Как повысить категорию учителя: что это такое, какие дает преимущества

Содержание

что это такое, какие дает преимущества

Квалификационная категория — это основной показатель профессионализма учителя, который отражает компетентность и оказывает влияние на размер заработной платы. Целью является стимулирование профессионального роста с материальным подкреплением.

Порядок присвоения категории определен Приказом Министерства образования и является обязательным для исполнения. В нем прописаны равные условия для всех аттестующихся, принципы, общие и особые условия, критерии оценки. На категорию обращают особое внимание работодатели при устройстве на работу и родители.

Виды категорий

Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.

После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.

Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.

Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.

Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.

Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.

Чем отличается аттестация на категорию от подтверждения соответствия занимаемой должности

Аттестация на категорию проходит с участием экспертов Центра оценки качества образования. Решение о присвоении принимается на областном уровне.

Подтверждение занимаемой должности по форме немного отличается в сторону упрощения и проводится специалистами учреждения с участием администрации.

Еще одно основное отличие, оплата по первой категории выше, чем по соответствию занимаемой должности.

Какие преимущества дают категории

Категории подтверждают уровень квалификации, соответственно, выше оплачиваются. Наличие категории вписывается в трудовую книжку и сохраняется при переходе на другую работу.

Обязательно ли получать?

Аттестация является личным делом педагога, и никто не в праве его заставлять или обязывать. При приеме на работу наличие категории может стать решающим фактором, а возможно работодателя будут интересовать другие компетенции потенциального сотрудника. Но вот без подтверждения соответствия занимаемой должности обойтись не удастся, это обязательное условие деятельности.

Сколько действуют квалификационные категории?

Квалификационные категории действуют в течение пяти лет со времени получения. Затем аннулируются, если не поступило заявление на следующую категорию или на подтверждение уже имеющейся.

Порядок получения первой категории

Начальный этап — это подача заявления с аргументированной позицией, почему учитель считает возможным получение первой категории.

Требования к заявителю:

  • Стабильные результаты учеников при контроле знаний;
  • Школьники показывают результаты в олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях;
  • Учитель транслирует педагогический опыт среди своих коллег на уровне учреждения и на уровне педагогических сообществ.

Региональная комиссия анализирует достижения педагога, знакомится с практическим опытом, изучает письменный самоанализ или портфолио. Затем принимает решение о присвоении категории в соответствии с набранными баллами. Издается приказ и аттестационный лист.

Если учитель не прошел аттестацию, то внутри учреждения проходит испытание на соответствие занимаемой должности. Через пять лет можно повторно подавать заявление.

Подтверждение категории проходит приблизительно аналогично. Проводится в тех случаях, когда педагог не желает повышать уровень квалификации, предпочитая оставить прежний.

Порядок получения или подтверждения высшей категории

К специалисту высшей категории предъявляются повышенные требования:

  • Активное участие в работе методических объединений, их организация и проведение заседаний, разработка программно-методического сопровождения и участие в конкурсах педагогического мастерства;
  • Стабильно положительная динамика в обучении, результаты учеников на олимпиадах регионального уровня и выше;
  • Наличие публикаций в педагогических сообществах регионального уровня и выше.

Обязательно наличие первой квалификационной категории не менее двух лет.

Комиссия принимает решение на основе анализа деятельности и самоанализа, с присвоением соответствующего количества баллов.

Через пять лет процедура подтверждения проводится аналогично, но начисление баллов происходит лишь на основе предоставленного самоанализа деятельности.

Как можно оспорить решение комиссии?

Решение комиссии может быть оспорено педагогом в комиссии по трудовым спорам при региональном отделе образования, либо при обращении в суд.


Популярные статьи в категории:

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

МЦКО

Столичным учителям, имеющим объективные, высокие результаты работы и достижения, напомнят о возможности повысить свои квалификационные категории.

Аттестация на первую и высшую квалификационные категории – добровольное решение учителя. Обычно инициативу проявляет сам педагог. Но именно хорошие, результативные учителя увлеченно учат детей и иногда забывают о своих возможностях. Таким результативным учителямМосковский центр качества образования решил напомнить об их возможности повысить свою квалификационную категорию.

Сотрудники Центра отправили письма педагогам, результаты профессиональной деятельности которых позволяют им претендовать на высшую квалификационную категорию. Таким образом, впервые МЦКО стал инициатором аттестации учителей, мотивировав их получать высшую категорию.

«Учитывая высокие результаты профессиональной деятельности, предлагаем Вам подать заявление на аттестацию с целью установления высшей квалификационной категории для рассмотрения на заседании ГАК», – написано в письме.

Рекомендации о повышении квалификационной категории были даны только тем учителям, ученики которых показали высокие результаты на ГИА, независимых диагностиках, олимпиадах, ведь деятельность педагога оценивается, в первую очередь, по результатам их учеников. Высокие результаты учителя и учащегося повышают конкурентоспособность всей школы, дают родителям уверенность в хорошем образовании их ребенка.

«Главным результатом работы учителя является успех его учеников, поэтому механизм аттестации должен служить мотивацией для достижения высоких результатов учащихся», – пояснил директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.

Помимо этого, учитывается участие педагога в профессиональных конкурсах и метапредметных олимпиадах для учителей, трансляция позитивного педагогического опыта, личный вклад педагога в повышение качества столичного образования, совершенствование методов обучения и воспитанияи другие показатели.

При аттестации, в первую очередь, оцениваются объективные (реальные), высокие результаты работы учителя, динамика обучения и достижения его учеников. Открытые информационные системы Департамента образования Москвы позволяют их отследить.

«Высшая и первая квалификационная категории устанавливаются педагогическим работникам на основе достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ, выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной) деятельности. Таким образом, главное для оценки деятельности учителя, выходящего на аттестацию, это результаты его учеников. Итоги внешних независимых диагностических работ, государственной итоговой аттестации, олимпиад, конкурсов, соревнований стали основополагающими для принятия решения о присвоении квалификационной категории педагогам. Участие учителей в многочисленных конференциях и семинарах, несомненно, важно, но не может заменить собой положительную динамику результатов учеников», – пояснил заместитель директора школы № 117, председатель Ассоциации заместителей по управлению качеством образования Василий Левченко.

Специалисты Московского центра качества образования рассмотрели сведения о профессиональной деятельности педагогов, которые были аттестованы на первую квалификационную категорию. Результаты некоторых учителей позволяют им претендовать на высшую квалификационную категорию. После этого им направили соответствующие письма с разъяснением их возможностей.

Учителя, получившие письма, воспользовались предложением Центра и подали документы на Высшую квалификационную категорию, а также поделились своими впечатлениями:

Наталья Надтачаева, учитель математики и информатики: «Хочу поделиться со всеми своей радостью: на днях на почту нашего образовательного учреждения, на мое имя пришло письмо от Московского центра качества образования. В полученном письме было указано, что изучив результаты моей педагогической деятельности, мне сообщают, что я могу претендовать на высшую квалификационную категорию. Очень здорово, что наши результаты находятся в открытом доступе. Хочется отметить индивидуальный подход аттестационной комиссии к деятельности каждого учителя».

Алексей Грабовецкий, учитель истории и обществоведения: «Благодарю Вас за проявленное внимание и высокую оценку моей трудовой деятельности. С удовольствием воспользуюсь Вашим предложением и незамедлительно подам заявление на аттестацию с целью установления высшей квалификационной категории. Также считаю необходимым сообщить своим коллегам по работе, которым предстоит аттестация, о неформальном и неравнодушном отношении к профессиональной деятельности учителей».

Как ранее сообщал директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин, за последние несколько лет процедура прохождения аттестации педагогов заметно упростилась. Если раньше учителям нужно было собирать портфолио, копировать свои грамоты и писать отчеты, то сегодня вся работа ведется в единой электронной системе Московского регистра качества образования (МРКО). Все результаты размещает не учитель, а ответственный за аттестацию от образовательной организации.

«Заявки на аттестацию подаются только через Московский регистр качества образования. Учителю достаточно войти в личный кабинет и один раз нажать кнопку «подать заявление». Затем все данные о результатах педагогов размещает образовательная организация. Никаких копий грамот, отдельных отчетов или чего-либо еще педагогу делать не нужно», – сказал Павел Кузьмин.

Аттестация учителей проходит удаленно. Аттестационная комиссия рассматривает документы, поданные в электронной форме, и принимает решение, которое придет в школу в электронном виде.

«Учитель должен учить. Он полностью освобожден от какой-либо дополнительной нагрузки. Если у педагога есть результаты, то заставлять его куда-то ехать и давать какие-то открытые мероприятия смысла нет. Сейчас все стало очень прозрачным», – подчеркнул Павел Кузьмин.

Аттестация педагогических работников

На сегодняшний день существует два вида аттестации, которую должны проходить все педагоги: обязательная и добровольная. В первом случае задача — определить уровень знаний педагогического работника, чтобы понять соответствует ли человек своей должности. При добровольной аттестации преследуется цель повышения своего квалификационного уровня – и, соответственно, возможность повышения оплаты труда.

Обязательная аттестация

Обязательная аттестация педагогических работников 2016–2017 года проводится для тех, кто проходил её 5 лет назад. От её прохождения освобождаются педагоги с квалификационной категорией и беременные. Также отмеченная аттестация считается необязательной для тех педагогов, которые работают в отмеченной сфере на протяжении всего 2 лет. Если же педагог находится в декретном отпуске, то пройти аттестацию он может по истечении 2 лет после возвращения на отмеченную должность. Также аттестацию не будет проходить работник, который из-за болезни отсутствовал на месте более 4 месяцев. В таком случае отмеченная обязанность должна быть пройдена лишь через 12 месяцев после его официального возвращения на работу.

Добровольная аттестация

При этом преподаватели без категории или же с 1-й могут претендовать на получение 1 разряда. На наивысший разряд могут претендовать все те педагоги, которые уже получили 1-ю категорию не менее двух лет назад. Также высшую категорию могут получить педагоги с уже существующей такой категорией, чтобы подтвердить свою квалификацию. Обе отмеченные категории даются на 5 лет и не подлежат дальнейшему продлению.

Результаты аттестации

Оформление результатов проведения аттестации педагогического работника в 2017 году должно определяться типом самой аттестации. Если она была обязательной, значит комиссия должна принять решение относительно соответствия или же несоответствия отмеченного работника занимаемой на данный момент должности.

В случае с добровольной аттестацией, комиссия должна присудить человеку первую или же высшую категорию, или же вовсе отказать в таковом прошении. В результате на основе проведения аттестации должен быть составлен протокол, под которым подпишется председатель, его заместитель и все остальные члены.

В том случае, когда результаты аттестации окажутся положительными, работодатель может использовать их в дальнейшем для начисления педагогу надбавок за напряжённость и сложность работы.

Также эти результаты могут быть причиной для повышения должности в 2017 году.

Может ли учитель пройти аттестацию досрочно? – Освіта.UA

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *