Сегодня в школе не будет – — .Ru

Содержание

«Я сегодня в школу не пойду» – почему дети часто не говорят, что их травят

Учителя говорят: «Сделайте что-нибудь!», а до мамы еще надо достучаться

– Ольга, как вы считаете, буллинг в современной школе – это частое явление?

Ольга Ереметова

– В школьной системе для буллинга много предпосылок. Она вся построена на оценке, и дети будут постоянно сравнивать, кто и чем отличается: кто более успешен, а кто менее. Ты такой, как все, или не такой? Если учителя будут работать на ту гуманистическую цель, которая провозглашена в наших школах – развивать ребенка как личность, индивидуальность, быть наставниками, советниками, как это прописано в должностных инструкциях классных руководителей, то буллинга может и не быть. Однако при нынешней занятости педагогов заниматься развитием класса им практически некогда.

Считается, что воспитательная работа в школе влияет на формирование коллектива, а на деле получается, что все делают один-два ребенка, а остальные совсем никак не участвуют либо обижены, что их не спросили и никак не дают показать себя. Если говорить про общение на классных часах, то я не встречала ни одного, на котором дети сами бы решали какие-то нравственные вопросы. Есть классные часы, когда классный руководитель говорит, какая должна быть форма, какие заплетать косички и на кого жалуются учителя.

– Бывают ситуации, когда буллинга нет, а его видимость нагнетают родители?

– Случаи, когда родители преувеличивают, тоже есть, но они не такие частые. В последнее время я нередко вижу, что ребенку уже нужна помощь, а до мамы еще достучаться надо. Ребенка приводят лишь потому, что его поведение изменилось, снизилась успеваемость, и учителя говорят: «Сделайте что-нибудь!» Я зачастую сталкиваюсь с родителями, которые заняты и им недосуг, они почти не видят своих детей и многое пропускают. А есть такие, у кого ребенок в центре внимания, и любое происшествие, с ним происходящее, они воздвигают в ранг чего-то катастрофического. И фактически парализуют ребенка своей активной деятельностью, когда ребенок уже говорит: «Мам, только в школу не ходи!»

– Как обычно дети травят друг друга?

– По-разному. Дразнят по фамилиям, имени. Например, имя Сергей – частый объект для насмешек. По росту, полноте или худобе, подчеркивая, кто и как одет (новое или старое, опрятное или грязное), и т.д. Часто из-за марки телефона буллингу подвергаются мальчишки. Это такие маленькие зацепки, на которые ребенок реагирует каким-то смешным для компании дразнящих способом. Его задели, и он не может не заметить, проигнорировать это. Ребенок «вспыхивает», пытается отвечать на действия обидчика нехорошими словами, начинает бегать за ним, плакать.

Это и есть главная цель травли – эмоционально достать. А ребенку, если он повелся, эмоцию уже трудно остановить. Детям по возрастным особенностям эмоциональной сферы трудно промолчать или сделать невозмутимое лицо. Так повторяется раз, другой, третий, накапливаются эмоции, затем происходит эмоциональный срыв, которого поначалу все боятся и на время затихают. А потом все по новой. Если ребенок в этой ситуации духовно не вырастет, обидчики снова будут искать, за что его задеть.

Кадр из фильма “Впусти меня”

Дети говорят: “Я сегодня в школу не пойду”

– Как адекватно воспринять ситуацию, если твоего ребенка травят? Какие вопросы задать себе?

– Дети вообще редко говорят, что их травят. Они обычно формулируют по-другому, иносказательно: «Я сегодня в школу не пойду». Поэтому важно, чтобы родитель поставил себе заметку: «что-то происходит с моим ребенком», и попытался понять причину этого. Возможно, и травли нет, но ребенок с чем-то не справляется, у него что-то происходит, и он действительно нуждается в помощи.

Родитель должен сказать себе: «Надо посмотреть, что происходит с моим ребенком, что я о нем знаю? Что я не знаю и где могу узнать? И чем я могу ему помочь, чтобы не навредить?»

Однако на ситуацию всегда надо смотреть шире, чем говорит ребенок. Я не о том, что не надо доверять ему. Но нужно получить как можно больше информации, чтобы спланировать, что же делать дальше. Я знаю ситуации, когда уже требовалось вмешательство полиции, но родители не хотели, чтобы об этом кто-то еще знал, и они пробовали решить все своими силами. Но это происходило за счет дальнейшего травмирования ребенка.

Ситуация может быть решена двумя путями: либо за счет того, что в классе что-то меняется, либо ребенок переходит в другую школу и при этом получает необходимую психологическую поддержку, и адаптируется там с другим навыком.

– Что нужно делать родителю, чтобы нейтрализовать эту ситуацию?

– Во-первых, ее надо заметить. Зачастую бывает так, что родители долгое время об этом не знают. Сейчас отношения между родителями и детьми строятся таким образом, что между ними есть некоторая отдаленность. Родители видят ребенка очень мало и имеют совсем немного возможностей, чтобы поговорить не формально, а «по душам» – узнать, чем интересуется и живет он на самом деле. Обычно родители спрашивают: «Поел? Уроки сделал?», или еще какая-нибудь дежурная фраза, и все, вроде как пообщался. Из-за этого очень сложно вовремя заметить, что с ним что-то не так.

Родитель начинает замечать изменения в поведении ребенка, когда проходит уже много времени и тот уже находится в подавленном состоянии, начинает огрызаться, вести себя как-то не так, то есть ярко показывать, что ему трудно. Ребенок осознает, что каждый день в школе для него – это пытка, ему не хочется идти туда. Но отказаться от того, чтобы пойти в школу, он пока еще не может.

– Что должен начать делать родитель, чтобы максимально эффективно разобраться в ситуации и решить проблему?

– Самое главное и первое, что он должен сделать – защитить ребенка, вынуть его из тех обстоятельств, которые являются для него травмирующими. До принятия решения о том, что же будет сделано, его можно оставить дома. Необходимо держать связь с классным руководителем, завучем и директором. Если есть реакция классного руководителя и он может организовать помощь со своей стороны (поговорить с классом, с зачинщиками), подключить школьного психолога.

– Педагог может это сделать или обязан?

– Это зависит от того, написано ли у классного руководителя это в должностных обязанностях. Когда я работала школьным психологом, в моей должностной инструкции это было. Я должна была видеть эти случаи и поддерживать связь с классным руководителем, а педагог должен был сообщать мне вовремя, что возникает конфликт между детьми. Социальный педагог тоже может быть подключен к этой ситуации.

Но если проблема не решается, то необходимо далее выносить ее на уровень администрации и т.д. Можно привлечь родителей одноклассников ребенка, но не для того, чтобы они решили эту проблему, а чтобы они влияли на детей, являющихся участниками этой ситуации. Потому что если сами родители берутся решать эти проблемы, то возникает ситуация нарушения прав детей, когда, стараясь защитить ребенка, родитель учиняет расправу над другими.

Есть подростки, которые очень боятся говорить с родителями

– Как вы думаете, учителя готовы решать проблему буллинга? И вообще воспринимают ли они это как проблему или считают очередным баловством детей, которое вскоре пройдет?

– Это сложный вопрос. Я точно знаю: в каждом классе есть ребенок, который рано или поздно оказывается изгоем. Но зачастую эти ситуации действительно нельзя назвать травлей в том виде, в котором они описываются в средствах массовой информации. Это маленькие явления, которые, я думаю, учителя тоже видят, и это именно те случаи, когда кажется, что дети разберутся сами, не надо вмешиваться.

Фото: Ольга Галкина / flickr.com

– Нет ли здесь возможности упустить развитие этой ситуации, когда она перерастет в травлю?

– Есть. Но мне довелось общаться с хорошими учителями. Они реагировали правильно на то, что происходит. Они разговаривали с родителями, учениками, подключали всех, кого только можно. Когда это дело на контроле, дети чувствуют, что взрослые вовлечены в ситуацию, и они становятся сдержаннее.

– Что дома нужно говорить ребенку, чтобы успокоить его?

– Здесь два момента. Во-первых, надо изначально создавать такие отношения, при которых ребенок придет к родителям

со своими проблемами. Это честные, доверительные отношения, когда у ребенка нет страха прийти и рассказать, что с ним что-то происходит. Несмотря на то, что это закладывается в младенчестве, влиять на отношения можно в любом возрасте. Перевести их на уровень, когда родитель сообщает ребенку, что он выслушает все, с чем тот придет, и не будет ругать или угнетать его за это, будет оставаться на его стороне, что бы ни происходило, – это задача родителей.

Но зачастую мы это не делаем. Хотя именно такие отношения могут стать шансом, что в случае беды мы сможем узнать о ней и помочь вовремя.

Второе – родители должны развивать в ребенке личность, которая сможет хорошо и высоко оценивать себя, свое место, особенности, и которая умеет строить отношения с другими людьми.

Я считаю, что, если возникает ситуация травли, это значит, в личности ребенка, в его поведении есть такое «слепое пятно», которое очень сильно отличает его от ребят той референтной группы, в которой он находится.

И это сигнал, что это качество или поведение надо развивать.

– Как это можно сделать?

– Как мы формируем высокую самооценку? Это не только слова, это та возможность ощущать свое могущество («я умею, делаю сам»), которую мы даем ребенку, пространство, в котором он может пробовать себя, делать ошибки и анализировать их вместе с родителями. Второй момент – ребенок должен понимать, что он живет в мире людей, и не должен быть зациклен на себе. Что нужно уметь кооперироваться с другими людьми, осознавать, что они все разные и не такие, какой он сам. Что у всех людей есть свои особенности и люди не похожи друг на друга. Это нормально – быть непохожим.

– Допустим, мы воспитали ребенка с адекватной самооценкой, с толерантным отношением к окружающим. Будет ли являться это гарантией того, что ребенок не станет жертвой буллинга?

– Это будет профилактикой того, что он не станет, так как он будет видеть, кто рядом с ним и как ему с этими людьми взаимодействовать. Ребенок будет иметь хороший тыл дома, и он сможет меньше попадать под влияние этих людей: не примыкать к тем, кто травит, сумеет защитить себя, если будут какие-то нападки. У такого ребенка будет выстроена более четкая система психологической защиты, нежели у тех детей, кто не имеет поддержки в семье. У него не будет таких болевых точек, в которые можно попасть.

– То, о чем вы говорите, это работа на перспективу. А что делать, если ребенку нужна помощь здесь и сейчас?

– Надо с ним поговорить и попытаться узнать все подробности травли. С кем, с чем эта ситуация связана, и узнать проблему намного шире. Самое главное – среагировать и ни в коем случае не отмахнуться: «А, ерунда». Обязательно выслушать. Есть подростки, которые очень боятся говорить родителям о том, что у них происходит. А потом, когда уже невозможно терпеть, происходит срыв, и только тогда родители, учителя об этом узнают.

Если представить, что родитель внимательно выслушал ребенка, не стал на него нападать, что он сам виноват, и рассказал ему алгоритм дальнейших действий, то ребенок понимает, что он уже не один и все находится под контролем.

– Что бы вы могли посоветовать детям жертвам буллинга?

– Детям я всегда говорю: ваши родители – это те люди, к которым вы должны идти в любой ситуации. Даже если они на тебя поругаются и будут огорчены происходящим, в любом случае они не отвернутся и будут решать проблему. Поэтому, если тебе страшно попросить о помощи и сознаться, все равно надо переступить через этот страх.

Еще часто детям приходится говорить об их правах: никто не имеет права их принуждать, бить, забирать их вещи и унижать. Если люди так делают, то это неправильно и этого быть не должно. Нужно обязательно защищать себя.

www.pravmir.ru

Онлайн школа «Вчера» и «Сегодня»

Для обеспечения настоящего домашнего обучения детям и взрослым необходима специализированная школа, которая занимается только таким видом образования, где процесс онлайн-обучения централизованно организован и постоянно изучается и усовершенствуется.

На сегодняшний день система образования в онлайн школе развивается все больше и больше. Но все еще многие будущие учащиеся не могут себе представить, что же такое «онлайн школа» И это не удивительно, так как для нас — это новый формат образования, хотя кто не слышал о дистанционном обучении? Но вот о чем конкретно речь, давайте попробуем разобраться поподробнее.

Если попробовать сформулировать определение, то онлайн школа – это система образования, в котором используются дистанционные технологии обучения. Звучит очевидно, но так и есть. Под онлайн школой можно понимать и традиционное учебное заведение, в котором дети сидят на уроках в классах, но удаленное обучение применяется, как дополнительный формат. Мы будем понимать под онлайн школой именно ту, в которой учащиеся учатся только удаленно, т.е. у себя дома.

C развитием информационных технологий стало легко учиться в интернете, и многие курсы по изучению иностранных языков , общеобразовательных предметов, уроков Корана стали носить название «Онлайн-школа»

Онлайн обучение «вчера»

Возможность учиться, не приходя в классы и аудитории, была интересна всегда.

Кто как-то сталкивался с удаленным обучением еще буквально пару лет назад, тот прекрасно знает, что онлайн школ было мало развито. Уже не первый год существуют школы, которые предлагают обучение экстерном, или школы, в которых удаленно могут учиться.

Дистанционное обучение «сегодня»

Для обеспечения настоящего домашнего обучения детям и взрослым необходима специализированная школа, которая занимается только таким видом образования, где процесс онлайн-обучения централизованно организован и постоянно изучается и усовершенствуется. Так как же выглядит онлайн обучение в нашей школе на сегодняшний день?

В то время, когда интернет предоставляет возможность полноценно общаться друг с другом за тысячи километров, слышать и видеть собеседника в режиме онлайн, онлайн школа может организовать обучение на самом высоком уровне. И если еще недавно удаленное обучение было пересылкой обыкновенных писем, то сегодня онлайн-школа имеет множество преимуществ:

  • Уроки проводятся в реальном времени, после доступна запись.

    Такие программные продукты, как Zoom а также их аналоги, позволяют проводить онлайн-уроки и хранить их в записи, чтобы дети могли посмотреть урок в прямом эфире или потом в любое удобное время. А разве можно «переслушать» еще раз учителя в школе?

  • Индивидуальное общение ученика с учителем.

    Современные чаты в Telegram и Zoom позволяют удобно и в любое время задать вопрос учителю, а если необходимо, то прикрепить картинку или любой другой файл для уточнения вопроса или ответа на него. Что немаловажно, то задавая вопрос в чате, ученик не будет стесняться спросить что-нибудь глупое и неважное, чтоб его не засмеяли одноклассники. В чате можно спросить все, что не понятно, даже самую мелочь, учитель обязательно все объяснит и тема будет понятна, а не просто «прослушана».

  • Проводятся интересные и качественные уроки.

    При записи уроков учитель так или иначе обязан готовиться к ним очень тщательно. Ведь если на обычном уроке можно оговориться, что-то показать «на пальцах», не приготовив демонстрационного материала, или потратить часть урока на организационные моменты, то при записи урока так нельзя. Видеоурок – это только полезная информация и отсутствие слов не по теме, это максимум иллюстраций и демонстраций и высочайшая ответственность учителя. И хоть все учителя обычные люди и тоже могут где-то ошибиться при записи материала, но качество видеоурока всегда в среднем превышает традиционный школьный урок в классе.

  • Предоставляется возможность родителям принимать участие в обучении и контролировать успеваемость детей.
  • Темы уроков, домашнее задания хранятся в электронном журнале, который можно посмотреть в любой момент.

    Там же видно, какие из уроков были не изучены, а какие следовало бы повторить еще раз.

  • Ведется постоянная проверка знаний.

    Если в традиционной школе могут или спросить на уроке или нет, то при онлайн-обучении действует по-настоящему индивидуальный подход. Все учащиеся обязаны периодически сдавать оговоренные виды работ в определенный срок и по результатам родители и сам ученик будет прекрасно понимать какая тема усвоена полностью, а какую неплохо бы изучить поподробнее.

Можно перечислять еще множество преимуществ онлайн школ в сравнении с определенными учебными заведениями по специализированным направлениям, в которых учащиеся сидят в классах.

На сегодняшний день наша онлайн-школа предоставляет широкие возможности приобретения уроков по направлениям для детей и взрослых,не ограничиваясь в возрасте. Наши преподаватели стараются по максимуму передать ученикам полноценные знания, ничем не уступающие традиционному получению знаний.

darulfurkan.ru

Чему учат сегодня в школе, и что возмущает родителей?. Новости. Первый канал

Экзамен для школьных учителей был добровольным и анонимным. Эксперты Рособрнадзора хотели оценить уровень учителей в целом. Но даже «общая температура по больнице» оказалась низкой.

«Около 20% педагогов испытывают проблемы в предметной подготовке, И около 80% учителей не владеют навыками объективного оценивания детских работ», — заявил начальник Управления Рособрнадзора Евгений Семченко.

Самые худшие результаты по математике. Половина школьных учителей завалили экзамен. Вопросы того самого теста мы попросили оценить Дмитрия Гущина — лауреата премии «Учитель года». Возможно, сами задачи составлены некорректно? Оказалось, что некоторые рассчитаны на детей, поступающих в математические вузы. Другие задачи, наоборот, показались Дмитрию Дмитриевичу слишком, даже до обидного легкими.

«Установите соответствие между величинами и их возможными значениями. Высота здания, рост девочки. А зачем это учителя спрашивать? Мы что, считаем, что учитель не знает, какая величина здания и какой рост девочки?» — недоумевает Дмитрий Гущин.

Но на экзамене именно эта задача на логику поставила в тупик учителей. По результатам теста, девочка оказалась все-таки выше здания.

«С этой задачей справилось только 45% участников нашего исследования. У нас есть в ЕГЭ аналогичная задача. С ней, как правило, справляются 90%», — отмечает Евгений Семченко.

Получается, что от детей учителя требуют больше, чем могут сами. Авторитет подкреплен статусом. Из поколения в поколение передается правило, что звонок звенит для учителя. А школьные требования обязательны для учеников. И двойные стандарты касается не только знаний.

Видеозапись из школьной столовой прислали в редакцию родители учеников одной московской школы. Другой снимок сделан во дворе другой школы в Башкирии. Дети переобуваются в сменную обувь прямо на крыльце. Сложно представить в аналогичной ситуации завуча этой же школы. В современном обществе, где у каждого в кармане камера, нарушения и злоупотребления не скроешь. Например, домашнее задание тем же первоклассникам, которое запрещено федеральными стандартами образования. Но на этот запрет как раз школа готова закрыть глаза. В Интернете множество роликов с первоклашками за уроками, которые выкладывают сами же родители. Учителя обычно дают задание с формулировкой «по желанию». Но родители все равно понимают: надо выполнить, иначе ребенок отстанет от класса.

Зачем Людмила Валерьевна нарушает закон, на первый взгляд, непонятно. Но если представить, что родители перестанут делать часть работы с детьми, за результат в конце года целиком ответит учитель. А так всегда можно сказать: «Недоработали дома».

Вот, например, видеозапись, снятая учениками уже 8-го класса в школе Самары. В том, что класс не освоил предмет, учитель обвиняет родителей.

Эксперты системы образования утверждают, что задание на дом по объему должно быть не больше трети того, что успели сделать на уроке. Но именно непомерной домашней работой педагоги любят компенсировать неэффективно проведенное время в классе. Тест Рособрнадзора показал, что половина школьных учителей в России не умеют доносить информацию и не знают, как заинтересовать детей. Педагоги не готовы ни к провокациям со стороны учеников, ни к конфликтным ситуациям.

«Вы откройте новостные ленты, что творится вообще. До чего дошли учителя. Вот эти крики, знаете, про маленькую зарплату, невыносимые условия труда. Ну, ребят, ну, не идите в эту профессию. Да, у нас большие проблемы с детьми. Да, все это прекрасно знают. Но что у нас творится со школой?» — недоумевает мама пострадавшего школьника Ульяна Меньшикова.

Сына Ульяны Меньшиковой дети травили в школе несколько месяцев, а на этой неделе компания детей жестоко избила его прямо на школьном дворе под камерами наблюдения. Несмотря на это, администрация школы пыталась скрыть нападение.

«Сейчас школа, как она себя позиционирует, оказывает образовательные услуги. Так что же это, простите меня, за услуга такая? Что я отправляю своего ребенка и я не знаю, вернется ли он из этой школы живым? Первый вопрос мне все задают, будете ли вы переводиться в другую школу? А, позвольте, почему бы в другую школу не перевестись директору, завучу, классному руководителю и всем тем, кто травил моего Илью?» — говорит мама пострадавшего школьника.

Ульяна Меньшикова считает, что если ее сын уйдет, а обидчики останутся, это будет плохим уроком для всей школы. Ведь в этих стенах нужно учить не только математике, но и справедливости.

 

Петр Толстой

Конечно, образование — одна из таких сфер, в которой все все понимают, и от этого еще больше споров и предвзятых суждений. И именно поэтому сегодня мы пригласили в нашу студию министра просвещения России Ольгу Васильеву.

www.1tv.ru

Идти сегодня в школу или нет?

Учить прогулам тебя бессмысленно.. Вопрос, в каком ты классе?

Мда, ты о своем будущем думаешь вообще? Как ЕГЭ будешь сдавать?

Боже мой, иди в школу, пиши сочинения. 2 раза прочитал, ничего не понял. Ты хотя бы думай, что ты пишешь и что все это должны понять другие люди

Иди в школу! И нет, не потому, что надо, а хотя бы для того, чтобы уметь формировать предложения, чтобы передать корректно свою мысль. Иди!

вам школу бесплатную государство обеспечивает… а вы как безумные амебы — хочу, не хочу… спасибо говорить надо учителям, и учиться

touch.otvet.mail.ru

Не хочу вести ребенка в школу

Часто сегодняшняя школа не любима ни детьми , ни родителями. Школьная жизнь — это жизнь в перегрузке, прежде всего, в психологической. Есть ли альтернатива современной школе? Мы узнали у директора Студии свободного обучения «Стрижи» Анны Борисовны Кирилкиной.

          Учителя сегодня тоже находятся в перегрузке. Чтобы хоть как-то выжить, большинство работают на две ставки а после подрабатывают репетиторством.
Педагог — профессия творческая. Но большинству учителей на творчество не остается ни сил, ни времени. К сожалению, из-за этого страдает качество преподавания и общения с детьми.
В новом законе «Об образовании» школа предоставляет образовательную услугу, а воспитанием теперь не занимается. Но взрослые в министерстве могут писать любые законы, от этого природа ребенка не меняется: дети всегда хотят играть, двигаться, а многие и шалить. Надо постараться заинтересовать ребенка тем предметом, который не входит сейчас в сферу их детских интересов. А что по факту на уроках? Порой минут по 20 «наводят дисциплину», чтобы хоть как-то вести урок, или занятие проходит в гуле и шуме, дети «сидят» в телефонах, при этом учитель что-то говорит у доски — так по крайней мере «не мешают вести урок».
На нарушителей дисциплины, а по сути, детей, не замотивированных на учебу, нет никаких рычагов воздействия: из класса выгнать нельзя — его обязаны учить, на двойки он не реагирует… Разве можно научить насильно?

Страдают все — и учитель, и дети, которым невыносимо находиться в такой обстановке. В результате портится здоровье, а самое печальное — проходит школьное детство в ненависти к школе и учителям.

Что же делать тем родителям и детям, для которых образование — ценность?Понять, что сегодня бесплатное качественное образование в школе — это миф. За качественные знания придется платить репетиторам. Многие родители обращаются к ним, начиная уже с 1-го класса. По факту, в школе теперь проверяют, хорошо ли поработали родители с репетиторами дома. Но сколько времени, сил и нервов тратится в школе! Да еще и школьная среда, в которой ребенок находится часто в униженном состоянии, под психологическим давлением, он все время кому-то «должен», всегда виноват.

        Посмотрите фильм «Дневник мамы первоклассника» со Светланой Ходченковой в роли мамы: в нем очень точно показана семья первоклассника. «Благодаря» школе в семье начались постоянные конфликты, даже зашел разговор о разводе…
Так что же делать? Если не в школу, то куда? Мы ведь обязаны выучить ребенка! Сегодня есть возможность воспользоваться семейной формой образования. Но далеко не каждый сможет и захочет обучать ребенка дома, это подходит не всем.

Я для себя нашла решение — объединилась с такими же, как я, родителями. Мы наняли учителей, арендовали помещение, и вместо школы наши дети стали учиться по семейной форме в теплой дружной компании. Как известно, чтобы вырастить человека, одной семьи недостаточно, нужен целый Мир. Вот и мы много общались, ходили в гости, вместе путешествовали…
Мы были довольны, дети счастливы, а все вместе были свободны!

Мы не делали уроки до 11 ночи из страха, что завтра поставят «двойку», у нас не было душераздирающих разговоров про школьные беды и несправедливых училок, нас не беспокоили оценки… Если нам хотелось, мы отменяли занятия и шли гулять, праздновать день рождения, ездили к бабушке в деревню на юбилей, отдыхали не в школьные каникулы, а когда устали… Мы могли весь день кряду вместе читать вслух книгу, которая всех увлекла, заниматься математикой или географией, потому что интересно, и не бросать это занятие, потому что прозвенел звонок.

Мы сдали аттестацию первый раз в 4-м классе, получили свои «пятерки». Конечно, было приятно, но ведь не в них дело! Мы — свободны! А это дорогого стоит!

Как результат — дети здоровее, они не боятся взрослых, легко общаются, умеют дружить. Учатся, в основном, с желанием, успевают и на музыку, и на танцы, и в бассейн, и на рукоделие в Школу ремесел, и в изо-студию. Дети живут своей детской полноценной жизнью, у них горят глаза, им всего хочется…
А в понедельник с удовольствием спешат на встречу к друзьям и учителям, ведь там будет что-то интересное, «там меня ждут»!

Мои дети выросли, но это дело — организация и обучение по семейной форме — меня увлекло, я продолжаю им заниматься. Дети 6–12 лет каждый день собираются стайкой, чтобы вместе учиться, дружить, играть, творить. Мы называем их «Стрижи» — они очень похожи на легких, весело щебечущих птах, всегда занятых своими делами, новыми идеями, у которых вся жизнь — красивый свободный полет!

domarh.ru

Зачем сегодня нужна школа?

Psychologies: Вы похожи на коллекционера, в собрании которого – самые неформатные школы мира. Зачем вам это? Какова цель?

Александр Мурашев: Я ставлю перед собой два главных вопроса: для чего сейчас вообще нужна школа и что такое сегодня хороший учитель. Они могут показаться глупыми и смешными, но когда я сам себе их задал, то понял: у меня нет ответа. А российская система образования, как мне кажется, даже боится их задавать. Но эти вопросы неизбежны.

Мне 31 год, и вторую половину жизни, то есть последние лет 15, я наблюдаю, как быстро все меняется. Тинейджером я перематывал в аудиокассетах пленку карандашом и молился, чтобы диджей правильно выговорил имя исполнителя, а сейчас у меня в телефоне есть любая песня, какую я захочу послушать. В университете я передавал через соседей записки девочкам, а сейчас обмениваюсь с ними сообщениями в мессенджерах и могу связаться с кем угодно. Когда был подростком, то охотился за информацией, а школа позиционировалась как место, где учителя делятся с нами сакральными знаниями.

Тинейджеры не понимают, зачем проводить долгие часы в четырех стенах, узнавая факты, которые они за минуту найдут в интернете

Сегодня от информации труднее защититься, чем получить ее. Нынешние тинейджеры не понимают, зачем им проводить долгие часы в четырех унылых стенах, узнавая факты, которые они найдут в интернете за несколько минут – быстрее, чем учителя.

Но если школа больше не то место, где мы получаем знания, то для чего она вообще нужна? Вот что я хочу понять. И я задаю этот вопрос везде, где бываю. Чаще слышу такой ответ: в школе мы получаем те навыки, которые передаются только от человека к человеку. Например, в датских школах детей учат взаимодействовать, разделяя на группы для совместной работы прямо во время урока. Это не в нашей традиции – я хорошо помню, как учителя говорили: «смотри в свою тетрадку и не разговаривай». А здесь даже оценка ставится одна на группу. Хочешь высший балл – работай на успех команды.

Школа Orestad в Дании.

А был ответ, который вас удивил?

Я получил его в шведской Egalia. Это, пожалуй, самая провокационная из всех европейских школ. Туда принимают детей в возрасте от одного года до шести лет, и там нет разделения по полу. Каждый ребенок сам решает, мальчик он или девочка, чем ему заниматься, во что играть, а педагоги со всеми обращаются одинаково.

Школа – это место, где ребенок учится сосуществовать с разными, непохожими на него детьми

Занятия там построены на книгах, причем подобранных особым образом. Например, я видел книгу о том, какие разные бывают семьи: семья, где есть две мамы, или чайлдфри-семья. И у детей с самого раннего возраста складывается представление о многовариантном мире.

На мой вопрос учителя, которые работают в Egalia, ответили так: школа – это место, где ребенок учится сосуществовать с разными, непохожими на него детьми. А задача учителя – помочь ему в этом. Такой подход меня удивил, потому что для многих из нас школа была местом, где приходилось бороться за себя, а здесь все наоборот: детей не подавляют, принимают любыми. Другой вопрос, куда они попадают потом. На средней ступени образования такой школы в Швеции нет.

Что объединяет школы, которые вы посетили?

Почти все они максимально приближают учеников к реальной жизни. Помню, на моей первой школьной линейке учителя говорили, что будут готовить нас к взрослой жизни. После этого я сменил три школы, и ни в одной у меня не было ощущения, что я получаю знания, которые смогу применить на практике.

Поэтому меня так поразила, скажем, система образования в Финляндии. Во многих школах там обычные предметы заменили изучением явлений. Каждые шесть недель они проходят новую тему. Я был на уроке, посвященном разумному использованию природных ресурсов. По сути, он объединил сразу несколько предметов: иностранный язык, естествознание, рукоделие. Дети выучили английские слова reuse и recycling (повторное использование, вторичная переработка), а учительница рассказала про экономию ресурсов и привела такой пример: вот вы сейчас помыли руки и вытерли их бумажным полотенцем, которое сделано из древесины. А каким еще способом можно вытирать руки, чтобы сэкономить ресурсы планеты? Дети тут же бросились предлагать свои варианты. Кто-то сказал: давайте сошьем полотенца из ткани, и они будут многоразовыми. И на следующем уроке они уже шили эти полотенца.

Чем мне понравился этот подход? Тем, что ребенок сразу может понять, зачем ему новые знания, он видит, как их использовать в реальной жизни.

Школа Orestad в Дании.

Какая из российских школ ближе всего по замыслу и воплощению к увиденным вами за границей?

Однозначно, школа «Апельсин» Димы Зицера. Она заставляет меня гордиться тем, что я родился в том же городе, Санкт-Петербурге. «Апельсин» – это своего рода русский «Саммерхилл». У них нет оценок, домашних заданий, ни одно решение там не принимается без участия детей. «Апельсин» по-настоящему готовит ребенка к взрослой жизни – через полную свободу, опыт принятия решений, через равенство в правах с преподавателями.

Вы проводите в школах от одного дня до недели. Достаточно ли этого, чтобы понять, насколько свободно и уверенно дети себя там чувствуют?

Конечно, одного дня мало. Но взгляд успевает выхватить ключевые детали. Например, в одной финской школе дети не хотели на перемене выходить на улицу – настолько важно им было продолжить начатую работу. А в учительской я заметил на стене фотографии трех детей-диабетиков с подробными рекомендациями по питанию – деталь, традиционная для частной школы, но не государственной.

Кроме того, я всегда стараюсь общаться с детьми неформально, разговариваю с ними наедине, без преподавателей. Этого бывает достаточно, чтобы понять, успешна школа или нет. Способность некоторых подростков 13-14 лет свободно и глубоко мыслить и рассуждать потрясает – говорить с ними интереснее, чем со многими моими ровесниками.

Уровень агрессии в свободных школах снижается. Дети ориентированы на сотрудничество, а не на соперничество

Или другой пример: подхожу к семилетней финской девочке, и она мне на идеальном английском объясняет, что проектирует сейчас на iPad свою работу по рукоделию, а параллельно ведет заметки, что ей в этой работе нравится, а что нет. Она рассказала мне все это с ходу, без всякой подготовки.

Кстати, там же я нашел ответ на вопрос, который волнует многих взрослых: а что будет, если мы предоставим детям полную свободу? Не разнесут ли они школу? Не начнутся ли бесконечные драки и жестокий буллинг? Не закончится ли все как в книге Уильяма Голдинга «Повелитель мух»? Но мой опыт показывает, что все происходит с точностью до наоборот: уровень агрессии в свободных школах снижается. Дети ориентированы на сотрудничество, а не на соперничество.

По каким критериям можно измерить качество обучения в таких школах?

Педагоги там обращают внимание не на оценки, а на развитие личности, на приятие ребенком себя, развитие его уверенности. Говорить об академических успехах со всей определенностью мы сможем лишь тогда, когда дети вырастут. В том же «Апельсине» самый старший класс пока – седьмой. Многие мои знакомые скептически замечают: «Посмотрим, как они сдадут ЕГЭ и впишутся в реальную жизнь».

Конечно, экзамены никто не отменял, поэтому в старших классах приходится искать компромисс между стремлением развить личность ученика, не давить на него требованиями успехов и необходимостью соблюдать стандарты образования.

Школа «Апельсин» Димы Зицера.

Насколько успешен этот компромисс?

Директора школ говорили мне, что, например, у датских учеников действительно более расслабленное отношение к учебе, чем у детей из азиатских стран. Возможно, они не используют свой потенциал по полной программе. Но большинство из них так или иначе поступает в университеты, а значит, достигает определенных успехов.

Время учителей прошло, настало время коучей

Вероятно, в этом помогает то, что учителя в старших классах датских и некоторых шведских школ становятся больше коучами, чем преподавателями. В Дании до недавней реформы вообще был специалист, который помогал старшеклассникам с предэкзаменационной «логистикой» и профориентацией. Например, подросток понимал, что хочет быть адвокатом или актером, и этот человек объяснял, какие предметы ему необходимо подтянуть, даже если они ему совсем не интересны, предлагал план подготовки. Теперь эту роль выполняют преподаватели.

В Швеции и Дании мне так и сказали: время учителей прошло, настало время коучей.

Вы согласны с этой идеей?

Вчера я был во французской школе информационных технологий «42», где ученики (правда, взрослые, старше 19 лет) самостоятельно осваивают программирование. По сути, это огромный крутой офис, где они сидят за «маками» и целый день работают. Правда, они обязаны при этом помогать друг другу. Там нет учителей, потому что в сфере IT все быстро меняется и представления о том, как «правильно», быстро устаревают. Все ответы и решения ученики находят в самостоятельной работе. Что же касается обычной средней школы, то там, на мой взгляд, роль учителя – быть навигатором в потоке информации, помочь находить нужные сведения, отличать правдивую информацию от искаженной и структурировать ее.

Уроки в финской школе.

А учитель как авторитетный взрослый, получается, больше не нужен?

Для меня самого этот вопрос стоит очень остро. Конечно, учитель по-прежнему важен – как ролевая модель. Как человек, который умеет безоценочно слушать и внушать ребенку веру в себя, в свою способность многого достигнуть в будущем.

Можно ли из тех знаний, которые вы получили, путешествуя по разным школам и описывая их в книге, извлечь практическую пользу?

Я не рассчитываю на то, что сотрудники системы образования, прочитав книгу, примутся повсеместно внедрять принципы свободных школ. Но, по моим ощущениям, школьная система будет меняться. Многие старые схемы не работают. Дети перегружены домашними заданиями и смертельно устают. Все больше родителей озабочены тем, чтобы найти хорошую школу, в которой из ребенка не будут вытравливать личность.

Книга помогает узнать о других методах образования, расширить свое представление о том, насколько по-разному можно выстраивать учебную траекторию, и это, мне кажется, полезно каждому.

Что станет финальной точкой ваших поездок?

Мне хочется увидеть образование во всех странах мира, разобраться в нюансах разных систем. И все-таки получить ответы на вопросы, для чего сейчас нужна школа и что такое хороший учитель. Впрочем, книга может закончиться и в тот момент, когда я найду ту единственную школу мечты, про которую точно пойму, что сам хочу в ней учиться.

Книгу «Другая школа» Александр Мурашев пишет в режиме реального времени: при покупке читатель получает готовые главы. За новостями проекта следите в Телеграм, онлайн-книгу можно купить здесь.

Читайте также

www.psychologies.ru

Как узнать, что было в школе, не спрашивая об этом

Очень часто на заданный ребенку вопрос «Как дела в школе?» мы слышим дежурное «хорошо», или «нормально», или «ничего». Как же выяснить подробности и разговорить своего скрытного отпрыска?

Когда родители спрашивают детей о том, как прошел день в школе, их интересуют не только отметки. Любой маме хочется в деталях знать, что происходило с ребенком в ее отсутствие, получить от него развернутый ответ, выяснить, как складывались сегодня его отношения с одноклассниками, с учителями и так далее.

Вот только выведать всю эту информацию у ребенка не так уж и просто, даже если он еще не вступил в период подростковой замкнутости. Большинство родителей просто не знает, как формулировать свои вопросы так, чтобы на них обязательно ответили, причем подробно и обстоятельно.

[reklama]

Эксперты The Huffington Post составили список из 25 вариантов вопросов, которые позволят вам, не спрашивая напрямую, получить хотя бы частичную картину происходившего в школе, узнать, что ребенок думает и чувствует по этому поводу.

  1. Что было самым лучшим из того, что случилось сегодня в школе? А что было самым плохим?
  2. Что тебя сегодня рассмешило?
  3. Если бы ты мог выбирать, с кем бы ты хотел сидеть за одной партой? А с кем бы ни за что не хотел? А почему?
  4. Какое место в школе тебе нравится больше всего?
  5. Какое из слов, которые ты услышал сегодня, показалось тебе самым странным? А может, кто-то сказал что-нибудь очень странное?
  6. Как ты думаешь, если я сегодня позвоню твоей учительнице, что она о тебе скажет?
  7. Ты сегодня кому-нибудь помог?
  8. Тебе сегодня кто-нибудь помог?
  9. Скажи мне какую-нибудь одну новую вещь, которую ты только сегодня узнал.
  10. В какой момент сегодня ты был счастливее всего?
  11. А когда тебе было скучнее всего?
  12. Если космический корабль инопланетян внезапно приземлится в вашем классе, кого бы ты хотел, чтобы они забрали?
  13. Ты хотел бы поиграть на перемене с кем-то, с кем раньше никогда не играл? И кто этот человек?
  14. Расскажи мне о чем-нибудь хорошем, что сегодня произошло.
  15. Какое слово учитель повторял сегодня чаще всего?
  16. Как ты думаешь, чем тебе стоит побольше позаниматься в школе?
  17. Как ты думаешь, чего тебе стоит делать поменьше, когда ты в школе?
  18. К кому в классе, по твоему мнению, ты мог бы относиться получше?
  19. Во что ты чаще всего играешь на перемене?
  20. Кто у вас в классе самый смешной? А почему?
  21. Что ты больше всего любишь есть на обед?
  22. Если бы ты завтра стал учителем, что бы ты делал?
  23. У вас в классе есть кто-нибудь, кто заслуживает наказания?
  24. Если бы ты мог поменяться местами с кем-нибудь в классе, кто бы это был? Почему?
  25. Что самое интересное ты писал сегодня в школе?Эти вопросы позволят и ребенку, и вам посмотреть на школьную жизнь с новой стороны, а также дадут возможность завязать с сыном или дочерью интересный диалог и узнать о собственном ребенке то, о чем вы, может быть, и не подозревали.

Источник

Самое читаемое:
2678 просмотров

www.podelkidetkam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *