Расширение границ Москвы (2012 год) — Циклопедия
Расширение границ Москвы — расширение границ столицы Российской Федерации с 1 июля 2012 года. Его проект предложил 17 июня 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на Петербургском международном экономическом форуме.
При мэре Москвы Юрии Лужкове несколько раз поднимался вопрос о расширении границ столицы, в том числе путем слияния Москвы и Московской области. Подобные предложения наталкивались на противодействие со стороны мэра. После увольнения Лужкова президентом Медведевым в октябре 2010 года вопрос о расширении Москвы вновь стал на повестку дня.
Москва после расширения, согласно первоначальному предложениюРасширение границ города федерального значения Москва, создание Московского Федерального округа, вынесение за пределы МКАД многих административных, государственный учреждений (например, Госдуму).
11 июля был озвучен план расширения со стороны мэра Москвы Собянина и губернатора Московской области Бориса Громова. В Москву будет включено 144 тысячи гектара территории, которые передаст Московская область, столица станет больше в 2,5 раза. В пользу Москвы передаются районы деревень Новогромово, Ватутинки, Филимонки, Хмырово и Безобразово.
Мэр Москвы Сергей Собянин поддержал предложение Медведева, назвав идею расширения Москвы мощным инвестиционным проектом, который выпустит джинна из бутылки. Помимо этого Собянин поддержал перенесение государственных и административных учреждений за пределы МКАД.
На заседании правительства Москвы 6 июля 2011 года было принято решение по которому, территория столицы увеличится почти на четыре квадратных километра. Область, в том числе, передаёт Москве территорию Люберецких полей аэрации и полигон твёрдых бытовых отходов «Некрасовка». Напомним, что расширить границы Первопрестольной поручил Дмитрий Медведев. Это потребовалось, чтобы вывести за пределы МКАДа государственные учреждения и улучшить тем самым транспортную обстановку в городе.
[править] Уточнение проекта расширения границ Москвы
Карта с планами расширения Москвы, представленная 19 августа 2011 года на сайте mos.ruВ августе 2011 года на сайте мэрии Москвы опубликованы уточненные планы расширения границ Москвы и соответствующая карта. Новая версия планов расширения Москвы под названием «Проект согласованных предложений властей столицы и области по расширению границ Москвы» подразумевает, что в новые границы Москвы, войдут 22 муниципальных образования. А суммарная площадь присоединяемых к Москве территорий должна составить 160 тысяч гектаров. Согласно опубликованной карте, в Москву войдут сельские поселения Марушкинское, Первомайское, Сосенское, Булатниковское, Десеновское, Краснопахорское, Шаповское, Новофедоровское, Михайлово-Ярцевское, Вороновское, Кленовское, Роговское и Успенское. В Москву должны быть также включены населенные пункты Видное, Щербинка, Коммунарка, Троицк и Внуково.
Как сообщала газета «Успенское шоссе» (№ 24 (112), 2011 год), земли Успенского округа будут присоединены к Москве без населенных пунктов.
[править] Реализация расширения Москвы
7 декабря 2011 года на внеочередном заседании Московской городской Думы было принято постановление «Об утверждении Соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью». Данное Соглашение предусматривает включение в состав Москвы 21 муниципального образования, в том числе 2 городских округов, 19 городских и сельских поселений на юго-западном направлении, а также трех участков территории на западе от Москвы. Кроме того, в связи с фактически сложившимся землепользованием предлагается передать области часть территории в районе столичного Куркино. В целом в состав Москвы предполагается включить 148 тысяч гектаров, в состав области — 1,4 гектара
27 декабря 2011 года Совет Федерации утвердил данное Соглашение[4].
Согласно окончательному решению, утвержденному Советом Федерации, в результате изменения границ Москвы и Московской области Москва получила 148 тысяч гектаров новых территорий.[5]
новые границы, карта в 2017 году
В 2013 году началась разработка Генплана столицы. Как и предыдущие проекты, он предполагает расширение Москвы, новые границы которой существенно увеличатся – на карте 2017 года они пролягут по рубежам Калужской области. Уже через несколько месяцев, а конкретно 1 июля текущего года, власти столицы предполагают ратифицировать новый проект. Его содержание – не только план развития, но и новые правила застройки и землепользования. Новая столица будет обладать полицентричным принципом устроения, он предполагался правительством с первых же дней прихода на пост мэра Сергея Собянина.
Новая Москва – обширнейший округ столицы
Масштабы будущей столицы впечатляют. Изначально планировалось ее расширение до 144 700 гектаров, а дополнительные расчеты дали ошеломляющую цифру – 160 000 Га. Только в новом округе в 30-х годах будут проживать полтора миллиона человек, там же будет сформирован 1 миллион рабочих мест. 60% будущей недвижимости придется на жилье для москвичей, 40% – это учреждения административного, коммерческого и социального назначения, такие как больницы, школы, торговые центры, аптеки и прочие составляющие инфраструктуры.
Решение транспортных проблем
Расширение Москвы предполагает строительство автомагистралей в новых границах. На карте 2017 года появятся дороги, развязки и переезды. Но с появлением новых районов и созданием на местности рабочих мест правительство столицы рассчитывает разгрузить действующие автотрассы, поскольку меньшему количеству москвичей понадобится ездить на работу по будням в центр. А, следовательно, нагрузка на автомобильные магистрали снизится, а скорость движения увеличится. В Генплане структурно и четко проработаны транспортные магистрали и связки новых территорий и сегодняшней Москвы.
Читайте также о новой схеме метро Москвы в 2017 году с планируемыми и строящимися станциями.
Автомагистралям и развязкам уделяется пристальное внимание. Проводится тестирование дорог на предмет строительства и реконструкции. Если сегодня магистральные сети составляют 600 километров, то в будущем их километраж увеличится вдвое. Одна половина дорог – проезжие части улиц населенных пунктов, а вторая – непосредственно автотрассы. Главной автомобильной артерией, связывающей столицу и Новую Москву, останется Калужское шоссе.
Серьезная ставка делается на метрополитен. На сегодняшний день одна из его веток доходит до станции Саларьево, в дальнейшем ее планируют продлить до Коммунарки. Разрабатывается проект прокладки еще одной линии от улицы Доватора до поселка Коммунарка, расстояние 18 километров. В середине 30-х годов новые линии метро в данном направлении должны составить полсотни километров. Транспортную проблему призваны решать и электропоезда курского и киевского направлений. На них будут построены дополнительные технологичные пути и запущены скоростные поезда.
Населенные пункты, которые войдут в Москву
Расширение Москвы в новых границах предполагает увеличение столицы на 22 муниципальных образования. Карта 2017 года включит в себя такие сельские и городские поселения: Троицк, Щербинку, Московский, Внуковское, Мосрентген, Сосенское, Воскресенское, Филимонковское, Десеновское, Киевский, Кокошкино, Нефедовское, Марушинское, Первомайское, Рязановское, Краснопахорское, Щаповское, Роговское, Вороновское, Кленовское, Михайлово-Ярцевское и Щаповское.
Судьба растительного мира Новой Москвы
Правительство столицы гарантирует, что зеленые насаждения на территории нового округа не сократятся, а увеличатся. Они будут окультурены и превращены в удобные и эстетичные парки и скверы. Здесь же организуют детские и спортивные площадки, места для отдыха, где можно будет комфортно отдохнуть и заняться спортом. Садоводческие участки останутся на тех же территориях. Дачники смогут спокойно отдыхать в них летом и заниматься подсобным хозяйством, с той разницей, что в дачных домиках можно будет делать регистрацию. Также жители Новой Москвы получат дополнительное удобство – она будет газифицирована.
Работы уже проводятся
Работы по формированию инфраструктуры уже проводятся, например, поселок Румянцево – одна из стратегических точек развития. В нем уже создано до 50 000 новых рабочих мест. Здесь уже запущен в эксплуатацию новый офисный центр «КомСити», индустриальный парк «Индиго» и агрокластер «ФудСити». И таких центров по Новой Москве – дюжина. Они формируются вокруг города Троицка и поселков: Мосрентген, Кленово, Внуково, Вороново, Киевский, Ярцево, Щапово, Рязаново и Рогово. В ближайшем будущем москвичи смогут найти в этих точках развития перспективные вакансии. В Новой Москве проектируется одно очевидное преимущество – плотность возведения сооружений будет оставаться низкой.
Предлагаем вам просмотреть репортаж о расширении Москвы:
Читайте также:
Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
2017god.com
Расширение границ Москвы Википедия
Карта Москвы. Присоединённые в результате реализации проекта территории показаны оранжевым цветомРасширение территории Москвы 2011 года — самый масштабный за всю историю административно-территориального деления города проект расширения территории Москвы примерно в 2,4 раза[прим. 1] за счёт территории Московской области. Основные цели проекта — демонтировать традиционную моноцентрическую структуру Московской агломерации, а также упорядочить градостроительное зонирование, придав только что присоединённым территориям отчётливо выраженную административно-правительственную специализацию[1][2].
В СМИ данный проект, официально презентованный 11 июля 2011 года[3], получил название «Новая Москва»[4][5] — по аналогии с британским проектом модернизации индийской столицы «Новый Дели» (Нью-Дели), как раз отметившим в 2011 году 100-летний юбилей[6]. В обоих случаях расширение столиц предполагалось (и было реализовано) в юго-западном направлении. Хотя в правительстве Москвы больше прижилось название проекта «Большая Москва»[7], по аналогии с «Большим Лондоном». Амбициозный проект «Новая Москва» вызвал различные реакции как среди населения в целом, так и среди представителей администрации. По данным социальных опросов в июле 2011 года, 41 % опрошенных москвичей высказалось за расширение, 41 % — против, а 18 % затруднились с ответом[8].
После официального расширения своих административных границ 1 июля 2012 года[9] Москва поднялась с 11-го на 6-е место в рейтинге крупнейших городов мира по площади, хотя по численности населения город сохранил седьмое место, так как на присоединённых территориях проживало менее 250 000 человек[10].
Территориальный масштаб[ | ]
Контур столицы после присоединения новых земельТерриторию Москвы, в силу её анклавного положения внутри Московской области, проектом планировалось расширить за счёт последней.
Основным направлением развития Новой Москвы было выбрано южное и юго-западное. Согласно пресс-релизу Правительства Москвы[3], данный выбор объясняется:
- оптимальным месторасположением этой территории для выполнен
ru-wiki.ru
Расширение границ Москвы
Поиск Лекций
шениях на фасадах домов и злоупотреблении симметрией в качестве композиционного принципа при сооружении отдельных зданий, ансамблей, городских пространств и целых районов. Трудно согласиться и со слишком плотной застройкой на новых набережных. Такая застройка неудачна на берегу не очень широкой реки; она подавляет конфигурацию недостаточно выразительного рельефа города.
Но вместе с тем необходимо помнить, что мы даем оценку 30-м годам с позиций не только опыта, но и возможностей 60-х годов. Мы делаем это с позиций сегодняшнего дня и именно с этой позиции мы должны оценить основную концепцию этого плана. В то время, когда автомобилей в Москве было немного, в городе были созданы улицы, которые еще длительное время будут удовлетворять требованиям современного городского транспорта, создавать возможность для относительно легкого строительства транспортных развязок даже на важнейших узлах внутри города. В то время, когда Советский Союз еще не достиг современного экономического уровня и технической зрелости, был заложен метрополитен, по сегодняшний день составляющий основу городского транспорта. В те же годы был построен канал Москва — Волга, ставший необходимым условием жизни города.
Общая концепция генерального плана обеспечила условия для гармоничного развития города и его пригородной территории. Несмотря на довольно высокую компактность застройки, она обеспечила условия для создания широких зеленых клиньев, идущих в глубину города. При всех частных спорных вопросах план Москвы был и остается тем единственным генеральным планом крупной столицы мира, который действительно соблюдается и в соответствии с которым осуществляется проводимое строительство. Наше уважение к результатам реконструкции города тем больше, что мы помним о тяжелых годах войны и трудностях послевоенной реконструкции.
Когда Ф. Л. Райт вернулся в США с Первого съезда советских архитекторов, он заявил в августе 1937 г. следующее: «Хотя планы новой Москвы мне кажутся ошибочными, они все же превосходят все, что я видел в планировке городов… Когда Москва будет построена, она, наверняка, будет первым городом мира. Разумеется для меня это устаревшее понятие в сравнении с действительно современной идеей — Бродакр Сити»23. Естественно, что Ф. Л. Райт, будучи сторонником полного отрицания городов, не мог согласиться с планом Москвы. Однако тем большее значение приобретает его положительная оценка генерального плана, с которым он познакомился на съезде.
Большую роль для строительства Москвы сыграла развернувшаяся в 1954—1955 гг. критика украшательских тенденций и преувеличенной монументальности и парадности. Новая направленность архитектурного творчества отразилась не только в создании отдельных зданий, но и в дальнейшем углублении градостроительных концепций в переходе к комплексному строительству целых жилых кварталов и районов.
Неменьшее значение имело постановление Президиума Верховного Совета РСФСР о расширении границ Москвы и создании вокруг нее защитного лесо-паркового пояса (1960 г.). При утверждении генплана реконструкции в 1935 г. территория города составляла 28 500 га, а в 1960 г.— приблизительно 35 000 га. По новому решению территория города увеличивалась до 87 500 га. Эта площадь ограничивалась ныне уже построенной кольцевой автомобильной дорогой длиной 109 км. Кроме того, к городу было присоединено 180 тыс. га зеленого пояса, а это значит, что территория города в целом увеличилась почти в 8 раз. Нет необходимости особенно подчеркивать значение этого мероприятия. Достаточно вспомнить о тех трудностях, с которыми сталкиваются Париж, Лондон и другие крупные города, сжатые устаревшими административными границами. Вместе с расширением границ Москвы был сделан первый шаг к разработке нового генерального плана города, на
115. Г. Е. Мищенко.
Москва; 1961 г. Первый
и третий варианты, по
которым предполагается
приблизительно 1 млн.
человек разместить в зе
леном поясе, а дальней
шее развитие жилых
комплексов вести за
пределами этого пояса
116. Г. Е. Мищенко. Мос
ква; 1961 г. Второй ва
риант, по которому по
мимо го родов-спутни
ков за пределами зеле
ного пояса предполага
ется почти двойное уве
личение числа жителей
в жилых комплексах
внутри зеленого пояса
Варианты
Дальнейшего
Развития
основе которого можно решить вновь возникшие задачи строительства, связанные с новыми, ранее непредвиденными условиями и потребностями. Генеральный план 1935 г. был разработан на перспективу 20— 25 лет. Его срок истек, а основные задачи были выполнены. Фактом строительства города-спутника Крюково* обозначились тенденции, также непредвиденные генеральным планом 1935 г. Аналогично этому в 30-е годы не предусматривали строительства в центре транспортных развязок, создающихся в настоящее время в большом объеме.
Подготовка нового генерального плана Москвы была начата с разработки технико-экономических показателей, которыми должны были определиться основные принципы дальнейшего развития города. Работа над новым генеральным планом стала одновременно поводом для обширной дискуссии о принципах новых решений, развернувшейся, в частности, на страницах отдельных специальных журналов. В качестве главной цели дальнейшего строительства и реконструкции города Н. Н. Уллас назвал «определение принципов организации и условий жизни населения в сферах труда, быта и отдыха, с учетом развивающегося коммунистического уклада», и разработку на этой базе основных показателей и нормативов, характеризующих уровень жизни, который будет достигнут к 1981 г.»24
Внимание участников дискуссии сосредоточилось главным образом на различных возможностях дальнейшего развития структуры расселения. Сегодня** в пределах территории, ограниченной кольцевой дорогой, проживает приблизительно 6 млн. жителей, в зеленом поясе — около 1 млн. и еще 0,6 млн.— на компактной городской территории вне этих границ. Это значит, что в целом в агломерации проживает 7,6 млн. человек. Только в результате естественного прироста эта цифра в 1980 г. вырастает до 9 млн. и это при условии предельного ограничения какой бы то ни было миграции в город.
Естественно возникает вопрос, где разместить этих жителей или как сократить их число. Задача еще усложняется тем, что при условии предполагаемого повышения нормы жилой площади до 15 м2на одного жителя и реконструкции старых районов вместимость территории внутри кольцевой дороги уменьшится до 5—5,2 млн. В пределах Садового
* Ныне это автономный район Москвы — Зеленоград. (Прим. ред.) ** Все данные относятся к началу 60-х годов. (Прим. ред.).
кольца, где в настоящее время работает 1,6 млн. человек, в связи с реконструкцией и существенным увеличением доли зелени предполагается снизить число жителей с 900 тыс. до 300 тыс. Это означает, что на теперешней жилой территории города, включая его зеленый пояс, вместо сегодняшних 7 млн. разместится только около 6 млн. жителей. В связи с этим возникает необходимость продумать вопрос о развитии всей агломерации в дальнейшем.
Несколько вариантов решения наметил в своей дискуссионной статье Г. Е. Мищенко. По-существу его предложения сводятся к тому, чтобы внутри кольцевой дороги разместить 5 млн., в зеленом поясе—1 или 2 млн., а 1 млн.— в городах-спутниках за зеленым поясом. Три его основных варианта сформулированы следующим образом:
1) город — 5 млн., зеленый пояс— 1 млн., города- спутники— 1 млн.,
2) город — 5—5,2 млн., зеленый пояс—1,8—2 млн., города-спутни
ки — 1 млн;
3) город — 5—5,2 млн., зеленый пояс—1 млн., города-спутники —
1 млн., развитие существующих городов на границе зеленого пояса —
0,8—1 млн25.
Спутники предполагается создать на максимальном удалении — 40—50 км, связав их с существующими городами. Их население равнялось бы 100—200 тыс. человек.
Сельскохозяйственные поселки, расположенные в зеленом поясе, тоже должны сконцентрироваться почти в 20 укрупненных населенных местах для 4—6 тыс. жителей. Лучшим Мищенко считает первый вариант. Однако по этому варианту предполагается ограничение численности населения. Два других варианта более реальны, но их осуществление привело бы к высокой концентрации жителей в зеленом поясе вокруг города.
Авторы других проектов считают необходимым использовать зеленый пояс для расселения еще более интенсивно. Такие проекты критикуют, поскольку их реализация свела бы на нет основную функцию зеленого пояса как зоны отдыха и резервуара чистого воздуха.
Очевидно, необходимо искать решение в еще более широких взаимосвязях. Поэтому в 1961 г. была начата разработка районного плана обширной территории, равной 5,1 млн. га с населением 11,2 млн. человек, В этих пределах будет разрабатываться московская агломерация и ее более широкие взаимосвязи, включая всю систему расселения.
Проведем сравнение с Лондоном и Парижем:
Париж Лондон Москва
Город:
млн. жителей………………………………. 2,8 3,2 6
км2……………………………………………………………………….. 104 210 875
Агломерация:
млн. жителей………………………………. 7,7 8,2 7
км2……………………………………………………………………….. 1200 1800 2675
Область:
млн. жителей………………………………. 8,5 10,8 11,2
км2……………………………………………………………………….. 12 000 13 000 5100028
Хотя приведенные цифры прямо наводят на размышление о плотности населения, их все же очень трудно сравнивать. Однако интересно то, что в Москве, на территории самого города, являющейся наибольшей, жителей вдвое больше, чем в Лондоне и Париже. О размерах территории, разрабатываемой по районному плану Московской области, говорит тот факт, что она больше всей государственной территории Бельгии, Дании, Голландии или Швейцарии.
Очень много дискутируют в Москве также о необходимости новых кольцевых дорог и хордовых магистралей и о прокладке новых трасс метрополитена, длина которых должна увеличиться с 76 до 350 км. Задумываются о том, есть ли необходимость подчинять и современные
скоростные автодороги традиционной радиально-кольцевой системе городской планировки. Помимо внутренней сети дорог также интенсивно разрабатывается система связи города с его пригородной территорией. Из поселков и небольших городов, расположенных за кольцевой автомагистралью, ежедневно на работу в город приезжает полмиллиона человек. Еще полмиллиона приезжает сюда по другим делам. Одновременно пригородная территория, особенно в некоторых направлениях, интенсивно посещается с целью отдыха. При этом требования к транспорту вырастут еще больше, поскольку в перспективе на расстоянии 7— 15 км от центра будет проживать 70% всего населения города, что вдвое больше его теперешней доли.
В пределах самого города думают создать несколько комплексно оборудованных секторов по 7—11 тыс. га. В этих секторах было бы жилье и общественное обслуживание, а также места приложения труда и зоны отдыха. Другим элементом должны стать аналогично оборудованные градостроительные районы на 150—350 тыс. жителей, делящиеся на еще более мелкие образования жилых районов для 30—60 тыс. жителей. Обсуждается вопрос о том, должны ли вновь намеченные районы быть концентрическими или же иметь форму клиньев, идущих от центра вплоть до окраины города.
Одновременно с подготовкой генерального плана всей Москвы * и ее области разрабатывается подробная планировка отдельных важных частей города и его пригородов. В 25—30 км от Москвы, в зоне отдыха на Клязьминском водохранилище начато строительство гостиниц и пансионатов. Разрабатывается планировка центра города, важных торговых улиц юго-западного и других районов Москвы.
Москву, Лондон и Париж можно считать исключительными, нетипичными примерами. Однако оказывается, что и у ряда относительно менее крупных городов есть аналогичные проблемы, хотя они и не выступают столь отчетливо на первый план. Кроме того, этим трем городам свойственно интересное развитие работ по генеральному плану. В процессе этой эволюции были использованы самые разные концепции— от традиционного компактного города вплоть до различных поясных систем и систем городов-спутников.
Другие крупныеИнтересные данные для сравнения теории и ее практического исполь-
городазования мы находим и по ряду других городов. Весьма специфичны
проблемы Нью-Йорка, агломерация которого за год вырастает на 200 тыс. жителей. Таким образом, город, сегодня располагающий населением в 10 млн. человек, неустанно приближается к предполагаемой на 1980 г. цифре, равной 20 млн.
Другую характерную группу образуют города, население которых колеблется в пределах около 1 млн. человек. В то время как агломераций, верхняя граница численности населения которых приближается к 10 млн., не наберется и десятка, город с населением в 1 млн. в настоящее время не редкость. Обычно это города, в которых развитие градостроительных концепций в большинстве случаев не приобретает такого драматического характера, как в крупнейших метрополиях мира.
Наиболее ярким примером последовательного и успешного по результатам развития города этой величины, бесспорно, служит Амстердам. Еще в средневековье он относился к наиболее известным городам и портам Западной Европы. В начале XVII в. был намечен интересный план расширения города со 180 до 720 га. План был осуществлен, и этой площади городу хватило вплоть до середины XIX в. Во второй половине XIX в. для Амстердама было разработано несколько планоз расширения. К сожалению, для осуществления приняли довольно схематичное решение. Начало XX в. было отмечено выборочными градостроительными проектами, созданными известными голландскими архитекторами, и в частности Хендриком Петрусом Берлаге.
В 1935 г. на основе предварительных исследований был разработан генеральный план города на перспективу с населением в 960 тыс. человек. Основа этого плана стала исходным моментом для дальнейшего j строительства. В соответствии с ним город строится как компактное целое, что в данном случае обусловлено, во-первых, равнинным рельефом, а во-вторых, сложными гидрогеологическими условиями всей территории. Успешному строительству города, бесспорно, содействует и общая градостроительная дисциплина, характерная для Голландии, и необходимость бережного отношения к каждому квадратному метру земли. В настоящее время разработан новый план, по которому предусматривается увеличение населения города на 100 тыс. жителей и строительство новых районов вдоль скоростных вылетных магистралей.
Примером другого успешного строительства может служить Стокгольм, население которого сегодня несколько превышает 800 тыс. человек, а вместе с близко расположенными 28 городами составляет 1180 тыс. жителей. В данном случае природные условия и в особенности изрезанное побережье не допускают компактного развития. Поэтому город развивается за счет строительства весьма автономных в градостроительном отношении жилых комплексов, которые представляют собой или децентрализованные городские районы, или же специфическую форму спутников, расположенных на небольшом расстоянии от основного города. Таким развитием город обязан проницательной градостроительной политике, благодаря которой в прошлом удалось закупить в окрестностях обширную территорию и создать тем самым предпосылки для планомерного размещения строительства.
Наибольший интерес представляют эти в значительной мере самостоятельные жилые образования, расположенные в западном направлении, вдоль линии скоростной дороги, соединяющей центральную часть города с одной из зон отдыха. Именно на этом участке находится известный жилой район Веллингбю, относящийся к самым замечательным градостроительным решениям послевоенного времени. Аналогичное лучеобразное развитие города характерно также для Копенгагена, новые части которого развиваются вдоль основных вылетных трасс. Общий план города часто сравнивают с формой раскрытой кисти руки.
ПрагаК городам с населением в 1 млн. относится и Прага, градостроитель-
ная концепция которой имеет также свои специфические черты. В предшествующих главах мы уже рассмотрели важнейшие этапы формирования градостроительной структуры этого города, к которым относится развитие предместий, особенно во второй половине XIX и в XX в. Исходным, но не самым удачным моментом этого развития было использование площадей, полученных в результате сноса укреплений в последней четверти XIX в., и закон 1893 г., жертвой которого стали ценные исторические части города *.
Начало новейшего планирования города можно увязывать с 1920 г., когда по закону от 6 февраля была создана Большая Прага, возникшая за счет 37 до того времени самостоятельных городов и поселков. Государственная регулировочная комиссия, созданная для руководства строительством города, получила сверх того полномочия, в соответствии с которыми могла оказывать, влияние на развитие еще 72 населенных мест, расположенных вокруг города.
Градостроительные работы были начаты с проведения уже в начале 20-х годов ряда конкурсов на разработку проектов отдельных городских секторов. В 1929 г. был разработан общий план застройки города, по-
* Автор имеет в виду специальный закон о радикальной перестройке северо-западной части Старого города пражского, где находилась восходящая к средневековью узкая и запутанная сеть улиц с ценной в историческом и художественном отношении, но совершенно не приспособленной к условиям жизни конца XIX века застройкой. В результате реконструкции на месте древней застройки возникли кварталы капиталистического города с доходными домами (Прим. ред.).
117. И ржи Новотный и коллектив. Прага, схема генерального плана; 1963 г. Основные новые жилые районы на 80— 100 тыс. жителей
1 — северный город; 2 — южный город; 3 — юго-западный город
павший, таким образом, в число первых общих генеральных планов больших городов.
В период между войнами можно отметить проведение нескольких комплексных разработок. Мы уже говорили о строительстве района Дейвице, о реализации отдельных идей городов-садов в районах Орже-ховки и Споржилова, строительстве вилл в районе Баба и др. Однако в целом этот период характеризуется продолжением стихийного роста города. И как раз к этому времени относится застройка предместий, которая велась в большинстве случаев хотя и по регулировочным планам, но без необходимой системы.
При этом эволюция современного проектирования Праги весьма ярко отражает общие тенденции, проявлявшиеся в развитии чехословацкого градостроительства. Еще до войны были разработаны проекты отдельных частей города, нашедшие потом отражение в общем плане, по которому довольно подробно была разработана вся городская территория. В смысле традиционного понимания проектирования городов авторы этого плана особо сосредоточивали свое внимание на определении линий улиц и разбивку строительных участков.
В послевоенное время систематическая работа над градостроительным решением города была начата эскизом генерального плана, созданным в 1948 г. В мастерской, которой руководил Иржи Новотный, посте-
пенно было разработано несколько вариантов генерального проекта планировки. В первой половине 50-х годов на градостроительные решения оказали некоторое влияние тогдашние эклектические тенденции. Это выразилось, например, в стремлении создавать компактные городские комплексы и системы парадных проспектов, одновременно предназначенных для транспортного движения.
Благоприятным явлением в развитии общей концепции генплана Праги стало стремление к логичному функциональному членению городского организма, использованию зелени и более внимательному учету потребностей современного городского массового и индивидуального транспорта. Эта эволюция нашла отражение и в характере нового жилищного строительства. Здесь наметился переход от мелких жилых групп к большим организованным системам с комплексным оборудованием. В качестве массового транспорта предполагается оставить основные трамвайные линии и соорудить метро.
При взгляде на утвержденный в 1964 г. генеральный проект планировки города отчетливо видно, что город не представляет собой компактного целого, как Амстердам, но и не достигает такой свободы в планировке, как Стокгольм. Очевиднее всего можно было бы охарактеризовать общую концепцию как систему городских районов, расчлененную зеленью и рельефом и обволакивающую старый центр, неизменно сохраняющий свое ведущее положение *.
Основой всего решения является выделение центра и пяти клиновидных городских секторов, отделенных один от другого довольно выразительными природными и искусственно созданными разделительными элементами. Эти секторы, в свою очередь, членятся главным образом зеленью на отдельные жилые кварталы по 20—40 тыс. жителей и на другие функциональные площади. Теоретическую параллель этого решения можно было бы скорее всего искать в «органической децентрализации» Э. Сааринена. Разумеется, в случае Праги речь идет не о сгруппи-ровании одинаковых по характеру элементов — ячеек, а об иерархической системе: от цельности города через секторы и жилые кварталы вплоть до отдельных микрорайонов. При более подробном изучении плана Праги становится ясно, что, несмотря на довольно отчетливую центрическую форму, речь идет не о радиально-кольцевой системе, а о вполне индивидуальной решетчатой сети основных трасс, в значительной степени обусловленной рельефом.
По генеральному проекту планировки предполагается некоторое расширение площади города, вызываемое необходимостью разгрузить плотно застроенные старые городские кварталы, а также новыми потребностями оборудования, транспорта и зелени. Жилищное строительство сосредоточивается на новых свободных площадях на окраинных частях города. Если до последнего времени строились небольшие новые жилые группы в среднем на 10—15 тыс. жителей, то в ближайшее время перейдут к строительству целых новых жилых районов на 80— 100лыс. жителей.
„Эти новые большие районы проектируются тоже в относительно тесной связи с городом и их можно было бы считать скорее полуавтономными в градостроительном отношении жилыми образованиями, чем городами-спутниками в обычном значении слова. Это обширное новое строительство будет сопровождаться постепенной реконструкцией старых кварталов.
Таким образом, в разработке генерального плана Праги находят отражение как отдельные общие тенденции современного строительства и реконструкции больших городов, так и определенные специфичные черты, обусловленные историческим развитием, значительной территорией
196
* Прага расположена на сильнопересеченной местности, где перепад рельефа достигает 200 м. Кроме того, большое количество оврагов и котловин перерезают возвышенности, образуя естественное членение городской территории. (Прим. ред.)
Проблемы
Реконструкции
Городов
и чрезвычайной ценностью исторического центра, характером рельефа и природными условиями вообще, современным состоянием города и потребностями его дальнейшего развития.
Из чехословацких городов заслуживает упоминания эволюция градостроительных концепций Брно и Братиславы, развивавшихся как в новейшее время, так и в период до второй мировой войны, когда общие решения обоих этих городов были предметом градостроительных конкурсов. Со специфическими проблемами дальнейшего преобразования системы расселения мы встречаемся в Остравской промышленной области и при определении генеральных линий развития ряда других больших и малых городов.
Картину характерных градостроительных концепций реконструкции городов можно было бы еще дополнить новыми проектами реконструкции Филадельфии, некоторыми примерами городов ГДР и ФРГ, грандиозными концепциями современного Ленинграда. От истории современного градостроительства невозможно отделить внушительное по размаху послевоенное восстановление Волгограда, Варшавы, Роттердама, Гавра, Ковентри и десятков других городов.
Но даже анализ лишь ограниченного количества городов показал, что является общим и основным признаком их строительства. В отличие от большинства теоретических представлений на практике отчетливо проявляется тенденция, ведущая к довольно компактному дальнейшему развитию. Об этом свидетельствуют примеры Парижа и Амстердама, Лондона и Москвы и большинства других городов. Если в ряде проектов и вариантов решений и находит место значительная рассредо-точенность, то на практике она пробивает себе дорогу лишь с трудом. Городской организм разгружается только там, где свое влияние оказывают специфические местные условия, не допускающие компактного роста. В данном случае под компактным ростом мы имеем в виду и бесконечные предместья, состоящие из отдельных домиков, типичных как для английских, так и для американских городов.
Тенденция к компактной застройке территории вызывается большими расходами, связанными с расширением площади города. В то же время это такой процесс, который по своему существу может протекать и часто протекает стихийно, без каких бы то ни было градостроительных вмешательств. При этом опыт свидетельствует о том, что компактно застроенная городская территория представляет собой самое большое препятствие на пути удовлетворения новых социальных, эксплуатационных и технических потребностей, реализация которых обычно связана с привлечением новых территорий. Хотя постепенная реконструкция существующих городов дает возможность непрерывно обновлять городской организм, однако большой консерватизм ее исторически образовавшихся планов и материальные ценности старой застройки существенно усложняют любые попытки организации их пространства.
Значительное влияние оказывает и тот факт, что преобразование структуры города в большинстве случаев может быть только результатом довольно длительного развития, в процессе которого необходимо последовательно проводить определенную концепцию. Однако в практике строительства городов такой подход носит исключительный характер. Гораздо чаще наблюдается непрерывная смена взглядов на дальнейшее развитие города, что на практике находит отражение в постепенном появлении новых кварталов и случайной реконструкции внутри города. Такой подход для будущего неприемлем, потому что он не содействует решению сложных проблем современных городов, но, напротив, еще больше их усложняет. Особенно это относится к социалистическим городам, в которых имеются благоприятные условия для их планового преобразования. Поэтому и при реконструкции существующих городов необходимо будет более последовательно использовать прогрессивные принципы современного градостроительства.
13а—1148
Сноски к главе XI
1. Region de Paris. Avaneprojekt de
programme duodecennal. Paris, 1963.
Официально план называется «le plan
d’amenagement et d’organisation de la
Region Parisienne». Он был утвержден
6 августа I960 г.
2. Pierre L a v e d a n. Le plan d’ame
nagement de la Region Parisienne. «La
vie Urbaine». London, 1961, № 6, p. 281—
311.
3. P. Abercrombie. Greater Lon
don Plan 1944, 1945, p. 5.
4. Там же, стр. 22.
5. Там же, стр. ИЗ.
6. Сведения о процессе строительст
ва новых городов регулярно публикует
английский журнал «Town and Country
Planning».
7. A. Armstrong. Erfahrungen
und Entwicklungstendenzen der Gros-
stadtplanungen in England. «Der Archi-
tekt», 1963, № 3, p. 66.
8. Greater London Plan needs early
reconsideration. The Sueveyor and Mu
nicipal and Country Engineer, № 3569,
1960, p. 1209.
9. Royal Commision on Local Govern
ment in Greater London. «Journal of the
Town Planning Institute», 1958, № 9,
p. 237.
10. E. J. Carter, E. G о 1 d f i n-
g e r. The County of London Plan Lon
don, 1945.
11. С. С. Ш е с т а к о в. Большая
Москва. М., 1925. Основная концепция
плана Шестакова очень близка плану
Лондона, разработанного Аберкромби
20 годами позже. Кроме того, она не
вольно напоминает город Фурье.
12. КПСС в резолюциях и решениях
съездов, конференций и пленумов ЦК.
Изд. 7-е. М., 1954, ч., III,стр. 117.
13. Наиболее полно проекты рекон-
струкции Москвы того времени опубликованы в журнале «Советская архитектура», 1933, № 1.
14. Л е Корбюзье. Как реконст
руировать план Москвы. «Строительст
во Москвы», 1930, № 12.
15. Э. Май. Пролетарская Москва—
город коллективов. «Известия», 1932,
15 июня.
16. «Советская архитектура», 1933,
№ 1, стр. 16.
17. Там же, стр. 18.
18. Там же, стр. 19.
19. КПСС в резолюциях и решениях
съездов, конференций и пленумов ЦК.
Изд. 7-е. М., 1954, ч., III,стр. 123.
20. Цитируется по работе Б. Б. Ве-
селовского: Курс экономики и организа
ции городского хозяйства М., 1951,
стр. 129.
21. Генеральный план реконструкции
города Москвы. Постановление и мате
риалы. Изд. «Московский рабочий»,
1936.
22. Там же, стр. 2.
23. F. L. W r i g h t. An Autobiog
raphy. London, 1946, p. 478.
24. H. H. Уллас. Основные направ
ления перспективного развития Москвы.
«Городское хозяйство Москвы», 1961,
№ 1, стр. 7.
25. Г. Е. Мищенко. Регулирование
роста населения Москвы и его расселе
ние. «Городское хозяйство Москвы»,
1961, № 3, стр. 7—9.
26. Данные по Парижу и Лондону
взяты из материалов La Region de Paris.
Paris, 1963. Данные по Москве приво
дятся по журналу «Городское хозяйство
Москвы», 1963, № 3, стр. 43. Данные по
Лондону в целом заменены данными по
Лондонскому графству.
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru
УТВЕРДИЛИ НОВЫЕ ГРАНИЦ МОСКВЫ… Новая Москва – обширнейший округ столицы | Не ври
В итоге территория Москвы увеличилась на 395,1 гектара. Соответствующее постановление об изменении границ Московской области и Москвы было принято также 7 декабря 2011 года Московской областной думой.
В обоих случаях расширение столиц предполагалось (и было реализовано) в юго-западном направлении. Хотя в правительстве Москвы больше прижилось название проекта «Большая Москва», по аналогии с «Большим Лондоном».
Судьба растительного мира Новой Москвы
По данным социальных опросов в июле 2011 года, 41 % опрошенных москвичей высказалось за расширение, 41 % — против, а 18 % затруднились с ответом. Территорию Москвы, в силу её анклавного положения внутри Московской области, проектом планировалось расширить за счёт последней.
Первоначально планировалось включить в состав города около 144 тыс. га земель, что увеличило бы его территорию со 107 тыс. до 251 тыс. га, то есть в 2,35 раза. В утверждённом варианте расширения в состав Москвы включены целиком территории 21 муниципального образования.
Населенные пункты, которые войдут в Москву
По состоянию на 1 января 2011 года общая площадь земель города Москвы составляла (по данным Департамента земельных ресурсов города Москвы) 108083,0 гектара. Данные мероприятия должны подготовить осуществление в полном объёме с 1 июля 2012 года всех полномочий органов государственной власти Москвы на территории, которая переходит в её состав.
Это позволило соблюсти обязательства, установленные законом города Москвы об особенностях организации местного самоуправления на присоединяемых к Москве территориях. Согласно этому закону, все существующие на момент присоединения муниципальные образования сохраняют свои статус и полномочия, какие у них были до присоединения к Москве. Перед департаментом стоят весьма серьёзные задачи, поскольку предполагается, что к 2035 году на территории Новомосковского и Троицкого округов будет проживать 1,5 млн человек.
В рамках развития новых территорий предусматривается в перспективе создание около 1 млн рабочих мест. Разрозненные районы будут связаны дорогами и общественным транспортом. По состоянию на июнь 2016 года — Генеральный план и правила землепользования и застройки присоединенных к Москве территорий разработаны и прошли публичные слушания. По мнению Алексея Скопина, обе главные проблемы города — экологическая и транспортная — не только не будут решены в результате расширения города, но и обострятся.
28 марта 2012 года на заседании рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по защите окружающей среды прозвучала критика проекта расширения Москвы. По словам главы наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, расширение Москвы приведёт к ещё большей гиперцентрализации России.
Проект «Новая Москва» — самый масштабный за всю историю административно-территориального деления города проект расширения территории Москвы примерно в 2,5 раза за счёт территории Московской области. Территорию Москвы планируется расширять за счёт присоединения участка, ограниченного Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги. Известный российский архитектор Олег Шапиро признался МОСЛЕНТЕ, что по-настоящему озабочен судьбой Москвы.
Областное правительство сообщило Минэкономразвития о несогласии с новым генпланом Москвы. Дискуссия о Новой Москве стала одной из самых живых и спорных на Московском урбанистическом форуме 16 октября. Три года назад Москва приросла новыми землями. Насколько оправдало себя расширение административных границ столицы и чем живут присоединенные территории сегодня, выясняла МОСЛЕНТА.
На фоне экономических неурядиц рапорты об успехах в реализации крупнейших строительных проектов на территории Новой Москвы заметно выделяются. О том, как в развитии этих территорий удается достигать столь заметного эффекта, рассказал руководитель департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.
В 2013 году началась разработка Генплана столицы. Как и предыдущие проекты, он предполагает расширение Москвы, новые границы которой существенно увеличатся – на карте 2017 года они пролягут по рубежам Калужской области.
В «новой» Москве зарегистрированы права на 350 тысяч объектов недвижимости. И таких центров по Новой Москве – дюжина. Далее Генеральный план развития территории Новой Москвы планируется вынести на утверждение правительства Москвы в начале 2017 года.
Похожие материалы:
- Показания к применению Описание препарата ЛИНЕКС основано на официально утвержденной инструкции по применению и утверждено компанией–производителем. Вас […]
- Эллиптические тренажеры При грыже поясничного отдела позвоночника тренажеры – очень эффективное средство. Эллиптический тренажер при грыже позвоночника укрепляет […]
- Немеет левая часть тела Выполните МРТ поясничного отдела позвоночника и обратитесь к врачу-невропатологу на консультацию. Иногда возникает чувство онемения в этой […]
velnosty.ru
Расширение границ Москвы в 2012 году
В новейшей истории России с 1995 по 2012 год прирост населения в Москве составил 2,9 миллиона человек, при этом площадь столицы оставалась неизменной. Это привело к тому, что плотность населения в городе по сравнению с европейскими столицами стала очень высокой — 11 тысяч человек на квадратный километр, а обеспеченность жилплощадью низкой — 19 квадратных метров на человека против 23 в среднем по России. В Москве остро стояла проблема жилищного строительства. Для возведения новых домов в границах столицы не хватало места.
К тому же, российские власти планировали создать в Москве международный финансовый центр. Для этого необходимо было улучшить инфраструктуру столицы, включая транспортную. Эксперты неоднократно критиковали организацию транспортных потоков в городе, называя пробки одним из главных препятствий к развитию Москвы и Подмосковья. Многие расширенные и реконструированные в границах города магистрали упирались в узкие подмосковные дороги.
Давно назревшая идея о расширении территории столицы была озвучена президентом России Дмитрием Медведевым на Петербургском экономическом форуме в середине июня 2011 года. Он предложил расширить границы Москвы, создав «столичный федеральный округ», и перенести значительную часть госучреждений за пределы существующих границ города. По мнению Дмитрия Медведева, это улучшит развитие московского мегаполиса, будет способствовать созданию международного финансового центра в Москве и вообще облегчит жизнь огромному числу людей.
Мэр Москвы Сергей Собянин сразу же уточнил, что объединения Москвы и Подмосковья при этом не предполагается.
11 июля в ходе встречи глав Москвы и Московской области с президентом страны градоначальник заявил, что территория Москвы будет расширена за счет территорий, ограниченных Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги.
По мнению властей Москвы и Подмосковь, выбранная для расширения города территория имеет оптимальное месторасположение для выполнения столичных функций Москвы по совокупности градостроительных, транспортных и экологических факторов. У этого сектора Московской области была сравнительно слабая урбанизация, здесь проживало 250 тысяч человек, а фонд застройки составлял лишь 12 миллионов квадратных метров. Кроме того, исторически на западе — юго-западе Подмосковья размещались объекты, способствующие выполнению Москвой функций столицы, в том числе правительственный аэропорт.
Позже было решено территорию города увеличить еще за счет земель на юго-западе Подмосковья, выйдя на границу с Калужской областью.
29 ноября 2011 года главы двух регионов подписали соглашение об изменении границ между Москвой и областью, а 7 декабря его одобрили депутаты законодательных органов столицы и Подмосковья.
27 декабря Совет Федерации Федерального Собрания РФ утвердил изменение границ Москвы и Московской области.
В общей сложности к столице переходило 21 муниципальное образование, в том числе два городских округа — Троицк и Щербинка, а также 19 городских и сельских поселений, входившие в Подольский, Ленинский и Нарофоминский районы Подмосковья. Также к Москве отходила часть территории Одинцовского и Красногорского районов Подмосковья, а к Подмосковью — участок в Куркино площадью 1,4 гектара, где располагался центр МЧС по Московской области. На присоединяемых территориях проживало около 223 тысяч человек, там были расположены 112 образовательных учреждений, 20 учреждений здравоохранения, 94 учреждения культуры и пять учреждений социальной защиты. Согласно документу, изменение границ должно было произойти 1 июля 2012 года, до этого срока объявлялся переходный период.
От идеи до вступления в силу закона о расширении границ города прошел год. За это время власти Москвы и Подмосковья успели четко определиться с новыми границами «Большой Москвы», административным делением, принять изменения в законодательство, а также определить, как изменится жизнь «новых» жителей столицы.
1 июля 2012 года официально произошло изменение границ Москвы. Площадь мегаполиса выросла более чем в два раза с 1,1 тысячи квадратных километров до 2,6 тысячи квадратных километров.
Новые территории разделили на два административных округа — Новомосковский и Троицкий, которые стали для Москвы 11 и 12 по счету. Префектом обоих округов был назначен Алексей Челышев, руководивший ранее префектурой Юго-Западного округа.
Кроме того, в столице появились три вида внутригородских муниципальных образований: муниципальные округа (существующие внутригородские муниципальные образования Москвы), городские округа (присоединенные городские округа) и поселения (присоединенные городские и сельские поселения).
В Новомосковский административный округ, который занимает территорию 360 квадратных километров, вошли один городской округ Щербинка и 10 поселений. В нем расположен аэропорт «Внуково». В Троицкий административный округ, самый большой по площади (1060 квадратных километров) вошли один городской округ Троицк и девять поселений.
Все жители Московской области, проживающие на присоединенной территории, автоматически стали москвичами. Для выравнивания доходов «новых» москвичей с остальными жителями столицы городские власти установили на новых территориях наиболее выгодные для граждан налоговые ставки и меры социальной поддержки.
Согласно внесенным в 2017 году изменениям в генплан Москвы, на присоединенных территориях предполагается создание новых объектов общественно-деловой и социальной инфраструктуры — например, формирование деловых центров в зоне транспортно-пересадочных узлов и новых экономических кластеров. Также предполагается сохранение и развитие объектов производственного назначения, в том числе технопарков, объектов науки и промышленности.
От идеи перевезти столичных чиновников на территорию «новой Москвы», построив там «правительственный квартал», отказались из-за технологических и финансовых сложностей.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
Расширение границ Москвы — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Карта Москвы. Присоединённые в результате реализации проекта территории показаны оранжевым цветомРасширение территории Москвы 2011 года — самый масштабный за всю историю административно-территориального деления города проект расширения территории Москвы примерно в 2,4 раза[прим. 1] за счёт территории Московской области. Основные цели проекта — демонтировать традиционную моноцентрическую структуру Московской агломерации, а также упорядочить градостроительное зонирование, придав только что присоединённым территориям отчётливо выраженную административно-правительственную специализацию[1][2].
В СМИ данный проект, официально презентованный 11 июля 2011 года[3], получил название «Новая Москва»[4][5] — по аналогии с британским проектом модернизации индийской столицы «Новый Дели» (Нью-Дели), как раз отметившим в 2011 году 100-летний юбилей[6]. В обоих случаях расширение столиц предполагалось (и было реализовано) в юго-западном направлении. Хотя в правительстве Москвы больше прижилось название проекта «Большая Москва»[7], по аналогии с «Большим Лондоном». Амбициозный проект «Новая Москва» вызвал различные реакции как среди населения в целом, так и среди представителей администрации. По данным социальных опросов в июле 2011 года, 41 % опрошенных москвичей высказалось за расширение, 41 % — против, а 18 % затруднились с ответом[8].
После официального расширения своих административных границ 1 июля 2012 года[9] Москва поднялась с 11-го на 6-е место в рейтинге крупнейших городов мира по площади, хотя по численности населения город сохранил седьмое место, так как на присоединённых территориях проживало менее 250 000 человек[10].
Территориальный масштаб[ | ]
Контур столицы после присоединения новых земельТерриторию Москвы, в силу её анклавного положения внутри Московской области, проектом планировалось расширить за счёт последней.
Основным направлением развития Новой Москвы было выбрано южное и юго-западное. Согласно пресс-релизу Правительства Москвы[3], данный выбор объясняется:
- оптимальным месторасположением этой территории для выполнения столичных функций Москвы по совокупности градостроительных, транспортных и экологических факторов;
- сравнительно слабой урбанизацией этого сектора, где на тот момент проживало 250 тыс. чел., а фонд застройки составлял лишь 12 млн м².
Первоначально планировалось включить в состав города около 144 тыс. га земель, что увеличило бы его территорию со 107 тыс. до 251 тыс. га, то есть в 2,35 раза[3]. 18 августа анонсируемая площадь присоединяемых территорий была увеличена до 160 тыс. га (то есть территорию Москвы планировалось увеличить в 2,5 раза)[11] В окончательном варианте площадь присоединяемой территории равна 148 тыс. га, то есть территория Москвы увеличилась в результате реализации проекта в 2,39 раза.
Изначально сообщалось, что расширение границ города произойдёт «главным образом за счёт территории, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги»[3]. Впоследствии в план расширения были добавлены территории, не попадающие в этот сектор: участок под Звенигородом для администрации Президента, территория Рублёво-Архангельского под международный финансовый центр и инновационный центр «Сколково»[12]. 18 августа 2011 года Сергей Собянин сказал, что в состав Москвы планируется включить также сельское поселение
encyclopaedia.bid