Темы на декабрьское сочинение по литературе 2018 – Темы итогового сочинения 2018-2019 / Блог :: Бингоскул

Содержание

Темы итогового сочинения 2018-2019 / Блог :: Бингоскул

  • Блог
  • Темы итогового сочинения 2018-2019

Список примерных тем итогового сочинения 2018-2019 по направлениям:

  • Мечта и реальность.
  • Добро и жестокость.
  • Месть и великодушие.
  • Искусство и ремесло.
  • Отцы и дети.

 

Мечта и реальность

  1. Что такое мечта?
  2. Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?
  3. Что общего между мечтой и реальностью?
  4. Чем отличается желание от мечты?
  5. Чем отличается мечта от цели?
  6. Почему люди предают мечту?
  7. Нужно ли быть верным своей мечте?
  8. Почему люди убегают от реальности?
  9. Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
  10. Все ли мечты должны сбываться?

 

продолжение списка тем

 

Доброта и жестокость

  1. Что такое доброта?
  2. Что такое жестокость?
  3. Почему люди бывают жестоки друг к другу?
  4. Чем доброта отличается от милосердия?
  5. Почему человек должен быть добрым?
  6. Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
  7. Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?
  8. Кого можно назвать добрым человеком?
  9. Кого можно назвать жестоким человеком?
  10. Уместна ли жестокость на войне?

 

продолжение списка тем

 

Месть и великодушие

  1. Что такое месть?
  2. Что такое великодушие?
  3. Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
  4. Что такое «кровная месть»?
  5. Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
  6. Можно ли отомстить врагу?
  7. Можно ли оправдать месть?
  8. Чем великодушие отличается от благородства?
  9. Чем великодушие отличается от доброты?
  10. Как убедить человека отказаться от мести?

 

продолжение списка тем

 

Искусство и ремесло

  1. Что такое настоящее искусство?
  2. Как отличить настоящее искусство от ремесла?
  3. Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
  4. Кого можно назвать истинным творцом?
  5. Почему люди путают искусство и ремесло?
  6. Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
  7. Что такое талант?
  8. Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
  9. Что можно считать подлинным искусством? 
  10. В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства? 

 

продолжение списка тем

 

Отцы и дети

  1. Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми? 
  2. Когда родителям стоит поучиться у своих детей? 
  3. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений? 
  4. Быть похожим на родителей — это достоинство или недостаток? 
  5. Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей? 
  6. Быть родителями — это счастье или обязанность? 
  7. Что такое «конфликт поколений»?
  8. Почему возникла проблема взаимоотношения «отцов и детей»?
  9. Как соотносятся жизненные цели «отцов и детей»?
  10. Почему молодое поколение зачастую  не принимает прежние взгляды?

 

продолжение списка тем


 

 Материалы для подготовки к итоговому сочинению:

bingoschool.ru

Темы итогового сочинения 2018-2019 года

Теперь мы все знаем новые направления итогового сочинения 2018-2019 года! Значит, самое время публиковать новые темы, которые будут повторяться по аналогии с прошлым годом. Готовься уже сейчас! Темы будем обновлять ежедневно, так что добавляй страницу в закладки и готовься вместе с нами.

Мечта и реальность

  1. Что такое мечта?
  2. Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?
  3. Что общего между мечтой и реальностью?
  4. Чем отличается желание от мечты?
  5. Чем отличается мечта от цели?
  6. Почему люди предают мечту?
  7. Нужно ли быть верным своей мечте?
  8. Почему люди убегают от реальности?
  9. Что такое «бегство от реальности»?
  10. Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
  11. Все ли мечты должны сбываться?

Доброта и жестокость

  1. Что такое доброта?
  2. Что такое жестокость?
  3. Почему люди бывают жестоки друг к другу?
  4. Чем доброта отличается от милосердия?
  5. Почему человек должен быть добрым?
  6. Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
  7. Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?
  8. Кого можно назвать добрым человеком?
  9. Кого можно назвать жестоким человеком?
  10. Уместна ли жестокость на войне?
  11. Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?

Отцы и дети

  1. В чем заключается конфликт между поколениями?
  2. Почему разные поколения не понимают друг друга?
  3. Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  4. Почему конфликт отцов и детей вечен?
  5. Почему отцы всегда поучают детей?
  6. Почему нужно уважать старших?
  7. К чему ведет конфликт отцов и детей?
  8. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  9. Что такое преемственность поколений?
  10. Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  11. Как помирить отцов и детей?

Месть и великодушие

  1. Что такое месть?
  2. Что такое великодушие?
  3. Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
  4. Что такое «кровная месть»?
  5. Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
  6. Можно ли отомстить врагу?
  7. Можно ли оправдать месть?
  8. Чем великодушие отличается от благородства?
  9. Чем великодушие отличается от доброты?
  10. Как убедить человека отказаться от мести?
  11. Как научить подрастающее поколение великодушию?

Искусство и ремесло

  1. Что такое настоящее искусство?
  2. Как отличить настоящее искусство от ремесла?
  3. Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
  4. Кого можно назвать истинным творцом?
  5. Почему люди путают искусство и ремесло?
  6. Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
  7. Что такое талант?
  8. Почему искусство называют вечным?
  9. Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
  10. Можно ли научиться искусству?
  11. Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Итоговое сочинение по литературе 2018: темы, направления ФИПИ

Для всех учеников 11-х классов первым испытанием 2018 года станет итоговое сочинение, написать которое будущим выпускникам предстоит уже в начале декабря. Ученикам обычных школ, гимназий и лицеев не стоит расслабляться, так как в этом году выпускное сочинение (изложение), или как его еще иногда называют, «декабрьское сочинение», точно не отменят, хотя и кардинальных изменений Минобрнауки не анонсирует.

Всем, кто в 2017-2018 году перешел в 11 класс, предлагаем узнать:

  1. Когда будет проводиться сочинение в 2017-2018 учебном году?
  2. В каком формате проходит испытание?
  3. Как оценивается сочинение выпускника?
  4. Какими будут темы сочинений в 2018 году?
  5. Как подготовится к написанию сочинения?

Даты итогового сочинения 2018 года

Выпускникам 2017-2018 года будут предоставлены три попытки, что бы раскрыть предложенные темы и успешно написать сочинение по литературе:

  1. 6 декабря 2017 года – основной день, отведенный для написания выпускного сочинения во всех школах РФ.
  2. 7 февраля 2018 года – первая пересдача для тех, кто получит «незачет» во время первой декабрьской попытки или по каким-либо причинам не сможет принять участие в основном туре испытания.
  3. 16 мая 2018 года – резервная дата, отведенная для последней третьей попытки.

Важно! Ученики, не сдавшие итоговое сочинение, не будут допущены к ГИА и ЕГЭ, а соответственно, рискуют не получить долгожданный документ об образовании и лишиться права продолжить обучение в ВУЗе.

Для абитуриентов, которые выберут для себя филологическое направление, сочинение будет играть не только роль пропуска к ЕГЭ. Его можно подать при поступлении, получив дополнительные баллы и повысив свои шансы на бюджетное место в хорошем ВУЗе.

Хотя, бояться нечего, ведь статистика говорит о том, что в 2017 году 95% выпускников справились с задачей с первой попытки.

Формат итогового сочинения

В 2018 году будущие выпускники будут писать декабрьское сочинение-изложение в своей школе, как это происходит уже на протяжении нескольких лет. В назначенный день учеников 11 класса рассадят в заранее подготовленных классах, а за 15 минут до начала испытания огласят темы сочинений по литературе, которые в 2017-2018 учебном году будут отличаться для регионов, расположенных в разных часовых поясах.

На выполнение работы отводится 4 часа, что, по мнению самих учеников, вполне достаточно для того, что бы написать необходимые 250 слов, поразмыслив над заданной темой.

Обратите внимание, что порог в 250 слов – это необходимый минимум. В реальности же хорошее сочинение в среднем должно содержать 300-350 слов. К тому же, практикуясь на этапе подготовки, лучше ориентироваться на завершение работы за 3 часа 30 минут или 3 часа 40 минут.

Для детей, имеющих право на организацию особых условий для сдачи первого выпускного испытания, сочинение может быть проведено на дому, либо в более легком формате изложения. Но, данное право предоставляется исключительно на основании документального подтверждения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Результат сочинения («зачет» или «незачет») будет оглашен ближе к концу календарного года.

Критерии оценки итогового сочинения в 2018 году

Как и в предыдущем сезоне, в этом году оценивать работы учеников будут учителя школы, совместно с экспертами. Проверяя важное для выпускников 2018 года итоговое сочинение и принимая решение, педагоги будут учитывать такие направления и критерии:

КритерийЧто проверяют?За что поставят «незачет»?
1Соответствие темеПроверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему.Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания.

Автоматически будет «незачет» по работе в целом!

2АргументацияПроверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации  своей позиции.Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик.

Автоматически будет «незачет» по работе в целом!

3КомпозицияПроверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами.В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений.
4Качество речиПроверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком.Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов.
5ГрамотностьПроверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок.Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения.

Как видите, критерии не излишне жесткие. Для успешного преодоления первого испытания достаточно получить «зачет» по первым двум критериям. А это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения будут соответствовать теме и будут подкреплены литературным материалом.

Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.

Именно поэтому самым актуальным вопросом для 11-тиклассников 2017-2018 года будет, какие темы могут предложить в этот раз для итогового сочинения.

Темы декабрьского сочинения в 2017-2018 году

Узнать точные темы сочинения заблаговременно невозможно, ведь они держатся в строгом секрете и разглашаются за 15 минут до начала экзамена.  Но, для более эффективной подготовки, ученикам предложены направления, в рамках одного из которых и будет выбрана тема, по которой им предстоит писать итоговое сочинение в 2017-2018 году:

  1. «Смелость и трусость»
  2. «Равнодушие и отзывчивость»
  3. «Человек и общество»
  4. «Цели и средства»
  5. «Верность и измена»

Для каждого из приведенных направлений есть определенный список произведений, одобренный в ФИПИ, в которых раскрывается важная проблема и присутствует необходимая для написания сочинения информация.

Подготовка к итоговому сочинению

Хотя до первого испытания осталось не так много времени, качественно подготовиться к сочинению более чем реально. Для этого необходимо:

  1. Прочесть рекомендованные произведения.
  2. Провести анализ и выписать в отдельную тетрадь важные отрывки, события, имена, портреты и мысли героев, которые могут быть применены для сочинения в рамках одного из приведенных выше тематических блоков.
  3. Практиковаться в написании сочинений.

В сети не сложно найти темы, которые были предложены ученикам в 2016 и 2017 годах. Это будет хорошей практикой. Но, не стоит заблуждаться. Повторение ранее использованных тем в этом году маловероятно. Поэтому полезным также будет разработка блочной системы тез и аргументов, согласно которой ученик создает для себя базу для рассуждения на одну из глобальных тем.

Структура сочинения

Продумайте структуру сочинения для каждого из блоков. Она должна содержать такие пункты:

1ВступлениеОколо 100 слов, 70 из которых – вступление. А 30 – подводка к основной части.
2Основная частьГлавный тезис и его аргументация с опорой на литературные произведения
2-й тезис и аргументация
3-й тезис и аргументация
3ЗаключениеПримерно 60-70 слов. Блок стоит начинать с итоговых конструкций «Подводя итог…», «Рассуждая, я прихожу к выводу…» и др.

Опираясь на литературный материал, действуйте по схеме:

  1. Укажите автора и полное название произведения.
  2. Опишите очень кратко ситуацию, которая, по вашему мнению, соответствует тезису (не надо пересказывать текст).
  3. Дайте свою оценку и приведите мнение автора.
  4. Подведите промежуточный итог.

Помните, что переход от одного произведения к другому должен быть плавным, а потому желательно продумать небольшие вводные предложения, благодаря которым текст не будет выглядеть рваным.

Советы педагогов

Опытные учителя, выпускники которых каждый год успешно сдают не только сочинение, но и ЕГЭ по литературе, рекомендуют:

  1. Читайте не только произведения в оригинале, но и критику. Это даст необходимую базу мыслей и аргументов, которыми можно будет оперировать при написании.
  2. Обрабатывая разные блоки, чередуйте их, не зацикливаясь на одном направлении.
  3. Не спешите писать сочинение сразу после прочтения произведения, дайте себе время на осмысление прочитанного.
  4. Всегда начинайте написание сочинения с плана, это сэкономит время и не даст забыть о важных нюансах.
  5. Старайтесь избегать конструкций, выражающих неуверенную позицию, таких как «мне кажется», а также выдерживайте эмоциональный баланс, не перегружая сочинение.

Секрет успеха прост – и он в практике! Пишите сочинения, анализируйте свою работу и вносите коррективы, добиваясь максимально высокого результата.

Читайте также:

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

2018god.net

тематические направления, рекомендации и критерии

5 декабря 2018 года будет проведено итоговое сочинение для выпускников 11-х классов. Данное сочинение будет оцениваться по системе зачёт/незачёт. Для допуска к ЕГЭ нужно получить зачёт. При получении незачёта будет ещё две попытки в первые среды февраля и мая (6 февраля и 8 мая).

Темы итогового сочинения будут в рамках пяти направлений. Участнику необходимо будет выбрать одну тему из любого из пяти направлений:


1. «ОТЦЫ И ДЕТИ».
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. «МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ».
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. «МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ».
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. «ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО».
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. «ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ».
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

При подготовке к сочинению полезно знать следующее:
● Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт».
Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт. Максимальное количество слов не устанавливается.
● Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который выдадут в аудитории.
● Для каждого из 11-и часовых поясов будут разные темы.
● Итоговое сочинение может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ.
● Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru).
● Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.
● Сочинение должно быть проверено в течение семи календарных дней.

Сочинение проверяется по следующим критериям:
КРИТЕРИЙ №1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
КРИТЕРИЙ №5 «ГРАМОТНОСТЬ»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Итоговое сочинение оценивается зачётом, если:
● Получен «зачёт» по Критерию №1.
● Получен «зачёт» по Критерию №2.
● Получен «зачёт» по одному из Критериев №3-5.
● В сочинении не менее 250 слов.
● Сочинение не списано.

Некоторые вузы дополнительно дают до 10 баллов за данное сочинение. В таком случае критерии будут следующими:

xn--80aff1fya.xn--p1ai

Темы итогового сочинения 2018-2019 года: литература к темам


5 декабря 2018 года выпускники 11-х классов будут писать итоговое сочинение. Декабрьское сочинение будет оцениваться по системе зачёт / незачёт. Для допуска к ЕГЭ 2019 нужно получить зачёт. При получении незачёта будет ещё две попытки 6 февраля и 8 мая. Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год:
  1. Отцы и дети
  2. Мечта и реальность
  3. Месть и великодушие
  4. Искусство и ремесло
  5. Доброта и жестокость
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Литература к теме:

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба» И. С. Тургенев «Отцы и дети» М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство» В.Г. Короленко «В дурном обществе», А. Фадеев «Молодая гвардия» (лирическое отступление о матери) Б. Васильев «Завтра была война» А.А. Алексин «Первый день», «Поздний ребенок», «А тем временем где-то…», «Говорит седьмой этаж», «Безумная Евдокия», «Раздел имущества», «Шаги» В. Тендряков «Расплата», В.Высоцкий «Баллада о времени» С. Георгиев «Ошейник» Н.И. Дубов «На краю земли» Б.Екимов «Говори, мама, говори…», «Мальчик на велосипеде», «Ночь исцеления», «Пара осенней обуви» В.Железников «Ночной ветер» А. Иванов «Географ глобус пропил» Е.А. Пермяк «Мама и мы» А. Платонов «Возвращение» П.С. Санаев «Похороните меня за плинтусом» К.Г. Шахназаров «Курьер» В. Шекспир «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир»
2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Литература к теме:

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Разговор книгопродавца с поэтом» Н. В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Л.Н. Толстой «Война и мир» А.П.Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч» С.Соловейчик «Педагогика для всех» В.А.Тузлуков «Сказка о мечте» С.Георгиев «Ошейник» Н.И. Дубов «На краю земли» Б.Екимов «Белая дорога» В.К. Железников «Космонавт», «Вожак» Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» М. Сервантес «Дон Кихот»
3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Литература к теме: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» «Дубровский», «Евгений Онегин» Л.Н. Толстой «Война и мир» В.В. Быков «Сотников», «Журавлиный крик»; Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…», «Не стреляйте в белых лебедей» В.П. Аксёнов «Московская сага» В.А. Солоухин «Мститель» А. Дюма «Граф Монте Кристо» В.Гюго  «Человек, который смеялся» Дж. Толкин «Властелин колец» 4. Искусство и ремесло Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Литература к теме: А. С. Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом», «Моцарт и Сальери» Н. В. Гоголь «Портрет», «Невский проспект» И.С. Тургенев «Певцы» Л. Н. Толстой «Война и мир», «Альберт» В. Вересаев «Состязание» Г. Успенский «Выпрямила» А. П.Чехов «Чайка», «Дом с мезонином», «Скрипка Ротшильда» В. Короленко «Слепой музыкант» В.П. Астафьев «Гимн жизни», «Домский собор», «Далекая и близкая сказка»,  «Последний поклон» А.А. Ахматова «Когда б вы знали, из какого сора…» Ю.В. Бондарев «О формулах и красоте» Д. Гранин «Картина» Ю.О. Домбровский «Хранитель древностей» В.К. Железников «Мальчик с красками» М.Л. Москвина «Моя собака любит джаз» Е.И. Носов «Шопен, соната номер два» К.Г. Паустовский «Золотая роза», «Медные доски», «Скрипучие половицы», «Струна», «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар» В.Тендряков «Свидание с Нефертити» Т. Толстая «Кино» Ф. Бегбедер «99 франков»
5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Литература к теме: А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Моцарт и Сальери» Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» И. С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Мужик Марей» А.Н.Островский «Гроза»
А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала», «Сила детства» А. Ахматова «Реквием» А. И. Солженицын «Матренин двор» А. Платонов «Юшка» А. Алексин «Безумная Евдокия» В.Астафьев «Людочка», «На закате дня» Б.Л. Васильев «Летят мои кони» С.А. Воронин «Неряха», «Стук в полночь» С.Г. Георгиев «Собаки не ошибаются» Д. Гранин «О милосердии» / «Потерянное милосердие» А. Дементьев «Пока мы боль чужую чувствуем» Б.Екимов «Ночь исцеления» В. Ерофеев «Галоши» В.К. Железников «Чучело», «Чучело-2», «Мальчик с красками», «Первое письмо» И.А. Ильин «Путь к очевидности», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» Ф.Искандер «Милосердие» А.А. Лиханов «Солнечное затмение», «Голгофа», «Мой генерал» Е.А. Пермяк «Белая ворона»

А.Платонов «Юшка»

В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки» Л.Улицкая «Истории про зверей и людей», «Бумажная победа» Э.Шим «Ребята с нашего двора» Ю.Я. Яковлев «Черника», «Цветок хлеба», «Мальчик с коньками», «Урс и Кэт», «Театральный двор», «Он убил мою собаку», «Сердце земли», «Игра в красавицу» В. Тендряков «Ночь после выпуска» В. Гюго «Отверженные», «Человек, который смеялся» Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
Р.Брэдбери «Карлик», «Всё лето в один день» В каждом направлении встречается Л.Н. Толстой «Война и мир». Так что если хорошо прочитать, осмыслить роман с учетом направлений тем, почитать дополнительную литературу, можно писать сочинение по любой теме. Приходите в библиотеки за книгами!

Успехов!

vokrugknig.blogspot.com

Все направления итогового сочинения 2018 года, разбор. » Рустьюторс

Итоговое сочинение по литературе 2018, направления. Разбор всех направлений, примерные темы, списки литературы.

Итак, появились новые темы итогового сочинения 2018.
Определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на текущий учебный год.

 
 
 

«Верность и измена»

«Равнодушие и отзывчивость»

«Цели и средства»

«Смелость и трусость»

«Человек и общество»
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ» 

1. «Верность и измена». 
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте. 

2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). 
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности. 

3. «Цели и средства» 
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. 
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали. 


4. «Смелость и трусость» 
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. 
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. 

5. «Человек и общество» 
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

*Следите за обновлениями страницы, совсем скоро появятся примеры итоговых сочинений.

Итоговое сочинение в выпускных классах проводится с 2014 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государст

rustutors.ru

Итоговое сочинение 11 класс 2019 » Рустьюторс

   Итоговое сочинение по литературе (11 класс) 2018- 2019. Направления итогового сочинения. Разбор. Примерные темы итогового сочинения по всем направлениям. Список литературы к каждому направлению. Аргументы к каждому направлению. Примеры сочинений. Цитаты. 

 На сайте вы можете ознакомиться с описанием и подробным разбором направлений, цитатами, пословицами и поговорками, списками литературы и аргументами. Чтобы подготовиться к «декабрьскому сочинению» и получить допуск к ЕГЭ, мы рекомендуем изучить следующие разделы: 
ОТЦЫ И ДЕТИ                 
МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ           
МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ   
ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО       
ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ   

АРГУМЕНТЫ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ 
ПРИМЕРЫ ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ 

КАК ПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2019: 
Рекомендации о том, как правильно писать вступление, заключение и аргументы, типичные ошибки при написании и как их избежать. 
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 
ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 
ВСТУПЛЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
АРГУМЕНТЫ  
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ 

 

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»   
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире

rustutors.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *