Как прошла неделя у школьника – Как прошла первая неделя в школе

Содержание

Как прошла первая неделя в школе

Марина Довбыш

Для всех нас, родителей, это была нелегкая неделя! Перестройка на новый ритм, новые знакомства и задания.

Начало осени еще больше почувствовалось с резкой сменой погоды — мы потянулись за куртками и зонтами. Сегодня, в пятницу, мы можем проанализировать первые итоги рабочей недели и сделать выводы.

Устройтесь поудобнее, закажите пиццу или приготовьте вкусный ужин, и в ненавязчивой обстановке узнайте у ребенка, как он чувствует себя в классе.

  • Спросите про то, с кем он общался.
  • Какие предметы ему понравились, а какие не очень.
  • Возможно, у него были новые учителя — какие они?
  • Что бы он хотел изменить, если бы была такая возможность?
  • Кого бы из одноклассников он хотел увидеть на выходные?
  • Было ли ему вкусно в школьной столовой? Что он кушал и не был ли голодный?
  • Было ли ему удобно в школьной обуви, одежде?
  • Нравится ли ему его канцелярия? Может быть, он страдает, потому что у соседа по парте что-то очень крутое?
  • Попробуйте понять общее настроение вашего ребенка, ведь дети часто не спешат делиться своими чувствами, а некоторые не умеют правильно их выразить или не считают важным.

Если вы чувствуете какие-то проблемы, подумайте вместе, как вы можете исправить ситуацию. Пригласить одноклассников домой, продумать школьный обед, поговорить с учительницей.

Неплохо будет выделить какой-то день или определенное время (например, когда едете в машине со школы домой или вечером перед сном) и обсуждать насущные проблемы. Ведь выстраивая доверительные отношения с ребенком, вы сможете избежать очень многих проблем в будущем.

фото:shutterstock

Читайте также

4mama.ua

Как правильно организовать рабочий день школьника

То, как организован день школьника, обычно определяет очень многое — от его успеваемости до самочувствия. Как всё успевать и не переутомляться, как соблюсти баланс между тем, что нужно, и тем, что хочется, — эти вопросы стоят не только перед взрослыми людьми, но и перед детьми, начиная с младших классов. Разрешить их поможет тайм-менеджмент. Какие принципы необходимо применять, чтобы организовать рабочий день школьника, «Мелу» рассказали создатели курса «Тайм-менеджмент» на «Универсариуме».

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

1. Соблюдайте баланс

Приступая к организации дня школьника, важно помнить о колесе жизненного баланса. В течение дня необходимо уделять время не только учебе в школе и приготовлению уроков, но и другим сферам жизни. Секрет хорошей успеваемости — в равномерном развитии творческой и аналитической стороны личности, а секрет хорошего самочувствия — в сбалансированности разных жизненных сфер.

Сядьте вместе с ребенком и определите важные направлений. Их восемь. В колесе жизненного баланса школьника, помимо учебы, обязательно должны быть здоровье, физическая нагрузка и спорт; хобби, творчество, общение с друзьями, игры и развлечения; время, проведенное вместе с родителями.

2. Определите приоритеты

Чтобы достичь успеха и гармонии в жизни, необходимо, чтобы ежедневные дела согласовывались с долгосрочными целями. Детство — время, когда долгосрочные жизненные цели только определяются, и это означает простор для экспериментов. Однако если с ранних лет научиться соблюдать этот принцип, человеку будет проще решать свои задачи в будущем. Подумайте вместе с ребенком, кем ему бы хотелось быть, что бы хотелось попробовать. Вариантов может быть несколько. Может, он мечтает быть художником, футболистом и журналистом. И помните, что вы не просто фантазируете. На этом плане будет основано ежедневное расписание дня школьника!

Разумеется, в начальной школе это правило не так актуально, вам все равно придется примерно в равной степени заниматься и чтением, и письмом, и арифметикой. А вот в средней и старшей школе умение определить свои приоритеты и направить усилия в нужную область может стать решающим условием для поступления в вуз.

3. Составьте план дня

Прежде чем начать составлять ежедневное расписание, необходимо:

1. Составить список дел.

2. Оценить, сколько времени понадобится на выполнение каждой задачи.

3. Определить, какие из этих дел наиболее важные и срочные.

Например, для ученика младших классов этот список может выглядеть так:

1. Уроки в школе (3-4 часа).

2. Выполнение домашнего задания (1-2 часа).

3. Прогулка на свежем воздухе (1-2 часа).

4. Кружки и секции по интересам (1-2 часа).

5. Игры и общение с друзьями (1-2 часа).

Составив такой список, оцените его реалистичность. Пусть в результате получится, что общее время на выполнение всех дел из списка — 9 часов. Добавьте сюда время на завтрак, обед, ужин и дорогу до школы и обратно — это еще примерно 3 часа. Итого 11 часов. Школьнику младших классов необходимо спать не менее 10 часов. Таким образом, наш план вполне реален и выполним, осталось составить четкий график.

Важность и срочность

Определить, какие дела нужно сделать как можно быстрее, а какие можно отложить, поможет так называемая матрица Эйзенхауэра.

Особое внимание стоит уделить второму квадрату, в котором содержатся важные, но не срочные дела. Как правило, мы склонны заниматься делами из первого квадрата, и это объяснимо, ведь их невозможно отложить или перенести. Однако задачи из второго квадрата обычно связаны с нашими долгосрочными целями или с нашими личными интересами и увлечениями.

Что это значит применительно к организации дня школьника? Не поддавайтесь соблазну составлять расписание дня, поместив в список только то, что обязательно для выполнения. Обычно это посещение уроков в школе, выполнение домашних заданий, развивающие занятия. Отдых, прогулки, игры с друзьями, кружки по интересам и спорт — то, что теоретически можно отложить или перенести на другой день. Но делать этого не стоит. Именно эти «дела» в долгосрочной перспективе обеспечат здоровье и хорошее самочувствие школьника, а значит, и успешную учебу.

Итак, если мы попробуем рассортировать дела из списка выше с помощью матрицы Эйзенхауэра, у нас получится вот что:

1. Уроки в школе (3-4 часа).

2. Выполнение домашнего задания (1-2 часа).

3. Прогулка на свежем воздухе (1-2 часа).

4. Кружки и секции по интересам (1-2 часа).

5. Игры и общение с друзьями (1-2 часа).

Гибкий подход

Составляя расписание каждого дня накануне, вы столкнетесь с необходимостью добавить в него и другие необходимые для выполнения задачи. Часто они будут из III квадрата — срочные, но менее важные. Это так называемая «текучка», которой невозможно полностью избежать.

Организуя день школьника, перенесите подобные дела на вторую половину дня и постарайтесь использовать для их выполнения так называемые «зеленые зоны», а именно, периоды свободного времени, на которое ничего не запланировано.

Согласно принципам тайм-менеджмента, расписание дня должно быть жестким лишь на 50-60%. Нельзя строго планировать 100% времени, такой распорядок не будет работать и, скорее всего, приведет к тому, что многие важные дела откажутся «за бортом». Таким образом, 40-50% времени необходимо оставить в резерве.

Еще несколько принципов тайм-менеджмента, которые необходимо соблюдать, составляя расписание школьника:

1. Первую половину дня планируем более жестко, а во второй половине дня используем гибкий подход.

2. На первую половину дня планируем самые важные и срочные дела, которые невозможно отложить или перенести.

3. Для школьника таким делом обычно оказывается учеба в школе; на вторую половину дня переносим важные, но не срочные дела (II квадрат), а так же неважные, но срочные дела (III квадрат)

4. «Зеленые зоны» оставляем сразу после запланированных важных и срочных дел.

Пример расписания дня школьника

Вооружившись знаниями о психологии и физиологии ребенка и добавив к ним принципы тайм-менеджмента, мы можем составить расписание одного дня школьника начальных классов. Оно будет выглядеть примерно так.

7.00 — 7.30 — подъем, зарядка, гигиенические процедуры

7.30 — 8.00 — завтрак

8.00 — 8.30 — дорога в школу

8.30 — 12.30 — занятия в школе

12.30 — 13.00 — дорога из школы

13.00 — 13.30 — обед

13.30 — 14.30 — зеленая зона

14.30 — 15.30 — выполнение домашних заданий*

15.30 — 16.00 — зеленая зона

16.00 — 16.30 — полдник

16.30 — 18.00 — прогулки, игры с друзьями

17.00 — 17.30 — зеленая зона

17.30 — 19.00 — кружки и секции (с дорогой)**

19.00 — 19.30 — ужин

19.30 — 20.30

 — зеленая зона

20.30 — 21.00 — приготовление ко сну

21.00 — отбой


* Самое продуктивное время для выполнения домашних заданий — 15.00 — 17.00. В первом классе время на выполнение «домашки» не должно превышать одного часа, при этом каждые 10-15 минут желательно делать небольшой перерыв, предлагать ребенку выполнить небольшую разминку.

** Желательно, чтобы занятия действительно нравились ребенку; лучше, если они будут творческими (музыка, рисование, театр) или спортивными, таким образом, вы сможете сбалансировать все сферы развития ребенка.


Используя принципы тайм-менеджмента в повседневной жизни, вы и сами вскоре убедитесь, что они помогают не просто достичь успеха и сделать больше дел, но и сохранять при этом здоровье и хорошее настроение. А именно это очень важно, когда мы говорим об организации дня ребенка. Ведь учеба в школе будет продолжаться 11 лет, и грамотно распределить нагрузку, избежать психологического и физического выгорания на этом отрезке жизненного пути означает заложить прочные основы благополучия во взрослой жизни.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

8 советов родителям, если ребёнок не хочет в школу

Как научиться не тратить время впустую

10 способов запомнить всё

mel.fm

Распорядок дня школьника по часам (таблица)

Ученикам младших классов, особенно первоклашкам, очень сложно порой бывает адаптироваться к условиям их новой школьной жизни. Отсюда и неуспеваемость, и конфронтация с одноклассниками, и нежелание ребенка ходить в школу/делать уроки и т.д. И основной задачей родителей является помочь ребенку справиться с нелегкой для него нагрузкой. Столкнувшись с этой проблемой, каждый родитель ищет свои пути ее решения. Но при составлении грамотного распорядка дня для ученика младшего класса с первого дня посещения школы помогло бы избежать большую часть этих проблем.

 

Зачем нужен распорядок дня школьнику младших классов

 

Зачем нужен распорядок дня школьнику младших классов

Не стоит относиться пренебрежительно к организации режима рабочего дня особенно для детей, начиная со школьных лет. Соблюдение определенного распорядка приводит к тому, что силы ребенка не тратятся понапрасну, дозировано распределяются и их хватает на все виды деятельности. При этом повышается жизненный тонус организма, сводится к минимуму утомление и быстро восстанавливаются силы.

 

Составление правильного режима дня зависит от индивидуальных особенностей школьника: состояния здоровья и особенностей того или иного возраста. В расписание должны быть включены в определенной очередности основные элементы:

 

  • Школьные учебные занятия и выполнение домашних заданий;
  • Время для отдыха;
  • Питание;
  • Сон.

 

По мере того, как ребенок будет придерживаться ежедневного распорядка дня, у него выработается привычка делать все в определенное время, организм включит внутренние часы и впоследствии все действия войдут в привычку.

 

Как составить правильно распорядок дня школьника

 

Как составить правильно распорядок дня школьника

Режим дня включает в себя обязательные пункты, которые необходимы для нормального функционирования организма:

 

Утренняя гимнастика: взбодрит организм, поможет зарядиться работоспособностью. Продолжительность зарядки зависит от здоровья школьника, поэтому этот вопрос необходимо решить в индивидуальном порядке.

 

Водные процедуры: включают в себя принятие душа после гимнастики, закаливающее обливание водой контрастных температур и утренние гигиенические процедуры – умывание и чистка зубов. Что касается процедуры закаливания, то необходимо обсудить этот вопрос со специалистом, не форсировать события во избежание простудных заболеваний.

 

Занятия спортом: посещение игровых спортивных секций, бассейна, игры на свежем воздухе.

 

Питание: прием пищи необходимо организовать таким образом, чтобы у ребенка был сытный и горячий завтрак, полноценный обед из горячих блюд и витаминных салатов, непоздний ужин. Принятие пищи в одно и то же время обеспечит бесперебойную работу желудочно-кишечного тракта.

 

Выполнение домашних заданий: их нужно запланировать, не отодвигая этот процесс на вечер, когда ребенок уже устал, и эффективности от работы не будет. После небольшого отдыха, примерно через час после обеда и прогулки, можно с новыми силами начинать делать уроки. При этом нужно делать перерывы для отдыха на несколько минут.

 

Выполненные домашние задания дают полное право прогуляться, подышать свежим воздухом. На игры во дворе можно выделить не менее двух часов. Это оптимальное время для того, чтобы дать отдых мозгу, переключившись на другой вид деятельности и вдохнуть свежего воздуха перед сном. Продолжительность сна младшего школьника должна быть 9-10 часов. Время пробуждения и отхода ко сну необходимо установить в одно и то же время, так как это приучит организм быстро засыпать и просыпаться.

 

Распорядок дня школьника по часам на неделю

 

Распорядок дня, включающий в себя основные режимные моменты:

 

 

Действия школьникаВремя
Подъем06.30
Гимнастика, водные процедуры06.30 — 07.00
Завтрак07.00 — 07.30
Сбор и дорога в школу07.30 — 07.50
Уроки в школе08.00 -12.00
Прогулка12.00 -12.30
Обед12.30 -13.00
Прогулка13.00 -14.00
Отдых14.00 -14.30
Выполнение уроков14.30 -16.00
Прогулка16.00 -18.00
Ужин и свободное время18.00 -21.00
Отход ко сну21.00

  Таблица распорядка дня школьника младших классов по часам

 

Естественно, что расписание необходимо корректировать в соответствии с тем, чем школьник занят помимо учебных занятий (посещение секции, кружки и прочее), но обязательные пункты должны в нем присутствовать обязательно.

 

Распорядок дня школьника в выходные дни

 

Если в семье введен режим дня, то он должен выполняться ежедневно, для него не может быть выходных и праздничных дней. Естественно, что в субботу и воскресенье он будет подкорректирован без учета похода в школу и выполнения домашних заданий. Но основные моменты исключать из него не рекомендуется. Допускается сдвинуть время подъема на один час попозже, заменить период посещения школы еженедельным совместным семейным мероприятием, а часы, отведенные на уроки, можно заменить походом в кино с друзьями. Но все остальные пункты должны оставаться неизменными.

 

Распорядок дня школьников, обучающихся во вторую смену

 

Распорядок дня школьников, обучающихся во вторую смену

Есть очень неудобная для всех форма обучения — во вторую смену. Но это объективная причина, от которой школы пока не могут отказаться из-за загруженности. Соответственно, режим дня школьников, обучающихся во вторую смену, будет другим. Просто все действия, которые упомянуты в примерном распорядке после обеда, нужно перенести на первую половину дня, соблюдая их продолжительность: то есть подъем в 7 часов утра, гимнастика, душ, завтрак, а потом прогулка, выполнение домашних заданий, обед, учебные занятия, ужин, вечерняя прогулка и сон. Привыкнув к такому распределению времени, школьник не будет испытывать дискомфорт от учебных занятий во 2 смену.

 

Приучая свое чадо к выполнению определенного распорядка дня, было бы очень уместно родителям стать примером и принять участие в этом процессе. Тогда и привыкание пройдет быстрее, и рейтинг родительского авторитета значительно вырастет.

Похожие записи

7myfamily.ru

«Синдром первой недели» у школьников может стать причиной апатии и отсутствия аппетита

Чем младше школьник, тем сложнее ему возвращаться к учебе после длительного отдыха, а первоклассникам и вовсе приходится кардинально менять жизнь, что не может не сказаться на психо-эмоциональном состоянии ребенка.

 

Об этом корреспонденту ГолосUA сообщила врач-педиатр Валентина Антонова.

 

Для большинства детей возвращение в школу проходит практически незаметно, раз что в первые дни малыш сильно устает и порой не может вовремя заснуть, так как уже привык к свободному графику. Но бывает и так, что в первые пару недель после начала учебы ребенок буквально меняется на глазах.

«Так называемый синдром первой недели — это искусственно «накрученное» нервное состояние ребенка после возвращения на учебу в первые недели занятий. Зачастую виноваты в нем родители так как они постоянно твердят о том, что каникулы закончились, будь серьезней, садись за домашнее задание и т.д. А ведь ребенку и без того непросто.

 

Вспомните себя в первые дни после отпуска. Взрослым бывает непросто взять себя в руки и настроится на работу после 2-недельного отдыха, что уж говорить о детях, которые за 3 месяца летних каникул привыкли к веселью, отдыху, «свободному» режиму и свежему воздуху. Потому первые недели учебы ребенку нужно помочь справиться со стрессами.

 

Главные симптомы, которые должны вас насторожить — отсутствие аппетита, бессонница либо наоборот сонливость, резкие смены настроения, раздражительность, плаксивость, постоянная усталость и даже истерики.

 

Если такое происходит, то худшее что можно придумать – это наказание, сейчас нужно максимально оградить ребенка от любых новых стрессов и постараться смягчить уже существующие», — говорит врач.

 Постарайтесь отнестись к любым проблемам и заботам школьника как к чему-то сверхважному, даже если вам они кажутся нелепыми. А для того, чтобы ребенок с вами делился почаще беседуйте с ним по душам, рассказывайте истории из своей школьной жизни, расспрашивайте его как прошел день, что было на уроках, с кем он подружился и т.д. Пусть ребенок видит, что все, что происходит важно для вас так же, как для него.

golos.ua

школьникам разрешили отдыхать больше трех дней — Учёба.ру

В начале марта 2018 года родители московских школьников, учащихся по так называемой «модульной» системе, узнали, что со следующего года их дети будут отдыхать не неделю, как это было раньше, а три учебных дня или пять календарных — то есть со среды по воскресенье. Такое распоряжение выпустил глава столичного департамента образования Исаак Калина. Для «модульных» школ было рекомендовано предусмотреть осенние каникулы с 10 по 14 октября и с 21 по 25 ноября. Школам с традиционным графиком предложили отдыхать с 27 октября (суббота) по 5 ноября (понедельник).

Таким образом департамент образования решил уравнять положение московских школьников — и в том, и в другом случае они будут отдыхать по десять дней. На 2019 учебный год рекомендации в распоряжении были такими: в «традиционных» школах дети уйдут на каникулы с 23 по 31 марта (девять календарных дней), в «модульных» — с 20 по 25 февраля и с 10 по 14 апреля. Здесь каникулы снова должны были начаться со среды. В общей сложности, во втором полугодии «модульные» дети получили бы больше свободных дней, чем «обычные», — 11. Но два лишних дня перенесли на конец учебного года.

зачем вообще нужны каникулы, которые длятся три дня?

Узнав о такой «рекомендации» (которую школы восприняли, разумеется, как прямое указание), многие, мягко говоря, удивились: зачем вообще нужны каникулы, которые длятся три дня? Как дети смогут отдохнуть за это время, куда уехать? Что делать в этой ситуации родителям — если раньше они могли спланировать отпуск на время каникул, то что это будет после таких изменений? Про учителей тоже никто не подумал — получалось, что у них в течение года не было ни одной полноценной свободной недели, чтобы отдохнуть от ежедневной работы, которая требует колоссального напряжения.

«Совершенно непонятно почему и зачем это сделано. Чтобы увеличить количество учебных дней? Чтобы как-то изменить нагрузку учителей? Зачем, для кого, кому это удобно — нет ни одного объяснения, — считает Анастасия, мама двух московских школьников, которые учатся по „модульной“ системе. — Совершенно не устраивает формат — втихую разослали распоряжение по школам, родители узнали об изменении графика из своих „чатиков“ и из петиции. Учителя на собрании, причем уже после того, как родители задали этот вопрос, говорили: „Нам самим это не нравится, но будет вот так. Смиритесь. Пишите заявление, берите два дня за свой счет, со своей стороны мы новых тем давать не будем“. И к чему тогда эта профанация?»

Понятно, что большинство детей при такой системе будут просто пропускать каждые каникулы по два учебных дня — то есть департамент образования сам подталкивает их к прогулам, предлагает «забить», не относиться уж очень серьезно к такой мелочи, как школа (о том, что у нас и без этого все достаточно невнимательно относятся к посещаемости, читайте в материале «Покой нам только снится: как устроены каникулы в разных странах»). Но есть школы, где пропускать один-два дня нельзя никак, дети стараются даже не болеть, чтобы не отстать — речь идет о специализированных школах с углубленными программами, лицеях и гимназиях. В таких учебных заведениях у школьников огромная нагрузка, и «модульные» каникулы всегда были настоящим спасением от перенапряжения.

отсутствие постоянного понятного расписания негативно влияет на успеваемость

В пресс-службе департамента пояснили газете «Известия», что новые рекомендации по срокам каникул появились не просто так — они якобы «основаны на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые определяют минимальное количество учебных часов в году. А также на школьных СанПиНах, которые ограничивают аудиторную недельную нагрузку».

То есть до этого школы, которые выбрали триместровую или «модульную» систему, отдыхали не по закону? Или он изменился? Что вообще произошло вдруг, что чиновники опомнились и заметили — действительно, количество каникулярных дней в разных системах существенно различается? Модульная (триместровая) система существует уже много лет, как получилось, что все эти годы никто ни разу не посчитал дни?

«Если нужно уравнять количество учебных — каникулярных дней с остальными системами, есть масса других вариантов. Можно, например, отменить одни каникулы, скажем, апрельские. Там все равно через две недели майские праздники. Но сейчас это выглядит издевательством. Никакой заботы о детях в этом распоряжении нет», — говорит Анастасия. Тем более, что уже в этом учебном году «модульные» каникулы изменились. Если раньше по этой системе дети отдыхали через пять недель на шестую, то в этом году график был составлен хаотично. Кроме того, каникулы перестали совпадать, собственно, с триместрами.

«Сначала оценки за первый триместр решили ставить через три месяца после его начала, а не перед каникулами — получилась разница в месяц, — рассказывает Анастасия. — Потом в феврале оценки за триместр проставили через три дня после каникул. Отсутствие понятного постоянного расписания негативно влияет на успеваемость. Когда ученик вместе с родителем, да и с учителем не может распланировать заранее, где ему поднажать, а где можно выдохнуть, желание поднажимать пропадает».

совершенно не задумываются, не понимают, что детям на самом деле нужно для эффективной учебы и отдыха

Но и те, кто отдыхает по «традиционной» системе, которая не менялась аж с советских времен, тоже жалуются на то, что по необъяснимым причинам каникулы переносятся. Например, весенние каникулы, которые всегда приходились на последнюю неделю марта, в этом году были зачем-то сдвинуты на неделю вперед. А ведь «традиционный» график и без того вызывает много вопросов — например, по каким соображениям третья четверть, которая проходит в самое сложное время: зима и начало весны, когда иммунитет ослаблен — самая длинная, а последняя, когда надо приложить максимум усилий, — самая короткая, еще и с перерывом на майские праздники? А ведь на этот раз эту огромную третью четверть взяли и продлили еще на неделю. Многие родители и дети узнали об этом лишь в конце марта.

«Складывается ощущение, что все это — просто результат какой-то опечатки или ошибки. Выглядят все эти метания так, будто бы люди, которые занимаются образованием, придумывают все эти ФГОСы и СанПиНы и издают распоряжения, совершенно не задумываясь, не понимая, что детям на самом деле нужно для эффективной учебы и отдыха. Они не знают, как устроена жизнь семьи, каким бывает график у родителей и учителей. Это очень тревожно, учитывая, что все мы зависим от их некомпетентности», — считает Наталья, мама школьника, который учится по «традиционной» системе.

В подтверждение этого мнения говорит и тот факт, что в конце марта департамент образования Москвы издал новое распоряжение — с поправками. Теперь границы каникул, в которые следует уложиться школам, раздвинулись: например, «не ранее 6 и не позднее 14 октября», то есть, по сути, мы вернулись ровно к тому, что было прежде. Вопрос: что это было?

www.ucheba.ru

Как уберечь школьника от перегрузки?

Отчего у школьников возникают перегрузки?

Как часто мы наблюдаем ситуацию: девчушка с портфелем чуть меньше чем она сама высиживает 7 уроков, потом бежит в музыкальную школу, а оттуда – к репетитору английского. Нужно успеть еще и уроки выучить, ведь наша школьная программа рассчитана на будущих Энштейнов и Ньютонов. А родители требуют от малышей еще и высоких оценок, и послушания, и на родительских собраниях требуют: дайте нам еще пару языков в программу, ведь детям после школы поступать!

И даже не задумываются, что такие сверхнагрузки ломают нежную и хрупкую нервную систему ребенка, до 70% из которых страдают явными или скрытыми неврозами. Виной всему – школьные перегрузки.

Что такое учебные нормы?

Учебные нормы можно разделить на непосредственно учебу и условия, в которых эта учеба выполняется. Непосредственно учеба – это то, сколько уроков высиживает школьник, сколько часов он тратит на домашние задания, сколько часов у него уходит на физические нагрузки и отдых. Не секрет, что в современной школьной программе на отдых школьнику времени совершенно не остается – это время «съедают» домашние задания.

Условия для учебы – это то, в каком помещении и классе занимаются дети. Просторное помещение с современным оборудованием и светлыми, радостными классами – это норма. Старенькая школа, в которой даже зимой отопление не дотягивает до 18 градусов, а дети вынуждены сидеть в теплых куртках и дуть на замерзшие пальцы – это, к сожалению, реальная картина. Не повсеместная, но очень частая.

Родителям и учителям важно учитывать, что даже если условия для учебы ребенка прекрасные, обстановка вокруг радует глаз, то и школьная нагрузка в этих светлых просторных классах не должна быть чрезмерной.

К чему приводит чрезмерная школьная нагрузка?

Согласно исследованиям физиологов, до 40% учеников начальных классов (то есть дети в самом хрупком возрасте от 6 до 10 лет) страдают от явных или скрытых неврозов из-за школьной перегрузки. Процент невротиков среди школьников среднего возраста и подростков еще выше – до 70%. Эти исследования, к слову сказать, проводились в образцовых школах, где родители и учителя были сторонниками самой интенсивной программы – с изучением спецпредметов и многочисленными факультативами. Та же статистика свидетельствует, что после окончания школы заболевания детей, полученные во время чрезмерного обучения, переходят в хроническую форму.

Так, после окончания 9-11 класса у детей регистрируют в 3 раза больше хронических заболеваний, чем в школе. Среди этих заболеваний впятеро больше детей с ослабленным зрением, чем в школе, а тех, кто страдает от заболеваний желудочно-кишечного тракта, становится больше в 3 раза. Все просто: организм не справляется с нагрузками и течение заболеваний усугубляется. Ведь ни одно из них за неделю не возникает, а развивается в течение месяцев, а то и лет.

Что касается психологических отклонений в результате сверхнагрузок в школе, то эти проблемы возникают у каждого четвертого мальчика и девочки.

Стресс нехватки времени

«Я ничего не успеваю!» — отчаянно кричит ребенок. А если не кричит, то думает – кричать он уже устает. Этот стресс – самый распространенный у школьников. Когда ребенок капризничает в садике, психологи советуют родителям оставлять 15-20 минут на любые его сборы. Это хороший совет и для родителей школьников. Но не так-то просто ему последовать. Перерывы между уроками ничтожно малы. А школьная нагрузка такова, что лишние 15-20 минут – огромная роскошь для занятого ребенка. Тем временем его постоянно подгоняют: давай, давай, учись, успевай.

В итоге на протяжении всего немалого курса обучения – 9-11 лет – ребенок вынужден максимально уплотнять свой график, постоянно куда-то бежать, выполнять домашние задания в минимальные сроки, ведь на горизонте еще репетиторы и в завершение — танцы или музыкальный инструмент. В погоне за знаниями и престижным поступлением педагоги и родители упускают важную деталь: при той же продолжительности жизни человека за последние полсотни лет школьная нагрузка возросла в 3 раза.

Если еще 30 лет назад школьники до третьего класса считали на палочках, то сегодня в третьем классе они учат массу предметов, которые раньше вводились не раньше 6-7 класса. Между тем, постоянный рост нагрузок в школе – это прямое нарушение норм обучения, на которые и педагоги, и тем более родители смотрят сквозь пальцы. Отговорка одна: пусть учится, некогда будет глупостями заниматься…

Каковы разумные нормы школьной нагрузки?

Давайте рассмотрим, сколько времени ребенок должен заниматься без ущерба для здоровья. Минздрав, конечно же, строго рассчитывает нормы обучения для детей разных возрастов. Родители здорово удивятся, если узнают эти цифры.

До 5 класса – никаких шестидневок и не более 5-6 уроков в день. Если все же в школе предусмотрена шестидневка, пятиклассники должны высиживать не более 31 часа за всю неделю. Это получается не более 5 уроков в день. А теперь вспомните, когда ваш пятиклассник получал не более 5 уроков в день?

6-й класс – если предусмотрена пятидневная учебная неделя, должно быть максимум 6 уроков в день, и то не каждый день, потому что в сумме Минздравом разрешено не более 29 уроков в неделю для школьников этого возраста. Если школьная неделя у шестиклассников шестидневная, им разрешено не более 5 уроков в день и 1 раз в неделю – 6 уроков. Потому что учебная неделя для школьников этого возраста должна содержать не больше 32 уроков.

Нагрузка на уроки тоже регламентирована Минобразованием и Минздравоохранения. Самыми сложными должны быть 2-й и третий уроки – математика, физика, химия, изучение языка. Вторник и среда должны быть днями, когда планируются самые сложные уроки, четверг и пятница – более разгрузочные. Вы видели школу, в которой выполняются эти требования?

Сколько времени посвящать домашним заданиям?

Что касается домашних заданий, то для пятиклассников они могут составлять не больше 3 часов. То есть ребенок должен успеть сделать все уроки в течение этого времени, учитывая то, что каждый час ему необходимо отдыхать в течение 10-15 минут. Задавать ребенку больше, чем он успевает сделать за 3 часа, санитарными нормами не разрешено! А что мы видим в реальности? Маленький страдалец не отрывается от учебников весь оставшийся день, причем родители еще и наказывают его за каждую оплошность. Как тут не развиться неврозу?

Норма домашних заданий для детей 6-го класса – такая же, как и для пятиклассников, и ни минутой больше. Родителям и учителям стоит сделать выводы.

Время для начала и окончания домашних заданий тоже, оказывается, регламентировано санитарно-гигиеническими нормами. Может быть, родители будут изумлены, но время это – никак не час и не два ночи, как зачастую бывает. Домашние задания нужно начинать в 15.00, а заканчивать никак не позднее 17.00. Каково? А ведь часто можно наблюдать картину, когда ребенок сидит над учебниками до 22.00 и позже, да еще и при плохом освещении.

А между тем, врачи строжайше запрещают сидеть над домашними заданиями после 19.00, особенно школьникам начальных классов. Это вызывает у них многие хронические заболевания, в том числе нарушения зрения, осанки и синдром хронической усталости.

Сколько положено спать и гулять школьнику?

Сон и физическая активность для школьников тоже регламентированы. Чтобы уберечь ребенка от школьных перегрузок, ему нужно давать выспаться не меньше 8-10 часов. Чтобы дать ребенку школьного возраста нормальную физическую нагрузку, ему нужно дать возможность пройти, пробежать и пропрыгать в день до 7 км, и половину из них – в школе. Причем на свежем воздухе ребенок школьного возраста должен находиться не меньше трех часов. А сколько времени гуляет ваш ребенок?

Симптомы школьной перегрузки

Да, такие есть. И связаны они вовсе не с тем, что ваш ребенок от природы капризен и непослушен. Родителям нужно вовремя обратить внимание на сигналы, которые усиленно подает организм ребенка, истощенный школьной перегрузкой. Иначе может быть поздно – постоянные визиты в больницу могут не показать истинную причину того, почему ваш малыш все чаще и чаще болеет. А причина эта банально проста – учебная нагрузка предельно велика.

  1. Итак, первый показатель школьной перегрузки – вес ребенка. Если школьник стал стремительно худеть – организму нужно больше отдыха и правильно организованного питания. Для контроля над весом ребенка его нужно ставить на весы не реже 1 раза в месяц.
  2. Второй показатель переутомления школьника – его стабильно плохое настроение и признаки депрессии: повышенная утомляемость, слабость, потеря интереса к тем занятиям, которые раньше вызывали живое участие ребенка.
  3. Третий важный показатель – ухудшение аппетита. Если ребенок игнорирует страстно любимые раньше мамины пирожки и равнодушен к обожаемым прежде пирожным – дело плохо. Стоит обратить внимание на то, сколько часов в день школьник посвящает урокам и достаточно ли гуляет на свежем воздухе.
  4. Четвертый показатель здоровья ребенка – его движения. Дурная привычка постоянно грызть ногти – не прихоть ребенка, а первый звоночек стрессового состояния. Скрипение зубами во сне, ночные кошмары, синяки под глазами, подергивание века, легкое заикание относим к той же категории. Для начала нужно снизить школьную нагрузку ребенка, поменьше ругать его и давать высыпаться. Не помогает – ведите своего школьника к психологу – такие визиты напрасными не бывают.
  5. Пятый важный показатель пошатнувшегося здоровья сына или дочки – его поведение на уроках. Если ребенок плохо слушает учителя, задирает одноклассников, невпопад отвечает на вопросы или, наоборот – не проявляет никакого интереса к занятиям, вял и безынициативен – бейте тревогу. Это может быть банальное переутомление, а вовсе не желание насолить самому себе, испортив показатели табеля.
  6. И, наконец, обратите внимание на артериальное давление ребенка. Это – важный симптом того, в порядке ли организм. Нормальным давлением для взрослого человека считается 120х80. Для ребенка эти показатели завышены. Верхнее давление ребенка в норме – 100-80. Если верхний показатель артериального давления школьника до 14 лет больше «всего» на 5 единиц и составляет 115 мм рт. ст., это может быть серьезным сигналом школьной перегрузки.

Как же защитить школьника от учебной перегрузки? Решение этого вопроса напрямую зависит от чуткости и внимательности родителей. Своевременная реакция на изменения в здоровье малыша может спасти его от многих опасностей в будущем.

ilive.com.ua

Как проходит день у мамы школьника. Это нечто!

6.50 Будила сына. Включила чайник

6.55. Будила сына. Сделала яичницу.

7.05 Будила сына. Уснул в туалете.

7.35 Ушёл в школу. Вернулся. Забыл сменку. Ушел в школу.

8.32 Прислал SMS. Забыл футболку на физ-ру. Просил принести.

9.05 Вышли с мелким из дома. Гулять по утрам полезно. Особенно в минус девятнадцать. Отнесли футболку.

12.35 Звонила сыну — сказать, чтобы не задерживался после школы. На улице минус восемнадцать. На тренировку к двум. Не брал трубку.

12.40 Звонила сыну…

13.10 Одела мелкого. Пошли искать. Гулять полезно. Особенно в минус восемнадцать.. А! Я говорила уже.

13.20 Нашли у школы. Катался с горки. Выступал в роли ледянки, излучал счастье. Обещала себе не орать. Не выполнила обещание.

13.30 Дома. Оказалось, что тренировку перенесли на 15.00, не понимал претензий. Сориентировался, изображал раскаяние. Был убедителен. Пила валерьянку. Было стыдно.

13.50 На вопрос про оценки, порадовал пятёрками по английскому и физкультуре.

14.00 В электронном дневнике обнаружена оценка за контрольную по английскому 2/5. Изображал раскаяние. Не хотел расстраивать мать. Был убедителен. Пила валерьянку. Испытывала уныние и грусть.

14.30 Дала деньги на проезд, телефон, варежки (перчатки утеряны дважды), выпроводила на тренировку.

17.30 Ходили с мужем и с мелким по магазинам. Звонила старшему на сотовый. Был недоступен. Звонила на домашний. Не брал. И так шесть раз. Испытывала тревогу… Да твою же мать!!!

18.10 Приехали домой, обнаружили на парковке. Почти снеговик. Потерял ключи. Телефон сел. Испытала облегчение и желание убить. Но облегчение больше.

18.30 Узнала, что внутри пластикового корпуса гантелей насыпан песок. Был насыпан. Любознательный сын изображал раскаяние. Не очень убедительно. Пылесосил светло-бежевый ковер с длинным ворсом.

19.00-21.00 Делали уроки. Без комментариев. Как-нибудь отдельно напишу.

21.10 Жёг в туалете туалетную бумагу, оплавил стульчак. Отрицал. Перед лицом железных доказательств сдался. Раскаяния не изображал. Утратила способность испытывать эмоции. Дала мужу валерьянки.

22.00 Лёг спать. Не пошла целовать перед сном. Я тоже человек, имею право обижаться.

22.03 Пошла целовать перед сном. Яжемать. Я не имею права обижаться.

22.30 Пришёл сказать, что на завтра задали доклад по музыке про романс.

23.00 Слово «романс» пришло к нам из Испании, где первоначально обозначало стихотворение на испанском («романском») языке, рассчитанное на исполнение с музыкальным сопровождением…

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Источник

seklife.net.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *