Блоки тем итоговых сочинений – Темы итогового сочинения 2018/2019

Тематические блоки — Сайт 302302!

Расписание итогового сочинения в 2017-2018 учебном году

→ 6 декабря 2017 года;

→ 7 февраля 2018 года;

→ 16 мая 2018 года.

 

 

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Клише для вступления или

для оформления тезиса

Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

Могу предположить, что …(тезис)

Позволю себе высказать свою точку зрения

Переход к основной части

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная  литература.

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема … 

Правильность своей точки зрения  могу доказать, обратившись к …

Обратимся к произведениям художественной литературы

За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)

Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и другой пример.

В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

Эта же тема рассматривается и в произведении…

Заключение

К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… 

Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

Направления итогового сочинения

 

Новые направления 2017-2018 учебного года: 

1) «Верность и измена»
2) «Равнодушие и отзывчивость»
3) «Цели и средства»
4) «Смелость и трусость»
5) «Человек и общество»

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

 

1. «Верность и измена». 
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте. 

2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). 
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности. 

3. «Цели и средства» 
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. 
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали. 

4. «Смелость и трусость» 
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. 

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. 

5. «Человек и общество» 
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации. 

Итоговое сочинение для школьников: 5 критериев оценивания

 

1.     «Соответствие теме» 

2.     «Аргументация. Привлечение литературного материала»

3.     «Композиция»

4.     «Качество речи»

5.     «Грамотность»

 

Важно

Сочинение оценивается по пяти критериям.

 Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2(выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

 

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится

 3 часа 55 минут.

 Сочинение не должно быть списано из

какого-либо источника

Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

 

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации  своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

 

Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. 
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

 

Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

 

Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

 

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.

Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.

(С. И. Ожегов)

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ 

  1. вступление
  2. основная часть
  3. заключение

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

ВСТУПЛЕНИЕ — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Во вступлении может:

  1. содержаться ответ на заданный по теме вопрос
  2. представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («как вы понимаете смысл названия…»)
  3. содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста
  4. сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»)

Сочинение — это знание текста, мысли и грамотность.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

В основной части следует избегать:

  1. пересказа литературного произведения
  2. изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

Заключительная часть должна быть:

  1. короткой, но емкой
  2. органически связана с предыдущим изложением

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.

Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог. 
Некоторые секреты как написать сочинение и сдать экзамен на «отлично»

  1. Не пытайтесь зазубрить наизусть тексты готовых сочинений, если тема окажется несколько иной, это отрицательно скажется на результате.
  2. Если в первый момент вам показалось, что вы не можете написать сочинение ни по одной из тем, предложенных вам, не впадайте в панику, посидите, успокойтесь. Скорее всего, через некоторое время ситуация уже не будет казаться столь критичной, и вы что-то вспомните.
  3. Если вы очень сильно волнуетесь и не можете успокоиться, попробуйте сделать следующие дыхательные упражнения: расслабьте руки и ноги, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 20-30 секунд, затем медленно выдохните, повторите 5-6 раз, пока не успокоитесь.
  4. Попробуйте написать по каждой теме все, что знаете. Затем попробуйте как-либо упорядочить все, что записали.
  5. Внимательно прочитайте все темы, постарайтесь определить точное лексическое значение каждого слова темы, и только затем — общее лексическое значение фразы или высказывания. Продумайте направление развития темы, соотнесите тему сочинения со своими знаниями и решите, сможете вы написать сочинение на эту тему, или же от нее лучше отказаться.
  6. При выборе темы опирайтесь на свои знания и программные произведения. Не старайтесь создать литературный шедевр. Сейчас вам надо доказать, что вы умеете грамотно писать сочинение.
  7. Запишите основные моменты, о которых бы вы хотели сказать в своем сочинении, выстроите их логически — это и будет ваш первоначальный план. Обращайтесь к нему во время написания текста, он поможет вам сохранить логическую линию и, следовательно, раскрыть тему.
  8. Соотнесите объемы вступления, заключения и основной части. Самым большим по размерам должна быть основная часть, вступление — примерно в половину меньше, заключение же — самое небольшое по объему. Помните, что любые «перекосы» с размерами сочинения могут также негативно повлиять на конечный результат.
  9. Не забудьте, что эпиграф — украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем — за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит.
  10. И самое главное, когда вы собираетесь на экзамен, скажите себе, что вы все можете, что вам все по плечу.

302302.jimdo.com

Человек и общество — примерные темы итогового сочинения по литературе



08.09.2017

Примерные темы, которые могут быть на итоговом сочинении (в 11 классе) по направлению «Человек и общество».

  • В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
  • Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку — волк»?
  • Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?
  • Может ли человек существовать вне общества?
  • Может ли человек изменить общество?
  • Как общество влияет на человека?
  • Несет ли общество ответственность за каждого человека?
  • Как общество влияет на мнение личности?
  • Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей.
  • Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
  • Что такое толерантность?
  • Почему важно сохранять индивидуальность?
  • Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»
  • Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?
  • Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
  • Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?
  • Нужны ли общественные нормы поведения?
  • Какого человека можно назвать опасным для общества?
  • Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?
  • Можно ли назвать любого человека личностью?
  • Что происходит с человеком, оторванным от общества?
  • Почему общество должно помогать обездоленным?
  • Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»
  • В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?
  • Какова роль личности в истории?
  • Как социум влияет на решения человека?
  • Подтвердите или опровергните утверждение И .Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».
  • Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?
  • Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
  • Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?
  • Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?
  • Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
  • Один в поле не воин?
  • Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  • К чему ведет равнодушие общества к человеку?
  • Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?
  • Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
  • Почему человек стремится быть оригинальным?
  • Нужны ли обществу лидеры?
  • Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?
  • Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?
  • Кто такой мизантроп?
  • Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?
  • К чему приводит неравенство в обществе?
  • Меняются ли общественные нормы?
  • Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»?
  • Человек ответственен перед обществом?
  • Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
  • Как человек может изменить историю?
  • Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?
  • Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
  • Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?
  • Можно ли нарушать общественные нормы?
  • Каково место человека в тоталитарном государстве?
  • Как Вы понимаете фразу: «одна голова –хорошо, а две-лучше»?
  • Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?
  • Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?
  • Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет
    мужества жить один»?
  • Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом»
  • Что такое равноправие в обществе?
  • Для чего нужны общественные организации?
  • Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?
  • Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?
  • Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?
  • Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»?
  • Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?
  • Чего не хватает современному обществу?
  • Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?
  • Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»?
  • Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?

По материалам проекта http://rustutors.ru

Больше информации смотрите в разделе «Итоговое сочинение 2018».

Дополнительные ссылки:


Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Рекламные и несодержательные сообщения удаляются.

www.ctege.info

Итоговое сочинение по литературе блока тем «Честь и бесчестие» (вар.№3). 2016-17 уч. год.

 

Почему честь сравнивается с одеждой? «Береги платье снову», – требует русская пословица. И затем: «.. а честь смолоду». А древнеримский писатель и поэт, философ, автор знаменитого романа «Метаморфозы» (о нём писал А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин») утверждает: «Стыд и честь — как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься». Одежда внешняя, а честь понятие глубинное, нравственное, внутреннее. Что общего? По одёжке встречают… Как часто за внешним лоском мы видим фикцию, а не человека. Получается, что верна пословица.

В повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» главная героиня Катерина Измайлова – молодая красивая купчиха. Вышла она замуж «…не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось». Жизнь в замужестве была для неё мукой. Она, не будучи женщиной одарённой какими-нибудь талантами, даже верой в Бога, проводила время пусто, слоняясь по дому и не зная, чем занять своё праздное существование. Подвернувшийся внезапно дерзкий и отчаянный Серёжа полностью завладел её сознанием. Отдавшись его власти, она потеряла все нравственные ориентиры. Убийство свёкра, а потом и мужа стало чем-то обыденным, простеньким, как ситцевое платье, потрёпанное и вышедшее из обихода, годное разве только на половую тряпку. Так и с чувствами. Они оказались ветошкой. Честь – ничто по сравнению со страстью, которая владела ею полностью. Окончательно обесчещенная, брошенная Сергеем, она решается на самый страшный поступок: самоубийство, но так, чтобы увести из жизни и ту, которую нашёл на замену бывший любовник. И поглотила их обеих страшная ледяная мгла зимней замерзающей реки. Осталась Катерина Измайлова символом глупого безнравственного бесчестья.

Совсем по-другому относится к своей чести Катерина Кабанова – главная героиня драмы А.Н.Островского «Гроза». Её любовь – чувство трагическое, не пошлое. Она до последней секунды сопротивляется своей жажде настоящей любви. Её выбор не намного лучше выбора Измайловой. Борис не Сергей. Он слишком мягкотел, нерешителен. Он даже не может соблазнить молодую любимую женщину. Фактически, она всё сделала сама, потому что тоже очень сильно любила красивого столичного не по-местному одетого, по-другому говорящего молодого человека. Варвара подтолкнула её к этому поступку. Для Катерины её шаг навстречу любви не бесчестье, нет. Она делает выбор в пользу любви, потому что считает это чувство освященным Богом. Отдавшись Борису, она не думала возвращаться к мужу, ведь это было для неё бесчестьем. Жизнь с нелюбимым человеком стала бы для неё бесчестьем. Потеряв всё: любовь, защиту, поддержку – Катерина решается на последний шаг. Она выбирает смерть как избавление от греховного проживания рядом с пошлыми, ханжескими мещанами города Калинова, чьи нравы и устои так и не стали ей родными.

Честь надо беречь. Честь – это твоё имя, а имя твой статус в обществе. Есть статус – человек достойный – счастье тебе улыбается каждым утром. А нет чести – жизнь темна и грязна, как тёмная пасмурная ночь. Берегите честь смолоду… Берегите!

litera.su

Блог учителя русского языка и литературы: Итоговое сочинение









Сочинение 2018-2019



Лектор Нарушевич Андрей Георгиевич Дата вебинара 26.09.2018

Направление «Доброта и жестокость»

Рабочие материалы к направдению здесь

Что почитать?

Что почитать?



Направление «Отцы и дети»
Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год

                                                            Отцы и дети

                                                          Мечта и реальность

                                                          Месть и великодушие

                                                          Искусство и ремесло

                                                         Доброта и жестокость

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения


Готовимся к сочинению презентация

Методические рекомендации СПб АППО для учителей русского языка и литературы «Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся. Пишем итоговое сочинение в 2017/2018 учебном году».

Автор Белова Маргарита Григорьевна, старший преподаватель кафедры филологического образования Института общего образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Сочинение 2017-2018

Человек и общество


Смелость и трусость
Рабочие материалы
Примерные темы


Равнодушие и отзывчивость



Что почитать?

Верность и измена




Итоговое сочинение 2017/2018учебного года

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.

«Верность и измена», 
«Равнодушие и отзывчивость», 
«Цели и средства», 
«Смелость и трусость»,
 «Человек и общество»

1. «Верность и измена». 
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

 2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства» 
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость» 
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.



5. «Человек и общество» 
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.источник
Темы итогового сочинения 7 декабря 2016

Направления тем сочинений
 2016-2017

Рекомендации.

Как скрепить части сочинения О.А. Суязова

Блок «Победа и поражение»


Блок » Дружба и вражда»


Советую прочитать!

Блок » Опыт и ошибки»


Опыт и ошибки

Блок «Честь и бесчестье»



Честь и бесчестье

Блок «Разум и чувства»

Вебинар.Ведущая Вострикова Оксана Владимировна

Рекомендации Красовских Ю.С.


Советую прочитать!

А.И.Гончаров «Обыкновенная история»

И.С.Тургенев «Отцы и дети»


Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.): 1.   «Разум и чувство», 2.   «Честь и бесчестие», 3.   «Победа и поражение», 4.   «Опыт и ошибки», 5.   «Дружба и вражда». Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации. В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. 1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. 2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. 3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. 4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.Источник Темы сочинений 2 декабря 2015 года

Блок «Год литературы»
Рекомендации от И.А.Суязовой 
Книги-юбиляры
Рекомендации о Корнишовой Н.А.
Уходит в интернет литература Авторы:Невструева Ольга Дмитриевна, Анисимова Ольга Николаевна



Тематический блок «Время»
Рекомендации
Направление «Время»
 Марина Анатольевна Аверина:
 «Категория времени: (презентация)

Тематический блок «Дом»
Афоризмы и цитаты о доме
Тема семьи и дома в русской литературе 19 века
Тема дома ( к выпускному сочинению)
Методические рекомендации по тематическому блоку «Дом»
Образ дома в романе И.Шмелёва «Лето Господне» (презентация)
Мотив дома в романе М.Булгакова «Белая гвардия»
Рассказ Ю.Казакова Запах хлеба
Б. Екимов Мальчик на велосипеде (рассказ)
Б.Екимов Переезд (рассказ)
В Распутин Изба (рассказ)
Проект Образ дома в русской литературе (В помощь учителю)

Тематический блок «Любовь»
Тема любви в русской литературе (презентация)

Тематический блок «Путь»
Образ дороги в русской литературе (презентация)
Мотив дороги в русской литературе
Рекомендации по тематическим блокам
Сочинение 2015-2016
Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь» – направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.ФИПИ

Сочинение 2014-2015

Темы сочинений 2014 года 03.12.14

30.10.14
Чем люди живы? 


Человек и природа в отечественной и мировой литературе.
Каково эстетическое воздействие природы на человека здесь
Экологическая проблема здесь В. Солоухин Трава
Спор поколений здесь

23.10.14 Методические рекомендации по 
подготовке к итоговому сочинению 
(изложению) для участников итогового 
сочинения (изложения)Фипи

rl-803blogspotcom.blogspot.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о