Национальный план противодействия коррупции на очередной период утвержден – 29 2018. 378 2018 — 2020

Содержание

Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460)

I. Общие положения

1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по‑прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

2. Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, свидетельствует о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:

а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;

б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;

в) с учётом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединённых Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.

4. Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

II. Цель и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции

5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

6. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

III. Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции

7. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закреплённых в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегий противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

IV. Основные направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

8. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:

а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

г) совершенствование системы учёта государственного имущества и оценки эффективности его использования;

д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путём расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утверждённым показателям соответствующего бюджета;

ж) расширение системы правового просвещения населения;

з) модернизация гражданского законодательства;

и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по её предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;

о) повышение эффективности исполнения судебных решений;

п) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

р) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение её результативности;

с) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

т) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;

у) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;

ф) совершенствование системы финансового учёта и отчётности в соответствии с требованиями международных стандартов;

х) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.

V. Механизм реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

9. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

б) путём решения кадровых вопросов;

в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

г) путём оперативного приведения:

правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;

д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

е) путём обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;

ж) путём оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;

з) путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Смотрите также

www.kremlin.ru

О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы (с изменениями на 13 марта 2012 года), Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460

О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы

(с изменениями на 13 марта 2012 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года N 297 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.03.2012).
____________________________________________________________________

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию противодействия коррупции.

2. Пункт утратил силу с 21 марта 2012 года — Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года N 297..

3. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, представлять один раз в год Президенту Российской Федерации доклад о ходе выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы и предложения по совершенствованию деятельности, направленной на противодействие коррупции.

4. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов:

а) принимать действенные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе;

б) руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции на 2010-2011 годы, внести до 1 июня 2010 года в планы соответствующих федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов; *4.б)

в) организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами;

г) обеспечивать своевременную корректировку планов в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период;

д) оказывать содействие средствам массовой информации в широком освещении мер по противодействию коррупции, принимаемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами;

е) обобщить практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принять меры по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями;

ж) обеспечить усиление антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки федеральных государственных служащих.

5. Рекомендовать:

а) Счетной палате Российской Федерации при представлении в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 11 января 1995 года N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» палатам Федерального Собрания Российской Федерации информации о результатах проводимых контрольных мероприятий отражать вопросы, касающиеся предупреждения коррупции и борьбы с ней;

б) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться пунктом 4 настоящего Указа в отношении планов соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции.

6. Предложить Общественной палате Российской Федерации, Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», политическим партиям, саморегулируемым организациям, общественным организациям, объединяющим промышленников и предпринимателей, другим общественным объединениям проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

Президент Российской Федерации
Д.Медведев

Москва, Кремль
13 апреля 2010 года
N 460

Национальная стратегия противодействия коррупции

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 апреля 2010 года N 460

I. Общие положения

1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года N Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

2. Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года N Пр-1568, свидетельствует о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:

а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;

б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;

в) с учетом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.

4. Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

II. Цель и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции

5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

6. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

III. Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции

7. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

IV. Основные направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

8. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:

а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

г) совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования;

д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;

ж) расширение системы правового просвещения населения;

з) модернизация гражданского законодательства;

и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов; *8.к)

л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;

о) повышение эффективности исполнения судебных решений;

п) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

р) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;

с) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

т) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;

у) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;

ф) совершенствование системы финансового учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов;

х) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.

V. Механизм реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

9. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

б) путем решения кадровых вопросов;

в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

г) путем оперативного приведения:

правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов — в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации — в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

муниципальных правовых актов — в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;

д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

е) путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;

ж) путем оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;

з) путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы

УТВЕРЖДЕН
Президентом
Российской Федерации
31 июля 2008 года N Пр-1568
(в редакции Указа Президента
Российской Федерации
от 13 апреля 2010 года N 460)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 21 марта 2012 года —
Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года N 297. —

См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

                   


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

docs.cntd.ru

Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 147 • Президент России

                               УКАЗ

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


          О Национальном плане противодействия коррупции
                         на 2016-2017 годы

     В соответствии с пунктом  1  части  1  статьи  5  Федерального
закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить  прилагаемый  Национальный  план  противодействия
коррупции на 2016-2017 годы.
     2. Руководителям    федеральных    государственных    органов,
руководствуясь Национальной стратегией  противодействия  коррупции,
утвержденной Указом Президента Российской  Федерации  от  13 апреля
2010 г. N 460, и Национальным планом противодействия  коррупции  на
2016-2017 годы, утвержденным настоящим Указом, обеспечить  внесение
до 15 мая 2016 г. в планы по противодействию коррупции  федеральных
государственных  органов  изменений,  направленных  на   достижение
конкретных  результатов  в  работе  по  предупреждению   коррупции,
минимизации   и   (или)   ликвидации   последствий    коррупционных
правонарушений,  а  также  контроль  за  выполнением   мероприятий,
предусмотренных этими планами.
     3. Руководителям  федеральных  государственных   органов,   за
исключением  руководителей  федеральных  государственных   органов,
руководство  деятельностью   которых   осуществляет   Правительство
Российской Федерации, до 10 июня 2016 г.  представить  в  президиум
Совета  при  Президенте  Российской  Федерации  по  противодействию
коррупции доклад  о  результатах  исполнения  пункта  2  настоящего
Указа.
     4. Руководителям    федеральных    государственных    органов,
руководство  деятельностью   которых   осуществляет   Правительство
Российской   Федерации,   до   20 мая   2016 г.    представить    в
уполномоченный  Правительством  Российской  Федерации   федеральный
государственный орган доклад  о  результатах  исполнения  пункта  2
настоящего Указа для подготовки проекта сводного доклада.
     5. Правительству  Российской  Федерации  до  10 июня   2016 г.
представить в президиум Совета при Президенте Российской  Федерации
по противодействию коррупции сводный доклад.
     6. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации:
     а) подготовить и утвердить:
     обзор судебной практики  по  делам,  связанным  с  разрешением
споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального  закона
от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере  закупок
товаров,   работ,   услуг   для   обеспечения   государственных   и
муниципальных нужд", - до 1 ноября 2016 г.;
     обзор судебной практики по делам, связанным с  привлечением  к
административной  ответственности,  предусмотренной  статьей  19.29
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -
до 1 декабря 2016 г.;
     обзор судебной практики  по  делам,  связанным  с  разрешением
споров об обращении в  доход  государства  имущества,  в  отношении
которого  отсутствуют  доказательства  приобретения   на   законные
доходы, - до 1 июля 2017 г.;
     б) обеспечить опубликование в  установленном  порядке  обзоров
судебной практики, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
     в) совместно  с  Судебным  департаментом  при  Верховном  Суде
Российской Федерации:
     доработать с учетом правоприменительной практики  Методические
рекомендации по заполнению судьями и  работниками  аппаратов  судов
справок  о  доходах,  расходах,  об  имуществе   и   обязательствах
имущественного характера, а также справок о доходах,  расходах,  об
имуществе и обязательствах имущественного характера  своих  супруги
(супруга) и несовершеннолетних детей;
     обеспечить  использование  начиная  с  2017 года  специального
программного обеспечения "Справки БК", размещенного на  официальном
сайте Президента Российской Федерации,  при  заполнении  судьями  и
лицами, претендующими на должность судьи, справок о своих  доходах,
расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а
также справок о доходах, расходах, об  имуществе  и  обязательствах
имущественного    характера    своих    супруги     (супруга)     и
несовершеннолетних детей.
     Доклад  о  результатах  исполнения  подпункта  "в"  настоящего
пункта представить до 1 марта 2017 г.
     7. Рекомендовать  Высшей   квалификационной   коллегии   судей
Российской   Федерации   проанализировать    практику    применения
квалификационными коллегиями судей субъектов  Российской  Федерации
дисциплинарных  взысканий  к   судьям   за   нарушение   требований
законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и
подготовить соответствующие методические рекомендации.
     Доклад о результатах исполнения настоящего пункта  представить
до 1 февраля 2017 г.
     8. Рекомендовать    Совету    судей    Российской    Федерации
проанализировать практику проведения в судах  Российской  Федерации
проверок соблюдения судьями и лицами,  претендующими  на  должность
судьи,   требований   законодательства   Российской   Федерации   о
противодействии   коррупции   и   при   необходимости   подготовить
предложения, направленные на совершенствование  порядка  проведения
таких проверок.
     Доклад о результатах исполнения настоящего пункта  представить
до 1 февраля 2017 г.
     9. Рекомендовать Счетной палате Российской Федерации  отражать
в   информации   о    результатах    проведения    контрольных    и
экспертно-аналитических мероприятий и в ежегодном  отчете  о  своей
работе,  которые  представляются  палатам   Федерального   Собрания
Российской  Федерации  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от
5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате  Российской  Федерации",
вопросы,  касающиеся   осуществления   в   пределах   установленной
компетенции мер по противодействию коррупции.
     10. Рекомендовать  высшим  должностным  лицам   (руководителям
высших исполнительных  органов  государственной  власти)  субъектов
Российской   Федерации    и    руководителям    органов    местного
самоуправления,     руководствуясь     Национальной      стратегией
противодействия   коррупции,   утвержденной    Указом    Президента
Российской Федерации от 13 апреля  2010 г.  N 460,  и  Национальным
планом противодействия коррупции  на  2016-2017 годы,  утвержденным
настоящим  Указом,  обеспечить  внесение  до   1 июня   2016 г.   в
региональные  антикоррупционные   программы   и   антикоррупционные
программы   (планы   по    противодействию    коррупции)    органов
государственной власти  субъектов  Российской  Федерации,  а  также
органов местного самоуправления, в  которых  такие  планы  имеются,
изменений, направленных  на  достижение  конкретных  результатов  в
работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или)  ликвидации
последствий  коррупционных  правонарушений,  а  также  контроль  за
выполнением   мероприятий,   предусмотренных   этими    программами
(планами).
     11. Высшим    должностным    лицам    (руководителям    высших
исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской
Федерации  представить  в   аппараты   полномочных   представителей
Президента Российской Федерации в федеральных округах доклады:
     а) о результатах  исполнения  пункта  10  настоящего  Указа  в
части,    касающейся    внесения    изменений    в     региональные
антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы по
противодействию коррупции), - до 15 июня 2016 г.;
     б) о результатах  исполнения  пункта  10  настоящего  Указа  в
части,   касающейся   выполнения    мероприятий,    предусмотренных
названными  программами  (планами),  а  также   пунктов   5   и   9
Национального плана противодействия  коррупции  на  2016-2017 годы,
утвержденного настоящим Указом, - до 1 декабря 2017 г.
     12. Полномочным представителям Президента Российской Федерации
в федеральных округах обобщить информацию, содержащуюся в докладах,
предусмотренных  пунктом  11  настоящего  Указа,  и  представить  в
президиум   Совета   при   Президенте   Российской   Федерации   по
противодействию коррупции сводные доклады:
     а) о  внесении  изменений  в  региональные   антикоррупционные
программы и антикоррупционные программы (планы  по  противодействию
коррупции) - до 15 июля 2016 г.;
     б) о  выполнении   мероприятий,   предусмотренных   названными
программами (планами), а также пунктов 5 и  9  Национального  плана
противодействия   коррупции   на   2016-2017 годы,    утвержденного
настоящим Указом, - до 20 декабря 2017 г.
     13. Установить,   что   финансовое    обеспечение    расходных
обязательств,   связанных   с   реализацией    настоящего    Указа,
осуществляется в пределах бюджетных  ассигнований,  предусмотренных
федеральным  государственным  органам  в  федеральном  бюджете   на
руководство и управление в сфере установленных функций.


     Президент Российской Федерации                         В.Путин

     Москва, Кремль
     1 апреля 2016 года
     N 147
     __________________


                                                  УТВЕРЖДЕН
                                              Указом Президента
                                            Российской Федерации
                                          от 1 апреля 2016 г. N 147


                         Национальный план
            противодействия коррупции на 2016-2017 годы

     Мероприятия  настоящего  Национального  плана  направлены   на
решение следующих основных задач:
     совершенствование правовых основ и организационных  механизмов
предотвращения и выявления конфликта  интересов  в  отношении  лиц,
замещающих должности, по которым установлена обязанность  принимать
меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
     совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения
в доход государства имущества, в отношении которого не представлено
сведений,  подтверждающих  его  приобретение  на  законные  доходы,
предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря  2012 г.  N 230-ФЗ
"О контроле   за    соответствием    расходов    лиц,    замещающих
государственные должности, и иных лиц их доходам";
     повышение   эффективности    противодействия    коррупции    в
федеральных органах исполнительной власти и государственных органах
субъектов   Российской    Федерации,    активизация    деятельности
подразделений  федеральных  государственных   органов   и   органов
субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных
правонарушений,  а  также  комиссий  по   координации   работы   по
противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;
     повышение   эффективности   противодействия   коррупции    при
осуществлении  закупок  товаров,  работ,  услуг   для   обеспечения
государственных и муниципальных нужд;
     усиление влияния этических и нравственных норм  на  соблюдение
лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации,
государственные   должности   субъектов    Российской    Федерации,
муниципальные должности, должности государственной и  муниципальной
службы, запретов, ограничений и требований, установленных  в  целях
противодействия коррупции;
     расширение     использования     механизмов     международного
сотрудничества для выявления, ареста и возвращения  из  иностранных
юрисдикций активов, полученных в результате совершения преступлений
коррупционной направленности;
     повышение   эффективности   информационно-пропагандистских   и
просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы
нетерпимости к коррупционным проявлениям.
     1. Правительству Российской Федерации:
     а) организовать  мониторинг  реализации  лицами,   замещающими
должности,  назначение  на  которые  и  освобождение   от   которых
осуществляются  Правительством  Российской  Федерации,  обязанности
принимать  меры  по  предотвращению  конфликта  интересов;  принять
необходимые меры  по  совершенствованию  механизмов  урегулирования
конфликта интересов. Доклад  о  результатах  исполнения  настоящего
подпункта представить до 1 октября 2017 г.;
     б) обеспечить:
     рассмотрение  коллегиями  федеральных  органов  исполнительной
власти, иными совещательными органами при руководителях федеральных
органов исполнительной власти вопросов,  касающихся  предотвращения
или урегулирования конфликта интересов государственными служащими и
работниками   организаций,   созданных   для   выполнения    задач,
поставленных перед федеральными государственными органами;
     создание,  функционирование  и  развитие   специализированного
информационно-методического   ресурса   по   вопросам    реализации
требований  федеральных   законов,   нормативных   правовых   актов
Президента  Российской   Федерации   и   Правительства   Российской
Федерации о противодействии коррупции;
     участие  Российской  Федерации  в   программной   деятельности
Управления ООН по наркотикам и  преступности  в  части,  касающейся
противодействия коррупции;
     ежегодное  проведение   повышения   квалификации   федеральных
государственных служащих, в должностные обязанности которых  входит
участие в противодействии коррупции, по  образовательной  программе
двух уровней (базовый - для обучающихся впервые и повышенный -  для
прошедших   обучение   ранее),   согласованной   с   Администрацией
Президента Российской Федерации (не менее 1000 человек в год).
     Доклад   о   результатах   исполнения   настоящего   подпункта
представить до 1 декабря 2017 г.;
     в) продолжить с учетом требований информационной  безопасности
и законодательства Российской Федерации  о  защите  государственной
тайны работу:
     по  внедрению   в   деятельность   подразделений   федеральных
государственных  органов  по  профилактике  коррупционных  и   иных
правонарушений компьютерной программы, разработанной в соответствии
с подпунктом  "в"  пункта  2  Национального  плана  противодействия
коррупции  на  2014-2015 годы,  утвержденного   Указом   Президента
Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N 226, в целях заполнения
и формирования в электронной форме справок о доходах, расходах,  об
имуществе и обязательствах имущественного характера;
     по обеспечению  обработки  справок  о  доходах,  расходах,  об
имуществе и  обязательствах  имущественного  характера,  проведения
анализа указанных в них сведений,  осуществления  межведомственного
информационного взаимодействия в сфере противодействия коррупции  с
использованием государственной  информационной  системы  в  области
государственной службы.
     Доклад   о   результатах   исполнения   настоящего   подпункта
представить до 1 сентября 2017 г.;
     г) обеспечить  взаимодействие  государственной  информационной
системы,  указанной  в   подпункте   "в"   настоящего   пункта,   с
информационной  системой  в  области   противодействия   коррупции,
эксплуатируемой в Администрации  Президента  Российской  Федерации.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до
1 сентября 2017 г.;
     д) продолжить работу:
     по подготовке с участием экспертного,  научного  сообщества  и
институтов гражданского общества  предложений  о  совершенствовании
этических основ государственной и  муниципальной  службы  в  части,
касающейся соблюдения государственными и  муниципальными  служащими
запретов,  ограничений  и   требований,   установленных   в   целях
противодействия коррупции, а  также  об  обеспечении  повседневного
контроля за соблюдением этических норм и правил;
     по     проведению     анализа     исполнения     установленных
законодательством  Российской  Федерации  ограничений,   касающихся
получения подарков отдельными категориями лиц.
     Доклад   о   результатах   исполнения   настоящего   подпункта
представить до 1 сентября 2017 г.;
     е) обеспечить:
     проведение среди всех социальных слоев населения  в  различных
регионах страны  социологических  исследований  для  оценки  уровня
коррупции в Российской Федерации и эффективности принимаемых мер по
противодействию коррупции;
     эффективную   деятельность   рабочей   группы   по    вопросам
совместного  участия  в  противодействии  коррупции  представителей
бизнес-сообщества и органов государственной власти  при  президиуме
Совета  при  Президенте  Российской  Федерации  по  противодействию
коррупции,   уделяя    особое    внимание    вопросам    реализации
Антикоррупционной хартии российского бизнеса;
     подготовку методических  рекомендаций  по  проведению  анализа
сведений  о  доходах,  расходах,  об  имуществе  и   обязательствах
имущественного характера.
     Доклад   о   результатах   исполнения   настоящего   подпункта
представить до 1 октября 2017 г.;
     ж) обеспечить совместно с Генеральной прокуратурой  Российской
Федерации подготовку:
     методических  рекомендаций,  определяющих  порядок  соблюдения
лицами, замещавшими государственные должности Российской Федерации,
государственные должности субъектов Российской Федерации, должности
государственной    или    муниципальной    службы,     ограничений,
предусмотренных  статьей  12  Федерального  закона  от   25 декабря
2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный
закон "О противодействии  коррупции"),  при  заключении  ими  после
увольнения с государственной или муниципальной  службы  трудовых  и
гражданско-правовых договоров;
     методических рекомендаций  по  рассмотрению  типовых  ситуаций
предотвращения и урегулирования  конфликта  интересов  в  отношении
лиц,  замещающих  должности,  по  которым  установлена  обязанность
принимать  меры  по  предотвращению  и   урегулированию   конфликта
интересов;
     методических   рекомендаций   по   вопросам   привлечения    к
юридической ответственности за непринятие мер по  предотвращению  и
(или) урегулированию конфликта интересов;
     предложений, касающихся расширения  мер  по  предотвращению  и
(или)  урегулированию  конфликта  интересов,  принимаемых   лицами,
замещающими   государственные   должности   Российской   Федерации,
государственные   должности   субъектов    Российской    Федерации,
муниципальные должности, должности государственной и  муниципальной
службы.
     Доклад   о   результатах   исполнения   настоящего   подпункта
представить до 1 июля 2017 г.;
     з) организовать   на   базе   федерального    государственного
научно-исследовательского учреждения "Институт  законодательства  и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации"
проведение с участием Генеральной прокуратуры Российской  Федерации
научных междисциплинарных исследований законодательства  Российской
Федерации о противодействии коррупции и практики его  применения  в
части, касающейся:
     природы  коррупции  и  форм  ее   проявления   в   современном
российском обществе;
     содержания  конфликта   интересов,   его   форм   и   способов
урегулирования;
     контроля  за  расходами  и  обращения  в   доход   государства
имущества,  в  отношении   которого   не   представлено   сведений,
подтверждающих его приобретение на законные доходы;
     деятельности подразделений федеральных государственных органов
и  органов   субъектов   Российской   Федерации   по   профилактике
коррупционных  и  иных  правонарушений,   а   также   комиссий   по
координации  работы  по  противодействию  коррупции   в   субъектах
Российской Федерации;
     влияния этических и нравственных норм на соблюдение  запретов,
ограничений и требований,  установленных  в  целях  противодействия
коррупции, форм и способов реализации таких норм;
     повышения   эффективности   противодействия   коррупции    при
осуществлении  закупок  товаров,  работ,  услуг   для   обеспечения
государственных и муниципальных нужд;
     снижения уровня бытовой коррупции.
     Доклад   о   результатах   исполнения   настоящего   подпункта
представить до 1 августа 2017 г.;
     и) обеспечить   совместно   с   Общероссийской    общественной
организацией "Российский союз  промышленников  и  предпринимателей"
принятие организациями в соответствии со статьей 13-3  Федерального
закона  "О противодействии   коррупции"   мер   по   предупреждению
коррупции  и   их   реализацию   этими   организациями,   а   также

www.kremlin.ru

Национальный план противодействия коррупции: поручения премьера

11 Мая 2016

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручения по реализации Национального плана противодействия коррупции на 2016–2017 годы, утверждённого Указом Президента №147. Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и Экспертный совет при Правительстве РФ в рамках реализации Нацплана будут принимать активное участие в организации мероприятий по профилактике и предотвращению коррупционных проявлений среди государственных служащих — от антикоррупционного просвещения госслужащих, повышения их персональной ответственности и унификации антикоррупционных стандартов для сотрудников компаний с госучастием до контроля реализации мер по предотвращению конфликта интересов и разработки соответствующих методрекомендаций. Уже к 15 мая министерства и ведомства должны внести изменения в свои ведомственные антикоррупционные планы, направленные на достижение конкретных результатов борьбы с коррупционными правонарушениями. Обеспечить это также поручено Минтруду и министру РФ Михаилу Абызову.

В прошлые годы зачастую качество реализации мероприятий Национального антикоррупционного плана оставляло желать лучшего, также много было замечаний и к ведомственным планам противодействия коррупции — именно их исполнение является главным инструментом выполнения Нацплана. Многие из них были формальными и не учитывали отраслевую специфику. Во избежание повтора подобной практики важно повысить личное участие и персональную ответственность самих руководителей министерств и ведомств за выполнение всех пунктов этого основополагающего документа», — отметил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 годы был утверждён Президентом РФ Владимиром Путиным 1 апреля. В документе нашли отражение многие предложения Экспертного совета при Правительстве РФ.

Так, Минтруду и Михаилу Абызову совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ поручено до 1 октября текущего года, а затем и в 2017 году провести повышение квалификации федеральных госслужащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции. Образовательная программа будет состоять из двух уровней: базового и повышенного, обучение должны будут проходить не менее 1000 человек в год. С предложением организовать обязательное обучение руководителей федеральных органов исполнительной власти и госкорпораций антикоррупционной деятельности ранее выступал Экспертный совет при Правительстве. Эксперты, в частности, предлагали введение обязательного обучения подготовке внутриведомственных актов в сфере противодействия коррупции.

Кроме того, Минтруд и Михаил Абызов совместно с Экспертным советом при Правительстве должны будут с участием экспертного и научного сообщества, а также институтов гражданского общества подготовить предложения по совершенствованию этических основ государственной и муниципальной службы. Речь идёт о контроле соблюдения чиновниками запретов и требований, которые установлены антикоррупционным законодательством, в том числе относительно получения подарков.

В рамках исполнения Нацплана будет также рассмотрен вопрос унификации антикоррупционных стандартов для работников госкорпораций, внебюджетных фондов и других организаций, созданных для выполнения государственных задач. Этим займутся Минтруд, Минюст, Минэкономразвития, ФАС и министр Михаил Абызов совместно с Генпрокуратурой. Кроме того, планируется ввести отдельные антикоррупционные стандарты для работников дочерних хозяйственных обществ госкорпораций и распространить антикоррупционные запреты и ограничения на работников структур, осуществляющих закупки по 44-ФЗ.

Большое внимание в Национальном плане противодействия коррупции уделяется мероприятиям по предотвращению конфликта интересов. Включить в документ соответствующие меры ранее предлагал Экспертный совет при Правительстве. Одним из ответственных за эту работу Премьер-министр назначил Михаила Абызова. Так, ему поручено обеспечить рассмотрение вопросов, касающихся предотвращения или урегулирования конфликта интересов госслужащими, на заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти или других совещательных органов при руководстве ФОИВ. Информацию об итогах этой работы необходимо будет предоставить в Минтруд до 1 сентября 2017 года. Уже сейчас по поручению министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова отчёты ведомств о реализации ведомственных антикоррупционных планов должны рассматриваться на заседаниях общественных советов при ФОИВ.

В рамках работы по урегулированию конфликта интересов ряду ведомств, в том числе Михаилу Абызову, совместно с Генпрокуратурой поручено подготовить методические рекомендации по рассмотрению типовых ситуаций, связанных с таким конфликтом, а также по привлечению к юридической ответственности за отказ урегулировать такой конфликт. Кроме того, будут разработаны методрекомендации по соблюдению антикоррупционных ограничений для лиц, уволившихся с госслужбы, при заключении трудовых и гражданско-правовых договоров. Эту работу Дмитрий Медведев поручил завершить до 15 мая 2017 года, а до 1 августа 2016 года — разработать предложения по расширению мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

К реализации Нацплана будет привлекаться не только экспертное, но и бизнес-сообщество. Минэкономразвития и Михаилу Абызову поручено обеспечить эффективное функционирование рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов госвласти. Эта рабочая группа создана при президиуме Совета при Президенте по противодействию коррупции. Особое внимание при этом премьер поручил уделить вопросам реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса.

Структура и основные приоритеты Нацплана учитывают предложения Экспертного совета, в том числе выработанные на основе анализа замечаний и недостатков, допущенных ведомствами при реализации предыдущего Нацплана. Дополнительным рычагом должны стать жёсткие сроки представления отчётов и докладов о проделанной работе, которые прописаны в президентском указе», — считает Михаил Абызов.

В части введения персональной ответственности для чиновников в рамках Нацплана Правительству поручено до 15 августа 2016 года внести предложения по совершенствованию мер дисциплинарной ответственности в отношении лиц, замещающих государственные должности. Экспертный совет выступал за введение персональной ответственности для руководителей ФОИВ и региональных госорганов за неисполнение положений ведомственных планов противодействия коррупции, а также Национального плана противодействия коррупции.

Национальный план предусматривает также проведение Правительством социологических исследований для оценки уровня коррупции в субъектах РФ и организацию научных междисциплинарных исследований законодательства о противодействии коррупции. Разработать методологию проведения исследований эффективности реализации законодательства о противодействии коррупции ранее предлагал Экспертный совет при Правительстве.

План предполагает также создание специализированного информационно-методического ресурса по вопросам реализации требований законодательства о противодействии коррупции. Ранее создание такого ресурса было рекомендовано Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства.

Предложение Экспертного совета при Правительстве продолжить совершенствование законодательства об антикоррупционной экспертизе также нашло отражение в Нацплане. Так, высшим должностным лицам субъектов РФ поручено издать нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.

Экспертный совет при Правительстве и министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов ранее являлись исполнителями по ряду пунктов предыдущего Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы. Так, Экспертный совет при Правительстве РФ сопровождает реализацию индивидуальных антикоррупционных планов министерств и ведомств. В рамках исполнения поручения по разработке мер по недопущению конфликта интересов сотрудников государственных корпораций Экспертный совет провёл анализ мирового опыта в области декларирования, учёта и разрешения конфликта интересов и приступил к созданию типового стандарта для госкорпораций. Эксперты также проанализировали практику предоставления руководителями госкомпаний сведений о доходах, расходах и имуществе и практику размещения этих сведений на официальных сайтах компаний. Итогом стал ряд конкретных предложений по улучшению ситуации. В рамках исполнения Нацплана экспертами также были выявлены и проанализированы наиболее типичные коррупционные риски в сфере ЖКХ и строительства.


Все события

open.gov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *