Не сделать ли ЕГЭ по истории обязательным?
Фото: lermontovka-spb.ruОтметим важную особенность действий Министерства просвещения: нам сообщают не о принятом решении, а об идее, о возможных перспективах, давая, тем самым, возможность обсудить и высказаться. Для взвешенного решения это, на мой взгляд, оптимальная управленческая тактика.
Сама по себе идея благая: сформировать общий для всех граждан культурно-исторический код и набор понятий, достаточный для взаимопонимания, трактовки причинно-следственных связей, наконец, коллективной ответственности за происшедшее и происходящее.
Но для решения такой задачи требуется иной подход к самому экзамену, к его содержанию и предметности.
Потому что если содержание этого экзамена сохранится в нынешнем виде, то неизбежно случится то, чего допустить нельзя ни в коем случае: у подрастающего поколения сформируется чувство ненависти к этому предмету, а учитывая психологические особенности восприятия, произойдет перенос с учебного предмета на исторические реальности. Что, в свою очередь, может вызвать и какие-то открытые протестные акции.
Вряд ли такую задачу ставят перед собой инициаторы обязательного экзамена по истории, поэтому необходимо критично проанализировать действующий подход к экзамену по истории.
Вы знакомы с типовыми экзаменационными вариантами по этому гибридному (отечественно-европейскому) курсу? Очень советую полистать. Но не затем, чтобы попытаться ответить на сотни вопросов по датам и событиям минувшего тысячелетия, а чтобы задуматься: этот экзамен – зачем? Или, если угодно, – для кого и с какой целью?
Нынешний вариант предназначен для отбора выпускников, стремящихся сделать историю либо своей профессией, либо частью своей профессии; они выбирают этот экзамен, потому что он включен в обязательный набор для поступления в выбранные ими вузы.
Его
сдает только старшеклассник, намеренный продолжить образование по
специальности, требующей соответствующего ЕГЭ-шного сертификата (не
стану говорить здесь о справедливо критикуемой искусственности и
схоластичности предлагаемых экзаменационных заданий). Но именно эта ярко
выраженная «адресность» и делает нынешний ЕГЭ по истории совершенно
неприемлемым в качестве обязательного испытания для всех выпускников
школы: это будет откровенным игнорированием их уже определившихся
направлений профессиональной ориентации. Для них
Поэтому нужно прежде всего определиться с целеполаганием самой идеи и с теми основаниями, из которых выводится необходимость сдачи выпускниками некоего «тотального исторического экзамена» за 1300 лет (еще раз замечу, что в ЕГЭ речь идет не только об отечественных, но и о синхронных европейских событиях начиная со Средних веков).
Так вот: сколько я ни пытался, никакого государственного целеполагания из содержания типовых экзаменационных вариантов вывести не смог. Предлагаемые здесь задания однозначно свидетельствуют, что их авторы – традиционные историки-методисты, худо-бедно решавшие свою извечную, но существенно усложненную задачу: найти максимально формализуемые формы и способы (по возможности их разнообразив) проверки школьных знаний для отсева недостаточно подготовленных к дальнейшему изучению истории.
Но именно поэтому нынешний ЕГЭ по истории обязательным стать не может: ведь он по своей природе есть не что иное, как просто вступительный экзамен для учреждений строго определенного (и численно отнюдь не доминирующего) спектра профессионального образования. Поскольку же львиная доля выпускников на эти специальности идти не собирается, без труда можно представить, что начнется, если потенциальных «естественников» и «технарей» будут заставлять запоминать ради одного-единственного дня сотни совершенно им не нужных и не интересных дат, имен и событий!
Впрочем, гораздо важнее другой вопрос: зачем обществу и государству нужна такая всеобщая проверочная работа… на что?
Если на гражданскую зрелость, то это уж точно не про отсев знатоков.
Нужно определиться относительно компетентностей, которыми должны обладать все без исключения юные граждане, но в наличии или достаточной развитости которых государство не уверено, а считает их чрезвычайно важными для себя. Хотелось бы поскорее узнать эти не известные до сих пор дефициты школьного исторического образования.
Потому что, как известно,
«…Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека,
Залог величия его».
Самостоянье и величие, а не сертификат ЕГЭ.
После 2022 года школьники будут сдавать обязательный ЕГЭ по истории
Фото: globallookpress.com
Вдобавок к экзаменам по русскому языку и математике ЕГЭ по истории может стать обязательным с 2022 года, заявила министр просвещения России Ольга Васильева.
Вскоре экзамен по истории может стать обязательным для всех школьников, сдающих ЕГЭ. Об этом сегодня заявила российский министр просвещения Ольга Васильева.
По ее словам, данная программа может быть опробована в тестовом режиме уже через два года — в 2020 году. Если «пилот» исторического ЕГЭ удастся, то он может стать обязательным уже в 2022 году.
Напомним, что в настоящее время российские школьники в обязательном порядке сдают ЕГЭ по двум предметам: базовому курсу математики и русскому языку. О возможных изменениях в данной системе Васильева рассказала на встрече с активистами Российского движения школьников.
«Это будет экзамен по классической истории, безусловно, по истории Отечества. В 2020 году планируется провести пилот, а после 2022 года экзамен может стать обязательным для всех», — заявила министр.
Оставьте email и получайте интересные статьи на почту
*
Подписаться
Оставить комментарий
Ни один депутат не отказался от пенсионной надбавки добровольно. Месяц прошелНовости партнёров
tsargrad.tv
В каком году введен ЕГЭ? Почему ввели ЕГЭ в России?
Современные школьники и их родители прекрасно знают, что такое ЕГЭ. Жаркие споры и дискуссии ведутся уже несколько лет. Не все согласны с форматом и результатами этого экзамена. Но Минобр остается непреклонным и отменять ЕГЭ не собирается. Давайте узнаем подробнее о том, когда и почему появился этот экзамен.
Когда ввели ЕГЭ в России?
Многие выпускники школ и вузов помнят те времена, когда экзамены сдавали по билетам и никакого тестирования не было. Кажется, что ЕГЭ появился совсем недавно. Но это вовсе не так. Чтобы ответить на вопрос, в каком году введен ЕГЭ, нужно заглянуть в историю всей системы образования.
Еще в прошлом веке, в конце 80-х, появились первые предпосылки. Именно тогда обратили внимание, что существует большой разрыв в требованиях к выпускным и вступительным экзаменам. Вузы предъявляли более серьезные требования. Поэтому вчерашний школьник мог не справиться с вступительными испытаниями.
Итак, в каком году введен ЕГЭ? Факты утверждают, что первые попытки проводились уже в 1997 году. В некоторых школах выпускники могли добровольно участвовать в экспериментах по сдаче тестирования.
Сложно однозначно сказать, в каком году введен ЕГЭ. Разработка и внедрение единого экзамена проводились постепенно.
В 1999-м появились первые разработки. Реализацию идеи не стали откладывать надолго. И уже в 2001 году был организован эксперимент. К нему присоединились не только школы, но и не которые учебные заведения, принимавшие результат ЕГЭ как альтернативу традиционным вступительным испытаниям для школьников.
В качестве экспериментальных выбрали несколько регионов. Участниками первых тестирований стали 30 тыс. человек. Примерно 50 госвузов стали принимать сертификат ЕГЭ, выданный в школе, вместо вступительных испытаний.
Если вести отсчет с момента введения эксперимента, ответ на вопрос, в каком году введен ЕГЭ, будет прост: в 2001-м.
Далее была развернута серьезная кампания в поддержку нового формата экзамена. Население информировали через СМИ, также проводили конференции для преподавателей.
В 2001-2008 гг. не существовало единого списка предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ. Каждый регион формировал перечень самостоятельно.
В 2002 году ЕГЭ еще оставался экспериментом, но к тому моменту число его участников насчитывало 8400 школ и 117 вузов.
В 2003 году 18,5 тысячи школ проводили выпускные экзамены в форме ЕГЭ, а 245 вузов принимали сертификаты у абитуриентов.
Если говорить о том, когда ввели ЕГЭ как обязательный экзамен, можно вспомнить 2004 год. Именно тогда эксперимент посчитали успешным и заговорили о планах на его повсеместное распространение. При этом никто не учитывал мнение недовольных, резко высказывавшихся против ЕГЭ.
Переходный период растянулся еще на несколько лет, пока в 2009 году не были приняты правки в закон «Об образовании». Именно с этого момента ЕГЭ признали обязательным. Даже для тех, кто после окончания школы не планировал продолжить обучение в вузе.
Теперь вы знаете, когда ввели ЕГЭ.
Кто ввел единый экзамен?
Идея ввести ЕГЭ в России принадлежит Владимиру Филиппову, занимавшему пост главы Минобра в 1998-2004 годах. По его мнению, ЕГЭ позволит не только обеспечить качественную проверку знаний, но и победить коррупцию, процветавшую при традиционной форме экзаменов, когда их результат зависел от одного или нескольких преподавателей.
Почему ввели ЕГЭ
Из-за обилия методов обучения и школьных пособий усложнилась проверка знаний. Поэтому нужно было разработать единую систему тестирования и обеспечить одинаковый уровень базовых знаний, с которыми выпускники покидают школу.
Еще одна важная причина введения ЕГЭ, как мы уже упомянули, состоит в противодействии коррупции. Раньше, при традиционном экзамене, результат зависел от преподавателя, что способствовало росту числа взяток. Ведь каждый выпускник желал получить высший балл в аттестате. Результаты ЕГЭ оценивает не преподаватель, а машина, которую невозможно подкупить.
Доступное образование
Еще одна глобальная проблема, с которой призвано бороться ЕГЭ, связана с поступлением. Раньше экзамен нужно было сдавать и в школе, и в вузе. Теперь достаточно один раз сдать ЕГЭ, получить сертификат и предъявить его приемной комиссии вуза.
Теперь в престижное заведение могут пробиться даже школьники из регионов. Раньше они не имели такой возможности. Для поступления в вуз нужно было нанимать репетитора или посещать подготовительные курсы.
fb.ru
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
В декабре 2013 года президент России Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию предложил сделать ЕГЭ вступительным экзаменом в российские вузы и для абитуриентов из стран СНГ, которые сдавали бы единый госэкзамен одновременно с российскими школьниками. Инициатива президента вскоре начала реализовываться: в феврале в СМИ появилась информация о том, что за рубежом, прежде всего, в СНГ, будут открыты десять центров сдачи ЕГЭ.- единые правила проведения
- единое расписание по всей стране
- в ходе экзамена необходимо выполнить задания, сформулированные в стандартной форме
- ответы даются письменно на специальных бланках.
За проведение ЕГЭ отвечает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки — Рособрнадзор — и органы исполнительной власти региона.
Основная масса сдающих ЕГЭ — это школьники, оканчивающие 11 класс. Для них экзамен обязателен.
Есть группа людей, имеющих право на добровольное прохождение ЕГЭ. Это школьники с «ограниченными возможностями здоровья», выпускники школ закрытого типа для детей с девиантным поведением и школ уголовно-исполнительной системы. В качестве альтернативы они могут сдавать традиционный выпускной экзамен.
ЕГЭ сдают по единому для всей страны расписанию, которое составляется в Министерстве образования и науки РФ. Как правило, его проводят в мае и июне. В некоторых случаях есть возможность сдавать экзамен досрочно (апрель) и в другие сроки (июль).Задания ЕГЭ представляют собой КИМы — контрольно-измерительные материалы. Разработкой этих материалов занимается Федеральный институт педагогических исследований. Ежегодно готовятся демонстрационные версии КИМов по каждому предмету, которые выкладываются в интернет для общего доступа.
Почти все КИМы состоят из трех частей. В блок А входят задания тестового типа — с выбором ответа из нескольких вариантов. В заданиях блока B предполагается «краткий свободный ответ» в виде словосочетания или числа. В блоке С необходимо дать развернутый ответ. Блока А нет в ЕГЭ по математике, литературе и иностранным языкам.
Оценка результатов проходит в два этапа. Сначала определяется количество так называемых первичных баллов. Оно складывается из числа баллов, полученных за каждое задание. Эти данные можно узнать в спецификации к КИМам.
Затем первичные баллы переводятся в тестовые с помощью процедуры шкалирования. Максимально возможное число тестовых баллов — 100. Именно тестовые баллы выставляют в свидетельстве о сдаче и именно они учитываются как оценка за вступительный экзамен при поступлении в высшее или среднее профессиональное учебное заведение.
Введение ЕГЭ было связано с присоединением России к Болонской конвенции. Считалось, что единый экзамен сделает высшее образование более доступным. В 2003 году Владимир Филиппов говорил:Разработал ЕГЭ Федеральный центр тестирования, который был создан еще в 1995 году и занимался добровольным платным тестированием выпускников школ. Накопленные центром технологии массового тестирования сделали возможным проведение единого госэкзамена, и с 2001 по 2008 год именно ФЦТ осуществлял эксперимент по введению ЕГЭ.В 2000 году единый государственный экзамен был включен в новый план развития образования, речь о котором шла в распоряжении Правительства РФ: «Поэтапный переход к нормативному подушевому финансированию высшего профессионального образования предусматривает отработку технологии проведения Единого государственного выпускного экзамена и его последующее законодательное закрепление».Соответственно, ЕГЭ был упомянут и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», созданной в 2001 году: «Для повышения объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования предстоит осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена».Первый ЕГЭ был проведен в 2001 году. Законодательной базой для него послужили два постановления Правительства РФ. В эксперименте приняли участие 5 регионов: Якутия, Марий Эл, Чувашия, Самарская и Ростовская области, и, соответственно, вузы этих регионов засчитывали результаты ЕГЭ как вступительные экзамены.Постепенно эксперимент захватывал все больше регионов, вузов и ссузов. В 2002 году ЕГЭ сдавали школьники 16 регионов, а результаты экзамена принимались в 117 вузах. В 2003 году в эксперименте участвовало уже 49 регионов и 245 вузов, в 2004 — 65 регионов и около тысячи вузов.В 2004 году министром образования стал Андрей Фурсенко. Сначала его взгляды на ЕГЭ были неоднозначны: «С точки зрения построения идеологии это правильный шаг, но реализация оставляет желать лучшего». Кроме того, Фурсенко высказывался в пользу принципа добровольности при сдаче ЕГЭ. Однако вскоре министр изменил свое мнение — как сообщалось в прессе, не без влияния президента России Владимира Путина.«во все элитарные и в большинство других вузов можно поступить только либо через репетиторство при данном вузе, либо через платные курсы при нем, либо через целевой прием, который они реализуют, либо через «договорные» школы, которые есть у московских и питерских вузов. И что остается на открытый и честный прием? Ничего. А что делать абитуриентам с периферии, которые не могут попасть ни к репетиторам данного вуза, ни на платные курсы, ни в «договорную» школу (в Москве, например, 100 процентов «договорных» — только столичные)? Оставлять ситуацию такой, какая она есть, нельзя. Надо вводить новую, более объективную схему приема».
За повсеместное введение экзамена выступал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.Педагогическая (и не только) общественность сразу восприняла единый госэкзамен в штыки. Ректор МГУ В.А. Садовничий назвал ЕГЭ «кузницей посредственностей». В газете «Первое сентября» 29 мая 2004 года было опубликовано открытое письмо Владимиру Путину от 420 ученых и педагогов с требованием остановить эксперимент в том виде, в каком он проводится сейчас, и далее проводить реформу образования, учитывая мнение общества. В письме были перечислены аргументы против повсеместного введения единого государственного экзамена:
- невозможность совмещения выпускного школьного экзамена и вступительного испытания в вуз: «Цели общего среднего образования и профессионального высшего принципиально различны»;
- превращение школы в «инструмент натаскивания на ЕГЭ»;
- невозможность достоверно оценить уровень подготовки школьника в ходе одного тестирования;
- претензии к технологии проведения ЕГЭ: «неизбежны массовые списывания, подтасовки, фальсификации»;
- коррупция при поступлении в вуз не исчезнет, а перейдет на уровень школы;
- неизвестна педагогическая и научная база, на которой основан ЕГЭ; если какие-либо эксперименты и исследования и проводились, то их результаты не опубликованы.
В 2006 году зашла речь о том, чтобы законодательно закрепить обязательное и повсеместное проведение единого госэкзамена. Несмотря на то, что руководители профильного комитета Госдумы высказались против законопроекта, он без особых трудностей прошел все инстанции и был подписан Путиным 9 февраля 2007 года. ЕГЭ на всей территории России ввели с 2009 года.«Мотивом введения ЕГЭ явилось желание воспрепятствовать коррупции и поборам в вузах. Это первое. Второе — обеспечить возможность поступления в престижные вузы талантливым молодым людям, которые не имеют возможности добраться до столиц… Эксперимент, который проводится в последние годы, показал, что эти решения являются обоснованными и эффект есть».
Закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена» смягчил некоторые сложности, которые вызывали больше всего критики.
Так, в той или иной степени решилась проблема с творческими и спортивными вузами, а также с лучшими вузами, при поступлении в которые традиционно был высокий конкурс. Последние отбирались на основании особых правил. Всем им разрешили при приеме абитуриентов проводить дополнительные вступительные испытания, причем перечень этих вузов, а также список дополнительных испытаний по специальностям был также официально закреплен. Этот список вместе с сопутствующими данными должен публиковаться не позднее 1 февраля. Московский и Санкт-Петербургский университеты сначала включили в этот перечень, а затем убрали оттуда и закрепили особый статус в федеральном законе.Что касается остальных вузов, имеющих право принимать абитуриентов на основании дополнительных испытаний, то их список неуклонно сокращался. В 2009 их насчитывалось 22 (не считая МГУ и СПбГУ), в 2010 — 11, в 2011 — 8, в 2012 — 6. В 2013 и 2014 в перечне осталось всего 5 вузов: Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина, МГЛУ, МПГУ, Высшая школа экономики и Нижегородский государственный лингвистический университет им Н.А.Добролюбова.Еще одним способом выявить наиболее талантливых детей, которые могли «потеряться» среди набравших высокий балл по ЕГЭ, стало использование разного рода олимпиад, результаты которых засчитывались в качестве вступительных экзаменов.
Вместе с тем были отменены привилегии при поступлении для «золотых» медалистов.
Абитуриент имел право подавать документы в неограниченное количество вузов. Личное присутствие стало необязательным: документы принимались и по почте. Вузы должны были заранее устанавливать проходной балл, чтобы абитуриент мог рассчитать, поступит он в конкретный вуз или нет.Зачисление в 2009 году проходило в три «волны»: 27 июля, 5 и 13 августа. Вся первая «волна» состояла из льготников. Таким образом, абитуриенты с высоким баллом за ЕГЭ вынуждены были подавать документы в другие, менее престижные вузы либо дожидаться «второй» волны. В общем, вступительная кампания-2009 оказалась не вполне успешной и запомнилась многими скандалами и сложностями.В 2010 ошибки предыдущего года были учтены, и зачисление проводилось в две, а не в три «волны». Помимо этого, Минобрнауки ограничило число вузов, в которые абитуриент мог подавать документы: не больше, чем в пять, и не больше, чем на три направления в каждом вузе.В декабре 2013 года в послании Федеральному собранию Владимир Путин заявил о необходимости проведения в 11 классе итогового сочинения, результаты которого также учитывались бы при поступлении в вуз.
В феврале 2014 года был опубликован приказ Министерства образования и науки, кардинально меняющий условия поступления для абитуриентов-2014, а точнее, число вступительных экзаменов. В частности, во многих случаях им теперь придется сдавать новые ЕГЭ, к которым они изначально не готовились. При этом Министерство также дало рекомендацию учебным завдениям не менять список вступительных испытаний, и рекомендация эта по сути противоречит приказу.Хотя эксперимент начался еще в 2001, даже к 2013 году устранить основные нарушения при проведении ЕГЭ все еще не удалось. По данным проверки, проведенной Генеральной прокуратурой, «итоги экзамена не всегда гарантируют зачисление в высшие образовательные учреждения наиболее способных и подготовленных учащихся». Всего выявлено около 900 нарушений законодательства.Утечка заданий и ответов
Способ организации экзамена значительно сокращал возможности для списывания. Однако развитие интернета породило проблему иного рода: утечки заданий и ответов ЕГЭ. Так, в 2007 году школьник из Ленинградской области разместил в интернете ответы на первые две части ЕГЭ по русскому языку за 10 часов до экзамена.В 2008–2013 годах с ростом популярности социальных сетей, в них размещали фотографии заполненных бланков, создавали специальные группы для решения заданий онлайн. Например, в мае 2013 года школьники, сдавшие экзамен на Дальнем Востоке, выложили в соцсети экзаменационные бланки с ответами. Этим воспользовались учащиеся европейской части России, которые успели использовать полученную информацию из-за разницы в часовых поясах. В Белгородской и других областях результаты ЕГЭ у части абитуриентов были аннулированы.В 2013 году Рособрнадзор и руководство одной из самых крупных социальных сетей «ВКонтакте» договорились о взаимодействии во время ЕГЭ-2014. Кроме того, Рособрнадзор заявил, что в 2014 году будут значительно усилены меры безопасности. В частности, вводится перекрестная проверка, когда результаты одного региона проверяются специалистами в другом регионе. Каждый участник ЕГЭ сможет анонимно рассказать о замеченных им нарушениях. КИМы будут доставляться в пункты проведения экзамена не за три, а за один день до его проведения.Аномально высокие баллы
Каждый год обнаруживается, что те или иные регионы набрали аномально высокие результаты ЕГЭ, то есть школьников, получивших 100 баллов, оказалось слишком много. Обычно подобным отличались республики Северного Кавказа, но в 2013 году в числе аномальных оказались Брянская область, Чувашия и Калмыкия. Выяснилось, что в этих трех регионах произошла утечка материалов и школьники смогли прорешать все задания заранее, в ночь перед экзаменом. Работы стобальников были перепроверены специалистами, в 30% случаев результат не подтвердился, но расхождение получилось всего на 1–2 балла.В 2013 Генпрокуратура в результате проверки выявила, что в некоторых регионах велико число детей, учившихся в старших классах на тройки и при этом получивших на экзамене 90-100 баллов, что дало им возможность поступить в престижные вузы. В частности, в республиках Адыгея, Ингушетия, Дагестан и в Новосибирской области таких выпускников оказалось от 3 до 10%. Однако министерство образования Новосибирской области разъяснило, что подобные расхождения не обязательно свидетельствуют о нарушениях: все усилия школьников в 11 классе направлены именно на сдачу ЕГЭ, а не на успешное прохождение промежуточной аттестации в школе. Кроме того, критерии оценки знаний в профильных школах часто завышены.Махинации с результатами ЕГЭ при поступлении в вуз
В 2011 году в списках абитуриентов, рекомендованных к зачислению в Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова на бюджетные места, обнаружили более 75% «мертвых душ», данных о которых не было в базе сдавших ЕГЭ. Таким образом в университете обеспечивали поступление абитуриентам с низкими баллами, которые были готовы заплатить за это определенную сумму. Списки очистили от «мертвых душ», а ректора вуза уволили.В 2013 году абитуриент при поступлении на факультет государственного управления МГУ сдал в приемную комиссию поддельные документы, в том числе — фальшивое свидетельство о ЕГЭ. По этому факту возбуждено уголовное дело.- Официальный информационный портал единого государственного экзамена — ege.edu.ru
- Федеральный институт педагогических измерений — fipi.ru
- Федеральный центр тестирования — rustest.ru
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) — obrnadzor.gov.ru
- Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий — rcoit.com
- ЕГЭ в цифрах (2004–2011) (инфографика)
- Единый государственный экзамен. Белая книга. М., 2008
- ЕГЭ и судьба российского образования. Белая книга. М., 2009
- Сдают ли ЕГЭ в США и Европе?// интернет-издание МГУ «Татьянин день». 18.10.2009
- Французы сажают, мы — исключаем// Российская газета. 29.06.2011
- Основные сведения о ЕГЭ на официальном портале
- Приказ Минобрнауки России от 28 ноября 2008 года N 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования»
- С 2020 года ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным предметом// РИА Новости. 16.07.2013
- Биография Владимира Филиппова на сайте РИА Новости
- Министр образования России Владимир Филиппов: «Иного нам не дано»// Красноярский рабочий. 15.04.2003
- История Федерального центра тестирования
- Распоряжение Правительства РФ от 26 июля 2000 года N 1072-р
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
- Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 года «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена»
- Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2002 года «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена»
- Российские школьники пойдут в вузы без вступительных экзаменов// Лента.ru. 04.06.2001
- Российских школьников уравняют во вступительных правах// Коммерсантъ-Деньги. 15.10.2002
- 25 апреля — пробный ЕГЭ// Сегодняшняя газета. 24.04.2003
- Около 900 тысяч выпускников школ из 65 регионов России в этом году принимают участие в эксперименте по ЕГЭ// РИА Новости. 06.04.2004
- В России в двадцатый раз отмечается Всероссийский День знаний// РИА Новости. 01.09.2004
- Контрольная работа над ошибками// Коммерсантъ. 28.09.2010
- Общественная палата РФ поддерживает законопроект о едином госэкзамене// РИА Новости. 23.11.2006
- Все российские вузы в перспективе будут учитывать результаты ЕГЭ// РИА Новости. 27.06.2005
- Путин положительно оценивает эксперимент по введению ЕГЭ// РИА Новости. 25.01.2005
- Эксперты выступают против обязательного введения единого госэкзамена// РИА Новости. 16.10.2006
- Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 года N 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена»
- Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2008 года N 294 «Об утверждении Правил отбора государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности»
- Приказ Минобрнауки РФ от 5 сентября 2008 года N 256 «О перечне направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности»
- Порядок приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 26 декабря 2008 года № 396
- Приказ Минобрнауки от 24 февраля 2009 года № 58 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 396 «Об утверждении Порядка приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год»»
- Как лечить ЕГЭ// Российская газета. 17.09.2009
- Приказ Минобрнауки РФ от 21 октября 2009 года № 442 «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования»
- Школьник, разместивший ответы на ЕГЭ в интернете, пересдал экзамен// РИА Новости. 26.06.2007
- Скандалы, связанные с публикацией результатов ЕГЭ в интернете// РИА Новости. 27.05.2013
- Спалили всю малину// Лента.ru. 31.05.2013
- Рособрнадзор и «ВКонтакте» будут сотрудничать во время ЕГЭ-2014// РИА Новости. 07.10.2013
- Русский язык не главное// Независимая газета. 16.07.2009
- «Мертвые души» из «второго меда»// Наука и жизнь. 04.08.2011
- Минобрнауки выявило регионы с рекордным количеством высших баллов ЕГЭ// Известия. 02.07.2013
- ЕГЭ: от истории вопроса к плюсам и минусам реформы// Аргументы и факты. 23.04.2013
- Президент подписал закон об особом статусе МГУ и СПбГУ// Российская газета. 11.11.2009
- Перечень государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется право проводить в 2009 году дополнительные вступительные испытания профильной направленности, а также направлений подготовки (специальностей) в этих учреждениях, при приеме на которые могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности
- Право на экзамен// Российская газета. 04.03.2010
- Не экзаменом Единым// Российская газета. 22.03.2011
- Шесть вузов смогут проводить дополнительные вступительные экзамены// Российская газета. 12.12.2011
- Пять вузов России смогут проводить в 2013 году дополнительные экзамены// Российская газета. 11.12.2012
- В Москве возбудили дело о поступлении в МГУ по поддельным документам// Газета.ru. 30.09.2013
- С 2014 года Рособрнадзор вводит перекрестную проверку ЕГЭ// ИТАР-ТАСС. 17.10.2013
- Генпрокуратура России проверила исполнение законодательства при проведении ЕГЭ в текущем году// сайт Генпрокуратуры РФ. 28.11.2013
- Сравнения текущих и годовых результатов по пятибалльной шкале с результатами государственной итоговой аттестации не дают оснований для выводов о наличии нарушений — Минобрнауки Новосибирской области// сайт министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. 10.12.2013
- Путин предложил проводить ЕГЭ в СНГ// Лента.ru. 12.12.2013
- Выпускное сочинение будут учитывать при поступлении в вузы// Лента.ru. 12.12.2013
- Дополнительные вступительные экзамены разрешили проводить пяти вузам// Лента.ru. 18.01.2014
- За рубежом создадут десять центров сдачи ЕГЭ// Лента.ru. 19.02.2014
- Приказ номер один// Лента.ru. 18.02.2014
megabook.ru