Четверти, триместры, модули, биместры: в чём отличия и какая форма обучения в школе лучше
Российские школы могут определять режим работы (пятидневку или шестидневку) и график каникул (раз в пять недель или три раза за учебный год) самостоятельно. Татьяна Волошко разобралась, какие формы обучения в школе существуют, чем они отличаются друг от друга и есть ли им какая-то альтернатива.
Специальная рассылка
Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс
Консервативные четверти
Несколько лет назад в проекте «Активный гражданин» среди родителей, учителей и школьников провели опрос: четверти, триместры или модули. Тогда традиционная форма обучения по четвертям с небольшим отрывом обошла модульную. С тех пор мало что изменилось. Многие российские школы по-прежнему выбирают четвертную форму.
Хотя недовольных такой формой обучения тоже хватает. И всё из-за длинных и неравномерных четвертей (8, 7, 11 и 7 недель). А к нескончаемой третьей четверти отдельное замечание: за 11 учебных недель дети больше болеют, чем учатся. Тем не менее многие московские школы от четвертей пока отказываться не собираются.
«Наш лицей открылся 30 лет назад. В то время других форм обучения просто не существовало. У нас интенсивная учёба. И по нашим подсчётам при модульной форме теряется одна учебная неделя. Зачем её терять, обещая отдать, как я говорю, „сухарями“ в виде дистанционного образования? Ещё один плюс: четвертная система совпадает с праздниками (ноябрь и январь) — родители и дети отдыхают в одно время. Да, третья четверть действительно бывает перегруженной, но вполне можно равномерно распланировать все школьные мероприятия в течение года. А ещё передвинуть весенние каникулы на одну-две недели раньше — и вопрос решён».
Владимир Чудов, директор лицея № 1502
«Я голосовала за четвертную систему. Третья четверть меня совсем не пугает. А вот система „5+1“ мне как раз не нравится: дети только настроятся на работу, только войдут в ритм — как сразу расслабление. А потом опять раскачка. При такой системе дети учатся вполсилы».
Мария Дайковская, мама восьмиклассницы
«Мне очень нравятся четверти. Они привязаны к госпраздникам — это удобно родителям. Моя дочка учится в 1 классе, и в третьей четверти в феврале каникулы. Правда, мне сказали, что в следующем году их уже не будет, но я сама буду их устраивать, если почувствую, что ребёнок устал. А при системе „5+1“ я совершенно не понимаю, чем в каникулы занимаются дети (особенно со 2 класса)».
Анна Кузнецова, мама, учитель географии Донской гимназии.
Триместры и модульная система
Три триместра, в каждом из которых, как можно догадаться, по три месяца, с двумя длинными каникулами по 17-18 дней (осенними и весенними) и трёхмесячными летними называют триместровой системой. Эта форма обучения в чистом виде на самом деле немного где используется, и в опросе «Активный гражданин» набрала минимальное количество голосов. Но если разбираться в терминологии, то она не проиграла.
На основе триместровой системы разработали модульную. Три учебных месяца — это, конечно, много. Пришлось разбить ещё пополам. Получилось шесть полуинтервалов — пять учебных недель и одна неделя каникул. Хотя итоговые оценки детям всё равно выставляют в конце триместра, а не так называемого модуля.
Как бы там ни было, система «5+1» считается не такой загруженной, как четвертная. Но и к ней есть замечания. Иногда учебные интервалы то сокращаются до четырёх, то увеличиваются до шести недель. И это не очень нравится и родителям и детям.
«Учебные периоды при системе каникул (5+1) действительно могут немного корректироваться в зависимости от того, на какие дни недели выпадают 1 сентября, новогодние и другие праздники. Но это это не какие-то радикальные корректировки, поэтому в целом ритм соблюдается».
Илья Новокрещёнов, директор школы «Покровский квартал»
Короткий учебный интервал в пять недель можно отнести как к плюсам, так и к минусам. Об этом очень хорошо сказал выпускник 2017 года.
«Мозгу одиннадцатиклассника адаптироваться под такой график трудно. Продуктивность обучения, которая в таком режиме вроде бы должна расти (ну частый отдых, полезно же!), вместо этого падает, так как просто не успеваешь перестроиться. В каникулы либо тупо лежишь на диване, уткнувшись в телефон, либо пытаешься делать что-то для себя полезное. Но много полезного сделать не получается: мозг ещё не устал, но уже отдыхает и работать отказывается. А в понедельник начинаешь снова свою унылую пятинедельку и опять не успеваешь к ней привыкнуть, а на носу уже следующие каникулы. Как так-то?».
Иван Ветошкин, выпускник 2017 года
Родители школьников в общем-то довольны этой схемой, но недостатки тоже есть.
«Дети меньше болеют — проверено на собственном ребёнке, так как мы когда-то учились и по четверной системе. Минус в том, что на разгон уходит много времени, а на качественную учёбу остаётся букально полторы недели. Но для меня главное — здоровье сына, поэтому система „5+1“ оптимальна. А идеального варианта нет».
Галина Леонтьева, мама семиклассника.
Не очень популярные биместры
Существует ещё одна, не слишком популярная форма обучения (по которой учатся ученики Павловской гимназии в Подмосковье и в Университетской школе МГПУ) — биместровая система. Это пять равноценных периодов обучения примерно по семь недель (биместры) и пять каникул по две недели между ними. При такой системе учебный год длится 10 месяцев, с сентября по июнь, а летние каникулы — всего два месяца (это шестой биместр).
«На самом деле трёхмесячным каникулам всего лишь около 25 лет. До этого в СССР каникулы длились два с небольшим месяца, так как июнь для средней и старшей школы был месяцем трудового воспитания. Ни в одной стране мира в школах нет таких длинных каникул (чаще всего два месяца). У нас это вошло в норму, и мы к этому привыкли. А это и социальная, и психологическая, и экономическая, образовательная проблема. Когда мы замеряли, сколько остаётся остаточного знания после учебного года с трёхмесячными каникулами, то получили печальные 15-20%. В сентябре дети пытаются реанимировать знания, и на это уходит как минимум месяц».
Сергей Степанов, доктор психологических наук, профессор Московского института открытого образования
Идеальной формы обучения в школе нет и вряд ли может быть. Но в каждой системе учителя, родители и дети находят для себя какие-то плюсы. И это, пожалуй, главное.
Каникулы для школьника: триместры или четверти?
С 2013 года вступил в силу закон, который разрешает общеобразовательным учреждениям России по своему усмотрению организовывать учебный процесс и решать в индивидуальном порядке, сколько каникул должно быть в учебном году. Но правильно ли это? Как точно и равномерно распределить нагрузку на учеников? Сколько раз в году лучше всего отдыхать школьникам, разбирался MedAboutMe.
Четверти или триместры: кто устанавливает каникулы?
В России закон «Об образовании», предусматривающий количество каникулярных дней в учебном году, предоставляет учебным заведением право выбора. Ограничений практически нет, хотя и установлено обязательное правило — отдыхать ученики школы должны не менее 30 дней в течение года.
График каникул для каждой в отдельности школы составляется в индивидуальном порядке, как правило, директором учреждения. Учитывается загруженность детей, количество учащихся, месторасположение школы (отдаленность от крупных населенных пунктов) и многие другие факты. На практике же такое расписание очень редко противоречит рекомендациям вышестоящего управляющего органа. Менять привычный график учебы хотят не все.
Новый учебный 2016-2017 год предусматривает два разных календаря, школьники «живут» либо по четвертям, либо по триместрам. Учитывая советы Министерства образования, учебные заведения устанавливают индивидуальный график каникул.
Преимущества триместров и развитие детей
От привычной для многих бывших и настоящих учеников системы четвертей вот уже третий год подряд может отказаться каждая российская школа. Учебный год теперь делят на три полноценных триместра, каждый из которых длится от 10 до 12 недель.
- I триместр заканчивается 18.11.
- II триместр — 23.02.
- III триместр — 31.05.
Сегодня по такому принципу работают школы Великобритании, России и некоторых штатов США.
Среди преимуществ обучения по триместрам стоит выделить:
- Частые каникулы, что непременно сказывается не только на успеваемости детей, но и на их здоровье. Ученики (особенно младших классов) быстро утомляются из-за интенсивного и жесткого учебного графика. Регулярный отдых — прекрасный способ для восстановления сил. Педагоги в тех школах, которые уже работают по принципу триместров, все чаще говорят, что учебные инновации только положительным образом отражаются на учебном процессе и развитии детей. Триместры позволяют исключить третью затяжную четверть, на которую ни у преподавателей, ни у учеников уже недостаточно сил.
- Триместры длиннее четвертей, а это огромный плюс при аттестации, ведь за такой длительный период у учителя есть возможность проанализировать знания каждого ученика. Все успеют получить свои оценки.
- Что касается здоровья, то по статистическим подсчетам прослеживается положительная динамика. Школьники практически все пиковые периоды заболеваемости ОРЗ проводят дома, ведь II триместр заканчивается в конце февраля, а осенние каникулы начинаются в октябре.
Отрицательные стороны: минусы обучения по триместрам
Выделяют сегодня и минусы обучения по триместрам:
- Каникулы, которые начинаются в средине триместра, часто вызывают чувство незавершенности. Дети не успели настроиться на учебу и войти в ритм, как снова «идут» отдыхать.
- Каникулы в школе редко совпадают с каникулами в школах искусств. Дети, посещающие кружки, не могут полноценно расслабиться, ведь вроде и в школу ходить не нужно, а дополнительное обучение продолжается.
- Чем больше каникул у детей, тем больше «головной боли» у занятых родителей. Проблема с досугом ребенка всегда остается актуальной, особенно если и мама, и папа работают.
А может, лучше четверти?
В том случае, если график учебы в школе предусматривает четверти, то все каникулы делят на такие периоды:
- Конец октября — начало ноября (9 дней).
- 14 дней на новогодние праздники (последние дни в декабре и первые 10 в январе).
- 1 неделя весной (чаще всего — конец марта).
- 3 месяца летом.
Такой график каникул чаще всего совпадает с выходными днями в художественных школах и музыкальных студиях. После каждой четверти ученики отправляются как бы на заслуженный отдых с готовой аттестацией и ощущением какой-то завершенности.
Школам в какой-то степени выгодно следовать общеустановленным правилам, ведь чаще всего культурные учреждения работают, ориентируясь на четвертную систему. Классический календарь каникул дает более широкие возможности для организации детского досуга.
Но есть в четвертях и свои минусы. Школьники сильно устают в период длинной четверти, и больше болеют. Вспышка заболеваемости ОРЗ выпадает на самую затяжную третью четверть.
Мнение психологов и советы специалистов
Каникулы 2016-2017 учебного года по своему плану выстраиваются еще до 1 сентября, как правило, на Совете школы. Что именно выберет учебное заведение, зависит от многочисленных факторов, в том числе от внутреннего распорядка школы. Но психологи и другие эксперты с учетом практики утверждают, что детям больше нравится триместровая система образования. У учеников создается впечатление, что отдыхают они намного больше.
Что касается педагогов, то за последние несколько лет они все чаще отдают предпочтение четвертям. При триместровой системе дети, только начав учиться, уходят на каникулы. Приходиться продумывать и применять дополнительные методы быстрой мотивации при выходе на учебу, что не всегда получается.
Родителям же лучше всего выбирать ту систему образования, которая подходит их детям. Если в семье несколько детей, и они учатся в разных учебных заведениях, то очень выгодно, чтобы периоды отдыха совпадали. Такой вариант поможет мамам и папам легко выстроить режим, который будет благоприятствовать здоровому обучению.
В итоге, как показывает практика, обе системы образования дают свои положительные результаты, если, конечно, образование организовано на должном уровне.
Интересные мировые факты о каникулах
- В XIX веке в Соединенных Штатах Америки у школьников не было летних каникул. Такой отдых (как в современном понимании) попросту не существовал. Дети из сельской местности оставляли учебу на время сбора урожая, а ученики, проживающие в городах, отдыхали 7 дней через каждый 3 месяца учебы. В конце XIX века была внедрена новая система образования, предоставляющая школьникам одинаковое время на отдых, что существенно помогло снизить их утомляемость.
- В Японии учиться дети начинают в апреле. Состоит учебный год из триместров. Первый заканчивается 20 июля, после чего школьники идут на летние каникулы. Второй триместр начинается 1 сентября и заканчивается 31 декабря. А третий — с января по март.
- В Чехии летние каникулы длятся всего 2 месяца. Отдыхают дети только зимой и летом.
- Школьные каникулы в Германии непродолжительные, по сравнению с Россией. К тому же у каждой федеральной земли свой график отдыха для школьников.
medaboutme.ru
Переход на обучение по триместрам
Уважаемые родители!
Администрация МБОУ «Сиверская гимназия» уведомляет Вас
о переходе с 1 сентября 2017 года на обучение по триместрам.
С 1 сентября 2017 года наша гимназия планирует перейти на обучение по триместрам. Данное решение было принято 30 марта 2017 года педагогическим советом в рамках своей компетенции. Указанное решение основывается на положениях статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Цель триместровой системы обучения – обеспечение эффективного качества образовательной подготовки учащихся с учетом здоровьесберегающих технологий. Самый большой плюс триместров — в равномерном распределении учебной нагрузки (согласно исследованиям ученых, работоспособность учащихся существенно снижается после 5-ти недель учебных занятий).
Задачи триместровой системы обучения:
- Осуществление положительного влияния триместровой системы образования на психофизическое состояние детей (учащиеся получают возможность спокойно отдохнуть и с новыми силами приступить к завершению триместра; не будет назиданий родителей, популярных наказаний перед каникулами: не пойдешь на улицу и т.п.)
- Обеспечение более частой промежуточной аттестации в 10-11 классах, чем по полугодиям: три раза, что позволит исключить неоправданный расслабление старшеклассников в 10-м классе и первой половине 11-го класса.
- Обеспечение объективного оценивания результатов (вместо 4-х отметок за четверть в младшем и среднем звене и 2 отметок в старшем звене будет 3 отметки за триместры).
- Достижение равномерного распределения учебной нагрузки в течение всего учебного года, равномерной интервальности отдыха учащихся (здоровьесберегающий подход).
При переходе на триместры не ущемляются права ни учащихся переводных классов, ни выпускников 9 и 11 классов.
Организация процесса:
Триместры предполагают равномерное деление учебной нагрузки в течение учебного года: по три месяца.Каждый триместр, в свою очередь делится на две части, между которыми предполагаются рабочие каникулы. (Этим достигается приблизительно равномерное распределение учебной нагрузки в течение всего учебного года, равномерная интервальность отдыха учащихся (здоровье- сберегающий подход).
Промежуточная аттестация происходит в конце ноября, февраля, мая.
Продолжительность учебного года второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной итоговой аттестации.
Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Во время рабочих каникул обучающиеся могут прийти в школу и получить консультацию по предметам, которые вызывают у них затруднение и ликвидировать задолженности. Продолжительность учебного года при триместровой системе обучения такая же, как и при обучении по четвертям.
Подробнее о триместрах: альтернативный режим был разработан советскими учеными еще в конце 50-х годов прошлого века. Первыми опробовали новую систему московские и ленинградские школы — больше 30 лет назад. Педагоги и родители очень хорошо знают, как резко снижается здоровье наших детей, стоит им пойти в школу. Медики, как оказалось, тоже думают об этой проблеме. В середине прошлого века исследования зарубежных ученых показали, что работоспособность учащихся существенно снижается после 5-и недель учебных занятий. Именно поэтому и была предложена альтернативная структура учебного года, предполагающая регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами. На то, что «традиционная» структура учебного года далека от совершенства, впервые (33 года назад!) указал профессор С. М. Громбах в 1975 году. Он писал об этом на страницах журнала «Советская педагогика». А за последнее время из-за увеличения школьных нагрузок эта ситуация ещё обострилась. После введения триместровой системы в ряде школ ученые-медики НИИ гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН провели исследование, чтобы оценить влияние нового учебного плана на здоровье. Ведущий сотрудник института, кандидат медицинских наук Степанова М. И. отметила, что при обучении по новой системе дети болеют реже, чем по традиционной. Зафиксировано меньше случаев повышенной и высокой степени невротизации, психоэмоциональное состояние учащихся оказалось более устойчивым. Таким образом, регулярное чередование учебы и каникул положительно сказывается как на здоровье детей. Согласно анкетированию учащихся, проведенному в школах России в сентябре 2011 года, традиционный вариант каникул выбрали 18,8% учащихся систему «5+1» — 83,5%. В школах, где введена такая система, обучающихся отмечают: 15,2% — стали меньше уставать в течение триместра; 40,5% — достаточно времени, чтобы «подтянуть» отдельные предметы; 11,4% — снизилась нагрузка; 20,3% — учебный год делится на равные промежутки времени, что способствует снижению тревожности и напряженности; 40,3% — возвращаясь с каникул внутри семестра, можно с новыми силами более качественно закончить триместр.)
По мнению учителей, которые находят триместровую систему более эффективной с точки зрения организации учебного процесса, следует отметить следующие плюсы:
— во время каникул обучающиеся могут прийти в школу и получить консультацию по предметам, которые вызывают у них затруднение и ликвидировать задолженности перед окончанием триместра;
— накапливается больше оценок для наиболее адекватной промежуточной аттестации;
— увеличивается накопляемость оценок у обучающихся (при традиционной системе максимум 2-3 оценки при одном часе в неделю), что повышает объективность выставления оценок за триместр, что особенно важно в старших классах;
— удобнее выставлять оценки. Раньше учитель, который ведет в классе один урок в неделю, не всегда мог выставить хотя бы одну оценку каждому ученику, а теперь за три месяца это сделать значительно проще;
— выставление годовых оценок превращается в чисто техническую процедуру: если оценки, набранные учеником за год, выглядят как »5, 5, 4» – естественно, напрашивается итоговая »пятерка». В отличие от »5, 5, 4, 4», когда педагогу приходится принимать волевое решение. Кстати, школьникам также выпадает меньше стрессов, волнений и подозрений в учительской несправедливости: с цифрами не поспоришь;
— оптимальное сочетания учебной работы и отдыха, можно планировать триместровые проекты;
— каникулы в середине триместра позволяют подвести предварительные итоги;
— появляется возможность во время каникул заняться корректировкой планов, подведение итогов, снять напряжение учебного периода.
Учащиеся отмечают следующие преимущества триместровой системы:
— каникулы с триместровой аттестацией дают возможность лучше систематизировать занятия, больше времени остается на то, чтобы «подтянуться», сделать реферат, триместровую работу;
— появилась возможность «расслабиться» в каникулы в середине триместра, чтобы набраться сил для следующей половины учебного периода;
— общего времени отдыха становится на несколько дней больше;
— организм привыкает к чередованию работы и отдыха в определенном ритме.
Родители считают:
— дети стали меньше болеть благодаря возможности физической и психологической разгрузки;
— в связи с уменьшением количества аттестаций снижается стресс, вызываемый ситуацией оценки;
— увеличивается число периодов отдыха для совместных семейных занятий (путешествия, совместный труд и т.д.).
Триместры
1 триместр — сентябрь, октябрь, – каникулы — ноябрь
2 триместр – декабрь – каникулы — январь, февраль
3 триместр – март – каникулы – апрель, май
30 апреля 2017sivgimn.eduface.ru
Обучение по триместрам и четвертям: плюсы и минусы
«Летидор» разбирается, есть ли сильные отличия в обучении по триместрам и четвертям, и пытается понять, почему с каждым годом все больше российских школ отказывается от проверенной десятилетиями системы в пользу новомодного варианта.
Согласно закону «Об образовании РФ» каждая школа может самостоятельно выбирать систему организации обучения и устанавливать сроки каникул.
График каникул
Если в школе проводится обучение по четвертям, то для учащихся устанавливаются каникулы:
- 9 дней осенью – последняя неделя октября и первая ноября;
- две недели на Новый год – последние дни декабря и 10 дней в январе;
- 7 дней весной – обычно выпадают на конец марта;
- дополнительные каникулы для первоклашек и учеников коррекционных классов – 7 дней зимой;
- три летних месяца.
Если школой избран график обучения по триместрам, то 5 учебных недель сменяет 1 неделя отдыха. Исключение в каникулярной системе триместров – зимние каникулы. На них дети, которые занимаются по триместрам, отдыхают 2 недели.
Плюсы обучения по триместрам
- Частые каникулы – один из существенных плюсов триместровой системы обучения. Ученики, особенно в начальной школе, быстро устают от интенсивного графика. А регулярный отдых – позволяет во время восстановить силы. Как следствие – дети меньше болеют.
- Триместр длиннее четверти (длится 11 недель с перерывом на каникулы), поэтому в течение него выставляют больше оценок – у детей нет проблем с аттестацией, даже если предмет стоит в расписании 1 раз в неделю. Все успевают ответить и получить отметку.
Минусы обучения по триместрам
- Каникулы в середине триместра вызывают ощущение незавершенности, ведь не проставлены отметки и отдых как бы «незаслуженный».
- Родителям чаще приходится решать проблему с досугом ребенка во время каникул. Хотя сейчас некоторые лагеря весной и осенью делают смены, подстраиваясь под триместровый график, большинство «заточено» под привычную систему.
- Школьные каникулы не совпадают с каникулами в школах искусств, музыкальных, художественных школах. Дети не отдыхают полноценно, не чувствуют перерыва –каникулы вроде бы есть, а дополнительное обучение еще идет…
- Многие учителя считают, что учиться с таким графиком каникул сложнее. Дети, возвращаясь с отдыха, в первую неделю пишут контрольные и проверочные. В то время как им нужно как минимум две недели после каникул, чтобы «втянуться» в учебный процесс. Когда они входят в ритм – снова приходит время отдыхать.
Плюсы обучения по четвертям
- Каникулы совпадают с каникулами в музыкальных, художественных и школах искусств.
- Родителям не надо беспокоиться о детском досуге в каникулы.
- Каникулы связанны с окончанием четверти. У детей появляется ощущение завершенности: все контрольные написаны, итоговые оценки стоят в дневнике. Не нужно ходить в школу в дни отдыха, чтобы «закрывать» двойки.
Минусы обучения по четвертям
- Меньше период учебы. Ребенок не всегда получает достаточное количества оценок для аттестации по тому или иному предмету. А если полчетверти он болел – ему гарантированно придется делать дополнительные задания, оставаться после уроков, чтобы получить итоговую оценку.
- Дети, сильно устают во время длинной четверти и, соответственно, чаще болеют. Пик заболеваемости вирусными заболеваниями среди школьников приходится на самую длинную третью весеннюю четверть.
- Неравноценное количество дней в четвертях делает одни четверти – длиннее и труднее, а другие – легче и короче. Учителям непросто распределить нагрузку так, чтобы у всех детей получилось усвоить материал как следует.
Мнение эксперта, психолога, кандидата психологических наук Кирилла Кузнецова: «Из практики последних лет очевидно, что детям больше нравится триместровая система. И это не случайно: психологически кажется, что дней для отдыха больше.
Для учителей обучение по триместрам – скорее проблема: дети только втягиваются в ритм, а тут – снова каникулы. Приходится придумывать дополнительные способы быстрой мотивации к учебе.
Родителям необходимо выбирать ту систему, по которой комфортно учиться ребенку. Если детей несколько, и они ходят в разные школы, то очень важно, чтобы каникулы все-таки совпадали. Так родителям проще выстроить режим, который необходим для здорового обучения.
В конечном счете, любая из этих систем приемлема и дает положительные результаты, при должном уровне организации образования».
rebenok.mirtesen.ru
Переход на обучение по триместрам, ГБОУ Школа «Содружество», Москва
С 1 сентября 2017 года наша школа планирует перейти на обучение по триместрам или модулям.
Уважаемые родители
Администрация школы уведомляет Вас о переходе с 1 сентября 2017 года на обучение по триместрам. Данное решение было принято 20 октября 2016 года Управляющим советом в рамках своей компетенции, в состав которого входят представители обучающихся, родителей и педагогов. Также указанное решение основывается на положениях статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и при его принятии учитывались обращения родительской и ученической общественности.
Цель триместровой/модульной системы обучения – обеспечение эффективного качества образовательной подготовки учащихся с учетом здоровьесберегающих технологий. Так как самый большой плюс триместров в равномерном распределении учебной нагрузки (согласно исследованиям ученых, работоспособность учащихся существенно снижается после 5-ти недель учебных занятий).
Организация процесса: каждый триместр делится на две части, между которыми предполагаются рабочие каникулы. Другими словами, пять недель учимся, одну отдыхаем. Таким образом, промежуточная аттестация (отметка за триместр) происходит в конце ноября, февраля, мая. Во время рабочих каникул обучающиеся могут прийти в школу и получить консультацию по предметам, которые вызывают у них затруднение и ликвидировать задолженности.
Продолжительность учебного года при триместровой/модульной системе обучения такая же как и при обучении по четвертям. На первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации, в первом классе – 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) составляет не менее 30 календарных дней. Для детей, обучающихся в первом классе, устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Подробнее о триместрах/модулях
Альтернативный режим был разработан советскими учеными еще в конце 50-х годов прошлого века. Первыми опробовали новую систему московские и ленинградские школы — больше 30 лет назад.
Педагоги и родители очень хорошо знают, как резко снижается здоровье наших детей, стоит им пойти в школу. Медики, как оказалось, тоже думают об этой проблеме. В середине прошлого века исследования зарубежных ученых показали, что работоспособность учащихся существенно снижается после 5-и недель учебных занятий. Именно поэтому и была предложена альтернативная структура учебного года, предполагающая регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами.
На то, что «традиционная» структура учебного года далека от совершенства, впервые (33 года назад!) указал профессор С. М. Громбах в 1975 году. Он писал об этом на страницах журнала «Советская педагогика». А за последнее время из-за увеличения школьных нагрузок эта ситуация ещё обострилась.
После введения триместровой системы в ряде школ ученые-медики НИИ гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН провели исследование, чтобы оценить влияние нового учебного плана на здоровье.
Ведущий сотрудник института, кандидат медицинских наук Степанова Марина Исааковна отметила, что при обучении по новой системе дети болеют реже, чем по традиционной. Зафиксировано меньше случаев повышенной и высокой степени невротизации, психоэмоциональное состояние учащихся оказалось более устойчивым. Таким образом, регулярное чередование учебы и каникул положительно сказывается как на здоровье детей.
Согласно анкетированию учащихся, проведенному в школах России в сентябре 2011 года, традиционный вариант каникул выбрали 18,8% учащихся систему «5+1» — 83,5%. В школах, где введена такая система, обучающихся отмечают:
15,2% — стали меньше уставать в течение триместра;
40,5% — достаточно времени, чтобы «подтянуть» отдельные предметы;
11,4% — снизилась нагрузка;
20,3% — учебный год делится на равные промежутки времени, что способствует снижению тревожности и напряженности;
40,3% — возвращаясь с каникул внутри семестра, можно с новыми силами более качественно закончить триместр
Говоря о плюсах новой системы, по мнению учителей, которые находят триместровую/модульную систему более эффективной с точки зрения организации учебного процесса, следует отметить следующее:
— во время каникул обучающиеся могут прийти в школу и получить консультацию по предметам, которые вызывают у них затруднение и ликвидировать задолжности перед окончанием триместра;
— накапливается больше оценок для наиболее адекватной промежуточной аттестации; увеличивается накопляемость оценок у обучающихся (при традиционной системе максимум 2-3 оценки при одном часе в неделю), что повышает объективность выставления оценок за триместр, что особенно важно в старших классах;
— педагогам удобно выставлять оценки. Раньше учитель, который ведет в классе один урок в неделю, не всегда мог выставить хотя бы одну оценку каждому ученику. А теперь за три месяца это сделать значительно проще;
— выставление годовых оценок превращается в чисто техническую процедуру: если оценки, набранные учеником за год, выглядят как »5, 5, 4» – естественно, напрашивается итоговая »пятерка». В отличие от »5, 5, 4, 4», когда педагогу приходится принимать волевое решение. Кстати, школьникам также перепадает меньше стрессов, волнений и подозрений в учительской несправедливости: с цифрами не поспоришь;
— в случае отсутствия учителя по болезни, имеется запас времени, когда педагог преодолевает отставание по программе;
— оптимальное сочетания учебной работы и отдыха.
— можно планировать триместровые проекты;
— каникулы в середине триместра позволяют подвести предварительные итоги;
— появляется возможность во время каникул заняться корректировкой планов, подведение итогов, снять напряжение учебного периода.
Учащиеся отмечают следующие преимущества триместровой/модульной системы:
— каникулы чрез 5 недель с триместровой аттестацией дают возможность лучше систематизировать занятия, больше времени остается на то, чтобы «подтянуться», сделать реферат, триместровую работу;
— появилась возможность «расслабиться» в каникулы в середине триместра, чтобы набраться сил для следующей половины учебного периода;
— то, что всегда знаешь когда каникулы и аттестация, дает внутренний настрой, большую четкость и ясность;
— общего времени отдыха становится на несколько дней больше;
— организм привыкает к чередованию работы и отдыха в определенном ритме.
Родители считают:
— что дети стали меньше болеть благодаря возможности физической и психологической разгрузки через каждые пять недель.
— в связи с уменьшением количества аттестаций снижается стресс, вызываемый ситуацией оценки.
— увеличивается число периодов отдыха для совместных семейных занятий (путешествия, совместный труд и т.д.).
Регламентирование образовательного процесса
Учебный год на первой и второй ступенях обучения делится на 3 триместра, на третьей ступени – на два полугодия.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней и регулируется ежегодно Годовым календарным учебным графиком с соблюдением сроков каникулярного времени.
sch417uv.mskobr.ru
Триместры в школе на 2016 учебный год. Каникулы по триместрам
В настоящее время большим спросом и популярностью в образовательном процессе пользуется триместровая система. Стоит отметить, что каникулы по триместрам – это одна из ведущих особенностей установления и проведения каникул в течение учебного года. Именно поэтому такая тема и вопрос, как триместры в школе на 2016 учебный год, является очень востребованной, важной и значимой, в особенности, если вы напрямую с ней связаны.
реклама
Что такое триместр и зачем они нужны?
Прежде, чем начать разбираться в особенностях этой системы рекомендуются подробно изучить, что же представляет собой триместр, какую роль и значимость он имеет и играет. По своей сути, триместр представляет собой системы, на основе которой происходит равномерное распределение нагрузки на учащихся в процессе обучения.
Основная и ведущая отличительная особенность от классического варианта связано с тем, что разделение учебного года происходит на три равные части, что позволяет в равных пропорциях чередовать отдых и учёбу.
Иными словами, меняется традиционная нагрузка, то есть её уровень на школьников, с которой порой они просто-напрсото не справлялись. Стоит заметить, что эта система является большим подарком для большей части образовательных учреждений, поэтому они уже благополучно и успешно применяют её на практике. Но, все, же есть такие, кто категорически не приемлет эту концепцию и систему, считая, что старая модель во много раз лучше и эффективнее новой.
Особенности триместровой системы.
- Во-первых, увеличение времени на отдых. Как это понять? Всё просто, наличие не только основных каникул, к которым мы привыкли после каждой четверти, но и промежуточным.
- Во-вторых, точное чередование отдыха и учёбы. Иными словами, триместровая система наступает фактически каждые пять недель. Но, особенность заключается в том, что количество учебных дней и отдыха, ни в коем случае не сокращается и не увеличивается, а всё идёт согласно установленным законодательством учебных недель. Напрашивается вопрос, за счёт чего происходит такое распределение отдыха? Прежде всего, за счёт равномерного и более сбалансированного распределения нагрузки и учебного плана.
- В-третьих, эта система не является обязательной, так как каждая школа делает выбор по своему смотрению, что больше нравиться и подходит.
- В-четвёртых, каждый триместр подразделяется на две группы, то есть части, между которыми и предусматриваются рабочие каникулы. На основании такой системы и особенности и происходит равномерный баланс.
- В-пятых, аттестация учащихся осуществляется по итогам триместров. Согласно графику, триместры заканчиваются в конце ноября, февраля и мая.
- В-шестых, количество учебных недель на всех ступенях образовательного процесса считается одинаковым и не должно меняться отметки 34 недель. Что касается детей обучающихся на дому, то здесь учебный год длиться 33 недели. Стоит отметить, что это без учёта времени, отводящегося на государственную аттестацию.
- В-седьмых, продолжительность каникул. Если сложить все каникулы, то в итоге получается сумма равная 30 календарным дням, причём в летнее время не менее 8 недель.
Расписание каникул по триместрам.
- 1 триместр – со 2 по 8 октября и с 17 ноября по 23 ноября.
- 2 триместр – с 27 декабря по 8 января, и с 21 февраля по 27 февраля.
- 3 триместр – с 10 по 16 апреля, и с 31 мая по 31 августа.
Иными словами, можно смело утверждать, что ребенку на отдых в течение учебной недели отводиться 6 раз, то есть каникул, минимальная продолжительность которых составляет одна неделя.
Триместровая система, на сегодняшний день наиболее употребительна к современному учебному процессу, который отнимает и занимает у ребят довольно много времени и сил, так как объём изучаемого материала вырос в несколько раз, а в результате, переутомляемость, что в свою очередь приводить к снижению качества образования и коэффициента знаний. Сегодня, большая часть родителей отдают предпочтение триместровой системы, в связи большим количеством плюсов и достоинств.
woman-time.ru
Каникулы по триместрам 2016-2017 в Москве. Школьные триместры. Московская область
Каникулы в школе 2016-2017 являются, пожалуй, одним из наиболее приятных моментов во всём учебном процессе. Мир не стоит на месте, постоянно развивается и меняется, стараясь идти в ногу со временем. Это же касается и школ, где на сегодняшний день вводится новая система планирования отдых обучающихся. Иными словами, на смену традиционной системе, которая основывалась на четвертях, приходит триместровая, со своими особенностями, конечно же, плюсами и недостатками, без которых просто-напросто не обойтись. Хотя каникулы по триместрам 2016-2017 в Москве не для всех школ являются чем-то новым и инновационным, так как многие уже достаточно давно освоили и перешли на этот уровень, ощутив тем самым все прелести и удобства новой системы отдыха и самого процесса образования.
Школьные триместры – зачем они нужны?
Согласитесь, на сегодняшний день учебная нагрузка для детей является достаточно тяжёлой и по сравнению с ситуацией даже 10 лет назад она зашкаливает все допустимые нормы и пределы. А к чему это приводит? Конечно же, к негативному влиянию на деятельность учащихся, которые очень быстро устают и в результате не способны адекватно воспринимать всю предлагаемую их вниманию информацию. Причём с каждым годом нагрузка увеличивается, а сама ситуация ухудшается, если ничего не делать, а просто бездействовать. Доказательством этого факта являются исследования и статистика, проведённая учёнными и специалистами из НИИ гигиены детей и подростков при РАМН, которые в процессе практической и исследовательской деятельности пришли к следующим выводам. Успешная познавательная деятельность ребёнка сводится к нулю, то есть когда он перестаёт все нормально воспринимать и запоминать уже начинает проявляться после пятой недели обучения. В результате такого исследования, специалисты, основываясь на своих полученных данных, рекомендовали министерству и школам обратить пристальное внимание на решение этой проблемы и представили свой план отдыха для школьников.
Реклама
Это и есть учебные каникулы по триместрам, главной особенностью которых является уменьшение промежутков между существующими каникулами, влияя тем самым на уровень учебной нагрузки.
Московская область и расписание триместров.
В настоящее время, опыт каникул по триместрам успешно внедряется в Московские школы, но уже с нового года планируется как можно больше школ по стране перевести именно на эту систему. Согласно приказу Министерства образования РФ, каждая школа имеет полное право самостоятельного выбора системы организации обучения и установления сроков каникул. Но, все, же больший уклон и предпочтений все, же отдаётся именно новой разработке, при этом родители имеют право повлиять на выбор школы, если они в чём-то или с чем-то категорически не согласны. Если школа всё-таки переходит на систему обучения по триместрам, то она должна придерживаться следующего примерного графика расписаний каникул.
- Триместр 1. Длиться в период с 1 сентября по 2 октября, что составляет ровно 5 недель. И вторая его половина начинается с 8 октября и длиться по 17 ноября, что тоже составляет 5 недель.
- Триместр 2. Это период с 23 ноября по 27 декабря, и вторая часть с 8 января по 21 февраля. Стоит отметить, что вторая половина немного длиннее и составляет 6 недель.
- Триместр 3. Это промежуток с 27 февраля по 10 апреля, и вторая его части начинается с 16 апреля и длиться по 31 мая. Особенностью последнего триместра является то, что обе его части насчитывают по 6 недель.
Главным отличием всех этих триместров от четвертей заключается в том, что внутри триместра, который разделён на две части имеются свои каникулы, также как и по окончанию каждого из них. Причём, дети отдыхают больше, а количество учебных недель является одинаковым, ведь нагрузку никто не уменьшал.
Расписание каникул по триместрам.
Каникулы по триместрам 2016-2017 в Москве можно смело разделить на две группы. Это основные, то есть по окончанию и завершению каждого триместра, и промежуточные внутри триместра. Давайте остановимся подробнее на каждом из вариантов.
- Во-первых, основные каникулы. Что касается основного отдыха, то здесь на новый год можно выделить следующий график.
1. Осенние каникулы – с 17 ноября по 23 ноября.
2. Зимние каникулы – с 27 декабря по 8 января.
3. Весенние каникулы – с 21 февраля по 27 февраля.
4. Летние каникулы – с 31 мая по 1 сентября. - Во-вторых, промежуточные каникулы, которые являются отдыхом и передышкой внутри каждого триместра.
1 триместр – с 2 октября по 8 октября.
2 триместр – с 27 декабря по 8 января.З триместр – с 10 апреля по 16 апреля.
Как видим, силы и познавательная деятельность и активность учащихся в процессе такого чётко спланированного учебного процесса будет параллельно совмещаться с нагрузкой и отдыхом, что позволит ребятам более прочно усваивать новый материал. Будем надеяться, что в скором будущем, эта система найдёт своё отражение не только в Московских школах, но и по всей России.
v-2017-godu.ru