Егэ по истории когда станет обязательным – —

Содержание

Приложение — Коммерсантъ Образование (117787)

Система аттестации выпускников, упоминание о которой приводит в трепет школьников и их родителей, существует в России уже девять лет: в 2009 году ЕГЭ стал обязательным по всей стране. За это время экзамен превратился из объекта массовой критики в привычный способ контроля знаний, защищенный от сливов и других злоупотреблений.

Татьяна Еремина

Вплоть до 2000-х годов прием в российские вузы происходил по экзаменам, которые каждое образовательное учреждение назначало самостоятельно. При этом школьники сдавали и выпускные экзамены. А поскольку подростки могли поступать сразу в несколько вузов, за лето они были вынуждены проходить несколько испытаний разной степени сложности.

С 2001 по 2008 год ЕГЭ проводился в ряде регионов в качестве эксперимента, а с 2009 года стал обязательной формой контроля знаний выпускников по всей России. Сейчас его можно сдать по 14 предметам, включая биологию, географию, обществознание, физику, химию, информатику и литературу на каком-то из языков народов РФ. При этом обязательным условием допуска к ЕГЭ является успешное написание итогового сочинения и контрольной по математике.

Основными аргументами в пользу проведения ЕГЭ стали унификация выпускных и, главное, вступительных заданий; возможность для школьников из всех регионов поступить в ведущие вузы страны; искоренение коррупции, а также корректная оценка знаний выпускников — пятибалльная система с этой задачей справлялась не слишком хорошо. Кроме того, школьник получил возможность подавать документы в несколько вузов сразу, а сдавать только один экзамен — выпускной, он же вступительный.

Недостатками системы ЕГЭ стали «бездушность» и неудобный формат заданий, мешающий проявить ученикам свои таланты, например на экзамене по русскому языку. Выросла и учебная нагрузка: школьники в выпускных классах вместо изучения программы усиленно готовились к итоговым испытаниям. К тому же ряд вузов по-прежнему назначал дополнительные экзамены, поэтому выпускники выполняли двойную работу.

Кроме того, на начальном этапе проведения ЕГЭ его репутацию подпортили несколько утечек контрольно-измерительных материалов; неоднократно критиковался и способ подготовки к экзаменам: в ряде школ учеников просто натаскивали, вырабатывая у них навык давать правильные ответы на вопросы в задании.

Такую практику в Минобрнауки (сейчас — Минпросвещения) называют порочной. «Я буду очень наказывать и региональное руководство, и руководство школ за так называемое натаскивание. Потому что я убеждена: если ребенок проходит программу, то не надо бояться отвечать на те вопросы, которые у него стоят… Это неправильно, когда директор школы говорит: я буду наказывать, если у вас будет плохой ЕГЭ. Наказывать его буду я»,— заявила глава ведомства

www.kommersant.ru

ЕГЭ по истории 2019 станет шагом к более качественному образованию

В последние несколько лет страсти по ЕГЭ немного улеглись, хотя ежегодно ходят слухи об его отмене. Также в сети и среди граждан постоянно курсирует информация об очередных нововведениях. В 2018-2019 году удалось «избежать» отмены единого госэкзамена, но новшества все равно будет. Причем все ждали изменений в ЕГЭ по истории 2019, но модернизация оказалась другой.

Мнение специалистов на ЕГЭ по истории

Учителя и чиновники из сферы образования уже неоднократно поднимали вопрос о недостаточности мотивации у школьников для изучения истории. По факту дисциплину относительно достойно пытались освоить школьники, поступающие в профильный Вуз. Т. е. те дети, которым нужна была эта дисциплина в качестве экзамена. Несмотря на старания большинства учителей любовь к истории испытывает малое количество школьников. По итогам получилось новое поколение, не знающее толком историю собственной страны и близлежащих государств. Вряд ли таких лиц можно назвать всесторонне развитыми.

К тому же не стоит забывать и про отрицательное воздействие интернет-среды на таких людей. Они, не обладая знаниями, легко верят в недостоверную информацию, делая неверные выводы о родном государстве и соседних странах. В итоге это может привести к необоснованным претензиям к гражданам других стран, к непониманию исторических устоев России и другим нелицеприятным последствиям. Практика показала, что внедрение ЕГЭ по обязательным дисциплинам резко увеличило число детей, достойно осваивающих эти предметы. Потенциально внедрение госэкзамена по истории на обязательной основе принудит детей учить предмет и запоминать даты.

Пока же многие школьники не только не знают значимые исторические даты, но и путают события друг с другом, пренебрежительно относятся к весомым деятелям прошлого или совсем ничего о последних не ведают. При этом история уже в 2009 году вошла в состав предметов по выбору, доступных для сдачи ЕГЭ. Знаний это не прибавило, поэтому был поднят вопрос о внедрении дисциплины в число обязательных в ближайшие годы.

Решение относительно внедрения экзамена

Еще в прошлом году утверждено включение в рамки единого госэкзамена дополнительных обязательных предметов. Процесс подразумевает наличие этапов, позволяющих перестроиться как учителям, так и самим школьникам. В середине 2018 года многие утверждали, что вопрос с включением нового предмета в ЕГЭ 2019 уже решен, чиновники лишь выбирают дисциплину. При этом одновременное внедрение изучения второго иностранного языка само подразумевало важность этого предмета. Поэтому факт сдачи этой дисциплины был уже очевиден, но чиновники отодвинули включение «иняза» в число обязательных предметов — всем очевидно, что за 1 учебный год невероятно сложно качественно подготовиться к экзаменации по иностранному языку.

В то же время уже были готовы законопроекты, касающиеся внедрения новых дисциплин. Суть оставалась в выборе наиболее нужных. Колебания между историей и физикой были слишком длительны, есть версии, что в ближайшие годы обе дисциплины станут обязательными. Пока же решено отодвинуть сдачу ЕГЭ по истории 2019 в обязательном порядке, хотя еще в течении нескольких дней власти могут успеть поменять мнение. Пока же экзамен проходит апробацию на школьниках 9 классов. Только опять возникает вопрос, когда же дисциплина станет обязательной, ведь вскоре планируется внедрение массовой сдачи иностранного языка.

Внимание! Ольга Васильева высказалась на тему внедрения нового обязательного предмета вполне четко. Подразумевается, что обязательным станет только ЕГЭ по истории 2020. В текущем учебном году в количестве не вариативных дисциплин изменений не предусмотрено.

При этом как дисциплину по выбору историю никто не отменял, хотя уже сейчас можно понять, что в тестах прошли изменения. Пока именно такой формат экзамена будет проводиться в российских школах и в этом учебном году и, вероятно, в следующем.

Содержание КИМов и другие особенности экзамена

Теперь не у нерадивых учеников не получится методом угадывания «заработать» себе хорошую отметку. Сама структура ЕГЭ по истории 2019 подразумевает наличие самостоятельных ответов и даже исторического сочинения.

Краткие ответы подразумеваются только в 1 части экзаменационных материалов. Это 19 вопросов, проверяющие знание дат, хронологии событий, исторических терминов и т. п. Также в этой части теста подразумевается проверка умения работать с источниками, иллюстративным материалом и исторической информацией другого рода. Первая часть КИМов считается легкой, проверяющей базовые знания предмета.

Во 2 части уже не будет кратких ответов. Это будет повышенный уровень сложности вопросов. Ориентировочный перечень заданий уже известен:

  1. Вопросы с 20 по 22 требуют развернутых выводов по работе с историческим источником.
  2. В 23 вопросе потребуется решить историческую задачу или провести анализ событий из прошлого.
  3. Вопрос №24 заключается в демонстрации умения проводить аргументацию для разных исторических точек зрения.
  4. В 25 задании по сути нет самого вопроса — ученикам предложат написать историческое сочинение на одну из тем.

Под сочинение стоит понимать не 2-3 предложения, а текст, имеющий конкретную связь между историческими событиями. Причем он не может быть на вольную тему. Нужно будет коснуться определенного периода истории, выбрав одну из 3 тем.

Всего же экзамен подразумевает получение 55 первичных баллов. Как они будут переводиться в тестовые еще достоверно неизвестно. Информация об этом поступит в самое ближайшее время. Узнавать результаты можно будет так же, как и раньше — либо в своей школе, либо на официальном сайте госэкзамена.

Нюансы подготовки к ЕГЭ по истории

Планы по переводу истории в рамки обязательного предмета подразумевают наличие глубоких знаний. Поэтому школьники не смогут сдать хорошо экзамен, если выделят для занятий лишь последний учебный год. Предэкзаменационный учебный год должен быть направлен на изучение новой информации текущего периода и на повторение ранее полученных знаний, а не попытки освоить необъятное количество данных за короткий промежуток времени.

Если же учащийся достойно относился к предмету, прилагая усилия для запоминания важной информации, то он сможет без особой подготовки ответить на большую часть вопросов первой части экзамена. Только знания должны быть действительно устойчивыми, ведь ФИПИ включает в тест информацию из разных годов обучения истории. Поэтому для получения хорошего результата даже прилежным ученикам не стоит пренебрегать подготовкой.

В процесс подготовки можно включить:

  1. Повторное изучение школьных учебников.
  2. Чтение сборников по подготовке к экзамену.
  3. Составление перечня важных дат с их запоминанием.
  4. Изучение и анализ демонстрационных материалов по ЕГЭ.
  5. Многократное прохождение онлайн-тестов на базе ЕГЭ прошлых лет.
  6. Посещение репетитора или специализированных курсов по подготовке к ЕГЭ.

Причем серьезность подготовки заключается не в заучивании шаблонных действий. Такой номер с этой дисциплиной не пройдет. Важно именно знать предмет, чтобы не путаться в датах и последовательности разных исторических событий по описанию, а не цифрам.

Власти решили не накалять обстановку, но увеличить количество обязательных дисциплин все же планируют. ЕГЭ по истории 2019 выглядит предупреждающим шагом, напоминающим о том, что через несколько лет собираются довести количество обязательных экзаменов до 6 штук. Перечень приблизительно известен, история войдет в него первым пунктом. Поэтому уже сейчас надо постараться как можно более полно освоить эту дисциплину, чтобы достойно сдать госэкзамены.

Видео о ЕГЭ по истории

Источник:god2019.net

g2019.ru

Обязательный экзамен по истории — Год 2019



 

Обязательный экзамен по истории

​Единый государственный экзамен по истории станет обязательным для выпускников средней школы в 2020 году. Такое заявление сделала министр образования и науки России Ольга Васильева во время лекции «Роль и место науки и образования в сегодняшней России. Вызовы и перспективы» в Военной академии Генштаба ВВС России, передает «РИА Новости».

«В 2020 году вся страна будет сдавать историю. Потому что без знания истории невозможно двигаться дальше», — сказала Васильева.

О том, что ЕГЭ по истории должен войти в список обязательных, Васильева впервые заявила 20 февраля 2017 года. «Вот я, как историк прежде всего, убеждена, что он должен быть обязателен», — сказала она. По мнению министра, не может «человек, пройдя 11-летнее обучение, не знать своей истории». Тогда же Васильева сообщила, что новые учебники истории поступят почти во все регионы в 2017/18 учебном году.

Через неделю руководитель пресс-службы Минобрнауки Андрей Емельянов рассказал, что «готового механизма» о введении обязательного единого госэкзамена по истории России пока нет, а сам вопрос еще требует обсуждения.

Васильева, комментируя свою инициативу во время Российского инвестиционного форума в Сочи в разговоре с корреспондентом РБК, сказала, что считает, что введение нового обязательного экзамена произойдет «не раньше 2020 года». Тогда же она заявила, что Минобрнауки «прислушивается к общественному мнению» по поводу введения географии в качестве обязательного предмета во время г​осударственной итоговой аттестации (ГИА), которую проходят школьники после 9-го класса. По словам министра, многие родители выступают за введение экзамена по географии. «Мое глубочайшее убеждение: без знания родного языка, иностранного, математики, литературы, истории и географии человек не сможет жить, неважно, какое дальше он направление деятельности выберет», — заметила тогда Васильева.

История ​ станет третьим обязательным предметом для выпускников. Сейчас в качестве обязательных предметов во время единого государственного экзамена российские школьники сдают русский язык и математику.

Обязательный экзамен по истории
Обязательный экзамен по истории ​Единый государственный экзамен по истории станет обязательным для выпускников средней школы в 2020 году. Такое заявление сделала министр образования и науки

Источник: www.rbc.ru

 

Эксперты: введение обязательного ЕГЭ по истории станет катастрофой

Это может привести к полной профанации экзамена

28.03.2017 в 12:24, просмотров: 15828

К программе 11 классов может добавиться еще один предмет. ЕГЭ по истории вот-вот станет обязательным. Обязательным станет и изучение обществознания в старших классах. Эти и другие новшества, ожидающие в ближайшее время российских школьников, 27 марта обсудили в РАН участники всероссийской конференции «Стратегия преподавания истории в общеобразовательной школе»

По оценке собравшихся, ЕГЭ по истории вот-вот станет обязательным. В том числе, исходя из воспитательной роли данного предмета.

— Мы практически подошли к тому, что история станет обязательным предметом в школе и в том числе обязательным ЕГЭ, хотя окончательное решение по этому поводу еще не принято, — сообщил президент РГГУ, зампредседателя Ассоциации учителей истории и обществознания Ефим Пивовар.

При этом программу 11 классов, возможно, изменят таким образом, чтобы на изучение этого нового обязательного предмета пришлось побольше часов. Например, через введение нового предмета «Современная Россия», который объединит новейшую историю нашей страны с обществознанием и даже с географией, изучение которой сейчас заканчивается в 10 классе.

Однако одной лишь ломкой учебного процесса в выпускном классе, в случае введения обязательного ЕГЭ по истории, дело не ограничится. Последствия этого решения могут оказаться поистине трагическими, поскольку приведут либо к многократному росту числа детей, не получивших аттестат о среднем образовании, либо к полной профанации экзамена и массовой фальсификации его результатов.

История, как явствует из многолетних наблюдений за результатами ЕГЭ, является одним из самых сложных предметов. Средний балл сегодня составляет лишь 48, а без малого 17% участников этого экзамена не преодолевают даже минимального порога. Другими словами, получают «двойку». Причем, все они — выпускники, особо мотивированные на сдачу именного этого предмета, поскольку выбрали его сами. Каких же результатов ждать, если на историю погонят всех?!

Непонятно, и как быть с ГИА в 9 классах, после которых из школы отсеивается сотни тысяч ребят, идущих не в 10 классы, а в систему среднего профтехобразования. Историю, ставшую обязательной для ЕГЭ, придется сдавать и им, и те, кто не сдадут этого экзамена и останутся без аттестата (а их будет еще больше, чем в 11 классе), не смогут поступить даже в ПТУ. И что, спрашивается, им тогда делать?

— Когда я спрашиваю, зачем вводить обязательный ЕГЭ по истории, мне отвечают: чтобы учили этот предмет! — заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. — Но учить историю ведь надо не в 11 классе, а во всех классах! А эти, текущие знания проверяются не на ЕГЭ, а другими механизмами — всероссийскими проверочными работами (ВПР) и национальным исследованием качества образования (НИКО). И знания школьников по истории с их помощью проверяются уже с апреля прошлого года. Пока — выборочно, а со временем — и во всех классах.

Получается, что единственный способ ввести обязательный ЕГЭ по истории, не рубя под корень весь школьный выпуск — разбить его на базовый и профильный уровень, сделав первый максимально облегченным. Но это ведь и есть та самая профанация.

Между тем, как сообщил глава думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов, практически готова и в ближайшие дни будет передана в Минобрнауки новая концепция преподавания школьного обществознания. В ее рамках по инициативе министерства в 10-11 классах изучение этого предмета на базовом уровне вновь становится обязательным для всех. (Сейчас, к примеру, в математических классах этот предмет могут не изучать). Для подготовки же к ЕГЭ предполагается изучение обществознания на профильном уровне. Содержание предмета дополнят 3 новых раздела: финансовая грамотность, местное самоуправление и сетевые коммуникации. В основной школе — 6-8 классах — изучать обществознание будут один час в неделю, а в старшей школе (на профильном уровне) — более 2 часов в неделю.

Эксперты: введение обязательного ЕГЭ по истории станет катастрофой
К программе 11 классов может добавиться еще один предмет. ЕГЭ по истории вот-вот станет обязательным. Обязательным станет и изучение обществознания в старших классах. Эти и другие новшества, ожидающие в ближайшее время российских школьников, 27 марта обсудили в РАН участники всероссийской конференции «Стратегия преподавания истории в общеобразовательной школе»

Источник: www.mk.ru

 

ЕГЭ в 2019 году: обязательные предметы и изменения

Несмотря на неоднозначное отношение к обязательным государственным экзаменам среди выпускников школ и их родителей, отмены ЕГЭ в 2019 году точно ожидать не стоит. Судя по тенденции, имевшей место в 2017 и 2018 годах, к выпускным испытаниям ученикам придется готовиться еще более качественно и начинать подготовку не в начале 11 класса, а гораздо раньше.

Если в 2018-2019 учебном году вам предстоит закончить школу и выбрать ВУЗ, настоятельно рекомендуем уже сегодня заинтересоваться такими вопросами, как:

Обязательные предметы

Хотя сегодня еще рано говорить о каких-либо окончательных решениях относительно итоговых испытаний, которые должны состояться в 2018-2019 учебном году, все же сотрудники Минобрнауки готовы слегка приоткрыть завесу таинственности. Нам удалось узнать, что в 2019 году в ЕГЭ точно появятся новые обязательные предметы.

Общее количество обязательных предметов пока не определено. Над этим работает команда специалистов, взвешивающих все ЗА и ПРОТИВ введения новых испытаний по тем или иным предметам.

К обязательным предметам (базовой либо профильной математике и русскому языку) в 2019 точно добавится история. В Минобрнауки акцентируют внимание на том, что каждый гражданин должен знать историю своей страны и уметь отличать исторические факты от профанаций и фейков, которые в последние годы стали появляться все чаще на фоне противостояния стран в информационном поле.

В качестве предмета по выбору выпускники смогут выбрать:

В списке доступных для сдачи иностранных языков будут присутствовать: английский, немецкий, французский, испанский и китайский.

Как и ранее, испытания для будущих абитуриентов начнутся еще в начале зимы написанием уже ставшего традиционным стартом выпускной кампании декабрьским сочинением.

Таким образом, уже сегодня, учась в 10-м классе, будущие выпускники должны определиться с тем, в каком направлении им хотелось бы продолжить обучение и определиться, сколько и каких предметов им для этого необходимо слать на ЕГЭ в 2019 году.

Нововведения и изменения в ЕГЭ 2019 года

Если верить обещаниям Васильевой, то кардинальных изменений в сезоне 2018-2019 года не будет. Нововведения, внедренные в 2017 и 2018 годах, отлично зарекомендовали себя, а потому сохранятся и в новых экзаменационных билетах.

Ожидаются такие важные изменения:

  • Обязательная устная часть в ЕГЭ по русскому языку (экзамен будет разделен на два дня).
  • Разработка новых КИМ по литературе, ориентированных на раскрытие творческого потенциала экзаменуемого.
  • Добавление в билеты по математике так называемых «интегрированных задач», для решения которых ученикам необходимо будет аккумулировать знания из разных областей алгебры и геометрии.
  • Экзамен по информатике будет проходить только с использованием ПК (без «бумажной» части).
  • Ужесточение правил, направленных на обеспечение достоверности полученного результата.

Возможно для школьников, не достаточно ответственно подходивших к изучению отдельных предметов и осознавших недостаток знаний лишь перейдя в 11 класс, информация о том, сколько предметов предстоит сдавать на ЕГЭ в 2019 году, окажется пугающей. Но, целью таких нововведений является обеспечение конкурентных ВУЗов страны студентами, обладающими необходимым объемом знаний.

Больше о нововведениях, которые ожидаются в Едином Государственном Экзамене смотрите в интервью Ольги Васильевой.

Минимальные и проходные баллы

Выполняя задания ЕГЭ, выпускник набирает тестовые баллы, которые после преобразуются в итоговые результаты по определенной шкале. Произойдут ли изменения в таблице 2019 года пока не известно. Но, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что останется система минимального и проходного балла.

  • Минимальный балл – необходимое условие для получения документа об образовании. Набрать минимальный балл по предметам не сложно. Для этого достаточно владеть теорией и практикой на базовом уровне.
  • Проходной балл – необходимое условие для вступления в выбранный выпускником ВУЗ. Информацию о проходных баллах для определенной специальности в интересующем университете стоит искать на официальном сайте учебного заведения.

Из хороших новостей можно выделить тот факт, что в 2019 году можно будет пересдать не только обязательные предметы, а и любой экзамен ЕГЭ. Но, только один!

Для выпускников прошлых лет, получивших неудовлетворительный результат а также для тех, кто «завалил» более 1 предмета или был уличен в нарушении дисциплины пересдач не будет.

Если выпускник не смог явиться в день испытания по уважительной причине (подтвержденной документально), то он получит еще 2 попытки.

  • в резервный день сессии;
  • во время осенней сессии.

Поскольку сертификат ЕГЭ сохраняет свою актуальность на протяжении 4-х лет, осенняя пересдача открывает перед выпускником перспективу вступления в ВУЗ на следующий год, или даже в 2019-2020 на факультеты, имеющие недобор студентов.

Подготовка

Читая нашу статью уже сегодня, вы вовремя замаслились о подготовке к итоговым испытаниям, которые ожидают вас в 11-м классе.

Опытные преподаватели, за плечами которых годы эффективной подготовки выпускников к сдаче Единого Государственного Экзамена, рекомендуют идти к намеченной цели по такому алгоритму:

  • Определить, на какой факультет хотелось бы поступить.
  • Ознакомиться с тем, какие обязательные предметы (сертификаты ЕГЭ) требует ВУЗ от абитуриентов в 2019 году.
  • Ознакомиться с тем, какие изменения ожидаются в 2019 году по основным предметам ЕГЭ (в этом поможет официальный сайт ФИПИ).
  • Поэтапно повторить все темы школьного курса по предметам, практикуя решение пробных билетов 2018 и 2019 года.
  • Посещать курсы подготовки к ЕГЭ или обратиться к репетитору.

К сожалению, практика показывает, что просто хорошего знания предмета мало для успешной сдачи ЕГЭ. Необходима практика решения заданий определенного типа. Приобретая опыт решения билетов ЕГЭ во время подготовки к экзаменам, ученики формируют стратегию выполнения заданий и приобретают уверенность в собственных силах, что является незаменимым помощником в достижении успеха.

ЕГЭ в 2019 году: обязательные предметы и изменения
Узнайте, какие изменения обещает Минобрнауки в ЕГЭ 2019 года, а также какие обязательные предметы предстоит вскоре сдавать выпускникам 11 класса

Источник: 2019-god.com

 

От редакции

Назад в историю

Почему рискованно делать ЕГЭ по истории обязательным

Министр образования Ольга Васильева заявила, что с 2020 года в России планируется сделать ЕГЭ по истории обязательным для всех выпускников школ. Несмотря на популярность в России лозунгов вроде «Без прошлого нет будущего», идея кажется спорной. В нынешней ситуации он может превратиться в аналог экзамена по идеологии и стать угрозой и без того не выдающемуся качеству высшего образования в стране.

Сейчас в перечень единого госэкзамена входит 14 предметов: русский язык, математика (базовая и профильная, для гуманитариев — попроще, для будущих математиков с физиками — посложнее), физика, химия, история с обществознанием (не факт, что эти два предмета вообще нужно разделять), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биология, география, четыре иностранных языка (английский, немецкий, французский и испанский), а также литература. Все это в большинстве своем вполне конкретные предметы с понятной специализацией.

Однако обязательных для всех выпускников государственных экзаменов из этих 14 предметов только два — в этом году это русский язык и математика. Остальные экзамены зависят исключительно от профиля выбранной выпускником специальности. Получается вполне логичная система. Пока ЕГЭ по истории не обязательный — его не сдают, например, будущие физики, биологи, химики, математики. Те абитуриенты, чья сфера знаний в принципе не зависит от знания какой-бы то ни было истории. Ну, разве только от знания истории своей науки и смежных с ней областей.

Понятно, что введение третьего обязательного экзамена для выпускников увеличит для них нагрузку. Но дело даже не в этой нагрузке.

Русский язык, понятное дело, нужно знать каждому человеку, который собирается получать высшее образование на русском языке. Да и вообще любому, кто хочет работать в России. Почему обязательна математика — тоже понятно. В математике, как и в физике, есть некий набор истин, не подвергающихся сомнению. К тому же именно математика не только помогает нам правильно посчитать, сколько мы получим денег по банковскому вкладу и заплатим по кредиту, но и вообще является универсальным языком для множества других наук. В этом смысле математика — тоже язык, причем всемирный.

В истории пространство точного знания крайне ограничено — это наука интерпретаций, причем часто критически зависимых от текущей политической конъюнктуры. История становится ареной настоящих битв трактовок.

Денис Драгунский о разумном соотношении общественного и личного

Особенно рискованно делать ЕГЭ по истории обязательным как раз в нынешней российской ситуации. Общество уже который год водит хороводы вокруг нескольких тем и никак не может прийти даже к видимости консенсуса. Иван Грозный и Сталин — выдающиеся политики-государственники, достойные памятников и почитания, или кровавые палачи и убийцы? Распад СССР — дело рук внешних врагов или следствие предельной неэффективности советской системы? Особняком в российских исторических дискуссиях стоит тема Второй мировой войны.

В ситуации, когда государство говорит о необходимости единого учебника истории, когда у нас постоянно идут разговоры о том, чтобы принять закон о некой единой государственной идеологии и даже записать соответствующее положение в Конституцию, обязательный ЕГЭ по истории как раз рискует стать экзаменом по идеологии. Существует риск, что проверяться на нем будет не столько знание реальных исторических фактов, их причин и следствий, сколько способность выпускников вызубрить «единственно правильную версию истории».

Но кроме чисто российских проблем стоит помнить, что история везде и всегда будет состоять из разных версий и взглядов. Поэтому единый учебник по истории и обязательный ЕГЭ, который явно придется строить на таком учебнике или на неких единых методических рекомендациях, скорее будет разобщать нацию, чем сближать.

Виктория Волошина о том, как управляющие теряют контакт с управляемыми

Если ЕГЭ по истории станет обязательным, способные ребята, не сдав его, не смогут стать физиками, математиками, представителями других жизненно важных для нормального развития России сфер знаний. В конце концов, если же смысл в том, чтобы просто сделать еще один обязательный ЕГЭ по гуманитарному предмету — пусть это будет литература. Вокруг нее тоже кипят идеологические споры, но все-таки она учит людей мыслить гораздо лучше, чем простое заучивание исторических фактов с идеологизированным анализом их причин.

Когда министр образования Ольга Васильева говорит, что историю важно знать каждому, — с ней трудно спорить. Это правда. Причем историю России не знают у нас не только школьники, но и многие депутаты, чиновники, телеведущие, публично высказывающие совершенно дикие версии и трактовки исторических событий. Есть совсем уж нелепые примеры, получившие всероссийскую известность: вроде заявления орловского губернатора Вадима Потомского о «путешествии» Ивана Грозного с сыном в Петербург или знаменитой фразы одной из создателей движения «Антимайдан» сенатора Дмитрия Саблина о том, что «некоторые русофобы называют императрицу Екатерину Великую немкой».

Важнее, чем вызубрить сочиненный государством для своих текущих нужд вариант истории, думать о будущем страны. И не превращать ЕГЭ в фильтр для этого будущего.

На фоне разговоров об утечке мозгов из России нам только не хватало, чтобы способные ребята отсеивались на пути в вузы, не связанные с историческим знанием, по сугубо политическим причинам или просто из их нелюбви к истории. Вузы должны готовить прежде всего высококлассных профессионалов, но не обязательно патриотов в том смысле, который придает этому слову конкретное начальство.

От редакции
Министр образования Ольга Васильева заявила, что с 2020 года в России планируется сделать ЕГЭ по истории обязательным для всех выпускников школ. Несмотря на популярность в России лозунгов вроде «Без прошлого нет будущего», идея кажется спорной. В нынешней ситуации он может превратиться в аналог экзамена по идеологии и стать угрозой и без того не выдающемуся качеству высшего образования в стране.

Источник: www.gazeta.ru

 

Обязательный ЕГЭ по истории: в чем проблема новой инициативы министерства образования?

Olesia Vlasova

18 мая министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что в 2020 году ЕГЭ по истории станет обязательным для выпускников всех российских школ. Известный историк Александр Каменский рассказал «Теориям и практикам», почему еще один обязательный экзамен может вызвать у учеников совсем не ту реакцию, на которую рассчитывают в министерстве образования.

Александр Борисович Каменский

историк, профессор, руководитель Школы исторических наук факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики, автор статей, монографий и книг по истории России

Во-первых, нужно понять, какую цель преследует введение единого экзамена по истории как обязательного. На мой взгляд, это вызовет скорее реакцию отторжения, будет культивировать неприятие учениками истории — как это всегда бывает с тем, что становится обязательным. Особенно это касается школьников, поступающих в технические, а не гуманитарные вузы, тех, кто и так не имеет большого интереса к истории.

Сегодняшние выпускники сдают два обязательных предмета, при этом еще и готовясь к сдаче тех единых экзаменов, которые им нужны для поступления в вуз. Если введут еще один обязательный экзамен, у абитуриентов появятся дополнительные трудности: подготовка сильно усложнится, нагрузка увеличится. Особенно если иметь в виду, что история — область знания, в которой объем информации велик, а ЕГЭ построен таким образом, что эту информацию в значительной степени нужно заучивать чуть ли не наизусть.

«Если ученик какого-то интереса к предмету не проявляет, то оканчивает школу, убежденный, что все было в прошлом именно так, как написано в учебнике, а в учебнике написано вообще все, что в прошлом происходило»

Во-вторых, если ЕГЭ по истории становится обязательным, надо понять, какие курсы по истории нужно преподавать в вузе, потому что сегодня курс по истории является обязательным для студентов всех специальностей. Вопрос, каким должен быть такой курс, абсолютно не продуман.

И, в-третьих, самое главное. На мой взгляд, у нас нет четкого представления о том, что значит знать историю. Если ЕГЭ по истории сводится к тому, что ученик должен проявить свои способности в запоминании дат и имен, то лично у меня большое сомнение, что в результате мы получим то, что можно назвать знанием истории. Оно как раз вовсе не сводится к зазубриванию. Да, единый экзамен на сегодняшний день состоит из нескольких частей, и есть части, которые предусматривают не только хорошую память, но и проявление аналитических способностей, какое-то понимание истории. Эта часть в ЕГЭ важна в первую очередь для тех, кто поступает на соответствующие специальности в вузах. Однако трудно рассчитывать, что те, кто будет поступать в технические вузы, станут делать акцент при подготовке именно на эту часть. Они будут пытаться хоть как-то сдать этот экзамен и для этого будут просто зазубривать имена и даты. К образованности человека это имеет весьма слабое отношение.

Проблема на самом деле глубже. Речь о том, как вообще сегодня в школе преподается история, что представляет собой стандарт по истории. Это масштабный вопрос, в нем много разных нерешенных аспектов. Если вкратце, то историю в школе сегодня преподают так, что если ученик какого-то интереса к предмету не проявляет, то оканчивает школу, убежденный, что, во-первых, все было в прошлом именно так, как написано в учебнике, а во-вторых , что в учебнике написано вообще все, что в прошлом происходило.

Я считаю, что преподавание истории должно быть прежде всего нацелено на понимание, умение рассуждать, думать и анализировать. Но это предполагает коренную перестройку вообще всей системы школьного преподавания истории, на это вряд ли можно рассчитывать. Именно поэтому само содержание единого экзамена по истории, видимо, тоже должно корректироваться, его нужно продумывать, обсуждать. Можно, например, различать разные его уровни — одни для тех, кто результаты этого экзамена предъявляет при поступлении в вузы, и другие для тех, для кого он такой роли не играет. С этой точки зрения утешает, что не планируется вводить обязательный ЕГЭ по истории буквально со следующего года. Три года — достаточный срок, чтобы все обсудить, подготовить и если уж вводить новый обязательный экзамен, то, по крайней мере, делать это разумно и продуманно. Хотя мне представляется, что уже к моменту заявления о том, что вводится такой экзамен, нужно было как-то подготовиться, продумать переход к новой системе, составить какую-то дорожную карту, условно говоря. Есть ли такая карта в министерстве, мне не известно.

Обязательный ЕГЭ по — истории: в — чем проблема новой инициативы министерства образования?
18 мая министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что в 2020 году ЕГЭ по истории станет обязательным для выпускников всех российских школ. Известный историк Але…

Источник: theoryandpractice.ru

Похожие статьи:

Государственный выпускной экзамен гвэ в 9 классе 2019


Загрузка…



2019-2019.ru

Назад в историю. Почему рискованно делать ЕГЭ по истории обязательным?

Министр образования Ольга Васильева заявила, что с 2020 года в России планируется сделать ЕГЭ по истории обязательным для всех выпускников школ. Несмотря на популярность в России лозунгов вроде «Без прошлого нет будущего», идея кажется спорной. В нынешней ситуации он может превратиться в аналог экзамена по идеологии и стать угрозой и без того не выдающемуся качеству высшего образования в стране.

Сейчас в перечень Единого госэкзамена входит 14 предметов: русский язык, математика (базовая и профильная, для гуманитариев — попроще, для будущих математиков с физиками — посложнее), физика, химия, история с обществознанием (не факт, что эти два предмета вообще нужно разделять), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биология, география, четыре иностранных языка (английский, немецкий, французский и испанский), а также литература. Все это в большинстве своем вполне конкретные предметы с понятной специализацией.

Однако обязательных для всех выпускников государственных экзаменов из этих 14 предметов только два — в этом году это русский язык и математика. Остальные экзамены зависят исключительно от профиля выбранной выпускником специальности. Получается вполне логичная система. Пока ЕГЭ по истории не обязательный — его не сдают, например, будущие физики, биологи, химики, математики. Те абитуриенты, чья сфера знаний в принципе не зависят от знания какой-бы то ни было истории. Ну, разве только от знания истории своей науки и смежных с ней областей.

Понятно, что введение третьего обязательного экзамена для выпускников увеличит для них нагрузку. Но дело даже не в этой нагрузке.

Русский язык, понятное дело, нужно знать каждому человеку, который собирается получать высшее образование на русском языке. Да и вообще любому, кто хочет работать в России. Почему обязательна математика — тоже понятно. В математике, как и в физике, есть некий набор истин, не подвергающихся сомнению. К тому же именно математика не только помогает нам правильно посчитать, сколько мы получим денег по банковскому вкладу и заплатим по кредиту, но и вообще является универсальным языком для множества других наук. В этом смысле математика — тоже язык, причем всемирный.

В истории пространство точного знания крайне ограничено — это наука интерпретаций, причем часто критически зависимых от текущей политической конъюнктуры. История становится ареной настоящих битв трактовок.
Особенно рискованно делать ЕГЭ по истории обязательным как раз в нынешней российской ситуации. Общество уже который год водит хороводы вокруг нескольких тем и никак не может прийти даже к видимости консенсуса. Иван Грозный и Сталин — выдающиеся политики-государственники, достойные памятников и почитания, или кровавые палачи и убийцы? Распад СССР — дело рук внешних врагов или следствие предельной неэффективности советской системы? Особняком в российских исторических дискуссиях стоит тема Второй мировой войны.

В ситуации, когда государство говорит о необходимости единого учебника истории, когда у нас постоянно идут разговоры о том, чтобы принять закон о некой единой государственной идеологии и даже записать соответствующее положение в Конституцию, обязательный ЕГЭ по истории как раз рискует стать экзаменом по идеологии. Существует риск, что проверяться на нем будет не столько знание реальных исторических фактов, их причин и следствий, сколько способность выпускников вызубрить «единственно правильную версию истории».

Но кроме чисто российских проблем стоит помнить, что история везде и всегда будет состоять из разных версий и взглядов. Поэтому единый учебник по истории и обязательный ЕГЭ, который явно придется строить на таком учебнике или на неких единых методических рекомендациях, скорее будет разобщать нацию, чем сближать.

Если ЕГЭ по истории станет обязательным, способные ребята, не сдав его, не смогут стать физиками, математиками, представителями других жизненно важных для нормального развития России сфер знаний. В конце концов, если же смысл в том, чтобы просто сделать еще один обязательный ЕГЭ по гуманитарному предмету — пусть это будет литература. Вокруг нее тоже кипят идеологические споры, но все-таки она учит людей мыслить гораздо лучше, чем простое заучивание исторических фактов с идеологизированным анализом их причин.

Когда министр образования Ольга Васильева говорит, что историю важно знать каждому — с ней трудно спорить. Это правда. Причем историю России не знают у нас не только школьники, но и многие депутаты, чиновники, телеведущие, публично выказывающие совершенно дикие версии и трактовки исторических событий. Есть совсем уж нелепые примеры, получившие всероссийскую известность: вроде заявления орловского губернатора Вадима Потомского о «путешествии» Ивана Грозного с сыном в Петербург или знаменитой фразы одной из создателей движения «Антимайдан», сенатора Дмитрия Саблина о том, что «некоторые русофобы называют императрицу Екатерину Великую немкой».

Важнее, чем вызубрить сочиненный государством для своих текущих нужд вариант истории, думать о будущем страны. И не превращать ЕГЭ в фильтр для этого будущего.

На фоне разговоров об утечке мозгов из России нам только не хватало, чтобы способные ребята отсеивались на пути в вузы, не связанные с историческим знанием, по сугубо политическим причинам или просто из их нелюбви к истории. Вузы должны готовить, прежде всего, высококлассных профессионалов, но не обязательно патриотов в том смысле, который придает этому слову конкретное начальство.

maxpark.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *