Полиция или фсин – у сотрудников полиции или у сотрудников колоний?

Содержание

Письмо бывшего офицера МВД: кто работает в полиции, и почему им все можно | События | ОБЩЕСТВО

Наверное, вам интересно будет посмотреть на него, так сказать, изнутри. С 2001 по 2007 годы я работал в ГОМ-1 УВД города Нижневартовска в должности участкового инспектора и в ИК-15 УФСИН Минюста по ХМАО-Югре. В настоящее время я переехал жить в Казань и работаю программистом в одном из предприятий. Так как бояться мне теперь нечего, то вот они причины произвола милиционеров, ой, простите, полицейских.

Во-первых, пресловутая «палочная система» или «прогноз», про неё много сказано, но мало сделано. Например, возьмём план по административным протоколам. Выдёргивают участкового в девять вечера и ставят перед фактом: в одиннадцать должен быть «мелкий хулиган». Кому нужен? Зачем нужен? Ищи, где хочешь! Каждый участковый или гаишник должен принести своему начальнику, допустим четыре протокола в день, если не принёс, то на следующий день, он должен уже восемь. Всё это безобразие отягощается процессуальными сроками, например трёхдневный срок принятия решения о возбуждении уголовного дела. Когда у участкового на руках 10-15 материалов проверки, ещё десять дополнительных проверок из прокуратуры и немереное количество входящей корреспонденции (срок каждой бумажки — десять суток), а сроки нарушать нельзя, то сотрудник начинает писать пустые отписки, уговаривать (в лучшем случае) потерпевших забрать заявление, и так далее по списку, вплоть до знаменитой «бутылочки».

В министерстве внутренних дел в настоящее время отсутствует «костяк», «средний класс», интеллигенция, если хотите. Я имею в виду взрослых, от 30 до 45 лет, опытных офицеров в чине капитана-майора, с высшим образованием и адекватными взглядами на жизнь, работающих «на земле»: участковых, оперативников, следователей. Их всех разогнали с 2000 по 2005 годы, кого на пенсию, кого так уволили. Прошу заметить, прапорщики ППС и гаишники с образованием ниже плинтуса и бульдожьими мордами никуда не делись, только жирок нагуляли за это время.

Во-вторых, низкий образовательный и профессиональный уровень, молодость и правовой нигилизм основного состава полицейских. Юридически грамотных и правильно составленных бумаг в полиции вы найдёте с большим трудом. Ну, какой из 21-летнего парня участковый, а из 25-летнего начальник уголовного розыска? Понятия «закон» и «офицерская честь» отсутствуют в принципе, между сотрудниками такие разговоры даже не ведутся. Если вы упомянете в доверительной приватной беседе с полицейским слово «закон», скорее всего, он недовольно фыркнет в ответ что-то невнятное. В буквальном смысле (и это не шутка) в полицию набрали гопников с подъездов, со всеми вытекающими последствиями. Эти следователи и дознаватели не занимаются всесторонним расследованием и объективной оценкой имеющихся доказательств, а идут по пути наименьшего сопротивления. Кого поймали на месте, с кого выпытали признание, того и сажают. Если проверить статистику явок с повинной, то получится, что люди у нас ходят в полицейский участок как в храм исповедаться. Сталинский прокурор Вышинский любил говорить: «Признание — царица доказательств»! Этакий неисправный конвейер, только на выходе изуродованные человеческие судьбы… В колониях в основном отбывает наказание молодёжь за кражи сотовых и наркоту, вот живой показатель эффективности полиции. На тысячу человек в колонии только один сидит за экономические преступления, да и то по мелочи, в то время как в стране разворовываются сотни миллионов бюджетных денег.

Следующая причина: простая человеческая жадность… Для кого-то это просто бизнес. Даже есть такая поговорка: если крыша красная, жизнь будет прекрасная! На Севере проституток и сутенёров «крышуют» полицейские, преступному сообществу этим заниматься понятия не позволяют, слишком мерзкое для них это занятие.

Далее по списку идут кумовство и клановость, особенно в национальных республиках, лизоблюдство и ненависть к вышестоящему начальству, у кого как. Дисциплина и субординация в органах поверхностная и стремится к нулю. Вражда между силовыми ведомствами и внутри их подразделений: один материал проверки может блуждать по отделам полиции, пока им кто-то соизволит заняться.

В свете происходящих событий, разгонов демонстраций, прослеживается возможность политической индульгенция «сверху», команды «фас!». Но этого я с полной уверенностью утверждать не могу.

У меня есть свои соображения на счёт улучшения положения:

Банально, но ключевых руководителей МВД нужно поменять, пускай Нургалиев медитирует, занимается йогой и ходит на балет на менее ответственной государственной должности. Нужно провести de facto переаттестацию сотрудников и пусть это будет медленный, но всё же верный процесс. В первую очередь, аттестовать психологов. Они должны быть офицерами, а не вольнонаёмными работниками за 4 тыс. в месяц, которым на всё наплевать.

Необходимо отменить в императивной, властной форме любые проявления и анахронизмы «палочной системы», прогнозы, планы и т.д. Полиция должна раскрывать преступления, которые уже произошли. Разгребать имеющуюся кучу, образно говоря и отчитываться за качество работы, а не за количество. Сложность раскрытых дел – вот что должно стать показателем и гордостью полицейского, так же как и отзывы общественности.

Оценщиками качества работы полиции должны выступать прокуратура, судьи, а могут в перспективе правозащитные организации, партии, СМИ. Если есть пикет возле отдела, значит, там плохо работают, если горожане устраивают праздник в день полиции – значит, всё хорошо. Профилактика преступлений тоже имеет важное значение, но для этого полиция должна обладать должным уважением в обществе, которого у неё в настоящее время нет.

Кадровый вопрос… Выдумывать велосипед не надо. Достаточно подсмотреть решения в других ведомствах. В медицине, например. На офицерские должности должны приниматься только люди с высшим юридическим образованием и точка! Никаких кулинарных техникумов, педагогических и сельскохозяйственных вузов! Как у врачей. В стране переизбыток юристов, а в полиции и ФСИН их практически нет, на отдел по три человека. Только знающие законы люди, профессионалы, могут их правильно понимать и применять. И уважать…

Сложнее с младшим составом, рядовыми, сержантами и прапорщиками. Их нужно много. Они все должны иметь среднее юридическое образование. Мы живём в 21 веке и неграмотные люди не должны заниматься серьёзными делами. Есть предложение при поступлении гражданина на службу на рядовые должности, брать его с условием поступления в средне-специальное учебное заведение по специальности правоведение, в ведомственный или государственный на выбор. При отчислении из ссуза автоматически увольнять из органов. Упразднить школы милиции — это порождение дьявола, анахронизм советской эпохи, которые готовят отморозков в погонах. Нужны нормальные адекватные полицейские колледжи, где рядовые сотрудники будут получать качественное среднее юридическое образование и полицейские академии, где будут обучаться и повышать квалификацию офицеры. Оглянитесь на бизнес, там индустрия обучения менеджеров хорошо развита.

Особенно нужно развивать и усиливать институт психологов и офицеров по воспитательной работе (бывших замполитов), именно они должны нести на себе основную ношу по выходу из сложившегося кризиса. Только где их взять? Это отдельный вопрос. Также нужно вспомнить про наставничество над молодыми сотрудниками, возможно, стоит придумать, что-то наподобие «интернатуры» для молодых офицеров.

Участковый снова должен стать другом простых людей, как это было ещё несколько лет назад. Работы у участковых всегда хватало, им нужны помощники из рядового состава, и не один на отделение участковых, как сейчас, а минимум три у каждого. Генералов и полковников у нас больше, чем во всех странах, вместе взятых, а повестки в суд разносить не кому. А вот «лишних людей» в бюрократическом аппарате МВД гигантское количество, есть хороший задел, кого сокращать или переводить на вольнонаёмные должности. Зачем пресс-секретарю УВД или заведующему складом майорские погоны? Погоны должен носить тот, кто борется с преступностью!

Есть идея назначить дежурства по проверке работы полиции работниками следственного комитета, прокуратуры, может быть, администрации города, правозащитных организаций, партий, СМИ, чтобы чиновники и правозащитники днём и ночью находились в городских отделах. Это нужно для того, чтобы задержанные и потерпевшие имели возможность пожаловаться. Поверьте, желающих стать наблюдателями будет очень много. Как в магазине, завести журнал проверок, книгу жалоб и предложений. Официальный документ, прошитый и с печатью. Попробуйте у любой продавщицы спросить книгу жалоб и предложений, она сразу запаникует и выполнит любое требование. Эту книгу нужно положить на стол для написания заявлений и веб-камеру поставить, чтобы доступ к ней был всегда свободным.

Мы в 21 веке живём, почему бы не поставить в полицейских участках терминалы для принятия заявлений? Отсканировал гражданин заявление, паспорт, ввёл свои данные, получил квитанцию. А функции дежурного — распечатать заявление и направить к нужному сотруднику. Как в больнице,опять-таки! И не будет теперь потерпевший зависеть от «хотелок» дежурного. По закону все заявления должны приниматься.

За мной год назад какие-то дурные малолетки на машине гонялись возле супермаркета, угорали, пытались наехать. Пошёл я в свой родной ГОМ-1 УВД по городу Нижневартовску, в котором проработал несколько лет. Естественно, знакомых я там не встретил. Молодой дежурный начал допытываться у меня, знаком ли я с этими парнями, был ли у меня с ними конфликт и вообще, виноват ли я сам. Заявление у меня принимать он отказался, отправил зачем-то к инспектору ИДН — молодой девушке, с плетёными косичками. Просидев три часа в пустом обшарпанном вонючем коридоре я пригрозил девушке, что пожалуюсь на неё в прокуратуру. Она мило ответила мне, что трёхчасовой срок распространяется только на задержанных, а я сам пришёл и меня никто насильно не держит. После этого, (Внимание!) я позвонил другу — подполковнику милиции, начальнику соседнего ГОМа, но даже его звонок в дежурную часть ничего не решил. Обозлённый на ментов, ещё больше, чем на беспредельщиков — малолеток я ретировался. Я был очень удивлён деградации отдела, во что он превратился.

Альберт Робертович Музеев, 31 год

 

Ветеран боевых действий в Чечне, 2001 год. Работал в милиции милиционером ППС, участковым уполномоченным, начальником отряда в исправительной колонии, затем дизайнером в рекламном агентстве, в настоящее время работает программистом на одном из предприятий Казани.

Закончил колледж и ТюмГУ. Образование высшее юридическое, обучается на второе высшее по специальности «инженер по информационной безопасности».

Другие статьи этого автора:

Письмо бывшего офицера. Часть 2: почему колония не исправляет людей

Чрезмерное информационное давление

Досье автора

www.kazan.aif.ru

Что лучше ФСИН или МВД?

Что лучше, планшет или смартфон?

Да иди лучше в компутер поиграй

Это две разные системы, и там и там бреда хватает.

вопрос понятен. МВД лучще. тем кто служил в фсин отношение более презрительное на гражданке

touch.otvet.mail.ru

Федеральная Служба Исполнения Наказания (ФСИН): Чем они занимаются. В чем отличие ФСИН и УФСИН

За совершение общественно опасного деяния, которое запрещено УК РФ налагается наказание в том числе в виде лишения свободы. Но это не происходит само по себе, данной деятельностью занимается отдельный орган, который называется Федеральной Службой Исполнения Наказания. Именно данный орган следит за тем, чтобы исполнялось наказание, вместе со всей сопутствующей этому организационной деятельностью.

Федеральная Служба Исполнения Наказания (ФСИН)

Это такой орган государственной власти, который относится к исполнительной ветви власти и подконтрольно Минюсту РФ. В компетенцию данного органа в основном входит осуществления такой деятельностью, связанной с контролем за исполнением наказаний за совершение уголовных преступлений. К этому всему можно отнести и само исполнение наказание, и содержание лиц, которые находятся по стражей, охране, перевозки данных людей и т. д.

Данный орган был создан для того, чтобы, конечно же, непосредственно исполнять наказание, а также содержать виновных лиц, либо лиц, которые являются подозреваемыми, обвиняемыми. Данная служба контролирует все исправительные учреждения (в народе называют тюрьмами, но не все исполнительные учреждения – тюрьмы), которые связаны с лишением свободы. Кроме того, Федеральная Служба Исполнения Наказания также занимается не только тем, чтобы исполнять наказание, оно также контролирует лиц, которые ушли по условно-досрочному освобождению, а также которые являются условно осужденными. Кроме того, в Уголовном Кодексе есть такое наказание как исправительные работы и обязательные работы, исполнение данного вида наказания также лежит на ФСИН.

Так как данное ведомство является государственным органом, то оно естественно имеет свою печать и является юридическим лицом. Также оно имеет свои ведомственные документы, которые координирует деятельность данного органа и должностных лиц, состоящих в данном органе.

Чем они занимаются

Мы в общем разобрались чем занимается ФСИН, но при этом наше понимание осталось по-прежнему размыто. Теперь мы попробуем расписать все полномочия данного органа для полноценного понимания данного вопроса.

Деятельность данного органа ведется на основании: Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», поэтому в первую очередь нужно читать данные нормативные акты, в данной статье мы лишь пытаемся донести информацию, которая будет проще для понимания обывателем.

Итак, в список полномочий деятельности данного органа входит следующее:

  • 1) Обеспечение порядка и осуществлении законов в учреждениях, которые занимается исполнением наказаний. То есть сюда относиться те объекты, которые связаны с исполнением наказаний, а также которые способствуют правопорядку по данному вопросу. Самым простым примером являются исправительные учреждения, в которых отбывают наказание в виде лишения свободы.
  • 2) Данный орган направляет лиц для отбывания наказания, размещает их, в случае необходимости переводит из одного объекта, в другой и др.

Под этими пунктами уж сразу стоит понимать, что это не просто вышеуказанная деятельность, а также все организационные меры, которые связаны с данной деятельностью. Например, для охраны осужденных необходимы работники, которые к тому же вооружены, получается, что деятельность также связана с поставку лиц на государственную службу, вверению оружия и т. д. Все это отдельные процедуры, которые урегулированы нормативными актами. Для наглядности приведем еще один пример: для перевозки осужденных требуется определенный транспорт, обычно это такие «будки», на которых написано аббревиатура государственного органа ФСИН. Эти машины не берутся просто так, их также необходимо причислить к определенному подразделению ФСИН, поставить на учет и т. д.

Продолжим список полномочий, которыми занимается Федеральная Служба Исполнения Наказаний:

  • 3) Данный орган участвует в том, чтобы подготовить необходимые акты, которые способствует помилованию осужденных; разработает проведение экспертизы актов; разрабатывает определенные программы и имеет консультационный голос при разработке новых нормативно-правовых актов, и изменение старых актов.
  • 4) Занимается подготовкой новых кадров, то есть предоставляет образования для будущих сотрудников ФСИН. Конечно, в данный орган можно попасть и по-другому не обязательно кадры данного органа являются выпускниками подобных учреждений, главное подходить под критерии указаны вышеперечисленных указах.
  • 5) Данный орган создает, изменяет, упраздняет определенные объекты, которые занимаются исполнением наказаний.
  • 6) Занимается распределением средств, которые выделяются из бюджета на данный орган.
  • 7) Занимается государственными заказами на строительство, реконструкцию объектов, связанных с исполнением наказания.
  • 8) Может запросить необходимую информацию, которая необходима для дальнейшего осуществления деятельности связанной исполнением наказания.
  • 9) Принимает граждан, рассматривает их обращения, которые связаны с деятельностью данного органа.
  • 10) Также данный орган имеет другие полномочия, которые также указываются и другими актами.

Если вы понимаете, что вам сложно справиться с подобной проблемой и разобраться в данном вопросе, то лучше обратиться к специалистам. Сразу отметим, что при выборе специалиста лучше всего выбирать того, который работает именно с данной сферой деятельности. Дело в том, что юридическая деятельность многогранна, кто-то занимается разрешением споров в суде, кто-то помогает оформить какие-либо документы.

Причем даже внутри одной отрасли, например, гражданской существует множество различных подвидов работы, которые требуют специальных знаний и опыта. Исходя из этого, если ваша проблема на ваш взгляд не такая уж и сложная, можно обратиться на любую консультацию в юридическую компанию, но если у вас сложная процедура, которая требует специальных знаний, то лучше ознакомиться с деятельностью конкретного юриста. После ознакомления вы можете записаться на консультацию и посовещаться по тому или иному вопросу, в результате чего вы сможете сделать выбор: воспользоваться услугами юриста, сэкономив деньги, время и нервы, либо пройти все это самому, осознавая, что вы все-таки сможете справиться с данной проблемой самостоятельно.

В конечном итоге вы в любом случае остаетесь в выигрыше, если ситуация несложная и было достаточно консультации, то вы просто будете понимать, что теперь вы все уж точно делаете правильно. Если же ситуация оказалась сложной, то вы тоже в выигрыше, так как вы не успели «наломать дров» во время проведения процедуры, которые потом было бы исправлять довольно непросто. Таким образом, обращение к юристу становиться обязательным практически по любому юридическому вопросу, который может быть непонятен для обывателя.

В чем отличие ФСИН и УФСИН

УФСИН и ФСИН не являются разными государственными органами. ФСИН – это Федеральная Служба Исполнения Наказания, то есть полностью весь орган, который имеет общее название и непосредственно олицетворяет данный орган. УФСИН – это Управление Федеральной Службы Исполнений Наказания, которые есть множество по Российской Федерации. То есть УФСИН являются подконтрольным органом ФСИН, так как вести всю деятельность из одной точки невозможно, поэтому и существуют УФСИН, которые выполняют деятельность ФСИН на определенной территории. Конечно же, ФСИН главнее, так как это центральный орган, где разработаются главные направления деятельности данного органа в целом и подконтрольных ему подразделений. УФСИН выполняет компетенцию ФСИН в пределах своих полномочий на своей территории.

Таким образом, ФСИН – это общее, а УФСИН – это один из элементов ФСИН, которые находится на определенной территории и выполняет деятельность, которой наделил ее ФСИН.

Как можно обратиться в ФСИН

Данная проблемы вызывает очень много вопросов у обычных людей. Виной стал тот факт, что мало людей хотят открывать нормативно-правовые акты, так как многие люди считают, что они ничего там не поймут.

Действительно, законодательная техника такова, что для того, чтобы понять тот или иной закон, необходимо уметь пользоваться нормативно-правовыми актами, тем не менее, это все равно не является невозможным, и есть даже люди, не являющиеся юристами, но хорошо разбирающиеся в какой-либо области права, так как они, например, работают с этим каждый день. Кроме того, обратим ваше внимание на то, что в юридических статьях, которые просто являются переработанной версией закона и ставшей более доступной для обывателя, не всегда являются правильными. Многие информационные статьи могут просто устареть относительно закона, из-за чего понимание может быть совершенно иным. В таком случае и рекомендуется обращаться за юридической помощью.

Да, возможно с проблемой возможно разобраться самостоятельно, почитав закон, но обратившись на консультацию, которая к тому же нередко бывает бесплатной, вы уже будете знать, что вы поняли все правильно, а значит дело будет сделано так, как вы хотели. Если же ваше мнение было неправильным, то встреча с юристом тем более станет для вас полезной, так как теперь вы не допустите серьезных ошибок и сможете разрешить дело теперь правильно. Если же ситуация настолько сложна, что разрешить ее самостоятельно практически невозможно, то лучше, конечно, воспользоваться услугами юриста, который решит ваши дела самостоятельно, вам останется лишь подождать пока все дело будет закончено.

Прежде чем отправить письмо в адрес Федеральной службы исполнения наказаний в электронном виде, просим Вас внимательно ознакомиться со следующей информацией:

  • Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан в ФСИН России по вопросам, относящимся к ее компетенции.
  • Обращения, поступающие по информационным системам общего пользования, рассматриваются в установленном законодательством Российской Федерации порядке (Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
  • При заполнении формы обращения заявителю необходимо указать свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый и (или) электронный адреса, по которым должен быть направлен ответ, а также изложить суть предложения, заявления или жалобы, предварительно выбрав тематику обращения из предлагаемого списка. В случае отсутствия указанных обязательных для заполнения реквизитов обращение не будет отправлено.

Также есть и другие условия, подробнее можно посмотреть, например, на самом сайте ФСИН, либо в вышеуказанном нормативно-правовом акте.

Консультация юриста или адвоката

При возникновении проблем лучше всегда обращаться к опытным специалистам в области права. Конечно, часто хочет разобраться самостоятельно, всегда есть внутренние предупреждения, что специалисты лишь возьмут деньги и ничего не смогут сделать, но на самом деле, если вы обращаетесь в нормальную компанию, то это далеко не так.

Во-первых, здесь часто практикуются скидки, либо бесплатные первые консультацию, так обрисовав свою проблему, вы сможете сразу получить решение на тот случай, если проблема не такая уж серьезная. Если же проблема все-таки серьезная, то вы уже будете понимать, что с вами действительно работает специалист, которые разбирается в данной отрасли права, и не пожалеете денег для того, чтобы действительно решить свою проблему.

Во-вторых, многие юридические вопросы сложно разрешить самостоятельно, так как мы часто встречаемся с такой проблемой, что нам просто не хватает знаний данной отрасли. Например, мы знаем, что переходить дорогу на красный свет нельзя, но при этом мы даже не знаем, какой акт это регулирует, что нам за это будет, и какова будет процедура. Причем сейчас мы взяли банальный пример, а полноценные юридические действия намного сложнее, и требуют внимание к деталям и понимание сути дела. Именно в этом случае и требуется помощь юристов, которые разбираются в конкретной отрасли и знают, как произвести ту или иную процедуру. А если начали возникать какие-либо проблемы, они просто могут предложить несколько вариантов ее решения.

Важно! По всем вопросам Федеральной Службы Исполнения Наказания, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

федеральная служба исполнения наказания фсин чем они занимаются в чем отличие фсин и уфсин как можно обратиться в фсин консультация юриста или адвоката

jur24pro.ru

Стоит ли передавать ФСИН в ведение МВД России?

В последние дни в СМИ вновь стали активно писать о том, что ФСИНР решено забрать у Минюста и передать в Министерство внутренних дел.

В российской истории тюремная система трижды находилась в ведении МВД. Весь 19 век тюрьмами ведало МВД, но в 1985 году после бурных дискуссий среди ученых и пенитенциарных практиков тюрьмы были переданы Минюсту.

В его ведении они находились до 1922 года, пока вновь не оказались в ведении органа внутренних дел (тогда это были ОГПУ, НКВД, МГБ и МВД). Но при этом давайте не забывать, как выглядел тогдашний Наркомат юстиции: Генеральный прокурор СССР, главный государственный обвинитель,
В 1953 году пенитенциарная система вновь оказывается в Минюсте, но ненадолго; в 1954 году тюремная система вновь попадает в ведении МВД.
В 1998 году по влиянием европейских веяний пенитенциарная система перешла в ведение Минюста.

Помню, как я этому обрадовался. Но, как оказалось, совершенно зря. Не прошло и полугода, как от милицейского генерала Владимира Спиридоновича Лекомцева подмосковные СИЗО и колонии перешли в ведение ГУИН Минюста, как правозащитников туда пускать перестали. Между тем, без всякого закона об общественном контроле, в 1994-1998 годах мы осуществляли не менее 80 посещений колоний и СИЗО в год.

Однако сегодня есть только один аргумент в пользу передачи пенитенциарной системы в ведение МВД: зарплата в полиции больше, социальные гарантии – выше. Впрочем, никто не мешает распространить такие же гарантии на сотрудников ФСИН России: все –таки сотрудники уголовно-исполнительной системы намного чаще и плотнее соприкасаются с преступниками, нежели полицейские.

Тем не менее, аргументов против намного больше.

Первое. Ведомство, которое ловит преступников и расследует преступление, не должно заниматься их содержанием и исполнением наказания. Иначе весь срок нахождения в СИЗО и в ИК превратится в процесс получения явок с повинной, а следователи и оперативники будут открывать дверь в СИЗО ногой, приобретя еще большее, чем сейчас влияние на внутреннюю жизнь места содержания под стражей.

Второе. В 1998 году, когда массовые сокращения сотрудников МВД и ФСИНа еще никому и не снились, процесс кадровой стабилизации после передачи пенитенциарки из МВД в Минюст занял 2-3 года. Сейчас после массовых и нелепых сокращений личного состава этот процесс в случае передачи пойдет еще тяжелее.

Третье. В Минюсте и ФСИНе накоплен значительный опыт применения Европейских пенитенциарных правил и исполнения решений Европейского Суда по правам человека. В МВД такого опыта, к сожалению, нет. Мне возразят – сколько нарушений сегодня происходит в учреждениях ФСИН! Боюсь, что при передаче в МВД их будет происходить больше.

Четвертое. Передача ФСИНа МВД еще на 10 лет отодвинет создание Службы пробации. Сегодня во ФСИНе и у правозащитников существует понимание: такая Служба должна быть создана путем преобразования и расширения уголовно-исполнительной инспекции. Однако представить себе структуру МВД, занимающуюся социальной реабилитацией, можно с большим трудом.

Есть на этот счет и иные соображения. В любом случае, если такая инициатива есть, она должна стать предметом широкого обсуждения ее авторов с общественностью и специалистами.

an-babushkin.livejournal.com

Правоведение для чайников — 25. Правоохранительные органы и юридические профессии – 1

Apr. 3rd, 2017 09:34 am Правоведение для чайников — 25. Правоохранительные органы и юридические профессии – 1

Очередная заметка из цикла «Правоведение для чайников». Предыдущие части: «1. Что такое право?», «2. Правоотношения, юридические факты и правосубъектность», «3. Нормативные правовые акты как источники права», «4. Другие источники права» (часть 1 и часть 2), «5. Система права (часть 1)», «6. Система права (часть 2)», «7. Частное и публичное право», «8. Что такое правонарушение?» , «9. Правонарушения и юридическая ответственность», «10. Ещё немного о правонарушениях», «11. Правоприменение», «12. Каучуковые нормы» (часть 1 и часть 2), «13. Что такое государство?», «14. Формы правления», «15. Формы государственно-территориального устройства», «16. Политические режимы», «17. Ещё немного о государстве», «18. Судебная система: основные термины и принципы», «19. Высшие суды», «20. Суды общей юрисдикции», «21. Другие суды», «22. Проблемы судебной системы» (часть 1 и часть 2), «23. Как обратиться в суд», «24. Чем занимаются правоохранительные органы».

МВД, СК, ФСБ, прокуратура, Минюст, ФСИН, ФССП, ФСО, ФНС, ФТС, ГРУ, СВР, Росгвардия. Для многих эти аббревиатуры выглядят страшно и непонятно, но мы постепенно разберём, что они означают.

МВД

Главный и самый крупный правоохранительный орган — Министерство внутренних дел (МВД). Большая часть его сотрудников называется «полицейскими» или «полицией».

МВД имеет сложную и закрытую для посторонних структуру, в которой нелегко разобраться. Функции разных подразделений и должностей зафиксированы не в законах, а в подзаконных актах — приказах МВД. Кроме того, практика работы полиции отличается от региона к региону и даже от отделения к отделению. На официальных сайтах МВД и его региональных управлений нет почти никакой информации о том, из каких структур состоит полиция и чем конкретно они занимаются.

В результате в России большинство простых людей и даже юристов о работе полиции не знают почти ничего. Немногие внятные источники информации — несколько исследований, проведённых Институтом проблем правоприменения. Главные из них — доклад «Диагностика работы правоохранительных органов по охране общественного порядка и перспективы создания муниципальной милиции в России» и книга «Российский следователь: призвание, профессия, повседневность» (К. Титаев, М. Шклярук). Кроме того, Комитет гражданских инициатив выпустил наглядные брошюры и листовки с инфографикой в рамках проекта «Понятная полиция». Если вы хотите больше узнать о работе российской полиции, рекомендую ознакомиться с этими источниками.

Итак, МВД — огромная структура, организованная, как и многие другие госорганы, на трёх уровнях: федеральный, региональный и районный. Нынешний глава МВД — бывший руководитель московской полиции Владимир Колокольцев.

На федеральном уровне в МВД действуют департаменты и управления, которые координируют работу нижестоящих структур. На уровне каждого региона работает главное управление МВД. Называют его по-разному — «управление МВД (УМВД)», «главное управление МВД (ГУМВД)» или «МВД такой-то республики». Это управление координирует работу нижестоящих подразделений.

Наконец, каждый регион разбит на районы с населением примерно 50 тыс. человек. За каждый из них отвечает районный отдел внутренних дел. Его называют ОВД или УВД «по такому-то району» либо «отдел полиции такой-то». Для простоты я буду называть их все «отделом полиции».

В районном отделе полиции работает в среднем 250 сотрудников, распределённых по нескольким структурным подразделениям. Перечислю здесь основные подразделения и должности.

Сотрудники дежурной части (ДЧ) круглосуточно регистрируют сообщения о правонарушениях. Если вы будете звонить по телефону 112, то вас, скорее всего, перенаправят на дежурную часть нужного отдела полиции. Сотрудник ДЧ решает, приедут ли полицейские на вызов, и если да, то в каком составе. Дежурный может отправить на место участкового, сотрудников патрульно-постовой службы или (в случае серьёзного преступления) следственно-оперативную группу (СОГ, следователь + оперативник + эксперт-криминалист).

Ещё сотрудники встречают людей, которые пришли заявить о возможном преступлении, выдают им талоны-уведомления о принятии заявления (ч. 4 ст. 144 УПК РФ) и регистрируют всё в «Книге по учёту сообщений о происшествиях» (КУСП).

Работающие в отделе полиции оперативные уполномоченные (оперативники) занимаются оперативно-розыскной деятельностью: выявляют и раскрывают преступления и собирают информацию, необходимую для расследования. Оперативники носят не форму, а обычную одежду, чтобы не привлекать лишнего внимания, неофициально общаются со свидетелями и информаторами и занимаются другой интересной работой.

Не всегда, правда, они делают это законно. Из всех сотрудников полиции оперативники чаще всего попадают в скандалы, связанные с пытками. Наиболее известный случай произошёл в Казани в марте 2012 г. Там оперативники ОВД «Дальний» выбивали у задержанного признание в краже мобильника, засовывая ему в анальное отверстие бутылку от шампанского. В итоге человек получил разрыв кишечника и умер. Как выяснилось, оперативники много раз практиковали такие методы работы. В июне 2014 г. Приволжский районный суд Казани приговорил их к разным срокам лишения свободы (от 2 до 15 лет) (Право.Ру).

Работающие в ОВД следователи и дознаватели ведут предварительное расследование преступлений. Им нужно допросить свидетелей, найденных оперативниками, составить протоколы допроса и много других бумаг, подшить их в дело в определённом порядке. Эту кропотливую бюрократическую работу делают следователи и дознаватели МВД. Дознаватели занимаются более лёгкими делами, следователи — более сложными. Их работа не столь активная, как у оперативников, и требует больше усидчивости и аккуратности, поэтому большинство следователей МВД (около 70%) — женщины.

Сотрудники патрульно-постовой службы (ППС) из полицейских чаще всего попадаются на глаза гражданам. ППС-ники объезжают или обходят район, следят за порядком, дежурят в местах скопления граждан и задерживают нарушителей. C ними может столкнуться любой, кто будет на улице делать что-то плохое: драться, материться, пить алкоголь или иметь неславянскую внешность. Также ППС-ники по указанию дежурной части могут поехать на срочный вызов, бросив патрулирование улиц, и быстро появиться на месте происшествия.

Район, подведомственный ОВД, разделён на небольшие участки с населением в несколько тысяч человек. За каждый отвечает участковый уполномоченный полиции (УУП, в просторечии просто «участковый«). Иногда участковому дают помещение для работы рядом с участком (т.н. «опорный пункт полиции» или «участковый пункт полиции»), иногда они работают в самом здании ОВД. Участковые следят за неблагонадёжными элементами (алкоголиками, душевнобольными, нелегальными мигрантами, бывшими зэками), приходят на те вызовы, куда не выезжают другие полицейские (например, по жалобе соседей — на пьянки или шумные вечеринки), разруливают бытовые конфликты и выполняют всю работу, которую не могут или не хотят делать другие полицейские.

Кроме того, в отделе полиции есть инспекторы по делам несовершеннолетних (работают с малолетними нарушителями), эксперты-криминалисты, водители, работники изолятора временного содержания (ИВС, он же «обезьянник») и другие сотрудники.

Территория, где работает отдел полиции, обычно совпадает с территорией, подведомственной районной прокуратуре и районному суду. Соответственно, дела, которыми занимаются полицейские, попадают обычно в один и тот же суд, а там их представляют одни и те же сотрудники прокуратуры.

Некоторые полицейские подразделения не входят в состав районного отдела полиции, а образуют особую структуру. Например, подразделения ГИБДД охраняют порядок на автодорогах, транспортная полиция — на железных дорогах, вокзалах и в аэропортах, а управления МВД по вопросам миграции (бывшая Федеральная миграционная служба) выдают загранпаспорта россиянам и следят за соблюдением миграционного законодательства иностранцами.

Ну и напоследок анекдот, который помогает запомнить, кто чем в МВД занимается. Начальник отдела полиции собрал в лесу подчинённых и поставил перед ними задачу: найти и доставить в отделение лося. Сотрудники ППС проверяли прописку у пробегавших мимо ишаков и сайгаков, а лося не заметили. Участковые принесли объяснения от жителей леса о том, что в данном лесу лось не проживает. Оперативники притащили избитого зайца, который признался в том, что он лось. Следователь запротоколировал допрос зайца и составил уголовное дело на семь томов, где убедительно доказал, что это лось, замаскированный под зайца с целью скрыть следы преступления.

Следственный комитет

Итак, лёгкие и средние по тяжести преступления раскрывают оперативники МВД, а расследуют — дознаватели и следователи МВД. Что касается серьёзных и тяжких преступлений, то там всё сложнее: их раскрывают те же оперативники МВД, а расследуют — сотрудники отдельного ведомства.

Когда-то этим ведомством была прокуратура. Считалось, что оперативники полиции (или некогда — «милиции») устанавливают фактические обстоятельства дела, а следователи прокуратуры — готовят его к суду. В 2007 г. этот процесс разделили на три разных ведомства. Теперь раскрывают тяжкие преступления оперативники МВД, расследуют — следователи Следственного комитета, а представляют в суде — сотрудники прокуратуры.

Структура Следственного комитета похожа на структуру МВД. На федеральном уровне — центральный аппарат, на региональном — управления по субъекту федерации, на районном — районные следственные отделы. И если отделы полиции обычно названы просто, то следственные отделы СК РФ имеют пышные и затейливые названия, например, «Таганский следственный отдел следственного управления по ЦАО Главного следственного управления следственного комитета РФ по городу Москве».

Формально Следственный комитет не относится ни к одной ветви власти, хотя, как и полиция, ближе всего к исполнительной. Руководитель СК получает полномочия из рук президента и никому, кроме него, не подчиняется.

Следственный комитет расследует самые серьёзные и опасные преступления: все виды убийств, похищения, половые преступления, уклонения от уплаты налогов, разные финансовые махинации и должностные преступления. Кроме того, он может забрать себе расследование любого преступления, если сочтёт его особо важным.

В последние годы СК постоянно вовлечён в российский политический процесс. Его следователи вели громкие дела против оппозиционных политиков и гражданских активистов: дело Pussy Riot (против девушек, спевших антипутинскую песню в Храме Христа Спасителя), «Болотное дело» (против участников митинга 6 мая 2012 г. в Москве) и дело «Кировлеса» (против политика Алексея Навального). Также Следственный комитет расследует так называемые «экстремистские» преступления (в том числе о «возбуждении вражды» по ст. 282 УК РФ).

Нынешний глава Следственного комитета — Александр Бастрыкин. Из всех известных «правоохранителей» он имеет наиболее сомнительную репутацию. Самый громкий скандал с его участием произошёл в июне 2012 г. Тогда «Новая газета» рассказала, что глава СК и его помощники задержали оппозиционного журналиста Сергея Соколова, отвезли его в подмосковный лес и там долго высказывали свои претензии. По словам журналиста, Бастрыкин остроумно пошутил, что если убьёт Соколова, то сам же и будет расследовать это дело («Новая газета»). История эта окончилась странно: Бастрыкин с Соколовым помирились, но Соколов от своих слов не отказался. Одновременно Быстрыкин заявил, что никого никуда не возил, но в суд с иском о клевете не обратился (BBC).

ФСБ

Федеральная служба безопасности (ФСБ) — правоохранительный орган с неоднозначной репутацией (для одних — зловещей, для других — героической). Изначально ФСБ возник на базе Федеральной службы контрразведки (а та — на базе Министерства безопасности РФ, а оно — на базе подразделений по контрразведке бывшего КГБ). Первоначальная задача этого органа — контрразведка, то есть поиск шпионов и диверсантов.

Нынешний глава ведомства — Александр Бортников, который занимает этот пост с 2008 г.

Многие считают ФСБ полным аналогом советского Комитета государственной безопасности (КГБ). Но это не совсем так. КГБ занимался и разведкой, и контрразведкой: засылал своих шпионов в другие страны и ловил чужих шпионов внутри страны. Сейчас же эти функции разделены между СВР, ГРУ и ФСБ. Федеральной службе безопасности осталась только контрразведка, поэтому за рубежом агенты ФСБ, как правило, ничего не разведывают. Однако они могут делать это внутри страны: например, ФСБ занималось разведкой во время войны в Чечне.

В ФСБ работают оперативники и следователи, которые совместно раскрывают и расследуют преступления, связанные с терроризмом, шпионажем, контрабандой оружия и ядерных материалов и некоторыми другими вещами.

Самая известная функция ФСБ, которой посвящены многие фильмы и сериалы — борьба с терроризмом. Ведомство расследует целый букет террористических статей УК РФ, начиная со ст. 205 (теракт) и заканчивая ст. 211 (угон самолёта, корабля или поезда). Активнее всего ФСБ занималась этим во время Второй Чеченской войны (1999-2001 гг.) и последующей террористической активностью на всём Северном Кавказе. В частности, сотрудники ФСБ провели ряд специальных операций, в ходе которых были арестованы или убиты лидеры чеченских сепаратистов Салман Радуев (2000 г.), Хаттаб (2002 г.), Аслан Масхадов (2005 г.) и Шамиль Басаев (в 2006 г.).

Когда на Северном Кавказе стало спокойнее, ФСБ переключилась на другие дела. Сегодня главные статьи УК РФ, по которым она работает, — это ст. 276 «Шпионаж» и ст. 275 «Государственная измена». Госизменой считается, среди прочего, «оказание… помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ».

К сожалению, формулировка этой статьи предельно каучукова. Даже не имея доступа к секретным сведениям, человек может разгласить информацию, которую кто-то сочтёт наносящей ущерб России.

Например, в мае 2014 г. сотрудники ФСБ арестовали радиоинженера и бывшего сотрудника ГРУ Геннадия Кравцова. Всё его преступление состояло в том, что он послал резюме в одну шведскую фирму. В письме были сведения, которые сотрудники ФСБ посчитали государственной тайной. При этом Кравцов уволился из ГРУ за десять лет до этого и вряд ли знал актуальные и важные секреты. Кроме того, следователи не установили, что шведы передали Кравцову деньги. В таких обстоятельствах госизмена выглядит крайне сомнительной — зачем бесплатно сообщать кому-то секретные сведения. Тем не менее, Московский городской суд в сентябре 2015 г. признал Кравцова виновным и приговорил к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима (РИА «Новости»). Позже Верховный суд снизил этот срок до 6 лет («Новая газета»).

Характерная особенность последних лет — процессы против учёных, которые выступали на международных конференция или работали по заказу иностранных компаний и ненароком выдали информацию, в которой ФСБ усмотрело государственную тайну. Подобных дел стало так много, что в «Википедии» даже сделали об этом отдельную статью.

По преступлениям, которые расследует ФСБ, обычно невозможно просить о суде присяжных, а сами процессы часто проходят в закрытом режиме, без журналистов. Это сильно снижает уровень доверия к работе ФСБ и результатам её деятельности.

Ещё одна важная функция ФСБ — охрана границ. В состав данного ведомства входит Пограничная служба. Её сотрудники (в просторечии — «пограничники») патрулируют границу и приграничные районы. Кроме того, они проверяют паспорта людей, въезжающих в Россию или выезжающих из неё, сверяют их с базами данных, задают в случае необходимости дополнительные вопросы и, если нужно, задерживают человека.

Прокуратура

Прокуратура — это орган, который от имени государства обвиняет человека в преступлении и убеждает суд в том, что тот действительно его совершил.

Российская прокуратура официально не относится ни к одной ветви власти, но ближе всего, конечно, к исполнительной власти. Как и другие правоохранительные органы, она разделена на федеральный, региональный и районный уровни, что примерно совпадает со структурой МВД и судебной системы. Обычно районная прокуратура представляет в районном суде обвинение по тем делам, которые расследовал районный ОВД или районный отдел СК РФ.

Кроме того, существуют специализированные прокуратуры — природоохранная, транспортная, прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Отдельная структура — у военной прокуратуры, которая разделена по военным округам, флотам и гарнизонам и соответствует структуре военных судов.

Всю эту систему возглавляет генеральный прокурор, которого назначает президент с согласия Совета Федерации (ч. 2 ст. 129 Конституции РФ). Нынешний генеральный прокурор — Юрий Чайка.

Во многих странах прокуратура координирует расследование преступлений и юридически оформляет дело: прокурор работает в контакте с полицейскими и даёт им указания. Это нужно, потому что в условиях независимого правосудия мало выяснить, кто и как совершил преступление — надо ещё доказать это в суде. И если прокурор видит, что доказательств мало или они собраны с нарушением закона, то сам решает, как поступить с делом: продолжить расследование другим способом или вовсе прекратить его, чтобы зря не тратить время.

В России прокуратура до 2007 г. имела схожие полномочия. В ней работали следователи, которые расследовали самые серьёзные преступления. Также прокуратура руководила следователями и дознавателями МВД. В случае чего прокуратура могла сама возбудить уголовное дело, приказать милиции (тогдашнее название полиции) выяснить обстоятельства дела и довести его до суда. Прокуратура координировала расследование, могла прекратить одно дело или начать другое. Логику такой схемы я описал выше — раз уж прокуратура представляет дело в суде, она должна влиять на расследование до суда.

Но в 2007 г. у прокуратуры забрали значительную часть полномочий, а всех следователей прокуратуры перевели в новый госорган — Следственный комитет РФ. В итоге возникло две отдельных структуры, которые время от времени конфликтуют друг с другом.

Теоретически прокурор должен осуществлять «надзор» за тем, как проводится следствие, однако никаких рычагов давления на следователя у него нет. Прокурор не может дать следователю никаких указаний (прекратить одно расследование или начать другое, допросить тех или иных свидетелей) и почти никак не влияет на его работу. Прокуратура должна лишь получить законченное уголовное дело и представить его в суде. Единственный способ влияния — не принять дело у следователя и отправить его на доследование. То есть прокуратура может лишь отложить рассмотрение дела в суде.

На практике это выглядит следующим образом. «Раньше когда расследовалось дело, следователи каждые две недели заглядывали к нам и показывали, что и как движется. А теперь они вообще не считают нужным советоваться с прокурором. Потом приходят, складывают семь томов и говорят: у тебя десять дней, подписывай в суд» («Русский репортёр»).

В итоге получается, что в суде прокурор защищает результаты того расследования, в котором ни он, ни его ведомство не участвовали и о котором он почти ничего не знает. Часто даже формальный надзор за следствием производит один прокурор, а представляет в суде — другой. Всё это приводит к трагикомичным ситуациям.

«Громкие процессы последних лет неизменно удивляют наблюдателей, в числе прочего — бросающейся в глаза беспомощностью представителей обвинения, — пишет социолог Элла Панеях. — Практически каждый раз присутствующие в зале суда журналисты и блогеры с некоторым изумлением описывают одну и ту же картину: прокурор, который не ориентируется в материалах уголовного дела, не помнит ключевых обстоятельств фабулы обвинения, не может ответить ни на один вопрос защиты по существу дела, потом зачитывает обвинительное заключение с таким видом, будто видит его в первый раз, путая ударения в фамилиях свидетелей и экспертов. В деле ЮКОСа один раз государственный обвинитель принял название улицы в адресе лондонского филиала фирмы — Виктория-роуд — за подпись некой Виктории Роуд под документом. В деле Pussy Riot прокурор был не в курсе, что показания одного из свидетелей в деле скопированы с показаний другого вместе с опечатками и грамматическими ошибками» («Ведомости»).

Впрочем, на приговор это почти не влияет. Из-за обвинительного уклона российского правосудия судья всё равно признает подсудимого виновным, даже если прокурор не сумеет ничего толком доказать. Это и было видно в делах ЮКОСа, Pussy Riot, «Кировлеса» и многих других процессах. Правда, тогда не совсем ясно, зачем вообще нужна прокуратура.

В большинстве стран роль прокуратуры ограничена уголовным преследованием: то есть она совместно с полицией расследует преступление и доказывает в суде, что человек виновен. В России, однако, прокуратура должна осуществлять общий надзор за соблюдением всех законов всеми организациями в стране.

На практике за последние годы прокуратура отстранилась от этой работы. Почти во всех возможных сферах теперь работают специальные надзорные ведомства, которые и контролируют соблюдение законодательства: Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Росздравнадзор и т. д. В итоге прокуратура либо проводит проверки совместно с этими ведомствами, либо сразу перенаправляет в них всех заявителей.

Лирическое отступление: правоохранительные органы и политика

В авторитарном государстве без независимой судебной власти и парламентского контроля каждый правоохранительный орган — потенциально опасный политический субъект. Его сотрудники могут начать прослушку, арестовать и даже безнаказанно убить любого человека, в том числе высокопоставленного политика или военного.

Из-за этого руководство страны постоянно следит за балансом сил между правоохранительными органами: ни один не должен иметь много полномочий и оружия. А если какой-то орган усилится, его нужно уравновесить другой структурой. Иными словами, чтобы одни люди в погонах не пересажали и не перестреляли других людей в погонах (или даже самого президента), в России их разводят по разным госорганам и периодически меняют структуру этих органов.

Например, в середине 2000-х годов в России чрезвычайно усилилась Генпрокуратура. Следователи Генпрокуратуры вели дело ЮКОСа и отправили в тюрьму почти всех руководителей этой нефтяной компании. Политолог Екатерина Шульман считает это главной причиной создания Следственного комитета: «Потому что, когда он создавался, Генеральная прокуратура была ударной силой дела ЮКОСа, главного репрессивного процесса того времени. Вот для того, чтобы она не сильно усиливалась, из нее выделили СКР» (http://m.echo.msk.ru/interview/detail.php?ID=1875302). Как видим, это разделение сильно затруднило и замедлило борьбу с преступностью.

Также, видимо, по политическим причинам происходили другие изменения в правоохранительных органах. Один пример — создание в 2003 г. и ликвидация в 2016 г. Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), которая была своеобразным «противовесом» ФСБ. Другой пример — создание в 2016 г. Росгвардии и передача ей части подразделений и функций из МВД.

Всё это входит в предмет исследования политологов, а не юристов, поэтому не буду подробно здесь останавливаться. Просто учитывайте это, когда пытаетесь понять, зачем нужен тот или иной правоохранительный орган. Не всегда в этом есть логика. Возможно, руководство страны думало не о том, как победить преступность, а о том, как сохранить власть.

Минюст

Министерство юстиции (Минюст) — правоохранительный орган с широкими полномочиями. Его сотрудники проводят юридический анализ всех будущих законов и подзаконных актов, регистрируют некоммерческие организации (в том числе политические партии и религиозные объединения) и следят за их деятельностью, а также контролируют работу адвокатов и нотариусов. Кроме того, Минюсту подчиняются ЗАГСы, которые регистрируют главные события в жизни российских граждан: рождение, заключение брака, развод, смену имени и смерть.

Также Минюсту подчиняются две важные службы, которые помогают судам и исполняют их решения: ФСИН и ФССП.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) наказывает тех, кого суд признал виновным в совершении преступления. Ведь мало приговорить человека к лишению свободы или обязательным работам — надо, чтобы кто-то его охранял или заставлял работать. В подчинении ФСИН находятся учреждения, где люди сидят по приговору суда: исправительные колонии и тюрьмы. Также она охраняет тех, кто взят под стражу и ожидает суда, и следит за условно осуждёнными. Кроме того, под её контролем осуждённый отбывает исправительные и обязательные работы.

Когда-то все места лишения свободы были в подчинении Министерства внутренних дел. В конце 1990-х гг. тюрьмы и колонии передали Минюсту, надеясь превратить их в более гуманные заведения. Предполагалось, видимо, что, если лагерные работники будут считать себя не «ментами», а работниками Министерства юстиции, это придаст им больше солидности и благородства.

Однако серьёзных реформ при этом не провели, большинство сотрудников остались на своих местах, и никаких изменений не произошло. Во многих колониях по-прежнему процветают пытки, коррупция, несправедливые наказания и невыносимые условия труда.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) работает по двум направлениям. Первое — помощь судам в их работе. Этим занимаются приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов («приставы по ОУПДС»). Граждане обычно видят их, когда приходят в суд: именно они проверяют вещи посетителей и записывают их паспортные данные. Кроме того, приставы наводят порядок, если в здании суда произойдёт конфликт. Теоретически они могут доставить в суд участника процесса, который обязан появиться на заседании, но не приходит.

Другое направление работы ФССП — исполнение судебных решений по гражданским и административным делам. Этим занимаются приставы-исполнители. Если человек сам не платит деньги по решению суда, приставы могут принудительно списать деньги с его банковского счёта или забрать имущество и продать с аукциона. Также они разными способами стимулируют человека исполнить решение. Самые болезненные для должника меры — ограничить выезд за рубеж или лишить водительских прав до тех пор, пока тот не выплатит взысканные с него деньги.

Приставы-исполнители часто ленятся выполнять свою работу. Это может свести на нет всю работу юриста в суде. Ведь одно дело — выиграть дело, но совсем другое — исполнить решение. Поискать банковские счета и списать с них деньги пристав ещё может, но крайне сложно заставить его куда-то поехать, чтобы найти и арестовать имущество должника.

ФСО, ФНС, ФТС

Несколько служб с похожими аббревиатурами имеют непохожие функции.

Федеральная служба охраны (ФСО) охраняет самых важных российских чиновников (в том числе президента), а также руководителей иностранных государств во время их визита в Россию. Сотрудники ФСО сопровождают кортежи, и следят за госучреждениями, гостиницами, домами и другими местами, где находится охраняемый человек и где на него могут совершить нападение.

Федеральная налоговая служба (ФНС) следит за тем, как все соблюдают налоговое законодательство, наказывает нарушителей и регистрирует коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей. В каждом регионе есть региональное управление ФНС (УФНС), которому подчиняются районные инспекции ФНС (ИФНС). Каждая инспекция обслуживает определённую территорию и контролирует то, как все зарегистрированные там граждане и организации платят налоги.

Федеральная таможенная служба (ФТС) борется с контрабандой и контролирует перемещение товаров и других вещей через границу. ФТС подчинены несколько межрегиональных управлений (Южное, Центральное, Дальневосточное и т. д.), управлениям подчинены таможни (по одной на регион, международный порт или аэропорт), а им — таможенные посты на каждом пункте пропуска границы.

ГРУ и СВР

Внешней разведкой в России занимаются два органа: Главное разведывательное управление (ГРУ) и Служба внешней разведки (СВР). ГРУ относится к Министерству обороны и производит военную разведку, а СВР — самостоятельная служба, подчиненная непосредственно президенту; занимается она политической и экономической разведкой. Понятно, что отделить военные, политические и экономические сведения друг от друга невозможно, поэтому работа двух спецслужб иногда пересекается.

Строго говоря, разведка — это не правоохранительная деятельность, а наоборот — нарушение законов чужой страны. Но предполагается, что разведчики таким образом охраняют права и свободы граждан России. Поэтому их можно условно отнести к правоохранительным органам.

Самое громкое событие, связанное со Службой внешней разведки, произошло в июне 2010 г. Тогда в США были арестованы несколько российских граждан, которых обвиняли в работе на СВР. В частности, они должны были выведать данные о ядерном вооружении США. Правда, никаких секретов они так и не добыли, поэтому американцы легко обменяли их на четырёх российских граждан, осуждённых ранее в России за госизмену (в том числе физика Игоря Сутягина). Самым известным из провалившихся агентов СВР была Анна Чапман, впоследствии ставшая телеведущей и фотомоделью (Лента.Ру).

Главное разведывательное управление мелькало в новостях из-за более успешных операций. В частности, большинство аналитиков именно на ГРУ возлагают ответственность за убийство в 2004 г. в Катаре одного из лидеров чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева («Независимая газета»).

Росгвардия

В 2016 г. в России появился новый госорган — Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия). Эта наполовину военная, наполовину правоохранительная структура, которой отдали некоторые подразделения и функции других ведомств (в основном, МВД).

Костяк Росгвардии — это Национальная гвардия. Так стали называть бывшие внутренние войска МВД — подразделения, которые должны бороться с незаконными вооружёнными формированиями, охранять государственные объекты, разгонять митинги и подавлять массовые беспорядки.

Ещё в состав Росгвардии входит вневедомственная охрана. Это нечто вроде государственного охранного агентства. Его создали в советские годы в составе МВД, потому что тогда почти вся собственность, требующая охраны, принадлежала государству, и удобнее было объединить полицейские и охранные функции в одном ведомстве. Сейчас же большинство зданий и предприятий принадлежат частным лицам, и охранять их должны сами собственники. Тем не менее, вневедомственная охрана по-прежнему существует, но теперь оказывает платные услуги. На многих частных объектах стоит сигнализация, при срабатывании которой туда выезжают сотрудники вневедомственной охраны.

Кроме того, в состав Росгвардии перевели из МВД некоторые полувоенизированные полицейские подразделения, которые применяют в некоторых важных операциях: специальные отряды быстрого реагирования (СОБР) и отряды мобильные оперативного назначения (ОМОН).

Возглавил Росгвардию генерал Виктор Золтов. Это бывший начальник Службы безопасности президента РФ, то есть фактически личный охранник Владимира Путина. Поэтому большинство экспертов восприняли учреждение Росгвардии как создание структуры, преданной непосредственно президенту и способное предотвратить государственный переворот или иные угрозы.

Резюме

Главный правоохранительный орган в Росии — Министерство внутренних дел (МВД). Его основное структурное подразделение — отдел полиции. В нём работают сотрудники дежурной части (принимают сообщения о преступлениях и решают, что с ними делать), оперативники (выявляют и раскрывают преступления), следователи и дознаватели (ведут предварительное расследование), сотрудники патрульно-постовой службы (следят за порядком на улицах), участковые (отвечают за порядок на небольшой территории). Также в МВД есть отделения ГИБДД, транспортной полиции, управления МВД по вопросам миграции и т. д.

Следственный комитет (СК) при содействии оперативников МВД расследует наиболее серьёзные и тяжёлые преступления. Федеральная служба безопасности (ФСБ) раскрывает и расследует преступления, связанные с терроризмом, шпионажем, госизменой и некоторыми другими вещами. В состав ФСБ входит Пограничная служба.

Прокуратура — это орган, который от имени государства убеждает суд в том, что человек совершил преступление. Теоретически прокурор должен осуществлять надзор за тем, как проводится следствие, однако на деле не имеет почти никаких полномочий. Он должен лишь взять дело, подготовленное следователем, и представить его в суде. Кроме того, российские прокуроры должны осуществлять надзор за соблюдением всех законов всеми организациями в стране.

Министерство юстиции (Минюст) проводит анализ всех будущих законов, регистрирует некоммерческие организации и контролирует работу адвокатов и нотариусов. Кроме того, Минюсту подчиняются ЗАГСы, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП). ФСИН наказывает тех, кого суд признал виновным в совершении преступления, а ФССП помогает судам в работе и исполняет решения по гражданским и административным делам.

Федеральная служба охраны (ФСО) охраняет важных российских чиновников, Федеральная налоговая служба (ФНС) следит за соблюдением налогового законодательства, Федеральная таможенная служба (ФТС) контролирует перемещение товаров через границу. Главное разведывательное управление (ГРУ) и Служба внешней разведки (СВР) занимаются разведкой в других странах.

Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия) — наполовину военная, наполовину правоохранительная структура, в состав которой входят Национальная гвардия (бывшие внутренние войска МВД), вневедомственная охрана, СОБР и ОМОН.

Следующая статья из цикла «Правоведение для чайников» — «Правоохранительные органы и юридические профессии – 2«

7 comments — Leave a comment

hitch-hiker.livejournal.com

Стоит ли передавать ФСИН в ведение МВД России

http://7×7-journal.ru/post/112255

Права человека
  • Регион
    • А
    • Архангельская область
    • Б
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • В
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • И
    • Ивановская область
    • К
    • Калининградская область
    • Калужская область
    • Республика Карелия
    • Кировская область
    • Республика Коми
    • Костромская область
    • Курганская область
    • Курская область
    • Л
    • Липецкая область
    • М
    • Республика Марий Эл
    • Республика Мордовия
    • Мурманская область
    • Н
    • Новгородская область
    • О
    • Орловская область
    • Оренбургская область
    • П
    • Пензенская область
    • Псковская область
    • Р
    • Рязанская область
    • С
    • Смоленская область
    • Т
    • Тамбовская область
    • Тверская область
    • Тульская область
    • Тюменская область
    • У
    • Республика Удмуртия
    • Ульяновская область
    • Город Усинск
    • Город Ухта
    • Х
    • Ханты-Мансийский АО
    • Ч

7×7-journal.ru

перевод из фсин в мвд | Вопрос-ответ по юридической теме

Блог — Сайт law-fsin!

ФСИН России все таки наказали за перевод осужденных в Дальние Регионы: Путин провел кадровые перестановки в силовых ведомствах. Своего поста лишился тов. Есипов из ФСИН России. Отставке товарища С.А.Еспова,  начальника Управления исполнения приговоров и специального учета (УИПСУ ФСИН России) поспособствовали расследования Счетной палаты в связи с необоснованным направлением осужденных в наКрай Света лежащие регионы от места их осуждения и проживания.

Кто работает в структуре МВД и ФСИН

Скоро выпускаюсь из вуза (ФСИН),а так и не знаю толком что да как везде на деле.Сейчас столько изменений тем более. Возникает много вопросов,а нет даже знакомых у кого можно узнать,про блат уж молчу.Есть ли здесь девушки,работающие в этих структурах (особенно ФСИН!) или у кого-то может быть мужья или родственники,ответьте на несколько вопросов:

1) Как вы устраивались? Куда обращаться после вуза вообще для трудоустройства? (желательно подробнее,как все происходит,какой конкурс,какие вопросы и тп)

Никуда не возьмут если не будет человека,который вас порекомендует.

Новости Владимирской области: «Заботу» о Евгении Васильевой ФСИН передала в МВД

МОСКВА, 14 сен — РИА Новости. Полиция проследит, чтобы экс-чиновница Минобороны РФ Евгения Васильева не нарушала установленные судом ограничения по условно-досрочному освобождению, сообщили РИА Новости в понедельник в пресс-службе УФСИН по Владимирской области.

Ранее газета «Известия» написала, что из-за пробелов в российском законодательстве Васильева якобы останется на воле без присмотра, что позволит ей нарушать режим УДО.

Перевод из фсин в мвд

4. В ОК ОВД куда я устраиваюсь сказали, что мне можно будет перевестись из УФСИН в МВД, для дальнейшего прохождения службы, в порядке откомандирования.

5. Сегодня был у начальника ФСИН, где я прохожу службу, мне сказали, что т.к. 2 ведомства разные и руководствуются различными положениями о службе, перевод запрещен, т.е. его нет!

6. Ходил в ОВД, куда хочу устроиться на службу, все объяснил кадровику, говорит, что это все ерунда, официального запрета на перевод нет, и то, что я в любом случае договаривался со своим ФСИН-ом.

Полицию России возглавит главный тюремщик

Глава Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александр Реймер может сменить Рашида Нургалиева на посту министра внутренних дел России. Об этом сообщает газета РБК daily со ссылкой на источники в ФСИН. В МВД также не исключают, что руководить полицейскими будет новый министр.

По данным источника в тюремном ведомстве, вопрос по назначению Реймера на новую должность практически решен, он уже готовится к новому назначению.

Приказ Минюста РФ и МВД РФ от 4 октября 2012 г


. N 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений»

«Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений»

1.

Проверка сотрудника уис (фсин) через гиац мвд

1 ответ. Москва Просмотрен 801 раз. Задан 2012-06-14 12:24:12 +0400 в тематике «Оборона военная служба, оружие» Необходимо удалить сведения о судимости в московском областном иц и гиац мвд. сколько это стоит? судимость погашена. — Необходимо удалить сведения о судимости в московском областном иц и гиац мвд. сколько это стоит? судимость погашена. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 596 раз. Задан 2013-04-07 08:29:14 +0400 в тематике «Уголовное право» Могут ли сотрудники уис(фсин) приобретать оружие любого вида(огнестрел,травмат,газовые,пневмат)? — Могут ли сотрудники уис(фсин) приобретать оружие любого вида(огнестрел,травмат,газовые,пневмат).

Рабочая встреча правозащитников и представителей управления организации медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний России г


Рабочая встреча правозащитников и представителей управления организации медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний России 30.09.2015г.

30 сентября 2015 г. в офисе организации «Комитет за гражданские права» состоялась встреча Врип начальника управления организации медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний России Александра Петровича Приклонского с членами Общественных наблюдательных комиссий из разных регионов России и правозащитниками, занимающимися контролем за оказанием медицинской помощи в местах принудительного содержания.

ФСИН опровергла перевод Толоконниковой в ШИЗО


lawyersfree.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *