Сочинение в форме егэ план – —

План сочинения ЕГЭ | Сочинения на все темы

Для того чтобы написать сочинение ЕГЭ на высокие баллы, нам необходимо знать, по каким правилам и требованиям это сочинение должно быть написано. Только в этом случае оно может быть хорошо написано. В данной статье я попытаюсь подробно разобрать план сочинения и его особенности. Итак, сочинение должно состоять из трёх основных частей. Это:

  •   Введение
  •   Основная проблема, затронутая в тексте
  •   Комментарий к затронутой проблеме
  •   Авторская позиция
  •   Ваша точка зрения
  •   Заключение

Давайте подробнее разберём каждый пункт.

1)Введение.

Во первых, здесь мы должны пригласить читателя к разговору. Например:
«( Какова роль литературы в жизни общества?) Эта проблема является главной в тексте … (Ф.И.автора)». Во вторых, вступление должно быть кратким. Постарайтесь объяснить, о чём текст, и сразу раскрыть ситуацию, которая подводит к формулировке избранной проблемы. Затем чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении, ведь в тексте проблем может быть несколько. Сформулировать проблему можно в виде вопроса. Ни в коем случае не путайте понятия «тема» и «проблема». Должно прозвучать именно слово «проблема»!

Максимальный бал: 1

 

 

2)Основная проблема.

Достаточно одной раскрытой проблемы. Но в этом случае вы должны постараться по максимуму раскрыть проблему. К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.

Максимальный бал: 1

3)Комментарий к затронутой проблеме.

Это по сути объяснение того, как избранная проблема раскрыта автором текста. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.

Максимальный бал: 2

 

4)Авторская позиция.

Эта часть предполагает раскрытие позиции автора на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему?

Максимальный бал: 1

5)Ваша точка зрения.

Следующий этап, на мой взгляд самый важный – отражение вашей позиции. Она может как совпадать с позицией автора, так и отличаться. Но вы должны помнить, что необходимо как минимум привести 2 аргумента. (по 1 баллу за каждый, но не больше 2 баллов всего). Если вы приводите в качестве доказательства тот же аргумент, что и сам автор, он не засчитывается. Где искать аргументацию?

А) личный жизненный опыт (ну придумайте что-нибудь, что происходило с вами/друзьями/родственниками/соседями, подтверждающее вашу мысль.
Б) знания (вы в школе учили историю/биологию/физику/обществознание и т.д. – вот и вспоминайте научные факты, способные подтвердить вашу точку зрения).
В) читательский опыт (литература вообще, и русская в частности, богата на самые разнообразные жизненные ситуации и характеры)

Максимальный бал: 3

6)Заключение.

Заключение так же как и введение должно быть кратким, но в то же время содержать твоё мнение. Надо подвести итог. Написать, какое впечатление произвело на тебя это сочинение. заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема).

Также вы должны постараться сохранить в вашем сочинении смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.

 


Автор статьи: Шакиров Булат.


Дата добавления: 07:04:16

sochineniena5.ru

примеры, план, структура и шаблон эссе с комментариями

ЕГЭ по русскому языку завершается сочинением. Если правильно выполнить это несложное задание, можно не волноваться о том, что вы набрали мало баллов за экзамен. Но для того, чтобы безупречно справиться с этим испытанием, необходимо знать и соблюдать несколько правил. Из статьи вы узнаете, как писать сочинение ЕГЭ так, чтобы

итоговый балл был высоким.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Какими бывают сочинения

Наиболее распространенные виды сочинений по литературе – это сочинение-рассуждение, которое отличается от эссе строгой структурой, и сочинение-описание. Более удачно будет выглядеть работы, в которых объединены элементы описания и рассуждения.

Например, рассуждение следует применить в раскрытии проблемы, комментарии, аргументации и заключении. А описание можно применить в аргументации для того, чтобы более точно описать схожесть ситуаций в данном и приведенном текстах. Все виды сочинений по разному подходят к освещению темы.

Пишем эссе

Как написать сочинение в этом жанре, знают далеко не все выпускники. Эссе – это сочинение в свободной форме, как правило, небольшого объема.

Главная задача, стоящая перед автором, который решил писать эссе по русскому языку, – как можно четче и ярче раскрыть свои мысли и чувства по данной теме.

Структура сочинения в жанре эссе нестрогая – вы сами решаете, с чего будет начинаться ваше сочинение, что будет его кульминацией и как оно завершится. Как составить композицию сочинения, завист от индивидуальности автора.

Эссе предполагает, что автор будет раскрывать свое восприятие мира, творческие способности. Для этого человек должен уметь хорошо излагать свои мысли на письме.

Чтобы эссе было полноценным, нужно придерживаться простого плана:

  • Тезисное изложение мыслей.
  • Тезисы должны быть подкреплены аргументами, фактами и доказательствами.

Сочиняем, рассуждая

Для того чтобы грамотно написать сочинение рассуждение, следует придерживаться правил:

  • Тезис. Сформулируйте проблему, мысль, которую хотите доказать.
  • Аргументация. Используйте различные ситуации из литературы, кино, истории, жизни для того, чтобы подтвердить свои слова.
  • Вывод. Этот пункт является следствием из вашего тезиса, но в более широком понятии. Здесь можно описать рекомендации, прогнозы, последствия.

Все пойдет по плану

План сочинения ЕГЭ поможет правильно расставить смысловые акценты в тексте и выстроить четкую структуру. Придерживайтесь следующей схемы:

  • Введение (раскрытие проблемы, ваше понимание проблемы, актуальность, ваше согласие или несогласие с автором, комментарий к проблеме).
  • Аргументация (всего в сочинении должно быть не менее двух аргументов. В идеале оба примера должны быть из русских классических литературных произведений, но допускается взять один пример из жизни, кино, истории и т.д.).
  • Заключение (в этом пункте необходимо подвести итог, сделать вывод в подтверждение своих аргументов, выразить свое согласие или не согласие с автором).

Внимание! Вы можете взять в аргументацию более двух примеров из зарубежной литературы, но ни в коем случае не используйте в качестве источников народные сказки.

Готовые шаблоны

Для того чтобы написать введение, можно взять за основу шаблон:

  • Я думаю, автор хочет рассказать читателям о проблеме…
  • Мне кажется, главная мысль этого текста заключается в…
  • По моему мнению, писатель нам демонстрирует проблему…

Для написания аргументации:

  • В качестве примера можно привести произведение (название, автор).
  • Для того чтобы подтвердить мои слова, обратимся к примерам из литературы. Наиболее ярко эту проблему иллюстрирует произведение (автор, название).
  • Эта проблема всегда была актуальной, она волновала умы многих писателей, например, (автор) в своем произведении (название) полностью раскрывает эту проблему.

Для заключения можно использовать такие речевые клише:

  • В заключение я хочу сказать, что…
  • Невозможно не согласиться с автором данного текста, ведь…
  • Я считаю, что эта тема была, есть и будет актуальна, так как…

Комментарий к проблеме

Перед тем как писать комментарий к проблеме, следует

определить ваше собственное отношение к затрагиваемой теме (эта проблема актуальна, жизненна, распространена и т.д.).

Например: Я считаю, что проблема жертвенной любви очень актуальна и трагична.

Следует выразить ваше согласие или несогласие с автором (Я считаю, что автор прав, ошибается и т.д.). Например: невозможно не согласиться с автором в том, что следует помогать более слабым, нуждающимся людям, если у нас есть возможность.

Также можно написать, с помощью каких средств автор сумел так точно и детально описать и раскрыть проблему.

Важно! Для того чтобы избежать чрезмерного цитирования в комментарии, можно написать лишь номера предложений, где более четко описана проблема.

Пишем вывод

Структура сочинения подразумевает в конце наличие вывода, в котором подводится логический итог повествованию. В написании вывода

важно учесть вашу позицию по данной проблеме. Также стоит объединить вышесказанное (комментарий на основе данного текста и вашу аргументацию), чтобы сделать обобщение на этой основе.

В выводе вы должны дать ответы на вопросы:

  • Зачем автор текста заостряет внимание на данной теме?
  • Какие последствия могут возникнуть, если не прекратить развитие проблемы?
  • Что можно сделать, чтобы предотвратить развитие проблемы?
  • Призыв к действию или, наоборот, противодействию.

Раскрываем проблему

Для сочинений ЕГЭ по русскому языку, как правило, подбираются проблемы, которые связаны с общественной жизнью. Наиболее часто встречаются темы, связанные с исторической памятью, любовью и верностью Родине, спором поколений, личными качествами человека (верность, сопереживание, доброта, честность и т.д.). Нередки и глобальные проблемы

: война, голод, экологическая обстановка и т.д.

Внимание! Если вы столкнулись с термином, определение которого не можете четко сформулировать, то постарайтесь ответить на два вопроса: что это и какое оно? (подобрать словосочетание, которое наиболее точно описывает его). Например: любовь — это (какое?) глубокое (что?) чувство привязанности; верность – это (что?) постоянство (в чем?) в своих убеждениях, взглядах.

Чтобы раскрыть проблему, необходимо дать определение термину, который является его основой, и подумать, для чего автор рассказывает об этом читателям.

Учимся на примерах

Удачные примеры сочинений найти несложно, их изучение поможет понять принцип построения логичного и аргументированного текста.

«Автор данного текста хочет продемонстрировать читателям проблему безразличия к другим людям.

Мы видим здесь слабую пожилую женщину, которая нуждается в помощи. Б.П. Екимов так точно и реалистично описывает состояние тётки Вари, что нам становится её жалко.

И как же радуется душа, когда мы видим, что есть еще на свете неравнодушные люди, которые готовы помочь просто так, бескорыстно.»

«Я думаю, что проблема, затронутая автором этого текста, всегда была, есть и будет актуальной. И невозможно не согласится с писателем в том, что совершая добрые поступки, человек расцветает в душе, он духовно обогащается и ему становится легче жить. Ведь так радостно видеть счастливые и благодарные глаза тех, кому ты оказал помощь.»

«Многие писатели освещали тему безразличия в своих произведениях. Одной из ярких иллюстраций этой проблемы является «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Тут перед читателем всплывают образы зажиточной старушки-процентщицы и Родиона Раскольникова, бедного студента, который нуждается в деньгах. Пожилой даме было безразлично тяжелое материальное положение студента, загнала его в безвыходную ситуацию, за что она и поплатилась, толкнув юношу на преступление.»

«Но внимание писателей привлекали не только безразличие и равнодушие, но и обратная сторона этого явлений – взаимопонимание и отзывчивость. Многие произведения, раскрывающие эту тематику, посвящены военным событиям. К примеру, «Василий Тёркин» Твардовского. Здесь читатели видят образ солдата по имени Василий Тёркин. Он старается всячески подбодрить своих товарищей, морально поддержать их. Именно главный герой вселяет надежду в душе однополчан, ведь в тяжелые военные годы так важно верить в победу.»

«В заключение я хочу сказать, что нужно обращать внимание не только на себя и собственное благополучие. Если бы каждый из нас был чуточку внимательнее и добрее к окружающим, если бы мы помогали друг другу, то мир бы стал намного лучше. И совсем неважно, в чем заключается помощь: в моральной поддержке, или же в куске хлеба, в добром слове или же в чем-то другом… Главное – всегда и везде оставаться людьми

Как писать сочинение ЕГЭ? Структура

 

Написание сочинения в ЕГЭ по русскому языку: советы и трудности

Заключение

Для того, чтобы написать хорошее эссе, следует придерживаться правил. План сочинения ЕГЭ должен быть простым и помогать в раскрытии темы. Также стоит позаботиться об аргументации: продумайте, какие произведения вы возьмете. Например «Тихий Дон» Шолохова можно использовать в таких темах: дом, семья, любовь, спор поколений, патриотизм, измена себе, семье, Родине, любимому человеку.

uchim.guru

план сочинения. Как написать сочинение

Обучение в школе – это очень интересно и увлекательно. Конечно, на пути школьников встречается очень много препятствий, таких как написание творческих работ, экзамены, диктанты и так далее. Больше всего школьники боятся написания сочинения ЕГЭ. План сочинения мы обязательно предоставим по каждому предмету (литература, русский язык, обществознание).

У каждого предмета свои требования к творческим работам и свои системы и критерии выставления баллов. Мы вас научим писать идеальные работы по ЕГЭ. План сочинения – это самое важное при написании. На этом пункте мы остановимся как можно конкретней. Также научим правильно писать сочинения по прочитанному произведению, которые встречаются практически на всем пути школьного образования.

Сочинение

Для начала хочется сказать несколько слов о главной теме нашей статьи. Зачем нас учат писать сочинения? Казалось бы, где эти знания нам могут пригодиться? Везде, школьное образование и нужно для получения основных базовых знаний для формирования личности, выпускник должен точно знать свои цели, чем он хочет заниматься дальше. Но ни одна уважающая себя организация не возьмет безграмотного человека в свой штат. Перед трудоустройством нам нужно обязательно написать резюме и пройти собеседование. Для этого нужно уметь кратко и лаконично излагать свои мысли, чему и учит нас написание сочинения.

Если литературу и обществознание можно не сдавать в виде государственного экзамена (эти предметы идут по выбору обучающихся), то обязателен при сдаче ЕГЭ русский язык. Сочинение, примеры и возможные аргументы мы приведем позже. Сначала разберем алгоритм написания сочинения по произведению. Предлагаем приступить прямо сейчас.

План сочинения по произведению

После прочтения произведения преподаватель предлагает написать творческую работу, в которой вы выражаете свое отношение к тому или иному случаю, герою, автору. Мы предоставим вам план, который поможет вам и значительно облегчит работу.

Конечно, любое сочинение начинается со вступления, далее идет основная часть и заключение. С первым и последним пунктом относительно понятно, но что писать в основной части?

Если написание сочинения – это не ваше любимое занятие, то не стоит ограничиваться планом в голове, набросайте его на черновике, делайте необходимые заметки. Этот план примерно будет выглядеть так:

  1. Вступление.
  2. Собственное мнение, впечатления от прочитанного текста.
  3. Выделить основную мысль, тему, что нам хотел донести автор.
  4. Как автор добился поставленной цели.
  5. В последнюю очередь говорят о своем видении, анализе.
  6. Заключение.

Пользуясь этим планом, можно без особого труда написать качественное сочинение, которое получит довольно высокий балл. Все должно быть связно и последовательно. Обязательно проверяйте орфографию, пунктуацию и стилистику.

ЕГЭ

В таких предметах, как обществознание, литература и русский язык, обойти творческую работу никак нельзя, если вы рассчитываете на высокий балл. Именно поэтому нужно разработать на ЕГЭ план сочинения. При этом план должен быть универсальным, то есть подходить абсолютно под любую тематику.

Важно запомнить, что на ЕГЭ план сочинения должен включать три основные части: вступление, основная часть и заключение. Сочинение не должно походить на отдельные несвязанные куски, даже если это будут отрывки с довольно глубоким смыслом. Нужно научиться связывать все части между собой. Если вступление и заключение рекомендуют делать короткими (то есть один абзац), то основную часть лучше разделить на несколько подпунктов.

Как мы уже говорили, у всех предметов разные системы оценивания работы, поэтому нужно рассматривать их отдельно. Многие ученики даже разрабатывают небольшой шаблон, заучивают его и пользуются во время экзамена. Так остается вставить в нужных местах цитаты из текста, аргументы на предложенную тему и пару своих мыслей, которые касаются предложенной проблемы. Давайте рассмотрим сочинения по разным предметам отдельно, начнем с литературы.

Литература

Рассмотрим план сочинения ЕГЭ по литературе, что должно быть в каждой из этих частей:

  • Вступление. Начать сочинение можно с интересной цитаты, которая фигурирует в произведении, с риторического вопроса, только они напрямую должны быть связаны с главной проблемой. В этой же части мы ее и обозначаем. Для того чтобы сделать свое сочинение более интересным, можно вставить во вступление интересные факты о создании произведения или биографию автора.
  • Основная часть является наиболее содержательной и трудоемкой. Мы раскрываем основную тему, подкрепляя цитатами из текста, выражаем свое мнение, подтверждаем аргументами из литературы.
  • Заключение. В этой части необходимо сделать логический вывод. Чем-то первая и третья части сильно схожи, только во вступлении вы задаете вопрос, а в заключении делаете утверждение, подводите итог.

Русский язык

Теперь переходим к вопросам, касаемых ЕГЭ (русский язык). Сочинение, примеры частей которого мы приведем в этой главе, можно смело использовать на экзамене.

План:

  1. Вступление и определение основной проблемы.
  2. Отношение автора к проблеме.
  3. Свое мнение и аргументация.
  4. Заключение (не более 3-4 предложений).

Теперь приведем выдержки из сочинений по каждому пункту:

  1. Каждый человек имеет заветную мечту и на протяжении всей своей жизни стремится ее осуществить любой ценой. Автор в предложенном тексте акцентировал внимание на проблеме трудолюбия.
  2. В самом начале (с 1-го по 3-е предложение) автор ссылается на известнейших писателей, указывающих на важность данной проблемы (здесь можно вставлять цитаты). Русский язык является «великим и несокрушимым» — такова позиция автора.
  3. Я полностью согласен с позицией писателя, ведь только на бескорыстии держится наш мир. Проблема бессердечия встречается нам во многих произведениях. Хорошим примером является роман «Преступление и наказание», написанный величайшим автором Ф. М. Достоевским. Мы видим образ православной девушки Сони, которая принесла себя в жертву и пошла торговать собой ради родных людей…
  4. В заключение хочется еще раз обратиться ко всему миру: научитесь видеть в природе красоту. Если мы осознаем, что такое истинная красота, то мир станет немного ярче, добрее и гуманнее.

Обратите внимание на то, что все отрывки взяты из разных сочинений, на разные темы.

Обществознание

Теперь осветим план сочинения по обществознанию (ЕГЭ предполагает и такое испытание):

  1. Выбираем цитату и представляем ее.
  2. Какую проблему затронул автор высказывания.
  3. Своя точка зрения и аргументация к данной проблеме.
  4. Вывод.

Если при написании сочинения по русскому языку рекомендуется брать примеры исключительно из литературы, то в эссе по обществознанию можно смело брать примеры из истории или житейского опыта.

fb.ru

план и рекомендации для выполнения части C » Персональный сайт Марии Уканеевой

План сочинения и шаблонные выражения

 

1. Вступление:

а) выделить проблему (1 предложение)

Например

Проблемой данного текста является…

Такой-то такой-то поднимает такую актуальную (важную, современную, оригинальную и т.п.) проблему, как…

б) дать комментарий к проблеме:

— сказать, к какой группе проблем относится выделенная нами (1 предложение)

Например

Данная проблема является нравственно-этической (философской, общечеловеческой, социальной, языковой…) и сегодня как никогда актуальна.

Выделенная нами проблема (тема) носит общечеловеческий (философский, общечеловеческий, социальный, языковой…) характер.

— пояснить, как автор иллюстрирует проблему с помощью предложенного текста (2-3 предложения)

Например

Автор иллюстрирует данную проблему с помощью примера…

Для раскрытия этой проблемы автор выбирает такую-то ситуацию, эпизод и т.п.

Данная проблема в тексте проявляется в …

Здесь можно вставить цитаты. Не сбиваться на пересказ, а взять из текста только те фрагменты, которые подтверждают наличие в нем выделенной проблемы.

—  можно еще сказать, актуальна наша проблема или нет, но тогда обязательно сказать, почему она актуальна (1-2 предложения)

в) определить позицию автора

Например

Автор считает, что…

Позиция автора заключается в …

Мнение автора по этой проблеме очевидно:…

2) Основная часть

а) на основе позиции автора выдвинуть свою собственную позицию

Например

Я полностью согласен с автором, потому что…

Частично я с автором согласен, но…

Я абсолютно не согласен с автором, потому что…

б) далее эту позицию аргументировать с помощью 2 примеров:

— 1-ый — из художественной, публицистической и научной литературы (3-4 предложения)

Например

В подтвержение своих слов могу привести пример из художественной литературы…

Художественная литература щедро изобилует примерами, подтверждающими эту позицию…

— 2-ой аргумент должен либо тоже литературный, либо опираться на житейские знания и жизненный опыт выпускника (3-4  предложения)

Например

В жизни тоже нередко можно встретить подобное…

Мой жизненный опыт также позволяет мне судить…

3. Заключение

Например

Подытоживая вышесказанное, хочу (еще раз) сказать…

Таким образом, можно утверждать…

Вывод, к которому меня привело это рассуждение…

 

Рекомендации

1. Избегайте повторов, причем не только в соседних предложениях, а во всем сочинениии. Помните, что ваша работа очень короткая, поэтому постоянное мелькание одинаковых слов его не украшает. Начиная писать сочинение, сначала составьте список синонимов к таким ключевым словам, как «проблема», «пример», «автор» и т.д. Когда напишете черновой вариант сочинения, пройдитесь по нему карандашом (или будучи уже на экзамене — той же самой ручкой) и подчеркните повторяющися значимые слова. Потом обязательно большинство из них замените на равноценные по смыслу.

2. Избегайте излишнего дробления сочинения на абзацы.Достаточно будет сделать так: первый абзац: выделить проблему, написать к ней комментарий, второй абзац: позиция автора+ваша позиция, третий абзац: первый аргумент, четвертый абзац: второй аргумент, пятый абзац: заключение. Если вы пишете короткими предложениями и их меньше, чем выше предлагала писать я, то абзацов вообще может быть 3, но не меньше.

3. Избегайте излишней заштампованности вашей речи. То есть, шаблонами, конечно, пользуйтесь, но с умом. Старайтесь слова сочетать правильно, не допускать речевых и языковых ошибок.

4. Чтобы избежать большого количества пунктуационных ошибок, по завершении чернового варианта вашего сочинения сделайте его синтаксический разбор. Да, всего сочинения. Тогда вы увидите, сколько причастных и деепричастных оборотов вы пропустили, сколько запятых налепили просто так. Ставьте знаки препинания не по интуиции, а строго по правилам. Если не знаете, ставить знак или нет, упростите предложение.

5. Пишите разборчиво. Это относится не только к сочинению по русскому, но вообще ко всем экзаменам. Эксперт не будет разбираться в ваших каракулях, а выделит вам ровно столько ошибок, сколько слов он не сможет прочитать.

6. Старайтесь, чтобы ваши мысли не были обрывочными. Доводите каждую часть до конца. Так, чтобы было понятно, что вы имеете в виду, не только вам, но и другим людям. Лучше очень подробно объясните, что вы хотите сказать. Краткость и схематичность в данном случае совсем не сестры таланта.

7. Старайтесь, чтобы вывод не смотрелся бедным по содержанию по сравнению с другими частями сочинения. Старайтесь пустить в нем какую-то новую мысль, а не только другими словами повторить то, что вы уже говорили.

 

 

 

ukaneeva.ru

Примеры правильных сочинений ЕГЭ

 

Единый государственный экзамен, успешное прохождение которого позволяет уже вчерашним школьникам стать студентами престижных вузов — задание довольно непростое. Поскольку экзамен требует повышенной внимательности и достаточного количества необходимых знаний, педагоги рекомендуют учащимся хорошо подготовиться, прежде чем приступать к его прохождению.

В числе множественных испытаний ЕГЭ — сочинение по русскому языку, минимальный объем которого должен составлять 150 слов. При меньшем количестве слов, как показала практика, полностью раскрыть имеющуюся тему довольно тяжело.

Рассмотрим процесс создания плана сочинения, который поможет выразить суть сочинения и полноценно обосновать точку зрения на проблему. Как и для большинства работ такого плана, будет нелишним добавить в структуру текста вводную и заключительную часть. Большинство педагогов рекомендуют план следующего типа для написания сочинения для ЕГЭ:

  1. Суть темы.
  2. Комментарии к ней.
  3. Мнение автора.
  4. Личный взгляд учащегося на проблему.
  5. Обоснование собственной точки зрения (привести как минимум 2 аргумента).

Приведем примеры сочинений для ЕГЭ, которые помогут вам сориентироваться и написать достойное изложение на выбранную тему.

Пример 1

Достаточно ли быть гением, чтобы достичь высот в жизни? Или стоит последовать совету выдающихся стоиков нашего времени и проявить максимальную степень трудолюбия и таланта? Вышеизложенные вопросы, волнующие столь многих из нас, поднимает в своемтруде писатель Н. Михайлов.  Автор глубоко взволнован данной проблемой, основанной на конфликте работоспособности и врожденных качеств, и желает поделиться ею с читателями.

Весь текст Михайлова пронизан мыслью о феномене гениального человека.  Автор подчеркивает неспособность науки полностью изучить и объяснить природу гениальности и найти ее источник. Одни мыслители полагают, что известный на сегодня термин «дети индиго»можно обосновать как рождение ребенка от союза человека и инопланетного существа, другие ученые считают возникновение такой одаренной категории детей итогом генетических мутаций.

Как доказательство Михайлов приводит реальную историю о ребенке 8 лет. Девочка вскоре может стать инвалидом, но при этом демонстрирует поразительные способности к рисованию, изучению языков. Можно предположить, что такой случай —феномен, но на самом деле причина талантливости девочки заключается в желании родителей помочь реализовать таланты дочери.

Михайлов выражает мнение о том, что только с помощью усердного труда и помощи родственников и близких людей можно проявить гениальные задатки.

В качестве аргумента мне бы хотелось привести в качестве примера реальную историю из жизни композитора Моцарта. Его талантливый, но обделенный гениальностью соперник Сальери завидовал Моцарту, но не собирался просиживать часами над нотами, надеясь, что воля случая поможет ему одолеть «врага».  Моцарт же привык упорно трудиться, и именно столь поразительное трудолюбие помогло ему стать тем, кого мы знаем как гения в своей области.

Проблема текста перекликается с реальной жизнью современных маленьких гениев, которых с каждым годом рождается все больше. Каждый из них мог бы утвердиться в выбранной сфере и полностью проявить себя, но зачастую этому мешает недостаток внимания родителей.  Педагоги, а также ровесники иногда просто глумятся над детьми-индиго, которые уж очень сильно отличаются от всех. Поэтому каждому, кто столкнется с подобными гениальными детьми, можно посоветовать поспособствовать процессу рождения настоящей гениальности из зарождающегося таланта.

Анализируя работу Н. Михайлова, я пришел к размышлениям о преимущественной роли окружающих гениального ребенка людей в формировании его гениальности. Хотелось бы призвать всех к тому, чтобы не позволять затаптывать в грязь пробившийся росток выдающихся способностей ребенка-индиго.

 

Пример 2

Может ли война уничтожить все высокоморальное в человеке? Или частица звериного в каждом из нас рано или поздно раскрывается при определенных обстоятельствах, вытесняя человеческие качества? А может, в нашей природе предусмотрена даже любовь к врагу?

Я считаю, что именно такие вопросы нравственности и морали, волновавшие выдающихся философов во все времена, поднимает в своем труде В. Тендряков. Автор проявляет желание поделиться озадачившей его проблемой с читателями и заставить их поразмыслить над исходящими из нее вопросами.

Тендряков в своей работе приводит историю пожара в немецком госпитале военного времени.  Продолжающаяся жестокая война не влияет на проявление людьми глубокого сострадания и совести.  Автор рассказывает, что происходившее на глазах у многих трагическое происшествие затронуло сердце каждого, никто не остался в стороне.  В. Тендряков в своем тексте приводит примеры удивительного сопереживания врагов друг другу и их помощи товарищам в трудную минуту.

Автор выражает мнение о том, что во все времена остаются человечные люди, готовые пожертвовать своей жизнью ради других. «Подавить человечность просто, а полностью вытравить ее из наших сердец невозможно».

Мое согласие с текстом автора приводит к воспоминаниям о произведении В. Закруткина «Матерь человеческая» о событиях Второй Мировой войны и об отрывке из романа «Война и мир». В первом случае героиня произведения, несмотря на жгучее желание мести, прощает своего врага, который мог быть убийцей ее родного сына. В романе Толстого рассказывается о неиспользованных «запасах человеческого»: описывается мирное общение русских и французских солдат и их доброе отношение друг к другу, которое, все же, никак не спасает их от продолжения военных действий.

Текст Тендрякова, который был мне предложен для анализа, помог мне прийти к мысли о том, что человеческое всегда остается внутри каждого из нас и только ждет удобно времени для проявления, несмотря на драматизм жизненных ситуаций.

good-answers.ru

Как писать сочинение ЕГЭ по литературе: план и примеры

Написание сочинения на ЕГЭ по литературе считается самым сложным заданием. Правильно структурированное и оформленное рассуждение с элементами анализа художественного произведения оценивается в 14 баллов. Чтобы получить максимально возможную отметку, надо учесть все требования разработчиков КИМ. Итак, каким должно быть сочинение. 

План

План сочинения по литературе в формате ЕГЭ состоит из трех основных пунктов: никаких открытий — это вступление, основная часть и заключение, но содержание каждого из них должно быть подчинено выполнению задачи раскрыть тему сочинения с опорой на анализ художественных произведений определенного автора, конкретного периода или предложенного жанра.

Джакупова C.C.

Член Лаборатории Корпусной лингвистики НИУ ВШЭ. Автор научных публикаций по лингвистике.

Онлайн-курс подготовки к декабрьскому сочинению и сочинению ЕГЭ, 11 класс

30 занятий

6 сочинений

220 ₽ / час

Записаться

  1. Вступление. В этом разделе надо обозначить главную проблему исходного текста. Вступление может начинаться с риторического вопроса либо же с интересной цитаты из опорного произведения. При этом выбранные фразы должны быть явно связаны с его основной идеей и постепенно подводить повествование к размышлениям автора. В этой части сочинения можно написать несколько слов о биографии писателя, привести интересные факты, связанные с историей создания произведения, или прокомментировать историческую, социально-культурную обстановку времени написания романа, стихотворения и т.д.
  2. Основная часть. Понятно, что этот раздел должен быть наиболее содержательным. Чтобы добиться максимальной информативности минимальными средствами (не забывайте об ограничениях объема), надо выполнить несколько важных задач. Во-первых, необходимо прокомментировать поднятую в произведении проблему. Если у вас нет собственных светлых мыслей по этому вопросу, то вы всегда можете воспользоваться размышлениями автора и рассказать о его точке зрения. Для этого обратитесь к тексту и выберете в нем несколько предложений, которые подтверждают основную тему. Во-вторых, свою позицию все-таки придется обозначить, хотя бы поддержкой авторской идеи или несогласием с ней. Важно, чтобы ваше мнение не было расплывчатым, а представляло собой четко сформулированные тезисы, подкрепленные литературоведческим анализом текста опорного произведения.
  3. Заключение. На ЕГЭ в этой части сочинения по литературе важно сделать логический вывод, который должен соответствовать вашим рассуждениям. Для этого нужно вновь коснуться проблем, затронутых во вступлении. Во многом идеи первого и третьего разделов работы повторяют друг друга: разница лишь в том, что во вступлении форма мысли вопросительная, а в заключении – утвердительная.

Советы по написанию сочинения

Чтобы получить максимальную оценку за сочинение на ЕГЭ по литературе:

  1. Выбирайте наиболее близкую вам тему по хорошо знакомым (возможно, даже любимым) произведениям.
  2. Попробуйте подобрать подходящий эпиграф.
  3. Делайте только такие утверждения, которые сможете подтвердить аргументами — не просто цитатами из текста, а литературоведческим анализом фрагментов, образов, деталей.
  4. Набросайте предварительный план сочинения, запишите в черновик первые тезисы.
  5. Поразмыслите о доказательствах, которые будете приводить в сочинении. В качестве аргументов должны использоваться цитаты из произведения, ярко иллюстрирующие тему.
  6. Определитесь со стилем сочинения.
  7. Позаботьтесь о композиционной целостности своего текста. Вступление и заключение должны быть логически связаны. Этого можно добиться, высказывая одни и те же идеи, но разными словами: во вступлении — с позиции приглашения к рассуждению, в заключении — в качестве вывода-утверждения. К примеру, сочинение ЕГЭ по литературе на тему родной природы в лирике Есенина можно начать риторическим вопросом: «Любил ли Россию поэт?» Закончить его можно уже однозначным ответом: «Безусловно!» Основная часть в соответствии с требованиями ЕГЭ будет посвящена анализу трех стихотворений, который послужит доказательной базой для вывода, сделанного в заключении.
  8. Определившись с примерной структурой, снова обратитесь к теме сочинения и соотнесите ее с вашими задумками.
  9. Приступите к написанию вступления. Постарайтесь мысленно исключить из него пару первых предложений, и если без них смысл теряется, оставьте их в своей работе, если нет, смело вычеркивайте.
  10. В случае, когда возникают трудности с написанием вступления, не теряйте времени и приступите к основной части. Возможно, раскрытие основной проблемы поможет вам правильно организовать начало сочинения.
  11. Написав несколько первых абзацев в основном разделе, обязательно перечитайте их. Проверьте, соответствуют ли они заданной тематике, а затем продолжайте работу.
  12. Прежде чем перейти к заключению, обязательно перечитайте основную часть, выделите карандашом ключевые мысли и используйте их в конце сочинения, пересказывая их другими фразами.
  13. По окончании всей работы прочтите ее несколько раз, исправьте лексические неточности и грамматические ошибки.
  14. Проверьте сочинение на наличие пунктуационных ошибок.
  15. Запомните, что эпиграф оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек.

Эксперты ФИПИ и опытные преподаватели советуют начинать выполнение заданий ЕГЭ по литературе с написания сочинения: сначала набросать примерный текст на черновике, причем потратить на это не больше часа, отложить его и перейти к ответам на остальные вопросы. После завершения работы с первой частью снова вернуться к сочинению, свежим взглядом оценить написанное, если все устроит, переписывать в чистовик — бланк № 2. Если возникнут сомнения, еще останется время внести коррективы в первоначальный вариант. Главное — помнить, что вы пишете экзаменационное сочинение по литературе, а не опус свободной формы на вольную тему, поэтому без анализа художественных произведений и использования соответствующих терминов никак не обойтись. Возможно, у вас есть дар критика, вы войдете во вкус, а первым шагом в карьере будет сочинение, написанное на ЕГЭ по литературе. Дерзайте, успеха!

edunews.ru

Сочинение егэ по русскому языку (часть С). План сочинения. Подробный план сочинения

Сочинение ЕГЭ по русскому языку (часть С). План сочинения.

Подробный план сочинения.

Первое, что необходимо помнить при выполнении этого задания, — Вы пишете сочинение по конкретному тексту. Отвлечение от темы и отсутствие параллели с предложенным в задании текстом — самые распространенные ошибки выпускников.

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к проблеме

4. Позиция автора

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

7. Любой другой аргумент

8. Заключение

Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев. Требуемый объем сочинения — не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает в себя 300-400 слов. Больший объем нежелателен по чисто субъективным причинам: проверяющие не любят тратить много времени на проверку одного сочинения.

Для наглядности приведу пример сочинения по достаточно известному тексту Л. Пирожковой:

(1) Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. (2) Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет… (3) Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. (4) Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.

(5) Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали». (6) Но действительно ли этого достаточно? (7) Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. (8) Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. (9) И, что важно, его не спрячешь в альбоме. (10) Слово не воробей: вылетит — не поймаешь!

(11) Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное? (12) Тем более что вроде бы можно и так и этак. (13) Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. (14) А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. (15) И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной! (16) Слушатели особенно запомнят именно ошибку.

(17) Так что же делать? (18) Как быть с собственным речевым портретом? (19) Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.

(По Л. Пирожковой.)

Жизнь среди других людей неизбежно привела к тому, что человека волнует то, что о нем думают окружающие. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи.

Во введении Ваша главная задача — подвести читателя к проблеме. Лучше всего использовать дедукцию: вести мысль от общего к частному. Первый абзац не должен быть слишком большим, достаточно двух-трех предложений.

Автор предложенного для анализа текста рассуждает о «речевом портрете» личности, то есть как раз о том, насколько важно для нас правильно и выразительно говорить. Л. Пирожкова задается вопросом: как речь характеризует человека, насколько важен так называемый речевой портрет личности?

Во втором абзаце Вы должны сформулировать проблему, по которой пишете сочинение. Она может быть представлена в виде вопроса или следующим образом: «Автор предложенного для анализа текста затрагивает проблему …»

Как определить проблему в предложенном тексте?

Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема — это вопрос, которым задается автор.

Самый верный способ определить в тексте проблему — найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

Крайне важно отметить, что во втором абзаце необходимо упомянуть фамилию автора. Без этого будет считаться, что Ваше сочинение написано не по тексту.

И последнее. Проблема должна быть сформулирована четко и однозначно. В ином случае все сочинение будет оценено в 0 баллов.

В наши дни культура речи стремительно обесценивается. С каждым годом наш язык все сильнее изменяется под влиянием радио, телевидения, Интернета. Об этом говорит и автор текста. Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, что нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих.

В следующем абзаце Вы комментируете поставленную проблему. Комментарий — это описание того, как проблема существует в тексте, КАК автор преподносит читателю этот актуальный вопрос.

Приведенный в пример комментарий написан не совсем удачно, но это связано со спецификой текста.

Рекомендую Вам обратить самое пристальное внимание именно на комментарий к проблеме, поскольку он хорошо получается у выпускников очень редко.

Здесь также важно употребить фамилию автора. В остальном содержание данного блока варьируется. Рекомендуется рассказать о том, что сделал автор для того, чтобы донести смысл проблемы до читателя, какие литературные приемы он при этом использовал. Возможно сказать несколько слов об актуальности рассматриваемого вопроса.

По мнению Л. Пирожковой, речевые ошибки могут испортить впечатление от всего сказанного человеком и изменить его образ в глазах окружающих в худшую сторону.

В четвертом абзаце Вы рассказываете о том, как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему). Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию. Достаточно одного-двух предложений.

Я полностью согласна с мнением автора данного текста о том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа.

В пятом абзаце Вы соглашаетесь или не соглашаетесь с мнением автора, т.е. формулируете свою позицию по данной проблеме. Опять же достаточно одного-двух предложений.

Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.

Один из аргументов обязательно должен быть литературным. Важно упомянуть автора произведения и название последнего.

Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить свою мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.

Думаю, этот абзац не нуждается в комментариях. Вы просто пишете о фактах общественной жизни, приводите фрагменты биографии известных людей и пр., что поможет Вам убедить читателя в правильности Вашей точки зрения. Наверное, нужно еще сказать о том, что Вы аргументируете собственную позицию, а не позицию автора. Иногда это существенно.

Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – речевым портретом.

В заключении Вы пишете то же самое, что во вступлении, только другими словами. Важно завершить мысль.

refdb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *