Знание орудие а не цель эссе по обществознанию – «Знание орудие, а не цель» Л. Толстой.

ЭССЕ «Школьные знания для реальной жизни»

Эссе «Школьные знания для реальной жизни» 

Знание – орудие, а не цель.

Л.Н. Толстой

После длительного обсуждения в 2012 году был принят новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). К обучающимся отныне предъявляются особые требования, главным из которых является умение применять школьные знания в реальной жизни. В ходе обучения формируются ключевые компетентности, под которыми понимается объем специфических знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в определенной области.

Чем обусловлен переход к новым образовательным стандартам? Какие вызовы стоят перед современной системой обучения и воспитания? Ответив на эти вопросы, можно понять, почему так важно переходить на новые стандарты образования и учить детей применять школьные знания в жизни.

Качественный скачок в области технологий существенно повлиял на развитие образования. Важен не сам факт появления сети Интернет или гаджетов. Важно, что компьютеры превратили знание во всеобщее достояние, а учитель перестал быть единственным носителем новых умений и навыков. Преимущество современного поколения еще и в том, что его представители родились в «цифровую эру», тогда как многие из учителей вынуждены в силу своего образования и воспитания приспосабливаться к стремительно меняющимся реалиям XXI века. Акцент деятельности педагога должен быть смещен в практическую сферу, мы должны учить детей навыкам, которые пригодятся им в реальности, иначе попросту потеряем авторитет в их глазах.

Сегодня общество развивается быстрыми темпами, и очень трудно сказать, какие знания понадобятся человеку после завершения образования. Ученые-социологи обращают внимание на то, что современная школа готовит молодежь к жизни в «обществе будущего», которого еще нет. Вместе с тем, образование консервативно по своей сути, ведь первоначальная его цель – передача опыта и знаний, накопленных поколениями предков. Поэтому крайне важен пересмотр основных подходов к методике преподавания всех без исключения школьных предметов.

Комплекс знаний, которыми будет обладать успешный человек, постоянно дополняется и обновляется. Это отражено в новом стандарте, ведь теперь в нем присутствуют, помимо предметных, метапредметные и личностные результаты образования. Метапредметность обучения является тем механизмом, который позволяет ученику использовать знания, полученные в школе. Как проще всего проиллюстрировать технологию метапредметного обучения? Когда ученики шестого класса выступают в роли экскурсоводов в школьном музее или консультантов в туристической фирме, когда на уроке математики учеников средней школы учат, как выбрать и оплатить товар в магазине, а ребята 10-11 классов посещают курс «Рациональное экономическое поведение потребителя» (знание которого, кстати, проверяется в ходе единого государственного экзамена по обществознанию). Всё это примеры метапредметного обучения.

При всём разнообразии образовательных парадигм, несомненно одно: выпускнику абсолютно необходимо обладать критическим мышлением. В 17-18 лет человек должен увидеть альтернативу и найти оптимальный вариант решения той или иной жизненной задачи. В традиционной системе обучения каждая задача имела только одно решение, пусть даже правильный ответ нужно было выбрать из нескольких предложенных. Но в нашей ежедневной практике задач с единственно правильным ответом практически нет. Сколько денег потратить на ту или иную вещь в магазине? Как правильно выбрать спутника жизни? Какую профессию освоить, чтобы быть успешным? Всегда приходится оценивать альтернативные варианты, а также возникающие при этом риски.

Новый ФГОС не отрицает ценности знаний, но превращает их в учебный материал, изучая который, можно сформировать умения и навыки, необходимые в реальной жизни. Обучение трансформируется в «учебную деятельность», а ученик и учитель становятся ее субъектами. В этих условиях учителю придется отказаться от роли самого важного человека в классе, который знает, как устроен мир. Он не учит, а только помогает учиться, к тому же постоянно учится сам.

К сожалению, не все учителя понимают смысл нововведений в системе образования. При этом суть претензий сводится к тому, что советская модель образования была более стабильна, а качество образования было выше.

Несомненно, предшествующая система образования отвечала потребностям своего времени. Но времена изменились кардинально. Способ мышления современных детей и подростков совершенно иной. Ученые говорят о переходе к «клиповому мышлению» от традиционного, образно-смыслового.

Изменилась социальная сфера, изменился и мир экономики. В условиях автоматизации производств и стремительного развития технологий кардинально меняется рынок труда. Перед выпускниками открываются широкие возможности трудоустройства за границей, социальная мобильность очень высока. По этим причинам совершенно необходимо, чтобы наши выпускники были конкурентоспособны. А непременным условием этого является не сумма полученных в школе знаний, а умение применять и трансформировать необходимую информацию в практической деятельности. Школа обязана учитывать это, если мы хотим отвечать запросам современного общества.

Стабильная схема передачи готовой суммы знаний от учителя к ученику давно отработана, и у нее есть неоспоримые достоинства. Но если не развивать и не дополнять эту схему, если направлять усилия лишь на повторение и запоминание учениками теории, система образования не будет развиваться.

Мировая практика показывает, что качество образования является высоким там, где теоретическая и практическая деятельность сопутствуют друг другу, а люди разных профессий считают престижным прийти на занятие к ученикам средней школы и поделиться секретами своего успеха. Там, где не только учатся, но и переобучаются, потому что знания постоянно обновляются. Где умеют критически мыслить, распределять свое время, осуществлять поиски информации и правильно ее интерпретировать, и, конечно, обладают коммуникативными навыками. Хорошей считается та школа, после окончания которой знания не забылись, а пригодились.

Современному ребенку доступно практически любое знание, что имеет положительную и отрицательную сторону. И особенно важно научить его не цифрам и теориям, далеким от реальности, но законам получения и использования основного ресурса постиндустриального общества – информации.

infourok.ru

Эссе «Путь к успеху»

17 ЭССЕ Моргачева Ирина Валентиновна

Путь к успеху.

«Дерево и учитель познаются по плоду». 

Знание — орудие, а не цель.

Л.Н.Толстой

Анализируя свою двадцатипятилетнюю педагогическую деятельность, ловлю себя на мысли, что проецирую своё школьное прошлое на будущее своих учеников. Насколько краток миг настоящего и насколько он важен! Но вчерашним днём жить не получается. Современная школа стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. В наш стремительный век безграмотен не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться. Сегодня уровень образованности человека определяется способностью решать проблемы различной сложности, используя имеющиеся знания.

Четыре года назад, переходя на преподавание по ФГОСам, я лишь теоретически понимала, что требуется от учителя. Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока — основной формы организации обучения.

Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, я нашла в словах К.Д. Ушинского: “Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал”.

То есть процесс учения — не просто усвоение системы знаний, умений и навыков, а процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социализации. Красивые и правильные слова теории. Но прочно заложенные Куйбышевским педагогическим училищем знания, казалось, шли вразрез с новыми требованиями ФГОСов. Как же строить урок на практике?

Я верю, что любой человек появляется в жизни, когда мы больше всего нуждаемся в уроке, который он несёт. Так в моей жизни и в жизни нашего педагогического коллектива в 2011 году появился центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» под руководством Л.Г.Петерсон. Ознакомившись на сайте этого центра с программой нового предмета «Мир деятельности», мы, несколько учителей начальных классов, с разрешения Департамента образования города Самара и администрации лицея «Технический», решились на апробацию нового предмета внеурочной деятельности. Много времени уходило на осмысление подачи материала при подготовке урока. Всё встало на свои места и приобрело системный характер после курсов повышения квалификации «Механизмы реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода Л.Г.Петерсон». Благодаря руководителю отдела по взаимодействию с регионами Кигель Наталье Владимировне мы увидели и теоретически, и практически, что системно-деятельностный подход — это универсальный инструмент познавательной деятельности, это средство формирования целостного мировоззрения. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории.

В моем понимании технология деятельностного метода «поглотила» все ранее известные популярные подходы в образовании. ТДМ – это та же структура деятельности, которая была принята в психологии: потребность – мотив – задача – средства (решения задачи) – действия – операции.

Но вернусь к практической деятельности учителя. Какая красивая и благородная роль отводится учителю в «Мире деятельности»! Учитель – это фея с волшебной палочкой, это организатор, это помощник на уроке. Удивительно и приятно, что наши ученики в течение четырёх лет нас так и воспринимали. Это отражалось и в детских рисунках, позже в сочинениях, в человеческих отношениях. Считаю, что именно внеурочные занятия по предмету «Мир деятельности» помог нашим ученикам найти свою «нишу» в коллективе, помог почувствовать себя важным в какой-либо деятельности, не обязательно в учебной.

Как учителю мне было невероятно приятно читать заключение лицейского психолога о высоком уровне воспитанности наших четвероклассников, знакомиться с достойными результатами своих учеников во всероссийских проверочных работах, видеть фамилии лицеистов в списках награждённых во Всероссийской конференции «Первые шаги в науке», чувствовать благодарность родителей. Успех учеников – это и есть успех учителя.

Говорят, что «золотой формулы успеха» не существует. А я убеждена, что у меня она есть! Моя золотая формула успеха – это успехи моих золотых учеников, простите за тавтологию. Их успехи наполняют мою жизнь смыслом. «Ведь счастье высшее на свете — понять, зачем ты был рождён…»

infourok.ru

ЗНАНИЕ – ОРУДИЕ, А НЕ ЦЕЛЬ

В век информационных технологий мы каждый день автоматически пользуемся сотнями товаров, о механизмах которых не задумываемся. А вот, скажем, ребёнку невероятно интересно устройство мира. Подарите ему игрушечную машину и посмотрите на его реакцию. После осмотра внешнего вида последует эксперимент по открыванию дверей, возможный осмотр двигателя и так далее. С годами интерес угасает.

А знаете ли вы, каким образом получают полимеры для производства кроссовок, что сейчас на вас? Разве это ваш первый вопрос продавцу-консультанту в обувном магазине? Нет. Вам нужна надёжная и комфортная обувь вашего размера и любимого цвета.

Возьмём более простой пример – бумага. Мы пользуемся бумагой с детства, в школе, на работе, на ней хранятся наши фотографии и мысли. Вы помните, как выбирали школьную тетрадь? Да что тут выбирать – белая приятная на ощупь бумага и четкие линии полей. Скажите, а вы задумывались над процессом производства бумаги? Или, скажем, её отбеливания? Имеет ли значение, была ли отбелена бумага не содержащим хлора отбеливателем или перекисью водорода? А сможете различить по листу бумаги – из твёрдых или мягких сортов древесины она была произведена? А из каких сортов она лучше? Для производства бумаги самого высокого качества используется смесь волокон хлопка и древесины. Вы сможете определить процентное соотношение этих волокон? А вам это надо?

К чему эта аналогия с бумагой? Да к тому, что необязательно разбираться в тонкостях производства корда (армирующей основы), если вы приобретаете резину для своего автомобиля. У вас есть ключевые характеристики, которым должен соответствовать приобретаемый вами товар.

И со строительством точно так же. В частности, вам не нужно быть кандидатом химических наук для того, чтобы правильно подобрать кровельное покрытие для своего дома. Вы предъявляете определенные требования к материалу, который должен их либо удовлетворить, либо нет. И строители рассматривают любой стройматериал как составной элемент конструкции. Например, гибкая черепица. Это, в первую очередь, кровельный материал, покрывающий ограждающую конструкцию. У него есть свой набор характеристик, которые обеспечивают надежность вашего дома. Именно за это гибкая черепица и получила своё широкое распространение.

Речь идет о том, что многочисленные преимущества материала обеспечивают его слоистость. То есть, стеклохолст, битум и каменные гранулы не защитят вашу кровлю поодиночке так, как это сделает материал, сочетающий в себе все эти компоненты. Гибкая черепица, соответственно, является составной частью кровельного пирога. Поэтому наиболее рационально рассматривать именно кровельную конструкцию в целом из соображений безопасности, надёжности и комфорта.

Простой пример: согласно Федеральному Закону «Требования пожарной безопасности» № 123-ФЗ  гибкой черепице присвоен класс пожарной безопасности КМ-5 (то есть самый низкий) вследствие горючести битума, входящего в состав мягкой черепицы. Но парадокс заключается в том, что этот же самый регламент присуждает конструкции укрытия мансардной надстройки с деревянной несущей системой и кровлей из гибкой черепицы самый высокий класс пожарной безопасности К0! Поэтому и мы рекомендуем вам обращать внимание именно на безопасность вашего жилища, которое обеспечит вам битумная черепица, а не разбираться в том, какие породы базальта более всего подходят вам по гороскопу.  

В общем, как говорил Лев Толстой, дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное. 

Артём Баранов

www.ruflex.ru

Афоризм знание орудие а не цель эссе


Знание — сила, незнание мощь миллионов. (…)
NN 3 Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. (…)
Фома Аквинский Знание — это сомнение, с огромным трудом превращенное в веру. (…)
Анита Даниель Знание — это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим. (…)
Джозеф Аддисон Знание — это убежище и приют,удобные и необходимые нам в преклонные годы,и если мы не посадим дерева,пока мы молоды,то,когда мы состаримся,у нас не будет тени,чтобы укрыться от солнца. (…)
Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд Знание без доказательств рождает веру, а знание с доказательствами — сомнения. (…)
NN 3 Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. (…)
Николай Александрович Рубакин Знание есть то, что требует, дабы тот, в ком оно наличествует, познавал. (…)
Аль-Ашари Знание предмета для поэта то же,что прочность материала для архитектора. (…)
Сэмюэл Джонсон Знание свободного человека дороже всего. (…)
Еврипид Знание – сила, если оно еще и с кулаками. (…)
NN 4 Знание, посредством которого меня хотели оскорбить, может, по случайности, пойти мне на пользу. (…)
Чарльз Лэм Знания — они, конечно, свет, но темнота все равно друг молодежи! (…)
NN 3 Знания бывают двоякого рода: либо мы что-нибудь знаем, либо мы знаем, где найти сведения об этом. (…)
Сэмюэл Джонсон Знать и действовать – не одно и тоже. Многие люди знают, что 2х2=4, но все равно хотят, чтобы получилось 5, 6, 10 и более. (…)
Владимир Борисов Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать. (…)
Максим Горький Знающему далеко до любящего,Любящему далеко до радостного. (…)
Конфуций Идеи у него в голове — как стекла в ящике: каждое отдельности прозрачно, все вместе — темны. (…)
Антуан де Ривароль Изолгана и сама ценность познавания: познающие говорили о ней всегда в свою защиту — они всегда были слишком исключениями и почти что преступниками. (…)
Фридрих Ницше Интуиция – это спящее знание. А знание – это разбуженная интуиция. (…)
Степан Балакин


www.libreria.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *