Темы по химии для огэ: Темы заданий ОГЭ по химии

Содержание

Breaking good: как сдать ОГЭ по химии

Две модели экзамена. Есть два варианта ОГЭ по химии — с экспериментом и без. То, какой вариант вы будете писать, зависит от оснащённости и техническо-материальных возможностей школы, в которой проходит экзамен. Учителя, как правило, знают, какая модель ОГЭ по химии будет у их учеников, поэтому советую выяснить этот вопрос у своего преподавателя заранее.

Задания и время. В ОГЭ по химии без эксперимента 22 задания, на их выполнение даётся 120 минут. В экзамене с экспериментом — 23 задания и 140 минут, за которые нужно справиться с задачами.

Задания делятся на два вида: с кратким и развёрнутым ответом. В заданиях с кратким вам нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов:

  • в заданиях 1–15 — один ответ из четырёх;
  • в заданиях 16–17 — два ответа из пяти;
  • в заданиях 18-19 — пересечение множеств.

Баллы.

Максимальное количество баллов за ОГЭ без эксперимента — 34, с экспериментом — 38.

1 балл — с 1 по 15 задание.

2 балла — с 16 по 19 задания, если ответ полностью верен. Если допущена одна ошибка, за эти задания поставят 1 балл.

3 балла — за 20 и 21 задание.

4 балла — за 22 задание в экзамене с экспериментом.

5 баллов — за 22 задание в экзамене без эксперимента и 23 задание в экзамене с экспериментом.

В ОГЭ есть шкала, по которой первичные баллы, полученные за экзамен, переводятся в пятибалльную систему. Обычно шкала остаётся одинаковой в каждом году, но после сдачи экзамена лучше уточнить, не изменились ли правила.

Шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной системе в 2018 году

Отметка по пятибалльной системе2345
Первичные баллы ОГЭ0–89–1718–2627–34
Шкала для экзамена без эксперимента
Отметка по пятибалльной системе2345
Первичные баллы ОГЭ0–89–1819–2829–38
Шкала для экзамена с экспериментом

Когда лучше начинать. К ОГЭ по химии я советую готовиться с 9 класса, но подготовка к экзаменам — вопрос индивидуальный. В целом ученики лучше справляются с ОГЭ по химии, чем с ЕГЭ, и одного года вполне хватает даже при изучении предмета с нуля. Скорее всего, это связано с тем, что от ОГЭ не зависит поступление в вуз. Чем меньше школьники нервничают, тем лучше концентрируются на заданиях. Частично это связано с темами: большинство из них проходят в девятом классе, а сдавать экзамен со свежими знаниями всегда проще.

Как выстроить подготовку. Если вы раньше совсем не изучали химию, начните с основ: хорошо уясните для себя, что такое вещество и элемент, какое строение у молекул и атомов, какие связи могут быть между веществами и какие классы веществ существуют, что такое степень окисления и другие вопросы, которые рассматриваются на уроках химии в восьмом классе. После освоения этой базы более сложные темы будут даваться гораздо проще.

Для изучения основ подойдёт учебник по химии за 8 класс, например, под редакцией Кузнецовой или Ерёмина.

Тем, кто в дальнейшем планирует сдавать ЕГЭ по химии, рекомендую купить пособие А. Егорова «Репетитор по химии», где собраны темы за весь курс школьной химии.

Также я советую завести список, в который будете последовательно добавлять информацию о самых распространенных веществах. Например, если вы прочитали параграф про соединения азота, сразу выписывайте все характеристика его оксидов, физические свойства, качественные реакции, применение и специфические особенности.

Пройденный материал советую сразу закреплять на практике, выполняя задания из сборников ОГЭ. Есть два вида сборников задач по химии: тематические, где для каждой темы подобраны все виды заданий по ОГЭ, и типовые, где варианты заданий представлены в том виде, в каком они будут на экзамене. Тем, кто готовится к экзамену в этом году, советую купить сборник с типовыми задачами «ОГЭ-2019. Химия. 30 тренировочных заданий» под редакцией В. Доронькина или «ОГЭ-2019. Химия 9 класс. Типовые тестовые задания» Ю.

Медведева. Для решения тематических задач берите «Большой сборник тематических заданий по химии для подготовки к ОГЭ» под редакцией А. Корощенко.

Я рекомендую начать подготовку с тематических сборников — в ОГЭ по химии не столько важен навык решения задач, сколько понимание предмета. По моему опыту, эффективнее сначала изучать одну тему и тут же закрепить знания, выполняя по этой теме различные виды заданий из сборника.

Этапы подготовки:

  • изучите одну тему в учебнике;
  • посмотрите дополнительные материалы, например, лекции или вебинары по той же теме;
  • решайте разные виды задач именно по этой теме.

Если при решении задач вы чувствуете, что делаете много ошибок или тратите много времени, вернитесь к теории и обсудите с преподавателем те вопросы, которые остались непонятными. Как только вы начнёте понимать логику тех химических процессов, которые представлены в задачах, вы будете справлять с ними гораздо лучше.

Таблицы-подсказки, которые я даю своим студентам на курсе в «Фоксфорде»Таблицы-подсказки, которые я даю своим студентам на курсе в «Фоксфорде»Таблицы-подсказки, которые я даю своим студентам на курсе в «Фоксфорде»Таблицы-подсказки, которые я даю своим студентам на курсе в «Фоксфорде»

Как правильно пользоваться википедией. Русскоязычная википедия — неплохой ресурс для уточнения информации или поиска ответа на конкретный вопрос в рамках школьной программы. При подготовке к ОГЭ по химии вы вполне можете использовать его как справочник.

Однако лучше сразу приучать себя не просто читать приведённую информацию, а проверять источники, на которые ссылаются авторы статьи. В списке литературы хорошей онлайн-статьи по химии должны быть ссылки на уважаемые журналы, например, на Nature, Chemical Science, Green Chemistry, Chemical Society Reviews. Также у каждого научного издания есть такой показатель, как импакт-фактор — цифра, которая показывает, как часто статьи данного издания цитируют в научном мире.

Её всегда указывают на сайте журнала. Для сравнения, у одного из самых старых и авторитетных общенаучных журналов Nature импакт-фактор — 30.

Задание № 13. Вызывает сложности, потому что в него включают очень разные темы: правила работы в лаборатории, правила обращения с различными веществами, проблемы безопасности, очистка веществ, приготовление растворов, загрязнение окружающей среды.

Для ответа на него нужно обладать широким кругозором и уметь отвечать на такие вопросы, как:

  • Что способствует появлению озоновых дыр?
  • Какое вещество из приведённых токсично? Какой газ безопасен?
  • Что делать при отравлении химическим веществом?
Демонстрационный вариант задания № 13 в ЕГЭ 2019 года

Задание № 18. Задание на пересечение множеств. Приводятся вещества в паре — добавив к ним третье вещество, нужно определить, что находится в каждой из пробирок.

Чтобы хорошо выполнять такой тип заданий, я советую при изучении веществ всегда их визуализировать. Как только видите значок химического вещества, назовите его вслух полностью и подробно опишите: какие у него цвет, консистенция, запах, свойства.

Однажды один из моих учеников не смог быстро ответить, растворяется ли уголь в воде, потому что перед глазами у него был только химический знак C. Если бы он представил, как выглядит обычный кусок угля, то уравнение С+H

2O его совсем не смутило.

Демонстрационный вариант задания № 18 в ЕГЭ 2019 года

Общий алгоритм решения таких заданий:

  • определите, какими ионами и/или функциональными группами различаются вещества;
  • вспомните качественные реакции для этих ионов/функциональных групп — возможно, вы сразу обнаружите подходящий ответ;
  • в реакции должны быть визуальные изменения: изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка, растворение осадка.Например, реакция нейтрализации раствора едкого натра соляной кислотой не сопровождается визуальными изменениями. Происходит сливание двух бесцветных растворов и образование третьего бесцветного раствора соли.
    Определить, что произошла нейтрализация, можно с помощью индикатора.

Обратите внимание, что визуальные признаки реакции должны отличаться. Нельзя, например, различить два белых желеобразных осадка. Чтобы ничего не перепутать, во время подготовки к экзамену отмечайте цвета осадков на распечатанной таблице растворимости

Задание № 19. Нужно определить, с каким набором веществ реагирует исходное соединение. Для выполнения задания важно знать не только общие правила, но и специфические свойства элементов.

Выполняя это задание, в первую очередь определите, к какому классу относится указанное соединение: например, окислитель это или восстановитель. После определения класса вещества вспомните, с какими веществами этот класс взаимодействует, а с какими — нет. Затем определите специфические свойства этого элемента или соединения. Например, если у вас в задании галоген, важно тут же вспомнить, что он не взаимодействует с кислородом. Зная эти факты, вы сможете вычёркивать ответы, где есть кислород.

Помните, что помимо типовых реакций, характерных для определённого класса веществ, соединение может вступать в окислительно-восстановительные реакции. По степени окисления элемента вы сможете определить, какая роль наиболее характерна для рассматриваемого вещества.

Важное уточнение, которое касается заданий № 18 и 19: цифры могут повторяться. То есть элементы правого столбца могут подходить к нескольким элементам из левого столбца. Многие школьники определяют первое вещество и вычёркивают его. Сложность в том, что весь правый столбец нужно рассматривать для работы с каждым элементом слева.

Демонстрационный вариант задания № 19 в ЕГЭ 2019 года

Задание № 22. Даётся список веществ, и необходимо получить заданное соединение в две стадии, описать признаки реакций и записать сокращённое ионное уравнение одной из реакций.

Приведены 5–6 веществ, из которых нужно составить несколько пар взаимодействия и их посчитать. Для этого нужно время, а его на экзамене часто не хватает. Если вы не выработали определённый подход к решению таких задач, то начнёте решать их сложным путём — возьмёте одно вещество и будете писать реакции с остальными пятью. Чтобы сэкономить время на этом задании, важно чётко понимать, как из одного класса веществ перейти в другой. Учиться этому нужно, когда вы начали изучать свойства основных классов веществ. То есть запоминать или выписывать, из каких, например, оксидов можно получить гидроксид, а из каких нельзя, как из оксида получить соль и так далее.

Обратите внимание, что получить заданное соединение нужно именно в две стадии — не в одну. Иногда напрашивается элегантное решение в одну стадию, но нужно помнить о формулировке вопроса и отвечать на него чётко. Также обязательно описывайте признаки реакций: описание признаков каждой реакции даёт 1 балл.

Демонстрационный вариант задания № 22 в ЕГЭ 2019 года

В естественных науках, как и при изучении языков, запоминать материал помогают ассоциации. Некоторые школьники придумывают стихи или зарисовывают разные реакции.

Выпишите для себя понятия, с которыми часто возникает путаница: окислители и восстановители, калий и кальций. Обратите внимание, какие ошибки вы делаете чаще всего и научитеcь их избегать. Например, один из моих учеников нарисовал целый комикс по темам, которые сложно ему давались.

Таблица-подсказка по окислению и восстановлению

Главное, что действительно помогает при подготовке, — дисциплина. Советую тренировать её именно при подготовке к ОГЭ. Тогда к 11 классу уже выработается навык регулярно заниматься и на выпускном экзамене будет гораздо меньше стресса.


Помните, что в химии не столько важна зубрёжка, сколько понимание. Заучивание поможет выполнить только небольшую часть заданий, для всего остального нужна логика. Когда вы будете изучать основные темы в начале года, постарайтесь не просто выучить теорию из учебника, а понять, как это работает.

1. При подготовке используйте чёрно-белую таблицу Менделеева, которой разрешено пользоваться на экзамене. В обычных цветных табличках, которые висят в классе, есть много подсказок. Они расслабляют внимание, и школьники на экзамене теряются без привычной «шпаргалки».

2. В заданиях, где нужно выбрать один правильный ответ из четырёх, прочитайте все четыре варианта. Даже если первый вариант ответа кажется вам наиболее очевидным и единственно правильным, проверьте себя.

3. Если долго не можете найти правильный ответ, действуйте от обратного: начните вычёркивать варианты, которые точно не подходят.

4. При решении расчётных задач (в ОГЭ их обычно две) важно хотя бы примерно прикидывать, какой ответ вы должны получать в конце. При подсчёте на калькуляторе можно нажать не на ту кнопку. Если вы сразу бездумно запишете готовый ответ и не будете сравнить его с примерными расчётами, то совершите грубую ошибку только из-за невнимательности.

5. Научитесь соблюдать размерность. Если вы граммы делите на грамм, то получаете долю. Если грамм делить на грамм и умножить на процент, ответ будет уже в процентах. Если в задаче что-то приведено в килограммах, а что-то в граммах, то надо свести это к одной единице измерения.

6. Помните о том, что в заданиях № 18 и 19 цифры могут повторяться.

7. Внимательно читайте задание. Иногда оно звучит как «выберите вещество, которое не реагирует с водой». Ученик пропускает частицу «не» и по невнимательности выбирает неправильный ответ.

Подготовка ОГЭ по химии 2021: что нужно выучить

Чтобы получить аттестат об основном общем образовании, на ОГЭ 2021 нужно будет сдать четыре экзамена. Русский язык и математика обязательны, а два других — на усмотрение учащегося. Представим, что вы выбрали сдавать химию. Рассказываем о структуре этого экзамена и делимся полезными советами по подготовке.

Структура экзамена

ОГЭ по химии состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 — 5 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение всех заданий отводится 2 часа 20 минут (140 минут).

Ответы к заданиям 1-19 записываются в виде одной цифры или последовательности цифр.

К заданиям 20-23 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчёты. Задание 24 предполагает выполнение эксперимента под наблюдением учителя.

Что можно взять на экзамен: 

  • непрограммируемый калькулятор; 
  • таблицу Менделеева; 
  • электрохимический ряд напряжений металлов; 
  • таблицу растворимости в воде солей, кислот и оснований; 
  • черновик.

Записи в черновике не рассматриваются при оценивании, поэтому можете смело писать на них всё, что необходимо.

Как готовиться к экзамену по химии

Все задания КИМа можно разбить на пять блоков:

  1. Вещество.
  2. Химическая реакция.
  3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах.
  4. Методы познания веществ и химических явлений.
  5. Химия и жизнь.

Чтобы успешно справиться с экзаменом, нужно знать основы химической номенклатуры, понимать закономерности свойств химических элементов и веществ по группам и периодам, разбираться в общих свойствах металлов и неметаллов, а также признаках и условиях протекания химических реакций. Чем раньше вы начнёте подготовку, тем лучше, но в целом одного года хватит даже при изучении предмета без базовых знаний.

Если вы решили изучать химию с нуля, начните с тем, которые рассматривают в восьмом классе: вещество и элемент, строение молекул и атомов, связи между веществами, классы химических соединений, степень окисления.

Заведите тетрадь, в которой будете конспектировать всю полезную информацию: формулы, правила, свойства и т.д. Например, если вы прочитали параграф про соединения азота, обязательно запишите характеристику его оксидов, качественные реакции, физические свойства, применение и специфические особенности.

Обращайте внимание на источники информации. К сожалению, статьи из интернета порой могут ввести в заблуждение. Вам пригодятся: учебник по химии под ред. Ерёмина или Кузнецовой и пособия для подготовки к ОГЭ.

Также вы можете заниматься с репетитором в Тетрике. Под руководством опытного преподавателя вы не только освоите азы, но и получите более углублённые знания по предмету. 

Лайфхаки для подготовки

Как бы вы ни решили заниматься — самостоятельно или с репетитором — вам пригодятся эти советы.

Изучайте теорию

Без основательного знания теоретических основ невозможно перейти к практике и, соответственно, решению заданий ОГЭ.

Учите формулы

Обязательно законспектируйте необходимые формулы и впоследствии выучите их.

Закрепляйте теорию практикой

Решайте варианты из тематических и типовых сборников. В тематических для каждой темы подобраны все виды заданий ОГЭ, а в типовых — варианты представлены в том виде, в которых они будут на экзаменах. Заметили, что делаете много ошибок в КИМах и не усваиваете материал — не бойтесь задать вопросы учителю, чтобы разобрать сложные темы.

Смотрите лекции и посещайте вебинары

В интернете есть множество видеороликов, посвященных разбору каждого типа заданий. Вы можете выбрать лектора, который рассказывает об особенностях предмета и экзамена понятным вам языком. 

Начинайте с простого

Не спешите переходить сразу к сложным заданиям КИМа. Начните с более простых вопросов, которые часто основаны на базовых знаниях.

Пользуйтесь разрешёнными шпаргалками

Вместе с КИМами на экзамене выдают три вспомогательных материала: электрохимический ряд напряжений металлов, таблицу растворимости и таблицу Менделеева. Если вы научитесь ими пользоваться, не придется запоминать свойства всех элементов, и сдавать ОГЭ по химии будет гораздо легче. 

Не забывайте о времени

Время на ОГЭ ограничено, и важно суметь его правильно распределить. Помните, что на эксперимент отводится всего 20 минут.

Проверяйте себя

Обязательно проверяйте вычислительные действия, написание элементов и указания их свойств, чтобы не лишиться баллов из-за невнимательности. Также можно потерять баллы за неполный ответ. 

Проект «Получи максимальный балл на ОГЭ по химии»

Обобщенный план варианта КИМ 2016 года для ГИА выпускников IX классов по химии

1. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.

2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

4. Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

5. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

6. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

7. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

8. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

9. Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.

10. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

11. Химические свойства оснований. Химические свойства кислот.

12. Химические свойства солей (средних).

13. Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории.  Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

14. Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции.

15. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.

16. Периодический закон Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств эле-

ментов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов.

17. Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах (метане, этане,

этилене, ацетилене) и кислородсодержащих веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.

18. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

19. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.

20. Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции.

21. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

22. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Программа для подготовки к ОГЭ по Химии

Как готовиться к ОГЭ по химии? Особенно когда вы занимаетесь самостоятельно? Что надо знать и уметь, в каком порядке изучать темы? Вот программа подготовки к ОГЭ по химии.

 

Раздел «Вещество»

Тема 1. Строение атома (задания 1, 16 ОГЭ по химии).

Знать обозначение химических элементов, их положение в Периодической системе химических элементов, строение атома, физический смысл порядкового номера химического элемента, принцип распределения электронов в атоме.

Уметь определять, какому химическому элементу соответствует изображение модели атома (для первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева).

 

Тема 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (задания 2, 16 ОГЭ по химии).

Знать закономерности изменения свойств атомов элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов (радиус атома, электроотрицательность, металлические/неметаллические свойства, формулы оксидов и простых веществ, основный/кислотный характер образованных химическим элементом веществ).

Уметь определять, как изменяются свойства атомов в ряду атомов, находить сходства и различия в свойствах атомов.

 

Тема 3. Строение молекул. Химическая связь (задание 3 ОГЭ по химии).

Знать формулы веществ, виды химической связи в соединениях.

Уметь определять вид химической связи.

 

Тема 4. Валентность и степень окисления химических элементов. химических элементов. Окислитель и восстановитель (задание 4).

Знать, как определяется валентность и степень окисления.

Уметь определять окислитель и восстановитель.

 

Тема 5. Простые (металлы и неметаллы) и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ (задания 5, 9, 10, 11, 12, 19, 22 ОГЭ по химии).

Знать формулы, названия, химические свойства простых (металлов, неметаллов) и сложных (оксидов, кислот, оснований, солей) веществ.

Уметь определять принадлежность вещества по формуле к классу неорганических веществ, химический характер соединения и находить взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

 

Тема 6. Первоначальные сведения об органических веществах (задание 17).

Знать формулы предельных и непредельных углеводородов (метан, этан, этилен, ацетилен) и кислородсодержащих веществ: спиртов (метанол, этанол, глицерин), карбоновых кислот (уксусной и стеариновой).

Уметь определять принадлежность к классу органического вещества по характерным признакам.

 

Раздел «Химические реакции»

Тема 1. Условия и признаки протекания химический реакций. Уравнения химических реакций (задание 6, 22 ОГЭ по химии).

Знать классификацию химических реакций по различным признакам.

Уметь определять по характерным признакам, какие вещества участвуют в реакции.

 

Тема 2. Окислительно-восстановительные реакции (задания 14, 20 ОГЭ по химии).

Знать смысл понятий «окисление» и «восстановление».

Уметь определять, окислителем или восстановителем будет атом в химической реакции, расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции методом электронного баланса.

 

Тема 3. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)

(задания 7, 18 ОГЭ по химии).

Знать основные положения электролитической диссоциации и как изменяется окраска индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж) в различных средах.

Уметь записывать уравнения электролитической диссоциации солей, кислот и щелочей, определять характер среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.

 

Тема 4. Реакции ионного обмена (задание 8, 22 ОГЭ по химии).

Знать условия протекания реакций ионного обмена.

Уметь записывать молекулярное, полное и сокращенное уравнения реакции ионного обмена для качественных реакций на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы, ион аммония), качественных реакций на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

 

Раздел «Экспериментальные основы химии»

Тема 1. Правила безопасной работы в школьной лаборатории (задание 13).

Знать различие между чистыми веществами и смесями, методы разделения смесей и очистки веществ, назначение и названия лабораторной посуды и оборудования.

Уметь выявлять проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни, готовить растворы определенной концентрации.

 

Раздел «Количественные отношения в химии»

Тема 1 Вычисление массовой доли химического элемента в веществе

(задание 15 ОГЭ по химии).

Уметь находить массовую долю химических элементов в веществе и сопоставлять ей диаграмму.

 

Тема 2 Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе

(задание 21).

Уметь находить массовую долю растворенного вещества в растворе.

 

Тема 3 Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции (задание 21 ОГЭ по химии).

Уметь решать расчетные задачи. Например, такие:

170 г раствора нитрата серебра смешали с избытком раствора хлорида натрия. Выпал осадок массой 8,61 г. Вычислите массовую долю соли в растворе нитрата серебра.

 

Автор статьи Александра Городенская

Серьезные изменения в ОГЭ по химии-2020

Если вы сдаете или готовите к ОГЭ по химии — обязательно прочитайте эту статью! Экзамен в 2020 году существенно усложняется, добавляется обязательная практическая часть. Обязательно ознакомьтесь с изменениями, чтобы понимать, к чему готовиться. Обязательно подготовьтесь к практической части экзамена. Без предварительной подготовки вы можете не справиться с этими заданиями на экзамене!

Полный курс химии вы можете найти на моем сайте CHEMEGE.RU. Чтобы получать актуальные материалы и новости ЕГЭ по химии, вступайте в мою группу ВКонтакте или на Facebook. Если вы хотите подготовиться к ЕГЭ по химии на высокие баллы, прриглашаю на курс «40 шагов к 100 баллам на ЕГЭ по химии«.

Проект демонстрационного варианта ОГЭ по химии-2020 года можно скачать здесь, спецификацию ОГЭ-2020 здесь, кодификатор здесь.

В 2020 г. предлагается только одна модель КИМ ОГЭ по химии. Давайте разберемся, что это значит и чего ожидать девятиклассникам, которые выбрали для сдачи химию.

В справке о планируемых изменениях в ОГЭ-2020 (которую можно прочитать здесь) приводится информация, что в ОГЭ по химии увеличена доля заданий с множественным выбором ответа (6, 7, 12, 14, 15):

Задание 6 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на химические свойства простых веществ Задание 7 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на классификацию неорганических веществ Задание 12 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на классификацию химических реакций Задание 14 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на теорию электролитической диссоциации Задание 15 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на тему: Реакции ионного обмена

Также добавлены задания на установление соответствия между позициями двух множеств (10, 13, 16).

Задание 10 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на химические свойства неорганических веществ

Добавлено задание 1, предусматривающее проверку умения работать с текстовой информацией:

Задание 1 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020

Задание 1 проверяет знание темы: «Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества».

В часть 2 включено задание 21, направленное на проверку понимания существования взаимосвязи между различными классами неорганических веществ и сформированности умения составлять уравнения реакций, отражающих эту связь (неорганическая цепочка). Такое задание уже встречалось в материалах ОГЭ прошлых лет, затем его убрали из КИМ. Хочу отметить, что умение решать неорганичексие цепочки требует глубоких знаний химических свойств неорганических веществ и понимания взаимосвязи свойств неорганических веществ. Думаю, что это задание будет вызывать существенные сложности у школьников.

Задание 21 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020

Ещё одним контролируемым умением является умение составлять уравнения реакций ионного обмена, в частности сокращённое ионное уравнение.

И, самое печальное, в экзаменационный вариант добавлена обязательная для выполнения практическая часть, которая включает в себя два задания: 23 и 24. В задании 23 из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства указанного в условии задания вещества, и составить с ними два уравнения реакций.

Задание 23 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть) Задание 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)

По сути, задание 23 также является теоретическим. А вот задание 24 требует практических навыков и предполагает проведение двух реакций, соответствующих составленным уравнениям реакций.

Практическая часть — это сложно. К сожалению, во многих школах в последние годы либо совершенно не проводятся лабораторные работы, либо эксперименты показывает ученикам учитель. Поэтому ученики редко владеют навыками проведения практических работ.

Но не все так страшно! Во-первых, в эпоху «до ОГЭ и ЕГЭ» в школах сдавали выпускные экзамены. В том числе в 9 классе. И при сдаче экзамена 9-тиклассникам зачастую необходимо было выполнить практическую часть. Во-вторых, к практической части можно подготовиться и без школы. Простейший набор «Юный химик» включает набор химических веществ и лабораторной посуды, достаточный для проведения базовых экспериментов и получения необходимых практических навыков. В-третьих, задание 24 «весит» всего 2 первичных балла. Даже если с этим заданием ученик не справится, вполне можно получить оценку «5».

К заданию 24 прилагаются подробные инструкции:

Инструкции к выполнению задания 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть) Инструкции к выполнению задания 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)

Критерии заданий 23 и 24:

Критерий выполнения задания 23 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть) Критерий выполнения задания 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)

Еще из неприятного: на выполнение экзаменационной работы по химии отводится 2 часа 20 минут (140 минут). Это маловато, конечно, поэтому необходимо много и тщательно тренироваться.

Неужели есть только плохие новости? Не совсем. Есть и хорошие: из ОГЭ по химии убрали задание на органическую химию. Органическая химия изучается в 9 классе всего 1-2 месяца. Что, на мой взгляд, не имеет никакого смысла и не приносит практически никакого результата в большинстве ситуаций. Справиться с этим заданием можно было, только механически выучив довольно большой объем информации: названия, химические и физические свойства основных органических веществ. И, к счастью, это задание из ОГЭ убрали.

В итоге, можно сказать, что ОГЭ по химии, вероятно, станет существенно более сложным экзаменом. Хорошо это или плохо? Не знаю. С одной стороны, ОГЭ по химии требует теперь более серьезной подготовки. С другой стороны, выпускники будут больше подготовлены к сдаче ЕГЭ по химии в 11 классе — довольно сложного экзамена. Потому что в прошлые годы существовал серьезный диссонанс между сложностью экзамена в 9 и 11 классе. Довольно легко сдав ОГЭ в 9 классе на приличную оценку, ребята зачастую расслаблялись и были не совсем готовы к более высоким стандартам и требованиям к знаниям в ЕГЭ в 11 классе.

Я полагаю, что моя программа подготовки к ОГЭ по химии, довольно жесткая и углубленная, вполне успешно подготовит учеников 9 класса к новой форме экзамена. Приходите на занятия и убедитесь лично, что химия — наука простая и интересная.

Теория по химии для подготовки к ЕГЭ 2021

ЕГЭ по химии выбирают те выпускники, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с наукой, медициной, ветеринарией, промышленностью, фармакологией, агрономией и селекцией. Для того, чтобы сдать его успешно необходимо владеть хорошими знаниями, основанными на всех темах, пройденных за годы обучения в школе.

Особенности подготовки

Для сдачи единого государственного экзамена по химии нужно:

  • уверенно владеть теорией;
  • уметь читать и составлять формулы веществ;
  • обладать практическими навыками для решения химических уравнений и задач;
  • ориентироваться в наглядных материалах – таблицах, схемах.

Чтобы знания по предмету были комплексными и основательными, выбирайте разные методики подготовки:

  • используйте материалы школьных учебников за все годы изучения предмета – особое внимание уделяйте сложным и объемным темам;
  • читайте дополнительную специализированную литературу – более глубокие знания помогут быстрее найти правильные ответы на экзамене;
  • решайте онлайн тесты – это даст возможность закрепить полученные знания и выработать навык качественного заполнения экзаменационных бланков.

К тому же, решение тестов позволит выявить слабые моменты в знаниях и подойти к восполнению пробелов осознанно и целенаправленно.

На какие темы обратить внимание?

Экзамен по химии направлен на проверку всех тем школьного курса. При подготовке обратите внимание на теоретические материалы по:

  • строению атома;
  • характеристике химических элементов;
  • классификации, свойствам неорганических веществ;
  • оксидам и их свойствам;
  • особенностям органических соединений;
  • классификации химических реакций;
  • расчетам массовых долей, массы или объема веществ в растворах и соединениях;
  • химическим связям;
  • свойствам простых веществ, оснований, кислот, солей, углеводородов, спиртов, альдегидов, кислот и других;
  • взаимосвязям классов неорганических веществ.

На заметку

Чередуйте беглое повторение легких тем с доскональным изучением сложных – переключение деятельности позволит повысить качество подготовки;

Не перегружайте мозг однотипной информацией – дополняйте тексты формулами, цифровыми выражениями;

Делайте записи и прорисовывайте схемы – это поможет разложить «по полочкам» даже самые сложные темы.

Подготовка к ОГЭ по химии

Тема 1. Вещество.

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды. Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

Чистые вещества и смеси.

Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

Тема 2. Химическая реакция.

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

Электролиты и неэлектролиты.

Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Тема 3. Элементарные основы неорганической химии.

Представления об органических веществах.

Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа

Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Химические свойства сложных веществ.

Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных.

Химические свойства оснований.

Химические свойства кислот.

Химические свойства солей (средних)

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Первоначальные сведения об органических веществах.

Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.

Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая).

Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.

Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений.

Экспериментальные основы химии.

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.

Разделение смесей и очистка веществ.

Приготовление растворов.

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-,сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Тема 5. Химия и жизнь.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

 

Личное: как сдать ОГЭ по химии

Две модели экзамена. Есть два варианта ОГЭ по химии — с экспериментом и без. То, какой вариант вы будете писать, зависит от оснащённости и техническо-материальных возможностей школы, в которой проходит экзамен. Учителя, как правило, знают, какая модель ОГЭ по химии будет у их учеников, поэтому советую выяснить этот вопрос у своего преподавателя заранее.

Задания и время. В ОГЭ по химии без эксперимента 22 задания, на их выполнение даётся 120 минут.Вене с экспериментом — 23 задания и 140 минут, за который нужно справиться с задачей.

Задания делятся на два вида: с кратким и развёрнутым ответом. В заданиях с кратким вам нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов:

  • в заданиях 1–15 — один ответ из четырёх;
  • в заданиях 16–17 — два ответа из пяти;
  • в заданиях 18-19 — пересечение множеств.

Баллы. Максимальное количество баллов за ОГЭ без эксперимента — 34, с экспериментом — 38.

1 балл — с 1 по 15 задание.

2 балла — с 16 по 19 задания, если ответ полностью верен. Если допущена одна ошибка, за эти задания поставят 1 балл.

3 балла — за 20 и 21 задание.

4 балла — за 22 задание в экзамене с экспериментом.

5 баллов — за 22 задание в экзамене без эксперимента и 23 задание в экзамене с экспериментом.

В ОГЭ есть шкала, по которой первичные баллы, полученные за экзамен, переводятся в пятибалльную систему.Обычно шкала остаётся одинаковой в каждом году, но после сдачи экзамена лучше уточнить, не изменились ли правила.

Шкала перевода первичных баллов в отметках по пятибалльной системе в 2018 году

Отметка по пятибалльной системе 2 3 4 5
Первичные баллы ОГЭ 0–8 9–17 18–26 27–34
Шкала для экзамена без эксперимента
Отметка по пятибалльной системе 2 3 4 5
Первичные баллы ОГЭ 0–8 9–18 19 –28 29–38
Шкала для экзамена с экспериментом

Когда лучше начинать. К ОГЭ по химии я советую готовиться с 9 класса, но подготовка к экзаменам — вопрос индивидуальный. В целом ученики лучше справляются с ОГЭ по химии, чем изучать с ЕГЭ, и одного года вполне хватает даже при предмета с нуля. Скорее всего, это связано с тем, что от ОГЭ не зависит поступление в вуз. Чем меньше школьники нервничают, тем лучше концентрируются на заданиях. Частично это с темами: обычно проходят в девятом классе, а сдавать экзамен со свежими знаниями всегда проще.

Как выстроить подготовку. . , которые рассматриваются на уроках химии в восьмом классе. После освоения этой базы более сложные темы даваться намного проще.

Для изучения основ подойдёт учебник по химии за 8 класс, например, под редакцией Кузнецовой или Ерёмина.Тем, кто в дальнейшем продавать ЕГЭ по химии, рекомендую купить пособие А. Егорова «Репетитор по химии», где собраны темы за весь курс школьной химии.

Также я советую завести список, в который будете последовательно добавлять информацию о самых распространенных веществах. Например, если вы прочитали пара прохождения азота, сразу выписывайте все характеристики его оксидов, физические свойства, качественные реакции, применение и специфические особенности.

Пройденный материал советую сразу закреплять на практике, практикея из сборников ОГЭ. Есть два вида сборников задач по химии: тематические, где для каждой темы подобраны все заданий по ОГЭ, и типовые, где заданные варианты представлены в том виде, в каком они будут на экзамене. Тем, кто готовится к экзамену в этом году, советую купить сборник с типовыми задачами «ОГЭ-2019. Химия. 30 тренировочных заданий »под редакцией В. Доронькина или «ОГЭ-2019. Химия 9 класс.Типовые тестовые задания »Ю. Медведева. Для решения тематических задач берите «Большой сборник тематических заданий по химии для подготовки к ОГЭ» под редакцией А. Корощенко.

Я рекомендую начать подготовку тематических сборников — в ОГЭ по химии не столько важен навык задач решения, сколько понимание предмета. По моему опыту, эффективно сначала изучать одну тему и тут же закрепить знания, выполняя по этой теме различные виды заданий из сборника.

Этапы подготовки:

  • изучите одну тему в учебнике;
  • посмотрите дополнительные материалы, например, лекции или вебинары по той же теме;
  • решайте разные виды задач именно по этой теме.

Если при решении задач вы чувствуете, что делаете много ошибок или тратите много времени, вернитесь к теории и обсудите с преподавателем те вопросы, которые остались непонятными. Как только вы начнёте понимать логику тех химических процессов, вы будете справлять с ними намного лучше.

Таблицы-подсказки, которые я даю своим студентам в курсе в «Фоксфорде» Таблицы-подсказки, которые я даю своим студентам на курсе в «Фоксфорде» Таблицы-подсказки, которые я даю своим студентам на курсе в «Фоксфорде» Таблицы-подсказки, которые я даю своим студентам на курсе в «Фоксфорде»

Как пользоваться правильно википедией. Русскоязычная википедия — неплохой ресурс для уточнения информации или поиска ответа на конкретный вопрос в рамках школьной программы. При подготовке к ОГЭ по химии вы вполне можете использовать его как справочник.

Однако лучше сразу приучать себя не просто читать приведенную информацию, проверять источники, указанные авторы статьи. Список хорошей онлайн-статьи по химии должен быть ссылки на уважаемые журналы, например, на Nature, Chemical Science, Green Chemistry, Chemical Society Reviews.Также у каждого научного издания есть такой показатель, как импакт-фактор — цифра, которая показывает, как часто данного издания цитируют в научном мире. Её всегда указывает на сайт журнала. Для сравнения, у одного из самых старых и авторитетных общенаучных журналов Природа импакт-фактор — 30.

Задание № 13. включает в себя очень разные темы: правила работы в лаборатории, правила обращения с веществами, проблемы безопасности, очистка веществ, приготовление растворов, загрязнение окружающей среды.

Для ответа на него нужно обладать широким кругозором и отвечать на такие вопросы, как:

  • Что способствует появлению озоновых дыр?
  • Какое вещество из приведенных токсично? Какой газен?
  • Что делать при отравлении химическим веществом?
Демонстрационный вариант задания № 13 в ЕГЭ 2019 года

Задание № 18. Задание на пересечение множеств. Приводятся вещества в паре — добавив к ним третье вещество, нужно определить, что находится в каждой из пробирок.

Чтобы выполнять такой тип заданий, я советую при изучении веществ всегда их визуализировать. Как только видите значок химического вещества, назовите его вслух полностью и подробно опишите: какие у него цвет, консистенция, запах, свойства.

Однажды один из моих учеников не смог быстро ответить, растворяется ли уголь в воде, потому что перед ним был только химический знак C. Если бы он представил, как обычный кусок угля, то уравнение С + H 2 O его совсем не смутило.

Демонстрационный вариант задания № 18 в ЕГЭ 2019 года

Общий алгоритм решения таких заданий:

  • определите, какими ионами и / или функциональными группами различаются вещества;
  • вспомните качественные реакции для этих групп — возможно, вы сразу найдете подходящий ответ;
  • реакции должны быть визуальные изменения: изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка, растворение осадка. Например, реакция нейтрализации раствора едкого натра соляной кислотой не сопровождается визуальными изменениями.Происходит сливание двух бесцветных растворов и третьего образования бесцветного раствора соли. Определить, что произошла нейтрализация, можно с помощью индикатора.

Обратите внимание, что визуальные признаки реакции должны отличаться. Нельзя, например, различить два белых желеобразных осадка. Чтобы ничего не перепутать, во время подготовки к экзамену отмечают цвета осадков на распечатанной таблице растворимости

Задание № 19. Нужно определить, с каким набором веществ реагирует исходное соединение. Для выполнения задания важно знать не только общие правила, но и специфические свойства элементов.

Выполняется это задание, в первую очередь определите, к какому классу относится указанное соединение: например, окислитель это или восстановитель. После определения класса вещества вспомните, с какими веществами этот класс взаимодействует, а с какими — нет. Определите специальные свойства этого элемента.Например, если у вас в задании галоген, важно тут же вспомнить, что он не взаимодействует с кислородом. Зная эти факты, вы сможете вычёркивать ответы, где есть кислород.

Помните, что помимо типовых факторов, характерных для определенного класса веществ, соединение может вступать в окислительно-восстановительные реакции. Какая роль наиболее характерна для рассматриваемого вещества.

Важное уточнение, которое касается заданий № 18 и 19: цифры могут повторяться.То есть элементы правого столбца могут подходить к нескольким элементам из левого столбца. Многие школьники определяют вещество первое и вычёркивают его. Сложность в том, что весь правый столбец нужно рассматривать для работы с каждым элементом слева.

Демонстрационный вариант задания № 19 в ЕГЭ 2019 года

Задание № 22. Даётся список веществ, и необходимо получить заданное соединение в две стадии, описать признаки и записать сокращённое ионное уравнение из одной нагрузки.

Приведены 5–6 веществ, из которых нужно составить несколько пар взаимодействий и их посчитать. Для этого нужно время, а его на экзамене часто не хватает. Возьмитесь, используя определенные способы решения задач, начнёте решать их сложным путём — возьмёте одно вещество и будете писать реакцию с остальными пятью. Чтобы сэкономить время на этом задании, важно чётко понимать, как из одного класса веществ перейти в другой. Учиться этому нужно, когда вы начали изучать свойства основных классов веществ.То есть запоминать или выписывать, из каких, например, оксидов можно получить гидроксид, а из каких нельзя, как из оксидов получить соль и так далее.

Обратите внимание, что получить заданное соединение нужно именно в две стадии — не в одну. Иногда напрашивается элегантное решение в одну стадию, но нужно помнить о формулировке вопроса и отвечать на него чётко. Также обязательно описывайте характеристики: описание признаков реакции даёт 1 балл.

Демонстрационный вариант задания № 22 в ЕГЭ 2019 года

В естественных науках, как и при изучении языков, запоминать материал ассоциации. Некоторые школьники придумывают стихи или зарисовывают разные реакции.

Выпишите для себя понятия, вызывающие проблемы: окислители и восстановители, калий и кальций. Обратите внимание, какие ошибки вы делаете чаще всего и научитеcь их исключить. Например, один из моих учеников нарисовал целый комикс по темам, которые сложно ему давались.

Таблица-подсказка по восстановлению и восстановлению

Главное, что действительно помогает при подготовке, — дисциплина.Советую тренировать её именно при подготовке к ОГЭ. Тогда к 11 классу уже выработается навык регулярно, на выпускном экзамене будет намного меньше стресса.


Помните, что в химии не столько важна зубрёжка, сколько понимания. Заучивание поможет выполнить только небольшую часть заданий, для всего остального нужна логика. Когда вы будете изучать основные темы в начале года, постарайтесь не просто выучить теорию из учебника, а понять, как это работает.

1. При подготовке чёрно-белую таблицу Менделеева, разрешено пользоваться на экзамене. В обычных цветных табличках, которые висят в классе, есть много подсказок. Они расслабляют внимание, и школьники на экзамене теряются без привычной «шпаргалки».

2. В заданиях, где нужно выбрать один правильный ответ из четырёх, прочитайте все четыре варианта. Даже если первый вариант кажется вам наиболее очевидным и единственно правильным, проверьте себя.

3. Если долго не можете найти правильный ответ, действуйте от обратного: начните вычёркивать варианты, которые точно не подходят.

4. При решении расчётных задач (в ОГЭ их обычно две) важно хотя бы примерно прикидывать, какой ответ вы должны получать в конце. При подсчёте на калькуляторе можно нажать не на ту кнопку. Если вы сразу бездумно запишете готовый ответ и не будете сравни его с примерными расчётами, то совершите грубую ошибку только из-за невнимательности.

5. Научитесь соблюдать размерность. Если вы граммы делите на грамм, то получите долю. Если грамм делить на грамм и умножить на процент, ответ будет уже в процентах. Если в задаче что-то приведено в килограммах, а что-то в граммах, то надо свести это к одной единице измерения.

6. Помните о том, что в заданиях № 18 и 19 цифры могут повторяться.

7. Внимательно читайте задание. Иногда оно звучит как «какое вещество, которое не реагирует с водой».Ученик пропускает частицу «не» и по невнимательности выбирает неправильный ответ.

Проект «Получи максимальный балл на ОГЭ по химии»

Обобщенный план варианта КИМ 2016 года для ГИА выпускников IX классов по химии

1. Строение атома. Строение оболочек элементов 20 первых элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.

2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

4. Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.

5. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

6. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химического воздействия.Химические уравнения. Сохранение массы при химических реакциях. Классификация функций по различным признакам: количеству и составу исходных веществ, изменению степеней химических элементов, поглощению и выделению энергии.

7. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

8. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

9. Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.

10. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

11. Химические свойства оснований. Химические свойства кислот.

12. Химические свойства солей (средних).

13. Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории.Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических факторов. Проблемы безопасного использования веществ и химических в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

14. Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции.

15. Вычисление доли химического элемента в веществе.

16. Периодический закон Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств эле-

ментов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов.

17. Первоначальные сведения об обнаружении веществ: предельных и непредельных углеводенех (метане, этане,

этилене, ацетил) и кислородсодержащих веществ: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уновксой) и старинге. Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.

18. Определение характера среды кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

19. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.

20. Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции.

21. Вычисление доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству веществ, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

22. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Подготовка ОГЭ по химии 2021: что нужно выучить

Чтобы получить аттестат в основном общем образовании, на ОГЭ 2021 нужно будет сдать четыре экзамена. Русский язык и математика обязательны, а два других — на усмотрение учащегося. Представим, что вы выбрали сдавать химию. Рассказываем о структуре экзамена и делимся полезными советами по подготовке.

Структура экзамена

ОГЭ по химии состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания.Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 — 5 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение всех заданий отводится 2 часа 20 минут (140 минут).

Ответы к заданиям 1-19 записываются в виде одной цифры или укажите цифр.

К заданиям 20-23 полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения и расчёты. Задание 24 предполагает выполнение эксперимента под наблюдением учителя.

Что можно взять на экзамен:

  • непрограммируемый калькулятор;
  • таблицу Менделеева;
  • электрохимический ряд напряжений металлов;
  • таблицу растворимости в воде солей, кислот и оснований;
  • черновик.

Записи в черновике не исследуется при оценивании, поэтому можете смело писать на них всё, что необходимо.

Как готовиться к экзамену по химии

Все задания КИМа можно разбить на пять блоков:

  1. Вещество.
  2. Химическая реакция.
  3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об обнаружении веществах.
  4. Методы познания веществ и химических явлений.
  5. Химия и жизнь.

Чтобы успешно справиться с экзаменом, нужно знать основы химической номенклатуры, понимать закономерности свойств химических элементов и веществ по группам и периодам, разбираться в общих свойствах металлов и неметаллов, а также признаках и условиях протекания химических систем.Чем раньше вы начнёте подготовку, тем лучше, но в целом одного года хватит даже при изучении предмета без базовых знаний.

Если вы решили изучать химию с нуля, начните с тем, которые рассматривают в восьмом классе: вещество и элемент, строение молекул и атом, связи между веществами, классы соединений, степень окисления.

Заведите тетрадь, в которой вы будете конспектировать полезную информацию: формулы, правила, свойства и т.д. Например, если вы прочитали параграф прохождения азота, обязательно запишите его оксидов, качественные реакции, физические свойства, применение и специфические особенности.

Обращайте внимание на источники информации. К сожалению, статьи из интернета порой в заблуждение. Вам пригодятся: учебник по химии под ред. Ерёмина или Кузнецовой и пособия для подготовки к ОГЭ.

Также вы можете заниматься с репетитором в Тетрике. Под руководством опытного преподавателя вы не только освоите азы, но и получите углублённые знания по предмету.

Лайфхаки для подготовки

Как бы вы ни решили заниматься — самостоятельно или с репетитором — вам пригодятся эти советы.

Изучайте теорию

Без основательного знания теоретических основ перейти к практике и соответственно, решению заданий ОГЭ.

Учите формулы

Обязательно законспектируйте их формулы и возможности выучите их.

Закрепляйте теорию практикой

Решайте варианты из тематических и типовых сборников. В тематических для каждой темы подобраны все виды заданий ОГЭ, а в типовых — варианты представлены в том виде, в которых они будут на экзаменах.Заметили, что делаете много ошибок в КИМах и не усваиваете материал — не бойтесь задать вопросы учителю, чтобы разобрать темы.

Смотрите лекции и посещайте вебинары

В интернете есть множество видеороликов, посвященных разбору каждого типа заданий. Вы можете выбрать лектора, который рассказывает об особенностях предмета и экзамена понятным вам языком.

Начинайте с простого

Не спешите переходить сразу к сложным заданиям КИМа.Начните с более простых вопросов, которые часто основаны на базовых знаниях.

Возможность разрешёнными шпаргалками

Вместе с КИМами на экзамене выдают три вспомогательных материала: электрохимический ряд напряжений металлов, таблицу растворимости и таблицу Менделеева. Если вы научитесь пользоваться ими, не придется запоминать свойства всех элементов, и сдавать ОГЭ по химии будет намного легче.

Не забывайте о времени

Время на ОГЭ ограничено, и важно суметь его правильно распределить.Помните, что на эксперимент отводится всего 20 минут.

Проверяйте себя

Обязательно проверяйте вычислительные действия, написание элементов и свойств их, чтобы не лишиться баллов из-за невнимательности. Также можно потерять баллы за неполный ответ.

Программа для подготовки к ОГЭ по Химии

Как готовиться к ОГЭ по химии? Особенно когда вы занимаетесь самостоятельно? Что надо знать и уметь, в каком порядке изучать темы? Вот программа подготовки к ОГЭ по химии.

Раздел «Вещество»

Тема 1. Строение атома (задание 1, 16 ОГЭ по химии).

Знать обозначение химических элементов, их положение в Периодической системе химических элементов, строение атома, физический смысл порядкового номераического элемента, принципы распределения электронов в атоме.

Уметь определять, какому химическому элементу соответствует изображение модели атома (для первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева).

Тема 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (задание 2, 16 ОГЭ по химии).

Знать закономерности изменения свойств элементов и их соединений с положением в Периодической системе химических элементов (использование атома, электроотриц, металлических / неметаллических свойств, формулы оксидов и простых веществ, основный / кислотный характер образованных химических элементов системы).

Уметь определять, как изменяются, находят объекты в ряду элементов, как изменяются сходства атомов в свойствах.

Тема 3. Строение молекул. Химическая связь (задание 3 ОГЭ по химии).

Знать формулы соединений, виды химической связи в соединениях.

Уметь определить вид химической связи.

Тема 4. Валентность и степень окисления химических элементов.химические элементы. Окислитель и восстановитель (задание 4).

Знать, как определяется валентность и степень окисления.

Уметь определить окислитель и восстановитель.

Тема 5. Простые (металлы и неметаллы) и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ (задания 5, 9, 10, 11, 12, 19, 22 ОГЭ по химии).

Знать формулы, названия, химические свойства простых (металлов, неметаллов) и сложных (оксидов, кислот, оснований, солей) веществ.

Уметь определить значение вещества по формуле к классу неорганических веществ, химический характер соединения и находить взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Тема 6. Первоначальные сведения об опасных веществах (задание 17).

Знать формулы предельных и непредельных углеводородов (метан, этан, этилен, ацетилен) и кислородсодержащих веществ: спиртов (метанол, этанол, глицерин), карбоновых кислот (уксусной и стеариновой).

Уметь определить определение к классу органического вещества по характерным признакам.

Раздел «Химические реакции»

Тема 1. Условия и признаки протекания химический мод. Уравнения настройки (задание 6, 22 ОГЭ по химии).

Знать класси характеристики химической функции по признакам.

Уметь определять по характерным признакам, какие вещества участвуют в реакции.

Тема 2. Окислительно-восстановительные реакции (задания 14, 20 ОГЭ по химии).

Знать смысл понятий «окисление» и «восстановление».

Уметь определять, окислителем или восстановителем атомной реакции, расставлять коэффициенты в уравнении реакции методом электронного баланса.

Тема 3. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)

(задание 7, 18 ОГЭ по химии).

Знать основные положения электролитической диссоциации и как изменяется окраска индикаторов (лакмус, фенолфталеин, различных метранж) в средах.

Уметь записывать уравнения электролитической диссоциации солей, кислот и щелочей, определять характер среды кислоты и щелочей с помощью индикаторов.

Тема 4. Реакции ионного обмена (задание 8, 22 ОГЭ по химии).

З условия протекания ионного обмена.

Уметь записывать молекулярное, полное и сокращенное уравнение ионного обмена для качественных характеристик ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы, ион аммония), качественных факторов на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) ).

Раздел «Экспериментальные основы химии»

Тема 1. Правила безопасной работы в школьной лаборатории (задание 13).

Знать методы различие между чистыми веществами и смесями, разделения смесей и очистки веществ, назначение и названия лабораторной посуды и.

Уметь выявлять проблемы безопасного использования веществ и методов в повседневной жизни.

Раздел «Количественные отношения в химии»

Тема 1 Вычисление доли химического элемента в веществе

(задание 15 ОГЭ по химии).

Уметь находить массовую долю химических элементов в веществе и сопоставлять ей диаграмму.

Тема 2 Вычисление массового растворенного вещества в растворе

(задание 21).

Уметь находить массовую долю вещества в растворе.

Тема 3 Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов (задание 21 ОГЭ по химии).

Уметь решать расчетные задачи.Например, такие:

170 г раствора нитрата соли смешали с избытком хлорида натрия. Выпал осадок массой 8,61 г. Вычислите массовую соль в растворе нитрата серебра.

Автор статьи Александра Городенская

Подготовка к ОГЭ (ГИА) по химии. Тематические тесты для подготовки к ОГЭ по химии.


Для кого предназначены эти тесты?

Данные материалы предназначены для школьников, готовящихся к ОГЭ-2021 по химии.Их также можно использовать для самоконтроля при изучении школьного курса химии. Каждый тест посвящен определенной теме, которая встретится девятикласснику на экзамене. Номер теста — это номер соответствующего задания в бланке ОГЭ.


Как устроены тематические тесты?

Каждый тренировочный тест состоит из 10 заданий различного уровня сложности. Задачи 1-5 наиболее легкие, подойдут для тех, кто начинает готовиться к ОГЭ по химии «с нуля». Задания 6-10 соответствуют уровню ГИА или немного сложнее.


Чем отличаются тематические тесты от «обычных» тестов ОГЭ?

«Обычные» тесты проверяют общий уровень знаний по химии. Каждый из тематических тестов посвящен только одной теме .

Полные варианты ОГЭ (например, этот или этот) целесообразно использовать для периодического самоконтроля в процессе подготовки к экзамену, тематические тесты — для работы над конкретными разделами программы по химии, которые вызывают наибольшую сложность.


Какое место занимают тематические тесты в подготовке к ОГЭ по химии?

Разумеется, данные тренировочные тесты рассматривать нельзя как замену школьного учебника химии. Прежде чем начинать работать над тестом, следует внимательно изучить тему по учебнику или обратиться к помощи преподавателя. Тесты ничего не объясняют. Они лишь помогает вам лучше усвоить соответствующий материал и оценить уровень своей подготовки.


Как интерпретировать результаты тестов?

Если вы набираете 4-5 баллов в первой части и 4-5 баллов во второй, можете считать, что соответствующая тема усвоена вами отлично.Если во второй части вы сможете решить правильно 2-3 задания и 3-4 задания в первой части, советую еще немного потренироваться.

Если вы даже в I части делаете более трех ошибок, результат неудовлетворительный! Тренируйтесь! Попробуйте еще разобрать соответствующую тему. Если проблемы сложности, обратитесь к помощи репетитора.


Будут ли на этом сайте публиковаться другие тематические тесты?

Безусловно! Я планирую link тесты по 23 темам, по 10 заданий в каждом.Следите за обновлениями!





Что еще есть на этом сайте для готовящихся к ОГЭ по химии?

Демонстрационные тесты ОГЭ и ЕГЭ и тесты по химии для школьников 8 — 11 классов. Статьи, посвященные решение сложных задач, и справочник по химии.

Вам кажется, что чего-то не хватает? Вам хотелось бы какие-то разделы? Нужны какие-то новые материалы? Что-то надо исправить? Нашли ошибки?

Пожалуйста, свяжитесь со мной.

Успехов всем готовящимся к ОГЭ и ЕГЭ!

Серьезные изменения в ОГЭ по химии-2020

Если вы сдаете или готовите к прочитайте эту статью! Экзамен в 2020 году усложняется, добавленная обязательная практическая часть. Обязательно ознакомьтесь с изменениями, чтобы понимать, к чему готовиться. Обязательно подготовьтесь к практической части экзамена. Без предварительной подготовки вы можете не справиться с этим заданием на экзамене!

Полный курс химии вы можете найти на моем сайте CHEMEGE.RU . Чтобы получать актуальные материалы и новости ЕГЭ по химии, вступайте в мою группу ВКонтакте или на Facebook . Если вы хотите подготовиться к ЕГЭ по химии на высокие баллы, прриглашаю на курс « 40 шагов к 100 баллам на ЕГЭ по химии «.

Проект демонстрационного варианта ОГЭ по химии-2020 года можно скачать здесь, спецификацию ОГЭ-2020 здесь, кодификатор здесь.

В 2020 г.Предлагается только одна модель КИМ ОГЭ по химии. Давайте разберемся, что это значит и чего ожидать девятиклассникам, которые выбрали для сдачи химию.

В справке о планируемых изменениях в ОГЭ-2020 (которую можно прочитать здесь) дополнительная информация, что в ОГЭ по химии увеличена доля заданий с множественным выбором ответа (6, 7, 12, 14, 15):

Задание 6 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на химические свойства простых веществ Задание 7 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на классификацию неорганических веществ Задание 12 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на класси модификацию химической поддержки Задание 14 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на теорию электролитической диссоциации Задание 15 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на тему: Реакции ионного обмена

Также добавлены задания на установление соответствия между позициями двух множеств (10, 13, 16).

Задание 10 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на химические свойства неорганических веществ

Добавлено задание 1, предусмотреновающее проверка умения работать с текстовой информацией:

Задание 1 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020

Задание 1 проверяет знание темы: «Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества ».

В часть 2 включено 21 задание, направленное на проверку существования взаимосвязи между различными классами неорганических веществ и сформированные умения составляющие уравнения, отражающих эту связь (неорганическая цепочка).Такое задание уже встречалось в материалах ОГЭ прошлых лет, затем его убрали из КИМ. Хочу отметить, что умение решать неорганичексие цепочки требует глубоких знаний химических свойств неорганических веществ и понимания взаимосвязи свойств неорганических веществ. Думаю, что это задание будет вызывать существенные сложности у школьников.

Задание 21 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020

Ещё одним контролируемым параметром является умение составлять уравнение уравнения ионного обмена, в частности сокращённое ионное уравнение.

И, самое печальное, в экзаменационный вариант добавлена ​​обязательная для выполнения практическая часть , которая включает в себя два задания: 23 и 24. В задании 23 из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с соответствующими химическими свойствами в условии задания и составить с ними два уравнения.

Задание 23 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть) Задание 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)

По сути, задание 23 также является теоретическим.А вот задание 24 требует практических навыков и выполнение двух факторов, заданным составленным уравнением.

Практическая часть — это сложно . К сожалению, во многих школах используются лабораторные работы, либо методы обучения ученикам учителя. Поэтому ученики редко владеют навыками практических работ.

Но не все так страшно! Во-первых , в эпоху «до ОГЭ и ЕГЭ» в школах сдавали выпускные экзамены.В том числе в 9 классе. И при сдаче экзамена 9-тиклассникам зачастую необходимо было выполнить практическую часть. Во-второй , к практической части можно подготовиться и без школы. Простейший набор «Юный химик» включает набор химических веществ и лабораторной посуды, достаточный для проведения базовых экспериментов и получение необходимых практических навыков. В-третьих , задание 24 «весит» всего 2 первичных балла. Даже если с этим заданием ученик не справится, вполне можно получить оценку «5».

К заданию 24 прилагаются подробные инструкции:

Инструкции к выполнению задания 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть) Инструкции к выполнению задания 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)

Критерии заданий 23 и 24:

Критерий выполнения задания 23 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть) Критерий выполнения задания 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)

Еще из неприятного : на выполнение экзаменационной работы по химии отводится 2 часа 20 минут (140 минут). Это маловато, конечно, поэтому необходимо много и тщательно тренироваться.

Неужели есть только плохие новости? Не совсем. Есть и хорошие: из ОГЭ по химии убрали задание на органическую химию . Органическая химия изучается в 9 классе всего 1-2 месяца. Что, на мой взгляд, не имеет никакого смысла и не приносит никаких последствий в результате действий. Справиться с этим заданием можно, только механически выучив довольно большой объем информации: названия, химические и физические физические свойства основных веществ.И, к счастью, это задание из ОГЭ убрали.

В итоге, можно сказать, что ОГЭ по химии, вероятно, станет более сложным экзаменом. Хорошо это или плохо? Не знаю. С одной стороны, ОГЭ по химии требует теперь более серьезной подготовки. С другой стороны, выпускники будут больше подготовлены к сдаче ЕГЭ по химии в 11 классе — довольно сложного экзамена. Потому что в прошлые годы существовал серьезный диссонанс между сложностью экзамена в 9 и 11 классе. Довольно легко сдаваемые ОГЭ в 9 классе на приличную оценку, ребята часто расслаблялись и были готовы к более высоким стандартам и требованиям к знаниям в ЕГЭ в 11 классе.

Я, что моя программа подготовки к ОГЭ по химии, довольно жесткая и углубленная, вполне успешно подготовит учеников 9 класса к новой форме экзамена. Приходите на занятия и убедитесь лично, что химия — наука простая и интересная.

Курсы ОГЭ по химии: план подготовки

Химия важна для понимания многих процессов, происходящих в обыденной жизни. А ученикам, желающим приобрести особенные профессии — в области медицины, технологической или научной сфере — необходимы фундаментальные знания предмета и отличные оценки на экзамене.В этом могут помочь курсы подготовки к ОГЭ по химии .

Какие бывают курсы ОГЭ по химии?

Выпускники Центра подготовки к ГИА стали призерами олимпиад разного уровня, студентами престижных средних и высших учебных заведений.

Восьмиклассников, которые манит загадочная наука, мы приглашаем к углубленному изучению тем. Занимательная химия для 8 класса станет доступной и близкой. Понимание каждой темы — гарантия хороших отметок на школьных уроках.

Курсы ОГЭ по химии для 9 классов — это эффективный способ повторения всего пройденного материала, систематизации знаний, возможность детально рассмотреть информацию, лишь промелькнувшую в учебниках.

Мы не только учим? проводим полные и краткие интесивы, но и проводим пробные экзамены, используя соответствующие бланки Федерального Центра. Наши выпускники не растеряются, отвечая на вопросы, сумеют распределить решение рационально — благодаря опыту выполнения будут выполнены качественно, без спешки.

План и программа подготовки к ОГЭ по химии

Химия остается экзаменационным предметом по выбору. Этой науке в школе не всегда уделяют должное внимание. Наши курсыаны восполнить пробелы в знаниях и научить применять информацию при поиске ответов, проведении реальных и виртуальных экспериментов. Решение химического соединения равняется каждому.

Программа предусматривает доскональное изучение основных тем по:

  • Общей химии. Рассматриваем все нюансы: от основных понятий или до систем ионного понимания окислительно-восстановительных процессов.
  • Неорганической химии. Особое внимание уделяется изучению элементов разных групп, общей характеристике металлов, другим важным сведениям.
  • Органической химии. Предельные и непредельные углеводороды, алканы, кислородсодержащие соединения плюс все вопросы, освещаемые учебники и включенные в тестовые задания.

Преподаватели и ученики в эффективной работе. Обязателен начальный мониторинг: только после истинного уровня знаний приступают к обучению.В течение курса проходит проверка усвоения материала.

Репетиторы по химии: подготовка к ОГЭ

Преподаватели знают коды тестов и порядок их проведения. Поэтому слушатели будут досконально подготовлены к ходу ГИА.

Учителя — авторы научных статей, соавторы тематических публикаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *