Направления сочинение по литературе – 2018-2019

направления и примеры итогового сочинения по литературе

Не так давно у выпускников появился еще один экзамен, сдав который, учащийся допускается к ЕГЭ. Проводится он обычно в первых числах декабря. Примерами итогового сочинения по литературе интернет переполнен, но не стоит опираться на непроверенные тексты. Подготовиться нетрудно и самому, если вы освоили школьный курс литературы.

Направления сочинения

Каждый год в конце августа Федеральный институт педагогических измерений публикует на своем сайте направления итогового сочинения и примерные темы. Опираясь на них, можно вспоминать тексты и прочитать новые произведения. Следует продумать возможные варианты написания сочинения по литературе для ЕГЭ. Направления включают довольно широкие понятия и позволяют поразмышлять на те или иные философские темы. Так, например, в 2016 году предлагались противоположные понятия: «разум и чувство», «дружба и вражда» и другие. С такими проблемными постановками вопросов легче работать, потому что можно отталкиваться от понятия с негативной оценкой и приводить отрицательный пример из литературы, а ему противопоставить положительный пример. Не стоит забывать, что даются просто направления. Конкретные темы становятся известны за пятнадцать минут до начала экзамена во избежание использования подготовленных заранее сочинений.

Как писать итоговое сочинение

Для того чтобы сформировать примерный план подготовки, возьмем одно из направлений 2017-2018 года — «верность и измена».

Возьмите листок и напишите, что для вас значит верность, как вы понимаете это слово, запишите ассоциации, синонимы. Не задумывайтесь, пусть ваши заготовки будут больше похожи на поток сознания, потом вы сумеете их «причесать» и привести в подобающий вид. Не заостряйте внимание только на любовном аспекте, ведь измена и верность могут быть по отношению и к Родине, и к жизненным принципам.

Остановимся пока на любовной тематике. Вы уже написали, что значат эти понятия лично для вас. Не поленитесь, загляните в толковый словарь и выпишите значения этих слов. Найдите цитаты и афоризмы на эту тему. У вас уже есть теоретический материал, с которым можно работать над сочинением по литературе к ЕГЭ.

Принципы работы с художественной литературой

Что является в сочинении самым главным? Правильно, аргументация. Даже если вы знаете, как писать итоговое сочинение, без примеров из литературы, подтверждающих или опровергающих вашу теорию, ваш труд не имеет смысла и не будет оценен. Даже если вы относились ответственно к урокам литературы, стоит вновь обратиться к учебникам с 5 по 11 класс. Выпишите в тетрадь все произведения, которые вы изучали, их героев, ключевые слова и основные проблемы. Нечто похожее вы вели в начальной школе, и называлось это «читательский дневник». Напротив каждого произведения (кстати, не забудьте написать полное имя автора) напишите, к какому направлению можно его отнести. Обычно таких направлений несколько. Сделав это, вы очень облегчите себе подготовку к экзамену, так как, зная тексты, легко подберете примеры и аргументацию. Не забудьте главное: желательно упоминать в сочинении книги, не входящие в школьную программу. Это покажет, что вы начитаны и умеете использовать свои знания.

Продолжаем работу

Итак, мы остановились на направлении «верность и измена» и уже подготовили теорию для сочинения по литературе. В 11 классе образец вам предоставят, но наша задача — подготовить эссе, непохожее на штампы. Теперь главное — выбрать из всего списка произведений те, которые нам подходят по замыслу. Возьмем несколько: «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова, «Грозу» Островского и «Евгения Онегина» Пушкина, которые часто встречаются в примерах итогового сочинения по литературе.

Как в пушкинском романе поднимается проблема верности и измены? Сразу на ум приходят ветреная Ольга и рассудительная Татьяна, которая не захотела пятнать честь свою и своего мужа. Все мы помним, что Ольга, спровоцированная Онегиным, предавалась с ним веселью на балу, забыв про Ленского. Такое поведение возлюбленной стало роковым для него. Татьяна же, верная слову и долгу, смогла устоять перед тем, кого любила всю жизнь. Верность ее противопоставлена изменчивости ее сестры (которая, кстати, вскоре утешилась).

Другие примеры для итогового сочинения по литературе

Второй образ из художественной литературы, который предстает перед нами при слове «измена» — это Катерина из «Грозы». На чем здесь стоит заострить внимание? Вы помните, что неслучайно называют ее «лучом света». За что? За измену Тихону? Конечно, нет. Вспомним мотивы измены Катерины с Борисом. Кабаниха ее унижала, Тихон хоть и пытался защищать, но и сам боялся своей матери. Катерине хотелось вырваться из этого душного темного мира, а тут и Борис попался ей, и она, будучи до этого верной женой, решается на измену.

Чуть сложнее дело обстоит с «Леди Макбет Мценского уезда». Когда мы говорим про такие негативные понятия, как вражда, измена, бесчестие, мы должны понимать мотивы героев и обязательно показывать, к чему приводят их действия, как наказывает их автор. Катерина Измайлова (чувствуете сходство с Катериной Островского?) своими изменами, своей слепой любовью лишила жизни нескольких людей. Любовь к Сергею застит ей глаза настолько, что она, ни капли не сомневаясь в своих поступках, хладнокровно убивает сначала свекра, потом мужа. Свекра Катерина отравила, потому что он понял про их отношения с Сергеем, а мужа, когда тот их застукал. Так, сначала страх перед раскрытием измен, а позже нежелание заканчивать отношения толкают ее на преступления. Не забудем и про Сонетку, которую она, уже будучи приговоренной, в пути на каторгу приревновала к любимому и утопила. Смерть изменщицы Катерины Лескова схожа со смертью Катерины Островского. Но если вы берете как примеры итогового сочинения по литературе эти два аргумента, обязательно нужно сказать, что Кабанова очистила душу своей гибелью, а Измайлова еще больше запятнала свою репутацию.

Пишем заключение

В заключении вы должны вернуться к тем рассуждениям, которыми начинали свою работу. Теперь вы их доказали на конкретных примерах. Заключение не должно быть большим — примерно двадцать процентов от всего текста. В самом конце можно написать обращение к читателям, выразить свое отношение к поднимаемой проблеме. Вот вы и подготовили примеры итогового сочинения по литературе.

fb.ru

Итоговое сочинение по литературе | Социальная сеть работников образования

НЕСКОЛЬКО СЛОВ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ДОМ?»

ДОМ  — слово многозначное…

Это семейный очаг. Это символ надёжности и безопасности, уюта и тепла. В родительском доме мы появились на свет, здесь живут наши близкие и любимые люди, здесь прошло наше детство, здесь мы повзрослели… Тёплые воспоминания о прожитых родительском доме мы храним всю жизнь. В родном доме мы получаем первые уроки нравственности…  Не зря его зовут колыбелью, причалом, пристанью… В родном доме раскрывается истинное «Я» человека, именно здесь он сбрасывает все свои маски, за которыми скрывается в обществе. Дома нет смысла притворяться, потому что в нем тебе ничто не угрожает.

Это малая родина. В родном городе или посёлке мы открываем для себя мир, мы учимся любить природу, познаём людей…

Это Родина. Большой дом для всего народа. Именно Родина-мать зовёт на помощь своих сыновей и дочерей в страшные годы войны…

Это пристанище души, потому что красота и тепло дома тесно связаны с красотой души его хозяев. Это духовное начало наших помыслов…

Это Земля, и каждый уголок её – частичка большой и прекрасной планеты, которую мы должны любить так же, как родительский дом.

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Клише для вступления или

для оформления тезиса

Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

Могу предположить, что …(тезис)

Позволю себе высказать свою точку зрения

Переход к основной части

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная  литература.

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.

Правильность своей точки зрения  могу доказать, обратившись к …

Обратимся к произведениям художественной литературы

За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)

Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и другой пример.

В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

Эта же тема рассматривается и в произведении…

Заключение

К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…  

Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

Семейный очаг

Дом – это Родина

Дом – пристанище души

Дом — Вселенная

«Дом — это там, где твое сердце». (Плиний старший)

Мой дом – моя Родина

«Главный-то дом человек в душе у себя строит» (Ф.Абрамов)

«Человек-то мал, а дом его – мир» (Марк Варрон)

Родительский дом – источник нравственности

 «История проходит через Дом человека, через всю его частную жизнь» (Ю.М.Лотман)

«Наши дома — это зеркальное отражение нас самих». (Д. Линн, основатель Международного института тренировки душ).

«Мир людей — что рожки улитки. Как бы ни боролись за главенство его обитатели, разве дано им обладать вселенной»? (Гуань Инь Цзы)

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Лев Толстой)

Отчизну кто клянет — с семьей тот порывает.

(Пьер Корнель)

Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью.

(Л.Н.Толстой)

Дом – это личная Вселенная человека, его маленькая галактика.

Дом наших отношений

«Россия подобна огромной квартире…» (А.Усачёв)

«Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем — плачьте о потерявшем душу и совесть».

(В. Распутин)

«Мы не унаследовали Землю у своих родителей, а взяли её взаймы у своих детей». Франц Майер

Человек начинается с детства…

«Вставай, страна огромная…» (В.Лебедев-Кумач)

«Уважай в себе и других человеческую личность!»

(Д.И.Писарев)

Идеальный дом… Какой он? 

Любимый уголок России

Дом – пристанище уставшей души…

Дом родной – это малая вселенная…

Бездомья страшный удел…

«Родина-мать зовёт!»

Дом друзей – это тепло и доброта

Голубая планета Вселенной…

Что несёт за собой утрата дома?

Человек без роду и без племени

ПРИСЛУШАЕМСЯ К МУДРЫМ…

Максим Горький, русский писатель. Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и молока Матери.

Роберт Фрост.  Дом — это то место, в котором нас всегда принимают.

В.А.Сухомлинский.  Годы детства – это прежде всего воспитания сердца.

Генри Ван Дайк.  Каждый дом, где обитает любовь и гостит дружба, — это и в самом деле дом, т.е. единственный приют, ибо в нем отдыхает сердце. 

А. Сент-Экзюпери. Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А смысл их жизни в их доме. Дорога, ячменное поле, склон холма разговаривают по-разному с чужаком и с тем, кто здесь родился. Дом противостоит пространству, традиции противостоят бегу времени.

Василий Александрович Сухомлинский, русский педагог. Три бедствия есть  у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но он плохих детей дом могут уберечь сами дети.

В.Г. Распутин (повесть «Пожар»). «Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома… Вот: дома. Прежде всего – дома, а не на постое, в себе, в своем собственном внутреннем хозяйстве, где заданное место и служба. Затем дома – в избе, на квартире, откуда, с одной стороны, уходишь на работу и, с другой – в себя. И дома – на родной земле».

Ф.А. Абрамов. («Дом»). «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет».  В. Распутин. Четыре подпорки есть у человека в жизни: дом с семьёй, люди, с  кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре – одна важней другой…    

Н.Крищук. Детство – это заговор возможностей, заканчивающийся рождением характера.

Виктор Петрович Астафьев, русский писатель. Чудо в тепле за печкой живёт. Чудо слушает сказки, вой в трубе, мохнатое, доброе, домовитое. Чудо – пуховый платок покойной матери на больных плечах. Чудо – руки бабушки, её ворчание и шумная ругань. Чудо – встречный человек. Чудо – его голос, глаза, уши. Чудо – это жизнь.

Омар Хайям, персидский и таджикский поэт, математик

    Если есть у тебя для житья закуток –

    В наше подлое время – и хлеба кусок,

    Если ты никому не слуга, не хозяин –

    Счастлив ты и воистину духом высок.  

Цицерон.  Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину.

М.Рябинин

Родительский дом

Где бы ни были мы, но по – прежнему

Неизменно уверены в том,

Что нас встретит с любовью и нежностью

Наша пристань- родительский дом.

Родительский дом-начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал,

Родительский дом, пройдет много лет,

Горит в твоих окнах добрый свет!

Если вдруг мы с тобою когда-нибудь

Позабудем родительский дом,

То не стоит искать оправдания-

Оправдания мы не найдем.

Поклонись до земли своей матери

И отцу до земли поклонись,

Мы пред ними в долгу неоплаченном-

Помни свято об этом всю жизнь.

Екатерина Винокурова

Мой старый дом, дом детства моего,

Души частичка там живёт и ныне.

Калитка с вертушком, распахнуто окно,

Сверчок за печкой, гроздья на рябине.

Не скрипнет под ногой широкая доска,

Монументальны стены, что из толстых брёвен,

Там занавески на простых шнурках,

Дрова и чугунки у русской печки,

Ведро воды колодезной в сенях,

Что жажду утолит, от горьких дум излечит.

Мой старый дом – пристанище души,

Я здесь опять. И не считаю годы…

Я здесь с тобой, в плену твоей тиши,

Во власти памяти и внутренней свободы.

Игорь Кохановский

Мир дому твоему, мир дому твоему, —
Слова простые эти всем знакомы.
Мир небу твоему, мир дому твоему,
Мир твоему, земля, большому дому.

Что жизнь коротка — не беда,
В ней можно успеть очень много,
Лишь мирно бы небо всегда
Сияло над каждым порогом.

Мир дому твоему, мир дому твоему, —
Слова простые эти всем знакомы.
Мир небу твоему, мир дому твоему,
Мир твоему, земля, большому дому.

Как больно земле узнавать
По сводкам последних известий,
Что где-то над миром опять
Снаряды завыли зловеще.

Мир дому твоему, мир дому твоему, —
Слова простые эти всем знакомы.
Мир небу твоему, мир дому твоему,
Мир твоему, земля, большому дому.

Всем ясно, что стала мала
Сегодня земля для сражений,
И только, как прежде, она
Просторна для добрых свершений.

Мир дому твоему, мир дому твоему, —
Слова простые эти всем знакомы.
Мир небу твоему, мир дому твоему,
Мир твоему, земля, большому дому.

Инна Ходорова

МИР ДОМУ ТВОЕМУ — Добра, Тепла и Света,
Чтоб обходила стороной его хула,
Чтоб пониманием Душа его была согрета,
И чтоб в Гармонии жила бы там семья.

МИР ДОМУ ТВОЕМУ  — Любви, Рождений, Ласки,
Чтоб полон он был смехом и детьми,
Живущие, чтоб доверяли детским сказкам,
Чтоб наполнялся он хорошими людьми.

МИР ДОМУ ТВОЕМУ — Надежды, Веры, Счастья,
Чтоб пахло пирогами, сдобой, хлебом,
Чтоб обходили стороной его ненастья…
Благословен пусть будет Богом, Небом!!!

06.11.2012

М.И.Цветаева.

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может- пьют вино,

Может- так сидят.

Или просто –рук

Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:

От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч-

Ты, окно в ночи!

Может — сотни свеч,

Может — три свечи…

Нет и нет уму

Моему покоя.

И в моем дому

Завелось такое

Помолись, дружок,

за бессонный дом,

За окно с огнем!

(1916 год)

С.Есенин.

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

С.Есенин.

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?

Синий, синий мой цветок,

Неприхоженный песок.

Где ты, где ты, отчий дом?

За рекой поет петух.

Там стада стерег пастух,

И светились из воды

Три далекие звезды.

За рекой поет петух.

Время — мельница с крылом

Опускает за селом

Месяц маятником в рожь

Лить часов незримый дождь.

Время — мельница с крылом.

Этот дождик с сонмом стрел

В тучах дом мой завертел,

Синий подкосил цветок,

Золотой примял песок.

Этот дождик с сонмом стрел.

ПРИСЛУШАЕМСЯ К МУДРЫМ…

Фрэнсис Бэкон. Любовь к Родине начинается с семьи.

К.Г.Паустовский. Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Луций Анней Сенека (младший). Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

М.С. Сарьян. Без Родины, без любви к Родной Земле, человек не сможет найти себя, найти свою Душу.

В.Р.Степанян. Любите нашу землю как родителей своих.

Дом – наша маленькая родина, в нем мы родились и выросли. В то же время страна – это большой дом для всего народа

ДОМ – РОДИНА

П.М. Огнев

Два слова: Родина и Мать – 
Стоят, известно, вместе. 
Не разделить их, не разъять,
Как музыку от песни… .
Святой источник жизни – Мать – 
Наш свет неугасимый

Но может жизнь проклятьем стать

Без Родины любимой.

И от того – когда бедой
Грозит нам враг упрямый –
На бой нас Родина зовёт,
Благословляют мамы. 
А если гибнет он, солдат,
И мать, и Родина скорбят…

Зинаида Александрова

Если скажут слово «Родина», 
Сразу в памяти встаёт 
Старый дом, в саду смородина, 
Толстый тополь у ворот, 

У реки берёзка-скромница 
И ромашковый бугор… 
А другим, наверно, вспомнится 
Свой родной московский двор. 

В лужах первые кораблики, 
Где недавно был каток, 
И большой соседней фабрики 
Громкий, радостный гудок. 

Или степь от маков красная, 
Золотая целина… 
Родина бывает разная, 
Но у всех она одна! 

Андрей Усачёв

Россия подобна огромной квартире.
Четыре окна в ней и двери четыре:
На север, на запад, на юг, на восток.
Над нею небесный висит потолок.

Роскошный ковер устилает в квартире
Полы на Таймыре и в Анадыре.
И солнце горит в миллиард киловатт,
Поскольку местами наш дом темноват.

И, как и положено каждой квартире,
Имеется в ней Кладовая Сибири:
Хранится там ягод различных запас,
И рыба, и мясо, и уголь, и газ.

А рядом с Курилкой — Курильской грядою —
Находятся краны с горячей водою,
У сопки Ключевской клокочут ключи
(Пойди и горячую воду включи!)

Еще есть в квартире три классные ванны:
Северный, Тихий и Атлантический океаны.
И мощная печка системы «Кузбасс»,
Что греет зимою холодною нас.

А вот холодильник с названием «Арктика»,
Прекрасно работает в нем автоматика.
И справа от древних кремлевских часов
Идут еще семь часовых поясов.

Все есть в Русском доме для жизни удобной,
Но нету порядка в квартире огромной:

Тут вспыхнет пожар, там труба потекла.
То громко соседи стучат из угла.


То стены трещат, то посыпалась краска,
Лет двести назад отвалилась Аляска,
Поехала крыша, пропал горизонт…
Опять перестройка и снова ремонт.

Что строят, строители сами не знают:
Сначала построят, а после сломают.
Всем хочется — сразу построили чтоб
Избу-Чум-Ярангу-Дворец-Небоскреб!

Мы все в нашем доме соседи и жители:
Простые жильцы, управдомы, строители.
И что мы построим теперь на Руси?..
Об этом ты папу и маму спроси.

А.Дементьев

Глаза прикрою — вижу дом

И покосившуюся баню.

Туман над утренним прудом.

И нас, мальчишек, в том тумане.

В войну фашисты дом сожгли.

Лишь три избы в селе осталось.

Да пенье птиц, да зов земли.

И рядом бабушкина старость.

Как горько было на Руси!

Куда от памяти мне деться?!

Труба, черневшая вблизи,

Казалась памятником детству.

…Село отстроили давно.

Сады былые возродили.

Есть клуб, где крутится кино.

И старый пруд — в убранстве лилий.

Теперь до нашего села

Легко добраться — есть дорога.

Не та, что некогда была,

А голубой асфальт к порогу.

Как быстро годы пронеслись…

Домой иду под птичье пенье.

Другой народ. Иная жизнь.

Лишь в сердце прежнее волненье.

B что бы ни было потом,

И как сейчас здесь ни красиво, —

Глаза прикрою — вижу дом.

И говорю ему: «Спасибо!»

1995

Ольга Берггольц

Мы предчувствовали полыханье

этого трагического дня.

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.

Родина! Возьми их у меня!

Я и в этот день не позабыла

горьких лет гонения и зла,

но в слепящей вспышке поняла:

это не со мной — с Тобою было,

это Ты мужалась и ждала.

Нет, я ничего не позабыла!

Но была б мертва, осуждена,-

встала бы на зов Твой из могилы,

все б мы встали, а не я одна.

Я люблю Тебя любовью новой,

горькой, всепрощающей, живой,

Родина моя в венце терновом,

с темной радугой над головой.

Он настал, наш час,

            и что он значит —

только нам с Тобою знать дано.

Я люблю Тебя — я не могу иначе,

я и Ты по-прежнему — одно.

Июнь 1941

ДОМ – ПРИСТАНИЩЕ ДУШИ

ПРИСЛУШАЕМСЯ К МУДРЫМ…

Д.С.Лихачев. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Л.Н.Толстой. Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.

Ф.Абрамов. Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не  тонет.

Л.Н.Толстой, великий русский писатель.  Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она даёт успех во всяком деле.

К.Симонов:

Дом друзей! Чем ему отплатить за щедроты?

Всей любовью своей или памятью всей?

Или, проще, чтоб не был в долгу у него ты,

Сделать собственный дом тоже домом друзей?

Л.Н.Толстой. Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям.

К.Симонов

Дом друзей

Дом друзей, куда можно зайти безо всякого,
Где и с горя, и с радости ты ночевал,
Где всегда приютят и всегда одинаково,
Под шумок, чем найдут, угостят наповал.

Где тебе самому руку стиснут до хруста,
А подарок твой в угол засунут, как хлам;
Где бывает и густо, бывает и пусто,
Чего нет — того нет, а что есть — пополам.

Дом друзей, где удач твоих вовсе не ценят
И где счет неудачам твоим не ведут;
Где, пока не изменишься сам,- не изменят,
Что бы ни было — бровью не поведут!

Где, пока не расскажешь, допросов не будет,
Но попросишь суда — прям, как штык, будет суд;
Где за дерзость — простят, а за трусость — засудят,
И того, чтобы нос задирал, не снесут!

Дом друзей!- в нем свои есть заботы, потери —
Он в войну и с вдовством, и с сиротством знаком,
Но в нем горю чужому открыты все двери,
А свое, молчаливое,- век под замком.

Сколько раз в твоей жизни при непогоде
Он тебя пригревал — этот дом, сколько раз
Он бывал на житейском большом переходе
Как энзэ — как неприкосновенный запас!

Дом друзей! Чем ему отплатить за щедроты?
Всей любовью своей или памятью, всей?
Или проще — чтоб не был в долгу у него ты,
Сделать собственный дом тоже домом друзей?

Я хотел посвятить это стихотворенье
Той семье, что сейчас у меня на устах,
Но боюсь — там рассердятся за посвященье,
А узнать себя — верно узнают и так!

ПРИСЛУШАЕМСЯ К МУДРЫМ…

Д. Линн. («Священное пространство»). Дом — это больше, чем комфортное и безопасное пространство. Это место, где вы можете встретиться лицом к лицу со вселенной. Это точка пересечения пространства и времени, которая принимает энергию или отражает её. (

Хелен Келлер. Для меня весь мир  – моя  родина, и всякая война ужасает меня, как кровопролитие в моей семье.

ДОМ – ВСЕЛЕННАЯ

Н.А. Заболоцкий

Моя мечта.

Когда вдали угаснет свет дневной

И в чёрной мгле, склоняющейся к хатам,

Всё небо замирает надо мной.

Как колоссальный, движущийся атом,

В который раз меня манит мечта,

Что где – то там, в другом углу Вселенной,

Такой же сад и та же темнота,

И те же звёзды в красоте нетленной

С.В.Михалков

Слово Земли

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала, плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь моё земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идет моя руда!

И что несёт с собой открытье атомного ада?

Его подземных взрывов череда?

К чему же в жизни люди так стремятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И, сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю?

И не случайно грозные вулканы

Выплёскивают с лавой боль Земли.

Очнитесь, люди!.. Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасли!

А.Сент-Экзюпери

Маленький принц

(фрагменты)

IV

     Так я сделал еще одно  важное открытие:  его родная  планета вся-то величиной с дом!

     Впрочем, это меня не слишком удивило. Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют еще сотни других и среди  них такие маленькие, что их даже в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую планетку, он дает ей не имя, а просто номер. Например: астероид 3251.

V

Каждый день я узнавал что-нибудь новое о его планете,  о том, как он ее покинул и как странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову. Так, на третий день я узнал о  трагедии с баобабами.

     Это тоже вышло из-за барашка. Казалось, Маленьким принцем вдруг

овладели тяжкие сомнения, и он спросил:

     — Скажи, ведь, правда, барашки едят кусты?

     — Да, правда.

     — Вот хорошо!

     Я не понял, почему это так  важно, что барашки едят кусты. Но Маленький принц прибавил:

     — Значит, они и баобабы тоже едят?

     Я возразил, что баобабы — не кусты, а огромные деревья, вышиной с колокольню, и, если даже он приведет  целое стадо слонов, им не съесть и

одного баобаба.

     Услыхав про слонов, Маленький принц засмеялся:

     — Их пришлось бы поставить друг на друга…

     А потом сказал рассудительно:

     — Баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие.

     — Это верно.  Но зачем твоему барашку есть маленькие баобабы?

     — А как же! — воскликнул  он, словно  речь шла  о самых простых, азбучных истинах.

     И пришлось мне поломать голову, пока я додумался, в чем тут дело.

     На планете Маленького принца, как на любой другой  планете, растут травы полезные и вредные  А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они  спят глубоко под землей, пока одно  из них не  вздумает

проснуться. Тогда оно  пускает росток; он  расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на  здоровье. Но  если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как  только ее узнаешь. И вот на  планете Маленького  принца  есть ужасные, зловредные семена… это семена  баобабов. Почва  планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой.  Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.

     —  Есть такое твердое  правило, — сказал мне позднее Маленький принц. — Встал поутру, умылся,  привел себя  в порядок — и  сразу же приведи в  порядок   свою планету. 

        

nsportal.ru

Направление «Цели и средства». Подготовка к сочинению ЕГЭ по литературе 2018.

Слайд №1 «Направление «Цели и средства» Подготовка к сочинению ЕГЭ по литературе 2018

учитель МОУ СОШ № 16 Тверь Григорьева Г.М.

Слайд № 2

Предмет исследования:

открытое тематическое направление на 2017/18 «Цели и средства»

Цель:

— развитие речевой культуры обучающихся,

— стимул к педагогике чтения и личностно-ориентированному обучению

Задачи сочинения:

— допуск к ЕГЭ в формате «зачет-незачет»

— форма индивидуальных достижений обучающихся

— ценностное самоопределение личности как проявление гуманитарной и информационной культуры

Педагогика чтения – научная метафора, призванная акцентировать внимание на чтении, как общепедагогической и социокультурной проблеме.

Слайд №3 «5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год»:

«Верность и измена»

«Равнодушие и отзывчивость»

«Цель и средства»

«Смелость и трусость»

«Человек и общество»

Слайд № 4 «Структура сочинения»:

  • Вступление
  • Основная часть: тезис и аргументы
  • II.(одно или более произведений)
  • Заключение

Слайд №5 «Рекомендованная литература к направлению «Цели и средства»»

Рассказы:

Харуки Мураками «Седьмой»

Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник»

П. Зюскинд «Сражение»

Б.Л. Васильев «Экспонат №»

Слайд №6 «Харуки Мураками «Седьмой» рассказ 1996 г.»

Жанр: психологический рассказ

Метод: реализм

Время: XX век

Место: Япония

Персонаж: рассказчик «Седьмой»

Единство центра: волна — память

Перевод на русский: А. Замилов

Слайд №7 «Комментарий к направлению «Цели и средства», подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»»

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься:

— о жизненных устремлениях человека,

— важности осмысленного целеполагания,

— умении правильно соотносить цель и средства ее достижения,

— об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

Слайд №8 «100 целей жизни человека»

Постановка целей — это не просто написать список. Это отправная точка на пути к проектированию жизни, которой мы живем.

Слайд №9 «Теория «Цели и средства»»

Цель

— осознанный, запланированный результат деятельности,

— то, чего мы стремимся достичь

Виды целей:

— общезначимые и конкретные,

— краткосрочные, долгосрочные, периодические

— материальные и духовные,

— явные и неявные.

Цель всегда должна быть НРАВСТВЕННОЙ

(направленной на общественное благо)

Средства – приёмы, способы, действия для достижения результата.

Средства должны соответствовать цели

Слайд №10 «Сюжетный кластер»

Седьмой и «К»-Цунами и гибель «К»-Страх-Крик –Спасение

Психологическая травма – это травма психики, которую человек перенёс из детства

Через сорок с лишним лет

Кластер — это графическая форма организации информации.

Слайд №11 «Символика рассказа»

Волна – быстротечность жизни

Море – память и забвение

Цунами – неспособность разобраться в своей жизни

Цифра «семь» — неизвестное, невидимое

Монолог от «я» — самопознание

Слайд №12 «Цитатная композиция»

Экспозиция: «Я вырос в приморском городке префектуры N».

Завязка: «…к нам уже подбиралась волна… Та волна — живая!»

Кульминация:

«…Это была особая, невиданная прежде гигантская волна. Она едва не захватила меня, но взамен того поглотила и унесла в иной мир самую важную для меня вещь, на поиск и возврат которой ушло много лет».

Развитие действия – статика: «Работаю как все, живу обычной жизнью. .. Но прошлое не оставляет меня в покое. Оно изредка, как сборщик налогов стучится в дверь, напоминает о себе. И приходит, когда, как кажется, уже начинаешь об этом забывать. Всегда один и тот же кошмар».

Развитие действия – динамика: «Я пошатнулся и упал в набегавшую волну…Я долго лежал ничком в такой позе, не в силах подняться. Но мне не было страшно. Да! Мне нечего уже было бояться. Всё было в прошлом».

Развязка:

«…я рад, что смог, в конце концов, спастись».

Слайд №13 «Неявные цели и средства»

Цель: Забыть произошедшее («подавляющий страх»)

Средства: не возвращаться в родной город, не купаться в море, даже в бассейне, не жениться

Результат: «Ведь я вполне мог кончить жизнь в криках от жуткого страха».

Слайд №14 «Явные средства»

Цель: избавиться от страха («И всё же я не смог избавиться от химеры утопленника», «До мозга костей мною владел страх»)

Средства: приезд на родину (из-за продажи дома и раздела наследства), акварели «К»

Результат: «Самое страшное – повернуться спиной к страху и закрыть глаза. Тогда мы невольно уступаем ЧЕМУ-НИБУДЬ своё самое сокровенное. В случае со мной это была волна».

Слайд №15 «Рефлексия к рассказу Харуки Мураками «Седьмой»

Неявные цели: забвение, бесцельное существование, смерть (крик)

Явные средства: память, опыт: не бояться, обретение смысла жизни (сокровенного)

Слайд №16 «Темы по направлению «Цели и средства»

Оправдывает ли цель средства?

Почему важно иметь цель в жизни? Для чего нужна цель?

Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?

Достижение какой цели приносит удовлетворение?

К чему приводит отсутствие цели в жизни?

Какая разница между истинной и ложной целью?

Можно ли судить о человеке по его цели?

Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?

Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?

Какова цель существования человека?

Как связаны моральные качества человека со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?

Чем мечта отличается от цели?

Слайд №17 «Сочинение по направлению «Цели и средства»

Цель есть то, чего мы стремимся достичь. Она побуждает к деятельности. Есть цели материальные, есть духовные. К последним относится процесс самопознания – смысла жизни. Об этом пишут многие художники слова.

Так, в рассказе японского писателя Х. Мураками «Седьмой» герой не ставит перед собой общезначимую конкретную цель. Качество и полнота жизни раскрывается ему в позднем возрасте, а мотивом к этому становится случай из детства – психологическая травма, преодолеть которую и познать себя ему предстоит. Цифра семь — интровертное число, символ неизвестного и невидимого. А монолог от первого лица означает самопознание.

В десятилетнем возрасте рассказчик увидел смерть друга – цунами поглотило тело «К». С этого момента герой не мог видеть море, даже купаться в бассейне. Сны о катастрофе преследовали его, а крик возвращал в дни трагического события. Рассказчик лишил себя семьи, общения с родными, считая причиной гибели «К» свое малодушие. Для себя он стал прямым укором, поскольку прошлое, «как сборщик налогов, стучится в дверь, напоминая о себе».

Как же герой вышел из этой травмы, ведь цель нашей нервной системы – восстановить саморегуляцию. Если человеку удается вернуться к начальному уровню и обрести себя заново, то он приобретает бесценный опыт. Немецкий философ Ф. Ницше писал: «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Мне кажется, «седьмой» не отличался храбростью, это обычный человек. Он не ставил конкретных целей избавиться от страха, владевшего им. Скорее, рассказчик отгораживался от внешней жизни и замыкался в себе, чтобы не причинять неудобства другим.

Средство достижения его цели появилось само – умер отец, и брат, продав дом, обнаружил коробку с рисунками «К» о море. Возращение в родные места и стало средством реализации цели – вернуть себе душевный покой. Герой понял, что он, десятилетний, тогда сделал все, что мог, а страх – ненависть друга и желание забрать с собой в пучину – всего лишь фантазии детства. Рассказчик сумел преодолеть реальное событие прошлого, он пришел к главному смыслу бытия – ценности себя. Теперь улыбка «К» казалась ему невинной и мирной, а волна, в которой герой долго лежал, не была пугающей и страшной. Цель достигнута: «Ведь я вполне мог кончить жизнь в криках от жуткого страха». Жизнь продолжается.

В финале рассказа «седьмой» подводит итог: не надо бояться жизни, нужно поворачиваться к трудностям лицом и смело их встречать. А волна – символ напоминания о быстротечности бытия, которое нужно ценить.

Таким образом, Х. Мураками показывает читателю, что самая нравственная цель для человека – он сам. Это самый большой подвиг – преодолеть в себе то, что мешает жить и радоваться жизни.

(390 слов)

Слайд №18 «Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник» 1910 г

Жанр: юмористический рассказ

Метод: реализм

Время: XX век

Место: Россия

Персонаж: Олечка Розова — Воротник

Единство центра: человек-вещь-человек

Слайд №19 «Таблица регуляторов мотиваций»

Вещи: воротник, кофточка, юбка, башмаки, шляпа, пояс, перчатки, полосатый диван, старая вороватая кухарка.

Способ приобретения: были деньги, из хозяйственных денег, заложила часы и браслетку, без часов, взяла деньги у бабушки, деньги у знакомых.

Поведение Олечки Розовой: честная, тихая, застенчивая Скромная жизнь. Мучилась. «Не останавливаться же на полпути?» Проплакала всю ночь. Бледная, смущенная, заикаясь врала бабушке. Выклянчивала.

Стала вести странную «воротничковую жизнь»: угождала воротничку. «Существо слабое и бесхарактерное». Обстригла волосы, громко хохотала. Слабела в борьбе. Встречалась со студентом. Заложила руки в карманы, громко свистнула. Деньги «профукала».

Поведение воротничка: «Воротничковая жизнь». Потребовал, заказал. Подлый. «Крахмальная дрянь». Укреплялся и властвовал. Напялился на шею, поехал в гости, вёл себя развязно. Пошло захихикал. Ухарски повернул ее голову и снова хихикнул. Поехал в ресторан, не обращал со студентом внимания на Олю.

Резюме: «Эх, жизнь!» Олечка Розова: Развелась, скромна и краснеет при слове «омнибус». Воротник: потерялся в стирке.

Слайд №20 «Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами». Н.А. Тэффи»

Цель: материальная

Средства:

ложь, обман, паразитизм, предательство, грубость

Итог:

деградация личности и её отчуждение (ирония овеществления :

«Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник»

Антицель

Безнравственные средства

Разрыв внутреннего и внешнего мира (оценка успешности – по вещам, а не по нравственному миру человека)

Слайд №21 «Патрик Зюскинд «Сражение» рассказ («Поединок») 1995 г.»

Жанр: психологический рассказ

Метод: постмодернизм

Время: XX век, август

Место: Париж, Люксембургский сад

Персонажи: деструкция троичности

Единство центра: шахматная партия

Перевод на русский: Э. Венгерова

Слайд №22

Жан 60 лет

Цель: проиграть достойному сопернику

(до этого ни одного поражения!)

Способ: медлить, думать, рассуждать Восхищался незнакомцем

Чёрный

молодой брюнет

Цель: поразить всех своей игрой и взять верх над опытным мастером

Способ: позёрство, презрение, молчание Психологическое воздействие

Компания зрителей

Цель: отомстить матадору (Жану) за свои проигрыши

Способ: поддерживают Чёрного, аплодируют ему и желают разгрома Жану

Маэстро, герой – С Жаном будет покончено

Слайд №23 «Du mußt dein Leben ändern» ??? Rainer Maria Rilke (литературная аллюзия из новеллы П. Зюскинда «Amnesie in litteris»)

Слово «чудо» многозначно:

для зрителей – победа молодости и разгром опыта,

для Чёрного – произвести ложное впечатление (позёрство),

для Жана –ожидание рождения нового мастера

Итог-алогизм (ирония):

«… на самом деле сегодня он потерпел поражение, ужасное и окончательное. Жан принял решение: «…покончить с шахматами раз и навсегда». (мотив отчуждения)

Zusammenfassung/Resümee:

Момент совершенства разрушен неоправданным ожиданием – иллюзией.

Финал: низвергнутость в будни вместо праздника

Слайд №24 «Борис Васильев «Экспонат №…» Рассказ 1986 г.»

Жанр: рассказ-раздумье

Метод: реализм

Время: XX век

Место: Россия

Персонажи: Анна Федотовна-сын-пионеры

Единство центра: тема памяти

Слайд №25

Анна Федотовна: Цель: сохранить память о сыне

Средства: воспоминания, перечитывание писем с фронта

Итог: это стало «привычной печалью, без которой ей было бы невозможно уснуть, а затем — ежевечерним непременнейшим и чрезвычайно важным разговором с сыном. С Игорьком, так и оставшимся мальчишкой навсегда».

Пионеры: Цель: собрать свидетельства с фронта для музея

Средства: кража, грубость, ложь

Итог после отсутствия писем: «…нет более никаких надежд и что последнее, что еще осталось ей, — это память о нем».

Автор: Цель воевавших: счастье будущих поколений

Средства: Люди во всем отказывали себе ради победы (Анна Федотовна была счетоводом, в 41-ом – сцепщиком вагонов).

Резюме-размышление: Почему же мы вырастили такое чёрствое и бездушное поколение?

Слайд №26 «Резюме по направлению «Цели и средства»»

Х. Мураками «Седьмой» цели «явные-неявные»

Н. А. Тэффи «Жизнь и воротник» цели «материальные»

П. Зюскинд «Сражение» алогизм целей

Б.Л. Васильев «Экспонат №» общезначимые и конкретные цели

Общее: мотив отчуждения

Слайд №27 «Используемая литература»

1. Все направления итогового сочинения 2018 года, разбор / Источник: http://rustutors.ru/novosti/138-temy-itogovogo-sochineniya-2018-goda.html

2. Как написать итоговое сочинение? // http://егэша.рф/news/itogovoe/2016-11-16-230

3. Кашкаров Андрей Личностный интерес ребёнка как фактор приобщения к чтению / https://books.google.ru/books

4. Личностно-ориентированное обучение чтению // http://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke

5. Пять видов целей человека и вопрос о смысле жизни по Д.И. Курашову / Источник: http://vikent.ru/enc/7020

6. Харуки Мураками Призраки Лексингтона. Авторский сборник. — М.: Эксмо, 2006 г. – 160 с.

infourok.ru

Персональный сайт учителя — Итоговое сочинению по литературе

Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

 
Даты проведения итогового сочинения 2017-2018
  • 6 декабря 2017 года;
  • 7 февраля 2018 года;
  • 16 мая 2018 года.
 
Направления итогового сочинения 2017-2018 учебного года

5 открытых направлений тем итогового сочинения:

«Верность и измена»,

«Равнодушие и отзывчивость»,

«Цели и средства»,

«Смелость и трусость»,

«Человек и общество».

 

1. «Верность и измена».

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

 

2. «Равнодушие и отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

 

3. «Цели и средства»

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

 

4. «Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

 

5. «Человек и общество»

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Что требуется?

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

Сочинение пишите чётко и разборчиво. 

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.


Критерии оценивания

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

 Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации  своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).


Материалы для учащихся

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)


Объёмный список литературы по направлениям с разбивкой по группам


Бланки для написания сочинения

Бланк регистрации

Бланк записи


Направление «ВРЕМЯ»

Рекомендации

Образец сочинения


Направление «ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ»


Направление «ПУТЬ»

Характеристика, литература, цитаты

Рекомендации


Видеоуроки о написании сочинения


Образцы сочинений (для примера)

     

 

elena-bel.ucoz.ru

Направления итогового сочинения по литературе 2015-2016

1) Время — направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. 

2) Дом — направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. 

3) Любовь — направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. 

4) Путь — направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. 

5) «Год литературы» — направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. 


Сочинение оценивается по пяти критериям.

Критерии №1 и №2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). 

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. 

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет». Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Критерий №1 «Соответствие теме». Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). 

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. 

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 

Критерий №3 «Композиция». Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 

Критерий №4 «Качество речи». Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5 «Грамотность».  Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). 


Использованы материалы сайтов:

direktor53.blogspot.com

Универсальные произведения сразу по всем направлениям итогового сочинения 2016

19.09.2015

СПИСОК КНИГ по всем направлениям для итогового сочинения!

Что это значит? Еще раз. По всем направлениям. То есть каждая из этих 10 книг подходит к любому из 5 направлений. Если прочитаете хотя бы половину списка, то легко сможете подобрать аргументы по той теме, которая вам покажется наиболее интересной.

Мы подобрали для вас книги, разные по объему и по сложности, из школьной программы и не совсем, русских и зарубежных авторов, классику и современную прозу. Читайте то, что понравится! Анализировать и готовиться к сочинению будем вместе.

Запомните: если книга показалась вам скучной, если вы прочитали ее только в кратком содержании, если она не затронула вашу душу, то вы не сможете написать по ней хорошее сочинение — закрывайте её и читайте следующую.

  1. Рэй Брэдбери, рассказ «Вельд»
  2. Рэй Брэдбери, роман «451 градус по Фаренгейту»
  3. А.С.Пушкин, роман «Капитанская дочка»
  4. М.Ю.Лермонтов, роман «Герой нашего времени»
  5. Максим Горький, рассказ «Старуха Изергиль»
  6. Иван Бунин, рассказ «Господин из Сан-Франциско»
  7. Михаил Булгаков, роман «Мастер и Маргарита»
  8. Михаил Шолохов, рассказ «Судьба человека»
  9. Виталий Закруткин, повесть «Матерь человеческая»
  10. Анатолий Приставкин, повесть «Ночевала тучка золотая…»
Сохранить ссылку:
Добавить комментарий

Комментарии без регистрации. Несодержательные сообщения удаляются.

www.ctege.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *