Ветки метро в москве – Карта Схема метро Москвы

Московский метрополитен — Линии

10 сентября 2015

Оглавление:
1. Московский метрополитен
2. История
3. Пользование метрополитеном
4. Пассажиропоток
5. Эксплуатирующие, проектные и строительные организации
6. Линии
7. Станции Московского метрополитена
8. Подвижной состав
9. Эскалаторы
10. Безопасность
11. Московский метрополитен как объект гражданской обороны
12. Аварии и теракты в Московском метрополитене
13. Перспективы развития
14. Интересные факты
15. Московский метрополитен в массовой культуре
16. Награды

Всем линиям даны названия и краткие обозначения, а также порядковые номера. Цвета в таблице соответствуют цветам линий на вышеприведённой схеме. Более того, эти цвета устоялись и дополнительно кодируют линии. Например, немалому числу людей выражение «красная ветка метро» скажет едва ли не больше, чем «Сокольническая линия», а говорить «серая ветка» можно быстрее и легче, чем запомнить и проговаривать официальное название «Серпуховско-Тимирязевская». Иногда используются и аббревиатуры названий линий, например, АПЛ — Арбатско-Покровская линия, ГЗЛ — Замоскворецкая.

НазваниеГод открытияГод открытия последней станцииДлина, кмЧисло станцийВремя проезда по линии, мин.
01Сокольническая19351990.1226,11943
02Замоскворецкая1938.09198536,92053
03Арбатско-Покровская19382009.0343,52164
04Филёвская1958.11*200614,91323/12***
05Кольцевая1950195419,31230
06Калужско-Рижская1958.051990.0137,62456
07Таганско-Краснопресненская
1966
197535,91949
08Калининская1979198613,1717
09Серпуховско-Тимирязевская1983200241,22558
10Люблинско-Дмитровская1995.12201023,71436
11Каховская1995.111969**3,335
14Бутовская200320035,5510
Всего:301,2182

* Филёвская линия как обособленный маршрут открылась в 1958 году, но некоторые станции действовали ещё с 1935-го как вилка Сокольнической линии.
** Станции «Каширская», «Варшавская» и «Каховская» были открыты 11 августа 1969 года и до 20 ноября 1995 года входили в Замоскворецкую линию.


*** Время в пути на участках «Александровский сад» — «Кунцевская»/«Александровский сад» — «Международная».

Поезд московского метрополитена проезжает станцию «Беговая». Вид из кабины машиниста.

Административно в систему Московского метрополитена также входит монорельсовая дорога между станциями «Тимирязевская» и «ВДНХ». Технологической связи между монорельсом и метрополитеном нет, поездка на монорельсе требует отдельной оплаты.

Большинство линий московского метро проходит через центр города. Кольцевая линия соединяет все остальные линии, кроме Бутовской и Каховской.

Бóльшая часть путей и станций находится под землёй, однако есть и исключения. Так, Филёвская линия имеет длинный наземный участок от станции «Студенческая» до станции «Кунцевская» с 7 наземными станциями. Бутовская линия лёгкого метро на 2/3 проходит по поверхности. Наземные участки также есть на Таганско-Краснопресненской, Сокольнической, Замоскворецкой и на Арбатско-Покровской линиях.

Также в московском метро есть 5 открытых метромостов. Из них 4 пересекают Москву-реку и 1 — Яузу. Кроме того, существуют закрытые метромосты — например Медведковский, который представляет собой тоннель, проходящий над Яузой.

На линиях 2, 6, 7, 8, 9 и 10 поезда 8-вагонные; на линии 1 — 7-вагонные; на линиях 5 и 11 — 6-вагонные. На линиях 3, 4 и Л1 ходят секционные поезда «Русич» из 5, 4 и 3 вагонов соответственно, которые примерно в 1,5 раза длиннее обычных. На Кольцевой линии в настоящее время внедряются 5-вагонные составы «Русич».

Лёгкое метро

Эстакада Бутовской линии

В 2001 году началась проработка проекта лёгкого метро в составе системы Московского метрополитена. Было решено провести линии в «спальные районы», остро нуждающиеся в высокоскоростном транспортном сообщении.

Изначально предполагалось сооружение эстакад с кривыми предельно малого радиуса и эксплуатация сочленённых двухвагонных составов «Яуза», однако позже было решено начать создание нового типа вагонов специально для наземных линий метрополитена. Допустимые радиусы кривых на лёгком метро определены в 150 м согласно СНиП. Для сравнения: допустимые радиусы кривых для обычного метро определены в 200 м

Просмотров: 87622

www.opklare.ru

Москва | Прогулки по метро

Московский метрополитен — первый в России и СССР, был открыт 15 мая 1935 года. Начало было скромным по сравнению с более поздними результатами: всего 13 станций простого архитектурного оформления на одной линии с развилкой. Но в скором времени масштабы московского метростроения выросли многократно (строительство не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны), а архитектурному оформлению стало уделяться намного больше внимания.

По состоянию на 2015-й год Московский метрополитен — это гигантская транспортная система, имеющая около 200 станций на 12 линиях (более 300 километров), соединённых в 30 пересадочных узлах. Ведутся одновременные работы по продлению многих линий в различных направлениях, а также проектированию и строительству нескольких новых линий. Новые станции в Московском метро открываются в среднем по три в год, а в ближайшие годы, по официальной информации, количество ежегодно открываемых станций будет существенно увеличено.

Московский метрополитен — первый в Европе и второй в мире по суммарному пассажиропотоку. Также он считается одним из самых красивых метрополитенов мира. 44 станции объявлены объектами культурного наследия, многие станции имеют богатую отделку, выполненную из ценных материалов.

В московском метро есть станции всевозможных конструкционных типов: односводчатые, колонные и пилонные, глубокого и мелкого заложения, наземные крытые и открытые, и даже эстакадные. Архитектурное оформление станций очень разнообразно, представлено много архитектурных стилей различных исторических эпох. Есть и уникальные станции, построенные по экспериментальным проектам 1930-х, и станции-дворцы сталинской эпохи с роскошной отделкой, построенные в 1940–50-е годы, и типовые станции 1960–70-х, проектировавшиеся во время хрущёвской эпохи борьбы с излишествами в проектировании и строительстве, и более разнообразные по оформлению станции поздних советских времён, и многочисленные новые станции, оформленные с использованием современных инновационных материалов. Рассказывать словами про это разнообразие — пустая трата времени, поэтому предлагаем сразу перейти к просмотру без лишних банальных слов.

www.metrowalks.com

Московское метро в цифрах и фактах. Досье — Биографии и справки

Московский метрополитен (полное название — Государственное унитарное предприятие (ГУП) города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина») — система скоростного внеуличного транспорта Москвы.

— Общая протяженность путей московского метрополитена составляет 327,5 километров. Если выстроить все пути столичной подземки в одну прямую, то линия растянется от Москвы почти до Костромы. На сети метрополитена действует 196 станций, большинство из которых расположены под землей. Однако 10 станций («Выхино», «Измайловская», «Кунцевская», «Пионерская», «Филевский парк», «Багратионовская», «Фили», «Студенческая», «Кутузовская», «Мякинино») расположены на поверхности. Еще пять станций расположены на мостах и эстакадах («Воробьевы горы», «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова», «Бунинская аллея»).

В Московском метрополитене шесть станций с изогнутой платформой: «Александровский сад», «Пятницкое шоссе», «Международная», «Выставочная», «Кутузовская» и «Зябликово». На них машинист может не увидеть в зеркало, что происходит в хвосте состава.

7 млн пассажиров и 10 тыс. поездов ежедневно

— Ежесуточно московским метрополитеном пользуется в среднем около 7 млн пассажиров, в будничные дни этот показатель может превышать 9 млн человек. Самым загруженным днем для московского метро в 2014 году стало 25 декабря, тогда метрополитен перевез 9 млн 632 тыс. пассажиров. Всего в 2014 году метро воспользовались 2 млрд 451 млн 300 тыс. пассажиров.

— Средняя протяженность поездки пассажира в московском метрополитене составляет около 14,5 километров.

— Ежедневно по 12 линиям метрополитена пропускается более 10 тысяч поездов. Вагонный парк насчитывает порядка 5 тысяч единиц, из которых ежедневно формируется свыше пятисот составов. В настоящее время в метро используется пять типов вагонов — «Ем», 81-717/714 (неофициальное прозвище «номерной»), 81-720/721 «Яуза», 81-740/741 «Русич», 81-760/61 «Ока» (включая новейшую модификацию со сквозным проходом через весь состав). Производители большинства вагонов московского метро с 1934 года. — Мытищинский машиностроительный завод (ныне ОАО «Метровагонмаш», Мытищи, Московская обл.) и Ленинградский завод им. И.Е. Егорова (впоследствии ЗАО «Вагонмаш», Санкт-Петербург). В период с 1946 по 1961 гг. в Москве также использовались полученные из берлинского метро в качестве репараций вагоны типа «В».

— По интенсивности движения поездов столичная подземка занимает первое место в мире. Средняя эксплуатационная скорость поездов московского метрополитена составляет около 41,61 км/ч. При этом обеспечивается высокая регулярность движения поездов с минимальным интервалом в «час пик» 90 секунд.

— Больше половины станций московского метро испытывают суммарную суточную нагрузку более 50 тысяч пассажиров. Наиболее загруженными сегодня являются станции «Выхино», «Юго-Западная», «Новогиреево», «ВДНХ», «Кузьминки», «Речной вокзал», «Тушинская», «Щелковская» и «Китай-город», через которые ежедневно проходят от 100 до 150 тысяч человек. Станция «Лесопарковая» является станцией с наименьшим на сети подземных магистралей столицы пассажиропотоком – всего 500 человек в сутки.

— Средняя плотность пассажиропотока в «час пик» составляет 4,7 человека на 1 кв. м, однако на некоторых перегонах она может доходить до 7,7 человек на 1 кв. м.

Самая протяженная линия и самая глубокая станция

— Самая протяженная линия московского метро – Арбатско-Покровская, протянувшаяся на 45,1 километра с востока на северо-запад мегаполиса. Самая короткая линия московского метро – Каховская – ее протяженность составляет всего 3,3 километра.

— Серпуховско-Тимирязевская линия московского метро является самой протяженной на постсоветском пространстве и второй по этому показателю линией в мире, полностью проходящей под землей и не имеющей открытых участков. Серая ветка также лидирует в Москве по количеству станций – их здесь 25. Общая длинна линии составляет 41,2 километра.

— Станция «Парк Победы» является самой глубокой станцией московского метро – 84 метра. Самая близкая к поверхности станция московского метро – «Печатники»: ее глубина заложения составляет всего 5 метров. Самая длинная платформа на станции «Воробьевы горы» (282 м).

— Станция «Лесопарковая» — единственная среди всех расположенных под землей станций, куда проникает дневной свет с поверхности.

— Станция с названием «Калужская» открывалась в московском метрополитене трижды. Первый раз так назвали нынешнюю станцию «Октябрьская» на Кольцевой линии за счет ее близости к Калужской площади, затем – временную конечную станцию Калужско-Рижской линии (располагалась на территории электродепо «Калужское») и третий раз это название получила нынешняя станция «Калужская» на оранжевой ветке.

tass.ru

Самая длинная ветка метро в Москве

Метро разное бывает, скажет обычный обитатель, однако наша статья ознакомит вас с метрополитеном Москвы. Самая длинная ветка метро в Москве идет по Арбатско-Покровской линии. Услугами метро в наше время пользуются все. Редко найдешь человека, который никогда не пользовался метрополитеном и ничего о нем не слышал.

Это быстро, надежно и дешево, а, главное, весьма интересно. Даже не все коренные москвичи знают о том, что под тротуарами, по которым они ходят каждый день, находится 12 линий и 195 станций. Это больше 300 километров путей, ежедневно используемых для удобства гостей и жителей столицы.

Арбатско-Покровская ветка самая длинная не только в Москве, она входит в перечень самых длинных на всей планете. Чтобы проехать ее всю, необходимо потратить больше часа. Ее общая длина перевешает 45 километров.

Свою историю она начала в далеком 1938 году, и ее можно смело огласить историческим достоянием страны. На сегодня людям доступно 22 станции. Практически все они находятся под землей, только станция «Измайловская» на поверхности.

Именно на самой длинной ветке метро в Москве находятся самые красивые и колоритные станции. Пользователь имеет возможность не только воспользоваться услугами скоростного передвижения, а и полюбоваться самими станциями, отвлекаясь от суеты.

Шикарные индивидуальные отделки времен 30-х, 40-х, 50-х годов потрясает воображение. Здесь же расположенные и самые новые станции построены в 2000 году.

Красивые станции Арбатско-Покровской линии:

1. Митино.

Минимализм и строгость? вот как можно характеризировать эту станцию. Стены в серых оттенках, пол из черного, коричневого и серого гранита. Открыта не так давно, в 2009.

2. Волоколамская.

Станция отличается сводами, использованием железобетона, а сделана за индивидуальным проектом. Она очень просторна, много света и мрамора, под ногами гранитный пол.

3. Мякинино.

По проекту называлась она Казахстанская. Станция наземная, в связи с тем, что спонсировалась с кармана частного лица, получилась достаточно дешево и аскетично на вид.

4. Строгино.

Станция метро открылась в недалеком 2008 году. Здесь нет никаких излишеств, все строго и точно.

5. Крылатское.

С момента открытия в 1989 по 2008 входила в состав Филевской линии и была конечной остановкой, однако потом все поменялось. Стены станции облицованы светлым мрамором, а пол с гранита темных оттенков.

6. Молодежная.

Станция также входила в Филевскую линию с 1965 до 2008 года. Типичная «сороконожка». Стены с черной и белой плитки, колоны? коричневый и серый мрамор.

7. Кунцевская.

Наземный тип станции метро, на три разных пути.

8. Славянский бульвар.

Станция в зеленых и черных тонах. Оформление раскрывает название бульвара? по оси станции есть фонари и скамейки.

9. Парк Победы.

Открыта в 2003 году. Очень красивая станция, выполнена в неброских серых, черных, белых и коричневых цветах.

10. Киевская.

Достаточно старая станция, открыта в далеком 1953, интерьер соответствующий: потолок во фресках, освещается хрустальными люстрами.

11. Смоленская.

«Одногодка» Киевской. Выполнена станция в бело-серых тонах, на стенах прикреплены бронзово-хрустальные светильники.

12. Арбатская.

Очень красивая станция метро. Дышит помпезностью и историей, благодаря индивидуальному проекту, по которому строилась.

13. Площадь Революции.

Открыта в 1938. Станция отличается наличием 76 фигур, выполненных с бронзы. Все они? это люди советских времен.

14. Курская.

Открыта в тот же год, что и «Площадь Революции». Отличается строгой красотой и помпезностью.

Арбатско-Покровская линия очень красивая и популярная. Она может рассказать славную историю развития РФ.

oneinmoscow.com

«Красную» ветку метро протянут в Коммунарку — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Сокольническая линия метро от станции «Саларьево» до «Столбово» в Новой Москве будет построена в следующем году, сообщил руководитель Департамента строительства столицы Андрей Бочкарев.

На участке разместят четыре станции: «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая», «Столбово».

От транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Саларьево» линия выйдет на поверхность и пройдет по земле до пересечения с автодорогой Солнцево — Бутово — Видное, затем вдоль этой магистрали. Длина участка с подъездными путями составит 11,6 км. 

Станцию «Филатов луг» построят вблизи одноименного садоводческого товарищества. У нее будет всего один наземный вестибюль в восточном торце, совмещенный с надземным пешеходным переходом.

Станция «Прокшино» расположится у одноименной деревни, также вблизи трассы Солнцево — Бутово — Видное. Единственный вестибюль планируется совместить с наземным переходом, передает портал m24.ru

Сейчас между садовым товариществом «Филатов луг» и дер. Прокшино — лес, но Троицкий и Новомосковский округа (ТиНАО) в ближайшие годы будет активно застраиваться, население увеличится. Как отметил руководительДепартамента развития новых территорий Владимир Жидкин, в 2035 году в Новой Москве будет проживать не 300 тыс., а 1,5 млн человек. 

От станции «Прокшино» метропуть протянется по поверхности до Калужского шоссе. На пересечении с Калужкой поезд уйдет в тоннель и пойдет до конечной станции под землей на небольшой глубине.  

Таким образом, следующая станция — «Ольховая» — будет подземной. Она будет востребована, так как над ней строится административно-деловой центр (АДЦ) поселка Коммунарка. Пассажиропоток станции составит в ближайшие годы 20 тыс. человек в час. 

Площадь застройки в АДЦ составит около 5 млн кв. м. Первое административное здание, где разместится префектура ТиНАО, почти готово. По словам Владимира Жидкина, его введут в этом году. 

Под землей будет находиться и конечная станция «Столбово». Она появится вблизи пересечения трассы Солнцево — Бутово — Видное с магистралью МКАД — Коммунарка — аэропорт Остафьево. Станция станет пересадочной на одноименную станцию проектируемой линии метро от «Улицы Новаторов» до «Столбово».

 

Подробнее о строительстве метро в Новой Москве 

 

stroi.mos.ru

Открыта первая ветка московского метро 1 января 1935 — История России

ТРАНСПОРТ ДЛЯ СТОЛИЦЫ

Действует в Москве с 15 мая 1935. Первые предложения о сооружении в Москве железной дороги для внутренних пассажирских перевозок относятся к началу XX в. Общество Рязанско-Уральской железной дороги в 1901 представило проект, разработанный инженером А.И. Антоновичем. Предполагалось построить наземную кольцевую дорогу в пределах города с диаметральным тоннелем между Трубной площадью и улицей Ильинкой и пятью линиями от кольца к Центру. Затем проект был пересмотрен при участии инженеров Н.И. Голиневича и Н.П. Дмитриева. Новый вариант предусматривал строительство кольцевой линии по контуру Камер-Коллежского вала, от которой отходили радиальные линии к Центральному вокзалу в Александровском саду.

Намечалось построить 4 радиуса: Тверской (Театральная площадь — Петровский парк), Покровский (от Центрального вокзала через Каланчёвскую площадь к Черкизову), Замоскворецкий (от Центрального вокзала под Москвой-рекой и Водоотводным каналом к Данилову монастырю) и Арбатский, который через Плющиху выходил бы к Новодевичьему монастырю. Конечные станции предполагалось объединить в кольцо, а позже от каждой должны были протянуться линии к Окружной железной дороге. Проект не рассматривался в официальных инстанциях.

В 1902 инженер и предприниматель П.И. Балинский при участии инженера Е.К. Кнорре разработал новый проект метрополитена и представил его Городской думе. Иллюстрации к проекту выполнил художник Н.Н. Каразин. Общая протяжённость линий должна была составить 105 км; предполагалось построить 28 эстакад для наземных участков и несколько тоннелей. Центральный вокзал должен был располагаться вблизи Красной площади. Первый радиус должен был пройти в направлении Брестского (Белорусского) вокзала и далее на Петровско-Разумовское у Окружной железной дороги. Вторая очередь предусматривала строительство одного радиуса от Центра через Каланчёвскую площадь на село Алексеевское, также на пересечении с Окружной железной дорогой, и другого радиуса — в Черкизово, куда намечалось проложить монорельсовую дорогу и эстакаду, чтобы как можно меньше нарушать городскую застройку и пересечь р. Яузу. В третью очередь были включены линии от Зубовской, Кудринской и Калужской площадей до кольцевой железной дороги. Проект отличался высоким уровнем инженерных решений, но в Думе вызвал бурю протестов. Дума постановила: «Господину Балинскому в его домогательствах отказать».

Не были приняты и другие предложения (в 1903 — проект К.В. Трубникова и инженера К.К. Руина; в 1912 — проект группы авторов во главе с инженером Г.Д. Хофманом). В 1918 архитектор Б.С. Сакулин предлагал в ходе перепланировки городских улиц построить линии метрополитена, которые связали бы Центр с железнодорожным пригородным движением.

Схема метрополитена была разработана в 1922 специалистами Службы коммунального хозяйства. Сеть метрополитена включала 12 радиусов, то есть шесть диаметральных линий (Дорогомиловско-Преображенская, Всехсвятско-Богородская, Даниловско-Марьинская, Пресненско-Рогожская, Хамовническо-Петровская, Калужско-Лефортовская), две кольцевые линии (Садовое и Бульварное кольца) и два полукольца, вытянутых с севера на юг и с востока на запад. Этот проект также не был официально одобрен. В 1924 в Управлении московских городских дорог и трамвайной сети был создан подотдел по подготовке проекта метрополитена. Группа авторов (инженеры С.Н. Розанов, К.С. Мышенков, М.Н. Мошков, А.И. Горьков, В.Г. Цырис и др.) под руководством В.Л. Николаи в 1925—30 разработала проект сети метрополитена из четырёх диаметральных и одной кольцевой линий, который был принят за основу в постановлении Пленума ЦК ВКП(б) «О строительстве в г. Москве метрополитена с 1933 г.» (15 июня 1931). В 1932 был подготовлен рабочий проект в техническом отделе Метростроя (с 1933 Метропроект). В работе приняли участие также английские, немецкие, французские инженеры.

Весной 1932 развернулись подготовительные работы к строительству метрополитена и одновременно началось обучение строителей и эксплуатационников. На городских улицах и площадях появились лозунги: «Даёшь метро!». Был объявлен всесоюзный набор молодёжи для работы в Метрострое. В строительстве приняли участие шахтёры Донбасса, бетонщики Днепростроя, московские комсомольцы. Более 500 предприятий освоили производство новой техники, поставляли для метрополитена эскалаторы, вагоны, насосы, вентиляторы, рельсы, проходческие щиты, цемент, мрамор, гранит, полудрагоценные и поделочные камни, стальной прокат, медные листы, светильники.

Плотная городская застройка, подземные коммуникации, реки (Неглинная, Яуза, Ольховка, Чечера, Рыбинка, Ольховец), которые пересекали подземные трассы, осложняли строительство. Тем не менее сооружение первой очереди метрополитена было завершено к октябрю 1934; было пробито 16,8 км тоннелей. Первый пробный поезд прошёл по участку «Комсомольская» — «Красносельская» — «Сокольники». По всей трассе от «Сокольников» до «Парка культуры» поезда проследовали 5 февраля 1935. 15 мая 1935 началось пассажирское движение поездов через все 13 станций (с ответвлением к «Смоленской»). В день пуска было перевезено 370 тыс. человек.

Москва. Энциклопедический справочник.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/1835/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD

РЕЗОЛЮЦИЯ ПЛЕНУМА

Необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве, как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство.

Из решения июньского 1931 года пленума ЦК ВКП(б) «О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР».

http://www.metro.ru/library/docs/51/

ВСЕ ГОТОВО!

26 апреля с. г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) заслушали доклад правительственной Комиссии по приемке Московского метропилитена.

Комиссия пришла к следующему заключению, что осуществление первоочередных линий Московского метрополитена, выполненное строительством в труднейших гидрогеологических условиях, в весьма короткий срок, исключительно из советских материалов, силами советских специалистов, является крупнейшей победой социалистического строительства, свидетельствующей о громадных достижениях на фронте индустриализации СССР и ставшей возможной благодаря огромному подъему энтузиазма строителей метро, повседневному руководству и контролю московских партийных и советских органов и неустанному руководству и величайшей поддержке всей партии, ее ЦК и правительства.

Комиссия доложила правительству, что в результате подробного и тщательного ознакомления и испытаний всех устройств и частей метрополитена, а также проверки знаний и опыта эксплуатационного персонала, она установила, что все работы сделаны удовлетворительно и полностью закончены.

Прочность и надежность в эксплуатации тоннеля, пути, подвижного состава, движущихся лестниц (эскалаторов), вентиляции и других устройств вполне соответствует требованиям новейшей техники строительства городских подземных железных дорог.

Поэтому Комиссия признала Московский метрополитен вполне готовым для эксплуатации и представила акт о приемке Московского метрополитена. СНК СССР и ЦК ВКП(б) одобрили представленный Комиссией доклад и акт и приняли представленные Комиссией предложения.

СHК СССР и ЦК ВКП(б) постановили назначить пуск метрополитена в нормальную эксплуатацию на 15 мая 1935 года.

Правительственной Комиссии по приемке Московского метрополитена под председательством тов. Межлаука В. И., в составе тт. Гинзбурга С. З., Постникова А. М., акад. Винтера А. В., акад. Веденеева Б. Е., инж. Кагана И. Б., инж. Булата А. Ф., проф. Скочинского А. А., проф. Терпигорева А. М., инж. Шермергорна Д. Т., инж. Штанге Д. А., проф. Келдыш В. М., Пудалова А. Д., и Ловина К. П. объявлена Совнаркомом СССР и ЦК ВКП(б) благодарность за проведенную работу.

http://www.metro.ru/library/docs/52/

НА ЗАВИСТЬ ФРАНЦУЗАМ

Вас не должно удивлять, дорогие товарищи, что сообщение о пуске первой очереди вашей подземки явилось для нас некоторым сюрпризом. Мы знали об этой великой стройке и, насколько это было для нас возможно, следили за ее ходом, как мы с гордостью и энтузиазмом следим за ходом социалистического строительства в целом /…/

…еще только год назад парижская буржуазная печать с плохо скрытым злорадством сообщала, что, «несмотря на все усилия большевиков», план строительства выполнен только на шесть процентов. Наши газеты не оспаривали этой цифры. Но буржуазные и особенно фашистские газеты сопровождали эту цифру язвительными комментариями.

— Ничего удивительного,- писали они,- большевики самонадеянно отвергли иностранную помощь. Разве они в силах довести до конца подобное строительство. Да еще в исключительно трудных условиях московской подпочвы. Где их инженеры? Откуда им взять тысячи квалифицированных рабочих? Разве их заводы могут снабдить всю трассу такой сложной аппаратурой?

И кое-кто из этих господ не отказывал себе в удовольствии пророчествовать:

— Они провозятся там у себя под землей, как кроты, еще год-другой, но в конце-концов сдадутся и призовут на помощь настоящих строителей из хорошо зарекомендованных мировых фирм.

А теперь нам сообщают, что все одиннадцать с половиной километров пути закончены, что под Москвой уже побежали удобнейшие, красивейшие, ярко освещенные поезда!«

Метро. Сб-к, посвященный пуску московского метрополитена. Под ред. Л. Ковалева. М., 1935

http://www.metro.ru/library/docs/59/

ГЛАЗАМИ ПОЭТА

В Метро на мрамор и гранит

Ложится мягкий свет.

Сама тут лестница бежит —

И все конца ей нет.

Одна из лестниц мчится ввысь,

Другая вниз идет.

Ты можешь сам по ней пройтись,

А хочешь — стой, не шевелись:

Ступенька довезет!

Мелькая, мчатся поезда

По рельсам под Москвой.

В Метро не жарко никогда,

Морозов нет зимой.

С.Я. Маршак. Веселое путешествие

http://www.lib.ru/POEZIQ/MARSHAK/detskaya.txt

СТАНЦИЯ “МАЯКОВСКАЯ”

В Москве два памятника Маяковскому: один — статуя, к которой он, по всей вероятности, отнесся бы строго, и другой — станция метро, от которой он, влюбленный в индустриальное, несомненно пришел бы в восторг. Это очень красивая станция — со стенами из стальных арок, где сталь, в основном, оставленная, так сказать, в натуре, в качестве, цвета, местами выкрашена в сурик. Соединение этих двух цветов напоминает машины, оно очень индустриально. Однажды эти арки показались мне гигантскими прорезями для рук в некоем жилете. В следующее мгновение я уже знал, что представляет собой эта станция.

— Стальная кофта Маяковского,- сказало мне воображение. Вот как хорошо: он, носивший желтую кофту футуриста, теперь может предстать перед нами в стальной кофте гиганта.«

Ю. Олеша. Ни дня без строчки. Из записных книжек.

http://www.metro.ru/library/docs/68/

КАК МЫ СТРОИЛИ МЕТРО

Не только строители, но и промышленность наша имеют также громадные достижения в области строительства самых больших эскалаторов в мире. Освоен новый тип подвижного состава, щиты, аппаратура для сигнализации и блокировки, тюбинги для наклонных ходов и пр.

Всего построено 11,6 километра двухпутных линий метрополитена. Построено 16,5 километра тоннелей, сооружено 13 пассажирских станций, 17 наземных вестибюлей, вынуто грунта 2306 тысяч кубометров, уложено 857 тысяч кубометров бетона, выстроено 4 электротяговых подстанции, 11 понизительных подстанций, смонтировано 15 эскалаторов (движущихсpя лестниц), уложено полированного мрамора 21635 квадратных метров.

На сооружение первой очереди наша страна дала: 88 тысяч тонн металла, 581 тысячу кубометров леса, 296 тысяч тонн цемента, 305 тысяч рулонов изоляционных материалов, 960 тысяч кубометров гравия и бута.

Вынутый грунт и завезенные на стройку материалы составляют 14 миллионов тонн.

Количество рабочих, ИТР и служащих доходило до 75 тысяч человек в мае 1935 года.

Всего затрачено на строительство около 21 миллиона человеко-дней.

Первый пробный поезд московского метрополитена был пущен 15 октября 1934 года на протяжении от Комсомольской площади до Сокольников. Первый поезд по всей трассе первой очереди метрополитена прошел 4 февраля 1935 года. Время от 4 февраля 1935 года до 15 мая 1935 года было затрачено на окончательную отделку станций, окончание электрооборудования и регулирование сигнализации и блокировки, а также на подготовку эксплоатационных кадров и на опытную эксплоатацию.

В конечном итоге проделанной работы мы можем сказать, что московский метрополитен построили с учетом всех достижений мировой техники в области метростроения, а также с учетом тех ошибок, которые были допущены в этом строительстве, вследствие чего он действительно может быть назван лучшим метрополитеном.

Накопленный опыт, созданные кадры квалифицированных метро-строителей, значительный парк строительных механизмов, организованные карьеры по добыче гравия и камня и наличие мощного транспорта дают метростроевцам право сказать, что и новое задание, которое возложено на них партией и правительством, а именно: постройка второй очереди московского метрополитена, строительство которой еще в текущем месяце должно быть начато, будет выполнено не только в срок, но более рационально и дешево ввиду намеченного применения на этой очереди работ высшей степени механизации тоннельного строительства, а именно щитового метода.

Высокие отличия, данные правительством строителям метрополитена, вливают в них еще больше силы для дальнейшей работы по строительству социализма.

Да здравствует коммунистическая партия, под руководством которой отставшая и некультурная дореволюционная Россия превратилась в великую цветущую Страну советов!

Да здравствует товарищ Сталин — вождь и организатор мирового пролетариата, ведущий нас от победы к победе!

histrf.ru

красная ветка метро :: SYL.ru

Метро — дворец современности, в котором никогда не жили императоры и вельможи, а снаружи его практически не видно. Но стоит только войти в него, и можно увидеть великолепные картины, по которым стоит изучать прошлое страны.

Что собой являет красная ветка метро? Как называется официально эта линия Московского метрополитена? Сокольническая или Кировско-Фрунзенская — первая линия столичного метро.

Карта

По плану столичного метро можно узнать всю историю его строительства. Это один из самых популярных плакатов, многие даже знают его наизусть. Каждая линия окрашена в определенный цвет – синий, желтый, оранжевый, фиолетовый, голубой, серый… Это и есть линии подземки.

Сейчас красная ветка московского метро – это 32,5 км и 22 станции, а длительность поездки – 51 минута.

История

Красная ветка метро – самая старая в системе столичного метрополитена. Движение поездов по ней началось 15 мая 1935 года. Тогда линия была намного короче, и пассажиры могли проехать только по маршруту «Парк Культуры — Сокольники». В первые годы существования метро москвичи отправлялись туда словно на экскурсию. Выходили на каждой платформе, чтобы рассмотреть все барельефы и мозаики. Со временем все изменилось, и люди просто не обращают внимание на величественные мраморные колонны и уникальную лепнину на потолках.

Какой еще символизм несет красная ветка метро? Москва во всем мире ассоциируется с этим цветом, и совсем не зря так названа самая главная площадь столицы.

Самая старая ветка

Красная ветка метро называется Сокольнической от имени одного из районов, через который она проходит. Каждая из станций хранит свои секреты. Надо лишь ненадолго перестать быть спешащим по делам пассажиром, а заново познакомиться с этим подземным городом. Наибольший интерес вызывают самые старые станции, история которых связана с прошлым и настоящим, про них рассказ ниже. Красная ветка метро достаточно интересна в этом плане и может похвастаться легендарными событиями и архитектурой.

«Красные ворота»

Подземка столицы начиналась со станции, которая сейчас называется «Красные ворота». Первые посетители увидели именно ее стены. После открытия, в Париже она получила Гран-при и вполне заслужено. До этого в мировой практике не было примеров трехсводчатых сооружений на такой глубине. Ее строили закрытым способом: сначала вручную возводили стены и своды и лишь потом вынимался весь грунт, ведь иначе здание могло просто рухнуть.

«Воробьевы горы»

У этой станции очень интересная судьба. Она открылась еще в 1959 году. Но через некоторое время ее эксплуатацию пришлось остановить. Она сооружалась по уникальному проекту, ведь это первая в мире станция метро, которая расположена на мосту над рекой. Строительство метромоста вообще дело непростое, но здесь ситуацию усложнили еще и сжатые сроки. Открытие станции хотели приурочить к фестивалю молодежи и студентов. Но сделать это так и не удалось, а спешка сыграла свою роковую роль. Нормы строительства не были соблюдены. В результате со временем и метромост, и сама станция стали разрушаться. Пришлось начать реконструкцию. Поезда проезжали эту платформу без остановок. Никто не знал, какой она будет, когда откроется. Молодежь жадно слушала рассказы бабушек и дедушек, которые вспоминали с восторгом о закрытой станции, и надеялась, что она будет хоть немного похожа на ту, что описывали старики. Результат превзошел самые смелые ожидания. «Воробьевы горы» — это самая протяженная платформа Московского метрополитена. Ее длина целых 284 метра. Благодаря прозрачным стенам вид со станции открывается просто потрясающий. Здесь встречаются сразу три округа столицы – Западный, Юго-Западный и Центральный. А на противоположном берегу Москвы-реки виднеются здание академии наук и Андреевский монастырь.

«Университет»

Следующая станция красной ветки метро — «Университет». Она по-своему уникальна. Один из ее вестибюлей расположен в Западном округе, а другой в Юго-Западном. Разделяет их проспект Вернадского. Свое имя она получила не сразу. Сначала хотели использовать аббревиатуру – МГУ, но потом решили взять само слово «университет». Среди пассажиров, которые бывают на этой станции – студенты. Тут их можно увидеть с утра и до позднего вечера. Здесь назначают свидания и встречи с друзьями.

Заключительную сцену фильма «Я шагаю по Москве» снимали на станции «Университет», тогда она была конечной. В кадр даже попал указатель «посадки нет», который сохранился до сих пор. Правда теперь надпись загорается, когда поезд уходит в депо.

Если вы забыли в поезде зонтик или сумку, отправляйтесь на станцию «Университет». Именно тут разместился склад забытых вещей. Там ожидают своих хозяев самые разные предметы, ведь в метро теряют все, начиная от теннисных ракеток, заканчивая цифровыми фотоаппаратами.

Красная ветка метро благодаря своему возрасту является самой интересной не только для москвичей, но и для туристов.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *