Итоговое сочинение 5.11.2018 свежие новости, темы, готовые примеры, как напистаь
5 декабря выпускники 11-х классов на базе своих школ напишут итоговое сочинение (изложение). Для участия в процедуре в Оренбургской области зарегистрированы 8004 участника, из них 7654 человека — на сочинение, 350 — на изложение.
СОДЕРЖАНИЕ
- Рособрнадзор: около 665 тысяч выпускников напишут итоговое сочинение
- Темы итоговых сочинений 2018/2019
- Как написать?
- Список литературы
- Как подготовиться к итоговому сочинению?
- Как писать работу на аттестации?
- Результаты и апелляция
РОСОБРНАДЗОР: ОКОЛО 665 ТЫСЯЧ ВЫПУСКНИКОВ НАПИШУТ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ
Около 665 тысяч выпускников 11 классов примут участие в написании итогового сочинения по русскому языку в основной срок 5 декабря, сообщили в пресс-службе Рособрнадзора.
Отмечается, что успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вместо итогового сочинения вправе писать изложение, в этом году его напишут около 13,5 тысяч одиннадцатиклассников.
Кроме того, это сочинение по желанию могут написать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы, такое желание выразили 157 человек.
«Пять открытых направлений тем итогового сочинения, выбранные на 2018-2019 учебный год: «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость». Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов за 15 минут до его начала по местному времени будут размещены на официальном информационном портале единого государственного экзамена (ЕГЭ)», — добавляется в сообщении.
ТЕМЫ ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ 2018/2019
Каждый год в числе тем, которые могут быть выбраны для итогового сочинения, фигурируют пять направлений. Все они заранее вывешиваются для ознакомления, и уже осенью список категорий будет доступен для учащихся. Конкретные темы, как уже было сказано выше, можно будет узнать за четверть часа до начала испытания. За их формулировку отвечает специальный образовательный орган – Совет, ответственный за написание выпускного сочинения.
В направлениях соблюдается один главный принцип – противопоставление двух понятий. Считается, что именно этот подход дает возможность формулировать разнообразные темы, при этом не стесняя школьников и позволяя им привлекать самые разные литературные источники для аргументации своих мыслей. В каждый регион попадет свой набор тем по указанным направлениям. Это сделано для того, чтобы ученики, живущие в одном часовом поясе, не могли узнать конкретные темы от коллег, которые написали сочинение раньше.
Давайте рассмотрим тематические направления прошлых лет, чтобы вам было понятнее, с чем вы столкнетесь на аттестации. Так, в 2017/2018 учебном году ученикам предложили высказать свои мысли касательно следующих тем:
- «Верность и измена» — выпускникам предстояло сравнить данные категории с точки зрения философии, этики или психологии, а также обратиться к примерам из литературного наследия, в которых герои вынуждены были выбирать между этими понятиями;
- «Равнодушие и отзывчивость» — разработчики данного направления предлагают ученикам осмыслить разные типы отношений, понять, почему одни люди без корысти помогают ближним, а другие – безразличны к проблемам чужих людей. Также необходимо было привести примеры известных эгоистов и героев с горячими сердцами, которые делят чужие беды и радости;
- «Цель и средство»
- «Смелость и трусость» — основа этого тематического блока заключается в проявлении человеком двух важных качеств. Каждый из нас может стать героем, однако инстинкт самосохранения заставляет людей избегать опасностей. Ученикам стоило почитать литературу, в которой описаны персонажи, демонстрирующие настоящий героизм, и те, кто не может победить слабость собственного духа;
Примерно такого же рода направления были предложены и в 2016/2017 учебном году. Тогда ученикам нужно было, например, поразмышлять о «разуме и чувствах», «опыте и ошибках». Чтобы вам было понятнее, как именно конкретизируются темы для сочинений в рамках одного тематического направления, возьмем пример одного из комплектов для региональных сочинений. Темы были составлены так, чтобы ученик в работе раскрыл один из пяти тезисов:
- Последствия, к которым приводит возникновение внутреннего конфликта между чувствами и разумом.
- Современная трактовки чести.
- Необходимость победы над собой и искоренения негативных качеств.
- Сохранение традиций, которые являются наследием многовекового социального опыта предков.
- Пояснение разницы между дружескими и приятельскими отношениями.
Что касается тематических блоков для написания сочинений в 2018/2019 году, пока что о них говорить рано. Однако знание и понимание подхода прошлых лет поможет вам уже сегодня выбрать верную стратегию для подготовки.
КАК НАПИСАТЬ?
Правила оформления работы:
- Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
- Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
- Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.
Алгоритм написания эссе:
- Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
- Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
- Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
- К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
- Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
- Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
- Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!
Вам в помощь мы составил универсальный план для итогового сочинения:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье «Список литературы для итогового сочинения с примерами».
Доброта и жестокость
- Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
- Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
- М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
- В.П. Астафьев, «Людочка»;
- А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
- А.П. Чехов, «Крыжовник»;
- В.М. Шукшин, «Чудик»;
- К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
- Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»
Месть и великодушие
- В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
- Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
- Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
- В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
- М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
- В.М. Гаршин, «Трус»;
- А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
- Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».
Мечта и реальность
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
- Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
- А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
- М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
- А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
- М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
Отцы и дети
- А.Н. Островский, «Гроза»;
- Л.Н. Толстой «Война и мир»;
- Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
- М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
- А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
- И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
- И.А. Гончаров, «Обломов»;
- В.Г. Распутин, «Уроки французского».
Искусство и ремесло
- М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
- А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
- Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
- М. Горький: «На дне»;
- А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
- Л. Н. Толстой: «Война и мир».
- А. Куприн: «Гранатовый браслет».
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ?
Подготовиться к такому сложному испытанию, каким является итоговое сочинение, за одну ночь не получится. Основную сложность представляет собой один из важнейших критериев – умение подкрепить свои мысли литературными примерами. Грамотная подготовка к сочинению может быть реализована только в случае, если вы прислушаетесь к следующим рекомендациям:
- постарайтесь накопить как можно более широкую базу литературных аргументов. Главная рекомендация тут только одна – побольше читайте. Конечно, каждый год тематика сочинений меняется, однако существует множество авторов, в произведениях которых можно найти примеры на все случаи жизни. Если не успеваете перечитать много книжек, действуйте с умом – понятно, что можно перечесть все тома «Войны и мира», а можно уделить время рассказам Антона Павловича Чехова или Ивана Бунина. Эти авторы отлично умели демонстрировать все тонкости человеческой натуры, а запомнить небольшой рассказ гораздо проще, чем объемное произведение;
- читайте критические обзоры, в которых раскрываются герои тех или иных литературных трудов. Критики и составители хрестоматий обычно бьют «точечно» и «разжевывают» читателю все тонкости;
- вам скучно постоянно читать? Тогда в свободное время смотрите видеолекции на тему литературы и глубинных проблем нашего мира, человеческой натуры и характера;
- невероятную важность при подготовке имеет практика. Тут также можно дать только один главный совет – пишите сочинения, придерживаясь заданного разработчиками формата. В качестве тем берите те, что были в прошлом или позапрошлом году – многие темы перекликаются или могут быть подкреплены одними и теми же литературными цитатами.
КАК ПИСАТЬ РАБОТУ НА АТТЕСТАЦИИ?
Если вы уже зашли в аудиторию, сели на место и прослушали инструктаж, руководствуйтесь такими советами:
- Прочтите все предложенные темы и подумайте, какая из них вам ближе, особенно с точки зрения аргументации.
- Придумайте и набросайте на черновике небольшой план. Заранее выберите тезисы, которые вы будете раскрывать в своей работе. Если в теме нужно раскрыть опасность равнодушия, можно сформулировать логическую цепочку такого рода: «равнодушные люди обычно держатся в стороне; постепенно это приводит к замкнутости и одиночеству; в человеке все больше проявляется холодность и черствость; в итоге он может закрывать глаза на зло, позволяя свершиться страшным делам».
- Набросайте на черновике аргументы, постаравшись подкрепить свое мнение словами классиков или образами литературных героев.
- Сформулируйте вступительную и заключительную части. Суммарно вступление и заключение не должны превышать 1/3 объема работы, поэтому для ввода в проблему вам хватит 70 слов. Затем подведите к основной части, написав, что эта тема актуальна и сейчас, ведь многие авторы раскрывали ее в своих произведениях и задумывались над ней (примерно 30 слов). В заключительной части напишите словосочетание, которое свидетельствует, что вы приступили к выводам: «таким образом…», «в итоге хочется сказать…», после чего еще раз выскажите свою главную мысль (примерно 70 слов).
- Переходите к основной части работы (слов на 250). Приводите аргументы, вспоминайте примеры, оценивайте их, подводите итоги и развивайте мысль. В основной части структура должна следовать простой логике: выдвижение тезиса – его аргументация.
- Готовый черновик нужно перечитать, чтобы исправить ошибки и пересчитать количество слов. Напоминаем: их должно быть не менее 250. Если объема не хватает – расширьте сочинение, хотя бы за счет вводных слов. Уделите внимание структуре текста. Абзацы должны быть равномерными, а конструкция текста – логичной.
- Теперь можно переписать работу на чистовик.
РЕЗУЛЬТАТЫ И АПЕЛЛЯЦИЯ
Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго, по информации на 18:11:19. Эти результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.
Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.
Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.
bla-bla-news.ru
Искусство и ремесло — примеры итогового сочинения
В чём заключается волшебная сила искусства? Какую роль оно играет в жизни человека? Правда ли, что искусство отражает душу народа? На эти и другие вопросы пытается ответить автор предложенного для анализа текста писатель В. Конецкий. Например, размышляя о своеобразии русской живописи, он обращает внимание на творчество таких художников, как Саврасов, Левитан, Серов, Коровин, Кустодиев.
«3а этими именами скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись», — отмечает автор. Он подчёркивает, что в творчестве этих художников отражается мироощущение нашего народа, его способность наслаждаться красотой родной природы, способность ценить её простоту и непритязательность, находить гармонию там, где другие её не чувствуют.
Искусство для человека – ещё и своеобразный спасательный круг, ведь это не только средство самовыражения, но и та сила, что соединяет нас с историей и культурой родной страны, не позволяет забыть её просторы, раз за разом напоминает каждому, насколько прекрасна Россия.
Это свойство подлинного искусства В.Конецкий считает очень важным, ибо оно помогает людям осознать сопричастность к своей истории, своему народу, своему Отечеству: «В наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство родины.» Есть у произведений живописи, литературы, музыки и ещё очень важная роль, которую нельзя не отметить. Подводя итог, писатель выражает уверенность: «Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья». Я согласна с точкой зрения автора: настоящее искусство всегда найдёт способ дотронуться до струн нашей души, достучаться даже до самого очерствевшего сердца.
Оно способно поднять с колен потерявшего надежду человека и даже спасти ему жизнь. Так, искусство воскресило желание жить в герое романа-эпопеи Л.Толстого «Война и мир». Николай Ростов, проиграв Долохову в карты большую сумму, просто не видел выхода из сложившейся ситуации. Карточный долг необходимо заплатить, но таких огромных денег у молодого офицера не было. В этой ситуации у него оставался, пожалуй, единственный вариант развития событий – самоубийство. От мрачных мыслей героя романа отвлек голос сестры.
Наташа разучивала новую арию. В этот момент Николай, заворожённый музыкой, очарованный красотой Наташиного голоса, забыл о проблемах, что ещё минуту назад казались ему неразрешимыми. Он слушал пение и переживал о лишь том, возьмёт ли девушка верхнюю ноту. Её нежный голос, очарование волшебной мелодии вернули Николая к жизни: герой понял, что, кроме невзгод и печали, в мире есть красота и счастье, для них и стоит жить. Вот что творит настоящее искусство! Спасло оно и Сью, героиню рассказа О’Генри «Последний лист». Заболевшая пневмонией девушка совсем потеряла надежду на выздоровление.
Наблюдая за тем, как за окном опадает плющ, она решает, что умрёт, когда с его ветки слетит последний листок. Старый сосед-художник Берман, узнав о её намерениях от подруги героини, решает обмануть судьбу. Ночью, во время холодного осеннего дождя и сильного ветра, он создаёт свою главную картину, настоящий шедевр: рисует маленький листочек плюща на кирпичной стене дома напротив. Утром Сью видит, как всю ночь смело сражался с бурей храбрый последний лист. Девушка тоже решает взять себя в руки и поверить в жизнь. Она выздоравливает, благодаря силе любви, что вложил в своё произведение старый художник, а значит, благодаря искусству.
Именно оно дарит ей возможность жить дальше, поверить в себя и быть счастливой. Таким образом, искусство играет важнейшую роль в нашей жизни. Оно дает возможность выражать свои чувства и мысли, объединяет самых разных людей, помогает жить.
Всего: 548 слов
www.egeigia.ru
Раскрыты темы итогового сочинения для выпускников 2018-2019 учебного года
Через несколько недель российские выпускники школ будут писать итоговое сочинение по русскому языку, которое необходимо для допуска к ЕГЭ в 2019 году. 5 декабря 2018 года пройдет экзамен во всех учебных учреждениях, который определит уровень знаний школьников. Они покажут, как хорошо был освоен материал, как они могут приводить примеры из литературных произведений, а также писать текст на русском языке.
Итоговое сочинение по русскому языку в 2018-2019 учебном году
5 декабря 2018 года во всех учебных учреждениях России школьники будут писать итоговое сочинение по русскому языку. Именно от результата данного экзамена зависит, сможет ли выпускник написать ЕГЭ в конце учебного года. Пересдачи будут проходить 6 февраля и 8 мая 2019 года. Цель проведения итогового сочинения – проверить уровень полученных знаний школьников.
Итоговое сочинение принесет пользу и выпускникам. Благодаря нему они увидят, на что стоит обратить внимание, а также приблизительно поймут, что их ждет на ЕГЭ, которое не за горами. Для тех, кто планирует поступать на гуманитарные факультеты, стоит особенно хорошо подготовиться. В некоторых ВУЗах оценивают сочинение по нескольким критериях, в конце концов абитуриент может заработать дополнительные баллы, которые помогут ему поступить в желаемый университет.
На официальном сайте ФИПИ уже можно увидеть направления для написания сочинения в 2018-2019 учебном году, что дает возможность школьникам отлично подготовится к предстоящему экзамену.
Направления для итогового сочинения в 2018-2019 году:
- «Доброта и жестокость»;
- «Отцы и дети»;
- «Месть и великодушие»;
- «Искусство и ремесло»;
- «Мечта и реальность».
Направления тем и рекомендуемая литература для итогового сочинения в 2018-2019 учебном году
В итоговом сочинение по русскому языку необходимо привести хотя бы один пример с литературного произведения. Если
triboona.ru
Итоговое сочинение Мечта и реальность
Романтическая повесть «Алые паруса» — одно из лучших произведений Александра Грина. Путь к созданию этой повести был долгим. Автор неоднократно изменял и переписывал текст, пока добился желаемого. Он стремился создать идеальный мир, где живут прекрасные герои и где любовь, мечта, сказка способны победить грубость и черствость. И достиг своей цели. Писатель изобразил «необычайные обстоятельства, в которых должно было свершиться нечто решительное». «Алые паруса» — это сказка о поэтической любви, о всепобеждающей возвышенной мечте.
Жизнь героини повести, юной Ассоль, довольно несчастна: у нее не было подруг, дети избегали ее, а взрослые переносили на нее нелюбовь к ее отцу. Над девочкой смеялись и оскорбляли ее. Но добрый Лонгрен подбадривал дочку: «Э, Ассоль, — говорил он, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». И он брал девочку на руки и крепко целовал. Под влиянием отца, который ее обожал, Ассоль создала себе некий мир грез, в котором все было прекрасно, все люди были добрыми и любили друг друга. И однажды в лесу, увлеченная игрой с игрушечным кораблем и придуманной ей самой историей, девочка случайно встретилась с незнакомцем, который представился «самым главным волшебником» и рассказал ей невероятную историю, о том, что ждет ее в будущем. «Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе… Тогда ты увидишь храброго красивого принца… «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство… И ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом». И девочка поверила загадочному волшебнику. И все последующие годы продолжала жить с этой верой и ждать, когда приедет за ней ее принц. Она ждала, не обращая внимания на смех, подтрунивания и издевки людей.
А в это время где-то далеко подрастал мальчик, мечтавший стать капитаном и еще не знавший, что ему суждено исполнить мечту всей жизни одной прекрасной девушки. Грэй также жил в своем прекрасном мире. Он мечтал о море, жил этой мечтой, которая для него составляла единственно возможное счастье, объединяющее в себе «опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесную неизвестность, мелькающую любовь, цветущую свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни…»
Так жили они долгих семь лет, жили каждый своей мечтой, не зная, что постепенно идут навстречу друг другу. И, конечно же, однажды наступил день, когда они встретились. Грэй увидел спящую в тени ветвей девушку, и «всё стронулось, все усмехнулось в нем». Она сразу же пленила сердце юноши, и, поддавшись своему чувству, он снял со своего пальца кольцо и осторожно надел его на мизинец Ассоль. Девушка ничего не почувствовала. Но, проснувшись и обнаружив на пальце кольцо, она уже не сомневалась, что оно принадлежит ее принцу. Между тем, Грэй случайно узнал о мечте девушки, и это подтолкнуло его к действию. С небывалым вдохновением взялся он за воплощение своей идеи — и через несколько дней прекрасный корабль с алыми парусами был готов принять на свой борт самую главную драгоценность.
Грэй воплотил в жизнь мечту Ассоль и добился своего собственного счастья. Он знал, что его счастье — эта прекрасная девушка, которая помогла ему понять истину. А истина эта заключается в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Благодаря силе любви, искренней вере в свою мечту, соединились в одну судьбы двух людей, которые теперь навсегда сохранятся для них «в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь».
Всего: 568 слов
www.egeigia.ru
Информация для выпускников и их родителей! Итоговое сочинение (изложение)
Информация для выпускников и их родителей!
Итоговое сочинение (изложение)
2017-2018 учебный год
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.
5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
- «Верность и измена»,
- «Равнодушие и отзывчивость»,
- «Цели и средства»,
- «Смелость и трусость»,
- «Человек и общество».
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
- «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте. - «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности. - «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали. - «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. - «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
xn—-7sbabbzg7ackrqrs2i0e.xn--p1ai
Темы итогового сочинения 2016-2017 по всем направлениям
Примерные темы к итоговому сочинению 2016-2017 по всем направлениям
– Честь и бесчестие;
– Победа и поражение;
– Ошибки и опыт;
– Разум и чувства;
– Дружба и вражда.
Честь и бесчестие.
«Береги честь смолоду»«Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг).
«Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо).
Назад
Победа и поражение.
Может ли поражение стать победой?«Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон).
«Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий).
«Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди).
Назад
Ошибки и опыт.
Может ли опытный человек ошибаться?«Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль).
«Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».
Назад
Разум и чувства.
Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств»
(М.М.Пришвин).
Внутренний конфликт: чувства против разума.
«Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами» (Эрих Мария Ремарк).
«Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести» (В.Г.Белинский).
«Любовь — это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле» (А.С.Пушкин).
Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь» (Пифагор).
«Разуму не постичь надобностей сердца» (Люк де Клапье Вовенарг).
«Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г.Белинский).
«Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце» (Шиллер).
Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни» (Л.Н.Толстой)
«Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями»
(Н.В. Гоголь).
Назад
Дружба и вражда.
Может ли дружба перерасти во вражду?Что такое настоящая дружба.
«Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь).
Друг познается в беде.
Назад
Автор: Ветрова О.А.
www.egeigia.ru
Итоговое сочинение 11 класс 5 декабря 2019: темы, примеры, критерии оценивания
С собой ученикам разрешается взять лишь письменные принадлежности. Результат данного экзамена учитывается по желанию абитуриента и вуза. Переписать итоговое сочинение можно будет 6 февраля и 8 мая 2019 года.
Содержание
- Даты и основные правила написания итогового сочинения в 2018-2019 году
- Сколько нужно привести аргументов при написании итогового сочинения?
- Итоговое сочинение 11 класс 5 декабря 2019: направления тем и рекомендуемая литература
- Отцы и дети
- Мечта и реальность
- Месть и великодушие
- Искусство и ремесло
- Доброта и жестокость
- Какие могут быть темы
- Итоговое сочинение 11 класс 5 декабря 2019: критерии оценивания
- Как считаются баллы
- Шаблон итогового сочинения по русскому языку в 2018-2019 учебном году
Даты и основные правила написания итогового сочинения в 2018-2019 году
В утвержденном регламенте указано: датой написания итогового сочинения в 2018 году выбрана первая среда декабря. Дополнительными датами выбраны первые среды февраля, мая 2019 года. Дополнительные даты — это сроки, когда сочинение могут написать школьники, по уважительной причине не участвовавшие в написании 5 декабря, получившие «незачет», нарушившие дисциплину, за что их удалили с испытания.
Так, датами написания сочинения в 2018-2019 году выбраны:
- 5 декабря — заявку нужно было подать включительно до 21 апреля;
- 6 февраля — заявку нужно подать включительно до 23 января;
- 8 мая — заявку нужно подать включительно 24 апреля.
Сочинения пишут в школах, в которых учатся испытуемые. В классы их запускают в 09:00, и в 10:00 они приступают к написанию. За одной партой может сидеть только один ученик, и всех рассаживают в шахматном порядке. Участников ознакамливают с инструкцией. Итоговое сочинения нужно написать за 3 час. 55 мин.
Сколько нужно привести аргументов при написании итогового сочинения?
По словам методистов ФИПИ, нужно привести минимум один аргумент из какого-либо литературного произведения. Желательно, чтобы аргументов все же было два. Если не будет аргумента из художественного источника, то выпускник получит «незачет».
Аргументы приводят из любого произведения, как отечественного, так и зарубежного автора: прозы, стихов, дневника, мемуаров, эпосов, былин и прочего. Исключение — пословицы и поговорки.
Итоговое сочинение 11 класс 5 декабря 2019: направления тем и рекомендуемая литература
1 сентября 2018 года стали известны направления тем итогового сочинения. Всего подготовлено пять направлений, как и в прошлом году. Конкретные темы будут опубликованы в день испытания, их вышлют во все образовательные учреждения, учителя должны будут распечатать их либо написать на доске.
На каждое из представленных направлений будет дана одна тема, то есть можно будет выбрать любую из пяти предложенных. В прошлом году темы различались по Федеральным округам, но были общие для регионов, скорее всего, в этом году будет аналогичный порядок.
Отцы и дети
Представители ФИПИ комментируют, что эта тематика затрагивается во многих произведениях и раскрывается разным образом: в отношениях некоторых героев мы видим гармонию и преемственность, другие персонажи конфликтуют друг с другом.
Список литературы:
- «Детство», «Война и мир» Л.Н. Толстого.
- «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» У. Шекспира.
- «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
- «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
- «Географ глобус пропил» А. Иванова.
- «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
- «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.
- «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.
- «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
Мечта и реальность
Разработчики направления акцентируют внимание на том, что эти понятия вытекают одно из другого, но иногда противостоят друг другу, а также на том, что мечта может подменить реальность или жизнь может погубить мечту.
Хрестоматийные произведения по этой тематике:
- «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
- «Два капитана» В. Каверина.
- «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
- «Дон Кихот» М. Сервантеса.
- «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
- «Американская трагедия», «Сестра Керри» Т. Драйзера.
- «Обломов» И.А, по информации на 14:30:20. Гончарова.
- «Судьба человека» М.А. Шолохова.
- «На дне» М. Горького.
- «Алые паруса» А. Грина.
- «Три сестры» А.П. Чехова.
Месть и великодушие
Педагогами ФИПИ разъясняется, что ученики могут рассуждать на тему нравственного выбора и над тем, чем он обусловлен: личностные качества персонажей или свойства, навязанные средой (извне).
Литература:
- «Дубровский», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
- «Месть» А.П. Чехова.
- «Судьба человека», «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
- «Человек, который всегда смеется», «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.
- «Сотников» В. Быкова.
- «Василий Теркин» А.Т. Твардовского.
- «Война и мир» Л.Н. Толстого.
- «Бесы», «Идиот» Ф.М. Достоевского.
Искусство и ремесло
Здесь можно как противопоставлять, так и связывать данные понятия, обращаясь к опыту литературных героев. Предлагается поразмышлять над природой таланта и важностью усердного обучения.
Литература:
- «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
- «Чайка», «Дом с мезонином» А.П. Чехова.
- «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М.А. Булгакова.
- «На дне» М. Горького.
- «Война и мир» Л.Н. Толстого.
- «Победитель» А. Грина.
- «Слепой музыкант» В. Короленко.
- «Последний лист» О. Генри.
- «Улыбка» Р. Брэдбери.
- «Картина» Л. Гранина.
Доброта и жестокость
Еще одно направление, которое затрагивает вечные проблемы двух нравственных «полюсов» – добра и гуманности, с одной стороны, агрессии и разрушения с другой стороны.
Литература:
- «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
- «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский» А.С. Пушкина.
- «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова.
- «Гроза» Н.А. Островского.
- «Отверженные» В. Гюго.
- «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М. Достоевского.
- «Война и мир», «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
- «Олеся», «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
- «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
- «Детство», «На дне» М. Горького.
Какие могут быть темы
Комментарии специалистов ФИПИ и опыт прошлых лет позволяют предположить примерные вариации тем. Большинство из них звучит как вопрос, некоторые – как тезисы или цитаты, другие основываются на противопоставлении понятий. Причем не обязательно соглашаться с предложенным тезисом – ученик может построить свою работу «от обратного», то есть доказывать противоположную точку зрения. В построении тем педагоги будут опираться на понятность и доступность тезиса для школьников.
Примерные темы итогового сочинения 2019:
- Почему возникает конфликт поколений?
- Могут ли дети учить родителей?
- «Человек без мечты, как птица без крыльев».
- Заветная мечта и жестокая реальность.
- Как вы понимаете цитату «сладчайшая месть – это прощение»?
- Месть – проявление силы или слабости?
- Что важнее – искусство или ремесло?
- Может ли творец быть ремесленником?
- Что дает людям искусство?
- Добрыми людьми рождаются или становятся?
- Бывает ли оправданная жестокость?
- Человек как воплощение доброты и жестокости.
Итоговое сочинение 11 класс 5 декабря 2019: критерии оценивания
При анализе итогового сочинения по литературе 2019 года в первую очередь будут опираться на соответствие двум требованиям, без соблюдения которых работа не будет проверяться далее и получит «незачет»:
- объем не менее 250 слов;
- самостоятельно написанный текст (при подозрении на плагиат проверяющие имеют право обратиться к программам проверки уникальности).
Если сочинение соответствует этим требованиям, далее ее оценивают по 5 критериям. Обязательно получить «зачет» по первым двум, а также по одному из трех других. То есть, чтобы работа получила общий зачет, нужно набрать не менее трех «баллов»:
- Соответствие теме – обязательно. Здесь нужно, чтобы работа строилась на раскрытии заданного тезиса, а не подменялась другим. Используйте формулировку темы во вступлении и в заключении.
- Наличие аргументов – обязательно. Необходимо опираться на литературный материал – рассказывать о судьбе героев, цитировать авторов, можно дать отсылку к символике произведений (например, вспомнить горящее сердце Данко как символ любви к людям из «Старухи Изергиль» Горького). В работе должно быть не меньше одного аргумента.
- Композиция и логика. Заявленный во вступлении тезис должен подтверждаться или опровергаться аргументами. Чтобы соблюсти композиционные требования, постарайтесь придерживаться плана.
- Качество письменной речи. Здесь важно, чтобы предложения строились правильно, без речевых ошибок.
- Грамотность. Здесь смотрят на объем текста и количество ошибок. Если на 100 слов приходится более пяти несоответствий правилам (грамматика и пунктуация) – выставляется «незачет». Лучше посмотреть затруднительные моменты орфографии в словаре, а сложные предложения упростить, если возникли сомнения.
Как считаются баллы
Для поступающих на гуманитарные направления важно не только получить общий зачет, но и набрать наибольшее количество баллов. Рособрнадзор рекомендовал ВУЗам анализировать сочинения по таким требованиям:
Заголовок 1 | Заголовок 2 | Заголовок 3 | Заголовок 4 | Заголовок 5 |
---|---|---|---|---|
kjlhjk | yyuityu | adczxc zxc | sadfasedf | sdfgsdf |
mn,bnm, | gjhkghjk | vzxcvxzc | g xcvvcb | g sdf fsg |
gjhkjbnm, | nmbnmg | vaszdf asdf | dsfg sdf | xcv xcv g |
,bnm,b | hjkgyui | zxc zsdxf | sert wert | sdfg sdfg |
Практические советы
Представители ФИПИ утверждают, что некоторые абитуриенты используют выдуманные произведения. Прочитайте при подготовке по 1-2 книги к каждому направлению и опирайтесь на этот материал. Также не обязательно привлекать классику – можно обратиться к «Гарри Поттеру», «Властелину колец» и другим популярным произведениям – в них можно найти много аргументов на заданные вопросы.
При написании итогового сочинения в 2018-2019 году используйте такую методику:
- Выберите из предложенных тем ту, к которой сможете подобрать аргументы из литературы.
- Сформулируйте свой тезис или вопрос, на который будете отвечать. Например, тема «месть – проявление силы или слабости?». Здесь можно доказывать, что месть – удел слабых. Скажите об этом во вступлении, а в основной части приводите доказательства из произведений.
- Приведите один или два примера из литературы (например, поступок Пугачева в «Капитанской дочке», который великодушно пощадил главного героя).
- Сформулируйте вывод, опираясь на приведенные аргументы.
- Перечитайте написанное на черновике, перепроверьте все затруднительные моменты и перепишите на чистовик.
Предлагаем ознакомиться с клише (наборы фраз для построения речи) к итоговому сочинению 2019 года:
Шаблон итогового сочинения по русскому языку в 2018-2019 учебном году
Вступление должно состоять из 60-70 слов, ключевые слова должны отвечать предложенной теме и отражать основную мысль в первой части. Необходимо наметить цель сочинения. Переход к следующей мысли должен быть плавным и логическим. Можно использовать 3 варианта для написания сочинения:
Как связаны между собой понятия «…» и «…»?
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Я считаю, что…
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Попытаюсь объяснить свою точку зрения.
На этот вопрос можно ответить по-разному, но я считаю, что…
Размышляя над поставленным вопросом нельзя дать точный ответ, … (аргументировать свою мысль).
- тема-утверждение;
«…» — утверждает русская пословица. Нельзя не согласиться с данной мыслью. Ведь правда, …
«…» — утверждал (имя писателя). Это мысль, которая достойна внимания. Действительно, …
Русский писатель утверждал «…». Я считаю также, ведь…
- тема-ключевые слова.
«…» и «…». (31.41.248.72). Что значит…? А к чему может привести…?
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что значит быть … или …? Я считаю, что…
Наверное, практически перед каждым человек стоял выбор: быть … или …?
Основная часть состоит из 200-250 слов, в которой необходимо написать 1-2 аргумента. Нужно привести несколько примеров из литературных источников, которые описывают рассматриваемую проблему в сочинении (обязательно указать автора и название произведения). Аргументы можно подтвердить своими словами или жизненными примерами:
- формулировка главной мысли;
Я считаю, что…
На мой взгляд, …
Многие авторы писали об этой теме. Так, в произведении…
К теме … обращались многие русские и зарубежные писатели. В романе…
Обратимся к произведению… (ФИО автора, название).
Тема… затрагивается в романе… (ФИО автора, название).
Проблема… волновала многих писателей. Особенно яро об этом писал… (ФИО автора) в произведении…
Вспомним героя романа… (ФИО автора, название).
Идея… описана в стихотворении… (ФИО автора, название).
Автор описывает…
Поэт размышляет о…
Писатель акцентирует внимание на…
Писатель наводит на мысль…
Заключение состоит из 60-70 слов, подвести итог размышлений по теме.
Подводя итоги, я хочу сказать…
В заключении можно сказать…
Подводя итоги написанному, хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…
svegienovosti.ru