Итоговое сочинение 2019-2020
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2020 (декабрь 2019 — май 2020 года) по литературе для 11 класса.
Направления итогового сочинения на 2019-2020 год
«Война и мир» 150-летие великой книги
«Добро и зло»
«Гордость и смирение»
«Он и она»
«Надежда и отчаяние»
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КАК ПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ»
Расписание (дата проведения итогового сочинения):
Итоговое сочинение по литературе проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая. В текущем учебном году это следующие даты: 4 декабря 2019 года, 5 февраля 2020 года, 6 мая 2020 года.
Для подготовки к итоговому сочинению по литературе 2019 — 2020 мы предлагаем изучить следующие материалы:
1. Универсальный СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для итогового сочинения 2019-2020
2. КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ для итогового сочинения
3. КАК ПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2019-2020
4. КРИТЕРИИ оценивания итогового сочинения 2019-2020
6. Как писать ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ в итоговом сочинении
7. Типичные ОШИБКИ в итоговом сочинении
8. Как писать АРГУМЕНТЫ в итоговом сочинении по литературе
9. АРГУМЕНТЫ к итоговому сочинению
10. ПРИМЕРЫ итоговых сочинений
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения.
ТЕКСТЫ ИТОГОВЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ
Это важно!
rustutors.ru
Итоговое сочинение 2019-2020 список литературы, дата (примеры сочинений по литературе 11 класс) направления и темы от ФИПИ
Чтобы получить допуск к сдаче ЕГЭ по русскому языку в 2020 году каждый школьник должен написать итоговое сочинение по литературе. Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019-2020 учебного года. Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной. «Первая тема – «Война и мир», к 150-летию великой книги; второе направление – «Надежда и отчаяние», третья тема – «Добро и зло», четвертая – «Гордость и смирение», и пятое направление – «Он и она».
Итоговое сочинение проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая. Соответственно, в текущем учебном году это следующие даты: 4 декабря 2019 года, 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года, а заявление для участия в этом предварительном этапе ЕГЭ — 2020 нужно подать не позднее 3 декабря 2019 года (вторник).
Список литературы: необходимые произведения для подготовки к итоговому сочинению 2019-2020 по любым направлениям:
1 часть: произведения из школьной программы по литературе:
«Война и мир» Л.Н. Толстой
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
«Горе от ума» А.С. Грибоедов
«Мцыри» М.Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
«Шинель» Н.В. Гоголь
«Мертвые души» Н.В. Гоголь
«Премудрый пискарь» М.Е. Салтыков-Щедрин
«Обломов» И.А. Гончаров
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
«На дне» М. Горький
«Гроза» А.Н. Островский
«Судьба человека» М.А. Шолохов
«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
«Матренин двор» А.И. Солженицын
«Студент», «Ионыч» , «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон» А.П. Чехов
«Вишневый сад» А.П. Чехов
«Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин
«И дольше века длится день» Ч.Т. Айтматов
«Уроки французского» В.Г. Распутин
«Обелиск» В.В. Быков
«Недоросль» Д.И.Фонвизин
2 часть списка: литература, не входящая в школьную программу:
«Гарри Поттер» Дж. Роулинг
«1984» Дж. Оруэлл
«Портрет Дориана Грея» О. Уайльд
«451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери
«Мартин Иден» Дж. Лондон
«Три товарища» Э.М. Ремарк
«Ромео и Джульетта» У. Шекспир
«Облачный атлас Д. Митчелл
Рассказы О.Генри
Трилогия желания Т. Драйзер
«Большие надежды» Ч. Диккенс
«Ярмарка тщеславия» У. Теккерей
«Повелитель мух» У. Голдинг
«Чучело» В.К. Железников
«Позитронный человек» А. Азимов
«Форрест Гамп» У. Грум
«Убить пересмешника» Х. Ли
«Цветы для Элжернона» Д. Киз
«Колыбель для кошки» К. Воннегут
«Мы» Е.И. Замятин
Как оценивают сочинение
Время на написание сочинения — 3 часа 55 минут. Оценивают работу по нескольким критериям: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция, качество речи и грамотность.
Ссылаться можно на любой литературный источник: художественное произведение, дневники, мемуары, публицистику, философские трактаты, устное народное творчество… Исключение составляют малые жанры: пословицы, поговорки, прибаутки.
Рекомендуемый объем работы от 350 слов. За четыре часа некоторые пишут и два раза больше — по 600-700 слов.
Допустимое количество ошибок не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.
Работа обречена на «незачет», если выполнена настолько небрежно, что теряется смысл текста. Обычно без «зачета» остается меньше 2% выпускников.
«Есть выпускники, которые списывают сочинения. Нередко звучит объяснение: просто запомнили прочитанные ранее тезисы. Такая у некоторых «уникальная» память. Но цель сочинения проверить не навыки зубрежки, а способность создавать собственный связный текст на заданную тему. Поэтому два года назад ужесточили требования: не допускается не только списывание, но и воспроизведение по памяти чужого текста. Эксперт может проверить уникальность работы через Интернет», — отмечают представители ФИПИ.
Сочинение в ЕГЭ: оценят заготовку или творчество?
«В контрольно-измерительный материал (КИМ) по каждому предмету входит достаточное количество творческих заданий — сочинений и эссе. Они предполагают свободно конструируемый ответ, который опирается не только на знания, но и на умение свободно излагать свои мысли на заданную тему, аргументировать своё мнение. Конечно, это позволяет раскрыть и творческий потенциал участника экзамена», — цитирует РИА Новости директора Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксану Решетникову.
Можно спорить?
Эксперт опровергла миф о том, что ученику могут снизить балл за несогласие с позицией автора художественного текста. По ее словам, личная позиция выпускника, его жизненные установки, политические взгляды и отношения не оцениваются на ЕГЭ.
Если задание требует высказать своё отношение, то оценивается убедительность аргументации, а совсем не «правильное» или «неправильное» отношение. Важно, чтобы ответ содержал понятные по смыслу тезисы, и был ясен коммуникативный замысел экзаменуемого.
Писать по шаблону?
Решетникова назвала стремление некоторых учителей создать и заучить с детьми шаблоны сочинений настоящей проблемой. Сюда же относятся банки сочинений по русскому и иностранному языку, литературе, банки готовых примеров, аргументов для ЕГЭ, которых много в интернете.
«Использование таких заготовок и шаблонов — безусловно, вредная практика, которая обессмысливает обучение, отвращает школьников от учёбы. Помимо прочего, заучивание подобных домашних заготовок создаёт у выпускников опасную иллюзию готовности к экзамену. Но на экзамене оказывается, что порассуждать на другую тему или решить похожую задачу с другими числовыми значениями выпускник не может», — отметила эксперт.
Для решения проблемы в этом году внесены изменения в формулировки заданий и критерии оценивания развёрнутых ответов по русскому языку, иностранному языку, обществознанию, исключающие использование домашних заготовок. Так, опираться в ответе нужно не на прочитанные ранее тексты, а только на тот, который представлен в задании.
Иногда в ФИПИ поступают обращения от учителей, которые просят дать образцы сочинения или другого развернутого ответа, которые можно считать эталоном. На каждое такое обращение институт отвечает, что ФИПИ никогда не будет давать никаких эталонов ответов, что лучшее сочинение — самостоятельно написанное, продуманное, содержащее собственные мысли и средства выразительности, подчёркивающие индивидуальность участника экзамена.
Поэтому, мнение о том, что именно разработчики ЕГЭ придумывают, и каждый год меняют какие-то рекомендации по поводу того, что можно писать, какими словами начинать ответ и прочее — не более, чем очередной миф, подчеркнула глава ФИПИ.
Оценят ли авторское сочинение?
Процедура проверки развёрнутых ответов ЕГЭ очень детально проработана и опирается на многолетний опыт. В регионах выстроена система отбора и подготовки экспертов предметных комиссий, председатели региональных предметных комиссий утверждаются Рособрнадзором после детального анализа деятельности комиссий в предыдущем году.
Каждая работа автоматически назначается на проверку двум экспертам, а при необходимости, назначается и третий эксперт из числа наиболее квалифицированных специалистов.
Оценивание проводится строго по установленным критериям, запрещены какие-либо произвольные, вкусовые требования экспертов. Если подобная практика необъективной проверки выявляется, то эксперт отстраняется от работы.
Во всех регионах участникам ЕГЭ доступен просмотр изображений своих работ и баллов экспертов, в случае несогласия с ними можно обратиться в конфликтную комиссию. Всё это обеспечивает защиту прав выпускников.
Разработчики заданий ЕГЭ после завершения каждого экзамена анализируют не только тенденции изменения результатов участников, но и качество заданий и экзаменационных вариантов в целом. Качество заданий, по словам Решетниковой, позволяет производить полноценный отбор выпускников в вузы с разными требованиями к подготовке абитуриентов, информирует портал info.sibnet.ru
Она добавила, что изменения в КИМ вносятся не для усложнения заданий, а для совершенствования и развития экзаменационных моделей. В том числе и для того, чтобы дать будущим участникам ещё больше возможностей для творчества, самостоятельности и креативности.
С примерами декабрьского сочинения по литературе для 11 класса можно ознакомиться здесь https://rustutors.ru/primersoch/primersochitog/
06.09.2019 11:06
www.kremlinrus.ru
Семинары ФИПИ по итоговому сочинению
14 и 15 сентября состоялись семинары ФГБНУ «ФИПИ», на которых обсуждались организационные и содержательные вопросы, связанные с итоговым сочинением (изложением). В семинарах приняли участие 170 специалистов из 37 субъектов РФ: эксперты, проверяющие сочинения (изложения), методисты и представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители общественных организаций, сотрудники РЦОИ, представители вузов, специалисты ДПО.
На семинаре 14 сентября обсуждались предложения по совершенствованию процедуры проведения итогового сочинения (изложения), методических материалов, рекомендуемых к использованию при организации, проведении и оценивании итогового сочинения (изложения), результатов анализа итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году.
Специалисты ФГБНУ «ФИПИ» рассказали об итогах анкетирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (в целях обобщения регионального опыта организации, проведения и оценивания итогового сочинения и изложения), а также об итогах анализа статистических данных результатов итогового сочинения (изложения) 2016/17 учебного года (в разрезе 85 субъектов Российской Федерации).
Заместитель председателя Комиссии по образованию и науке Общественной палаты Российской Федерации Л.В. Дудова представила результаты анализа предложений субъектов Российской Федерации по совершенствованию процедуры проведения итогового сочинений и перспективам совершенствования модели итогового сочинения. На семинаре обсуждались результаты анализа итоговых сочинений (изложений) 2016/17 учебного года по успешности выполнения двух требований («Объем», «Самостоятельность») и оцениванию работ по пяти критериям; влияние ЕГЭ по русскому языку и литературе на подходы обучающихся к написанию итогового сочинения, методика обучения написанию сочинения (изложения). Представители регионов поделились своим опытом по данным вопросам.
На семинаре 15 сентября обсуждались результаты анализа подходов и решений образовательных организаций высшего образования по вопросу использования и оценивания итогового сочинения 2016-2017 учебного года при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования (бакалавриат и специалитет) на 2017-2018 учебный год.
Специалисты ФГБНУ «ФИПИ» представили выводы по результатам анализа использования и оценивания итогового сочинения при приеме на обучение в вузы и методические рекомендации по разработке подходов к оцениванию итогового сочинения образовательными организациями высшего образования.
Подходами к организации учета итогового сочинения в вузах поделились преподаватели МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ «ВШЭ», Московского педагогического государственного университета, Московского городского университета управления Правительства Москвы, Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова, Российского государственного социального университета и др.
Участники семинаров позитивно отозвались о прошедшем общественно-профессиональном обсуждении вопросов и его результатах.
fipi.ru
Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году
В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014, регистрационный № 33604).
Данное решение принято с целью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 во исполнение пунктов «б» и «в» перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г. №2699.
Реализацией этого поручения занялась рабочая группа при Минобрнауки России, в состав которой вошли учителя, директора школ, представители педагогической науки, средств массовой информации, сотрудники Администрации Президента Российской Федерации, Минобрнауки, Рособрнадзора и региональных органов исполнительной власти.
В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА проводится в обязательном порядке для выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования. Итоговое изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды. По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать выпускники прошлых лет с целью представления его результатов в вузы.
Тематические направления итогового сочинения разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Наталии Солженицыной – президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. В рамках направлений разработаны конкретные темы сочинений, которые станут известны выпускникам в день проведения итогового сочинения.
Комплекты тем итогового сочинения (тексты изложений) передаются Рособрнадзором или уполномоченной организацией в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, учредителям, МИД России, загранучреждениям в день проведения итогового сочинения (изложения).
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Писать итоговое сочинение (изложение) выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам (текстам), сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. В первую среду февраля и мая выпускникам предоставляется возможность пересдачи (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Результаты итогового сочинения (изложения) — «зачет» или «незачет» — станут основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации (ГИА). Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).
При поступлении в вузы сочинение рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения). Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям.
3 декабря 2014 года итоговое сочинение (изложение) писали более 680 тысяч выпускников из 85 субъектов Российской Федерации, а также российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории России.
4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года — дополнительные сроки проведения итогового сочинения (изложения) для обучающихся, получивших неудовлетворительный результат, и для обучающихся и выпускников прошлых лет, не явившихся на итоговое сочинение (изложение) или не завершивших его выполнение по уважительным причинам.
На сайте ФИПИ опубликованы следующие материалы по итоговому сочинению (изложению) для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования:
- Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
- Особенности текстов для итогового изложения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
- Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, утвержденные Рособрнадзором
- Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
- Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 «О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)»
- Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
- Письмо Рособрнадзора № 02-747 от 27.11.2014 «Об уточненных редакциях документов по организации и проведению итогового сочинения (изложения)»
- Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)
- Технический регламент проведения итогового сочинения
- Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
- Приложение № 1 к Методическим рекомендациям: Бланки сочинений
- Приложение № 2 к Методическим рекомендациям: Отчетные формы
- Приложение № 3 к Методическим рекомендациям: Протоколы
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения для вузов носят рекомендательный характер. Вуз (после официального направления этих критериев Рособрнадзором) вправе использовать их в готовом виде, доработать критерии с опорой на предложенный подход, а также создать собственные критерии без учета предложенной системы оценивания сочинений.
fipi.ru
Итоговое сочинение 2019-2020 список литературы, дата (примеры сочинений по литературе 11 класс) направления и темы от ФИПИ
Чтобы получить допуск к сдаче ЕГЭ по русскому языку в 2020 году каждый школьник должен написать итоговое сочинение по литературе. Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019-2020 учебного года. Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной. «Первая тема – «Война и мир», к 150-летию великой книги; второе направление – «Надежда и отчаяние», третья тема – «Добро и зло», четвертая – «Гордость и смирение», и пятое направление – «Он и она».
Итоговое сочинение проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая. Соответственно, в текущем учебном году это следующие даты: 4 декабря 2019 года, 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года, а заявление для участия в этом предварительном этапе ЕГЭ — 2020 нужно подать не позднее 3 декабря 2019 года (вторник).
Список литературы: необходимые произведения для подготовки к итоговому сочинению 2019-2020 по любым направлениям:
1 часть: произведения из школьной программы по литературе:
«Война и мир» Л.Н. Толстой
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
«Горе от ума» А.С. Грибоедов
«Мцыри» М.Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
«Шинель» Н.В. Гоголь
«Мертвые души» Н.В. Гоголь
«Отцы и дети» И.С. Тургенев
«Премудрый пискарь» М.Е. Салтыков-Щедрин
«Обломов» И.А. Гончаров
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
«На дне» М. Горький
«Гроза» А.Н. Островский
«Судьба человека» М.А. Шолохов
«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
«Матренин двор» А.И. Солженицын
«Студент», «Ионыч» , «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон» А.П. Чехов
«Вишневый сад» А.П. Чехов
«Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин
«И дольше века длится день» Ч.Т. Айтматов
«Уроки французского» В.Г. Распутин
«Обелиск» В.В. Быков
«Недоросль» Д.И.Фонвизин
2 часть списка: литература, не входящая в школьную программу:
«Гарри Поттер» Дж. Роулинг
«Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери
«1984» Дж. Оруэлл
«Портрет Дориана Грея» О. Уайльд
«451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери
«Мартин Иден» Дж. Лондон
«Три товарища» Э.М. Ремарк
«Ромео и Джульетта» У. Шекспир
«Облачный атлас Д. Митчелл
Рассказы О.Генри
Трилогия желания Т. Драйзер
«Большие надежды» Ч. Диккенс
«Ярмарка тщеславия» У. Теккерей
«Повелитель мух» У. Голдинг
«Чучело» В.К. Железников
«Позитронный человек» А. Азимов
«Форрест Гамп» У. Грум
«Убить пересмешника» Х. Ли
«Цветы для Элжернона» Д. Киз
«Колыбель для кошки» К. Воннегут
«Мы» Е.И. Замятин
Как оценивают сочинение
Время на написание сочинения — 3 часа 55 минут. Оценивают работу по нескольким критериям: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция, качество речи и грамотность.
Ссылаться можно на любой литературный источник: художественное произведение, дневники, мемуары, публицистику, философские трактаты, устное народное творчество… Исключение составляют малые жанры: пословицы, поговорки, прибаутки.
Рекомендуемый объем работы от 350 слов. За четыре часа некоторые пишут и два раза больше — по 600-700 слов.
Допустимое количество ошибок не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.
Работа обречена на «незачет», если выполнена настолько небрежно, что теряется смысл текста. Обычно без «зачета» остается меньше 2% выпускников.
«Есть выпускники, которые списывают сочинения. Нередко звучит объяснение: просто запомнили прочитанные ранее тезисы. Такая у некоторых «уникальная» память. Но цель сочинения проверить не навыки зубрежки, а способность создавать собственный связный текст на заданную тему. Поэтому два года назад ужесточили требования: не допускается не только списывание, но и воспроизведение по памяти чужого текста. Эксперт может проверить уникальность работы через Интернет», — отмечают представители ФИПИ.
Сочинение в ЕГЭ: оценят заготовку или творчество?
«В контрольно-измерительный материал (КИМ) по каждому предмету входит достаточное количество творческих заданий — сочинений и эссе. Они предполагают свободно конструируемый ответ, который опирается не только на знания, но и на умение свободно излагать свои мысли на заданную тему, аргументировать своё мнение. Конечно, это позволяет раскрыть и творческий потенциал участника экзамена», — цитирует РИА Новости директора Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксану Решетникову.
Можно спорить?
Эксперт опровергла миф о том, что ученику могут снизить балл за несогласие с позицией автора художественного текста. По ее словам, личная позиция выпускника, его жизненные установки, политические взгляды и отношения не оцениваются на ЕГЭ.
Если задание требует высказать своё отношение, то оценивается убедительность аргументации, а совсем не «правильное» или «неправильное» отношение. Важно, чтобы ответ содержал понятные по смыслу тезисы, и был ясен коммуникативный замысел экзаменуемого.
Писать по шаблону?
Решетникова назвала стремление некоторых учителей создать и заучить с детьми шаблоны сочинений настоящей проблемой. Сюда же относятся банки сочинений по русскому и иностранному языку, литературе, банки готовых примеров, аргументов для ЕГЭ, которых много в интернете.
«Использование таких заготовок и шаблонов — безусловно, вредная практика, которая обессмысливает обучение, отвращает школьников от учёбы. Помимо прочего, заучивание подобных домашних заготовок создаёт у выпускников опасную иллюзию готовности к экзамену. Но на экзамене оказывается, что порассуждать на другую тему или решить похожую задачу с другими числовыми значениями выпускник не может», — отметила эксперт.
Для решения проблемы в этом году внесены изменения в формулировки заданий и критерии оценивания развёрнутых ответов по русскому языку, иностранному языку, обществознанию, исключающие использование домашних заготовок. Так, опираться в ответе нужно не на прочитанные ранее тексты, а только на тот, который представлен в задании.
Иногда в ФИПИ поступают обращения от учителей, которые просят дать образцы сочинения или другого развернутого ответа, которые можно считать эталоном. На каждое такое обращение институт отвечает, что ФИПИ никогда не будет давать никаких эталонов ответов, что лучшее сочинение — самостоятельно написанное, продуманное, содержащее собственные мысли и средства выразительности, подчёркивающие индивидуальность участника экзамена.
Поэтому, мнение о том, что именно разработчики ЕГЭ придумывают, и каждый год меняют какие-то рекомендации по поводу того, что можно писать, какими словами начинать ответ и прочее — не более, чем очередной миф, подчеркнула глава ФИПИ.
Оценят ли авторское сочинение?
Процедура проверки развёрнутых ответов ЕГЭ очень детально проработана и опирается на многолетний опыт. В регионах выстроена система отбора и подготовки экспертов предметных комиссий, председатели региональных предметных комиссий утверждаются Рособрнадзором после детального анализа деятельности комиссий в предыдущем году.
Каждая работа автоматически назначается на проверку двум экспертам, а при необходимости, назначается и третий эксперт из числа наиболее квалифицированных специалистов.
Оценивание проводится строго по установленным критериям, запрещены какие-либо произвольные, вкусовые требования экспертов. Если подобная практика необъективной проверки выявляется, то эксперт отстраняется от работы.
Во всех регионах участникам ЕГЭ доступен просмотр изображений своих работ и баллов экспертов, в случае несогласия с ними можно обратиться в конфликтную комиссию. Всё это обеспечивает защиту прав выпускников.
Разработчики заданий ЕГЭ после завершения каждого экзамена анализируют не только тенденции изменения результатов участников, но и качество заданий и экзаменационных вариантов в целом. Качество заданий, по словам Решетниковой, позволяет производить полноценный отбор выпускников в вузы с разными требованиями к подготовке абитуриентов, информирует портал info.sibnet.ru
Она добавила, что изменения в КИМ вносятся не для усложнения заданий, а для совершенствования и развития экзаменационных моделей. В том числе и для того, чтобы дать будущим участникам ещё больше возможностей для творчества, самостоятельности и креативности.
С примерами декабрьского сочинения по литературе для 11 класса можно ознакомиться здесь https://rustutors.ru/primersoch/primersochitog/
06.09.2019 11:16
www.kremlinrus.ru
Итоговое сочинение (изложение) | Федеральный институт педагогических измерений
2019-2020 учебный год
Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019-2020 учебный год
Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888
- Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
- Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
- Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
- Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.
Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.
Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
Итоговое сочинение в 2018-2019 учебном году
Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году
Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году
Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году
Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году
www.fipi.org
Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году
Тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года
Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.
В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы». Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.
«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2015-2016 учебный год
fipi.ru