Земельный кодекс РФ Википедия
Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником земельного права в России.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Структура Земельного кодекса
Земельный кодекс Российской Федерации состоит из 18 глав (общей сложностью 103 статьи):
- Охрана собственности на землю
- (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (земельный сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками
- Возникновение прав на землю
- Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков
- Прекращение и ограничение прав на землю
- Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
- Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров
- Плата за землю и оценка земли
- Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр
- Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль)
- Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли населённых пунктов
- Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса
Объектом земельных правоотношений является земля. В законодательстве земля рассматривается в нескольких аспектах:
- Земля как природный объект (важнейшая составная часть природы)
- Земля как природный ресурс (определённая совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей)
- Как недвижимое имущество
- Как объект права собственности и иных прав.
См. также
Ссылки
wikiredia.ru
Земельный кодекс РФ в последней редакции
Правила использования земельных участков для определённых целей физическими и юридическими лицами, а также для реализации государственных программ о развитии территорий устанавливаются Земельным кодексом, принятым под номером 136-ФЗ.
Что представляет собой закон?
Настоящий закон регулирует отношения, связанные с использованием и защитой земель Российской Федерации как основы для жизни и деятельности различных народов, которые проживают на территории РФ. В сферу деятельности законодательства не попадают имущественные земельные отношения и экологические аспекты использования геологических ресурсов, так как данные сферы регламентируются соответствующими законами.
Последние изменения в ФЗ №101 об обороте земель сельскохозяйственного назначения читайте тут:
Земельный Кодекс Российской Федерации состоит из 103 статей и 18 глав, устанавливающих следующие положения:
- Гл. 1 состоит из общих положений, описывающих основные принципы законодательства, сферу его действия, участников земельных отношений, также полномочия различных органов власти в установленной области;
- Гл. 1.1 описывает порядок образования земельных участков, включая особенности возникновения прав на данные территории, а также их сохранение и передачу;
- Гл. 2 устанавливает правила охраны земель;
- Гл. 3 предусматривает различные виды собственности на землю;
- Гл. 4 определяет основания для ограничения использования чужими земельными участками;
- Гл. 5 описывает порядок возникновения прав на землю;
- Гл. 5.1 устанавливает особенности предоставления земель, которые находятся в собственности государства;
- Главы 5.2 — 5.6 предусматривают обмен, установление сервитута, перераспределение, безвозмездную передачу и особенности использования земельных участков, которые находятся в собственности государства;
- Гл. 6 определяет права и обязанности собственников, а также арендаторов и пользователей;
- Гл. 7 устанавливает порядок лишения прав собственности на земельные участки или их ограничения;
- Гл. 7.1 предусматривает особенности изъятия земель для государственных нужд;
- Гл. 8 описывает порядок компенсации убытков земельных собственников, арендаторов и пользователей при определённых обстоятельствах;
- Гл. 9 определяет правила защиты прав на землю и рассмотрения споров;
- Гл. 10 устанавливает земельные налоги;
- Гл. 11 описывает правила государственного мониторинга за территориями, и ведения кадастрового учёта;
- Гл. 12 предусматривает порядок осуществления государственного надзора в установленной области;
- Гл. 13 определяет административную, уголовную и дисциплинарную ответственность за нарушение земельного кодекса, а также особенности компенсации вреда;
- Гл. 14 устанавливает правила назначения и использования земель для сельскохозяйственных нужд;
- Гл. 15 предусматривает порядок назначения и эксплуатации земельных участков для населённых пунктов;
- Гл. 16 описывает особенности территорий для особого пользования, включая промышленные, энергетические, транспортные, оборонные и другие нужды;
- Гл. 17 устанавливает правила определения особо охраняемых земель, заповедников и рекреационных зон;
- Гл. 18 описывает земли лесного и водного фондов, а также особые территории запаса, которые находятся в государственной собственности и не подлежат использованию без наличия особых причин.
Земельные территории охраняются с целью предотвращения и ликвидации последствий загрязнения почвы, её истощения, деградации и другого негативного воздействия, которое может привести земли к негодности для использования. Также предпринимаются охранные меры для рационального использования земельных ресурсов и улучшения их плодородия.
Для реализации целей по охране земли, собственники, а также лица, арендующие и использующие земельные участки, должны проводить следующие мероприятия:

- воспроизводство плодородных свойств земель, предназначенных для сельского хозяйства;
- защита от эрозии, заболачивания, иссушения, загрязнения вредными веществами и промышленными отходами;
- защита от зарастания сорняками, кустарниками и деревьями сельскохозяйственных угодий и поддержание уровня мелиорации.
Лица, которые повинны в ухудшении качественных свойств земли обязаны рекультивировать её, ликвидировав все негативные последствия и восстановив её первоначальное состояние.
Основные положения ЗК РФ
Закон о земле основывается на следующих принципах:
- охрана земли и её ресурсов как основы для жизнедеятельности человека;
- защита земель как самого важного компонента окружающей среды, а также основы для развития сельского и лесного хозяйства;
- приоритетная защита почв как основного элемента, влияющего на здоровье человека;
- участие граждан, общественных объединений, а также религиозных организаций при принятии решений об обретении прав на землю в допустимых законодательством рамках;
- приоритетная охрана земель целевого назначения;
- платное использование земельных участков;
- разделение земельных территорий на категории по целевому назначению;
- соблюдение гражданских и общественных интересов;
- разделение государственной собственности, муниципальной, и субъектов Российской Федерации.
Регулирование земельных отношений разделяется на узконаправленные законодательства.
Последние изменения, внесенные в закон о земле
В ходе последней редакции закона о землепользовании, состоявшейся 31 декабря 2017 года, были внесены поправки в пункт 6 статьи 56.3, регулирующей порядок изъятия земельных участков для государственных нужд.
В результате редакции положение, предусматривающее изъятие земли для осуществления федеральных проектов, было расширено условием, устанавливающим обязательный критерий об обозначении планируемого строительства в территориальных документах двух и более федеральных субъектов.
Статья 56.3 определяет следующие условия, при которых государство может изымать земельные участки для своих нужд:
- Земли могут быть реквизированы для федеральных нужд только при необходимости осуществления государственной программы территориального развития, объекты которой определены в документации о развитии определённых территорий муниципиев и регионов;
- Также изъятие территорий для государственных и муниципальных нужд может обуславливаться следующими потребностями:
- создание заповедников и других природных охраняемых зон;
- для выполнения условий международного договора;
- для осуществления работ, связанных с использованием недр, при наличии соответствующей лицензии о недропользовании;
- для сноса и реконструкции аварийного дома;
- Земли изымаются независимо от права собственности и условий их использования;
- При реквизировании земли для строительства объектов федерального или муниципального значения, планируемый проект должен быть отражен в документах о территориальном развитии двух и более субъектов Российской Федерации.
Решение об изъятии принимается в течение 3 лет с момента утверждения проекта о строительстве объектов федерального или муниципального значения в соответствии с государственной политикой развития территорий.
Скачать действующую редакцию Земельного кодекса РФ
Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 136-ФЗ от 25.10.2001 “Земельный кодекс Российской Федерации” рекомендуется скачать текст законодательства с актуальными изменениями по ссылке.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):lawlinks.ru
Земельный кодекс Российской Федерации — WiKi
Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником земельного права в России.
Запрос «Земельный кодекс» перенаправляется сюда; о кодексе Украины см. Земельный кодекс Украины.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Земельный кодекс Российской Федерации состоит из 18 глав (общей сложностью 103 статьи):
- Охрана собственности на землю
- (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (земельный сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками
- Возникновение прав на землю
- Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков
- Прекращение и ограничение прав на землю
- Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
- Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров
- Плата за землю и оценка земли
- Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр
- Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль)
- Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
- Земли сельскохозяйственного назначения
- Земли населённых пунктов
- Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса
Объектом земельных правоотношений является земля. В законодательстве земля рассматривается в нескольких аспектах:
- Земля как природный объект (важнейшая составная часть природы)
- Земля как природный ресурс (определённая совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей)
- Как недвижимое имущество
- Как объект права собственности и иных прав.
ru-wiki.org
Земельный кодекс
Перейти к следующей статье
Земельный кодекс Российской Федерации вместе с федеральными законами («О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172-ФЗ, «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ, «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78-ФЗ, «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ и другими), а также принимаемыми в соответствии с ними региональными законами, входит в число нормативных актов, регулирующих земельное законодательство.
Еще одну группу законов, формирующих федеральное земельное законодательство, составляют нормативные акты других отраслей права. В том числе такие документы как Гражданский и иные кодексы (Градостроительный, Лесной, Водный, Кодекс об административных правонарушениях), а также специальные федеральные законы: «Об особо охраняемых природных территориях», «О недрах» и т. д.
Земельные отношения, являясь предметом правового регулирования разных законодательств, имеют сложную «синтетическую» природу. Разграничительная линия между земельным и гражданским законодательствами «проведена» в статье 3 «Отношения, регулируемые земельным законодательством» Земельного кодекса РФ. В соответствии с ней земельным законодательством регулируются земельные отношения, которые связаны с использованием и охраной земли как основы жизни и деятельности тех, кто на ней проживает. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, регулируются преимущественно гражданским законодательством.
В нужное время, в нужном месте
Принятие Земельного кодекса РФ сыграло важнейшую роль в регулировании земельных отношений. До этого многие его функции выполняли Указы Президента РФ. Кроме того, до вступления действующего Земельного кодекса РФ в силу, часть пробелов в федеральном земельном законодательстве «латалась» с помощью регионального законодательства. Но происходило это крайне неупорядоченно, приводя к едва терпимому в рамках единого государства разнобою в решении таких существенных земельных правовых вопросов, как формы собственности или участники земельных правоотношений. После принятия Земельного кодекса РФ началась активная и плодотворная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами.
Действующий ныне земельный кодекс не первый. У него были предшественники: Земельный кодекс РСФСР, утвержденный и введенный в действие Постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г.; Земельный кодекс РСФСР, утвержденный и введенный в действие Законом РСФСР от 1 июля 1970 г.; Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.
Земельный кодекс: постоянно обновляясь, стремиться к лучшему
Земельный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года и одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года. Введение земельного кодекса в действие произошло в день его опубликования. За десять с небольшим лет существования этого документа в него многократно вносились изменения федеральными законами. Всего таких «корректирующих» законов на весну 2014 года было принято 77, поэтому Земельный кодекс 2014 заметно отличается от первоначального текста документа, опубликованного в конце октября 2001 года в трех изданиях: Собрании законодательства РФ, Парламентской и Российской газетах.
Особенно «урожайным» в части принятия федеральных законов, вносящих изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, был 2011 год, в течение которого было опубликовано двадцать таких законов.
Наряду с Земельным кодексом Российской Федерации заслуживает упоминания Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» или закон о введении земельного кодекса.
И Земельный кодекс, и ФЗ о введении земельного кодекса были подписаны Президентом страны одновременно ─ 25 октября 2001 года.
Статьи земельного кодекса РФ сгруппированы в восемнадцать глав. Всего документ содержит 103 статьи.
Главные приоритеты: охрана земли и здоровья человека
В самой первой из них сформулированы основные принципы российского земельного законодательства.
Из ее содержания видно, сколь большое внимание уделяется в Земельном кодексе вопросам охраны земли. Это нашло выражение в таких принципах как:
- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;
- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;
- приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
Но еще выше поставлен приоритет охраны жизни и здоровья человека.
Содержание охраны земель подробно раскрыто в статье 13, обязывающей всех владельцев земельных участков осуществлять комплекс мероприятий по их охране. В статье 40 содержатся нормы о необходимости соблюдения экологических, строительных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований. В статье 42 отмечено, что использование земель любой категории необходимо осуществлять способами, не наносящими вред окружающей среде.
Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов
Еще один очень важный для гражданского оборота недвижимости вообще и земельных участков в частности принцип ─ единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно нему судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты. (Исключения установлены федеральными законами). Таким образом, земельный участок однозначно определяется в качестве главной вещи в земельно-имущественном комплексе.
Это находит подтверждение и в статье 35 «Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение». В ней установлено, что отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, строений и сооружений, если они принадлежат на праве собственности одному лицу, равно как и отчуждение зданий, строений и сооружений без земельного участка при тех же условиях, не допускается. Покупатель, приобретая в собственность недвижимое имущество, вправе приобрести в собственность ту часть земельного участка, на которой данное имущество расположено, и которая необходима для его использования.
Данный механизм подкреплен статьей 273 «Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений» Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со статьей 36 «Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения» Земельного кодекса РФ, собственники зданий, строений и сооружений обладают исключительным правом на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В ст. 36 Земельного кодекса также установлены особенности приобретения прав на землю в случаях, когда помещения в одном здании принадлежат разным лицам на отличных друг от друга титулах.
Платность использования земли
И, конечно, нельзя не упомянуть о таком важном принципе российского земельного законодательства как платность использования земли. Его наличие коренным образом отличает существующий Земельный кодекс от его дореформенных предшественников. В них было недвусмысленно сказано о том, что земля предоставляется в бесплатное пользование, за исключением небольшого числа случаев, прямо указанных в законе.
Участники и объекты земельных отношений
Статья 5 «Участники земельных отношений» Земельного кодекса РФ определяет состав субъектов правоотношений – участников земельных отношений. Ими могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В статье 6 «Объекты земельных отношений» этого же документа содержится исчерпывающий перечень объектов земельных отношений: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.
Собственность частная и государственная
Коренной вопрос общественно-экономического устройства ─ вопрос собственности. В соответствии со статьей 15 «Собственность на землю граждан и юридических лиц» ЗК РФ частной собственностью являются земельные участки, приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.
При этом и граждане, и юридические лица имеют право на равный доступ к приватизации земли.
В частную собственность граждан и юридических лиц могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Субъектами государственной собственности на землю являются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. (Статья 18 «Собственность на землю субъектов Российской Федерации» ЗК РФ)
В статье 19 «Муниципальная собственность на землю» ЗК РФ установлено, какие земельные участки включает в себя муниципальная собственность.
Купля-продажа земельных участков
Земельный кодекс РФ содержит специальные нормы, регулирующие порядок приобретения земельного участка или права на заключение договора его аренды.
Купля-продажа земельных участков регулируется статьей 37 «Особенности купли-продажи земельных участков» Земельного кодекса РФ, а также статьями 450-490 Гражданского кодекса РФ.
По договору купли-продажи продавец обязуется передать земельный участок в собственность покупателя, а покупатель ─ принять его, уплатив определенную денежную сумму.
Стороны договора не вправе изменять целевое назначение земельного участка, являющегося предметом договора. Не подлежат самовольному изменению охранные зоны и обременения участка.
Объектом купли-продажи могут быть земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
В статье 27 «Ограничения оборотоспособности земельных участков» ЗК РФ содержится перечень изъятых из оборота или ограниченных в обороте земельных участков.
При заключении договора продавец обязан предоставить покупателю всю имеющуюся у него информацию об обременениях и ограничениях в использовании земельного участка.
Статья 28 «Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» ЗК РФ определяет, что такие земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду за плату. Бесплатное предоставление возможно только в случаях, специально установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Предоставление земельных участков
Земельным кодексом РФ установлены общие и особенные для отдельных видов земель правила предоставления земельных участков. Кроме того, Земельный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка в частную собственность гражданина или юридического лица.
Исходя из п. 2 статьи 30 «Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности» ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов, за исключением оговоренных законом случаев, осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства и их комплексного освоения в целях жилищного строительства, регламентированы в статьях 30.1 и 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Выбор земельных участков для строительства регламентирует статья 31. О принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства говорится в статье 32, о нормах предоставления земельных участков – в статье 33. Статья 34 устанавливает порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством.
Права и обязанности собственников земельных участков
Статья 40 «Права собственников земельных участков на использование земельных участков» ЗК РФ содержит открытый перечень этих прав. Собственник может использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды и водоемы.
В соответствии с целевым назначением категории земель и разрешенным использованием, а также при соблюдении полного перечня установленных норм, правил и нормативов он имеет право возводить жилые и нежилые строения и сооружения.
В числе его прав ─ проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы.
Законодательство не ограничивает объем прав собственника земельного участка. Он вправе определять как юридическую (путем совершения сделок, например), так и фактическую судьбу земельного участка.
В статье 42 ЗК РФ устанавливаются обязанности собственников и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков.
Земельный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень публичных сервитутов. Сервитут может быть срочным или постоянным и должен осуществляться способом, наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Правовой режим земель
Земельный кодекс регулирует земельные отношения в соответствии с категорией земельных участков и их назначением.
Согласно статье 78 «Использование земель сельскохозяйственного назначения» ЗК РФ субъектами права на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть граждане, сельскохозяйственные предприятия, образовательные и научно-исследовательские учреждения, некоторые виды некоммерческих организаций при условии, что их деятельность связана с аграрным производством.
Правовому регулированию отношений в сфере земель особо охраняемых территорий и объектов отведена отдельная 17 глава «Земли особо охраняемых территорий и объектов» Земельного кодекса Российской Федерации.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по использованию земель лесного фонда, являются Земельный кодекс РФ (статья 101 «Земли лесного фонда») и Лесной кодекс РФ.
Принятый и вступивший в силу в конце октября 2001 года Земельный кодекс Российской Федерации свел многочисленные разрозненные нормы земельного законодательства в одном акте. Отличительная особенность этого документа ─ отчетливая тенденция к упорядочению и унификации земельных отношений.
Вместе с тем, нельзя не принимать во внимание, что на момент своего принятия Земельный кодекс 2001 года был во многом «компромиссным» законом. Это предопределялось широтой спектра мнений и разноголосицей политических споров по каждому из представлявшихся на рассмотрение Государственной Думы проектов. Поэтому не удивительно, что многие достаточно объемные его статьи кажутся «недописанными». А порой можно даже встретить внутренние противоречия между отдельными положениями.
Еще одна особенность этого документа ─ приоритет норм земельного законодательства в регулировании любых отношений, в которых в качестве объекта выступает земля. Поэтому ему приходится «вторгаться» в сферу регулирования других отраслей законодательства, в первую очередь гражданского.
Этими причинами во многом объясняется необходимость его постоянного совершенствования посредством внесения изменений. Спустя десять лет после своего принятия Земельный кодекс остается живым, меняющимся «организмом».
При этом он не страдает «болезнями роста», успешно справляясь с возложенной на него чрезвычайно сложной и ответственной в условиях современной России миссией.
14 июля 2014 г.
zakadom.ru
ФЗ о введении в действие земельного кодекса РФ
137 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» был создан в целях разграничения частной собственности и государственной. Права на владение землей всегда были главным спорным вопросом среди граждан РФ.
Федеральный закон № 137 был издан для урегулирования и установки границ на эти права. В введенном законе также описываются особенности отчуждения земельных территорий.
Описание закона
ФЗ-137 был принят Госдумой РФ 28 сентября 2001 года. Одобрен законодательный акт был 10 октября того же года. ФЗ-137 вступил в силу 25 октября 2001 года.
Законом «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» регламентируется список земельных участков для продажи, находящийся в муниципальной и государственной собственности:
- организациям коммерческого типа и индивидуальным предпринимателям. Продажа осуществляется только в случае, если здания и иные постройки были возведены на территориях желки, где были разрушенные сооружения или земля была ранее отчуждена у муниципальных и государственных властей;
- юридическим лицам, которые являются собственниками земельного участка. Такой вариант возможен при приобретении юридическим лицом прав бессрочного пользования землей;
- простым гражданам и некоммерческим организациям.
В случае приобретения участков вышеуказанными лицами, цена за него устанавливается субъектами РФ в пределах:
- 20% кадастровой стоимости участка, если он расположен в городах с численностью, превышающей 3 миллиона человек;
- 2,5% кадастровой стоимости, если он расположен в других регионах.
Если собственник оформляет право бессрочного пользования земельным участком, то годовой размер аренды устанавливается в пределах:
- 2% от кадастровой стоимости арендуемой территории земли;
- три десятых % от кадастровой цены арендуемых участков на землях сельскохозяйственного назначения;
- 1,5% от кадастровой цены арендуемых земельных участков, которые были изъяты из оборота или ограничены.
Скачать 137 ФЗ с изменениями на 2017 год
ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» включает в себя 16 статей. Каждая из них описывает правовые нормы регулирования земельных участков и их стоимость.
Чтобы посмотреть последние изменения, дополнения и поправки, внесенные в ФЗ-137, скачайте его по ссылке.
Последние изменения
Последние изменения в закон №137 вносились 1 июля 2017 года. Вступили в силу новые поправки 12 июля этого же года.
Новые изменения коснулись 3 статьи. Она была дополнена 30 пунктом, в котором идет речь о правах собственности на земельные участки, на территории которых построены пруды.
После последней редакции закона статья 3.2 утратила свою силу.
Статья 3 Федерального закона

Статья 3 ФЗ-137 регламентирует порядок предоставления права бессрочного пользования земельным участком. С момента вступления закона в силу это право у физических и юридических лиц сохраняется. Статьей также предусматривается сохранение права на пожизненно наследуемую землю.
При последней редакции закона изменения в ст 3 ФЗ 137 не вносились.
Пункт 2 статьи 3 ФЗ-137
Согласно описанным положениям в п 2 ст 3 ФЗ 137 юридические лица, за исключением тех, что указаны в п 2 ст 39.9 Земельного Кодекса, обязаны до 1 июля 2012 года переоформить свои права на пользование земельным участком.
Они обязаны переоформить право бессрочного пользования земельным участком на право аренды.
Юридические лица вправе переоформить право бессрочного пользования участком, на котором находятся:
- линии электропередачи;
- линии связи;
- трубопроводы;
- дороги;
- железнодорожные линии или пути и другое.
Процедура переоформления должна закончится не позднее 1 января 2016 года. Цена за приобретение и переоформление установлена п 1 и 2 ст 2 настоящего закона.
При последней редакции закона в пункт 2 статьи 3 ФЗ 137 поправки не вносились.
Пункт 4 статья 3
Гражданин, проживающий на территории РФ, вправе приобрести в собственность на бесплатной основе земельный участок, который до внедрения закона находился в его владении. Такая возможность предоставляется, если на территории земли расположен жилой дом. Главное условие внедрения этого пункта — право на владение домом перешло хозяину по наследству или возникло со дня внедрения ФЗ-137.
При последней редакции изменения в п 4 ст 3 не были внесены.
Чтобы подробнее ознакомиться с последней редакцией Федерального закона №137, скачайте его тут.
Похожие законы
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):210fz.ru
Введение в действие Земельного кодекса
Примечание: Если в договоре аренды земельного участка предусмотрено получение согласия арендодателя на сделки с правами аренды, однако договор аренды зарегистрирован после даты введения в действие Земельного кодекса (т.е. после 29 октября 2001 года) получать согласие Департамента земельных ресурсов города Москвы на ипотеку права аренды земельного участка не нужно.
Залогодателю будет достаточно только уведомить письмом Департамент земельных ресурсов города Москвы после регистрации договора ипотеки в Росреестре, с приложением копии (не нотариальной) зарегистрированного договора ипотеки. Уведомление подается в службу одного окна без доверенности (на его копии сотрудник службы одного окна проставляет отметку о получении).
Примечание: Уведомление подается в разумный срок после совершения соответствующей сделки с третьим лицом. (Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).
Примечание: Земельный кодекс Российской Федерации введен в действие 29.10.2001 года. (Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001, в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» введен в действие со дня его официального опубликования. Первоначальный источник публикации текста «Собрание законодательства РФ» от 29.10.2001 года N 44, ст. 4148.)
Примечание: При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем 5 лет арендатор земельного участка имеет право, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог, внести их в качестве вклада в уставный капитал, передать арендованный земельный участок в субаренду, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. (п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исключение из правила: В случае, когда в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем 5 лет, заключенном до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (29.10.2001 г.), содержится условие о порядке получения арендатором согласия арендодателя на передачу земельного участка в субаренду или распоряжение правом аренды иным способом, стороны должны руководствоваться данным условием договора, а не положением п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11).
продолжение здесь: 1 2 3 4 5
www.regpractic.ru
Изменения и нововведения в Земельный кодекс Российской Федерации, вступающие в силу с 01.01.2017
Июль 2016 стал месяцем, в котором было принято множество важных изменений в законодательные акты РФ, в том числе и в Земельный кодекс РФ.
В первую очередь, это коснулось положений, ссылающихся на Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который в связи с изданием Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ полностью утратит силу только с 1 января 2020 года, а с 01.01.17 утратят силу основные положения, так как с этого времени вступит в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Наименование и реквизиты утрачивающего силу закона по тексту ЗК РФ заменены наименованием и реквизитами нового закона (например, в п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ).
В связи с изменением терминологии в законодательстве, по тексту ЗК РФ слова «Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменены на слова «Единый государственный реестр недвижимости» в соответствующих падежах (пп. 2 п. 7 ст. 11.4, пп. 3 п. 14 ст. 11.10 и иные статьи ЗК РФ).
Федеральным законом от 03.07.2016 № 361-ФЗ были внесены изменения, в том числе в наименование Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 01.01.2017 он будет называться Федеральный закон «О кадастровой деятельности»). Полномочия органа в сфере кадастрового учёта также были изменены, что повлияло на изменение его сокращённого наименования – по тексту ЗК РФ он будет назван «орган регистрации прав» (п. 10, п. 11 ст. 11.10 ЗК РФ и другие положения Кодекса).
В связи с тем, что с 01.01.2017 редакция Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменится, в пп. 3 п. 3 ст. 23 ЗК РФ расширятся места для установления публичных сервитутов – к ним добавятся геодезические пункты государственных геодезических сетей, гравиметрические пункты, нивелирные пункты, а также подъезды к ним.
В п. 2 ст. 24 ЗК РФ дано понятие «служебного надела», которое ранее отсутствовало в ЗК РФ. Расширены категории работников, которые смогут получить такой надел.
Увеличится перечень случаев, в которых договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, будет заключаться без проведения торгов. В частности, в случаях предоставления:
- участка, который изъят у физического или юридического лица (при этом участок должен был быть предоставлен на праве безвозмездного пользования или аренды) для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории при определённых пп. 13.2 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ условиях;
- участка для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур лицу, которое заключило договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (пп. 13.3 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
В указанных ситуациях договор аренды будет заключаться на срок действия договора о комплексном развитии территории (пп. 8.3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ). Аренда такого участка или земельных участков, образованных из него, может быть прекращена по требованию арендодателя в случае расторжения договора о комплексном развитии территории в связи с тем, что лицо, заключившее указанный договор с органом местного самоуправления, не исполнило предусмотренные договором обязанности (п. 2.2 ст. 46 ЗК РФ).
Также будет дополнен перечень оснований для принятия органами исполнительной власти или местного самоуправления, указанными в статье 56.2 ЗК РФ, решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. К таким основаниям будет относиться соответствующее ходатайство организации, с которой заключён договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения такого договора в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (пп. 4 п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ).
Кроме того, указанная выше организация сможет получить такой участок в собственность при соблюдении всех условий, в том числе при предоставлении за изымаемый участок и (или) расположенные на нём объекты недвижимого имущества в полном объёме возмещения, предусмотренного соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда (пп. 5 п. 4 ст. 56.11 ЗК РФ).
Введена новая статья в ЗК РФ, отражающая особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления (ст. 56.12 ЗК РФ).
Определены правовые последствия для заявителя в случае принятия органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с п. 10 ст. 39.15 ЗК РФ (п. 10.1 ст. 39.15 ЗК РФ).
Из состава земель рекреационного назначения исключены земельные участки, на которых находятся дома рыболова и охотника (п. 2 ст. 98 ЗК РФ).
Небольшим корректировкам подверглись и другие статьи (к примеру, ст. 11.10, 39.11 ЗК РФ).
Комментарии пользователей
comments powered by HyperCommentsdogovor-urist.ru