пособия и рекомендации / Содержание блога / Статьи о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ на Ege-Merlin.ru
Если не принимать во внимание природоведение, изучение биологии начинается в шестом классе школы. Так как многих детей, в виду их любознательности, привлекает мир растений, интересует жизнь животных, насекомых и птиц, биология представляется неплохим вариантом при выборе дополнительного предмета для сдачи ОГЭ. Она кажется несложной, но это впечатление обманчиво. Вообще, нет абсолютно легких предметов, именно поэтому мы советуем отнестись к экзамену в 9-ом классе как к пробному испытанию перед ЕГЭ и остановить свой выбор на одних и тех же дисциплинах.
Особенности экзамена
Сдавая ОГЭ по биологии, следует рассчитывать только на себя, ведь на этом экзамене не будет вспомогательных таблиц и атласов, как на химии и географии – разрешены лишь карандаш, ручка и линейка. В 2018 году в структуру испытания составителями не было внесено никаких изменений: 28 заданий-тестов в первой части и четыре – с развернутым ответом во второй; времени на написание дается предостаточно – за 180 минут получится не только поразмыслить над ответом, но также перенести его с черновика на бланк. Оценка «отлично» ставится, если количество набранных баллов будет от 37 до 46, оценка «хорошо» требует от 26 до 36 баллов, чтобы получить «удовлетворительно» нужно набрать 13 баллов минимум.
Подготовка к экзамену
Тест охватывает четыре раздела или блока, каждый из которых включает в себя солидный пласт информации:
- Биология как наука.
- Признаки организмов и их связь с окружающей средой.
- Эволюция, многообразие и система живой природы.
- Человек и его здоровье.
Ознакомиться с подробным содержанием и всем списком тем можно прочитав Спецификатор, находящийся в свободном доступе на сайте ФИПИ.
Для того чтобы успешно сдать ОГЭ по биологии помимо знания теории следует обладать навыками анализа результатов научных исследований, уметь работать с графиками и таблицами биологического содержания, а также составлять рационы питания. Всё это нужно учитывать при подготовке, и именно поэтому лучше всего заниматься с репетитором или в группе, записавшись на соответствующие курсы. В том случае, если вы решили готовиться самостоятельно, рекомендуем использовать следующие пособия или им подобные:
- Я сдам ОГЭ! Биология. Типовые задания. Технология решения / Скворцов П. М., Котелевская Я. В. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
- Подготовка к ОГЭ 2018. Диагностические работы. Биология. ФГОС / Саленко В. С. – М.: Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО), 2018. – 112 с. При составлении этого пособия учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта. Оно предназначено для закрепления практических навыков при подготовке к ОГЭ по биологии. Представленные в нём варианты диагностических работ соответствуют контрольно-измерительным материалам от Федерального института педагогических измерений. В конце пособия содержатся ответы к тестам, а также критерии для оценивания заданий с аргументированным ответом, что делает возможной самостоятельную подготовку.
- Биология в таблицах и схемах / Сост. Онищенко А.В. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008. – 128 с. Это пособие представляет своего рода набор шпаргалок и дидактических материалов с заданиями, которые помогут освежить в памяти всё то, что вы забыли, если, конечно, учили. Если предыдущие издания необходимо приобретать, то это вы без труда найдете в сети и, мы уверены, оцените по достоинству.
- Биология человека в таблицах и схемах / Резанова Е. А., Антонова И. П., Резанов А. А. – М.: Арт-диал, 2008. – 208 с. Главным достоинством этого пособия является наглядность. Оно содержит в себе множество схем, таблиц и рисунков, благодаря которым существенно упрощается изучение анатомии, физиологии и гигиены человека в рамках школьного курса. Содержание позволяет быстро сориентироваться и отыскать то, что нужно. Эта книга станет незаменимой не только при подготовке к государственному экзамену в 9-м классе, но и к ЕГЭ.
- Биология в схемах, таблицах и рисунках. Учебное пособие / Шустанова Т. А. – М.: Феникс, 2018. – 447 с.
Ежегодно выпускаются десятки пособий и справочников, посвященных подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, и часто, если сам экзамен не претерпел никаких изменений, книга издается в новой обложке, но с тем же содержанием. Поэтому, в случае биологии, в магазине вы можете смело спрашивать книги с пометкой 2016 и 2017, а не 2018, либо их позаимствовать у тех, кто уже поступил. Помните, наука меняется постепенно, и информация может оставаться актуальной годами.
ege-merlin.ru
Материал для подготовке к ОГЭ по биологии 9 класс
учитель биологии Ермакова Е.П.
Методические рекомендации по разработке и экспертизе тестовых материалов для подготовке обучающихся к ГИА по биологии.
Для подготовки к экзамену следует пользоваться школьными учебниками последних изданий и дополнительной литературой.
На экзамене по биологии необходимо:
Знание главных понятий, закономерностей, законов, касающихся строения и жизнедеятельности живых организмов, развития живой природы.
Знание классификации живых организмов.
Умения делать выводы, оперировать понятиями, приводить примеры, осмысливать знания.
Подготовка к экзамену:
В течении года проводились дополнительные занятия – консультации.
Выработана особая организация учебной деятельности на уроках, рассматриваются разделы, которые потребуются на ОГЭ.
Учащимся говорила, какие темы повторить и задавала вопросы к этим темам в форме ОГЭ.
Организовала взаимодействие, сотрудничество с родителями с целью оказания помощи и поддержки их детям в подготовке к ОГЭ.
Выполняли тренировочные задания по каждой теме в формате ОГЭ.
Проводила курс интенсивной подготовки.
Спецификация
Назначение работы:
Промежуточная оценка уровня подготовки учащихся 9 класса по биологии.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
Обязательный минимум содержания образовательной программы по биологии базисного учебного плана и требования к уровню подготовки учащихся.
Структура работы:
Тестовые задания предназначены для текущей проверки знаний, на уроках при повторении раздела: «Царства Бактерии и Грибы».
Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания, А (базового уровня сложности) с выбором ответа, В(повышенного уровня сложности) на продолжение определения и установления соответствия, С (высокого уровня сложности) с развернутым ответом.
Задания с выбором ответа самые многочисленные в тестовой работе. Они построены на материале всего раздела «Царства Бактерии и Грибы».
Выполнение заданий с выбором ответа предполагает использование заданий для подтверждения правильности одного из четырех предложенных вариантов ответа.
Задания с кратким ответом также построены на материале этого раздела, но в отличии от заданий с выбором ответа имеют повышенный уровень сложности. Это проявляется, прежде всего, в том, что выполнение таких заданий предполагает:
а) осуществление большого числа учебных действий, чем в случае заданий с выбором ответа;
б) самостоятельное формулирование и запись ответа.
В тестовой работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
Задания на установление соответствия позиций.
Задания «дополните».
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение работы по биологии дается 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания.
Часть 1 содержит 25 заданий (А1 – А25). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в работе.
Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1 –В4). Для заданий части 2 ответ записывается в работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 содержит 3 задания (С1 – С3), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.
Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас остается время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
ГИА по биологии в 9 классе по теме «Царства. Бактерии. Грибы».
При выполнении заданий с выбором ответа (А1 – А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. |
Часть 1
А1. Какая из наук изучает грибы?
вирусология
зоология
микология
ботаника
А2. Какие бактерии являются возбудителями опасных инфекционных заболеваний?
нитрофицирующие
сапротрофные
клубеньковые
патогенные
А3. На каком трофическом (пищевом) уровне располагаются бактерии и грибы, разлагающие органические остатки до минеральных веществ?
первом
втором
третьем
последнем
А4. Какой из организмов не имеет оформленного ядра?
споровики
синезеленые водоросли
пеницилл
хламидомонада
А5. К какой группе грибов относится мукор?
шляпочные грибы
плесневые грибы
дрожжи
грибы-паразиты
А6. Какая наука изучает спорынью?
вирусология
зоология
микология
ботаника
А7. Какой способ размножения характерен для бактерий?
спорами
фрагментами
семенами
делением на 2 клетки
А8. Какой из грибов является многоклеточным?
пеницилл
мукор
дрожжи
белая плесень
А9. Какой из грибов является одноклеточным?
пеницилл
мукор
головня
спорынья
А10. К какой группе грибов относится опенок?
шляпочные
плесневые
дрожжи
грибы-паразиты
А11. Какие из бактерий образуют симбиоз с бобовыми растениями?
нитрофицирующие
сапротрофные
клубеньковые
патогенные
А12. Возбудителями такого заболевания человека как туберкулез является:
бактерии
грибы
вирусы
простейшие
А13. Какое из перечисленных заболеваний вызвано бактериями?
цинга
рахит
чума
бронхит
А14. Какие из перечисленных организмов выращивают для получения пеницилла?
бактерии
плесневые грибы
мхи
вирусы
А15. Грибы по способу питания относят к:
аэробам
анаэробам
гетеротрофам
автотрофам
А16. Какие грибы используют в хлебопечении?
дрожжи
шляпочные
плесневые
головные
А17. Какие грибы используют для получения антибиотиков?
дрожжи
шляпочные
плесневые
головные
А18. Какие грибы вызывают заболевания растений?
дрожжи
шляпочные
масленок
головные
А19. какие грибы способны образовать симбиоз с высшими растениями?
дрожжи
шляпочные
плесневые
головные
А20. Микориза – это симбиоз…
гриба и водоросли
гриба и корней высших растений
бактерий и бобовых растений
бактерий и грибов
А21. Какой из перечисленных организмов вызывает грипп?
бактерии
простейшие
вирусы
грибы
А22. Какие организмы используют для получения кисломолочных продуктов?
растения
животные
грибы
бактерии
А23. Для сохранения многообразия грибов при их сборе нельзя повреждать грибницу, т.к. она:
улучшает плодородие почвы
служит местом образования спор
защищает почву от размывания водой
поглощает из почвы воду и минеральные вещества
А24. Неблагоприятные условия для жизни бактерий создаются при:
квашении капусты
приготовлении кефира
консервировании грибов
закладке силоса
А25. К какой группе организмов относят бактерии
к гетеротрофным
к автотрофным
к симбионтам
к продуцентам
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В1 – В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1. Характерные признаки царства Грибов –
Выберите три верных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Ответ:———-
наличие хитина в оболочке клетки
ограниченный рост
автотрофный тип питания
гетеротрофный тип питания
отсутствие в клетках ядра
неограниченный рост
В2. Установите соответствие между организмом и типом питания. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Организм | Тип питания |
А) хламидоманада | 1) автотрофный |
Б) железобактерия | 2) гетеротрофный |
В) сфагнум | |
Г)шампиньон | |
Д) мукор | |
Е) сосна |
Ответ:
В3. Установите правильную последовательность образования спор у бактерий при неблагоприятных условиях. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Цитоплазма бактериальной клетки сжимаясь отходит от материнской оболочки
Цитоплазма округляется
Образуется внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку
Образуется спора
Споры разносятся ветром, водой и т.д.
в благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.
В4. Вставьте в текст «Ядро» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Ядро.
Клетки растений, грибов и животных имеют ядро. Их относят к ——(А). Клетки бактерий ядра не имеют —-(Б). В ядре содержатся__(В). Неспирализованная молекула ДНК с белками и ядрышками.
Перечень терминов:
ядерная оболочка
хроматин
эукариотная
внутреннее содержимое ядра
прокариотам
хромосомы.
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 – С3) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему. |
С1. Почему тиф, холеру называют «болезнями грязных рук»? Какова их профилактика?
Прочитайте текст и выполните задания С2 – С3). |
Грибы и растения.
Грибы имеют гетеротрофный тип питания, запасное питательное – гликоген, клеточную стенку прочность, которой придает хитин, поглощают пищу путем всасывания (осмотрофно), способны к неограниченному росту и неспособны активно передвигаться.
Растения – автотрофы, они синтезируют органические вещества из неорганических веществ, используя энергию солнца, запасное питательное вещество – крахмал, прочность клеточной стенке придает целлюлоза, поглощают пищу путем всасывания, рост не ограничен и активно передвигаться неспособны.
С2. Вы прочитали текст «Грибы и растения». Заполните в таблице «Сравнительная характеристика грибов и растений» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.
При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
Сравнительная характеристика грибов и растений.
Характеристика | Грибы | Растения |
Тип питания | Гетеротрофный | 1 |
2 | Гликоген | Крахмал |
Вещество, придающее прочность клеточной оболочке | 3 | целлюлоза |
С3. На основании текста «Грибы и растения» сделайте предположения, являются ли грибы обязательным компонентом любой экосистемы. Ответ обоснуйте.
kopilkaurokov.ru
Какие темы нужно знать, чтобы сдать ОГЭ Биология
Задания 1. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей Задания 2. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы Задания 3. Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство грибы Задания 4. Царство Растения Задания 5. Царство Растения Задания 6. Царство Животные Задания 7. Царство Животные Задания 8. Сходство человека с животными и отличие от них Задания 9. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма Задания 10. Опора и движение Задания 11. Внутренняя среда Задания 12. Транспорт веществ Задания 13. Питание. Дыхание Задания 14. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела Задания 15. Органы чувств Задания 16. Психология и поведение человека Задания 17. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни и приемы оказания первой доврачебной помощи Задания 18. Влияние экологических факторов на организмы Задания 19. Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира Задания 20. Интерпретирование результатов научных исследований, представленных в графической форме Задания 21. Определение структуры объекта, выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого Задания 22. Умение оценивать правильность биологических суждений Задания 23. Умение проводить множественный выбор Задания 24. Умение проводить множественный выбор Задания 25. Умение устанавливать соответствие Задания 26. Умение определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов Задания 27. Умение включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных Задания 28. Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями, по заданному алгоритму Задания 29 (C1). Работа с текстом биологического содержания Задания 30 (C2). Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме Задания 31 (C3). Умение определять энерготраты и составлять пищевой рацион Задания 32 (C4). Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания
Зайдите на сайт ФИПИ там выложены проекты КИМов, демоверсии ОГЭ-2016 по всем предметам.
На этом сайте — вся информация <a rel=»nofollow» href=»http://gia.edu.ru/» target=»_blank»>http://gia.edu.ru/</a>
я считаю нужно учить всё ведь не известно какие тебе попадутся вопросы
Биология — наука о живом мире Общие свойства живых организмов Многообразие форм живых организмов Цитология Цитология — наука, изучающая клетку Химический состав клетки Органические вещества клетки Строение клетки Основные органоиды клетки растений и животных Основные органоиды клетки Тема Физиология клетки Обмен веществ и энергии в клетке Биосинтез белков в живой клетке Биосинтез углеводов. Фотосинтез Обеспечение клеток энергией Типы размножения организмов Деление клетки. Митоз Деление половых клеток. Мейоз Индивидуальное развитие организмов — онтогенез Основы генетики и селекции Наука генетика. История развития генетики Генетические опыты Менделя. Моногибридное скрещивание Дигибридное скрещивание Неполное доминирование и анализирующее скрещивание Сцепленное наследование генов и кроссинговер Взаимодействие аллельных и неаллельных генов Наследование признаков, сцепленных с полом Наследственные болезни Наследственная (генотипическая) изменчивость Другие типы изменчивости Генетические основы селекции организмов Особенности cелекции растений Центры происхождения культурных растений Особенности cелекции животных Основные направления селекции микроорганизмов Работы отечественных селекционеров Происхождение жизни и развитие органического мира История представлений развития жизни на Земле Современная теория возникновения жизни на Земле Этапы развития жизни на Земле Идеи развития органического мира на Земле Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор Тема Учение об эволюции Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания Современные представления об эволюции органического мира Вид, его структура и особенности Процесс образования видов — видообразование Основные направления эволюции Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции Место и особенности человека в системе органического мира Доказательства эволюционного происхождения человека Этапы эволюции человека Биосоциальная сущность вида «Homo sapiens» Человеческие расы, их родство и происхождение Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли Основы экологии Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы Закономерности действия факторов среды на организмы Приспособленность организмов к влиянию факторов среды Биотические связи в природе Популяция как форма существования видов в природе Функционирование популяции и динамика ее численности в природе Биоценоз как сообщество живых организмов Понятие о биогеоценозе и экосистеме Развитие и смена биогеоценоза Основные законы устойчивости живой природы Рациональное использование природы и ее охрана
touch.otvet.mail.ru
Ботаника. Органы растения.Материал для подготовки к ОГЭ.
ЛИСТ.
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА
ФОРМА КРАЯ ЛИСТА
ФОРМА ЛИСТЬЕВ
ФОТОСИНТЕЗ
СТЕБЕЛЬ
ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ
РОСТ СТЕБЛЯ В ТОЛЩИНУ
КОРЕНЬ.
ЦВЕТОК И ПЛОД.
СОЦВЕТИЯ.
intolimp.org
Подборка задания для подготовки к ОГЭ по биологии 9 класс по теме»Задания из открытого банка заданий для подготовки к ОГЭ по биологии на тему»Биология как наука. Методы изучения биологии
Задания из открытого банка заданий для подготовки к ОГЭ по биологии на тему»Биология как наука. Методы изучения биологии»
1.Как называется наука, занимающаяся изучением наследственности и изменчивости организмов?
1) анатомия
2) генетика
3) цитология
4) Физиология
2.Каким методом воспользовался И.П. Павлов, чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?
1) наблюдение 2) описание 3) эксперимент 4) моделирование
3. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?
1) экология 2) анатомия 3) эволюционное учение 4) Генетика
4. Выберите пару животных, в экспериментах с которыми были сделаны основные открытия в области физиологии животных и человека.
1)лошадь и корова 2) пчела и бабочка 3) собака и лягушка 4) ящерица и голубь
5. В какой области биологии была разработана клеточная теория?
1вирусологии 2) цитологии 3) анатомии 4) эмбриологии
6. На фотографии изображён шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил учёным создать такое трехмерное изображение молекулы?
1) классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования
7. Кого из перечисленных учёных считают создателем эволюционного учения?
1) И.И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) Ч. Дарвина 4) И.П. Павлова
8. Примером применения экспериментального метода исследования является
1) описание строения нового растительного организма 2) сравнение двух микропрепаратов с различными тканями 3) подсчёт пульса у человека до и после нагрузки
4) формулирование положения на основе полученных фактов
9. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?
1) наблюдение 2) описание 3) измерение 4) моделирование
10. Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо
1) создать теорию 2) построить модель 3) провести эксперимент4) собрать научные факты
11. Учёный-селекционер хочет выяснить влияние величины освещённости на скорость фотосинтеза у нового сорта пшеницы. Для этого в первую очередь он должен
1) поставить эксперимент 2) провести наблюдения 3) прочитать статью о фотосинтезе
4) сравнить данные из разных литературных источников
12. Какая наука изучает процесс фотосинтеза?
1) генетика 2) экология 3) физиология 4) Систематика
13. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом
1) эксперимента 2) моделирования 3) анализа 4) наблюдения
14. На рисунке изображён выдающийся российский учёный, лауреат Нобелевской премии в области медицины за 1908 г., известный тем, что создал1) учение о пристеночном пищеварении 2) учение об условных рефлексах 3) теорию эволюции 4) учение о клеточном иммунитете
15.И.П. Павлов внёс огромный вклад в развитие науки
1) анатомии 2) физиологии 3) генетики 4) экологии
16. Какой научный метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?
1) синтеза 2) сравнения 3)наблюдения 4) анализа
17. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать
1) описание нового вида организмов 2) сравнение двух микропрепаратов 3) формирование условного рефлекса на звонок 4) измерение кровяного давления у пациента
18. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки, – это
1) теория 2) гипотеза 3) научный факт 4) доказательство
19. Главным объектом изучения науки эмбриологии является (-ются)
1) развитие организма от зачатия до рождения 2) строение и функции яйцеклетки
3) развитие организма после рождения 4) строение и функции половых желёз
20. Метод исследования, с помощью которого можно установить количество и форму хромосом в клетке, называется
1) биохимическим 2) цитологическим 3) центрифугированием 4) сравнительным
21. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?
1) экспериментальным 2) гибридологическим 3) генеалогическим 4)наблюдения
22. Специальность учёного, изучающего тонкие структуры хромосом, называется
1) селекционер 2) цитогенетик 3) эмбриолог 4) анатом
23. Предположим, что у вас в руках есть справочник по физиологии. Какую информацию, из предложенной, вы сможете в нём найти?
1) нормальная частота пульса у человека – 60–80 ударов в минуту
2) цветковых растений, известных на сегодня, около 250 тысяч видов
3) в пасти у тигра есть мощные клыки, резцы и коренные зубы
4) к методам селекции относят искусственный отбор
24. Какой прибор позволяет определить жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ)
у человека?
1) динамометр 2)фонендоскоп 3) тонометр 4) спирометр
25. При описании размеров и массы тела представителей отряда Крокодилы учёные чаще всего используют следующие единицы измерения:
1) м и т 2) см и кг 3) м и кг 4) мм и г
26. Какой из приведённых ниже терминов в переводе с греческого языка означает «изучение жизни»?
1) анатомия 2) физиология 3) генетика 4) биология
27. Какой из приведённых ниже терминов в переводе с греческого означает «вне» и «рассекать»?
1) анатомия 2) физиология 3) генетика 4) зоология
28.Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется
1)селекционер 2) цитолог 3) эмбриолог 4) анатом
29. В какой области биологии сделал свои открытия М. Шлейден?
1) цитологии 2) анатомии 3) психологии 4) медицины
30. Система наиболее общих знаний в определённой области науки – это
1) гипотеза 2) эксперимент 3) теория 4) факт
31. На рисунке изображён фрагмент электрокардиограммы человека. Знания в области какой биологической науки позволят её расшифровать?
1) гигиена 2) генетика 3) физиология 4) анатомия
32. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×7,
а линзы объектива ×40?
1) ×740 2) ×280 3) ×47 4) ×33
33.Выявить необходимость углекислого газа для образования крахмала
в листьях можно с помощью 1) эксперимента по фотосинтезу
2) наблюдения за развитием растения 3)сравнения растений разных природных зон
4) измерения органов растений
34. Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?
1) глюкометр 2) динамометр 3) спирометр 4) фонендоскоп
35. На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят знания в области
1) гигиены 2) генетики 3) физиологии 4) анатомии
36.В какой области биологии сделал свои открытия К.А. Тимирязев?
1) цитологии 2) ботаники 3) психологии 4)медицины
37. Какая наука изучает меры предупреждения болезней человека?
1) гигиена 2) физиология 3) медицина 4) психология
38.Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
1) гигиена 2) физиология 3) анатомия 4) медицина
39. С применением какого научного метода связано исследование процесса образования условного рефлекса?
1) описательный 2) сравнительный 3) исторический 4) экспериментальный
40.В какой области биологии сделал свои открытия Т. Шванн?
1) анатомия 2) генетика 3) цитология 4) психология
41.Примером применения экспериментального метода исследования можно считать
1) формулирование положения на основе полученных фактов 2) формирование у собаки условного рефлекса на звонок 3) внешнее описание нового вида организмов 4) сравнение двух микропрепаратов
42. На рисунке изображён выдающийся английский врач, анатом, физиолог, эмбриолог первой половины XVII в., известный тем, что
1) создал учение о кровообращении 2) открыл явление фотосинтеза 3) создал учение о естественном отборе 4) открыл законы наследственности
. На рисунке изображён выдающийся английский врач, анатом, физиолог, эмбриолог первой половины XVII в., известный тем, что4
крыл законы наследственност444 Строение, жизнедеятельность и значение насекомых изучают
43. Строение, жизнедеятельность и значение насекомых изучают
1) экологи 2) энтомологи 3) вирусологи 4) физиологи
44. К какому врачу-специалисту вы обратитесь в первую очередь, если заметите изменения на поверхности кожи?
1) отоларинголог 2) невропатолог 3) окулист 4)дерматолог
45. Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?
1) гигиена 2) физиология 3) психология 4) анатомия
47. Кого считают создателем клеточной теории иммунитета?
1) .И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) И.П. Павлова 4) Ч. Дарвина
48.Данная фотография иллюстрирует метод
1) моделирования 2) эксперимента 3) обобщения 4) статистический
49.Ручная лупа с 10-кратным увеличением позволяет увидеть
1) хлоропласты растительной клетки 2)ядро растительной клетки 3) форму клетки простейших 4) рибосомы бактерий
50. Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных ответа ииз шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) анатомия 2) биоценология 3) физиология 4) молекулярная биология 5) психолопсихология 6) эволюционное учение
51. Прочитайте текст и выполните задание 29.
РАЗВИТИЕ ИММУНОЛОГИИ
История иммунологии – науки об иммунитете – началась в Англии в 1796 г. В то время было известно, что человек, единожды переболевший и оставшийся в живых, больше оспой не заболевает, а также то, что коровы тоже подвержены похожей болезни.
Сельский врач заметил, что доярки, как правило, не болели тяжёлым инфекционным заболеванием – натуральной оспой, главным признаком которой являлись пузырьки на коже, заполненные бесцветной жидкостью. Врач понял, что коровья оспа – лёгкая форма натуральной. У больных коров на вымени также появлялись пузырьки с жидкостью. Они лопались во время дойки, так как доярки интенсивно массировали вымя. При этом жидкость из пузырьков попадала в трещины кожи на ладонях доярок. Женщины заболевали, но болезнь протекала у них в лёгкой форме. Э. Дженнер понял, что жидкость, выделявшаяся из оспенных пузырьков коровы, обладает лечебными свойствами и может быть использована в качестве вакцины.
Открытие Дженнера основывалось не на знании причин возникновения оспы, а на наблюдательности. Лишь столетием позже было выяснено, что инфекционные заболевания вызывают болезнетворные микроорганизмы, которых исследователи научились выделять. В 1879 г. Л. Пастер, изучая куриную холеру, обнаружил, что после введения ослабленных бактерий куры не гибли, а, наоборот, становились совершенно невосприимчивыми к этой болезни. Открытие привело Л. Пастера к разработке методов предупредительных прививок и созданию вакцин. Учёный получил вакцины против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней.
Используя содержание текста «Развитие иммунологии», ответьте на следующие вопросы.
1) Какой научный метод применял в своём исследовании Э. Дженнер?
2) Что являлось объектом изучения в работах Л. Пастера?
3) Что служило основой для получения вакцины Э. Дженнером?
Используя содержание текста «Развитие иммунологии», ответьте на следующие вопросы.
1) Какой научный метод применял в своих исследованиях Л. Пастер?
2) Что являлось объектом изучения в работах Э. Дженнера?
3) Что служило основой для получения вакцины Л. Пастером?
52. Прочитайте текст и выполните задание 29.
«ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ»
В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.
Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нём забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели – прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.
Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой – 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.
Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.
1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.?
2) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.?
3) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога?
Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.
1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.?
2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка?
53. Известно, что Луи Пастер – французский микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) В своих экспериментах учёный доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.
2) Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью.
3) Разработал метод предохранительных прививок.
4) Открыл мельчайшие организмы – анаэробы, которые могут жить без кислорода.
5) Учёный был награждён орденами почти всех стран мира.
6) Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70–80 °C в течение 30 мин.
54. Известно, что Иван Сеченов – выдающийся русский физиолог, эволюционист, предложивший систему исследования сложных форм поведения человека. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Работал в химической лаборатории Д.И. Менделеева и читал лекции в клубе художников. 2) Вместе с женой впервые перевёл на русский язык сочинение Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».
3) Родился учёный в 1829 году.
4) В лаборатории К. Бернара экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную активность.
5) Автор статьи «О поглощении СО2 растворами солей и сильными кислотами».
6) Углублённо изучал различные направления философии и психологии, полемизировал с представителями разных философско-психологических направлений – П. Лавровым, К. Г. Струве.
55. Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших мировых учёных, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Иван Павлов читал много художественной и научной литературы.
2) В 1883 году учёный защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
3) Создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах.
4) Разработал методику опытов с мнимым кормлением.
5) Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви.
6) Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.
56.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по изучению действия ферментов слюны на крахмал. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.1) в две пробирки добавьте по 1 мл слюны, а в третью – столько же воды
2)пометьте пробирки и налейте в каждую по 2–3 мл клейстера
3) сделайте вывод
4) через 10 мин. во все пробирки добавьте по две капли йодного раствора
5) возьмите три чистые пробирки
6) первую пробирку поместите на лёд, а вторую и третью – в тёплую воду
57.Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчёта пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца
58.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.
2)ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп
3)в момент исчезновения пульса монометр указывает минимальное (диастолическое) давление
4)плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её
5)в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению
6)приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе
59.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения
2)зажмите препарат крови человека лапками-держателями
3)положите микропрепарат крови на предметный столик
4)глядя в окуляр, настройте свет
5)медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови человека
6)поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стола
60.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения
2)зажмите препарат крови лапками-держателями
3)положите микропрепарат крови на предметный столик
4)глядя в окуляр, настройте свет5)
медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, пока не увидите чёткое изображение крови лягушки
infourok.ru