Подготовка к устной части огэ по русскому языку – «Методические рекомендации к устной части ОГЭ по русскому языку»

Презентация к мастер-классу по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку

Мастер-класс «Метапредметные задания как средство подготовки обучающихся к устной части ОГЭ по русскому языку»

Проводит: Троицкая Наталья Петровна (Учитель русского языка и литературы МОБУ Николаевской СОШ)

Дата: 30 октября 2017 года

Место: Ирбейская СОШ №1

Аудитория: РМО учителей русского языка и литературы

Участники:  учителя русского языка и литературы

  • ЦЕЛЬ: Показ отдельных методов работы с применением метапредметных заданий, направленных на подготовку обучающихся к устной части ОГЭ по русскому языку

Задачи:

— продемонстрировать коллегам приемы работы, обеспечивающие достижения метапердметных результатов: чтение текста вслух; пересказ с привлечением дополнительной информации; монологическое высказывание по одной из выбранных тем; диалог с собеседником. ,

— прокомментировать эффективность применения приемов;

— отработать приемы в деятельностно — имитационном режиме.

ОБОРУДОВАНИЕ:

—       мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;

— тексты и фотографии.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

1. Постановка педагогической проблемы.

2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

3. Рефлексия.

I. ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

-Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с научной загадки. Подумайте, о каких важнейших умениях говорил Виктор Владимирович Виноградов: «Самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».

-Правильно, владение речью –это основа всех метапредметных умений: коммуникативных, регулятивных, познавательных.

— В рамках мастер — класса я хотела бы продемонстрировать Вам некоторые приемы формирования у обучающихся навыков, связанных с произносительной культурой, составлением спонтанной монологической и диалогической речи и поделиться своими соображениями, как подготовить учеников к устной части экзамена в 9 классе.

Комментарий: индукция (проблемная ситуация, научная загадка)

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ

  1. Целеполагание: Наше занятие я назвала так: «Я человек говорящий» и связано это прежде всего с тем, что перед нами поставлена цель: подготовиться к устной части экзамена в 9 классе, которая называется сейчас итоговое собеседование.

Внимательно прочитайте инструкцию к демонстрационному варианту, подумайте о том, что вам предстоит сделать на самом экзамене, а также определите, какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке.

Комментарий: метапредметное задание: работа по инструкции, постановка задач урока, мотивация

  1. Самоконструкция. Первое, с чего мы начнём работу – это чтение вслух, чтобы подготовиться именно к выразительному чтению, выполните следующие задания:

  1. Вспомните, что такое интонация, как графически изображается интонация текста.

2. Подготовьтесь к выразительному чтению по плану

  • Прослушайте текст.

  • Следите за чтением диктора по тексту (см.Приложение1).

  • Во время прослушивания выполните необходимые пометы в тексте (паузы, логические ударения).

  • Поработайте с текстом: проставьте ударения в словах, выясните значение непонятных слов.

  • Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу (читаем про себя)

Комментарий: метапредметные задания действие по инструкции, аудирование, выразительное чтение про себя.

Итак, приступаем к выполнению 1 задания устной части экзамена.

1.Выразительно прочитайте текст вслух (см.Памятку работы в паре.)

Заполните маршрутный лист, занесите оценку напарника.

Приступайте к выполнению 2 задания, продолжайте работать в паре.

2.Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А.П. Чехова: «Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника».

По окончании работы в паре заполните маршрутный лист.

Комментарий: взаимооценка, пересказ, логика работы с высказыванием.

3. Социоконструкция. Переходим к выполнению 3 задания. Как известно, в этом задании предлагается выбрать тему монологического высказывания и тип речи, в соответствии с которым оно должно быть построено. Я предлагаю выполнить эту работу в группах:

1 группа получит задание на тему «Поход» и построит текст-описание фотографии

2 группа построит текст-повествование на тему «Школьный проект»

3 группа порассуждает на тему «Нужна ли современному человеку дружба?»

Напоминаю вам правила работы в группе, время для подготовки задания я дам вам больше, чем на экзамене, так как мы пока ещё не волшебники, а только учимся. Через 7 минут группы будут предъявлять результат своей работы. На защиту выходит весь состав, так как этот этап работы мы назовём беседой (пусть не с экзаменатором, как на экзамене), а с аудиторией. Желательно, чтобы члены группы распределили между собой: кто озвучивает выполненное учебное задание, кто ответит на первый, кто на второй, кто на третий вопрос. Итак, приступайте к выполнению учебной задачи в группе. Время пошло.

3.Социализация. Уважаемые коллеги! Время для выполнения учебного задания закончилось. Предлагаю перейти к следующему этапу. Каждая группа сейчас получит вопросы для собеседования и критерии оценки выполнения заданий (монолог и диалог), а также критерии оценки речевой культуры. Распределите, пожалуйста, роли. Кто будет задавать вопросы, кто будет оценивать монологическое высказывание, кто оценит диалог, а кто речевое оформление. Во время выступления группы прошу внимательно слушать, лишних вопросов не задавать, чётко и слаженно выполнять задания в группе.

Итак, приглашаем первую группу на беседу, группа №2 задаёт вопросы и оценивает ответ группы, группа №3 внимательно слушает и следит за работой экспертов из второй группы.

Приглашаем вторую группу, группа №3 задаёт вопросы и оценивает ответ группы, группа №1следит за процессом.

Приглашаем третью группу, группа №1 задаёт вопросы и оценивает ответ группы, группа №2 внимательно слушает и следит за работой.

Спасибо! Вы успешно справились с задачей, попрошу секретарей каждой группы разнести результаты оценивания групп. Дорогие друзья! Пока мы просто готовимся, предлагаю результат работы всей группы записать и в свой личный зачёт. Заполните маршрутные листы.

Комментарий: метапредметные задания построение монологических высказываний разных типов речи, умение правильно выразить мысль во время диалога.

4. Разрыв. Пришло время подвести итоги. Посмотрите на ещё раз на задачи, которые мы ставили перед собой в начале занятия. Удалось ли нам решить все поставленные задачи? Подведите общий итог своей работы, посчитав в маршрутном листе количество набранных вами баллов. Если вы набрали 17 баллов, вы отлично потрудились сегодня. Если вы набрали от 8 до 14 баллов за все 4 задания устной части предстоящего экзамена, вы получили зачёт.

Отметьте, пожалуйста, на «лестнице успеха», произошли ли с вами какие –то изменения, продвинувшие вас в понимании того, что предстоит сделать на итоговом собеседовании.

5. Рефлексия. А теперь предлагаю сказать несколько слов вслух:

  • сегодня я узнал…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • мне захотелось

  • приеду домой…

Спасибо большое! Буду рада, если была Вам полезна.

-1-

Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с научной загадки. Подумайте, о каких важнейших умениях говорил Виктор Владимирович Виноградов: «Самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».

-Правильно, владение речью –это основа всех метапредметных умений: коммуникативных, регулятивных, познавательных.

— В рамках мастер — класса я хотела бы продемонстрировать Вам некоторые приемы формирования у обучающихся навыков, связанных с произносительной культурой, составлением спонтанной монологической и диалогической речи и поделиться своими соображениями, как подготовить учеников к устной части экзамена в 9 классе.

-2-

Наше занятие я назвала так: «Я человек говорящий» и связано это прежде всего с тем, что перед нами поставлена цель: подготовиться к устной части экзамена в 9 классе, которая называется сейчас итоговое собеседование.

Внимательно прочитайте инструкцию к демонстрационному варианту, подумайте о том, что вам предстоит сделать на самом экзамене, а также определите, какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке.

-3-

Первое, с чего мы начнём работу – это чтение вслух, чтобы подготовиться именно к выразительному чтению, выполните следующие задания:

Вспомните, что такое интонация, как графически изображается интонация текста (слайд №4)

Возьмите текст (Приложение №1), приготовьте карандаш или ручку другого цвета, при прослушивании текста делайте необходимые пометы (паузы, логические ударения) (слайд №5). Поработайте с текстом: проставьте ударения в словах, выясните значение непонятных слов. Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу.

-4-

Итак, приступаем к выполнению 1 задания устной части экзамена. Работать будете в парах. См. Памятку работы в паре (слайд№6). Положите перед собой критерии оценки (Приложение 2 табл.1)

Действуйте по алгоритму. Заполните маршрутный лист занесите оценку напарника.

-5-

Приступайте к выполнению 2 задания, продолжайте работать в паре (слайд №7) Положите перед собой критерии оценки (Приложение 2, табл. 2 и 3)

Действуйте по алгоритму. По окончании работы в паре заполните маршрутный лист.

-6-

Переходим к выполнению 3 задания. Как известно, в этом задании предлагается выбрать тему монологического высказывания и тип речи, в соответствии с которым оно должно быть построено. Я предлагаю выполнить эту работу в группах:

1 группа получит задание на тему «Поход» и построит текст-описание фотографии

2 группа построит текст-повествование на тему «Школьный проект»

3 группа порассуждает на тему «Нужна ли современному человеку дружба?»

Напоминаю вам правила работы в группе (слайд №8), время для подготовки задания я дам вам больше, чем на экзамене, так как мы пока ещё не волшебники, а только учимся. Через 7 минут группы будут предъявлять результат своей работы. На защиту выходит весь состав, так как этот этап работы мы назовём беседой (пусть не с экзаменатором, как на экзамене), а с аудиторией. Желательно, чтобы члены группы распределили между собой: кто озвучивает выполненное учебное задание, кто ответит на первый, кто на второй, кто на третий вопрос. Итак, приступайте к выполнению учебной задачи в группе. Время пошло.

-7-

Уважаемые коллеги! Время для выполнения учебного задания закончилось. Предлагаю перейти к следующему этапу. Каждая группа сейчас получит вопросы для собеседования и критерии оценки выполнения заданий (монолог и диалог), а также критерии оценки речевой культуры. Распределите, пожалуйста, роли. Кто будет задавать вопросы, кто будет оценивать монологическое высказывание, кто оценит диалог, а кто речевое оформление. Во время выступления группы прошу внимательно слушать, лишних вопросов не задавать, чётко и слаженно выполнять задания в группе.

Итак, приглашаем первую группу на беседу, группа №2 задаёт вопросы и оценивает ответ группы, группа №3 внимательно слушает и следит за работой экспертов из второй группы.

Приглашаем вторую группу, группа №3 задаёт вопросы и оценивает ответ группы, группа №1следит за процессом.

Приглашаем третью группу, группа №1 задаёт вопросы и оценивает ответ группы, группа №2 внимательно слушает и следит за работой.

Спасибо! Вы успешно справились с задачей, попрошу секретарей каждой группы разнести результаты оценивания групп. Дорогие друзья! Пока мы просто готовимся, предлагаю результат работы всей группы записать и в свой личный зачёт. Заполните маршрутные листы.

-8-

Пришло время подвести итоги. Посмотрите на ещё раз на задачи, которые мы ставили перед собой в начале занятия. Удалось ли нам решить все поставленные задачи? Подведите общий итог своей работы, посчитав в маршрутном листе количество набранных вами баллов. Если вы набрали 17 баллов, вы отлично потрудились сегодня. Если вы набрали от 8 до 14 баллов за все 4 задания устной части предстоящего экзамена, вы получили зачёт.

Отметьте, пожалуйста, на «лестнице успеха», произошли ли с вами какие –то изменения, продвинувшие вас в понимании того, что предстоит сделать на итоговом собеседовании.

-9-

А теперь предлагаю сказать несколько слов вслух:

  • сегодня я узнал…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • мне захотелось

  • приеду домой…

Спасибо большое! Буду рада, если была Вам полезна.

infourok.ru

Русский язык. Подготовка к ОГЭ( устная часть)

Презентация «Подготовка к ОГЭ. Русский язык (устная часть)» предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Презентацию  можно использовать как на уроках, так и на элективных занятиях.

Данная работа состоит из 38 слайдов, где представлен материал для подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Презентация удобна в использовании ее на различных этапах урока и способствует у учащихся развитию навыков  чтения и говорения. Кроме того представленный в презентации материал расширяет кругозор учащихся, развивает нравственные качества учащихся. Слайды перемещаются по щелчку мышки.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Подготовка к ОГЭ( устная часть)»

Подготовка к ОГЭ Русский язык

(устная часть)

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Москаленская СОШ» Марьяновского района Омской области Борева Т.Н.

2017-2018 учебный год

Прочитайте выразительно текст

  • Самый выдающийся гражданин России II половины XVIII века — это генералиссимус русских сухопутных и морских сил Александр Суворов. Этот талантливый военачальник провёл более 60 крупных битв и ни в одной из них не получил поражения. Армии под командованием Суворова удавалось побеждать даже в тех случаях, когда силы противника значительно превосходили её по численности. Он принимал участие в русско-турецких войнах, блестяще командовал российскими войсками во время штурма Праги в 1794 г., а в последние годы жизни руководил Итальянским и Швейцарским походами .
  • В сражениях Суворов применял собственную тактику ведения боевых действий, значительно опережающую своё время. Он не признавал военную муштру, воспитывая в солдатах любовь к Отечеству, считая её залогом победы в любом сражении. Легендарный полководец следил за тем, чтобы во время военных походов его армия была обеспечена всем необходимым. Он героически разделял с солдатами все тяготы, поэтому пользовался у них огромным авторитетом. За свои победы Суворов был награждён всеми существующими в его время в Российской империи высокими военными наградами. Кроме того, он являлся кавалером семи иностранных орденов.

Включите в пересказ данные слова

  • «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто покорное покрывало скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. »
  • А. Суворов

Опишите фотографию

Не забудьте ответить:

  • что так заинтересовало детей;
  • каков интерьер комнаты;
  • что заставило ребят присмотреться к глобусу.

Составьте монолог

  • Нужно ли заранее выбирать профессию? Почему?
  • Не забудьте ответить:
  • — На что ориентироваться при выборе профессии: польза общества или развитие личных способностей?
  • — Существуют ли вредные для общества «профессии»? Чем?
  • — Какие качества вам нужны для достижения определенной профессии?
  • — Кем ты мечтаешь стать и почему?

Составьте монолог

  • Поездка в Омск, которая запомнилась мне больше всего.
  • Не забудьте рассказать:
  • — когда ездили в город;
  • — с кем ездили в город;
  • — как готовились к поездке;
  • — почему запомнилась эта поездка.

Прочитайте выразительно текст

  • Известный химик Дмитрий Менделеев — гордость России. В 21 год Менделеев с золотой медалью окончил физико-математический факультет Петербургского пединститута. Спустя несколько месяцев он защитил диссертацию на право чтения лекций и приступил к преподавательской практике. В 23 года присвоена степень магистра химии, и он начинает преподавать в Императорском университете Санкт-Петербурга. В 31 год профессор химической технологии, а через 2 года — профессор общей химии.
  • Скоро Менделеев сделал открытие, что прославило его на весь мир. Речь идёт о Периодической таблице химических элементов.
  • Она стала основой для всей современной химии. Он написал множество фундаментальных трудов по химии, выступил инициатором создания в Петербурге Палаты мер и весов. Д. И. Менделеев являлся кавалером восьми почётных орденов Российской империи и зарубежных стран. Ему была присвоена степень доктора Туринской Академии наук и многих зарубежных университетов. Научный авторитет Менделеева был настолько высок, что его трижды выдвигали на получение Нобелевской премии. К сожалению, лауреатами этой престижной международной награды каждый раз становились другие учёные. Однако данный факт ничуть не уменьшает заслуг прославленного химика перед Отечеством .

Включите в пересказ данные слова

  •   «Говоря о творчестве Менделеева, нельзя не признать первенствующего значения периодического закона, в создании которого с таким блеском и с такой глубиной проявились сила его гениального ума, его опыт, его разносторонняя эрудиция, его дар провидения и широких обобщений, сделавшие его одним из бессмертных создателей химической науки».
  • Член – корреспондент АН СССР
  • А. Ф. Капустинский

Опишите фотографию

Не забудьте ответить:

  • Что случилось у мальчика?
  • Как мама пытается ему помочь?
  • Что произойдет потом?

Составьте монолог

  • Почему, по — твоему, люди путешествуют?
  • Не забудьте ответить:
  • — Слышал ли ты что-нибудь о круизах? Что?
  • — Требует ли путешествие какой-то подготовки ? Какой?
  • — Где , на ваш взгляд, нужно больше путешествовать: за границей или по России? Почему?
  • — Куда бы ты отправился в путешествие и почему?

Составьте монолог

  • Экскурсия, которая запомнилась мне больше всего.
  • Не забудьте рассказать:
  • — куда и когда ходили на экскурсию;
  • — с кем ходили ;
  • — как готовились ;
  • — почему запомнилась эта экскурсия.

Прочитай выразительно текст

  • Владимир Высоцкий — известный поэт и музыкант умер почти 40 лет назад, но его песни до сих пор слушают и те, кто застал его живым и ходил на его концерты, и те, кто родился через годы после его смерти. Высоцкий — уникальный поэт, которому удавалось писать тексты песен для всех слоев общества без исключения.
  • Он пел и про уголовников, и про фронтовиков, и про ученых, и про крестьян. Каждый чувствовал, что автор знает самое главное о его жизни и профессии. Многие были глубоко убеждены, что, не будучи фронтовиком или преступником, нельзя написать таких текстов.
  • Но Высоцкий был не только поэтом, но и замечательным актером, сыгравшим в таких знаменитых картинах, как «Вертикаль», «Опасные гастроли», «Место встречи изменить нельзя».
  • Свои песни он исполнял на сцене под обычную семиструнную гитару. А еще Высоцкий был одним из ключевых актеров Театра на Таганке, где сыграл более чем в 20 спектаклях, в том числе предстал в образе шекспировского Гамлета.

Включите в пересказ данные слова

  • «В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится.»
  • В. Высоцкий

Опишите фотографию

Не забудьте ответить:

  • Что произошло до этого момента?
  • Как реагируют на произошедшее другие ребята?
  • Где происходит этот эпизод?

Составьте монолог

  • Полезны ли электронные игры для развития интеллектуальных способностей человека?
  • Не забудьте ответить:
  • — Знаешь ли ты об электронных играх? Что?
  • — Вправду ли, что многие игры опасны для человека и чем?
  • — Можно ли много времени проводить в электронных играх? Отчего?
  • — Нравится ли тебе играть и почему?

Составьте монолог

  • Расскажите о школьном мероприятии, в котором Вы участвовали.
  • Не забудьте рассказать :
  • 1. В каком мероприятии Вы принимали участие?
  • 2. Когда оно происходило?
  • 3. Что оказалось самым трудным?
  • 4. Что запомнилось больше всего?

Прочитайте выразительно текст

  • Великого хирурга и ученого Николая Пирогова прозвали в свое время «чудесным доктором». О случаях удивительного исцеления и его небывалом мастерстве ходили настоящие легенды. Врач не видел разницы между безродными и знатными, бедными и богатыми. Он оперировал абсолютно всех, и этому призванию посвятил всю свою жизнь.
  • В 14 лет Николай стал студентом медицинского факультета МГУ, а уже в 1841-м он начал трудиться в Питерском университете на кафедре хирургии. На его лекции приходили не только студенты, но и учащиеся других вузов. Газеты и журналы постоянно публиковали статьи о талантливом хирурге.
  • Потом его отправили в действующую армию в Севастополь. Доктору пришлось работать в страшных условиях, в шалашах и палатках. Но тем не менее он провел огромное количество операций. При этом хирургические вмешательства осуществлялись только с эфирным наркозом. Во время этой войны медик впервые использовал гипсовую повязку. Благодаря ему появился институт «сестер милосердия». Популярность хирурга неуклонно росла, в особенности среди обыкновенных солдат. Незадолго до кончины Пирогов открыл новый способ бальзамирования покойных. Этим методом тело самого хирурга также было забальзамировано. Оно погребено в усыпальнице в его имении.

Включите в пересказ данные слова

  • «В 1846 году удачно прошло испытание наркоза, который начал с завидной быстротой завоевывать все страны. Только за один год в 13 российских городах было совершено 690 операций под эфирным наркозом. Заметим, 300 из них были сделаны Пироговым!»
  • сайт Википедия

Не забудьте сказать:

  • Где играют ребята?
  • Каково настроение играющих?
  • Чем закончится игра?

Опишите фотографию:

Составьте монолог

  • Отражает ли одежда внутренний мир человека?
  • Не забудьте ответить:
  • — Следишь ли ты за модой в одежде? Почему?
  • — Твое предпочтение в одежде. ( цвет, фирма, фасон и др.)
  • — Советы по выбору одежды для прогулки зимой.
  • — Есть ли у одежды свое предназначение или нет?

Составьте монолог

  • Расскажите о своей поездке на каникулах.
  • Не забудь ответить:
  • 1. Где вы были во время каникул?
  • 2. С кем Вы путешествовали (с одноклассниками, друзьями, с родителями)?
  • 3. Готовились ли Вы заранее к поездке?
  • 4. Почему это поездка стала для Вас незабываемой?

Прочитайте выразительно текст

  • Министра обороны Сергея Шойгу в народе прозвали метко: «Мужик!» Невысокий, коренастый, он никогда не любил громких выступлений, а слову всегда предпочитал дело.
  • Карьере Сергея способствовал управляющий стройтреста в Красноярске. За 11 лет Шойгу прошел путь от мастера до главы треста. Тогда он ежегодно стал собирать добровольные отряды спасателей, чтобы выручать попавших в беду людей. Спасатели спали в отсыревших палатках, грелись теплом костра. Затем он возглавлял корпус отрядов, отработавших в разрушенном Спитаке и в зараженном радиацией Чернобыле. Позже были ликвидация очага чумы в Туве, ввоз гуманитарного конвоя в осажденный Тквар-чели, землетрясение в Нефтегорске .
  • Со временем список задач только рос: наводнения, пожары, авиакатастрофы, теракты… Словно расширяя понятие «чрезвычайная ситуация», Ельцин отправлял Шойгу и в зону вооруженных конфликтов: Абхазию, Осетию, Таджикистан.
  • В 2012 году, надев генеральские погоны, Шойгу начал свою работу с проверки боеготовности войск. На службу были возвращены несправедливо уволенные офицеры, отменена демилитаризация военной медицины, восстановлен набор в военные училища, созданы научные роты и Арктические войска. За счет этих мер уже через год Шойгу удалось стать своим в армейской среде. Особой заслугой министра стали спецоперации в Крыму и Сирии.

Включите в пересказ данные слова

  • «В 1994 году Шойгу был вручен орден «За личное мужество». В 1995 году он стал «Человеком года» по версии Русского географического института. Тогда же журналистское сообщество присвоило Сергею Кужугетовичу звание «Лучший министр». А в конце второго тысячелетия Президент России присвоил лучшему спасателю страны звание Героя России.»
  • Сайт Википедия

Опишите фотографию:

Не забудьте при описании:

  • Где катаются герои фотографии?
  • Каково настроение катающихся?
  • Чем полезно катание на роликах?

Составьте монолог

  • Всегда ли нужно быть культурным человеком?
  • Не забудь ответить:
  • — Кого можно называть культурным человеком?
  • — Вы себя можете назвать культурным человеком?
  • — Обязательно ли быть культурным?
  • — Зачем общество требует быть всем культурными людьми?

Составьте монолог

  • Расскажите о своём посещении цирка, которое запомнилось больше всего.
  • Не забудьте рассказать:
  • 1. В каком цирке Вы были?
  • 2. Когда и с кем?
  • 3.Что вы увидели?
  • 4. Что понравилось и запомнилось больше?

Прочитайте выразительно текст

  • Иван Кожедуб — самый успешный лётчик Советской Армии и армии союзников. Однажды он выбрал карьеру военного и не прогадал: его рекорд занесён в Книгу рекордов Гиннеса. Ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный истребитель в авиации союзников (64 сбитых самолета). Трижды Герой Советского Союза, маршал авиации.
  • Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей — его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитт-109. В 1943 году на Курской дуге во время сорокового боевого вылета, Кожедуб наконец сбил свой первый немецкий самолёт.
  • Первое звание Героя Советского Союза ему присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника. Последний бой в Великую Отечественную Кожедуб провёл в небе над Берлином, а за всю войну он ни разу не был сбит. Отличный стрелок предпочитал открывать огонь на дистанции 200—300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию. Он же считается первым в мире летчиком-истребителем, сумевшим сбить немецкий реактивный истребитель Ме-262.
  • По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию.

Включите в пересказ данные слова

  • «Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились — во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. По его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях — девять человек и 27 машин.»
  • сайт Википедия

Опишите фотографию

Не забудьте сообщить:

  • Где работают мама и дочка?
  • Что они собираются делать?
  • Каково настроение людей?
  • Чем привлекла эта работа девочку?

Составьте монолог

  • Обязательно ли быть спортсменом?
  • Не забудьте ответить:
  • — Кого можно называть спортсменом?
  • — Вы являетесь спортсменом и почему?
  • — Можно быть спортсменом одного вида спорта или сразу нескольких? Почему?
  • — Что дает человеку занятие спортом?

Составьте монолог

  • Расскажите о своём посещении зоопарка, которое запомнилось больше всего.
  • Не забудьте рассказать:
  • 1. В каком зоопарке Вы были?
  • 2. Когда и с кем?
  • 3.Что вы увидели?
  • 4. Что понравилось и запомнилось больше?

Использованные источники:

  • 1. Статья «Выдающиеся поди России»
  • http:/www.fb.ru › article/163384… rossii-istoricheskie rossii
  • 2.Cтатья « Великие люди»
  • http:/www. encyclopaedia-Russia.ru
  • 3. Фотографии детей
  • http:/www. Картинки и  фото  с  детьми  в школе | andrey-eltsov.ru
  • andrey eltsov.rukartinki i foto -s- detmi -v- shkole /

kopilkaurokov.ru

Статья «Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе»

Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Задание 1

Учитель русского языка и литературы

Михайлова Елена Владимировна,

МАОУ «Посольская средняя

общеобразовательная школа»

Республики Бурятия

Сегодня все сообщество филологов, родителей, учеников волнует вопрос введения Устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Как именно это будет осуществляться на практике, пока сложно понять,  информация достаточна скудна, поэтому в данной статье, уважаемые коллеги, я предлагаю попытаться осмыслить и наметить пути подготовки наших учеников к новым испытаниям.

Экзамен в таком формате предстоит сдавать нашим девятиклассникам в следующем учебном году, по аналогии с Декабрьским сочинением в 11 классе, устная часть «Говорение» будет также являться допуском к ОГЭ. По данным Минобрнауки России и Рособрнадзора экзамен планируется проводить на базе школ, проверять и оценивать результаты предстоит школьным учителям — экспертам.

В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. При выполнении заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение). Будущим выпускникам будет предложен выбор формата экзамена: беседа с учителем, беседа с одноклассником, диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера.Демоверсия (название авт) состоит из 3 заданий:

1 задание: необходимо выразительно прочитать художественный текст (общее для всех форматов экзамена). Насколько известно мне, в этом задании будут предложены только прозаические тексты. Оговорено время на подготовку выразительного чтения – 1,5 мин.

Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить паузы, интонацию, правильно поставить ударение в словах.

Это задание оценивается 3 баллами.

2 задание состоит из двух частей: 1) необходимо  описать предложенную фотографию определенной тематики. Под фотографией в помощь ученику предложен небольшой план для будущего высказывания. Кроме этого экзаменуемому необходимо будет ответить на ряд вопросов по данной теме.

Здесь проверяется монологическая речь с элементами диалога.

2) диалог с другом или учителем, или условный диалог с компьютером. Ученикам предложат обсудить в парах или с учителем определенную тему для беседы, ответить на вопросы, высказать свою точку зрения. Здесь необходимо учащимся правильно реагировать на реплики собеседника.

Время на подготовку – 2 мин. Оцениваются данные задания 10 баллами.

3 задание: монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику. Задание этой части похоже на второе задание.

Тематические направления для 2 и 3 части определены следующие:музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби. Я думаю, что данные темы соответствуют возрастным особенностям детей данного периода. Другой вопрос возникает, насколько кругозор некоторых наших учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам. Поэтому задача учителей – филологов усложняется, пока разрабатываются возможные варианты проведения Устной части ОГЭ, отрабатывается система оценки, с детьми необходимо начать подготовку к утвержденной форме экзамена.

Из всех предложенных заданий большинство учеников не испытывают особой трудности при прочтении художественного текста. Ведь формирование правильного чтения, выработка у читающего определенного уровня навыков, связанных с произносительной культурой, все это отрабатывалось с начальных классов, поэтому стоит с будущими выпускниками вспомнить компоненты выразительной речи. Что такое интонация (тон голоса),  сила голоса, темп и мелодика речи, логическое ударение, паузы, ритм речи? Упражнения такого типа встречаются в учебниках старших и средних классов, например, «Учебник русского языка 8 класс под ред. М.М. Разумовской» упр. 180, 181.

Кругом все сверкало, / переливалось, / искрилось: // самовар, / чернильницы, /

татарские туфельки, / бутылки шампанского, / рупоры граммофонов, / будильники,

/ мандолины, / мясорубки //. (К. Федин).

Здесь же в рубрике «Возьмите на заметку!» читаем: «Предложения с обобщающим словом перед однородными членами имеют яркую интонационную особенность: после обобщающего слова необходима пауза ( //), голос заметно понижается или повышается перед той частью предложения, где на письме ставится двоеточие. Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления».

На первых этапах вместе с учащимися в предложенных текстах простым карандашом выполняем необходимые пометы, проставляем ударение в словах, объясняем значение слов. После такой предварительной работы над текстом учащиеся не допускают или сводится к минимуму количество ошибок в произношении, правильном проговаривании окончаний слов, интонационно верно расставляют логическое ударение.

В дальнейшей работе по формированию и развитию выразительного чтения тексты можно подбирать как в самих учебниках русского языка, так и в учебниках – хрестоматиях по литературе. Надо только внимательнее присмотреться к упражнениям и соответствующим образом построить работу на уроке.

Неоценимую помощь нам могут оказать аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи, учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведется подготовительная работа сразу к двум экзаменам.

Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, я считаю, необходимо познакомить учащихся и с системой оценивания экзаменационной работы. Для удобства критерий проверки первого задания я оформила вот в такую таблицу.

Критерии оценивания выразительного чтения

Выразительность речи

1

Экзаменуемый сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов

1

Экзаменуемый не сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов.

0

Правильность речи (Соответствие речи языковым нормам)

2

Речь правильная (соответствует языковым нормам): отсутствует искажение слов (или допущена 1 ошибка), ударение в словах поставлено верно (или допущена 1 ошибка). Интонация передаёт пунктуацию текста (или допущена 1 ошибка). Темп чтения высокий.

2

Речь правильная (соответствует языковым нормам), но присутствует искажение слов (допущены 2-3 ошибки), и/или в постановке ударения допущено 2-3 ошибки, и/или интонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 2-3 ошибки. Темп чтения высокий.

1

Речь содержит значительные ошибки ( частично соответствует языковым нормам): присутствует искажение слов (более 3 ошибок), в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста (допущено более 3 ошибок). Темп чтения невысокий. Понимание речи затруднено.

0

Максимальное количество баллов за всё задание

3

Ученики имеют возможность оценить свое чтение и своего одноклассника, проанализировать допущенные ошибки.

Я надеюсь, что предложенные формы и приемы работы по формированию выразительного чтения станут полезны учителям, работающими с выпускниками, окажут методическую помощь в подготовке к предстоящему экзамену.

Успехов на экзамене!

Источники информации:

  1. Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 11-е изд., М. : Дрофа, 2012

  2. http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/53577-prezentaciya-ustnoy-modeli-gia-po-russkomu-yazyku.html

  3. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2181108-chto-vhodit-v-ustnuju-chast-oge-po-russkomu-2017.html

  4. http://www.fipi.ru/about/news/rosobrnadzor-provel-obsuzhdenie-rezultatov-pilotnoy-aprobacii-podhodov-k-provedeniyu-ustnoy-chasti

  5. http://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2016/06/i.p.-cybulko.pdf

  6. http://www.proshkolu.ru/user/alova57/blog/553050/

infourok.ru

МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ ПО ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ УСТНОЙ ЧАСТИ ОГЭ (15 вариантов)

16.12.2018 —  Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

 

16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

 

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

 

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

 

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ  работа по написанию  нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

 

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

 

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

 

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

 

22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.

 

15.01.2017ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>

ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

 

xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Подготовка к Устной части ГИА по русскому языку. Задание 2.1

НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…

еще… КОММЕНТАРИИ
еще… Да, мы еще в профсоюзе! А как на нас зарабатывают, простите за незнание… Да уж где брать молодых специалистов! Наставлять уже некого, зарплату бы прибави… Да, точно! Разве это новость! Какие молодцы, Ваши девушки! С удовольствием послушала их чистые голоса. Примите… Как раз вовремя Ваши грамоты получились, Елена Владимировнаь! У меня конкурс лит… Молодцы! Пусть порадуются эти дети! И ваши открытки им будут очень приятны!

ОГЭ по русскому языку

• 9 класс
• повторение, систематизация , статья
14.03.2017
Материалы данной статьи призваны помочь учителю осмыслить новую форму экзамена, правильно и эффективно построить подготовительную работу на данном этапе.

Тренировочные задания, использование речевых клише, фотографий с небольшим планом для высказывания и набором соответствующих вопросов, справочный материал, критерии оценки монологической речи будут способствовать более глубокому и прочному усвоению учащимися материала.

Предложенные формы и приемы работы станут полезны учителям, работающими с выпускниками, окажут методическую помощь в подготовке к предстоящему экзамену.

© Михайлова Елена Владимировна Михайлова Елена Владимировна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

По кнопке ниже вы можете скачать Подготовка к Устной части ГИА по русскому языку. Задание 2.1 категории ОГЭ по русскому языку бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Документ является статья.



Скачать материал 1.0Mb
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!
Рекомендации:

Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

brestel #1 | 15.03.2017 | 08:31 | 0

Елена Михайловна, спасибо за материал для подготовки устной части!


GOR154 #2 | 15.03.2017 | 15:20 | 0

Благодарю за ОЧЕНЬ нужный материал!


Уважаемые коллеги, спасибо за комментарии. Мне бы хотелось услышать Ваше мнение о качестве материала: достаточный ли объем, оправданы ли применяемые приемы и т.д. Экзамен новый, как вести подготовку, что получается, что не получается. А то тут варишься один в собственном соку.


evgenia #4 | 15.03.2017 | 19:26 | 0

Елена Михайловна, спасибо, материал очень полезный. Вы взяли за основу Демоверсию с ФИПИ и разработали свои задания по теме «Музей». Обязательно воспользуюсь вашей разработкой. Вы правы, готовить 9-классников к устному экзамену трудно. Хотелось бы, чтобы разработчики дали возможность ознакомиться с темами устных выступлений. Не все ребят могут экспромтом поддержать беседу на ту или иную тему.


Тематическиенаправления для 2 и 3  части определены
следующие: музыка, музеи, театры,
кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби.


Спасибо за материал для подготовки устной части ОГЭ! На днях сдавали пробный ОГЭ по русскому языку. Тяжело дается сочинение, а тут еще устную часть введут.


Мои тоже писали пробник, есть двойки. Какое сочинение чаще всего выбирают ваши дети? Мои пишут  15.2 или 15.3. Не нравится им 15.1 почему-то. Прошлые выпускники первое сочинение, наоборот, почти все выбирали.


Из 33 учащихся трое не писали вообще, двое выбрали 15.1, остальные в равных долях — 15.2 и 15.3.


Я с волнением ожидаю эту Устную часть, получается, что на следующий год 2 раза дети будут сдавать экзамены по русскому языку. На подготовку каждого отводится полгода. Как же это успеть? У детей, кроме русского, есть ещё и другие предметы.


К большому сожалению, нас с Вами НИКТО и НИКОГДА не поймет.


Я уже почти смирилась, что нас не слышат. А о детях кто-нибудь подумает? Если уж так необходимо ввести данный экзамен, у нас есть 10 класс, дети постарше, свободные, без экзаменов. А девятиклассники итак перегружены? У нас их даже от внеклассных мероприятий не освобождают, консультации ведем, подстраиваясь под их мероприятия.


Елена Михайловна, спасибо Вам за очень нужный ресурс!


easyen.ru

Рабочая программа элективного курса «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку:

Рабочая программа элективного курса «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Автор: Рукавицына Татьяна Григорьевна

Организация: МБОУ ООШ с. Усть-Ужеп

Населенный пункт: Республика Тыва, с. Усть-Ужеп


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственная итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Курс по выбору «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 20 часов. 

Содержание данного курса ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у обучающихся основной общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:

  • извлекать информацию при аудировании и чтении;

  • адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;

  • создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;

  • соблюдать в речи основные языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические)


Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать уровень компетентности. Очевидно, что выполнение заданий устной части требует от обучаемого не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.
Новизна данного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 — 9 классах.
 Цель курса по выбору– подготовить девятиклассников к успешномувыполнению устной части ОГЭ

В задачи данного курса входит обучение:

  • способам понимания текста; 

  • способам выражения понимания чужого; 

  • способам выражения собственной позиции; 

  • умению отвечать на вопросы и строить речь исходя из ситуации

  • уметь рассуждать с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.                

Формы работы:   коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная устная работа

 На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, слов трудных к произношению) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности, приобрести устойчивые навыки).

Содержание

Устная часть   ОГЭ в 9 классе – это чтение текста вслух и ответы на вопросы. Пересказ – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Все задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры человека. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

Домашнее задание

Дата

1

Структура работы. Знакомство с демонстрационным вариантом .

1

Лекция. Практикум

2

Критерии оценивания чтения вслух.

Признаки выразительного чтения. Правильность чтения. Знаки препинания.

1

Составление памятки к выразительному чтению научно-популярного текста.

3

Отработка навыка выразительного чтения.

1

Работа над текстами разных типов

4

Практикум по выразительному чтению.

1

Сам. работа

5

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведенного высказывания. Критерии оценивания правильности речи.

1

Лекция. Практикум

6

Практикум по пересказу научно-популярного текста с включением приведенного высказывания

1

Сам. работа

7

Практикум по выразительному чтению и пересказу научно-популярного текста с включением приведенного высказывания

1

Лекция. Практикум

8

Критерии оценивания монологического высказывания..

1

Упражнения для развития монологической речи

9

Функционально-смысловые типы речи

1

Лекция. Практикум

10

Синтаксические конструкции для описания

1

Лекция. Практикум

11

Практикум по составлению монологического высказывания ( описание фотографии).

1

Сам. работа

12

Схема построения и синтаксические конструкции повествовательного текста.

1

Лекция. Практикум

13

Практикум по составлению монологического высказывания ( повествование).

1

Лекция. Практикум

14

Схема построения текста-рассуждения.

1

Словарная работа по темам

15

Синтаксические конструкции рассуждения.

1

Создание текстов

16

Составление монологического высказывания ( рассуждение).

1

Создание текстов

17

Критерии оценивания диалога. Речевые клише .

1

Взаимооценка по критериям

18

Практикум. Отработка умения вести диалог на заданную тему.

1

Взаимооценка по критериям

19

Составление монологического высказывания ( по выбору учащегося) и отработка умения вести диалог.

1

Взаимооценка по критериям

20

Практикум. Работа с текстом.

1

Алгоритмы построения текстов разных типов речи

21

Коррекция результатов пробного экзамена

1

Анализ

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *