Какой госдолг у россии на 2019 – Внешний долг России на 2019 год

Что стало с внешним долгом России к апрелю 2019 года?

Внешний долг России после 2 лет снижения снова вырос. По состоянию на апрель 2019 года его сумма оценочно составила 467,8 млрд долларов. Еще в январе задолженность была на 13,8 млрд долларов ниже. Долги выросли в следующих сферах:

  1. Обеспечение деятельности органов государственного управления – долговые обязательства возросли почти на 9,6 млрд долларов до 53,5 млрд. Причем большая часть долгов «легла на плечи» федеральных властей – 9,5 млрд.

  2. Новый российский долг. Увеличились вложения в иностранные и российские ценные бумаги (примерно на 3,4 – 5 млрд долларов). При этом Россия уменьшила задолженность по кредитам в международных банках на 13 млн долларов, включая уменьшение займов перед Международным банком реконструкции и развития.

  3. Уровень долгов бывшего СССР остался без изменений и в совокупности составляет 510 млн долларов.

  4. Уровень внешней задолженности повысился и у субъектов РФ на 10 млн долларов до 164 млн. Главная причина – выпуск облигаций и принятие на себя обязательств по ним.

  5. Центральный банк. Главной финансовой организации страны пришлось увеличить количество кредитов и валютных депозитов. Размер займов вырос в 2 раза до 4,1 млрд долларов. В депозиты регулятор вложился на 93 млн долларов больше. При этом ЦБ РФ постарался уменьшить уровень прочей задолженности на 14 млн долларов.

  6. Банковский сектор. Существенно выросла задолженность финансовых компаний перед прямыми инвесторами – почти на 7 млн долларов. Однако прирост задолженности банковского сектора не так велик, поскольку он снизил международную кредитную нагрузку 0,5 млрд долларов. Почти в 2 раза снизился уровень прочей задолженности: с 4,7 до 2,9 млрд долларов.

Учитывая то, что внешний долг на протяжении 2 лет успешно погашался Россией и снизился почти на 50 млрд долларов с 2017 года, временное увеличение показателей – не повод для беспокойства. Однако даже незначительные колебания значения внешнего долга могут негативно отразиться на населении: государству вновь придется экономить на жителях, чтобы расплатиться с иностранными кредиторами. 

xn--c1abvl.xn--p1ai

Кто и сколько должен России

Россия раскрыла, сколько ей должны иностранные государства. Сумма достигает почти 40 млрд долларов, часть из которых – еще «советские» долги. Однако конкретные страны и их задолженности Москва старается не афишировать. Кому и на какие цели дает кредиты современная Россия, и будет ли они возвращены?

Сумма долгов иностранных государств перед Россией достигает почти 40 млрд долларов по состоянию на 1 февраля 2019 года. В эту сумму включены и долги перед СССР, чьей правопреемницей является Российская Федерация.

Современная Россия продолжает кредитовать своих союзников. Информация о том, сколько, кому и на какие цели выдает кредиты РФ, раскрывается скупо и неохотно. Такая практика была принята еще в советское время. Собственно, общая сумма долга была раскрыта не просто так – а для иностранных инвесторов в проспекте евробондов (без дополнительной конкретики).

В итоге Минфин крайне удачно разместил эти евробонды 21 марта – на 3 млрд долларов и 750 млн евро. План на весь год был занять всего 3 млрд долларов, а инвесторы готовы были дать в долг России в четыре раза больше — 12 млрд долларов. Но нам столько не надо. Причем, давали в долг России иностранцы: 40% удовлетворенных заявок пришлись на инвесторов из Британии, инвесторы из континентальной Европы купили 18% выпуска, инвесторы из США — 17%.

Кто же входит в число нынешних должников России? Возможно, большая часть суммы это все-таки советский долг. По состоянию на начало 2016 года общий долг России  достигал 34 млрд долларов, сократившись в разы со 145 млрд долларов (эта сумма была посчитана в свое время из расчета 0,66 рубля за доллар по курсу Госбанка СССР). Россия получила право взыскивать долги СССР на основании того, что взяла на себя обязательства обслуживать внешние долги Советского Союза.

С тех пор Россия многим простила долги либо полностью, либо большую часть, начиная с Узбекистана, Киргизии и Монголии, заканчивая далекими от нее Кубе, Ираку, Алжиру, Сирии, Вьетнаму, Эфиопии, Танзании, Лаосу, Мозамбику, Йемену. Последний крупный раунд списания таких долгов прошел в 2014 году, тогда «простили» в общей сложности 31 млрд долларов Кубе, а всего за 10 лет было списано почти 90 млрд долларов таких обязательств. Так, Ираку списали 21 млрд долларов, Монголии и Афганистану по 11 млрд долларов,  КНДР — 10 млрд долларов. В основном, это долги, которые сформировались в советские годы. После 2016 года о крупных новых списаниях «советских» долгов не сообщалось.

«Но утверждать, что значительная часть долговых обязательств, имеющихся на балансе сейчас, сформирована еще в период Советского Союза, на мой взгляд, несправедливо, поскольку по большей части заведомо невозвратные кредиты на строительство социализма уже давно списаны», – говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».

Кто же охотно берет кредиты у современной России?

Долги суверенных государств перед Россией можно разделить на три категории: плата за лояльность, кредит на покупку вооружения и технологически сложного оборудования (в основном для создания ГРЭС и АЭС), а также на покупку ресурсов.

«Есть страны, такие как Белоруссия или Киргизия, которые имеют стратегическое значение для внешней торговли, размещения военных баз в проблемных с точки зрения террористической активности или наркотрафика регионах, испытывают определенные финансовые сложности. По сути, это плата не столько именно за лояльность властей, сколько плата за услуги, которые государство-заемщик предоставляет кредитору для реализации его внешней политики и развития торговли», – говорит Яковенко. По его словам, у США именно такого рода долгов больше всего, а у России, скорее всего, меньше, поскольку сфера влияния у России значительно уже, и за редкими исключениями дальше сопредельных стран геополитические интересы не распространяются.

Часто Россия выдает кредиты другому государству на строительство на его территории АЭС силами «Росатома» или на закупку российского оружия. В этом случае деньги даже не доходят до другой страны. «Кредитор выделяет средства и направляет их производителю, например, военной техники, который по заключенному с государством-заемщиком контракту производит и поставляет ее государству заемщику. По своей сути этот механизм представляет собой не кредитование как таковое, а лизинг», – говорит Яковенко.

Третья категория кредитов – это, по сути, покупка ресурсов, чаще всего нефти или газа, либо доступа к недрам для самостоятельной  добычи. Однако назвать это кредитованием можно с большой натяжкой. Наиболее наглядные примеры — это Иран, отрезанный от мирового рынка санкциями, и Венесуэла. «Это на самом деле самые качественные долги на балансе любого государства, поскольку обязательства по ним исполняются в натуральном выражении, высоколиквидным сырьем. Определенные риски, безусловно, есть, о чем можно судить на примере той же Венесуэлы, но безрисковых инвестиций и ссуд не бывает в принципе», – говорит Яковенко.

Так, Белоруссия, кроме более дешевых нефти и газа, активно берет деньги в кредит у России, как правило, по льготной ставке. Периодически Минск, как и многие другие, просит продлить срок кредитования, то есть отдавать белорусы, как правило, не спешат. Они просто просят новый кредит на оплату старого – так и живут. В частности, Минск просил дать 1 млрд долларов кредита в этом году, Россия заявила, что готова рефинансировать Белоруссии ранее выданный займ, но на 630 млн долларов. В 2018 году Белоруссия выплатила России внешний долг на более чем 1 млрд долларов России, плюс еще чуть больше 0,5 млрд долларов Евразийскому фонду стабилизации и развития, где, по факту, главную роль играет Минфин РФ. Белорусы платят долги также Китаю, ВБ, США, ЕБРР, но больше всего Минск, конечно, берет кредитов у России, поэтому и выплаты по ним существенно выше, чем перед другими кредиторами.

В 2011 году Россия выдала Белоруссии льготный экспортный кредит в 10 млрд долларов на строительство в стране АЭС. Погашать она его начнет только через шесть месяцев после ввода АЭС в строй, но не позднее апреля 2021 года, тридцатью равными частями в течение 15 лет.

Ситуация с возвратом долга Украины в 3 млрд долларов сложней. Киев взял в долг у Москвы в виде выпуска евроблигаций в декабре 2013 года при правлении Януковича, и новая власть в стране не хочет считать этот долг государственным и оплачивать, хотя этот факт признали даже в МВФ. Интересно, что до начала 2016 года Украина и сама признавала этот долг – именно до этого срока она выплачивала по нему проценты, но, когда пришел срок вернуть всю сумму, решила, что проще назвать этот кредит политическим и ввести мораторий на его оплату. Высокий суд Лондона обязал Киев вернуть деньги, но это украинская сторона, конечно, пытается оспорить в Аппеляционном суде Великобритании.

С юридической точки зрения позиция Украины слаба, что там и сами прекрасно понимают. Но хотя правота на стороне Москвы, вернуть эти миллиарды в Фонд национального благосостояния России крайне сложно, даже через судебные инстанции. Украина уже допустила дефолт по этому долгу, и может десятилетиями его не отдавать, ссылаясь на печальную финансовую ситуацию. Отдавать кредиты МВФ и другим кредиторам Киеву это, правда, не мешает. В этом году перед Украиной стоит сверхзадача – отдать более 15,6 млрд долларов. Пик долговых выплат придется как раз на этот и 2020 год. Справиться удастся только за счет привлечения новых кредитов у своих западных друзей.

Армения также активно берет кредиты у России. Так, план на 2019 году занять 490 млн долларов, и основная сумма в 343 млн долларов будет одолжена именно у России. Еще пять лет назад Россия выделила Армении кредит на 270 млн долларов для финансирования работ по продлению сроков работы Армянской АЭС до 2026 года. В конце 2018 года Армения попросила продлить сроки реализации кредита. Нищей стране довольно сложно отдавать даже такие, казалось бы, небольшие суммы. В 2016 году Армения получила от России кредит на 200 млн долларов на закупку российских вооружений в течение двух лет.

Кредиты на закупку вооружения Россия дает в том числе Кубе и Бангладеш. Бангладеш  также получила экспортный кредит на строительство АЭС до 11,38 млрд долларов для использования в 2017-2024 годах с началом погашения только в 2027 году.

В 2016 году экспортный кредит от России получила Индия в размере 3,4 млрд долларов на строительство АЭС «Куданкулам». В 2017 году Дели получил 10-летний кредит еще на 4,2 млрд долларов на строительство уже пятого и шестого энергоблока этой станции.

Сложности с возвращением долгов России могут возникнуть и в Венесуэле, в которую мертвой хваткой вцепились США. Оценки того, сколько Россия может там потерять, приводились разные и противоречивые. Как правило, назывались десятки миллиардов долларов. По последним данным, невозвращенная часть кредита России, выданного Венесуэле, составляет всего 4 млрд долларов, а не 17 млрд долларов, которые Россия якобы инвестировала и одолжила Венесуэле. Об этом накануне заявил

первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов. «Называется сумма в 17 млрд… Но это искусственная цифра. Это общая сумма — и накопленные инвестиции РФ, и кредиты, которые были выданы. Причем часть кредитов давно уже возвращена. В том числе военные. А те инвестиции, которые сделаны в нефтяную отрасль — их очень тяжело конфисковать. Они сделаны (в соответствии) со всеми принципами международного права», — заявил Емельянов.

Скоро крупнейшим должником перед Россией может стать Египет. Россия уже пообещала выделить стране кредит в 25 млрд долларов на строительство АЭС. Президент Путин, правда, говорил, что «это хороший кредит, с хорошей процентной ставкой», выплаты по которому начнутся с 2029 года.

«Львиная доля кредитов, предоставленных Советским Союзом, шла по «закрытым» статьям, не подлежащим разглашению. Это была материальная и военная помощь дружественным режимам в обмен на политическую лояльность и расширение сферы влияния СССР в этих регионах. В современной России, по сути, мало, что изменилось. Мы по-прежнему продолжаем помогать странам, где у нас есть свои интересы экономического или политического характера. И зачастую не рассчитывая на полный возврат вложенных средств», – говорит Алексей Коренев из ГК «Финам».

И все же далеко не все обязательства перед РФ являются заведомо невозвратными: значительная часть выдаваемых «кредитов», по сути, представляет собой инвестиции, которые могут приносить государству достаточно высокий доход, считает Яковенко.

Ведь кредиты идут не только на политические цели, но и на поддержку российского экспорта – как военной, так и гражданской продукции. Хотя российские кредиты на военные нужды имеют меньше шансов быть возвращенными, говорит первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров, управляющий партнер «2К» Тамара Касьянова. Россия в этом плане не изобретает велосипед. «Можно привести в сравнение США, которые очень давно и активно занимаются тем же – финансово поддерживают полезные с точки зрения геополитики страны. США ко всему прочем оказывают т.н. «безвозмездную» военную помощь ряду стран на протяжении десятилетий. Россия тоже этим занимается, в частности, поддержка идет Сирии, Ливану, ЦАР, Таджикистану. Но по сравнению с советскими временами масштабы этой помощи выглядят скромнее», — говорит Касьянова.

vz.ru

www.discred.ru

Минфин поменяет правила. Госдолг России сможет вырасти очень быстро :: Новости :: РБК Quote

Минфин поменяет правила. Госдолг России сможет вырасти очень быстро

На следующей неделе аукционы по размещению облигаций федерального займа пройдут в новом формате — без лимита на сумму заимствований. При благоприятных рыночных условиях ведомство сможет продавать больше бумаг

Фото: Андрей Любимов / РБК

Министерство финансов решило снять ограничения на увеличение государственного долга России в ходе еженедельных аукционов. Об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте.

Речь идет о традиции устанавливать предельные объемы предложения облигаций федерального займа (ОФЗ) на еженедельных аукционах. Сейчас Минфин заранее объявляет, на какую сумму он намерен увеличить госдолг России на очередном аукционе. К 12 февраля ведомство объявит, как именно изменится этот механизм. Судя по тексту на сайте министерства, основным вариантом станет полное снятие лимитов на продажу ОФЗ.

Новый подход позволит Минфину более гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, а также удовлетворять в большем объеме поданные неконкурентные заявки. Это значит, что если спрос на ОФЗ превысит предложение, министерство сможет оперативно довыпустить бумаги и занять у инвесторов большую сумму. Для участников аукционов механизм подачи заявок останется прежним.

Всего в первом квартале 2019 года Минфин планирует увеличить госдолг России на ₽450 млрд по номинальной стоимости. Для того, чтобы исполнить план по привлечению заимствований на первый квартал 2019 года и на весь год, Минфину необходимо по итогам каждого аукциона размещать бумаги на ₽50 млрд, подсчитали аналитики Sberbank CIB.

Ближайший аукцион по размещению облигаций федерального займа состоится в среду, 6 февраля. Министерство предложит инвесторам два выпуска на ₽35 млрд — это максимальный объем с начала года. Ведомство планирует разместить ОФЗ серии 26226 с погашением в октябре 2026 года на ₽20 млрд и ОФЗ серии 26225 с погашением в мае 2034 года на ₽15 млрд.

Следующий аукцион по размещению ОФЗ запланирован на 13 февраля 2019 года. Он должен стать первым аукционом, который пройдет по новым правилам.

В этом году аукционы проходили трижды:

  • 16 января Минфин разместил в полном объеме два выпуска облигаций федерального займа со сроком погашения через пять и десять лет соответственно. Объем каждого из выпусков ОФЗ с постоянным доходом составил ₽15 млрд, спрос в несколько раз превысил предложение. Этот аукцион стал крупнейшим размещением с июля 2018 года.
  • 23 января министерству финансов удалось разместить на аукционах чуть более половины предложенного объема. Минфин продал трехлетние облигации на ₽10 млрд из предложенных ₽20 млрд. Пятилетний выпуск был размещен на ₽7,49 млрд вместо запланированных ₽10 млрд.
  • 30 января Минфин учел слабый спрос на предыдущем аукционе и снизил объем размещения. По итогам двух аукционов он увеличил госдолг на ₽25 млрд. Спрос участников превысил предложение в 3,5 раза и составил ₽86,6 млрд.

Эксперты ожидают сохранения спроса на ОФЗ. Благодаря снижению интереса к долговым инструментам развитых рынков по причине отказа ФРС США от изначальных планов по повышению учетной ставки в 2019 году интерес к российским рублевым облигациям стабильно растет, отметил эксперт «Международного Финансового Центра» Владимир Рожанковский.

«Вероятность возможных санкций на госдолг снизилась после снятия санкций с «Русала», но привлекательность ОФЗ для нерезидентов снижает ожидание ослабления рубля. После его сезонного укрепления ослабление во втором полугодии может привести к нулевой долларовой доходности», — сообщили в Райффайзенбанке.

Автор: Марина Мазина.

quote.rbc.ru

Внешний долг России в 2019 году

Внешний долг России в 2019 году составляет около 36 млрд долларов. Поскольку представленный показатель часто используется для оценки экономической ситуации в государстве, рассмотрим, какие обязательства его составляют, какова текущая величина долга, и за чей счет финансовые обязательства России будут выплачены.

Как формируется долг?

Государственный долг – совокупность финансовых обязательств России перед другими странами и отдельными организациями. Он используется для покрытия разницы между объемом бюджетных расходов и доходов. Использование таких средств является нормальной практикой для каждой страны. Государственный долг России формируется рядом обязательств:

  • Долгом, оставшимся после развала СССР (обязательства после распада представленного государства взяла на себя Россия).
  • Обязательствами перед государствами, не входящими в состав Парижского клуба.
  • Обязательствами по облигациям федерального займа, выпущенным в последние годы.
  • Долгом перед партнерами-кредиторами.
  • Задолженностью перед государствами, ранее входящими в Совет Экономического взаимодействия.

Также в состав государственного долга входят обязательства по иностранной валюте. Представленные задолженности могут быть погашены государством. Однако страна не идет на одномоментное погашение такого долга, поскольку использует бюджетные средства на различные выплаты, отказаться от которых нет возможности.

Текущее состояние долга

В последние годы государственный долг показывает позитивную динамику – он постепенно снижается. Однако сокращение объема задолженности на самом деле не говорит о стабилизации экономической ситуации в стране. Это связано с такими факторами:

  1. Снижение долга происходит за счет сокращения объема одобренных кредитов для России со стороны других стран. Государство не перестало нуждаться в кредитах, ему стали меньше занимать.
  2. Сокращение долга привело к банкротству мелкого и среднего бизнеса и, соответственно, снижению ВВП. В соотношении с этими показателями размер обязательств только увеличивается.
  3. Размер долга может в скором времени превысить 100% бюджета государства. Такое значение на январь 2019 года вызывает у экспертов беспокойство, поскольку в такой ситуации страна очень зависима от позиции кредиторов.

Начиная с января страна должна выплатить более 15 миллиардов долларов. Если государству не удастся сделать это в оговоренные сроки страну ждут тяжелые последствия. По этой причине Минфин и Банк России делают все возможное для укрепления экономики и своевременного выполнения долговых обязательств.

Прогнозы экспертных аналитиков

Однозначных прогнозов насчет внешнего и внутреннего долга на ближайший год нет:

  • Правительство уверяет, что объем задолженности не превысит 20% от текущего ВВП, еще 4% от общего долга придется потратить на обслуживание кредитов. Такой вариант развития событий приемлем для страны. Он позволит погашать обязательств своевременно даже в том случае, если бюджет не получит запланированный объем доходов.
  • Эксперты считают, что реальный размер госдолга превысит размер бюджета 2019-го года. Аналитики настроены пессимистично, ожидают сокращения доходной части бюджета и роста расходов. В этой ситуации стабильную экономическую ситуацию в стране придется поддерживать за счет новых кредитов. Дорогостоящие займы придется компенсировать растущими тарифами и ценами. Переложить кредитную нагрузку на население в представленной ситуации придется, поскольку у государства уже не осталось других резервов для компенсации долга.

Проблемы в 2019 могут возникнуть с погашением долга. Сейчас покрывать его хотят за счет растущих налогов. Но не исключено, что в новой экономической ситуации предприятия будут всячески уклоняться от подобных выплат. Многие бизнесмены могут закрыть собственные компании, дожидаясь лучших времен. Все это сулит снижение бюджетных доходов и невозможность своевременно выполнить долговые обязательства. Также эксперты предполагают, что проблемы с кредитами могут возникнуть из-за роста курса доллара. Обесценивание национальной валюты может привести к снижению доходности предприятий и росту бюджетного дефицита. Это вызовет необходимости оформить новые кредиты и, соответственно, увеличит госдолг.

 

За чей счет будет отдаваться долг?

Выплачивать внутренний и внешний долг государства придется всем гражданам. Рассчитываться по обязательствам они вынуждены будет такими путями:

  1. Через выплату налогов. С января 2019-го года ряд таких сборов, включая НДС, существенно вырос. Ожидается, что за счет роста поступлений в казну государство сможет быстрее справиться с имеющимися обязательствами.
  2. Через оплату тарифов на коммунальные услуги и прочие платежи. Они также вырастут для российского населения с начала 2019-го года.
  3. Путем реализации облигаций государственного займа. Правительство успешно выпустило несколько серий таких облигаций и в скором времени может снова прибегнуть к этому средству.

На погашение долга пойдут и средства, полученные от предпринимателей. Налоговая нагрузка на них вырастет не только по НДС, но и по акцизам. Несмотря на большое давление на бизнес и население, правительство дает хороший прогноз по государственному долгу и уверено, что при выполнении текущего плана экономического развития со всеми обязательствами удастся рассчитаться своевременно.

advisor.wiki

Внешний долг России на 2019 год: сколько, сумма, размер

Согласно прогнозу Минфина РФ, внешний долг России по состоянию на 1 января 2019 года составит менее 36,839 млрд. дол. (без учета госгарантий), если не будет принято решение досрочно выполнить кредитные требования отдельных кредиторов. При этом в июле 2018 года правительству удалось сократить совокупную сумму задолженности на 3,629 млрд. дол. (т. е. на 7,1%), оплатив выпущенные в 1998 году облигации, ставка по которым составляла 11% годовых. Эксперты отмечают, что на данный момент объем внешнего государственного долга РФ в абсолютных цифрах достиг минимума с конца 2012 года, что обусловлено не ростом экономики страны, а санкциями, перекрывшими доступ к зарубежным кредитным ресурсам. Впрочем, по факту задолженность РФ только растет и в ближайшее время может достигнуть рекордного значения.

За счет чего формируется долг

Когда расходная часть бюджета превышает доходную, государство может воспользоваться единственной доступной ему возможностью и покрыть дефицит за счет кредитных средств. Аналогичную практику используют частные финансовые институты (в первую очередь это касается коммерческих банков), которые используют заемные ресурсы для покрытия долгов или инвестирования в новые проекты.

Совокупная задолженность государства и отдельных его субъектов формирует внешний государственный долг, но РФ также взяла на себя обязательства по выплате советских кредитов, которые были получены до развала СССР.

На текущий момент Россия должна выполнить обязательства:

  • перед странами, которые не являются участниками Парижского клуба;
  • перед государствами, которые являются бывшими членами Совета экономического взаимодействия;
  • перед многосторонними партнерами-кредиторами;
  • по облигациям, предназначенным для получения внутреннего займа;
  • по гарантиям в иностранной валюте и т. д.

Текущая тенденция

В течение последних 4-х лет размер государственного долга постепенно снижался. На первый взгляд это позитивная тенденция, которая указывает на окончание кризисного периода и адаптацию российской экономики к текущим рыночным реалиям. Но на самом деле это не связано с тем, что Россия отказалась от использования средств кредиторов, стала быстрее погашать внешние долги и полностью перекрывать дефицит бюджета поступающими доходами. В 2014 году, когда из-за ситуации в Украине РФ практически лишили возможности использовать заемные ресурсы, ее госдолг резко сократился, вследствие чего частный бизнес понес колоссальные убытки, что для некоторых участников рынка даже обернулось банкротством.

Несмотря на то, что в абсолютных цифрах внешний государственный долг действительно стал меньше, если проанализировать относительные показатели, станет очевидно, что ситуация только ухудшается. Как поясняют аналитики Высшей школы экономики, это связано с сокращением ВВП, существенным падением стоимости рубля, нестабильностью сырьевых рынков, значительным уменьшением экспорта и снижением стоимости энергоносителей. Таким образом, если чистый объем внешних займов (за вычетом погашения) в 2016 году составлял 0,6% ВВП, то в 2019 году он вырастет до 1,1% ВВП. И к концу трехлетнего бюджетного цикла объем задолженности превысит 100% доходов госбюджета, что недопустимо с точки зрения программы управления государственными финансами.

В течение первых трех месяцев 2019 года России придется заплатить около 15,269 млрд. дол. по внешним обязательствам, и если ей не удастся выполнить свои обязательства, это может привести к серьезным последствиям.

Прогнозы экспертов

На данный момент сложно спрогнозировать, какой будет внешний долг России на 2019 год и сколько придется платить по текущим обязательствам. Но эксперты считают, что за три ближайших года его объем достигнет рекордного значения за всю новейшую историю страны. Более того, в 2018 году размер государственного долга превысит критический порог, предусмотренный утвержденной программой долговой политики РФ, а в следующем году даже может превысить это значение.

Ресурсы Резервного фонда практически исчерпаны, в связи с чем внешние займы становятся единственным источником покрытия дефицита федерального бюджета. И в 2019 году эксперты прогнозируют существенное недополучение доходов, и превышение расходной части. При этом правительство уже использовало все возможности для сокращения расходов (например, сократив финансирование целого ряда социальных программ), что все равно не принесло ощутимого результата.

В экономической политике РФ четко прослеживается тенденция накопления больших бюджетных рисков. Как поясняют представители Минфина, в какой-то момент государство может столкнуться с отсутствием возможности привлечь заемные ресурсы в достаточном объеме и на приемлемых условиях. Ключевой вопрос состоит в том, кто захочет кредитовать РФ в таких объемах, тем более что рынок российского внешнего государственного долга теперь напрямую зависит от настроений иностранных игроков.

Каков же реальный размер госдолга РФ: видео

Видео новости

god2018.su

Внешний долг России на 2019 год

Согласно прогнозу Минфина РФ, внешний долг России по состоянию на 1 января 2019 года составит менее 36,839 млрд. дол. (без учета госгарантий), если не будет принято решение досрочно выполнить кредитные требования отдельных кредиторов. При этом в июле 2018 года правительству удалось сократить совокупную сумму задолженности на 3,629 млрд. дол. (т. е. на 7,1%), оплатив выпущенные в 1998 году облигации, ставка по которым составляла 11% годовых. Эксперты отмечают, что на данный момент объем внешнего государственного долга РФ в абсолютных цифрах достиг минимума с конца 2012 года, что обусловлено не ростом экономики страны, а санкциями, перекрывшими доступ к зарубежным кредитным ресурсам. Впрочем, по факту задолженность РФ только растет и в ближайшее время может достигнуть рекордного значения.

За счет чего формируется долг

Когда расходная часть бюджета превышает доходную, государство может воспользоваться единственной доступной ему возможностью и покрыть дефицит за счет кредитных средств. Аналогичную практику используют частные финансовые институты (в первую очередь это касается коммерческих банков), которые используют заемные ресурсы для покрытия долгов или инвестирования в новые проекты.

Совокупная задолженность государства и отдельных его субъектов формирует внешний государственный долг, но РФ также взяла на себя обязательства по выплате советских кредитов, которые были получены до развала СССР.

На текущий момент Россия должна выполнить обязательства:

  • перед странами, которые не являются участниками Парижского клуба;
  • перед государствами, которые являются бывшими членами Совета экономического взаимодействия;
  • перед многосторонними партнерами-кредиторами;
  • по облигациям, предназначенным для получения внутреннего займа;
  • по гарантиям в иностранной валюте и т. д.

Текущая тенденция

В течение последних 4-х лет размер государственного долга постепенно снижался. На первый взгляд это позитивная тенденция, которая указывает на окончание кризисного периода и адаптацию российской экономики к текущим рыночным реалиям. Но на самом деле это не связано с тем, что Россия отказалась от использования средств кредиторов, стала быстрее погашать внешние долги и полностью перекрывать дефицит бюджета поступающими доходами. В 2014 году, когда из-за ситуации в Украине РФ практически лишили возможности использовать заемные ресурсы, ее госдолг резко сократился, вследствие чего частный бизнес понес колоссальные убытки, что для некоторых участников рынка даже обернулось банкротством.

Несмотря на то, что в абсолютных цифрах внешний государственный долг действительно стал меньше, если проанализировать относительные показатели, станет очевидно, что ситуация только ухудшается. Как поясняют аналитики Высшей школы экономики, это связано с сокращением ВВП, существенным падением стоимости рубля, нестабильностью сырьевых рынков, значительным уменьшением экспорта и снижением стоимости энергоносителей. Таким образом, если чистый объем внешних займов (за вычетом погашения) в 2016 году составлял 0,6% ВВП, то в 2019 году он вырастет до 1,1% ВВП. И к концу трехлетнего бюджетного цикла объем задолженности превысит 100% доходов госбюджета, что недопустимо с точки зрения программы управления государственными финансами.

В течение первых трех месяцев 2019 года России придется заплатить около 15,269 млрд. дол. по внешним обязательствам, и если ей не удастся выполнить свои обязательства, это может привести к серьезным последствиям.

Прогнозы экспертов

На данный момент сложно спрогнозировать, какой будет внешний долг России на 2019 год и сколько придется платить по текущим обязательствам. Но эксперты считают, что за три ближайших года его объем достигнет рекордного значения за всю новейшую историю страны. Более того, в 2018 году размер государственного долга превысит критический порог, предусмотренный утвержденной программой долговой политики РФ, а в следующем году даже может превысить это значение.

Ресурсы Резервного фонда практически исчерпаны, в связи с чем внешние займы становятся единственным источником покрытия дефицита федерального бюджета. И в 2019 году эксперты прогнозируют существенное недополучение доходов, и превышение расходной части. При этом правительство уже использовало все возможности для сокращения расходов (например, сократив финансирование целого ряда социальных программ), что все равно не принесло ощутимого результата.

В экономической политике РФ четко прослеживается тенденция накопления больших бюджетных рисков. Как поясняют представители Минфина, в какой-то момент государство может столкнуться с отсутствием возможности привлечь заемные ресурсы в достаточном объеме и на приемлемых условиях. Ключевой вопрос состоит в том, кто захочет кредитовать РФ в таких объемах, тем более что рынок российского внешнего государственного долга теперь напрямую зависит от настроений иностранных игроков.

Каков же реальный размер госдолга РФ: видео

Россия выкупит Украину за долги

zakony-2018.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о