Темы сочинений декабрьских – 2018-2019

Темы итогового сочинения по направлениям 2017

Темы итогового сочинения по направлениям 2017 — 2018 учебный год

6 декабря 2017 года учащиеся выпускных классов написали итоговое сочинение (изложение), которое является для обучающихся 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования. 

Темы для проведения итоговых сочинений стали доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения.

В основной срок проведения итогового сочинения 6 декабря его написали 654 тысячи участников

Все темы итогового сочинения 6 декабря 2017 года по направлениям 

«Верность и измена»

101. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?

102. Как и почему становятся изменниками?

104. Кого можно назвать верным другом?

106. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

107. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?

108. Что значит быть верным долгу?

109. Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?

110. Можно ли изменить мечте?

111. Когда измену можно простить?

112. Какие причины могут привести человека к измене?

113. Могут ли быть оправдания у измены?

«Равнодушие и отзывчивость»

201. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?

202. Какого человека называют отзывчивым?

203. Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?

204. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?

205. Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?

206. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?

208. Равнодушие – вина человека или его беда?

209. Когда равнодушие бывает показным?

210. Чем опасно равнодушие?

211. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?

213. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?

«Цели и средства»

303. Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?

304. Какие цели в жизни можно считать главными?

305. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

306. Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?

307. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?

308. Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?

309. Что помогает людям достигать намеченных целей?

310. Какого человека называют целеустремленным?

311. Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?

312. Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?

313. В чём разница между целью и мечтой?

«Смелость и трусость»

401. Что помогает человеку стать смелым?

402. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?

403. Чем смелость отличается от безрассудства?

404. Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?

405. Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?

406. Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?

407. Почему человек может бояться высказать свою позицию?

409. Как связаны трусость и слабость?

411. Что помогает человеку преодолеть страх?

412. В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?

413. Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?

«Человек и общество»

502. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?

503. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?

504. Может ли один человек противостоять окружающему обществу?

505. Можно ли быть независимым от общественного мнения?

506. Может ли человек ставить себя выше общества?

507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

508. Бывает ли общественное мнение ошибочным?

510. Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?

511. Конфликт поколений как общественная проблема.

512. Что значит быть авторитетным человеком в обществе?

513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью?

 Смотрите также:

ucthat-v-skole.ru

Примеры сочинений по литературе в декабре 2017


Вашему вниманию предлагаются работы, которые были написаны моими учениками в ходе подготовки к сочинению по литературе в декабре в 2017 году. Вы можете научиться писать так же или ещё лучше!

Если Вы хотите научиться писать сочинения на максимальный балл, очно или дистанционно, то звоните 8-903-230-40-54 или пишите по адресу [email protected].


ВСЕ ЛИ СРЕДСТВА ХОРОШИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ?

Все люди ставят перед собой определённые цели. И некоторые считают, что для их достижения хороши любые средства. Но так ли это на самом деле? Если вдуматься, то нет, ведь цель может быть любой, даже высокой, но если человек выбирает для её достижения недостойные средства, такие, как жизни других людей, их судьбы, то и цели становятся низкими. Хороши средства их достижения или плохи, зависит от самой цели и возможности её достижения. Но можно сказать точно, что не все средства хороши. Бывает так, что человек ради своей цели прибегает к нечеловечным методам, но, какими бы благородными ни были намерения, подобные средства их осуществления никак нельзя назвать хорошими. Приведу примеры из литературы.

Обратимся к рассказу Д. Лондона «Мексиканец», главным героем которого является Фелипе Ривера, юноша лет восемнадцати. Он пришёл в Хунту, чтобы «работать на революцию», и был для других революционеров «маленькой загадкой» и «великим патриотом». В Хунте Риверу недолюбливали, потому что юноша был очень скрытным, замкнутым, и они боялись, что он окажется шпионом, поэтому всё, что ему доверили делать «ради революции», — это мыть полы. Но Ривера делал даже это, потому что революция была его главной целью: он хотел принять участие в свержении существующего режима, из-за которого погибли родители юноши. Когда для революции понадобилось оружие, достать на него средства вызвался именно Ривера: он решил принять участие в боксёрском бое на деньги. Вероятность проигрыша юноши была очень большой, потому что его соперником был чемпион, но, несмотря на это, юноша перед боем потребовал для победителя весь призовой фонд. Фелипе решил достать деньги любыми средствами, чтобы революция продолжалась. Этот бой был для Риверы средством достижения его цели, поэтому он вложил в него все свои силы и смог выиграть, несмотря на то что весь зал болел за соперника и судьи были против него. Для достижения поставленной цели Ривера выбрал средство – выиграть вопреки всему – которое можно назвать хорошим, потому что юноша выиграл деньги честно ради великой цели – продолжения революции. На примере этого рассказа я хотела показать, какие средства могут быть хороши для достижения цели.

Теперь рассмотрим произведение А. Алексина «Безумная Евдокия», в котором рассказывается о девочке Оле, которая училась в девятом классе, а Евдокия Савельевна была её классной руководительницей. Учительница любила объединять детей, чтобы все были вместе, поэтому часто проводила всякие собрания и общественные мероприятия. Она хвалила многих даже за маленькие успехи, а Олю, которая в чём-то превосходила своих одноклассников, Евдокия Савельевна никак не признавала. Возможно, именно такое отношение учительницы способствовало тому, что Оля в одном из организованных Евдокией походов поставила перед собой цель получить приз самой первой, чтобы показать себя. Но девочка выбрала плохое средство для достижения этой цели: она ночью накануне соревнования ушла из лагеря, никому не сказав, и все потом беспокоились о ней, переживали, искали её. А мама девочки так переволновалась что сошла с ума, и , когда Оля вернулась домой, женщина никого не узнавала. Конечно, девочка достигла своей цели, раньше всех найдя самую короткую дорогу и выиграв приз, но из-за этого фактически потеряла мать. То, что Оля пришла первой, уже не было важно. Таким образом, в данном произведении показано, что не все средства хороши для достижения цели.

В заключение хочется сказать о том, что на примере двух приведённых мной произведений видно, что средства могут быть как хороши, так и плохи. Поэтому всегда нужно выбирать такие средства, чтобы не причинить никому вреда, особенно близким. Если пытаться добиться чего-то с помощью чужих переживаний, проблем, то цель тогда перестанет быть столь важной, а станет низкой и недостойной – следовательно, средства тоже превратятся в плохие. Таким образом, можно сказать точно, что не все средства хороши для достижения цели.

ЧЕМ ОПАСНО РАВНОДУШИЕ?

Равнодушие, то есть безразличие к чужим бедам и несчастьям, — одно из самых плохих качеств личности, так как оно очень опасно для самого человека и его окружения. Эта опасность заключается в том, что равнодушные люди теряют человечность и духовность, перестают сочувствовать и помогать другим и причиняют своим близким боль.

Пример того, чем опасно равнодушие, показан в произведении «Ионыч» А.П.Чехова. Его главный герой, перспективный доктор Дмитрий Ионыч Старцев, будучи обладателем чуткой и страстной души, влюбился в красивую и молодую девушку из интеллигентной семьи – Екатерину Ивановну. Но она после просьбы о встрече в шутку назначила свидание поздно вечером на кладбище, куда вовсе не явилась, а затем отвергла чувства героя из-за своей мечты уехать в Москву и стать пианисткой, как она и поступила. Равнодушие девушки к чувствам Старцева сильно изменило главного героя. Он ещё перед их несостоявшимся свиданием думал о том, стоит ли его влюблённость душевных волнений и потери комфорта, который у него был, есть ли смысл добиваться Екатерины Ивановны и вести себя несолидно. В его внутренних монологах прослеживается борьба его высоких чувство к Екатерине Ивановне, внутреннего огня с безразличием ко всему духовному, желанием сытой, спокойной жизни. А после отказа любимой герой и вовсе потерял надежду обрести счастье, в нём угасли все благородные стремления, осталась только цель обогатиться. Но в чём же проявляется опасность того равнодушия, которое предпочёл герой?

Человек, который выбирает бездуховную, лишённую страстей и переживаний жизнь, обречён на несчастное существование, наполненное лишь эгоистичными интересами и пустыми заботами. Так произошло и с Ионычем: он обрюзг, разжирел, перестал ходить пешком, его желания сводились только к комфорту и материальной выгоде, а жизнь стала обыденной и наполненной мимолётными и эгоистичными радостями – рассматриванием «бумажек, добытых практикой». Даже после встречи с вернувшейся Екатериной Ивановной его равнодушие заглушило былую любовь. Он проигнорировал предложение девушки видеться, причиняя ей боль, но даже не заботясь об этом. Таким образом, мы видим, что равнодушие опасно прежде всего для самого равнодушного человека, потому что он перестаёт испытывать высокие чувства, становится бездуховным и неспособным понять других.

Помимо того что равнодушие лишает человека возможности счастливой одухотворённой жизни, оно заставляет его своими действиями причинять страдания окружающим и близким людям, что показано в произведении К. Г. Паустовского «Телеграмма». В нём главная героиня Анастасия Семёновна, живущая в Петербурге, три года не навещала свою старую маму, Катерину Петровну, оставшуюся в деревне. Девушка не хотела в полной мере понять всё одиночество матери, её тоску по дочери и любовь к ней, а также непреодолимое желание, возможно, в последний раз увидеть родного человека, являвшегося единственным утешением и радостью в жизни старушки. Анастасия Семёновна оставалась равнодушной к матери и даже не писала ей письма, причиняя тем самым Катерине Петровне сильную боль. Такое отношение привело к тому, что, откладывая поездку к матери из-за загруженности на работе, нежелания преодолевать трудный путь в деревню и проводить там скучные дни, героиня не успела проститься с матерью перед её смертью, не исполнила её последней просьбы, осталась виноватой перед самым родным и близким человеком. Так, из этого произведения становится понятно, что человек, который не умеет сочувствовать и сопереживать, причиняет боль дорогим людям, лишает их любви и заботы, не умеет быть благодарным и отзывчивым.

Подводя итог, хочется отметить, что равнодушие – очень плохая черта человека, которая толкает его на низкие поступки по отношению к себе и другим людям – в этом заключается его главная опасность.

ЧТО ТАКОЕ ИСТИННАЯ ХРАБРОСТЬ НА ВОЙНЕ?

Каждый человек понимает, что война – страшное явление, которое затрагивает практически всех жителей воюющих стран. Во время этого ложного периода многих охватывает страх. Кто-то поддаётся ему и становится трусом, предаёт своих из-за опасений за собственную жизнь. Но есть те, кто, несмотря ни на что, показывает силу характера, ведёт себя мужественно и отважно. Такие люди способны преодолевать страхи и рисковать собой ради достижения цели, спасения других. Я считаю, что это и есть истинная храбрость на войне. Примеры проявления этого качества можно найти в литературе.

В рассказе Л. Кассиля «Линия связи» говорится о связисте, поступившем очень храбро во время войны. Шёл ожесточённый бой, но командный пункт потерял связь с частью, которую окружал враг. Провод, протянутый накануне, оборвался, а нужно было срочно предупредить ту часть, а иначе – гибель людей. Для этого кто-то должен был отправиться чинить провод. И связист, который его и протягивал накануне, вызвался пойти, хотя знал, что это – верная смерть. Но именно этот поступок является примером проявления истинной храбрости на войне, ведь связист, преодолев страх и рискуя собой, пошёл в опасную зону спасать других. Пока герой полз по полю, его тяжело ранило снарядом, но, несмотря на боль, связист продолжил ползти. Найдя оба конца провода, он попытался их соединить, но тут героя обнаружили немцы. Чтобы во что бы то ни стало починить линию, связист зажал концы провода зубами, освободив тем самым руки для винтовки, а затем застрелил немцев. Связист восстановил связь и спас сотни людей. Бой был выигран. Человек погиб, но и после смерти стойко нёс службу – это был истинно храбрый поступок, можно сказать, героический. Только после боя нашедшие его бойцы увидели, какой ценой была восстановлена связь и спасена часть.

В качестве ещё одного примера можно привести случай из рассказа В. Некрасова «Вася Конаков». Главный герой – командир пятой роты. Участок его обороны был очень плохо защищён, отрезан от остального полка, а днём вовсе оставался без снабжения и связи. Рассказчик, полковой инженер, пришёл проверить роту Конакова и увидел, что там осталось только три человека: сам командир, связист и старшина, с которым Вася и отбивал все атаки. Это можно назвать истинной храбростью, ведь нужно мужество, чтобы, преодолев страх, вдвоём отбивать атаки численно превосходящего противника. Как потом рассказывал Конаков, он сам удивлялся, «откуда нервы взялись», ведь было очень страшно оставаться одному на передовой, пока старшина на кухню ходил. Потом, когда прислали подкрепление, стало легче. На примере героев этого рассказа мы видим, что такое настоящая, истинная храбрость на войне. Эти люди смогли продолжить сражаться и не сдаться немцам, несмотря на страх смерти.

Таким образом, истинная храбрость – это преодоление страха, победа над собой, способность рисковать жизнью ради других и не сдаваться, несмотря ни на что. Именно благодаря таким храбрым людям наша страна и победила в войне, ведь именно мужество, упорство и отвага являются залогом любой победы.

ВЕРНАЯ ЛЮБОВЬ ПОМОГАЕТ ПЕРЕНОСИТЬ ВСЕ ТЯГОТЫ.

Встретить человека, который любит тебя всем сердцем и готов пойти на многое ради этого, – настоящая удача, и этому есть много причин. Так, верная любовь, то есть искренние и преданные чувства людей друг к другу, дают человеку силы, чтобы с достоинством проходить жизненные испытания, не падать духом и не сдаваться. Подтверждение моим словам можно найти во многих произведениях художественной литературы.

Пример того, как верная любовь помогает человеку в трудных жизненных ситуациях показан в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Её главного героя Петра Андреевича Гринёва, благородного дворянина и офицера, разлучили с его возлюбленной Марией Мироновой ужасные обстоятельства. Белогорская крепость, в которой они находились, была захвачена самозванным царём Пугачёвым и его разбойниками, Гринёв уехал нести службу в Оренбурге, а Маша из-за болезни была вынуждена остаться, и новый комендант – Швабрин – стал вынуждать её выйти за него замуж. Сможет ли выдержать любовь Петра и Маши подобное испытание?

Гринёв, узнав о том, что Маша в беде, решил спасти её и без колебаний и страха отправился ей на помощь, и именно его верная любовь к девушке придавала ему сил, ободряла его. Пётр даже попросил заступничества у Пугачёва, своего врага, а тот, зная и уважая благородство Гринёва, позволил ему уехать вместе с Машей из крепости. Мы видим, что Гринёв, несмотря на смертельную опасность, остался преданным своим чувствам к героине: не бросил её на произвол судьбы, а всеми силами пытался её освободить. Именно верная любовь героев позволила им бороться за счастье друг с другом , казалось бы, в безвыходной ситуации, дала им шанс преодолеть трудности, сохранив при этом свою честь.

Ещё одним произведением, где показано значение верной любви в жизни человека, является «Из любви к искусству» О. Генри. Его главные герои, художник Джо и пианистка Дилия, сильно любили друг друга, поэтому, когда у них закончились сбережения и стало не на что жить, они пожертвовали своими занятиями искусством и устроились работать в прачечную. При этом каждый из них хотел, чтобы любимый продолжал заниматься своим делом, и из-за этого скрывал, что работает не по специальности. Так продолжалось до того момента, пока Дилия не обожгла руку утюгом, когда гладила бельё, и не смогла больше обманывать Джо, тогда герои признались друг другу. На данном примере мы видим, как люди ради своей любви готовы пожертвовать делом всей жизни. Именно их чувства друг к другу помогают им не унывать в трудной ситуации и радоваться жизни. Я искренне верю, что, пока Джо и Дилии удаётся сохранить свою верную любовь, им не страшно будет никакое горе.

Подводя итог, я хочу сказать, что в сложных ситуациях человеку необходимы любовь и поддержка близких, так как именно они помогают ему совершать достойные поступки, преодолевать несчастье.

rusrepet.ru

Темы итогового сочинения (6 декабря 2017)

Темы, по котрым выпускники писали итоговое сочинение 6 декабря 2017 года. Темы сочинений объявляются лишь в день испытания, за 15 минут до его начала. Для каждого часового пояса составляются отдельные комплекты тем (по одной из каждого тематического направления).

«Верность и измена»

101. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?

102. Как и почему становятся изменниками?

104. Кого можно назвать верным другом?

106. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

107. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?

108. Что значит быть верным долгу?

109. Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?

110. Можно ли изменить мечте?

111. Когда измену можно простить?

112. Какие причины могут привести человека к измене?

113. Могут ли быть оправдания у измены?

 

«Равнодушие и отзывчивость»

201. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?

202. Какого человека называют отзывчивым?

203. Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?

204. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?

205. Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?

206. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?

208. Равнодушие – вина человека или его беда?

209. Когда равнодушие бывает показным?

210. Чем опасно равнодушие?

211. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?

213. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?

 

«Цели и средства»

303. Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?

304. Какие цели в жизни можно считать главными?

305. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

306. Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?

307. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?

308. Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?

309. Что помогает людям достигать намеченных целей?

310. Какого человека называют целеустремленным?

311. Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?

312. Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?

313. В чём разница между целью и мечтой?

 

«Смелость и трусость»

401. Что помогает человеку стать смелым?

402. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?

403. Чем смелость отличается от безрассудства?

404. Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?

405. Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?

406. Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?

407. Почему человек может бояться высказать свою позицию?

409. Как связаны трусость и слабость?

411. Что помогает человеку преодолеть страх?

412. В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?

413. Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?

 

«Человек и общество»

502. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?

503. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?

504. Может ли один человек противостоять окружающему обществу?

505. Можно ли быть независимым от общественного мнения?

506. Может ли человек ставить себя выше общества?

507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

508. Бывает ли общественное мнение ошибочным?

510. Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?

511. Конфликт поколений как общественная проблема.

512. Что значит быть авторитетным человеком в обществе?

513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью?

moeobrazovanie.ru

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 года (для тренировки)

Сентябрь 3rd, 2017 risusan7

Какие темы будут на итоговом сочинении 2017-2018, выпускники узнают только за 15 минут до начала экзамена. Но не стоит паниковать! Вы можете потренироваться в написании сочинений, используя примерные темы от школы «САМАРУС».  Скачать тренировочные темы декабрьского сочинения 2017-2018 можно здесь.

«Верность и измена»

1. Как Вы считаете, важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам?
2. Согласны ли Вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима»?
3. « Для измены родине нужна чрезвычайная низость души» (Н. Г.Чернышевский)
4. Лучше красота верности или красота внешности?
5. Можно ли простить измену?

«Равнодушие и отзывчивость»
1. Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»?
2. Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком?
3. Согласны ли Вы с утверждением Н.С.Лескова: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру»?
4. Каким стал бы наш мир, если бы исчезли доброта и отзывчивость?
5. Что, на ваш взгляд, может быть хуже равнодушия?

«Цели и средства»
1. Как Вы понимаете мысль Б. Паскаля: «Прошлое и настоящее — наши средства: только будущее — наша цель»?
2. Бесцельное существование или невыполнимая цель?
3. Как найти цель своей жизни?
4. Согласны ли Вы с О. Хаксли, что «…средства определяют природу цели»?
5. «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят». Н. Н. Миклухо-Маклай

«Смелость и трусость»
1. Согласны ли Вы с утверждением А.В. Суворова: «Только трусы жестокосердны»?
2. Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?
3. Трусливый друг страшнее смелого врага?
4. Где смелость, там и победа.
5. Всегда говорить правду – смелость или глупость?

«Человек и общество».
1. Человек для общества или общество для человека?
2. Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
3. Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
4. «Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
5. Может ли один человек изменить общество?

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС» (при использовании материала, указывайте, пожалуйста, авторство).


Комментирование и размещение ссылок запрещено.

samarus-school.ru

Все темы итогового сочинения 6 декабря 2017 года

             «Верность и измена»

101. Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой? 

102. Как и почему становятся изменниками?

 104. Кого можно назвать верным другом?

 106. Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

 107. Когда о человеке можно сказать, что он верен себе? 

108. Что значит быть верным долгу?

 109. Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?

 110. Можно ли изменить мечте? 

111. Когда измену можно простить? 

112. Какие причины могут привести человека к измене? 113. Могут ли быть оправдания у измены?

 

«Равнодушие и отзывчивость» 

201. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?

 202. Какого человека называют отзывчивым?

 203. Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?

 204. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?

 205. Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?

 206. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие? 

208. Равнодушие – вина человека или его беда?

 209. Когда равнодушие бывает показным? 

210. Чем опасно равнодушие?

 211. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека? 213. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?

«Цели и средства»

303. Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?

 304. Какие цели в жизни можно считать главными?

 305. Возможно ли счастье, построенное на несчастье других? 

306. Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу? 

307. Чем руководствоваться в выборе жизненных целей? 

308. Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?

 309. Что помогает людям достигать намеченных целей?

 310. Какого человека называют целеустремленным?

311. Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?

 312. Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?

 313. В чём разница между целью и мечтой? 

«Смелость и трусость» 

401. Что помогает человеку стать смелым?

 402. Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?

 403. Чем смелость отличается от безрассудства?

 404. Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?

 405. Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?

 406. Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?

 407. Почему человек может бояться высказать свою позицию? 

409. Как связаны трусость и слабость?

 411. Что помогает человеку преодолеть страх?

 412. В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам? 413. Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?

«Человек и общество»

 502. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества? 

503. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?

 504. Может ли один человек противостоять окружающему обществу?

 505. Можно ли быть независимым от общественного мнения? 

506. Может ли человек ставить себя выше общества? 

507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

 508. Бывает ли общественное мнение ошибочным? 

510. Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?

 511. Конфликт поколений как общественная проблема.

 512. Что значит быть авторитетным человеком в обществе? 

513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью?

xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Объявлены направления тем декабрьского сочинения 2017

Объявлены направления тем итогового (декабрьского) сочинения. В этом году выпускники будут размышлять над следующими понятиями: верность и измена; равнодушие и отзывчивость; цели и средства; смелость и трусость; человек и общество. Пять книг, которые можно обсудить, готовясь к сочинению, называет известный московский учитель литературы Оксана Смирнова.

Неожиданные книги для итогового сочинения

Нравится нам или нет, но итоговое сочинение выпускникам писать придется. И что бы мы ни думали о пользе этого экзамена, в нем нужно опираться на прочитанные книги – уж кто как сможет…

Обычно мы с классом начинаем подготовку к сочинению с того, что ребята сами вспоминают, какие книги для какого из направлений годятся. Не сомневаюсь, что и на этот раз коллективный разум наскребет по сусекам достаточно программных произведений, чтобы без паники работать дальше.

Мне заранее жаль вузовских коллег, которые будут сотни раз читать про «Тараса Бульбу», «Уроки французского», «Сотникова», «Обелиск» и в лучшем случае – про «Капитанскую дочку» и «Войну и мир», в которых есть все.

Однако можно пойти и другим путем: обсудить на уроках несколько текстов, которые не изучались, хотя, с одной стороны, вполне вписываются в программу, с другой – могут пригодиться на сочинении, а с третьей – их интересно обсудить с ребятами. В произведениях, о которых пойдет речь, предложенные нам проблемы так связаны друг с другом, что можно найти аргументы для двух-трех (если не всех пяти) направлений.  Пишу о них не в той последовательности, в которой нам представлены направления тем, а в произвольном порядке.

№1 Е.Шварц «Дракон»

Очевидный плюс: можно читать кусками по ролям. Кот Машенька, «я чайник – заварите меня», Дракон в трех лицах – это ярко и (на первый взгляд) смешно. Понадобится, вероятно, два урока: первый – чтение и обсуждение начала пьесы (хорошо бы до смерти Дракона). Дома предложим дочитать и отметить в каждом действии по 2-3 самые яркие реплики. Второй урок пойдет уже на обсуждение проблематики.

1) Пьеса написана в 1942-44 гг. О чем она? О фашистской Германии или о нашей стране, где предательство, и страх, и власть Дракона настолько узнаваемы, что теперь только удивляешься, как Шварц рискнул такое написать – да еще добиваться постановки?

2) Ради чего (или кого) сражается с Драконом Ланцелот? Откуда у него такая смелость?

3) Как жители города относятся к жертвам Дракона? Что ими движет? Как бы вы назвали этих людей: добрыми? отзывчивыми? равнодушными? Откуда берется равнодушие и к чему оно приводит?

4) Кто из героев совершает рекордное число предательств? Почему Бургомистр и Генрих всегда остаются у власти? Как им это удается? Кто в этом виноват?

5) Чем эти герои оправдывают свои поступки? Какой цели на самом деле служат выбранные ими средства?

6) Объясните поступки Эльзы. Верна ли она своей любви? Почему Ланцелот прощает ей предательство?

7) И последнее. Взгляните на направления, по которым будут сформулированы темы сочинений. К каким из них имеет отношение проблематика «Дракона»?

№2  Д.Лондон «Ошибка Господа Бога» (из цикла «Смок и Малыш»)

У этого рассказа много плюсов. Во-первых, он довольно короткий, ровно на один урок; во-вторых, страшный и вообще остросюжетный (для слабочитающих ребят просто находка), в-третьих, его герои – обаятельные авантюристы, очередное воплощение вечных типов: благородного рыцаря и его простодушного спутника, своего рода Дон Кихот и Санчо Панса по-американски. К тому же это шанс кое-что узнать о золотой лихорадке на Юконе и о жизни за Полярным кругом. И, может быть, заинтересоваться, прочитать оба цикла рассказов о Смоке и Малыше («Смок Беллью», «Смок и Малыш»), а там, глядишь, и еще что-то почитать…

Напомню, в чем там дело. Некая «пророчица» приводит свою секту вегетарианцев на Юкон, пообещав сказочное обогащение. Они везут с собой горы консервов, становятся лагерем в темном ущелье, куда солнце и не заглядывает, бездельничают, ноют, ссорятся – и все поголовно заболевают цингой. Кроме одного человека, «завхоза» секты. От цинги спасает сырая картошка. Секта очень выгодно продала свой запас по дороге, но у завхоза явно что-то осталось, потому он и здоров. И хладнокровно смотрит, как в страшных мучениях умирают его товарищи. Этого человека интересует только золото. Смок и Малыш тоже авантюристы-золотоискатели. Но они не могут пройти мимо чужой беды. Цели и средства, равнодушие и отзывчивость, личность и общество – тут все как на ладони. Работу можно строить на сопоставлении всех со всеми: вегетарианцев и вольных искателей приключений, пророчицы и «завхоза», Смока и Малыша. Каждая антитеза высветит что-нибудь важное.

№3 М.Ю.Лермонтов «Беглец»

Существенный плюс – это стихотворение. Учитель может сам прочитать его в классе, да и текст достать нетрудно. Одного урока на него хватит, и еще время останется.  После знакомства с текстом я бы предложила всем письменно ответить на вопросы:

– Почему все отвергли беглеца?

– На чем основано такое единодушие всех ближних бедного Гаруна?

– Правильно ли они, на ваш взгляд, поступили? (Причем ответы могут быть самые разные, к этому надо быть готовым).

После того как класс отрефлексирует свое отношение к изображенной Лермонтовым ситуации, можно обсудить саму проблему:

– Какие требования предъявляет личности горское общество?

– Почему человека, уцелевшего в битве, считают трусом? (А кстати, как ему удалось уцелеть?)

– Ради каких целей здесь принято применять такие средства?

Потом мы можем обсудить, как относится к этой проблеме автор. И тут, конечно, выяснится, что, с одной стороны, Лермонтов ставит горскую доблесть в укор своему кругу и поколению. А с другой, Гарун все-таки романтический герой, гонимый, одинокий, всеми преданный… Но это уже не для сочинения.

№4 В.П.Астафьев «Гуси в полынье» (из цикла «Последний поклон»)

Этот рассказ с небольшими сокращениями тоже можно прочитать в классе и обсудить за один урок, что, как мы понимаем, может выручить нас в ситуации цейтнота. Напомню: в нем рассказано, как мальчишки с риском для жизни спасали гусей из полыньи на Енисее во время ледостава. Герой-рассказчик рисковал при этом больше всех. И есть двое взрослых, у которых диаметрально противоположный взгляд на эту авантюру. Бабушка Катерина, считающая ее, мягко говоря, безумием, и Мишка Коршуков, который и руководил всей операцией спасения.

Нам стоит обсудить, ради чего мальчишки пошли на такой риск и был ли он оправдан. Можно устроить прения: выступить от лица бабушки Катерины и Мишки Коршукова, обосновать их позиции. Или просто обсудить вопросы:

– Можно ли воспитать смелость без риска?

– Почему наше общество раньше (действие рассказа происходит за несколько лет до Великой Отечественной войны) не ограждало детей от таких авантюр хотя бы с помощью законов? Об этом просто никто не задумывался или таким образом принято было воспитывать в личности какие-то важные свойства?

– Что дало герою спасение гусей (которые все равно прожили недолго)? Как насчет равнодушия и отзывчивости?

№5 У. Шекспир «Гамлет»

Эта трагедия у нас всегда как бы присутствует в программе, но в несколько призрачном виде. Может быть, сочинение этого года – как раз наш шанс наконец прочитать ее и изучить? Или хотя бы фильм посмотреть – тот, Г. Козинцева, с Гамлетом – Смоктуновским? Ведь «Гамлет» – это пьеса и об измене, и о заговоре равнодушных, и о предательстве, которое исподволь отравляет все общество Датского королевства, и о множестве людей, которые считают, что целями (государственными, а еще больше – личными интересами) вполне можно оправдать средства, с помощью которых Клавдий захватил трон. А с другой стороны, она о человеке (личности) который вовсе не считал себя героем – скорее трусом, – но решился поднять оружие на море бед and by opposing end them (и, противостоя, покончить с ними). Но почему не сразу? И еще много разных почему, которые можно задать этой трагедии, забыв на время про наше сочинение…

Можно предложить классу прочитать (если мы раньше этого не делали) роман У. Голдинга «Повелитель мух» или «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери… А вообще-то мы с ребятами будем говорить о «Белой гвардии» Булгакова. В ней вся предложенная для сочинений  проблематика лежит в открытом доступе, прямо по списку тем. И обязательно прочитаем рассказ В. Набокова «Облако, озеро, башня» – о человеке и обществе. Тоталитарном.

Оксана Смирнова

slovesnik.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *