в убийстве.

Доброта и
жестокость зачастую сосуществуют в одном человеке. Не существует идеального
человека без единого пятнышка на душе. Единственное действенное оружие в борьбе
с чёрными пятнами своей души –  это активно
сопротивляться злу, оставаясь нравственным человеком в любой ситуации.

[Направление «Доброта и жестокость»: пример итогового сочинения в 11 классе 2019]

Читайте другие примеры итогового сочинения по литературе в 11 классе здесь.

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».

Копирование материала допускается только при наличии активной ссылки на наш сайт.


Комментирование и размещение ссылок запрещено.

samarus-school.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *