Юрьев день какого числа – Все дни

Юрьев день в 2018 году

На день памяти святого Георгия Победоносного приходится Юрьев день. На Руси он знаменовал определенные хозяйственные и финансовые взаимоотношения. Благодаря экономическим реформам Бориса Годунова словосочетание «Юрьев день» получило негативную окраску.

Юрьев день: истоки

Один из ранних христианских святых – Георгий – завоевал своими поступками и крепостью в вере немало сердец и способствовал обращению большого количества людей в христианство. На Руси Святой Георгий известен также как Юрий или Егорий.

Дни Великомученика Юрия в церковном календаре отмечают дважды: весной и осенью. Весенние празднования приходятся по григорианскому календарю, принятому у православных на 6 мая. Католики день памяти святого Георгия встречают 23 апреля.

Какого числа Юрьев день в 2018 году

Юрьев день приходится на 6 мая и 9 декабря

Осенняя встреча дня Святого Юрия приходится по юлианскому календарю на 26 ноября, а у православных – на 9 декабря. Это празднование Освящения церкви великомученика Георгия. Церковь была выстроена в Киеве царем Ярославом Мудрым, а 26 ноября (по старому стилю) 1051 года храм был освящен, и Ярослав издал указ праздновать этот день на всей Руси. 9 декабря принимают поздравления именинники Георгий, Егор и Юрий.

Таким образом, в 2018 году Юрьев день приходится на 6 мая и 9 декабря. Эти даты неподвижны и всегда приходятся на одни и те же дни.

Юрьев день в народных традициях

В старину на Руси дни великомученика Егора имели хозяйственно-бытовое значение. На весеннего Егора(Егорий Осенний) впервые выгоняли скот на пастбища, селяне выходили на поля, и священник читал молитвы о будущем урожае и плодородии.

На осеннего Егора заканчивался финансовый год и все работы, связанные с урожаем. К этому дни привязывали все денежные выплаты, крестьяне выплачивали помещику плату за пользование землей. Именно с этой датой связано выражение «объегорить», то есть обмануть при расчетах.

Вплоть до 15 века крепостное право на Руси было не абсолютным. Крестьянин, расплатившись с помещиком, мог в любое время уйти к другому землевладельцу. Это заставляло землевладельцев «приманивать» крестьян материальной помощью, снижением податей, выплатой подъемных.

Абсолютное крепостное право на Русь пришло в 15 веке с судебными уложениями царя Ивана III. Отныне уйти от землевладельца крестьяне имели право только в недели, привязанные к Юрьеву дню: неделя до и неделя после осеннего Егория. Иван Грозный закрепил данные положения в Судебнике 1550 года. Отныне крестьяне на Руси потеряли право свободного ухода от помещика, а Юрьев день стал ассоциироваться с крепостным правом и получил негативную окраску.

Чудеса Святого Георгия

Георгий стал одним из ранних христианских святых, который завоевал сердца верующих во всех странах и вдохновил множество художников на яркие выразительные полотна. Необыкновенной была вся жизнь святого Георгия. Житие рассказывает, что родился великомученик в 3 веке в Палестине, в городе Лиде. Его семья была очень богата и исповедовала христианство.

Святой отличался силой, мужеством и умом. Он стал тысячником и любимцем императора Диоклетиана. Когда начались гонения на христиан, он открыто встал на их сторону и раздал свое имущество бедным. За принадлежность к христианству его схватили и пытали. Пытки великомученика Георгия проходили 7 дней, но каждый день все раны чудом исцелялись.

Святому ломали кости, бросали в негашеную известь, пытали раскаленным железом, поили ядовитыми отварами – ничто не могло повредить ему. Также он держался во время пыток с небывалым мужеством и не отрекся от веры в Иисуса. Ему приснился Спаситель с золотым венцом на голове, который обещал ему рай.

Слуга записал сон мученика, как и его распоряжение отвезти его тело в Палестину. Предсмертным желанием святого стало посещение храма Аполлона. В храме Георгий осенил крестным знамением статую Аполлона, вынудив беса в статуе объявить себя идолом. После этого все идолы в храме разрушились.

Императрица Александра на коленях просила мученика простить грехи ее мужа – увиденные чудеса заставили ее обратиться в христианство. Диоклетиан велел казнить обоих: Георгия и императрицу Александру. Великомученик принял смерть с ясной улыбкой. Также известны посмертные чудеса Святого Юрия: воскрешение человека, воскрешение быка, битва с драконом.

Мощи Юрия хранятся в городе Лод в Палестине (это родной город мученика – Лидда). Над гробницей Юрия выстроен Храм Святого Георгия – храм Иерусалимской православной церкви. Меч святого хранится в Риме.

Святой Юрий на Руси

Житие Святого Георгия поразило сердца верующих во всем мире. Нашлось ему место и на Руси. В России Юрий существует как бы в двух ипостасях. В первой ипостаси Юрий – покровитель домашнего скота, защитник их от болезней, падежа и волков. Данной ипостаси Егория поклонялись крестьяне, увязывая дни его памяти с временем первого выгула скота и проведением денежных расчетов.

Также Егорий покровительствует земледельцам, поскольку имя мученика означает «земледелец». На день Святого Юрия освящают поля. Вторая ипостась святого – воин, отважный и преданный. В этой ипостаси святой покровительствует солдатам, мужественным и честным защитникам Родины.

Также Юрия считают покровителем путешественников. Некоторые племена цыган считают святого Георгия своим покровителем. В день святого Егория поздравляют именинников, а также всех знакомых. В поздравлениях на Юрьев день желают благополучия воинам, а также успехов в крестьянском труде, приплода и здоровья домашнему скоту.

На весеннего Егора впервые поет соловей и кукует кукушка. Важной приметой на Юрьев день считалось кукование кукушки. Кукование в голом лесу на весеннего Егора предвещает тяжелый год и для скота и для человека. Услышать кукушку, имея деньги в кармане – весь год иметь деньги.

Девушки спрашивали у кукушки, долго ли пробудут у отца. Молчание в ответ означало брак в том же году. Каждое кукование означало год, проведенный в отчем доме, в ожидании свадьбы. В Егоров день роса почиталась целебной. Ранним утром нужно было выйти на луг и умыться росой, поваляться в покрытой росой траве.

Императрица Екатерина Великая 26 ноября 1769 года учредила Орден Святого Георгия Победоносца. Орден имел 4 степени и мог быть пожалован офицерам и нижним чинам за проявленную храбрость, мудрость и мужество при защите Отечества. К ордену полагалась ежегодная пенсия. Орден мог быть отозван за порочащие поступки награжденного.

В 2000 году орден Святого Георгия восстановлен Указом Президента в РФ. Одновременно с орденом Екатерина учредила георгиевскую ленту. По описанию: шелковая лента из двух желтых и трех черных полос. Ленту носили в петлице, на шее или на перевязи. К ней также прилагалась пожизненная пенсия.

В 2005 году в Росси началась акция «Георгиевская лента» — в знак памяти подвига ветеранов Великой Отечественной войны. Девиз акции «Я помню, я горжусь». День святого Юрия – это день памяти Георгия Победоносного, известного своим мужеством и нерушимой верой.

2016.life

Что такое Юрьев день в истории?

В статье мы расскажем о том, что такое Юрьев день, какова история этого праздника, а также о том, в честь кого он отмечается. День св. Георгия, который на Руси назывался Юрьевым днем, связывается у многих из нас с историей крепостного права. И действительно, этот праздник был особым для крестьян. Ни у кого из них не возникал вопрос: «Что такое Юрьев день?» Его значение для них было огромным. Заинтригованы? Читайте эту статью, и вы узнаете, что такое Юрьев день в истории нашей страны.

Когда отмечался Юрьев день, как он был связан с крепостным правом

Это праздник по старому стилю отмечался 26 ноября, а по новому – 9 декабря. В период с 16 по 17 век он выпадал на 6 декабря.

Кратко ответить на вопрос о том, что такое Юрьев день для русских крестьян, можно следующим образом. Во-первых, именно в этот день помещики рассчитывались с ними. Расчет происходил по результатам собранного урожая, тогда, когда в деревне заканчивался финансовый год. Именно от Егорьева дня, как назывался Юрьев день, произошло слово «объегорить», которое означало нечестно рассчитаться. Во-вторых, именно тогда был разрешен уход от помещика. Крестьяне в 15 веке отлично знали, что такое Юрьев день, ведь в этот праздник они могли свободно оставить свою землю и уйти к другому землевладельцу. Для этого, однако, требовалось уплатить долги прежнему помещику, а также пошлину за пользование земельным наделом и двором (пожилое). Те, кто прожил 4 или более лет у землевладельца, уплачивали в случае перехода «все пожилое». Другие, находившиеся в его подчинении менее четырех лет, отдавали только часть, в зависимости от того, какое время они прожили у него. Расскажем о том, что такое Юрьев день в истории России дальнейших лет.

Судебники Ивана III и Ивана Грозного

После того как русские земли были объединены под властью московского князя, установился единый порядок на всей территории государства. В 1497 году был принят Судебник (при Иване III). В соответствии с ним право крестьян уйти от помещиков в течение года было ограничено. Теперь они могли покинуть их лишь после окончания полевых работ, то есть за неделю до Юрьева дня и еще 7 дней после. В изданном при Иване Грозном (портрет его представлен выше) Судебнике 1550 года сохранилось право «выхода». Вот что такое право Юрьева дня — возможность уйти от помещика.

Режим заповедных лет

Слово «заповедь» в переводе означает «запрет». Царь Федор Иоаннович по инициативе Б. Годунова запретил крестьянам и в Юрьев день переходить от одного хозяина к другому. Но не всегда, а только в определенные годы, когда создавались писцовые книги, в которых была представлена опись земельного фонда и населения. Этот запрет стал неожиданным для русских крестьян. Появилась следующая поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»

«Урочные лета»

Однако крестьяне еще могли скрыться от помещиков. Еще в правление Федора Ивановича, в 1597 году, был издан указ об урочных летах. В нем впервые был указан срок сыска беглых крестьян. Он составлял 5 лет. Это время называлось «урочными летами». Если в течение его помещик не нашел крестьянина, не обратился с челобитной о его розыске, право на него было для него потеряно. Беглый крестьянин по закону закреплялся за новым хозяином. «Урочные лета» распространялись не только на тяглых крестьян, которые оказывались прикреплены к земле на 5 лет, но и на их жен и детей, которые ранее не подпадали под «заповедные лета». При этом любой переход крестьянина считался бегством. Совершивший его подлежал возврату вместе с имуществом и семьей.

Борис Годунов впоследствии то отменял этот срок, то вводил его вновь. Через некоторое время крепостное право было отменено, и жители нашей страны забыли о том, что такое Юрьев день в истории. Сегодня далеко не все могут рассказать об этом празднике. Однако в культуре нашей страны его отголоски сохранились и по сей день.

Итак, мы ответили на вопрос: «Что такое Юрьев день?». Определение этого праздника, как вы узнали, связано с именем св. Георгия. Но мы еще не рассказали о самом этом святом. Предлагаем вам познакомиться с ним поближе.

Краткое жизнеописание Георгия

Этот святой родился в г. Бейрут (Белит) в 3-м веке н. э. Родители его были людьми богатыми. Несмотря на то что на христиан в то время были гонения, они воспитывали своего сына в традициях веры. Георгий был красивым, сильным и храбрым юношей. Как и многие его сверстники, он решил поступить на военную службу к Диоклетиану, императору, жившему с 284 по 305 г. н. э. Вскоре он заслужил расположение и уважение правителя Римской империи. Диоклетиан, однако, устраивал гонения на христиан. Однажды Георгий не выдержал этого и обличил императора в несправедливости и жестокости. Он сказал, что он является одним из его любимцев, а между тем Георгий христианин, как и те, кого Диоклетиан преследует. Конечно, этот поступок означал смерть для храброго юноши. Император, убедившись, что тот не отречется от Христа, велел отрубить Георгию голову. Это произошло в Никомидии в 303 году.

День памяти Георгия

Сам день памяти Георгия-Юрия является чисто русским праздником. Его нет в других православных Церквах. Память пострадавшего за веру воина Георгия, жившего при императоре Диоклетиане, по новому стилю отмечается 6 мая. У множества православных народов, к примеру, у южных славян, Георгий – покровитель земледельцев. Всем известно совершенное им убийство змея, изображенное на московском гербе.

Чудо о змие

Каждый из вас наверняка видел изображение святого Георгия, сидящего на белом коне и поражающего копьем змия, извивающегося на земле. Оно иллюстрирует событие, произошедшее уже после кончины св. Георгия. Согласно легенде, недалеко от места, где появился на свет этот святой, в г. Бейруте, жил в озере змей. Он часто пожирал местное население. Для того чтобы утолить его голод, жители стали регулярно приносить ему на съедение девушку или юношу, которые были выбраны по жребию. Жребий однажды выпал на дочь человека, правившего этой местностью. Девушку отвели к озеру и привязали здесь. Она в ужасе ожидала появления чудовища. Когда змей начал приближаться к ней, неожиданно появился юноша на белом коне. Он пронзил чудовище копьем и таким образом спас девушку. Конечно же, этот юноша был Георгием, святым великомучеником. Этим чудесным явлением он положил конец уничтожению девушек и юношей в пределах Бейрута. Георгий обратил ко Христу население этой страны, жители которого раньше были язычниками.

Символы в чуде о змие

Этот рассказ называют чудом Георгия о змие. Он напоминает фольклорные рассказы различных стран о героях и богатырях, победивших чудовище. Однако победа святого, при всем сходстве с ними, была более духовной, нежели физической. Не случайно изображение героя, поражающего змея, нередко объясняют иносказательно. Спасенная им царевна олицетворяет Церковь, а змей символизирует язычество. То, что Георгий изображен на коне, также не случайно. Это символизирует победу над «древним змием», то есть дьяволом. Победа над драконом, а также то, что Георгий по профессии был воином, стали причиной почитания его как покровителя воинства.

Воскрешение вола

Но, кроме убийства змея, он почитался и за другое деяние. Георгий однажды повстречал на своем пути бедного крестьянина. У этого человека пал единственный вол. Георгий упросил Бога своей молитвой оживить вола. Крестьяне трактовали победу над змеем как возможность молитвы этому святому с просьбой защиты от укусов ядовитых змей, нападающих на скот, а также от хищных животных вообще.

Память о святом

Еще с 10 века на Руси стало распространенным имя «Юрий» и «Георгий». Ярослав Мудрый, сын Владимира, крестившего Русь, был наречен в крещении именно Георгием. Ярослав в честь своего покровителя соорудил в Киеве Георгиевскую церковь, находящийся в Великом Новгороде Юрьев монастырь, а также основал прибалтийский город Юрьев. Церковь, расположенная в Киеве (на фото выше), в период средневековья несколько раз была разрушена и перестроена. Окончательно ее уничтожили лишь в 1934 году. Сегодня об этой церкви напоминает лишь название переулка в Киеве, расположенного неподалеку от Золотых ворот (Георгиевский переулок). В наши дни город Юрьев принадлежит Эстонии. Он был переименован в Тарту. А расположенный в Великом Новгороде Юрьев монастырь (на фото ниже) действует и сегодня. Он является одной из основных достопримечательностей этого города. Благодаря ему многие наши соотечественники вспоминают о том, что такое Юрьев день.

Определение по истории, заданное учителем, или просто интерес к традициям нашей страны побудил вас познакомиться с этим праздником? Надеемся, что в любом случае вы нашли необходимую информацию. О том, что такое Юрьев день на Руси, можно рассказывать долго, но мы постарались отобрать лишь самые важные сведения.

fb.ru

что это за праздник, как его отмечают, приметы этого дня, традиции, история

Юрьев день (Егорий Осенний) 9 декабря 2017 года: что это за праздник, как его отмечают, приметы этого дня, традиции, история. Ежегодно 9 декабря отмечается народный праздник Юрьев день, он же Егорий Осенний.

В православном календаре эта дата посвящается годовщине освящения собора великомученика Георгия Победоносца в Киеве. В народе святой считается покровителем земледельцев и повелителем волков. А «осенний» он называется потому, что по старому стилю праздник отмечали 26 ноября, то есть осенью.

В народе праздник имеет несколько названий –

Юрий Холодный, Юрий Осенний, Егорий Зимний, Егорий Холодный, Егорьев день, Георгий Победоносец. 


История гласит, что у дворян было принято строить храмы в честь своих небесных покровителей. Великий князь Киевский Ярослав Мудрый также повелел выстроить церковь в честь святого Георгия, чьим именем он был назван при крещении. Для строительства выбрали место недалеко от Киевского Софийского храма. Освящение храма было 26 ноября 1051 года. Князь завещал праздновать каждый год это событие. Так этот день является особой датой в православном календаре и в настоящее время. 

Юрьев день (Егорий Осенний) 9 декабря 2017 года имеет свои обычаи, приметы, традиции. Считается, если собираешься в этот день в дальнюю дорогу, нужно отслужить молебен о благополучном окончании пути.
В нарде есть примета, что нужно раздать до Егория Осеннего все долги. В противном случае всю жизнь проживешь в долгах. 

Юрьев день очень ценился во времена крепостного права. Причиной тому было право крестьян в течение недели до праздника и недели после праздника перейти от одного земледельца к другому. В конце XVI века Борис Годунов отменил это.

По этой причине в народе появилась пословица

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», означающая горькое сожаление о потере права выбора.

Имеет Егорий Холодный 9 декабря 2017 года свои приметы. Говорят, если в Юрьев день 9 декабря волк воет рядом с жильем, то ждать сильных морозов. Если из колодца не доносится ни плеска, ни шума, то и вся зима будет тихой и спокойной. А если в этот день вода в колодце шла рябью, то будут метели и вьюги.

u-f.ru

Юрьев день

Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051–1054)
26 ноября / 9 декабря

26 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю (= 9 де­каб­ря в XX–XXI вв.) в Пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре зна­чит­ся празд­ник Освя­ще­ния церк­ви ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, ко­то­рая на­хо­ди­лась пе­ред вра­та­ми Свя­той Со­фии Ки­ев­ской (1051–1054). В на­ро­де – «осен­ний Юрьев день».

При­ме­ча­тель­но, что это был пер­вый соб­ствен­но рус­ский цер­ков­ный празд­ник, вне­сён­ный в пра­во­слав­ные Ме­ся­це­сло­вы. Уже вско­ре по­сле кре­ще­ния Русь ста­ла пред­ощу­щать се­бя бу­ду­щей пре­ем­ни­цей сла­бе­ю­щей Ви­зан­тий­ской им­пе­рии, а столь­ный град Ки­ев – пре­ем­ни­ком Ца­рь­гра­да. В нём (по ана­ло­гии с Кон­стан­ти­но­по­лем) был уже вы­стро­ен и свой со­бор в честь Со­фии – Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. А на­про­тив Со­фии ве­ли­кий князь Яро­слав Муд­рый (в кре­ще­нии – Ге­ор­гий) по­ста­вил храм во имя сво­е­го небес­но­го по­кро­ви­те­ля. Да­та освя­ще­ния то­же не бы­ла слу­чай­ной: имен­но в этот день был освя­щён один из че­ты­рех Ге­ор­ги­ев­ских хра­мов Кон­стан­ти­но­по­ля. По пре­да­нию, и сам чин освя­ще­ния со­вер­шил не грек, а пер­вый рус­ский гла­ва на­шей Церк­ви мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Ила­ри­он (1051–1054), что бы­ло пря­мым вы­зо­вом Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту, в со­став ко­то­ро­го вхо­ди­ла то­гда Рус­ская Цер­ковь на пра­вах мит­ро­по­лии.

В Мос­ков­ской Ру­си этот на­цио­наль­ный празд­ник стал офи­ци­аль­ным сро­ком, ко­гда по­се­лив­ший­ся на гос­под­ской зем­ле и за­клю­чив­ший с вла­дель­цем порядную гра­мо­ту кре­стья­нин имел пра­во уй­ти от хо­зя­и­на. Для это­го ему тре­бо­ва­лось лишь вы­пол­нить по от­но­ше­нию к нему все обя­за­тель­ства. Это бы­ло един­ствен­ное вре­мя в го­ду (неде­ля до и по­сле Юрье­ва дня), ко­гда за­ви­си­мые кре­стьяне мог­ли пе­ре­хо­дить от од­но­го вла­дель­ца к дру­го­му. В кон­це XVI ве­ка пра­во пе­ре­хо­да от­ме­ни­ли, на­сту­пи­ла пол­ная кре­пост­ная за­ви­си­мость, и со­жа­ле­ние о по­те­рян­ном дне сво­бо­ды за­пе­чат­ле­ли на­род­ные по­сло­ви­цы. «Вот те­бе, ба­буш­ка, Юрьев день» (кто-то впер­вые узнал о за­пре­ще­нии пе­ре­хо­да). «На­ря­жа­лась ба­ба на Юрьев день по­гу­лять с бар­ско­го дво­ра» (да те­перь уж нель­зя)!

Для на­ше­го вре­ме­ни это со­звуч­но с се­то­ва­ни­я­ми о вне­зап­ных де­неж­ных ре­фор­мах, де­фол­тах и иных по­тря­се­ни­ях. В Рос­сии лю­бят пре­под­но­сить на­ро­ду «сюр­при­зы», а он лишь оха­ет и вос­кли­ца­ет. Что по­де­лать: дол­го­тер­пе­ние – да­же бес­смыс­лен­ное – по­чи­та­ет­ся у нас глав­ной хри­сти­ан­ской доб­ро­де­те­лью.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

azbyka.ru

ЮРЬЕВ ДЕНЬ — это… Что такое ЮРЬЕВ ДЕНЬ?

  • ЮРЬЕВ ДЕНЬ — ЮРЬЕВ ДЕНЬ, Юрьева дня, мн. нет, муж. (ист.). Право перехода крепостных крестьян от одного помещика к другому, осуществлявшегося осенью, в день памяти святого Георгия Юрия, 26 ноября старого стиля. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» (погов.,… …   Толковый словарь Ушакова

  • Юрьев день — день памяти Георгия Победоносца, святого великомученика христианской веры. Этот день отмечают дважды: 6 мая, в день его кончины, и 9 ноября, в день совершения чуда. Георгий Победоносец Родился в христианской семье, в юности прославился своей… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Юрьев день — (весенний и осенний) название церковных праздников, посвященных христианскому святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. Празднуется 23 апреля ст. ст. (кончина) и 26 ноября ст. ст. (чудо святого Георгия о змее и девице известный житийный,… …   Политология. Словарь.

  • ЮРЬЕВ ДЕНЬ — (весенний и осенний) название церковных праздников, посвященных христианскому святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. Празднуется 23 апреля ст. ст. (кончина) и 26 ноября ст. ст. (чудо святого Георгия о змее и девице известный житийный,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЮРЬЕВ ДЕНЬ — англ. Saint George s day; нем. Pfingsten. 26 ноября старого стиля (день Святого Георгия) в России (XV XVI вв.) время перехода крестьян от одного феодала к другому. Отменен Указом о заповедных летах в 1580 1590 гг. Antinazi. Энциклопедия… …   Энциклопедия социологии

  • ЮРЬЕВ ДЕНЬ — 26 ноября (по старому стилю) церковный праздник в честь св. Георгия, с которым в России XV XVI вв. связывалась возможность перехода крепостного крестьянина от одного феодала к другому. В общегосударственных масштабах запрет перехода крестьян… …   Юридический словарь

  • Юрьев день — установленный в Русском государстве XV XVI вв. срок, в который разрешался переход крестьян от одного землевладельца к другому. Этот срок был приурочен к полному окончанию всех полевых работ (26 ноября по старому стилю). Установление Ю.д.… …   Энциклопедия права

  • Юрьев день — У этого термина существуют и другие значения, см. Юрьев день (фильм). Святой Георгий с житием. Ростовская икона XVI века Юрьев день (Егорьев день) славянский народный праздник, приуроченный к церковным дням памяти св. Георгия Победоносца.… …   Википедия

  • Юрьев день — (осенний), 26 ноября по старому стилю, церковный праздник, посвящённый св. Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. На Руси по традиции в Юрьев день осуществлялся переход крестьян от феодала к феодалу (см. Выход крестьянский), так как к этому времени… …   Энциклопедический словарь

  • Юрьев день — (26 ноября) определенный законом срок, когда в Московской Руси поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем порядную крестьянин имел право уйти от хозяина, выполнив предварительно все свои обязательства по отношению к нему. Это… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • dic.academic.ru

    какого числа отмечают, дата и история праздника

    Народный праздник Егорий Вешний, он же Юрьев день, отмечается 6 мая 2019 года (по старому стилю – 23 апреля). В православном церковном календаре это дата памяти праведника и великого мученика Георгия Победоносца – одного из самых почитаемых святых у славян. Имя Георгий не является русским, поэтому народ использовал его производные – Егорий и Юрий.

    История

    Святой Георгий родился в городе Белите, возле Ливанских гор. Его родители были зажиточными православными христианами. Они воспитали сына в любви к Богу и почитании законов Божьих. Благодаря умственному и физическому развитию и храбрости Георгий выбрал военную службу. Вскоре он стал главным начальником и любимцем правителя Диоклетиана. Последний вошел в историю как жестокий преследователь христианской веры.

    Во время очередного суда над христианином Георгий услышал приговор о смертной казни. Он сознался своему повелителю, что не признает идолов в капищах, а истинным Богом считает лишь Иисуса Христа. Раздарил все, что имел, отпустил слуг и рабов, а после этого предстал перед Диоклетианом. Император расстроился и многократно предлагал Георгию передумать. Все его усилия были тщетными. Тогда он приказал подвергнуть Георгия пыткам.

    Много дней палачи старались угодить императору и выбить из мученика хоть слово раскаяния и сожаления, но им это не удалось. Георгий переносил пытки стойко и мужественно, возносил молитвы Богу. Император понял, что ему не совладать с духом и верой Георгия. Он приказал обезглавить мученика. В 303 году в Никомидии приговор привели в исполнение.

    Традиции и обряды

    Этот день посвящают земле и домашним животным. С Егория Вешнего начинаются основные полевые работы. На засеянных нивах проводят молебны, окропления земли святой водой. Хозяева уделяют много внимания домашней скотине: чистят, моют, кормят вкусно и сытно.

    Это также праздник пастухов. Их привечают в этот день, дарят подарки, кормят яичницей.

    В этот народный праздник нельзя заниматься шерстью. Некоторые женщины, которые прядут или вяжут, предпочитают даже не смотреть в этот день в ее сторону. В противном случае волки много овец утащат.

    Приметы

    Если в этот день ударит мороз, значит, уродится просо и овес.

    День выдался теплым – лето будет ранним.

    Если на Егория Вешнего идет ливень – будет много травы и, соответственно, сена.

    Ветер с севера предвещает ранние морозы осенью.

    На березе листья крупные, значит, урожай будет хорошим и обильным.

    Нельзя ссориться или громко, эмоционально спорить о чем-нибудь – может убить грозой.

    my-calend.ru

    Юрьев день — Википедия

    Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статьи Егорий Вешний и Егорий Осенний

    Юрьев день[1], или День памяти великомученика Георгия Победоносца[2] — день почитания святого Георгия Победоносца в христианстве, отмечаемый 23 апреля (6 мая), 26 ноября (9 декабря).

    Христиане также почитают св. Георгия 3 (16) ноябряь обновления храма вмч. Георгия в Лидде (IV)[3] и 10 (23) ноября в связи с колесованием вмч. Георгия (303) (Груз.)[4].

    Юрьев день в истории[править]

    Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Так как годовой цикл сельскохозяйственных работ обычно завершался к концу ноября, то с 1497 года крестьянин мог расплатиться по налоговым и оброчным обязательствам и покинуть имение помещика лишь за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него. С XVI века в связи с оформлением крепостного права в России, было введено ограничение прав перехода крестьян от одного помещика к другому. При этом надо отметить, что до сих пор историками не найден конкретный закон об отмене Юрьева дня.[5] В связи с этим, в исторической науке существует 2 концепции закрепощения крестьян — указное и безуказное. По мнению русского историка В.Н. Татищева крестьяне были закрепощены Борисом Годуновым в 1592 году, но после его смерти текст документа был утерян и так до сих пор не найден. В преамбуле Уложения царя Василия Шуйского о крестьянах 1607 года было записано.

    «при царе Иоанне Васильевиче… крестьяне выход имели вольный, а царь Федор Иоаннович, по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал и, у кого колико тогда крестьян было, книги учинил…».

    [5]

    К сожалению документ не сохранился, остался лишь только его пересказ Татищева. Тезис о закрепощении крестьян царем Федором, подтверждается письмом царю, написанным в 1595 году старцами Пантелеймоновского монастыря.

    «Ныне по нашему (царя Федора. — Р.С.) указу крестьяном и бобылем выходу нет»

    [5]

    Историк В.О. Ключевский отметил, что опираться надо на строго проверенные факты, а не догадки, и высказал мнение, что конец крестьянским переходам положили не правительственные указы, а сложившиеся к тому времени условия жизни. Исходя из этого он считал версию Татищева об установлении крепостной неволи Годуновым исторической сказкой[5].

    Б. Д. Греков высказал мнение, что в России в XVI веке появилась барщинная система, которая стала материальной базой крепостного права, в результате чего в 1581 году Иван Грозный издал указ о «заповедных летах». Это означало запрет (заповедь) на выход крестьян в Юрьев день[5].

    Р. Г.Скрынников раскритиковал эту концепцию, так как, по его мнению, представление о широком развитии барщины в это время является ошибочным, а детальный анализ источников показывает, что Иван Грозный не издавал указа об отмене Юрьева дня. В частности, не существует документов, составленных при жизни царя, где бы термин «Заповедные лета» применялся к крестьянам. В царской жалованной грамоте городу Торопцу 1590 года этот термин применяется к городскому населению, которое «с посаду разошлись в заповедные леты». На основании этого документа, Скрынников делает вывод, что термин «заповедные лета» нельзя соотносить с формальной отменой Юрьева дня, так как он означает временное прикрепление податного населения — посадских людей и крестьян к тяглым дворам и наделам, и это, по его мнению, отвергает тезис, что крестьяне были закрепощены Иваном Грозным[5].

    Народные традиции дня[править]

    Святого Георгия на Руси чаще звали Юрием или Егорием, поэтому в народном календаре славян дни святого, отмечавшиеся дважды в году, носят названия Юрьевых дней[1] или Егорий Вешний и Егорий Осенний. В Грузии день св. Георгия называется Гиоргоба.

    В кинематографе[править]

    • Юрьев день — российская драма Кирилла Серебренникова, вышедшая на экран в 2008 году.
    1. 1,01,1 Трефилова, 2012, с. 601
    2. ↑ 23 апреля // pravoslavie.ru
    3. ↑ 3 ноября // pravoslavie.ru
    4. ↑ 10 ноября // pravoslavie.ru
    5. 5,05,15,25,35,45,5 Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М.: Наука, 1980. — 248 с.

    www.wiki-wiki.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *