Кодификатор егэ по обществознанию 2018
Кодификатор ЕГЭ по обществознанию 2019 организует Вашу работу!
Как показывает опыт многолетней подготовки к ЕГЭ по обществознанию, одной из основных ошибок абитуриента является метание при подготовке из стороны в сторону: изучение тем из разных блоков кодификатора, чтение тем в беспорядочном порядке, решение всех тестов и вариантов подряд, какие удается добыть. А на самом деле все просто! Опирайтесь на два основных документа, разработанных ФИПИ для подготовки к экзамену: кодификатор и демоверсию.
Мой авторский видео-курс позволит Вам, затратив всего 1 час в день на разбор каждой темы кодификатора получить на ЕГЭ свыше 80 баллов! УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!
Почему необходимо следовать кодификатору ЕГЭ по обществознанию?
«В основе добрых дел лежит добрый порядок».
Э. Бьерк, британский политический деятель, родоначальник консерватизма.
Кодификатор – это Ваш порядок при подготовке доброго дела – успешной сдаче ЕГЭ 2019 по обществознанию. Кодификатор – это перечисление тех экзаменационных блоков и конкретных тем, которые Вам предстоит проработать. Также – это фиксация тех знаний и умений, которые проверяются на экзамене.
Вы выбираете пособие для подготовки? В приоритете то, которое предлагает разбор тем максимально близко к кодификатору!
Из чего состоит кодификатор ЕГЭ по обществознанию?
Кодификатор ЕГЭ, как и всегда, состоит из 5 больших разделов:
- «Человек и общество»
- «Экономика»
- «Социальные отношения»
- «Политика»
- «Право»
И изучать их нужно последовательно. Как, например, Вы сможете понять сложные темы кодификатора в блоке «Экономика» 2.2 «Факторы производства и факторные доходы», если Вы не усвоили системное строение общества и не проработали тему 1.9 «Основные институты общества»?
Скачайте в pdf файле.
Темы первого блока – ключевые, вводные, поэтому не зря, они начинают кодификатор ЕГЭ. Без их усвоения Вы не сможете успешно проработать остальной курс.
Используйте блоки кодификатора ЕГЭ для повторения материала.
Завершают блоки кодификатора большие темы «Политика» и «Право». Государство регулирует или прямо контролирует практически все виды социальных отношений (за исключением, пожалуй, духовных). Поэтому, эти темы самые сложные, носят обобщающий характер. Они содержат не только массу собственной специфической терминологии, но увязывают воедино целостность общества. Например, правовые нормы регулируют трудовые отношения. Поэтому тема 5.9 «Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора» связана с темой блока «Экономика» «Рынок труда. Безработица». Тема 3.14 «Семья и брак» не будет понята без темы 5.10 «Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака». Тема 2.6 «Финансовые институты. Банковская система» может быть дополнена темами «Субъекты гражданского права» и 5.7 «Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности». То есть, можно построить свою подготовку на последовательном изучении сквозных больших тем кодификатора.
Наш совет – блок «Право» изучается последним, используется для повторения пройденного материала, терминов.
Знать и понимать, что от Вас хотят увидеть в работе ЕГЭ!
Раздел 2. кодификатора ЕГЭ по обществознанию содержит перечисление тех знаний и умений, которые проверяются в формате ЕГЭ. И содержательный Раздел 1. и этот Раздел 2. не меняются, например, по сравнению с ЕГЭ 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, так как привязаны к содержанию Федерального компонента государственного стандарта по предмету 2004 года. Например, в Разделе 2. пункт Уметь 2.1: «Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы». Это требование напрямую применяется нами при подготовке развернутого плана в задании 28. Здесь мы именно системно определяем место института, отношения в социальной системе, выявляем его функции, анализируем связанные с ним социальные проблемы. Согласитесь, очень важно понимать, что от нас требуется в задании, и в этом кодификатор ЕГЭ по обществознанию 2018 нам очень поможет. Особенно при выборе стратегии работы с заданиями части 2.
Таким образом, можно сделать следующие выводы о работе с кодификатором ЕГЭ по обществознанию:
- Используйте кодификатор как план подготовки к ЕГЭ.
- Ориентируйтесь на формулировки кодификатора, они отражаются и в тестовых, и в творческих заданиях.
- Прорабатывайте одну тему кодификатора за другой.
- При необходимости объединяйте несколько тем кодификатора в блок, если темы взаимосвязаны.
- Важные темы «Политика» и, особенно, «Право», прорабатывайте в последнюю очередь.
- При необходимости возвращайтесь к плохо усвоенной теме кодификатора.

Кодификатор ваша скорая помощь при подготовке к государственным экзаменам
Мы готовы помочь Вам при проработке тем кодификатора 2016!
Отзыв пользователей нашего сайта
И подписчики нашего сайта успешно пользуются этим!
Нами разработан полный видео-курс с проработкой
Советы по работе с кодификатором и ответы на вопросы – в комментариях, а также в нашей группе
egewin.ru
Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2019
Обещанного три года ждут? Нет, это не про работу нашего любимого ФИПИ этим летом! Как и обещали, в середине августа в нашем распоряжении оказались основные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ 2019 года по обществознанию — демоверсия и кодификатор. Полюбопытствуем, что нового?
ЕГЭ по обществознанию стал сложнее!
Подробнее о ЕГЭ 2017 по обществознанию смотри здесь.
Итак, кодификатор, то есть перечень тем, которые проверяют на ЕГЭ и которые надо готовить к экзамену, совсем не изменился. Это связано с тем, что старшеклассники страны еще не перешли на так называемые «новые стандарты», и идут по старому Базисному учебному плану БУП-2004. То есть, содержание основного общего образования по обществознанию не изменилось. А вот задания…
С кодификатором ЕГЭ 2019 по обществознанию можно ознакомиться здесь.
Как и обещало высокое начальство министерства образования и науки РФ, в лице главы Ливанова, требованию к проверке знаний выпускников с 2017 года резко усложнились. Из ряда предметов, в том числе, и обществознания, уже в КИМах 2016 года была изъята тестовая часть (прежняя угадайка из четырех предложенных вариантов «часть А»). И в демоверсии, а точнее, пока ее проекте, предложенном нам ФИПИ, мы это уже видим. В части 1 (формально тестовой) остались лишь задания на множественный выбор из предложенных вариантов, при этом число возможных ответов не оговаривается! То есть, шансы написать верный ответ не как раньше минимум 25% к примерно половине заданий, а гораздо ниже.
А Вы знаете, что мой видеокурс позволяет проработать каждую тему кодификатора и сдать ЕГЭ по обществознанию от 80 баллов? УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!
Что касается нюансов, то уже в 2017 году из демоверсии исчезло

Задание 19 в ЕГЭ 2016
очень неоднозначное и субъективное по сути задание. Остальные задания части 1 остались прежними. Зато есть некоторые важные изменения в части 2.
А теперь давайте посмотрим на демоверсию ЕГЭ по обществознанию 2019!
Скачайте в pdf файле.
Обратим свое внимание для начала на тестовую часть. Еще раз отметим, что здесь НЕТ тестовых заданий на выбор ответа, только на множественный выбор! Точечно изменилось содержание (наполнение) лишь
Проработаем вопросы демоверсии части 1.
Вот в такой форме на ЕГЭ проверяют знание близких терминов, а также умение применять аналогии. Итак, перед нами институт духовной сферы жизни общества — религия и ее определение. Значит, пропущенный термин — тоже институт духовной культуры.

Основные социальные институты
Ключевые слова — ценности, нормы, гуманизм, добро, справедливость. Обратимся к нашему словарю терминов ЕГЭ!
Мораль – исторически сложившаяся система норм, обычаев, ценностей, регулирующих общественные отношения и закрепленная силой общественного мнения.
Вывод: термины могут быть сформулированы по разному, но, если Вы сами для себя их сформулировали и понимаете смысл, Вы найдете верный ответ! Ответ: МОРАЛЬ.
Задание 2 ЕГЭ 2019 по обществознанию
И снова обращаемся к словарю!
Прибыль – основной показатель эффективности экономической деятельности. Доход за вычетом всех затрат (издержек) производства.
Заработная плата – вознаграждение в денежной форме, получаемое трудящимся по найму(работником).
Процент (банковский) – вид факторного дохода на капитал, часть дохода банка, полученная от использования денежных средств вкладчика, поступающая в его распоряжение.
Рента – факторный доход владельца земли как фактора производства.
Как Вы видите, все перечисленные термины относятся к понятию ДОХОД (но только, факторный, следовало бы, конечно, уточнить составителям задания из ФИПИ, на мой взгляд).
Доход – совокупность средств (натуральных или денежных), полученных в результате ведения экономической деятельности.

Факторы производства и факторные доходы на них.
ОТВЕТ: ДОХОД (просят словом, заметьте!!!).
Кстати, сравните задание из демоверсии 2016 года!
Тоже проверялось понимание термина. Задание аналогично первому, по сути, но информация представлена в иной знаковой системе — не таблицей, а перечнем ключевых свойств. Итак, нужно выбрать наиболее общее (наименее частное) понятие.
Социальный контроль — особый механизм санкционирования необходимого для устойчивости системы обществу поведения индивида, выражающийся через разнообразные нормы, поощрения и наказания.
Можно дать и иное определение с помощью нашего словаря терминов:
Контроль социальный – механизм регуляции поведения индивидов и социальных групп в обществе с помощью норм, санкций, самоконтроля и совести.
Итак, позитивные и негативные санкции равны друг=другу здесь, а поощрение и есть санкция (неформальная позитивная) за выполнение нормы. Общим же понятием будет социальный контроль.
Ответ был: 3.
Также поменялось в 2018 году содержание задания 3. Принципиально не поменялось, «оболочка» осталась прежней, изменилась только «начинка».

Задание 3 ЕГЭ 2019 по обществознанию
Эта тема подробно разобрана нами на сайте в материале «Понятие власти. Государство и его функции».
- Суверенитет это базовый признак любого государства, его независимость!
- Тоже самое с территорией. Государства в воздухе люди создавать еще не научились.
- Приоритет прав и свобод человека это базовый признак демократических государств. О демократии подробнее в эссе здесь.
- Сбор налогов это монопольное право любого государства, иначе на какие средства оно будет содержать аппарат, армию?
- Публичность власти означает то, что все люди страны знают, кто ими управляет. Признак любого государства!
- Разделение властей — базовый признак республиканских государств, монархии, к примеру, это не присуще.
Тема «Типология политических режимов» о разных видах государств подробно разобрана нами, как и все другие темы кодификатора ЕГЭ 2019, в нашем расширенном видео-курсе.
ОТВЕТ: 36.
Возвращаемся далее к демоверсии ЕГЭ 2019 года!

Задание 4 ЕГЭ по обществознанию 2019
Отметим, что первые три задания, верный ответ на них, оценивается в первичный 1 балл.
Начинаются вопросы на множественный выбор ответа, их в части 1 демоверсии большинство. Стандартный вопрос на понимание разницы биологического и социального (общественного) в человеке (существе биосоциальном). Тема кодификатора «Природное и общественное в человеке. Мышление и деятельность» разобрана нами в бесплатном мини-курсе основных тем ЕГЭ.
Итак, первое суждение логично, человек стареет и это в его природе. Второе — верно излагает суть социализации личности. Третье не верно, нормы морали воспитываются. Вспомним:

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Четвертое не верно, генетика (природа человека) не может выражать социальное в человеке. А вот то, что природные способности помогают нам в деятельности, правильно. Пятое верно.
Ответ: 125.
Следующий вопрос на соотнесение признаков и описываемых явлений (процессов). Нужно вспомнить три типа общества в рамках цивилизационного подхода к изучению истории.
Цивилизация – исторический тип общества, отличающийся от других своеобразной системой духовных ценностей, господствующим типом мировоззрения, образом жизни, технологической культурой.
Эти вопросы нами подробно разобраны в теме «Общественный прогресс».
Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на натуральном производстве, монархической системе и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на рыночной экономике (капитализме), внедрении научных достижений в производстве, ликвидации монархической политической системы средневековья.
Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, средств массовой информации. Результат НТР XX века.
Теперь соотносим, задание не представляется сложным. «Высокие» технологии это компьютерные; механизация это фабрики, заводы, появляющиеся в индустриальном обществе; развитая сфера услуг — постиндустриальное общество; натуральная экономика, община и коллективизм — признаки аграрного общества.
Ответ: 32311.
Посмотрим, как ФИПИ рекомендует требует записывать в бланке ответов 1 ответы и заодно проверим себя:
Требования к оформлению ответов на задания части 1.
Прежде всего — БЕЗ ПРОБЕЛОВ И ЗАПЯТЫХ! Следуем по демоверсии далее!
Проверяется понимание современных тенденций образования, а именно его гуманизации:
Гуманизм – от лат. Homo (человек), философская концепция человечного отношения к человеку, заключающегося в максимальном учете и развитии его личностных качеств и способностей.
Здесь подходят варианты 3, 4, 5 (нравственность в принципе равна гуманизму, тоже моральная категория). Вариант 1- об экстенсивном пути развития образования, 2 — о гуманитаризации (не путайте с гуманизацией, имеется ввиду особенное внимание к изучению гуманитарных наук), 6 о компьютеризации. Ответ: 345.
Далее идут традиционно вопросы по блоку тем «Экономика». Еще один стандартный вопрос — на понимание отличительных качеств рынка. Отбрасываем черту централизованной (командной экономики) — вариант 1 не подходит.
Ищем сущностные черты рынка — законы спроса и предложения (вариант 2), конкуренция (вариант 4), свобода предпринимательства (вариант 5). И вспомним, что во всех экономических системах субъекты экономики решают ее основные проблемы — безграничность потребностей при ограниченности ресурсов (вариант 3 не подходит). Подробнее смотрите тему «Экономические системы и экономика». Наш ответ: 245.

Задание 8 ЕГЭ 2019 по обществознанию
Вспомним для начала разницу между постоянными и переменными затратами (издержками). Здесь главное, меняется ли их объем от изменения объемов производства (фирмы, предприятия).
Постоянные издержки – затраты, не изменяющиеся при изменении объема производства. Например, это выплата коммунальных платежей, выплата кредитов.
Переменные издержки – затраты, изменяющиеся при изменении объема производства. Например, это оплата электроэнергии, транспортные услуги, амортизационные отчисления.
Часто здесь нужно просто запомнить теорию и классические примеры, приведенные, например, в это задании. Запомним! Постоянные: оклады администрации, аренда помещения, проценты по кредитам. Переменные: сдельная заработная плата, приобретение сырья. Таким образом, ответ: 12121.
Проверяется, как явствует из вопроса, тема кодификатора «Источники финансирования бизнеса». Просто думаем, какие из приведенных способов пополнят бюджет предприятия денежными средствами, а какие, наоборот, заставят их тратить. Итак, в плюс фирме пойдут привлечение кредитов (хотя, их придется потом отдать с процентами), прибыль естественно, выпуск акций, торговля ими на фондовой бирже (размещение). Налоги придется заплатить государству, отдав часть дохода, вариант 2 не верен. А вот повышение производительности труда (больше выработка продукции), совершенствование технологий не являются в микроэкономике источниками финансирования (средства не приходят извне). Варианты 3 и 5 тоже не верны.
Ответ 146.
Вопросы с 4 по 9 оцениваются в 2 балла при полном совпадении с верным ответом, при одной неверной, нехватке или лишней цифре в 1 балл.

Задание 10 ЕГЭ 2019 по обществознанию
Вот это задание по сравнению с ЕГЭ 2015 года и прошлых лет, очень усложнено. Не оговаривается количество верных ответов (раньше это был просто 1 на выбор из 4-х), а оценивается верный ответ только в 1 балл, хотя выбор тоже множественный. Итак, цена (Р) не изменилась, а количество товара на рынке (Q) увеличилось. Почему? Думаем и подставляем предложенные варианты:
- чем больше производителей, тем больше количество товара, правильно? Да!
- больше людей могут управлять автомобилем, больше покупок, предложение растет?
Да! Казалось бы, но, на самом деле, здесь заложена функция спроса (больше возможных покупателей, больше спрос). А нам, все же, нужно искать предложение.Нет! - цены на комплектующие уменьшились, издержки уменьшились, выгоднее больше производить? Да!
- больше приходится тратить на оплату электричества, выгодно производить больше? Нет!
- банки стали брать больше процент по кредиту на покупку авто, больше людей купят его? Нет!
Ответ: 13.
Вопросы на экономику пока заканчиваются, переходим к социальной сфере, проверяется понимание понятия стратификация:
Стратификация – иерархическое выделение групп по социально важному признаку и степени обладания общественным благом. Выделяют четыре типа стратификации: рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый.
Подробнее об этом понятии в разборе темы «Социальная стратификация». Самое главное понять, что стратификация общества в социологии касается только его важных признаков, например, по доходу.
Итак, не любые изменения (1 не верно); 2 верно (оно просто логично, например, учителя и врачи попадут в одну группу так и те, и другие получают зарплату от государства); 3 точно верно, власть точно социально важный признак; личные качества здесь ни при чем (хорошие люди бывают и богатыми и бедными), 4 не верно; в 5 варианте просто дается определение социального престижа, верно.
Ответ: 235.

Задание 12 ЕГЭ 2019 по обществознанию
Это задание на трактовку графика о результатах социального вопроса не сложно, просто внимательно методом подбора. Считается заданием базового уровня сложности, оценивается в 1 балл.
1. Да, 50% это половина. 2. Да, доли равны. 3. Да, среди девушек так думаю больше респондентов. 4. Даже не логично, обычно к этому больше склонны мужчины, для них карьера больше приоритетна как социальный лифт, да и так не верно. 5. И юноши и девушки одинаково здесь ответили. Нет.
Ответ: 123.
Содержание следующего задания по сравнению с ЕГЭ 2017 изменилось. Достаточно спорный был вопрос в 2017 году, кстати, а, особенно 1 верный (по ответам ФИПИ!!!) вариант.

Задание 13 ЕГЭ 2017 по обществознанию
В 2018 году задание было прописано следующим и сохранилось в ЕГЭ 2019.

Задание 13 демоверсии 2019 года по обществознанию
Снова политическая сфера. Проверятся понимание понятия «политическое лидерство» и его видов. Обратимся к нашему словарю терминов ЕГЭ.
Лидерство (политическое) – политическая деятельность, оказывающая постоянное направленное влияние на общество и его группы, опирающееся на авторитет.
Здесь главное помнить, кроме самого понятия, три основных типа легитимности (по Максу Веберу):
Легально-правовая легитимность – тип легитимности по М. Веберу,заключающийся в подчинении населения демократически избранному руководителю государства.
Традиционная легитимность – тип легитимности по М. Веберу, заключающийся в подчинении населения власти передающего по наследству руководителя государства(монарху).
Харизма – совокупность личностных качеств политика (ораторский, полководческий таланты,способность к политической интриге), которыми наделяет его население и которые позволяют ему прийти к власти и удерживать ее. В теории легитимности М. Вебера один из ее типов.
Поэтому, 1 верно, 2 нет (это о демократическом лидере), 3 да (чистая теория), 4 да (корректное логичное определение), и 5, естественно нет. А вдруг партий в стране нет вообще? Такие исключающие формулировки (обязательно, всегда, никогда, никакой, никак, только) обычно не верны, будьте внимательнее!
Ответ: 134.
Что теперь?
Классика жанра. Вопрос на знание Конституции Российской Федерации и компетенций органов государственной власти. Здесь Вам помогут только твердые знания. Итак, запоминаем, что
Ответ: 24341.
Кстати, согласно анализу ФИПИ, именно это задание стало просто тупиковым для подавляющего большинства выпускников 2018 года.

Задание 15 ЕГЭ 2019 по обществознанию
Вопрос на понимание понятия федерация.
Федерация – форма государственного устройства, характеризующаяся ограниченным суверенитетом субъектов федерации и трехуровневой системой законодательства и налогообложения.

Пример выполнения задания части 1 на ЕГЭ по обществознанию
Или если точнее, то основ конституционного строя РФ, ведь согласно статье 1 нашей Конституции:
- Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Выбираем — 1 признак демократии; 2- федерации, ключевое представительство регионов; 3 — федерация, «нескольких государственных образований», права субъектов; 4 — федерация, некоторые субъекты обладают конституциями (как в РФ республики), но они подчиняются Закону высшей юридической силы. 5 и 6 тоже признаки демократии, не федерации. Ответ: 234.
И здесь нужно знать содержание главы 2 нашей Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Также часто проверяют понимание разницы между правами и обязанностями. Вариант 1 это не право и не обязанность. 2 обязанность! 3 право. 4 обязанность! 5 право.
Ответ: 24.
Задание 17.

Задание 17 ЕГЭ 2019 по обществознанию
- Материальное право – группа отраслей права, регулирующая разные виды общественных отношений (в том числе, материальные). Процессуальное право – особый вид правовых норм, регламентирующих правоприменительную практику в процессе правовых отношений. То есть есть, например УК РФ, перечисляющий перечень преступлений и наказаний за их совершение, а есть УПК РФ, в нем регламентируется процедура задержания, ареста, содержания под стражей. НЕТ.
- ДА. Именно это функция уголовного права.
- НЕТ. Это функция гражданского права, а не административного!
- ДА. Частное право – совокупность отраслей права, защищающих личные интересы отдельногогражданина и его семьи (например, семейное, гражданское, трудовое).

Система права РФ
Подробнее о системе права в Российской Федерации в разборе темы «Система российского права. Законотворческий процесс» (Доступно в бесплатном МИНИ Курсе).
5. ДА. Сверимся с нашим словарем обществоведческих терминов:
Институт права – небольшая группа норм внутри отрасли, регулирующий один видобщественных отношений.
Ответ: 245.
В 2016 году задание выглядело так:
Снова вспомним термины.
Административное право – отрасль публичного права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления и связанные с поддержанием правопорядка и безопасности.
Гражданское право – отрасль частного права, регулирующая имущественные и личные неимущественные правоотношения.
Не забываем, что один из обязательных участников административных правоотношений это государство! Административные правоотношения — варианты Б, Г, Д. Гражданские — А, В (имущественные вопросы). Ответ: 21211.

Задание 18 ЕГЭ 2019 по обществознанию
Вспомним, что есть с точки зрения ПРАВА права и обязанности, применим к ситуации выплаты налогов:
Права – установленная законом и гарантированная государством возможность человека(гражданина) пользоваться свободами.
Обязанность – необходимость человека (гражданина) исполнять установленные законаминормы.
Итак, права — то, что мы можем делать, обязанности — должны!

Задание 18 ЕГЭ 2017 по обществознанию ответ
ОТВЕТ: 11221
Задание 19 ЕГЭ 2019 по обществознанию
Для приема на работу, согласно статье 65 ТК РФ Роману еще понадобится: 2) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; 3) паспорт гражданина РФ; 5) диплом о профильном образовании.
Ответ: 235.

Задание 20 ЕГЭ 2019 по обществознанию
В этом сложном задании проверяется понимание соотношения деятельности и потребностей. Здесь нужно логически думать и вписывать слова, исключая лишние три. Применяем падежи, чутье русского языка. Вот образец выполнения.

Задание 20. Пример решения.
На этом мы закончим разбор части 1 демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2019 года.
В нашей группе мы также провели занятие по разбору демоверсии. Ищите нас по хэштегам #ЕГЭвин #egewin #егевинзанятие
Готовьтесь к обществознанию ЕГЭ 2019 онлайн с нами!
egewin.ru
Таблица сравнения кодификаторов ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию
Максимова М.В. УТСОШ. Для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию-2018 .
Таблица сравнения кодификаторов ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию
Кодификатор ОГЭ 2018
Кодификатор ЕГЭ 2018
1.Человек и общество
1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей
1.2 Взаимодействие общества и природы
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
1.4 Биологическое и социальное в человеке
1.5 Личность. Особенности подросткового возраста
1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек
как результат биологической и социокультурной эволюции)
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
1.3 Виды знаний
1.4 Понятие истины, её критерии
1.5 Мышление и деятельность
1.6 Потребности и интересы
1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
1.8 Системное строение общества: элементы и подСистемы
1.9 Основные институты общества
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.12 Образование, его значение для личности и общества
1.13 Религия
1.14 Искусство
1.15 Мораль
1.16 Понятие общественного прогресса
1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
2.Сфера духовной культуры
2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности
2.2 Наука в жизни современного общества
2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
3. Экономика
3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
3.3 Экономические системы и собственность
3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация
3.5 Обмен, торговля
3.6 Рынок и рыночный механизм
3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и
фермерское хозяйство
3.8 Деньги
3.9 Заработная плата и стимулирование труда
3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки
3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами
3.12 Экономические цели и функции государства
2.Экономика
2.1 Экономика и экономическая наука
2.2 Факторы производства и факторные доходы
2.3 Экономические системы
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
2.5 Постоянные и переменные затраты
2.6 Финансовые институты. Банковская система
2.7 Основные источники финансирования бизнеса
2.8 Ценные бумаги
2.9 Рынок труда. Безработица
2.10 Виды, причины и последствия инфляции
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
2.12 Роль государства в экономике
2.13 Налоги
2.14 Государственный бюджет
2.15 Мировая экономика
2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
4.Социальная сфера
4.1 Социальная структура общества
4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями
4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
4.4 Социальные ценности и нормы
4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
4.6 Социальный конфликт и пути его решения
4.7 Межнациональные отношения
3. Социальные отношения
3.1 Социальная стратификация и мобильность
3.2 Социальные группы
3.3 Молодёжь как социальная группа
3.4 Этнические общности
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты, пути их разрешения
3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации
3.7 Социальный конфликт
3.8 Виды социальных норм
3.9 Социальный контроль
3.10 Семья и брак
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
3.12 Социальная роль
3.13 Социализация индивида
5.Сфера политики и социального
управления
5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
5.2 Понятие и признаки государства
5.3 Разделение властей
5.4 Формы государства
5.5 Политический режим. Демократия
5.6 Местное самоуправление
5.7 Участие граждан в политической жизни
5.8 Выборы, референдум
5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни
5.10 Гражданское общество и правовое государство
4. Политика
4.1 Понятие власти
4.2 Государство, его функции
4.3 Политическая система
4.4 Типология политических режимов
4.5 Демократия, её основные ценности и признаки
4.6 Гражданское общество и государство
4.7 Политическая элита
4.8 Политические партии и движения
4.9 Средства массовой информации в политической системе
4.10 Избирательная кампания в Российской Федерции
4.11 Политический процесс
4.12 Политическое участие
4.13 Политическое лидерство
414 Органы государственной власти Российской Федерации
4.15 Федеративное устройство Российской Федерации
6. Право
6.1 Право, его роль в жизни общества и государства
6.2 Норма права. Нормативный правовой акт
6.3 Понятие правоотношений
6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности
6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного
строя Российской Федерации
6.6 Федеративное устройство Российской Федерации
6.7 Органы государственной власти Российской Федерации
6.8 Правоохранительные органы. Судебная система.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан
6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека
и гражданина в Российской Федерации, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина
6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних
6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных
конфликтов
6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей
6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей
6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних
6.16 Административные правоотношения, правонарушения и
наказания
6 .17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная
5. Право
5.1 Право в системе социальных норм
5.2 Система российского права. Законотворческий процесс
5.3 Понятие и виды юридической ответственности
5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах
5.6 Субъекты гражданского права.
5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
5.8 Имущественные и неимущественные права
5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения
и расторжения трудового договора
5.10 Правовое регулирование отношений супругов.
Порядок и условия заключения и расторжения брака
5.11 Особенности административной юрисдикции
5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
5.14 Споры, порядок их рассмотрения
5.15 Основные правила и принципы гражданского
процесса
5.16 Особенности уголовного процесса
5.17 Гражданство Российской Федерации
5.18 Воинская обязанность, альтернативная граждан-
ская служба
5.19 Права и обязанности налогоплательщика
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система
infourok.ru