Кавказский Узел | Курбан-байрам
Курбан-байрам (Ид аль-Адха) — праздник жертвоприношения в память решения пророка Ибрахима принести в жертву своего сына. Один из двух главных мусульманских праздников, традиционно отмечаемый в десятый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря.
Происхождение
Согласно исламской традиции, долина Мины (вблизи Мекки) была в древности необитаемой, сухой и каменистой. Здесь некогда Аллах, желая проверить силу веры пророка Ибрахима и готовность его повиноваться богу, велел принести в жертву самое дорогое — его сына (Исмаила). Пророк повиновался приказанию Аллаха, привел своего сына в долину Мина, где собирался принести его в жертву. Пока он делал приготовления, шайтан (Иблис) несколько раз пытался склонить Ибрахима к неисполнению приказания Аллаха, но пророк смог отогнать дьявола, бросая в него камешки (так появился ритуал бросания камешков во время хаджа). Когда же Ибрахим попытался перерезать сыну горло, нож не причинил никакого вреда, а посланный Аллахом ангел Джабраил заменил сына жертвенным бараном.
Название
По-арабски праздник называется Ид аль-Адха (عيد الأضحى) и переводится как «праздник жертвы». Другое арабское слово, обозначающее жертву – курбан (قربان.). Слово «байрам» в турецком языке обозначает «праздник» — религиозный или светский. Изначально оно происходит из среднеперсидского (paδrām). В результате долгого влияния Османской Турции на народы Балканского полуострова, юго-восточной Европы и Кавказа среди мусульман, живших на этих территориях, в основном распространилось турецкое название праздника — Курбан-байрам.
Мусульмане называют Курбан-байрам «Большим праздником», тогда как праздник разговения после завершения Рамадана — Ураза-байрам (Ид аль-Фитр) считается «Малым праздником».
Обряд
Праздник отмечается в долине Мина в десятый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится три-четыре дня. Поскольку далеко не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, чтобы в священном месте лично принести жертву, ислам предписывает всем мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где есть мусульманская община (умма). В это время принято всем, особенно родственникам и знакомым совершающих хадж, искренне сопереживать паломникам, Помыслы должны быть сосредоточены на идее жертвоприношения и самопожертвования, которая выражается в ритуале заклания жертвенного животного – барана, козы, коровы или верблюда.
День жертвоприношения начинают праздновать с раннего утра, когда мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и чистую одежду. Молитву совершают натощак. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь.
По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить Богу. Мусульманин, совершив заклание, должен обязательно накормить бедных и голодных. Ритуальное угощение — худойи, садака — устраивается во избежание всевозможных несчастий и болезней.
Животных приносят в жертву не для того, чтобы умилостивить Бога, но для обеспечения общины мясом. «Не мясо, не кровь их восходит к Богу; но восходит к Нему ваше благочестие» (Коран, сура 22, 38). Исламские принципы убоя животных состоят в том, чтобы причинить животному как можно меньше страданий и боли. Обычно животное убивают, перерезая ему острым ножом яремную вену. Во время этой процедуры творятся молитвы.
Близким, друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.
Признание Курбан-байрама официальным праздником
Курбан-байрам является официальным праздничным днем в традиционных мусульманских странах, таких как Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ, Иордания, Египет и др.
В то же время в некоторых странах, где подавляющее большинство составляют христиане, Курбан-байрам также причислен к разряду официальных праздников. Например, в сентябре 2016 года в Кении президент республики объявил Курбан-байрам официальным праздником.
В России этот праздник считается официальным в Адыгее, Башкирии, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Татарстане, Чечне, Крыму.
Протесты против проведения праздника
В ряде стран мира — в Европе и, в частности, в России, правительства и обычные граждане выражали недовольство мусульманской ритуальной практикой убоя животных при жертвоприношении в период Курбан-байрама.
В 2003 году советники правительства Великобритании потребовали немедленно запретить применение мусульманских и иудейских методов убоя скота.
В ряде европейских стран были запрещены публичные жертвоприношения животных, а также введен запрет на их убийство без предварительного оглушения.
В 2005, 2006 и в 2010 годах в Москве неоднократно выражали недовольство практикой публичного жертвоприношения животных около мечетей .
Защитники животных выражали общее мнение горожан практикой жестокого обращения с животными, а также указывали на то, что восприятие сцен жестокости и насилия как нормы способствует ожесточению людей.
В 2006 году в Москве был введен запрет на публичные жертвоприношения (каждой мечети разрешено забить всего по одному животному). Горожане в особенности переживали за детей, считая, что лицезрение смерти жертвенных бараном может отрицательно сказаться на их психике.
В 2010 году ряд известных деятелей медийной культуры обратились в московскую мэрию с просьбой запретить убийство животных — пусть и ритуальное — на улицах столицы. Авторы обращения отмечали, что «прилюдный забой жертвенных животных вынуждены наблюдать многие москвичи, в том числе и дети». Деятели культуры заявили, что с уважением относятся к исламу, но считают, что «кровавые публичные жертвоприношения являются чужеродной традицией для России».
В ответ на это обращение директор центра стандартизации и сертификации «Халяль» совета муфтиев России (Москва) Жафар Азизбаев заявил, что «Резать баранов надо на бойне. Забивать животных на улице или даже в грузовиках — это азиатчина, полная антисанитария. Многие приезжие, к сожалению, повторяют традиции своих деревень. Но мы это не приветствуем» .
В 2015 году защитники прав животных Бельгии выступили против практики публичного жертвоприношения животных. Для мусульманской общины Брюсселя, однако, властями были выделены три специальных места для убоя животных.
Курбан-байрам в 2020 году
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совет муфтиев России постановили, что в этом году праздник начнется 31 июля, завершатся торжества 3 августа. 31 июля было объявлено нерабочим днем в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, а в Чечне праздничным объявлено и 30 июля. Муфтият Адыгеи и Краснодарского края отменил проведение коллективных молитв в мечетях и на прилегающих к ним территориях в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
Примечания
- Eid-al-Adha // Timeanddate.com.
- Kenya makes Eid al-Adha festival into public holiday // Anadolu Agency, 09.09.2016.
- В Великобритании требуют запретить еврейский и мусульманский способы убоя скота // NEWSru, 11.06.2003.
- Обращение Центра защиты прав животных «Вита» к мэру Москвы Юрию Лужкову по поводу традиций празднования Курбан-байрама // Интерфакс, 22.02.2005; У мусульман праздник Жертвоприношения // Правда.ру, 15.11.2010.
- Обращение Центра защиты прав животных «Вита» к мэру Москвы Юрию Лужкову по поводу традиций празднования Курбан-байрама // Интерфакс, 22.02.2005.
- Звезды шоу-бизнеса просят московскую мэрию запретить забой баранов на улицах во время Курбан-байрама // Комсомольская правда, 20. 11.2010.
- European Islamophobia Report 2015. E.Bayraklı E. & F.Hafez. Ankara, 2015. P. 59.
Курбан-Байрам | История | DW
Самым большим, самым торжественным и самым значимым мусульманским праздником является праздник жертвоприношения. Арабы называют его «ид аль-адха» или «аль-ид аль-кабир», у тюрок он известен под именем «буййук-байрам» или «курбан-байрам», что значит «большой праздник».
Приходит он в особый месяц — 12-й месяц мусульманского лунного календаря, именуемый «зу-ль-хиджжа», что в переводе с арабского означает «обладатель паломничества». Именно в это время на протяжении вот уже 14 с лишним столетий прибывают в Мекку тысячи и тысячи мусульман, дабы исполнить завещанный им еще Мухаммадом обряд паломничества, или хадж.
В одном из дошедших до нас хадисов (то есть преданий о жизни Пророка Мухаммада) говорится: «Мой брат мусульманин! Спеши совершить паломничество, как только у тебя будет достаточно средств на дорогу в оба конца. И уже не имеют значения расходы после паломничества, такие, как дары, сласти и тому подобное, так как все это не обеспечит прощения Аллаха. Спеши совершить паломничество, пока ты не заболел, не стал бедным и не умер непокорным, потому что паломничество является одним из столпов ислама… Во истину наградой за большое паломничество является рай».
Согласно шариату, каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина, обязан хотя бы один раз в жизни совершить хадж (то есть паломничество в Мекку), если у него имеются на то средства. Впрочем, если деньги, потраченные на хадж, добыты неправедным путем, то, как указывал Мухаммад, Аллах не примет такого паломничества. С точки зрения ислама, достаточно одного паломничества за всю жизнь. Многократное паломничество не возбраняется; тем не менее, известный мусульманский богослов и правовед имам аль-Бухари указывал, что, «если кто имеет средства, на повторное паломничество, пусть лучше пожертвует их на приобщение неимущих детей к свету знаний». К сожалению, суетное тщеславие заставляет многих забывать этот благородный завет имама аль-Бухари.
Но вернемся в священный город ислама — Мекку, куда уже прибыли караваны паломников. Сначала прибывшие проходят очистительный обряд и облачаются в ихрам, специальную белую одежду, выполненную без единого шва. После этого совершается обряд «малого паломничества»; одновременно происходит процедура «ишара», когда метятся животные, предназначенные для последующего принесения в жертву. Как только метка нанесена, паломнику следует начать громко взывать к Всевышнему, восклицая «ляббейка», что означает «вот я — перед Тобой». Это восклицание многократно раздается и во все последующее дни.
Хадж завершается десятого числа месяца «зу-ль-хиджжа», и едва ли не главной составной частью этого дня является обряд жертвоприношения, дающий начало четырехдневному празднику курбан-байрам. Именно в этот день следует заколоть жертвенное животное, помеченное тремя днями ранее. Две трети мяса жертвы обычно раздается бедным в качестве милостыни; оставшееся мясо остается на месте жертвоприношения как этот, так и три последующие дня, пока длится праздник. В связи с этим дни эти получили особое название — «айам ат-ташрик», что буквально переводится как «дни, когда происходит вяление на солнце ломтиков мяса». Разумеется, особенно счастливы и горды в эти дни те мусульмане, которым удается совершить обряд жертвоприношения на территории Мекки. Эти люди, при условии, что они полностью исполнили процедуру паломничества, получают почетное звание хадджи и право носить зеленую чалму. «Зеленых чалмоносцев» в мире все же не так много, праздник же приходит в каждый дом, объединяя родственников, знакомых и незнакомых, принося радостные и ответственные хлопоты, обязательные для всех, ибо считается, что не только паломники, но и каждый свободный мусульманин, имеющий средства на покупку жертвенных животных, должен принести 10 числа месяца зу-ль-хиджжа искупительную жертву.
Истоки этого праздника восходят к библейскому сюжету о принесении Авраамом своего сына в жертву Богу. Согласно мусульманской традиции, Ибрахим (Авраам) должен был принести в жертву своего старшего сына — Исмаила, рожденного в пустыне наложницей Хаджар (Агарь), куда она была изгнана по настоянию его первой жены. Потерявшая надежду найти воду для маленького сына, обессиленная Хаджар, оббежав семь раз холмы близ Мекки, услышала голос: «Вот вода!» Источник забил возле оставленного ею сына. Считается, что таким образом Исмаил был отмечен волей Господа. Когда же он вырос, Ибрахиму приснилось, что Аллах требует от него принести в жертву своего сына. Сам Исмаил и его отец были готовы исполнить волю Аллаха, но Всевышний, испытав их, смилостивился, подменив Исмаила барашком под жертвенным ножом Ибрахима.
К празднику Курбан-байрам готовятся заранее не только в материальном плане, но, и это очень важно, в духовном. В некоторых районах Средней Азии уже за двадцать дней до наступления Курбан-байрама верующих призывают к своеобразной кратковременной аскезе: следует отказываться от веселья, праздничных угощений, скромно одеваться и стричься.
Обычно к празднику специально выращивают животное, чаще всего овцу, или ее заранее покупают на базаре. Считается, что овца или коза могут быть принесены в жертву от одного человека, корова, бык или верблюд — от семи. В больших семьях, если нет возможности совершить жертвоприношение сразу от всех, приносят жертву ежегодно по очереди за каждого члена семьи.
Иногда мусульмане заменяют заклание крупного скота взносом в мечеть, соответствующим стоимости животного, или, реже, приносят в жертву мелкую живность — кур, индюков, уток. В соответствии с мусульманским правом, жертвенные животные должны отвечать некоторым условиям. Во-первых, кроме овец, все животные должны быть женского пола. Овцы и бараны должны быть упитанными, полугодовалого возраста. Верблюдицы, приносимые в жертву, должна быть пятилетками, а коровы — двухлетками. Козы должны быть в возрасте не моложе одного года. И, во-вторых, жертвенные животные не должны иметь физических недостатков и не должны быть истощенными. Оговаривается и время для жертвоприношения: оно совершается 10 зу-ль-хиджжа, а также с 11 по 13 зу-ль-хиджжа. Если указанное время пропущено, то жертвоприношение совершается позже.
Праздновать день жертвоприношения начинают с раннего утра. Мусульмане, совершив полное омовение, одев новую или нарядную одежду, коллективно молятся в мечети, где в эти дни может собираться по 10-20 тысяч человек. После совместной молитвы обычно собираются у кого-либо дома, читают Коран, слушают проповеди муллы или имам-хатыба, в которых прославляется Аллах, рассказывается о происхождении и значении обряда жертвоприношения.
По окончании проповеди люди обычно идут на кладбище молиться за умерших и поклониться гробницам местных святых. Поминовение умерших является важной частью обряда, так как, по обычаю, жертву приносят не только за живых, но и за усопших.
После возвращения с кладбища верующие приступают к обряду жертвоприношения. Над приготовленной к закланию жертвой мусульманину следует, прежде всего, произнести три раза «Аллаху Акбар» («Аллах велик»), затем должна прозвучать так называемая формула «басмала», то есть слова «Бисми-Ллахи-Ррахмани-Ррахим» («во имя Аллаха милостивого, милосердного»). После этого вновь три раза возглашают «Аллаху Акбар», после чего произносится так назынаемое славословие Пророку. Вслед за всем этим следует повернуться лицом к Мекке и попросить Аллаха принять жертву. Затем уже животное валят на землю головой в сторону Мекки, и хозяин или специально нанятый для этого человек перерезает жертве горло. Иногда в рот жертве кладут леденец, а после совершения обряда его вынимают. Такой леденец считается благословенным.
Приготовленное мясо съедают за общей трапезой, раздают соседям, устраивают обильное угощение бедным. Шкуры жертвенных животных отдают в мечети. Ибо сказано в Коране: «Те, которые расходуют свое имущество на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе по сто зерен. И Аллах удваивает, кому пожелает. Поистине, Аллах всеобъемлющ, знающ!»
Часто животных, отмеченных к закланию, разукрашивают краской, навешивают на них различные ожерелья, бубенчики, ленточки. Считается, что животное, принесенное в жертву, поможет перейти через тонкий, как волос, и острый, как меч, мост Сират, перекинутый через адскую пропасть и ведущий в рай. В Судный день у входа на мост Сират будут находиться животные, принесенные в жертву на Курбан-байрам, и хозяин сможет быстро отыскать своё, помеченное животное. Радостного Вам праздника! Мир Вам и вашему дому!
Как празднуют Курбан-байрам 2020: традиции и обычаи
Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) – главный праздник исламского календаря. В 2020 году он отмечается с 31 июля по 3 августа. Праздник символизирует окончание хаджа в Мекку, где, согласно легендам, было совершено первое жертвоприношение во имя Аллаха. Подробнее – в справке РИА Томск.
Курбан-байрам, один из двух самых главных исламских праздников, посвящен завершению паломничества в Мекку, которое должен совершить каждый мусульманин. Кроме того, в этот день вспоминают жертвоприношение, которое совершил исламский пророк Ибрахим, чтобы доказать свою верность Богу. В 2020 году Курбан-байрам будут отмечать в течении четырех дней – с 31 июля по 3 августа.
Суть праздника
Арабское название праздника Ид аль-Адха переводится как «праздник жертвы». В русском языке закрепилось название Курбан-байрам (от «курбанть-багрямъ» – так название праздника записал в XV веке тверской купец и путешественник Афанасий Никитин), где первая часть (курбан) происходит от тюркского «жертва», а вторая (байрам) – «праздник».
Религиозную основу праздника составляет предание о том, как по велению Аллаха пророк Ибрахим должен был принести в жертву своего сына Исмаила. Однако в последний момент Аллах, не желавший гибели ребенка, принял жертву Ибрахима по его праведному намерению, а вместо Исмаила в жертву принесли животное.
© РИА Томск. Таисия Воронцова С тех пор, отдавая дань духовному подвигу пророка Ибрахима, мусульмане совершают заклание жертвенного животного (барана, овцы, козы, быка, коровы или верблюда).Как и когда празднуют
Курбан-байрам отмечается в последний день хаджа – ежегодного паломничества в Мекку на гору Арафат, где было совершено первое жертвоприношение во имя Аллаха, через 70 дней после Ураза-байрама (праздник окончания поста в месяце Рамадан, в этом году отмечался 23 мая), то есть на 10-й день двенадцатого месяца лунного календаря мусульман. Празднование Курбан-байрама обычно длится 3-4 дня (в Турции, например, отмечают 10 дней).
Паломничество в Мекку должен хотя бы один раз в жизни совершить каждый мусульманин. Однако не все могут это сделать, в связи с чем исламскими канонами предписывается исполнять главную часть обряда – жертвоприношение везде, где оказался мусульманин.
Курбан-байрам начинают праздновать с самого утра. Совершив омовение и надев новую одежду (ходить в грязной одежде нельзя), мусульманин отправляется в мечеть на утреннюю молитву. После завершения намаза верующие возвращаются к себе, где хором поют славословие Аллаху.
Затем мусульмане отправляются на специальную площадку или в мечеть, где мулла произносит проповедь. Потом участники посещают кладбище, где молятся за усопших. Вернувшись домой, приступают к обряду жертвоприношения.
Правила праздника предписывают угощать всех, в первую очередь бедных. В следующие после праздника дни необходимо посещать родственников и друзей.
Жертвоприношение считается обязательным обрядом в первый день Курбан-байрама (для мусульман жертвоприношение в этот день символизирует проявление истинной веры). Это может быть верблюд, корова или баран. Животное обязательно должно быть здоровым, не одноглазым, не хромым, имеющим силы, целые уши и рога. Жертва делится на три части – для семьи, для угощения-подарка и для малоимущих. Мясо нельзя продавать, его нужно раздать в течение трех дней праздника.
В 2020 году в Томске традиционного массового празднования Курбан-байрама 31 июля не состоится из-за действующего в регионе режима самоизоляции. Мусульмане отметят праздник в узком семейном кругу.
Справка составлена по материалам из открытых источников
Мусульманский праздник Курбан-байрам 21 августа будет нерабочим днем в Крыму — Юг и Северный Кавказ |
Симферополь. 20 августа. ИНТЕРФАКС — Дополнительный выходной день получат жители Крыма во вторник, когда мусульмане всего мира будут отмечать главный исламский праздник — День жертвоприношения, в тюркской традиции называемый Курбан-байрам, в арабском прочтении — Ид аль-Адха.
«В связи с наступлением праздника Курбан-байрам 21 августа в республике Крым объявлен выходным днем. Станет он нерабочим и для многофункциональных центров и офисов «Мои документы», — сообщила пресс-служба государственного бюджетного учреждения региона «МФЦ».
Согласно республиканскому закону, ежегодно в Крыму объявляются выходными два мусульманских (Ураза-байрам и Курбан-байрам) и два православных праздника (Пасха и Троица).
В Республике Крым проживает более 1,9 млн человек, из них порядка 300 тыс. — мусульмане.
Курбан-байрам знаменует окончание хаджа и отмечается через 70 дней после Ураза-байрама, в память о жертвоприношении пророка Ибрагима.
Согласно Корану, архангел Джабраил явился к пророку Ибрагиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда упоминается старший сын — Исмаил. Ибрагим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший о планах отца, не сопротивлялся, но молился и просил Аллаха о спасении, и, когда отец уже занес нож над сыном, Аллах остановил его руку, и вместо сына в жертву был принесен баран.
В день, предшествующий празднику, паломники, совершающие хадж к святым для мусульман местам Мекки и Медины, стоят на горе Арафат, при этом всем им предписан пост.
При праздновании Курбан-байрама мусульманам следует совершить полное омовение, надеть чистую и праздничную одежду. В мечети совершается праздничная молитва, после которой читается проповедь. После службы приносится жертвенное животное, которым может быть баран, верблюд или корова. Его мясо съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин.
Курбан-байрам отметят с предосторожностями из-за COVID-19
Один из главных мусульманских праздников — Курбан- байрам — будет отмечаться 31 июля после захода солнца. Он знаменует окончание хаджа — священного и обязательного для правоверных мусульман паломничества в Мекку.
Курбан-байрам отмечают на 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа (месяц хаджа).
Праздник связан с историей о том, как ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление Аллаха принести в жертву первенца Исмаила. Жена Ибрахима не желала прощаться с сыном, Исмаил же покорился воле отца и пошел за ним на смерть. Когда Аллах убедился в верности Ибрахима, который был готов исполнить его приказ, то заменил сына ягненком.
В России Курбан-байрам — выходной праздничный день в Адыгее, Башкортостане, Дагестане, Ингушетии, Кабардино- Балкарии, Карачаево-Черкесии, Татарстане и Чечне.
Для татар Курбан-байрам всегда был религиозным праздником, который отмечался в кругу родных, сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.«Я сейчас как раз нахожусь с родственниками. У нас в Республике Татарстан для жертвоприношений выделены специальные места», — сообщил депутат «Парламентской газете».
Он отметил, что в регионе предусмотрено всё, чтобы обеспечить максимальную безопасность под контролем эпидемиологических служб.
«То, что все будут отмечать Курбан-байрам дома, правильно. Хочу всем пожелать беречь себя. На первом месте должно быть не только собственное здоровье, но и окружающих», — подчеркнул Гильмутдинов.
В Москве из-за ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, праздничная молитва состоится только в Соборной мечети и с участием исключительно представителей духовенства. Совет улемов Духовного управления мусульман РФ порекомендовал верующим послушать праздничную проповедь муфтия дома в онлайн-режиме.
Курбан Байрам в Турции — традиции празднования, новости на Status Property
В уже далеком 1928 году Мустафа Кемаль Ататюрк, первый президент Турции и национальный герой ввел некоторые ограничения что до проявления турецкими гражданами своих религиозных предпочтений и верований. Тем самым он определил ключевое направление развития Турецкой Республики в сторону светского государства, где одинаково уважительно относятся к представителям разных религий, не ущемляя их. Сегодня, приезжая в Турецкую Республику, иностранные граждане все меньше замечают какие-либо яркие выражения религиозности, в особенности в крупных туристических центрах. Однако все мусульманские праздники в стране глубоко чтятся её гражданами и празднуются в определенные даты, как и в прежние времена.
Наша сегодняшняя статья посвящена особенной дате для мусульманских верующих – Курбан Байрам или Праздник жертвоприношения.
Даты празднования курбан-Байрам в Турции
Празднование относится к разряду государственных и поэтому официально здесь предусмотрены выходные на Курбан Байрам, когда все жители страны не работают, а проводят время согласно общепринятым традициям.
Эта дата согласуется с лунным календарем мусульман и наступает после 10 недель по окончанию еще одного ключевого праздника – Ураза-Байрам, являющегося завершающим в конце поста священного месяца Рамазан в Турции. Поэтому, несложно рассчитать, когда Курбан Байрам в Турции в 2020: он приходится на даты с 31 июля по 3 августа.
Сколько дней идет Курбан Байрам? Как правило, четырехдневный выходной вместе с еженедельными нерабочими днями перерастает в настоящие каникулы для трудящихся граждан, то есть составляет ориентировочно неделю. В текущем 2020 году запланировано пять нерабочих дней – с 30 июля по 3 августа. Почему первый выходной день приходится на канун празднования, а не на начало? Здесь всё объясняется просто: по лунно-солнечному календарю мусульман, новый день приходит не утром, а с закатом небесного светила. Соответственно, приходит Kurban Bayramı в 2020 году вечером 30 июля, а утром наступает первый день религиозного события, знаменующийся намазом в мечети.
В следующие годы Курбан байрам запланирован на:
- 20 июля – 23 июля в 2021 году;
- 11 июля – 14 июля в 2022 году;
- 30 июня – 3 июля в 2023 году.
Предварительные даты не являются точными и каждый год могут корректироваться имамами.
Традиции Курбан Байрама
За 30 дней до начала празднования Курбан-Байрама ранее все мусульмане совершали хадж в священный город Мекка. Завершением этого важного для каждого верующего паломничества считалось принесение жертвы Аллаху – животного (как правило, барана, коровы или верблюда). Сейчас не все жители Турции и других мусульманских стран могут отправиться в Мекку, и поэтому все традиционные действия происходят дома, в кругу семьи и друзей.
Интересно знать!
В основе празднования и принесения жертвы лежит древняя легенда, истоки которой есть не только в Коране, но и в Ветхом Завете. Речь идет об Ибрахиме (Аврааме) и его сыне Исмаиле (Исааке). Ибрахим и его супруга не имели детей, поэтому просили Аллаха ниспослать их. Ибрахим, молясь Богу, пообещал, что если первый родится мальчик, он готов принести в жертву его. В ответ на молитвы в семье родился первый ребенок. По прошествии нескольких лет отцу явился архангел Джабраил и сказал, что настал час исполнить обещанное, показав тем самым глубину своей веры.
Ибрахим решил сдержать слово, забрал сына и отправился в городе, расположенный недалеко от Мекки. Однако в решающий момент Джабраил остановил его и сказал, что он может пожертвовать ягненком. Для верующих мусульман эта легенда является очень важной и потому они на протяжении всего времени празднования возносят благодарность Аллаху за оказанную милость, и спасение ребенка.
Чтобы узнать, как отмечают Курбан байрам в Турции, стоит побывать в удаленных провинциях и селах. Традиции празднования особенно ярко проходят в турецких деревнях, где приносят в жертву животных. В городах сделать это достаточно сложно, поэтому многие жители на праздник попросту выезжают к родственникам, проживающим за пределами шумных мегаполисов.
Подготовка к Курбан Байрам в Турции проходит заблаговременно, в особенности покупка продуктов для праздничного стола, подарков. Утром в первый день праздника совершается омовение и, по возможности, люди одевают новую одежду. После этого жители отправляются на праздничную проповедь в мечеть, где мулла говорит важные для верующих слова. Также в эти дни люди посещают места захоронений, вспоминают ушедших родных и близких, после чего собираются за праздничным столом.
Торжество подразумевает большое количество разнообразных блюд, многие из которых мясные. Родные организовывают праздничные обеды на протяжении нескольких дней.
Помимо глубокого религиозного смысла, празднество позволяет всем родным и близким встретиться, пообщаться, укрепить родственные связи. Считается, что Курбан байрам – самое время для примирения друг с другом, прекрасный повод, чтобы забыть любые обиды и недопонимания. В эти дни принято дарить подарки – одежду, сувениры, сладости.
Полезная информация про Курбан-байрам для отдыхающих
Исследователи отмечают, что современное общество в Турции, независимо от конфессии и вероисповедания, приветствует празднование Курбан-байрама, поэтому даже в некоторых семьях христиан в эти дни собираются вместе и накрывают торжественный обед.
Туристам стоит знать несколько особенностей:
- Большая часть магазинов, кафе и ресторанов в эти дни закрыты, так как у турок официальный выходной.
- Многие турецкие жители выезжают из больших городов, поэтому могут возникнуть проблемы с транспортом из-за их переполненности. Как правило, местные власти находят решение и запускают дополнительные рейсы автобусов и самолетов. Закономерно, что и количество и размер пробок на дорогах в часы пик увеличивается.
- Если туристы захотят пойти на экскурсию в мечеть, учтите, что все площадки перед ними и внутри здания будут заняты, на улицах городов многолюдно, в особенности после обеда.
- Отели и гостиницы в туристических центрах страны переполнены, многие турки бронируют номера на праздничные даты, чтобы отдохнуть с семьей в пик сезона.
Несмотря на кажущуюся суету и активность, в Турции на Курбан-байрам царит прекрасная праздничная и очень доброжелательная атмосфера. Жители курортов и больших городов – народ щедрый и гостеприимный, поэтому многие иностранцы с удовольствием планируют свои отпуска на эти даты.
Курбан-байрам – семейный праздник
Разумеется, пышных торжеств и визитов в гости люди стараются в целях безопасности не организовывать. Однако верующие к празднику готовились основательно, а все для того, чтобы собраться с самыми близкими людьми за большим столом. У каждой семьи, помимо общепринятых традиций праздника, есть еще и свои, которые она соблюдает из года в год.
Камалудин Магомедов, самый младший сын в семье, отправился выбрать для жертвоприношения лучшего барана, какого только он может себе позволить. Самое здоровое и красивое животное принесет тому, кто его пожертвовал, большую награду в Судный день, говорит он.
Тем временем в доме большой семьи Магомедовых хозяйки готовятся к празднику. С утра здесь еще ни кто ничего не ел. Ведь, по нормам ислама, в этот день желательно, чтобы первой пищей было мясо жертвенного животного, говорит Аймесей Магомедова.
В дом верующих уже заводят животное для обряда жертвоприношения. Вначале баран сопротивлялся, но позже притих. Камалудину Магомедову удалось его приласкать. К хорошему отношению к животному перед принесением жертвы, ровно, как и во время ритуала, призывает и религия. Потому и нож точат не на виду парнокопытного.
Абубакр Гитинов — друг семьи Магомедовых. Именно его попросили помочь в забое животного.
— Вы мне поручаете за вас совершить обряд жертвоприношения?
— Я вам передаю право принести жертвоприношения от своего имени.
— Я исполню ваше поручение.
Как призывает ислам, животное необходимо приносить в жертву за кого-то. Обычно Абдурахман Магомедов, глава семейства, делал это за своих детей и жену. Но за себя, как вспоминает мужчина, в последний раз совершал этот обряд более 20 лет назад во время паломничества в Мекку.
По нормам Шариата, желательно поесть мяса забитого животного и угостить других. Однако можно полностью раздать мясо курбана нуждающимся. Но, как говорят исламские ученые, самым лучшим будет разделить его мясо на три части: первую употребить для нужд своей семьи, вторую – раздать друзьям и родным, и третью – раздать нуждающимся.
Помимо жертвоприношения в этот священный праздник мусульманам следует постараться укреплять и семейные узы. Магомедовы делятся: Курбан-байрам для них еще один повод собраться за одним столом вместе с родными и поговорить по душам.
Фото: мусульмане по всему миру праздную Курбан-байрам несмотря на пандемию
Автор фото, Reuters
Мусульмане всего мира отмечают один из главных праздников в и слам е — Курбан- б айрам. Он знаменует окончание хаджа — священного и обязательного для правоверных мусульман паломничества в Мекку.
На Курбан-байрам проводится обязательный обрядоприношения.Жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы, а также бараны, овцы и козы возрастом до года. В некоторых странах их можно было приобрести заранее в интернете.
В этом году праздник отмечается на фоне пандемии коронавируса, поэтому торжества проходят с соблюдением ограничительных мер. Во многих странах верующим необходимо соблюдать социальное дистанцирование и молиться в маске.
На фото вверху палестинцы отмечают праздник в Иерусалиме на Храмовой горе, который у мусульман назаывется аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф.
Автор фото, Reuters
Индонезийские верующие собрались в мечети в провинции Центральная Ява. В стране с населением около 237 млн человек с начала пандемии было выявлено более 106 тыс. Человек. случаев заражения коронавирусом, скончались более 5 тыс. человек.
Автор фото, Reuters
В столице Сомали Могадишо для намаза жителям выделили футбольный стадион местного университета.
Как сообщает «Голос Америки», в этом году продавцы овец и рогатого скота понесли большие убытки из-за отмены хаджа Саудовской Аравией, поскольку значительная часть их продукции экспортируется туда.
Автор фото, PA Media
В главной мечети английского города Брадфорд были введены меры предосторожности для защиты от ковида, подразумевающие меры социального дистанцирования и ношение масок во время молитвы.
Автор фото, EPA
Мусульмане Сараево собрались в местной мечети для намаза. Верующие Боснии и Герцеговины должны молиться в масках и находиться на расстоянии друг от друга. От Covid-19 в этой балканской стране, по данным университета Джонса Хопкинса, умерли 328 человек.
Автор фото, Reuters
В Афганистане угрозами заражения коронавирусом угроза терактов, поэтому места для молитвы охраняются силами безопасности. На фото — мечеть в Джелалабаде.
Автор фото, EPA
Один из обязательных атрибутов праздника — жертвенное животное. На рынках в Дамаске можно увидеть множество баранов на продажу. Мусульмане разделяют жертвенное мясо на три части — одну семью, одну — друзьям и родным, и одну — бедным и обездоленным.
Автор фото, EPA
В столице Нигерии Лагосе торговцы также пользуются продавать верующими продуктами, чтобы украсить праздничный стол. Почти половина страны исповедует ислам. На фото — торговец орехами колы.
Автор фото, EPA
Из-за пандемии коронавируса в этом году праздничную молитву в Москве провели только в соборной мечети и без участия прихожан. В ней участвовали лишь имамы и муэдзины. Богослужение транслировалось в эфире ТВ.
Автор фото, EPA
В древнем соборе Святой Софии в Стамбуле, недавно обращенном в мечеть Айя-София, состоялся первый за 86 лет намаз в честь Курбан-байрама.
Принять участие в богослужении пожелали тысячи человек со всей Турции. Они полностью заполнили здание комплекса, а также территорию вокруг него.
Мусульмане Башкирии встречают один из главных праздников — Курбан-байрам
Фото: Олег Яровиков
Мусульмане Башкирии встречают один из главных праздников — Курбан-байрам Фото: Олег Яровиков
Сегодня, 31 июля, мусульмане Башкортостана вместе с помощью последователей ислама всего мира отмечают великий праздник Курбан-байрам. Он проводится в десятый день мусульманского месяца Зуль-хиджа. Курбан-байрам или Ид аль-Адха — праздник жертвоприношения, символизирует для каждого мусульманина истинность учения пророка Мухаммада, ниспосланную ему в откровении.
Это событие — напоминает о необходимости достижения нравственного совершенствования через сострадание и милосердие, через искреннюю любовь к ближнему. Эти принципы лежат в основе всех религий, позволяют людям чувствовать общность и единство.
В этот праздник правоверные ходят в мечети, молятся за умерших, посещают родственников. В этот день мусульмане совершают заклание жертвенного животного, отдавая дань подвигу Также пророка Ибрагима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Всевышнему. Чаще всего в жертву приносят барана, но это может быть и более крупное животное, такое как корова, либо верблюд. Во время жертвоприношения над убиваемым животным произносится имя Господа («Бисмиллях»), и мясо животного становится халяльным, то есть — дозволенным. Мясо разделяют на три части, одну из которых оставляют для семей, других от родственников и соседям, а третью раздают бедным. Отмечают праздник обычно несколько дней. Каждый истинно верующий в эти дни старается собрать под крышей своего дома как можно больше гостей, от души попотчевать и порадовать людей. Курбан-Байрам в Башкортостане считается нерабочим праздничным днем.
новойСегодня в условиях распространения коронавирусной инфекции праздничные богослужения во всех мечетях Башкортостана пройдут при строгом соблюдении санитарно-эпидемиологических правил.
Так, праздничный намаз и хутба решено проводить с 6 до 7 часов утра, при этом в мечети разрешается присутствовать не более 100 прихожанам.
Что касается праздничных угощений, то в этом году они запрещены. Внутри мечети и рядом с ней необходимо соблюдать социальную дистанцию, все присутствующие должны быть в защитных масках и иметь при себе молитвенные коврики. Кроме того, в мечеть нельзя будет попасть лицам с признаками ОРВИ, а также тем, кто старше 65 лет или имеет хронические заболевания.
По уже сложившейся традиции, в городах и районах Башкирии на время празднования Курбан-байрама созданные единые площадки для убояенных жертв животных. В Уфе это убойные площадки в Зинино и около Северного автовокзала.
О том, что в связи с пандемией в этом году для жителей Башкортостана обеспечило безопасные условия, чтобы верующие соблюсти все необходимые обряды, написал в соцсетях и Глава Башкортостана Радий Хабиров.
«В пятницу, 31 июля, состоится один из главных мусульманских праздников — Курбан-байрам.Много веков этот праздник отражает главные моральные ценности ислама, связанные с добром, милосердием, справедливостью и заботой о ближних. В нашей республике Курбан-байрам всегда отмечается широко и от души, — отмечает Радий Хабиров. — Проводятся обряды жертвоприношения, люди угощают нуждающихся, посещают родственников, друзей и близких ».
Глав региона рассказал, что традиционно в мечетях республики пройдены праздничные богослужения, установленные места жертвоприношения — они согласованы с ветеринарными службами и соответствуют санитарным нормам.
«В этом году праздник проходит у нас в особом формате. Мы постарались создать условия, чтобы верующие могли соблюсти все необходимые обряды. Но есть и актуальные требования — необходимо носить маски, соблюдайте социальную дистанцию и все меры безопасности », — разрешает глава республики.
Мусульмане начинают отмечать праздник Ураза-байрам — Общество
МОСКВА, 4 июня. / ТАСС /. Мусульманский праздник разговения Ураза-байрам (по-арабски — Ид аль-Фитр), знаменующий поста во время священного месяца Рамадан, отмечается в 2019 году 4 июня (1 шавваля по исламскому календарю).Он является вторым по значимости после праздника жертвоприношения Курбан-байрам (по-арабски — Ид аль-Адха).
«Сегодня мы встречаем светлый праздник — праздник разговения Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), знаменующий собой окончание великого поста в месяц Рамадан. В этот день мусульмане всего мира испытывают величайшую радость и особое, приподнятое душевное состояние. долг, за то, что смогли в течение месяца пройти испытание своей веры, своей воли, облагородили свои сердца дополнительными молитвами, мольбами Всевышнему Аллаху и чтением Священного Корана «, — гласит праздничное обращение председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) и Совета муфтиев России (СМР) муфтия шейха Равиля Гайнутдина.
Срок завершения поста и наступления праздника определяется по исламскому лунному календарю, летоисчисление в котором ведется от Хиджры (16 июля 622 года н. Э.) — дата переселения пророка Мухаммеда из Мекки города Медину (священные мусульманки на современной территории Саудовской Аравии).
Точная дата исчисляется по появлению на небе молодого месяца. Праздничным является первый день месяца шавваль, который следует после священного месяца Рамадан. «Первый день месяца шавваль и Ураза-байрам — 4 июня <…> Согласно исследованиям, лунный месяц начинается после полного убывания последней лунной фазы, когда на небосклоне появляется новая луна (новолуние) или с наблюдением новой луны над горизонтом после захода солнца», — говорится в богословском заключении Совета улемов ДУМ РФ и СМР от 18 апреля 2019 года.
Празднование Ураза-байрама проходит в течение трех дней, рассказала ТАСС специалист отдела по взаимодействию со СМИ СМР Диляра Багаутдинова. «[Праздник] идет на протяжении трех дней <…> Основное празднование, проповеди праздничные — это день наступления Ураза-Байрама, 4 июня. они да, отдыхают «, — добавила она.
Традиции праздника
Накануне Ураза-байрама мусульмане совершают полное омовение и приводят в порядок дом.На следующий день верующие отправляются на праздничную молитву (ид намаз), которая начинается с восходом солнца и длится до обеденного азана (молитву). Перед молитвой мусульмане раздают обязательную милостыню — закят аль-фитр — для искупления ошибок и упущений, допущенных во время Рамадана, и помощи нуждающимся.
После молитвы верующие накрывают праздничный стол, приглашают гостей или навещают родственников. Традиционное праздничное поздравление в Ураза-байрам — «Ид мубарак!» («Благословенный праздник!»).В это время принято просить друг у друга прощения и читать суры из Корана. В праздничный день мусульмане также навещают кладбища.
Ураза-байрам в России
Праздник официально нерабочим днем в республиках с преимущественным исламским населением: Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Чеченская Республика. По последним оценкам, в России проживают около 20 миллионов мусульман.
В Москве главное богослужение проходит в Соборной мечети, где перед верующими традиционно выступает председатель муфтий шейх Равиль Гайнутдин.Поздравительное послание мусульманам направляет президент России Владимир Путин. По оценкам отдела по взаимодействию со СМИ СМР, в богослужении в московской Соборной мечети примут участие около 100 тыс. верующих.
Намазов Байрам Гулу оглы
Рудневы Семен Васильевич и Радик Семенович
На первом фото — мой двоюродный дедушка Семён Васильевич Руднев и его сын Радик Семенович Руднев.
Ильин Тимофей Васильевич
Ильин Тимофей Васильевич (1924 г. р.) родился в Баку. Последнее место службы — 9 Горно-стрелковая дивизия. Воинское звание — красноармеец.
Щербаков Антон Антонович
Мой прадедушка, Антон Антонович Щербаков, родился 24 сентября 1901 года в небольшом селе Пупки Скопинского района Рязанской области.Антон Антонович вырос в семье среднего достатка, несмотря на то, что он был единственным ребенком, он был послушным мальчиком и всегда помогал своим младшим сестрёнкам. В возрасте одиннадцати лет он пошел в общеобразовательную школу в соседнем селе Корневое, где проучился пять лет. За это время он нашёл много товарищей и свою вторую половинку, мою прабабушку Агафью Петровну Казакову (1902-1984). Она подарила ему незабываемую любовь, которая стала стимулом для стремления к жизни, а это очень важно на войне! К несчастью, 22 июня 1941 года на нашу страну обрушилась страшная война. Мой прадедушка был призван Скопинским РВК, Скопинского района, Рязанской области. Он был вынужден оставить семью, товарищей и свою Агафью. Он видел слёзы своей матери, грустный взгляд любимой женщины, маленькие голубые глазки своей самой младшей сестры. Конечно, он боялся, боялся, что больше никогда не увидит своих близких людей, но, «натянув улыбку на лицо», мой прадедушка ушёл защищать Родину.
байрам — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства [править]
падеж | ед.ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | байра́м | байра́мы |
Р. | байра́ма | байра́мов |
Д. | байра́му | байра́мам |
В. | байра́м | байра́мы |
Тв. | байра́мом | байра́мами |
Пр. | байра́ме | байра́мах |
байра́м
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1а по классификации А.А. Зализняка).
Корень: -байрам- [Тихонов, 1996] .
Произношение [править]
- МФА: ед. ч. [bɐɪ̯ˈram], мн. ч. [bɐɪ̯ˈramɨ]
Семантические свойства [править]
Значение [править]
- один из двух мусульманских праздников, предшествующий пост ◆ Отсутствует пример употребления (см. Рекомендации).
Синонимы [править]
- байран, бейрам
Антонимы [править]
- –
Гиперонимы [править]
- праздник
Гипонимы [править]
Родственные слова [править]
Этимология [править]
Фразеологизмы и устойчивые сочетания [править]
Перевод [править]
Список переводов | |
Библиография [править]
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Морфологические и синтаксические свойства [править]
байрам
Существительное.
Корень: -байрам- .
Произношение [править]
Семантические свойства [править]
Значение [править]
- праздник ◆ Отсутствует пример употребления (см. Рекомендации).
Синонимы [править]
Антонимы [править]
Гиперонимы [править]
Гипонимы [править]
Родственные слова [править]
Ближайшее родство | |
Этимология [править]
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания [править]
Библиография [править]
Морфологические и синтаксические свойства [править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Им. | байрам | байрамдар | |||||||||||||||
Прит. | байрамдың | байрамдарҙың | |||||||||||||||
Д. | байрамға | байрамдарға | |||||||||||||||
В. | байрамды | байрамдарҙы | |||||||||||||||
М. | байрамда | байрамдарҙа | |||||||||||||||
Исх. | байрамдан | байрамдарҙан | |||||||||||||||
|
бай-рам
Существительное.
корень: -байрам-
Произношение [править]
Семантические свойства [править]
Значение [править]
- праздник ◆ Милли байрам.- Национальный праздник. ◆ Байрам булды ниһә, ауылда ҡатын-ҡыҙҙар сәйгә йөрөшөр ине. — По праздникам женщины в ауле ходили друг к другу на чай.
- торжество, празднество ◆ Отсутствует пример употребления (см. Рекомендации).
- вечеринка, приём гостей ◆ Отсутствует пример употребления (см. Рекомендации).
Синонимы [править]
- частичн .: ғәйет, туй
- тантана
Антонимы [править]
Гиперонимы [править]
Гипонимы [править]
Родственные слова [править]
Ближайшее родство | |
Этимология [править]
Общетюркское; др.-тюрк. * байрам «праздник». Вероятно, на древнетюркском уровне этимологически связан (гипотетический глагольный корень) с байраҡ и бәйге.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания [править]
Библиография [править]
Морфологические и синтаксические свойства [править]
байрам
Существительное.
Корень: — .
Произношение [править]
Семантические свойства [править]
Значение [править]
- торжество ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- водоворот ◆ Отсутствует пример употребления (см. Рекомендации).
Синонимы [править]
Антонимы [править]
Гиперонимы [править]
Гипонимы [править]
Родственные слова [править]
Ближайшее родство | |
Этимология [править]
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания [править]
Библиография [править]
Морфологические и синтаксические свойства [править]
бай-рам
Существительное.
Корень: -байрам- .
Произношение [править]
Семантические свойства [править]
Значение [править]
- праздник ◆ Отсутствует пример употребления (см. Рекомендации).
Синонимы [править]
Антонимы [править]
Гиперонимы [править]
Гипонимы [править]
Родственные слова [править]
Ближайшее родство | |
Этимология [править]
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания [править]
Библиография [править]
- Караимско-русско-польский словарь.Москва. 1974
Морфологические и синтаксические свойства [править]
байрам
Существительное.
Корень: -байрам- .
Произношение [править]
Семантические свойства [править]
Значение [править]
- праздник; празднество, торжество ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- адъектив. праздничный, торжественный ◆ Отсутствует пример употребления (см.рекомендации).
Синонимы [править]
Антонимы [править]
Гиперонимы [править]
Гипонимы [править]
Родственные слова [править]
Ближайшее родство | |
Этимология [править]
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания [править]
Библиография [править]
Морфологические и синтаксические свойства [править]
байрам
Существительное.
Корень: — .
Произношение [править]
Семантические свойства [править]
Значение [править]
- праздник ◆ Отсутствует пример употребления (см. Рекомендации).
Синонимы [править]
- барьйам
Антонимы [править]
Гиперонимы [править]
Гипонимы [править]
Родственные слова [править]
Ближайшее родство | |
Этимология [править]
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания [править]
Библиография [править]
Морфологические и синтаксические свойства [править]
падеж | ед.ч. | мн. ч. | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Осн. | байрам | байрамлар | |||||||||||||||
Род. | байрамны | байрамланы | |||||||||||||||
Н. | байрамгъа | байрамлагъа | |||||||||||||||
Вин. | байрамны | байрамланы | |||||||||||||||
Мест. | байрамда | байрамларда | |||||||||||||||
Исх. | байрамдан | байрамлардан | |||||||||||||||
|
бай-рам
Существительное.
Корень: -байрам- .
Произношение [править]
Семантические свойства [править]
Значение [править]
- праздник; празднество, торжество ◆ Отсутствует пример употребления (см.рекомендации).
- адъектив. праздничный, торжественный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы [править]
Антонимы [править]
Гиперонимы [править]
Гипонимы [править]
Родственные слова [править]
Ближайшее родство | |
Этимология [править]
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания [править]
Библиография [править]
Курбан-Байрам | История | DW
Самым большим, самым торжественным и значимым мусульманским праздником является жертвоприношения. Арабы называют его «ид аль-адха» или «аль-ид аль-кабир», у тюрок он известен под именем «буййук-байрам» или «курбан-байрам», что значит «большой праздник».
Приходит он в особый месяц — 12-й месяц мусульманского лунного календаря, именуемый «зу-ль-хиджжа», что в переводе с арабского означает «обладатель паломничества». именно в это время на протяжении вот уже 14 с лишним столетий прибывают в Мекку тысячи и тысячи мусульман. , дабы исполнить завещанный им еще Мухаммадом обряд паломничества, или хадж.
В одном из дошедших до нас хадисов (то есть преданий о жизни Пророка Мухаммада средств) говорится: «Мой брат мусульманин! Спеши совершить паломничество, как только у тебя будет достаточно на дорогу в оба конца. И уже не имеют значения расходы после паломничества» , такие, как дары, сласти и тому подобное, так как все это не обеспечит прощения Аллаха., пока ты не заболел, не стал бедным и не умер непокорным, потому что паломничество является одним из столпов ислама.
Согласно шариату, каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина, обязан хотя бы один раз в жизни совершить хадж (то есть паломничество в Мекку), если у него есть на то Впрочем, если деньги, потраченные на хадж, добыты неправедным путем, то, как указывал Мухаммад, Аллах не примет такого паломничества, с точки зрения ислама, достаточно одного паломничества за всю жизнь. богослов и правовед имам аль-Бухари указывал, что, «если кто имеет средства, на повторное паломничество, пусть лучше пожертвует их на приобщение неимущих детей к свету знаний».К сожалению, суетное тщеславие заставляет многих забывать этот благородный завет имама аль-Бухари.
Но вернемся в священный город ис — Мекку, куда уже прибыли караваны паломников. Сначала прибывшие проходят очистительный обряд и облачаются в ихрам, специальную белую одежду, выполненную без единого шва. После этого совершается обряд «малого паломничества»; одновременно происходит процедура «ишара», когда метятся, предназначенные для последующего животных в жертву. Как только метка нанесена, паломнику следует начать громко взывать к Всевышнему, восклицая «ляббейка», что означает «вот я — перед Тобой».Это восклицание многократно раздается и во все последующее дни.
Хадж завершается десятого числа месяца «зу-ль-хиджжа», и ужас ли не главной составной частью этого дня является обрядоприношениями, дающим начало четырехдневному празднику курбан-байрам. Именно в этот день следует заколоть жертвенное животное, помеченное тремя днями ранее. Две трети мяса жертвы обычно раздается бедным в качестве милостыни; Оставшееся остается на месте жертвоприношения как этот и последующие дни, пока длится праздник.В связи с этим дни эти получили особое название — «айам ат-ташрик», что переводится как «дни, когда происходит вяление на солнце ломтиков мяса». Разумеется, особенно счастливы и горды в эти дни те мусульмане, которые помогают совершить обряд жертвоприношения на территории Мекки. Эти люди, при условии, что они полностью исполнили полномочия паломничества, получают почетное звание хадджи и право носить зеленую чалму. «Зеленых чалмоносцев» в мире все же не так много, праздник же приходит в каждый дом, объединяя родственников, знакомых и незнакомых, принося радостные и ответственные хлопоты, обязательные для всех, потому что считается, что не только паломники, но и каждый свободный мусульманин, имеющий средства на покупку жертвенных животных, должен принести 10 числа месяца зу-ль-хиджжа искупительную жертву.
Истоки этого праздника восходят к библейскому сюжету о принесении Авраамом своего сына в жертву Богу. Согласно мусульманской традиции, Ибрахим (Авраам) должен был принести в жертву своего старшего сына — Исмаила, рожденного в пустыне наложницей Хаджар (Агарь), куда она была изгнана по настоянию его первой жены. Потерявшая надежду найти воду для маленького сына, обессиленная Хаджар, оббежав раз холмы близ Мекки, услышала голос: «Вот вода!» Источник забил возле оставленного ею сына.Считается, что таким образом Исмаил был отмечен волей Господа. Когда же он вырос, Ибрахиму приснилось, что Аллах требует от него принести в жертву своего сына. Сам Исмаил и его отец были готовы исполнить волю Аллаха, но Всевышний, испытав их, смилостивился, подменив Исмаила барашком поденным ножом Ибрахима.
К празднику Курбан-байрам готовятся заранее не только в материальном плане, но, и это очень важно, в духовном. В некоторых районах Средней Азии уже за двадцать дней до наступления Курбан-байрама идей призывают к своемуобразной кратковременной аскезе: следует отказываться от веселья, праздничных угощений, скромно одеваться и стричься.
Обычно к празднику специально выращивают животных, чаще всего овцу, или ее заранее покупают на базаре. Считается, что овца или коза могут быть принесены жертву от одного человека, корова, бык или верблюд — от семи. В больших семьях, если нет возможности совершить жертвоприношение сразу от всех, приносить жертву ежегодно по очереди за каждого члена семьи.
Иногда мусульмане заменяют заклание крупного скота взноса в мечеть, приносят в жертву мелкую живность — кур, индюков, уток.В соответствии с мусульманским правом, жертвенные животные альтернативным условиям. Во-первых, кроме овец, все животные должны быть женского пола. Овцы и бараны должны быть упитанными, полугодовалого возраста. Верблюдицы, приносимые в жертв, должны быть пятилетками, а коровы — двухлетками. Козы должны быть в возрасте не моложе одного года. И, во-вторых, жертвенные животные не должны быть истощенными. Оговаривается и время для жертвоприношений: оно совершается 10 зу-ль-хиджжа, а также с 11 по 13 зу-ль-хиджжа. Если указанное время пропущено, то жертвоприношение совершается позже.
Праздновать день жертвоприношения начинают с раннего утра. Мусульмане, совершив полное омовение, одев новую или нарядную одежду, коллективно молятся в мечети, где в эти дни может собираться по 10-20 тысяч человек. После совместной молитвы обычно собираются у кого-либо дома, читают Коран, слушают проповеди муллы или имам-хатыба, в которых прославляется Аллах, рассказывается о происхождении и значении обряда жертвоприношения.
По окончании проповеди люди обычно идут на кладбище, молиться за умерших и поклониться гробницам местных святых. Поминовение умерших является частью обряда, по обычаю, жертву приносить не только за живых, но и за усопших.
После возвращения с кладбища верующие приступают к обряду жертвоприношения. Над приготовленной к закланию жертвой мусульманину следует сказать три раза «Аллаху Акбар» («Аллах велик»), должна прозвучать так называемую формула «басмала», то есть есть слова «Бисми-Ллахи-Ррахмани-Ррахим» («во имя Аллаха милостивого, милосердного «). После этого вновь три раза возглашают «Аллаху Акбар», после чего произносится так назынаемое славословие Пророку. Вслед за этим следует повернуться лицом к Мекке и попросить Аллаха принять жертву. Человек уже животное валят на землю головой в сторону Мекки, и хозяин специально нанятый для этого человек перерезает жертве горло. Иногда в рот жертве кладут леденец, а после совершения обряда его вынимают. Такой леденец считается благословенным.
Приготовленное соседнее мясо съедают за общей трапезой, раздаютям, устраивают обильное угощение бедным.Шкуры жертвенных животных отдают в мечети. Ибо сказано в Коране: «Те, которые расходуют свое имущество на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе по сто зерен. И Аллах удваивает, кому пожелает. Поистине, Аллах всеобъемлющий, знающ!»
Часто животных, отмеченных к закланию, разукрашивают краской, навешивают на них различные ожерелья, бубенчики, ленточки. Считается, что животное, принесенное в жертву, поможет перейти через тонкий, как волос, и острый, как меч, мост Сират, перекинутый через адскую пропасть и ведущий в рай. В Судный день у входа на мост Сират будут находиться животные, принесенные в жертву на Курбан-байрам, и хозяин быстро отыскать свое, помеченное животное. Радостного Вам праздника! Мир Вам и вашему дому!
«Курбан байрам» — Октябрьский сельсовет Стерлитамакский район
«Курбан байрам» — один из значимых праздников у мусульман. В этот день мусульмане посещают мечети, совершают намаз, надев красивые национальные одежды, посещают родных, близких друзей с пожеланиями здоровья, благополучия, процветания, терпения, мира и согласия, чтобы в дальней жизни мы могли получить благословение Всевышнего на добрые дела.
Главный смысл праздника жертвоприношения заключается в запрете пролития на землю даже капли крови. Об образовании праздника существует целая легенда: в древности язычники по невежеству считали, что умилостивить жестоких богов можно только принесение в жертву человека, самого сильного и непорочного, как правило — сына первенца. И вот среди тьмы и невежества нашелся праведник — Ибрагим-Авраам, который отказался считать богами звезды и другие сотворенные вещи. Он исповедовал верующего в Единственного Бога — Аллаха.Бог решил испытать его веру и повелелести в жертву себе его единственного сына Исмаила по подобию языческих богов. Ибрагим выполнил волю Всевышнего и фактически сына жертву, однако милостивый и милосердный повелитель не дал пролиться крови человека, потому что это было противно его воле: нож не принес Исмаилу никакого вреда. Испытав веру Ибрагима, Аллах не только сохранил ему сына, но и явил, что Бог милостив, ему не нужны кровавые жертвы.
Но для того, чтобы человек не забывал о вечном завете Всевышнего, в этот день принято приносить в жертву животных.Причем стоит учесть, что это не магический ритуал, так как Аллаху не нужна плоть животного, а лишь напоминание о спасительности веры.
Мусульмане чтят события, которые произошли тысячи лет назад и нашли отражение в Коране. Курбан-байрам означает окончание хаджа. Праздник отмечается через 70 дней после праздника Ураза-байрам. В этот день со всех деревень Октябрьского сельсовета верующие собрались в здании администрации сельского поселения.