Экономическая ситуация в россии и мнение: Падение экономики России из-за пандемии стало максимальным за 11 лет — РБК

Содержание

Эксперты объяснили, что мешает экономике России

Восстановительный рост российской экономики прервался, констатируют экономисты ЦМАКП. Преодоление «коронакризисного» шока, по их мнению, не переросло в импульс, способный подтолкнуть экономику РФ к новой волне экономического роста. Большинство опрошенных «Газетой.Ru» экспертов согласны с этим утверждением и без каких-либо системных изменений ждут лишь экономической стагнации в дальнейшем.

Продолжающиеся ограничения, импорт инфляции с продовольственных и сырьевых рынков и последние повышения ключевой ставки Банка России привели к тому, что к середине лета экономика России уперлась в некий потолок и уже не может развиваться дальше прежними темпами, говорится в обзоре «Анализ макроэкономических тенденций» за июль 2021 года от Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

Экономисты организации отмечают, что в стране прервалось довольно интенсивное расширение потребления населением, хотя общая тенденция его роста пока еще сохраняется (оборот розничной торговли, март: +0.

1%, апрель: +1.8%, май: -0.3%; платные услуги, соответственно, +4.6%, +0.5%, -3.4%: сезонность устранена).

По данным Росстата, после майского ускорения рост в промышленности приостановился, объем выпуска в июне уменьшился по сравнению с предшествующим месяцем. С устранением сезонного и календарного факторов индекс снизился на 0,4% в сравнении с маем.

При этом продажи продовольствия уже почти полгода колеблются примерно на одном и том же уровне, в то время как цены продолжают заметно расти — инфляция, по последним данным ЦБ, уже в конце прошлого месяца составила 6,5%.

«Антиинфляционная политика, опирающаяся на повышение ключевой ставки Банка России, неэффективна из-за «импорта инфляции» с мировых рынков и непоследовательна на фоне покупки валюты Минфином России для формирования бюджетных резервов и планового, но несвоевременного повышения тарифов на коммунальные услуги», — подчеркивают в ЦМАКП.

Откуда взяться росту

Директор центра Конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович не отрицает, что интенсивность экономического роста замедлилась, однако считает утверждение ЦМАКП о том, что «рост прервался» слишком пессимистичным.

«Компенсационный рост продолжается. Все данные Росстата со снятой сезонностью за второй квартал говорят об этом. В этом году мы «отобьем» то, что потеряли в прошлом. А дальше все зависит от того, как поведет себя эпидемия. Из-за нее страдает сектор услуг и не дает экономике расти более активно»

, — говорит Остапкович. Он прогнозирует по итогам года рост ВВП 3,5-3,8%. В прошлом году спад составил 3%.

Представители реального бизнеса в своих оценках более пессимистичны. По словам основателя обувной компании Ralf Ringer Андрея Бережного, бизнес не растет, так как нет возрата на инвестиции.

«Основных причин три. Конкурировать нам приходится с глобальными компаниями, производящими в Юго-Восточной Азии, где расходы на персонал в разы меньше, а компенсационных пошлин нет. Большая часть рынка находится либо в черно-серой зоне налогов, либо на льготных режимах», — заявил он «Газете.Ru».

«Откуда взяться росту, если до сих пор ведение бизнеса в России происходит «не благодаря, а вопреки», при чрезмерной и абсолютно разрушительной активности надзорных органов, стагнации платежеспособного спроса и непоследовательной монетарной политики ЦБ»

, — сетует глава Тверского муниципального округа Москвы Яков Якубович.

По его словам, подорвала ситуацию и новая волна коронавируса. «Продолжение этого тренда — замедление экономической активности — мы увидим и по результатам июня и июля», — отмечает он.

Ожидать устойчивого роста, по мнению собеседника «Газеты.Ru», можно только при выполнении комплекса условий: снятия ограничительных мер вследствие сокращения заболеваемости, завершения выборной кампании в ГД, создающей нестабильность, смягчения монетарной политики ЦБ РФ, а также создания благоприятных условий для развития бизнеса и защиты его от избыточного давления и произвола силовиков, надзорных ведомств и рейдеров.

Ждем у моря погоды

«Действительно, можно сколько угодно ждать, что восстановление российской экономики после спада само собой превратится в системное, устойчивое развитие с темпами выше 5%. Однако без ряда системных решений эти ожидания так и останутся ожиданиями», — заявил в беседе с «Газетой.Ru» советник уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей, директор Института экономики роста имени Столыпина Антон Свириденко. 

По его словам, сохранившиеся проблемы — недоступность капитала, непропорционально действующие налоговые режимы и никуда не девшееся административное давление — будут ограничивать рост именно восстановительным уровнем.

«А перспектива трансграничных углеродных налогов вообще создает риск временного спада, поскольку, как ни крути, размер российского ВВП линейно коррелирует с сырьевым экспортом. Чего не скажешь о золотовалютных резервах, которые наращиваются постоянно, даже когда снижаются поступления от сырьевого экспорта»

, — рассуждает эксперт.

Он также отмечает проблему отсутствия в России «нормального класса инвесторов», которые, зная «все прелести» российской юрисдикции, выбирают другие страны. Но и последних, по его словам, становится в последнее время все меньше. Под стать этому действуют и население, и малый бизнес, не доверяющие государству.

«Вот и получается, что разные экономические агенты тянут экономику в разные стороны, как лебедь, рак и щука. У каждого свои интересы, нет какой-то объединяющей силы. Своего Кейнса или Дэн Сяопина пока не нашлось. А для изменений должны быть более смелые шаги и иная система управления, где за текущее управление будут отвечать одни, а за развитие — строго другие»

, — заключает эксперт.

Однако пессимизм российских экономистов, похоже, не разделяют экономисты Международного валютного фонда (МВФ), отмечающие, что российская экономика восстанавливается быстрее, чем ожидалось, в результате чего организация улучшила свой прогноз на 2021 год. По сравнению с апрельскими оценками, прогноз роста ВВП России в нынешнем году в последних данных МВФ был улучшен на 0,6 п.п. — до 4,4%.

«Восстановление происходит раньше, чем мы ожидали. Как уже отмечалось, мы наблюдаем признаки этого укрепления, это касается не только сферы производства, но также возобновления экономической [деятельности] и укрепления сферы услуг»

, — заявила во вторник на специальном брифинге, посвященном публикации обновленного доклада организации о перспективах развития мировой экономики, заместитель директора исследовательского департамента организации Петя Коева-Брукс.

Проклятая неопределенность. Почему в этом году в России не будет экономического роста

Прогноз всегда был делом неблагодарным, особенно в условиях неопределенности экономической ситуации. Тем не менее, оценки важны и нужны, и именно потому, что как раз экономическая неопределенность сегодня остается важнейшим фактором, сдерживающим предпринимательскую активность в современной России.

И все же делать прогнозные оценки становится труднее, поскольку наблюдается все большее расхождение между последними официальными статистическими показателями макроэкономического характера и так называемыми показателями–индикаторами. К примеру, Росстат подтверждал оценку роста ВВП в III квартале 2019 года — плюс 1,7% к соответствующему периоду прошлого года. Оценки за I и II кварталы 2019 года остались прежними: плюс 0,5% и 0,9%, соответственно. Отсюда вроде бы следует, что темпы роста экономики увеличились — по нарастающей.

Однако тот же Индекс PMI обрабатывающих отраслей России опустился в ноябре 2019 года до минимального значения с мая 2009 года, составив 45,6 баллов (еще в мае 2019 года он составлял 52,8 баллов). В декабре 2019 года Индекс PMI, правда, немного вырос — до 47,5 баллов, но, как известно, значение менее 50 баллов все равно свидетельствует о спаде. А согласно официальной статистике — у нас ускоряющийся рост.

Реклама на Forbes

То есть получается, что текущие официальные статистические показатели не вызывают должного доверия. И как тогда их можно использовать в качестве отправной точки для построения прогноза?

Ладно, будем исходить из того, что если и врут, то не сильно. То есть по итогам 2019 года мы, по всей видимости, будем иметь какой-никакой рост по ВВП. Около 1,3%, может быть, чуть меньше. И именно с таким, очень скромным и не вызывающим доверие показателем мы вступаем в 2020 год.

С точки зрения внутренних условий особого негатива в 2020 году ждать не стоит. Во всяком случае, сюрпризов в виде серьезного изменения налоговых условий, вроде нового повышения ставки НДС, не будет — и то уже хорошо. Минэкономразвития планирует, что ВВП в 2020 году вырастет на 1,7%, а в 2021 году — уже на 3,1% — с тем, чтобы к 2024 году было 3,3%. Это то самое вожделенное превышение среднемировых темпов роста мировой экономики, которое должно быть обеспечено в соответствии с майскими указами президента 2018 года.

Спрашивается: а с чего вдруг такое ускорение темпов экономического роста?  Ответ: инвестиции в основной капитал, согласно прогнозу Минэкономразвития, начнут резко расти. В 2020 году на 5%, в 2021 году — на 6,5%, и т.д. Вопрос: с чего вдруг они будут так расти? Резко снизится неопределенность экономической ситуации? Нет. Частники вдруг решатся на многомиллиардные инвестиции, понуждаемые к этому законом о защите и поощрении капиталовложений? Но эффект от этого закона будет совсем не таким однозначным, как это дело представляют себе власти, потому что создание индивидуальных условий для тех или иных проектов — это далеко не изменение всего инвестиционного климата.

Резкое ускорение роста инвестиций в основной капитал за счет реализации национальных проектов?  Да, нацпроекты, безусловно, положительно повлияют на динамику инвестиций в основной капитал, но вряд ли они способны оказать столь значительное влияние, учитывая, что доля госинвестиций в общем объеме таковых в последние годы не превышала 14-15%.

Все эти факторы говорят не в пользу того, что темпы роста российской экономики будут увеличиваться.

Теперь оценим перспективы мировой экономики, потому что этот фактор будет оказывать очень важное влияние на экономику России. Мировая экономика замедляется. По осенней оценке МВФ, ее прирост в 2019 году оценивался всего лишь в 3%. Да, тут можно иронично усмехнуться, потому что о «всего лишь» 3%-м приросте российской экономики нам самим пока можно только мечтать. Однако не будем забывать, что такие темпы роста мировой экономики будут самыми низкими, начиная с 2009 года. Нам это важно потому, что замедление роста мировой экономики для России оборачивается замедлением темпов роста спроса на углеводородное сырье. В условиях, когда наша экономика по-прежнему критично зависит от экспорта такого сырья, это, безусловно, является негативным фактором.

Пока не просматриваются причины, по которым тенденция замедления мировой экономики может измениться в 2020 году в сторону ее ускорения. Торговые войны продолжатся, то затухая, то разгораясь с новой силой. Будет набирать силу борьба с глобальным потеплением климата, что означает введение определенных ограничений с точки зрения потребления ископаемых ресурсов. Это будет замедлять темпы роста экономики (недаром администрация президента США Дональда Трампа так не хочет брать на себя «климатические» обязательства).

Главное зло заключается в том, что санкции формируют высокую степень экономической неопределенности, а это тормозит инвестиции.

Отметим и еще один фактор замедления мировой экономики — растущую социальную напряженность. И это уже не только движение «желтых жилетов» во Франции в 2018-2019 годах. Это и протесты в Гонконге, кризис в Чили, беспорядки в Эквадоре, протесты в Ливане, и т.д. Очевидно, что подобной напряженности не наблюдалось уже довольно давно. В мире становится все более неспокойно.

Экономические последствия нарастающих социальных протестов очевидны: замедление темпов роста экономики. Ярчайший пример в этом плане — Гонконг, ВВП которого обвалился в III квартале 2019 года на 2,9% по сравнению с III кварталом 2018 года, что явилось худшим результатом, начиная с кризисного 2009 года.

Вот и получается, что замедление темпов экономического роста мировой экономики будет ощутимо сказываться на состоянии российской экономики.

Наконец, санкции. Они сохранятся и в 2020 году, и вообще в обозримом будущем. Антироссийские санкции оказывали и продолжают оказывать свое негативное воздействие на экономику страны. И не надо уповать на то, что Россия справилась с санкционным давлением. Главный негатив от санкций не в том, что Россия не получит какие-то деньги в виде кредитов или технологии. Главное зло заключается в том, что санкции формируют высокую степень экономической неопределенности, а это тормозит инвестиции.

И уж точно не уменьшит, а, напротив, повысит экономическую неопределенность в России политический фактор. Молниеносная спецоперация по радикальному изменению Конституции и перетряске правительства может означать все, что угодно, но никак не стабильность. Политика, как известно, сильно влияет на экономику, а уж в нашей-то стране тем более. У бизнеса, у инвесторов возникает естественное желание подождать, чтобы понять, чем это все закончится. А понять трудно, очень трудно.

Вот и получается такая картина: Россия вошла в 2020 год с низкими темпами экономического роста и с очень неважными перспективами его ускорения, потому что внутренние условия для этого оставляют желать лучшего, мировая экономика замедляется, а санкции против России не ослабевают, а тут еще и конституцию и правительство затеяли менять. В таких условиях удержать темпы экономического роста экономики России в положительной зоне уже будет успехом. Предлагаю ориентироваться на прирост ВВП в 2020 году в районе 0 — 1%. В общем, будем болтаться практически около нуля.

Зачем российской экономике нужен слабый рубль? » Мнения экспертов

Для текущей экономической ситуации в России слабый рубль выгоднее. Почему? На этот вопрос ответила Анна Кокорева, заместитель директора аналитического департамента Альпари.

Вопрос о том, нужен ли России сильный рубль, не совсем корректный. Правильно будет задать вопрос, нужен ли российской экономике сильный рубль? И ответ на него лежит на поверхности, он очевиден – нет, не нужен. Большая часть общественности возмутится такому прямому ответу, но если вникнуть в сегодняшнюю экономическую ситуацию, то все становится ясно.

Что мы имеем на сегодняшний день? Санкции, которые ограничивают экономический рост страны, зависимость от валютного курса (в частности, от доллара), зависимость от цен на сырье, сильную конкуренцию, высокую процентную ставку и дефицит бюджета. И это далеко не полный перечень проблем российской экономики.

Что дает экономике слабый рубль?

Падение доходов населения, снижение уровня внутреннего спроса, высокий уровень инфляции, высокие процентные ставки по кредитам, рост стоимости обслуживания внешнего долга, рост затрат для производителей, работающих с импортным сырьем и технологиями. Вот список основных минусов от текущего валютного курса.

Однако, с другой стороны, слабый рубль поставил производителей из ряда отраслей перед выбором: либо развивать свои технологии и производить свой продукт, либо закрывать бизнес. Только попав в жесткие условия, российский бизнес впервые столкнулся с необходимостью иметь отечественный аналог во всем, и для экономики это хорошо, так как заставляет постепенно восстанавливаться и развиваться.

Наибольшую выгоду от слабого рубля получает бюджет и экспортеры. Экспортная выручка в рублях растет, а значит увеличиваются доходы бюджета. С учетом экономической программы на ближайшие 6 лет, которую озвучил президент, налоговые поступления – это один из основных источников доходов бюджета. Спрос на государственные облигации упал, также возможны риски санкций в отношении ОФЗ, ситуация развивается таким образом, что в ближайшем будущем Россия вообще откажется от внешних заимствований и в этом случае основная ставка будет на доходы от экспорта.

Стоит напомнить, что и резервные фонды, за счет которых экономике удалось продержаться с 2014 по 2017 годы, пусты и их необходимо пополнить, а пополняются они за счет тех самых сверхдоходов от продажи нефти и газа за рубеж. Более того, Минфин РФ убивает двух зайцев: покупая валюту на внутреннем рынке, он поддерживает и рубль в слабом состоянии, и пополняет резервы.

Ну и наконец, дешевый рубль делает российские активы, товары и услуги привлекательными для иностранцев. Да, мы не видим притока иностранных инвестиций в силу геополитических рисков, но торговый оборот России растет.

Что поменяется, если рубль станет крепким?

С одной стороны, увеличится покупательная способность населения, граждане смогут позволять себе больше, чем сейчас. Цены на ряд товаров и услуг снизятся. В совокупности это простимулирует внутренний спрос. Но возникает вопрос, станут ли граждане покупать больше отечественных товаров или отдадут предпочтение иностранным или вовсе будут тратить свои средства за рубежом? А если так, то какая в этом польза для экономики? Единственные, кто на этом заработает, это ритейлеры.

Крепкий рубль означает низкий уровень инфляции, а значит ключевая ставка снизится, кредиты станут доступнее для граждан и юридических лиц. С одной стороны, это опять стимулирует потребление и развитие бизнеса. С другой стороны, сегодня российские банки ограничены в привлечении финансов из-за рубежа, соответственно, может возникнуть ситуация, когда банки не смогут покрыть возникший повышенный спрос на кредиты и тогда ставка вновь начнет расти. Таким образом, позитивный эффект является спорным, а точнее краткосрочным.

Крепкий рубль может обрадовать производителей. Да, может, особенно тех, чье производство завязано на импортные технологии и сырье. Если сегодня дороговизна иностранного сырья и технологий стимулирует развивать собственные технологии, переходить на отечественные аналоги, то крепкий рубль зарежет эту тенденцию на корню. Товары других производителей от сильного рубля потеряют конкурентоспособность в первую очередь на внешних рынках, так как перестанут быть дешевыми. Экспортерам сырья, основным налогоплательщикам и кормильцам бюджета, сильный рубль тоже не нужен, это приведет к падению выручки в рублях. Снижение выручки – это снижение доходов бюджета.

Пожалуй, неоспоримым плюсом от сильного рубля будет рост золотовалютных резервов ЦБ РФ и уменьшение стоимости обслуживания внешнего долга.

Фактически и в слабом, и в сильном рубле есть плюсы и минусы для экономики, но для текущей ситуации слабый рубль выгоднее, как только ситуация начнет меняться в лучшую сторону, то правительство позволит рублю укрепиться. За бортом остается лишь население, которое в кризисной ситуации не воспринимается как инструмент, способствующий развитию экономики.

На конец октября мы наблюдаем снижение рублевых пар, однако цены на нефть падают, в США грядут выборы в Конгресс и обсуждение очередного пакета санкций в отношении России. Если санкции будут приняты в ноябре, то для рубля это станет новым ударом, нужно быть готовыми к возможной волне ослабления рубля. В среднесрочной перспективе угрозу для рубля представляет рост ставок ФРС США. Фактически к концу года курс может быть выше текущих отметок.

По материалам Альпари

 

3. Экономический рост, ведущий к увеличению занятости (Восточная Европа и Центральная Азия)

Устойчивое развитие

Достойный труд

ЭкономикаОбществоЭкологияЗанятостьЗащитаПраваДиалог
Актуальные задачи ЦУР

1.b, 8.3, 8.5, 8.6, 8.8, 8.b

Актуальные результаты политики
1, 10


Экономический рост сам по себе не обязательно означает увеличение количества и качества рабочих мест, особенно для малоимущих, незащищенных категорий населения — всех, кому угрожает опасность остаться за бортом жизни. Это скорее предварительное условие роста производительной занятости, объединенный результат повышения производительности труда и увеличения занятости. Поэтому темпы экономического роста задают абсолютный потолок, в пределах которого может происходить рост занятости и производительности труда. При этом большое значение также имеет структура или характер роста. Влияние экономического роста на производительную занятость зависит не только от его темпов, но и от того, насколько эффективно он преобразуется в создание производительных рабочих мест. Последнее в свою очередь зависит от ряда факторов, таких как отраслевая структура роста и капиталоемкость (трудоинтенсивность) роста внутри отдельных секторов. Обычно нужно не только увеличивать количество рабочих мест, но и повышать производительность труда, а также уровень дохода от занятости. Поэтому предметом анализа экономического развития с точки зрения занятости должна быть оценка того, в какой степени экономический рост удовлетворяет потребность в увеличении количества рабочих мест и повышении производительности труда (дохода). Для такого, чтобы такая оценка была значимой, ее нужно выполнять в отраслевом разрезе. При этом главное значение для устойчивости экономического развития в средней и долгосрочной перспективе имеет то, в какой мере экономический рост ассоциируется с производительной трансформацией и направляется ею (19).

Индикаторы, измеряющие способность экономики создавать достаточные возможности для трудоустройства населения, могут дать полезную информацию о результатах экономического развития в целом. К этим индикаторам относятся уровень безработицы, доля занятых в общей численности населения, уровень экономической активности населения и трудоинтенсивность роста или его эластичность по отношению к выпуску — этот последний индикатор измеряет, какое количество роста занятости приходится на 1 процентный пункт экономического роста. Сокращение составляющей роста, связанной с занятостью, должно настораживать. Включение аспектов занятости и достойного труда в состав политики экономического роста и сокращения бедности способствует максимальному распространению результатов роста на все население, обеспечивая его устойчивый и всеохватный характер.

Особое внимание следует уделять положению «работающих бедных», особенно в тех странах, где формальная экономика мала и где многие мужчины и женщины, несмотря на то, что они заняты — подчас тяжелым и ненормированным трудом — неспособны заработать достаточно средств для того, чтобы преодолеть собственную нищету и нищенское положение их семей. Среди тех, кто сочетает оплачиваемый труд с неоплачиваемым, женщины работают дольше мужчин, что не только усугубляет их материальное положение, но и еще больше подрывает их возможности получить достойную работу (8).

За последние пятнадцать лет МОТ, ПРООН, ОЭСР, ДЭСВ ООН, Всемирный банк и другие органы выполнили значительный объем аналитической работы, посвященной взаимосвязям между занятостью, ростом и бедностью [см., например: (20)]. В своем докладе о мировом развитии 2013 года, озаглавленном «Создание рабочих мест», Всемирный банк отметил ключевую роль занятости в повышении уровня жизни, социальной интеграции и производительности труда (21). ПРООН в своем докладе о человеческом развитии 2015 года, озаглавленном «Труд во имя человеческого развития», стремилась установить взаимосвязь между трудом (понимаемым в расширенном смысле) и человеческим развитием (22). Совместная конференция МОТ и МВФ, расширенном смысле) и человеческим развитием (22). Совместная конференция МОТ и МВФ, состоявшаяся в Осло в 2010 году, была посвящена изучению взаимосвязей между ростом, занятостью и социальной интеграцией. Связь между ростом, занятостью и бедностью также была центральной темой внеочередного совещания на высшем уровне Африканского союза, состоявшегося в Уагадугу в сентябре 2004 года и посвященного проблеме занятости и нищеты. В декларации, принятой по этому поводу главами государств-участников, указывалось, что «создание рабочих мест составляет очевидную и определяющую цель нашей экономической и социальной политики на национальном, региональном и континентальном уровне, которая направлена на сокращение масштабов бедности и повышение уровня жизни наших народов» (23).

Для того, чтобы добиться трансформации роста в занятость, МОТ выступает за разработку глобальных программ и формирование партнерств, имеющих целью создание возможностей для более качественного трудоустройства, и способствует этому процессу. На уровне стран ее целью является поддержка усилий трехсторонних участников по разработке, реализации и контролю выполнения согласованных и учитывающих национальную специфику программ и мер, которые способствуют созданию качественных рабочих мест при помощи стратегий экономической диверсификации и инвестиций, подготовки кадров, отвечающих текущим и перспективным потребностям рынка труда, а также активной политики содействия занятости и посреднических услуг на рынке труда в интересах наиболее уязвимых категорий населения. К таковым относятся программы и меры, способствующие переходу в формальную экономику, а также созданию возможностей трудоустройства и получения дохода в сельской экономике (по этому вопросу см. отдельный раздел).

Взаимосвязь ПДТ и ЦУР

В самой формулировке ЦУР 8 — «содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех» — признается, что экономический рост может быть всеохватным лишь в том случае, если создает рабочие места и содействует достойному труду. В силу тесных взаимосвязей между ростом, занятостью и сокращением бедности мероприятия, поддерживающие ЦУР 8, одновременно поддерживают ЦУР 1 (снижение бедности) и ЦУР 10 (достижение равенства). При этом задачи, связанные с ЦУР 8, охватывают широкий круг аспектов, относящихся к ПДТ, таких как производительность труда (8.2), предпринимательство (8.3), «зеленые» рабочие места (8.4), создание рабочих мест (8.5), молодежная занятость (8.6), детский и принудительный труд (8.7), охрана труда (8.8), трудоинтенсивное развитие (8.9) и доступ к финансированию (8.10). Задача 8.b предполагает реализацию Глобального пакта МОТ о рабочих местах (2009), фундаментальная цель которого состоит в том, чтобы заложить международно согласованную основу политики, призванной сократить промежуток времени между подъемом экономики и появлением возможностей для достойного труда.

С точки зрения достойного труда тема трудоинтенсивного экономического роста, разумеется, преимущественно связана с компонентом занятости ПДТ; но в силу комплексного характера данной программы МОТ, выступая за повышение трудоинтенсивности экономического роста, одновременно принимает во внимание три другие составляющие.

Абсолютные приоритеты политики

Многие из документов МОТ так или иначе связаны с проблемами занятости. С точки зрения трудоинтенсивного экономического роста главные из них — Конвенция 1964 года о политике в области занятости (№ 122) (считается одним из приоритетных актов МОТ и ратифицирована 111 государствами-членами) и Рекомендация № 122 к ней (дополняет Конвенцию № 122), а также Конвенция 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы (№ 168) и дополняющая ее Рекомендация № 176, а также дополнительная Рекомендация 1984 года о политике в области занятости (№ 169). Применение трудовых норм является составной частью программ МОТ по содействию занятости.

Содействие занятости и связь между ростом и занятостью особенно интересуют государство и социальных партнеров и поэтому во всех странах являются предметом социального диалога, особенно в ситуации экономического кризиса или промышленного спада.

Стратегия МОТ в области занятости объединяет в себе гендерный подход, который учитывает результаты исследований, проводимых в рамках Инициативы МОТ «Женщины в сфере труда», и укрепление потенциала в области гендерного равенства и недопущения дискриминации.

С точки зрения занятости изменение климата и экологические тенденции в экономике можно одновременно рассматривать и как возможности, и как риски, так как это меняет отраслевую структуру экономики страны. Для того, чтобы переход к новой экономике был справедливым, такие изменения должны сопровождаться макроэкономической политикой, способствующей созданию рабочих мест, а также инвестициями в отраслевую, промышленную и торговую инфраструктуру и, кроме того, реализацией экологических стратегий, создающих как можно больше качественных рабочих мест и одновременно содействующих развитию и структурной трансформации предприятий.

Партнерства

МОТ работает над созданием почвы для глобальных усилий по обеспечению согласованных подходов к трудоинтенсивному макроэкономическому росту и наращивает свою поддержку мероприятиям, имеющим целью увеличить количество качественных рабочих мест, в том числе с помощью возглавляемой ею Глобальной инициативы по созданию достойных рабочих мест для молодежи, которая является общей для всей системы ООН. Глобальные усилия по защите интересов трудящихся также предпринимаются в составе Группы двадцати и БРИКС20, способствуя политике занятости в рамках кооперации «юг-юг». Партнерства и сотрудничество внутри системы ООН, международных финансовых организаций, региональных экономических комиссий, банков развития и субрегиональных экономических сообществ предполагается расширять для решения задач, связанных с занятостью, и достижений целей Повестки дня до 2030 года. Для реализации этой стратегии на национальном уровне необходимо, в частности, участие таких ведомств, как министерство экономики, министерство финансов и министерство промышленности при тесном взаимодействии со страновыми группами ООН.

Возможности МОТ

Работой МОТ по содействию такому экономическому росту, который создает рабочие места, руководит Департамент МОТ по вопросам политики занятости, отвечающий за разработку комплексной политики занятости, развития и подготовки кадров, имеющей целью обеспечить максимальное влияние экономического роста, инвестиций и развития на занятость. В состав этого департамента входят три отдела: отдел по развитию и инвестициям (DEVINVEST), отдел политики в области занятости и рынка труда (EMPLAB), а также отдел по профессиональным навыкам и возможностям трудоустройства (SKILLS). DEVINVEST обеспечивает координацию мероприятий — в том числе в рамках флагманской программы МОТ «Рабочие места в целях обеспечения мира и потенциала противодействия» — по преодолению кризисных ситуаций, в том числе в странах с неустойчивой экономикой. Последняя Рекомендация МОТ, принятая в 2017 году для замены и пересмотра Рекомендации 1944 г. (№ 71), называется Рекомендация о занятости и достойном труде в целях обеспечения мира и потенциала противодействия (№ 205).

Многие другие департаменты и подразделения МОТ также вносят свой вклад в достижение трудоинтенсивного экономического роста: среди них прежде всего стоит назвать департамент по развитию предприятий, за которым следуют подразделения по сельской и неформальной экономике, миграции и отраслевой деятельности, а также департамент исследований.

Дополнительная информация

Департамент по вопросам политики занятости имеет собственный информационный центр, доступный по следующей ссылке. Центр включает в себя несколько баз данных о
  • молодежной занятости
  • индикаторах состояния рынка труда
  • трудоинтенсивных технологиях
Другие материалы можно найти в разделе содействие занятостибиблиотеки сайта МОТ.

19. ILO. Decent Work Country Diagnostics — Technical Guidelines to draft the Diagnostics Report. Geneva : ILO, 2015.

8. ILO. Women at Work Trends. Geneva : ILO, 2016.

20. Osmani, S.R. Exploring the Employment Nexus: Topics in Employment and Poverty. New York & Geneva : UNDP and ILO, 2002.

21. World Bank. World Development report — Jobs. Washington : World Bank, 2013.

22. UNDP. Human Development Report 2015: Work for Human Development. New York : UNDP, 2015.

23. African Union. Declaration on employment and poverty aleviation in Africa. Addis Ababa : African Union, 2004.

20 — Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР.

Как экономика и здоровье влияют друг на друга — ECONS.ONLINE

Меры по борьбе с пандемией коронавируса приведут экономики стран к рецессии. Один из важнейших вопросов при оценке экономических и социальных последствий кризиса: будет ли сам по себе экономический кризис, вызванный коронавирусом и ограничительными мерами, дополнительным – помимо пандемии – ударом по здоровью населения и фактором прироста смертности?

Здоровье населения и ВВП

Если смотреть на корреляцию между уровнем дохода стран и смертностью, то связь прослеживается прямая: чем богаче страна, тем ниже смертность и выше ожидаемая продолжительность жизни. Эту зависимость показали еще в 1996 г. Лент Притчетт (Всемирный банк) и Ларри Саммерс (впоследствии министр финансов США и экономический советник в администрации Барака Обамы), и она до сих пор не меняется – так, она наблюдается и в данных за 2018 г. Но, хотя в данных мы видим положительную корреляцию между валовым внутренним продуктом и продолжительностью жизни, из нее не следует наличие причинно-следственной связи. Ведь, например, не только увеличение ВВП может вести к улучшению здоровья граждан, но и улучшение здоровья нации может вести к росту экономики.

Наиболее простой способ показать причинно-следственную связь – это посмотреть на экзогенные шоки (или, как говорят экономисты, использовать естественные эксперименты), затрагивающие либо здоровье, либо ВВП и доходы, и оценить, как эти шоки опосредованно повлияют на другие показатели.

Если смотреть на влияние здоровья на экономический рост, то здесь можно привести несколько исторических примеров. Например, обладатель медали Джона Бейтса Кларка Дарон Аджемоглу и его соавтор, профессор MIT Саймон Джонсон показали, что изобретение и повсеместное применение антибиотиков в 1930–1940-х гг. привели к росту продолжительности жизни и уменьшению смертности, но не сильно сказались на изменении ВВП. С другой стороны, профессор Джеффри Сакс и его соавтор Джон Люк Галлап (Гарвард) продемонстрировали, что активная борьба с малярией в странах Африки южнее Сахары привела бы к росту ВВП на этой территории примерно на 2,6% в год.

Но не менее интересна другая зависимость: как падение доходов может повлиять на здоровье? Здесь естественными натуральными экспериментами для анализа являются предыдущие экономические рецессии и кризисы, которые с завидной регулярностью происходили во всех частях света.

В последние двадцать лет целый ряд исследований отдельно анализировали влияние рецессий и кризисов на смертность. Впрочем, их выводы неоднородны и существенно различаются для развитых и развивающихся стран. Одним из самых известных исследований в этой сфере стала серия работ Кристофера Рума из Университета Вирджинии, опубликованная в начале 2000-х гг. Рум показал, что в США в последней четверти ХХ в. темпы прироста смертности снижались вместе с темпами роста экономики. Во время рецессии люди отказывались от многих вредных привычек. В результате смертность от группы болезней, вызванных последствиями курения и избыточным весом, а также от сердечно-сосудистых и некоторых других заболеваний снижалась, уменьшая общую смертность. Более поздние работы находили похожий эффект.

Впрочем, другие исследования последних лет не обнаружили значимой корреляции между смертностью и рецессиями в развитых странах. Так, тот же Рум в более поздней работе, в которой он расширил период анализа своих предыдущих исследований, показал, что теперь на новых данных вплоть до 2010 г. уже не наблюдается отрицательной зависимости между смертностью и рецессиями. Похожие результаты также были получены в работе нобелевских лауреатов 2019 г. Абхиджита Банерджи и Эстер Дюфло с соавторами, в которой использовались данные о доходах и здоровье населения Франции конца XIX – начала XX в.

В отличие от развитых стран, в развивающихся экономиках и особенно в довольно бедных странах во время экономических кризисов и рецессий часто наблюдается увеличение смертности. Существует несколько механизмов, объясняющих это явление.

Во-первых, как правило, кризисы бьют гораздо сильнее по развивающимся странам, чем по развитым. В них и ВВП сокращается больше, и доходы населения, и жизненные стандарты падают сильнее, больше растет бедность. Во-вторых, здоровье населения может быть поставлено под угрозу из-за низкого уровня социальной защиты и медицинского обеспечения, а также кредитных ограничений, отсутствия накоплений у бедных слоев населения, препятствующих возможности сгладить экономические шоки: как результат – ухудшение качества питания, низкое внимание к профилактическим медицинским сервисам, а также нехватка средств на лекарства и оплату медицинских услуг бедными слоями населения.

Все это в кризисные периоды приводит к росту смертности. Кроме того, ухудшение медицинской помощи из-за нехватки персонала и снижение государственных расходов на систему здравоохранения при особенно тяжелых экономических спадах также приводят к увеличению смертности во время рецессий и кризисов.

Смертность во время кризисов в России

Наиболее значительный эффект влияния экономических шоков на смертность был зафиксирован как раз для России и стран бывшего СССР в период экономического кризиса, последовавшего за распадом Советского Союза. Этому вопросу посвящены многочисленные исследования – как в экономической, так и в медицинской литературе.

Здесь стоит сделать одну существенную оговорку: исследования показали наибольший эффект для России, что частично объясняется увеличением потребления алкоголя: помимо стандартных проблем, с которыми сталкивается развивающаяся страна в период кризиса, в России потребление алкоголя является дополнительным существенным фактором, влияющим на смертность. В частности, это наблюдалось во время кризиса 1990-х гг. из-за ослабления регулирования алкогольного рынка и стресса (в связи с разрушением экономических и политических институтов). В результате помимо увеличения смертности наименее защищенных слоев населения – пенсионеров, детей и жителей деревень – наблюдалось значительное увеличение смертности среди людей трудоспособного возраста – особенно мужчин, наиболее восприимчивых к алкоголю.

С начала 1990-х гг. потребление алкоголя в России снизилось, тем не менее наш анализ показывает, что и во время кризиса 2009–2010 гг., второго по масштабам в постсоветской истории после кризиса, последовавшего за распадом СССР, смертность также увеличилась по сравнению с трендовым уровнем. Хотя тогда в России уже была работающая система регулирования алкогольного рынка, а экономические институты стали более развитыми.

В наших расчетах мы сконцентрировались на анализе смертности людей пенсионного возраста, одной из наиболее уязвимых групп населения. В этой возрастной группе последствия употребления алкоголя не являются основной причиной смертности, и поэтому выводы, полученные при анализе смертности в предыдущие кризисы, проще будет экстраполировать на сегодняшнюю ситуацию – несмотря на различия в объеме потребления алкоголя. К тому же в случае с пенсионерами проще выделить причинно-следственный эффект, так как нет обратной связи: ухудшение здоровья трудоспособного населения ведет к дополнительному ухудшению экономической ситуации.

Согласно нашему анализу, в период распада СССР смертность выросла на 20% для мужчин и на 15% для женщин. В период финансового кризиса 2009–2010 гг. смертность – по сравнению с общим трендом – выросла на 3,5% и 2,9% соответственно. Так как падение ВВП в период распада СССР было в пять раз больше, чем в период финансового кризиса, то эластичность уровня смертности по ВВП в обоих случаях сопоставима. Согласно нашему исследованию, 10-процентное падение ВВП приводит к 3-процентному росту смертности пенсионеров. Стресс, нехватка средств на лекарства, недостаток социальной и медицинской помощи – все стандартные для кризисов факторы действуют и в этом случае.

Учитывая, что в период пандемии пожилые люди оказались еще более уязвимы, поскольку смертность от коронавирусной инфекции в этой группе наиболее высока, помощь, которая позволила бы сгладить последствия экономического шока, становится особенно важной. Так, в середине 2010 г. правительство пошло на очень важный шаг и значительно подняло пенсии пенсионерам, что способствовало уменьшению смертности.

Материал публикуется в рамках цикла онлайн-лекций РЭШ «Экономика и жизнь». 28 мая состоялась лекция профессора РЭШ Евгения Яковлева «Эпидемия: как экономика и здоровье влияют друг на друга?», видеозапись и материалы лекции доступны на сайте РЭШ.

Делягин предупредил россиян со сбережениями

11 июля 2021, 13:30

В России Деньги Экономика



Российские денежные власти обязательно прибегнуть к очередной девальвации рубля.

Такое мнение высказал известный российский экономист Михаил Делягин, сообщает ИА DEITA.RU со ссылкой на YouTube-канал «Аврора».

По его словам, социально-экономическая обстановка в стране будет лишь удушаться. Одной из главных проблем сейчас стала инфляция, с которой правительство и Центробанк не могут справиться вот уже полгода. Рост цен будет продолжаться. Это естественным образом скажется на покупательной способности большинства россиян и приведёт к снижению деловой активности.

Для того, чтобы исправить данную ситуацию, как объяснил эксперт, монетарные власти и могут прибегнуть к девальвации, т.к. иных инструментов для стимулирования элементарного воспроизводства экономики у представителей либерального руководства страны просто нет. В этой связи, россиянам стоит подготовиться к скорым финансовым трудностям.

В частности, как предупредил эксперт, из-за девальвации произойдёт частичное «обнуление» денег. Иными словами, количество товаров и услуг, которые можно будет купить за тот же объём средств, что и сегодня, станет меньше. С тем, что сбережения будут терять свою стоимость, уже согласились официальные власти, повысив прогноз по инфляции к концу года.

Для того, чтобы уберечь свои накопления от негативных последствий, Делягин посоветовал россиян закупиться надёжной европейской валютой, например, швейцарским франком.

Автор: Дмитрий Шевченко

в зоне особого внимания СНГ должен находиться поиск опорных точек развития интеграции

12 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. В зоне особого внимания СНГ должны находиться вопросы поиска защитных механизмов и опорных точек развития интеграции. Такое мнение высказал премьер-министр Беларуси Роман Головченко на очередном заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, которое проходит сегодня в формате видео-конференц-связи, передает корреспондент БЕЛТА.

«В зоне особого внимания СНГ и других интеграционных объединений должны находиться вопросы поиска защитных механизмов и опорных точек развития в первую очередь в рамках собственного региона с поддержанием тенденций на дальнейшую интеграцию», — сказал Роман Головченко. В связи с этим, по мнению премьер-министра, особое значение имеет созданная зона свободной торговли товарами, обеспечивающая благоприятные условия для развития экономик.

«Усилиями белорусского председательства совместно с государствами — участниками СНГ продолжена активная работа над проектом соглашения о свободной торговле услугами. Рассчитываем, что в ближайшее время соглашение будет подписано. Это предоставит дополнительную возможность для устойчивого экономического развития в интересах стран Содружества на основе обеспечения комплексной зоны свободной торговли», — подчеркнул глава белорусского правительства.

Роман Головченко сообщил, что повестка заседания включает весомый пакет документов, направленных на дальнейшее развитие Содружества. В него вошли комплексный план мероприятий на 2021-2025 годы по реализации межгосударственной программы инновационного сотрудничества на период до 2030 года, концепция стратегического развития железнодорожного транспорта до 2030 года, план мероприятий по проведению в СНГ в 2022 году Года народного творчества и культурного наследия и другие. «Все это свидетельствует о потенциале СНГ и имеющихся перспективах дальнейшей реализации его масштабной повестки. Вместе с тем стремительность происходящих в мире событий диктует необходимость постоянной адаптации Содружества к современным реалиям и выработки наиболее эффективных решений», — подчеркнул премьер-министр.

Глава белорусского правительства также затронул эпидемиологическую ситуацию: «От нее во многом зависит экономическая устойчивость стран, благополучие граждан, здоровье и человеческие жизни. К сожалению, обуздать распространение коронавирусной инфекции пока полностью не удается, несмотря на летний спад заболеваемости. В ряде стран, в том числе и в наших, наблюдается новый устойчивый рост числа инфицированных с гораздо более сложной симптоматикой и течением болезни». Ситуация, по его мнению, усугубляется мутированием вируса, его постоянной адаптацией к новым препаратам и схемам лечения.

«Считаю, что мы весьма неплохо среагировали при возникновении эпидемиологической ситуации, оперативно приняли целый ряд комплексных мер, в том числе упреждающего характера, оказывали поддержку друг другу в это очень непростое время. С учетом прогноза развития ситуации предлагаю продолжить координацию и выработку мер взаимной поддержки для обеспечения устойчивого функционирования экономик и систем здравоохранения», — подчеркнул Роман Головченко.-0-

Мнения россиян по экономике и бытовым вопросам

Экономические настроения в России прохладные, но они восстановились после спада 2015 года, который отчасти был вызван западными санкциями и резко низкими ценами на нефть. Сегодня россияне разделились: 46% считают экономическое положение России хорошим, а 49% — плохим. Высокообразованные россияне немного более позитивно относятся к экономике (49%), чем малообразованные (39%).

Россияне также с растущим оптимизмом смотрят на экономическое будущее страны, хотя многие по-прежнему смотрят в будущее с трепетом.Сегодня 43% думают, что экономическая ситуация улучшится в следующем году, и эта доля аналогична 38% в 2015 году, но значительно выше, чем во время глобального экономического кризиса, начавшегося в 2007 году. Молодые россияне более оптимистично смотрят на экономику страны, чем старшая когорта: 48% молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет считают, что в ближайшие 12 месяцев экономика улучшится, тогда как только 37% людей в возрасте 50 лет и старше чувствуют то же самое.

Многие признаки указывают на то, что Россия наконец выходит из рецессии, в которую она вошла в 2014 году.Это лично ощущают многие россияне: около половины (51%) считают, что их собственное экономическое положение хорошее, что на 7 процентных пунктов больше, чем в 2013 году. Опять же, молодые россияне более позитивно оценивают свое личное положение, чем пожилые россияне: 59% люди в возрасте от 18 до 29 лет оценивают свое экономическое положение как хорошее по сравнению с 46% среди лиц от 50 лет и старше.

Большая часть россиян по-прежнему считает, что западные санкции повлияли на экономику России. Сегодня 43% считают, что санкции оказали серьезное воздействие на по сравнению с 45% в 2015 году.

россиян так же удовлетворены общим направлением развития своей страны, как и с тех пор, как Pew Research Center начал проводить опрос в России в 2002 году. Большинство (58%) россиян удовлетворены тем, как идут дела в их стране, в то время как 37% считают, что недовольны. . Сегодняшние радужные перспективы отражают настроение апреля 2014 года, сразу после захвата Россией части Украины.

Молодые россияне, как правило, более оптимистичны в отношении происходящего, чем россияне старшего возраста: 67% молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет выражают удовлетворение, и только 51% из тех, кто старше 50 лет, говорят то же самое.Те, кто зарабатывает больше среднего (28 000 рублей в месяц), также, как правило, более удовлетворены (63%), чем те, кто зарабатывает меньше (52%).

Несмотря на общий оптимизм по поводу будущего развития страны, многие россияне считают, что их страна сталкивается с некоторыми серьезными проблемами. На вопрос о девяти проблемах рост цен чаще всего называют «очень большой проблемой» (71%).

Коррумпированные политические лидеры — вторая по важности проблема, 58% назвали это очень большой проблемой, за ней следуют отсутствие возможностей трудоустройства (54%), терроризм (54%), разрыв между богатыми и бедными ( 53%), преступность (52%) и коррумпированные бизнесмены (50%).Менее половины считают конфликт между этническими и национальными группами и иммиграцию очень большой проблемой (оба 34%).

По сравнению с их более молодыми сверстниками, россияне в возрасте 50 лет и старше, как правило, больше озабочены преступностью, коррумпированными политическими лидерами и бизнесменами, разрывом в уровне благосостояния и ростом цен. Женщины и мужчины склонны рассматривать проблемы одинаково, хотя женщины значительно больше озабочены терроризмом, чем мужчины (60% очень большие проблемы среди женщин, 46% среди мужчин).

Мнение | Агрессивный за границей, Путин осторожен дома

Россия проигрывает в коммерческой конкуренции отчасти потому, что ее бренд государственного капитализма порождает очень слабую конкуренцию внутри страны: как отметил российский инвестиционный банк Renaissance Capital, три наиболее Сегодняшние компании в России также входили в тройку самых ценных 10 лет назад.За тот же период в Соединенных Штатах и ​​Китае произошел резкий отток ведущих компаний. Более того, неспособность диверсифицировать экономику от углеводородов означает, что уровень жизни россиян по-прежнему зависит от цен на нефть.

Есть некоторые основания полагать, что застойной экономики России будет достаточно, чтобы вернуть Путина на путь экономических реформ. В той же речи в этом месяце, когда он представил свой «метеорит» в виде ракеты, г-н Путин сказал все правильные вещи об экономике, очевидно, по указанию своих немногих реформаторских советников.Он говорил о необходимости ускорения роста валового внутреннего продукта и производительности, уменьшения роли государства в экономике, диверсификации за пределами нефти и поощрения большего числа малых и средних предприятий.

К сожалению, действия г-на Путина в последние годы, в отличие от его недавней речи, не предполагают никаких изменений в его феодальном взгляде на капитализм или его нежелании ослабить государственный контроль над экономикой, который он поддерживает со времен учебы в университете. Его доктор философии. В этой диссертации превозносилась поддержка государством крупных конгломератов, которые могут «на равных конкурировать» с западными транснациональными корпорациями.

Оборонительное экономическое мышление Путина также отражает желание избирателей, которые только что утвердили его возвращение к власти. В опросе 2015 года, в ходе которого Левада-центр, независимый исследовательский центр, спросил, какие вопросы наиболее важны, большая часть россиян отметила «стабилизацию политической и экономической ситуации». Затем последовали «социальная защита», гарантия занятости и «своевременная выплата заработной платы и пенсий». Даже 10% не заявили о «продолжении реформ», поощрении предпринимательства или каких-либо более смелых шагах, которые необходимы России, чтобы вывести спящую экономику из состояния сна.Опросу уже три года, но мало свидетельств того, что отношение россиян изменилось.

В той мере, в какой россияне хотят «решительных перемен», они хотят большей защиты от глобальной конкуренции и инфляции и категорически против любого сокращения их раздутых пенсионных пособий. Даже среди московской бизнес-элиты шумиха перед выборами не касалась налаживания экономики. Речь шла о том, что недавние санкции Вашингтона в отношении России за вмешательство в выборы только усиливают необходимость снижения уязвимости России перед глобальным давлением.

Так какую сторону Путина мы увидим в его четвертый срок? Ясно, что лучшим исходом для России было бы возвращение прежнего Путина, агрессивного реформатора, стремящегося сделать Россию подлинной экономической державой. Его толкает в этом направлении давление. Но масса свидетельств говорит о том, что мы увидим больше недавнего Путина, оборонительного экономического менеджера дома и агрессора за границей.

Россия — Обзор рынка

Россия представляет значительные проблемы и некоторые возможности для опытных американских экспортеров.Хотя целевые экономические санкции США и Европы остаются в силе и постепенно расширяются, общего торгового эмбарго в отношении России нет. Благодаря жесткой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике, а также более высоким ценам на нефть, рост ВВП России в 2019 году составил 1,3%. В 2020 году российская экономика сократилась на 3,1% из-за международной пандемии здравоохранения, что меньше, чем ожидалось Министерством экономического развития России. и МВФ. МВФ прогнозирует экономический рост на 3,8% в 2021 году, хотя есть опасения, что новая «волна» коронавирусных инфекций и отставание показателей вакцинации могут повлиять на рост ВВП в 2021 году.Несмотря на эти экономические проблемы, более 1100 американских фирм разного размера продолжают вести бизнес в России благодаря 144 миллионам потребителей, более 29 тысяч долларов ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности), растущему среднему классу и высокообразованной и подготовленной рабочей силе. .

Три основных фактора заслуживают рассмотрения при оценке перспектив бизнеса в России: геополитика, динамика рынка и верховенство закона. Ситуация со всеми тремя факторами ухудшилась в 2020 году. Поддержка Россией сепаратистов на Украине, вмешательство в U.S. выборы, кибератаки российского происхождения и роль российских спецслужб в отравлении жителей Соединенного Королевства в марте 2018 г. и в августе 2020 г. отравлении российского оппозиционера Алексея Навального, а также несогласие с позицией США по некоторым вопросам. Глобальные вызовы безопасности, такие как Сирия, Ливия и Венесуэла, вызвали напряженность в отношениях с США и их союзниками, что привело к усилению экономических ограничений в последние годы. Такое поведение продолжилось в 2020 году и по-прежнему представляет риски для любого U.Компания S. хочет вести бизнес в России. Экономические санкции США и Европы, введенные в 2014 году и впоследствии усиленные, остаются в силе и вряд ли будут скоро отменены. Сохраняются отраслевые ограничения на энергетический сектор (шельфовые, арктические и сланцевые нефтегазовые проекты), финансовый сектор и оборонную промышленность. Кроме того, к некоторым российским юридическим и физическим лицам применяется ряд санкций, требующих от американских фирм проведения тщательной проверки потенциальных деловых партнеров.С 2014 года американские экспортеры сельскохозяйственной продукции подвергаются российским контрсанкциям — одной из нескольких протекционистских политик импортозамещения, призванных предоставить российским компаниям явные или неявные преимущества перед международными конкурентами. В 2018 году российская Дума приняла закон, одобряющий дальнейшие ограничения на импорт из Запада в случае расширения существующих западных санкций.

млрд долл. IntelliNews — США угрожают лишить России статуса «рыночной экономики»

Администрация Байдена пересмотрела статус России с «рыночной экономикой», возродив оружие, которое не использовалось с 1990-х годов для наказания российской торговли.

Обозначение «рыночная экономика» важно, поскольку без него США могут вводить специальные пошлины на экспорт из России в остальной мир, что может быть более болезненным, чем тупое оружие санкционных запретов, поскольку пошлины стоят денег и могут сделать экспорт неконкурентоспособным. .

В 1990-х годах США отказались предоставить России статус с рыночной экономикой, аргументируя это тем, что государство субсидировало энергию и другие ресурсы для производства товаров, которые на самом деле были частью псевдоцентрализованной плановой экономики, которая давала российским товарам несправедливое преимущество, таким образом, пошлины были сбором, чтобы противодействовать искусственным ценам на российские товары.

Возрождая оружие статуса рыночной экономики, Вашингтон отчасти признает, что режим санкций, введенный в 2014 году после аннексии Крыма Россией, был в значительной степени неэффективным и что у него закончились санкции, которые не вернутся назад и не повредят Американские компании тоже. Администрация Байдена стремится расширить свой инструментарий для решения «проблемы России», и обязанности, связанные с отсутствием статуса рыночной экономики, похоже, могут стать обширным и более эффективным инструментом.

Вашингтон рассматривает Россию как страну с рыночной экономикой с 2002 года, когда он присвоил это звание в знак признания экономических и политических преобразований в России в 1990-е годы. Россия и США поддерживали дружеские отношения в первые несколько лет пребывания у власти президента России Владимира Путина, но все резко ухудшилось после того, как США вышли из Договора по ПРО в 2002 году, а затем Путин вызвал международный скандал, арестовав нефтяного магната Михаила Ходорковского в 2003 году. .

Если статус рыночной экономики будет отменен, США могут ввести антидемпинговые импортные пошлины и штрафы, которые США могут наложить на российских экспортеров. Россия заявила, что получила дополнительный торговый оборот на 1,5 миллиарда долларов после того, как в 2002 году получила престижную награду, сообщает Moscow Times . Это также проложило путь для Москвы к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2012 году после 15-летнего ожидания.ВТО устанавливает максимальную ставку налогов на импорт, которые члены могут взимать друг с друга за разные наборы товаров. Неясно, могут ли США ввести новые пошлины, если обе страны являются членами ВТО, и Россия наверняка подаст жалобу на США в орган ВТО по урегулированию конфликтов, если будут введены антидемпинговые пошлины. Однако ВТО не имеет реальных полномочий для обеспечения соблюдения своих решений, если США оспаривают ее выводы.

Только 11 стран в мире в настоящее время относятся к категории стран с нерыночной экономикой США, включая Китай, Вьетнам и девять бывших советских республик.

Широкое обсуждение было вызвано жалобой от компании из Оклахомы, которая утверждала, что некоторые российские удобрения, которые ежегодно продаются в США на сумму почти 1 миллиард долларов, «продаются или, скорее всего, будут продаваться в Соединенных Штатах. по цене ниже справедливой… и что такой импорт наносит материальный ущерб и угрожает нанести ущерб отрасли в Соединенных Штатах », — говорится в заявлении, опубликованном в Федеральном реестре правительства США и цитируемом газетой Moscow Times .

Решение не принято, процесс рассмотрения жалобы все еще находится на уровне расследования. Среди вопросов, которые будут рассмотрены в ходе расследования: конвертируемость российского рубля, государственная собственность компаний, трудовое законодательство и расчет заработной платы, государственный контроль над распределением ресурсов, а также статус и роль иностранных инвестиций и корпораций в России.

При расчете антидемпинговых тарифов, которые будут взиматься с фирм из стран с нерыночной экономикой, США выбирают базовые цены производства из третьей страны для оценки рыночной стоимости продукта.Это считается более строгим толкованием и может привести к более высоким штрафам, чем для стран с рыночной экономикой, где США используют собственные производственные затраты страны.

Вашингтон утверждает, что в странах с нерыночной экономикой степень и сложность государственной поддержки, предоставляемой отечественным производителям, настолько «повсеместна», что «невозможно установить» точную рыночную цену.

Российский экспорт в США в 2020 году составил 24 миллиарда долларов, подавляющее большинство из которых составили промышленная продукция и углеводороды.

Несмотря на неоднозначную приватизацию страны в 1990-х годах, в экономике России по-прежнему доминируют государство и контролируемые государством предприятия. Алексей Кудрин, долгое время занимавший пост министра финансов, а ныне глава Счетной палаты, недавно посетовал на то, что только четыре из 10 крупнейших компаний страны были частными, и сказал, что только 25% плана приватизации в России было выполнено.

Россия после мирового экономического кризиса

Описание книги

Россия после мирового экономического кризиса изучает эту важную страну после финансового кризиса 2007–2009 годов. Вторая книга проекта «Баланс России», созданного в сотрудничестве двух ведущих мировых исследовательских институтов, Института международной экономики Петерсона и Центра стратегических и международных исследований (CSIS), не только оценивает вызовы международной и внутренней политики России, но и дает всесторонний обзор внешних и внутренних проблем этой важной страны.Авторы рассматривают внешнюю политику, Россию и ее соседи, изменение климата, роль России в мире, внутреннюю политику и коррупцию.

Содержание

Главы предназначены только для предварительного просмотра.

Предисловие

Предисловие

Карта

Введение

1. Вызовы, стоящие перед российской экономикой после кризиса
Сергей Гуриев и Олег Цывинский

2. Российская политика во время экономических потрясений
Дэниел Трейсман

3.Федерализм в России
Екатерина Журавская

4. Коррупция и верховенство закона
Тимоти Фрай

5. Роль высокотехнологичных производств
Кейт Крейн и Артур Усанов

6. Изменение климата и роль энергоэффективности
Самуэль Чарап и Георгий В. Сафонов

7. Газпром: вызов гиганту, нуждающемуся в реформе
Андерс Ослунд

8. Военная реформа вопреки тяжелым испытаниям
Баев Павел Константинович

9. Внешняя политика России: модернизация или маргинализация?
Тренин Дмитрий

10.Внешнеэкономическая политика на перепутье
Дэвид Г. Тарр и Наталья Волчкова

11. Постсоветское пространство: некролог
Андерс Ослунд

12. Российско-американские отношения: ограничения несовпадающих стратегических перспектив
Эндрю К. Качинс

13. Курс России: жизнеспособен в краткосрочной перспективе, но неустойчив в долгосрочной перспективе
Андерс Ослунд, Сергей Гуриев и Эндрю К. Качинс

Об авторах

Об организациях

Консультативный комитет по российскому балансу

Индекс

Российская Федерация / Экономические исследования

основные макроэкономические показатели

2018 2019 2020 (д) 2021 (ж)
Рост ВВП (%) 2.5 1,3 -4,3 3,2
Инфляция (среднегодовая,%) 2,9 4,5 3,6 3,5
Сальдо бюджета (% ВВП) 2,1 0,4 -4,5 -3,3
Сальдо текущего счета (% ВВП) 6,5 3,4 1,0 2.1
Государственный долг (% ВВП) 13,5 13,9 18,0 20,6

(e): Оценка (f): Прогноз

ПРОЧНОСТЬ

  • Богатые природные ресурсы (нефть, газ и металлы)
  • Усилия по диверсификации
  • Обращение рубля с ноября 2014 г.
  • Размер рынка и квалифицированная рабочая сила
  • Макроэкономическая стабильность: сильная государственная и внешняя отчетность, обеспечивающая устойчивость к внешним угрозам
  • Цифровые и инновационные возможности

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

  • Зависимость от цен на углеводороды
  • Демография в упадке
  • Нет торговых соглашений за пределами района
  • Зависимость от зарубежных технологий
  • Слабая инфраструктура, усугубляемая недостатком инвестиций
  • Крупные взносы на социальное страхование (30% от заработной платы) в пользу неформальности
  • U.Южнокорейские и европейские санкции препятствуют разработке и инновациям на шельфе
  • Институциональные и управленческие недостатки (режим несостоятельности, права собственности, коррупция)

ОЦЕНКА РИСКОВ

Умеренное восстановление

В 2021 году восстановление российской экономики будет относительно скромным. Правительство воздержалось от введения общенациональных мер изоляции для защиты экономики, что отчасти является причиной сравнительно мягкой рецессии в России в 2020 году.Тем не менее, Россия сильно пострадала от пандемии COVID-19 и на начало декабря 2020 года была четвертой страной в мире по числу заболевших. Вторая волна пандемии сильно ударила по России, число новых случаев ежедневно превышало пик в апреле. . Домохозяйства воспользовались финансовым стимулом в рамках программы субсидируемой ипотеки по процентной ставке 6,5%. Тем не менее частное потребление не принесет существенного роста экономике в 2021 году из-за падения реальных располагаемых доходов и низкой нормы сбережений.Действительно, реальный располагаемый доход сократился на рекордные 8,4% в годовом исчислении во втором квартале 2020 года, а безработица увеличилась до 6,1% (девятилетний максимум). Эти цифры не включают крупный неформальный сектор России, на который приходится около 40% общей занятости, и многие работники не имеют права даже на ограниченные доступные социальные пособия. Более того, риск новых санкций Запада после предполагаемого отравления оппозиционного политика Алексея Навального привел к ослаблению рубля. Валюта может снова обесцениться, особенно если рынок нефти восстановится медленнее, чем ожидалось.Инвестиции восстановятся в 2021 году, но их рост, вероятно, будет слабым из-за неопределенности и отсутствия доступа МСП к финансированию, несмотря на более низкие процентные ставки (учетная ставка была снижена на 175 базисных пунктов до 4,25% в 2020 году). Правительство также отложило реализацию своей флагманской программы национальных проектов на сумму 360 миллиардов долларов США на четыре года до 2024 года. Первоначально программа была запущена в 2018 году, но добилась незначительного прогресса и была снова отложена в 2020 году из-за кризиса COVID-19. Он посвящен дорогам, образованию и здравоохранению и направлен на повышение потенциала роста и сокращение бедности (14% населения живет ниже прожиточного минимума, а 65% получают помощь).Хотя ожидается, что в течение 2021 года цены на нефть будут постепенно расти, инвестиции в энергетический сектор будут слабыми.

Прочные государственные финансы, несмотря на пандемию

Финансовые стимулы в ответ на пандемию были относительно скромными (около 7% ВВП израсходовано в 2020-2021 годах, включая гарантии и отсрочки по налогам), несмотря на наличие достаточного фискального пространства благодаря профицит бюджета и низкие показатели государственного долга, зафиксированные в 2019 году. Кроме того, правительство также создало ликвидные резервы на сумму более 7% ВВП с 2017 года в Фонде национального благосостояния.Сальдо бюджета, превратившееся в дефицит в 2020 году, в этом году несколько улучшится. Меры по выручке включают повышение корпоративных налогов в нефтяной отрасли, повышение налогов на добычу полезных ископаемых на металлы и химикаты, изменение фиксированного подоходного налога с физических лиц, налог на проценты с банковских вкладов на сумму более 1 миллиона рублей, а также повышение акцизного налога на табак. Цена на нефть остается решающей для российского бюджета, при этом цена безубыточности, необходимая для ее баланса, установлена ​​на уровне 42,4 доллара за баррель. Обновленное бюджетное правило было введено в 2018 году и снизило безубыточную цену на сырую нефть, которая в 2013 году составляла 110 долларов США.Тем не менее зависимость экономики от нефтегазового сектора остается высокой. На его долю приходится около четверти ВВП, 63% экспорта и 35% федеральных доходов. Санкции, ограничивающие инвестиции и экспорт некоторого технологического оборудования в Россию, а также постепенное истощение зрелых месторождений, ограничат добычу нефти в России.

Смена правительства

Владимир Путин, находящийся у власти 17 лет, начал новый шестилетний президентский срок в мае 2018 года.Его популярность была подорвана пенсионной реформой. Снижение рейтингов поддержки привело к внезапной отставке правительства, в том числе премьер-министра Дмитрия Медведева, в январе 2020 года. Новым премьер-министром стал Михаил Мишустин, бывший глава Федеральной налоговой службы. В июле 2020 года всенародное голосование ратифицировало конституционные реформы, предложенные президентом Путиным. Он касался обещаний увеличения государственной поддержки граждан и, что наиболее важно, поправки, позволяющей президенту Путину снова баллотироваться на пост президента в 2024 году и оставаться у власти до 2036 года.Более того, изменения также включают предоставление президентам пожизненного иммунитета от судебного преследования. О второй перестановке в кабинете министров, предложенной премьер-министром Мишустиным и затем одобренной президентом Путиным, было объявлено в ноябре 2020 года.

Последнее обновление: февраль 2021 года

Платеж

Банковские переводы в России являются одними из самых популярных инструментов, используемых для безналичных платежей, как для международных, так и для внутренних операций.Это потому, что они быстрые, безопасные и поддерживаются развитой банковской сетью. Несмотря на это, наличные деньги по-прежнему остаются одним из самых распространенных платежных инструментов, используемых физическими лицами.

Взыскание долга

Мировая фаза

Мировая фаза начинается с того, что кредитор связывается с должником посредством письменной корреспонденции или телефонных звонков. В случае достижения договоренности должнику может быть предложен план выплат. Начисление процентов разрешено законом, но их трудно обеспечить, если в настоящее время между должником и кредитором не существует соглашения об уплате указанных процентов.Любое такое соглашение должно дополнять любое постоянное соглашение между сторонами.

Судопроизводство

Российская судебная система состоит из трех ветвей: обычная судебная система, арбитражная судебная система (возглавляемая Верховным судом) и Конституционный суд (единый орган без судов; В российском конституционном праве эта функция известна как «конституционный контроль» или «конституционный надзор», и она касается определенного числа споров, относящихся к юрисдикции первой инстанции).

Обычные суды имеют четырехуровневую иерархию и несут ответственность за рассмотрение гражданских и уголовных дел: Верховный суд России, региональные суды, районные суды и мировые суды.

Арбитражные суды рассматривают дела, касающиеся широкого круга договорных вопросов, таких как права собственности, изменение договора, исполнение обязательств, ссуды, банковские счета и банкротство.

Высшей апелляционной инстанцией является Верховный Суд Российской Федерации.

Ускоренное производство

Российское законодательство предусматривает упрощенное производство для определенных видов дел, в которых кредитор требует взыскания не более 500 000 рублей с юридического лица или 250 000 рублей с индивидуального предпринимателя.В соответствии с российским законодательством судьи должны рассматривать дела в упрощенном порядке в течение максимум двух месяцев со дня получения арбитражным судом искового заявления или заявления. По истечении крайнего срока представления доказательств дела рассматриваются судьями по существу без вызова сторон.

Обычное производство

Производство по делу начинается, когда кредитор подает исковое заявление в компетентный Арбитражный суд.Суд должен в течение пяти рабочих дней решить, принимать ли заявление, а затем назначить предварительное слушание. Должники обычно уведомляются о претензиях, когда им вручают копию искового заявления, в котором содержатся данные первоначального слушания. Не существует конкретных сроков, в течение которых ответчики должны представить свою защиту, но, как правило, это должно быть сделано до слушания по существу). Суд может установить срок подачи возражения против возражения — если оно не будет подано, суд рассмотрит дело на основании имеющихся материалов.Период предварительной подготовки гарантирует, что дело может быть рассмотрено по существу в течение одного судебного заседания. Как правило, дела должны быть разрешены по существу в течение трех месяцев после получения судом соответствующего искового заявления. Более сложные коммерческие споры могут занять значительно больше времени. Суды обычно присуждают средства правовой защиты в виде компенсационных убытков или судебных запретов, но штрафные убытки недоступны.

Исполнение судебного решения

Судебное решение подлежит исполнению в течение трех лет при условии, что оно стало окончательным.Если должник не исполнит судебное решение, кредитор может потребовать принудительного исполнения судебного решения в службе судебных приставов. Иностранные судебные решения должны быть признаны национальными решениями Арбитражного суда

в порядке российской экзекватуры. Хотя Россия подписала небольшое количество соглашений о взаимном признании и приведении в исполнение с зарубежными странами, национальные суды неохотно признают положения об иностранной юрисдикции.

Производство по делу о несостоятельности

Надзор

Коммерческие суды инициируют процесс надзора для оценки финансового положения должника и обеспечения сохранности имущества должника.После рассмотрения поданного иска о неплатежеспособности суд инициирует процесс надзора. Должник может автономно обратиться в суд с просьбой инициировать надзор, если урегулирование требований некоторых кредиторов сделало бы невозможным выполнение должником других обязательств, если исполнение в отношении имущества должника означает, что бизнес должника должен быть прекращен, или если бизнес должника является неплатежеспособным. Назначается управляющий, известный как временный управляющий, который должен утверждать определенные операции во время надзора, например, покупку или продажу более пяти процентов бухгалтерской стоимости имущества должника.

Финансовое оздоровление

Целью является проведение всех необходимых мероприятий по восстановлению платежеспособности должников и погашению их долгов. Суд и кредиторы контролируют процесс. Заявление должно включать план реабилитации, обеспечивающий выполнение обязательств должника. Суд назначает управляющего административным управляющим, который осуществляет надзор и контроль за делами должника в период финансового оздоровления. Административный менеджер проверяет график погашения долга и контролирует любые планы финансовой реструктуризации.

Не менее чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления должник должен предоставить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления. После изучения отчета менеджер должен подготовить заключение о том, в какой степени были выплачены долги и был выполнен план финансовой реструктуризации. Заключение передается в суд, который рассматривает результаты и либо завершает разбирательство, либо поручает внешнему администратору управлять компанией, либо объявляет должника банкротом.

Внешнее управление

Цель состоит в том, чтобы восстановить платежеспособность должника путем применения специальных мер в соответствии с планом внешнего управления и заменить главного исполнительного директора должника независимым внешним управляющим. После начала процедуры суд назначает управляющего, известного как внешний управляющий, который должен составить план внешнего управления, в котором излагаются меры, необходимые для восстановления платежеспособности должника в течение периода процедуры внешнего управления.В конце периода управляющий готовит и представляет отчет собранию кредиторов вместе с предложением одного из следующих четырех вариантов:

  • прекратить судебное разбирательство, если все кредиторы урегулированы;
  • продлить срок;
  • конец внешнего администратора, так как должник стал платежеспособным;
  • поступить в администрацию и подать заявление о банкротстве.

Мировое соглашение

Должники и кредиторы могут заключить мировое соглашение для урегулирования обязательств должников на согласованных условиях во время любых спасательных процедур.Как правило, мировое соглашение прекращает полномочия назначенных судом управляющих. Если должник не соблюдает условия мирового соглашения, кредиторы имеют право обратиться к судебному приставу для исполнения соглашения.

Несостоятельность

Целью несостоятельности является продажа имущества должника и использование вырученных средств для погашения требований кредиторов в пропорциональных суммах. Суд может инициировать процесс во время надзора, финансового оздоровления или внешнего управления.Он назначает управляющего (управляющего по делу о несостоятельности) для замены генерального директора должника. Суд и кредиторы контролируют деятельность управляющего по делу о несостоятельности, который должен предоставлять отчеты о проделанной работе. По окончании рассмотрения дела суд рассматривает перечень удовлетворенных и неудовлетворенных требований. Если они полностью удовлетворены, суд постановляет, что производство по делу завершено, а должник ликвидируется. Если они не удовлетворены, производство по делу прекращается, компания-должник ликвидируется, а неудовлетворенные требования кредитора подлежат списанию.

верхний

Рейтинг Путина падает на фоне роста гнева в России | Владимир Путин

Пандемия коронавируса и ее экономические последствия были главной проблемой для людей во всем мире, и, естественно, это повлияло на рейтинги правительств и глав государств.

В некоторых местах власть имущие, борющиеся с непопулярностью, сумели заручиться общественной поддержкой.Например, рейтинг общественного одобрения премьер-министра Италии Джузеппе Конте подскочил с 50 процентов в феврале до 70 процентов в марте. Во Франции осажденный президент Эммануэль Макрон в мартовском опросе имел рейтинг одобрения 51%, самый высокий с февраля 2018 года, прежде чем в июне он упал до 33%.

В апреле правительство Великобритании получило самые высокие рейтинги одобрения почти за 10 лет — 52 процента — прежде чем в июне оно снизилось до 39 процентов. В Германии Христианско-демократический союз, партия канцлера Ангелы Меркель, увидела, что поддержка взлетела с 27 процентов в феврале до 39 процентов в июне.

Между тем президент России Владимир Путин борется. Пандемия не дала ему толчка, а фактически только укрепила тенденцию к снижению его рейтинга одобрения, от которой страдает в течение последних двух лет.

Меры жесткой экономии, такие как особо непопулярная пенсионная реформа, вызвали гнев среди широкой общественности, даже среди его сторонников. Обвал цен на нефть и надвигающийся экономический кризис — второй для России за последние 10 лет — также серьезно повлияли на общественное мнение.

Решение Путина внести изменения в конституцию, которые позволят ему оставаться у власти до 2036 года, когда ему будет 84 года, также было особенно непопулярным. Хотя Кремль может считать это лучшим временем для проталкивания этих поправок, учитывая, что протесты запрещены из-за вспышки коронавируса, они еще больше разочаровывают российскую общественность. Идея пожизненного пребывания Путина у власти вызывает возмущение даже у его самых стойких сторонников.

По данным майского опроса, проведенного независимым исследовательским центром «Левада», только 59 процентов одобрили президента России, по сравнению с 69 процентами в феврале. Всего пять лет назад, на фоне вмешательства России в украинский кризис и аннексии Крыма, рейтинг одобрения Путина составлял 85 процентов. Поддержка его президентства никогда не была такой низкой, даже во время антиправительственных протестов 2011-2013 годов.

Резко упали и другие показатели государственной поддержки. В другом майском опросе Левады только 25 процентов людей заявили, что Путин входит в число российских политиков, которым они доверяют — самое низкое значение этого показателя за последние 20 лет его пребывания у власти (даже во время его премьерства в 2008–2012 годах).В январе этого года общественное доверие к нему составляло 35 процентов; всего три года назад он составлял 59 процентов.

Российская молодежь особенно настроена против Путина; только 10% респондентов в возрасте 18-24 лет ответили, что доверяют президенту. Недоверие высоко даже среди менее образованных, более бедных граждан и среди тех, кто проживает в небольших городах и деревнях. Это довольно необычно, учитывая, что с 2011 года Путин пытается поляризовать электорат, настраивая образованный средний класс крупных городов против более бедных сельских классов.К настоящему времени очевидно, что эта стратегия больше не работает для него.

Эта тенденция к снижению была зафиксирована даже ВЦИОМ, одним из крупных государственных органов социологического опроса. В прошлом году ему пришлось изменить свою методологию после того, как официальный представитель Кремля Дмитрий Песков раскритиковал результаты опроса, который показал, что только 31,7% респондентов доверяют президенту; после изменения число подскочило до 72 процентов.

Исследование фокус-группы, проведенное социологом Михаилом Дмитриевым и психологом Анастасией Никольской в ​​начале этого года, показало, что не только резко возросло недовольство населения президентством Путина, но и стало более политизированным.

Если в прошлом общественное недовольство было сосредоточено на социальных вопросах, таких как пенсионная реформа, экологические проблемы, низкий уровень жизни, то сегодня россияне все больше недовольны отсутствием верховенства закона и демократических прав и свобод.

Кроме того, исследования Дмитриева и Никольской показывают, что в обществе наблюдается повышенная агрессивность; их респонденты были более эмоциональны в своих ответах, не уклонялись от ненормативной лексики в адрес власть имущих и даже вешали трубку во время интервью.

Учитывая ограничения на коронавирус, этот сдерживаемый гнев нельзя выпустить на улицу, поэтому он будет продолжать кипеть. Кремль рассчитывает на то, что экономика восстановится после пандемии и общественное недовольство уменьшится.

Но есть две проблемы с этим предположением. Во-первых, цены на нефть и газ вряд ли восстановятся сразу после завершения пандемии. Следовательно, нет четких перспектив быстрого восстановления экономики. Во-вторых, предстоящее «всенародное голосование» по предложенным конституционным изменениям, намеченное на 1 июля, может подлить масла в огонь.

Независимые эксперты-юристы утверждают, что юридическая сила «всенародного голосования» — термин, используемый российским правительством, чтобы подчеркнуть, что это не референдум, — вызывает подозрение, поскольку российская конституция предусматривает, что поправки могут быть изменены только посредством референдума. Но референдум по закону требует, чтобы явка избирателей составила 50 процентов, чтобы его результат был действительным, что может быть трудно достичь, учитывая неодобрение поправок населением.

По этой причине был принят специальный закон о «народном голосовании», который не требует минимальной явки избирателей, а процессы наблюдения за голосованием минимальны — что критикуют независимые наблюдатели за выборами, такие как «Голос».

Недавний опрос Левады показывает, что около 44 процентов респондентов проголосовали бы за предложенные конституционные изменения, которые также включают обжалование положений об индексации пенсий и гарантиях минимальной заработной платы. ВЦИОМ не проводил опрос, в котором спрашивали, одобряют ли россияне поправки.

Учитывая, что многие люди также планируют бойкотировать голосование, массовая фальсификация может не потребоваться для получения положительного результата, на что, вероятно, и надеется Кремль.

Но это не решит проблему.Какие бы результаты не были объявлены 1 июля, большинство россиян по-прежнему будут недовольны тем, что Путин настаивает на том, чтобы оставаться у власти на всю жизнь. В этом смысле всплеск народных протестов неизбежен.

Кремль это знает и пытается их упредить. Конституционный суд недавно постановил, что демонстрации будут разрешены только в определенных местах, обозначенных местными властями. Как будет применяться это новое правило, еще неизвестно, но вполне вероятно, что оно помешает оппозиции проводить какие-либо демонстрации с разрешения властей.Это, в свою очередь, означает, что любой будущий политический протест будет жестоко подавлен полицией, что еще больше разожжет общественное недовольство.

Еще одним источником нестабильности в России могут стать выборы в соседней Беларуси 9 августа. Пока неясно, кому давний президент Александр Лукашенко позволит баллотироваться в качестве своего оппонента, но недавняя протестная активность указывает на то, что белорусы становятся все более нетерпеливыми. его и готовы бросить вызов его репрессивному правлению.Любые волнения в Беларуси могут перекинуться на Россию, учитывая, что две страны тесно связаны не только экономически, но и психологически.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *