Когда следующий пост – Православный календарь постов и трапез на 2019 год

Содержание

Православные посты в 2018 году

Редакция информационного портала “Православие и мир” приготовила подборку статей обо всех православных постах в 2019 году.

Православные посты 2019 года: даты православных постов

Церковные многодневные посты в 2019 году

С 11 марта по 27 апреля 2019 – Великий пост.

С 24 июня по 11 июля 2019 – Петров пост.

С 14 августа по 27 августа 2019 – Успенский пост.

С 28 ноября по 6 января 2020 – Рождественский пост.

Церковные однодневные посты

Cреда и пятница всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.

18 января – Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления)

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

Сплошные седмицы в 2019 году

Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 января по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста с 18 февраля 2019

по 23 февраля 2019,
Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 12 февраля 2018 по 18 февраля,
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи с 29 апреля 2019 по 4 мая 2019,
Троицкая – неделя после Троицы с 17 июня по 23 июня 2019.

О трапезе в праздники

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Читайте также:

Православные посты 2020 года: даты православных постов

Церковные многодневные посты в 2020 году

С 2 марта по 18 апреля 2020 – Великий пост.

С 15 июня по 11 июля 2020 – Петров пост.

С 14 августа по 27 августа 2020 – Успенский пост.

С 28 ноября по 6 января 2021 – Рождественский пост.

Церковные однодневные посты

Cреда и пятница всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.

18 января – Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления)

11 сентября – 

Усекновение главы Иоанна Предтечи

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

Сплошные седмицы в 2020 году

Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 января по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста с 10 февраля 2020 по 15 февраля 2020,
Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 24 февраля 2020 по 1 марта,
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи с 20 апреля по 25 апреля 2020,
Троицкая – неделя после Троицы с 8 июня по 14 июня 2020.

Православные посты 2021 года: даты православных постов

Церковные многодневные посты в 2021 году

С 15 марта по 1 мая 2021 – Великий пост.

С 28 июня по 11 июля 2021 – Петров пост.

С 14 августа по 27 августа 2021 – Успенский пост.

С 28 ноября по 6 января 2022 – Рождественский пост.

Церковные однодневные посты

Cреда и пятница всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.

18 января – Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления)

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

Сплошные седмицы в 2021 году

Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 января по 17 января

,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста с 22 февраля 2021 по 27 февраля 2021,
Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 8 марта 2021 по 14 марта,
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи с 3 мая по 8 мая 2021,
Троицкая – неделя после Троицы с 21 июня по 27 июня 2021.

Читать также:

Церковный православный календарь постов и трапез на 2018 год

www.pravmir.ru

† Календарь православных постов 2017

Существует много однодневных постов. Согласно строгости соблюдения они бывают разными и никак не сопряжены с определенной датой. Наиболее частые из них – посты по средам и пятницам любой недели. Также наиболее известные однодневные посты — в день Воздвижения Креста Господня, в день перед Крещением Господня, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Есть еще однодневные посты, соединенные с датами поминовения известных святых.

Данные посты не считаются строгими, в случае если не попадают на среду и пятницу. В эти однодневные посты запрещается есть рыбу, однако допустима еда с постным маслом.

Отдельные посты могут быть приняты в случае какого-нибудь несчастья либо социального несчастья – эпидемии, войны, террористической акции и т. д. Однодневные посты предваряют таинство причащения.



Посты в среду и пятницу

В среду, по Евангелию, Иуда предал Иисуса Христа, а в пятницу Иисус претерпел крестные мучения и смерть. В память о данных событиях в православии приняты посты в среду и пятницу каждой недели. Исключения бывают лишь в сплошные недели, либо седмицы, в период которых нет существующих ограничений для этих дней. Таковыми седмицами считаются Святки (7–18 января), Мытаря и Фарисея, Сырная, Пасхальная и Троицкая (первая неделя после Троицы).

В среду и пятницу запрещено есть мясную, молочную пищу, и яйца. Некоторые наиболее благочестивые христиане не позволяют себе потреблять, в том числе рыбу и постное масло, т. е. соблюдают сухоядение.

Послабление поста в среду и пятницу возможно лишь в случае, когда в данный день совпадает с праздником особо почетаемог святого, памяти которого посвящается особенная церковная служба.

В период между Неделей Всех Святых и до Рождества Христова необходимо отказаться от рыбы и постного масла. Если среда или пятница совпадают с праздником святых, то разрешено употреблять постное масло.

В большие праздники – такие, как Покров, – разрешено есть рыбу.



Накануне праздника Крещения Господня

Крещение Господне идет 18 января. По Евангелию, Христос крестился в реке Иордан, в этот момент на Него сошел Святой Дух в облике голубя, Иисуса крестил Иоанн Креститель. Иоанн был свидетелем, того, что Христос есть Спаситель, т. е. Иисус – мессия Господний. Во время крещения, он слышал глас Всевышнего, возвещающий: «Это есть Сын Мой возлюбленный, на Нем Мое благоволение».

Перед Крещением Господня в храмах совершается навечерие, в этот момент происходит обряд освящения святой воды. В связи с этим праздником принят пост. В момент данного поста разрешен прием пищи один раз в день и лишь сочиво и кутья с медом. Поэтому среди православных верующих канун Крещения принято называть сочельником. В случае если навечерие приходиться на субботу либо воскресенье, пост в данный день не отменяется, но послабляется. В этом случае можно принимать пищу два раза в день – после литургии и после обряда освящения воды.



Пост в день Усекновения главы Иоанна Крестителя

День Усекновения главы Иоанна Предтечи поминается 11 сентября. Он введен в память о смерти пророка — Иоанна Крестителя, который был Предтечей Мессии. По Евангелию, Иоанн был брошен в тюрьму Иродом Антипой из-за разоблачений его в связи с Иродиадой – супругой Филиппа, брата Ирода.

Во время празднования дня своего рождения Царь устроил праздник, дочь Иродиады — Саломея, подарила искусный танец Ироду. Он был восхищен красотой танца, и пообещал за него девушке, все, что она пожелает. Иродиада подговорила дочь выпросить голову Иоанна Крестителя. Ирод осуществил пожелание девушки, отправив к узнику воина, чтоб он принёс ему голову Иоанна.

В память об Иоанне Предтечи и его благочестивой жизни, в течение коей он непрерывно постился, был определен пост. В этот день запрещается употреблять мясное, молочное, яйца и рыбу. Допустимы растительная еда и постное масло.



Пост в День Воздвижения Креста Господня

Данный праздник приходится на 27 сентября. Этот день учрежден в память об обретении Креста Господня. Это случилось в IV в. По преданию, император Византийской империи Константин Великий завоевал много побед благодаря Кресту Господню и поэтому благоговел перед этим символом. Показывая признательность Всевышнему за согласие церкви на I Вcеленском соборе, он принял решение воздвигнуть храм на Голгофе. Елена, мать императора, в 326 году отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать Крест Господень.

По бывшему тогда обыкновению, кресты, как орудия экзекуции, зарывались рядом с местом казни. На Голгофе было отыскано три креста. Невозможно было понять, какой из них Христа, так как планка с надписью «Иисус Назареянин царь Иудейский» была обнаружена отдельно от всех крестов. В последствии Крест Господень был установлен по силе, которая выразилась в исцелении больной и воскрешении человека через прикосновения к этому кресту. Слава об удивительных чудесах Креста Господня привлекла очень много народа, и из-за столпотворения, многие не имели возможность увидеть и преклониться ему. Тогда патриарх Макарий поднял крест, являя его всем окружающим в отдалении. Таким образом появился праздник Воздвижения Креста Господня.

Праздник приняли ко дню освящения храма Воскресения Христова, 26 сентября 335 года, и начали отмечать в следующий день, 27 сентября. В 614 году персидский царь Хозрой завладел Иерусалимом и вывез Крест. В 328 году наследник Хозроя, Сироесом, вернул похищенный Крест Господень в Иерусалим. Это случилось 27 сентября, таким образом данный день считается двойным праздничком – Воздвижения и Обретения Креста Господня. В этот день запрещено ест сыр, яйца и рыбу. Таким образом, верующие христиане выражают свое почитание Кресту.

Светлое Воскресение Христово – Пасха
(в 2017 году приходится на 16 апреля)

Наиболее ключевым христианским праздником является Пасха — Светлое Воскресение Христово из мертвых. Пасха считается главным между преходящих двунадесятых праздников, поскольку в пасхальной истории заключено все, на чем основывается христианское знание. Для всех христиан Воскрешение Христа значит спасение и попрание смерти.

Страдания Христа, крестные мучения и смерть, смыли первородный грех, и следовательно, дали спасение человечеству. Именно поэтому христиане именуют Пасху Торжеством торжеств и Праздником праздников.

В основу христианского праздника легла следующая история. В первый день недели жены-мироносицы пришли к гробу Христа, чтоб помазать тело благовониями. Однако большая глыба, запиравшая вход в гробницу, была сдвинута, на камне сидел ангел, который сообщил женщинам, что Спаситель воскрес. Спустя некоторое время Иисус явился Марии Магдалене и послал её к апостолам известить их, что пророчество свершилось.

Она побежала к апостолам, и сообщила им радостное известие и рассказала им послание Христа, что они встретятся в Галилее. До Своей смерти Иисус говорил ученикам о грядущих событиях, но известие Марии повергло их в смятение. Вера в Царствие Небесное, обетованное Иисусом, снова ожила в их сердцах. Однако Воскрешение Иисуса вызывало радость далеко не у всех: первосвященники и фарисеи пустили слух о пропаже тела.

Однако, невзирая на ложь и тягостные испытания которые легли на первых христиан, новозаветная Пасха стала основанием христианской веры. Кровь Христа искупила грехи людей и открыла им путь к спасению. С первых дней христианства апостолы установили празднование Пасхи, которую в память о страданиях Спасителя предваряла Страстная седмица. Сегодня им предшествует Великий пост, длящийся сорок дней.

Длительное время не утихали дискуссии о истинной дате празднования памяти описанных событий, пока на I Вселенском соборе в Никее (325) не договорились о праздновании Пасхи в 1-ое воскресение, грядущее за первым весенним полнолунием и весеннем равноденствием. В различные годы Пасха имеет возможность праздноваться с 21 марта по 24 апреля (старый стиль).

В преддверье праздника Пасхи начинается служба в одиннадцать часов вечера. Сперва служат полунощницу Великой субботы, потом звучит благовест и проходит крестный ход, который возглавляется священнослужителями верующие выходят из церкви с зажженными свечками, и, благовест сменяется праздничным перезвоном колоколов. Когда крестных ход возвращается к закрытым дверям церкви, которые, символизируют гроб Христа, звон прерывается. Звучит праздничная молитва, и дверь церкви отворяется. В это время священник возглашает: «Христос воскресе!», а верующие вместе отвечают: «Воистину воскресе!». Так наступает утреня Пасхи.

В момент пасхальной литургии по обыкновению читают Евангелие от Иоанна. В завершении пасхальной литургии освящают артос – большие просфоры, похожие на кулич. В течение Пасхальной недели артос располагается вблизи с царскими вратами. После литургии в последующую субботу служат особенный чин раздробления артоса, и кусочки его раздают верующим.

По завершению пасхальной литургии пост завершается и православные могут угоститься кусочком освященного кулича либо пасхи, крашеным яйцом, мясным пирогом и пр. В первую неделю Пасхи (Светлая седмица) полагается давать еду голодным и помогать нуждающимся. Христиане ходят в гости к родным, обмениваются возгласами: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». В Пасху полагается дарить крашеные яйца. Данная традиция принята в память о визите Марии Магдалены к императору Рима Тиберию. По преданию, Мария первая сообщила Тиберию известие о Воскресении Спасителя и в качестве дара принесла ему яйцо — как символ жизни. Но Тиберий не уверовал в весть о Воскрешении и сказал, что поверит её, в случае если принесенное яйцо покраснеет. И в этот момент яйцо покраснело. В память о случившемся, верующие стали красить яйца, которые стали символом Пасхи.

Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.
(в 2017 году приходится на 9 апреля)

Вход Господень в Иерусалим, либо просто Вербное воскресенье, – один из наиболее ключевых двунадесятых праздников, которые отмечают православные. Первые упоминания о данном празднике встречаются в рукописях III века. Данное событие имеет большое значение для христиан, поскольку вход Иисуса в Иерусалим, власти которого были враждебны Ему, обозначает то, что Христос добровольно принял крестные страдания. Вход Господень в Иерусалим описывается всеми четырьмя евангелистами, что тоже свидетельствует о значимости данного дня.

Дата Вербного воскресенья находится в зависимости от даты Пасхи: Вход Господень в Иерусалим празднуют за неделю до Пасхи. Чтоб утвердить народ в вере, будто Иисус Христос — Мессия предсказанный пророками , за неделю до Воскресения Спаситель с апостолами отправился в город. По пути в Иерусалим Иисус отправил Иоанна и Петра в селение, с указанием места, где они найдут осленка. Апостолы пригнали Учителю осленка, на которого Он сел и, отправился в Иерусалим.

При въезде в город, некоторые люди стелили собственные одежды, остальные, сопровождали Его срезанными ветками пальм, и приветствовали Спасителя словами: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!», так как поверили, что Иисус Мессия и Царь народа Израиля.

Когда Иисус зашел в иерусалимский храм, то прогнал из него купцов со словами: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21,13). Люди с восхищением слушали учение Христа. К Нему начали приходить больные, Он исцелял их, а дети в это момент пели Ему хвалу. Потом Христос оставил храм и отправился с учениками в Вифанию.

С вайями, или пальмовыми ветвями, в древности принято было встречать победителей, от этого произошло другое название праздника: Неделя ваий. В России же, где пальмы не растут, праздник получил свое третье название – Вербное воскресенье – в честь единственного растения, расцветающего в эту суровую пору. Вербным воскресеньем заканчивается Великий пост и начинается Страстная седмица.

Что касается праздничного стола, то Вербное воскресенье позволяются рыбные и овощные блюда с постным маслом. А накануне, в Лазареву субботу, после вечерни можно вкусить немного рыбной икры.

Вознесение Господне
(в 2017 году приходится на 25 мая)

Вознесение Господне празднуют на сороковой день после Пасхи. Традиционно данный праздник приходиться в четверг шестой недели пасхалии. События, сопряженные с Вознесением, значат завершение земного пребывания Спасителя и начало Его жизни в лоне Церкви. После Воскресения Учитель приходил к своим ученикам в течении сорока дней, уча их истиной вере и пути спасения. Спаситель наставлял апостолов, что им делать после Его Вознесения.

Потом Христос пообещал ученикам спустить на них Святой Дух, которого они должны дожидаться в Иерусалиме. Христос произнес: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 49). Потом вместе с апостолами, они вышли за город, где Он благословил учеников и стал возноситься в небеса. Апостолы поклонились Ему и вернулись в Иерусалим.

Что касается поста, то в праздник Вознесения Господня разрешается, есть любую пищу, как постную, так и скоромную.

День Святой Троицы – Пятидесятница
(в 2017 году приходится на 4 июня)

В День Святой Троицы мы поминаем историю, которая рассказывает о сошествии Святого Духа на учеников Христа. АСвятой Дух явился апостолам Спасителя в облике языков пламени в день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи, отсюда и наименование данного праздника. Второе, наиболее известное название дня приурочено к обретению апостолами третьей ипостаси Святой Троицы – Святого Духа, после которого христианская концепция о Триедином Божестве получило совершенное толкование.

В день Святой Троицы апостолы намерились в встретились в жилище, для того чтобы вместе помолиться. Внезапно они услышали грохот, а потом в воздухе начали возникать огненные языки, которые, разделяясь, сходили на учеников Христа.

После того, как пламя сошло на апостолов осуществилось пророчество «…исполнились… Духа Святаго…» (Деян. 2, 4) и они вознесли молитву. С сошествием Святого Духа, у учеников Христа появился дар говорить на разных языках для того, чтобы нести Слово Господа во всем мире.

Шум исходящий из дома, собрал большую толпу любопытствующих. Собравшийся народ был паражен тем, что апостолы могли говорить на разных языках. Среди людей были и люди из других народов, они слышали как апостолы возносили молитву на их родном языке. Большинство людей удивилялись и были исполнены благоговейного трепета, в тоже время, среди собравшихся были и люди, скептически говорившие на произошедшее «напились сладкого вина» (Деян. 2, 13).

В этот день апостол Пётр сказал первую свою проповедь, в которой рассказывалось, что произошедшее в этот день событие было предсказано пророками и знаменует последнюю миссию Спасителя в земном мире. Проповедь апостола Петра была недолгою и простой, однако через него говорил Святой Дух, то речь его дошла в души многих людей. По завершении речи Петра, многие приняли веру и крестились. «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41). С давних времен День Святой Троицы почитают как день рождения христианской Церкви, сотворенной Священной благодатью.

В День Святой Троицы принято украшать дома и храмы цветами и травой. Относительно праздничного стола, в этот день разрешено есть любые продут. Поста в этот день нет.

Двунадесятые непреходящие праздники


Рождество Христово (7 января)

Согласно преданию, Господь Бог еще в раю пообещал согрешившему Адаму пришествие Спасателя. Многие пророки предвещали приход Спасателя – Христа, в частности пророк Исайя, пророчествовал о рождении Мессии иудеям, которые позабыли Господа и поклонялись языческим идолам. Незадолго до рождения Иисуса, правитель Ирод провозгласил указ о переписи населения, для этого иудеи должны были явиться в города, в которых они родились. Иосиф и Дева Мария тоже отправились в города, где они родились.

До Вифлеема они добралось небыстро: Дева Мария была в положении, и когда они пришли в город, пришло время рожать. Но в Вифлееме из-за множества людей, все места были заняты, и Иосифу и Марии пришлось остановиться в хлеву. Ночью Мария родила мальчика, назвала Его Иисусом, спеленала и положила в ясли – кормушку для скота. Недалеко от их ночлега, находились пастухи пасшие скот, к ним явился ангел, который сообщил им: …я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10–12). Когда ангел исчез, пастухи отправились в Вифлеем, где нашли Святое семейство, поклонились Иисусу, и рассказали о явлении ангела и его знамении, после чего ушли обратно к своим стадам.

В эти же дни, в Иерусалим пришли волхвы, которые спрашивали людей о родившемся иудейском царе, так как в небесах сияла новая яркая звезда. Узнав о волхвах, царь Ирод позвал их к себе, для того, чтобы выяснить место, где родился Мессия. Он велел волхвам узнать место, где родился новый иудейский царь.

Волхвы направились следом за звездой, которая привела их к хлеву, где родился Спаситель. Войдя в хлев, волхвы поклонились Иисусу и преподнесли ему дары: ладан, золото и смирну. ««И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2, 12). В туже ночь Иосиф получил знамение: ему во сне появился ангел и произнес: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2, 13). Иосиф с Марией и с Иисусом отправились в Египет, где пробыли до смерти Ирода.

Впервые праздник Рождество Христово начали отмечать в IV столетии в Константинополе. Праздник предваряется сорокадневным постом и сочельником. В сочельник, принято употреблять лишь воду, а с появлением на небосводе первой звезды разговляются сочивом – вареной пшеницей или рисом с медом и сухофруктами. После Рождества и до Крещения празднуют Святки, во время которых отменяются все посты.



Крещение Господне – Богоявление (19 января)

Христос начал служение людям к тридцати годам. Предвосхитить приход Мессии должен был Иоанн Креститель, пророчивший пришествие Мессии и крестивший людей в Иордане для очищения грехов. Когда Спаситель явился к Иоанну для крещения, Иоанн познал в Нем Мессию и сказал Ему, что он сам должен креститься у Спасителя. Но Христос ответил: «…оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15), то есть осуществить то, что говорили пророки.

Христиане именуют праздник Крещения Господня Богоявлением, при крещении Христа, людям впервые явились три ипостасии Троицы: Господь Сын, сам Иисус, Святой Дух, сошедший в облике голубя на Христа, и Господь Отец, говоривший: «Сей Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).

Первыми праздник Богоявления начали отмечать еще ученики Христа, о чем свидетельствует свод апостольских правил. За день до праздничного дня Богоявления начинается сочельник. В данный день, как и в Рожественский сочельник, православные едят сочив, и только лишь после освящения воды. Крещенская вода считается целебной, ею окропляют дома, ее пьют натощак при различных заболеваниях.

В сам праздник Богоявления также служат чин великой агиасмы. В этот день, сохранилась традиция совершать крестный ход к водоемам с Евангелием, хоругвями и светильниками. Крестный ход сопровождает колокольный звон и пение тропаря праздника.



Сретение Господне (15 февраля)

Праздник Сретение Господне описывает события, случившиеся в Иерусалимском храме при встрече Младенца Иисуса со старцем Симеоном. Сообразно закону в сороковый день после рождения Дева Мария принесла Иисуса в Иерусалимский храм. По преданию старец Симеон жил при храме где переводил Священное Писание на греческий язык. В одном из пророчеств Исаии, где рассказывается приход Спасителя, в месте где описывается Его рождение, сказано, что Мессия родится от не от женщины, а от Девы. Старец предположил, что в оригинале текста имеется ошибка, в тот же миг к нему явился ангел и сообщил, что Симеон не умрет, пока не увидит своими глазами Пресвятую Деву и Ее Сына.

Когда Дева Мария с Иисусом на руках вошла в храм, Симеон сразу же увидел Их и узнал в Младенце Мессию. Он взял Его на руки и произнес следующие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2, 29). Отныне старец мог спокойно умереть, ведь он только что собственными глазами увидел и Матерь Деву, и Ее Сына-Спасителя.



Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля)

С древних времен Благовещение Богородицы именовали и Началом искупления, и Зачатием Христа. Это длилось VII столетия, пока он не приобрел название, под которым есть в настоящий момент. По своему значению для христиан, праздник Благовещения сравним лишь с Рождеством Христова. Потому в народе до наших дней существует пословица, будто в данный день «птица гнезда не вьет, девица косу не плетет».

История праздника такова. Когда Дева Мария достигла пятнадцатилетнего возраста, Ей предстояло покинуть стены Иерусалимского храма: сообразно бывшим в эти времена законам целую жизнь служить Всевышнему имели возможность лишь мужчины. Однако к этому времени родители Марии уже умерли, и священники приняли решение обручить Марию с Иосифом из Назарета.

Однажды к Деве Марии явился ангел, который был архангелом Гавриилом. Он приветствовал Ее следующими словами: «Радуйся благодатная, Господь с тобою!». Мария была смущена, так как не знала, что значат слова ангела. Архангел растолковал Марии, что Она избранница Господа для рождения Спасителя, о котором говорили пророки: «…и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 31–33).

Услышав откровение Арлахангела Гаврии, Дева Мария спросила: ««…как будет это, если я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34), на что архангел ответил, что на Деву снизойдет Дух Святой, поэтому и родившийся от нее Младенец будет свят. И Мария покорно ответила: «…се раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1, 37).



Преображение Господне (19 августа)

Спаситель часто говорил апостолам о том, что для спасения людей, Ему предстоит претерпеть страдание и смерть. И чтобы укрепить веру учеников, он показал им Свою Божественную славу, которая ждет Его и других праведников христовых по завершению земного существования.

Однажды Христос взял на гору Фавор троих учеников – Петра, Иакова и Иоанна – чтобы помолиться Всевышнему. Но усталые за день апостолы заснули, а когда пробудились, узрели, как Спаситель преобразился: одежда Его была белоснежной, а лик Его сияло подобно солнцу.

Рядом с Учителем, находились пророки – Моисей и Илия, с коими Христос говорил о собственных страданиях, которые Ему предстоит претерпеть. В тот же миг апостолов охватила такая благодать, что Пётр невпопад предложил: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил» (Лк. 9, 33).

В этот момент, всех окутало облаком , из которого был слышен глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 35). Как только отзвучали слова Всевышнего, ученики опять узрели Христа одного в Его обыкновенном облике.

Когда Христос с апостолами возвращался с горы Фавор, Он наказал им не свидетельствовать до времени о том, что они узрели.

На Руси Преображение Господне в народе получило название «Яблочный Спас», так как в данный день в храмах освящают мед и яблоки.



Успение Божией Матери (28 августа)

В Евангелии от Иоанна говорится о том, что перед смертью Христос повелел позаботиться о Матери апостолу Иоанну (Ин. 19, 26–27). С этих времен Дева Мария жила у Иоанна в Иерусалиме. Здесь апостолы записывали повествования Богородицы о земном существовании Иисуса Христа. Богоматерь нередко ходила на Голгофу для преклонения и молитвы, и в одно из таких посещений архангел Гавриил сообщил Ей о Ее близком успении.

К этому моменту в город стали приезжать апостолы Христа, для последнего земного служения Девы Марии. Перед смертью Богородицы, к Её одру явился Христос с ангелами, отчего присутствующих охватил страх. Богородица воздала славу Богу и, как будто засыпая, приняла спокойную кончину.

Апостолы взяли ложе, на котором была Божья Матерь, и понесли его в Гефсиманский сад. О кончине Богородицы узнали иудейские священники, которые ненавидели Христа и не верили в Его воскрешение. Первосвященник Афония настигнул траурную процессию, и ухватился за ложе попытавшись перевернуть его, для того чтобы осквернить тело. Однако в момент, когда он прикоснулся к ложе, его руки были отсечены невидимой силой. Лишь после этого Афония раскаялся и поверил, и сразу обрел исцеление. Тело Божией Матери положили в гроб и прикрыли его большим камнем.

Однако среди присутствовавших в процессии не было одного из учеников Христа – апостола Фомы. Он прибыл в Иерусалим только через три дня после похорон и долго плакал у гроба Богородицы. Тогда апостолы приняли решение открыть Гробницу, чтобы и Фома мог приложился к телу умершей.

Когда они отвалили камень, то внутри обнаружили только лишь похоронные пелены Богородицы, самого тела не было внутри гробницы: Божию Матерь Христос забрал на небеса в Ее земном естестве.

На том месте впоследствии был сооружен храм, где до IV века сберегались похоронные пелены Богородицы. После этого святыню перевезли в Византию, во Влахернский храм, а в 582 году император Маврикий издал указ о всеобщем праздновании Успения Божией Матери.

Данный праздник среди православных считается одним изо наиболее почитаемых, как и другие праздники, приуроченные памяти Богородицы.



Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

Праведные родители Девы Марии, Иоаким и Анна, долго не могли иметь детей, и очень скорбели о собственном бесчадии, так как у иудеев отсутствие детей числилось как кара Божия за тайные грехи. Но Иоаким и Анна не утрачивали веры о чаде и молили Бога о ниспослании им ребенка. Так они дали клятву: в том случае, если у них появится ребенок, они отдадут его на служение Всевышнему.

И Бог услышал их просьбы, однако перед этим, подверг их испытанию: когда Иоаким пришел в храм чтобы принести жертву, священник ее не взял, упрекнув старика в бездетности. После данного случая Иоаким отправился в пустыню, где постился и вымаливал прощение у Господа.

В это время Анна тоже подверглась испытанию: ее укорила в бездетности ее же служанка. После этого Анна пошла в сад и, заметив на дереве птичье гнездо с птенцами, стала размышлять о том, что дети есть даже у птиц, и расплакалась. В саду пред Анной явился ангел и стал ее успокаивать, обещая, что скоро у них будет ребенок. Перед Иоакимом, тоже предстал ангел и сказал, что Господь его услышал.

После этого Иоаким и Анна встретились и рассказали друг другу о радостной вести, которую сообщили им ангелы, а спустя год у них родилась девочка, которую они назвали Марией.



Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября)

В 325 году мать императора Византии Константина Великого, царица Лена отправилась в Иерусалим с целью посещения святых мест. Она посетила в Голгофу и место погребения Христа, но наиболее всего она хотела найти тот Крест, на котором Мессия был распят. Разыскивание дало результат: на Голгофе отыскали три креста, и, чтоб найти, тот на котором Христос принял страдания, решили провести испытания. Каждый из них прилагали на умершего, и один из крестов воскресил покойного. Это и был, тот самый Крест Господень.

Когда народ узнал, что нашли Крест, на котором распяли Христа, то на Голгофе собралась очень большая толпа. Собравшихся христиан было так много, что большинстесво из них не могло подойти к Кресту чтобы приклониться святыне. Патриарх Макарий предложил воздвигнуть Крест, чтобы все могли его увидеть. Так в честь этих событий был положен праздник Воздвижения Креста.

У христиан Воздвижение Креста Господня считается единственным праздником, который празднуют с первого дня его существования, то есть того дня, когда Крест был найден.

Общехристианское значение Воздвижение получило после войны между Персией и Византией. В 614 году, Иерусалим разграбили персы. При этом в числе увезенных ими святынь был и Крест Господень. И лишь в 628 году святыню вернули в храм Воскресения, построенный на Голгофе Константином Великим. С тех времен праздник Воздвижения стали праздновать все христиане мира.



Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

Введение во храм Пресвятой Богородицы христиане отмечают в память о посвящении Девы Марии Богу. Когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна выполнили свою клятву: они привели дочь в Иерусалимский храм и поставили на его лестницей. На изумление родителей и других людей, маленькая Мария пошла по лестнице сама навстречу первосвященнику, после чего он ввел Ее в алтарь. С того времени Пресвятая Дева Мария жила при храме до тех пор, пока не пришло время Ее обручения с праведным Иосифом.

Великие праздники


Праздник Обрезания Господня (14 января)

Обрезание Господне как праздник был утвержден в IV веке. В этот день поминают событие, связанное с Заветом, заключенным с Богом на горе Сион пророком Моисеем: согласно которому все мальчики на восьмой день после рождения должны были принять обрезание как символ единения с иудейскими патриархами – Авраамом, Исааком и Иаковом.

По совершению данного ритуала Спасателя назвали Иисусом, как и повелел архангел Гавриил, когда принес Деве Марии благую весть. Согласно толкованию, Господь принял обрезание в качестве неукоснительного выполнения законов Бога. Но в христианской Церкви ритуала обрезания не имеется, так как согласно Новому Завету он уступил место таинству крещения.



Рождество Иоанна Крестителя, Предтечи Господня (7 июля)

Празднование Рождества Иоанна Предтечи, пророка Господня, установлен Церковью в IV веке. Среди всех наиболее почитаемых святых Иоанн Креститель занимает особенное место, так как он должен был приготовить иудейский народ к принятию проповеди Мессии.

В годы правления Ирода в Иерусалиме жил священник Захария с супругой Елисаветой. Они с ревностью выполняли все, указывал Закон Моисея, но Бог все никак не давал им ребенка. Но вот однажды, когда Захария вошел в алтарь для каждения, он увидел ангела, который сообщил священнику благую весть о том, что очень скоро его супруга родит долгожданное дитя, которое следует назвать Иоанном: «…и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей…» (Лк. 1, 14–15).

Однако в ответ на данное откровение Захария скорбно усмехнулся: и он сам, и его жена Елисавета были в преклонных летах. Когда он сказал ангелу о собственных сомнениях, тот представился архангелом Гавриилом и в наказание за неверие наложил запрет: за то, что Захария не поверил благой вести, он не сможет разговаривать до тех пор, пока Елисавета не родит дитя.

Скоро Елисавета забеременна, но никак не могла уверовать собственному счастью, поэтому до пяти месяцев скрывала свое положение. В конце концов у нее родился сын, и, когда младенца на восьмой день принесли в храм, священник сильно удивился, узнав, что его назвали Иоанном: ни в роду Захарии, ни в роду Елисаветы никого не было с таковым именем. Но Захария кивком головы подтвердил желание жены, после чего снова сумел разговаривать. И первыми словами, слетевшими с его губ, были слова проникновенной благодарственной молитвы.



День святых превоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля)

В этот день Православная церковь поминает апостолов Петра и Павла, претерпевших мученическую кончину в 67 году за проповедование Евангелия. Данный праздник предваряет многодневный апостольский (Петров) пост.

В древности церковные правила принимал Собор апостолов, а Пётр и Павел занимали в нем верховные места. Выражаясь иными словами, жизнь этих апостолов имела огромное значение для развития христианской Церкви.

Однако первые апостолы шли к вере несколько разными путями, что, осознавая их, непроизвольно можно задуматься о неисповедимости путей Господних.

Апостол Петр

Перед тем как Петр начал апостольское служение, он носил иное имя – Симон, которое получил при рождении. Симон промышлял ловлей рыбы на озере Геннисарет, до тех пор, пока его брат Андрей не привел молодого человека к Христу. Радикальный и сильный Симон сходу смог занять особенное место среди учеников Иисуса. Например, он первым познал в Иисусе Спасителя и за это приобрел от Христа новое имя – Кифа (евр. камень). По-гречески такое имя звучит как Пётр, и собственно на этом «кремне» Иисус собирался воздвигнуть здание Собственной Церкви, которую «не одолеют врата ада». Однако человеку присущи слабости, и слабостью Петра было троекратное отречение от Христа. Тем не менее Пётр раскаялся и был прощен Иисусом, троекратно подтвердившим его предназначение.

После сошествия на апостолов Святого Духа, Пётр первый прочел проповедь в истории христианской Церкви. После этой проповеди к истинной вере примкнули более трех тысяч иудеев. В Деяниях апостолов практически в каждой главе имеется доказательства активной деятельности Петра: он проповедовал Евангелие в различных городках и государствах, находящихся на берегах Средиземноморья. И считается, что сопровождавший Петра апостол Марк писал Евангелие, беря за основу проповеди Кифы. Не считая этого, в Новом Завете имеется книга, написанная лично апостолом.

В 67 году апостол отправился в Рим, однако был пойман властями и принял крестные страдания, как и Христос. Но Пётр посчитал, что недостоин точно такой казни, как и Учитель, поэтому попросил палачей распять его на кресте вверх ногами.

Апостол Павел

Апостол Павел – родился в городе Тарса (Малая Азия). Как и Петр, от рождения у него было другое имя – Савл. Он был одаренным молодым человеком и приобрел хорошее образование, но рос и воспитывался в языческих обычаях. Кроме этого, Савл был знатным римским гражданином, а его положение разрешало будущему апостолу, не таясь, восторгаться языческой эллинистической культурой.

При всем при этом, Павел был гонителем христианства и в Палестине, и за ее пределами. Данными возможностями его одарили фарисеи, в ненавидевшие христианское учение и ведшие жесточайшую борьбу с ним.

Однажды, когда Савл ехал в Дамаск с разрешениями для здешних синагог на аресты христиан, его сразил яркий свет. Будущий апостол упал на землю и услышал глас, говоривший: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 4–5). После этого Христос наказал Савлу отправиться в Дамаск и положиться на провидение.

Когда ослепший Савл прибыл в город, где нашел священника Ананию. После беседы с христианским пастырем он уверовал во Христа и крестился. Во время обряда крещения к нему снова вернулось зрение. С этого дня и началась деятельность Павла как апостола. Подобно апостолу Петру, Павел много путешествовал: он посетил Аравию, Антиохию, Кипр, Малую Азию и Македонию. В тех местах, где бывал Павел, словно сами собой образовывались христианские общины, а сам первоверховный апостол прославился своими посланиями к главам основанных с его помощью церквей: среди новозаветных книг содержится 14 посланий Павла. Благодаря этим посланиям христианские догмы обрели стройную систему и стали понятны каждому верующему.

В конце 66 года апостол Павел приехал в Рим, где через год как гражданин Римской империи был казнен от меча.


Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября)

В 32 году от рождения Иисуса царь Ирод Антипа, правитель Галилеи, заточил Иоанна Предтечу в тюрьму за то, что тот рассказывал о его близких отношениях с Иродиадой, женой его брата.

При этом царь боялся казнить Иоанна, так как это могло вызвать гнев его народа, который любил и почитал Иоанна.

Однажды во время празднования дня рождения Ирода устроили пир. Дочь Иродиады — Саломия подарила царю изысканный таней. За это Ирод пообещал перед всеми, что выполнит любое желание девушки. Иродиада подговорила свою дочь попросить у царя голову Иоанна Крестителя.

Просьба девушки смутила царя, так как он боялся смерти Иоанна, но при этом не мог отказать в просьбе, поскольку побоялся насмешек гостей из-за невыполненного обещания.

Царь отправил в тюрьму воина, который, обезглавил Иоанна, и принес его голову на блюде Саломии. Девушка приняла страшный подарок и дала его собственной матери. Апостолы, узнав о казни Иоанна Крестителя, захоронили его обезглавленное тело.



Покров Пресвятой Богородицы (14 октября)

Основанием праздника явилось история, случившаяся в 910 году в Константинополе. Град осаждала бессчетная армия сарацинов, и горожане спрятались в Влахернском храме – в месте где сберегался омофор Богородицы. Напуганные жители горячо молились Божией матери о защите. И вот однажды во время молитвы, юродивый Андрей заметил над молившимися Богородицу.

Божия Матерь шла в сопровождении воинства ангелов, с Иоанном Богословом и Иоанном Предтечей. Она благоговейно протягивая руки к Сыну, в это время ее омофор покрывал молящихся жителей города, как будто оберегая людей от грядущих бедствий. Кроме юродивого Андрея, удивительную процессию лицезрел его ученик Епифаний. Чудесное видение вскоре исчезло, но благодать Ее пребывала в храме, и вскоре армия сарацинов оставила Константинополь.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь при князе Андрее Боголюбском, в 1164 году. А чуть позднее, в 1165 году, на речке Нерли в честь этого праздника освятили первый храм.

pravpost.org

Календарь Успенского поста 2019 — Православный журнал «Фома»

Успенский пост – кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику – Успения Пресвятой Богородицы.

Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня до своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице.

Распечатать календарь Успенского поста

Когда начинается Успенский пост в 2019 году?

У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свои особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты.

Поэтому на вопрос: «Когда начинается Успенский пост в 2019 году?» ответить легко – 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы.

На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим “народным” названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас  (в церковном календаре – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост. 

На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых – Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Иоанном удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства – 5 (18) августа, и ему последуют семь дней попразднства – с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь  Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы.   

 

Что можно есть в Успенский пост?

Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда можно вкушать рыбу. Но во многом вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально – в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности конкретного человека. Отдельно стоит рассмотреть постный рацион детей – для них отказ от пищи, содержащей кальций, и другие важные для растущего организма вещества, может быть привести к нежелательным последствиям для здоровья. Все эти вопросы лучше обсудить со своим духовником.

Благодаря обилию овощей, грибов, фруктов, огородной зелени, которые дарит нам август, пища Успенского поста разнообразна, питательна и насыщена витаминами. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой.

Тем не менее, следует учитывать, что в вопросе воздержания от той или иной пищи, православные верующие ориентируются на монастырский устав, а это не всем по силам. Пост ни в коей мере – не диета, и если соблюдение поста по всей строгости (например, в дни сухоядения) вызывает раздражение на окружающих, то, очевидно, что такой «штурм Небес», достигает противоположной цели.

Здесь уместно напомнить наставление Иоанна Златоуста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления».

Гораздо легче перенести ограничения поста, если и накануне соблюдать умеренность, не устраивая обильное объедение «напоследок».

 

Успенский пост: питание по дням

Календарь составлен по строгому монастырскому уставу. Миряне обычно постятся менее строго (например, без сухоядения, употребляя рыбу и т.п.). Монастырский же устав дает представление о степени строгости того или иного для поста в церковной традиции. Что же для вас будет постной едой – пустая гречка или рыбная котлета в столовой на работе, лучше всего решать в индивидуальном порядке и советуясь, по возможности, со своим духовником.

Как уже сказано, по воздержанию в пище Успенский пост подобен Великому посту. В понедельник, среду и пятницу монастырский устав предусматривает сухоядение – вкушение невареной еды. По вторникам и четвергам допускается употребление горячих блюд, но без растительного масла. По субботам и воскресеньям – горячая пища с растительным маслом.

 

Расписание Успенского поста, питания по дням:

14 августа, среда

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

15 августа, четверг

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

16 августа, пятница

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

17 августа, суббота

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Допускается немного вина.

18 августа, воскресенье

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Допускается немного вина.

19 августа, понедельник, праздник Преображения Господня  

Наряду с горячей пищей разрешается рыба и морепродукты, также допускается немного вина.  

20 августа, вторник

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

21 августа, среда

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

22 августа, четверг

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

23 августа, пятница

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

24 августа, суббота

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Допускается немного вина.

25 августа, воскресенье

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Допускается немного вина.

26 августа, понедельник

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб

27 августа, вторник

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.  

28 августа, среда. Успение Пресвятой Богородицы

Наряду с горячей пищей разрешается вкушение рыбы и морепродуктов, также допускается немного вина.

 

Когда заканчивается Успенский пост в 2019 году?

Праздник Успения всегда отмечается 15 (28) августа – им и завершается Успенский пост. Он относится к числу неподвижных дат церковного календаря, не привязанных к празднику Пасхи. Поэтому дата окончания Успенского поста не меняется в разные годы.

Успение в 2019 году приходится на среду. Пост в этот день есть, но разрешается рыба.

 

Распечатать календарь:

foma.ru

Православные посты в июле 2019 года: правила питания по дням

1 июляПн Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы).
2 июляВт Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
3 июляСр Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
4 июляЧт Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
5 июляПт Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
6 июляСб Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
7 июляВсРождество Иоанна Предтечи
Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
8 июляПн Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы).
9 июляВт Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
10 июляСр Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
11 июляЧт Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
12 июляПтАпостолов Петра и Павла
Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов.
13 июляСб Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
14 июляВс Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
15 июляПн Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
16 июляВт Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
17 июляСр Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
18 июляЧт Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
19 июляПт Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
20 июляСб Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
21 июляВс Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
22 июляПн Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
23 июляВт Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
24 июляСр Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
25 июляЧт Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
26 июляПт Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
27 июляСб Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
28 июляВс Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
29 июляПн Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
30 июляВт Поста нет – разрешается употребление любой пищи.
31 июляСр Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.

my-calend.ru

Православный пост | 6 правил для постящихся впервые

Первый в жизни пост – особенно Великий – золотое время неофитства, когда кажется, что свернешь горы. Чужие советы в это время воспринимаются со скепсисом, потому что «у меня, конечно, все будет по-другому и лучше». И все же.

В этой статье мы опишем вам базовые принципы православных постов. Шесть простых правил, которые помогут разобраться впервые постящимся и бывалым христианам.

Первое правило православного поста: дело не в еде

С наступлением постного времени интернет и эфир заполняются подробнейшими гастрономическими указаниями о том, что отныне можно, а что нельзя вкушать православным. Указания эти бывают порой, мягко говоря, странными – несколько лет назад на одном из центральных телеканалов в список «запрещенных продуктов» попал, Бог весть почему, морковный сок.

Добавляют ажиотажа и календари, до сих пор активно перепечатывающие предписания монастырского устава с его сухоядением, а иногда и полным воздержанием от пищи.

Глядя на всю эту «постную вакханалию», я вспоминаю выражение Иоанна Дамаскина: “Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы”. И как человек, в свое время не успевший, но честно пытавшийся испортить здоровье буквальным соблюдением Типикона, хочу напомнить правило, ставшее в последнее время повсеместным: меру Вашего поста Вы определяете в личной беседе с духовником или исповедующим священником.

И не стоит приходить на нее со списком и «поштучно» утверждать виды разрешенных продуктов. Основная идея здесь – пост – это не ритуал «священного вкушения картошки», а наша жертва Богу. И уж конечно, он не должен превращаться в кратчайший способ попасть в больницу.

Пост призван дисциплинировать, но при этом быть посильным. Шахтер не может поститься так, как домохозяйка, студент – как пенсионерка с гипертонией, не говоря уже о детях, беременных или, например, диабетиках, для которых отказ от пищи или отдельных продуктов может быть смертельно опасен.

Весьма неплохо «компенсировать» «допуск запрещенных продуктов» в ваше меню бóльшей разборчивостью в пище духовной. Например, можно почитать хорошие, не обязательно даже «духовные» книжки, которые вы так давно откладывали. А вот телевизор и соцсети ваше отсутствие в течение семи недель вполне себе переживут.

И все-таки еще немного про еду

С другой стороны, допускаемые послабления тоже должны быть разумны. И, поверьте, взрослый, условно здоровый человек обходиться без животной пищи в течение семи недель без ущерба для здоровья может вполне.

Да, при этом немного меняется физическое состояние, к этому просто надо привыкнуть. При переходе на растительную пищу есть, как правило, хочется чаще (особенно если на улице холодно). Может, особенно поначалу с непривычки, меняться настроение.

Как правило, подобные проблемы переносятся легче, если в пост входить плавно и использовать Масленицу именно как «сырную седмицу», а не «блинную обжираловку». Выход из поста тоже требует определенной умеренности, но мы пока не об этом.

Разумный подход надо проявить и тем, кто регулярно занимается спортом. Если вы не член олимпийской сборной, то до Пасхи вполне можете удержаться от рекордов – ведь ресурсов стало меньше, а организм не железный. Зато спортивное упорство и выдержка пригодятся вам вполне.

Православный пост – время молитвы

Многажды говорилось, что главная цель поста – молитва. Собственно, для того, чтобы немного «вынуть» человека из его обычного состояния и направить на молитву, и придуманы все пищевые ограничения. В общем же, пост призван стать временем наблюдения себя, внутреннего спокойствия и ясности.

Молитвенные упражнения, предписанные верующим во время Великого поста, – это ряд особенных общих служб и ваше личное молитвенное правило. Мера того и другого, опять же, в разумных пределах, колеблется.

Службы в православный пост

Понятно, что присутствовать постом на всех церковных службах так, как это делали иногда древнерусские крестьяне (поскольку полевые работы в средней полосе в это время еще не начинались), современный человек, особенно житель мегаполиса, позволить себе не может. И все же есть несколько особенных богослужений, побывать на которых желательно.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели поста, а затем вечером в среду пятой недели (формально – на утренней службе четверга) в храмах читают Великий покаянный канон Андрея Критского. Конечно, его можно почитать дома, а теперь даже и послушать на диске. Но при возможности быть в храме – очень желательно.

Великим, а теперь и другими постами в храмах массово проводится таинство Соборования, очень созвучное постной дисциплине. Время его проведения и продолжительность в разных храмах различается, нужно просто узнать про ближайшие и выбрать удобный.

Очень помогает достойно завершить пост и подготовиться к празднику Пасхи посещение служб последней Страстной седмицы. Некоторые православные даже берут на эти дни отпуск, а в православных гимназиях – объявляют специальные каникулы.

Все перечисленное выше – ключевые моменты, которые хорошо бы не пропустить. Разумеется, что прочие церковные службы постом тоже продолжаются (правда, чуть реже служатся литургии, которые в первые шесть недель по будням бывают только в среду и пятницу). И их посещение зависит от Ваших возможностей.

Важно иметь в виду, что после Соборования необходимо при первой же возможности причаститься. То есть в обычном порядке подготовиться и побывать либо на ближайшей литургии, либо – на литургии в ближайшие выходные (разумеется, всё – с посещением вечерней службы накануне).

Также на литургии по будням могут быть отслужены полным чином Часы, и тогда служба займет больше времени, чем обычно. Впрочем, это зависит от обычаев конкретного храма, о которых стоит заранее расспросить дежурную у свечного ящика.

Молитвенное правило во время православного поста

Пост – время молитвы, и личному правилу в это время тоже стоит уделить чуть большее внимание. Но здесь опять необходимо призвать на помощь разум.

Помните, что пост – это забег на длинную дистанцию. А потому человек, решивший ежедневно в качестве подвига вычитывать пол-Псалтири, рискует бросить вообще все еще до конца первой недели. Рассчитайте свои силы, при необходимости посоветуйтесь со священником, учтите обстоятельства.

В итоге кто-то добавит что-то к набору ежедневных молитв, кто-то – просто постарается, наконец, дочитывать до конца утреннее и вечернее правило. Это – опять же вопрос совести, личных сил, времени и терпения. Главное, чтобы молитва в принципе не уходила из фокуса вашего внимания.

Фото: “Новый сад”

О ближних

Отдельных замечаний требует общение с окружающими.

Все мы живем среди людей. Это – и домашние, и наши коллеги. И именно постом нередко возникают ситуации в стиле «был бы праведником – но ближние так мешают!». Но, в конце концов, именно того человека, который стоит перед Вами сейчас, некоторые Отцы называли главным человеком Вашей жизни.

Поэтому православный пост – самое время помириться или наладить отношения. И уж конечно, он – не время раздувания конфликтов (хотя иногда с голодухи очень хочется).

К тому же на Великий пост выпадает у нас несколько гражданских праздников, сопровождающихся иногда коллективными застольями. И тут – опять призываем на помощь разум.

Понятно, что на разухабистом корпоративе православным лучше не гулять. Но немного посидеть с коллегами за столом с бутылкой шампанского и парой салатиков, демонстрируя тем самым, что православные – вообще-то не угрюмые отшельники, а вполне себе мирные люди, – можно. (Небольшой жизненный совет: принесите к столу связку бананов. В противном случае набор «шампанское+соленый огурец» вам обеспечен.)

***

Надеемся, все вышесказанное хоть немного поможет вам благополучно перебраться через обширное море поста (или, как обычно бывает, к его окончанию вновь констатировать, что «не успел, «не сделал», «не прочитал», «не стал») и достойно встретить праздник Пасхи.

И тихонечко шепотом: «Христос Воскресе!»

 


В этой статье Вы узнали базовые правила православного поста. Возможно, Вам будет интересно прочитать следующие статьи:

Именины в апреле

Церковный православный календарь постов и трапез на 2016 год

www.pravmir.ru

Какие посты существуют в Православии

В Православной многовековой традиции установлены 4 поста: Рождественский, Великий, Петровский и Успенский.

Рождественский пост

В новый календарный год православные христиане вступают вместе с Рождественским постом. Он начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается вплоть до праздника Рождества Христова (7 января по н.ст.). Этот пост еще называют четыредесятницей, т.к. длится он 40 дней. Еще одно его название — филиппов, т.к. заговение приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября по н.ст). Упоминание об этом посте начинается с V века. Есть мнения, что произошел он от поста перед Богоявлением. Сведения о нем доходят до нас с III века, а в IV в. пост разделился на  праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Великий пост

Самый значимый пост для  каждого верующего человека – Великий пост. Он готовит христиан к Великому празднику — Пасхе. Каждый день поста наполнен особым смыслом, который призван помочь человеку обратиться внутрь себя, остаться «один на один» со своими прегрешениями. Даже богослужения Великого поста изменяются, приобретают большую строгость: практически исключается пение, больше времени уделяется ветхозаветному чтению, особенно Псалтири. Исключая субботу и воскресения не совершается полная Литургия. Вместо этого в среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных даров. На первой неделе Великого поста читается покаянный канон святого Андрея Критского. Воскресенье этой седмицы  посвящено  Торжеству православия.

Во второе воскресенье отмечается день памяти святого Григория Паламы. Он вошел в историю православной Церкви, как защитник канонической веры и обличитель еретика Варлаама.

Третья неделя поста называется Крестопоклонной. Со среды этой седмицы на Божественной Литургии произносятся особые ектеньи о тех, кто готовится ко Крещению.

В четвертое воскресенье Церковь чтит память великого подвижника преподобного Иоанна Лествичника. На святой горе Синай он подвязался до 80 лет. Главным творением святого стала книга «Лествица».

Суббота пятой седмица получила название «Похвала Пресвятой Богородицы» или суббота Акафиста. 

Пятое воскресенье посвящено воспоминаниям жития святой Марии Египетской.

Шестая суббота  Великого поста обращает верующих к чуду воскрешения Господом Лазаря. Именно поэтому ее называют Лазаревой субботой.

Вербное воскресение  или вход Господа в Иерусалим приближает нас к самому главному празднику – Воскресению Христову. В пятницу недели Ваий завершается  пост святой Четыредесятницы.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье помогает перейти  постящимся к Страстной Седмице, которая предваряет день Святой Пасхи.

Петров пост

Через неделю после праздника Святой Троицы начинается Петров пост.  Поскольку дата его начала зависит от празднования Пасхи, длительность поста каждый год разная — от 8 до 42 дней. Завершается он в день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла 12 июля. Раньше его называли постом Пятидесятницы, но позже стали именовать апостольским. Он считается не сильно строгим, т.к. разрешается вкушать рыбу.

Успенский пост

Ровно две недели длится Успенский пост (с 14 – 27 августа по новому стилю). Он установлен перед Великими праздниками Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Начало постных седмиц совпадает с праздником Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Успенский пост был установлен еще в IX веке в Византии. В городе Константинополе, где хранился Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, заметили, что страшные эпидемии происходят обычно в конце лета. Именно поэтому  было заведено 14 августа Крест Господа выносить из царского дворца. Ему поклонялись в Софийском соборе, после чего проводился крестный ход, который завершался на реках и источниках, где  по традиции освящалась вода. Согласно летописным данным именно в этот день Св. князь Владимир в 988 году крестил Русь. Завершается Успенский пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это один из наиболее почитаемых дней для каждого православного человека. Согласно преданию, Пресвятая Дева Мария узнала о времени завершения своей земной жизни, готовилась к переходу в мир иной усиленным постом и молитвою. Верующие в эти постные дни стараются хоть немного подражать жертвенности и подвигу Пресвятой Богородицы. Все свои душевные устремления люди возводят к восхвалению Матери Господа Иисуса Христа.

Можно ли крестить ребенка в пост?

Согласно православной традиции Крещение может быть проведено в любой день поста. Канонических ограничений на это нет.

Однако, на дни Двунадесятых и Великих праздников священнослужители советуют не назначать совершение Таинства, чтобы не отвлекать внимание от смысла этих дней. Обычно в храмах бывает много народа, и совершить Крещение может быть просто неудобно.

www.krestilnoe.ru

даты начала и конца поста

Великий пост не имеет определенной даты начала и конца, так как он напрямую связан с наступлением Пасхи. Каждый год он начинается не ранее 15 февраля и завершается не позднее 7 мая.

Великий Пост начинается с Чистого понедельника, сразу после Прощеного Воскресенья, за семь недель до Пасхи. Светлое Христово Воскресение в 2019 году отпразднуют 28 апреля.

История

Великий пост был установлен еще в апостольские времена. Первоначально пост длился от 24-х до 40 часов, в течение которых христиане полностью отказывались от пищи.

В середине III века в некоторых поместных Церквях появился шестидневный пост, как воспоминание о событиях Страстной недели. При этом часть христиан считала такой подвиг чрезмерным, и продолжала поститься около сорока часов.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Верующая в храме Светицховели во Мцхета

В начале V века все поместные Церкви приходят к идее 40-дневного Великого поста, как десятины года. Однако исчисление его дней зависело от местности. Традиции соблюдения поста также отличались.

Кто-то отказывался от любой еды животного происхождения, а кто-то употреблял рыбу, другие же могли кушать и птицу. Те, которые придерживались строгого поста, исключали из рациона даже яйца и плоды, остальные вообще довольствовались исключительно хлебом и водой.

Срок в сорок дней имеет и свой священный смысл — Иисус Христос сорок дней, искушаемый дьяволом в пустыне, ничего не ел и не пил. Именно постом Спаситель начал великое дело спасения людей.

Суть поста

Великий пост в честь Спасителя — период для приготовления к одному из основных православных праздников — к Пасхе. Соответственно — это время самых усердных молитв и благоговения к Богу, а также воздержания от определенных продуктов.

Пост несет особый духовный и нравственный смысл, а его главнейшее значение основано на представлениях об очищении существа человека, его души, утверждают духовные служители.

Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви».
Поэтому, пост и подвижничество ничто, при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь, утверждают служители церкви.

Подготовка к посту

Подготовка к Великому посту начинается за четыре «недели» или 21 календарный день. В церковнославянском языке словом «неделя» именуется воскресенье — день, когда нужно отдыхать и посвятить время Богу.

Соответственно, первое воскресение — «неделя о мытаре и фарисее» с которой началась подготовка к Великому посту 2019 года выпало на 18 февраля. Название недели взято из одноименной притчи Евангелия, которая гласит, что человеку грешно хвалиться и любоваться своими деяниями, так как гордыня — главное препятствие на пути к покаянию и духовному очищению.

© photo: Sputnik / Сергей Никонец

Блюда для тех, кто соблюдает пост

Всеядная седмица, в ходе которой разрешено есть все, завершится — «неделей о блудном сыне». В этот день рассказывается притча, в которой сын, получив в наследство от отца богатство, прогулял его в праздной жизни, но осознав свой грех, он пришел к отцу просить покаяния. Притча показывает, что вовремя осознать, что выбранный путь неверен, и прийти к Богу с покаянием — единственно верный путь, ведущий к спасению души.

Следующая седмица носит название Пестрой — это время чередования постных дней (среда и пятница) с обычными. Согласно церковному писанию, эта неделя считается неблагоприятной для вступления в брак и сватовства.

Третье воскресенье — «неделя о Страшном суде». Во время службы вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, чтобы человек помнил, что за совершенные греховные деяния придется ответить во время Суда.

Завершающая седмица перед Великим постом именуется Сырной или Масленичной. Мясную пищу в эти дни употреблять уже нельзя, поэтому люди пекут блины с разными начинками и без и угощают друг друга.

Воскресенье перед Великим постом называют Прощенным воскресеньем или Сыропустной неделей.

Прощенное воскресение

В этот день принято просить прощения у родственников, друзей, знакомых, коллег и так далее. Церковь учит, что таким образом человек очищает душу перед грядущим постом.

Чин прощения совершается и на вечерних богослужениях в храмах. По окончании службы настоятель с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, те кланяются в ответ, а затем просят настоятеля простить их тоже.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Территория кафедрального собора Святой Троицы — Самеба с видом на Тбилиси

Традицию Прощеного воскресенья принято отсчитывать с первых монашеских общин, участники которых расходились на время поста в отдаленные места. Перед уходом монахи просили друг у друга прощения за все вольно или невольно причиненные обиды, поскольку полагали, что могут не пережить опасностей уединения — диких зверей и природные напасти.

В этот день также вспоминают изгнание Адама из Рая. Тем самым показывается, что человек, своевольно отдалившись от церкви, как Адам, теряет связь с духовным миром.

Продолжительность

Общая продолжительность Великого Поста, который делится на две части, составляет 48 дней. Первая часть — «Святая четыредесятница», протяженностью в 40 дней. Она установлена православными в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне.

Вторая часть —  Страстная седмица, последняя неделя перед Пасхой, которая посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни и о крестной смерти Христа.

Чтобы поститься строго по церковному уставу, мирянам необходимо получить благословение духовника. Перед вхождением в пост, христиане должны духовно подготовиться, пройти таинство исповеди.

В последнее время священники часто напоминают, что постящимся следует помнить, что пост — не диета, не просто ограничение употребления определенных продуктов, а время смирения, молитвы и покаяния. В пост православным следует заботиться об очищении души и помыслов, чтобы с чистым сердцем радостно встретить Христово Воскресение.

А для этого, необходимо ежедневно молится и по возможности посещать церковные службы в период Великого поста.

Традиции и памятные даты

Каждому христианину, соблюдающему пост, категорически не рекомендуется в эти дни принимать участие во всевозможных увеселительных мероприятиях.

Нельзя на протяжении всего Великого поста вступать в брак, тем более венчаться. Празднование торжественных дат также следует отложить до лучших времен.

Соблюдая пост и отодвигая все ненужное на задний план, человек сможет узреть, что в мире существуют и более занимательные вещи и, тем самым, приблизиться к Богу, утверждают служители церкви.

Первая и последняя неделя поста самые строгие, а молитвы более длительные. Некоторые верующие, по желанию, принимают в эти дни только воду и хлеб.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Храм Светицховели

Седьмая неделя, завершающая пост, носит название Страстной. В эту неделю нужно раскаяться в вольных или невольных прегрешениях, причаститься и очиститься от всего греховного, так как на протяжении этой недели Иисус терпел ради людей жестокие муки.

Каждый день этой недели является Великим, так как сопровождался важнейшими библейскими событиями — Тайной вечерей, предательством Иисуса, казнью и чудесным Воскрешением.

На этой неделе верующие должны максимально оградиться от мирской суеты — не смотреть телевизионные программы, не слушать музыку и как можно больше находиться дома.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

sputnik-georgia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *