Устный экзамен по русскому в 9 классе – 9

Рекомендации по подготовке к устной части экзамена по русскому языку в 9 классе.

Рекомендации по подготовке к устному экзамену по русскому языку в 9 классе

На устном экзамене в 9 классе учащиеся должны прочитать публицистический текст. Прочитан он должен быть выразительно, правильно. Что же надо понимать под понятием «выразительно»?

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала. У читающего должен присутствовать определенный набор навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот набор включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпическим произношением.

Читайте легко. Конечно же, прочитайте текст заранее, потому что вчитывающийся, медленно разбирающий слова прямо в процессе громких чтений не может считаться хорошим чтецом. Любая книга требует подготовки. Помните, что нельзя тараторить и торопиться – говорите медленнее и не бойтесь повторять. Спокойный, уверенный тон всем пойдет на пользу. 

Все качества чтения проявляются при чтении одновременно и взаимно обуславливают друг друга. Улучшение одного качества непременно ведёт к улучшению другого качества.

Формирование правильности чтения.

Правильность

 – это безошибочность воспроизведения звуко-слогового состава слов с соблюдением норм орфоэпии.

Правильность чтения является основой для формирования беглого, осознанного, выразительного чтения.

Беглость – это чтение в темпе разговорной речи, при котором обеспечивается сознательное восприятие текста.

В норме учащиеся достигают беглости чтения к концу 5 класса, ~ 150-160 слов в минуту.

Техника определения беглости чтения:

– дается прочитать абзац незнакомого текста, 1-2 предложения дается для вчитывания, после этого дают ученику дочитать текст до конца абзаца и определяется количество слов за 1 минуту .

— затем задают 2-3 вопроса по содержанию прочитанного. Вопросы должны быть не только репродуктивного (воспроизводящего), но причинно-следственного характера.

Перед чтением желательно сделать партитуру текста. С помощью значков обозначить повышение или понижение тона, паузы, перечислительную и некоторые иные интонации. Особенно важно отработать интонацию конца предложения, так как для нашей местности характерно произносить конец повествовательного предложения с повышением тона.

Пересказ прочитанного текста

Прежде всего обращаем внимание ученика на то, что текст состоит из трех частей, то есть построен как рассуждение: тезис, доказательства, вывод.

Следовательно, запоминаем тезис и заключение-вывод, определяем проблему текста, формулируем ее в виде вопроса, затем обращаемся к доказательной части текста, которая отвечает на этот вопрос. В логической последовательности располагаем доказательства.

В варианте 1 проблему формулируем в виде вопроса: «Что помогло М.В. Ломоносову достичь таких выдающихся результатов?»

Доказательства располагаются по возрастающей:

  1. родился в далекой деревне;

  2. с детства много работал;

  3. вопреки семейной традиции страстно желал учиться;

  4. грамотно писал, считал;

  5. отправился в Москву;

  6. взял самые дорогие книги – учебники.

В заключительной части текста обобщим, сказав, что и в Москве его тоже ждали трудности, но Ломоносов их преодолел и достиг своей цели. Конкретно отвечаем на вопрос , который поставили себе после тезиса: «Страстная тяга к учебе помогла Ломоносову стать выдающимся ученым».

Монологическое высказывание

Третье задание представляет собой монологическое высказывание по предложенной теме . Можно выбрать один из трех вариантов:

  1. описание фотографии;

  2. повествование на основе жизненного опыта;

  3. рассуждение по заданной проблеме.

Как видим, здесь представлены все три типа речи, поэтому ученик может выбрать то, что ему интереснее.

Описание фотографии.

Описание фотографии желательно начать с назывных предложений. Назвать время года, место действия. Это может быть цепочка назывных предложений. Весна. Конец мая. Деревня или небольшой поселок.

Простые двусоставные предложения конкретизируют статичное описание. На заднем плане одноэтажный деревянный дом утопает в зелени. Кусты разросшейся сирени теснятся за низеньким палисадником, скрывают старенький домик.

На переднем плане фотографии море цветущих одуванчиков. Зеленый цвет занимает большую часть фотографии.

Чтобы описать центральную часть фотографии, мы используем простые осложненные или сложные предложения. Описав внешние детали, стараемся понять внутреннее состояние героини.

В центре фотографии мы видим девушку. Она сидит, привалившись к огромному дереву. Ее взгляд мечтательно устремлен вверх, как будто она видит свое будущее. Юное лицо контрастирует с бурой потрескавшейся корой старого дерева. Джинсы и розовая майка подчеркивают молодость героини. Очевидно, девушка готовится к экзамену, о чем говорит нам стопка книг на коленях, вероятно, учебников. Думаю, она хорошо учится, любит читать, умеет мечтать.

Во второй части монолога проводим параллель с героиней. Я тоже люблю читать.

Далее полными распространенными предложениями отвечаем на поставленные вопросы.

infourok.ru

Статья на тему «Подготовка к устному экзамену по русскому языку в 9 классе».

Подготовка к устному экзамену по русскому языку в 9 классе.

Важность общения между людьми неоспорима. В современном обществе требования к общению возрастают. Компьютерные технологии упростили связи между людьми и одновременно нивелировали культурные пласты. Устный экзамен по русскому языку предполагает выработку навыка у учащихся грамотного общения с систематическим обогащением речи посредством чтения художественной литературы, составления устных ответов как на уроках гуманитарного цикла, так и естественных и точных наук.

Устный экзамен по русскому языку ставит перед учениками ряд задач:

1. Выразительно прочитать вслух небольшой текст (время на подготовку — 2 минуты).

2. Пересказать прочитанный текст с дополнением предложенного высказывания (время на подготовку — 2 минуты).

3. Беседа предполагает изначальное устное составление текста одного из типов: повествование, описание, рассуждение (время на подготовку — 1 минута).

4. Участие в беседе по предыдущей теме.

На подготовку и ответы даётся 15 минут.

Как показывает практика, для девятиклассников данный экзамен является, в определённой степени, трудным испытанием. Психологически современные ученики не испытывают трудностей в коммуникации; общеупотребительная, сленговая(возрастная лексика) помогает ученикам общаться в своём кругу и в обществе. К 9-му классу ученики усвоили программу письменных изложений как подробных, так и сжатых. Казалось бы, трудностей в устном экзамене немного. Но это, к сожалению, не так. Письменно, не озвучивая вслух, учащиеся достаточно легко определяют тему, основную мысль, микротемы, опорные слова текста. Вслух же, как оказалось, это сделать куда сложнее.

Итак, ПЕРВОЕ задание, предполагающее выразительное прочтение вслух данного текста вызывает следующие затруднение:

— правильное тонирование предложений;

— правильная постановка ударения в слове;

— умение произнести предложение с учётом знаков препинания;

— использование логического ударения;

— прочтение предложений с интонацией конца предложения.

Для достижения успешного прочтения следует использовать практику и чтения, и пересказа текстов, и развёрнутых ответов на вопросы прежде всего на уроках литературы, начиная с 5-го класса. Для этого актуальны статьи с эпизодами из жизни и творчества писателей. Помогают в этом вопросе и статьи об известных лингвистах в учебниках русского языка. Актуальны также и уроки-конкурсы чтения стихов наизусть. Последние учат ребят выразительной декламации, проникновению в слово, эмоциональному восприятию поэтической формы.

ВТОРОЕ задание тесно связано с письменным изложением. Устное изложение ставит перед учениками те же задачи: пересказать данный текст. Ученикам необходимо за 2 минуты подготовиться к пересказу, а для этого необходимо:

— определить тему текста;

— основную мысль;

— микротемы;

— опорные слова текста;

Кроме этого, в процессе пересказа, ученики должны ввести в текст пересказа предложенные высказывания. Такого рода испытания для учеников не станут стрессом только тогда, когда подготовка к экзамену будет проводиться систематически, начиная с 5-го класса. Для этого следует вводить в уроки русского языка и литературы элементы пересказа текстов, имеющихся в изучаемых учебниках Разумовской, Меркина, дополнительной литературе (Л.И.Мальцева «Устное собеседование», Народное образование, М., 2018)

ТРЕТЬЕ задание для учащихся считается одним из самых трудных. Ученики выбирают один из трёх типов текста: повествование, описание, рассуждение. Сложность в том, что текст, составленный учеником за 1 минуту, должен быть тут же озвучен. В процессе подготовки к экзамену готовиться следует ко всем типам текста. Несмотря на то, что программа по русскому языку предполагает письменную подготовку к составлению текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения, устный текст имеет свои сложности. Главное — умение последовательно построить устный текст.

У каждого типа текста свои задачи:

— ОПИСАНИЕ. Существуют различные виды описания: описание предмета, места, состояния человека, окружающей среды и др. Главная задача описания — передать общие и частные признаки описываемого предмета. Описание предполагает умение выделить основные, второстепенные фрагменты изображаемого, использование клише ( «на фотографии изображено», «удачно расположены», «героями фотографии стали» ит.д.). Во время составления текста ОПИСАНИЕ нельзя забывать о средствах художественной выразительности: эпитетах, метафорах, сравнениях и т.д. Также важно при описании передать общее впечатление об описываемом предмете.

ПОВЕСТВОВАНИЕ — смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности и созданный на заданную тему. Повествование ставит перед учеником следующие задачи:

— сообщить о последовательности действия или события;

— повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: завязка, развитие действия, кульминация, развязка;

— умение ввести в текст повествования элементы рассуждения и описания;

Важно воспользоваться рекомендациями «Не забудьте рассказать», которые сами по себе являются общим планом подготовки к созданию текста по типу ПОВЕСТВОВАНИЕ. Обратить внимание учеников на то, что в данном тексте излишняя детализация событий неуместна. Текст должен содержать предложения, связанные между собой как параллельно, так и последовательно. Категорически неуместны слова-паразиты, долгие паузы. Речь должна звучать плавно, предложения строиться последовательно с учётом требований устной речи.

РАССУЖДЕНИЕ — смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Рассуждение строится по следующему плану:

— тезис;

— аргументы, доказывающие тезис;

— вывод.

Предложения в рассуждении являются чаще сложными по структуре с использованием вводных слов, вводных словосочетаний, вводных предложений. Необходимо в рассуждение ввести риторические вопросительные , риторические восклицательные предложения. Рассуждение, как и предыдущие типы текстов, необходимо строить с точки зрения целесообразности заданной темы, последовательности построения предложений и самих текстов.

Монологические тексты ученики создают на протяжении изучения не только уроков русского языка и литературы, но и других предметов. Важно найти взаимопонимание с учителями-предметниками в выработке единых требований к составлению учениками различных типов текста. Монологическое высказывание требует цельности, связности, последовательности изложения, отсутствия логических ошибок.

Четвёртое задание — итоговое в устном ЭКЗАМЕНЕ.

ДИАЛОГ — форма речи, предполагающая общение, обмен мыслями, впечатлениями. Особенность этой речи — краткость, свободное от литературных норм синтаксическое оформление высказывания. При этом очень важна интонация произнесения текста. Ученикам следует внимательно слушать вопрос и на основе него формулировать ответ ( формулировка вопроса может содержать 50% высказанного ответа). Этот вид работы шлифуется систематически во время устных ответов, также важно учить способности формулирования учениками и вопросов.

Напоследок советы ученику:

— во время высказывания следует говорить уверенно;

— неторопливая выразитель речь — признак уверенного в себе человека;

— не следует перенасыщать свою речь сложными оборотами речи, чрезмерно усложнёнными предложениями;

— следует избегать слов-паразитов, долгих пауз;

Всем удачи!

infourok.ru

Зачем нужен устный экзамен по русскому в 9 классе и какая от него польза. Объясняют учителя

С 2019 года у девятиклассников появится ещё один экзамен. Чтобы получить допуск к ГИА по русскому языку, им придётся проходить устное собеседование. Татьяна Волошко узнала у учителей, что это за собеседование, зачем оно нужно и как к нему готовиться.

За 15 минут (именно столько времени даётся каждому) девятиклассники должны будут прочитать текст, пересказать его, порассуждать на тему текста и ответить на вопросы экзаменатора. На подготовку дадут примерно одну минуту, а оценят в форме зачёт/незачёт.

По задумкам разработчиков, собеседование поможет оценить умение школьников вести диалог, пересказывать текст и рассуждать на заданную тему. Учителя-словесники рассказали, как они относятся к новому экзамену.

«Устное собеседование — это формальная ретушь»

Александр Закуренко,

руководитель кафедры историко-филологического профиля, школа № 2086

Система ЕГЭ по-прежнему порочна, потому что не очень понятно, что она проверяет. Письменная часть (знание орфографии, пунктуации и так далее) даёт какую-то базу: знает человек правило — значит хоть что-то понимает в языке. А всё, что касалось вербальной части (раньше это называлось риторикой), выпадало. И это действительно серьёзная проблема. Школьники плохо говорят, не умеют аргументировать и доказывать свои мысли. Как это можно исправить?

Есть вариант включить вербальную часть в саму гуманитарную предметность — но это сложный путь. А есть более простой путь, которым обычно идёт Министерство образования: ввести ещё один экзамен, на который будут натаскивать. Мне кажется, сейчас выбран именно такой простой путь для решения проблемы «неумения говорить».

А ещё всегда говорили, что ЕГЭ обезличивает. В устной части появляется человек, которого можно услышать, и его индивидуальная оценка. Правда, пока не знаю, как всё это будет технически выглядеть, демонстрационных вариантов я не видел.

Настроение учителей по этому поводу однозначно отрицательное. Потому что дополнительный экзамен — это дополнительная нагрузка, часто бессмысленная. Учителей будут собирать и отправлять на сдачу. Сейчас всё проверяется на учителях. Потом будут собираться экспертные группы и много чего ещё.

Но решит ли это собеседование проблему?

Конечно, не решит. Точно так же, как ЕГЭ не решает проблемы понимания литературы, а выпускное сочинение — умения писать тексты. Этому нужно учить долго, постоянно, внутри предметов. Но тогда пришлось бы говорить о содержании образования. А так проще — формальная ретушь и «всё лучше и лучше в наших школах».


«Больше всего вопросов к критериям оценки»

Анна Банник,

учитель русского языка школы № 1553 имени В. И. Вернадского

К устной части ОГЭ по русскому я отношусь неоднозначно. Боюсь, что мы упрёмся в традиционное «ожидание — реальность». Идея проверить, как школьники могут выстраивать грамотную и связную речь, мне нравится, но реализация вызывает вопросы.

Действительно, устный экзамен мог бы быть полезен. Особенно в регионах, где русский далеко не всегда первый и родной язык. Правда, по словам главы Российской академии образования Людмилы Вербицкой, на экзамене будут проверять, насколько ребёнок умеет грамотно говорить на русском. Увы, но эта формулировка слишком расплывчата, притом что она стала ответом на вопрос об оценке стилистики высказывания и возможности проявить индивидуальность в ответе.

А среди тем предложили такие: «Расскажите о своей семье» или «Какую книгу вы сейчас читаете?». Мне кажется, что ответы на эти вопросы не могут определить качество устной речи. Но больше всего вопросов к критериям оценки. Они и в письменной части спорные, но тут без субъективности обойтись будет сложно. Хотя именно максимальная беспристрастность и стандартизированность считаются основными преимуществами.


«Подготовка к экзамену не должна превращаться в зазубривание текстов»

Юлия Игумнова,

учитель русского языка и литературы школа № 192

Введение устной части в ОГЭ по русскому языку соответствует мировым трендам: отказ от контроля предметного содержания в пользу проверки умения мыслить и работать с информацией. Думаю, что это такая попытка создать критерии для оценивания метапредметных результатов освоения программы. А их всё-таки трудно оценить с помощью количественных показателей — попробуйте измерить способность школьника к рефлексии!

Разработчики хотят проверить, развито ли у выпускников умение «осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей» (да, это цитата из ФГОС). Задача сложная? Безусловно. Поэтому преподавательское сообщество должно активно обсуждать конкретные критерии оценивания ответов учеников.

Кроме того, новые формы контроля всегда ведут к изменениям в работе учителя. Как подготовить школьников к такому экзамену? Натаскать или пересмотреть программу с 5 класса? Мне бы не хотелось, чтобы устная часть превращалась в зазубривание текстов (как в английском языке topics). А умение говорить грамотно и по делу в любой ситуации должно формироваться с 1 класса и до выпускного, причём это зона ответственности всех учителей, а не только словесников. И думаю, если на всех уроках ребёнок учится отвечать, спрашивать, обсуждать, доказывать, спорить, то у него не будет проблем с построением высказывания и на экзамене.


«Минус этого экзамена в технической части»

Кристина Калинина,

учитель русского языка и литературы гимназия № 1306

У собеседования, определённо, есть плюсы. Так мы можем проверить не только знания учеников, но и их умение грамотно строить свою речь, соблюдая орфоэпические нормы, быстро решать коммуникативные задачи и читать текст с правильной интонацией и логическими ударениями.

Но если рассматривать устное собеседование как часть выпускного экзамена в 9 классе, минусы тоже есть — в основном технические. Записывать устный ответ студента на компьютер через аудиогарнитуру с микрофоном (как на устной части экзамена по иностранным языкам) очень долго и трудоёмко.

surfingbird.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *