Критерии оценки сочинения и изложения в ОГЭ по русскому языку
Сдать экзамен в 9 классе придется каждому школьнику. Он не представляет большой сложности по сути, но максимально замудрен организаторами, что дает пищу для запугиваний учеников со стороны учителей и родителей. Если это именно про вас, то запомните главное: ничего не бойтесь, этот экзамен сдают все, большая часть успешно. Самое главное – разобраться и понять, что же от вас хотят, а после этого нарабатывать механический навык большим количеством повторений. Попытаемся разобраться с критериями оценки изложения и сочинения по русскому языку.
Изложение
Здесь вам предстоит прослушать текст, а потом кратко его пересказать. Не требуются детали и описания, необходимо только, чтобы в изложении осталась суть исходного текста. При первом чтении стоит выделить 3 микротемы, и кратко описать их. Во второй раз уточнить правильность написанного, добавить что-либо, если необходимо. Если скорость письма высокая, то можно попробовать записать весь текст, а потом его сократить. Однако если вы пишете не так быстро, не стоит пользоваться этим способом, иначе за записью одного (иногда не слишком важного) забудете о другом.
ИК1 – содержание
- Если основная суть текста передана, в нем представлены все микротемы – 2 балла.
- Содержание передано, но количество микротем отличается от заданных 3 (их больше или меньше на 1) – 1 балл.
- Даже если содержание верное, но микротем больше или меньше на 2, то по этому критерию ставится 0 баллов.
ИК2 – сжатие
- Если сжата каждая из трех микротем (абзацев) текста, то можно ставить высшую оценку – 3 балла.
- Если сжаты 2 микротемы, то и баллов можно получить 2.
- При сжатии только 1 микротемы остается 1 балл.
- Если текст не сжат вообще, то можно рассчитывать только на 0 баллов.
ИК3 – цельность, связность, последовательность.
- Если нет ошибок в логике и последовательности, все абзацы на месте, то ставится 2 балла.
- 1 логическая ошибка и/или 1 промах в разделении на абзацы оставляет 1 балл.
- Больше 1 ошибки логики и/или больше 1 нарушения в абзацном членении отнимают все баллы по критерию.
Сочинение
Само задание вариативно, вам предстоит выбрать один из подходов к написанию сочинения. Первый вариант – раскрыть содержание высказывания на тему русского языка через примеры из текста. Второй – написать о смысле финала приведенного произведения. Третий вариант – раскрытие какого-то общечеловеческого понятия (добро, зло, милосердие, жестокость) с помощью аргумента из текста и из жизни.
Содержательная часть сочинения оценивается тоже по разным критериям в зависимости от варианта. Также есть и общая для всех часть – оценка грамотности и точности.
15.1
С1К1 – ответ и его обоснование.
- Если использовано рассуждение с использованием теоретических знаний (понятий и определений из теории русского языка) без фактических ошибок, то можно получить максимум – 2 балла.
- Если рассуждение на уровне теории включает в себе 1 фактическую ошибку, то вычитается единица – 1 балл.
- Ответ без теоретических доказательств, с бытовыми аргументами или с 2 фактическими ошибками не принесет баллов.
С1К2 – примеры.
- Два текстовых доказательства тезиса с указанием роли этих примеров в тексте – 3 балла.
- Один аргумент из текста с указанием его роли, а также отсутствие указания роли одного или обоих примеров принесет 2 балла.
- Только одна иллюстрация тезиса из текста без указания ее роли даст 1 балл.
- Если аргументы взяты вообще не из текста, то с баллами за этот критерий придется попрощаться.
С1К3 – цельность, связность и последовательность.
- Если на абзацы текст разделен верно, ошибок в логике нет, повествование последовательное (то есть, все понятно в сочинении), ставится 2 балла.
- Если есть проблемы с абзацами (например, один из них не выделен) или 1 логическая ошибка, то балл остается только 1.
- Больше 1 ошибки логики и больше 1 нарушения разделения на абзацы – 0 баллов.
С1К4 – стройность композиции (то есть законченность и оформление построения текста сочинения)
- Если вышеназванными словами можно описать ваше сочинение, в нем все идет по порядку, без ошибок в построении, то можно смело приплюсовать 2 балла.
- Если 1 ошибка в построение текста все же закралась, то остается 1 балл.
- Более 2 ошибок лишают баллов по этому критерию.
15.2
С2К1 – понимание смысла фрагмента (этот отрезок текста дан в самом задании).
- Если фрагмент из текста объяснен верно, то ставится 2 балла.
- Если в объяснении текста допущена 1 ошибка, то можно получить лишь 1 балл.
- Если вы не потрудились объяснить фрагмент текста, объяснили неверно или наделали больше 2 ошибок, то у вас баллов по критерию не будет.
С2К2 – примеры.
- Если приведено 2 примера из текста, которые раскрывают содержание выделенного фрагмента, ставится 3 балла.
- Если аргумент 1, то оценка тоже на 1 меньше – 2 балла.
- Если примеры (в любом количестве) вообще не из текста, то больше 1 балла не получить.
- Если иллюстраций нет или вместо аргументов использована цитата из задания, то ставится 0 баллов.
С2К3 — цельность, связность и последовательность. Совпадает с С1К3 полностью.
С2К4 – стройность композиции. Совпадает с С1К4 полностью.
15.3
С3К1 – значение слова (в задании будет приведено понятие, которое надо будет раскрыть в сочинении).
- Определение с комментарием дано (неважно, в какой части сочинения) – 2 балла.
- Определение есть, а комментария к нему нет: оценка снижается до 1 балла.
- Неверное определение или его отсутствие отбирают баллы по критерию.
С3К2 – примеры.
- Если аргументов 2, оба они из текста, или первый из текста, а второй из личного опыта, то ставится 3 балла.
- Если пример только 1, и он взят из текста – 2 балла.
- Если иллюстрация 1, почерпнутая из жизненного опыта, то ставится 1 балл.
- Полное отсутствие аргументов – 0 баллов.
С3К3 — цельность, связность и последовательность. Совпадает с С1К3 полностью.
С3К4 – стройность композиции. Совпадает с С1К4 полностью.
Критерии оценки по точности и грамотности для всех заданий
ГК1 – орфография.
- Если ошибок нет, или только 1 орфографическая ошибка, то 2 балла.
- Если их 2-3, ставится 1 балл.
- Более 4 ошибок оцениваются 0 баллов.
ГК2 – пунктуация.
- Ошибок нет, или их допущено меньше 2 – 2 балла.
- Если их 3-4, то остается 1 балл.
- Допущение более 5 ошибок лишает баллов.
ГК3 – грамматика.
- Нет ошибок, или только 1 – 2 балла.
- Если 2 грамматических промаха – 1 балл.
- Больше 3 ошибок оцениваются 0 баллов.
ГК4 – нормы речи.
- Если нет ошибок, или их не больше 2, дают 2 балла.
- Если нормы нарушены 3-4 раза, то 1 балл.
- Больше 5 ошибок – 0 баллов.
ФК1 – факты.
- Фактических ошибок нет ни в понятиях/комментариях/объяснениях, ни в доказательствах – 2 балла.
- Закралась хотя бы 1 неточность – уже 1 балл.
- Если ошибок больше 2, то баллов по критерию не будет.
ВАЖНО! Баллы по общим критериям зависят также от объема работ. В целом изложение и сочинение должны быть больше 140 слов. Только тогда критерии ГК1-ФК1 могут принести максимум. Если слов от 70 до 139, то больше 1 балла никто ставить не может. А если меньше 70, то по всем общим критериям баллы снимутся.
Сочинение и изложение – задания, которые написать абсолютно реально. Они требуют только одного – практики. Если вы напишете много подобных текстов, то выработаете самый удобный для себя план, который приведет вас к высшим баллам. Особенного дарования тут не требуется, экзамены проверяют умение, а не талант.
Автор: Мария Блинова
litrekon.ru
ОГЭ-2018. Русский язык. Критерии оценивания, баллы, отметки.
ОГЭ-2018. Русский язык.
Критерии оценивания , баллы, отметки
Основание: демоверсия ФИПИ 2018 г.
(проект, опубликованный 21.08.2017 г.)
Таблица баллов по заданиям
15.1.- 15.3.( сочинение, содержание)
9
9
изложение +сочинение
( грамотность
10
10
Максимальное количество баллов
39
Отметки за ОГЭ
Рекомендуемый минимальный балл для отбора обучающихся в профильные классы
Оценивание задания 1( изложения)
Экзаменуемый точно передал основное содержание
прослушанного текста, отразив все важные для его
восприятия микротемы
2
Экзаменуемый передал основное содержание
прослушанного текста,
но
упустил или добавил одну микротему
1
Экзаменуемый передал основное содержание
прослушанного текста,
но
упустил или добавил более одной микротемы
0
ИК2
Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов
сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста
3
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов
сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем
текста
2
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов
сжатия текста, использовав их для сжатия одной
микротемы текста
1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста
0
ИК3
Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность
изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, связностью и последовательностью
изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения
текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникатив-
ный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение
по критериям ИК1–ИК3
7
Оценивание сочинения 15.1.
Наличие обоснованного ответа.Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет
2
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса
1
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса,
или
тезис не доказан,
или
дано рассуждение вне контекста задания,
или
тезис доказан на бытовом уровне
0
К2
Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте
3
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте,
или
привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,
или
привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте
2
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте
1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,
или
экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста
0
К3
Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
0
К 4
Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста
1
В работе допущено две и более ошибки в построении
текста
0
С1,К1-С1.К4
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
9
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по
критериям проверки С 1 К1–С 1 К4.
Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в
задании 15.1 выполняемого варианта, по всем критериям проверки
оценивается нулём баллов.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность
его письменной речи оцениваются отдельно
Оценивание сочинения 15.2
Понимание смысла фрагмента текста.
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет
2
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента,
но
допустил одну ошибку в его интерпретации
1
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,
или
экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,
или
объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует
0
С2, К2
Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента
3
Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного
фрагмента
2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста
1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,
или
экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть
0
С2 К3
Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
0
К 4
Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста
1
В работе допущено две и более ошибки в построении
текста
0
С2,К1-С2,4
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
9
Оценивание сочинения 15.3.
Толкование значения слова
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его
2
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его
1
Экзаменуемый дал неверное определение,
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует
0
С2, К2
Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста
infourok.ru
Ошибочное словообразование | Трудолюбимый, надсмехаться | |
Ошибочное образование формы существительного | Многие чуда техники, не хватает время | |
Ошибочное образование формы прилагательного | Более интереснее, красивше | |
Ошибочное образование формы числительного | С пятистами рублями | |
Ошибочное образование формы местоимения | Ихнего пафоса, ихи дети | |
Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы | |
Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. | |
Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. | |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества. | |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. | |
Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. | |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство… | |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. | |
Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. | |
Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. | |
Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. | |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
sdamna5.blogspot.com
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс): критерии оценивания изложения ОГЭ
Критерии оценивания изложения ОГЭ
Ниже представлены критерии оценивания сжатого изложения ОГЭ. Напоминаем, что орфографические, пунктуационные и другие ошибки не учитываются. Для них существует отдельная шкала критериев, по которой максимально можно набрать 10 баллов. Она распространяется не только на изложение, но и на сочинение, поэтому существует отдельно.
Как вы видите, критерия всего три. По каждому из них ниже дан комментарий.
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
ИК1 | Содержание изложения |
|
| Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы | 2 |
| Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1микротему | 1 |
| Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы | 0 |
ИК2 | Сжатие исходного текста |
|
| Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста | 3 |
| Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста | 2 |
| Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста | 1 |
| Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста | 0 |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: | 2 |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, | 1 |
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
| МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ | 7 |
Комментарий к ИК1:
Вы должны разделить текст вашего изложения на три и только три абзаца, так как в исходном тексте микротемы всегда три — так же должно быть и у вас. Вы должны передать всю главную информацию, кратко, можно своими словами, но всю, ничего не упустив.
Комментарий к ИК2:
Неважно, сколько приемов сжатия вы используете — всего один или все три. Главное — использовать их на протяжении всего текста.
Комментарий к ИК3:
Логическая ошибка — это ошибка, делающая текст непонятным или двусмысленным. Существует множество видов таких ошибок. Мы не будем вдаваться в подробности и просто покажем такие ошибки на примерах:
Она облокотилась спиной на стену (нельзя «облокотиться спиной», можно только рукой).
За хорошую учебу и воспитание детей родители обучавшихся были награждены (выглядит так, как будто учились родители, а не дети).
Нарушение абзацного членения текста: не нужно писать первым абзацем то, что в тексте было в конце — вот, что это такое.
nsportal.ru