Какой сейчас год по еврейскому календарю? Календарь Евреев …
По еврейскому календарю сейчас год 5778 от Сотворения мира.
Этот год начался 21-22 сентября 2017 года (1-й и 2-й день месяца Тишрей по еврейскому календарю) и будет продолжаться до 9 сентября 2018 года (29-й день месяца Элул).
Главная еврейская книга Тора (или Ветхий Завет) ведёт летоисчисление от Сотворения мира. Рош-а-Шана (или Голова, Начало Года на иврите) –еврейский Новый Год – соответствует шестому дню Творения – дню, когда был создан Человек. Этот день также считается Днём Суда, когда Творец определяет, как пройдёт наступающий год для всех живущих, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей. Ежегодно люди предстают перед судом Всевышнего, в ходе которого каждый должен дать отчет за минувший год и раскаяться в совершённых дурных поступках. История еврейского календаря началась задолго до нашей эры. Когда была установлена дата Рождества Христова, с которой и началось летоисчисление христианского календаря, к этому времени по еврейскому летоисчислению наступил уже 3760 год. Чтобы получить дату по еврейскому календарю, нужно к общепринятому теперь международному летоисчислению прибавить (в зависимости от времени года) 3760 лет или 3761 год. Тогда и получится текущий 5778 год по еврейскому календарю.
Согласно иудаизму, первый месяц года в календаре — Нисан, с которого идёт отсчёт всех религиозных праздников. Однако счёт лет идёт начиная с 7-го месяца (Тишрей), когда отмечается Рош Ха-Шана.
—————————————-
Еврейский год | Григорианские годы | Високосный | Правильный, достаточный или недостаточный | Григорианская дата 1 тишри | День недели |
---|---|---|---|---|---|
5760 | 1999—2000 | Да | Достаточный | 11 сентября 1999 | суббота |
5761 | 2000—2001 | Нет | Недостаточный | 30 сентября 2000 | суббота |
5762 | 2001—2002 | Нет | Правильный | 18 сентября 2001 | вторник |
5763 | 2002—2003 | Да | Достаточный | 7 сентября 2002 | суббота |
5764 | 2003—2004 | Нет | Достаточный | 27 сентября 2003 | суббота |
5765 | 2004—2005 | Да | Недостаточный | 16 сентября 2004 | четверг |
5766 | 2005—2006 | Нет | Правильный | 4 октября 2005 | вторник |
5767 | 2006—2007 | Нет | Достаточный | 23 сентября 2006 | суббота |
5768 | 2007—2008 | Да | Недостаточный | 13 сентября 2007 | четверг |
5769 | 2008—2009 | Нет | Правильный | 30 сентября 2008 | вторник |
5770 | 2009—2010 | Нет | Достаточный | 19 сентября 2009 | суббота |
5771 | 2010—2011 | Да | Достаточный | 9 сентября 2010 | четверг |
5772 | 2011—2012 | Нет | Правильный | 29 сентября 2011 | четверг |
5773 | 2012—2013 | Нет | Недостаточный | 17 сентября 2012 | понедельник |
5774 | 2013—2014 | Да | Достаточный | 5 сентября 2013 | четверг |
5775 | 2014—2015 | Нет | Правильный | 25 сентября 2014 | четверг |
5776 | 2015—2016 | Да | Достаточный | 14 сентября 2015 | понедельник |
5777 | 2016—2017 | Нет | Недостаточный | 3 октября 2016 | понедельник |
5778 | 2017—2018 | Нет | Правильный | 21 сентября 2017 | четверг |
5779 | 2018—2019 | Да | Достаточный | 10 сентября 2018 | понедельник |
5780 | 2019—2020 | Нет | Достаточный | 30 сентября 2019 | понедельник |
5781 | 2020—2021 | Нет | Недостаточный | 19 сентября 2020 | суббота |
zapisitetereva.blogspot.com
Еврейский Новый Год — это… Что такое Еврейский Новый Год?
Рош Ха-Шана ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה | |
---|---|
Шофар, сделанный из рога барана | |
Тип | Еврейский |
иначе | Еврейский Новый год |
также | Йом Ха-Дин / Йом Труа |
Значение | Начало нового еврейского года |
Установлен | Сотворение мира / из Торы |
Отмечается | евреями |
в период с | 1 тишрей |
по | 2 тишрей |
В 2008 году | с вечера 29 сентября — вечер 1 октября |
Празднование | синагога, семья |
Традиции | Молитва в синагоге, шофар. Запрет работы. Традиционная еда: круглая хала, яблоки с мёдом, голова рыбы, гранат. |
Связан с | Йом Киппур |
Рош Ха-Шана (ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה, букв. «голова года») — еврейский Новый год, празднуемый в первый и второй дни месяца тишрей (тишри) по еврейскому календарю (выпадает на сентябрь–октябрь). С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года.
В Танахе первым месяцем года считается весенний месяц авив, позднее названный нисан, когда евреи вышли из Египта. Праздник же первого дня седьмого месяца тишрей назван днём «священного собрания», когда положено не работать, трубить в трубы и совершать жертвоприношения (Лев.23:23–25; Чис.29:1–6).
В седьмой месяц (тишри), в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание |
Праздник первоначально длился один день, двухдневное празднование связано с трудностью точно определить новолуние.
Рош Ха-Шана и Йом Кипур относятся к числу наиболее важных еврейских праздников.
Значение праздника
Установление 1-го тишрей религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано с тем, что в этот день Бог судит весь мир[2]. Считается также, что в этот день на небесах предопределяется доход каждого человека в наступающем году[3]. Согласно рабби Элиэзеру, мир был сотворён в месяце тишрей[4].
В эти дни, учит еврейская традиция, на небесах выносится решение: кому — жить, а кому — умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Творца. В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее, искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник.
В эти дни еврей отдаёт самому себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу.
С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния, называемые «Дни Трепета» или «Десять дней раскаяния», заканчивающиеся Йом-Кипуром.
Законы праздника
Праздничный стол, сервированный традиционными блюдами
В первый вечер Рош Ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни. Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую халу), над которым было произнесено благословление, в мёд, чтобы наступающий год был сладким; существует также обычай на Рош Ха-Шана есть яблоки с мёдом.
Слова пророка Михи:
Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши |
легли в основу обряда ташлих: после полудня (в первый день Рош Ха-Шана или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, источника или у моря и произносят этот стих, равно как и другие библейские тексты и покаянные гимны и молитвы. Этот обряд не упоминается в Талмуде, т.к. он более позднего происхождения.
Праздничная литургия
Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве. Молитвы, читаемые в Рош Ха-Шана, должны содержать десять библейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего всё, и десять текстов, в которых упоминается шофар (бараний рог), один из существенных атрибутов празднования Рош Ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.[5]
Во время литургии Рош Ха-Шана в синагоге в первый день читают Быт.21 и в качестве
Характерная черта празднования Рош ха-Шана — трубление во время синагогальной службы в шофар. Это действие истолковывают как вызов на суд или призыв к покаянию.
Дни на которые приходится Рош Ха-Шана
Сноски и источники
- ↑ Мишна, Рош ха-Шана 1:1
- ↑ Мишна, Рош ха-Шана 1:2
- ↑ Беца 16а
- ↑ Талмуд, Рош ха-Шана 10б–11а
- ↑ Мишна, Рош Ха-Шана 4:5–6
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dal.academic.ru
Еврейский календарь на 5779-5780 / 2019 год, даты праздников
Еврейский календарь на 5779 и 5780 год (2019)
Еврейский календарь на 2019 год (5779-5780)
Еврейский календарь имеет особенное значение также и в жизни еврейских мессианских общин. Годовой цикл праздников, цикл чтения Торы по недельным главам — все это призвано систематизировать и привести в порядок духовную жизнь новозаветнего верующего.
Надеемся, что этот календарь еврейских праздников на 2019 год поможет вам следить за периодами библейских еврейских праздников, праздников Израиля, библейских постов, расписанием чтения недельных глав Торы и некоторыми другими важными датами.
Можно скачать и сохранить данный еврейский календарь, или распечатать его.
И, конечно, если этот календарь понравился вам — не забудьте поделиться им с друзьями! 🙂
Еврейские праздники и памятные даты 2019 / 5779-5780 года:
- Международный день памяти жертв Холокоста — 27 января (21 швата 5779)
- Ту биШват — 21 января (15 швата 5779)
- Пост Эстер — 20 марта (13 адара II 5779)
- Пурим — 21 марта (14 адара II 5779)
- Песах — 20 апреля (15 нисана 5779) (с вечера 19 апреля до вечера 27 апреля)
- Йом а-Шоа — День Катастрофы — 2 мая (27 нисана 5779)
- Йом ха-Ацмаут — День независимости Израиля — 9 мая (4 ияра 5779)
- Песах Шени — 19 мая (14 ияра 5779)
- Йом-Йерушалаим — День Иерусалима — 2 июня (28 ияра 5779)
- Шавуот — 9 июня (6 сивана 5779)
- Пост 9 Ава — 11 августа (10 ава 5779) (перенесен с шаббата)
- Рош аШана — 30 сентября (1 тишрея 5780)
- Йом Киппур — 9 октября (10 тишрея 5780)
- Суккот — 14 октября (15 тишрея 5780) (с вечера 13 октября до вечера 20 октября)
- Шмини Ацерет — 21 октября (22 тишрея 5780)
- Симхат Тора — 22 октября (23 тишрея 5780)
- Ханука — 23 декабря (25 кислева 5780) (с вечера 22 декабря до вечера 30 декабря)
Календарь 2019 (5779-5780) на каждый месяц с еврейскими датами и основными праздниками:
январь / тевет — шват
февраль / шват — адар I
март / адар I — адар II
апрель / адар II — нисан
май / нисан — ияр
июнь / ияр — сиван
июль / сиван — таммуз
август / таммуз — ав
сентябрь / элуль — тишрей 5780
октябрь / тишрей — хешван 5780
ноябрь / хешван — кислев 5780
декабрь / кислев — тевет 5780
Телеграм канал @ieshua.org
Donate / пожертвоватьПодписывайтесь:
ieshua.org
Еврейский Новый год в 2018 году (Рош Ха-Шана)
class=»eliadunit»>В еврейской традиции существует несколько дней, в которые отмечается пришествие Нового года, но лишь один из этих праздников похож по значению на привычный европейскому человеку. Именуется он Рош Ха-Шана – двухдневное праздничное событие, знаменующие перемену календарных дат и начало Нового года по еврейскому календарю. Данное мероприятие имеет очень интересные традиции и необычную смысловую нагрузку.
Когда празднуется еврейский Новый год в 2018 году
Не все народы придерживаются григорианского календаря, существуют культуры, которые обращают свое внимание на движение ночного светила – Луны, именно такой культурой является иудейская, календарь которой ориентирован на лунные сутки. Наступление нового календарного года в странах с данным летоисчислением начинается в сентябре (октябре). Данное событие очень похоже на известный нам Новый год, отмечаемый с 31 декабря на 1 января, но по солнечному календарю он не имеет фиксированной даты празднования и каждый год отмечается в разное время. В иудаизме, Рош Ха-Шана отмечается в первые два дня месяца тишрей, таким образом в 2018 году, согласно еврейскому календарю, евреи будут отмечать наступление нового 5779 года в период с 9 по 11 сентября.
Суть и традиции Рош Ха-Шана
В еврейской культуре, на праздник Рош Ха-Шана принято отмечать не просто смену одного года другим, а перемену жизненного этапа в судьбе каждого человека. Многие евреи стараются придерживаться определенной выбранной ими колеи, которая ведет их к некоторой цели. Для каждого, безусловно, это собственное решение – к какой цели идти, но если это дело доброе, способное принести пользу людям, спокойствие и умиротворение в душу самого человека, то Бог будет помогать ему на непростом жизненном пути, поэтому требуется постоянно корректировать свои мысли и поступки на протяжении всего года, чтобы постоянно приближаться к намеченной цели.
Перед наступлением еврейского Нового года 2018, каждого еврея настигнет определенный период, который по-русски называется «прощение». В это время следует осмыслить насколько прошлый год прошел плодотворно, приблизил личность к разгадке существования, к Богу и к высшим идеалам и понять, в каком направлении стоит двигаться дальше.
class=»eliadunit»>Главные блюда на еврейский Новый год 2018
Одним из главных блюд на новогоднем иудейском столе становится голова рыбы. Этим евреи пытаются показать, что главное в жизни – это умение мыслить, пользоваться головой. У рыбы нет рук, а значит, дела, совершенные руками – не первостепенная задача, и именно мысли творят человека и его судьбу, а только после этого уже воплощается в жизнь с помощью рук. Праздничная трапеза начинается с поглощения очищенного яблока в меду, как символ запретного плода, который стал причиной появления человека в том мире, в котором мы живем сейчас. Окунание фрукта в мед олицетворяет исправление свои эгоистических и животных первоначал.
Новый год для евреев – это глубокий философский праздник. В который каждый человек имеет возможность измениться к лучшему и помочь это сделать другим.
godzagodom.com
class=»eliadunit»>gorskie.ru
Еврейский Новый год 2017 | какого числа
Рош Ха-Шана или еврейский Новый год 2017 – это дата отсчета летоисчисления, время, когда перелистывается последний листок календаря и начинается следующий, новый год. Что такое Рош Ха-Шана, каковы традиции и обычаи, с ним связанные, какого числа еврейский Новый год 2017 года вы узнаете из нашей статьи.
Еврейский Новый 2017 год
Как вам, несомненно, известно, большая часть жителей планеты живет по григорианскому календарю, где за очку отсчета принята дата рождения Спасителя – Рождество Христово, и часто мы так и пишем – год до Р.Х. или год после Р.Х. Однако евреи, исповедующие иудаизм, отсчитывают начало эпохи иначе – точкой старта служит момент сотворения мира. В связи с этим и летоисчисление, и годовой календарь выглядят иначе. Так, 2017 год по григорианскому календарю будет соответствовать 5778 году с сотворения мира.
Дата отсчета нового года, так называемая нулевая точка года в еврейском календаре тоже иная. В привычном нам исчислении началам нового года считается середина зимы – 1 января. В еврейском же календаре новый календарный год начинается осень. Первый месяц нового года в иудейском лунно-солнечном календаре носит название тишрей, и еврейский Новый год отмечается первого и второго тишрея.
Так как как еврейский календарь прочно увязан с лунным циклом, то четкой фиксации праздничной даты в современном григорианском календаре нет. Тишрей как правило выпадает на осень, точнее, на сентябрь, реже – октябрь, и каждый год дату праздника приходится вычислять заново.
Еврейский Новый год в 2017 году отмечается с вечера 20 сентября по 22 сентября.
Традиции праздника
В иудаизме праздник Рош Ха-Шана символизирует собой день сотворения человека. Считается, что Бог создал мир за семь дней, точнее, за шесть, а в седьмой он отдыхал. И на исходе шестого дня Бог сотворил первого человека, Адама. Этот день и стал точкой отсчета жизни, праздником Рош Ха-Шана.
В этот день Бог решает, кому предстоит умереть в наступающем году, кто достоин жизни, кого наградить, а кому положено наказание. Имена живущих Бог вписывает в Книгу жизни, а имена тех, кому суждено умереть, из этой книги вычеркивает; и дальнейшие события в наступающем году будут проходить согласно сделанным записям. Все поздравления в этот праздник начинаются с пожелания быть занесенным в Книгу жизни – это символизирует пожелание долголетия и всяческих благ.
На решения Бога могут повлиять молитвы, а потому посещение синагоги в праздничные дни для каждого правоверного обязательно. Такое верование предопределяет склонность верующих к раскаиванию и уходу от прегрешений, а потому ближайшие десять дней получили название Дней трепета или Дней покаяния. Спустя десять дней после Рош Ха-Шана наступает Йом-Киппур, День искупления или Судный день – еще один немаловажный праздник в иудаизме.
Помимо молитв в синагоге, этот праздник отличает еще ряд традиций. Так, в два дня еврейского нового года запрещена любая работа, даже самая незначительная вроде мытья посуды или уборки в доме.
Говоря о Рош Ха-Шана нельзя не упомянуть еще дну великолепную традицию – трубление в шофар. Шофар – инструмент, сделанный из рога крупного животного, чаще всего барана. Если сильно дуть в узкий конец рога, то на широком его конце рождается странный звук – громкий, пронизывающий, будоражащий. Трубление в шофар во время молитвы в синагоге означает призыв покаяться в своих грехах, отринуть заблуждения и повернуться лицом к Богу, милостивому и всепрощающему. Опять же звук рога означает начало нового года, начало времени праздника и считается приносящим удачу. Обычай требует, чтобы на Рош Ха-Шана каждый правоверный услышал звук шофара, потому принято трубить в рог не только в синагогах, но и в наиболее людных местах, там, где много иудеев. В Израиле на Рош Ха-Шана звук шофара можно услышать повсеместно – от школ до супермаркетов.Большое знание на Рош Ха-Шана имеет и первая трапеза. Свежий хлеб – халу, над которой обязательно должна быть прочитана молитва – принято разламывать руками и макать в жидкий мед. Такое угощение символизирует пожелание сладкой жизни в наступающем году. Альтернативой этому блюду могут быть яблоки с медом – благо праздник приходится на осень, время созревания этих ароматных и сладких плодов.
Читайте также:
Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
2017god.com
Еврейский календарь | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Оглавление
Еврейский календарь — солнечно-лунный [↑]
В основу еврейского года положены два принципа — цикл луны и цикл солнца.
Уже несколько тысяч лет назад еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
По солнцу отсчитывают дни, при этом день — это промежуток времени между заходами солнца. В каждых сутках — по определению — двадцать четыре часа.
По солнцу отсчитываются и годы. Помимо суточного цикла, у него есть годичный цикл.
Оно представляется нам удаляющимся от точки зенита в течение полугода — с середины лета до середины зимы, когда дни сокращаются, а ночи удлиняются, — и поднимающимся к зениту, начиная с середины зимы и до середины лета, когда удлиняются дни, а сокращаются ночи. С того момента, как солнце минует зенит, до того дня, когда оно снова возвращается в него, проходит — по определению — ровно год, равный приблизительно 365 дням и 6 часам.
Понятие месяца связано исключительно с понятием «фаз луны». С момента, когда на небе появляется новый месяц, и до того момента, когда, став полной и вновь ущербной, луна «рождается» вновь, проходит ровно месяц.
Понятие «солнечный месяц» не имеет смысла — солнечные «месяцы» ничем не отделены один от другого. Аналогично, для луны не существует «года».
Еврейский год состоит из 12-ти месяцев, начало которых устанавливается по новолунию («молад»). Продолжительность месяца определяется средним промежутком времени между новолуниями и составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа (29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3 и 2/3 секунды).
Первый день каждого месяца — новомесячье — называется «Рош Ходеш».
В эти дни в молитвы добавляют просьбу, чтобы месяц принес добро и счастье. Стараются провести эти дни радостно; принято устраивать семейные трапезы.
Итак, в еврейском календаре за основу приняты лунные месяцы, но приведены они к солнечному году, чтобы сезоны (зима, весна и т.д.) не смещались по месяцам, как это происходит в чисто лунных календарях (например, у мусульман).
Когда Тора заповедала Израилю освящать начала месяцев и первым месяцем сделать Нисан («Этот месяц для вас — глава месяцев», см. книгу Шмот, 12:2), она указала также: «Оберегай этот весенний месяц и совершай Песах Г-споду Б-гу твоему» (Дварим, 16).
Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны также следить за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.
Однако, как уже говорилось, солнечный год равен приблизительно 365 дням и 6 часам. Лунный месяц равен 29 дням 12 часам 44 минутам и 3 и 2/3 секунды. Если умножить это число на двенадцать, получится 354 дня, 8 часов, 48 минут и 40 секунд. До полного солнечного года не хватает 10 дней 21 часа 11 минут и 20 секунд.
Чтобы компенсировать накопившийся сдвиг, в еврейском календаре предусмотрены «високосные» года: после нескольких обычных лет к году прибавляют тринадцатый месяц.
Точность календаря: передача по традиции [↑]
Как известно, пока существовал Санhедрин [Синедрион — Великий суд], начало нового месяца устанавливалось по свидетельству двух очевидцев, заметивших момент появления новой луны.
Люди, которые видели новую луну, приходили в бейт-дин [еврейский суд] в Иерусалим и сообщали об этом. Требовалось не менее двух таких свидетелей. Их подробно расспрашивали, и, если ответы были убедительны, бейт-дин объявлял Рош Ходеш — начало нового месяца.
С другой стороны, в Талмуде, в трактате «Рош hа-Шана» (25а) сказано:
«Однажды двадцать девятого числа [одного] месяца небеса были закрыты облаками и показалось что-то вроде лунного серпа. Народ думал, что это начало месяца, и раввинский суд хотел объявить Рош Ходеш. Сказал рабан Гамлиэль: “Такое предание у меня от дома отца моего отца. Не может быть новой луны раньше, чем прошло двадцать девять с половиной дней и две трети часа и семьдесят три тысяча восьмидесятых части часа [половина дня — это полсуток, а в сутках — двадцать четыре часа, отсчитываемые по солнцу, ибо, как сказано, “солнце знает свой заход” — в отличие от луны]. Поэтому я не принимаю свидетелей — облачко им показалось луной”.
В тот день умерла мать у Бен-Заза, и рабан Гамлиэль держал большую речь. Не потому, что она была великим человеком, а для того, чтобы народ знал, что новый месяц не объявлен, — в новомесячье не говорят траурных речей».
Рабан Гамлиэль ясно сказал: «Такое предание… от дома отца моего отца». А откуда знали это отец его отца и их предки? От Моше. Моше же это знание получил прямо от Всевышнего.
Итак, у нас есть предание, гласящее, что Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29 дней 12 целых и 793 / 1080 часа (2 / 3 + 73 / 1080 = 793 / 1080).
Кроме того, у нас же есть предание, что за время, когда Земля совершит 19 оборотов вокруг Солнца (то есть за 19 солнечных лет) Луна сделает 235 оборотов (то есть пройдут 235 лунных месяцев). Сегодня эти 19 лет называют циклом Метона (по имени греческого ученого, впоследствии пришедшего к этой цифре в результате расчетов).
На этих двух преданиях и строится еврейский календарь.
Получается, что каждые 19 лет солнечное и лунное время как бы совпадают, то есть каждые 19 лет на ту же дату европейского календаря приходится определенная дата календаря еврейского.
Так, каждые 19 лет первый день Тамуза приходится на 13 июня (скажем, 1972 года, 1991 года и т. п.).
Иногда возникает смещение на день из-за того, что мы все время оперируем долями суток, а в действительности живем полными сутками.
По этой же причине и лунные, и солнечные месяцы бывают разной длины — не 29 дней с дробью, а 29 ровно — в одном месяце и 30 — в другом [в еврейском календаре первые называются «неполными», вторые — «полными»].
Полные и неполные месяцы [↑]
Полные и неполные месяцы обычно следуют друг за другом, чередуясь.
Если месяц — неполный, он продолжается 29 дней, а следующий за ним день — новомесячье, Рош Ходеш. В таком случае Рош Ходеш празднуется один день.
Если месяц «полный» (т.е. в нем 30 дней), то последний его день (30-й) тоже объявляется «Рош Ходеш» следующего месяца, у которого, таким образом, будет два дня «Рош Ходеш».
Обычно Тишрей — полный месяц, а Хешван — неполный, Кислев — полный, Тевет — неполный, Шват — полный, Адар — неполный, Нисан полный, Ияр — неполный, Сиван полный, Тамуз — неполный, Ав — полный, Элул — неполный.
Почти всегда за полным месяцем следует неполный. Все праздники, кроме одного, приходятся на полные месяцы. Осенние праздники — на Тишрей, праздник Ханука — на Кислев, Новый год деревьев (Ту би Шват) — на Шват, Песах — на Нисан, праздник Шавуот — на Сиван. На полный месяц приходится и Девятое Ава — день, который в будущем превратится в праздник.
Только Пурим празднуют в неполном месяце Адаре, но он установлен в память о событиях, происшедших за пределами Эрец Исраэль.
Почему полные и неполные месяцы чередуются? Вспомним, что продолжительность лунного месяца — 29 дней 12 часов 44 минуты и три с лишним секунды. А поскольку месяц, как требует того Тора, состоит из целого числа дней (она называет его «месяцем дней»), то, чередуя полные и неполные месяцы, мы восполняем двенадцать часов до суток, отнимая эти часы у неполного месяца и присоединяя их к полному.
Поскольку и в этом случае все же остается избыток — лишние сорок четыре минуты с лишком — с течением времени он накапливается и становится сравнимым с сутками. Чтобы уравновесить этот накопившийся избыток, два месяца подряд — Хешван и Кислев — дважды на протяжении девятнадцатилетнего цикла объявляются полными.
Что же касается високосных лет, то первый месяц Адар всегда бывает полным, а второй — Адар шени — всегда неполный. Новомесячье первого Адара, соответственно, продолжается один день, а второго — два дня. Рош Ходеш месяца Нисан всегда празднуется один день.
Високосные годы в 19-летнем цикле [↑]
Если разделить 235 месяцев на 19 лет, мы получим 12 месяцев в году и остаток в 7 месяцев.
Значит, чтобы закрепить месяцы по временам года (как это получается в солнечном календаре), надо установить 12 обычных лет по 12 месяцев и 7 високосных — по 13 месяцев. 144 (12 X 12) и 91 (7 X 13) в сумме — 235. На 19 солнечных лет будут приходиться 12 обычных и 7 високосных лунных лет.
Как распределить 7 високосных лет в девятнадцатилетнем периоде с минимальной погрешностью?
Разница между продолжительностью обычного солнечного года (примерно 365 дней и 6 часов) и обычного лунного года (примерно 354 дня) — около 11 дней. За 3 года она составит 33 дня, то есть около месяца. В течение 6 лет разница составит 11 X 6=66 дней (точнее, 65 с небольшим). Через 8 лет отставание от солнечного года образует уже неполных 88 дней. И так далее. Именно в эти годы удобнее всего добавить по месяцу.
Так евреи и поступили — третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы они сделали високосными. И праздник Песах всегда остается весенним месяцем.
В високосном году добавляется тринадцатый месяц — «Адар бет» — дополнительный месяц Адар. В этом случае первый Адар («Адар Алеф») содержит 30 дней, а второй («Адар бет») — 29.
Но если мы можем пользоваться такими расчетами, зачем нам свидетели?
Это сложный вопрос, на который мы сейчас отвечать не будем. Отметим только, что эти два процесса: наблюдения и расчеты — всегда велись параллельно, а результат утверждался Большим Санhедрином.
Согласно Рамбану, тот, основанный на расчетах календарь, которым мы пользуемся сегодня, был утвержден последним действовавшим судом.
Кстати, цифра, которой рабан Гамлиэль определяет продолжительность лунного месяца, — обобщенная, поскольку промежуток между двумя новолуниями не всегда одинаков. По ряду причин он колеблется между 29,25 и 29,83 дня. Как ни ничтожна эта разница, за тысячелетия, однако, набежит немало! Значит, в календарных и астрономических расчетах без знания средней продолжительности лунного месяца не обойтись. И евреям она была известна по устному преданию.
Поразительная точность еврейской традиции [↑]
Надо сказать, что эту величину можно установить эмпирически. Разумеется, простое зрительное наблюдение за временем появления новой луны здесь не годится, потому что при этом нельзя ручаться за точность.
Ученые воспользовались двумя полными солнечными затмениями, совпавшими с новолунием и выбранными так, чтобы их разделял большой временной интервал (статистически значимое число месяцев).
Время появления новой луны в момент полного солнечного затмения можно указать точно. Такое случалось в истории пятнадцать раз. Тринадцать раз никто не уделил этому событию внимания. Но четырнадцатое затмение было предсказано Фалесом. Оно произошло в точно известное время: 28 мая 585 года до н. э. Пятнадцатое затмение произошло также в точно установленное время: 22 сентября 1968 года, т.е. спустя 932221,9 дня, или 31568 месяцев.
Разделив первую цифру на вторую, мы получим среднюю продолжительность лунного месяца. Она равняется 29,53059 дня, или 29 дням 12 часам 44 минутам 3 секундам.
Переведя часы, названные рабаном Гамлиэлем, в доли суток, мы получим цифру 29,5305941 — в точности равную цифре, названной в «Истории календаря и хронологии», из которой исходили ученые, рассчитывая полет на Луну!
Листая эту книгу, можно поразиться: всем народам без исключения время от времени приходится календарь «поправлять». И только у евреев ничто в календаре не меняется уже свыше 3300 лет. Это единственный такой календарь в мире!
У римлян каждые три-четыре года добавляли месяц мерцедоний, состоявший из 23 или из 24 дней. Это делалось произвольно и зависело от решения жрецов-понтификов, исходивших при этом из каких-то своих интересов.
Из современных календарей более или менее точен григорианский.
Несколько мнений о еврейском календаре [↑]
А вот несколько мнений о еврейском календаре.
Пишет раби Йеhуда hа-Леви (Кузари, 2:64): «Разве это не удивительно? Исчисление времени, которое было принято домом Давида и основано на наблюдении фаз луны, не подвергалось изменениям вот уже более тысячи лет. Для греческих и других систем исчисления потребовались поправки и добавления каждые сто лет, но наша система осталась неизменной, ибо в основе ее — пророчество».
Пишет раби дон Ицхак Абрабанель, министр финансов Испании конца XV века, крупнейший авторитет Торы (комментарий к книге «Шмот», 12): «Когда Птолемею рассказали о еврейском счете времени, он изумился и произнес: “Это доказывает, что было пророчество у евреев”».
Еврейские месяцы [↑]
Ниже приводим список еврейских месяцев с обозначением их «созвездий» (места на небосводе, где находится солнце в данном месяце) и примерным (очень примерным) соответствием грегорианскому календарю:
Месяц НИСАН — Овен (ТАЛЕ) — апрель
Месяц ИЯР — Бык (ШОР) — май
Месяц СИВАН — Близнецы (ТЕОМИМ) — июнь
Месяц ТАМУЗ — Рак (САРТАН) — июль
Месяц АВ — Лев (АРЬЕ) — август
Месяц ЭЛУЛЬ — Дева (БЕТУЛА) — сентябрь
Месяц ТИШРЕЙ — Весы (МОЗНАИМ) — октябрь
Месяц ХЕШВАН — Скорпион (АКРАВ) — ноябрь
Месяц КИСЛЕВ — Стрелец (КЕШЕТ) — декабрь
Месяц ТЕВЕТ — Козерог (ГДИ) — январь
Месяц ШВАТ — Водолей (ДЛИ) — февраль
Месяц АДАР — Рыбы (ДАГИМ) — март
toldot.ru
Еврейский Новый год 2017: традиции празднования Рош ха-Шана
Иудейский Новый год — Рош ха-Шана (ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה) — празднуют в память о сотворении мира. В этот день провозглашается царство Бога над всем миром.
По еврейскому календарю 5778-й Новый год отмечается в первый день месяца тишрей, в этом году он выпал на 21 сентября. С этого дня начинается отсчет нового года.
Начинается праздник 20 сентября вечером, так как в иудейском календаре все дни начинаются не с утра и не с полуночи, а с вечера накануне, с захода солнца.
Считается, что в этот день был создан первый человек на Земле — Адам. И в тот же день он нарушил данный ему Богом запрет, после чего был осужден и изгнан из Эдема.
Это был первый Рош ха-Шана, и тогда же свершился первый суд над человеком. С тех пор ежегодно в этот день Всевышний творит суд над человечеством. Согласно иудейской традиции, на небесах выносится решение: кому — жить, а кому — умереть. И молитвенные служения в эти дни должны повлиять на решение Творца.
Пребывая в молитве, верующие главным образом уделяют внимание покаянию и анализу своих поступков — отдают самому себе и Создателю духовный отчет за все свои поступки, слова и мысли за уходящий год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, и как вернуться к Богу.
С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния, которые называются «Дни Трепета» или «Десять дней раскаяния», заканчивающиеся Йом-Кипуром (Судный день)
Теперь немного о традициях празднования иудейского Нового года.
В первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в «Книгу жизни», куда Всевышний записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год.
«Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши». (Михея 7:19)
Эти слова пророка Михея легли в основу обряда, который называется ташлих: после полудня (в первый день Рош ха-Шана или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, источника или у моря и произносят этот стих, также как и другие библейские тексты и покаянные гимны и молитвы.
Как говорится в Талмуде, в этот день все без исключения люди проходят пред Творцом, «словно овцы перед пастухом, когда тот пересчитывает свое стадо». Поступки каждого человека тщательно анализируются, и ему выносится соответствующий приговор.
Поэтому Рош ха-Шана — это не праздник в обычном смысле слова. Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на милосердие Бога, который любит и жалеет Своих детей и желает, чтобы они были оправданы на суде.
Вместе с тем Рош ха-Шана отличается особой атмосферой серьезности и некой тревоги. Поэтому в эти дни не следует развлекаться, гулять, не рекомендуется спать днем, и даже ночью желательно спать меньше обычного.
Также принято воздерживаться от супружеской близости в обе ночи Рош ха-Шана. Надо как можно больше времени уделить молитве, изучению Торы и чтению псалмов. В Рош ха-Шана не курят, хотя это и не запрещено законом.
Очень важная традиция этого праздника — слушать, как трубят в шофар, что символизирует коронацию Всевышнего как Владыки вселенной. Это обязательно делают в каждой синагоге и в каждой еврейской общине.
Шофар — это особым образом, обработанный бараний рог.
Почему именно этот музыкальный инструмент используется в праздновании? Для этого иудейская традиция просит обратить внимание на то, как был сотворен человек.
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Бытие 1:27)
«Бог создал человека из праха и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душой живою» (Бытие 2:7)
То есть человек создан из праха и дыхания Бога, что означает, что в нем есть и самое низкое, и самое высокое. У человека есть сила подняться ввысь и стать подобным Богу — и сила пасть вниз.
При этом Бог дает свободу воли, так что человек может творить и самые низкие, и самые возвышенные дела. Этот выбор встает перед человеком постоянно — каждый день, каждый час. Этот постоянный нелегкий выбор и символизирует звук шофара.
До того, как протрубят в шофар, не едят и не пьют. Слушают звуки шофара стоя.
Что касается еды на Рош ха-Шана, то в эти дни принято есть сладкое и не едят горького и соленого — это как бы пожелание того, чтобы наступающий год стал добрым и сладким.
В канун первого дня праздника свечи зажигают за 18 минут до заката солнца, а в канун второго — вечером, когда выходят звезды. В семье право внести в дом свет праздника отдается женщинам. Замужние зажигают по две (или более) свечи, а незамужние — по одной.
В каждый из двух вечеров праздника и в каждый из двух его дней устраивается праздничная трапеза, начинающаяся произнесением благословения на хлеб. На этих застольях собирают всю семью, а также приглашают гостей.
Как и во все праздники, каждая из трапез начинается с кидуша — благословения праздника, произносимым над бокалом вина или виноградного сока. Этот ритуал проводится дважды в день — в вечернее время и до рассвета, а также днем после молитвы и до заката.
Все блюда вечерней трапезы символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году.
На стол подается рыба — символ плодородия; голова барана (или рыбы) — знак первенства, успеха и процветания; овощи и фрукты — в надежде на обильный урожай; морковь — кружочками по форме и по цвету напоминающими золотые монеты, круглая сладкая хала(специальный праздничный хлеб) с изюмом — чтобы год принес здоровье и достаток; жирное мясо и различные деликатесы.
В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед — чтобы год был «сладким» и счастливым.
В Рош ха-Шана принято также есть гранат, который полон зернышками. При этом говорят: «Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната».
Считается, что чем вкуснее будет новогодняя трапеза, тем слаще пройдет наступающий год.
podrobnosti.ua