Аргумент из литературы
Аргументы из литературы к сочинению ЕГЭ 2019. Изменение критериев оценивания аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому 2019
В сочинении ЕГЭ изменились требования к аргументации. Теперь не обязательно приводить два аргумента, подтверждающих вашу позицию. Достаточно обосновать ее. Однако никто не запрещает Вам, как и в прошлые годы, строить свое обоснование(аргументацию) на основе литературы.
Как правильно приводить литературный аргумент?
1) Аргумент должен быть исчерпывающим, не должен представлять собой пересказ сюжета. Следует провести анализ ситуации и героя.
2) Аргумент должен доказывать конкретную позицию. То есть если ваша позиция звучит так: «Нужно бережно относиться к природе, потому что она дает человеку жизнь и только благодаря ей человек может существовать», то в аргументе можно показать:
а) героя произведения или просто ситуацию, при которой очевидно небрежное отношение к природе вредит самому человеку.
б) героя или ситуацию, в которой мы видим, как герой поистине бережно относится к природе, пользуется ее дарами, живет, благодаря природу за все дары.
*Не подойдет аргумент, в которой просто говорится о человеке и природе, (например, восторженные описания природы под авторством Пришвина) или аргумент, в котором герой плохо относится к природе без всяких последствий.
3) Аргумент должен включать в себя микровывод. Необходимо подытожить, к чему вел этот аргумент, что вы доказывали.
Если вы прочитали много:
1) Разберите произведения, которые вы хорошо знаете, подумайте, какие позиции могут доказывать поступки героев и ситуации, описанные в произведении.
2) Убедитесь, что вы хорошо помните название произведения, его автора и имени героев.
3) Учтите, в классической русской литературе, а именно в школьной программе, встречаются не все проблемы, которые могут попасться вам на экзамене. Например, сложно будет писать сочинение по проблеме компьютеризации, основываясь только лишь на произведениях Пушкина, Толстого, Лермонтова и т.д. Тут необходимы новые произведения, написанные гораздо позже.
4) Читайте зарубежную литературу. Можно использовать и произведения современных авторов.
Рекомендуем ознакомиться с оптимальным списк
rustutors.ru
Цитаты, афоризмы и высказывания, которые можно использовать в итоговом сочинении по направлению «Доброта и жестокость». | * Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью. Марк Аврелий * Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми. Конфуций * Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками. Л. Толстой * Доброта не противоположна твердости, даже суровости, когда ее требует жизнь. Сама любовь иногда обязывает быть твердым и жестким, не бояться страдания, которое несет с собой борьба за то, что любишь. И. Бердяев * Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге. К. Ушинский * С помощью сострадания мы превращаем чужое несчастье в своё собственное и, изживая его, оживаем сами. Томас Браун * Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Лев Н. Толстой * Если приходится выбирать между неправдой и грубостью, выбери грубость; но если приходится выбирать между неправдой и жестокостью, выбери неправду. Мария Эбнер Эшенбах * Многим не хватает только благосклонности судьбы, чтобы сравняться жестокостью, и честолюбием, и жаждой роскоши с самыми худшими. Дай им силы на все, чего они хотят, и ты узнаешь, что хочется им того же. Сенека * Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости. Фридрих Ницше * В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным. Марк Туллий Цицерон * Жестокость и страх пожимают руки друг другу. О. Бальзак * Жестче всего тот, кто мягок из корысти. Л. Вовенарг * Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. Л. Толстой * Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям. В. Гюго * Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие. Конфуций * Человек вспоминает о своих скудных запасах доброты обычно когда уже слишком поздно. И тогда он бывает очень растроган тем, каким благородным, оказывается, мог бы он быть. Эрих М. Ремарк * Сколь многие думают, что у них доброе сердце, тогда как это всего лишь слабые нервы. Мария Эбнер-Эшенбах * Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства. Б. Дизраэли * Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой. К. Маркс * Я думаю, что хуже, чем жестокость сердца, может быть лишь одно качество — мягкость мозгов. Т. Рузвельт * Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Ф. Бэкон * Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. Л. Толстой * Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло. В. Вольф * Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней. О. Бальзак * Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Л. Толстой * Доброта лучше красоты. Г. Гейне * Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность. Ж. Гюйо * Мы должны ценить даже одну только видимость добра в других людях, потому что из этой игры притворства, которой они добывают себе уважение — может быть и незаслуженное, — в конце концов может возникнуть, пожалуй, нечто более серьезное. И. Кант * Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинателей зла. Сенека Младший * Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба. Л. Толстой * О некоторых сердцах можно сказать, что они свойства непромокаемого: слезы ближних не пробивают их, а только скользят по ним. П. А. Вяземский * Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. А. Чехов * Награда за доброе дело — в самом его свершении. Р. Эмерсон * Всякая жестокость происходит от немощи. Сенека * Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу. В. Ключевский * Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. В. Ключевский * Добрый находит свой рай на земле, злой же имеет на ней свой ад. Гейне * «Злодеяния остаются злодеяниями даже, если происходят в лабораториях и называются медицинскими исследованиями.» Джордж Бернард Шоу * Чувство сострадания и доброжелательности нередко заглушается безудержным себялюбием. Ф. Вольтер | Аргументы по направлению доброта и жестокость | 1. У. Шекспир «Король Лир» o Порой некоторые проявляют жестокость даже к самым родным людям, не задумываясь о том, с чем они могут столкнуться в ответ. Нужно ли ставить обиду выше милосердия или правильнее будет закрыть глаза на прошлое и проявить доброту? В своей трагедии «Король Лир» Шекспир пишет о том, как главный герой – король Лир – отрекается от собственной дочери Корделии, потому что та отказалась льстить отцу. Две другие дочери не упустили такой шанс, ведь таким образом король решал вопрос о разделении королевства. Однако впоследствии король Лир осознает, насколько лицемерны были его дочери, твердившие ему о высокой любви. Лишь Корделия оказалась добра к отцу и приютила его, когда тот был выгнан ее сестрами из королевства. Уильям Шекспир в своей пьесе показывает, что быть злопамятным и бессердечным в ответ на жестокость – не выход, напротив, нужно отпустить прошлые обиды и проявить доброту. Только так можно разорвать порочный круг взаимных обид. 2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» o Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С. Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости. o Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения. 3. М.А. Шолохов «Тихий Дон» o Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил, выбрав ему в супруги дочь друга Катерину. Сердце же молодого человека принадлежало замужней казачке Аксинье. С любящей Катериной Григорий поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства. o Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости. Он видит несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие, убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать хлеб. Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно, когда безвозвратно потерял родных и близких. 4. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» o В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться. o На войне сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. Но есть исключения, одно из которых описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Андрий воевал против поляков в составе казацкого войска. Они решили взять город неприятеля измором, окружив его блокадным кольцом. В ночь юноша не спал и увидел, как к нему пробралась служанка его возлюбленной, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Тогда Андрий взвалил на плечи мешок с хлебом и пошел во вражеский город. Молодой человек не мог отказать в ответ на этот зов. Женщины и дети не воюют, однако умирают от войны. Герой осознал несправедливость этого явления и помог нуждающимся, несмотря на риск. 5. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» o В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэллой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры. o Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем. 6. Н.В. Гоголь «Шинель» o Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого. 7. А.И. Солженицын «Матренин двор» o Пример истинной доброты – героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке. Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отав ей среди зимы на разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены. Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше. Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду. На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире, и наслаждается зрелищем, как старуха из последних сил помогает ему перетаскивать тяжелые доски. Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги. 8. И.С. Тургенев «Отцы и дети» o Жестокое отношение детей к родителям показано в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери. Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются в всем угодить. Но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения. К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к сыну, и только они одни оплакивали его после смерти. o В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев описывает доброту и жестокость на примере двух братьев Кирсановых. Старший Павел, бывший военный, одинокий холостяк, не признает брак Николая и Фенечки, игнорируя девушку при встрече. При появлении в доме племянника и его друга, не проявляет гостеприимства, ведет себя холодно и грубо. На почве расхождения взглядов, без раздумья устраивает дуэль с Базаровым. Николая Кирсанова автор показывает добрым и порядочным семьянином. Он живет с простой девушкой Фенечкой, от которой у него годовалый сын. Перед другом Аркадия Базаровым пытается оправдать поведение брата, старается сгладить конфликт. Именно благодаря его доброте и пониманию старший сын отказывается от нигилистических идей и возвращается в семью. 9. И.А. Гончаров «Обломов» o В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя. Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет. o И.А. Гончаров в книге «Обломов» описывает по-настоящему доброго человека. Это Андрей Штольц, который всегда поддерживает своего беспомощного друга. Андрею досталась нелегкая судьба. Строгий отец отправил его в столицу без протекции и больших денег, сказав, что юноша должен сам добиться высот. В большом городе герой не потерял головы и начал упорно трудиться. Постепенно он нажил капитал на торговых сделках. Казалось бы, борьба за место под солнцем должна была его ожесточить, но он сохранил приветливость, обходительность и доброту. Не раз он бескорыстно выручал ленивого и инфантильного Обломова, не раз он прогонял от него мошенников. В финале герой даже взял на себя обязанность воспитывать сына погибшего Ильи Ильича. Я считаю, что доброта – это бескорыстная деятельность во благо другого человека, и Штольц – хороший тому пример. 10. Оноре де Бальзак «Отец Горио» o К сожалению, многие люди, бесчеловечно пользуясь мягкостью добрых помощников, относятся к ним жестоко. Ту же ситуацию мы встретим в романе Бальзака «Отец Горио». Дочери главного героя Анастази и Дельфина бросили отца. Отец Горио очень любил своих дочерей и прощал им их равнодушие и циничность, но девушки абсолютно не ценили доброе сердце своего старика. Как только они удачно выходят замуж, то словно забывают о своем отце, они даже стыдятся его: ведь они теперь стали крутиться в высших кругах, а Горио был макаронщиком. Анастази и Дельфина не посетили Горио, даже когда он умирал, и на его похороны цинично прислали пустые кареты. Отец Горио – добрый и великодушный герой, прощающий своим дочерям любую жестокость, но так и не встретивший отзывчивость с их стороны. К сожалению, доброта – вовсе не гарант личного счастья, а иногда даже и условие, при котором счастье недостижимо. 11. Н. С. Лесков «Дурачок» * Образцом доброты и самопожертвования представит перед нами герой рассказа Н. С. Лескова «Дурачок». Панька говорит, что терпеть не может, когда обижают других, готов вынести горести вместо них, и душа его от этого будет радоваться. Он всегда рвется всем помогать, за что его считают дурачком. Так, Панька спас Петьку от выпорки розгами, взяв удар на себя; напросился в рекруты, оставив сыновей плачущим матерям. Это образец истиной добродетели, к которому должен стремиться каждый. |
vopvet.ru
Все аргументы к итоговому сочинению. Направление «Цель и средства». » Рустьюторс
Все аргументы к итоговому сочинению по направлению «Цель и средства».
Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми? Можно ли добиться цели, если все против тебя? Существуют ли недостижимые цели?
Множество примеров в жизни и художественной литературе свидетельствует о том, что человеческие возможности безграничны. Так, герой автобиографического романа Рубена Гальего «Белое на черном» является примером, подтверждающим мысль о том, что нет непреодолимых препятствий. Главный герой романа – сирота, которому, кажется, жизнь не приготовила ничего хорошего. Он болен, к тому же лишен родительского тепла. Еще в младенчестве он был разлучен с матерью, и его определили в детский дом. Жизнь его тяжела и безрадостна, но смелый мальчишка поражает своей целеустремленностью. Несмотря на то что его считают слабоумным и неспособным к обучению, он настолько страстно желает побороть судьбу, что добивается своей цели: становится известным писателем и вдохновляющим примером для многих людей. Все дело в том, что он выбирает путь героя: «Я — герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног — ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей — надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, — все. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода». Другими словами, следовать этим путем — значит быть сильным и не сдаваться до тех пор, пока не достигнешь цели, когда цель – это жизнь, а достижение цели — каждодневная борьба за существование.
Что такое «великая цель»? Какова цель существования человека? Какая цель может принести удовлетворение?
Великая цель – это, прежде всего, цель, направленная на созидание, на то, чтобы сделать жизнь людей лучше. В повести В. Аксенова «Коллеги» мы видим героев, которым еще только предстоит осознать свое предназначение. Три друга: Алексей Максимов, Владислав Карпов и Александр Зеленин, — выпускники медицинского института, ждут распределения после окончания учебы. Они еще не вполне понимают, как важна их работа, ведь совсем недавно они жили беззаботно: ходили в кино и театры, гуляли, влюблялись, спорили о предназначении врача. Однако после института они сталкиваются с реальной практикой. Александр Зеленин просит перевести его в поселок Круглогорье, он уверен, что друзья должны продолжать дело предков ради потомков. Благодаря своей работе он быстро завоевывает уважение местных жителей. В это время друзья Александра работают в морском порту, ожидая назначения на судно. Им скучно, они не понимают важности своего дела. Однако когда Зеленин получает серьезное ранение, друзья оказываются рядом. Теперь жизнь друга зависит только от их профессионализма. Максимов и Карпов делают тяжелейшую операцию и спасают Зеленина. Именно в это мгновение врачи понимают, в чем заключается великая цель их жизни. Они имеют огромную власть – вырывать человека из цепких лап смерти. Ради этого они и выбрали свою профессию, только такая цель может принести им удовлетворение.
Отсутствие цели. Чем опасно бесцельное существование? Для чего нужна цель? Может ли человек жить без цели? Как вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?
Отсутствие цели – бич человечества. Ведь именно в достижении цели человек постигает жизнь и самого себя, накапливает опыт, развивает душу. Многие герои литературных произведений служат этому подтверждением. Обычно от отсутствия цели страдает незрелый человек, к
rustutors.ru
Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Выбор (таблица)
Здесь собраны проблемы из текстов для подготовки к ЕГЭ, которые встречаются абитуриентам наиболее часто. К каждой из них подобраны литературные аргументы, доступные для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.
Выбор на войне
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» поступок Андрия. Николай Васильевич Гоголь затронул множество тем, которые до сих пор кажутся нам актуальными, в своём произведении «Тарас Бульба». Перед сыном Тараса, Андрием, встал выбор между любовью к девушке и любовью к родине, семье. И в его случае, первый вариант имел больший вес. Юноша думал, что благодаря любви к польской панночке, он сможет оправдаться перед отцом. Но его уверенность была излишней, так как Тарас никогда не смог бы простить предательства, и меньше всего он ожидал, что его сын способен на подобный поступок. Ведь перед Тарасом тоже стоял выбор: он мог сохранить сыну жизнь, но уронить собственный авторитет, что в условиях войны было подобно смерти. Поэтому он убивает Андрия, проклиная себя за то, что воспроизвел его на свет.
- Л.Н. Толстой «Война и мир» — Андрей Болконский. В романе «Война и мир» можно найти ответы на любые вопросы. Как когда-то библия учила людей жизни, так и это произведение может служить проводником для тех, кто полон духовными исканиями. Личность Андрея Болконского в романе весьма многогранна. Вся его жизнь – это ежедневное столкновение с выбором. Но, наверное, главный вопрос для него состоял в том, как следует вести себя в тяжелое военное время? Болконский происходил из знатного рода, был богат, и вполне мог позволить себе отсиживаться в тылу, когда другие отдавали бы свои жизни на поле боя. Но этот человек знал, что такое честь и храбрость. Он всегда отважно шел в эпицентр сражений, вначале лишь за славой, но позже понял, что действительно готов отдать жизнь за Родину. Болконский бился на войне, не пытаясь спрятаться за чужой спиной. Он был человеком, который заслуживал звание героя, и совершал героические поступки до самой своей смерти.
- Василь Быков «Обелиск» — Алесь Иванович Мороз. В своей героической повести «Обелиск» Василь Быков рассказывает нам историю простого школьного учителя, который стал героем во время Великой отечественной войны. Алесь Иванович Мороз относился к такому типу преподавателей, которые буквально жили своим делом. В его сердце всегда горело желание научить детей не просто запоминать глупые формулировки и правила, но и уметь мыслить. Естественно, что такой человек видел в своих учениках гораздо больше, чем просто школьников. И в критической ситуации, когда перед ним встал выбор о том, стоит ли защищать своих подопечных, он ни секунды не сомневался. Он знал, что их жизни находятся в его руках, и его долгом было их спасение.
Выбор в любви
- Л.Н. Толстой «Анна Каренина». Наверное, каждый человек когда-нибудь сталкивался с проблемой любовного выбора. «Анна Каренина» — самый знаменитый роман о любви, где главной героине тоже предстоит выбирать. И решение повлияло на всю дальнейшую судьбу Анны. Она попала на пересечение двух огней. С одной стороны была семья – горячо любимый сын, но нелюбимый муж, а с другой – невероятно глубокие, страстные чувства к графу Вронскому. Героиня предпочла пылкую любовь вместо тихого и мирного существования в кругу семьи. Она теряет власть, уважение в обществе, закрывает глаза на все, потому что понимает, что не сможет прожить жизнь с холодным и расчетливым человеком. Но Толстой показывает, что даже выбор искренней любви может стать роковым. Анна попадает под гнет высшего общества, теряет все, что было ей дорого, и решает уйти из жизни, чтобы боль, наконец, перестала ежедневно терзать её.
- Л.Н Толстой «Война и мир» — Наташа Ростова. Наталья Ростова — одна из тех героинь русской литературы, которые сталкивались с проблемой выбора на протяжении всей жизни. Но, наверное, самый главный выбор все-таки касался любви. Она, по своей детской наивности, решилась на отношения с Анатолием Курагиным, даже не подозревая о том, что он может обмануть её. Холодной любви Болконского оказалось недостаточно для того, чтобы растопить её сердце, и она совершает большую ошибку, когда готовиться сбежать с Курагиным. Возможно, если бы не это предательство, их любовь с князем Болконским продолжалась бы ещё очень долго. Но Толстой тем самым хотел показать, сколь ошибочными бывают мимолетные решения, и как сильно мы, порой, можем о них жалеть.
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна. Конечно, в «энциклопедии русской жизни» должна быть затронута любовная тема. Главная героиня Татьяна сталкивается с любовным выбором, который был связан с её будущим и прошлым. Горячо полюбив Евгения Онегина, будучи ещё совсем юной, она не могла подумать о том, что этот красивый и умный мужчина может отказать ей в этом чувстве. Но именно так и происходит, и это разбивает девушке сердце. Проходит много лет, и Татьяна расцветает, становится более зрелой и умной. Брак с генералом привнес много нового в её жизнь, изменения пошли на пользу. Когда Евгений встречает её и теперь уже сам предлагает свою любовь, она отказывается. Татьяна понимает, что променять свою нынешнюю спокойную жизнь на, может быть, секундное счастье с Онегиным, было бы глупостью. В данном выборе она руководствуется лишь холодным рассудком, потому как её чувства угасли к тому времени и не позволили поступать опрометчиво.
Нравственный выбор
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею»? — таков главный жизненный вопрос бедного студента Родиона Раскольникова. Этот, запутавшийся в себе, юноша ступил на очень опасный путь, который приводит его к ещё более страшным последствиям, нежели обыкновенная бедность. Он выбирает убийство, думая, что этот шаг вознесет его, сделает победителем, человеком, которому все само падает в руки с небес. Но Родион не знал, насколько ошибался. Он не мог трезво оценить себя самого, и вместо того, чтобы воспарить, камнем рухнул вниз, в пучину отчаяния, угрызений и постоянного страха за себя и своих близких. Достоевский был очень хорошим психологом и хотел показать, что может произойти с человеком, который дошел до крайней степени безумия, и каким образом он попытается выжить в этих условиях.
- Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Имя леди Макбет было окутано зловещей завесой тайны ещё со времен Уильяма Шекспира. Лесков делает главную героиню своего произведения ещё более легендарной, потому как выделяет для неё целое произведение. Катерина Львовна столкнулась в своей жизни с нравственным выбором. Это была своеобразная проверка на уровень зла, которое может совершить человек. В её случае он оказался максимальным. Героиня настолько заигралась в любовь, что не брезгует искупаться в крови ради нескольких секунд блаженства с Сергеем. Многие подумают, что ситуация, в которой оказалась Катерина, не оставила ей выбора, но все же выбор был и весьма зловещий. Похоть и жадность прибавили свой вес и склонили женщину к тому, чтобы лишить жизни многих людей. Но, в большей степени, это был холодный расчет, хоть и основанный на эмоциональной нестабильности.
Выбор жизненного пути
- А.П. Чехов «Человек в футляре». Главный герой рассказа «Человек в футляре» является наглядным примером того, какой образ жизни может избрать для себя человек. Кто-то открывается всему новому и интересному, каждый день общается с людьми и наслаждается всеми моментами жизни, а кто-то закрывается глубоко внутри себя, и не позволяет обстоятельствам изменить существующий порядок вещей. И при этом человек осознанно ограничивает себя от всего, что может приносить радость, буквально хоронит себя заживо. Беликов самостоятельно берет кисть и окрашивает свою жизнь в черно-белые цвета, закрепляет рамки условностей вокруг себя, потому что считает, что все должно происходить по заранее известному сценарию. Любые жизненные потрясения и сдвиги способны сильно покалечить психику таких людей, как Беликов, но Чехов показывает ещё более печальный итог в истории этого человека
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Это первый психологический роман, в котором рассказывается история человека с глубокой личной трагедией в душе. Печорин – неоднозначный персонаж, который хоть и не отказывается от всех жизненных удовольствий, но все же выбирает для себя холодную замкнутость и уединение. Здесь можно рассмотреть проблему и более глубокого масштаба: герой выбирает для себя одиночество, так как столкновения с внешним миром приносят ему одни лишь несчастья. За всю жизнь у него не было настоящих друзей, и в любви этот человек тоже остался глубоко несчастным. Его выбор пал на чувство ненависти и презрения ко всему, что его окружает, включая людей. Он принял его, исходя из жизненных обстоятельств, которые сделали его таким, каким он в итоге предстает перед читателями.
- И.С. Тургенев «Рудин». Тургенев в своём романе «Рудин» хотел показать читателям образ человека, которого принято называть «лишним». Ведь именно таким чувствует себя главный герой на протяжении всех событий романа и до самого конца, когда отчаяние приводит его на баррикады. Дмитрий Рудин привык надменно и нагло обращаться с людьми, которые находятся в его обществе. Тем самым, он будто воздвигает внутри себя барьер, который не дает чувствительности выйти на свет. Он придает слишком большое значение своей персоне, из-за чего многие невольно проникались к нему и влюблялись. Но, проблема в том, что за всем этим ханжеством и лживыми тирадами пряталась обыкновенная неуверенность в себе. Он тоже выбрал путь постоянного ограничения себя от жизни, потому как думал, что это сделает его счастливым. Рудин играет с собственной жизнью, ежедневно надевая различные маски, и в итоге не может принять важных решений, которые могут полностью изменить его судьбу. Единственный действительно смелый поступок его жизни – участие во французской революции и желание погибнуть героем.
Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ
Автор: Александра Давыдова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
аргументы к итоговому сочинению 2019. Война и мир. Недоросль. Гроза.
Итоговое сочинение. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Л.Н. Толстой «Война и мир». Д.И. Фонвизин «Недоросль». Н.А. Островский «Гроза». НАПРАВЛЕНИЕ ОТЦЫ И ДЕТИ. Темы: Проблема отцов и детей, взаимоотношения отцов и детей, конфликт поколений,причины конфликта, воспитание, гармония в отношениях отцов и детей, преемственность поколений, вечный спор отцов и детей.Д.И. Фонвизин «Недоросль» В пьесе проблема отцов и детей решается через события в семье Простаковых. Самовластная барыня-тиран – мать семейства, безгласная Еремеевна, супруг – забитый хуже крепостного, Митрофан, невообразимый обжора, увертливый и хитрый, как бес. Он весьма сметлив, и всегда в свою пользу. «Вот злонравия достойные плоды» — это о нем говорит Стародум. Пагубное влияние порочного воспитания сформировало в Митрофане склонность к предательству. Он предает свою «мамку» Еремеевну: «Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю; опять нажалуюсь матушке…». Он предает и родную мать. Простакова, совершив ряд злодейств ради своего ненаглядного дитяти, лишенная права бесчинствовать в своем имении, бросается обнимать сына: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг Митрофанушка!» Но сын отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». По-человечески её жаль. Проще всего видеть в ней самовластную помещицу и только. Вряд ли надо доказывать, что она беззаветно любит своего единственного ребенка. Она его нравственно калечит своей любовью. Это бесспорно. Но ведь она и сама искалечена. Она глубоко страдает, когда убеждается в неблагодарности сына.
НЕДОРОСЛЬ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Типы взаимодействия между представителями разных поколений и причины противоборства.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
М.Ю. Лермонтов вводит в литературу понятие «герой времени», означающее человека, наиболее типичного для данного поколения, характер и судьба которого сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения. Разумеется, поколение не может состоять из одних «героев времени». Основную массу людей эпоха как бы «задевает краем», они к любому времени могут приспособиться. Вечные типы любого поколения: «герои времени» и «люди нормы», то придерживающиеся привычных норм бытия. Братья Кирсановы (роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева) как раз составляют такую психологическую пару. Павел Петрович не случайно назван Писаревым «маленьким Печориным». Он не только принадлежит к тому же поколению «лишних людей», что и Печорин, но и являет собой «печоринский тип» «героя времени», в котором все обусловлено эпохой: он стремится к великой деятельности, к испепеляющим страстям, к жизни, масштаб которой не вписывается в масштаб его эпохи. Все в обыденной жизни, в общепринятом пути человека от детства к возмужанию, к созданию семьи и воспитанию детей, к любованию на излете собственной жизни молодой порослью –
rustutors.ru
Все аргументы к итоговому сочинению. Направление «Верность и измена». » Рустьюторс
Все аргументы к итоговому сочинению по направлению «Верность и измена».
К чему приводят измены? Чем опасны измены? Что толкает человека на измену?
Главная героина рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья» Ольга Ивановна – капризная, избалованная молодая девушка. Лучше всего ее можно описать эпитетом «равнодушная». Она поверхностно относится к своим увлечениям, даже не пытается понять, чем живет ее муж. Ольгу Ивановну заботят только сиюминутные радости, новые платья и праздники. Ее муж Дымов вынужден много работать, чтобы она могла позволить себе жить так, как ей хочется. Ольга Ивановна пользуется тем, что муж ее очень любит, и не понимает, какую жертву приносит Дымов, чтобы сделать ее счастливой. Так, например, проявляется ее безразличие к мужу: однажды Осип Иванович приезжает поздно с работы на дачу, мечтая о покое и ужине, а она отправляет его за цветами в город. Показательна и другая ситуация из их семейной жизни. Во время отпуска Ольга завела роман с художником Рябовским. Дымов узнал об этом, но его любовь к жене и незлобивость не позволили ему устроить скандал. В один прекрасный день он пришел домой веселый и довольный, поскольку защитил диссертацию, и поспешил поделиться радостью с Ольгой, но как обычно наткнулся на стену равнодушия. По его лицу было видно, что «если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей все», но она даже не хотела понимать, насколько это достижение важно для Дымова, к тому же она спешила в театр. Дымов умер от дифтерита, спасая зараженного мальчика, но по-настоящему его погубила, на мой взгляд, болезнь под названием «равнодушие».
Тема духовной измены раскрывается в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Так, Григорий Печорин однажды встречает необычную девушку Бэлу. Она пленяет его своей красотой и загадочностью, поэтому Печорин решает украсть ее. Бэла вначале сопротивляется, но потом сама влюбляется в «вора». Ее верность любимому не имеет границ. Она готова отказаться от своего дома, семьи и традиций, чтобы быть с любимым. Печорину же со временем становится скучно. Он приходит к выводу, что все женщины одинаковы, и уже не радуется той любви, которую дарует ему Бэла. Он не изменяет ей физически, но в душе отказываетс
rustutors.ru
Литературные произведения–аргументы к ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ 2017-2018 учебного года
Литературные произведения–аргументы к ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ 2017-2018 учебного года
1. «Верность и измена».Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость».
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
3. «Цели и средства».
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
4. «Смелость и трусость».
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
5. «Человек и общество».
Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка».
Л. Н. Толстой «Война и мир».
М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека».
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».
Трагедия Шекспира «Гамлет».
М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Ларре и Данко).
А. С. Пушкин «Дубровский».
«Евгений Онегин»
А.С. Пушкин.
Л. Н. Толстой «Война и мир».
Л. Н. Толстой рассказ «После бала».
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Ларре и Данко).
А.И. Куприн «Гранатовый браслет».
И.С. Тургенев «Отцы и дети».
А. С. Пушкин «Капитанская дочка».
Л. Н. Толстой «Война и мир».
М. А. Шолохов Рассказ «Судьба человека».
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А. С. Грибоедов комедия «Горе от ума».
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».
В. Быков «Сотников»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка».
Л. Н. Толстой «Война и мир».
М. А. Шолохов «Судьба человека».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
И.А. Бунин, рассказ «Темные аллеи»,
В. Быков «Сотников»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
Л. Н. Толстой «Война и мир».
М. А. Шолохов Рассказ «Судьба человека».
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»,
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Ларре и Данко).
Танашевич А.А., учитель первой категории
МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым
infourok.ru