Сочинение егэ 2018 русский язык клише – —

Клише для сочинения ЕГЭ — Ирина Шульгина

Элементы сочинения

Языковые средства

Для вступления
  • (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
  • (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми.  Некоторые считают, что … Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. (далее сразу формулируем проблему)
  • (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
  • Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …
Проблема текста
  • Текст посвящен проблеме (чего? подставляем сущ. в Р.п.)…
  • В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает проблему (чего?)…
  • В данном тексте писателя (имя) волнует проблема (чего?) …
  • Данный текст посвящён проблеме …
  •  (Имя автора) останавливается на проблеме (чего?) …
  • Проблема (чего?) … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.
  • формулировка с помощью вопроса Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.
Комментирование проблемы
обязательно на основе прочитанного текста
  • В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для…
  • Автор рассуждает (размышляет, делится своими впечатлениями) о…
  • Вопрос о … {идея о… Заменяем слово проблема синонимами, чтобы не повторяться} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}
  • Рамышляя над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}.
Позиция автора
  • Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: …
  • Автор утверждает (убежден), что…
  • Автор полагает, что…
  • Цель автора — заставить читателя обратить внимание на…
  • Позиция автора очевидна: …
  • Автор не может не восхищаться…(удивляться, восторгаться)…
  • Он помогает и нам понять (осознать…) всю красоту (значимость)…
  • Автор стремится к осмыслению общественно важных проблем и хочет вызвать у читателя определённый отклик. Я считаю, что это ему удалось. (Несомненно, безусловно, без всякого сомнения, это ему удалось).
  • Автор статьи (очерка), (рассказа) побуждает читателя по-новому оценить ситуацию с…(взглянуть на…), и с его мнением нельзя не согласиться ( и я полностью разделяю его позицию).
  • Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется. Анализируем худ. средства и приёмы автора}.
  • Автор не даёт конкретных советов, он лишь обозначает проблему и предлагает читателю подумать о том, как сохранить окружающую нас природу (чистоту русского языка), (нравственность), (милосердие)…
  • Автор словно предлагает читателю внимательнее приглядеться к герою ( какому?): а вдруг он узнает в нём себя.
Собственное мнение по проблеме, поднятой автором текста (согласие с автором)
  • Я придерживаюсь 
    точки зрения 
    автора и считаю, что…
  • Я разделяю позицию автора по поводу того, что…
  • Я присоединяюсь к мнению автора по поднятой им проблеме.
  • Трудно не согласиться с автором текста в том, что …
  • С мнением автора нельзя не согласиться, настолько оно убедительно.
  • Автор предстал перед нами как настоящий публицист (художник, лирик, философ, патриот, гражданин). Я полностью разделяю его позицию.
  • Нельзя не признать правоту автора, который призывает нас …
  • Я согласен с автором в том, что …
+ Нужно обязательно пояснить свою позицию!
Возражение автору
  • Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждениями,т.к.…
  • Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…
  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  • Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…
  • я не во всём разделяю его позицию…
  • Однако я не во всём согласен с автором.
АргументыПервый аргумент:
  • Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …
  • Особенно остро эта проблема поставлена в рассказе (повести, романе (автор) …
    Первый аргумент:
  • В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман (повесть, рассказ, пьесу) Ф.И.О. и название.
  • Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении.

Второй аргумент:

  • Приведу еще один литературный аргумент, который показывает…
  • Данная проблема раскрыта в фильме…
  • Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что…
  • У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) …
Заключение. Выводы
  • В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну:… (суммируем размышления).
  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте Ф.И.О., расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что…

 

 

 

Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:

  • Прочитав этот текст, понимаешь, как( что) … .
  • Размышляя над прочитанным, можно сделать вывод о том, что…
 

irishu.ru

Варианты речевых клише для сочинения-рассуждения — ОСОБЕННОСТИ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ — ЕГЭ 2018. Русский язык. Алгоритм написания сочинения! — ЕГЭ 2018

ЕГЭ 2018. Русский язык. Алгоритм написания сочинения

Варианты речевых клише для сочинения-рассуждения

• Проблем в современном мире очень много. Одна из них — проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает… .

• Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна она и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

• Автор… (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о… . Он считает, что мы должны… . Для нас важно, чтобы… .

• И с его мнением трудно не согласиться. Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что… .

• А подтвердить обоснованность утверждения могу примерами из литературных произведений….

• Автор (фамилия, имя, отчество) в своём тексте поднял очень важную проблему, и я искренне благодарен ему за то, что он ещё раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

• (Задаём вопрос.) Именно этот вопрос (проблема), который не может не волновать современного человека, затрагивает… в своём тексте. Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни.

• В представленном тексте автор размышляет на тему… .

Он считает, что «…».

• Я полностью разделяю его точку зрения. Действительно, данная проблема очень актуальна в художественной литературе. Например, в произведении… .

• Автор (фамилия, имя, отчество) в своём тексте поднял очень важную проблему, и я искренне благодарен ему за то, что он ещё раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

• «…» (яркая фраза, отражающая основную мысль текста). Мне кажется, предложенный (имя автора) текст именно об этом.

• Рассуждая на эту тему, автор рассказывает (повествует, размышляет) о… . Таким образом,… поднимает важную, на мой взгляд, проблему… (и ставит перед читателем вопрос: «…?»). В заключение публицист (писатель) приводит нас к выводу о том, что: (основная мысль). В этом, я думаю, заключена основная мысль текста.

• Среди множества проблем особенно актуальной остаётся… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает… . (Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальность она не потеряла и в наши дни.)

• Позиция автора данного текста позитивная (радикальная, умеренная, негативная, нейтральная, двойственная). Он считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что…. Авторская позиция, по моему мнению, связана с… / заключается в… . Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как… . Я согласен с… в том, что… . (С мнением автора трудно не согласиться, так как… . Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых… .)

• Общеизвестно, что… . Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что… . Мне кажется / представляется… . Действительно,… .

• Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни. Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на мой небогатый пока жизненный опыт… . В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения… классика отечественной (зарубежной) литературы… .

• Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении… . В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… . Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что… .

• Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод… .



scribble.su

Сочинение егэ 2018 русский язык клише

Объем – 2-3 предложения.

Задача : подвести читателя к проблеме

— Телевидение… Оно прочно вошло в жизнь каждого современного человека, и нам уже сложно представить себе, как можно обходиться без ежедневного просмотра фильмов и передач.

Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.

Объем: 2-4 предложения.

Многие ученые, психологи и врачи бьют тревогу, предупреждая, что привычка проводить вечера перед телеэкраном ни к чему хорошему нас не приведет. Действительно ли чрезмерное увлечение просмотром телепередач негативно сказывается на жизни, познавательной и творческой активности человека, опасен ли этот вид досуга? Именно этими вопросами задается автор прочитанного мною текста В. Солоухин, ставя тем самым перед читателями проблему негативного влияния телевидения на современного человека.

Задача: растолковать проблему, охарактеризовать ее

Объем : 4-7 предложений

Пример: Затронутая В. Солоухиным социальная проблема, является особенно актуальной в наше время в свете того, что люди, вместо того чтобы развивать свои способности и воображение, приобретать новые умения и навыки, предпочитают проводить свободное время перед голубым экраном. И это не может не вызывать тревогу у писателя. Примеры, которые он приводит в тексте, помогают читателю по-иному посмотреть на проблему, оценить серьезность происходящего.

Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.

Объем : 1-2 предложения.

Пример: Солоухин глубоко убежден в том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека.

Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.

Объем: 1-2 предложения.

Пример: Действительно, трудно не согласиться с автором статьи. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что люди действительно стали более пассивными, телевидение негативно сказывается на интересе к искусству и на жизни человека в целом. Попытаюсь доказать это.

6. 1-й аргумент+литературный пример.

Итак, аргументами могут быть:

1) факты действительности, не подлежащие сомнению; законы природы; данные,полученные экспериментальным путем; заключения экспертов, статистические данные, мнения экспертов – все это СИЛЬНЫЕ аргументы.

2) СЛАБЫЕ аргументы – доводы, основанные на личной уверенности или сомнении аргументатора, авторитете третьих лиц (ссылки на мнения известных людей, цитаты)

То есть, например, вы пишете: Главная опасность телевидения, на мой взгляд, заключается в том, что оно порабощает душу человека, навязывает ему определенный образ мысли, стиль жизни, стремления, идеалы и ценности – чаще всего ложные, пустые. Привыкнув к простой, стандартизированной информации, которая поступает «с голубого экрана» и усвоение которой не требует никакого умственного и душевного напряжения, человек вскоре оказывается неспособен воспринимать более сложные вещи – произведения искусства, классическую музыку, классические литературные произведения, они ему становятся попросту неинтересны, он считает их скучными..[Это был аргумент, который мы придумываем на месте]

Известный публицист В. Кутырев в одной из своих статей называет телевидение даром данайцев, то есть мнимым, иллюзорным благом, которое таит в себе угрозу. Тех, кто часами сидит перед экраном, публицист называет “невольниками на галерах”. Кутырев, как и Солоухин, видит отрицательное влияние многочисленных телевизионных каналов и передач на деятельность человека и его культуру. [Это был литературный пример, подтверждающий/иллюстрирующий аргументы, который (будем надеяться на лучшее) подготовлен у нас заранее].

7. 2-й аргумент+литературный пример или 2 примера из жизни/науки.

Лучше и здесь привести пример из литры, чтоб уже наверняка, однако если в пункте 6. вы уже использовали нашу маленькую уловку с любимым японским писателем, лучше не рисковать. То же самое касается случая, когда у вас был только один нормальный пример и вы его уже использовали. Пишем дальше:

Кроме того, психологи, утверждают,что длительный просмотр сериалов наносит огромный вред развитию подростка или ребенка. Дети, проводящие досуг у экрана, отличаются замкнутым характером, им, как правило, бывает трудно находиться в компании сверстников, так как они стеснительны и пассивны, не проявляют интереса к играм и забавам, не имеют увлечений..

Помимо этого, телевизор отбирает у человека самое ценное, что у него есть – время, которое можно было бы потратить на гораздо более важные и значимые вещи, например, на общение с близкими,что зачастую приводит к печальным последствиям. Например, в конце 90-х, когда по телевизору впервые стали показывать зарубежные сериалы, подавляющее большинство российских женщин невозможно было оторвать от экрана. Оставленные без ужина, внимания и заботы мужья в некоторых случаях даже подавали на развод, и семья разрушалась.

В заключение обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводим итог, возможно призываем читателя к размышлению, используя риторический вопрос.

Учитывайте следующий момент: согласно новым критериям, нужна опора на текст.

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Такова одна из проблем текста. Об этом размышляет автор статьи. Эту проблему рассматривает автор. На этот вопрос пытается ответить автор.

К-2 Комментарий к тексту (не цитируя, а своими словами пересказать мысли автора, который ищет ответ на вопрос из К-1, и его аргументы).

Статья, отрывок, текст, рассуждение, размышления

Автор обращает внимание на…рассуждает о…подчеркивает важность…опирается на чье-то мнение, на факты, свидетельствующие о…допускает, что…приводит пример из свой жизни, из истории, чтобы показать…вспоминает, как…доказывает…описывает что…предлагает…предполагает…имеет в виду…принимает во внимание…видит что-то…возмущается чем-то…потрясен тем, что…спорит с…удивлен…подтверждает свою мысль…создает яркий художественный образ дождя…мастерски рисует картину снегопада, пейзаж…использует изобразительно-выразительные средства языка…отмечает достоинства или недостатки…критикует…расходится во взглядах с мнением большинства в вопросе о…оспаривает точку зрения тех, кто считает…отмечает недостатки…критикует…упоминает…анализирует.

К-3 Позиция автора (ответ на вопрос из К-1)

К-4 Собственное мнение о позиции автора (см. К-3): согласны или не согласны.

Я согласен с автором…разделяю позицию автора…придерживаюсь той же точки зрения…

автор слишком категоричен и упускает из виду, что…позволю себе предположить, что…

можно возразить автору тем, что…мнение автора противоречиво, так как…могу подтвердить его мысль примером…в чем-то автор прав, однако …нет сомнений в том, что…совершенно очевидно…

К-5 Логика (причинно-следственные связи мыслей, три абзаца: К-1, К-2, К-3)

Внимание, только СЕГОДНЯ!

miyakirb.ru

Речевые клише для сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Комментарий — это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

Можно выделить два типа комментария:

1) Текстуальный — объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:

  • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
  • как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?
  • какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?
  • какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?

2) Концепционный — интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):

  • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
  • к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)
  • насколько актуальна в наши дни эта проблема?
  • почему эта проблема относится к разряду вечных?
  • кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
  • традиционна эта проблема или нова?
  • если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу?
  • если нова, то что стало причиной ее появления?

Речевые клише для введения текстуального комментария:

  1. Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает историю о… (повествует о…, приводит факты…).
  2. Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует о… . Особенно грустно (страшно),  по мнению автора, что…

Речевые клише для введения концепционного  комментария:

Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием:

  1. Действительно, проблема: очень серьезная и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что… . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к …
  2. Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: . Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены в одном: .

www.egeigia.ru

Клише для эссе по русскому языку для ЕГЭ

 

 

Сочинение-рассуждение, или, по-другому, сочинение-эссе,  состоит из нескольких частей:

 

1. Определение проблемы
   Проблема может вводиться повествовательным предложением, типа «Одной из важнейших проблем в данном тексте является проблема помощи ближнему». Или вопросительным предложением, типа: «Что такое милосердие? В чём оно заключается? Всеми этими вопросами задаётся автор текста».

 

2. Комментарий проблемы
   В данном пункте необходимо прокомментировать обозначенную проблему, приведя 2 примера из исходного текста. 
  См. подробнее здесь.

 

3. Позиция автора
   В этом пункте следует  сформулировать позицию автора текста по обозначенной Вами проблеме.

 

4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
   В данном пункте следует выразить собственное мнение по сформулированной проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора), приведя 2 аргумента, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.

 

5. Заключение
   В заключение подводится итог всему сказанному, делается вывод по проблеме и то, как она отражена у автора исходного текста.

См. примеры сочинений:

 

 

 

Речевые клише

Обоснование темы и проблемы

1. ФИО автора – несколько слов об авторе (можно взять из сноски, которая даётся после текста).
2. Вот и в указанном тексте автор обращается к этой же теме.
3. Среди ряда проблем, рассматриваемых в тексте (перечисление проблем), мне наиболее важной/актуальной кажется проблема ЧЕГО (проблема милосердия, уважения и пр.)

Комментарий проблемы

4. Эта проблема не может не волновать современного человека, потому что…
5. Позиция автора чётко видна в следующих строках (цитата, в которой выражена главная мысль).
! Здесь же можно сделать вставку об образных средствах, используемых автором для эмоциональной выразительности текста (подсказка в задании 24).

Аргументы к собственному мнению

6. Нельзя не согласиться с мнением автора / Не  могу согласиться с мнением автора.
7. Доказательством этой мысли могут служить как примеры из художественной литературы, так и примеры из жизни.
8. Так, в произведении «…» (ФИО автора) звучит та же тема.

Заключение

9. В заключение хочется сказать / сделать вывод / подвести итог.
10. В заключение хочется выразить благодарность автору (ФИО) за возможность ещё раз поразмышлять над проблемой…

literarus.ru

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 27. Сочинение. Рекомендации.Клише.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 27. Сочинение. Рекомендации. Клише.

 

 

 

 

Задание № 27. Сочинение.

Вот и подъехал наш с вами, ребята, экспресс к последней станции. Сегодня разговор пойдёт о том, как нужно писать сочинение по тексту, то есть как выполнять задание № 27.

 

Требования к написанию сочинения и критерии оценивания его в 2019 году значительно изменились. Предлагаю рекомендации по написанию сочинения в свете данных изменений.

1.С чего начать?

Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Теперь не нужно приводить аргументы из литературы и жизненного опыта. Поэтому начинаете, ребята, с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

Пример.

Предлагаю текст для сочинения. Обратите внимание, какие фразы, слова я в нём выделила.

(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.

(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.

− (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.

(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.

− (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.

− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай!

(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.

(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.

− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!

(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.

− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него.

− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! − прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.

(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.

(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.

(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце.

 

(по Ф.М. Достоевскому*)

*Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель,

мыслитель.

 

Источник текста: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа № 4 по рус­ско­му языку 23.10.2013 ва­ри­ант РУ10103.

 

 

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

2.Определяем проблему текста, пишем вступление.

Приступаем к самой важной части сочинения – определяем проблему. Если  неверно будет указана одна из проблем, по которой вы будете писать сочинение, то такая работа НЕ будет засчитана.

Вспомним, что проблема текста – это то, над чем размышляет автор, что его волнует; это вопрос, понять ответ на который пытается автор.

В данном случае речь идёт об оценке человека, о его восприятии другими людьми. Как нужно оценивать людей? Всегда ли по внешности можно верно понять человека?

Определили проблему, начинаем писать вступление.

Человеку свойственно желание понять других.  Как это сделать, как не ошибиться? Должно ли складываться восприятие окружающих только по внешности, по первому впечатлению, или важно почувствовать внутренний мир человека, его душу? Именно над этим размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая проблему оценки личности.

 

3.Следующий этап сочинения – комментарий проблемы.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

 За него можно получить 5 баллов.

План данной части сочинения:

  • Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  • Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  • Определение смысловой связи данных примеров для раскрытия проблемы текста.

Категорически запрещено:

  • просто пересказывать текст, не анализируя его.
  • использовать в анализе большое количество цитат.

В критериях чётко указано, что если сочинение представляет собой пересказ текста без анализа, то оно оценивается 0 баллов.

Если пересказа слишком много, но в то же время экзаменуемый приводит свои размышления над прочитанным, то при подсчёте слов учитываются только эти размышления. Сочинение, в котором менее 70 слов, не засчитывается.

 

Необходимо выделить эти два аргумента. Постарайтесь подобрать примеры, с разной точки зрения освещающие проблему.

В нашем тексте можно чётко определить, что 1-ый аргумент будет подтверждать то, что ребёнок судил крепостных только по внешности, а 2-ой – как изменилось его отношение к крепостным, а позже к каторжникам, вообще к людям с трудной судьбой и неприглядной внешностью.

Приведя два противоположных по смыслу аргумента, вам будет легко определить их смысловую связь, ведь оба они, но с разных точек зрения более полно раскрывают проблему.

Пример.

Размышляя над проблемой, автор вспоминает эпизод из своего детства, когда он, будучи девятилетним ребёнком, вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру.

Ребёнок мало общался с крепостными. Они всегда казались ему «опасными, разбойными людьми». Их «грубые» лица, «узловатые» руки отталкивали  мальчика. Он считал этих людей «чужими». Автор подчёркивает, что до определённого момента мальчик оценивал крепостных лишь по внешности, по тому, какими он их видел, ведь знал он о них немного.

Однако один случай полностью изменил взгляды ребёнка. В минуту опасности, когда ему почудилось, что за ним бежал волк, он вынужден был искать помощи у крепостного Марея. Каким же добрым и отзывчивым оказался этот мужчина лет пятидесяти! Боясь и тревожась за мальчика, он «с материнской улыбкой» успокаивал ребёнка. Несколько раз автор повторяет эти слова — «материнская улыбка», чтобы подчернуть, как нежен был Марей,  каким «глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём», как до глубины души тронула мальчика его забота. Спокойно стало на душе ребёнка, открывшего для себя, что за внешней суровостью скрывается нежная душа человека, доброго, сочувствующего. Отношение к людям у него стало иным.

Будучи на каторге, уже известный писатель, вспоминает этот эпизод, по-иному смотрит на каторжан, окружающих его, пытаясь в каждом понять его сердце, душу.

Оба эпизода с разных сторон раскрывают проблему, поднятую автором. Изменение в отношениях к людям, которое произошло в душе мальчика, — это важный момент в его жизни, познание того, что человек ценится по его душевным качествам, по отношению к людям, доброте и внимательности, с которой он относится к людям. Внешность может быть очень неприглядной в силу жизненных обстоятельств.

 

  1. Отражение позиции автора исходного текста.1 балл.

Позиция автора – это его ответ на решение проблемы, поднятой в тексте.

Однако он не только высказывает свою точку зрения, а ставит для себя более важную цель – донести это до читателей, взволновать души людей, привлечь их внимание к проблеме, даже призвать к каким-то определённым действиям.

Поэтому лучше, если данная часть сочинения будет строиться по плану:

  • автор считает, что…
  • автор хочет, чтобы…; автор стремится к тому, чтобы…

Пример.

Позиция автора выражена чётко: он считает, что оценивать людей только по их внешнему виду неверно. Нужно уметь разглядеть душу человека, понять его характер, поступки, конкретные действия, «заглянуть…в сердце». Он хочет, чтобы люди осознали это как можно раньше, чтобы видели красоту окружающих людей, не считали их «чужими» только по внешности, которая почему-то не понравилась.

 

  1. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.1 балл.

В данной части работы необходимо выразить своё согласие или несогласие с позицией автора и обосновать свою точку зрения.

Пример.

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, умение понимать людей, ценить их по делам и поступкам, видеть лучшее в каждом – это очень важно. Внешность может быть неприглядной в силу природных данных, да и трудные жизненные обстоятельства часто отражаются на ней.

 

6.Заключение.

Необходимо подвести итог, отметить важность проблемы, если возможно, предложить своё видение решения проблемы.

Пример.

Таким образом, Ф.М. Достоевский поднял одну из актуальных проблем любого времени – проблему оценивания человека, умения видеть лучшее в каждом, не отворачиваться только потому, что внешне человек может вызывать отрицательные эмоции. Вспомним известную пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Доброта, милосердие, внимательность, сострадание и многие другие качества личности всегда найдут отклик в сердцах людей. И неважно, красив человек или нет. Душа, внутренний мир, открытое сердце – вот что привлекает нас в людях.

 

Таковы рекомендации по содержанию сочинения.

 

 

Долгий путь мы прошли, проехали с вами, ребята. Спасибо экспрессу, весело нам было в нём и комфортно двигаться от станции к станции, к конечному пункту пути. Буду рада, если мои рекомендации помогут вам на ЕГЭ.

Теперь мне остаётся только помахать вам вслед рукой и сказать: «Успеха вам, дорогие мои, на ЕГЭ! Ваша Вера Александровна».

 

 

 

 

 

 

poznaemvmeste.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *